Рассказ "Лапти". Русский характер в изображении И.А

Продолжительность урока: 2 часа.

Тип урока: урок-беседа.

Основной вид деятельности: углубленный, основательный анализ текста.

Оборудование:

  • портрет И.А. Бунина, выставка его книг;
  • текст рассказа И.А.Бунина «Лапти», иллюстрации к тексту;
  • словарь литературоведческих терминов И.А. Елисеева, Л.Г. Поляковой;
  • словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.

Цели урока:

  • Познакомить с биографией и творчеством И.А.Бунина;
  • Выявить жанровые признаки рассказа «Лапти», существенные черты образа главного героя, идейное содержание произведения и особенности художественного мастерства писателя;
  • Развивать умение выделять идейно значимые подробности текста;
  • Формировать мировоззренческую позицию о ценностях личности.

Ход урока

Слово учителя.

Сегодня мы познакомимся с творчеством И.А.Бунина – одного из крупнейших писателей реализма ХХ века. Иван Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России. Великолепная природа, простой, незатейливый быт, домашнее воспитание наложили отпечаток на формирование его характера. До конца своих дней Бунин останется певцом русской деревни и патриархальных отношений.

Писать Иван начинает рано, в семь лет, подражая Пушкину, Лермонтову. Сказалось дарование мальчика и семейные традиции. Он происходил из древнего дворянского рода, к которому принадлежали поэт В.А.Жуковский, поэтесса и переводчик А.П.Бунина, путешественник и географ П.П.Семенов-Тяньшанский.

Первыми публикациями стали стихотворения «Над могилой Надсона» и «Деревенский нищий», появившиеся в 1887 году в провинциальной газете «Родина». В это время Бунин заканчивает свое образование под руководством старшего брата Юрия, который сумел дать ему, по некоторым сведениям, не только курс гимназии, но и университета. Произведения Бунина, посвящены чаще всего теме природы. Он по-своему видит и описывает изменения в помещичьей среде, выражая горечь и сожаление об уходящем укладе («Антоновские яблоки», 1900). Вместе с тем он не видит никаких светлых сторон, и картина жизни русского крестьянства получается у него достаточно мрачной («Деревня», 1910). Бунин получает литературное признание и знакомится с М.Горьким, который уже в 1911 году считает его «лучшим современным писателем». Иван Алексеевич в 1909 году был избран почетным академиком Российской Академии наук, к этому времени он был европейски известным писателем. Как переводчик он был известен уже в конце ХIХ века, когда за перевод «Песни о Гайавате» получил Пушкинскую премию.

Октябрьскую революцию Бунин встретил откровенно враждебно и в 1920 году эмигрировал вместе с семьей во Францию. Оказавшись в эмиграции, он продолжает много и плодотворно работать, совершенствует технику письма. Разнообразны и художественные приемы: действие ведется то от первого, то от второго лица, свободно соединяются временные планы, углубляется даль, переходящая на уровень образа-символа. В 1933 году вместе с И.Шмелевым и Д.Мережковским Бунина выдвигают на Нобелевскую премию, и он получает ее «за строгое мастерство, с которым развивает традиции русской классической прозы». Писатель прекрасно осознавал, что тем самым была отдана дань и русской литературе, сохранившейся в сложных условиях эмиграции. Однако дальнейшая жизнь Бунина складывалась нелегко. Несмотря на то, что он выпускает 11-ти собрание сочинений, книги его выходят малыми тиражами. Больной писатель умирает в 1953 году, тоскуя по Родине, куда он так и не смог вернуться.

В произведениях И.А.Бунина о русской жизни, созданных и на родине, и за границей, встречаются самые разнообразные русские характеры: натуры широкие и открытые, глубокие и тихие, эгоистичные и щедрые. Они разнообразны, как разнообразен человек вообще.

Мотивация.

Анализируя рассказ «Лапти», мы вглядимся в образ главного героя, выявим сущность его характера и попробуем ответить на вопрос: типичен ли подобный характер для русских людей или он встречается редко.

Особенности жанра.

Какое произведение является рассказом? (Рассказ – это прозаическое произведение малого объема с динамическим развитием сюжета. Рассказ отличается кратковременностью изображаемого и небольшим количеством действующих лиц).

В случае затруднения учеников, обратиться к словарю литературоведческих терминов. лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка, охватывающая только стопу (на доске – аншлаг).

Чтение рассказа (самостоятельное чтение рассказа, либо прочтение во время урока).

Докажите, что произведение И.А. Бунина «Лапти» – рассказ.

1) Прозаическое произведение: написано в свободной речи; 2) малый объем: 2 страницы; 3) динамическое развитие сюжета: несколько событий, быстро сменяющих друг друга; 4) кратковременность изображаемого: менее суток; 5) небольшое количество действующих лиц: барыня, ребенок, Нефед, новосельские мужики, барин.

Обмен первичными впечатлениями. Беседа: 1) Кому понравился рассказ? Чем? Какое ощущение осталось у вас после прочтения рассказа «Лапти»? 2) Что произвело впечатление? 3) Какие размышления вызвали изображенные события? 4) О чем задумался автор? Что вам показалось в этом произведении Бунина странным, непонятным? 5) О чем мы можем подумать? 6) Какие эпизоды значимы? 7) Что вас привлекает в главном герое?

Целеполагание:

Предлагаю сделать вопрос о смысле названия центральным на сегодняшнем уроке: почему рассказ называется «Лапти», какой русский характер изображен И.А.Буниным?

Анализ текста.

Беседа: – Где происходят изображенные события?

(В России, в степном краю, в хуторском доме, в шести верстах – деревня Новоселки, в тридцати верстах – город).

– Когда происходят изображенные события? (До революции: барыня, лапти; зимой, в бурю).

– Какие события изображены в рассказе?

Письменная работа. Набросать план рассказа.

План учителя (на доске, за ширмой):

1) Болезнь ребенка;

2) За лаптями в Новоселки;

3) Ночь ожидания;

4) Зловещий стук в окно.

Проверка письменной работы (плана) учащихся (опросить 2-3 ученика).

– Какое событие самое важное? Почему? (Смерть Нефеда. Предыдущие события подчеркивают опасность решения Нефеда идти в бурю в Новоселки).

– Максимально краткое письменное (или устное) изложение сюжета. (В хуторском доме болен ребенок. В бреду он просит красные лапти. За окном не прекращающаяся пять суток буря. Лавка, где можно купить лапти, за шесть верст, в Новоселках. Нефед решается идти. Барыня напряженно ждет возвращения Нефеда. В тревоге и волнении проходит ночь. Наутро новосельские мужики привозят тело замерзшего в степи Нефеда).

Образ Нефеда.

– Кто же является главным героем этой печальной истории? (Нефед. Он главный персонаж всех эпизодов сюжета).

– Кто он такой? (Крепостной в доме мелких помещиков).

Докажите (учащиеся находят в тексте цитаты и зачитывают).

  1. Выполняет черную работу: «принес соломы на топку»;
  2. Обращается к хозяйке дома словом «барыня»;
  3. Одевается зипун с подпояской.

Обратиться к словарю С.И.Ожегова: зипун – одежда русского крестьянина, кафтан из грубого толстого сукна, обычно без ворота).

– Почему Нефед решил идти в бурю в Новоселки за лаптями для больного ребенка? 1) жалел ребенка и его мать; 2) верил, что лапти могут помочь ребенку преодолеть недуг: «значит, душа желает»).

– Насколько была опасна буря? Предложить учащимся найти ее характеристики в тексте.

(«Пятый день несло непроглядной вьюгой», «не поедет никакой доктор в такую страсть», «где же в такой ужас дойти!», «потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море», «бездна снежного урагана», «гул и грохот вьюги», «потонули вместе с лошадью в страшный снег», «белого, мерзлого, всего забитого снегом»).

– Понимал ли Нефед меру опасности, принимая решение идти в Новоселки? (Да. Об этом говорит построение его речи в ответ на возражение барыни «Где же в такой ужас дойти!»).

1) Повторяя глагол «пойду», вначале говорит категорично («Нет, пойду».), потом с сомнениями («Ничего, пойду»).

3) Находит обнадеживающий факт – направление ветра («Она будет мне в зад, пыль-то…»).

4) Берет с собой кнут.

Обратиться к словарю С.И.Ожегова: кнут – большая плеть. Веревочный кнут. Пастуший кнут (на доске – аншлаг).

– Нефед знал, что может погибнуть. Но пошел. Может быть, ему неудобно было перед барыней отступать от своих слов «Надо добывать»? (Нет. Сознавая опасность, он решительно уходит из дома: «А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун… и вышел вон…»).

– Разговор Нефеда с барыней шел лишь о дороге вперед. По возвращении ветер будет дуть в лицо. Неслучайно, ожидая Нефеда, в доме решили, что «значит, ночевать остался… Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда». Он же не стал ждать, поторопился назад.

Докажите, что на обратном пути буря неслась ему навстречу. (Нашли Нефеда «всего забитого снегом»).

– Нефед сознательно рисковал своей жизнью. Ради чего? (Ради чужого ребенка, ради барыни, которой служил).

– Когда человек способен рисковать своей жизнью ради других людей? (Когда любит, когда очень хочет помочь – неслучайно в тексте звучит вопрос «Чем помочь?» – когда люди дороги ему больше его жизни).

– Жизнь Нефеда явилась мерой преданности крепостного крестьянина, слуги, его помещикам. Каковы были основания для такой преданности? (Взаимоотношения в доме – добрые, уважительные, человеческие). Докажите.

1) Барыня называет слугу ласково «Нефедушка»; разговаривает с ним, как с равным, близким человеком; пугается за него; когда он замышляет идти в Новоселки; ждет его возвращения, как ждут безмерно дорогого человека: «…ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака».

2) Слуга вникает во все обстоятельства жизни своих хозяев: «Ну что, барыня, как? Не полегчало?». Так спрашивает сочувствующий человек, человек, имеющий право спросить как равный.

Взаимоотношения барыни и Нефеда показывают, что в этом доме его уважали, признавали в нем человека. Этот дом ему был родным. И он отдал за него свою жизнь.

1) Даже погибнув, Нефед добыл лапти ребенку; 2) смерть Нефеда явилась спасением для заблудившихся новосельских мужиков.

1) Бунин нигде в тексе не называет Нефеда ни слугой, ни крепостным. В конце рассказа он использует слово «человек», и не в том значении, в котором помещики обращались к слугам, а в полном значении этого слова: «…подняли тело – оказалось, знакомый человек».

2) Говоря о месте, где новосельские мужики обнаружили замерзшего Нефеда, автор использует гиперболу «в двух шагах».

Вспоминаем определение гиперболы, в случае затруднения учащихся, обращаемся к словарю литературоведческих терминов. (Гипербола – средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении; образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления).

«Тело его нашли в двух шагах от хутора». Эта деталь удваивает трагизм гибели Нефеда.

Позиция автора видна и в именах, которые носят его герои. (Только Нефеду автор дал имя собственное в рассказе. Хозяйка дома названа барыней, матерью, хозяин – мужем, у ребенка даже не указан пол, другие слуги обозначены только глаголом «решили»: «Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес»).

Бунин поставил образ Нефеда над всеми персонажами его рассказа, превознося его человеческую сущность, его чистую, верную душу.

Идейное содержание рассказа.

– Какой русский характер показал И.А.Бунин в образе Нефеда? (Способный к самопожертвованию).

– Типичен ли данный характер для русских людей? (Мини-дискуссия).

– В идейном содержании произведения часто имеет значение его название. Данное название символично. Что оно символизирует?

1) Тяжелую болезнь ребенка;

2) надежду на выздоровление;

3) желание помочь;

4) способность к самопожертвованию;

– Что, кроме сказанного, открыл вам Бунин в рассказе «Лапти»?

1) Между помещиками и слугами могли быть почти родственные отношения.

2) Не социальное положение ценно, а человеческое содержание.

Художественное мастерство И.А. Бунина.

В чем, на ваш взгляд выразилось мастерство писателя в данном рассказе?

2) Выразительность языка;

3) Недоговоренность.

Обобщение учителя.

Прочитав и проанализировав рассказ И.А. Бунина «Лапти», мы увидели, как автор мастерски в таком небольшом по объему произведении сумел сказать о многом: 1) Раскрыл одну из особенностей русского характера – способность к самопожертвованию; 2) Показал доброе, уважительное отношение к человеку независимо от его социального положения; 3) Превознес чистую, верную душу своего героя.

Обобщающие вопросы.

1) Как вы думаете, мы сумели достичь целей урока?

2) Что для вас было сложным в понимании текста?

4) Когда-нибудь захотели бы еще прочесть рассказ «Лапти» И.А.Бунина?

А домашнее задание даст вам возможность еще раз вчитаться и вдуматься в строки рассказа Бунина, который всегда обращается к чувствам и душе человека.

Домашнее задание.

Дать письменные ответы на вопросы (можно по выбору).

1) Бунин дает Нефеду портрет без глаз, без взгляда: «Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки…» Почему?

2) Почему Бунин не говорит, выздоровел ли ребенок, ради которого погиб Нефед?

3) Написать мини-сочинение на тему: «В жизни всегда есть место подвигам».

Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, — от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть... Стукнуло в прихожей, — Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул: — Ну что, барыня, как? Не полегчало? — Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит... — Лапти? Что за лапти такие? — А господь его знает. Бредит, весь огнем горит... Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки — все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо: — Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать. — Как добывать? — В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело. — Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти! Еще подумал. — Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то... И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море. Пообедали, стало смеркаться, смерклось — Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что́ теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти: — Мамочка, дай! Мамочка, дорогая, ну что тебе стоит! И мать кидалась на колени и била себя в грудь: — Господи, помоги! Господи, защити! А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый, зловещий стук в окно. Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, — белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело — оказывается, знакомый человек... Тем только и спаслись — поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах жилье... За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином. 22 июня 1924

Рассказ «Лапти» И. А. Бунин написал летом 1924 года. Гуманистическая направленность этого произведения весьма очевидна. Краткое содержание рассказа «Лапти» Бунина делает акцент именно на человеческой душе, которая является высшей нравственной ценностью. Поступок Нефеда не считается подвигом, но какая мощная нравственная сила присутствует в его желании помочь умирающему ребенку!

Бунин, «Лапти»: краткое содержание

Уже пять дней хутор заметает непроглядная вьюга, кругом все белым-бело от снега. В одной из хат сумрачно, в бреду и жару лежит в своей постели больной ребенок и слезно умоляет свою мать дать ему красные лапти. Женщина в отчаянии плачет, ее муж в отъезде. На приезд врача в такое время надеяться ей не приходится.

Так трагически закручивает сюжет Бунин. «Лапти» краткое содержание свое продолжают тем, что вдруг в коридоре стукнула дверь, это пришел мужик Нефед, принес соломы для печки. Узнав о том, что ребенок бредит красными лаптями, он решается идти в ближайший поселок Новоселки, что за несколько верст, и купить в лавке лапти и фуксин, которым он покрасит их в красный цвет.

Спаситель

Лошадей он решил не брать, так как доехать никакой возможности не было. Он ушел и долго не возвращался. Все подумали, что он остался ночевать в поселке, от этого ночь показалась еще страшнее. Ребенок не прекращал просить у мамочки красные лапти, а она стояла на коленях и просила у Господа помощи и защиты.

На рассвете во дворе послышались голоса, затем в окно кто-то постучал. Это новосельские мужики привезли окоченелое мертвое тело Нефеда. Оказывается, они ехали из города, их повозка перевернулась, и они заблудились, совсем отчаявшись найти дорогу, они подумали, что пропадут. Но тут увидели из снега торчащие ноги в валенках. Разгребли и узнали Нефеда, и тогда поняли, что хутор уже недалеко.

Так закончил Бунин «Лапти». Краткое содержание произведения указывает на то, что потом за пазухой у него были обнаружены детские лапти и пузырек с фуксином.

Заключение

Анализируя тему «Бунин, «Лапти»: краткое содержание», необходимо отметить главное - сильную молитву матери ребенка к Богу. Поэтому простой мужик Нефед стал той искупительной жертвой, благодаря которой наверняка и вьюга закончилась, и ребенок выздоровел, и мужики заблудившиеся спаслись. А красный цвет лаптей стал символом очищения, любви, милосердия и самопожертвования, которые принес в мир Иисус Христос. Таким образом Нефед стал как бы олицетворением самого Спасителя.

Иван Бунин, «Лапти» (краткое содержание следует далее) - это короткий рассказ с, казалось бы, незатейливым сюжетом. Впрочем, талант Бунина в том и заключается, что когда читаешь его произведения, угадываешь самого себя или услышанную давеча историю с трагичным концом…

Иногда поздним вечером, когда совсем темно, подойдешь к окну, выглянешь на улицу, а там - сотни тысяч окон. Одни горят ярким желтым светом, в других - темнота, но за каждым из них читается своя история, свой рассказ, развивается свой сюжет…

Так и в прозе Бунина - серые будни со своими курьезами и происшествиями. Однако есть одно «но», которое невозможно выразить одним словом, или даже словами. Оно добирается до самой глубины души человеческой и достает что-то истинно живое, настоящее, то, что боишься упустить, потерять снова в этой толще непонимания, в бесконечной веренице слов и поступков. Итак..

Иван Бунин, «Лапти»»: краткое содержание

Зима. Пятый день метет непроглядная пурга и метель. Вокруг ни души. За окнами одного хуторского дома поселилось горе - тяжело болеет ребенок. Отчаяние, страх и беспомощность овладели сердцем матери. Муж в отъезде, до доктора не добраться, да и сам он не сможет доехать по такой погоде. Что делать?

В прихожей что-то стукнуло. Это Нефед принес соломы для печи. Через минуту-другую он заглянул в комнату, чтобы спросить о здоровье ребенка. Оказалось, что мальчик очень слаб, огнем горит, скорее всего, не выживет, но главное - он все в бреду упоминает о каких-то красных лаптях, просит их…

Не долго думая Нефед отправляется в соседнюю деревню за новыми лаптями и за фуксином - красной краской: если просит, значит душа желает, и надо непременно идти и добывать…

Ночь прошла в тревожном ожидании.

Утром раздался зловещий стук в окно. Это были мужики из соседнего села. Они привезли замерзшее тело Нефеда. Обнаружили его случайно, когда сами провалились в снежную яму, и уже отчаялись спастись. Но, увидев окоченевшее тело знакомого им Нефеда, поняли, что хутор совсем близко. Они напрягли последние силы и дошли до людей.

За поясом, под полушубком мужика, лежали новые детские лапти и бутылочка с фуксином. Так заканчивается рассказ (И. А. Бунин) «Лапти», краткое содержание которого было изложено выше.

Главная мысль: «Лапти», Бунин И. А .

Последнее предложение, точка, конец рассказа. Во время чтения того или иного произведения, мы больше увлечены сюжетом, нежели тем, что скрывается за словами и поступками главных героев. Однако потом приходят сотни мыслей: почему, для чего, зачем... Рассказ, который написал Иван Бунин, - «Лапти» - это прежде всего ода необычайной доброте и готовности к самопожертвованию. Но это лишь вершина айсберга, первый слой, который предлагает копать дальше, и обнаруживать все новые и неожиданные богатства. Что еще скрывается за «декорациями» разворачивающейся драмы?

За окном правит беспощадная стихия, готовая уничтожить всякого, кто осмелится противостоять ей. На пороге стоит смерть, которая ждет своего часа без жалости и излишних сомнений. Неутешная мать смиренно замирает пред ней. И только Нефед проявляет решимость противостоять этим двум неизбежностям и следовать велению души.

И в этот момент читателя охватывают чувства, которые трудно передать словами. Будто тонкая нить света, чего-то необъяснимого, и в то же время до боли знакомого, пронизывает, проходит насквозь и соединяет воедино души, судьбы и обстоятельства. Нефед не пытается объяснить своего, на первый взгляд, сумасбродного желания отправиться за лаптями в непроходимую пургу и метель. Он знает одно — душа желает, и здесь грешно рассуждать и спорить. Возникает вопрос — чья душа позвала его в дорогу: умирающего мальчика, безутешной матери, его самого или тех заблудившихся мужиков? Нелепая, и где-то даже глупая, казалось бы, смерть Нефеда становится значимой, и, можно сказать, необходимой жертвой. Она дала право на жизнь тем заблудившимся мужикам из соседской деревни, а быть может и ребенку.

Еще раз хочется напомнить, что называется этот рассказ, который написал Иван АлексеевичБунин, «Лапти». Краткое содержание, конечно, не может передать всю тонкость и глубину чувств главных героев, поэтому прочтение оригинала просто необходимо.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 141

с углубленным изучением отдельных предметов»

Советского района г. Казани

Конспект урока русской словесности

в 7 классе

В мастерской художника слова.

Урок по рассказу И.А. Бунина «Лапти»

Подготовила

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Гиматутдинова Ирина Львовна

г. Казань

2012

ЦЕЛИ:

    Формирование первоначального понятия о художественном мире Бунина.

    Развитие способностей к оценке и интерпретации идиостиля писателя.

ХОД УРОКА

I . Вступление.

– Дома вы познакомились с небольшим (в полторы страницы!) рассказом И.А. Бунина «Лапти». Помните мои рекомендации, сделанные на предыдущем уроке? Не стоит стремиться читать Бунина «залпом», «запоем»: впечатление от его искусного владения словом рождается не количеством, а глубиной и обстоятельностью прочтения.

– Как вы прочли бунинский рассказ? О чем он, на ваш взгляд?

II . Основная часть – анализ рассказа И.А. Бунина «Лапти».

– Своеобразным камертоном урока, который не позволит «сфальшивить» при анализе текста, станут утверждения самого Бунина, сделанные им в статье «Как я пишу» (обращение к основным положениям статьи в течение урока станет возможным, если предложить одному из учащихся работу со статьей Бунина в качестве индивидуального домашнего задания по заранее сформулированным вопросам).

– В какой взаимосвязи, по мнению Бунина, находятся форма и содержание произведения?

(«… у писателя форма неразрывно связана с содержанием и рождается сама собой из содержания»).

– Постигая бунинскую прозу, мы будем оперировать некоторыми литературоведческими понятиями. (Повторение этих событий идет с помощью теста, выполняемого учащимися по принципу «тест соответствия»; «ключ» для самопроверки предлагается на транспаранте для кодоскопа).

Олицетворение

    Аллитерация

    Сравнение

    Антитеза

    Метафора

    Эпитет

    Повторение однородных согласных звуков, придающее литературному тексту особую звуковую выразительность.

    Противопоставление образов, слов. понятий, картин.

    Переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета другому.

    Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.

    Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы или явления.

    Изображение одного явления с помощью сравнения его с другим.

«Ключ» к тесту:

1 – 5

2 – 1

3 – 6

4 – 2

5 – 3

6 – 4

В какое время года происходит действие рассказа? (вьюжной зимой).

Бунин сравнительно нечасто использует в своих описаниях метафоры, однако если все же прибегает к метафоричности, то добивается поразительной яркости. Найдите такую яркую выразительную метафору в описании вьюжной зимы.

(На протяжении всего рассказа состояние природы приравнивается к состоянию моря во время урагана; Бунин, используя эту метафору, стремится показать буйство природы: «… потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море»; «… в бездне снежного урагана и мрака»; «… потонули вместе с лошадью в страшный снег»).

Обратите внимание на эпитет в последней фразе («страшный снег»). Как он помогает понять чувства людей, котонные вызывает этот разгул стихии?

(разгулявшаяся стихия вызывает в душах людей страх; «… в такую страсть» /здесь: в такую плохую погоду/; «такой ужас»; «… ужасала одна мысль»).

Это эпитеты, рисующие состояние души матери. Вам понятен ее страх? Чем Бунин мотивирует ее ужас перед природой?

(У нее боле ребенок, она не знает, что делать, т.к. осталась одна – муж в отъезде. Бунин пишет: «… плакала горькими слезами от страха и от своей беспомощности»).

Еще одно средство раскрытия характеров героев – речь. Какое обращение наиболее часто звучит в словах матери?

(Обращение к Господу: «Господи, помоги! Господи, защити!», «Бог с тобой…», «А Господь его знает!». Частое упоминание имени Господа говорит о полном бессилии матери; ее последняя надежда – Господь).

И все же надежда приходит в образе совсем ином. Обратили ли вы внимание, что в рассказе и мать, и ребенок остаются безымянными, а именем наделен только один персонаж – Нефед? Почему?

(Это свидетельствует о том, что он главный герой рассказа).

Проанализируйте реплики Нефеда. В чем своеобразие речи этого героя?

(Речь героя лишена закругленности, в ней нет сложных предложений, много просторечий /»Не полегчало?», «… не хитрое дело», «Она мне будет в зад, пыль-то…»/ и «неправильностей» в построении предложений. Фразы часто обрываются, оставаясь незаконченными. Все это позволяет сделать вывод не только о крестьянском происхождении Нефеда, но и о том, что он человек дела).

Как сам Нефед объясняет свое решение пойти за шесть верст в лавку за лаптями и фуксином?

(«Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать»).

Что имеет в виду Нефед, говоря «Душа желает»?

(По народным поверьям, если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет).

Немногословность и деловитость этого человека подчеркивается Буниным и в его портретной характеристике и в описании его действий.

(«Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки – все в снегу, все обмерзло… И вдруг твердо: Значит, надо добывать…»).

Бунин использует здесь прием предвосхищения трагической развязки рассказа. Прочтите описание Нефеда, которого привозят на розвальнях мужики, обратите внимание на однокоренные слова в том и другом отрывках: «Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, – белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда».

Писатель пользуется этим приемом еще раз, когда рассказывает о приехавших на рассвете мужиках. Прочтите этот отрывок.

«А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый, зловещий стук в окно».

Найдите эпитет, предсказывающий скорую развязку. Представьте, что вы не читали рассказа Бунина, о чем мог бы поведать эпитет «зловещий стук»?

(Нефед заблудился в степени, не дошел до Новоселок, вернулся ни с чем, и это означает, что ребенок умрет).

Прервем на время ход анализа рассказа «Лапти» и обратимся еще к одному произведению Бунина «Антоновские яблоки». Бунинский словарь богат, однако он добивается выразительности не столько количественным расширением используемых слов, сколько виртуозностью сочетания одних и тех же «фирменных» эпитетов и сравнений. Одним из любимых, можно сказать, опорных, в бунинской стилистике является слово «свежесть».

(Обращение к рассказу Бунина «Антоновские яблоки» будет успешным, если предложить одному из учащихся работу с текстом рассказа в качестве индивидуального домашнего задания: «Найти наиболее выразительные примеры употребления слов «свежесть», «свежий». Определить контекстуальное значение этих слов в рассказе Бунина. Учащиеся обычно без труда находят и комментируют следующие словосочетания:

«свежее утро» прохладное, приносящее радость;

«свежие озимые» нежно-зеленые, шелковые;

«свежий лес» бодрый, молодой;

«осенняя свежесть» бодрость, гармония, красота).

В каком контексте употреблено это слово в рассказе «Лапти»? Каково его значение?

«… Нефед принес соломы на топку свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул…». «Вьюжная свежесть» это тонкий морозный запах пришедшего с улицы человека. (Возглас из класса: «Я помню: так пахнет принесенное мамой с мороза свежевыстиранное белье!»).

И (добавляю я) у Бунина своеобразный символ душевного здоровья, красоты главного героя. Пожалуй, одной из главных особенностей Бунина как писателя является умение находить, открывать в обычном слове слово сокровенное, заключающее в себе целый мир. Немногословность Нефеда, приверженность крестьянским жизненным устоям (душа больного желает – значит, надо дать), деятельное начало – все рождает ощущение душевного здоровья, внутренней гармонии и красоты простого человека. Его несуетность, внутреннее спокойствие сродни природе. Нефед вышел «из природы» и уходит тоже в нее.

И вновь обратимся к статье И.А. Бунина «Как я пишу». Какую роль отводит писатель первой фразе?

(«… первая фраза имеет решающее значение. Она определяет прежде всего размер произведения, звучание всего произведения в целом»).

Обратимся к началу рассказа.

«Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодом хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти».

Какие цветовые эпитеты использует Бунин? Какие дает температурные характеристики?

(«белый от снега» дом и «красные лапти», «холодный» дом и «в жару… плакал ребенок». Антитеза в начале рассказа рождает ощущение равнодушной холодности окружающего мира по отношению к больному ребенку).

Бунинская техника описания порождаемых предметом ощущений в литературоведении носит название предметной детализации. Не лишни ли эти детали внешней изобразительности (так называл этот прием сам Бунин) в рассказе «Лапти». «Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями…». К чему это, если «… было большое горе: был тяжело болен ребенок»? В отношении стиля других писателей мы привыкли к «служебной» роли изобразительных средств (эпитетов, сравнений, метафор и др.) – раскрытие образа героя, характеристика места действия и т.п. Бунин не боится избыточной внешней изобразительности, когда деталь важна сама по себе, без привязки к сюжету. Она свидетельствует о состоянии мира в целом, стремится вобрать в себя всю полноту чувств, всю сложную характеристику мира в цвете, звуках, запахах.

Грустно напряженная тональность рассказа создается не только словом, но и знаками препинания. Какой особый знак препинания появляется в конце предложений в финале рассказа? Какие значения может выражать этот знак в зависимости от контекста? Прочитайте предложения с многоточием так, чтобы передать интонацией значение знака препинания.

(Многоточие, появляющееся в конце предложений в финале рассказа «Лапти», выражает горькое недоумение и одновременно… радость(1) спасены! жилье рядом!

«Кинулись разгребать снег, подняли тело – оказывается, знакомый человек…

Тем только и спаслись – поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье…».

Смерть Нефеда спасает жизни новосельских мужиков и…).

Перечитайте последнее предложение рассказа: «За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином». Можно ли считать рассказ сюжетно завершенным? Оправдана ли эта сюжетная незавершенность?

(Да. Мы понимаем, что Нефед спас не только новосельских мужиков, но и мальчика. Я верю, что мальчик выздоровеет).

Как теперь вы ответите на вопрос: о чем этот рассказ?

Ответы на этот вопрос, заданный уже в начале урока, сводились к тому, что это рассказ о доброте, о самоотверженности. Не умаляя значимости этих ответов, в конце урока ребята добавляют, что это рассказ о жизни и смерти, о том, что роднит человека и природу: за смертью неостановимо идет жизнь!

Список использованной литературы

1. Мальцев Ю. Иван Бунин. 1870-1953.М.,1994.

2. Сливицкая О.В. О природе бунинской «внешней изобразительности» // Русская литература.1994.№1.



Поделиться: