Сталин его личностная характеристика. Сталин личность в истории

Годы жизни: 1879-1953

Из биографии

  • Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили)- один из видных государственных и политических деятелей страны. Занимал ведущие посты в партии и в государстве: был Генеральным секретарём, наркомом по делам национальностей, председателем Совнаркома, в годы войны — Председателем Государственного комитета обороны, в послевоенные годы- Председателем Совета министров СССР.
  • Деятельность И.В.Сталина, его личность оцениваются очень неоднозначно.Одни называют его дальновидным политиком, выдающимся государственным деятелем. Другие — тираном, утопившим в крови страну. Третьи недоумевают, как такая посредственная личность могла столько лет руководить страной. Но одно несомненно: с именем Сталина связана значительная часть истории страны. Несколько поколений советских людей жили, восхваляя его, а в годы войны умирали с именем Сталина и Ленина на устах.
  • Нужно отметить огромную работоспособность Сталина. Он мог работать до 15 часов в сутки. У него была прекрасная память. Он мог усваивать огромное количество информации. Сталин много читал. В его библиотеке более 6 тысяч томов, в которых он карандашом делал пометки. Известно, что ежедневно он прочитывал до 300 страниц профессиональной технической литературы. Кругозор Сталина был очень широк.
  • Сталин прекрасно разбирался в искусстве, любил литературу. Сам сочинял стихи.
  • В быту Сталин был очень скромен. Известен факт, что после го смерти не нашлось в его гардеробе нового костюма — пришлось срочно заказывать
  • Сталин много писал работ, статей. Все деньги, полученные от издательства трудов, он тратил на Сталинскую премию, поддержку молодых и талантливых учёных, творческих людей.
  • Однако Сталин был очень подозрительным человеком. Стремясь сосредоточить власть в своих руках, он избавлялся от всех своих соперников. Практически все члены партии из окружения Ленина были арестованы и казнены.
  • В его правление сложился культ личности Сталина — возвеличивание его в СМИ, произведениях искусства, литературы, в кинематографе.
  • Сталин имел многочисленные награды: ордена Красного Знамени, Красной Звезды, Ленина, орден Суворова, медаль «За оборону Москвы», орден Победы и другие.

Исторический портрет И.В.Сталина

Направления деятельности

1.Внутренняяя политика

Направления деятельности Результаты
Борьба за неограниченную власть. Сталин пришёл к единовластию в результате устранения всех своих соперников (Зиновьева, Каменева, Троцкого, Рыкова, Бухарина, Кирова и других) в результате политических репрессий.
Установление в стране тоталитарного режима, однопартийности. В 1936 году в Конституции СССР была особая статья- № 6- о руководящей и направляющей роли коммунистической партии.В правление Сталина проходили волны репрессий, постоянно увеличивалось количество осуждённых в ГУЛАГе(с 1930г). Громкие дела: «Ленинградское дело» в 1948, «Дело врачей « в 1953 и многие другие.Устанавливался тотальный контроль за всеми сферами общественной жизни.
Интенсивное развитие экономики, стремление вывести страну в один ряд с крупнейшими государствами мира. Установление командно-административной экономики. Цель развития экономики — создание мощной военно-производственной базы, усиление обороноспособности страны.Проведение индустриализации (с 1925г.), создание крупной промышленности, принятие первого пятилетнего плана в 1928 году, строительство заводов, фабрик, гидроэлектростанций.Поддерживалась инициатива масс — стахановское движение(перевыполнение плана) с 1935, изотовское (наставничество)– с 1932 году.Массово проводились субботники, был очень высок энтузиазм масс.

Проведение сплошной коллективизации в селе(с 1927г), создание колхозов, ликвидация кулачества как класса.

Развитие культуры, идеологизация её, подведение под общий стандарт. Единственным методом культуры стал метод социалистического реализма.Жёсткий контроль за выпуском произведений искусства.Были запрещены журналы « Звезда « и « Ленинград».Запрещена генетика как наука (арестован Вавилов), жёсткая идеологическая политика возглавлялась Ждановым и Сусловым.

Борьба с космополитизмом, то есть преклонением перед Западом.

Для архитектуры сталинского периода был характерен монументализм, установка большого количества памятников видным деятелям.

О культуре 20 века можно найти материал на моём сайте: poznaemvmeste. ru в разделе « Культура».

2. Внешняя политика

Направления деятельности Результаты
Укрепление дипломатических отношений со станами, развитие торговли и взаимосотрудничества. 1920-е годы- полоса признания СССР ведущими странами мира.1930-е годы — установление отношений с США.Однако были и сложности в международных отношениях: разрыв отношений с Китаем в 1929г, осложнение отношений с Японией — столкновения на о.Хасан и р.Халхин-Гол в 1938г.).
Стремление распространить идеи коммунизма по всему миру, диктовать ряду стран ведение политики, установление диктата во внешней политике. С 1919 года работала всемирная организация международного коммунистического движения – Коминтерн. При Сталине работа была продолжена. Однако в 1943 году СССР вынужден прекратить данную деятельность(это было из условий открытия второго фронта).
Борьба за мир. Вступление СССР в 1934 году в Лигу наций с целью участия в борьбе за сохранение мира.1949г.- создание СЭВ
Стремление расширить территорию государства. Война с Финляндией(ноябрь 1939-март 1940).В итоге граница передвинута от Ленинграда на 150 км.Как агрессора, СССР в 1939 году исключили из Лиги наций.Подписание секретного договора с Германией в 1939 году о разделе сферы влияния на Западе.

По договору насильно была присоединена Прибалтика и Молдавия.

Участие во Второй мировой войне, защита Отечества, победа над фашизмом. 22.06. 1941-9.05.1945 г- Великая Отечественная война.Сталин возглавил Ставку верховного командования, был Верховным главнокомандующим.Участвовал в трёх важнейших конференциях совместно с руководителями США и Англии(Тегеранской, Крымской и Потсдамской).Победа в войне с Японией в августе –сентябре 1945г.

Заслуга Сталина как руководителя государства в годы Великой Отечественной войны, несомненно, высока.

Стремление сохранить позиции СССР после Второй мировой как одной из сверхдержав в мире. «Холодная война», развязанная США в 1946г., значительно осложнила международное положение.Сталин предпринимает все меры для укрепление обороноспособности страны, сохранения мирных отношений со странами.Начинается гонка вооружений. Сталин приложил все усилия для создания ядерного оружия: были созданы условия для учёных во главе с Курчатовым.В 1949 году СССР стал ядерной державой.Международный авторитет СССР значительно повысился.

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Был установлен культ личности Сталина, тоталитарный режим с постоянными репрессиями, всеобщим контролем за всеми областями жизни общества.
  • При Сталине произошло значительное развитие экономики. По многим показателям СССР занимал ведущие позиции. Была создана мощная экономическая база. Однако всё это происходило в рамках административно-командной системы.
  • Жёсткий контроль со стороны государства коснулся и культуры. Ряд деятелей были осуждены за отход от методов социалистического реализма. Однако именно в это время были созданы величайшие памятники архитектуры и скульптуры, произведения литературы, музыки, изобразительного искусства. Создано много замечательных художественных фильмов.
  • С 1924 года начинается признание СССР многими ведущими странами мира, подписываются международные договоры о дружбе и сотрудничестве. Однако с рядом стран отношения осложняются (с Китаем, Японией, после войны- с Югославией).
  • Во внешней политике Сталин продолжал пропаганду идеи Ленина о мировой революции, СССР активно участвовал в работе Коминтерна. Однако был выдвинут и новый лозунг о возможности победы социализма в отдельно взятой стране.
  • Победа в Великой Отечественной войне значительно повысила авторитет СССР, превратив его в сверхдержаву, что стало, к сожалению, началом противостояния с Америкой, привело к « холодной войне».

Одной из ключевых фигур при Сталине был А.И.Микоян . Материал о нём для исторического сочинения об эпохе И.В.Сталина можно найти

Материал о Н.М.Швернике, видном профсоюзном, партийном и государственном деятеле в данный период, можно найти .

Эссе по истории, эссе личность. Статья про Сталина. Почему имя Сталина спустя почти шесть десятков лет после смерти вождя вызывает такую живую и неоднозначную оценку в нашем обществе? Павел Баулин.

(сокращённый вариант)

Полагаю, не только я, многие, думающие о судьбе Отечества, вольно или невольно задают себе вопросы:

Почему имя Сталина вызывает такую живую и неоднозначную оценку в нашем обществе, на всём пространстве Русского Мира?

Почему именно на Сталина уповают сегодня люди (и далеко не только из обездоленных), уставшие надеяться на позитивные перемены, повторяя в сердцах: «Если бы Сталин был жив, то он бы этого бардака не допустил!».

Почему многие миллионы людей, родившихся уже после смерти Сталина, и поныне считают его своим вождём? И это несмотря на то, что со времён мстительного Хрущёва идёт тотальная хула на Сталина, не прекращаются самые изощрённые попытки оболгать, замарать, изгадить его имя. Но сколько бы противники Сталина ни стремились превратить количество своей лжи и клеветы в качество, у них ничего не получается. Более того, почти половина русской молодёжи, как свидетельствует социология, с уважением относится к народному генералиссимусу.

И ещё. Почему сегодня самые оголтелые, бешеные хулители Сталина находятся в стане врагов православно-славянского единства, разрушителей Русского Мира, люто ненавидящие сами понятия – Русь, Русский, Россия?! Почему?

Беседуя накануне советско-финляндской войны (осень 1939-го) с Александрой Коллонтай, тогдашним послом СССР в Швеции, Иосиф Виссарионович сказал пророческие слова: «Я знаю, что, когда меня не станет, на мою голову выльют не один ушат грязи, на мою могилу нанесут кучу мусора... Моё имя будет оболгано, оклеветано. Мне припишут множество злодеяний. Но я уверен, что ветер истории всё это развеет!».

И «ветер истории» действительно развеивает мусор, нанесенный на его могилу. И опять-таки – почему?

Да потому что трудно опровергнуть главный аргумент Сталина, который стараются не замечать его нынешние оппоненты, – это великая страна, которую он оставил наследникам. Сбываются его пророческие слова: «Историческая победа будет за мной».

Четыре года я жил на свете в одно время с вождём.

Воспоминания характерны и избирательны. Ну, хотя бы такие.

Со мной, трёхлетним, сюсюкает какая-то гостья: «Мальчик, как тебя зовут? Кто мама, кто папа?» И проч.

– А кого ты больше любишь, – спрашивает она елейным голоском, – маму или папу?

– Больше всех я люблю Сталина, – отвечаю очень серьёзно.

Гостья выпадает в осадок.

Наверное, год спустя. Приехали мамины братья-фронтовики. Взрослые увлечены беседой, выпивают. На меня – ноль внимания. Ладно. Я сооружаю некий пьедестал: стул, на него табуретку, ещё что-то сверху. Забираюсь на шаткую конструкцию и громко с пафосом произношу:

– Вот – Сталин стоит, и руки у него в карманах!

Все оборачиваются. А я, с руками в карманах, срываюсь с высоченного постамента, лечу вниз. С какой-то сверхъестественной реакцией мама подхватывает меня у самого пола.

Я в шестом классе. Вовсю разоблачают «культ личности». Поздней осенью хрущёвские «шестёрки» выносят тело Сталина из Мавзолея и закапывают у Кремлёвской стены. И тогда мы с пацанами создаём первую мою оппозиционную организацию – СС – Сотня Сталинцев. Мы были хреновыми конспираторами; всё закончилось через неделю в кабинете директора школы, с вызовом родителей и снижением оценки за поведение.

Но в нашем мятущемся мальчишеском сознании всё равно победил Сталин, а не Хрущёв. Уже много позже я прочитал слова Уинстона Черчилля: «Хрущёв вступил в схватку с мёртвым львом и вышел из неё побеждённым»!

Мне рассказывал внук свидетеля такого эпизода. Перепись населения СССР в двадцатые годы. Переписчик записывает национальность Сталина – грузин.

– Как, – возмущается Иосиф Виссарионович, – вы относите меня к этому племени мелких духанщиков (лавочников – П.Б.)?!

И в графе «национальность» Сталин указывает – русский!

Огромная заслуга Сталина состоит в том, что в созидаемом Союзе ССР он видел логическое продолжение тысячелетней Русской цивилизации. Именно это породило его жесточайший конфликт с Троцким. Это было столкновение русского патриота и космополита. Патриот и государственник Сталин не мог отдать судьбу страны в руки «гражданина мира» Троцкого! Именно при Сталине была создана великолепная система образования, мощный военно-промышленный комплекс. Именно воспитанная Сталиным молодежь – поколение двадцатилетних – выиграло в конечном итоге Великую Отечественную войну.

Уже предвидя трагедии неизбежной войны с Гитлером, Сталин прекрасно понимал: «Все это ляжет на плечи русского народа». Но его никогда не покидала всепобеждающая убеждённость в том, что: «Русский народ – великий народ. Русский народ – это добрый народ. У русского народа – ясный ум. Он как бы рождён помогать другим нациям. Русскому народу присуща великая смелость, особенно в трудные времена, в опасные времена. Он инициативен. У него – стойкий характер. Он мечтательный народ. У него есть цель. Потому ему и тяжелее, чем другим нациям. На него можно положиться в любую беду. Русский народ – неодолим, неисчерпаем».

Нам навязывают превратное мнение о том, что Сталин никогда не признавал собственных ошибок, а за критику отправлял в лагеря. Чушь. 24 мая 1945 года на приёме в Кремле в честь Победы Сталин произнёс главный тост – в честь русского народа – и прилюдно, в присутствии всего «высшего света» признал свои ошибки.

Ещё раз послушаем генералиссимуса:

«Я хотел бы поднять тост за здоровье нашего советского народа и, прежде всего, русского народа.

Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза.

Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание как руководящей силы Советского Союза среди всех народов нашей страны.

Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он – руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение.

У нашего правительства (которое он, Сталин, возглавлял – П.Б.) было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941–1942 годах, когда наша армия отступала, покидала родные нам сёла и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Прибалтики, Карело-Финской республики, покидала, потому, что не было другого выхода. Иной народ мог сказать правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Но русский народ не пошёл на это, ибо он верил в правильность политики своего правительства и пошёл на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии. И это доверие русского народа Советскому правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества, – над фашизмом.

Спасибо ему, русскому народу, за это доверие.

За здоровье русского народа!».

Способен ли кто-либо из нынешних «вождей» на такое признание? Увы. И может быть именно эта забывчивость, в том числе и российских лидеров, способствовала, кроме прочего, тому, что центральной идеологией внешних и внутренних врагов России, Украины, главным орудием разрушения нашего единства стала лютая, неприкрытая русофобия.

Неблагодарная Европа уже ставит знак равенства между Советским Союзом и фашисткой Германией, между созидателем Сталиным и разрушителем Гитлером (Резолюция ОБСЕ от 3.07.2009). Всю эту мерзость взахлёб повторяют доморощенные русофобы. На удочку попадаются даже вроде бы патриоты.

Они заявляют об ошибочности, аморальности Сталина, заключившего с Германией договор о ненападении в августе 1939 года, забывая, что этот договор был гениальным дипломатическим планом руководства СССР, сорвавшим коварные замыслы Англии, США, Франции и Польши спровоцировать нападение Германии на Советский Союз уже в 1939 году. Договор позволил спасти миллионы жизни граждан СССР, дал возможность подготовиться к неминуемой фашистской агрессии, заложил фундамент Великой Победы советского (русского!) народа над коалицией фашистских государств.

Сегодня многие критикуют Иосифа Виссарионовича за то, что в двадцатые–тридцатые годы прошлого столетия он де «слишком форсировано» повёл курс на индустриализацию страны. Что это привело к неоправданным лишениям и жертвам. Ну, о жертвах мы поговорим чуть позже. Но разве нет правды (истины!) в этих вот сталинских словах, обращённых к собственному народу: «Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».

Не смяли. Более того, когда в капиталистическом мире началась Великая депрессия, бушевал экономический кризис, обрушилось производство, и страны захлестнула многомиллионная волна безработицы, – в Советском Союзе продолжался плановый подъём экономики (пятикратный рост промышленного производства за два пятилетних плана, выполненных досрочно!), не было безработных.

Именно тогда построены по всей стране тысячи (!) предприятий. Передовых, по последнему слову науки и техники. На эти годы приходятся выдающиеся достижения отечественных лётчиков и полярников, учёных и деятелей культуры.

Да, были потери. И голод 1932–33 действительно был. И лишения были.

А разве сейчас нет лишений и потерь? Но что компенсирует нынешние тяжелейшие потери? Разделённый русский народ. Подавленность. Руина!

А тогда были победы и свершения, росло могущество державы, личный достаток. Спросите очевидцев тех дней, и они ответят: несмотря ни на что, в обществе царил оптимизм, гордость за свою страну, понимание правильности сталинской политики.

Не будь в стране такого социального единения, такой веры в идеи, отражающие интересы большинства и гарантирующие их соблюдение, СССР вряд ли выстоял бы под натиском мощнейшего врага. Но в стране это было. И поэтому наши воины шли в атаку, умирали и прорывали вражеское окружение со священным – «За Родину! За Сталина!»

В вышедшей к 130-летию Сталина книге из серии «Жизнь замечательных людей» русский писатель Святослав Рыбас (кстати, уроженец донецких степей) в несколько строк филигранно точно интегрирует всю деятельность вождя: «Он воссоздал государство и сделал его сверхдержавой, опираясь на исторические традиции России... Цена его «модернизации» пусть и непростительна с точки зрения «общечеловеческой морали», но ведь и страдания никогда не были главным обстоятельством в оценках исторического процесса. Величие целей и духа всегда стояли на первом месте, начиная с античных времён».

Точнее не скажешь!

Имели ли место в сталинские времена необоснованные репрессии?

К сожалению, да. Перед войной моя мама испытала все прелести статуса «дочери врага народа». Между прочим, отец её (и мой дед) был реабилитирован ещё при жизни Сталина.

Необоснованные репрессии были. Но антисталинская пропаганда, во-первых, бессовестно многократно завышает как масштабы «репрессий», так и число их жертв. А во-вторых, не проводит никакого различия между настоящими преступниками и теми, кто был осужден необоснованно. Убийцы, насильники, изменники Родины, – все у них идут как «жертвы сталинских репрессий». Что, тогда не было своих Чикатил?

За тридцать лет, в течение которых Сталин был во главе страны, по политическим статьям осуждено 4 миллиона человек. К смертной казни с 1922 по 1953 приговорено около 800 тысяч.

Такие выверенные цифры приводит один из самых авторитетных исследователей сталинской эпохи – Виктор Земсков. В 1989 году этот учёный в составе комиссии по определению потерь населения отделения истории АН СССР начал изучать до той поры секретные и наиболее информативные документы – статистическую отчетность ОГПУ – НКВД – МВД – МГБ. Свои скрупулезные исследования учёный предал гласности.

В результате Земсков, кстати, заявлявший, что не является приверженцем Сталина, вызвал бурю нападок со стороны либеральных пропагандистов. Ибо обнародовал правду, перечеркнувшую их ложь о том, что при Сталине якобы «сидело полстраны», о миллионах и даже десятках миллионов жертв «сталинского тоталитаризма».

Одновременно историк подчеркивает: нет никаких доказательств тому, что среди четырех миллионов побывавших в сталинские времена за решёткой и среди 800 тысяч приговорённых к расстрелу большинство составляли невиновные.

И тут я хочу сопоставить несколько цифр, характеризующих две эпохи.

При Сталине за тридцать лет – четыре миллиона репрессированных, из них около 800 тысяч расстрелянных. При «демократах», разрушивших единое Отечество и управляющих его кровоточащими кусками с 1991 года, население России сократилось на 15 миллионов, Украины – на 6. Больше, чем за годы кровопролитной войны 1941–1945 годов.

И ещё раз зададимся вопросом: за что мы заплатили массовым вымиранием населения? За что?

Так что хватит брехать о «кровожадном диктаторе» и палаче! Хватит брехать о депортированных народах (что актуально ныне для Крыма). Лучше расскажите, почему их депортировали.

Сталин, по сути, спас татар, вывезя из Крыма в 1944-м. Уберёг от народного гнева и самосуда за массовые предательства. Пожалел семьи татарских боевиков, верой и правдой служивших Гитлеру. По законам военного времени, согласно статье 193-22 тогдашнего Уголовного кодекса РСФСР, у нашего командования было полное право расстрелять всё мужское население так называемых крымских татар за дезертирство и предательство!

А что касается многократно повторённой лжи о неимоверной жестокости Красной Армии при самой депортации, посмотрите документы. Вот представьте: идёт война, часть страны захвачена врагом, положение с продовольствием более чем напряжённое. И при этом каждому депортированному в дороге полагалась горячая пища, 500 граммов хлеба в день, мясо, рыба, жиры. По распоряжению Сталина крымским татарам разрешалось забрать с собой до 500 кг имущества на каждого взрослого! На другое оставленное имущество выдавались справки, по которым на месте прибытия в Узбекистане и Казахстане выдавалось равноценное. Кроме этого, каждой семье на обустройство выдавали беспроцентный кредит на семь лет.

По одним данным, из Крыма было переселено 140 тысяч, по другим – 180 тысяч татар. А сколько вернулось в девяностые? 350 тысяч. Это называется геноцид?

Да и к бандеровцам Сталин был достаточно мягок.

Незадолго до смерти, а значит, освобождённый от конъюнктурного бремени «мира сего», французский писатель Анри Барбюс писал о Сталине: «История его жизни – это непрерывный ряд побед над непрерывным рядом трудностей... Человек с головой учёного, с лицом рабочего, в одежде простого солдата... В новой России – подлинный культ Сталина, но этот культ основан на доверии и берет свои истоки в низах».

Черчилль – один из самых ярых врагов Советской России – заметил на склоне лет: «Слава Сталина прошла по всему миру. Он неповторим среди руководителей всех времен и народов». И он же, Уинстон Черчилль: «Большим счастьем было для России, что в годы тяжелейших испытаний страну возглавил гений и непоколебимый полководец Сталин. Он был самой выдающейся личностью».

Когда Сталин входил в зал Ялтинской конференции, вставал по стойке смирно даже парализованный Рузвельт. Вот как нас уважали!

Выше я отмечал, с какой гордостью Сталин называл себя русским.

И он действительно – русский. По духу, помыслам, делам. Ибо только русскому под силу возродить растерзанную, разорванную на куски Империю; привести Державу от сохи к космической ракете.

Великую Державу оставил Сталин потомкам.

А своим родным вождь оставил пару стоптанных башмаков да заштопанную шинель.

Декабрь 2009

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

“Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет”

ФГБОУ ВО “ЮУрГГПУ”

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра экономики, управления и права

Контрольная работа

По дисциплине «Лидерство»

На тему: «Характеристика И. В. Сталина»

Выполнил:

Студент группы ЗФ-309/114-3-1

Тарасов Максим Владимирович

Челябинск, 2017

Введение

1. Характеристика личностных качеств И.В. Сталина

1.1 Физиологические качества

1.2 Психологические качества

1.3 Интеллектуальные качества

1.4 Деловые и личностные качества

2. Стиль лидерства И. В. Сталина

3. Механизм выдвижения в лидеры

4. Технология власти

Заключение

Введение.

Абсолютное большинство исследователей, историков, биографов И. В. Сталина, говоря о личности этого человека, сразу же употребляют слово «загадка». Употребление данного слова не является литературным приемом - есть достаточно оснований утверждать, что личность Сталина по-настоящему еще не понята. И свидетельством этому является взаимоисключающий характер ее оценок. Некоторые авторы пытаются разобраться в том, «почему и как заурядная в интеллектуальном и жуткая в моральном плане личность достигла абсолютно неограниченной власти и полу обожествления в огромной стране». Другие утверждают, что «более последовательного, более талантливого, более великого человека. чем Сталин, после Ленина не было и нет».

Нет смысла множить примеры - диапазон мнений останется тем же. Вопрос в другом: что мешает прийти к согласованной оценке? Здесь, по крайней мере, четыре причины, действующие совместно или по отдельности: различия в политических взглядах авторов, которые переносятся на анализируемый объект; слабая разработанность методов личностного анализа; неразвитость политической психологии; неспособность некоторых авторов придерживаться требований элементарного здравого смысла.



Актуальность и важность указанной проблемы предопределили появление значительного числа исследований по данной проблеме. В своем большинстве в данных работах затрагиваются различные аспекты жизни и деятельности этой исторической личности; однако комплексные исследования до настоящего времени составляют явное меньшинство. Среди исследований последнего времени по данной проблеме необходимо отметить работы таких отечественных историков, как Авторханова А., Аллилуева В.Ф., Буллока А., Валентинова Н.В., Волкова Ф.Д., Волкогонова Д.А., Завадовского М.М., Зевелева А.И., Зеньковича Н.А., Колесника А. Н., Ранкур-Лаферриера Д. и др.

Источники по проблеме исследования многочисленны и разнообразны, среди их числа следует отметить письма, дневники, записки, свидетельства современников И. В. Сталина.

Важность и актуальность рассматриваемой темы, ее неоднозначная разработанность определили следующую формулировку темы исследования: «Личность И. В. Сталина».

Цель контрольной работы состоит в написании характеристики наиболее показательных личностных, психологических, интеллектуальных и лидерских качеств И. В. Сталина.

В соответствии с поставленной целью в контрольной работе, мною определены следующие задачи данной работы:

Дать характеристику личностным качествам И.В. Сталина;

Определить стиль лидерства И. В. Сталина, проиллюстрировав примерами;

Определить механизм выдвижения в лидеры И. В. Сталина;

Выявить основные способы эффективности

Структура контрольной работы состоит из введения, четырех параграфов, заключения и списка литературы.

Характеристика личностных качеств И. В. Сталина

Оценка личности политического деятеля более трудна, чем оценка его политического курса - как по критерию глубины, так и по критерию объективности.

Иосиф Сталин родился в грузинской семье в городе Гори Тифлисской губернии. Отец - Виссарион Иванович Джугашвили - по профессии был сапожником, впоследствии - рабочий обувной фабрики фабриканта Адельханова в Тифлисе. Мать - Екатерина Георгиевна Джугашвили (в девичестве - Геладзе) - происходила из семьи крепостного крестьянина Геладзе села Гамбареули, работала подёнщицей.

Иосиф был третьим сыном в семье, первые двое (Михаил и Георгий) умерли во младенчестве. Его родным языком был грузинский. Русский язык Сталин выучил позже, но всегда говорил с заметным грузинским акцентом. Согласно утверждениям дочери Светланы, Сталин, однако, пел по-русски практически без акцента.

Екатерина Георгиевна была известна как женщина строгая, но горячо любившая сына; она старалась дать своему ребёнку образование и надеялась на такое развитие его карьеры, которое ассоциировалась у неё с положением священника. Сталин к матери относился крайне почтительно. Сталин на похороны матери в мае 1937 году приехать не смог, но прислал венок с надписью по-русски и по-грузински: «Дорогой и любимой матери от её сына Иосифа Джугашвили.

Социальное происхождение и детские годы очень сильно повлияли на становление характера Иосифа. Очень многие качества будущего тирана заложились в нем именно в эти детские годы. Взаимоотношения родителей во многом определили судьбу мальчика.

1.1 Физиологические качества.

Сталин был среднего роста, сухощавый, с черными вьющимися волосами и темными, очень выразительными глазами, которые безусловно свидетельствовали, что у этого человека сильная воля и большая работоспособность. Русский выговор Сталина был твердым, со своеобразным кавказским акцентом.

И. Сталин, по мнению историков, был наделен качествами, которыми должен обладать идеальный правитель. Набор этих личностных качеств и характеристик довольно специфичен: лидерство и харизматичность, образованность и ум, высокая нравственность, скромность, особая внешность, работоспособность и др. (в данном случае налицо взаимоналожение сем, так как в части скромность рассматривается как составляющая нравственности, в других – вообще не ставится вопрос: скромно – это нравственно или нет?; ясно также, например, что внешность и харизматичность могут быть соотносимы, хотя не вызывает сомнений тот факт, что обладание харизмой не обозначает наличие конкретной внешности и т.п.): Подобно Ленину, Сталин – это скромность. Он прост и прям. Весь его облик – облик близкого человека, который служит народу. Строгий военный китель, все понимающий взгляд, улыбка под чуть поседевшими усами, теплая, раскуренная трубка в руке... У Сталина же личное имущество было скромным. Так всегда бывает у умных людей личные желания скромные, он безусловно, талантливый организатор и харизматичная личность…

1.2 Психологические качества.

Иосиф Виссарионович стал идеальным образом лидера тоталитарной системы. Он был глубоко религиозен в тот период, когда учился в духовной семинарии в Тифлисе, сохранял необычайно положительное (для большевика) отношение к Русской и Грузинской Православной Церкви всю остальную жизнь.

Когда Сталин был у власти, он мог в какой угодно степени быть параноиком. Хрущев в своей речи на ХХ съезде партии в 1956 году описывает то, что является очевидными параноидальными симптомами: «Сталин был очень недоверчивым человеком; он был болезненно подозрителен; мы знаем это по работе с ним. Он мог посмотреть на кого-нибудь и сказать: «почему ты сегодня не смотришь прямо?» или «почему ты сегодня отворачиваешься и избегаешь смотреть мне в глаза?»

Известная садистская жилка Сталина – еще один аспект его личности. Ввиду того, что он был человеком умным и обстоятельства были благоприятными, Сталин был в состоянии реализовать фантазии подчинения, унижения и причинения боли в отношении большего числа людей. Садистское поведение отражает не только потребность причинять боль, но также страсть управлять другими. Эта страсть была достаточно очевидна тем, кто хорошо знал Сталина. Говоря о позиции, которую он выразил по отношению к различным странам Восточной Европы на Ялтинской конференции, Гарриман сказал: «Сталину нужны были слабые соседи. Он хотел доминировать над ними…»

Само имя «Сталин», производное от слова «сталь», предполагает огромную силу. Но сила – это всегда относительное понятие, отражающее властные взаимоотношения. Сталин часто выражал свою политическую силу посредством стальных инструментов, таких, как оружие его полиции.

Властный характер Сталина был замечен очень рано его одноклассниками в Гори. Очевидно, маленький Сосо Джугашвили был классическим забиякой школьного двора: «Ребенком и юношей он мог быть хорошим другом до тех пор, пока подчинялись его требовательной воле». В книге воспоминаний «Сталин и трагедия Грузии», изданной в 1932 году в Берлине на немецком языке, одноклассник Иосифа Джугашвили по Тифлисской духовной семинарии Иосиф Иремашвили утверждал, что юному Сталину были присущи злопамятность, мстительность, коварство, честолюбие и властолюбие.

Мстительность была еще одним важным компонентом характера Сталина. Многие из его жертв – Троцкий, Смирнов, Енукидзе, Тухачевский, Бухарин и другие – ранее каким-то образом обидели его. Уже в юности Сталин находился в плену навязчивой идеи отомстить. В разговоре с Каменевым и Дзержинским в 1923 году Сталин сказал: «Выбрать своего врага, подготовить все детали удара, утолить жажду жестокой мести и затем отправиться спать… Нет ничего слаще в мире!» Эта фраза стала широко известна в партийных кругах как «теория сладкой мести» Сталина. Описание некоторых типов невротической личности Хорни довольно хорошо подходит к Сталину: «Главной мотивирующей силой в его жизни является потребность в триумфе мести».

Также, Сталин обладал терпением - огромное терпение Сталина было известно всем в его окружении. Наряду с потребностью осуществлять контроль над другими параллельно существовала потребность самоконтроля. В редких случаях он срывался и вскипал от раздражения (большей частью такие вспышки гнева не были опасны в политическом смысле, например, это выражалось в том, что он кричал на подчиненного или бил своих детей). Обычно он мог держать себя в руках. Для некоторых выражением его самоконтроля были сами жесты. Один из переводчиков, работавших с ним, говорит: «Когда Сталин стоял, у него была монашеская манера сцеплять руки на животе или выше, сохраняя их сцепленными».

А что же повлияло на становление характера Сталина, и почему он испытывал чувство неполноценности или отсутствия любви к себе? А дело в том, что Сталин был выходцем из низшего сословия в Грузии. Он имел небольшие физические недостатки. Он так и не вырос выше 160 см. Сталин не научился говорить по-русски без акцента, свойственного грузинам. В отличие от своих товарищей-большевиков, большинство из которых были яркими интеллигентами-космополитами. Также у Иосифа Виссарионовича было весьма не простое детство, на его глазах отец избивал мать, часто происходили случаи, когда отец избивал самого Иосифа.

Сталин был великим актером, что подмечено довольно многими исследователями. По словам его невестки Анны Аллилуевой, он обладал большим талантом имитировать людей. Он был всегда рационален, точен, всегда учитывал ситуацию, обладал хорошей сообразительностью и блестящей памятью. Сталин обладал исключительно гениальной способностью. Он как никто разбирался в людях и видел их насквозь.

Сталин был очень скромен. Он носил простой китель, никогда не одевался роскошно. Главным богатством, по его мнению, были книги. Люди, бывавшие в его кабинете говорят, что Сталин обращал их внимание на книги, лежащие на столе, и говорил: Это моя дневная норма. 500 страниц в день.» После прочтения, Сталин кратко в конце книги писал основные идеи прочитанной книги.

Грубость представляет органическое свойство Сталина. Но с течением времени он сделал из этого свойства сознательное орудие. В борьбе Сталин никогда не опровергает критики, а немедленно поворачивает ее против противника, придав ей самый грубый и беспощадный характер.

По поводу характера Сталина существует большое количество противоречий, одни говорят, что он был замечательным человеком, настоящим вождем, умным и талантливым, защищают и оправдывают все его поступки, другие же наоборот, полностью критикуют личность Сталина, говорят, что он был всего лишь тираном и психически больным человеком. Я же считаю, что если бы не Сталин, со своим характером и манерой управления страной, то наша страна не была бы сейчас таковой какой является, и не известно, что бы с ней было, да и существовала бы она вообще.

Сталин вообще оценивал людей очень резко и открыто. Он признавался, что редко можно встретить такого человека, который бы ему понравился и с которым он мог бы сойтись. Однако к людям одной с ним судьбы он всегда относился с вниманием и готовностью помочь.

«Каменное сердце» - это выражение принадлежит самому Сталину и почти исчерпывающе определяет его эмоциональный мир и отношение к людям. Так он выразился, вспоминая смерть первой жены, которую очень любил: «Это существо смягчало мое каменное сердце; она умерла и вместе с нею последние теплые чувства к людям» (9, с. 78).

1.3 Интеллектуальные качества.

В 1886 году Екатерина Георгиевна хотела определить Иосифа на учёбу в Горийское православное духовное училище. Однако, поскольку ребёнок совершенно не знал русского языка, поступить в училище не удалось. В 1886-1888 годах по просьбе матери обучать Иосифа русскому языку взялись дети священника Христофора Чарквиани. Результатом обучения стало то, что в 1888 году Сосо поступает не в первый подготовительный класс при училище, а сразу во второй подготовительный.

В 1889 году Иосиф Джугашвили, успешно закончив второй подготовительный класс, был принят в училище. В июле 1894 года по окончании училища Иосиф был отмечен как лучший ученик. Его аттестат содержит «пятёрки» по многим предметам. По окончании училища Иосиф был рекомендован для поступления в духовную семинарию.

Иосиф поступил в православную Тифлисскую духовную семинарию, которая была расположена в центре Тифлиса. Там он впервые познакомился с идеями марксизма. К началу 1895 года семинарист Иосиф Джугашвили знакомится с подпольными группами революционных марксистов, высланных правительством в Закавказье(среди них: И. И. Лузин, О. А. Коган, Г. Я. Франчески, В. К. Родзевич-Белевич, А. Я. Краснова и др.). Впоследствии сам Сталин вспоминал: «В революционное движение я вступил с 15-летнего возраста, когда я связался с подпольными группами русских марксистов, проживавших тогда в Закавказье. Эти группы имели на меня большое влияние и привили мне вкус к подпольной марксистской литературе»

В 1896-1898 годах в семинарии Иосиф Джугашвили руководит нелегальным марксистским кружком, который собирался на квартире революционера Вано Стуруа в доме № 194 по улице Елизаветинской. В 1898 году Иосиф вступает в грузинскую социал-демократическую организацию «Месаме-даси» («Третья группа»). Вместе с В. З. Кецховели и А. Г. Цулукидзе И. В. Джугашвили образует ядро революционного меньшинства этой организации.

В 1898-1899 годах Иосиф руководит в железнодорожном депо кружком, а также проводит занятия в рабочих кружках на обувной фабрике Адельханова, на заводе Карапетова, на табачной фабрике Бозарджианца, в Главных тифлисских железнодорожных мастерских. Сталин вспоминал об этом времени: «Я вспоминаю 1898 год, когда я впервые получил кружок из рабочих железнодорожных мастерских… Здесь, в кругу этих товарищей, я получил тогда первое своё боевое крещение… Моими первыми учителями были тифлисские рабочие». 14-19 декабря 1898 года в Тифлисе проходит шестидневная забастовка рабочих-железнодорожников, одним из инициаторов которой был семинарист Иосиф Джугашвили:с.27. 19 апреля 1899 года Иосиф Джугашвили в Тифлисе участвует в рабочей маёвке.

Не пройдя полный курс, на пятом году обучения, перед экзаменами 29 мая 1899 года был исключён из семинарии. В свидетельстве, выданном Иосифу Джугашвили по исключении, значилось, что он может служить учителем начальных народных училищ. С конца декабря 1899 года И. В. Джугашвили в качестве вычислителя-наблюдателя был принят в Тифлисскую физическую обсерваторию.

Во времена своего обучения Иосифу на пути встречалось очень много трудностей, но он старался их преодолевать, и уже в те юные годы, он понимал, что главная его цель – это власть, он четко осознавал, что именно это ему нужно. Юный Сталин отличался умом и сообразительностью, он учился на отлично. Издевательский режим семинарии еще больше закалял его характер.

Используя сведения из смежных областей знания, человек вынужден кое-что принимать на веру. И при этом он склонен больше верить тому, что в наибольшей степени соответствует его личному отношению к предмету анализа.

Характерный пример: «Самым уязвимым местом в сталинском интеллекте была его неспособность овладеть диалектикой... он до конца не разобрался в соотношении теории и метода, взаимосвязи объективного и субъективного, сути законов общественного развития» (9, с. 62). Но так ли это?

В период борьбы с «объединенной», а затем и «правой» оппозицией Сталин, желая повысить свой уровень в теории, пригласил для занятий профессионального философа Стэна, бывшего в тот период зам. директора Института Маркса и Энгельса. Стэн включил в программу труды Гегеля, Канта, Фейербаха, Фихте, Шеллинга, Каутского, Плеханова... На уроках, которые происходили дважды в неделю, он «терпеливо пытался разъяснить высокопоставленному ученику гегелевские концепции о субстанции, отчуждении, тождестве бытия и мышления - понимания реального мира как проявления идеи. Абстрактность раздражала Сталина, но он пересиливал себя и продолжал слушать монотонный голос Стэна, изредка перебивая недовольными репликами: «Какое все это имеет значение для классовой борьбы?», «Кто использует всю эту чепуху на практике?». В конечном итоге Сталин так и «не одолел сути диалектического отрицания, единства противоположностей... так и не усвоил тезис о единстве диалектики, логики и теории познания» (9, с. 67). Этот эпизод охотно анализируют и некоторые другие авторы, давая ему сходную интерпретацию.

Простой вопрос: как мог Сталин, не понимая диалектики, действовать столь эффективно, успешно реализуя свои замыслы? За счет чего он переиграл политических соперников? И в первую очередь - Троцкого, интеллект которого был «более изощренным, более ярким и богатым», которому в числе других были свойственны качества, в которых автор явно отказывает Сталину: «живость мысли, широкая эрудиция, солидная европейская культура» (9, с. 14). Ответ на удивление прост: за счет «изощренной хитрости и коварства» (это широко распространенное мнение о Сталине).

1.4 Деловые и личностные качества.

Положение Сталина в партии и постепенное в ней продвижение определялось только его абсолютной деловой надежностью как исполнителя партийных поручений, равного которому в среде большевиков (главным образом партийных краснобаев!) не было. Это позволяло ему преодолевать подсознательное его «отторжение» данной средой. Но больших перспектив не сулило. Известно, что в любом политическом движении конкретному исполнителю трудно пробиться в руководящую группу, где все понимают друг друга с полуслова и имеют одинаковые знаковые системы. При всех текущих разногласиях. И даже доброжелательность некоторых из них не могла не быть обидной. Тем более при его самолюбии: его пытались «цивилизовать» подобно тому, как Робинзон Пятницу. В нем действительно была и оставалась всю жизнь некая первобытность. Но, как оказалось, с нею были связаны своеобразие и сила, а не слабость.

Естественно, подобное положение предельно обостряло самолюбие Сталина и не могло не порождать замкнутости и отчужденности, хотя с детства он считался достаточно общительным. В условиях вынужденности общения эта отчужденность нередко проявлялась грубостью, которую отмечали многие, находившиеся с ним в ссылке. А поскольку весь его жизненный путь был путем неопределенности перспектив, это не могло не усиливать тревожности.

Сталин был вынужден развиваться в чуждой ему среде, и имело два следствия. Во-первых, это обострение его ориентировочной реакции. Все время, даже среди «своих» приходилось быть начеку, чтобы не попасть впросак, не сделаться объектом насмешек, снисходительного пожимания плечами.

Во-вторых, постоянно Сталин был как бы на сцене. А это не могло не стимулировать развития актерских способностей, которые были у него от природы. Это его качество тоже относится к числу тех, которые не отрицали даже его враги. Вот несколько высказываний об этих его способностях.

«Страстная натура со множеством лиц, причем каждое из них настолько убедительно, что казалось, что он никогда не притворяется, а всегда искренне переживает каждую их своих ролей... даже само притворство было настолько спонтанным, что казалось, будто он убежден в искренности и правдивости своих слов» (10, с. 39).

«Способность в некоторых обстоятельствах быть большим, а может быть, даже великим актером была присуща Сталину и составляла неотъемлемую часть его политического дарования» (19, с. 84).

«Этот талант делает его величайшим актером в разных, порою резко противоположных, амплуа - от крайнего трагика до бесшабашного комедианта» (1, с. 72).

«Сталин был актером редкого таланта, способным менять маски в зависимости от обстоятельств. Одна из любимейших масок - простой, добрый парень без претензий, не умеющий скрывать своих чувств... он держался как открытый душевный собеседник, был чрезвычайно общителен и дружески настроен... то он играл роль заботливого доступного товарища по партии, то принципиального блюстителя лучших качеств большевика, то мудрого и величественного «вождя угнетенных масс всего мира», то мецената и тонкого ценителя искусства и литературы» (15, с. 89).

План:

I . Вводная часть.

I.1. Понятие личности в психологии. Структура и

направленность личности.

II. Основная часть. Роль личности Сталина в истории

России.

II.2. Роль Сталина в истории России.

Ш. Заключение.

I. Вводная часть.

I.1. Понятие личности в психологии. Структура и направленность личности.

ичность – деятель общественного развития, сознательный индивид, занимающий определённое положение в обществе и выполняющий определённую общественную роль.

Психическая жизнь имеет определённое строение. В психологической науке мы можем встретить выделение и описание трёх компонентов личности:

Направленность личности. Включает в себя различные свойства систему взаимодействующих потребностей и интересов из которых складывается мировоззрение личности, т.е. другими словами говоря, направленность личности – это система её отношений к окружающему миру, это мотивы поведения личности.

Возможности личности. Этот компонент включает в себя ту систему способностей и склонностей, которую обеспечивают в каком-то виде деятельности.

Стиль поведения человека. В первую очередь сюда относятся темперамент и характер. В системе характера можно выделить в первую очередь моральные качества и свойства (отношение к людям, ответственность), во-вторых – волевые качества.

Личность является в одно и то же время и объектом и субъектом общественных отношений. Личность человека, как члена общества находится в сфере влияния различных отношений и прежде всего экономических трудовых отношений, которые складываются в процессе производства материальных благ.

-2-

В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс её вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности. Фаза становления личности:

· Предполагает активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Принеся с собой в новую группу всё, что составляет его индивидуальность, субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы(нравственные, учебные, производственные) и овладеет теми приёмами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы.

· Порождается обостряющимися противоречиями между достигнутым результатом адаптации - тем, что субъект стал таким, «как все» в группе и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности, её фиксации.

· Детерминируется противоречиями между сложившимися на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным в других своими особенностями и значимыми для него отличиями - с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют её ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной деятельности с другой стороны.

-3-

I.2. Может ли личность повлиять на ход истории.

доказательство возможности влияния личности на историю целесообразно обратиться к мнению на этот счёт известной личности К. Маркса.

Он, в своём письме к Кугельману говорит: «История носила бы очень мистический характер, если бы «случайности» не играли никакой роли. Эти случайности входят, конечно, сами составной частью в общий ход развития, уравновешиваясь другими случайностями. Но ускорение и замедление в сильной степени зависит от этих «случайностей», среди которых фигурирует также и такой «случай», как характер людей, стоящих вначале во главе движения».

В наших условиях такая случайность, как характер человека, стоящего во главе движения, во главе партии и рабочего класса, играет поистине роковую роль. В условиях пролетарской диктатуры, сосредоточившей в своих руках все рычаги экономики, обладающей аппаратом, в десятки раз более мощным и разветвленным, чем аппарат любого буржуазного государства, в условиях безраздельного господства в стране одной партии и гигантской централизации всего партийного руководства роль генсека огромна. Его личные качества приобретают исключительное политическое значение.

Именно поэтому Ленин в своем «Завещании» придавал такое исключительное значение личным качествам генсека, именно поэтому Ленин, зная личные качества Сталина, настойчиво в своем «Завещании» подчеркивал необходимость снятия Сталина с поста генсека и замены его более подходящим для этой роли лицом.

Ленин в своем завещании писал:

-4-

«Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общении между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека. Поэтому я предлагаю товарищам обдумать способ перемещения Сталина с этого места и назначить на это место другого человека, который во всех других отношениях отличается от товарища Сталина только одним перевесом, именно, более терпим, более лоялен, более вежлив и более внимателен к товарищам, меньше капризности и т.д.».

«Тов. Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью», - говорит далее Ленин.

Сталин, комментируя «Завещание», по обыкновению с помощью софизма, сводит всё дело к грубости, отвлекая внимание от других своих качеств, о которых Ленин говорил. Между тем именно эти качества и имеют решающее значение.

Теперь перейдём к более подробному анализу личностных качеств и жизнедеятельности генерального секретаря.

-5-

II. Основная часть.

II.1. Общий анализ жизнедеятельности Сталина.

Сталин (настоящая фамилия - Джугашвили) Иосиф Виссарионович (1879-1953), один из руководящих деятелей КПСС, Советского государства, международного коммунистического и рабочего движения; теоретик и пропагандист марксизма-ленинизма, Герой Социалистического Труда (1939), Герой Советского Союза (1945), Маршал Советского Союза (1943), Генералиссимус Советского Союза (1945). Член КПСС с 1898 года. Участник Революции 1905-1907 годов в Закавказье. В 1912-1913 годах - член Русского бюро ЦК, сотрудник газет «Звезда», «Правда». Один из руководителей Октябрьской революции в Петорограде. С октября 1917 года нарком по делам национальностей, нарком государственного контроля, РКИ. Член ЦК партии с 1917 года, Политбюро ЦК с 1919. С 1922 Генеральный секретарь ЦК КПСС. С 1941 председатель СHК (СМ) СССР и ГКО, нарком обороны, Верховный главнокомандующий; один из организаторов антигитлеровской коалиции.

Сыграл видную роль в построении социализма в СССР, в разгроме троцкизма, правого оппортунизма, в организации победы советского народа в Великой Отечественной Войне. Вместе с тем допускал теоретические и политические ошибки, грубые нарушения социалистической законности, отступления от ленинских норм партийной и государственной жизни.

В 11 лет Иосиф поступил в духовное училище. Там он изучил русский язык, который навсегда остался для него чужим, и стал атеистом. Из низшей духовной школы молодой атеист перевелся, однако, в духовную семинарию в Тифлисе. Его пер-

-6-

вые политические мысли были ярко окрашены национальным романтизмом. Сосо усвоил себе консперативную кличку Коба, поимени героя грузинского патриотического романа. Близкие к нему товарищи называли его этим именем до последних лет; сейчас они почти все расстреляны. Уже в те годы товарищи отмечали у Иосифа склонность находить у других только дурные стороны и с недоверием относиться к бескорыстным побуждениям. Он умел играть на чужих слабостях и сталкивать своих противников лбами. Кто пытался сопротивляться ему или хотя бы объяснить ему то, чего он не понимал, тот накликал на себя «беспощадную вражду».

Коба хотел командовать другими. Закончив духовную школу в 20 лет, Коба считает себя революционером и марксистом. Он пишет прокламации на грузинском и плохом русском языках, работает в нелегальной типографии, объясняет в рабочих кружках тайну прибавачной стоимости, участвует в местных комитетах партии. Его револяционный путь отмечен тайными переездами из одного кавказского города в другой, тюремными заключениями, ссылкой, побегами, новым коротким периодом нелегальной работы и новым арестом.

После раскола между большевиками и меньшевиками в 1903г. осторожный и медлительный Коба выжидает полтора года в стороне, но потом примыкает к большевикам. На Кавказе, где живы были еще традиции разбоя и кровавой мести, террористическая борьба нашла смелых исполнителей. Убивали губернаторов, полицейских, захватывали казенные деньги для революции. Про Сталина ходили слухи, что он принимал участие в террористических актах, это не было доказано. Однако, это не значит, что он стоял в стороне от террористической деятельности. Он действовал из-за кулис: подбирал людей, давал им

-7-

санкцию партийного комитета, а сам своевременно отходил в сторону. Это более соответствовало его характеру.

Только в 1912 году Коба, доказавший в годы реакции свою твердость и верность партии, переводится с провинциальной арены на национальную. С этого времени кавказец усваивает русский псевдоним Сталин, производя его от стали. В этот период это означало не столько личную характеристику, сколько характеристику направления.

Личность Сталина уже на протяжении многих десятков лет вызывает огромный интерес у миллионов людей. Поражают не только экономические успехи, достигнутые советской страной в период его правления, но и абсолютная власть, которую имел этот человек. Внешне невзрачный и молчаливый, Сталин сумел поставить дело так, что не только в России, но и во всём мире его по сей день считают одним из самых выдающихся политических деятелей человеческой цивилизации. Как же удалось малообразованному и плохо воспитанному человеку подняться до заоблачных высот и повелевать судьбами мира?

Ответ нужно искать в самой системе управления советским государством. Ленин и его окружение во главе страны поставили партию большевиков. Именно она стала тем цементом, который превратил в единый монолит все министерства, ведомства, республики и области. Реальная власть, соответственно, сосредоточилась в руках не премьер-министра и президента, а лидера партии.

Высший пост в партийной иерархии с 1922 года занимал товарищ Сталин. Он считался генеральным секретарём партии большевиков и занимался чисто кадровыми вопросами. Назначал секретарей райкомов, горкомов и обкомов партии. По логике вещей, эти люди должны были заниматься пропагандисткой работой. То есть доказывать беспартийным гражданам преимущества социалистического строя перед капиталистическим.

На деле всё было не так. Партийные вожди уделяли идеологии минимум времени. Главная же их деятельность заключалась в руководстве промышленностью, сельским хозяйством, армией и другими важнейшими составляющими экономики. То есть партия являлась руководящей надстройкой над административными органами власти. А во главе всего этого стоял скромный и молчаливый товарищ Сталин.

Человеком он был хитрым, осторожным, расчётливым и мстительным. Ни для кого не секрет, что соратники Ленина, да и сам вождь, никогда не считали Сталина равным себе. Ульянов, Троцкий, Зиновьев, Каменев, Бухарин и другие лидеры коммунистического движения были блестящими ораторами, эрудированными и образованными людьми. Все они закончили университеты, знали по несколько языков и регулярно вступали в полемику друг с другом.

Их пламенные речи могли продолжаться часами. Причём это был не набор лозунгов и призывов, а грамотные аргументы, основанные на глубоких знаниях. Товарищ Сталин на этом фоне выглядел очень бледно. Если говорить честно, то он двух слов не мог связать. Поэтому ему оставалось только глубокомысленно молчать и внимательно следить за полемикой. Когда он определял, к какому мнению склоняется большинство, то начинал чувствовать себя вполне уверенно.

Лидеры большевиков, в основной своей массе, были людьми воспитанными. Поэтому из вежливости интересовались и мнением Сталина. Тот тут же изрекал мысль, с которой уже была согласна большая часть присутствующих. В результате постепенно сложилось мнение о поразительной прозорливости генерального секретаря партии.

Но будущий вождь народов старался не только казаться умнее, чем он был на самом деле. Ежедневно им велась скрытая от посторонних глаз кадровая работа. На ключевые посты в партии Сталин очень осторожно и постепенно расставлял преданных ему людей. Уже к 1926 году у Зиновьева, Каменева, Троцкого не осталось сторонников в высшем партийном аппарате. Всё это были люди генерального секретаря. То есть за 4 года в высшем органе власти произошёл самый настоящий переворот.

После этого началось неуклонное смещение со всех постов представителей ленинской гвардии. Закончилось всё громкими судебными процессами 37-39 годов. Те, кто превосходил Сталина по интеллекту, были безжалостно уничтожены. Новоиспечённый вождь не простил никому те унижения, которые он 20 лет терпел от более образованных и бойких на язык товарищей.

Нездоровая подозрительность и мстительность распространялась и на тех соратников, которые никогда не принижали достоинство «отца народов». В подвалах НКВД сгинули десятки тысяч преданных ему людей.

Если внимательно посмотреть на кадры кинохроники конца 30-х годов, то нетрудно заметить, что лидер первого в мире социалистического государства не ходит, а «порхает». Душевная лёгкость чувствуется в каждом движении генерального секретаря. Он добродушен и весел. Кровавый палач уничтожил всех своих врагов, и его душа наполнилась внутренней свободой. Такова сущность личности этого диктатора.

Сталин со своими соратниками
Слева от вождя идёт президент Советского Союза М. И. Калинин, сзади Ежов, Каганович, Микоян и др.

А как же огромные экономические успехи, потрясшие весь цивилизованный мир? За 20 лет страна создала мощнейшую промышленную базу. На пустом месте были построены города, заводы, электростанции, комбинаты. Они дали работу всему населению огромной страны. Здесь существует такой термин как «сталинские выдвиженцы». Это особая когорта людей. Для примера возьмём Вячеслава Александровича Малышева.

В 1930 году он машинист паровоза. Парню 28 лет. Высшего образования нет. Какую карьеру можно сделать, когда уже под 30? Но на Малышева кто-то обратил внимание и послал его учиться в МВТУ. В 1934 году Вячеслав Александрович становится инженером. Впереди долгий карьерный рост. Он может занять десятки лет. Но это же сталинское время.

Уже в 1939 году Малышев становится народным комиссаром тяжёлой промышленности СССР. Взлёт практически вертикальный. Путь от рядового конструктора до союзного министра Вячеслав Александрович преодолел всего лишь за неполных 6 лет. В 1941 году Малышев назначается заместителем Сталина по промышленности и одновременно народным комиссаром танковой промышленности.

Вот он «сталинский выдвиженец». В чём же суть этого человека? Малышев и ему подобные выполняли невыполнимые задачи. Представьте, из Москвы на танковый завод приходит директива: удвоить производство танков. Но при этом не дают ни новых материалов, ни станков, ни людей. Удвоить нужно на пустом месте. Тот, кому было по силам совершить такое чудо, и попадал в когорту «сталинских выдвиженцев».

Попробовать мог любой. Двери директорских и министерских кабинетов были раскрыты для каждого. При этом никого не интересовали анкетные данные, характеристики с прежнего места работы, былые заслуги и опыт. Всё это было пустым звуком. Человек проверялся в конкретном деле. Если он справлялся с поставленной задачей, то оставался на высоком посту на многие годы. Но если не справлялся, то очень быстро исчезал в подвалах НКВД. Больше этого скороспелого руководителя никто никогда живым не видел.

Давайте рассмотрим ещё один пример. Павел Васильевич Рычагов - ас, лётчик-истребитель. Бесстрашно воевал в Испании, на озере Хасан, на реке Халхин-Гол. Отличился в войне против Финляндии. В 1936 году обыкновенный старший лейтенант, каких тысячи. В 1940 году ему присваивают звание генерал-лейтенант авиации. В возрасте 29 лет он становится начальником Главного управления ВВС РККА. В начале 1941 года назначается заместителем наркома обороны СССР.

Рычагов, как и Малышев, «сталинский выдвиженец». Но он делает ошибку: на одном из правительственных совещаний в пылу спора заявляет, что лётчики летают на гробах, а не на самолётах. Надо отметить, что «вождь народов» очень трепетно относился к развитию авиации: вникал в мельчайшие детали, постоянно встречался с конструкторами. Поэтому карьера Рычагова после необдуманной фразы закончилась. Его сняли с должности и отправили учиться на курсы повышения квалификации вместе с молодыми курсантами. Через 2 месяца арестовали, а затем расстреляли. Такой конец также был обычен в то время.

Эти примеры прекрасно характеризуют личность Сталина. У него был особый подбор кадров. Нигде в мире подобное никогда не практиковалось. Человеку создавали экстремальные условия. Справишься, значит выживешь. Не справишься - расстреляют. В результате этого и появилась целая плеяда министров, партийных секретарей, генералов. Каждый из них подбирал себе таких же, как он сам. Сложилась определённая система, которая просуществовала десятилетия.

Отсюда низкая организация труда, авралы на работе, грубость с подчинёнными, хамство, мат, крик. Всё это считалось нормой. На высокие посты ставили тех, кто мог требовать, а не предлагать, основываясь на своих знаниях. Отголоски «сталинской селекции» ощущаются и в наши дни. Руководителями назначают людей с определёнными морально-волевыми качествами. Профессиональные же знания считаются второстепенным фактором.

Сам Иосиф Виссарионович никогда ни на кого не кричал и голоса не повышал. Он прекрасно владел собой и был великолепным артистом. Вождь народов очень боялся запачкать свой кремовый китель. Это как в том анекдоте: «Оркестр в гов…е, публика в гов…е, вы, господин директор, извините, тоже в гов…е, и тут выхожу я - в белом фраке».

Все вокруг товарища Сталина были замазаны: Ягода, Ежов, Берия, Хрущёв, Маленков, Каганович. На этих людях пробы негде ставить. А «отец народов» вроде как и ни при чём. Главное вовремя расстрелять или посадить. Тогда люди будут думать, что «великий и мудрый» действительно борется за справедливость и думает о чаяниях простых граждан.

В то же время, рассматривая личность Сталина, нельзя забывать, что под его руководством была выиграна Великая Отечественная война. В стране каждую весну происходило снижение цен на основные продукты питания. Причём шёл уникальный экономический процесс. Рубль из года в год дорожал, а его покупная способность росла. Если в этом году вы не потратили 1000 рублей, то на следующий год на эти деньги вы могли купить значительно больше товаров. Поэтому денежные средства выгодно было хранить в банке даже без процентов.

Покупная способность рубля на продукты питания превосходила покупную способность американского доллара в 1,58 раза. Именно при Сталине в СССР был введён 8-часовой рабочий день, бесплатное образование, здравоохранение, практически бесплатное жильё, самый дешёвый в мире общественный транспорт. После Мировой войны Советский Союз самый первый в Европе отменил карточную систему. Даже американцы признавали, что если СССР будет развиваться такими темпами, то к 1970 году окажется в тройке самых развитых стран мира.

Поэтому, оценивая личность Сталина, необходимо проявлять объективность. Да, вождь народов виноват в величайших злодействах. Он причастен к истреблению миллионов людей. На его совести горе матерей и детей. Такого простить нельзя. Но благосостояние населения неуклонно росло. В стране было открыто множество вечерних школ, училищ ПТУ и ГПТУ.

Ленин и Сталин

Кинематограф создавал великолепные фильмы, в театрах работали целые плеяды талантливых артистов. Люди со спокойной уверенностью смотрели в завтрашний день. Рынки были завалены дешёвыми продуктами, а уровень преступности был значительно ниже современного. Не было чиновничьего произвола, а только руководящая роль Коммунистической партии.

И всё же, без лукавства скажем, что если бы не было большевистского переворота, Ленина, Сталина, то мы жили бы совсем в другой стране. Гораздо более богатой, счастливой и благополучной, чем сейчас.



Поделиться: