«Либеральная общественность». Словесный портрет на прощание

Изменения – основная константа нашей жизни. Порой – способ выжить в изменяющейся среде (когда изменение – ответ на внешнюю угрозу). Порой – способ обогнать всех (когда изменение – возможность). Но всегда изменение – способ быть и оставаться живым. Тот ветер перемен, который не дает застояться. Который иногда оказывается штормовым. Но всегда – дует ли он в спину или в лицо, – он всегда энергия.

1. Поддерживать готовность к переменам

И поэтому первый совет: подставляйте лицо ветрам, хотя бы иногда – держите окно и двери открытыми.

В моем пионерском детстве был такой «тест»: «Представь себе, что ты живешь один, в лесу. И ты не ждешь никого в гости. И вот все тропинки занесло снегом. Будешь ли ты чистить дорожки?» Как и тогда, в детстве, я по-прежнему уверен: стоит чистить дорожки. Важна сама готовность к переменам.

Важно внимание к «слабым сигналам» изменений: недовольству самим собой, практикам коллег, друзей, конкурентов.

2. Учиться у лучших

Совет второй: нарабатывайте совокупность методов, которые провоцируют ваше изменение. Один из моих клиентов изобрел себе такой формат «провокации развития»: один-два раза в месяц он зовет на обед лучших профессионалов в своей сфере деятельности («стучась» к ним в социальных сетях «с улицы»). И в процессе этого общения он обнаруживает для себя вдохновляющие идеи, лучшие практики.

3. Инвестировать в свое развитие

4. Создать сеть поддержки

Еще одна заповедь на примере этого случая: создайте собственную сеть поддержки, не бойтесь просить о помощи. Ведь для помогающего это один из самых приятных и благородных видов помощи – помощь в развитии. Знаете историю о том, как Стив Джобс, будучи школьником, попал на свою первую «компьютерную практику»? Кого и как привлек Ричард Бренсон, опять же, еще в школьном возрасте, к сотрудничеству в издаваемом им журнале? Поинтересуйтесь. И не беда, что мы с вами, уважаемый читатель, уже преодолели школьный возраст… Просите – воздастся.

5. Найти смысл изменений

Многие перемены зарождаются на внешнем контуре наших жизней, наших организаций. И не всегда мы – инициаторы изменений, в лучше случае – участники, в худшем – жертвы.

Пятый совет: ищите смысл изменений для себя (не «за что мне это»?, а «для чего мне это»?). Ищите возможность и активную роль в тех изменениях, которые вторгаются в вашу жизнь. Про это – в замечательном выступлении Стива Джобса перед выпускниками Стэнфорда (2005 год). Если вы не читали или не смотрели – сделайте это. Джобс в этом выступлении говорит: «Хорошо, что я покинул колледж, хорошо, что меня уволили из Apple». Именно в том смысле, о котором мы сказали выше: каждое изменение в жизни воспринимайте как шанс и возможность. Начать делать и понимать что-то новое.

6. Сохранять верность себе

С энергией перемен важно обращаться аккуратно. Знаю многих людей, которые, стремясь всегда быть «впереди перемен» (кстати, название одной из книг классика в теме «управление изменениями»), изменили себе, спалили себя в беготне и суете.

Одному моему знакомому его прародитель говорил: «Смотри, себе потеряешь». Шестой совет: меняясь, будьте внимательны к своим границам. Выходите из зоны комфорта, живите в зоне развития, но будьте аккуратны с экспериментами в зоне опасности.

7. Ставить конкретную цель

Седьмой совет: сформулируйте конкретную цель, пусть небольшую, но измеримую. В деньгах, в километрах, в минутах. Например, один неприкосновенный выходной в неделю со своей семьей. Визуализируйте ее. Фильм «Секрет» и сформулированные в нем законы помните? Энергию мечты – в образ и в цель. И, кстати, придумайте награду себе за достижение цели. Что вы разрешите себе, когда достигнете цели? Долгожданную покупку? Отпуск? А если еще и обсудить это со своей «сетью поддержки»?! Они на многое способны!

8. Упражняться в новом

Мечты не работают, пока не работаем мы сами. В этом один из негативных побочных эффектов фильма «Секрет»: у некоторых смотрящих складывается впечатление, что достаточно просто мечтать. Восьмой совет: каждый день или разумная регулярность. И простой измеритель – например, 10 минут на собственное здоровье, но каждый день. В этой регулярности есть героизм особого рода: я это делаю при любой погоде. И это мощный мотив самоуважения. Достаточно втянуться.

9. Не отступать

И запретите себе отступать. Девятый совет: сожгите мосты, сделайте первый необратимый шаг. Легче всего это сделать, рассказав об этом всем. «С сегодняшнего дня я…» – и отступить, «съехать» все еще возможно. Но уже сложнее.

10. Создавать свои правила

И последний совет: найдите свою игру и сделайте ее новой привычкой, новым способом переживания удовольствия. Книга, которую я рекомендую всем работающим людям, – «Работа как внутренняя игра» 1 . Автор ее – один из основателей коучинга Тимоти Голви. Она про то, как распознавать те игры, в которые мы играем внутри себя, как создавать продуктивные игры, играя в удовольствие.

Вас ждет ваша собственная игра в изменение, ваша новая культура: меняться в удовольствие. Творите ее правила!

1 Т. Голви «Работа как внутренняя игра. Раскрытие личного потенциала» (Альпина Паблишер, 2013).

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Все мы хотим что-то изменить в своей жизни, но, как всегда, находим 150 причин, почему мы не можем это сделать.

Специально для вас сайт подготовил 12 заданий, которые вы должны выполнять каждый месяц. Отсчет пошел!

Каждый год мы строим планы, обещаем изменить свою жизнь к лучшему, но всегда найдутся причины, почему мы не можем достигнуть этих целей. Главная наша проблема - мы неправильно планируем.

Преподаватель и блоггер Маня Борзенко нашла способ, с помощью которого можно добиваться всего того, что захотел. Итак, приступим.

  1. Определяем, что в нашей жизни есть важного.
  2. Определяем, что из этого важного работает само собой.
  3. Поддерживаем работающее в режиме неотмирания.
  4. Определяем, как запустить провисающее.
  5. Вперед!

На первый взгляд, все кажется легко и просто, главное - соблюдать все эти правила.

Многие привычки мешают нам жить счастливо. Избавиться от них, конечно, сложно, но можно. И вот несколько советов:

  1. Привычка посвящать круглые сутки работе.
    Не забивайте ваш день бесконечными делами. Всегда находите время, чтобы отдохнуть, поразмышлять и перезарядиться. И не обманывайте себя - вы не настолько заняты, чтобы не позволить себе расслабиться пару минут.
  2. Привычка вспоминать свое прошлое.
    Вы уже не те, какими были год, месяц и даже неделю назад.​ Вы всегда растете и меняетесь. Такова жизнь.
  3. Привычка нравиться каждому.
    ​Мы не должны любить каждого встречного, и все вокруг не должны любить нас.

Работать над собой нужно каждый день. Первое время будет тяжело отвыкать от всех привычек, но со временем вам станет только лучше.

Начало весны - самое лучшее время, чтобы заняться своим телом. Впереди лето, а значит, нужно сбрасывать лишние килограммы. Для начала попробуйте сделать упражнение «планка». Это самый эффективный способ для укрепления живота и плечевого пояса.

  1. Встаньте на руки и колени. Выпрямите ноги и упритесь носками стоп в пол.
  2. Напрягите мышцы живота и по очереди отрывайте ноги от пола, на несколько сантиметров поднимая их вверх.
  3. Упражнение выполняйте в течение минуты. Спину держите прямо, не прогибаясь в пояснице.

10 минут в день - и ваше тело за месяц может измениться до неузнаваемости. Это всего лишь одно из упражнений, которое вам нужно выполнять каждый день

Сейчас, благодаря интернету, мы можем получить знания бесплатно и не выходя из дома. Вы можете научиться программированию, игре на гитаре или пианино, стать чемпионом по шахматам. Все в ваших руках. Стоит только захотеть, а время найдется всегда.

Мы нередко испытываем трудности в общении с родителями, руководством или друзьями. Настало время исправить это!

Как разговаривать с руководством
Чтобы правильно преподнести информацию, которую мы планируем сообщить, и выбрать нужное время для того, чтобы поговорить с боссом, нужно поставить себя на его место. Лучше спросить руководителя, как ему будет удобнее обсудить просьбу: лично или по электронной почте. Что касается имейла, то не стоит копировать фразы собеседника: это пассивно-агрессивный способ общения.

Как разговаривать со своей второй половинкой
Стоит обращать внимание на то, что нам говорят. Если на свидании все, о чем вещает собеседник, пропитано негативом, это повод задуматься: а не боится ли он отношений, в которые вступил с нами?

Наступило лето, и пора выкинуть весь ненужный хлам, который у нас завалялся. Наш дом - это продолжение нас самих, наше отражение. Если хотите изменений - первым делом займитесь своим жилищем. Когда дом содержится в чистоте и порядке, то и разум приходит в порядок, и дела налаживаются.

Пришло время сменить обстановку и отправиться покорять горные высоты или песчаные пляжи. Не стоит экономить деньги на отпуск. Самое ценное в нашей жизни - это эмоции и впечатления. В другой стране вы познакомитесь с новыми людьми, новыми культурами, обычаями, откроете для себя что-то новое. Разве это не прекрасно?

Часто бывает, что человек, стремящийся изменить свою жизнь, фокусируется только на отдельных сферах жизни и пренебрегает другими.
Например, если его интересует поиск себя и самореализация, он может не думать о физическом развитии. Если его интересует его фигура или личная жизнь, он может не вспоминать о карьере или финансах и т.д.

Но, как показывает практика, такой подход – ошибка.
Для того, чтобы достичь результатов в любой из областей жизни, надо не забывать как обо всей личной стратегии, так и о тех конкретных областях, которые вам кажутся не важными, но на самом деле играют существенную роль. Только так можно решить и конкретный вопрос и изменить жизнь в целом.

Если не знаете с чего начать – начните с улучшения своей внешности.

Вот что говорит известный пластический хирург и психиатр:

❝Когда вы изменяете лицо человека, вы почти всегда меняете и его будущее. Изменив его представление о своей внешности, вы почти во всех случаях меняете самого человека – его индивидуальные качества, поведение, – а иногда даже таланты и способности❞

Это утверждение касается не только кардинальной переделки себя путем пластики, но и всех положительных изменений во внешности. Похудев на пять килограмм или сделав новую прическу, вы начинаете воспринимать себя по другому, чувствуете себя уверенней и привлекательней.

Проанализируйте свои привычки

Следующий пункт – привычки. В своей основе нашего характера лежат наши привычки. Вспомните известный афоризм Аристотеля, который многим знаком с детства:

❝Посеешь мысль – пожнешь действие; посеешь поступок – пожнешь привычку; посеешь привычку – пожнешь характер; посеешь характер – пожнешь судьбу❞.

Привычки – это шаблоны нашего поведения, которые управляют нашей жизнью. Неужели мы позволим им решать все за нас, идя у них на поводу?

Метод: тщательно проанализируйте каждую свою привычку и ее влияние на вашу жизнь. Искореняйте те, которые мешают вашему успеху, замещайте их новыми, полезными привычками.


Для тех, кто действительно решил работать над собой, предлагаю Дневник успеха – классический ежедневник с приложениями для достижения успеха и работы над собой


4. Условные рефлексы
Не зря ученый Павлов мучил собак: условные рефлексы – основа основ. С помощью этого ключика вы можете сформировать у себя любую нужную вам привычку.


Метод: Повторяющиеся действия с подкреплением вырабатывают новые навыки и привычки. Когда новый навык будет закреплен, он уйдет в подсознание и вы будете делать все на автомате, разгрузив свой мозг для новых свершений.
Вознаграждайте себя за успехи либо лишайте чего-то, если вы отступили от своего плана изменения себя. Пусть ваше новое качество будет для вас необходимым и желанным.

5. Искоренение
То, что нельзя переделать в плюс, просто искореняйте.


Как выявить свои негативные качества и как увидеть себя со стороны, читайте в статье . Там же можно скачать таблицу негативных свойств человека.

6. Двойная жизнь
Техника подходит для выработки новых черт характера и более существенных изменений в себе.


Метод: Представьте себя таким, каким хотите быть. Отрепетируйте новую роль мысленно снова и снова. Чтобы быть убедительнее, купите вещи, которые помогут вам войти в образ и подчеркнут ваши новые качества. Одевайте их только для своей второй жизни.
Ваше окружение вряд ли сразу примет вас нового, поэтому общайтесь с теми, кто вас не знает! Отрепетируйте свои новые качества на них. Насколько они поверят в ваш образ? А если что-то не получится, вы всегда сможете сменить место и окружение, и пробовать опять.

7. Используйте воображение

В ходе эксперимента было доказано, что если человек ежедневно определенный период времени проводит перед мишенью, воображая себя мечущим в нее дротики, то его результаты улучшатся в такой же мере, как если бы он в самом деле ежедневно метал дротики в цель.

Мысленные образы позволяют нам «практиковать» новые отношения с людьми и черты характера, что иначе было бы недостижимо. Наша нервная система не в состоянии отличить реальность от того, что живо нарисовало наше воображение. Когда мы представляем себя совершающими нечто каким-то особым способом, это почти то же самое, что и фактическое исполнение. Мысленная практика помогает достигать совершенства.

Метод: каждый день утром и перед сном мысленно представляйте себя таким, каким стремитесь быть. Как говорите, как двигаетесь, во что одеты, как реагируете на ситуации. Делайте это снова и снова. Эта воображаемая картина будет оказывать сильное влияние на ваше поведение. И помните, то, каким вы видите себя изнутри во многом определяет то, каким вас видят и окружающие.

8. Шок
Если вы хотите изменить себя, но все еще не находите достаточно мотивации, чтобы начать, пусть неудачи будут вашей мотивацией.


Метод: Общайтесь с людьми, которые вас будут открыто презирать. Используйте чужие насмешки себе во благо. Докажите им, что вы можете быть лучше, красивее, умнее. Этот способ никогда не подводил.

9. Чужой
Часто со своими близкими мы ведем себя просто по свински. Хамим, пренебрегаем ими и совершенно не уважаем. Тогда как с чужими людьми мы совсем другие, особенно с начальством. Если вы хотите изменить свое поведение, попробуйте этот метод.


Метод: представьте на месте отца или матери совершенно чужого вам человека, на которого вы хотите произвести впечатление. Обращайтесь с ними как с начальником, от которого зависит ваша зарплата. Попытайтесь посмотреть на них отстраненно, как будто видите в первый раз.

10. Настройся на волну


Метод: смените окружение и общайтесь с теми людьми, на которых хотите походить. Перенимайте их привычки, их образ мыслей. В каждой книге по достижению успеха обязательным пунктом идет общение с успешными людьми, как же это работает?


В ходе общения с другим человеком в нас происходит настройка на его волну – на менталитет собеседника и его мировосприятие. Без этого общение невозможно. В результате этой настройки мы временно меняем свои представления, стереотипы мышления и поведения, на чужие. И чем чаще это происходит, то есть, чем чаще мы общаемся, тем больше перенимаем, пока чужая картина мира не станет нашей.

11. Холодный душ «будущего»
Когда по-настоящему взрослеешь и задумываешься о будущем, то вдруг понимаешь, что от многих привычек и черт характера пора бы избавиться. Мысль о том, что скоро придется строить новую жизнь с семьей – отрезвляет. Уже не хочется сорить деньгами, быть необязательным, пить всю ночь с друзьями.


Метод: Задумайтесь о будущем и той жизни, которую вы хотите иметь, и поймете сами, как надо измениться и какие привычки искоренить.

Но хочу предупредить – не берите на себя слишком много. Слабо поддается изменению врожденный темперамент.

Интроверт (углубленный в себя человек), конечно, может измениться и стать своей противоположностью – экстравертом. Но он очень скоро устанет от этой «роли» и будет несчастен, находясь на виду, втайне желая побыть наедине с собой и своими мыслями. Появится чувство опустошенности. Оно возникает от потери энергии, потому что интроверты черпают ее внутри себя, а в общении с другими только расходуют. Становится ясно, что вести долго подобную жизнь – сложно и выматывающе.

Обязательно фиксируйте свои победы и поражения в Дневнике успеха, который обязательно стоит завести, если вы нацелены на получение серьезных результатов.

А может быть вам и не нужно меняться?

Найдите свой круг, где вас примут таким, какой вы есть и там вы будете счастливы. У каждого своя система ценностей и вполне возможно, что ваша мечта измениться и стать более популярным, успешным и т.п. не принесет желанной радости.

Либо сублимируйте вашу энергию в творчество. Чем же нам поможет этот непонятный фрейдистский термин? Тем, что мы можем перенаправить собой, жизнью, другими в творчество, используя защитные механизмы нашей психики.

Леонардо да Винчи, великий живописец, учёный и инженер так и делал. За что бы он не брался – он доводил это до совершенства. Вместе с тем, достоверно известно, что у него не было никакого интереса к сексу. Подобная сублимация прослеживается у многих творческих людей. Они попросту не могут творить, когда счастливы.

Сублимируйте (перенаправляйте) свою энергию и желания в творчество, на новые увлечения. Вы очкарик с плохой фигурой и поэтому испытываете трудности с противоположным полом? Тут есть два выхода – измениться, работая над собой: выматывающие тренировки плюс курсы пикапа. Либо – найдите увлечение всей своей жизни и творите. Нам так не хватает вашего таланта!

Меняясь сами, не забудьте изменить и пространство вокруг себя. Приведите в порядок захламленную квартиру и измените свой гардероб, как это сделать легко и быстро – в мотивирующей книге Эрин Доланд «Упрости себе жизнь» ().

В ситуации, когда ценности, идеалы иерархии, традиции общинности, ради которых консерватор начинает свой политический и философский путь, невозможно воплотить и реализовать эволюционным путем, консерватор иногда делает следующий шаг: становится на путь революции. Александр Гельевич Дугин сказал, что важнейшая вещь консерватизма – это отказ от революционности. А что делать, когда консервативные тезисы невозможно вдохновить и реализовать обычным путем? Тогда получается радикальный консерватизм, или консерватизм революционный.

Есть такой тезис «Консерваторы не берут власть, они пытаются влиять на власть». А что делать, когда влиять на власть невозможно? «Что делать, когда идти больше некуда?» – спрашивал персонаж Достоевского . Тогда радикальный консерватор делает шаг вперед, и появляется тот философский тезис, который породил немало политических доктрин и политических организаций как в XIX, так и в XX веке, - это радикальный консерватизм, или консервативная революция. Одну из порожденных эти тезисом организаций я здесь и представляю.

И путь основателя базовых принципов радикального консерватизма именно в России – Александр Гельевич рассказал о некоторых консервативных революционерах в Германии – в принципе, вписывается в эту же схему. Я говорю о господине Самарине , славянофиле, одном из основателей славянофильского движения, человеке, который придумал тезис о консервативной революции или о революционном консерватизме еще в 1875 году. Вся его жизнь, весь его политический путь – это попытка эволюционным и революционным путем отстаивать консервативные тезисы, которые были ему дороги, ради которых он пришел в публицистику и общественный мир: тезисы славянофильства, возвращения к допетровской Руси, соборности и славянства. Он написал за жизнь гигантское количество статей, как в николаевской, так и в александровской России в «Ниве», «Русском вестнике», «Московитянине». Он без конца участвовал в каких-то комиссиях, полемизировал с западниками в разных московских салонах, встречался с императором Николаем I , который его «отмазывал» от нападений на него его врагов, сидел в тюрьме короткое время за то, что призывал латышей креститься и выгонять немцев из Прибалтики. И тем самым он уже сделал революционный шаг, поскольку предлагал более живые вещи, чем его соратники.

Но из этого (с политической точки зрения) ничего не вышло: его идеология не продвинулась в романовской России ни на йоту: как Империя двигалась по прогрессистскому, может быть, медлительному пути, так и она продолжала идти в том же «замечательном» направлении прогресса. Это то, что страшнее всего для консерватора, особенно для славянофила.

И вот Самарин утверждает одну фразу, которая, как молния, потом оказала на всю теорию консерватизма грандиозное влияние. Он пишет в 1875 году о революционном консерватизме, о том, что консерватор делает, когда он не может революционным путем воплотить идеальные ценности консерватора же. Можно сказать, что господин Самарин – папа всех радикальных консерваторов, вернее, уже дедушка или прадедушка.

Эта идея оказалась настолько перспективной и интересной, что в XX веке огромное количество политических движений и партий выдвинули принципиальный тезис консервативной революции. Конечно, в большей степени это касается Германии, где возникло само движение консервативной революции. Здесь важно отметить очень тонкий момент: разграничение левого консерватизма и консерватизма радикального, революционного.

И здесь я бы поспорил с уважаемым Владимиром Игоревичем Карпцом . Все-таки левый консерватизм – это когда левые идут направо. Это радикальные народовольцы, радикальные эсеры, допустим, левые эсеры или эсеры боевой организации партии социалистов-революционеров, которые были левыми изначально и вдохновились русским почвенническим духом. Они вносили очень важный элемент динамики в консервативную среду, но были левыми консерваторами.

А вот кто такие радикальные консерваторы и консервативные революционеры? Это ортодоксы, можно сказать, фундаменталисты, которые ни на йоту не отошли от базовых принципов консерватизма, но, понимая, что реализовать его не удается, пошли в революцию и нашли в ней огромные, серьезнейшие пласты, обогащающие консерватизм вообще. И с этой точки зрения, безусловно, можно говорить о русской консервативной революции.

Еще до революции 1917 года, консервативно-революционным клубом в России стало Религиозно-философское общество, созданное Мережковским и Розановым . Эти господа у себя в интеллектуальном кругу, как и мы, пытались выработать некие принципиальные основы русского консерватизма на новом историческом этапе. Время, в котором они жили, также максимально повлияло, как и время Самарина, на реализацию их консервативно-революционных ценностей.

Мы знаем революцию 1905 года, революцию 1917 года, то есть само время, в котором жили ультрарусские консерваторы, эти мистики и ортодоксы, было революционным. Они оказались вовлечены в этот процесс, и они использовали революционную динамику и стиль для своей консервативной работы. Более того, в какой-то момент они стали воспринимать самих себя как своеобразный фитиль революции, как базовый тезис для того, чтобы, используя революционную энергию оседлать, как говорил Юлиус Эвола , тигра. Мережковский в статье «Революция и религия» пишет следующее: «Если теперь Россия – сухой лес (время – 1905 год), готовый к пожару, то русские декаденты – самые сухие и самые верхние ветки этого леса. Когда ударит молния, они вспыхнут первые, а от них – весь лес». Это идея о том, что консерватор может стать заводной пружиной всей революции, используя гигантскую энергию масс, разбуженную левыми марксистами, эсерами, и народовольцами.

Соответственно, на базе такого же «круглого стола», как у нас, на базе Религиозно-философского общества Мережковский, Гиппиус и Розанов создают секцию по изучению истории религии. Кого они туда приглашали? Это старообрядческий епископ Михаил , это Пимен Карпов , это радикальные толстовцы, от которых они пытались получить запал революционности для воплощения своих радикально-консервативных тезисов. Приводили туда Есенина в валенках, он сам позже описывал, как Гиппиус смотрела на него в монокль: «Ведьма в монокль смотрела на меня». Тем не менее, поиск, который они вели, оказался попросту фундаментальным основанием для развития консервативно-революционной мысли.

Огромное влияние оказали действия и идеи Мережковского на то, что произошло в российской эмиграции уже после революции, и на евразийцев, но, в первую очередь, на «младороссов» и их лидера Казем-Бека , которого упоминали уважаемые Владимир Игоревич Карпец и Михаил Анатольевич Тюренков . Тезисы об организации «Революции духа», которые разработал Мережковский, стали принципами и флагом этой организации. Мережковский утверждал, что настоящие революционеры – это не те, кто пытается использовать средства жизни, а те, которые пытаются добиться цели в жизни. «Не левые, не классовые, а именно мы, национально ориентированные консерваторы, можем являться радикальными революционерами».

Еще жестче по этому вопросу выступил Розанов. Он говорил: «К черту это смирение, догмы старого консерватизма, старых правил. Подайте нам сюда опричнину, подайте нам сюда Ивана Грозного – со всеми трезвонами, со всеми юродивыми, со всем богомерзким, отвратительным, которое так не нравится Европе – вот только это нас обогатит. И к черту разум!». Естественно, они восторгались Иваном Грозным как абсолютным предтечей радикальных консерваторов, который осуществил консервативную революцию в свою эпоху. То была консервативная, благостная эпоха, золотая эпоха Московской Руси. И он организовал у себя дома революцию – Опричнину, эту Революцию Духа, консервативную революцию в консервативной же стране!

Безусловно, в этом направлении работали наши предшественники-евразийцы, которые появились в 20-х годах прошлого века и которых уже тогда называли «славянофилы-футуристы», «православные большевики». Они не отказывались от революции и признавали ее важнейшей вехой развития истории. Они считали, что большевики, может быть, ведут не туда, но все, что они сделали, они сделали правильно, потому что старое совершенно прогнило. И они видели в революции очень многие тенденции допетровской Руси, которые дороги, безусловно, всякому русскому консерватору. Лидер евразийцев Савицкий писал, что эта революция была геополитической, что она отрезала Европу от России, она дала России свое место, видение себя самоё как самостоятельной цивилизации.

На этих принципах геополитической революции строили свою доктрину евразийцы. Что интересно: мы называем активистов ЕСМ «младоевразийцы». То есть мы взяли за основу все лучшее, что было у «младороссов», и все лучшее, что было у евразийцев. Мы выступаем как бы наследниками всего этого духовного богатства.

Чтобы закончить, обобщу основные принципы, которые можно уже с ходу дать как определение русскому радикальному консерватизму. Хотя, безусловно, есть огромные пересечения с консервативной революцией в Германии, ведь идеи «революции духа», о которых писал Мережковский, были подхвачены германскими консервативными революционерами и потом об этом немного позже писал уже Мёллер ван дер Брук : о «революции духа», о создании «Третьего царства». Но пересечения, конечно, были, ведь они были консервативными интеллектуалами, которые работали в одной сфере и просто друг с другом встречались и обменивались идеями.

  1. Итак, первое: Фигура радикального революционера. Он не отказывается от консерватизма, но он переступает через себя и становится ультраконсерватором. Он ориентируется не на вчера, а на позавчера – то, о чем сказал сегодня Александр Гельевич Дугин. Все радикальные революционеры двигаются в сторону позавчера, начиная с отца-основателя Самарина, который ориентировался на Московскую, допетровскую Русь, и кончая всеми остальными. Ориентируются на Московскую Русь, на Орду, как это делали евразийцы, на Ивана Грозного, как это делал Розанов.
  2. Безусловно, радикальные евразийцы очень симпатизировали левым, ценимых ими гораздо больше, чем старые правые, которых они считают политическими врагами. А с левыми, считают радикальные консерваторы, можно иногда договориться (что они и делают время от времени).
  3. Также очень важно восприятие радикальными консерваторами собственной радикальной миссии как аристократизма. То, что делал и писал и пропагандировал Юлиус Эвола. Все сторонники пути радикального консерватизма пишут о себе как об ордене. Евразийцы писали о себе как об ордене аристократов, который призван в последний момент спасти консервативную Россию от гибели и вернуть изначальные пропорции. О склонности к кружковству говорили и «младороссы», писал Казем-Бек, в таком орденстве обвиняли Мережковского. Почему обвиняли – странно: обособленность, аристократизм - это основной принцип радикального консерватора.
  4. И еще один важный аспект – это попытка революционным путем прорвать отчуждение элиты и народа. Об этом же мечтали, конечно, левые консерваторы, эсеры и народовольцы, но у ортодоксальных, радикальных консерваторов, это развилось, на мой взгляд, еще больше. Взять их богоискательство, например, Гиппиус, которая еще когда в 1902 году ездила с Мережковским к хлыстам, писала в письме к Александру Блоку : «Так хорошо, как с хлыстами, я, салонная дама, никогда себя в жизни не чувствовала. Это «золотой век», это принципиальная основа того, это настоящая Русь, это абсолютный свет, которым мы спасем мир, спасем всю планету». Они пытались найти в Русском Народе, народах России возрождение изначальных утраченных пропорций, в этом видели свою миссию. Естественно, это можно сделать, наверно, только революционным путем. Эволюционным путем совершить такой гигантский прорыв в бессознательное русское и помирить элиту с народом, я думаю, невозможно.

И еще одна вещь, о которой говорил Владимир Игоревич Карпец, - абсолютная симпатия к Ивану Грозному. Все представители радикального консерватизма видят в нем принципиального, идеального радикального консерватора, который в законченном виде осуществил консервативную революцию, которую мы все продолжаем до сих пор. В этом миссия нашей организации и радикальных консерваторов вообще.

Павел Зарифуллин, руководитель Евразийского Союза Молодёжи



Поделиться: