Обзор игры DiRT Rally.

Если в мире ролевых игр существует беспощадная серия Dark Souls, то её аналогом в мире раллийных симуляторов вполне можно считать игру Dirt Rally. Общая черта у этих игр действительно всего одна – они не прощают игроку ошибок. Ты мчишься по узкой извилистой трассе, расшвыривая колёсами липкую грязь во все стороны, судорожно пытаясь не потерять управление автомобилем и не перевернуться на очередном хитром повороте. Штурман без устали зачитывает тебе стенограмму, предупреждая о ямах, поворотах и трамплинах, но ты уже не слышишь его, так как рёв мотора заполняет всё пространство внутри твоей головы. Именно так можно вкратце описать впечатления от раллийного симулятора Dirt Rally, который в начале текущего месяца вышел для игровых консолей Xbox One и PlayStation 4.

Британская студия Codemasters, основанная в 1986 году, хорошо известна любителям автомобильных симуляторов. Вспомнить хотя бы такие их игры, как Colin McRae Rally, F1, GRID, FUEL, TOCA Race Driver и многие другие. Самая первая игра франшизы Dirt (2007) изначально являлась шестой частью серии Colin McRae Rally, об этом свидетельствовало наличие имени легендарного раллийного гонщика Колина Макрея в виде подзаголовка. В год выход игры спортсмен трагически погиб в результате ошибки пилота, управлявшего вертолётом, на котором летел сам Колин, его сын и двое друзей семьи. После этого печального события родственники Колина Макрея расторгли контракт со студией Codemasters, а серия Dirt вынуждена была существовать дальше уже без привычного подзаголовка в названии.

Как бы то ни было, разработчики из Codemasters сохранили и приумножили всё лучшее, чему они научились у Макрея и уже в 2009 году выпустили сиквел игры - Dirt 2, в 2011 году – Dirt 3, а в 2012 году – Dirt: Showdown. Прошло ещё три года, и в декабре 2015-го состоялся релиз игры Dirt Rally для PC. Правда, на игровые консоли игру переносили довольно долго, из-за чего пользователи PS4 и Xbox One смогли опробовать её лишь в начале апреля 2016 года. В любом случае ожидание того стоило, ведь на сегодняшний день это, пожалуй, самая реалистичная и качественная игра, посвящённая раллийным гонкам. Она буквально переносит игрока на реальную трассу, где тот на собственной шкуре ощущает каждую кочку, каждый занос и поворот.

Лично меня раллийные гонки всегда радовали гораздо больше, чем заезды постерильным споритвным трекам. Если, например, сравнить недавнюю великолепную игру Forza Motorsport 6 и Dirt Rally, то я однозначно сделаю выбор в пользу последней. Ведь ралли – это не только мастерство управления автомобилем, но ещё и весьма ощутимое несовершенство дороги, дополнительные испытания в виде грязи, камней, облаков пыли, да ещё и великолепные пейзажи вокруг – ну как не влюбиться во всё это? Красота природы, потрёпанные раллийные автомобили, узкие дороги, вылететь с которых плёвое дело – это лишь малая часть того, с чем вам предстоит иметь дело в новой игре Codemasters.

Суть игрового процесса остаётся неизменной: вам необходимо как можно быстрее добраться из пункта «А» в пункт «Б» по пересечённой местности, при этом стараясь эффективно входить в повороты и не вылетать с трассы, так как за это накидывают штрафное время. Профессиональные раллийные гонщики стараются придерживаться одного простого правила: не старайся рисковать, ради дополнительной доли секунды на повороте, лучше пройди его чуть медленнее, но при этом останься на трассе. Законы ралли просты и жестоки: здесь нет показухи и гламура. Грязь толстым слоем одинаково покрывает всех участников заезда. И днём и ночью, в любых погодных условиях, будь то снег, дождь или густой, как молоко, туман, вы должны приехать первым к финишу.

Разумеется, Dirt Rally требует от игрока определённого опыта вождения хотя бы виртуальных автомобилей, не говоря уже о настоящих. Освоить игровую механику с наскока без какой-либо подготовки у вас получится едва ли, поэтому запаситесь терпением и приноровитесь к обновлённой физике, которая во всех тонкостях позволяет прочувствовать свой автомобиль и поверхность под его колёсами. Вы буквально кончиками своих пальцев будете осязать всё то, что с ним происходит во время заезда, правда для этого вам нужен качественный геймпад с обратной отдачей или неплохой игровой руль. Порог вхождения в игру невероятно высок, что сделало её в разы сложнее, нежели предыдущие части серии, но от этого играть не становится менее интересно. Напротив, это пробуждает в тебе некий азарт, раззадоривает и заставляет изучать трассу, а также мельчайшие нюансы управления только что приобретённым автомобилем.

Неплохим подспорьем для начинающего игрока может стать великолепный обучающий курс, представляющий собой коллекцию коротких видео с пояснениями диктора. Прежде всего, вас научат думать, как раллийный гонщик, а уже после планомерно будут рассказывать вам о тонкостях этого вида спорта и управления раллийными автомобилями. Со временем вы научитесь выходить из незапланированных заносов, грамотно перенося вес авто, или красиво входить в крутые повороты с помощью управляемых заносов, поднимая в воздух тучи пыли. Здесь следует отметить великолепную локализацию игры российским издательством «Бука». Я лично знаком с этими ребятами и был невероятно рад тому факту, что они вложили в русский перевод и озвучку игры столько сил и времени. Перевод получился по-настоящему качественным, а озвучка не вызывает ни малейших нареканий. Это будет особенно приятно для тех людей, которые пока с английским языком на «вы», ведь во время игры нужно постоянно быть на связи со своим штурманом, непрерывно зачитывающим вам стенограмму трассы.

Недостатка в разнообразии авто и раллийных трасс в Dirt Rally у вас точно не будет. Несколько десятков автомобилей, вошедшие в игру, разбиты на отдельные подкатегории от раллийных легенд 60-х до самых новых моделей, выпущенных в последние годы. 70 спецучастков, доступных для гонок, расположены в шести странах: Греции, Великобритании, Финляндии, Монако, Швеции и Германии. Все трассы уникальны и требуют от водителей резкой смены стиля езды, ввиду ряда особенностей, характерных для дорог каждой конкретной страны. Оно и понятно: автомобиль будет вести себя по-разному на каменистой пыльной дороге где-нибудь в Греции или на обледеневшей Финской трассе. Не следует забывать, что вы должны постараться уберечь своё авто от серьёзных повреждений, которые в данной игре не ограничены косметическими царапинами и трещинами на стекле. Из строя может выйти всё что угодно: сломаться коробка передач, накрыться двигатель, лопнуть колесо – но если поломка не критична, вы можете попытаться из последних сил доползти до финиша. А уж там вас будут ждать механики вашей команды, которым, к слову, нужно платить зарплату соразмерную уровню их профессионализма.

Если вы набрались опыта и уверены в себе достаточно, чтобы сразиться с другими игроками, можно очень осторожно опробовать мультиплеерный режим, включающий в себя ежедневные, еженедельные (по 6 участкам) и самые хардкорные ежемесячные (по 24 участкам) заезды. Если честно, ваш покорный слуга побоялся сразиться с профессионалами из других стран, поэтому на цыпочках прокрался мимо мультиплеера и сосредоточился на режиме «Карьера». Однако в игре и помимо этого есть немало интересного. Например, здесь есть «восхождение на гору» по трассе Пайкс Пик, от которой у тебя буквально перехватывает дух. Также вы можете принять участие в шикарнейшем ралли-кроссе, в котором правила игры становятся ещё более жёсткими, но здесь, опять же, интереснее всего будет играть против реальных оппонентов.

Визуально игра вызывает смешанные чувства. Порой картинка настолько реальна, что я думал – не подсовывают ли мне фрагменты видеозаписи. Но потом ты видишь на обочине дороги совершенно нереалистичных болельщиков, одинаково неуклюже размахивающих своими руками, и понимаешь, что перед тобой всё ещё видеоигра. Вроде бы всё очень хорошо, но нет-нет да бросится в глаза какое-либо несовершенство виртуального мира. Вот и получается, что игра швыряет тебя из крайности в крайность. И ругать разработчиков вроде как не за что, но и до идеальной картинки их продукт пока серьёзно не дотягивает. Несколько исправляет ситуацию наличие на консолях честного разрешения 1080р и стабильная частота кадров в 60 fps. Оптимизация, я вынужден признать, вызывает искреннее уважение к специалистам Codemasters.

Плюсы:

  • Перед нами лучший симулятор раллийных гонок на сегодняшний день.
  • Отличная подборка раллийных автомобилей с 60-х годов по наше время.
  • Управление в игре максимально отзывчиво и интуитивно понятно.
  • Обновлённая физика позволяет стать с автомобилем единым целым.
  • Трассы радуют разнообразием, погодными условиями и красотой пейзажей.
  • Замечательная русская локализация от ребят из издательства «Бука».
  • Честное разрешение 1080р и стабильная частота кадров 60 fps.
  • Великолепная серия обучающих видео.

Минусы:

  • Порог вхождения в игре невероятно высок, что многих отпугнёт.
  • Графика местами всё же не дотягивает до современных стандартов.
  • Консольщикам пришлось ждать выхода игры целых четыре месяца.

По моим личным ощущениям Dirt Rally – это лучший представитель мира раллийных симуляторов за последние несколько лет, да и на сегодняшний день вообще. В этом со мной согласны тысячи игроков по всему миру. Да, игра невероятно сложна и требует от вас огромной самоотдачи, но всё это сполна компенсируется тем, что спустя какое-то время вы будете физически ощущать каждый крутой поворот на узкой извилистой лесной трассе не хуже, чем профессиональный раллийный гонщик. В Dirt Rally гораздо больше духа Колина Макрея, нежели в нескольких предыдущих играх серии, несмотря на то что этого гонщика уже давно нет с нами. Разработчики из Codemasters возвращаются к своим корням, отбросив лишнюю шелуху и сосредоточившись на шикарной физике, а также отзывчивом управлении. И это прекрасно, господа! Ставлю игре безоговорочные 9 баллов из 10 .

Минимальные требования Процессор Intel Core 2 Duo E6600 2,4 ГГц/AMD Phenom II Athlon 64 X2 Dual Core 5400+ 2,8 ГГц, 4 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 1 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GT 430/AMD Radeon HD 5450, 35 Гбайт на жестком диске, интернет-соединение и учетная запись в Steam Рекомендуемые требования Процессор Intel Core i5-4670K 3,4 ГГц/AMD FX-8150 3,6 ГГц, 8 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 3 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 780/AMD Radeon R9 290 Дата выхода 7 декабря 2015 года Возрастной ценз от 3 лет Платформы PC, PlayStation 4, Xbox One Официальный сайт

Игра протестирована на PC

Codemasters — компания, съевшая не одну собаку на разработке раллийных симуляторов. Кто, если не студия, которая занимается одним жанром вот уже второй десяток лет, знает, когда нужно остановиться и сменить концепцию? После неоднозначной DiRT: Showdown разработчики взяли тайм-аут и ушли в тень, а спустя 3 года предоставили новый проект. И вот, после восьми месяцев обкатки в Steam Early Access, британцы выкатили DiRT Rally — давайте заглянем под капот.

Мужской спорт

Новая часть — возвращение к истокам. И пусть в заголовке уже давно не красуется имя Колина Макрея, с первых секунд становится понятно, что это она, та самая игра из начала нулевых. Вдоволь помучив нас аркадными и необычными для жанра заездами в прошлых частях, авторы прошлись по ним ножом и вырезали все лишнее. Больше нет нелепых прыжков с трамплинами, гонки на выбывание ушли в небытие, дрифт и набор очков стиля, прежде необходимых для победы над соперниками, также отправились на свалку истории. Кому они нужны в суровом мужском ралли? Даже отсутствие джимханы не вызывает больших сожалений — все-таки на Кена Блока приятнее смотреть на YouTube, чем соревноваться на его поле, сидя в компьютерном кресле.

Всего в DiRT Rally представлено три стандартных режима. В классическом «Ралли» предстоит вовремя добраться до финиша в компании штурмана. Помощник всячески старается упростить жизнь пилота и четко предупреждает о неровностях грунта, кочках, внезапных поворотах и прочих сюрпризах на дороге. Как и в реальных соревнованиях, победа достается аккуратным гонщикам — чем быстрее вы доедете до контрольной точки, тем ближе будет заветное первое место. Об отставании сигнализируют ярко-красные секунды и длинная линия в левой части экрана. Жаль, что авторы на этот раз решили отказаться от машины-призрака, подающей пример идеальной езды.

Поклонникам необычных гонок дали возможность поучаствовать в Pikes Peak International Hill Climb. Не стоит обманываться романтичным неофициальным названием — добраться до финиша в «Гонке в облаках» не так-то просто! Из-за крутого подъема, извилистой дороги и штопорообразных поворотов автомобиль всегда находится на грани — в занос можно уйти от одного неловкого движения рулем. Кроме того, подпирать небеса предстоит в гордом одиночестве — штурман в этом режиме не предусмотрен. Про ралли-кросс Codemasters тоже не забыла. Хочется смачно врезаться в бампер соперника — на здоровье. Круговые заезды традиционно жесткие и напряженные. А если что-то из этого наскучит, всегда можно свободно переключиться на другой режим.

С ветерком по бездорожью

Хотя основной соперник в DiRT Rally — это все-таки сами трассы. Уэльс, Греция, Германия, Монако, Швеция — практически все маршруты в игре имеют реальные прототипы из чемпионатов. Чтобы изучить их все, придется объездить 90 миллионов километров дорог, и каждая из них — испытание. Несмотря на то, что штурман уныл и однообразен в интонациях, а на каждое предупреждение у него записана всего одна фраза, слушать его крайне полезно: резкие повороты и обрывы могут встречаться там, где их совсем не ждешь. Во время дождя или снега видимость невероятно снижается, а почва под колесами превращается в стресс-тест для резины. На грунтовой дороге справиться с управлением тоже нелегко — колеса постоянно проскальзывают, а баранку начинает нервно трясти.

Впрочем, не стоит обольщаться — Codemasters в первую очередь делала развлечение, а уже потом симулятор. Руль с педалями желательны, но не обязательны, да и копаться в местном гараже подолгу не придется. Разумеется, традиционный набор ползунков с настройкой дифференциала, тормозов и других параметров тут есть, но проще всего, проигнорировав их, нажать на кнопку «старт». Победа зарабатывается не филигранно выставленной высотой подвески — куда важнее привыкнуть к местной физике и машине, а затем постараться действовать максимально спокойно и размеренно. При неаккуратной езде чиниться придется часто — серьезные повреждения заметно влияют на характеристики автомобиля. Руль лихорадочно «ведет», треснувшее стекло сокращает видимость почище бури, резина рвется о камни, а днище то и дело скребет об асфальт. Не самая приятная поездка!

Да и жалко ломать такую красоту. Транспорт поделен на категории — авторы включили в список не только новенькие Ford Fiesta или Subaru WRX STI, но и раритеты из разных временных эпох, от «шестидесятника» Mini Cooper S до более современных Ford Escort Mk II, Fiat 131 Abarth и Opel Kadett GT. Жаль, что общее впечатление от DiRT Rally портит устаревшая графика.

DiRT Rally порой выглядит хуже DiRT 3 . Внутри современных болидов неожиданно серо, а сами машины не отличаются большой детализацией. На трассы без грустного вздоха не взглянуть: сжатые текстуры, минималистичные эффекты, зрители, почему-то напоминающие дикобразов. Кажется, что все это пришло прямиком из Colin McRae Rally 3. Ностальгия — это хорошо, но везде нужна мера.

В итоге мы получили бодрую раллийную гонку, очищенную от ненужных режимов. То же самое и в мультиплеере: таблица рейтингов, свои чемпионаты и ежедневные события. Большего и не надо. Разработчикам есть куда расти: например, сделать настройку автомобиля более подробной, а также записать для штурмана побольше реплик. Но на сегодняшний день у DiRT Rally нет конкурентов — это лучшая игра про ралли и отличный преемник старых добрых Сolin McRae Rally.

Достоинства:

  • возвращение к классике;
  • все режимы интересны, ненужных «наполнителей» нет;
  • разнообразные гоночные трассы и богатый автопарк.

Недостатки:

  • очень слабая графика;
  • неглубокая система настройки автомобиля.
Графика Автомобили получились неплохими, но в раллийной игре так должно быть по определению. Больше хвалить DiRT Rally не за что — кроме угловатых моделей, блеклых эффектов и не слишком выразительных пейзажей, здесь не на что смотреть. 6
Звук В главном меню играет скучная электронная музыка, которую хочется тут же выключить. Эх, а ведь раньше авторы использовали Nero, The Qemists и The Answer! В остальном звук нареканий не вызывает — приятно озвученное окружение, да и автомобили ревут как надо. 7
Одиночная игра Небольшое количество режимов компенсируется интересностью и проработанностью каждого. Трассы не надоедают, а между чемпионатами можно переключаться в любой момент. 8
Коллективная игра В многопользовательской части ничего лишнего: те же режимы и пользовательские рекорды. 8
Общее впечатление DiRT Rally — отличная игра в своем жанре, которую портят графика и кое-какие мелочи. В остальном возвращение к истокам серии можно считать удавшимся. 8

Правый четыре через трамплин. Длинный левый два. Очень длинный правый два, держись левее. Сужение. Левый два с прыжком. Правый три. Длинный правый закрытый четыре. Левый шесть через ворота. Узкая шпилька. Сто пятьдесят. Финиш!

После очередного заезда в встаешь, чтобы передохнуть: перед глазами все плывет, на сетчатке отпечаток убегающей вдаль дороги через лес, суставы ломит, со лба капает пот, а в голове все еще звенят команды штурмана. И мысль: «Такого реалистичного ралли, таких сложных, не прощающих ошибок спецучастков не было давно».

Стенограмма гонки

После гламурного фестиваля гонок по бездорожью из прошлых , где постоянно играет задорная музыка, где меню — трехмерный трейлер, по которому мы ходим, выбирая режим игры, где в приоритете гонки на багги и других внедорожных автомобилях, проходящие в живописных местах или организованные как шоу для зрителей, - после всего этого DiRT Rally на контрасте выглядит серьезно и строго. При запуске нас встречает минималистский плиточный интерфейс и мелодичная электронная музыка.

Грязь, снег и пыль под колесами не превращаются в месиво и колеи, а вот с корпусов машин их, наверное, потом приходится долго отмывать.

DiRT Rally не пытается красоваться, да ей это и не нужно, потому что она прекрасна внутри, в соревнованиях. Раз выехав на трассу, как будто переносишься на десять-пятнадцать лет назад - к настоящему жестокому ралли, без лишнего лоска и показухи.

Разработчики из Codemasters, кажется, внезапно развернулись и поехали обратно, вспомнив о чем-то важном. Они вспомнили о Colin McRae Rally и, по их собственному признанию, с самого начала разработки в 2012 году опирались именно на ее концепцию.

В DiRT Rally во главу угла вновь поставлены спецучастки, маршруты по пересеченной местности, поделенные на сектора, которые нужно проходить предельно быстро. Трассы здесь узкие и опасные - не широченные полосы, как в предыдущих DiRT .

И все они основаны на настоящих раллийных треках: финский этап с его знаменитыми слепыми поворотами и затяжными прыжками, скоростной немецкий по асфальту, этап в горах Греции, со множеством шпилек и устрашающих обрывов, скользкая гололедица в Монте-Карло, снежная Швеция и лесная дорога Уэльса, где под колесами гравий мешается с грязью, а деревья буквально щекочут корпус машины.

Повторыне хуже телевизионной трансляции отражают напряженную погоню за лучшим временем. Особенно эффектно она выглядит, когда включается подвижная камера с вертолета.

Каждый участок неизменно становится испытанием на скорость и реакцию, их необходимо изучать, проходить, поглощать колесами раз за разом, пока они намертво не запечатлеются в памяти. Потому что ошибки тут не прощают. На первых порах сходы с трассы и разбитая машина неизбежны, и - никакой перемотки времени! - рестарт, рестарт, рестарт. Если в прошлых частях можно было выехать на трассу и освоить ее на лету, то в DiRT Rally никак не обойтись без предварительной подготовки в тренировочном заезде Shakedown.

На трассе, оставшись наедине с машиной и серией прямых и виражей, приходится полагаться только на свои навыки. А еще слушать штурмана - в ралли его еще называют вторым водителем, - единственного человека, который поможет разобраться в стенограмме гонки. Ведь даже назубок зная маршрут, сложно постоянно держать в голове цепочку из поворотов, особенно на участке длиной в пятнадцать километров. Вот почему подсказки штурмана на тему сложности следующего виража особенно ценны.

Где-то там внизу начинается «гонка в облаках».

Далеко не все в DiRT Rally крутится вокруг спецучастков. «Восхождение на гору» по шоссе Пайкс-Пик кажется легкой прогулкой по широкой дороге, неизменно идущей под уклоном до самой финишной черты на высоте в 4301 метр над уровнем моря. Так называемая «гонка в облаках» просто захватывает дух! Однако штурман в ней не участвует, и приходится опираться на свое знание трассы: никто не предупредит, что через двести метров асфальт сменяется грунтом и нужно выбрать другую тактику.

Пайкс-Пик в DiRT Rally и на Google Maps.

Ралли-кросс все же не смогли обойти стороной, но он представлен в несколько ином виде, нежели в последних частях серии. И хотя разница только в построении трасс, в таком исполнении кольцевые гонки с соперниками не кажутся лишними в игре про спецучастки.

Более того, Codemasters решила главную проблему прошлых DiRT - толкотню в поворотах, - для чего пришлось немного изменить правила. Точнее, взять их из чемпионата FIA World RX, где трассы и условия гонки таковы, что по ходу состязания каждый участник должен хоть раз проехать джокер, своего рода дополнительную петлю на треке.

Как и в настоящем ралли-кроссе, джокер успешно растягивает ряды гонщиков и в большинстве случаев спасает от толкотни. И хотя компьютерные соперники, как правило, ездят по идеальной траектории, редко подрезают и почти не проявляют характер, как в , заезды получаются не менее напряженными, чем прохождение спецучастков, а на высокой сложности и вовсе приходится бороться за каждую позицию. Всё под стать самой дисциплине, в которой мощные хетчбэки носятся как угорелые, разметывая грязь и пыль, - то есть обеспечивая настоящее зрелище.

Ралли-кросс - это всегда зрелищные и напряженные заезды.

В сетевых соревнованиях Codemasters не показала ничего особенного. Главное, что онлайн стабильно работает и быстро находит соперников, позволяя выехать против людей, «пободаться» с ними и прочувствовать борьбу корпус в корпус. Как и ралли-кросс, это скорее приятное дополнение к основному раллийному пиршеству.

Зато асинхронный мультиплеер бросает вызов постоянно. Каждый день, неделю и месяц там появляются новые испытания класса «пройти спецучасток или серию на определенной машине». Они мало отличаются от обычных заездов на время, разве только ваш результат сравнивается не с тем, что наездили боты, а с выступлениями других игроков.

А еще можно пойти наперекор всему и создать собственную лигу в любой из дисциплин, сделать ее публичной или ограничить состав участников друзьями и самому управлять гоночным сезоном, выбирая новые испытания.

Технические детали

В отношении DiRT Rally нужно четко понимать следующее: игра заточена в первую очередь под руль. В последние годы игроки много жаловались на плохую поддержку гоночных контроллеров в играх Codemasters.

Так же было и на стадии раннего доступа к этой игре, но разработчики оперативно пошли игрокам навстречу, и сейчас DiRT Rally поддерживает рули всех основных производителей. А обратную отдачу сбалансировали так, что она больше не страдает от «эффекта гидроусилителя» и излишней чувствительности.

С другими устройствами водить намного сложнее. Конечно, можно подключить геймпад или по старинке мучить клавиатуру, но наклона стиков и тем более нажатия «вкл./выкл.» на стрелочках не хватает, чтобы как следует почувствовать автомобиль в повороте.

Проходить подобные повороты эффективнее всего в управляемом заносе.

Модель поведения машины в игре, физика покрытия и прочие технические детали для DiRT Rally переписывались с нуля. Разработчики начали с простого переноса механик из , но быстро поняли: что-то здесь неладно. Они следовали принципу «на средних скоростях раллийный автомобиль может водить кто угодно - вот на высоких это уже испытание».

Именно так машины и управляются. У каждой из них свой характер, а повышение мощностей не обязательно означает занос на дороге. Лишь культовая Lancia Stratos и другие заднеприводные машины ходят из стороны в сторону, приучая плавнее работать с педалью газа. Да и в целом скольжение здесь - не беда, а инструмент. Иногда в крутые повороты так заходить быстрее, а некоторые шпильки без ручника и вовсе не осилить.

Звучат машины очень натурально, но про рокот их движков часто забываешь, вслушиваясь в команды штурмана.

DiRT Rally отражает суть ралли как самой зрелищной и динамичной дисциплины автоспорта лучше, чем официальная WRC от итальянских разработчиков Milestone. Кого-то может огорчить невозможность примерить шлем любимого Себастьена Ожье и других раллийцев. Но от отсутствия отягощающих разработку лицензий DiRT Rally только выиграла. В первую очередь - с точки зрения геймплея.

Как и положено в этом виде автоспорта, нужно приспосабливаться под каждое покрытие трассы. И тут уж никакой фотореалистичный дождь с грозой из или аквапланирование из даже в сравнение не идут со всеми ситуациями, возможными в DiRT Rally .

Сухой грубый гравий, вязкий гравий с грязью, пыльный грунт, цепкий асфальт, гололедица - с каждой поверхностью автомобили контактируют по-своему. Выезжая в ливень, осторожничаешь, в мокрый снег ко всему прочему добавляется туман, и начинает не хватать видимости. Что уж говорить о ночи, когда в непроглядной темноте, пропустив крутой поворот, улетаешь с обрыва...

Поломанную машину нужно чинить. Если она перестает заводиться в гонке, это можно сделать моментально, получив солидный штраф ко времени. В серии соревнований на ремонт мелких поломок между заездами накладывается лимит в условные тридцать минут или час, за которые не особенно-то много отладишь.

Процесс можно ускорить, наняв квалифицированных механиков. Это ускоряет и получение модификаций для автомобиля, открывающихся автоматически - достаточно проехать определенное количество километров, - а вот повышение той же мощности дает не такое значительное, чтобы этим озабочиваться.

Хотя остаться без покрышки или колеса тоже неприятно.

В условиях непрекращающихся испытаний, которые устраивает вам игра, большое значение приобретает настройка машины перед гонкой. Со временем понимаешь, как важно правильно менять баланс веса на грунте или гравии, насколько эффективна жесткая подвеска на асфальте. Главный вывод, к которому подводит игра, - настройками пренебрегать не следует, ведь правильно откалиброванная машина может отвоевать несколько лишних секунд.

Когда же видишь все именитые автомобили, начиная с эпохи шестидесятых и кончая современностью, то просто глаз радуется. Они поделены на классы, среди которых R4, F2, Group B, автомобили для «восхождения на гору» и ралли-кросса. Представлены чемпионские Subaru Impreza Колина Макрэя и Ричарда Бернса, Citroen C4 Себастьена Леба, все знаковые Lancia, старенький Ford Escort Mk.II, полноприводная Audi Quattro S1 и другие. Кажется, все любимые автомобили собрались, нам на радость, в одном месте. Не хватает разве что засветившейся в DiRT 3 Alpine-Renault A110, но это уже мелочи.

Лицо перемен

Пол Коулмен - геймдизайнер, штурман в настоящих гонках и в DiRT Rally.

Эксперимента ради DiRT Rally выпустили в раннем доступе полгода назад. Тогда Codemasters переживала не лучшие времена. Увольнения, смена руководителя, финансовые проблемы - новости об этом появлялись чаще, чем сведения о новых играх англичан. Всего один неверный шаг мог обернуться крахом, поэтому они решили сперва прощупать почву - и не прогадали. Уже тогда после завершения очередного заезда закрадывалась мысль, что к проекту приложил руку профессиональный гонщик уровня Колина Макрэя.

И она оказалась недалека от истины. Не кто иной, как главный дизайнер проекта, регулярно участвует в ралли в качестве штурмана. Его же голос ведет нас по маршрутам в DiRT Rally . Зовут его Пол Коулмен. В Codemasters он с начала двухтысячных и в разработке тоже участвовал.

Чуть позже, став штурманом, Коулмен, по его словам, по-новому взглянул на многие элементы гонок, которые не получалось должным образом реализовать в играх. С тех пор он загорелся идеей сделать самый реалистичный раллийный симулятор. Коулмен уверен, что сейчас время симуляторов, время перемен.

Эксперимент определенно удался, и мы полагаем, что о Поле Коулмене услышим еще не раз.

Та самая Subaru Impreza Колина Макрэя. На похожей выступает Пол Коулмен.

Хардкор

Проблема DiRT Rally кроется в ее неимоверной сложности. Еще на стадии раннего доступа игроки прозвали ее « от мира гонок».

Надо сказать, есть за что. Карьера здесь строится так: мы участвуем в нескольких соревнованиях и, набрав достаточное количество очков по итогам, переходим на следующую стадию. Но если поначалу мы сами не можем удержаться на узких маршрутах и финишируем с минутным отставанием, то по мере роста сложности приходит осознание того, что здесь мало чисто проходить участки - нужно проходить их быстро, очень быстро. А на то, чтобы этому научиться, может уйти добрый десяток часов.

Сразу была мысль назвать этот материал Рецензией, но рецензия подразумевает выставление оценок, а так как у нас речь идёт о альфа-версии, то никакие оценки не уместны. Мнение об игре, впрочем, мы имеем, и вам поможем составить.

Итак, – это не Dirt 4. Это главное, что нужно понимать при просмотре геймплея, а особенно при покупке. Всего этого даже ещё нет на консолях. Поэтому, когда мы говорим о Dirt Rally, нужно подразумевать, что речь идёт о небольшом ответвлении от официальной франшизы. В Codemasters, видимо, решили пойти на эксперимент, сделав немного отличный от остальной серии проект. Игру следует считать серьёзным переосмыслением от Codemasters. Dirt Rally – попытка связать воедино первую часть игры, третью, а также подготовить публику к четвёртой.

Также стоит добавить, что Dirt Rally нельзя в буквальном смысле назвать гоночным симулятором, коим он всё-таки является. Однако как таковой коллективной соревновательной составляющей у игры. Да и на высокие скорости надеяться не приходится. Игра несколько не о том. Игра эта о заездах на выносливость, где один сложный и опасный трек сменяется другим. При этом управление автомобилями выглядит чрезмерно специфично, в фирменном и неповторимом стиле франшизы Dirt.

Кстати об управлении: разработчики заявили, что при создании физической модели поведения машины, и особенностей управления оной, они отвергли все старые наработки, хотя могли запросто сделать всё так, как в той же третьей «грязевой» части. Однако они предпочли новую поведенческую модель, которую создали индивидуально для этой игры. Сложно сказать насколько отличается управление машинами в Dirt Rally и том же Dirt 3, но разница всё же чувствуется. В Dirt Rally очень ярко чувствуется отличие в физике, когда под колёсами меняется покрытие. Даже обычные грунтовки тут отличаются друг от друга. Ко всему этому стоит добавить превосходные погодные условия. В процессе заезда вас будет хлестать дождь, град, засыпать снег, а также жарить солнце. При ночных заездах, в условиях ограниченной видимости, погодные условия приобретают совершенно иной окрас. Всё это накладывается на отличный звук. Насколько неприятная, бьющая по ушам клубная дабстеповская музыка в меню контрастирует с теми звуками, которые мы слышим в процессе гонки, настолько сильно отличается визуальное воплощение модели автомобилей и окружающей среды (но об этом чуть позже). Вы услышите, как камешки из под колёс бьют по днищу автомобиля, как дождь барабанит по крыше, как сильно отличается звук в разных кабинах разных машин, и как сильно он отличается от «наружного» и «внутреннего» звука. Сентиментальным ребятам, которые попадут под дождь, впору глушить двигатель и просто слушать звуки природы. Очень качественно.

То же самое можно сказать и о графике. Картинка в игре порадовала чрезвычайно. Иногда, особенно в динамике и с видом из салона, ловишь себя на мысли, что это ты не едешь, а смотришь по Евроспорту очередное ралли. Также выше всяких похвал выполнены модели автомобилей, которые тоже выглядят по разному а зависимости от погодных условий. Хотя альфа-версия всё-таки чувствуется. Выражается она в графических артефактах, поражающих деревья и кусты на обочине. Когда это исправят, Dirt Rally будет одной из самых красивых игр современности про автомобили (термин «гоночных игр» мы избегаем).

Что до геймплея, то игроку вручают весьма непослушную машину, которая иногда, по совершенно прямой дороге, отказывается ехать прямо. Такое впечатление, что у всех у них очень плохо отрегулирован развал-схождение, ибо автомобили элементарно не держат дорогу, постоянно норовя куда-то сползти. Вот с этим-то обстоятельством игроку и предлагается бороться. Кроме этого тут есть заковыристые трассы с очень сложными поворотами, когда после длинного и прямого отрезка от вас потребуется совершить разворот на 180 градусов. Как правило, если не притормозить, машина влетает в ближайшее препятствие, а то и вовсе переворачивается.

Переворачиваться автомобили тут очень любят. Игра так норовит дать тебе разогнаться, чтобы потом показать «смотри, как я умею». Есть тут и система повреждений. Не лучшая в мире, но довольно сносная. Если нажмёшь на тормоз, и тебя занесёт задом на придорожный камень, то задний бампер может отвалиться, либо просто болтаться на честном слове. Если врубишься носом, то расквасишь фару, а сам кузов довольно натуралистично деформируется. В общем, для не самых взыскательных эстетов сойдёт.

Как секретничают сами разработчики, Dirt Rally начали делать ещё тогда, когда заканчивали работы над Dirt Showdown. В работе принимали участие те специалисты, которые не были заняты над разработкой GRID. Перед коллективом была поставлена задача переложить в игру реальные ощущения раллийных гонщиков, которые, понятно, также присутствовали при создании игры в виде консультантов. Тогда ещё, в 2013-м году разработчики рассказывали о том, что Dirt Rally поступит на одну из полок Steam Workshop, и в случае публичного одобрения перейдёт в раздел модов, для Dirt 3. Однако не сложилось, а хотя, может и цели такой не было.

В Codemasters рассказывали о часах и сутках, проведённых за просмотром раллийных соревнований. В телевизор пялился целый коллектив, чей задачей было подмечать различные нюансы, которые может увидеть не профессионал. Для более эффективной работы некоторые спорные моменты игроделы прокручивали настоящим гонщикам, чтобы получить от них компетентный ответ. Так, в процессе просмотра многих десятков часов ралли, разработчики пришли ко многим интересным выводам. К примеру, что один тот же поворот на тяжёлом, влажном, вязком грунте Subaru Impreza проходила чище, чем конкуренты. А, к примеру, MK2 Escort, при поездке по сухой грунтовке, почему-то оставлял за собой самый большой столб пыли, по сравнению с конкурентами. Все эти нюансы были воплощены в Dirt Rally.

Именно все эти особенности и придали, по мнению разработчиков, игре тот свежий вид, который она имеет. Игру пытались создать одновременно удобной в управлении и одновременно реалистичной. Чтобы не оттолкнуть геймеров в геймплее, решено было оставить некий налёт казуальности, но в целом разработчики уверены, что геймплейная реалистичность их проекта просто зашкаливает. Сами автогонщики, якобы, также это подтверждали.

Пока что на данный момент в игре есть только три трассы (но 36 треков) и несколько покрытий. Но уже в майском обновлении игроделы обещают добавить много всего разного, и в первую очередь это касается различных покрытий, начиная от щебёнки, заканчивая особо вязкой грязью. Вообще, если кто-то думает, что в Codemasters будут делать упор на добавлении одних лишь автомобилей и трасс, то этот кто-то ошибается, ибо разработчики ясно заявили, что наибольшее количество идей у них связаны как раз с разнообразием дорожного покрытия.

В то же время в Codemasters не ходят в розовых очках. Тамошнее руководство – реалисты. За несколько дней до релиза ранней версии игры они заявили прессе, что знают о том, что всем угодить нельзя, и те, кто ждёт от них Dirt 4, будут в ярости, поскольку это совсем не то, на что они рассчитывали. В то же время разработчики уверены, что сняли с себя все моральные обязательства, поскольку честно не вставили в название игры цифру 4, а просто показали её, как отдельный, находящийся в общем ключе, соблюдающий стилистику проект, который в итоге может вылиться во вполне перспективное ответвление.

Резюмируя можно сказать, что Dirt Rally нельзя сравнивать ни с одной игрой, которая уже вышла, либо выйдет в этом году. Данный ПК-эксклюзив является уникальным для 2015-го года, потому, что конкурентов у него попросту нет. Это не гонки в примитивном их понимании, но и не Spintires с его грузовиками, тягачами и непролазной грязью. Можно ли считать это возвращение к истокам Colin McRae Rally? Можно, но вот так вот сейчас ждать от неё повторения успеха CMR 2005 не стоит. В Codemasters, в конце концов, решили просто заработать денег, сделав отличный, хотя и местами скучноватый гоночный симулятор трудноуправляемых машин на беспредельно сложных трассах. Игра, хоть и имеет крайне низкий возрастной рейтинг, не понравится детям. Dirt Rally – пилюля исключительно для взрослых дядек. Тут вам никто не простит ошибок в управлении. Отмотать назад сложный участок трассы, который был пройден не так, как нужно здесь не удастся. Но зато здесь есть командный менеджмент, реалистичная система повреждений, возможность улучшения автомобилей, их ремонт, а также меню точной настройки ходовой и двигателя. Ну и, конечно же, возможность управления геймпадом также порадовала.

В общем, если вы поклонник Dirt 2, 3, то обязательно попробуйте Dirt Rally, разочарованы вы не будете точно. Если же вы фанат последних частей Need for Speed, – проходите мимо.

Великолепие Dirt Rally можно было оценить еще в апреле. И уже тогда, в раннем доступе, раллийный симулятор показал себя с правильной стороны. Добавлялись новые трассы, игровые режимы и машины разных эпох. Адептов, ну или, в нашем случае, пилотов, не приходилось силой заставлять испытывать изменения. Все было как само собой разумеющееся и вписывалось в общую картину. С каждым обновлением огонек интереса к игре вспыхивал с новой силой.

В Dirt большой выбор легендарных и знаменитых раллийных автомобилей, но общее их число не такое внушительное. Уже присутствуют поколения шестидесятых, семидесятых, восьмидесятых годов и современные машины. Постепенно их количество увеличат. Экспертам и поклонникам автомобильного мира приятно сесть за руль и почувствовать, как управляется тот или иной экземпляр. Степень проработки каждого поражает, например скопированы такие мелочи, как оригинальные материалы салона и даже правильное подергивание и скорость отклика стрелок приборов.

Дизайн трасс пытается нас обмануть. Не знаешь, что ждет за очередной возвышенностью: поворот или аккуратно лежащий камень. По дороге видны следы предыдущих гонщиков, и можно следовать уже проверенной кем-то траектории, но доверять ей было бы глупо. Она может лежать не по самой эффективной траектории маневра или завести на очередной развилке в тупик, что приведет к потери времени.

Срезать углы игра не позволяет. Игрока вернут обратно на трассу и добавят пенальти в десяток секунд. Но кое-где можно улучшить время, воспользовавшись обочиной или удачно использовав очередной трамплин.

По закону подлости или местного дизайнера уровней, коварные участки располагаются в конце этапов. Таймер показывает, что вы лидируете, не сбавляете темпа и… последний поворот оказался немного круче всех предыдущих, в результате ошибка, которая сместит ниже желанной, первой, строчки в результатах чемпионата.

Присутствует разная цена ошибки пилотирования: можно сорваться в горный обрыв или влететь в склад бревен, или медленно соскользнуть на газон. Машина от таких издевательств, естественно, теряет свои свойства, может начать тянуть немного в сторону, что усложнит задачу уже просто добраться до финиша, а не победить. После каждого этапа чемпионата дают ограниченное время на ремонт, в котором помогают нанятые инженеры.

Чем больше инженеров, тем больше неисправностей успеваешь отремонтировать между этапами. С полным набором команды времени достаточно, чтобы полностью устранить последствия ошибок среднестатистического гонщика.

Визуальные эффекты крутые, отмечается проработка мелочей, но иногда видна нехватка технологичности. Можно заметить лесную живность, перебегающую дорогу. От колес валят брызги грязи вместе с подлетевшими камнями, а из выхлопной трубы вспыхивает пламя. Красоту погодных эффектов замечаешь при просмотре реплеев.

Физика поведения автомобиля в Dirt на первый взгляд приближается к идеалу, но не все так гладко. Разница между разными машинами и, что важнее, приводами, чувствуется. Полный уверенно держит дорогу, перегазовки в поворотах на заднем приводят к боковому скольжению. И к правильному ощущению от скольжения.

Главные придирки к модели движения в поворотах. Не получается использовать добавочное сцепление с дорогой от эффекта прижимания автомобиля в момент торможения. Поворот без газа и тормоза проходится по излишне увеличенной дуге. Где тут потерян баланс и для чего это сделано неизвестно, но чувствуется это отвратительно, когда на минимальной скорости машина превращается в телегу. Но стоит вернуться к активным поворотам, как игра вновь начинает радовать неописуемым удовольствием.

По мере прохождения улучшаешь свои результаты благодаря не только возросшему навыку, но и системе апгрейдов. Чем больше наездить километров на определенной машине, тем больше данных получат инженеры, как её улучшить. Естественно, побеждать и зарабатывать очки проще на усовершенствованных машинах.

Dirt Rally – хороший учитель, который в темпе объясняет нам правила пилотирования: когда тормозить, по какой траектории идти и когда надавить на газ.

Быстрое прохождение элементов не обязательно приводит к выигрышу в скорости на всей дистанции. Превышение оптимальной скорости вхождения в поворот даже на чуть-чуть приводит к отдалению точки возможного начала разгона. Тут важно не только войти в правильной точке, но и развернуть машину на разгон как можно быстрее. Частое прокатывание, сброс газа раньше торможения, приводит к тому, что вы не сможете финишировать в первой тройке.

Я не зря выше назвал Dirt учителем. Невозможно постоянно тренироваться за рулем реального автомобиля. Утомляешься быстрее, чем сидя перед экраном монитора. Порой можно нарезать круг за кругом и лучшее время не будет сокращаться, а может и вовсе ухудшиться. Придя отдохнувшим на следующий день можно сразу получить прибавку в несколько процентов к результатам: мозг переварил вчерашнюю тренировку и уровень вождения вырос.

Игра с близкими к рулевому управлению контроллерами оказывает лучший эффект, но недостаточный, чтобы отказаться от реальной практики. Есть некоторые замечания к несоответствию углов поворота и комплектации.

У новичков в автогонках первой ошибкой частенько проскакивает невозможность вовремя отпустить ручник или вообще забывают про него до полной остановки в повороте. Сейчас выпускают модели контроллеров с рулём, тремя педалями и ручкой коробки передач, но ручник в комплект не включил еще ни один производитель. Чем полнее комплект, тем полнее можно наработать моторику на подсознательном уровне.



Поделиться: