Представление подворий на дожинки сценарий. Зажинки, дожинки: Сценарии праздников начала и окончания уборки зерновых

«ГУЛЯЙ, ЛЮДИ ВЕСЕЛЕЙ, САМОВАРУ – ЮБИЛЕЙ»
(Сценарий театрализованного праздничного гуляния).

Главное внимание постановщика в этом сценарии должно быть уделено культуре поведения, этикету, принятым на старинных молодежных развлечениях крестьян. В самом сценарии подробно разработан почти ритуальный чин посиделок.
Спектакль по данному сценарию рекомендуется играть на сценической площадке РДК, СДК, СК. Частично его можно использовать в условиях народного гулянья на фольклорном празднике непосредственно в кругу зрителей.

Поговорки на плакатах:

Чай пить – приятно жить.
Выпей чайку – позабудешь тоску.
С чая лиха не бывает.
Устал – пей чай, жарко – пей чай, хочешь согреться – пей чай.
Если чай не пьешь, где силы берешь?

Праздник украсят развешанные на стенах зала, фойе, яркие плакаты с изображением самоваров, чайников, чашек с блюдцами, расшитых полотенец, матрешек.
На территории Дома культуры можно построить домики-теремки c яркими вывесками: «Чайнная», «Лавка сластей», «Блинная» и т.п.

На стенах тексты:

Не толпитесь у дверей,
Проходите поскорей!
Ждут баранки и коврижки,
Калачи, ватрушки, пышки.
Налетайте, разбирайте,
Сладким чаем запивайте!
Мы блинами угощаем
И поим душистым чаем!

На другой площадке расположилась праздничная ярмарка. Торговые ряды украшены затейливыми рисунками, русскими рушниками, веселыми вывесками.
На третьей площадке состязания спортивные.
У выезда на центральную площадь праздника установлены декоративные ворота с петухом и плакатом «ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!».
У ворот гостей встречают ЗАЗЫВАЛЫ, приглашая на праздник.

ЗАЗЫВАЛЫ: Слушайте, слушайте, люди добрые!
В нашем районе проживающие,
В гости приезжающие.
Сегодня у нас в поселке
Состоится праздник.
Приглашаем вас сегодня
Веселиться, играть,
Песни звонкие петь,
Секреты раскрывать,
Силу, удаль показать.
Люди старые и молодые,
Женатые и холостые!
Милости просим на праздник!
Мы рады гостям, как новым вестям!

В ворота въезжают участники художественной самодеятельности с песнями, частушками, плясками.
Зал дискотеки в русском убранстве: на стенах развешаны расшитые русские полотенца, висят русские пословицы и поговорки. На переднем портале сцены установлена эмблема – русский самовар с двумя кумушками, пьющими чай. На самоваре русским шрифтом написано «Русские посиделки». В левом углу от портала расположены столы-теремки: бабушки Лукерьи и «Русский квас». Деревянные столы накрыты расписными скатертями. На столах самовары, чашки, яства разные: блины с медом, пряники, бублики, конфеты, пироги. У столов стоят лавки.
В зале звучит фонограмма Курского соловья.

1. ПРИВЕТСТВИЕ.

ХОЗЯЙКА ГОРНИЦЫ: Добрый вечер, гости званные и желанные.

ХОЗЯИН ГОРНИЦЫ: Здравствуйте, лебедушки, здравствуйте, молодушки!
Да ребята удальцы, веселые молодцы!

ХОЗЯЙКА: Милости просим к нам на посиделки.
Рады гостям, как добрым вестям!
ХОЗЯИН: Приходите, не тушуйтесь! Будем сегодня чаи гонять,
Да хороводы водить!

ХОЗЯЙКА: Добро пожаловать! Всех привечаем, душевно встречаем!

ХОЗЯИН: Заходите, будьте как дома

ХОЗЯЙКА: Добрый гость всегда в пору!

2. ВЕЛИЧАЛЬНАЯ.

ХОЗЯЙКА: Уж вы гой еси, люди добрые!
Вы позвольте вас поприветствовать
Ото всей души в нашей горенке,
В нашей горнице принаряженной!

ХОЗЯИН: По обычаю, да по русскому
Для гостей добрых самовар кипит,
Белой скатертью стол резной накрыт!
Разоставили мы яства сахарные,
Приготовили забавы веселые.

ХОЗЯЙКА: Приглашаем вас
Отведать чая ароматного,
Бубликов да пряников сахарных.

ХОЗЯИН: Вы уж отведайте, да покушайте,
Да на нас посмотрите, послушайте!
А мы с хозяйкой расскажем вам пока
Историю чая русского, ароматного.

(Музыкальная вставка).
Гости рассаживаются за столы, начинается чаепитие.

Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный.
От недугов исцеляет
И усталость прогоняет.
Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-эликсир!

ХОЗЯЙКА: Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая: «Давным-давно пастухи заметили, что стоит их овцам пощипать листьев вечнозеленого растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираться на кручи. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке, как это делали с другими лекарственными травами, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив свежих сил».
Действительно, впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних времен. В китайских письменных источниках этот напиток упоминается за 2737 лет до н.э.
В давние времена чай в Китае ценился очень высоко. Императоры дарили его своим вельможам за особые услуги. Во дворце этот ароматный напиток пили во время придворных церемоний. Чай поэты воспевали в стихах.
Выращивание и изготовление чая в Китае стало таким же секретным, как производство шелка, фарфора, бумаги и другие великие китайские изобретения. Чайные плантации скрывали и строго охраняли от чужеземцев. Китайские купцы продавали чай в другие страны. Из Китая чай начал свое триумфальное шествие по миру.

ХОЗЯИН: В России чайный напиток стали употреблять с 1638 года, когда монгольский Алтын-Хан прислал в подарок царю Михаилу Федоровичу 4 пуда чайного листа.
В 18 веке нарастает популярность русских самоваров.

(По ходу рассказа разливают чай, хозяйка угощает, а хозяин спрашивает гостей, где у нас выращивают чай).
(Звучит песня «А я чайничала»).

3. СМОТРИНЫ.

(Во время чаепития входит родня – фольклорная группа «малейка» с песней. Их встречают хозяин с хозяйкой).

ХОЗЯИН: А вот и родня наша из «Долбенькино».
Добрый вечер, гости дорогие!

ХОЗЯЙКА: Добрый вечер, родимые!

(Родня и хозяева кланяются друг другу по русскому обычаю. Родня кланяется гостям).

РОДНЯ: Добрый вечер, добрым людям!
Пусть веселым вечер будет!

(Русская народная песня «Во горнице»).

ХОЗЯЙКА: Гости дорогие, познакомьтесь с родней моей. Вот мой шурин – Володюшка. А вот зять разлюбезный – Витюшка, вот моя золовушка – Людмилушка, а вот моя невестушка дорогая – Тамарушка, а это мой деверь – Митюшка. А вот Колюшка – зятек дорогой, а Иринушка – сестрица родимая.
Гости дорогие, вы чаек пейте, прянички кушайте, да нас посидите, послушайте.

(Хозяйка вместе с фольклорной группой поют и пляшут «Комарики»).

1. Комарики, комарочки мои,
Комарики, мушки маленькие.
Припев: Ой, ли, ли, ли-ли, ли, ли
Ой, ли, а ли-ли, а ли-ли.
2. Не давали комары ночку спать
На зорюшке приснула молода.
3. Не слыхала как милый мой пришел,
Не слыхала как к кровати подошел.
4. Здравствуй, милая, хорошая моя.
Чернобровая, похожа на меня.
5. Хорошо ль опочивала без меня?
Без тебя, милый, постель холодна.
6. Одеяльце заиндевело,
Под перинушку мороз подполз.
7. Под попону ветер холоду нанес,
Изголовье потонуло во слезах.
8. Тебя, милый, дожидаючи,
Свою долю проклинаючи.

ХОЗЯЙКА: Иринушка, Митюшка, Володюшка, Людмилушка, золотая моя, Николушка, Никитич, родственники дорогие, проходите к столу, чайку откушать, да с гостями нашими ближе познакомиться.

(Идет чаепитие, хозяин с хозяйкой угощают родню и гостей).

ХОЗЯИН: Никитич, как там хлопцы Ваши поживают?

НИКИТИЧ: Живут, хлеб жуют!
Вон Володюшка с Николой с балалайкой не расстаются.
И в полке, и на вечеринке первые.

(Ребята поют куплеты «Трех Семенов»).
Сл. Гадалова, муз. Поликарпова.
1. Кто не знает трех имен
Сеня, Сема и Семен?
Мы друзья, как говорится,
С незапамятных времен.
Эх! Сеня я, Сема – он,
И балалаечник – Семен.

2. Балалаечка у нас,
Всем известно, – первый класс.
Мы и сами с головами,
Заявляем без прикрас.
Эх! Хоть и ссоримся подчас,
Разлучи, попробуй, нас!

3. Говорят, что наш Семен
С балалаечкой рожден
Он в певунью-говорунью
Просто-напросто влюблен.
Эх! Потому что с нею он
Всюду вместе как закон.

4. Балалайка три струны
С нашей Курской стороны,
Пой, старайся, не стесняйся.
Песни каждому нужны.
Эх! Там, где пляшут и поют,
Три Семена тут как тут.

ХОЗЯЙКА: Иринушка, а девки-то как наши, поют?
Поют, да еще как поют!

(Иринушка поет русскую народную песню «У меня молодой муж гнедой»).

1. У меня молодой муж гнедой
У меня молодой муж гнедой
Припев: Сударыня – барыня, муж гнедой

2. А детушки пели да
По улицам бегали.

3. Диковинку видали да
Диковинку видали.

4. Ехал писарь на свинье да
Писариха на коне.

5. Простой мужик на ежу
И то кричит не сдержу.

6. Давайте вожжи навяжу да
Писариху догоню.

7. У писаря отобью да
У писаря отобью.

ХОЗЯЙКА: Гости дорогие, а все ли вы разобрались в родне? Кто кому доводится? А?
Кто такой шурин? (Брат жены).
Кто такой зять? (Муж сестры).
А золовка это кто? (Сестра мужа).
А невестка? (Жена брата).

(После викторины «Родня» хозяин с хозяйкой одаривают гостей, которые правильно отвечали на вопросы викторины, русскими сувенирами).

ХОЗЯЙКА: Уж вы гой еси, гости любезные! Вы потешьте нас
пляской бойкою, удалью молодецкою, русскою!
выходите-ка на круг, не стесняйтеся,
веселою пляскою разгуляйтеся!

(Проводится конкурс на лучшее исполнение пляски, танцевальная программа, музыка смолкает. Выходит с песней Коробейник).

КОРОБЕЙНИК (поет) :
У меня полным полна коробушка
В коробейниках хожу
Подходи душа-зазнобушка,
Все товары разложу!
И частушки есть веселые,
И задорный перепляс,
Песни русские, раздольные
Приготовил я для вас!
У меня товары дельные,
Подходи-ка веселей.
Плату беру я не деньгами,
А улыбками гостей!
Вот пряники русские, бублики пухлые, кому пряники мятные, печатные, с повидлом, с маком, да с таком.

ХОЗЯЙКА: А сколько стоит ваш товар?

КОРОБЕЙНИК: А мы ничего не продаем,
А все даром отдаем!
За шутку-прибаутку,
Да за всякую минутку!

4. ТАРЫ-БАРЫ.

КОРОБЕЙНИК: А ну, девчата молодцы, красные девицы, хлопцы удальцы, веселые молодцы. Кто поговорки знает русские, да пословицы?

(Проводится конкурс на знание русских пословиц и поговорок. Коробейник раздает пряники, бублики, конфеты победителям).

КОРОБЕЙНИК (поет) :
Эх, полным полна коробушка
Я пою и расскажу,
Подожди, душа-зазнобушка,
Все товары разложу.

(Обращается к девушкам в зал)

Подожди, душа-зазнобушка,
Для тебя самую задорную песню,
Самый задорный перепляс выберу.

ХОЗЯЙКА: Ох, и парень же ты хваткий,
Да зазываешь без оглядки.

ХОЗЯИН: А может у нас у самих есть и песни, и пляски, и в игре умение. Верно я говорю, гости дорогие?

КОРОБЕЙНИК: Да для таких красавиц я уж расстараюсь: частушки самоцветные, песни звонкого серебра выберу.
(поет) : Ой, ты, милая моя, выходи скорее
Поплясать, переплясать
Я тебя сумею.

ХОЗЯЙКА (подпевает) :
Месяц скрылся в облаках,
Солнышко за морем,
Ты не хвастайся пока,
Мы еще поспорим.

(Коробейник и Хозяйка пляшут русскую пляску).

ХОЗЯЙКА: Ну, хватит, Коробейник, ой уморил же ты меня пляской бойкою.

КОРОБЕЙНИК: Ну куда тебе, девица-краса, со мной спорить,
Мы, Коробейники, народ твердый, веселый.
Да к тому же только кивну – все добрые молодцы мне помогут.
Вон их сколько во горнице-то собралось.
Верно я говорю, ребята?

ХОЗЯЙКА: А нас еще больше по статистике! На 10 девчонок 9 ребят.
Так что справимся!

КОРОБЕЙНИК: Посмотрим?

ХОЗЯЙКА: Посмотрим!

КОРОБЕЙНИК: Попробуем?

ХОЗЯЙКА: Попробуем!

КОРОБЕЙНИК: Тогда, девицы-красавицы, для разминки вам вопрос:
«Какие советские ансамбли исполняют народные песни
в современных обработках?»
(«Ариэль», «Песняры», «Коробейники» и т.д.)

ХОЗЯЙКА: Тогда и вам вопрос, добрые молодцы!
«А какие исполнители включают в свой репертуар
русские народные песни?»
(Ж.Бичевская, А.Пугачева, С.Ротару и др.)

КОРОБЕЙНИК: Ну что же тут скажешь, молодцы ребята-удальцы!
Кто на вопросы отвечает, разбирайте мой товар.

(Раздает пряники, бублики, конфеты).

ХОЗЯИН: Гостечки дорогие, давайте-ка пляской бойкою распотешимся.

КОРОБЕЙНИК: Хочу, чтобы музыка звенела!
А ну беритесь все за дело!
Споют гармони озорные,
А с ними ложки расписные!

(Играет ансамбль народных инструментов «___________________». Русские народные песни «Валенки», польку в обработке Широкого, «Барыню». Коробейник выходит на пляску, вовлекает всех в общий танец).

ХОЗЯЙКА: Ой, спасибо вам, гармонисты озорные, ребята-потешники,
потешили вы душу русскими плясками развеселыми!
Пора уж и чаю попить!

ХОЗЯИН: Гости дорогие, проходите за столы дубовые,
за скатерти браные, за питья медвяные!!!

ХОЗЯЙКА: Угощайтеся, не стесняйтеся! Чем богаты, тем и рады!

(Идет чаепитие).

КОРОБЕЙНИК: Эх, хорошо сейчас песню русскую, да с огоньком!

ХОЗЯЙКА: А ты запевай, мы подпоем!

КОРОБЕЙНИК: Я-то запою, а вот все ли вы песни русские знаете?

ХОЗЯИН: Старинных песен много знаем,
Поем их всюду год за годом.
Ведь в них живет, не угасая,
Бессмертная душа народа!

ХОЗЯЙКА: А ну-ка, гостечки дорогие, давайте-ка раздокажем Коробейнику,
что мы тоже не лыком шиты и кое-что умеем.
Давайте-ка посоревнуемся: чей стол песню русскую запоет
звонче да громче.

(Соревнование между столами на лучшую песню, частушку. Лучшему столу вручается каравай).

ХОЗЯЙКА: Гости дорогие, приглашаю вас на хоровод веселый.

ХОЗЯЙКА: А сейчас, гости дорогие, давайте-ка разделимся на две улицы:
«Широкую» и «Раздольную». А на каждой улице есть свои
первые парни. Прошу первых парней улиц «Широкой»
и «Раздольной» выйти на круг.

ХОЗЯИН: Выходите, не робейте, на вас посмотреть приехали
сватьи из града Курска древнего!

(Выходят сватьи, фольклорная группа хоровой студии, кланяются).

5. ПОХВАЛЬБА.

ХОЗЯИН: Есть ли на улицах ваших женихи, да невесты работящие
да сноровистые, есть ли силачи да балагуры, плясуны
да певцы, которые и блоху подковать смогут, и из полена
щи сварить? Найдутся ли такие у вас? Отвечайте, не робейте.

«ПЕРВЫЙ» ПАРЕНЬ УЛИЦЫ «ШИРОКАЯ»:
Не робеем, а сробеем, так уйти поспеем.

«ПЕРВЫЙ» ПАРЕНЬ УЛИЦЫ «РАЗДОЛЬНАЯ»:
А наши в плену не робеют, и на печи не дрожат!

ХОЗЯИН: Выходите, женихи, кто тихи и кто лихи,
Удаль-силу показать, свои косточки размять!

6. МАСТАКИ.

ХОЗЯЙКА: Потехе час, а делу время!

ХОЗЯИН: Добрый муж в дому работник,
Немного столяр, немного плотник.

(Выносит две пилы, два бревна, козлы).

ХОЗЯИН: Я прошу «первых» парней набрать на своих улицах
плотников из 6 человек. Каждой артели нужно нарезать
из бревна 4 чурбака. Каждый распил делает новая пара
плотников. Чья артель сделает это быстрее? Начали!

(Звучит русская народна песня, артели пилят, победителям вручают призы).

ХОЗЯИН: Следующая потеха – домашняя утеха!

ХОЗЯЙКА: Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
Это в сказке говорится, а вы, гости любезные,
сумеете ли нитки распутать, да в клубки смотать?

ХОЗЯИН: А ну-ка, девицы-молодицы, не хотите ль потрудиться?
Выходите, не стесняйтесь, покажите сноровку свою девичью.

(Выходят девушки).

ХОЗЯЙКА: Вот вам нитки. Кто быстрее с работой справится,
того и награда дожидается.

(Проводится конкурс, вручаются призы).

ХОЗЯИН: А ну, ребята-молодцы, есть ли силачи на улицах ваших?

(Выносит гирю, проводится конкурс «Силачи». Ребята поднимают гирю).

ХОЗЯИН: Ну что ж, на славу потрудились, и наверное приморились.
Просим всех к столу, чайку русского откушать.

(Идет чаепитие).

СВАТЬИ: Ох, потешили вы нас удалью молодецкою, силою залихватскою,
да сноровкой девичьей. Ох и ладно же работа у вас идет.
Да и пляски у вас бойкие, да лихие. Довольные вашей работой,
поклон вам русский бьем: русскую песню для вас споем,
веселую да задорную.

(Кланяются, поют русскую народную песню «Порушка-Параня»).

ПОРУШКА-ПАРАНЯ
1. Ох, уж ты Порушка-Параня,
Ты за что любишь Ивана?
Я за то люблю Ивана
Что головушка кудрява.

2. Что головушка кудрява,
Да бородушка кучерява,
Кудри вьются до лица
Люблю Ваню-молодца.

3. Уж, как Иванушка по горенке похаживает
Он свою бородушку, да свет, поглаживает,
Он свою бородушку поглаживает,
Ох, сапог да об сапог поколачивает.

4. Ох, сапог об сапог поколачивает,
Ох, крупны речи поговаривает.
Уж, как ты меня, сударушка высушила
Без морозу, без ветру сердце вызнобила.

КОРОБЕЙНИК: Ох, душа русская пляски просит.

ХОЗЯЙКА: А ну-ка, гармонисты озорные, заводи-ка хоровод
Повеселей, да пляску поозорней.

(Играет ВИА «Добрые молодцы», русская пляска, хоровод, танцы).

ПОТЕХА «ПИЛКА ДРОВ».

(Выносят козлы, бревно, пилу, колун. Отыскиваются «охотники» и принимаются за работу. Фонограмма «Русского наигрыша». После того, как «охотники» распилят бревно и расколют чурбаны, парни хвастаются).

ПАРНИ: Ох, как живо сработали!.. Одно удовольствие было смотреть
на такую… изящную работу! А теперь очередь и до вас дошла,
не отсидитесь с теплом углу… А ну-ка, печь, чугуны, ухваты,
прялицы, коромысла, ведра на вольный свет выходите!
Тесно, поди, вам в избе стоять, пусть теперь нашу задачу решат.

(Выносится нужный реквизит, он расставляется по очереди: сначала бочки с водой, из которых надо зачерпнуть ведро и на коромыслах поднести их к печи, там на лавке чугуны разные, в которые надо налить воды и ухватами поставить в печь).

ДЕВУШКИ (кликают) :
Отыщется ли среди вас, дорогие гостюшки,
Такая мастерица-рукодельница, что и воды принесет,
и в печь чугуны поставит, и у прялки за работой песню споет?

(Находят желающую, можно двоих, если реквизит двойной, то получится вроде соревнования среди девушек, и только она захочет приступить…)

ПАРНИ: Э не-ет!.. Как раньше-то… и платок на голове,
и сарафан до пят… Вот и пробуй!

(Парни выносят платки и сарафаны).
(«Охотницы» облачаются в платки и сарафаны, начинается ПОТЕШИНА. Фольклорный ансамбль поет русскую народную песню «Кудерыши»).

Красная девица вила кудерышки
Да на реке оставила ведерышки.
Раз-два, люблю тебя, люблю тебя,
Да на реке оставила ведерышки!
Что ты, мила-ненаглядная,
Да почему ты не нарядная?
Раз-два, люблю тебя…
За водой поторопилася,
Да потому не нарядилася,
Раз-два, люблю тебя…
За водицей ходить версточку
Да взяла орешков горсточку,
Раз-два, люблю тебя…
Тебе, тятенька, бить – не отбить,
Да я задумала молодчика любить.
Раз-два, люблю тебя…
Полюбила не за ум, не за красу,
Да полюбила за поглядку веселу,
Раз-два, люблю тебя…
Весела его поглядока,
Да от милого пришла карточка,
Раз-два, люблю тебя…
Пришла карта, нарисованный портрет,
Да опиши, милая, любишь или нет?
Раз-два, люблю тебя…
Я писала другу Ванюшке,
Да не женись, дружок, на Танюшке.
Раз-два, люблю тебя…
Если женишься – спокаешься,
Да со худой женой намаешься,
Раз-два, люблю тебя…
Со худой женой намаешься,
Да с хорошей накрасуешься.
Раз-два, люблю тебя, люблю тебя,
Да с хорошей накрасуешься.

После того, как потешина выполнена, один из парней восклицает: «Ну и девушка! Вот так девушка! Всем девушкам девушка!»

ПАРНИ (кричат) : Ну что! Утерли носы?!

ДЕВУШКИ: Знаем, знаем! Да все знаем… Все ваши характеры и привычки
по полочкам разложены.

ПАРНИ: Где это они разложены?!

ДЕВУШКИ: В песнях!

ПАРНИ: В песнях? Это хорошо. Сейчас мало кто песни поет, все больше
песни слушают. Как там… (Один парень обращается к другому).
Какое там словечко-то придумали?.. Ах, бал-де-ют!
И добалделись до того, что скучища по городам
и селам гулять пошла…

ДЕВУШКИ: Да не все балдеют, кое-кто и песни петь умеет, и про вас пропоют.

Фольклорный ансамбль поет:

Дело к вечеру, а солнышко сияет горячо,
У плетня мы сядем, бабы, потолкуем кто про че.
Ой, куда, куда ты катишься, глубокая река,
Никакой нам, бабы, праздник не хорош без мужика.
Нам, конечно, веселее, поспокойнее при нем,
Стопроцентного-то, бабоньки, не сыщешь днем с огнем.
Пока ходит в женихах-то, уж и вежлив, и не пьян,
А как женится, так сразу тут и вывернет изъян.
А что верно, то верно, с мужиками просто грех,
До того порой обидно – разогнала бы их всех.
Ой, подруга, не ругайся, ой, подружка, не греши,
Иной раз они бывают даже очень… хороши.
Уж такая наша доля, нам сердиться ни к чему:
Я вон новую рубаху нынче сшила своему.
Ну а я – костюм купила, ой как ладно, по плечу,
Я моднющие ботинки своему купить хочу.
Уж что правда, то и правда, мы не станем спорить тут,
С мужиками веселее… ладно уж, пускай живут!

ДЕВУШКИ: Да разве только мы одни песни о вашем характере знаем?
Среди наших гостей такие песенницы отыщутся, что
похуже нашего про вас пропоют.

(Проходит конкурс песен о мужском характере. Приглашаются все желающие женщины).

ПАРНИ: Да и нам в долгу оставаться негоже,
И у нас есть песни пригоже.
Есть, народ мужской?
Не забылись ли они у телевизоров сидючи?

(Пока мужчины готовятся, участники фольклорного ансамбля добавляют «огонька»).

Хвастать, милая, не стану,
Знаю сам, что говорю:
С неба звездочку достану
И на память подарю.
Обо мне все люди скажут:
Сердцем чист и неспесив,
Или я в масштабах ваших
Недостаточно красив?

(Проводится конкурс песен о женском характере. Приглашаются желающие мужчины).

ДЕВУШКИ: Хорошо вы песни поете, а все-таки мы лучше. Мы вас перепоем!

ПАРНИ: Ни в жизнь.

ДЕВУШКИ: А вот послушайте… Вот сейчас мы всем женским миром
о вас споем.

(Выбирается общая песня, поют женщины праздника. Например: Сенюшка, Семенушка (игровая), сл. Соколова, муз. Астровой).

ПАРНИ: Неплохо, местами аж голосисто, да и мы в долгу не останемся.
(Предлагается общая песня, поют все мужчины праздника, к примеру: сл. Пойко, муз. Поликарпова «Рябина, рябиночка», русская народная песня «Колокольный звон»).
После исполнения песни.

ВЕДУЩАЯ: Хочу, чтоб музыка звенела!
А ну, беритесь все за дело!
Споют гармони заливные,
А с ними пляски и частушки озорные.

ПАРНИ: Ну, что – слышали?

ДЕВУШКИ: Слышали, да не расслышали, за большими крышами.

ПАРНИ: А может вас в частушках передернуть?

ДЕВУШКИ: Попробуйте, только вот нас сколько (Показывает на всех
зрительниц)
. Охнем и вы оглохнете!

ПАРНИ: А мы вас плясом, плясом.

ДЕВУШКИ: Да уж плясуны давно перевелись на нашей земле.

ПАРНИ: Как бы не так… Пока частушечками разминаемся, плясуны
сами в круг выйдут.

(Фольклорный ансамбль начинает петь частушки, поочередно мужчины, женщины или наоборот).

ЖЕНЩИНЫ: Гармонист, неси трехрядку.
Мы частушки пропоем,
Как добились мы успехов
И уменьем и трудом.
На гармошку я повешу
Ленту алую свою,
Ты играй, играй, гармошка
Я частушки пропою.

МУЖЧИНА: Тают белые туманы,
Пахнет скошенной травой
Жду я милую одну
У тропинки луговой.

ЖЕНЩИНЫ: Вспомни милый, дорогой,
Как стояли мы с тобой.
Шумела белая черемуха
Над нашей головой.
Уж под полем, в вышине
Зажглась звезда лучистая,
Когда ты придешь ко мне
Тропиночкой росистою.

МУЖЧИНА: Загрустила, стихла нечто
Разудалая гармонь,
Отзовись Любовь-Надежда,
Не гаси во мне огонь.

ЖЕНЩИНА: К тебе навстречу в этот час
Пойду я стежкой горною.
Пусть голосочек мне подаст
Гармонь твоя задорная.

МУЖЧИНА: Плачет верба над рекою
Грудь страданием полна.
Мне для полного покоя
Только ты одна нужна.

ЖЕНЩИНА: Слетает с вишен белый цвет,
Кружит в водах порошею.
Но вот и встретила тебя
Желанного, хорошего.

ВМЕСТЕ: Мы частушки петь кончаем
Под удалую гармонь.
Наша встреча состоялась
На тропинке луговой.

(После частушек проводится конкурс частушечников и плясунов. Постепенно фольклорный ансамбль уходит на затейное поле, там проводятся массовые игры и танцы, желательно русского плана. Например, как «А мы просо сеяли, сеяли…», «Заплетися, плетень», «Кадриль»).
После того как массовая часть проведена, фольклорный ансамбль снова поднимается на Красное крыльцо.

ДЕВУШКИ: Ох, и повеселились мы сегодня.

ПАРНИ: Да и мы распотешились на славу.
Есть еще в вас это самое… веселье, не все покуда растеряли.

ДЕВУШКИ: Да и вас задор пронял, ой, как вскинулись.

ПАРНИ: Да мы – чё?.. Мы ни чё, ежели бы не вы?

ДЕВУШКИ: И не говорите лишнего. Вот ежели бы не вы, тогда и мы
бы были не мы.

ПАРНИ: Да мы чё? Ежели бы не расставаться…

ДЕВУШКИ: А зачем нам расставаться? После такого праздника самое время
влюбляться.

ПАРНИ: Да как-то уходить с праздника неловко.

ДЕВУШКИ: А чё, неловко? Поклонимся низехонько всем добрым людям,
авось мы чем-то понравились.

(Вечер подходит к своему завершению. В центр игрового круга выходят парень и девушка).

ПАРЕНЬ: Хорошо прошел ли праздник?

ДЕВУШКА: Это надо вам решать.

ВМЕСТЕ: Мы довольны нашей встречей
Рады встретиться, сплясать.

ДЕВУШКА: Завтра ждет всех день забот,
На прощанье хоровод!

(Фольклорный ансамбль выстраивается в линию, кланяются. Частушечный наигрыш, кто-то из ансамбля запел).

До свиданья, до свиданья,
До свиданья три раза.
И еще раз до свиданья
Ваши милые глаза…
Много жанров на эстраде,
Но частушки образец.
И всегда веселья ради
Мы поем их под конец.

(Красное крыльцо пустеет. Фонограмма русского наигрыша. Уносятся петухи, печи, прялки, пилы, ведра, коромысла, чугуны).

Дожинки: от обряда к современному празднику

На Беларуси ежегодно в конце сентября проводится «Республиканский фестиваль – ярмарка тружеников села «Дожинки». Наша страна единственная, где этот праздник отмечается на государственном уровне. А началось все в 1996 году в Столине Брестской области , где еще с советских времен на границе Беларуси и Украины, у Монумента дружбы осенью традиционно устраивали праздник-ярмарку. Тогда этот праздник назывался Полесский кирмаш. На время кирмаша на центральных улицах города и в парке разбивали шатры, устанавливали декоративные заборы из лозы – в общем, празднику старались придать дух села. Именно на этих осенних ярмарках в Столине и был фактически создан сценарий современных «Дожинок».

Белорусы, как и другие славянские народы, с древних времен были преимущественно земледельцами. Самым ценным, что было у народа, являлось зерно, получение которого требовало напряженной работы от сева до жатвы. Именно от урожая ржи зависела вся жизнь крестьянина и неслучайно жатвенные обряды своими корнями идут из далекого прошлого, когда им придавалось исключительно большое значение.

Весь земледельческий календарь белорусов разделялся на две части: первая – обряды зимние и ритуалы начала весны, предназначенные способствовать хорошему урожаю; вторая – обрядность, связанная со сбором выращенного урожая. Завершали летний период народного календаря обряды "зажинок" и "дожинок".

Как и сев, жатва имела несколько этапов, каждый из которых сопровождался интересными ритуалами. Подготовка к этому ответственному периоду начиналась задолго до его начала. Обычно почти везде на Беларуси рожь начинали жать от летнего праздника Ильи. О том, что жатва была ответственным событием в жизни хлебороба, свидетельствует уже само название месяца, когда оно происходило (на белорусском языке – жнівень). Начало жатвы, как и его окончание, из древних времен имело свою обрядность с характерными названиями: смотрины и покрывание поля, зажинки и дожинки.

Смотрины поля делал в начале уборки хлеба сам хозяин. Если он давал добро, то крестьянская семья готовилась к началу жатвы: чисто мыли дом, белой скатертью хозяйка застилала стол, на который ставился хлеб-соль.

Зажинки обычно начинались в те дни, которые не являлись постными или праздничными. С утра, еще до восхода солнца, происходил ритуал покрывания поля , который берет свое начало с древних представлений о духах поля. Им надо было поклониться и помолиться в начале жатвы, чтобы духи отдавали хозяину щедрый урожай.

Обычно через два дня после покрывания поля начинались зажинки .

Самая уважаемая женщина надевала праздничную одежду и отправлялась в поле. С первыми лучами солнца она приступала к жатве. Нажинался большой сноп-хозяин, который приносили домой и отец, подбросив его к потолку, ставил в красный угол на лавку под иконы. Этот сноп находился там до Первой Пречистой, когда его обмолачивали, а освещенное в церкви зерно использовали для первых посевных во время озимого сева.

В конце XIX в. зажинки, утратив свои магические составляющие, превратились в праздник, во время которого в торжественной обстановке отмечали начало жатвы.

В зависимости от сроков созревания ржи и окончания жатвы в последний его день отмечались дожинки либо дожон. В основе дожиночных обрядов обычно лежали ритуалы, связанные с последними ржаными колосьями, которые оставляли на последней полосе с лучшей рожью. Потом срезали горсть колосьев, свивали из них венок и украшали цветами.

Жатвенные обряды белорусов своими истоками происходят с давних времен. Особенности хозяйственной деятельности предопределили основы народного мировоззрения, в центре которого была гармоничная взаимосвязь земного существования крестьянина с природными процессами.

Изменение условий труда, использование техники и новых технологий вместе с изменением трудовых народных традиций в целом, оказали влияние и на старинные "зажинки" и "дожинки". Значительно сократилось количество участников жатвы. Если раньше главными действующими лицами были жнеи, то в новых условиях главными в уборке урожая стали механизаторы, работники зернотоков и т. д.

Однако не исчезли совсем и традиционные народные ритуалы: как и раньше жнеи с серпами выступают обязательными участниками праздника "дожинки", сохранился "дожиночный сноп", венок из колосьев, каравай из зерна нового урожая. Дожиночный сноп обычно вручают руководителю хозяйства. Венками, хлебом-солью приветствуют лучших мастеров уборочной страды. Дополняют праздник концерты художественной самодеятельности. Сегодня мы видим, что народные традиции нашли свое продолжение и в XXI веке.

С 1996 года «Дожинки» в стране стали проводится как Республиканский фестиваль-ярмарка тружеников села .

Столицами фестивали являлись: Столин (1996г.), Мосты (1997г.), Несвиж (1998г.), Шклов (2000г.), Мозырь (2001г.), Полоцк (2002г.), Пружаны (2003г.), Волковыск (2004г.), Слуцк (2005г.), Бобруйск (2006г.), Речица (2007г.), Орша (2008г.) Кобрин (2009г.), Лида 2010г.) Молодечно 2011г.).


Как у любого праздника и у «Дожинок» с течением времени появились свои традиции. Город, который выбирается для проведения «Дожинок», готовится к празднику в течение года. Праздник проходит два, а то и три дня. Награждают лучших комбайнеров и водителей, после чего начинается концерт фольклорных и популярных коллективов . В городе демонстрируется сельскохозяйственная продукция и техника, проводятся народные игры и гуляния. Победители соревнований увозят с главного праздника урожая денежные премии и ценные подарки.

Учатники праздничных мероприятий смогут принять участие в конкурсно-игровых программах, посетить постановки театральных коллективов областей республики, вернисаж художников, посмотреть концертные тематические программы, увидеть праздничное театрализованное шествие победителей Республиканского соревнования по уборке урожая 2012 года, почетных гостей и творческих коллективов Республики Беларусь.

Нет сомнений, что Могилевщина встретит многочисленных гостей не только с присущим ей теплом и радушием, но и весомыми достижениями в аграрном секторе экономики, а главный хлеборобский праздник страны “Дожинки-2012” в г. Горки будет интересным, неповторимым и запоминающимся.

О выборах в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь.

Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики. Срок полномочий Парламента – четыре года.

Состав Палаты представителей – 110 депутатов, которые избираются по одномандатным избирательным округам непосредственно гражданами. В Конституции Республики Беларусь определено, что выборы являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В законодательстве установлены определенные требования, предъявляемые к гражданам, которые намерены выдвигаться кандидатами в депутаты Палаты представителей. Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года, постоянно проживающий на территории государства.

Депутат Палаты представителей может быть одновременно членом Правительства.

Вместе с тем одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей с одновременным занятием должности Президента либо судьи. Законодательством также предусмотрено, что кандидатами в депутаты Палаты представителей не могут быть выдвинуты граждане, имеющие судимость.

Порядок проведения выборов в Палату представителей определяется Избирательным кодексом Республики Беларусь.

Выборы в Палату представителей нового созыва назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий Палаты представителей действующего созыва.

Руководство избирательным процессом возлагается на избирательные комиссии .

Проведение выборов в Палату представителей обеспечивают следующие избирательные комиссии:

Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов (далее – Центральная комиссия);

Окружные избирательные комиссии;

Участковые избирательные комиссии.

Окружные комиссии образуются президиумами областных, Минского городского Советов депутатов и соответствующими исполнительными комитетами, а участковые комиссии – районными, городскими (в городах областного подчинения) исполнительными комитетами, а также местными администрациями (в городах с районным делением).

Окружные и участковые комиссии формируются из представителей политических партий, других общественных объединений , трудовых коллективов, а также представителей граждан. При этом число представителей политических партий и других общественных объединений должно быть, как правило, не менее одной трети состава комиссии, а число государственных служащих – не более одной трети ее состава. Кроме того, в состав комиссии не могут входить судьи, прокуроры, руководители местных исполнительных и распорядительных органов.


Право выдвижения кандидатов в депутаты Палаты представителей принадлежит трем субъектам: политическим партиям, трудовым коллективам, а также гражданам путем сбора подписей.

Выдвижение кандидатов в депутаты Палаты представителей от политических партий осуществляется высшими органами политических партий, а от трудовых коллективов – собраниями избирателей в трудовых коллективах.

Политическая партия вправе выдвинуть по каждому избирательному округу одного кандидата в депутаты Палаты представителей.

Выдвижение кандидатов в депутаты Палаты представителей путем сбора подписей осуществляется инициативными группами граждан. Регистрацию инициативных групп осуществляют соответствующие окружные комиссии.

При выдвижении кандидатом в депутаты Палаты представителей путем сбора подписей инициативу должны поддержать не менее 1000 избирателей, проживающих в избирательном округе.

Подписные листы с подписями избирателей по окончании срока сбора подписей сдаются в окружные комиссии, которые проверяют достоверность собранных подписей.

Лицо, выдвинутое кандидатом в депутаты Палаты представителей, представляет в окружную комиссию документы, необходимые для его

регистрации кандидатом. Перечень этих документов содержится в Избирательном кодексе.

Окружная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидатов в депутаты Палаты представителей требованиям избирательного законодательства и принимает решение о регистрации кандидатов в депутаты или мотивированное решение об отказе в регистрации. Решение окружной комиссии об отказе в регистрации кандидатом, равно как и решение об отказе в регистрации инициативной группы, может быть обжаловано в Центральную комиссию, а решение Центральной комиссии об отказе в регистрации кандидатом либо об отказе в регистрации инициативной группы – в Верховный Суд Республики Беларусь.

Порядок проведения предвыборной агитации подробно регламентирован в Избирательном кодексе. Агитация может проводиться в следующих формах: в средствах массовой информации , путем организации массовых мероприятий, а также выпуска и распространения агитационных печатных материалов.

Всем кандидатам в депутаты Палаты представителей предоставляется право на бесплатные выступления по государственному телевидению и радиовещанию, на участие в дебатах, на бесплатное опубликование в печати своей предвыборной программы. Количество и продолжительность выступлений кандидатов по государственному телевидению и радиовещанию определяет Центральная комиссия.

Государство берет на себя расходы по изготовлению агитационной печатной продукции кандидатов и информационных материалов о кандидатах, бесплатно предоставляет им помещения для встреч с избирателями.

Кандидаты и их доверенные лица в целях осуществления предвыборной агитации могут проводить массовые мероприятия (собрания вне помещений, митинги, пикетирование) в уведомительном порядке.

Кандидаты в депутаты Палаты представителей вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования дополнительных расходов по предвыборной агитации. Закон устанавливает максимальный размер такого фонда: не более 1000 базовых величин. Кандидаты могут за счет средств избирательного фонда получить эфирное время и печатную площадь в государственных и негосударственных средствах массовой информации, арендовать необходимые для проведения избирательной кампании здания и помещения, оплачивать оказание консультационных, агитационных и иных услуг.

Завершающей стадией избирательной кампании по выборам депутатов Палаты представителей является голосование и подсчет голосов избирателей. Избирательный кодекс обеспечивает реализацию гражданами права на участие в голосовании.

Граждане, находящиеся за рубежом, могут проголосовать на участках для голосования, которые образуются дипломатическими представительствами Республики Беларусь. Граждане имеют право проголосовать на участках для голосования по месту своего временного пребывания: в санаториях, профилакториях, больницах, других стационарных лечебно-профилактических учреждениях и воинских частях. Предусмотрено также и досрочное, не ранее чем за пять дней до выборов, голосование и голосование по месту нахождения избирателей.

В целях обеспечения открытости избирательного процесса в Избирательном кодексе предусмотрено, что при проведении всех видов голосования и при подсчете голосов вправе присутствовать доверенные лица кандидатов, наблюдатели, в том числе от иностранных государств и международных организаций, представители средств массовой информации. На участках для голосования при подсчете голосов могут присутствовать и сами кандидаты в депутаты Палаты представителей.

Для определения результатов выборов используется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства в первом туре выборов и относительного большинства во втором. Выборы в первом туре признаются состоявшимися, если в голосовании приняли участие более половины избирателей округа, включенных в списки избирателей, а во втором туре – более 25 процентов. Итоги выборов депутатов Палаты представителей устанавливает Центральная комиссия и публикует об этом сообщение.

Особенности избирательной кампании пятого созыва

В настоящее время для того, чтобы стать наблюдателем, уже не требуется членства в общественной или иной организации, т. е. наблюдателем может быть любой желающий, которого командирует партия или общественное объединение . Также наблюдателям теперь не нужно приносить документы заранее, они допускаются к наблюдению с момента прибытия на участок.

Подписные листы нет необходимости заверять в местных распорядительных органах , что ранее усложняло порядок регистрации и предоставляло дополнительные возможности для признания подписей недействительными. Сейчас требование одно: в списке не должно быть жителей разных избирательных округов . Если они есть, и это выяснилось при сдаче листа в комиссию округа, они не учитываются, но подписной лист признается действительным.

Усилено внимание на то, чтобы подписные листы в период сбора подписей были обязательно заполненными, т. е. присутствовали данные о кандидате, иначе случается, что подпись ставил за одного кандидата, а значится она в списке другого. Если такое выяснится, такие подписи также будут считаться недействительными.

Помимо сбора подписей, у кандидатов есть возможность выдвигаться от партии . Этот вариант требует условие: необходимо быть членом партии.

Прежде законодательство подталкивало партии структурироваться, потому что только там, где есть ячейка, партия могла выдвинуть кандидата. Сейчас это условие не является обязательным. Можно иметь только центральный офис и быть представленным во всех 110 округах страны.

Кандидатом может стать и выдвиженец трудового коллектива. Теперь кандидат может и не работать в данном трудовом коллективе . Но следует помнить о неправомочности собрания трудового коллектива. Оно не признается, если на нем присутствовало менее 50% членов трудового коллектива.

Ранее поводом для отказа в регистрации могла быть даже ошибка в доходе в несколько сотен рублей. И нередко это была ошибка бухгалтерии . Но законодательный подход был жестким. Сейчас в законе прямо указано, что основанием для отказа являются только существенные расхождения - явное сокрытие доходов. Существенной будет признана ошибка в 20 и более процентов от годового дохода.

Согласно внесенным изменениям в закон, у кандидатов в депутаты есть возможность высказаться в телевыступлении, а также в период участия в теле - и радиодебатах. Выступления и встречи будут проводиться на областном радио и телевидении. Можно оставить за собой право лично обратиться к избирателям и отказаться от дебатов, но пропущенное по каким-то причинам эфирное время кандидату не восстанавливается, а отказ от дебатов не увеличивает время личного выступления.

Решено, что на запись дебатов или на радио - и телевыступление можно будет прийти с одним родным или близким человеком, помощником, разрешается присутствие в кадре любой символики общественного объединения или партии, которая выдвигает кандидата в депутаты, допустимы девизы, которые характеризуют деятельность объединения, но запрещено вывешивать лозунги и плакаты антиконституционного содержания. В дебатах может принимать участие не сам кандидат, а его доверенное лицо.

Кроме этого каждый кандидат имеет право бесплатно опубликовать свою предвыборную программу в государственных республиканских газетах (имеется перечень) либо в областных или районных изданиях. Если в округ входит несколько районов, есть право напечатать программу в каждой из районных газет. С учетом права кандидатов на личные финансовые фонды они также смогут купить дополнительное эфирное время на радио и опубликовать любую необходимую информацию в газетах.

Как и прежде, досрочное голосование начнется со вторника в последнюю выборную неделю. Изменился порядок его проведения: участок для досрочного голосования открывается правомочным составом комиссии – 2/3 от общего состава. Ежедневно на время перерыва между голосованием, а также с 19.00 и до утра прорези в урнах обязательно заклеиваются и подписываются двумя членами комиссии. Обязательно вечером составляется протокол о количестве граждан, принявших участие в досрочном голосовании. Он вывешивается для обозрения избирателей и снимается только тогда, когда готов новый.

5 августа было завершено выдвижение представителей в состав участковых избирательных комиссий, а 8 августа 2012 года районный исполнительный комитет своим решением утвердил составы участковых избирательных комиссий, которые в трёхдневный срок провели первые организационные заседания. В составы 34 участковых комиссий включено 403 человека, из них: 28 – служащих, 301 – женщина. В состав комиссий выдвинуто 146 граждан путём подачи заявлений, 76 – трудовыми коллективами и структурными подразделениями, 187 человек выдвинуты общественными объединениями. Политические партии не принимали участия в выдвижении своих кандидатов в составы участковых избирательных комиссий.

Решениями районного исполнительного комитета определены места для проведения массовых мероприятий вне помещений, организуемых в уведомительном порядке кандидатами в депутаты и их доверенными лицами, а также определены места размещения агитационных материалов, проведения встреч кандидатов в депутаты и их доверенных лицс населением, членами трудовых коллективов.

В настоящее время участковые избирательные комиссии приступят к работе по подготовке к проведению выборов на местах.

Ермилова А.В., учитель музыки МОУ СОШ №8 г. Новоузенска Саратовской области

Дожинки

Сценарий фольклорного праздника

Звучит р.н. мелодия. На сцену выходят девочки в народных костюмах. В руках держат колосья пшеницы.Девочки встают на сцене рядами и слегка покачивают колосьями. На авансцене становится с краю девочка. Она звонко поет и гукает:

В поле пашеница перестой стояла.

Пр: Ой маю, маю, маю зелено.

Гуу!

Перестой стояла колосом махала.

Колосом махала, девок зазывала.

Девки молодухи, выходите жните.

На сцену выбегают дети, несколько человек, они ходят между «колосьями» и весело поют:

Зазвоните, звоны, во все чистом поле, ой лели, лели, лели, аллелей, лели лели!

Да по всем межам, да по всем рубежам.

После окончания песни дети выходят на авансцену и обращаются к зрителям :

Святой Илья по межам ходи!

По межам ходи, пшеницу роди!

Пшеницу роди, ребят зови!

Ударьте, ребята, в ладошки, чтобы колосья звенели,

А жнеи веселее родили.

Звучит мелодия баяна, а дети убегают, но в скорее появляются на сцене с серпами в руках. Они мерно взмахивают серпами и идут между рядами « колосьев», Запевая жнивную песню:

Мы по межам ходим, пешницу дожинаем,

Ярь поливаем!

Мы жнем, мы жнем в снопы кладем.

На нашей нивке сегодня дожинки!

В такт мелодии дети машут серпами, начинается обрядовые действия « завивание бороды» при этом поют, связывая лентой колосья:

«Колосок-волотка, завейся на бородку

Золотым волоском, серебряным уском!»

1 девочка: Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!

2 девочка: Вот тебе, Илья, борода, на лето уроди нам ржи да овса!

3 девочка: Батюшка, Илья-борода! Уроди ржи, овса, ячменя и пшеницы!

Хором запевают:

Ходил козел по меже, дивовался козел бороде.

И чья это борода, черным шелком повита.

На Ивановом полюшке кудрявая бородушка.

Вместе : Жните, жницы, жните!

Мы играем в жите.

По межам идем, что на жали раздаем:

Старикам по блинам,

Мужикам по пирогам,

Молодицам – поляницы,

Ребятишка - калачи.

Дети ходят вокруг снопа, приговаривают:

Нивка, нивка отдай нашу силку,

Чтоб не болела наша спинка.

Мы тебя жали, силку потеряли.

Нивка, нивка отдый нашу силку.

(Исполняется песня «Нива»)

Под песню Нива плетут венки из колосьев и цветов, одевают на голову, собирают колосья в сноп:

1-ая: Ох, жали мы жали, жали спожинали.

Жнии молодые, серпы золотые.

2-ая: Ох, жали мы, жали снопочки вязали.

Снопочки вязали, в копны собирали.

3-я: Ох, и слава Богу, что жито пожали!

4-ая: Что жито пожали и в копны поклали.

5-ая: На гумне стогами, в клети закромами,

Все: А в печи пирогами!

1-ая: Ну вот и осень пришла, в каждый дом урожай принесла. Да, поработали мы на славу. Пора и передохнуть.

(исполняются частушки)

1-ая: А уж солнце в точку – серпы в кочку. Пора до двора!

2-ая: А все ж наши рученьки примахалися.

3-я:А все ж наши скоры ноженьки пристоялися.

4-ая: Поля наши далекие

Все: Ох, далекие!

5-ая: Поля наши широкие.

Все: Ох, широкие! Пора до двора!

(Исполняется песня « Пора, пора домой идти»)

1-ая: Дожали, дожили,

Дожинки встретили

Каравая почали,

Толокна процведали!

2-ая:

Гостей угостили

Богу помолили!

По очереди: Хлебушка расти!

Времечко, лети, лети!

До новой весны, до нового лета,

До нового хлеба!

Литература:

Круглый год. Русский земледельческий календарь./ сост. Некрылова А.Ф.

Народный праздничный календарь в песнях, сказках, стихах, обрядах. Ч.2//Молодежная эстрада. ЗАО РИФМЭ,1999г

Науменко Г. М. Фольклорная азбука. Учебное пособие для начальной школы. М.,1996

Приложение

Частушки

    Начинаю припевать

Первую начальную

Я хочу развеселить

Публику печальную.

    Я не вашего села

Не вашего селения

Не по-вашему пою,

Прошу извинения.

    Ой, рожь густа

Намолотиста.

Ничего, что молода –

Поворотиста.

    Задушевная, не жди,

Которые сулилися.

Наше поле широко –

Пошли заблудилися.

    Девушки, вы девушки

Молодые жнеюшки,

Дожинайте в поле рожь.

Придет к вам скоро молодежь.

    Акулина, тетушка,

Тяжела работушка.

Все покосы, нивушка,

Болит моя спинушка.

    Уж я жала рожь высокую

Жала, не ленилася.

Увидала я миленка

В лице изменилася.

    Мы попели вам довольно,

Надо и сознаньице.

Дорогому игроку

Спасибо за играньице.

Место проведения: Зеленая роща

Время проведения: 11.00ч.

С 09.00ч. утра начинается трансляция праздника по звукоусиливающей аппаратуре и громкоговорителям, где дикторы приглашают всех желающих отдохнуть на лоне природы, развлечься под живую музыку.

С 10.00ч. начинается монтаж стоянок, двориков и юрт каждого сельского клуба и сельского Дома культуры района.

С 11.00ч. начинается официальное открытие народного праздника «С песней по жизни». Выступление официальных лиц.

По завершению выступления официальных лиц девушки в национальных костюмах преподносят хлеб-соль-мед официальным лицам.

Добро пожаловать на праздник песни народной!

Всех привечаем, всех встречаем.

По обычаям по российским

От души поклон вам низкий.

С добрым словом и с любовью,

И с хлебом-солью.

Исполняется башкирский танец в исполнении хореографического ансамбля «Озорная молодость» (рук. Р.Дейниченко)

На сцену под веселую народную русскую песню выходят двое ведущих в русских национальных костюмах.

Ведущий 1:

Добрый день, сударыни и сударушки!

Ведущий 2:

Добрый день, судари! Рады видеть нас на нашем празднике! А собрались мы здесь песни послушать, попеть, потанцевать, да и про песню узнать!

Ведущий 1:

В старину говорили: «Кто с песней живет, того кручина неймет».
«Как живется, так и поется»
«Где песни, там и молодость»
«Песня – душа народная».

Ведущий 2:

Испокон веку песня всегда была рядом с человеком и в радости, и в горе. От
самого рождения и до самой смерти.

Выходит молодая девушка, с венком на голове и в национальном костюме.

Ведущий 2 :

Ты откуда русская появилась, музыка?
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом.
В радости ли, в боли,
Или в птичьем свисте?
Ты скажи – откуда
Грусть в тебе и удаль,
Как ты появилась
С самого начала,
В чьем ты сердце билась,
В ком ты зазвучала?

Девушка /в русском костюме/:

Пролетали утки – уронили дудки,
Пролетали гуси -уронили гусли,
Их весною вешней

Нашла, не удивилась…

Ведущий 1: Ну, а песня?

Девушка: С песней на Руси и родилась.

Выходит девочка с куклой на руках. Звучит «Колыбельная».

Ведущий 1:

Песня русская – это просторы,
По которым всю жизнь нам идти,
Это батюшка -Дон у Ростова.
Это матушка — Волга в пути.
Песня русская – это пастуший,
Росный, радостный, ранний рожок,
Только сядь на минутку, послушай -
Ты заслушаешься, дружок.

Ведущий 2 :

Чем бы человек ни занимался хлеб жал, сено косил, сплавлял лес или тянул за собой баржу – всюду ему помогала песня. Дорогие наши зрители, гости! На сцене праздничной программы народный ансамбль русской и украинской песни «Кудерушки» с народной песней «Под окном широким».

Ведущий 1:

Я для песни душевной
Взял лесов зеленый шепот,
А у Волги в жар полдневный
Темных струй послушал рокот.
Взял у осени – ненастье,

У весны — благоуханье,
У народа взял я счастье
И безмерное страданье.

Ведущий 2:

Пели за рукоделием, пели о тяжелой женской доле. Народ жалел женщину и в песнях называл ее ласково лебедушкой, утушкой, павушкой, рябинушкой. Встречаем народный ансамбль украинской песни «Хуторок». (с рукоделием в руках)

Ведущий 1 :

Что же ты за сердце меня трогаешь,
Песня задушевной старины?
То ль в тебе живет душа высокая,
То ли отблеск зыбкой тишины?
То пускаешь сокола за облако,
Разводя руками горький дым,
То вдовой выходишь, одинокая,
Одарить цветами молодых.
Все народные песни о любви. О любви и родной земле, а значит и к людям, которые на ней живут, к родным и дорогим. На сцене праздничной программы народный башкирский ансамбль «Аманат».

Ведущий 2:

То уводишь хороводы в поле,

То сжигаешь в пляске ты себя!

Ты вовек созвучна русской доле,

Песня родниковая моя!

Вспомните: умирает ямщик в степи, раненый ли боец во чистом поле в последнюю минуту – их мысли обращены к родному дому, к батюшке и матушке. О жизни, о доле своей поет русский человек в песнях. Русская народная песня «Ой на горке калина». На сцене народный ансамбль «Кудерушки».

Ведущий 1 :

Песня появилась очень давно. Тогда еще собственно и разделения – то не было на рассказ и песни. Не торопясь, торжественно рассказывали певцы о богатырях и их подвигах во славу русской земли. И называли эти песни-рассказы былинами.

Ведущий 2:

А еще бродили по свету скоморохи – мастера на все руки: они и спеть, и сплясать, и сказочку рассказать. До сих пор помнит народ их шуточные песни про то, как «комара муха женила» да про то, как «во зеленом во бору жила барыня-блоха». Так и зовут те песни -скоморошины.

Ведущий 1 :

Ну, а в редкие те времена на праздники звучали веселые плясовые песни, да под гармошку, да с припевками! Встречаем народный татарский ансамбль «Энжелэр».
(Плясовая, частушки.)

Ведущий 2:

Как затянет, как зальется
Православный наш народ,
Ведь откуда что берется,
Прямо к сердцу так и льнет!
Запоет про темпу ночку
Иль про белые снега.
Про купеческую дочку,
Про шелковые луга.
Запоет про сине море
Иль про матушку-реку
Про кручину и горе, Про сердечную тоску.

Ведущий 1 :

И мы сейчас споем, но не про тоску, а про что-нибудь веселое. Русская народный песня «Курочка». На сцене праздничной программа народный ансамбль русской песни «Сударушка».

Ведущий 2:

На Руси всегда любили петь хором, вместе. Это прекрасно получалось в хороводах, которые водили девушки и парни. Ни один праздник, ни одни посиделки не обходились без хороводов. Хороводных песен знали много и одну из них мы сейчас услышим в исполнении народного ансамбля «Кудерушки». И всех гостей и зрителей мы просим присоединиться в наш чудесный хоровод!!!

(Звучит хороводная песня)

Ведущий 1 :

Кроме хороводных песен, были и хороводы-игры, в которых и пели и играли.

(Хороводная игра.)

Ведущий 2:

В одной из песен есть такие слова «Какая песня без баяна». А еще? Какая песня без …?

/гармошки, балалайки/.

Ведущий 1 :

Что-то вас давно не слышно,
Три заливистых струны.
Говорят, из моды вышли
Песни русской старины.
Ну, кленовая, наддай-ка,
Прозвени во все концы
Балалайка, балалайка,
Золотые бубенцы.
Ты и нынче не робеешь,
Ты одна на всю страну,
Ты заливисто умеешь
Тронуть русскую струну.
С удалым народным сердцем
Ты сроднилась навсегда,
В золотых руках умельцев
Ты не смолкнешь никогда!

Ведущий 2:

Песня русская — не голошенье,
Не дебош, не надрывная грусть.
Это тихое разрешенье
Рядом сесть и в глаза заглянуть.
Все она своим сердцем объемлет,
Ей и 20, и 1000 лет.
Песню русскую, русскую землю
Так люблю, что и слов больше нет!

Ведущий 1:

Песня была частью духовной жизни человека, опорой в его нелегких трудах и заботах. Песня и сейчас заставляет нас радоваться и печалиться, любить и разочаровываться, жить и умирать. Песня объединяет нас, поющие песню - кровные родственники, близкие душою. Только с песней понимаешь, что мы дети одной Родины, что у нас
один общий дом – Россия.

Ведущий 2 :

Русь и в песне-то могуча,
Широка и глубока,
И свободна, и гремуча,
И привольна, и звонка.
Ай да песни, что за песни,
Распевает наш народ!
Золотые, удалые,
Песни русские, живые –
Молодецкие!
»Песня о России» – исполняет народный ансамбль «Кудерушки».

Ведущий 1: :

А теперь гости и ваш черед,
Кто частушки тут споет?
(Конкурс "Частушки веселушки")

Ведущий 2:

Наш веселый праздник дружно продолжаем.
Конкурс наш "А вам слабо?"
Вместе объявляем!

Конкурс "А вам слабо?" для мужчин.
1.Кто расколет кулаком доску
2.Кто вперед выпьет молоко из бутылки и т.д.
По окончании мужчины клянутся "После праздника легко, будем пить лишь молоко".

Ведущий 1:

Молодцы наши мужички, постаралась да на славу! А сейчас шагаем дальше, плясунов мы выбираем!

Ведущий 2:

Всех танцоров приглашаем!

Ведущий 1:

Эй, гармошки, заиграйте

Ведущий 2:

Лучших плясунов праздника нашего выбирайте!

Идет конкурс плясунов под татарскую музыку.

Ведущий 1:

А сейчас для всех для вас

Будет русский перепляс.

Кто станцует веселей?

Подходи сюда скорей.

Читают по очереди ведущие:

Кадриль - старинный танец,

Любимый на Руси.

Через века, столетья

Танцуем теперь мы.

Умели наши деды

Душою отдохнуть:

И в поле поработать

И весело гульнуть.

Играй, гармонь веселая,

И балалайка пой,

Пройдись-ка, моя милая,

Я - следом за тобой.

«Какая пара славная!» -

Дивится весь народ.

«Вот удаль молодецкая

Красу свою ведет!»

Походочкою плавною

Манерно и легко

Танцует девка с парнем,

Соперницам назло…

Прошли года, столетья.

Не тот уже народ,

Но память он о предках

С любовью бережет.

И вот старинный танец,

Известный на Руси,

Через века, столетья

Танцуем теперь мы…

Танец «Кадриль».Исполняет хореографический ансамбль «Озорная молодость». Всех зазываем танцевать на поляне.

Ведущий 2:

У народа песня неотделима от жизни, как душа от тела.

Песня русская в берёзах,

Песня русская в хлебах -

На покосах, на морозах,

На санях и на лугах.

На ветру шумят рябины.

Каждый слушать их готов!

Сколько песен у России -

Столько во поле цветов.

Кто сложил её - не знаю.

Только песня та добра.

Песня с детства мне родная

И подруга, и сестра!

А слова её простые

Душу трогают до слёз.

Сколько песен у России -

Столько в рощицах берёз.

Песни русские такие,

Что охота подпевать,

Сколько песен у России -

Ведущий 1:

Низкий поклон вам, добрые люди!

Счастья, здоровья и долгих лет…

Разве за песни кто нас осудит?

Раз нету песен - и жизни нет.

Над головою чистого неба

Нам бы хотелось вам пожелать,

Славы, застолья, досыта хлеба,

С песнями жить и не унывать.

Ведущий 2:

Русская пословица гласит: «Делу - время, потехе - час!».

Вот настал момент прощанья.

Будет краткой наша речь,

Говорим вам: «До свиданья!

До счастливых новых встреч!»

Главное действие на сцене закончилось. Далее идет концертная программа сольных вокалистов. Жюри оценивают стоянки, дворики. Идет подведение итогов. Завершение праздника.

План подготовки к проведению народного праздника

«С песней по жизни»

№п

Наименование работы

Сроки выполнения

Ответственные

Установка звукоусиливающей аппаратуры

08.06.2013г.

Сафин И.М.

Подготовка сценария праздника

01-05.06.2013г.

Ганиев Н.Р.

Хомякова М.А.

Подготовка сценария театрализованного представления

01-05.06.2013г.

Арсланова А.Т.

Репетиция музыкального блока и театрализованного представления

06-07.06.2013г.

Ломанец В.А.

Хомякова М.А.

Ганиев Н.Р.

Лынник И.П.

Арсланова А.Т.

Дейниченко Р.Х.

Монтаж/демонтаж конструкций сцены

06-07.06.2013г.

Османов М.А.

Подготовка, пошив и ремонт костюмов

01-07.06.2013г.

Карпова Н.Ф.

Перевозка участников художественной самодеятельности

06-08.06.2013г.

Шарафутдинов Р.З.

Художественный руководитель – С.Тупицо

(Звучат фанфары)

Вед. Добрый день, дорогие труженики Золотой Нивы, люди щедрого сердца и богатой души!
Мы рады приветствовать вас и поздравить с уборочной страдой! И как говорится:
Не хлебом единым жив человек –
Мы истину эту за партой учили.
И мы заявляем: «Да здравствует хлеб!»
И люди, что жизнь ему посвятили!
Еслы вы собираетесь отмечать свой профессиональный праздник то вам сюда — организация корпоративных праздников

Поэтому сегодня, мы, работники культуры, вместе с вами, чтобы подарить минуты кратковременного отдыха, радости и общения!* ПЕСНЯ .

Вед. Есть такие места в необъятной России,
Что на картах больших и не сыщешь.
По — особому небо там, кажется синим,
По — особому пахнут там вишни!
Это место, где ты появился на свет
Называют частенько провинцией.
Только края прекраснее нет –
Он всегда для нас будет единственным!

* ПЕСНЯ .

— Вновь и вновь поднимаются зори, солнце, лаская, обогревает землю – матушку, а перед глазами расстилается золотое бескрайнее море — русское поле, на котором
Ведут работу хлеборобы
Чтоб урожай собрать сполна –
И будет спелая пшеница
Лежать в амбарах, закромах.
Грядет пора большого сенокоса —
Но это будет завтра, а пока…
Июль звенит, а сердце песни просит
И, словно птица рвется в облака!

* ПЕСНЯ .

Вед. Хлеб — бесценный дар! Ведь быть с хлебом — значит чувствовать в нем и в себе всю полноту жизни.
Прекрасен хлеб на праздничном столе,
Прекрасны руки, что его творили.
И труд, и хлеб извечно на земле
Заглавны будут, чтоб ни говорили.
И снова мы, как делалось века,
Подносим хлеб и кланяемся в пояс
Прекрасным работящим мужикам,
Что дом поставят и поднимут колос.
Им по плечу все тайны ремесла,
Они земле и долгу служат честно.
Хранители российского села,
Вам наши поздравления и песни.

* ПЕСНЯ .

Вед. Кипит во всю полевая работа. Да и как ей не кипеть, не спориться, если ею руководит внимательный человек, который влюблен в свою родную землю и отдает ей все силы и опыт крестьянского труда. Этот человек — (Ф.И.О. руководителя на уборочной) .
.
Да, бывают начальники разные,
Но можно сказать откровенно:
Без них вся работа закисла б
И встала бы в ступор мгновенно.
Она ведь никак не наладится
Без их делового настроя.
А если начальство старается-
То вырастут прибыли втрое!
И мы уверены, что у вас все сложится и урожай умножится! А чтоб и работалось вам с настроением, пусть сопутствует вам песня!

* ПЕСНЯ .Вед. Уважаемые хлеборобы! Конец вашей работы — уборочной страды — ознаменуется выходным, когда с поля будет убран урожай до последнего зернышка. Но не было такого урожая, если б на поле не работал человек, знающий все тонкости растениеводческой науки. Это конечно (Ф.И.О. агронома).
И эту песню мы посвящаем вам!* ПЕСНЯ .Вед. Мало вырастить, убрать урожай, надо его еще и вовремя вывезти с полей! И тут доставка и перевозка зерна ложится на плечи неутомимых тружеников дорог и путей – водителей, которые день и ночь, в жару и в холод, и в ясный день, и в непогоду крутят свою баранку, везя бесценный груз – хлеб.
Дай Господь, добра и счастья
Водителям и шоферам,
Всем, к дороге кто причастен,
Кто, едва взойдет заря,
Несмотря на все невзгоды
Отдает не мало силы,
Чтоб с зерном машина в срок
В закрома к нам приходила!
Уважаемые водители, пусть ваши дороги будут легкими, безаварийными, а на любимой волне «Дорожное радио» передают ваши самые любимые песни.

* ПЕСНЯ .

Вед. Вся работа спорится, если рядом мужчинами трудятся заботливые, милые женщины.
Ведь Женщина, где словом подскажет, где делом поможет. А еще знают мужчины, как вкусен и ароматен обед в поле, приготовленный с душой, с любовью!
И сегодня мы говорим слова благодарности ото всех, именно вам, дорогие повара!
И борщ, да и пюре с котлетой, и компот
В мгновенье приготовить успеваете.
Мужчина сыт — и в гору все дела
Идут легко — да вы про это знаете!
И этот день пусть помнится вам долго
И обращенные к вам теплые слова!
Пусть на вашей жизненной дороге
Заботы будет много и тепла!
И, конечно, хороших песен!

* ПЕСНЯ .

Вед. Ах ты степь, вот ты в яви какая –
Золотисто — золотая, без конца и без края!
С чем сравнить тебя? Сравнивать мудрено
Для кого — то ты станешь И морем, и небом.
Не богатой пейзажем – Богатой судьбой.
И оставишь тут след, колосящийся хлебом,
След надежд и тревог своих — след золотой!
Дорогие друзья, пусть работа у вас спорится, а уборка проходит легко и слаженно, а погода только радует! И для этого мы дарим вам свои лучшие песни!

* ПЕСНЯ .

Вед. Дорогие друзья! Наш творческий коллектив желает вам успехов в вашем нелегком, но поистине благородном труде, ясной погоды, хороших покосов, и хлеборобной нивы. Ну и конечно здоровья, счастья, удачи на долгие годы!
И на прощанье говорим слова вам,
Те, что от сердца и от всей души:
Любите жизнь – она большой подарок,
И все ее минуты хороши!

*ПЕСНЯ .

Дорогие друзья, этот концерт с теплотой и любовью для вас подготовили культработники в составе:

Доброй вам жатвы при хорошей погоде! Всего доброго! До новых встреч!!!


Подготовила: режиссер И.Ю. Янцева

Отредактировала: Зам. директора по метод. работе Л.В. Протасенко



Поделиться: