Тотальный диктант

Рекламный слоган одной авиакомпании гласит: «Мы летаем там, где есть небо!» Переформулируя этот лозунг, на втором десятилетии существования Тотального диктанта мы можем сказать: «Диктант пишут везде, где есть интернет!»

Проект Орфограммка принимает активное участие в благом деле повышения грамотности пишущих по-русски.

Во-первых, возможность написать диктант (любую его часть или несколько частей) имеют все, кто не может прийти лично в официальный пункт ТД в силу географических, транспортных, организационных и прочих причин. Во-вторых, Орфограммка проверит написанное сразу же, не придётся ждать несколько дней, чтобы узнать, молодец ты или так себе, не очень. Результат будет предъявлен в виде точных цифр: орфографических ошибок столько-то, пунктуационных - столько-то. К этому прилагается полный разбор всех ошибок, причём разбор со ссылками на самые авторитетные справочники. А в-третьих, можно задать вопрос лингвистам по поводу любого сложного случая из текста диктанта, а в случае несогласия подать апелляцию.

Экспертная комиссия, состоящая из профессиональных лингвистов, докторов и кандидатов филологических наук, буквально «под лупой» разбирает текст диктанта на элементы, где хотя бы теоретически возможна ошибка. А программисты, создатели Орфограммки, разработали систему автоматической проверки этого текста, причём практически мгновенной проверки.

Вчера в 800 городах по всему миру прошёл Тотальный диктант - ежегодная бесплатная акция, организуемая с целью популяризации грамотности. За участие в ней не дают грамот и подарков, в ней нет победителей и проигравших, в ней может принять участие любой желающий и проверить свои знания.

Регистрация на сайте элементарная, личный кабинет содержит минимум информации. Можно зарегистрироваться и через социальные сети, например, вконтакте.

Вообще Тотальный диктант организуют уже более 10 лет, но активно продвигать его в массы стали только в последние годы. А большую популярность он стал набирать с тех пор, как появилась возможность участвовать в режиме онлайн на сайте. Я хотела принять участие в Тотальном диктанте ещё в прошлом году, но руки так и не дошли до компьютера, чтобы узнать подробности. В этом году я довела дело до конца и написала диктант.



Тотальный диктант можно писать на выделенных площадках вашего города, среди которых могут быть школы, университеты, библиотеки. Там вам предложат писать диктант ручкой на специальных бланках, которые вы сдадите на проверку после окончания диктанта. Со списком площадок можно ознакомиться на сайте акции.



Если возможности или желания ехать на площадку нет, диктант можно написать и не выходя из дома - на сайте . В этом случае вы печатаете текст под диктовку из онлайн-трансляции, а в конце отправляете его на проверку нажатием кнопки. Рядом с полем для ввода будут окошки с прямыми трансляциями.

Мне понравилось, что сегодня писали диктант даже в небе! На десяти рейсах одной из авиакомпаний России сегодня тоже раздавали бланки для диктанта и зачитывали текст. Очень прикольно)

Тотальный диктант 8 апреля 2017 года писали в три захода: в 8:00, 11:00 и 14:00, с поправкой на часовые пояса. Тексты, естественно, были разные. Кстати, если в первые годы существования проекта диктовали отрывки из литературных произведений, то с 2010 года для Тотального диктанта составляются специальные тексты. Автором диктанта 2017 года стал писатель Леонид Абрамович Юзефович. Часть текста, которую писала я, называлась "Улан-Удэ. Селенга".

На крупных площадках Москвы, с которых велась прямая трансляция на сайте, в качестве "звёздных диктаторов" выступили Максим Галкин, Георгий Черданцев и Марина Кравец.



Я живу возле школы, и думала, что если в ней будет проходить диктант, то я пойду туда. Но к сожалению, совсем рядом со мной площадок не было, поэтому я решила писать онлайн. Мои планы чуть было не сорвались, так как я опоздала домой и зашла на сайт лишь спустя 10 минут после начала трансляции. Но ничего важного я не пропустила, поэтому не стоит опускать руки, если вы немного не успеваете. Я хотела писать под диктовку Марины Кравец, но почему-то включила первую трансляцию, которая у меня заработала, а это была трансляция из НИТУ МИСиС с Максимом Галкиным. По факту сам диктант начался около 14:30, а до этого организаторы диктанта рассказывали о том, как правильно заполнить бланк диктанта (тем, кто пишет на площадке), повторяли некоторые правила русского языка.



Максим Галкин диктовал текст внятно и разборчиво, по одному предложению, зачитывая его сначала полностью, потом по частям, чтобы все успевали. Мне показалось, что временами всё было слишком затянуто, хотя, возможно, кому-то было действительно нужно это время. В общей сложности трансляция велась полтора часа, из которых полчаса на подготовку, и почти час непосредственно на диктант.

Между делом, Максим отпускал разные шутки, которые немного разряжали обстановку, но не всегда были уместны. Мне понравилась шутка про ручки, которые дадут всем участникам диктанта на данной площадке, а Галкину нет. Но было в тексте такое предложение: "Невеста была внучкой ссыльных <...>". В этот момент Максим пошутил несколько некорректно, на мой взгляд.

Мне показалось, что Максим и сам понял, что ляпнул не то, но пришлось заканчивать, как есть.



Галкин старался читать нейтрально, но всё равно в некоторых моментах получалось, что он давал своего рода подсказку. В целом мне понравилось, как он читал. Сама трансляция прошла ровно, лишь один раз был небольшой сбой, который заметили, после чего повторили пару предложений ещё раз. По тексту были некоторые имена собственные, написание которых не регулируется какими-либо правилами, поэтому их правильное написание выводилось на экран.



Я считаю себя достаточно грамотным человеком, в школе русский язык давался мне гораздо легче, чем математика. В целом текст вчерашнего диктанта показался мне не таким уж и сложным, хотя несколько раз мне хотелось подсмотреть правильное написание некоторых слов в интернете. Но я решила, что это будет нечестно перед собой.



Так, например, я "попалась" на словосочетании "круги морожеННого молока". Если честно, я не совсем понимаю, что это вообще такое - круги мороженого молока. По идее с одной Н пишется слово "мороженое" (пломбир, эскимо), а здесь вроде прилагательное с суффиксом. Такой логикой руководствовалась я, но всё-таки нужно писать с одной Н.



На самом деле сразу результат вы не узнаете. Нужно подождать некоторое время. Какое - не совсем понятно, будем следить за новостями. Участникам Тотального диктанта на площадках поставлен срок оглашения результатов - после 12 апреля.



Система оценки диктанта сводится к подсчету ошибок в тексте - как орфографических, так и пунктуационных. На сайте выложили тексты Тотального диктанта-2017 , и можно самостоятельно найти свои ошибки. Я очень надеялась, что у меня твёрдая четвёрка. Но сейчас, проверив текст, понимаю, что у меня трояк... Как так? Орфографическая ошибка одна, а вот пунктуационных по тексту достаточно, хотя с некоторыми я бы поспорила.



11 апреля результаты диктанта появились в личном кабинете. Как я и писала - у меня отметка 3 (удовлетворительно).



Только, вопреки моим ожиданиям, при проверке были найдены целых 3 орфографические ошибки!

А вот какие ошибки, я не поняла. На сайт зайти не могу, а с телефона разбор не открывается. По тем обозначениям, которые даны, мне не очень понятно, в чём я ошиблась. К пунктуации вопросов нет.

Рекомендую ли я Тотальный диктант? Это сложный вопрос, потому что это не совсем то, что рекомендуют или нет. Тебе либо это интересно, либо не интересно проверить себя. Если вам это не интересно изначально, то не важно, сколько положительных отзывов вы прочтёте. Мне хотелось проверить себя и поучаствовать в чём-то масштабном с другими. Я это сделала исключительно для себя и осталась довольна. Из недостатков можно выделить, пожалуй, только то, что диктант отнимает целых полтора часа времени. Теперь остаётся дождаться результатов!

Спасибо за внимание к моему отзыву!

Который пройдет 8 апреля, многие наши читатели задаются вопросом - как подготовиться к Тотальному диктанту? Как правильно оценить свои силы и возможности?

Хорошим вариантом будет повторить правила русского языка: орфографию и пунктуацию. Как отметила куратор Наталья Вениаминовна Макшанцева, особенные сложности в тотальном диктанте этого года может вызвать пунктуация. По опыту предыдущих диктантов можно сказать, что это ожидаемо. Тексты авторские, непростые, и над знаками препинания нужно будет хорошенько подумать.

Взять к примеру, текст тотального диктанта 2016, подготовленного детским писателем Андреем Усачевым. Приводим его полностью с официального сайта Тотального Диктанта.

Текст Тотального диктанта 2016


Этот древний-древний-древний мир!

Часть 1. Вкратце об истории театра

Рассказывают, что древние греки очень любили виноград и после его сбора устраивали праздник в честь бога винограда Диониса. Свиту Диониса составляли козлоногие существа – сатиры. Изображая их, эллины надевали козлиные шкуры, бешено скакали и пели – словом, самозабвенно предавались веселью. Такие представления назывались трагедиями, что по-древнегречески означало «пение козлов». Впоследствии эллины призадумались: чему бы еще посвятить такие игрища?
Простым людям всегда было интересно знать, как живут богатые. Драматург Софокл начал писать пьесы про царей, и сразу стало ясно: цари и те часто плачут и личная жизнь у них небезопасна и отнюдь не проста. А для того чтобы придать повествованию занимательности, Софокл решил привлечь актеров, которые смогли бы сыграть его произведения, – так появился театр.
Вначале поклонники искусства были очень недовольны: действие видели только те, кто сидел в первом ряду, и, поскольку билеты тогда еще не были предусмотрены, лучшие места занимали самые сильные и рослые. Тогда эллины решили устранить это неравноправие и построили амфитеатр, где каждый следующий ряд был выше предыдущего, и всё, что происходило на сцене, стало видно всем пришедшим на представление.
В спектакле обычно участвовали не только актеры, но и хор, вещавший от имени народа. Например, выходил герой на арену и произносил:
– Я сейчас пойду сделаю что-нибудь плохое!
– Совершать плохое бессовестно! – завывал хор.
– Ладно, – поразмыслив, нехотя соглашался герой. – Тогда я пойду и сделаю что-нибудь хорошее.
– Хорошее делать хорошо, – одобрял его хор, тем самым как бы нечаянно подталкивая героя к гибели: ведь, как положено в трагедии, за хорошие дела неизбежно наступает расплата.
Правда, иногда появлялся «бог из машины» (машиной называли специальный кран, на котором «бога» опускали на сцену) и нежданно- негаданно спасал героя. Был ли это действительно настоящий бог или всё-таки актер – неясно до сих пор, но зато доподлинно известно, что и слово «машина», и театральные краны были придуманы в Древней Греции.

Часть 2. Вкратце об истории письменности

В те незапамятные времена, когда в междуречье Тигра и Евфрата пришли шумеры, они говорили на никому не понятном языке: ведь шумеры были первооткрывателями новых земель и язык у них был как у настоящих разведчиков – тайный, зашифрованный. Ни у кого такого языка не было и нет, разве что у других разведчиков.
А между тем народ в Месопотамии уже вовсю пользовался клиньями: юноши подбивали клинья под девушек (так они за ними ухаживали); мечи и ножи, выкованные из дамасской стали, имели клиновидную форму; даже журавли в небе – и те летали клином. Шумеры видели вокруг себя так много клиньев, что и письменность изобрели – клиньями. Так появилась клинопись – самая древняя в мире система письма.
Во время уроков в шумерской школе ученики деревянными палочками выдавливали клинья на глиняных табличках, и оттого всё вокруг было измазано глиной – от пола и до потолка. Уборщицы в конце концов рассвирепели, потому что от такой учёбы в школе одна грязь, а им ведь надо поддерживать чистоту. А для того чтобы поддерживать чистоту, должно быть чисто, иначе нечего и поддерживать.
А вот в Древнем Египте письменность состояла из рисунков. Египтяне подумали: зачем писать слово «бык», если можно этого быка просто нарисовать? Такие слова-рисунки древние греки (или эллины, как они себя именовали) впоследствии назвали иероглифами. Уроки письма по-древнеегипетски скорее напоминали уроки рисования, а выводить иероглифы было настоящим искусством.
– Ну нет, – сказали финикийцы. – Мы люди работящие, ремесленники и мореплаватели, и нам не нужна изощрённая каллиграфия, пусть у нас будет письменность попроще.
И придумали буквы – так получился алфавит. Люди стали писать буквами, и чем дальше, тем быстрее. А чем быстрее они писали, тем некрасивее у них получалось. Больше всех писали врачи: они выписывали рецепты. Поэтому у некоторых из них до сих пор такой почерк, что пишут они вроде бы буквы, а выходят иероглифы.

Часть 3. Вкратце об истории Олимпийских игр

Древние греки придумали Олимпийские игры, пока вели одну из своих нескончаемых войн. Основных причин было две: во-первых, во время баталий солдатам и офицерам некогда было заниматься спортом, а ведь эллины (так называли себя древние греки) стремились тренироваться всё время, не занятое упражнениями в философии; во-вторых, воинам хотелось поскорее вернуться домой, а отпуск на войне не предоставлялся. Было ясно, что войска нуждались в перемирии и что единственной возможностью его объявить могли стать Олимпийские игры: ведь непременное условие Олимпиады – прекращение войны.
Сначала эллины хотели проводить Олимпийские игры ежегодно, но впоследствии поняли, что частые перерывы в боевых действиях бесконечно удлиняют войны, поэтому Олимпийские игры стали объявлять только раз в четыре года. Зимних игр в те времена, конечно же, не было, потому что в Элладе не было ни ледовых арен, ни горнолыжных трасс.
В Олимпийских играх мог участвовать любой гражданин, но богатые могли позволить себе дорогостоящее спортивное снаряжение, а бедные – нет. Чтобы богатые не побеждали бедных только оттого, что их спортинвентарь лучше, все атлеты мерились силой и ловкостью обнажёнными.
– А почему игры назывались Олимпийскими? – спросите вы. – Боги с Олимпа тоже принимали в них участие?
Нет, боги, кроме ссор между собой, никаким другим спортом не занимались, но любили с нескрываемым от смертных азартом следить за спортивными состязаниями из поднебесья. А чтобы богам сподручнее было наблюдать за перипетиями соревнований, первый стадион построили в святилище, которое называлось Олимпия, – так игры получили свое название.
Боги и те на время игр заключали между собой перемирие и клялись не помогать своим избранникам. Более того, они даже разрешали эллинам считать победителей богами – правда, временными, всего на один день. Чемпионы-олимпийцы удостаивались оливковых и лавровых венков: медалей тогда еще не придумали, а лавр в Древней Греции ценился на вес золота, так что лавровый венок тогда был всё равно что золотая медаль сегодня.

Тексты тотальных диктантов прошлых 10 лет


Остальные тексты Вы можете найти на официальном сайте Тотального диктанта . Напомним, что их авторами были:
Тотальный диктант 2016 - Андрей Усачёв
Тотальный диктант 2015 - Евгений Водолазкин
Тотальный диктант 2014 - Алексей Иванов
Тотальный диктант 2013 - Дина Рубина
Тотальный диктант 2012 - Захар Прилепин
Тотальный диктант 2011 - Дмитрий Быков
Тотальный диктант 2010 - Борис Стругацкий
Тотальный диктант 2009 - Николай Гоголь
Тотальный диктант 2008 - Редьярд Киплинг
Тотальный диктант 2007 - Василь Быков
Тотальный диктант 2006 - Иван Соколов-Микитов
Тотальный диктант 2005 - Александр Бек

20 ноября 2016 года в России во второй раз состоялся Всероссийский географический диктант, организованный Русским географическим обществом по инициативе Председателя Попечительского Совета Общества В.В.Путина. Основной целью мероприятия стала оценка уровня географической грамотности населения.

Для проведения диктанта были подготовлены три варианта заданий для регионов Дальнего Востока, Сибири и Европейской территории России и один для онлайн-версии диктанта.

Каждый из вариантов включал 30 вопросов на знание географических понятий и терминов, нахождение географических объектов на карте и их определение по записям дневников путешественников и отрывкам художественных произведений. Время выполнения заданий составило 45 минут. Общее время проведения акции, включая инструктирование участников, – 60 минут.

Диктант оценивался по 100-балльной системе. Каждому участнику присваивался индивидуальный идентификационный номер, по которому можно проверить свой результат на сайте РГО.

Региональные площадки в день проведения диктанта открылись в 12 часов дня по местному времени для всех желающих, без возрастных и иных ограничений. Всего были организованы 1464 площадки в 85 субъектах Российской Федерации, что в 7,1 раза больше, чем в 2015 году.

Первый Всероссийский географический диктант состоялся 1 ноября 2015 года на 210 региональных площадках.

Онлайн-диктант проходил в течение трёх дней с 20 по 23 ноября 2016 года.

Всего в акции в 2016 году приняли участие 187 187 человек. Из них 92 240 человек написали диктант очно и 94 947 проверили свои знания через интернет-сайт. Общее количество участников акции увеличилось по сравнению с прошлым годом в 2,6 раза (количество очных участников увеличилось более чем в 2 раза, количество участников, прошедших тестирование онлайн, выросло более чем в 3,4 раза).

В 2015 году в акции приняли участие 71 929 человек. Из них 44 365 человек написали диктант очно и 27 564 – на сайте Общества.

Среди регионов абсолютным лидером по числу написавших диктант второй год подряд становится Республика Саха (Якутия), где свою географическую грамотность проверили более 15 тысяч человек на 500 площадках. На втором месте – Республика Башкортостан, где диктант написали более 6 тысяч человек на 87 площадках. Третье место по количеству участников занял Санкт-Петербург (более 4 тысяч участников на 27 площадках). В пятерку лидеров также вошли Москва и Самарская область, где участниками диктанта стали более 3 тысяч человек (на 47 и 59 площадках соответственно).

Количество участников диктанта в регионах России

Всероссийская проверочная работа по русскому языку. Диктанты 2016 года.

Пробная работа.

Текст диктанта

Весеннее солнышко согревает землю. Раздаются радостные песни жаворонков. Высоко взлетают голосистые певцы и поют в небесной сини. В саду, в роще звенят на все лады зяблики. Звонкой трелью наполняют весенний лес дрозды. Они поют в дружном хоре лесных птиц. Но нет среди них главного певца. Соловей пока не прилетел.

Но вот появилась серенькая птичка с чёрными глазками. Ростом она чуть больше воробья. И полилась соловьиная трель. Зазвучал гимн весне. У этой птички чудесный голос. И нет в мире голоса красивее!

(80 слов)

Задания:

Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.

Выпиши из текста 6-е предложение.

Ответ. ______________________________________________________________

____________________________________________________________________

1) Подчеркни в нём главные члены.

2) Над каждым словом напиши , какой частью речи оно является.

Вариант 1.

Рыжий котёнок Мур сладко спал на диванной подушке. Вдруг луч солнца пролез в щель между занавесками. Он ласково погладил котёнка по мягкой шубке.

Мур открыл один глаз, потянулся, зевнул и осмотрелся. В комнате сумрак и тишина. Пусто. Только тикают часы на стене. Но кто потрогал его тёплой лапкой? Удивительно!

Мур вспрыгнул на подоконник. Как чудесно утром во дворе! В ветвях деревьев звонко и весело щебечут птицы. Качаются под лёгким ветерком яркие цветы на клумбе. А в небе радостно сияет солнышко.

(80 слов)

Вариант 4.

Текст диктанта

В субботу утром выпал первый снег. После сна мальчик увидел за окном

удивительную картину. Летят белые хлопья, кружатся, обгоняют друг друга,

садятся на ветви деревьев.

Мальчик выбежал на улицу и поймал одну снежинку на варежку.

Снежинка робко дрожала на шерстинках. Как она была похожа на звёздочку! Одни её лучи походили на острые копья. Другие были похожи на пушистые еловые лапы.

Мальчик легонько подул на снежинку. От тёплого дыхания её лучи сразу съёжились. Чудесная звёздочка превратилась в круглую каплю. Снежинка растаяла. Но прекрасный снегопад не кончался.

(85 слов).

Вариант 5.

Текст диктанта

Парусник.

В столовой висела большая картина. Она походила на окно в широкой раме. На ней было парусное судно. Оно плывёт между отвесных скал по узкому проливу.

Пролив объят густым мраком. Вода в нём очень тёмная. Над вершинами скал мечется птичья стая. За ними виднеется яркий луч солнца. Его можно угадать по светлым пятнам на воде.

Я долго смотрел на картину и не мог оторвать от неё глаз. В голове рождались всё новые мысли и вопросы. Куда плывёт этот одинокий парусник? Что ждёт его в пути?

(85 слов)

Вариант 21.

Ясный летний денёк. Вы с мамой идёте в лес за душистыми ягодами малины. Твой друг готовится к рыбалке. И вдруг – проливной дождь! Откуда? А ты понаблюдай за природой, она тебе подскажет!

Перед ненастным днём куры беспокойно кудахчут. На болоте квакают зелёные лягушки. Голуби под крыши прячутся. Гуси и утки часто ныряют. Они громко кричат, хлопают крыльями. Воробьи купаются на дорожке в пыли. Мошки в это время жмутся к земле. Ласточки летают низко.

Только внимательному человеку открывает природа свои чудесные секреты.

(80 слов).

Вариант 24

Настоящая весна наступает в апреле. С каждым днём солнце светит ярче и греет сильнее. Снега на открытых местах уже нет. Как радостно чирикают воробьи! Теперь в земле легко найти пищу.

Однажды весной я увидел чудо. Стоял ясный день без туч и ветра. На поляне около пня лежала прошлогодняя листва. Вдруг один мокрый исток сам собой шевельнулся. Под ним показалась из земли зелёная молодая травинка.

Прошло два часа. Я вернулся на поляну после прогулки по лесу. Знакомый пень стоял на зелёной лужайке.

(81 слово).

Вариант 25.

Оля и Миша ходили в лес за малиной. Под кустом они нашли ежа. Ёж был колючий. Миша ловко завернул его в рубашку. Ребята принесли ежа домой. Они поставили перед зверьком маленькое блюдечко с молочком. Целый час наблюдали за лесным гостем.

Долго лежал колючий клубок, не шевелился. Вдруг из колючек высунулся черный носик и задвигался. Чем это вкусным пахнет? Увидел ёж молоко и стал лакомиться. А потом снова клубком

свернулся.

Ребята занялись другим интересным делом, отвлеклись. А ёжик убежал в лес.

(80 слов).

Вариант 27.

Крылья бабочки называют чудом и загадкой природы. У них яркие цвета, интересные рисунки, разные формы.

Красивые узоры защищают и маскируют бабочку. На цветной поляне бабочка легко прячется от птиц. Крылышки играют красками на солнце. Бабочка не летает без солнечного света. На лёгких крыльях бабочки есть чешуйки. Они дают крыльям силу для воздушного полёта. Чешуйки похожи на пыльцу.

Дети часто ловят бабочек. Хрупких насекомых они держат за нежные крылья. Так поступать нельзя! Крылья бабочки помнутся. Чешуйки повредятся. Она не сможет взлететь!

(80 слов).

Вариант 29.

У нашей семьи есть дача за городом. Как чудесно там летом! Мы любим наш домик с резным крылечком. В жаркий день я прячусь под тенистые деревья. Вечером отдыхаю на лавочке.

На участке есть фруктовый сад и огород. Я ухаживаю за деревьями, поливаю грядки. Летом мы не покупаем овощи и фрукты в магазине. На столе у нас всегда дачный урожай.

Каждое лето папа мастерит удочки для рыбалки. Мы с ним ходим на речку Зеленушку ловить рыбу. Сегодня на ужин будет вкусная уха.

(81 слово).

Вариант 31.

Тёплым летним днём мы пошли в зоопарк. По дороге заглянули на рынок. Там мы купили фрукты и булочки для зверей.

За красивой оградой зоопарка стояли клетки с медвежатами. Они грозно рычали. Мы не подходили близко к клеткам. Потом мы долго смотрели на забавных обезьян. Цепкими лапками они хватали фрукты из наших рук. Сладкими булочками и бананами мы покормили жирафа. Он осторожно опускал к нам свою пятнистую шею и брал кусочки еды.

Как интересно мы провели время в чудесном уголке природы!

(80 слов).

Вариант 33.

Как выглядит жилище речного бобра?

Летом бобры роют норы шириной около одного метра. Пол в норе покрывают сухой травой и стружкой. Ходы к норе начинаются под водой.

Главное жилище бобра называется хаткой. В хатке бобры зимуют и выводят потомство. Речной дом они сооружают из веток и хвороста. Стены хатки бобры скрепляют илом и землёй. Такой дом не сможет разломать даже медведь. Строится хатка в самом глубоком месте водоёма.

Вот такие бобры удивительные мохнатые строители! Они очень нуждаются в нашей защите.

(80 слов).

Вариант 37.

В лесу всегда смотришь под ноги.

Вот бежит по тропинке живой ручеёк. Оглянулся я назад и увидел большой муравейник. День и ночь кипит в нём работа. Широкой полосой торопятся по делам муравьи. Вперёд они идут налегке. Обратно несут на себе гусениц, мух, жучков.

А рядом с муравьиной дорожкой сидит птичка. Хватает муравьёв одного за другим. Но не ест их. Лесная разбойница крадёт у муравьёв их добычу.

Я поспешил на помощь маленьким работникам. Спугнул лентяйку. Нельзя обижать слабых! Надо самой трудиться!

(80 слов).

Вариант 39.

Вот и наступила весна. Ласково светит солнышко. Теплом дышит согретая солнцем земля.

Трудятся на родной земле люди. Нужно успеть выполнить все полевые работы. И тогда зелёными всходами от края до края покроется широкое пшеничное поле.

Колокольчиком звенит и льётся с неба звонкая песня жаворонка.

Цветёт за окном школьный сад. Среди зелёных ветвей устроили гнёздышко певчие птички. Сразу не заметишь его в густой листве! Скоро появятся птенчики. Птицы накормят их мошками и жирными гусеницами. Много вредных насекомых съедят за лето птенцы.

(80 слов).



Поделиться: