Наказание дете. Зачем наказывать ребенка и как это делать

Инструкция

Не доводите ситуацию до накала. Наказывайте будучи в спокойном состоянии, а не в порыве гнева. Наказание - это не месть, не унижение и не обида. Не прибегайте к телесным наказаниям без крайней необходимости. Наказывая ребенка, учитывайте тяжесть его проступка и его . Детей, не достигших возраста 2-2,5 лет, практически бессмысленно наказывать в прямом смысле слова. Здесь, скорее, следует об исключении ситуаций, провоцирующих малыша на непослушание.

В возрасте от 2-х до 4-х лет ребенок осознает себя как , начинает понимать, какие из его поступков радуют окружающих, а какие огорчают или раздражают. Несмотря на то что понимание уже , способность к управлению своим поведением еще неокончательно сформирована. На этом этапе жизни у детей появляется «заместитель», который творит все те безобразия, которые сводят с ума родителей и близких. Это позволяет ребенку освободиться от чувства стыда, так как большую часть того, что происходит, совершает не он, а кто-то другой. Больше говорите с малышом.

Постарайтесь поверить в то, что ребенок вас не обманывает, утверждая, что это «нахулиганил зайчик из леса». Дело в том, что малыш еще очень легко путает фантазию с реальностью. Задача родителей – понять, почему ребенок так поступил. Расспросите его, поговорите с ним и помогите исправить сложившуюся ситуацию. Если вы не запугивали малыша, и он не боится вашего гнева или осуждения, то он, скорее всего, охотно с вами поболтает.

Не забывайте о том, что в этом возрасте малыши очень часто поступают наперекор родителям. И делают это вовсе не потому, что не хотят считаться с вами, просто им необходимо почувствовать некоторую независимость, свои возможности и их границы. Если вы начнете за это наказывать ребенка, то начнете битву, в которой не будет победителей. Выразите свое недовольство поведением ребенка, доступно для его возраста, объясните ему, что вас огорчило в его поведении/поступке.

Если вы видите, что ребенок переживает по поводу совершенного проступка, не усугубляйте эти чувства. Попробуйте поддержать его. Главное, чтобы малыш понял, что свершенное дело более-менее поправимо, что он человек и может ошибиться. Объясните ребенку, как в следующий раз постараться сделать по-другому и избежать неприятностей. Осознав это, ребенок быстрее научится относиться к себе и своему поведению более критично. Если же он не понимает, что, к примеру, силой забрав или сломав чужую игрушку, он совершил нечто нехорошее, вы должны очень серьезно задуматься. Вполне возможно, воспитывая малыша, вы так боялись огорчить его известием о том, что он в чем-то не прав, что теперь ребенок вообще не готов признавать этого, совершая определенные поступки.

Воспитать зрелую личность, ни разу не наказав ребенка - утопия. Наказание - необходимый процесс воспитания, утверждают психологи. Но как наказывать правильно?

Ребенок, чьи родители за малейшую провинность бьют его, угрожают отдать злому дяде, заставляют часами стоять в углу или устраивают молчаливые бойкоты, как правило, обречен на несчастливое детство. Такой малыш почти наверняка будет страдать от заниженной самооценки, недоверия к миру, ощущения, что он лишний и нелюбимый. По сути, такое наказание детей не имеют ничего общего с воспитательным процессом. Это банальная жестокость.

Не лучше и другая крайность - полная вседозволенность. Если ребенок уверен, что он может натворить что угодно и ему за это ничего не будет, то он не различает границы между добром и злом, между собственным удовольствием и чужой болью. И как ни странно это может показаться на первый взгляд, такой малыш тоже зачастую чувствует себя ненужным, нелюбимым своими родителями.

Наказывать необходимо - в некоторых случаях только этот метод позволяет ребенку почувствовать границы дозволенного, сохранить родительский авторитет и воспитать в нем ответственность. Вопрос в том, за что следует наказывать, как это делать и как при этом дать ребенку понять, что ты его по-прежнему любишь.

Почему дети не слушаются?

Для того чтобы понять, что можно, а что нельзя, ребенку необходимо попробовать на прочность окружающие его границы, в частности пределы родительского авторитета и терпения (ведь именно мама и папа устанавливают первые в жизни малыша правила). Так что детское непослушание нередко бывает вызвано желанием узнать: "А что изменится в мире, если я сделаю то или это?" или "Я знаю, что так поступать нельзя, но может быть, если очень хочется, то можно?"

Особенно часто исследуют границы дозволенного дети, чьи родители непоследовательны в своих требованиях (например, вчера разрешили полдня играть на компьютере, а сегодня почему-то нет). Такие малыши попросту не знают наверняка, что им можно, а что нельзя.

Бывает и по-другому. Порой ребенок ведет себя так, словно задался целью "достать" своих родителей. В некотором смысле так и есть, хотя мотивы у малыша иные, чем это представляют себе взрослые.

"Дети (особенно это касается дошкольников) не делают что-либо назло, из чистого желания причинить другому боль, - отмечает семейный психолог Светлана Ройз. - Ребенок демонстративно долго копается, когда нужно быстро собраться в садик, или намеренно выворачивает тарелку каши себе на свитер? Он делает это не для того, чтобы обидеть маму или папу. Зачастую бунтарское поведение - это неумелая попытка привлечь к себе внимание.

Неосознанно ребенок руководствуется таким мотивом: "Пусть лучше мама рассердится и отшлепает меня, чем будет вести себя так, словно она вообще не замечает моего существования". Если малышу не хватает родительского тепла и участия, плохое поведение может оказаться единственной возможностью вызвать у мамы или папы ярко окрашенную эмоциональную реакцию".

Искусственные игрушки делают детей неуправляемыми

Еще одна причина детского непослушания - нервное перенапряжение. Современные детки перегружены обилием информации. Это и всевозможные кружки раннего развития, и агрессивные мультики (компьютерные игры). Проведя всего несколько часов в процессе наблюдения за виртуальными монстрами, ребенок становится гипервозбудимым, его невозможно успокоить и уложить вечером спать.

"Дети становятся неуправляемыми и агрессивными, если они играют искусственными игрушками, - утверждает вальдорфский педагог Валентина Антощенко. - Я имею в виду не только виртуальные игры (компьютер, приставки). Пластмассовые, пластиковые игрушки не дают чувству осязания развиться в полной мере. Ребенок в буквальном смысле слова не чувствует и не осознает, что, ударив сверстника или вырвав клок шерсти у кошки, он причинил им боль".

Воспитание и наказание ребенка: каждому возрасту - свой подход

Далеко не всегда мягкие увещевания и разъяснения приводят к нужному результату. Порой только через наказание ребенок может усвоить те или иные правила и нормы поведения.

"Важный нюанс: наказание - это последствие нарушения правила, о котором ребенок знал заранее, - говорит Светлана Ройз. - Иными словами, нельзя наказывать малыша за то, что он стащил у своего товарища игрушку, если прежде вы ему не объясняли, что чужие вещи без спросу брать нельзя. Важно, чтобы родительская реакция была адекватна проступку и возрасту ребенка.

К примеру, до того момента, как кроха не стал говорить о себе "Я" (обычно это происходит в 2-2,5 года), он не соотносит наказание со своей личностью. Гиппокамп (часть головного мозга), ответственный за нашу биографическую память, начинает активно работать лишь на третьем году жизни. Только с этого времени ребенок способен запомнить, что тот или иной проступок приводит наказанию. Конечно, это не значит, что малютке следует позволять драться и щипаться. Но наказывать за это двухлетнего карапуза просто не имеет смысла. Остановите ручку ребенка, мягко переключите его внимание на что-то другое".

"Приблизительно до пяти лет действия ребенка - это прежде всего подражание, - добавляет Валентина Антощенко. - Если трех-четырех-пятилетний малыш, к примеру, вытащил деньги из вашего кошелька, это не значит, что он украл их. Скорее всего, он просто копирует то, что где-то увидел. Не обязательно в семье (хотя чаще всего дети "отзеркаливают" поведение родителей) - возможно, он увидел схожую сцену по телевизору или на улице. Просто задумайтесь: где и у кого малыш мог позаимствовать подобный стиль поведения?"

Как наказывать ребенка без вреда для его психики: важные правила

Цель наказания - помочь ребенку разобраться в самом себе и в сложившейся ситуации и по возможности избежать повторения допущенных ошибок в дальнейшем. Для того чтобы наказание оказало именно такой эффект, необходимо, независимо от возраста чада, соблюдать ряд правил.

  • Холодная голова…

Когда ты наказываешь сына или дочку, в тебе самой не должны бурлить эмоции. Конечно, это правило не всегда просто осуществить на практике. Методы вроде "сосчитать до десяти" и "выйти в другую комнату и успокоиться" действительно работают. Вначале разберись со своими собственными чувствами и только после этого совершай какие-либо действия.

  • …и горячее сердце

В славянской традиции издавна существовало правило: наказывая своих детей розгами, родители мысленно помещали перед малышом свое сердце, наполненное любовью. И несмотря на всю непедагогичность порки, дети воспринимали такое наказание как справедливое. Мы ни в коем случае не призываем тебя применять физические меры воздействия.

Но хорошо, если отношение "с любовью в сердце" станет основополагающим мотивом любых твоих действий по отношению к малышу (и наказания в том числе). Это не просто красивые слова, и опыт практикующего психолога тому подтверждение. "Когда ко мне на прием приводят маленьких деток и речь заходит о наказаниях, очень многие крохи говорят, что самое страшное для них - это не ремень, стояние в углу или лишение каких-то удовольствий, а… злые мамины глаза".

При любом наказании ребенок должен быть уверен, что с ним поступают справедливо, что его по-прежнему любят и что даже будучи наказанным он не останется без родительской любви.

  • Задай себе пару вопросов

Унять шквал эмоций и выбрать верную линию поведения помогут два мини-теста. Если чувствуешь, что вот-вот сорвешься, приостановись и спроси себя: "Почему я это делаю? От бессилия? Усталости? Раздражения на мужа?". Второй тест: представь, что на месте твоего сына или дочери: а) чужой ребенок; б) значимый для тебя взрослый человек - муж, мама или подруга; в) ты сама. Позволила бы ты себе в этом случае поступить так, как собираешься?

  • Поступок, а не личность

Критикуй плохое поведение, а не самого ребенка. Скажи: "Я наказываю тебя за то, что ты обзывал других детей плохими словами". Избегай нелестных характеристик в адрес личности сына или дочери (неряха, лентяй, плохой ребенок).

  • Ребенок должен знать, за что его наказывают

Следует четко озвучить малышу, что именно привело к наказанию. Помни: нельзя наказывать за чувства (за то, что ребенок обиделся, разозлился и т. д.), ведь каждый из нас имеет право на любые переживания. Другое дело, как мы эти чувства выражаем. Например, малыш на что-то обиделся или разозлился и в сердцах бросил тарелку на пол. Ты можешь сказать: "Я понимаю, что тебе было обидно, но портить имущество в нашей семье не разрешается". Не стремись любой ценой унять детские слезы. Ведь плач - это естественный выход эмоций и гормонов стресса. И хорошо, когда этот выход есть! Психолог Лиз Бурбо утверждает: "Невыплаканные слезы могут привести к появлению хронического насморка и даже гайморита". Кроме того, если ты не будешь позволять малышу выплакаться, когда он этого хочет, в будущем у него могут возникнуть серьезные проблемы с умением выражать свои истинные чувства.

  • Временные рамки

Важно, чтобы ребенок знал, сколько будет длиться наказание. Формулировки "не получишь больше сладкого" или "отныне ты не будешь смотреть мультики" абсолютно неприемлемы! Малыш может решить, что запрет распространяется на всю его дальнейшую жизнь - согласись, это слишком сурово и к тому же нереально. И потом, когда спустя какое-то время ты забудешь о случившемся и сама же угостишь кроху лакомством или включишь его любимый мультик, твой родительский авторитет в его глазах может пошатнуться.

  • Ритуал примирения

Выработайте какое-то символическое действие, которое будет знаменовать окончание срока наказания. Это может быть, например, детский стишок: "Мирись-мирись-мирись и больше не дерись!" Кстати, неспроста детки, мирясь, сплетают мизинчики: на мизинце находятся биологически активные точки, напрямую связанные с сердцем!

Запрещенные приемы: как нельзя наказывать ребенка

В вопросах наказания существуют табу. Каким бы ни был проступок ребенка, ни в коем случае не позволяй себе унижать или запугивать малыша. Недопустимо лишать кроху удовлетворения его физиологических (сегодня ты ложишься спать без ужина) и эмоциональных (я теперь с тобой не разговариваю) потребностей. Игнорирование - вообще едва ли не самый страшный вид наказания для ребенка. В этом случае родитель словно направляет малышу посыл: "Тебя для меня не существует, тебе нет места в моей жизни". Нельзя угрожать ребенку: "Будешь плохо себя вести - отдам тебя бабаю" (кроха воспринимает это как "ты мне не нужен").

Венгерский писатель и психолог Домокош Варга в книге "Радости родительских забот" писал: "Хотел бы предостеречь родителей от заранее объявленной порки. Еще куда ни шло иной раз по горячим следам шлепнуть ребенка по попке, если уж другим способом с ним не совладать. Заставлять же ребенка ждать, терзаться, вновь и вновь представлять себе сам процесс наказания - это уже заранее обдуманная жестокость".

Ставить ребенка в угол - тоже не лучший вариант. Ведь в положении стоя малыш пребывает в напряжении, а значит, не может расслабиться и спокойно обдумать свой проступок и найти выход из ситуации. Намного более эффективен способ, принятый в вальдорфском детском садике, где работает Валентина Антощенко: "Когда кто-то из малышей начинает шалить, я говорю: "Пойди, пожалуйста, сядь на диван в дальнем углу игровой комнаты.

И когда ты успокоишься, придешь ко мне и скажешь". Проходит время, ребенок подходит и говорит: "Я знаю, что теперь нужно сделать". - "Что?" - "Извиниться" (собрать разбросанные игрушки, помочь нянечке убрать разлитый суп и т. д.). Такой способ позволяет, с одной стороны, нейтрализовать шалуна, а с другой, дает малышу шанс самому разобраться в ситуации.

Согласитесь, это умение намного ценнее, чем привычка действовать по придуманному кем-то шаблону".

Наказывай без свидетелей

Наказывать кроху лучше наедине. Во-первых, это не травмирует самооценку малыша. А во-вторых, если наказывать одного ребенка в присутствии другого, то страдает и тот карапуз, который наблюдает за происходящим. Он получает даже больший заряд агрессии, чем виновный, к которому применяются воспитательные санкции. Безусловно, это отразится на его психоэмоциональном состоянии.

Поведение и наказание: игра по правилам

Договориться заранее всегда лучше, чем "разруливать" уже произошедший конфликт. Для того чтобы в семье всегда царили мир и гармония, необходимо установить определенные правила поведения.

  • Минимум запретов

Ограничений не должно быть слишком много. Они должны касаться лишь тех моментов, которые действительно важны для тебя в поведении детей (мыть руки перед едой, застилать по утрам постель, здороваться, не ковыряться в носу и т. д.). Старайся предоставлять свободу там, где это возможно. Ребенок вполне может сам решить, какую игрушку он возьмет с собой в садик и кофточку какого цвета сегодня наденет.

  • Единые стандарты

Важно, чтобы у тебя с мужем были единые требования к ребенку. И будьте готовы удерживать границы дозволенного и применять санкции в случае их нарушения.

  • Одни правила для всех

Правила должны соблюдаться всеми членами семьи. Нельзя требовать от ребенка, чтобы он не ел перед телевизором, если это делаете вы с мужем.

  • Творческий подход

Вместе с ребенком нарисуйте на листах бумаги "напоминалки", касающиеся самых важных правил. Например, вы можете изобразить чашку с ножками, направляющуюся к раковине, и повесить этот рисунок над обеденным столом. После еды тебе будет достаточно указать на плакат - и малыш вспомнит, что следует отнести грязную посуду в раковину.

  • Гибкая система

Правила следует время от времени пересматривать и корректировать, ведь они призваны не управлять вашей жизнью, а сделать ее легче и приятнее!

Фото в тексте: Depositphotos

Приучить ребенка к дисциплине - задача не из легких, особенно если у вас своенравные или взрослые дети. Дисциплина не только учит детей различать, какое поведение приемлемо, а какое нет, помимо этого сам способ обучения детей дисциплине учит их реагировать на различные ситуации по-взрослому. Если вы реагируете на плохое поведение детей путем рационального обсуждения проблемы и поиска ее решения, то они научатся поступать так же, ведь дети в этом случае будут учиться на вашем примере, а не на словах. Большинство экспертов сходятся во мнении, что обучение детей дисциплине это по большей части обеспечение их безопасности и выражение любви.

Шаги

Часть 1

Как научить ребенка осознавать свое плохое поведение

    Умейте говорить "нет" вашему ребенку. Действуйте, как только ребенок начнет вести себя плохо, сделав акцент на неприемлемости его поведения. Очень важно объяснить ребенку, почему его поведение не приемлемо, чтобы он понял, за что ему сделали замечание. Это научит его осознавать последствия своих действий.

    Отвлеките ребенка от ситуации. Если ребенок устраивает сцены, злится, расстраивается или балуется, отвлеките его от данной ситуации. Найдите безопасное пространство для обсуждения его эмоций или действий и поговорите с ним о том, как он может исправиться в будущем. Помните, что дети не всегда знают, как правильно себя выразить, и наказание зачастую не лучший способ научить их этому.

    • Дайте ребенку понять, что вы всегда поддержите его.
    • Скажите ребенку, что любите его.
    • Успокойте его, дав тем самым понять, что вы понимаете.
    • Маленькие дети больше всего реагируют на объятия и физическую близость в конфликтной ситуации, что помогает им почувствовать себя в безопасности и ощутить материнскую любовь.
    • Дети постарше начинают отвергать родительскую заботу и вряд ли захотят, чтобы вы их обнимали, но вы можете просто сказать вашему ребенку, что всегда поддержите его, и научите его успокаиваться самостоятельно. Это включает глубокое дыхание, счет, отвлечение, успокаивающая музыка и техники визуализации.
  1. Обращайтесь с ребенком как начальник с подчиненным. Дети часто бывают непослушными, если уверены, что им это сойдет с рук. Найдите слова, которые будут напоминать ребенку, что вы в доме хозяин. Повторяйте эти слова, если ребенок балуется. Будьте верны своим собственным решениям, иначе ребенок будет думать, что именно он контролирует ситуацию. Помните, что вы родитель, а не друг, и ваша работа не обязана нравиться, но должна быть направлена на обеспечение безопасности и поддержание здоровья ребенка, и вы должны стремиться научить его порядочности и ответственности.

    • Чтобы установить контроль, попробуйте употреблять такие фразы как ”я мать” или ”я здесь хозяйка”.
    • Отстаивайте свою позицию, и не важно, какую истерику закатывает ребенок. Не поддавайтесь на провокации, если он пытается манипулировать вами (к примеру, задерживая дыхание).
    • Со старшими детьми сложнее. Поощряйте ребенка к участию в обсуждении решений, влияющих на его жизнь, и рассказывайте ему, как то или иное поведение повлияет на него. Помните, что в конечном итоге решение за вами, но будьте готовы объяснить, как вы дошли до этого, чтобы он понял весь процесс принятия решений.

    Часть 2

    Как положительно подкрепить хорошее поведение
    1. Хвалите ребенка. Порой дети устраивают сцены, потому что знают, что на них в этом случае обратят внимание, поэтому давайте оценку и хвалите его хорошее поведение, вместо того чтобы реагировать только на плохое поведение. Это развивает самоуважение, укрепляет намерение вести себя хорошо и отбивает охоту устраивать сцены. Сконцентрируйтесь на ваших чувствах и на позитивном влиянии поведения ребенка на вас обоих. Тогда он поймет, что хорошее поведение само по себе награда.

      Награждайте ребенка за хорошее поведение. Подарите ребенку что-то незначительное за то, что он слушался, послушно играл, выполнял работу по дому или просто вел себя хорошо. Предоставление привилегий также может послужить хорошей наградой, но не используйте в качестве поощрения еду, так как это может привести к нездоровым привычкам в питании в будущем. Не подкупайте ребенка наградой заранее ради того, чтобы он вел себя лучше.

      Разрешите вашему ребенку принимать некоторые решения. Дети часто устраивают сцены, потому что чувствуют, что не имеют контроля над ситуацией. Дайте ребенку возможность принимать незначительные решения, и он почувствует большую власть над ситуацией, и не будет устраивать сцен.

      • Если ребенок еще мал, разрешите ему выбрать между чтением книги и раскрашиванием до обеда или времени отхода ко сну.
      • Разрешите ему выбирать самому себе одежду.
      • Дайте ему выбрать, с какими игрушками он хочет играть в ванной.
      • Спросите его, какой вид бутерброда он предпочитает на полдник.
      • По мере взросления решения будут становиться более важными. Разрешите ребенку выбрать, какие занятия ему посещать, если школа позволяет сделать такой выбор, или же разрешите ему решить, каким видом спорта или другими видами деятельности он хочет заниматься после школы.

    Часть 3

    Как объяснить ребенку последствия плохого поведения
    1. Объясните ваши ожидания и последствия. Ребенок должен точно знать, что от него ожидают, и что случится, если он нарушит правила. Примите дисциплинарные меры, если это необходимо. Старайтесь не пускать в ход лишних и безосновательных угроз, так как для ребенка это верный признак того, что вы не будете его наказывать. Однажды узнав, что можно избежать наказания, ребенок продолжит раздвигать границы. Научите его осознавать последствия своих действий логическим путем. Соотносите его поведение с последствиями, сказав что-то вроде:

      Дайте ребенку возможность учиться на своих ошибках. У всех действий есть естественные последствия, и такие институты, как школа, церковь и общество ожидают от ребенка различных манер поведения. Иногда ребенку нужно понять, что не только дома на его поведение налагаются правила. Это может быть сложно, но иногда важно дать ребенку проиграть, чтобы он получил жизненный урок.

      Сохраняйте спокойствие. Стресс и расстройства – это естественные аспекты жизни родителей, но для вашего ребенка вы первейший пример для подражания. Инстинктивно реагируя на его плохое поведение, вы показываете ему, что вполне нормально необдуманно выражать свои эмоции. Дети как губки впитывают негативную энергию, поэтому ваш стресс и раздражение передаются ребенку.

      Сделайте тайм-аут, если это необходимо. Тайм-аут – прекрасный способ дать детям и родителям время успокоиться после насыщенной эмоциями ситуации. Выберите тихое и спокойное место, но не обязательно вне вашего поля зрения. Попросите ребенка использовать это время для решения возникшей проблемы.

Поговорим на актуальную тему среди родителей – наказание детей. Умеете ли вы наказывать своих малышей правильно? Многих родителей эти моменты вводят в ступор. Психологи утверждают, что большая часть родителей преднамеренно отказывается от наказания, считая его бесполезным. Ребенок должен знать лишь заботу и любовь.

Отчасти они правы. Но умение правильно наказывать ребенка принесет в будущем свои плоды. Итак, какие нюансы нужно учитывать и как избежать ошибок в воспитании?

Психологи не рекомендуют наказывать ребенка до 2,5 лет. До этого возраста малышу сложно соотносить поступки с собственным Я. Проще говоря, причинно-следственные связи еще не для них. И только ближе к 3 годам чадо начинает соотносить что хорошо, а что плохо, где опасно, а где более или менее безопасно.

На детских площадках встречаются мамы, которые учат уму-разуму своего годовалого малыша. Поймет ли что-то кроха, вопрос спорный. Вместо порицания психологи рекомендуют переключать внимание мальчика или девочки на что-то другое.

Если ребенок подбегает близко к дороге – перейдите с ним на дальнюю площадку. Кусает или забирает лопатку у другого малыша – остановите его и отведите туда, где мало детей. Задача не легкая для родителей. Но наказывать годовалого ребенка, который не слушается, бессмысленно.

Примерно до 5 лет практические все хорошие и плохие действия детей скопированы. С родителей, старших братьев или сестер, малышей из детского садика или секции. Так что не пугайтесь, если ваше чадо стащило из магазина Чупа-чупс. Возможно, он видел, как кто-то делал то же самое.

Принципы правильного наказания

Без четких границ и понимания что можно, а что нельзя, не вырастет полноценная и адекватная личность. В глазах ребятишек вы авторитет. Поэтому прежде чем думать, как наказать ребенка, вспомните вот о чем:

  • Ребенок должен четко понимать в чем именно он провинился и за что его ругают.
  • Наказывайте сразу, не откладывайте на потом.
  • Согласовывайте принципы воспитания с супругом. Допустим, мама запрещает рисовать красками на бумаге, лежащей на полу. Папа, наоборот, разрешает. У ребенка в голове создается путаница.
  • Будьте примером. Чтобы маленький человек рос воспитанным, будьте именно таким родителем.
  • Выводите ребенка на диалог и спрашивайте, понял ли он почему его наказали. Обсудите ситуацию со всех сторон и объясните, чем плох его поступок.
  • Если наказание заслуженное, не извиняйтесь за него. Этим вы подорвете свой авторитет. Помните, наказывать необходимо за действительно плохое поведение.
  • Не наказывайте публично. Это травмирует самооценку.
  • Порицайте проступок, а не личность малыша. Это может ранить и в будущем у него могут появиться проблемы с самооценкой.

Старайтесь всегда выбирать конструктивное наказание. Благодаря ему ребенок научится брать ответственность за свои поступки, и усвоит правила поведения в обществе. Через него вы можете мягко и без агрессии воздействуете на сына или дочь. Какие методы наказания ребенка будут конструктивны?

Разговор или поучительная беседа

Разговаривайте с дочкой или сыном с раннего детства. Это один из кирпичиков в фундаменте доверия между вами и вашим ребенком. Через беседу вы проще донесете истину. Это важный момент в воспитании. Когда вы говорите спокойным, но уверенным голосом, дите намного лучше воспринимает слова. Ваше спокойствие передастся ребенку.

Ограничение

Если ребеночек раскричался, начал без причины кидать игрушки, беситься или баловаться за столом, попробуйте на время вывести его из помещения. Иными словами, вы ограничиваете его пространство и меняете локацию. Это немного «отрезвляет» малыша. Такой метод, с точки зрения психологов, очень эффективен.

Не потакать капризам

Бывает так, что ребенок капризничает для привлечения внимания. Нужно ли в таком случае наказывать ребенка? Нет. Правильным будет объяснить ему, что мама или папа заняты, и игнорировать его каприз. Не обращать внимание, даже если юный герой продолжает капризничать. Это научит его со временем воспринимать и уважать просьбы взрослых.

Логичное наказание

Это наказание вследствие того, что ребенок вас не послушался. Например, вы говорили ему не разбрасывать и забирать из песочницы все игрушки. Он не послушал вас и забыл на улице любимую лопатку. Конечно же, мамы должны приглядывать за всеми вещами. Но можно ли наказывать за это? Нет. Лучше использовать в качестве элемента воспитания. Спокойно объясните малышу, а лучше покажите на своем примере, что если он будет бережно относиться к своим вещам, то ничего не забудет в следующий раз.

Самостоятельное исправление

Ребенок намеренно разрисовал красками пол? Не беда. Вручите ему тряпку и ведро с водой. Пусть исправляет свое хулиганство. Безусловно, вам придется за ним перемывать. Но урок он усвоит.

Комендантский час

Такой вид наказания ребенка за плохое поведение сработает с детьми постарше. Если проступок серьезный, то можно на время ограничить общение с ровесниками.

Система кнута и пряника

Наказание будет иметь эффект, если использовать систему поощрений. Суть вот в чем: вы даете ребенку четкие правила, которым он в состоянии следовать. Не выполнил – наказан, выполнил – поощрен.

О наказании юнец должен знать заранее. Лучше, если оно последует сразу за проступком. Но не стоит продлевать наказание на несколько дней. Так вы научите ребенка ответственно относиться к своим обязанностям.

Наказывайте сына или дочь с положительными эмоциями. Любые отрицательные эмоции – крики, приказания, применение силы вызовут у ребенка противоречия и желание их ослушаться.

За что нельзя наказывать

За плохим поведением наших детей всегда стоят потребности в чем-то. Задайте себе вопрос – нахулиганил ли мой ребенок намеренно или просто из интереса и по незнанию? Задача родителей – помочь деткам удовлетворить потребность, не нанеся вреда ни себе, ни окружающим.

А вот за что, по мнению психологов и опытных родителей, ругать не стоит:

  • за стремление к познанию – прыганье по лужам, бег под дождем, игры с кастрюлями и чашками;
  • за возрастные особенности – неусидчивость, гиперактивность, невнимательность, неумение аккуратно кушать ложкой и ходить на горшок;
  • за естественные чувства и эмоции – интерес к чужим вещам, ревность к младшему брату или сестренке, желание все делать самостоятельно;
  • за неосторожность – испачкался, порвал, разлил.

Допустимо ли физическое наказание ребенка

Детские психологи единогласно отвечают – такая мера наказания недопустима. Проводились множество исследований, в ходе которых выяснялось, что мальчики, которых в детстве били ремнем и шлепали, вырастают агрессивными по отношению к окружающим и к своим партнерам. Девочки, к которым также применяли физическую силу, вырастают неуверенными, с множеством комплексов и без уважения к самой себе.

Физическое наказание ребенка за непослушание должно быть редким явлением в любой семье. В вопросах воспитания руководствуйтесь мудростью и тактичностью. В первую очередь пробуйте способы, описанные выше.

Но если без шлепков не обойтись, то применять их стоит не раньше 1,5 лет. До этого возраста детки очень нежные и любое встряхивание может привести к сотрясению.

Есть моменты, когда ребенок преднамеренно тянет пальцы в розетку. Конечно же, вы 100 раз объясняли ему, что так делать нельзя, это опасно! Но малыш хохочет, глядя вам в глаза, и продолжает тянуть пальцы в рот… Тут неплохо сработают шлепки по пальцам. Небольшая боль запомнится ребенку и, вероятно, он больше не повторит такого.

Многие родители шлепают детей за их любознательность. Кроху привлекают новые игрушки, будь то фарфоровый сервиз или папин телефон. Целесообразнее убрать эти вещи подальше, чем наказывать чадо за настойчивое желание познакомиться с этими предметами.

Никогда не забывайте хвалить малыша за его успехи. Урок, который он вынес для себя после наказания, также стоит оценить. Рассказывайте ребенку о своем детском опыте, приходилось ли вам справляться с подобным и как у вас все получилось.

Будьте для малыша примером личности, которая тоже чего-то не умела или делала неправильно. Ребенок поймет, что он не одинок и будет стремиться к лучшему.

Если в семье царит гармония и счастье, то проделки вашего чада не разозлят вас. Отнеситесь к ним философски и у вас все получится. Успехов в воспитании!

Полезное видео о том, как правильно наказывать ребенка

Мне нравится!

Одни мамы и папы применяют физическое воздействие, другие подолгу игнорируют своих отпрысков или ставят их в угол, третьи лишают обещанных привилегий, четвёртые вообще оставляют серьёзные проступки без последствий.

Где находятся пределы допустимого воздействия и за какие провинности необходимо наказывать детей? Многие психологи убеждены, что воспитывать ребёнка без наказаний невозможно, однако они должны учитывать его возраст и тяжесть проступка.

Специалисты советуют помнить важные правила воспитания детей, которые следует принимать во внимание при выборе наиболее эффективного и щадящего метода дисциплинарного воздействия.

Оправданно ли наказание детей?

Ребёнка, которого мамы и папы избивают за любую провинность, постоянно угрожают отдать Бабайке или страшному волку, на несколько часов оставляют в углу или тёмной комнате, часто и подолгу бойкотируют, можно, без сомнения, назвать несчастным.

Подобные методы воспитания в дальнейшем наверняка аукнутся понижением самооценки, чувством недоверия к окружающему миру, недолюбленностью.

Можно сказать, что подобные дисциплинарные методы, применяемые некоторыми родителями, нельзя отнести к воспитанию, по сути это обычная жестокость.

Однако и абсолютная вседозволенность – тоже не лучший вариант. Если у или ребёнка помладше возникнет убеждённость, что ему всё дозволено и ничего ему за это не будет, то не произойдёт разграничение поступков на плохие и хорошие.

Очень частый вопрос родителей звучит следующим образом: как вести себя, если . Этой теме посвящена отдельная статья детского психолога.

Выходит, что наказание всё же необходимо, однако это понимание не уберегает родителей от ошибок. Почему-то подросшие дети начинают припоминать, как на них кричали при всех, шлёпнули незаслуженно ремнём или поставили в угол «просто так».

Наказание должно быть эффективным — важно, чтобы поведение подростка изменилось в лучшую сторону и он понял, что поступать так совершенно непозволительно.

К сожалению, большинство детей не совершают что-то не потому, что понимают тщетность или недальновидность своего поступка, а оттого, что боятся поимки и соответствующего наказания.

У адекватного наказания, согласно мнению психологов, имеется несколько важных задач, среди них:

  • исправление опасного либо нежелательного детского поведения;
  • контроль над определёнными прежде границами дозволенного;
  • поддержка родительского авторитета;
  • возмещение причинённого ребёнком ущерба;
  • предотвращение нежелательных поступков в будущем.

Таким образом, большинство экспертов склоняется, что наказывать всё же необходимо. Осталось только понять, с какого возраста это делать, за что и как «карать», и каким образом продемонстрировать ребёнку, что родители его по-прежнему любят.

Как свидетельствует возрастная психология, малыши младше двух лет не могут улавливать связь между своим неправильным поведением и дисциплинарными мерами со стороны родителей.

К примеру, японские родители вообще не наказывают детей до трёхлетнего возраста. До этого периода крохам разрешается буквально всё. Но после исполнения 3 лет жизнь ребёнка строго регламентируется, в том числе вводятся и наказания за проступки.

Несмотря на возрастные особенности, уже в жизни младенцев должны появляться строгие и чёткие запреты, которые, однако, не следует подкреплять телесными наказаниями. Например, ребёнку нельзя бить маму или совать пальчики в розетку.

Детей одного — двух лет также не стоит наказывать. В этом возрасте родителям лучше применять простое отвлечение, переводя внимание ребёнка на другой предмет или явление. Также следует объяснять нежелательность того или иного поведения, интонационно выделяя слова «нет» и «нельзя».

Чтобы «возмездие» оказало положительный эффект, нужно, вне зависимости от возраста ребёнка, соблюдать некоторые правила:

  1. Соблюдайте последовательность . Наказание должно следовать за одни и те же поступки. Также не следует игнорировать детское непослушание, даже если вам некогда или вы не знаете, как вести себя в этом случае.
  2. Учитывайте тяжесть проступка . Небольшое баловство или впервые совершённый проступок должны заслуживать только предупреждения. За плохое поведение (злостное или умышленное) должна последовать серьёзная реакция.
  3. Ограничивайте длительность наказания . Всегда сообщайте продолжительность дисциплинарной меры, иначе ребёнок вскоре потеряет взаимосвязь между нарушением и ограничением, которое длится целый месяц.
  4. Действуйте спокойно . Прежде всего необходимо успокоиться, а уже затем подходить к выбору наказания. В ином случае возможно применение неадекватных мер.
  5. Согласуйте решение с супругом . Для исключения манипуляций нужно согласовывать все правила, ограничения и наказания с мужем или женой.
  6. Демонстрируйте позитивный пример . Чтобы ребёнок вёл себя правильно, нужно показывать образцы желаемого поведения. Вежливость, честность приветствуются.
  7. Учитывайте особенности ребёнка . Например, меланхолика нужно наказывать менее строго (или по-другому), чем сангвиника. Также следует учитывать и возраст нарушителя.
  8. Наказывайте ребёнка наедине . Это хвалить нужно прилюдно, а вот наказание должно касаться только вас и ребёнка. Подобная уединённость нужна, чтобы не травмировать детскую самооценку.
  9. Разработайте ритуал примирения . Полезно будет выработать особый обряд, который ознаменует окончание наказания. К примеру, можно читать стихотворение, сплетать мизинцы. Последний вариант, кстати, даже полезен для здоровья.

Ещё одна важная и актуальная информация, которая объясняет то, почему . Это нужно знать всем родителям!

Наказание – только небольшая и не самая значимая часть воспитания детей. Необходимо обязательно вознаграждать ребёнка за хорошие поступки, поощряя тем самым такие черты характера, как доброта, вежливость, трудолюбие.

Конструктивные методы наказания ребёнка

Итак, основные правила применения дисциплинарных мер воздействия известны. Теперь осталось разобраться, как правильно наказывать ребенка и какие лояльные методы наказания можно включить в свой родительский арсенал.

  1. Лишение привилегий . Этот метод особенно подходит для подростка. В качестве наказания можно использовать ограничение доступа к компьютеру или телевизору.
  2. Исправление совершённого . Если ребёнок намеренно разрисовал столешницу фломастером, вручите ему тряпку и моющее средство – пусть исправляет свой проступок.
  3. Тайм-аут . Маленького «хулигана» отсаживают в отдельное помещение на несколько минут (одна минутка на каждый год). В комнате не должно быть игрушек, ноутбука, мультиков.
  4. Извинение . Если ваше чадо кого-либо обидело, нужно заставить его извиниться и по возможности исправить ситуацию. Например, нарисовать рисунок вместо разорванной картинки.
  5. Игнорирование . Подойдёт больше для маленьких детей, однако слишком часто применять этот метод нельзя. Откажитесь от общения с вредничающим ребёнком, выйдите из комнаты.
  6. Получение негативного опыта . В некоторых ситуациях нужно разрешить ребёнку сделать то, чего он хочет. Естественно, нужно следить, чтобы ребёнок не навредил себе.
  7. Ограничение общения с ровесниками . В случае серьёзного проступка стоит на короткий срок ввести «комендантский час», ограничив общение ребёнка с приятелями.
  8. Наделение обязанностями . В ответ на проступок родители назначают ему «общественные работы». Это может быть внеочередное мытьё посуды, уборка в гостиной и т.д.

Не стоит забывать и об ещё одном эффективном методе – порицание и осуждение. С учётом возраста и тяжести проступка родители рассказывают о том, почему детское поведение неправильно и какие неприятные чувства оно вызвало.

Знание, как правильно наказывать ребёнка, действительно важно. Однако необходимо понимать, что в вопросах выбора дисциплинарных мер существуют и определённые табу.

Неправильное поведение взрослых может привести к протестам, трудностям в учёбе, замкнутости и нежелании детей общаться с собственными родителями. Обиды могут перейти и в будущее.

Каких же крайностей стоит избегать при назначении наказаний? Специалисты советуют отказаться от нескольких перегибов:

  1. Унижение . Выбранная дисциплинарная мера никоим образом не должна унижать достоинство ребёнка. То есть нельзя говорить, что он дурак, бестолочь и пр.
  2. Вред здоровью . Речь идёт не только о порке, но и о таких жестоких методах воспитания, как приседание, обливание холодной водой, принуждение к голоданию. Нельзя также ставить детей на коленки в угол.
  3. Одновременное наказание за несколько ошибок . Правильный принцип: одно «прегрешение» – одно наказание. Лучше всего наказать за самый тяжкий проступок.
  4. Публичное наказание . Как уже было отмечено, наказание на публике наносит психологическую травму подростку или вредит его репутации в детском коллективе.
  5. Необоснованный отказ от наказания . Будьте последовательны: если уж решили принять меры, выполняйте обещание. Иначе вы рискуете потерять авторитет.
  6. Отсроченное наказание . Нельзя заставлять ребёнка ждать, мучиться из-за ожидания неминуемой «кары», представлять, что его ждёт. Это своеобразное моральное издевательство над детьми.

Помимо этого, нельзя применять ограничения и наказания в качестве мести или превентивной меры. Важно подходить к этому процессу крайне взвешенно и продуманно. Ведь главная задача – улучшить поведение ребёнка, а не испортить с ним отношения.

Вероятно, ни один вопрос родительских методов воспитания не вызывает такого бурного обсуждения, как телесное воздействие на ребёнка. Многие специалисты выступают категорически против такой дисциплинарной меры, однако некоторые родители её всё равно применяют.

Обычно матери и отцы в качестве оправдания приводят следующий аргумент: «Меня же родители лупили, и ничего – вырос не хуже остальных».

Дополнительно приходят на ум многочисленные русские поговорки и пословицы, которые одобряют порку. Мол, бей дитя, пока оно поперёк лавки помещается…

Однако противники физических наказаний приводят другие доводы, выглядящие, пожалуй, более «железобетонными». Помимо того, что наказание ребенка ремнём – это больно и обидно, следует помнить и о вероятных результатах подобного метода воспитания.

Так, следствием использования телесного воздействия может быть:

  • нанесение травмы ребёнку (из-за чрезмерного применения силы);
  • психологические травмы (страхи, пониженная самооценка, социофобия и т.д.);
  • агрессивность;
  • стремление бунтовать по любому поводу;
  • стремление отомстить;
  • испорченные детско-родительские отношения.

Таким образом, отцовский ремень – не лучший способ воспитания детей. Жестокость обязательно даст о себе знать, пусть даже проблемы проявятся не сейчас, а в отдалённой перспективе.

Более подробно о том, и к каким плачевным последствиям может привести родительская жестокость, читайте в статье детского психолога.

Многие специалисты убеждены, что стоит разграничивать жестокость и лёгкое физическое воздействие на ребёнка с целью прекратить нежелательное поведение.

В качестве примера можно привести такую ситуацию, когда испуганная мать в сердцах шлёпает своего маленького ребёнка, выбежавшего на оживлённую дорогу и едва не попавшего под колёса транспортного средства. Считается, что такое телесное воздействие не унижает детей, а привлекает внимание.

В качестве вывода

Наказание – метод неоднозначный, поэтому мнений и суждений о возможности и желательности его применения существует множество. Следует подвести краткие итоги вышесказанного и озвучить самые важные и полезные мысли.

  1. Идеального ребёнка не существует. Малыш – это личность, у которой есть желания, не всегда совпадающие с требованиями родителей. Результатом этого противоречия и является наказание.
  2. Детей младше 2 — 3 лет не имеет смысла наказывать, поскольку они ещё не понимают взаимосвязь между своим поступком и родительским воздействием.
  3. Важно учитывать возможные причины непослушания, иногда знание мотивов приводит к отказу от применения наказания.
  4. Нельзя наказывать детей за стремление познать окружающий мир, за желание помочь или неосторожные поступки. А вот злонамеренные действия должны быть наказаны.
  5. Все вопросы, касающиеся мер дисциплинарного воздействия, нужно согласовать со всеми членами семьи.
  6. Лучше использовать конструктивные методы воздействия на ребёнка, которые должны помочь исправить детское поведение.
  7. Следует отказаться от физических наказаний (по возможности), угроз, оскорбительных действий. Осуждать нужно проступок, а не личность ребёнка.

Вопрос, как наказать ребенка за непослушание или серьёзный проступок, должен решать самостоятельно каждый родитель. Самое важное в такой ситуации – выбрать максимально конструктивный метод, который поможет изменить детское поведение.

Однако перегибать с дисциплинарными мерами не следует Лучше всего объяснять ребёнку без криков и наказаний, почему его поведение неправильно и как нужно вести себя в той или иной ситуации. Родительский совет, произнесённый с уважением, обязательно будет услышан детьми.



Поделиться: