Медитация полное и пустое. Почему не может быть дисциплины без медитации

Медитация является прекрасным профилактическим средством, предупреждающим эмоциональные и физические срывы. Что уж греха таить, каждый понимает, что современный мир наполнен стрессами под завязку. Иногда даже появляется желание всё бросить и убежать в таёжную глушь, чтобы избавиться от напряжённого ритма окружающей действительности. Но всю жизнь по тайге и пустыням бегать не будешь. Вот поэтому-то люди и заострили своё внимание на медитативной практике.

Ей, кстати, уже тысячи лет. Возникла она ещё до нашей эры, когда зародился буддизм. В 70-е годы 20-го века её взяли на вооружение хиппи. В России интерес появился в середине 90-х годов. Жизнь в то время была тяжёлая, а людей тянуло ко всему новому и интересному.

Рис. Медитация на пустоту и на предмет

В наши дни медитативная практика широко используется в психологии. Она считается чрезвычайно эффективной психотерапией, так как способствует расслаблению организма и очищает мысленные потоки от ненужного «мусора».

Самой распространённой техникой считается . Она более полная по сравнению с узконаправленными техниками. Поэтому ниже рассмотрим именно её.

Начнём с пользы, которые дают организму медитативные упражнения. Это нормализация сердечного ритма, снижение кровяного давления, расслабление мышц, замедление обмена веществ. Человек становится спокойным, уравновешенным, довольным, что указывает на активизацию гормона эндорфина.

Но чтобы в полной мере ощутить на себе пользу от медитации, нужно начать ей заниматься. Это, пожалуй, самый острый вопрос, который стоит перед людьми. Здесь разговор идёт вовсе не о нехватке времени, а об элементарной человеческой лени.

Но свою лень люди прикрывают разными отговорками. Кто-то утверждает, что лично ему медитация ни за что не поможет, хотя ни разу не медитировал. Другой авторитетно заявляет, что это вообще другая религия, другой менталитет, не имеющий ничего общего с христианством. Однако та же молитва тоже является разновидностью медитации, и ведь она приносит людям покой и веру во всё хорошее. Так почему бы не разнообразить воздействие на свою душу?

Как правильно медитировать?

Медитация требует полного уединения. Для этого нужно на 30 минут найти тихий и спокойный уголок. Свет необходимо приглушить. Ярким солнечным днём надо закрыть окно шторой. В идеале лучше всего использовать приглушённый цветной свет. Для этого просто накиньте на светильник какую-нибудь лёгкую цветную ткань. Не рекомендуются красные оттенки. Зато прекрасно подходят оранжевые, голубые, зелёные.

Можно использовать музыку. Она должна играть не громко и не тихо и не мешать погрузиться в себя. Кстати, ненавязчивый звуковой фон всегда помогает сосредоточиться. Вместо музыкальных ритмов можно поставить церковное песнопение или естественные звуки природы. К примеру, плеск морских волн, шелест листьев или шум ветра.

Полному расслаблению также помогут соответствующие запахи. Прекрасно подходит аромат ладана, пачули, апельсина или ванили. Можно также воспользоваться ароматическими свечами или специальными ароматными палочками. Тут главное, чтобы запах был комфортным для обоняния.

Ну и, естественно, нужно выбрать максимально удобную позу. Специалисты утверждают, что оптимальный вариант - поза лотоса. Именно в таком положении можно достигнуть максимальной концентрации. Но для того, чтобы устроиться в позе лотоса, необходима тренировка. С первого раза вряд ли получится. Поэтому можно просто расположиться на коврике или одеяле, согнуть ноги и опустить мягкое место на голени.

Медитируем на пустоту

Садимся в удобную позу, расслабляем руки, положив их ладонями вверх на колени. Закрываем глаза, концентрируемся на пустом пространстве. Ощущаем пустоту как что-то материальное. Её можно пощупать и понюхать.

Представляем, что пустота начинает затягивать нас в себя. От неё исходят тепло и доброта. Полностью отдаёмся на волю этой субстанции. При этом даже можно ощущать лёгкое давление на тело. В душе наступает полнейший покой, в голове нет никаких мыслей.

Затем наступает очередь выхода из состояния транса. Для этого медленно отпускаем пустоту. Она постепенно начинает терять свой объём и превращается в обыкновенную пустоту. Открываем глаза и спокойно сидим несколько минут, возвращаемся в реальность.

Медитируем на предмет

Выберите предмет для медитации. Лучше всего подходит свеча. Садимся в удобную позу, ставим свечу на расстоянии 50 см от глаз и зажигаем её.

Представляем, что в мире нет ничего кроме горящей свечи. Концентрируем всё внимание на лёгком колебании пламени. Мысленно отдаляем свечу от себя, затем приближаем, вращаем её по кругу. Пламя колеблется в соответствии с движениями свечи.

Приближаем свечу совсем близко. Ощущаем тепло, исходящее от огня. Оно становится то сильнее, то ослабевает. Представляем, что свеча исчезла, а осталось лишь пламя. Окунаемся в него полностью. Обнаруживаем, что оно вовсе не обжигает, а начинает питать тело теплом. Насыщает его энергией и бодростью.

Отодвигаем пламя от себя. Оно опять становится неотъемлемой частью свечи. Закрываем глаза и медленно выходим из транса, при этом дышим глубоко, спокойно и ровно. Открываем глаза и сидим несколько минут, возвращаясь в реальность.

Несколько полезных правил

Медитация должно доставлять удовольствие. Не стоит принуждать себя только потому, что это модно или советуют знакомые. Выбирать надо сердцем, но никак не разумом.

Во время медитации никогда не торопитесь и не суетитесь. Помните, что Вы занимаетесь серьёзным и полезным делом. Поэтому делайте всё медленно, спокойно, с наслаждением.

Цель всех буддистских учений заключается в том, чтобы постепенно подвести человека к осознанию пустоты. В нашем случае я подразумеваю пустоту изначального существования, и полное искоренение из нашего ума этого ложного образа восприятия вещей свидетельствует о том, что мы достигли просветления, поля Будды.

Что такое пустота изначального существования? Что это значит в практическом смысле? Так называемое изначальное существование (всем составляющим которого приписывают пустоту) есть качество, которое мы инстинктивно проецируем на каждого человека и все свои переживания. Мы полагаем, будто вещи существуют в полной мере, абсолютно независимо, сами по себе, и обладают собственной природой, будто вещи совершенно независимы от какой-то другой причины и условия, или же от нашего ума, воспринимающего их.

Рассмотрим, к примеру, стол. Мы видим, что перед нами стоит твердый, независимый стол. Нам настолько очевидно, что это не что иное как стол, что даже задаваться вопросом относительно него смешно. Но где стол? Где расположена природа стола? В одной из его ножек? Или в столешнице? Может быть, природа стола заключена в каком-то его шурупе? Или пусть даже в атоме? Когда стол превратился собственно в стол? Сколько частей из него следует устранить, чтобы он прекратил свое существование в качестве стола?

Если вы проведете тщательный анализ, то откроете, что просто не можете найти стол, который по вашему мнению стоит перед вами. Однако существует состоящий из зависящих друг от друга частей, меняющийся от мгновения к мгновению стол, не имеющий изначальной природы, но мы воспринимаем не это. Вот самый трудный вопрос. Мы переживаем не чистую реальность каждой вещи и каждого человека, а ее или его преувеличенный и одновременно усеченный образ, проецированный нашим умом. Мы ошибочно выкрашиваем все на свете в проекции своего ума, и наше поведение по своей сути глубоко инстинктивно и представляет собой корень всех наших проблем.

Глубокий беспорядок, царящий в уме, берет начало в неверном истолковании самих себя. Мы продукт сочетания тела (плоти, костей, кожи), и ума (потока мыслей, чувств и суждений). Эту комбинацию для удобства называют Мэри, Джек, женщиной, мужчиной. Это временная связь, которая распадается, когда тело умирает и ум устремляется к другим переживаниям.

Ясный и очевидный факт неминуемой кончины пугает и беспокоит нас. Какая-то наша часть, а именно эго, жаждая безопасности и бессмертия, изобретает цельную, независимую, вечную самость. Этот процесс протекает не в рассудке, сознании человека, а глубоко в бессознательном уме.

Эта выдуманная самость проявляется особенно сильно, когда мы переживаем стресс, волнуемся или боимся. Например, когда мы пытаемся спастись в катастрофе, в нас возникает мощное ощущение «я», которое может пострадать от боли или погибнуть, и которое нам нужно защитить. Но никакое «я» не существует, это галлюцинация.

Наша приверженность к этому ложному «я», известная как невежество, держащееся за само себя, бросает тень на все наши дела в мире. Нас влечет к людям, местам и ситуациям, которые потворствуют нашему представлению о себе и поддерживают его, и мы реагируем страхом или враждебностью на все, что угрожает нашему образу. Мы рассматриваем всех людей и все вещи в строго определенном ключе. Отсюда берет начало этот корень, самосознание, выливаясь в зависть, гнев, высокомерие, депрессию и бесчисленное множество других бурных и несчастливых состояний ума.

Конечное решение заключается в том, чтобы устранить это коренное невежество с помощью мудрости, которая осознает пустоту во всем, что мы переживаем, пустоту ложных качеств, которые мы защищаем. Это и есть высшее преображение ума.

Слово «пустота» звучит довольно абстрактно, но на самом деле оно практично и уместно в нашей жизни. Первый шаг к пониманию предписывает попытку осмысления того, что представляет собой объект, который, как мы думаем, существует. Например, нам следует определить местонахождение «я», в которое мы крепко верим, а затем, воспользовавшись ясными аргументами в аналитической медитации, осознать, что перед нами просто выдумка, что этого никогда не было и в принципе не могло быть.

Но только не сбивайте себя с толка! Ваше существование бесспорно! Действительно есть условная зависимая самость, которая переживает счастье и страдание, которая работает, учится, ест, спит, медитирует и достигает просветления. Прежде всего, самая трудная задача в том, чтобы провести различие между «я» подлинным и выдуманным. Обычно мы не можем разделить эти понятия. Концентрируясь во время медитации, мы можем увидеть различие, осознать иллюзорность «я» и искоренить свое давнее верование в него. Следующая медитация есть первый практический шаг в этом направлении.

15. МАДХЬЯМИКА ПРАСАНГИКА: МЕДИТАЦИИ НА ПУСТОТУ

Сегодня я дам вам учение о том, как медитировать на пустоту. Поскольку у вас уже есть основы теоретического понимания пустоты, теперь вам нужны более точные и четкие инструкции по медитации. Познав пустоту напрямую, вы пресечете все свои омрачения. Именно поэтому постижение пустоты – самое мощное из всех лекарств, которое называется «одним лекарством от сотен болезней».

Одно из уникальных качеств буддизма заключается в том, что он основан на единой, фундаментальной теории, которую никто не имеет права менять. Теорию буддизма можно изменить только в одном случае: если вы найдете в ней какую?то ошибку, какое?то логическое несоответствие. Однако эта теория существует уже два с половиной тысячелетия, и за это время ее никому не удалось опровергнуть. Дело в том, что учение Мадхьямики Прасангики не было придумано людьми. В нем говорится о законах самой природы, законах бытия, которым подчиняются все феномены. Изучая воззрения Мадхьямики Прасангики, мы пытаемся постичь эти законы – законы абсолютного существования вещей. Поэтому Будда сказал: «Пустота феноменов не зависит от появления в мире Будды, поскольку она не была придумана Буддой. Пустота существовала изначально».

Типичные ошибки при медитации на пустоту

Прежде чем объяснить вам, как медитировать на пустоту с точки зрения Мадхьямики Прасангики, я перечислю наиболее распространенные ошибки, которые могут иметь место во время медитации. Эти ошибки люди совершали в древние времена, совершают их и сейчас.

Первая ошибка заключается в следующем. Когда во время медитации вы начинаете искать свое «я», вы размышляете: «Голова – не «я», рука – не «я», живот – не «я», нога – не «я», сердце – также не «я». Кроме того, нет никакого «я» вне меня». Из этого вы заключаете, что «я» найти невозможно, оно необнаружимо. «Я» подобно пространству, в котором нет ни центра, ни краев, и которое нельзя «схватить» или «удержать». Поскольку «я» невозможно удержать, следовательно, оно пусто. Затем, отказавшись от любых концепций, связанных с «удерживанием» или «цеплянием», вы приходите к выводу о том, что все феномены так же непостижимы, как и «я».

Сделав такое заключение, вы входите в бесконцептуальное состояние. В это состояние войти очень легко. Вы ищете «я» и не можете его найти. Вы думаете: «Я» не существует, потому что я не могу его «схватить». Подобно этому, вы ищете пространство и не можете его найти. С тем же успехом вы ищете стол… «Какая часть стола - «стол»?» – спрашиваете вы, и не находите ответа на этот вопрос. Не обнаружив стола, вы делаете вывод, что его не существует. В результате вы погружаетесь в медитацию, подобную пространству. В этом состоянии, как в пространстве, нет ни центра, ни краев, нет ничего, за что можно было бы зацепиться, что можно было бы удержать. Эта медитация – следствие неправильной интерпретации учения. Если вы будете долго ее практиковать, то концепций у вас поубавится. И, на первый взгляд, омрачений у вас также станет меньше… Но в действительности этот метод, как болеутоляющее средство, просто притупляет вашу боль. Он никогда не освободит вас от сансары, поскольку в его основе лежит глубокая убежденность в том, что «я» вообще не существует. А это нигилистическая позиция, так как она не включает в себя понимание взаимозависимого происхождения. Это ошибка. Подобная «неконцептуальная медитация» распространена среди последователей небуддийских школ, например, индуистов.

Еще одна ошибка. Согласно некоторым интерпретациям, во время медитации на пустоту ума следует определить его цвет и форму. Исследовав свой ум, вы не находите у него ни цвета, ни формы. Кроме того, ума, существовавшего в прошлом, сейчас уже нет, поэтому вы не можете обнаружить свой прошедший ум. Ум, который существует в настоящем, ежесекундно меняется. Будущего ума еще нет. Выяснив все это, вы говорите: «Ум – это пустота. Ума не существует».

В данном случае, несмотря на то, что вы употребляете термин «пустота», на самом деле ваши взгляды также основаны на нигилизме. Кхедруб Ринпоче резко критиковал подобные интерпретации. Согласно

Кхедрубу Ринпоче, поиск цвета и формы ума не имеет ничего общего с поиском его абсолютной природы. Если вы осознали, что у ума отсутствуют цвет и форма, это не значит, что вы постигли абсолютную природу ума. Если бы это было так, «добраться «до абсолютной природы ума было бы очень легко, и для этого не было бы необходимости серьезно изучать тексты Нагарджуны. Спросите у любого человека, не знакомого с буддийской философией: «Есть ли у вашего ума форма или цвет?», и он вам скажет: «Конечно, нет!»

В действительности, по словам Кхедруба Ринпоче, исследование прошлого, настоящего и будущего ума является анализом непостоянства, и к выявлению абсолютной природы ума не имеет никакого отношения. Кхедрубже писал о том, что индийские махасиддхи – великие мастера Махамудры – не искали свой прошлый, настоящий и будущий ум, потому что одного только этого недостаточно для постижения абсолютной природы ума. Некоторые тибетцы, выполняя медитации Махамудры и Дзогчена, пытаются найти свой прошлый, настоящий и будущий ум, и, не обнаружив его, заключают, что это и есть абсолютная природа ума. Но настоящая практика Махамудры гораздо глубже такого подхода. По словам Кхедруба Ринпоче, в этом случае вы просто медитируете на непостоянство своего ума. Вашего прошедшего ума сейчас нет, он уже закончил свое существование. Сколько бы вы ни искали свой ум, относящийся к настоящему моменту, вы его не найдете, потому что он все время меняется. Поэтому в буддийской философской школе Мадхьямика Прасангика утверждается, что нет неделимых частиц времени. Вы не можете на что?то указать пальцем и сказать, что это и есть настоящий момент. Все взаимозависимо. В Прасангике считается, что «производное» и «непостоянное» – это тождественные понятия. Если в момент своего возникновения некий производный, или составной, феномен не начинал бы разрушаться, это означало бы, что он постоянен. Однако любой производный феномен разрушается с первого же мгновения своего возникновения. Понимание этого имеет отношение к пониманию непостоянства и никак не связано с постижением абсолютной природы ума.

Если вы будете пребывать в неконцептуальном состоянии, осознавая, что нет ни прошедшего, ни настоящего, ни будущего ума, и так созерцать свой ум без всяких концепций, это не будет постижением абсолютной природы ума, потому что она гораздо глубже… Если бы это было так просто, я бы уже много лет назад постиг природу ума и стал буддой. Но непостоянство ума может понять каждый.

Еще одна ошибка при медитации на пустоту. Некоторые люди начинают медитацию в соответствии с учением Чандракирти, то есть сначала ищут объект отрицания, а затем отрицают его. Когда они осознают: «Это пустота» и удерживают на этом свое внимание, то в первый момент их медитация верна. Но уже в следующее мгновение у них появляется ощущение, что пустота- это нечто, имеющее истинное существование. Они начинают цепляться за истинность пустоты. «Все феномены пусты от самобытия, но эта пустота существует», – полагают они. Это называется «цеплянием за истинность пустоты», или «лекарством, превращенным в яд». Потому что в этом случае та якобы истинно существующая пустота, за которую вы цепляетесь, не лечит вас от болезни вашего ума.

Четыре сущностных положения медитации на пустоту личности в системе Мадхьямика Прасангика

А теперь выясним, что такое настоящая медитация на пустоту.

Эта медитация включает в себя четыре сущностных положения, использование которых на практике принесет вам подлинные результаты. Чандракирти и лама Цонкапа говорили о том, что начинать надо с медитации на пустоту личности, потому что ее постичь гораздо проще, чем пустоту ума. Затем, когда вы поймете пустоту одного феномена–личности, вам легко будет понять и пустоту всех остальных феноменов, потому что в самой пустоте нет никаких различий, отличаются только объекты пустоты. После постижения пустоты «я» вам будет уже легко познать абсолютную природу своего ума. Это та же самая пустота, отличается только ее объект. Постижение пустоты с помощью наитончайшего ума называется Махамудрой или Дзогченом. В этом же заключается тантрическая практика ясного света стадии дзогрим.

Медитация на пустоту включает в себя следующие положения:

1. Выявление объекта отрицания.

2. Определение логического следствия.

3. Установление несуществования объекта отрицания в пяти совокупностях.

4. Установление несуществования объекта отрицания вне пяти совокупностей.

Вывод: развитие глубокой убежденности в пустотности «я» от самобытия. Эта убежденность и есть постижение пустоты.

Возьмем двух людей – один человек никогда не видел синюю чашку, а другой ее видел и знает, что это такое. Когда я скажу им обоим: «Медитируйте на пустотность этого стола от этой чашки», то оба они сосредоточатся на пустотности, но правильно поймет это задание только тот человек, который знает, что такое объект отрицания – синяя чашка. Для него пустотность стола от синей чашки будет означать отсутствие на столе конкретной синей чашки. А для второго человека, не имеющего представления об объекте отрицания, это будет просто абстрактное ничто…

Затем, когда после медитации они откроют глаза, я магическим методом создам из некоей субстанции на этом столе синюю чашку, и первый человек скажет: «На этом столе нет никакой чашки. Я провел анализ и пришел именно к такому выводу. Есть некая субстанция, которая, благодаря каким?то магическим приемам, порождает во мне восприятие синей чашки. Но на самом деле это не синяя чашка. То, что я воспринимаю, иллюзорно, потому что никакой синей чашки на этом столе нет». В этом случае, даже если ему является эта синяя чашка, он не привязывается к ней. Это очень важный пример – не забывайте его.

Прежде чем приступить к медитации на пустоту, сядьте в позу медитации и прочтите молитву. Затем попросите благословения у всех будд и бодхисаттв со следующими словами: «Из?за того, что я не мог познать пустоту, в течение множества жизней я накапливал негативную карму и в силу своего неведения оставался в сансаре. И если сейчас я не начну медитировать на пустоту, то так и буду вращаться в сансаре, потому что моя болезнь останется со мной. Чтобы вылечиться от этой сансарической болезни, я должен познать пустоту. Будды и бодхисаттвы, прошу вас, даруйте мне свое благословение – в особенности благословите меня на то, чтобы я ясно осознал, в чем заключается объект отрицания».

После этого из сердец будд и бодхисаттв, в частности из сердец Нагарджуны, Чандракирти, Манджушри и ламы Цонкапы (Манджушри в человеческой форме), из сердец всех мастеров, которых вы визуализируете перед собою в Поле благих заслуг, исходят свет и нектар и очищают вас от загрязнений, препятствующих вашему постижению пустоты. Затем они благословляют вас на то, чтобы вы могли успешно определить объект отрицания.

Выявление объекта отрицания

Итак, первое положение медитации на пустоту – это выявление объекта, подлежащего отрицанию.

Когда вы медитируете на пустоту, не надо сразу искать свое «я», пытаясь ответить на вопрос: «Что такое «я»?», а затем, не найдя его, немедленно заключать, что оно пусто от самобытия. Делать это в самом начале – очень большая ошибка. Это подобно хирургической операции, во время которой вы не знаете, что вырезать из тела. Сначала вы должны составить себе отчетливое представление о том, из чего состоит опухоль, которую нужно вырезать. Вы должны определить ее границы очень точно – вплоть до тонких нервных клеток. Когда вы ясно увидите, что именно подлежит удалению, это и будет пониманием объекта отрицания. В противном случае во время операции вы либо вместе с опухолью удалите весь орган, либо вырежете только видимую ее часть, не затронув окружающие болезнетворные клетки…

Помните, что во время медитации вы также делаете операцию – полностью, бесповоротно вырезаете сансарическую болезнь из своего ума. Все перечисленные мной ошибки возникают только из?за незнания объекта, который нужно устранить посредством отрицания. Люди, совершающие эти ошибки, в результате своей медитации становятся очень черствыми. Для них нет ни сансары, ни нирваны, ни живых существ, ни сострадания. Эти люди становятся подобны камням.

Пока вам еще рано целенаправленно медитировать на пустоту, но вам можно и нужно размышлять об объекте отрицания, пытаться понять, что это такое – не просто теоретически, а на своем собственном опыте. Когда это понимание, ясное и отчетливое, дойдет до вашего сердца, это будет очень важным событием в вашей жизни. После этого постичь пустоту будет не так трудно. Самое трудное в медитации на пустоту – это первое положение.

Как медитировать на объект отрицания? Для начала попытайтесь понять, каким вы воспринимаете свое «я». Каким «я» предстает вашему уму? Различают два вида цепляния за истинность «я» – врожденное цепляние и приобретенное, или искусственное, цепляние.

Искусственное цепляние за независимое существование «я» основано на приобретенных вами в процессе этой жизни догмах и стереотипах мышления. Но цепляние за истинное существование личности, или ее самобытие, – врожденное чувство. Вы с ним родились. Эта концепция есть у всех без исключения живых существ с момента их рождения. Независимо от того, попадают они под влияние догм или нет, все они в равной степени цепляются за истинность своего «я». Даже у крошечных насекомых, если вы к ним прикоснетесь, тут же появится эта концепция, и они попытаются поскорее убежать от вас, почуяв грозящую им опасность. Вы ведете себя точно так же: каждый раз, когда в вашем уме возникают какие?либо негативные эмоции, вы цепляетесь за свою «самость».

Итак, когда вы видите объект, его восприятие смешивается с цеплянием за истинность этого объекта. На самом деле вам является не что иное, как смесь самого объекта и концепции его самобытия, подобная смеси воды с молоком.

Почему мы все воспринимаем именно так? Потому что неведение, которым мы страдали в течение множества жизней, оставило в нашем сознании очень глубокий отпечаток. Из?за наличия этого внутреннего фактора мы приписываем всем окружающим нас феноменам истинное существование. Например, своим ментальным сознанием мы воспринимаем чашку как нечто, наделенное самобытием. При этом вне нас никакой самосущей чашки нет – есть лишь чашка, имеющая взаимозависимое происхождение. Тем не менее, она кажется нам имеющей самобытие, потому что в нас наличествует отпечаток неведения, который является внутренней причиной этого самообмана.

Еще раз подчеркну, что с точки зрения Мадхьямики Прасангики все виды вашего восприятия ложны. Вплоть до вступления на путь медитации все, что вы воспринимаете, будет казаться вам наделенным самобытием. А на путь медитации вы вступите только после того, как постигнете пустоту напрямую.

Но с другой стороны, воспринимаемые вами явления – не полная галлюцинация. Они подобны иллюзии, но не являются полной иллюзией… Иллюзия – это нечто, не имеющее под собой основы. Когда же вы смотрите на окружающий мир, там, снаружи, действительно что?то есть – какая?то чашка, какой?то стол, какая?то Москва… Однако вы воспринимаете Москву и чашку не так, как следовало бы – не как то, что имеет взаимозависимое происхождение, а как нечто самосущее. Это и есть самообман. В вас возникает цепляние за эту ложную видимость. Вы действительно верите в то, что все феномены обладают самобытием. Такое цепляние и называется неведением. Видимость – это не неведение, а лишь причина его возникновения.

Однако те, кто действительно постиг пустоту, знают, что между видимостью явлений и их истинной формой существования есть несоответствие. И поскольку явления вовсе не таковы, какими они нам кажутся, эти люди воспринимают все феномены как нечто иллюзорное.

Теперь, чтобы определить, что такое цепляние за истинность, вам необходимо понять, что такое видимость истинного существования, или самобытия. Для этого вы должны провести эксперимент. Эксперименты проводят не только ученые, но и буддисты, потому что они дают вам возможность в чем?то убедиться на собственном опыте, а не просто слепо верить в учение. Если вы убедите себя в том, что никакого самобытия нет, потому что Будда так сказал, это будет неверно. Вам нужно самим это осознать. Буддизм – это не что иное, как раскрытие вашего собственного ума с помощью мудрости. Это настоящая наука, и, честно говоря, наука очень высокого уровня.

Эксперимент заключается в том, что вы должны специально пойти в какое?нибудь людное место, встать перед всеми этими людьми и начать говорить им всякие глупости. Люди начнут над вами смеяться. Вы услышите в свой адрес: «Какой он дурак!» или «Какая она дура!» Именно эта реакция, как правило, вам больше всего неприятна. Но кому она неприятна? Вашему «я». Чем больше над вами будут потешаться, тем больше в вас будет разгораться раздражение. Но в этот момент вы должны сразу же посмотреть вглубь себя и задаться вопросом: «Кто сделал мой ум несчастным? Каким мой ум в данный момент воспринимает мое «я»?»

Именно тогда, когда вас называют дураком, когда вас в чем?то обвиняют, когда над вами смеются, в вашем уме возникает наиболее отчетливый образ самосущего «я». В эти минуты в вас с особенной силой проявляется цепляние за свое истинное существование… Это ощущение, что «я» находится прямо в вашем теле, что его можно обнаружить, что оно «здесь». И это очень конкретное, очень независимое «я»… Не просто наименование, которое мы накладываем на тело и ум, а некое «я», которое существует со стороны объекта, вне зависимости от любых названий. Вам, несомненно, явится это «я», и вы, конечно же, начнете за него цепляться. Итак, исследуйте этот момент. Это произойдет на таком грубом уровне, что для вас будет совершенно очевидным.

Затем, по мере дальнейших исследований, все больше углубляясь в самоанализ, вы начнете видеть, что истинно существующими кажутся вам все без исключения феномены. Иногда вы цепляетесь за эту видимость, а иногда просто ее воспринимаете. Однако всем до единого феноменам вы приписываете самобытие. Это чувство не зависит от временных причин, от каких?либо рассуждений или доказательств… Им обладает с момента своего рождения каждый человек, будь то тибетец, американец или русский. Кто угодно расстроится, если перед большим скоплением народа ему скажут: «Ты дурак!» У каждого человека свой характер, но это чувство присуще всем.

Итак, в ходе своего эксперимента вы убеждаетесь в том, что подобное чувство у вас действительно возникает. Позже, во время медитации, вы воссоздаете эту ситуацию в своей памяти. Вы представляете себе, что находитесь перед большой аудиторией, и кто?то ни с того ни с сего обвиняет вас в воровстве. Вы задумываетесь:

«Какие ощущения я буду испытывать?» Вашей первой реакцией будет возмущение: «Как он посмел меня обвинять, ведь я ничего не украл! Меня даже не было в этом доме!» У вас возникнет отчетливая видимость своего «я». Во время медитации вы должны попытаться выявить этот образ, всплывающий в подобных ситуациях. Каким «я» кажется вашему уму? Вы никогда не обращаете внимания на свой ум, никогда не задумываетесь о том, как он воспринимает ваше собственное «я»…

Конкретное, «плотное» «я» предстает перед вами не сразу. Сначала вы удостоверяете некую основу для обозначения «я». Поскольку появляется основа, то появляется и соответствующая концепция… В большинстве случаев основой для обозначения «я» служит ваше тело. Во время медитации добейтесь того, чтобы образ этого «я» всплыл в вашем уме, а затем проверьте, каким образом вы начинаете за него цепляться. Но это займет у вас немало времени.

Эта практика будет для вас очень хорошей тренировкой, подготовкой к медитации на пустоту. С ее помощью вы действительно станете хорошим врачом и сможете успешно провести операцию. Но даже от физической болезни вылечиться не так?то просто, не говоря уже о познании пустоты… Не думайте, что это легко. Однако то, что эта великая мудрость существует – правда. И в Индии, и в Тибете многие великие мастера достигли сверхъестественных духовных реализаций, которые превосходят все научные открытия. Все это существует, но достичь этого очень трудно.

Из книги Оранжевая книга - (Техники) автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Вигьяна Бхайрава Тантра. Книга Тайн. Том 5. автора Раджниш Бхагван Шри

109. Почувствуй свое тело как пустоту Первая техника: Представь, что твоя пассивная форма есть пустое помещение со стенами из кожи - пустое.Представь, что твоя пассивная форма есть пустое помещение со стенами из кожи... но внутри все пусто. Это одна из самых красивых техник.

Из книги Гарвардские лекции автора Гьяцо Тензин

МУДРОСТЬ В ШКОЛЕ МАДХЬЯМИКА Коренное воззрение Мадхьямики изложено в первоисточниках, относящихся к среднему повороту Колеса Дхармы. Утверждение этой школы, что все феномены лишены истинного существования, поборники истинно существующих вещей считают крайностью Лай Си

8. МАДХЬАМИКА СВАТАНТРИКА: МЕДИТАЦИИ НА ПУСТОТУ Абсолютным лекарством от нашего умственного недуга является прямое постижение пустоты. Для того, чтобы постичь пустоту напрямую, вначале мы должны понять ее концептуально. Без концептуального понимания пустоты постичь ее

Из книги Тренинг по системе Экхарта Толле. Пробуди силу настоящего! Выход из страданий в мир гармонии и счастья автора Бакнер Марк

9. МАДХЬЯМИКА ПРАСАНГИКА: ЗНАКОМСТВО С ВОЗЗРЕНИЕМ Вы жаждали встречи с этим драгоценным учением в течение многих жизней, но не могли его услышать. А сегодня я преподношу его вам в качестве небольшого подарка.Я сам получил это учение с большими трудностями, ради этого мне

Из книги автора

10. МАДХЬАМИКА ПРАСАНГИКА: КРИТЕРИИ ДОСТОВЕРНОСТИ Чтобы понять философию Прасангики, необходимо рассмотреть ее со всех точек зрения. Поверхностное изучение ничего вам не даст. Вы должны получать все более подробные наставления на эту тему. Также вам следует слушать

Из книги автора

11. МАДХЬЯМИКА ПРАСАНГИКА: ВЗАИМОЗАВИСИМОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ Для того чтобы понять, в чем заключается номинальное существование, вы должны знать, что такое взаимозависимое происхождение. Иначе, рассуждая о Мадхьямике Прасангике, вы будете противоречить многим принципам

Из книги автора

12. МАДХЬЯМИКА ПРАСАНГИКА: ДВЕ ИСТИНЫ Существует огромная разница между чтением книг и получением учения непосредственно от духовного наставника. Если вы извлекаете какие?то знания только из прочитанной вами литературы, то можете неправильно истолковать учение. Также не

Из книги автора

13. МАДХЬЯМИКА ПРАСАНГИКА: СУЩЕСТВОВАНИЕ ВНЕШНИХ ОБЪЕКТОВ Люди, которые не считают себя буддистами, могут рассматривать это учение о пустоте как науку об уме. Для того, чтобы получать буддийские учения, вам вовсе не обязательно быть буддистом. Самое главное – у вас должно

Из книги автора

14. МАДХЬЯМИКА ПРАСАНГИКА: ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ДВУХ КРАЙНОСТЕЙ Если вы находите что?то полезным для себя, не надо впадать в крайности. Лекарство – вещь нужная, но если вы принимаете слишком много лекарств, то тем самым нарушаете равновесие в своем организме и можете еще больше

Из книги автора

16. МАДХЬАМИКА ПРАСАНГИКА: ВЫЯВЛЕНИЕ ОБЪЕКТА ОТРИЦАНИИ Как я уже говорил, одно лишь пресечение всех возникающих в уме мыслей и концепций еще не является медитацией на пустоту. Погружение в «ничто», в котором вашему сознанию не является ни единый феномен, ни единая

Из книги автора

17. МАДХЬЯМИКА ПРАСАНГИКА: МЕДИТАЦИИ НА ПУСТОТУ

Из книги автора

Из книги автора

Каналы связи с Непроявленным: всматривание в пустоту Как среди шума есть промежутки тишины – так и в вещах, предметах, во всех объектах материального мира есть промежутки пустоты. Такая наука как физика подтверждает: в нашем мире гораздо больше пустоты, чем материи! Наше

Медитация на Пустоту

Целью данной медитации является освобождение своего Ума от состояний как глубокой печали, омрачения, так и от беспричинной, временной радости, веселья. Крайние степени возбуждения психики человеческого организма выводят мозг человека и его Ум на режим генерирования нескончаемого потока постоянных мыслей, коротких, резких, и подчас крайне пустых. Эти взбудораженные мыслишки загоняют психику человека то в крайне верхний мажорный диапазон эмоционального возбуждения, то в крайний нижний минорный диапазон.

Состояние же спокойствия психики, и, соответственно, эмоционального состояния, человека, позволяют его мозгу и Уму, находиться в режиме ограничения мелькающих мыслей и даже более того, к полному их исчезновению. Такое состояние мозга позволяет сконцентрироваться Уму на кокой-то одной мысли, на одном объекте медитации. Целью же любой практики медитации является соединение Низшего Ума, от успокоенного мозга с Высшим Умом Души, Духа. При таком слиянии Высший Ум берет под свой контроль Низший Ум и происходит Просветление. То есть Низший Ум получает впечатления от Высшего Ума и становиться всезнающим, вся библиотека данных вторичного торсионного поля Земли ему доступна.

Проследив цепь взаимных связей становиться понятно, что одним из самых важных моментов в подготовке к любой медитации, является успокоение ума, мозга медитирующего. Безусловная Вера, в то что вы сможете осуществить задуманное придаст вам духовных и физических сил, а также уверенности. Поставьте себе задачу: успокоить свой ум от мелькающих мыслей.

При осознании того, что нет ничего истинно существующего, того чего бы вы не могли достичь, вы уже начнете пребывать в состоянии психической успокоенности, но это только подготовка.

Очень важно осознать самому: что может вас очень сильно удручить, вплоть до безудержной печали, при которой « аж сердце схватит, заболит» , или наоборот – очень сильно возбудить, приведя в состояние крайней, неудержимой радости, той, от которой «аж сердце готово выскочить из груди » .

Данная медитация является одной из самых главных в части подготовки Сознания к спокойствию и внутренней тишине. Но в то же время, это одна из сложнейших логических медитаций. Постарайтесь вдумчиво ее осознать и визуализировать конечный результат медитации – Пустоту Сознания, погружение Сознания в безбрежность Пустоты Пространства, где нет НИЧЕГО. Прочитав всю книгу, вернитесь к данной медитации и на новом, осознанном уровне, постарайтесь проникнуть в глубину представленных понятий.

Медитативная Практика:

Пустота Сознания и Мышления.

1. Выявление мыслей, которые могут вогнать вашу психику в крайние эмоциональные состояния безумной радости или печали. Это и есть объекты отрицания вашим Сознанием.

Попытайтесь разобраться в своих мыслях и в своих чувствах, эмоциях. Выявите крайние из них, это и будут те объекты отрицания, устранив которые, вы сможете познать Пустоту, успокоив свой Ум, приведя свои эмоции в стабильное состояние Покоя.

Примерный ход вашей мысли, при рассмотрении « ценностей» жизни:
-нет ни абсолютного богатства, ни абсолютной бедности;
-нет ни огромной беды, ни огромной радости;

Что такое огромное счастье, огромная радость?
- это деньги, большие деньги;
- это безумная любовь;
- это безумный секс;
- это огромная дружба;
- это положение в обществе, связи;
- шикарные автомашины, виллы, дома;
- отменное здоровье;

Что такое огромная беда, неимоверное страдание, депрессия?
- это бедность, нет ни денег, ни машин, ни домов;
- отсутствие любви, секса, дружбы;
- болезни, одиночество;

2. Осознание того, что крайние степени радости или печали существуют вне вашего Сознания, вашего Ума. Они существуют там, где-то за оболочкой вашего тела в суете внешнего мира. Глубокое размышление над поставленными вопросами, может вам показать, что это все виртуальное, мнимое счастье или несчастье. Нет счастья для человека, вне его самого. Все вышеперечисленное, с огромным списком возможного индивидуального расширения, и есть объекты отрицания. Они созданы вашим собственным Умом. Это субъективные характеристики тех факторов, которые, на ваш взгляд, вам или крайне необходимы, или, очень даже, не желательны. Эти внешние объекты не имеют истинного существования без вас. Они являются отражением вашего сознания и обозначения данного им. Вне вас этих явлений не существует.

Пример:
Вся человеческая жизнь подобна сновидению.Представьте себе: вы спите и видите сон, в котором с вами что-то происходит плохое, вас догоняют, а может даже и убивают. Вам страшно и больно, вы очень переживаете и страдаете во сне, ваше сердце разрывается от страха и боли. Но вот вы проснулись в ужасе, и поняли, что это не наяву, а там, в кошмарном сне! И вы уже безмерно счастливы, от того, что минуту назад ваш ум был безмерно опечален во сне.

3. Взгляните на мнимые радости и печали с позиций вашего Высшего Я, изнутри вашего Сознания. Взглянув на это с позиций понятия о Пустоте, вы поймете, что, как и страдание, так и радость не имеют под собой никакой основы, и если их устранить, то останется одна безмерная Пустота и тишина. И вот из этой тишины Безмолвия, сконцентрировавшись на ней, вы и сможете услышать тихие звуки, Голос Безмолвия. И эти звуки будут звуками вашей собственной Души. Вероятно, сначала это будут очень, очень слабые звуки, но опыт, тренинг, позволит вам стабилизировать и усилить эти звуки до полногласного голоса вашей Души. И вот тогда вы постигните настоящее счастье! Но оно вас не ввергнет в истерию безумии, так как вы уже мудры и полны спокойствия, вы уже Просветленный.

Пример:
Так и вся наша жизнь, от рождения до смерти, затем от следующего рождения и до следующей смерти, есть продолжение сна колеса Сансары, колеса рождения и смертей, с одной целью для нас - максимально использовать каждую жизнь для получения опыта и его совершенствования. И как для временного счастья, так и для депрессии, омрачения, нет и не было никогда никакой основы. Вы освобождаетесь от этих понятий, выводящих вашу психику на крайние точки эмоционального и психического диапазона. Ваш Ум пуст от этих мыслей и спокоен! Вашим примером могут служить Великие Учителя Мудрости, Бодхисатвы, которые не стремятся чего – либо достичь материального, но им и нечего терять! Достижение возможно лишь в расширении своего Сознания, в стремлении приблизить его к идеалу - Первосоздателю. Вашему Уму не нужно стремиться куда-то во вне его, в поисках эфемерного счастья. Радость слияния со своим Высшим Я, возможно только внутри вас самих!

4. Осознайте, ваше Высшее Я, существует вне зависимости от суждений и мнений других людей и даже вашего суждения о самом себе. Все внешние явления, есть отражения вашего сознания, которое дает этим явлениям им обозначения: радость, печаль и т.д.

Пример:
Кто-то сказал вам: « Вы дурачок, вы глупый, вы молодец, вы прекрасны, вы очень страшны». Вы конечно разволнуетесь, очень огорчитесь или наоборот очень возрадуетесь. А зря.

И вы начинает медитировать, разбираться: А кто это такой «Я» , которому дали такие характеристики?
- «Я» - это не мое тело само по себе;
- «Я» - это не моя отдельная мысль, не Дух, сам по себе;

5. Поймите в эту минуту, что «Я» - это совокупность тела и Сознания, мысли. Осознайте, что «Я» не может существовать само по себе, это физическое тело, с мозгом, который генерирует мысленные волны, и который управляется вашим Высшим Сознанием.

И то, что кто-то дает вам свою характеристику, не имеет к вам, лично никакого отношения. Вы существуете вне зависимости, дает вам кто-то штампы, характеристики, или не дает. Осознав это, вы становитесь уже спокойны, вы защитили свою психику, эмоциональное тело, свой ум от этих пустых для вас слов, понятий, чужых мыслей.

Вывод: каждое явление, в том числе и ваше собственное «Я» , видится вам как существующее вне зависимости от его наименования, характеристик, данных своей или чужой мыслью. Эти характеристики и есть объект отрицания, устранив которые вы получите Пустоту и истинность вашего «Я» . Внешняя видимость предметов ложна, и поэтому цепляться за нее, тем более радоваться или печалиться не стоит.

А теперь самое главное!

Представьте безбрежный океан Вселенной, огромный объем Пространства, в котором стоите ВЫ = ФОРМА + СОЗНАНИЕ. Визуализируйте процесс, что вы стали уменьшаться, делаясь все меньше и меньше, дошли то размеров точки и……исчезли, растворились в безбрежном Просторе Пространства. Осталось ОНО – Пространство Пустоты…… и ничего более……только Пустота ….Вечная …..безбрежная Пустота…….

Постарайтесь подольше, не менее 15 минут, подержать в своем Сознании состояние Пустоты, спокойствия, расслабленности от какой – либо мысли или восприятия чего-либо. Ваш ум тих, пуст, психика эмоционально расслаблена и успокоена. Это есть состояние отрицания само бытия и осознания Пустоты восприятия и Сознания. Поверхность вашего ума неподвижна и спокойна, как Пустота Вечности Пространства. Это есть режим, состояние Пустоты Сознания и Мышления. Чем больше будет у вас практики этой медитации, тем глубже и объемней будет возникать образ Пустоты в Вечности.

Медитация на Пустоту собственного «Я» имеет следующие этапы:

1. Этап: Выявление объекта отрицания.

Одним из самых важных моментов начала медитации – это четко представить, ответить самому себе: каким я вижу свое собственное Я? Для решения любой проблемы важно очертить круг допустимости решаемых задач и начать постепенно уменьшать этот круг, отбрасывая лишнее, пока круг не сузится до вполне конкретной и ясной задачи. Вот ее то и надо решить, только ее одну.

2. Этап: Определение логического следствия.
Установление объекта отрицания в пяти совокупностях.
Установление объекта отрицания вне пяти совокупностях.

Если объект отрицания существует, то он может существовать либо среди основных понятий, которые существуют для обозначения «Я» , либо вне этих понятий. Постараемся разобраться в тех пяти психофизических совокупностях в которых может существовать понятие «Я» . Первый логический вывод: так, как мое «Я» единственное, то оно может существовать в определениях только одной из группы совокупностей. Вопрос - в какой?

1. Совокупность формы, то есть тела: голова – это не Я, Рука – то же не Я и т.д. Часть тела не определяет полностью мое Я. То есть ни часть тела, ни его вся объемная форма, сама по себе не определяет мое личное, единственное Я. Поэтому Я не существует только в форме, оно более глобально, чем только тело.

2. Совокупность ощущений: приятное или неприятное ощущение – это не Я, так как если это Я – то должно быть постоянное, длительное чувство. Только одна приятность ……, но, к сожалению, длительно очень хорошо, или очень плохо не бывает. Все чередуется полосами. Поэтому Я не существует в ощущениях.

3. Совокупность различения: это способность сознания вашего Я делить объекты на плохие и хорошие. Но так как Я единственное, оно не может быть только плохим, или только хорошим. Поэтому Я не существует в различении.

4. Совокупность волевых импульсов: это способность физиологии по команде сознания вашего Я, входить в эмоциональные состояния Любви, Ненависти, Жалости, Жестокости. Но так как Я единственное, то оно не может существовать в разных качествах. Поэтому Я не существует в разных состояниях эмоционального тела, и волевых импульсов от сознания.

5. Совокупность сознания: существует шесть видов сознания – зрительное, ментальное и т.д. Но так как Я единственно, то оно не может быть в разных видах сознания. Проведя анализ пяти совокупностей, вы приходите к выводу, что само по себе Я не существует в этих понятиях. Так что же такое Я?

«Я» - не существует само по себе, это комплекс формы и сознания. И эти пять совокупностей являются той подосновой, тем холстом на котором проявляется различные характеристики вашего «Я». Без них очень трудно было бы дать для Я – определенные понятия. Нужна форма. И так! Логический вывод: в пяти совокупностях самобытия Я не существует.

Но можно сделать и другой вывод. Если перенести Я за круг этих пяти совокупностей и взглянуть на Я извне, то и вне пяти совокупностей тоже нет самосущего Я! Оно не может существовать отдельно от Ума и от Тела.

Основной вывод: «Я» как объект отрицания не существовал и не существует. «Я» не может существовать отдельно от Формы, Тела и Сознания, у него нет самобытия. Значит, если устранить понятие «Я» , как категории мышления, то на его месте будет Пустота, как говорил Жеглов: « дырка от бублика» .

Медитация после размышления:
Глубоко осознав отсутствие «Я» , вы погружаетесь в состояние равновесия, полного спокойствия, вы подобны безбрежному Пространству, у которого нет ни формы, ни размеров, одна лишь безграничная Пустота …….Вечность…………

Постарайтесь запомнить медитативное состояние Сознания, которое приняло понятие - отсутствие самобытия вашего «Я» , переведя его в категорию Вечной Пустоты. Это и будет состоянием однонаправленного сосредоточения. Никаких иных мыслей в вашей голове, в вашем сознании. Только Пустота и Вечность Пространства.

Важные моменты!
Медитативное равновесие при созерцании Пустоты обязательно должно сопровождаться двумя факторами:
- пустотность восприятия, когда вам не является ни один объект мира;
- глубокая убежденность в Пустоте от само бытия.

На пустоте считается одной из самых сложных медитативных практик, она требует предельной концентрации от того, кто ее практикует. Данный тип медитации присутствует во многих восточных школах, но в своей основе имеет общую философию.

Медитация на пустоте вобрала в себя классические японские традиции и индийскую мудрость. Ее философия полагается на познании «ничто», для достижения которого необходимо время.

В основе практики лежат три основных ступени:

Первая – это остановка внутреннего диалога, когда поток мыслей в голове останавливается и человек концентрируется на дыхании – она присуща всем медитативным практикам.

Вторая – остановка картинок, которые рисует мозг, так как его диалог продолжается уже не словесно, а визуально – это работа воображения, которое должно уснуть на время медитации. Для этого необходимо следить за тем, чтобы внутренний взор оставался чистым, что и требует самой большой концентрации.

Третья ступень – это так называемое «успокоение тонких движений». Его механизм достаточно сложен для понимания, так как при остановке воображения и внутреннего голоса, резко ощущается потребность в действии. Тело дает команду к пробуждению от медитации, его чувствительность к внешним факторам возрастает. На этой ступени очень важно не выходить из состояния медитации, а попытаться отказаться от ощущений тела, представив, что их не существует.

Достигнув состояния, которое характеризуется тем, что нет ничего извне и нет ничего внутри , появляется ощущение пустоты, которое лежит в философской основе данной техники.

Обучение медитации на пустоте

Обучиться этой медитативной практике можно самостоятельно, так как никакой учитель, любой другой человек не сможет проконтролировать работу вашего воображения и мозга так, как это сделаете вы.

Все, что понадобится – это следовать простым медитативным рекомендациям для концентрации на пустоте.

Прежде всего, необходимо принять позу для медитаций, для нее подходят позиции раскрывшегося и нераскрывшегося лотоса.

Следующим этапом идет концентрация на дыхании и отстранение мыслей на задний план. Когда концентрация на дыхании достигает нужного уровня – все мысли прекращаются, их не существует. Не существует и ничего другого в воображении.

Признание и ощущение пустоты вокруг и внутри себя является ключевым моментом для достижения успеха в медитативной практике и здесь главными будут не сенсорные ощущения, а отстраненность сознания от них. С этого момента начинается познание «ничто» и главная часть медитации.

Медитация на пустоте почти никому не дается с первого раза, она требует определенной духовной подготовки и выполнения других простых медитаций. Занятия медитацией на пустоте следует начинать с 10-15 минут в день и постепенно увеличивать время до одного-полутора часов. Ее конечный результат не менее эффектен, чем у медитаций на дыхание и внутренне ощущение своего Я.

Традиция медитаций на пустоте


Традиционно техника медитирования на пустоте берет свои начала в Тибете, оттуда она попадает в Индию и Японию, где ей отводится особое место в медитативных практиках. Свое основное признание она находит в буддизме и применяется вместе с медитацией дзадзен, став следующим уровнем на пути к просветлению.

Изначально техника медитации имеет несколько другие цели, она заключается в познании пустоты и не более, в то время как сейчас ее используют в качестве антистрессовой практики, подавляющей негативные проявления настроения и желаний человека.

Медитация на пустоте – это древняя восточная традиция, которой посвящено множество буддийских трактатов, описывающих ее классическую практику по всем канонам буддизма. Она до сих пор практикуется в храмах по всему миру, хоть и не является приоритетной.



Поделиться: