Ошибка пилотов не единственная причина катастроф.

Экипаж разбившегося самолета мог пренебречь техникой безопасности и не включил подогрев датчиков, что и привело, по данным МАК, к крушению. В связи с этим имеет место быть версия об ошибке пилотов

Поисковая операция на месте крушения самолета Ан-148 в Подмосковье. Фото: АГН «Москва»

Обновлено в 20:06

Экипаж упавшего в Подмосковье Ан-148 могли подвести обледеневшие датчики. Они показывали неверные данные о скорости полета. Потерпевший крушение пассажирский самолет Ан-148 столкнулся с землей через шесть минут пять секунд после вылета из аэропорта «Домодедово». Об этом сообщила комиссия Межгосударственного авиационного комитета после расшифровки данных бортового параметрического самописца.

Как сообщается на сайте МАК, фактором развития особой ситуации в полете могли стать неверные данные о скорости полета на индикаторах пилотов, что, в свою очередь, видимо, было связано с обледенением приемников полного давления при выключенном состоянии систем их обогрева. «Во всех остальных полетах, имеющихся на самописце (еще 15 полетов), обогрев включался перед взлетом на исполнительном старте», — говорится в сообщении МАК.

Как сообщают СМИ со ссылкой на МАК, «особая ситуация» начала развиваться примерно через две с половиной минуты после отрыва самолета. Комментирует заместитель главного редактора журнала «Арсенал отечества», авиаэксперт Дмитрий Дрозденко : «Такие датчики действительно подвержены такому понятию, как обледенение. Грубо говоря, труба с дырочкой спереди и с дырочками по краям. Но для этого у них существует система электрообогрева. На этих датчиках еще пишут: «Не трогать рукой — горячо». Потому что, когда включен режим противообледенительной системы, дотронуться до этого датчика — то же самое, что дотронуться до разогретого утюга. Поэтому такие случаи, когда именно обмерзает датчик, бывают, но надо сказать, что это редкость. Момент, который описывается в этом сообщении, — самолет находился на траектории взлета, то есть шел со скоростью набора 465-470 километров в час, это не та скорость, на которой происходят для этого самолета особые явления, поэтому мне немножко это непонятно. Пилоты прежде всего должны стараться привести параметры полета к стандартам. Также в этой ситуации, возможно, было, знаете что, самолет оборудован дистанционной системой управления, и уже были случаи отказов этой системы, но пилоты с этим успешно боролись. Что произошло в этой ситуации, пока сказать ничего не могу, и всем хочу предложить дождаться более развернутых ответов комиссии. Ящики забрали только сегодня, только первая расшифровка, увидели какие-то сигналы, расхождения, но математическая модель еще не построена и делать какие-то выводы — вдруг это, вдруг то — я бы не стал».

По данным с «черного ящика», перед столкновением с землей скорость самолета начала интенсивно расти и к моменту столкновения составила около 800 километров в час.

Ведущий Business FM Алексей Пантелеев обсудил причины крушения самолета с авиационным экспертом, кандидатом технических наук, экс-конструктором КБ Сухого Вадимом Лукашевичем:

Вадим Лукашевич : Летчики перед взлетом — у них контрольная карта, когда они включают определенные системы, приводят самолет в пригодное для взлета положение. Там есть пункт о включении вот этого обогрева приемников полного воздушного давления. Если это не было сделано, это просто ошибка. Если говорить простым языком, получилось, что при взлете у правого летчика на приборе скорость была ноль, у командира она начала падать, у них там загорелась индикация. Дело в том, что на взлете, когда падает скорость, то взлет прекращается, иначе можно просто свалиться на крыло. Очевидно, с этим связано то, что они в какой-то момент прекратили набор высоты, стали снижаться. Рассогласование исчезло, они опять продолжили набор высоты, и в этот момент у командира тоже стала падать скорость на приборе из-за того, что у него там снаружи, на улице началось это обледенение. И естественно, что когда падает скорость, причем так быстро, то летчик просто автоматически переводит самолет резко на снижение. То есть сваливания не было, в этот момент реальная скорость была где-то 560-540 километров в час. Но летчик думал, что все, он сейчас свалится. Он, соответственно, отдал штурвал от себя, и уже перед касанием с землей, у него, очевидно, встречным напором воздуха все-таки один из индикаторов продуло, он показал скорость 800 километров в час, и они врезались. Если так оно и есть, то это просто тот самый человеческий фактор, это даже не ошибка пилотирования, это ошибка подготовки летчиков к взлету.

Подогрев датчиков не автоматически включается, а включается в ручном режиме?

Вадим Лукашевич : Да, он включается в ручном режиме тумблером. То есть это никак не связано с тем, что самолет не опрыскали реагентом. Может быть, если бы они снижались не столь интенсивно, получив визуальный контакт с землей, они бы успели выровняться. Если бы это реально было падение скорости, то пилоты действовали совершенно правильно. Проблема в том, что у них скорость была, а они думали, что нет.

Почему они тогда не докладывали об этом диспетчеру, о скорости?

Вадим Лукашевич : Я полагаю, что в такой ситуации они между собой что-то там орали. Это когда вы на машине за рулем уклоняетесь от столкновения в лоб. Много вы говорите? Вы просто вцепились в руль и на рефлексах работаете. Здесь, наверно, было то же самое.

Есть информация, которую распространяет Росавиация, что похожие проблемы были и на Superjet, в частности 4 и 5 февраля в «Шереметьево», зарегистрировано семь подобных ситуаций. Экипажи семи Superjet докладывали о том, что скорость на датчиках сильно различается, после этого они принимали решение вернуться на аэродром. Правда, какая-то странная информация, если честно.

Чтобы определить, почему был выключен обогрев трех датчиков давления, комиссия МАК собирается расшифровать речевой самописец и получить информацию о действиях экипажа, выполнении технологии работы и реакции на сигнализации.

В свою очередь, в Следственном комитете заявили, что версию специалистов Межгосударственного авиационного комитета о причинах крушения Ан-148 в Подмосковье 11 февраля проверят наряду с другими. При этом уточнили, что получен предварительный анализ специалистов МАК о расшифровке данных бортового параметрического самописца Ан-148.

Telegram-канал Mash разместил у себя документ Росавиации, адресованный территориальным органам ведомства, датированный 12 февраля. В нем говорится о случаях обледенения датчиков из-за отложения льда на фюзеляже перед приемником воздушного давления. Вода попадала в приемники, что влияло на показания приборов. Это происходило на этапе взлета. В «Шереметьево» было семь таких инцидентов с 4 по 5 февраля. Самолеты вернулись на аэродром. Может ли обледенение датчиков стать основной причиной крушения самолета? Говорит летчик гражданской авиации, инструктор в московском тренажерном центре Boeing Алексей Базеев: «В принципе, обледенение датчиков не приводит к аварийной ситуации. Ну, обледенели датчики, ну они забыли их включить, мало ли по какой причине, я не знаю. Там перед взлетом читается контрольная карта, там все это дело должно быть расписано, что там есть такая фраза, что датчик «обогрев ПВД» включен-выключен. Они должны проверить, включен или нет. Почему не проверили, не знаю. Значит, формально выполняли тогда контрольную карту перед взлетом. Ну и, подумаешь, отказал датчик скорости, ведь масса есть способов не потерять ни пространственное положение, ни скорость. Этому летчиков учат, в том числе на тренажере. И отказ даже всех указателей скоростей не является критическим отказом. Решения какие? Не потерять скорость именно. Прекращается набор высоты, самолет выводится в горизонт, и включай обогрев ПВД, и жди, когда он оттает. И говорить, что обледенение и отказ указателей скорости привели к катастрофе, ну не знаю, тогда ребята летать не умеют. Думаю, что может быть сопутствующая причина. Сейчас самолеты напичканы электроникой. И у пилотов сейчас такой соблазн появился, что они сидят, пилоты — не летчики, они операторы. И когда надо вручную пилотировать, а они в большинстве случаев, скажем так, не вполне готовы это делать».

Рассчитывают, что местонахождение разбившегося в Сочи Ту-154, на борту которого погибли 92 человека, будет обнаружено сегодня. Тела погибших уже доставляют в Москву для идентификации. По словам министра Максима Соколова, который возглавляет расследование катастрофы, версия теракта не является основной. Однако опрошенные «Газетой.Ru» пилоты Ту-154 с этим не согласны и утверждают, что самолет развалился в воздухе.

Поиски продолжаются

В понедельник утром в Москву из Сочи прибыл первый самолет с останками тел погибших после крушения самолета ТУ-154. Об этом сообщил заместитель министра обороны Павел Попов. По его словам, в результате поисково-спасательной операции были обнаружены 11 тел и 154 фрагмента тел погибших в авиакатастрофе. Для перевозки используются самолеты ИЛ-76.

Идентификация погибших будет проходить только в Москве, заявил министр транспорта Максим Соколов , который возглавил созданную по поручению президента правительственную комиссию по расследованию причин катастрофы в Сочи. По его словам, в столице будут проводить и другие юридические значимые действия, в том числе со специалистами СК РФ , представителями Фонда соцстрахования и других ведомств.

Как сообщили ранее в Минобороны, поисковая операция в районе авиакатастрофы шла всю ночь и не прекращалась ни на минуту.

Специалистами тщательно проанализированы данные объективного контроля с радиолокационных средств. Уже определена траектория полета Ту-154, поиски обломков ведутся в 6 километрах от берега, рассказали в военном ведомстве.

При этом увеличена группировка, задействованная в поисковых работах, сообщили в Южном региональном центре МЧС. Ее общая численность превышает 3,5 тыс. человек и 200 единиц техники. Это силы и средства МЧС России , Минобороны, Росавиации , Росморречфлота, Пограничного управления ФСБ России , Минздрава , правоохранительных органов и органов государственной власти Краснодарского края. В зону проведения операции продолжают прибывать корабли, водолазы и авиационная техника.

В Минобороны рассчитывают, что местонахождение разбившегося самолета будет обнаружено сегодня.

В частности, главком ВКС РФ генерал-полковник Виктор Бондарев сообщил, что военные уже знают, где находятся черные ящики.

«В обязательном порядке при обнаружении самолета на дне моря будут подняты накопители информации, мы знаем, где они находятся - в киле, я уверен, что именно киль меньше всего пострадал», - сообщил Бондарев.

Он также сказал, что сил и средств для обнаружения Ту-154 достаточно. «Выделено огромное количество личного состава, технических средств, авиационной техники, задействованы силы Черноморского флота. Плюс ко всему Минтранс , МЧС и огромную помощь оказывают силы и средства Русского географического общества .

Я думаю, сегодня день, когда мы сможем обнаружить местонахождение самолета на дне Черного моря», - заявил генерал.

По словам, Максима Соколова, который возглавляет расследование произошедшего, теракт не входит в основные версии причин катастрофы. Это могли быть техническая неисправность или ошибка пилотирования, заявил министр. Причины устанавливает следствие, а также специальная техническая комиссия министерства обороны. Вводить дополнительные меры безопасности в российских аэропортах пока нецелесообразно, отметил Соколов.

Версии пилотов

На Ту-154 есть приемник воздушного давления, который предназначен для измерения скорости, рассказал «Газете.Ru» специалист, близкий к КБ «Туполев» . По его словам, этот так называемый приемник необходимо перед вылетом прогревать, иначе он показывает неправильную скорость.

«Ту-154 после взлета должен был набирать высоту кругами в районе Сочи. Через две минуты после взлета у него высота должна была быть метров 800. А если приемник воздушного давления показывал неправильную скорость, то самолет мог легко сорваться в штопор, зацепиться за воду и развалиться на куски», - пояснил собеседник.

Ошибки пилотирования быть не могло, уверен командир корабля Ту-154, пилот первого класса, кавалер ордена мужества Николай Виноградов . Он также отмечает, что разбившийся в районе Сочи самолет - довольно молодой.

«Самолету положено летать 35-40 тысяч часов, самолет налетал всего около 7 тысяч. В моем парке во Внуково были лайнеры, которые налетывали уже по 30 тысяч, и они до сих пор могут еще летать», - рассказал «Газете.Ru» Виноградов. По его версии, самолет развалился в воздухе.

«Причина катастрофы - это то, что случилось на Синае: самолет начал разваливаться в воздухе. По какой причине - будет ясно, когда поднимут ящики. Может быть, это какая-то коррозия, либо что-то другое. Но примечателен тот факт, что людей находят на берегу, куски самолета - в 1,5 км от береговой черты, а основная часть судна лежит за 6 км. То есть получается, что части самолета полетели в обратную сторону от него, а люди приплыли на берег и умерли там, - рассуждает пилот.

Тут половину выкинуло на берег, остальные утонули за 6 км».

Пилот пояснил, что когда самолет падает в море и ударяется о воду, обломки не могут лететь в обратную сторону, а, наоборот, полетят по инерции по тому ветру, по которому шла машина.

Трагедия Ту-154

По данным Минобороны, военно-транспортный самолет вылетел из подмосковного Чкаловска в Сирию на авиабазу Хмеймим в воскресенье в 1:38 по московскому времени. На его борту находились 92 человека. Среди них экипаж воздушного судна, военнослужащие, журналисты телеканалов «Звезда», НТВ и «Первый канал», а также артисты ансамбля имени Александрова, которые должны были дать в Сирии новогодний концерт, а также известный филантроп Елизавета Глинка.

По пути в Сирию самолет должен был приземлиться на дозаправку в Моздоке, однако по погодным условиям аэродром был изменен на Сочи, уточняют военные. Через две минуты после взлета из аэропорта Адлера возле города Сочи лайнер пропал с радаров. Это произошло в 5.25 по московскому времени, говорится в официальном сообщении Минобороны.

ОШИБКА ПИЛОТА

Из книги Р. и Л. Харст "Ошибка пилота: человеческий фактор".

Изд. "Транспорт", 1986 год

"Очень часто приписывание причины авиационного происшествия, ошибке пилота – явное упрощение проблемы. Причиной многих происшествий является целая серия событий, а не какое-то одно. В связи с этим может возникнуть ситуация, при которой пилот просто не в состоянии справиться с задачей, сложность которой превышает все разумные возможности пилота. В Других обстоятельствах, когда пилот явно совершает ошибку, необходимо задаться вопросом о том, что явилось ее причиной: может быть тому виной неправильная или не должным образом предоставленная информация”.

Сенатор США, летчик Гордон Хемфри

"Моя любовь – не звезда Московского аэрошоу. Она прячется в тени зданий сотен российских аэропортов. Ее зовут Аннушка. Да, Аннушка, Антонов-2. Если бы я мог полетать только на каком-то одном русском самолете, я бы выбрал Ан-2. Это самолет настоящего мужчины. Полет на этом большом биплане над плоскими и закругленными вершинами холмов, на высоте не более 100 метров, был бы замечательным. Полет вдоль течения рек, под мостами, вокруг деревень, сигналя крыльями детям, наблюдая за скачкой лошадей… И Аннушке, и мне было бы очень приятно. Так же, как Чкалову в его юные годы. Как Линдбергу в его юности".

Из книги Ошибка Ромео автора Уотсон Лайелл

ОШИБКА РОМЕО Кормилица Джульетта померла! Она скончалась! Леди Капулетти Джульетты нет! Джульетта умерла! Капулетти Пустите! Быть не может! Ни кровинки. Окоченела. Холодна, как лед. О господи, она давно без жизни! Все кончено! Как на поле мороз, Смерть пеленой лежит на

Из книги Google. Прошлое. Настоящее. Будущее автора Лау Джанет

Счастливая ошибка Именно Ларри и Сергей выбрали в качестве названия для своей компании математический термин googol, обозначающий число с сотней нулей. Честь изобретения этого словечка принадлежит Милтону Сиротте, девятилетнему племяннику американского математика

Из книги Ахиллесова пята разведки автора Болтунов Михаил Ефимович

Роковая ошибка «Хемница» - Знаете, с чего должны начинать обучение будущие военные разведчики? - ветераны ГРУ генерал Иван Петров и полковник Александр Никифоров вопросительно смотрели на меня.Откровенно говоря, я был в растерянности: откуда мне знать, чему следует

Из книги Ядерное оружие Третьего рейха. Немецкие физики на службе гитлеровской Германии автора Ирвинг Дэвид

Глава 4 Ошибка в расчетах В 1941 году германская научная мысль в области атомных исследований переживала кризис. В те самые месяцы, когда стало ясно, что Германия терпит поражение в Битве за Англию, немецкие ученые начали понимать, что их надеждам на легкое получение изотопа

Из книги Грязный футбол автора Дрейкопф Марсель

Забытая ошибка «Всегда обидно совершить ошибку в финале. Думаю, за весь турнир это была единственная моя ошибка. И это вдвойне обидно». (Оливер Кан 30 июня 2002 года после поражения 0:2 в финале чемпионата мира от Бразилии. На 67-й минуте Кан неудачно отразил удар Ривалдо, после

Из книги Великие советские фильмы автора Соколова Людмила Анатольевна

Смертельная ошибка Умберто Муньос стрелял, пока не опустела обойма его пистолета. Преступление было совершено недалеко от ночного клуба в городе Медельин, где Муньос 12 раз выстрелил в свою жертву, колумбийского футболиста Андреса Эскобара.Как свидетельствуют очевидцы,

Из книги Кремлевский заговор автора Степанков Валентин Георгиевич

Ошибка резидента (1968) Режиссер Вениамин ДорманСценаристы Владимир Востоков, Олег ШмелевОператор Михаил ГойхбергПесни Евгения Аграновича и Михаила НожкинаВ главных ролях:Георгий Жженов - Зароков - ТульевМихаил Ножкин - Бекас (Павел Синицын) - первая рольОлег Жаков -

Из книги Летный риск автора Ткаченко Владимир Андреевич

«ВСЕ ЭТО - ОШИБКА!» «Совершил совершенно неожиданную для себя ошибку, равноценную преступлению. Да, это ошибка, а не убеждения. Знаю теперь, что обманулся в людях, которым очень верил. Страшно, если этот всплеск неразумности отразится на судьбах честных, но оказавшихся в

Из книги Восстание потребителей автора Панюшкин Валерий

ИСПРАВЛЕННАЯ ОШИБКА О. К. Антонов 24 декабря 1968 г. при взлете ночью в сложных метеоусловиях (видимость 1500 м, высота облаков 50–70 м, дымка) командир корабля Шишкин К. Я. допустил снижение самолета Ан-10 значительно ниже траектории. Снижению способствовала слишком ранняя

Из книги Энциклопедия русской жизни. Моя летопись: 1999-2007 автора Москвина Татьяна Владимировна

Ошибка Аузан должен был лететь в отпуск, когда ему позвонили из приемной Олега Добродеева, и Добродеев попросил Аузана приехать поговорить. Дело было серьезное. На телеканале НТВ составлялся список компаний, продукцию которых нельзя тестировать для программы «Впрок» на

Из книги Защищая Родину. Летчицы Великой Отечественной автора Виноградова Любовь

Ошибка президента Гимн Александрова силен тем, что его можно завывать в любом состоянии Александр Солженицын заявил недавно, что погибающей России искусственно навязан лишний вопрос о государственной символике. Сказано сильно, а впечатляет мало. Россия погибает более

Из книги Легенды Львова. Том 2 автора Винничук Юрий Павлович

Глава 22 В чем ошибка Вари? «Ночные ведьмы» снова горевали по погибшим подругам, очередной трагической, обидной, небоевой потере.Когда Рая Аронова впервые, через несколько дней после своего ранения, встала на ноги, она сразу пошла в палату, где в тяжелейшем состоянии, вся

Из книги Расставание с мифами. Разговоры со знаменитыми современниками автора Бузинов Виктор Михайлович

Ошибка Мыкольцё, сын Яцка Пуцыка, попал в армию, но не очень-то справлялся, и ему назначили наказание – двадцать ударов дубинкой. Схватили, привязали к скамье и принялись бить. Его бьют, а он хохочет. – Бейте сильнее! – приказывает капитан.Солдаты лупят, даже кровь

Из книги Дневник бывшего коммуниста [Жизнь в четырех странах мира] автора Ковальский Людвик

Расизм – ошибка инстинкта – Когда Вы говорите о детском поведении или о том, что наша склонность лакомиться продуктами с разными оттенками запаха тухлятины (сыр рокфор или копальхен у эскимосов) идут от наших предков-собирателей, которые питались дохлой рыбой

Из книги Ошибка президента Путина автора Бом Майкл

11.3. Это была не наша ошибка Когда мы опустили блок, мы поняли, что отверстие в нем не совпадало с отверстием в первом блоке. [Вероятно, оно не было подогнано до этого.] Мы сразу же поправили ошибку. Теперь наша камера работала, как мы ожидали. Все данные, которые были нам

Из книги автора

Ошибка Путина Путин показал, кто в доме хозяин (М. Бом на радио «Финам. ФМ», фрагмент передачи. 6 августа 2010 г.)Ведущий: Это Финам. ФМ. Сегодня мы решили провести эфир с человеком, который имеет свое мнение о нашей с вами стране, причем сразу скажу, возможно, его взгляд не

Что до меня, то я считаю, что версия теракта более чем вероятна уже по одной той причине, что Лубянка сразу и немедленно накинула платок на всякий подотчётный ей роток. И все они дружно и уверенно эту версию отрицают. А как можно отрицать, да ещё так уверенно, если нет даже чёрных ящиков?

Ну, собственно, «появиться» в паблике эти ящики могут только в одном случае – если будут эту версию отрицать. А вот ежели подтвердят, то их гарантированно «не найдут». Не случайно же весь район, даже береговая линия заблокированы силовиками. Промежуточный вариант - Лубянка заявит, что ящики найдены, и что они подтверждают одну из официальных версий. Но никому эти ящики не покажут .

Ну, вот оно, читайте:

Расшифрован самописец Ту-154: ошибка пилотирования подтверждается

Разговор прерывается на том, что один из пилотов восклицает: «Закрылки, с…ка!» А затем раздается крик: «Командир, падаем!»

В Минобороны РФ провели предварительный анализ записей одного из бортовых самописцев самолета Ту-154, рухнувшего в воскресенье в Черное море в районе Сочи. Выводы подтверждают версию об ошибке пилотирования. Об этом сообщает Интерфакс со ссылкой на источник.

«Завершен предварительный анализ показаний самописца. Он позволяет сделать вывод о том, что версия катастрофы, связанная с ошибкой пилотирования воздушного судна, является приоритетной», — сказал собеседник агентства.

Он не привел каких-либо подробностей, связанных с записью черного ящика.

Незадолго до этого другой источник агентства сообщил, что самолет, по предварительным данным, потерпел крушение из-за «сваливания» при недостаточной для взлета подъемной силе крыла.

По его словам, закрылки Ту-154 сработали рассогласованно, в результате их невыхода подъемная сила была потеряна, и скорость не была достаточной для набора высоты. По какой причине закрылки могли сработать нештатно, пока не установлено.

Официального подтверждения или опровержения этой версии пока нет.

«Разговор прерывается на том, что один из пилотов восклицает: «Закрылки, с…ка!» А затем раздается крик: «Командир, падаем!», — сообщил источник.

Самолет Министерства обороны РФ Ту-154 рано утром 25 декабря разбился в Черном море, вблизи Сочи. На его борту были российские военные, журналисты прокремлевских каналов, артисты, а также Елизавета Глинка (Доктор Лиза) — глава фонда Справедливая помощь, которая незаконно вывозила детей из оккупированного Донбасса в Россию.

Самолет направлялся в Сирию, где артисты ансамбля песни и пляски армии РФ планировали дать новогодний концерт для российского военного контингента.

На борту находились 92 человека. По официальным данным, все они погибли.

Следствие рассматривает несколько версий авиакатастрофы, в том числе техническую неисправность и человеческий фактор. Версия теракта считается маловероятной.

Не знаю, как вам, а мне этой «информации» — с головой — чтобы утвердиться: это был теракт.

И представляю, как Лубянка сейчас валяется в ногах у Пентагона, чтобы не публиковали результаты космической разведки! Много можно выторговать…

А вот мне что интересно. Что они станут делать, если американцы потянут, подождут, когда они в своей брехне с самописцами увязнут по самые помидоры, а потом возьмут и опубликуют снимки со спутников? Вот будет веселуха!

Специалисты, участвующие в расследовании катастрофы военного Ту-154 в Сочи в декабре прошлого года, сделали новое заявление о причинах крушения. Об этом пишет Газета.Ru .

Эксперты установили, что все системы самолета работали исправно до момента его непосредственного соприкосновения с поверхностью моря. Никаких технических неисправностей и неполадок у разбившегося Ту-154Б-2 по итогам расшифровки записей черных ящиков не выявлено. 30-летний возраст самолета также никак не сказался на его лётной годности, поэтому о так называемой усталости металла тоже говорить не приходится.

Главной версией крушения остается человеческий фактор, а именно - ошибки в пилотировании лайнера на взлете. Удалось установить, что командир экипажа перед падением самолета жал на педали поворота руля направления, которые обычно не используются при взлете. Зачем он это делал, пока остается для специалистов загадкой. Возможно, при взлете перед самолетом возникло какое-то препятствие и командир пытался его обойти. Например, стая птиц, неожиданная вспышка или мираж.

РИА Новости

По мере увеличения угла атаки командир корабля попытался педалями парировать эту ситуацию и удержать самолет в горизонтальном режиме полета. Хотя крен лайнера задается штурвалом, а педалями меняют только направление полета. Вполне возможно, что пилот мог попытаться с помощью маневра набрать несколько недостающих метров высоты и вернуть самолет в штатный режим.

Опытные пилоты склоняются к версии крушения из-за нарушения центровки самолета. Это могло произойти в том числе из-за неправильного распределения пассажиров в салоне и грузов в транспортном отсеке.


Как объяснял один из специалистов, возможно, что в Чкаловском всех пассажиров разместили ближе к носу самолета, а уже в Адлере они расселись по своему желанию, нарушив центровку, а борттехник не стал их будить и пересаживать ближе к носу. Этого могло быть вполне достаточно для создания задней центровки самолета и катастрофических последствий.

Версия технической неисправности, как и версия внешнего воздействия, не нашла подтверждения в ходе расследования. Возможный теракт на борту самолета или его обстрел с земли исключены благодаря результатам экспертизы обломков лайнера, проведенной по поручению следствия. Ранее в СМИ о том, что к катастрофе могла привести ошибка второго пилота, перепутавшего при взлете рычаги управления шасси и закрылками, и перегруженность самолета.

Официальных выводов о причинах катастрофы государственная комиссия, возглавляемая министром транспорта Максимом Соколовым, пока не обнародовала. При этом в Межгосударственном авиационном комитете заявляли о том, что официальные комментарии по катастрофе Ту-154 в Сочи вправе предоставлять только Минобороны.

  • Cамолет Ту-154, летевший из Сочи в Сирию, потерпел крушение 25 декабря прошлого года над Черным морем. На борту самолета Минобороны находились 85 пассажиров и 8 членов экипажа. Большую часть тех, кто направлялся в Сирию, составляли участники хора имени Александрова. Помимо этого на борту находились журналисты трех федеральных каналов: Первого, НТВ и «Звезды», а также Елизавета Глинка, более известная как Доктор Лиза.
  • Полет Ту-154 (от начала разбега в Сочинском аэропорту) продолжался 70 секунд, аварийная ситуация развивалась последние 10. Максимальная высота полета лайнера, по данным параметрического самописца, составляла около 250 м. Скорость воздушного судна в этот момент была 360−370 км/ч.


Поделиться: