Кто такой абу ханифа. Имам Абу Ханифа – лидер ученых Ислама

Так он стал мастером в науке. Он сам упоминает, что более 20-ти раз он отправлялся в Басру для изучения знаний и наук, и так до тех пор, пока все секты стали неспособны спорить с ним. Кадрийя и Джабария, Хавариджи и Мутазилиты, а также шииты - ни одна из них не могла спорить с Абу Ханифой. Он сам говорит, что куда бы не направился, люди говорили, что это имам Абу Ханифа, указывая на него пальцем и говорили: «Это и есть тот человек, с которым никто не может поспорить».

Когда атеист пришел в Куфу на дискуссию, то кого начинал искать правитель Куфы? Он начинал искать именно имама Абу Ханифу. Потому что Абу Ханифа был тем человеком, который мог бросить вызов. А сегодня же проблема в том, что у нас нет Абу Ханиф. У нас нет таких, кому можно бросить вызов. Существуют лишь всякие отклонения, не только исламские, вымышленные людьми философы. Так, правитель устраивал дискуссии, на которые собирались тысячи людей. Так вот, там был атеист, и не было никакого признака того, что Абу Ханифа тоже был там. Они начали дискутировать, и лишь спустя долгое время Абу Ханифа поднялся, на что атеист сказал: «Почему ты опоздал, что это за ты мусульманин такой, посмотри на время, почему ты не пришел вовремя?» Абу Ханифа ответил: «Я извиняюсь. Приношу свои извинения. Но дело в том, что между моим домом и этим место находится река. Так вот, когда я пришел к реке, там не было лодки. Я долго ждал, но ничего не было. И вдруг я вижу, что все деревья начали падать сами собой, превратились в две доски и приобрели форму лодки, затем эта лодка подплыла ко мне, я запрыгнул в нее, и все это само собой, и она перевела меня на другой берег». Атеист воскликнул: «Что это за невероятный фокус-покус!?» Имам Абу Ханифа сказал: «Игра окончена! Дискуссия завершена!» Атеист говорит: «Как это диспут завершен? Он ведь еще и не начался». Тогда имам Абу Ханифа сказал: «Если лодка не может произойти сама по себе без Творца, как же ты думаешь, что небеса и земля, моря и деревья, птицы и животные могли произойти сами по себе без Создателя!?» И это был имам Абу Ханифа, который в возрасте 20-ти лет именно в этой науке собирал большой круг людей в самой большой мечети Куфы.

В один день к нему пришла женщина и задала ему вопрос о разводе. А он даже не знал ответа. А неподалеку находилось собрание известного факиха Хамада ибн Абисуляймана. Абу Ханифа сказал: «Иди и спроси об этом Хамада, затем вернись и скажи мне то, что он скажет тебе». Так она пошла к Хамаду, и Хамад дал ей ответ, после чего она вернулась к Абу Ханифе и сказала ему. Тогда Абу Ханифа осознал, что в его знаниях имеется недостаток, что развивался только в одном направлении. В предании упоминается, что он встал, взял свою обувь и отнес их в расположение Хамада и сел рядом с Хамадом, и пока Хамада не умер, имам Абу Ханифа изучал эти знания. Он сам упоминает, что когда бы ни помолился, делал дуа за Хамада наряду с родителями. А имам Абу Юсуф пошел еще дальше и говорил: «Когда бы я ни помолился, я делал дуа за своего учителя Абу Ханифу даже прежде, чем за своих родителей». И это судьба, говорящая сама за себя. Потому что Абу Ханифа был призван классифицировать и придать форму сунне Пророка, мир ему и благословение Аллагьа.

Однажды Абу Ханифа увидел сон, в котором он копался в могиле Посланника Аллагьа, мир ему и благословение. Как будто он находит кости Пророка, мир ему и благословение, разбросанными, и складывает их ровно. Он проснулся и был взволнованным. Тогда он отправил человека к Ибн Сирину, являвшемуся толкователем снов. Абу Ханифа сказал: «Иди и спроси его». А Ибн Сирин сказал: «Знаешь ли ты, что тот, кто увидел такой сон - это человек, который упорядочит, придаст форму и классифицирует сунну Пророка».

И пока Хамад был жив, Абу Ханифа находился рядом с ним. Хамад умер в 120 году хиджры. Это означает, что Абу Ханифе было тогда 40 лет. То есть, до сорока лет имама Абу Ханифа не имел своего круга. Он не был таким, как некоторые сегодня, которые отправляются учиться в каких-либо университетах, так отучившись около восьми лет, а возвращаются как муфтии. Но нет же, эти люди учились… В истории упоминается, что у Абу Ханифы было около 4-х тысяч учителей. Семь сподвижников и 73 табиина. И оставшиеся тоже были из табиинов. И это не удивительно. У некоторых ученых было даже больше учителей. Так как Абу Ханифа жил в Куфе. А Куфа во времена Али бин Талибы было «даруль хиляфа». 1500 сподвижников жили там. 24 из них были участниками битвы при Бадре. Выдающиеся сподвижники, такие как Абдулла ибн Масуд и Али. Омар ибн Ясир, Салма нуль Фарси. Абу Муса аль-Ашари и множество других видных сподвижников, которые жили в то время в Куфе. После этого Абу Ханифа жил 6 лет в Мекке. Согласно достоверному мнению, он совершил хадж 15 раз. Вот так он и получал знания, каждый раз отправляясь в Хадж. Учил других и сам учился. А после того, как Хамад умер, имам Абу Ханифа начал устраивать свое собрание в Куфе. И как упоминается, за очень короткое время его собрание стало самым большим в Куфе. И не было в Куфе собрания большего, чем у Абу Ханифы.

Абдулла ибн Мубарак говорит: «Когда я пришел в Куфу, то спросил у людей Куфы, кто самый великий факих Куфы? Они сказали: «Абу Ханифа». Я спросил, а кто загьид, т.е. человек отрешенный от земного? Они сказали: «Абу Ханифа». Ибн Шакъик упоминает: «В один из дней я шел вместе с Абу Ханифой. Навстречу шел один человек, а когда он увидел Абу Ханифу, пошел другим путем. Тогда Абу Ханифа позвал его и сказал: «Зачем ты пошел другим путем, когда увидел меня?» Тот сказал: «О имам, ты ведь знаешь, что я должен тебе 10.000 дирхамов. У меня очень тяжелое время и мне стыдно попадаться тебе на глаза». Абу Ханифа сказал: «Неужели это заставило тебя увернуться с пути, когда ты увидел меня?» И затем произнес: «Засвидетельствуй, что я прощаю тебе этот долг». И Ибн Шакъик говорит: «После этого случая, я осознал, что этот человек истинный загьид».

Имам Абу Ханифа был очень богат. Но он все тратил на пути Аллагьа. Упоминается даже такое, что когда ученики пришли в его дом, они увидели там всего лишь один матрас. А позже он снова заработал еще денег. Абдулла ибн Мубарак говорит: «Когда я пришел в Куфу, я спросил людей, кто здесь является самым богобоязненным человеком? Они сказали, что это был имам Абу Ханифа. Вот почему, когда имам Абу Ханифа издавал свои фетвы, он не относился к ним легкомысленно, потому что он боялся Аллагьа». Джагьфар ибн Рабигъ говорит: «Я оставался с Абу Ханифой на протяжении пяти лет. И каждый раз когда ему задавали вопрос, он потел словно река. У него имелся целый совет из 40 его самых способных учеников. И иногда у них уходил целый месяц для того, чтобы вынести решение. Его ученики говорили, что иногда не могли вынести решение, после чего имам Абу Ханифа вставал и говорил: «Может это из-за моих собственных грехов мы не можем вынести решение!?» Тогда он делал омовение и совершал двухракаатную молитву. Затем плакал перед Аллагьом и каялся». Фузайл ибн Аяз слышал это. А кем был Фузайл ибн Аяз? Фузайл ибн Аяз был известен как «Абидуль Харамайн» - поклоняющийся обоих святынь Ислама. Потому что говорят, что не было места в обоих святынях, куда бы не упали его слезы из-за страха перед Аллагьом. И он был учеником имама Абу Ханифы. А когда он услышал такое, начал плакать и сказал, что на самом деле жизнь Абу Ханифы не имела столько грехов, чтобы так каяться.

И, клянусь Аллагьом, мне более приятны ошибки праведных предшественников, нежели иджтигьад моих современников. Потому что те были богобоязненными, они боялись Аллагьа. Они находились абсолютно на другом уровне. Это был другой уровень. Когда некто пожаловался Вакъи ибн Джаррагьу на Абу Ханифу, что он якобы совершил множество ошибок. А Вакъи ибн Джаррагь был учителем имама Шафии. Так вот, он сказал для тех, кто говорит, что мы следуем за одним человеком. Мы не следуем за одним человеком, мы следуем за сотнями тысяч ученых. Многие из них хафизы хадиса, которые следили, проверяли и совершенствовали школы. И он говорит: «Как Абу Ханифа мог совершить ошибки, когда его такие ученики, как Хасан, Зуфур и Абу Йусуф сами выносили решения по фикху?» А в хадисоведении у него были такие ученики, как Хас ибн Гъаяз, Хиббан, Къиндл. А в плане богобоязненности у него были такие ученики, как Гъайб ибн Гъайяз и Дауд ат Таи. А по истории, толкованию и в хадисоведении у него был такой ученик, как Абдулла ибн Мубарак. Поэтому говорили, как такой человек как Абу Ханифа мог совершать ошибки!?

Каждый человек ошибается. Но мы не следуем за одним человеком, и поэтому я говорю тем, кто критикует нашу школу то, что Фурасдакъ сказал Джариру: «Это мои предки, это мои учителя. Приведи же мне своих учителей, которые равны им! Но ты не найдешь таких, потому что нет ему равных». И знаете, позор тем людям, которые утверждают, что, да, имам Абу Ханифа был великим имамом, но его молитва была слабой. Что значит, его молитва была слабой??? Он был имамом своего времени и не знал как совершать молитву!? Имейте совесть! Он не нуждался в имаме Бухари. Имам Бухари пришел после него. Он прожил в Куфе, он прожил в Мекке, и если бы его молитва была слабой, то они сказали бы ему об этом. Абдулла ибн Мубарак сказал бы ему. Фугъайл ибн Аяз сказал бы ему. Имам Малик сказал бы ему. А вы не можете связать три арабских слова, но при этом ищите недостатки у имамов. Это полное отсутствие совести.

Взгляните на богобоязненность этих людей. Язид ибн Хумайд упоминает, он говорит: «Однажды мы помолились с имамом Абу Ханифой, эта была ночная молитва. И имам прочитал суру Заль-заля. Затем он завершил читать эту суру. Смысл последних аятов этой суры таков: «Кто совершит добро величиной в пылинку, он увидит его. И кто совершит зло величиной в пылинку, тоже увидит его». И он говорит: «После молитвы имам Абу Ханифа присел и начал размышлять, он начал думать». Язид ибн Хумайд говорит: «Я не хотел беспокоить его и оставил его». Он говорит, что вернулся ко времени утренней молитвы, а Абу Ханифа находился на том же самом месте, где и сидел, когда он уходил. Он держал свою бороду, которая стала мокрой от стекающих слез и плакал. И при этом он говорил: «О Аллагь, как же я отвечу за совершенное величиной в пылинки зло!? Спаси меня от огня Ада в Судный день!» Имам Захаби упоминает, что это «таваттур», несомненно то, что имам Абу Ханифа не спал большую часть ночи и плакал перед Аллагьом, а иногда он целую ночь читал только один аят из-за страха перед Аллагьом и из-за того, что искал убежища у Аллагьа. Вот такой был этот человек.

Суфьян ибн Уйяйна - великий хадисовед говорит: «Я сидел с Абу Ханифой, и посмотрел на его лицо», и он говорит: «Я увидел богобоязненность на его лице». Я видел богобоязненность на его лице. Именно на этих качествах и основывался Абу Ханифа, за что Аллагь сделал его имамом Ахлю сунны валь Джамаа за последние 1300 лет. Он считался имамом своего времени.

И сегодня я хочу поговорить о том, что мы иногда недооцениваем жизнь имама Абу Ханифы, его храбрость и мужественность. Он считался имамом своего времени. Имам Абу Ханифа жил во времена Омейядов 52 года и во времена Аббасидов 18 лет. Оммеяды были очень арабизированными, и это было ярко выражено, несмотря на справедливость Умара ибн Абдуль Азиза. Остальные же были патриотами. Но они признали Абу Ханифу имамом своего времени. Правитель Куфы Ибн Хубайра, когда выбирал судей, он выбрал людей ибн Шипрама. А Ибн Аби Ляйля был судьей Куфы. И правитель захотел, чтобы имам Абу Ханифа стал верховным судьей. Имам Абу Ханифа же отказался принимать этот пост. И эти ученые, ибн Шипрама и ибн Аби Лейля, пришли к имаму Абу Ханифе и сказали ему: «О абу Ханифа! Не уничтожай сам себя! Прими эту должность! И нам был предложен этот пост и мы выбрали его». И это было их решением, Хвала Аллагьу. И Абу Ханифа сказал: «Клянусь Аллагьом, я не возьму эту должность«. Также он сказал: «Даже если бы они хотели, чтобы я починил им дверь в мечети города Васит, то я и это не сделал бы для них. И вы хотите чтобы я ставил свою подпись, для осуждения невиновного человека!? Клянусь Аллагьом, я не возьмусь за это дело». И Ибн Хубайра, являвшийся правителем Куфы, поклялся, что Абу Ханифа возьмет этот пост. А имам Абу Ханифа тоже поклялся, что если даже они убьют его, то и тогда он не возьмет эту должность. И он сказал: «Для меня легче, если меня будут бить, чем явиться перед Всевышним Аллагьом как несправедливый человек».

Когда же Ибн Хубайра услышал, что имам Абу Ханифа тоже дал клятву, он сказал: «Неужели он сравнивает свою клятву с моей?» Так, он арестовал Абу Ханифу и заключил в тюрьму на 15 суток. Они попытались убедить его, но не смогли сделать этого. Тогда правитель привел его на свой суд и сказал: «Абу Ханифа! Клянусь Аллагьом, ты возьмешь эту должность! И клянусь Аллагьом, если ты не возьмешь этот пост, то я заставлю тебя страдать, пока ты не умрешь». А имам Абу Ханифа сказал: …….. он сказал: «Действуй! Ты можешь убить меня только один раз».

Клянусь Аллагьом, мой имам был не только факихом, хадисоведом, поклоняющимся или же отрешенным, он был также и муджагьидом. Разве не сказал Пророк: ……… «Самый великий джигьад, который вы можете сделать, это говорить слова истины перед правителем-тираном». И именно это и сделал имам Абу Ханифа. Когда имам Абу Ханифа сказал так, Ибн Хубайр пришел в ярость и приказал нанести удары по его голове. И ему нанесли первый удар, затем второй, и когда ударили в третий раз, имам Абу Ханифа сказал: «О ибн Хубайр! Клянусь Аллагьом, наступит день, когда Аллагь опозорит тебя так же, как и ты позоришь меня сегодня». Знаете, имам абу Ханифа мог подумать, что это было унижением того времени. Но клянусь Аллагьом, на самом деле же это «изза» - уважение. Потому что он стоял за то, во что он верил. Он стоял за то, во что он верил. Он не сдался. И его слова шокировали ибн Хубайру. Тогда ибн Хубайр приказал прекратить удары.

Передается, что имама Абу Ханифу били каждый день, но он заплакал только один раз из-за того, что на его лицо нанесли грязь. И он говорил: «Я боюсь, что моя мать увидит эту грязь и это ранит ее. Поэтому я и плачу». Он не плакал из-за себя. Вот таким был имам Абу Ханифа. Когда хариджиты овладели Куфой….. А эти хариджиты были неадекватными людьми. Они выносили решения такфира чуть-ли не каждому. Кто не был согласен с ними, того считали кафиром. Если кто-нибудь совершал просто грех, то и его считали кафиром. Они даже не пощадили Али. Они сказали, что Али признавал третейский суд при разногласиях. И сказали, что решение только у Аллагьа. Так они вынесли решение куфра даже Али. Когда же они овладели Куфой, одним из первых людей, которых они привели, был Абу Ханифа. И они сказали имаму Абу Ханифе, они сказали: «Это шейх Куфы». И продолжили: «О Абу Ханифа, сделай таубу!» На что Абу Ханифа сказал: «Я делаю тауба от всех видов грехов. От всех форм неверия». Тогда они позволили ему идти. Но затем они осознали, что Абу Ханифа сделал тауба от форм неверия известных лишь им самим. Они снова привели его назад в мечеть и сказали ему: «Мы поняли, что тауба которое ты сделал, было согласно вашим убеждениям». Тогда Абу Ханифа сказал: «У тебя есть явное знание об этом или же это подозрение?» И Дахак ибн Кайс, являвшимся лидером хариджитов, сказал, что это основано на сомнении. Затем имам Абу Ханифа сказал, что Аллагь говорит в Коране: …….. «Поистине, подозрение - это грех». И согласно твоему же принципу, ты совершил грех, и по-твоему, это считается куфром. Ты сделай таубу. Так Дахак сделал таубу. После чего повернулся к имаму Абу Ханифе и сказал: «Теперь ты делай таубу». Имам Абу Ханифа спросил: «От чего?» Дахак сказал: «От третейского суда. Так как ты поверил, что Али признавал третейские суды, а они не были разрешены». Имам Абу Ханифа же сказал: «Готов ли ты вступить со мной в диспут? Или же ты убьешь меня?» Дахак сказал: «Я буду дискутировать с тобой». Бедный Дахак не знал, во что он ввязывается. Знаете, когда они не могли иметь дело с кем-либо в Куфе, то звали Абу Ханифу. Там был один человек, который постоянно называл Усмана иудеем. Ученые пытались поговорить с ним. И чем больше они говорили с ним, тем более упрямым он становился. Когда имам Абу Ханифа пошел к нему и сказал ему: «У меня есть очень хороший кандидат для твоей дочери. Он хафиз Корана, почтенная родословная, очень богат, он тратит много на путиь Аллагьа, совершает молитвы по ночам и плачет по ночам из-за страха перед Аллагьом». Тот говорит: «Субх1аналлагь, такой человек. Я был бы рад даже половине этих качеств». Абу Ханифа говорит: «Но есть только одна проблема». Тот говорит: «Какая?» Имам сказал: «Он иудей». Тот сказал: «Астагъфируллагь, ты за кого это меня принимаешь? Что бы я выдал свою дочь за иудея!?» Тогда имам Абу Ханифа сказал: «Ты не выдал бы свою дочь за иудея, а Пророк же выдал двух своих дочерей за Усмана. А после смерти Умму Кульсум, Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Если бы у меня была другая дочь, то и ее выдал бы за него». Но ты называешь Усмана иудеем». Тогда этот человек понял, что он был не прав и сделал таубу.

Так вот Дахак сказал: «Я готов дискутировать с тобой». Абу Ханифа сказал: «А что если мы не придем к соглашению?» То сказал: «Ну, мы выберем человека». Абу Ханифа выбрал одного из его же соратников, и сказал ему: «Ты садись». Потом спросил Дахака: «Ты доволен этим человеком, как судьей?» И Дахак сказал: «Да». И Абу Ханифа ему сказал: «О Дахак! Согласно своему же принципу, ты впал в куфр, потому что ты разрешил третейский суд». И Дахак снова должен был сделать таубу.

Знаете, когда хариджиты захватили Куфу, это было невероятно. Так вот, когда они овладели Куфой, они считали дозволенной кровь того, кто противоречил им. Они сами выносили такое решение. И их женщин делали дозволенными. Так они убивали мусульман вокруг. И все уходили в свои дома, чтобы спастись, даже большинство значимых ученых. Но имам абу Ханифа пришел сам и встал перед Дахаком. И сказал: «О Дахак! Скажи мне, почему ты убиваешь мусульман?» Тот ответил: «Потому что они становятся вероотступниками». Имам сказал: «Скажи мне Дахак! Всегда ли они пребывали в таком вероубеждении? Они родились с этим вероубеждением? Или же они переняли это позже?» Дахак сказал: «Нет, они были рождены с этим». Абу Ханифа же сказал: «Если так, согласно твоим словам, получается, что они не были мусульманами изначально». Тогда Дахак призадумался. И засунул свой меч обратно. Имам Баладжи говорит: «Куфа была благодарна имаму Абу Ханифе, потому что он сохранил их головы, он спас их жизни».

Когда же Ибн Хубайр наконец-то отпустил Абу Ханифу, имам Абу Ханифа переехал в Мекку. Жил он там 6 лет. Спустя 6 лет, когда Аббасиды свергли Оммейядов, имам Абу Ханифа вернулся в Куфу. Его возвращение было ознаменовано основанием совета из 40 его самых ярких учеников. Они обсуждали множество различных вопросов и только когда были довольны, они выносили решение. У имама Абу Ханифы было приблизительно 800 учеников. Шейх Махмуд аль-Хасан упоминает место, ваЛлагьи, я даже не слышал, чтобы его студенты пришил с таких мест. Никогда не слышал. Абдульазиз ибн Абдулла упоминает: «Однажды я видел своего отца дискутирующего с одним человеком в Хараме. Он спорил с этим человеком, который выглядел как иностранец. И мой отец был очень впечатлен знаниями этого человека. И мой отец спросил его, откуда он прибыл? Тот сказал, что прибыл из Танжера, - место, расположенное в самой дали, до куда мог дойти Ислам в то время. Его спросили: «Где ты приобрел такие знания?» Тот же ответил, что из книг имама Абу Ханифы.

На нашей земле есть и книги имама Малика и имама Узай, но большинство из фетв - те, что были вынесены имамом Абу Ханифой. Вот почему великий хадисовед Суфьян ибн Уйайна сказал: «Я не знаю ничего, кроме двух вещей, которые вышли за пределы Куфы и достигли всех уголков этого мира: первое - это чтение Хамзы, и второе - это фикх имама Абу Ханифы».

Первоначально у Аббасидов было хорошее отношение к имаму Абу Ханифе. И некоторое время имам Абу Ханифа даже работал с ними. И они считали Абу Ханифу имамом его времени. И снова Аббасиды и Оммеяды считали Абу Ханифу имамом его времени. Когда Иса бин Муса, правитель Куфы, познакомил имама Абу Ханифу с Абу Джахфаром аль-Мансуром, который был халифом. Что он сказал? Он сказал: «О правитель правоверных, это самый великий ученый нашего времени». И Абу Джахфар аль Мансур сказал имаму Абу Ханифе: «О Абу Ханифа! Где ты учился? У кого ты обучился?» И Абу Ханифа ответил: «Я обучился у тех, кто передавал знания от Умара ибн Хаттаба. Я обучился у тех, кто передавал знания от Абдуллы ибн Аббаса и Абдуллы ибн Масуда и Абдуллы ибн Умара». Тогда Абу Джахфар сказал: «Значит у тебя надежные знания». Когда Абу Джахфар поссорился со своей женой, и он спросил ее: «Кого бы ты хотела видеть судьей?», она сказала: «Абу Ханифу». Так, они пошли к Абу Ханифе. И Абу Джахфар сказал Абу Ханифе: «Сколько жен я могу иметь?» Ну, знаете, этот вопрос был обсужден еще давно, это не что-то новое. Имам ответил: «Ты можешь иметь 4 жен». Тот спросил: «Кто-нибудь не согласен с этим?» Имам Абу Ханифа сказал: «Нет!» Затем Абу Джахфар повернулся к своей жене и сказал: «Ну, видишь!? Я ведь говорил тебе. Я могу иметь 4 жен». И тут имам Абу Ханифа сказал: «Постой! Постой! Это для тех, кто боится и справедлив. А для тех же, кто боится, что не сможет быть справедливым, Аллагь говорит: …….. «А если же вы боитесь, что не будете справедливы, то женитесь только на одной.» А Абу Джахфар, будучи правителем, был просто в шоке от храбрости Абу Ханифы. Он был в шоке.

Поэтому, когда он искал человека на должность верховного судьи в Аббасидской империи, кого он хотел назначить туда? Он хотел назначить туда имама Абу Ханифу. Если бы Абу Ханифа был слабым, разве они хотели бы назначить его верховным судьей на всем пространстве Аббасидской империи!? Они что, не могли найти кого-то другого? Они предложили ему должность. А имам Абу Ханифа отказался принимать ее. Абу Ханифа отказался. Тогда Абу Джахфар начал настаивать. Но Абу Ханифа сказал: «Я не приму эту должность». Но тот настаивал. И вы посмотрите на слова Абу Ханифы. Имам Абу Ханифа сказал: …… Имам Абу Ханифа сказал: «Я не приму эту должность. Но если бы даже я согласился и если бы какое-то дело было против тебя, клянусь Аллагьом, я бы осудил тебя, хотя ты и правитель правоверных. И поступив таким образом, если бы даже ты бросил меня в самую глубокую реку, я все равно не отказался бы от своего решения. Как ты думаешь, каково же будет мое состояние, если ты вынудишь меня принять эту должность?» Абу Джахфар же настаивал: «Ты примешь эту должность». Имам Абу Ханифа сказал: «Я не достоин того, чтобы занимать этот пост». Тот сказал: «Ты лжешь!» Абу Ханифа же сказал: «Я говорил тебе, что лжец не может быть судьей». Он разозлился, потому что это задело его, реально ранило эго этих людей. Тогда он начал использовать силу. И сказал: «Клянусь Аллагьом, ты примешь эту должность». А имам Абу Ханифа сказал... представьте, это был правитель правоверных. Представляете каким человеком был имам Абу Ханифа!? А этот правитель был самым могущественным человеком на земле. Имам Абу Ханифа прямо перед ним сказал: «Клянусь Аллагьом, я не займу этот пост!» Он сказал: «Я клянусь, что не займу этот пост». Люди умоляли Абу Ханифу, говоря: «Это не Ибн Хубайр - правитель Куфы. Это правитель правоверных. Нарушь свою клятву!» Имам Абу Ханифа же сказал: «Скажите ему, чтобы он нарушил свою клятву. Он богаче меня и более способен заплатить штраф». И в предании упоминается, из-за того, что имам Абу Ханифа задел его эго, они сняли с него одежду на верхней части тела и Абу Джахфар взял плеть и начал бить Абу Ханифу своими собственными руками. Абу Ханифе было 70 лет в то время. Затем они бросили его в тюрьму и каждый день били его. Они подвергали его насилию, думая, что смогут сломить его, но они не смогли заставить его изменить свое решение, потому что это человек, который жил и умер на пути Аллагьа. В конце концов, они отравили его. Когда же Абу Ханифа осознал, что уже умирает, он пал на земной поклон и умер в тюрьме. Он был в земном поклоне, какая же это честь. Аллагь одаривает таких людей подобной честью. Аллагь забрал его из этой жизни в состоянии земного поклона. Тело Абу Ханифы омыл Хасан ибн Аммара, так вот, когда он омывал его тело, он видел его слабое тело из-за обильного поклонения и из-за того, что его били и Хасан начал плакать и не было в этой комнате того, кто бы не прослезился. И передатчик упоминает, что когда вынесли Абу Ханифу наружу, они несли его. Только 4 или5 человек знали о его смерти. «Когда же мы вынесли его, люди Багдада, так как он умер в Багдаде, так вот каждый способный человек, который мог посетить его джаназу, пришел проводить его в последний путь». Свыше 50-ти тысяч человек … посетили его джаназу. 6 раз прочитали джаназа молитву. На протяжении 20-ти дней совершали джаназа-молитву у его могилы. Абу Ханифа оставил завещание, чтобы его не хоронили в Багдаде, потому что это незаконно захваченная земля. Об этом услышал Абу Джахфар. Он пришел и сказал: «Почему вы похоронили его в Багдаде? Ведь он считал Багдад незаконно захваченной землей». Тогда Абу Джахфар указал на могилу Абу Ханифы и сказал:……… Он сказал: «Кто меня спасет от тебя, о Абу Ханифа? Я не мог спастись от тебя, когда ты был жив и теперь, когда ты даже мертв, я не могу спастись от тебя.»

Вскоре, после того, как Абу Ханифа умер, к его могиле пришел Абдулла ибн Мубарак. И он сказал: «О Абу Ханифа, когда умер Ибрагьим, ты был здесь, чтобы почувствовать его обувь. Но после твоей смерти здесь нет никого, кто мог бы почувствовать твою обувь. Никого, кто мог бы почувствовать твою обувь».

Некто увидел имама Абу Ханифу во сне. Он увидел Абу Ханифу во сне. И он был в блаженном состоянии. Тот спросил имама: «Как ты достиг такого блаженного состояния?» «Послушай,« - ответил имам. «Я достиг этого состояния, благодаря тем людям, которые ругали и проклинали меня после смерти».

Однажды, некий человек пришел к Абдулле ибн Мубараку. Он жаловался на имама Абу Ханифу, что он такой и сякой. Тогда Абдулла ибн Мубарак сказал: «Знаешь, твой пример похож на пример барана, который бодается рогами против горы. Его рога сломаются, но с горой ничего не произойдет. Так вот ты этот баран, а Абу Ханифа - эта гора».

На самом же деле, кто бы ни ругал Абу Ханифу, и я скажу здесь кое-что, это не является посягательством на кого-либо лично, это общее положение для любого, кто ругает праведных предшественников, потому что Пророк, мир ему и благословение Аллагьа, сказал: «Одним из признаков Судного Дня является то, что последние из этой общины будут проклинать первых». Проклинать первых. И истина в том, что, те, кто проклинают имама Абу Ханифу, только лишь повышают его уровень. Имам Шафии говорит: «Почему Аллагь не остановил людей, проклинающих сподвижников, хотя сподвижники были лучшими людьми ходившими на поверхности этой земли после пророков?» И он говорит, это потому, что Аллагь хотел поднять их уровни и степени, даже после смерти. И точно это же относится к имаму Абу Ханифе. Аллагь хотел поднять уровень имама Абу Ханифы, даже после его смерти. Если бы имам Абу Ханифа сегодня был здесь, что бы он сделал? Что бы имам Абу Ханифа сделал? Был случай, когда к нему пришел один человек и назвал его заблудшим, зиндиком и еще сказал: «Ты нововведенец, ты еретик». А имам Абу Ханифа ответил: «Да простит Аллагь тебя и да простит Аллагь меня». Он сказал: «Аллагь знает, что с того дня, как я уверовал в Аллагьа, я никогда с тех пор не сходил с пути Аллагьа. Я ищу прощение Аллагьа. И я прошу Аллагьа спасти меня от Его наказания». Передатчик упоминает, что когда Абу Ханифа дошел до слова «наказание», он сильно заплакал. Тот человек же увидел искренность имама Абу Ханифы и сказал: «Я прошу твоего прощения, я извиняюсь», на что имам Абу Ханифа ответил: «Твои извинения приняты». Но обратите внимание на слова имама Абу: «Те ученые, которые ругают меня, они грешны. Потому что, когда ученые поступают так, то ведь за ними следуют и люд»и. И его утверждение длится уже очень долго. Наша задача в том, чтобы не следовать слепо по пути тех, чьи неправильные убеждения заставят нас начать проклинать праведных предшественников или же критиковать их. Я говорю об этом и я спрашиваю братьев. Если бы вам дали возможность говорить об ибн Таймии, и при этом вы являлись бы последователями Ибн Таймии, разве вы не хвалили бы его первые пол часа? А потом вспомнили бы всю критику, которая была в отношении его и многих тех, кто обвинил его в неверии!? Хотя вы и на мгновение не приняли бы эту критику, даже не защищая его. Так же как вы и не защитили имама Абу Ханифу. Нет ведь. Зачем же тогда пристали к имаму Абу Ханифе? Потому что он имам определенной группы людей, которая следует за ним? Это просто фанатизм. Это просто безосновательное слепое следование. Разве говоря об Мухаммаде ибн Абдуль Ваххабе, вы не восхваляли бы его первые пол часа, а если потом его начали бы критиковать, то разве не стали бы защищать? Так а что же вы хотите от имама Абу Ханифы??? Почему вы не можете быть уравновешенными? Знаете что, имейте свое мнение, но дайте и другим иметь свое мнение. Дайте другим тоже иметь свое мнение!

Да сделает нас Аллагь из тех, кто жил и умер на Его пути. Да возвысит Аллагь степень имама Абу Ханифы! Да сделает нас Аллагь в этой жизни просвещенными и объединит нас в следующей жизни с такими, как имам Абу Ханифа и со всеми праведными предшественниками, со всеми четырьмя имамами. И да соберет нас всех Аллагь в Джаннат уль Фирдавс. АМИН!

1. Абу Ханифа как учёный, его труды и вероубеждение (акыда)

А. Биография

Имам Азам Абу Ханифа (рахимахуЛлах) родился в 80 х./699 г. в Куфе. Его собственное имя Нуман ибн Сабит. Существуют утверждения, что он был тюрком, персом или афганцем. Наибольшее доверие вызывают предания, согласно которым его дед Зута был правителем пограничной области провинции Кабула . Когда во времена омейядов эта провинция была завоевана, семье Зуты были предоставлены гарантии безопасности, и их взяли под свое покровительство рода Таймуллы ибн Саляба из племени бану Бакира ибн Ваиля. Как сообщает его внук Исмаил, отец Абу Ханифы Сабит виделся с Али ибн Абу Талибом и удостоился его молитвы (дуа) . Сабит был богатым купцом. До того, как заняться изучением наук, Абу Ханифа какое-то время, как и его отец, занимался торговлей – он продавал ткани.

Абу Ханифа (рахимахуЛлах) еще в детстве выучил наизусть Коран, усвоив манеру чтения (кыраат) от одного из имамов в этой области – Асыма ибн Бахдаля. После этого сначала он изучал грамматику, синтаксис арабского языка, стихосложение и литературу. Потом занимался вероубеждением и диспутами. Абу Ханифа обладал безупречной логикой и не терялся на словах, поэтому за короткий срок получил признание в этих науках, стал человеком, с которым желали вступить в диспут сектанты и нововведенцы. С этой целью он много раз совершал поездки в Басру .

Как сообщается в его жизнеописаниях, Абу Ханифа сначала занимался вероубеждением и калямом, но когда одна женщина задала ему вопрос о разводе, не смог ответить, и отправил ее к Хаммаду ибн Абу Сулейману. После этого Абу Ханифа сам задумался о необходимости изучения фикха и принял решение посещать занятия Хаммада ибн Абу Сулеймана . До самой смерти Хаммада он продолжал учиться у него. В 120 х./738 г. когда Хаммад умер, Абу Ханифа занял его место и сам начал вести занятия. На этом месте он и оставался с некоторыми перерывами до самой смерти.

Вопрос был ли Абу Ханифа (рахимахуЛлах) табиином или таби-табиином , спорен. Те, кто утверждает, что он виделся с такимим сахабами, как Анас ибн Малик и Абдаллах ибн Абу Ауфа, считают его табиином. Те же, кто считает, что риваяты о встрече Абу Ханифы с сахабами, слабы, относят его к таби-табиинам. 52 года из всей жизни Абу Ханифы прошли при правлении омейядов. Он жил во времена халифов Абдальмалика ибн Марвана и Марвана II.

Абу Ханифа всегда никогда не скрывал своей привязанности к потомкам Пророка (ахль аль-байт). Поэтому и его коснулись те притеснения и репрессии, которым омейяды подвергали членов семьи Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Абу Ханифа был заключен в тюрьму и подвергнут бичеванию, когда отказался при Марване II принять должность судьи (кады) или главы канцелярии. Так как в результате этого его здоровье было подорвано, Абу Ханифу (рахимахуЛлах) выпустили из тюрьмы. После этого он отправился в Мекку, где оставался до конца правления омейядов. Когда в 750 году аббасиды пришли к власти, Абу Ханифа вернулся в Куфу и снова начал давать уроки. Сначала он с симпатией относился к правлению аббасидов, но когда в Медине был убит Мухаммад ан-Нафсуззакиййа и Ибрахим в Ираке, Абу Ханифа стал выступать против их власти. В связи с этим халиф Мансур подверг его заключению в Багдаде, здесь ученого опять бичевали, подвергли издевательствам. По одним преданиям в заключении, по другим, вскоре после выхода из тюрьмы, в 150 х./767 г. Абу Ханифа (рахимахуЛлах) скончался.

Абу Ханифа (рахимахуЛлах) был человеком нетребовательным, щедрым и надежным. Всю жизнь он проводил в поклонении и отрешении от мирского (зухд), носил чистые одежды. Он был таким и в частной жизни, и свои отношения с другими людьми и свои торговые операции строил на этих основах. Абу Ханифа уделял самое тщательное внимание тому, чтобы не обидеть других людей и не нарушить их прав, а также тому, чтобы к его заработку не примешивалось запретное (харам). Он говорил правду в лицо, выступал против ошибок и несправедливости, чинимой халифом и наместниками, критиковал ошибочные решения, вынесенные судьями (кады). В качестве примера можно привести его критику кады Куфы Ибн Абу Ляйлы . По этой причине он вытерпел множество трудностей и притеснений.

Примечание

Mустафа Узунпосталджы, “Абу Ханифа”, Стамбул 1994, X, 131.

Хатыб аль-Багдади, Тарих Багдад, XIII, 324-325

Муваффак ибн Ахмад аль-Макки, Манакыб Аби Ханифа, с. 54; Баззази, Манакыб аль-Имам аль-А‘зам, с. 137; Баязызаде, Ишарат аль-марам, с. 19.

Муваффак ибн Ахмад аль-Макки, Манакыб Аби Ханифа, с. 51, 57; Баззази, Манакыб аль-Имам аль-А‘зам, с. 136.

От араб. таби‘у – последователи, так в мусульманской традиции называется второе поколение праведных предшественников (ас-саляф ас-салих), которые видели сподвижников Пророков (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) (сахаба).

От араб. таби‘ун ат-таби‘ин – последователи или преемники последователей, так в мусульманской традиции называется третье поколение саляф салих, которые видели последователей (табиин) сподвижников Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). – Примечание редактора.

Абу Юсуф составил книгу, посвященную разногласиям между Абу Ханифой и Ибн Абу Ляйлей. Эта книга называется «Ихтиляфу Аби Ханифа и Ибн Аби Ляйля (издана Ebü’l-Vefa el-Efgani, Kahire 1938).

Прошло более чем двенадцати веков с того времени как наша священная религия Ислам начала проповедоваться в Средней Азии и в Казахстане. Фактически вся Средняя Азия, в том числе и наша страна, придерживается мазхаба Абу Ханифы.

Что такое мазхаб? Какова его роль в истории религии и нации? Прежде чем ответить на эти вопросы, рассмотрим словарное и языковое значение слова «мазхаб».

Понятие мазхаба

Слово «мазхаб» образовано от арабского глагола «идти» или «выбрать своим путем». С точки зрения Шариата, слово «мазхаб» имеет такие значения как: религиозное течение, школа, наука, понятие. На сегодняшний день существует четыре мазхаба, и они названы по именам своих основателей. Это ханафитский (мазхаб имама Абу Ханифы), шафиитский (мазхаб имама аш-Шафии), маликитский (мазхаб имама Малика), ханбалитский (мазхаб имама Ахмада ибн Ханбаля).
Основатель Ханафитского мазхаба - имам Абу Ханифа Ан-Нугман ибн Сабит (699-767 милади). Ученые, которые высоко ценили образованность и знание имама Абу Ханифы, называли его имамом Агзамом (Великий имам).

Мазхаб берет свое начало от сподвижников

Самым распространенным мазхабом в мире считается - Ханафитский мазхаб. Начиная с девятого века, в течении короткого времени Ханафитский мазхаб распространился в Анадолы, Балканах, Северном Кавказе, на побережье Едила, Среднюю Азию, Китай, Индию, Афганистан и острова Индонезии. Также ханафитский мазхаб придерживались ханы Алтын Орды, Великие Моголы и султаны Османской империи.
После эпохи Халифа Рашида Ислам распространился на весь мир и многие страны начали принимать эту священную религию. У каждой из этих стран была своя культура, традиции и обычаи. Среди них были как противоречащие, так и не противоречащие исламским канонам. Поэтому Ислам был принужден вынести решения по тем или иным вопросам. То есть это решение должно было соответствовать традиции и обычаям каждой страны. Однако мир Ислама не имел способность выносить решения, которые соответствовали бы традициям всех стран. Поэтому возникновение и становление мазхабов являлось закономерностью.
Основы мазхаба сложились в эпоху сподвижников. Жители Мекки спрашивали фетву только у Абдуллы ибн Аббаса (р.а). Вместе с хазретом Абдуллой в Мекке проживали и другие сподвижники. Однако никто из них не порицал этих действий Абдуллы, наоборот они всегда поддерживали его. Народ Ирака действовал согласно фетвам Абдуллаха бин Масуда (р.а). Этот сподвижник выносил решения и выдавал фетвы для населения страны. А мусульмане Хиджазского края руководствовались фетвами и решениями Абдуллы бин Омара (р.а.). Эти случаи имели место в эпоху халифов, после нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), когда еще были живы многие сподвижники. Никто из ученых сподвижников не считал этот поступок неправильным.

Ценность мазхаба Абу Ханифы

Огромную историческую роль в формировании обще-человеческих ценностей и сохранении национальных осо-бенностей в Казахстане сыграло духовное наследие имама Агзама Абу Ханифы. Ханафитский мазхаб в Исламе представляет собой совокупность различных выводов, которые, несомненно, носят интегрирующий характер, т.е., имея выверенный набор интерпретаций священных текстов, мазхаб, посредством своей ясной и проверенной научной методологии, носит цельный характер.
Плюрализм и свободомыслие, уважение к науке и знаниям, сублимируемые ханафизмом, создали условия для появления таких столпов мировой мысли как аль-Фараби и ибн Сины. Роль аль Фараби и ибн Сины очень значима в формировании и развитии современной культуры и цивилизации. И философский гений и реформатор наук аль-Фараби смог сложиться только в ханафитской среде, а не в замкну-тых формальных мусульманских пространствах. Необычность и смелость его философских воззрений, входила в определенное противоречие с общественным мнением, неспособным к полному восприятию греческой философии и науки.
Имам Мухаммад аль-Бухари, Абу Мансур ас-Самарканди, Абу Мансур аль-Матуриди, Юсуф Баласагуни, Ходжа Ахмет Яссауи и их современники и наследники стали гордостью не только Средней Азии, но и всего Исламского мира.

Важность мазхаба Абу Ханифы для независимого Казахстана

Традиционный для казахов ханафитский мазхаб является прекрасной идеологической платформой для формирования культа новых знаний в стране, стремления к совершенствованию и продвижению республики в сообщество развитых государств. Здесь представляется уместным привести слова нашего Президента, что религия «не должна стать объектом локальной или глобальной политической игры» «Мы гордимся тем, что являемся частью мусульманской уммы. Мы должны формировать религиозное сознание, соответствующее традициям и культурным нормам страны».
В этой связи развитие ханафитского мазхаба, в качестве одного из главных духовных столпов казахского общества, отвечает стратегическим интересам Республики Казахстан. Сегодня отечественная экономика требует подготовки хорошо образованных, современных и инновационно мыслящих людей. И в этом разрезе формирование качественных и высококонкурентных человеческих ресурсов страны возможно при опоре на ханафитскую интел-лектуальную традицию, основанную на творчестве и инициативности. Данный процесс может также способствовать формированию мусульманских интеллектуалов в Казахстане.
Современная экономика тре-бует людей образованных, в первую очередь, духовно богатых. А такой уровень личной культуры, может быть, достигнут лишь при опоре на традиционную общечеловеческую духовность, как раз и акку-мулированную в ханафитской интеллектуальной традиции.
В этой связи не вызывает сомнений огромная роль ханафитского мазхаба, как в исторической ретроспективе, так и для будущего становления исламской уммы Казахстана. «У нас нет другой альтернативы, кроме единой мусульманской уммы, сплоченной вокруг своих вековых традиций, которые крепко переплетены с основами мазхаба Абу Ханифы. И мы не приемлем какой-либо раскольнической идеологии, сеющей раздор и размежевание».
Казахстанское гражданское общество - здорово и сильно, прежде всего своими корнями. Интеллектуальный, творческий потенциал нашего народа - очень велик. И нельзя допустить, чтобы кто-либо посягнул на наше единство и сплоченность. Развитие хана-физма в нашей республике вместе с ростом казахстанского патрио-тизма, позволит на идеологическом уровне противостоять религиоз-ному радикализму и экстремизму, прикрывающемуся религией. Ведь одним из важных положений ханафизма является пропаганда справедливости и отказ от насильственных действий во имя мира.
Таким образом, возрождение и развитие ханафитского мазхаба позволит создать и повысить иммунитет казахстанских верующих к идеологии радикализма. В XXI веке исламская религия ханафитской традиции в Казахстане будет играть всевозрастающую роль в деле консолидации мусульманской общественности, в укреплении межкультурного и межцивилизационного диалога, что приобретает в современном мире все большую значимость.
Пусть Всевышний Аллах дарует благо нашей стране и укрепит единство, согласие и взаимопонимание нашего народа!

Имам имамов, светоч уммы, предводитель факихов и муджтахидов, хафиз-хадис, хазрат, имам Абу Ханифа, рахимахуллах, был уважаемым муджтахидом, мухаддисом и авторитетной личностью. Он действительно был аскетичным, мудрым и набожным.

Огромное количество мухаддисов, а также ученых ханафитского, шафиитского, маликитского и ханбалитского мазхабов единодушны в признании достоинств и сильных сторон имама. Тысячи трудов были написаны имамом Абу Ханифой, рахимахуллах. Имам Абу Ханифа, рахимахуллах, - единственный из всех имамов, удостоившийся титула «Имам-Азам» (Величайший из имамов). Его назвали так не потому, что он был первым из четырех имамов в фикхе, и не потому, что у него больше всего последователей в мире, а именно потому, что он первым из числа ученых Ахлю-с-Сунна стал вести диспуты с заблудшими – шиитами, атеистами, хавариджами и мутазилитами(отрицающие сифаты Аллаһа).

Значительное количество ученых и мухаддисов остались приверженцами имама Абу Ханифы, рахимахуллах, и более половины уммы Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и по сей день продолжает придерживаться его учения.

Он родился в эпоху сахабов(сподвижнки Пророка, мир ему и благословение Аллаха). Воздержанность, богобоязненность, щедрость, ученость, добродетельность - все эти качества были присущи имаму Абу Ханифе, рахимахуллах.

Он был родом из Куфы, которая в то время была мощнейшим центром хадисов. В этом городе проживали тысячи сподвижников Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. В Куфе родилось более тысячи факихов, из которых сто пятьдесят были сподвижниками Святого Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Куфа была тем городом, в котором когда-то проживали почтенный хазрат Абдулла ибн Масуд, радыаллаху анхум и почтенный хазрат Абу Хурайра, радыаллаху анхум.

Именно в этом известном образовательном центре и получил воспитание и образование имам. Также много знаний и пользы он извлек и у ученых Аль-Харамейн (Мекки и Медины).

Год и место рождения

80-й год по хиджре, г. Куфа (Ирак).

Известные обращения к нему

Имам Азам / Абу Ханифа, рахимахуллах

Особенный факт

Единогласно признается, что имам Абу Ханифа, рахимахуллах, был табиином (те, кто видел сахабов). В разных источниках приводятся различные данные по количеству сподвижников, которых видел имам. Сахиб-Икмаль передает, что их было двадцать шесть, в то время как хафиз Ибн Хаджар говорит о восьми. С принципиально иным мнением выступает хафиз Аль-Миззи, который говорит о семидесяти двух сподвижниках.

Получение знаний

Начальные исламские знания имам Абу Ханифа, рахимахуллах, приобрел еще в детстве, но период обучения продолжался недолго в связи со скорой кончиной его отца. Впоследствии, он продолжил семейное дело.

Источник заработка

Торговля шелком

Продолжение обучения

К 22-м годам большая часть его свободного времени проходила в дебатах. В этот период имам Ша’би, рахимахуллах, посоветовал имаму Абу Ханифе, рахимахуллах, приобщиться к какому-нибудь ученому.

Он защищал убеждения Ахлю-с-Сунна, акыду сподвижников и таби’инов, он опровергал разных сектантов, которые ее искажали. Именно в этом он в первую очередь стал имамом, достиг степени имама. Потом, как ему сказал его учитель Хаммад, он оставил эти темы, и углубился в фикх, и стал в нем муджтахидом, потому что в решении вопросов фикха стали больше нуждаться. Сначала он опроверг заблудших, а потом занялся вопросами фикха, вопросами каждодневной практики, которые требовали больше внимания.

Наиболее значимый учитель фикха

Имам Хаммад, рахимахуллах

Наиболее значимый учитель хадисов

Имам Амир Ша’би, рахимахуллах,

Количество переданных хадисов

4 000 хадисов, из которых 2 000 хадисов были получены у одного только имама Хаммада, рахимахуллах.

Значимые принципы определения приемлемости хадисов, на которые опирался имам Абу Ханифа, рахимахуллах

Хадис должен запоминаться в правильной форме с самого первого дня, когда он был услышан, до самого момента его передачи.

Хадис должен исходить от Святого Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и передаваться только по цепочке абсолютно надежных людей.

Любые хадисы, которые противоречат Корану или другим известным хадисам, не принимаются.

Краткий список учителей имама Абу Ханифы, рахимахуллах

Амир ибн Шурахбиль, Ша’аби Куфи, Алькама ибн Мартад, Зияд ибн Илака, Ади ибн Сабит, Катада Басри, Мухаммад ибн Мункадир Мадни, Симак ибн Харб, Кайс ибн Муслим Куфи, Мансур ибн Умар и многие другие.

Краткий список учеников имама Абу Ханифы, рахимахуллах

Кади Абу Юсуф, Мухаммад ибн Хасан, Зуфар ибн Хузайль, Хаммад ибн Абу Ханифа, Абу Исмат Мугира ибн Миксам, Юнус ибн Исхак, Абу Бакр ибн Айяш, Абдулла ибн Мубарак, Али ибн Асим, Джафар ибн Аун, Убайдулла ибн Муса и многие другие.

Труды имама Абу Ханифы, рахимахуллах

- «Китаб-уль-Асар» - труд, созданный на основе 70 тысяч хадисов,
- «Алим-уаль-мута‘аллим»,
- «Аль-Уасия»,
- «Рисаля»,
- «Аль-Фикх аль-Акбар»,
- «Джами’уль Масанид»,
- «Китабуль Рад аляль Кадирия» и многие другие.

Качества имама Абу Ханифы, рахимахуллах:

Беспристрастность

Имам Абу Ханифа, рахимахуллах, никогда ни от кого не принимал покровительственных даров и поэтому не был никому обязан.

Гуманность и щедрость

Однажды, увидев проходившего мимо имама Абу Ханифу, рахимахуллах, прохожий свернул на другую дорогу. Когда имам Абу Ханифа, рахимахуллах, спросил его о причине такого поступка, тот ответил, что он устыдился, поскольку был должен имаму Абу Ханифе, рахимахуллах, 10 тысяч дирхамов. Скромность человека поразила имама Абу Ханифу, рахимахуллах, и он простил должнику его долг.

Отзывчивость

Однажды, находясь в мечети, имам услышал весть о том, что с крыши упал человек. Имам немедленно покинул собрание и, не надевая туфли, босиком устремился к месту происшествия. До тех пор, пока здоровье упавшего не пришло в норму, имам ежедневно навещал его, ухаживая за ним.

Манеры

Имам никогда не начинал говорить, если только в этом не было необходимости. Один человек как-то сказал Суфьяну ас-Саури, рахимахуллах, что он никогда не слышал, как имам злословил о ком-то. Суфьян, рахимахуллах, ответил: «Абу Ханифа, рахимахуллах, не настолько глуп, чтобы разрушать свои собственные хорошие поступки».

Воздержанность и богобоязненность

Передают: «Я ни разу не видел, чтобы имам Абу Ханифа, рахимахуллах, отдыхал в ночные часы».

Передает Абу Нуайм: «Даже перед исполнением намаза имам Абу Ханифа, рахимахуллах, плакал и взывал к Аллаху».

«В Коране нет такой суры, которую бы я не читал во время нафль-намазов» (Абу Ханифа).

Хариджа ибн Мусаб передает, что есть четыре религиозных лидера, которые полностью прочитали весь Коран за один ракаат. Это Усман ибн Аффан, радыаллаху анхум, Тамин Дари, радыаллаху анхум, Саид ибн Джубайр, рахимахуллах, и имам Абу Ханифа, рахимахуллах.

Однажды прошла весть об украденной овце. Имам Абу Ханифа начал узнавать, как долго живут овцы. Разузнав, он не ел мясо овцы в течение семи лет, боясь, что это мясо может принадлежать украденному животному.

Сорок лет подряд имам Абу Ханифа, рахимахуллах, совершал намаз фаджр с омовением, которое он брал для намаза иша.

Количество хатмов Корана каждый Рамадан

Шестьдесят

Количество совершенных им хаджей

Пятьдесят пять

Испытания и невзгоды

Испытание первое

Во время правления Ибн Хубайры имам Абу Ханифа, рахимахуллах, отказался от его предложения занять пост верховного судьи (так как имам не хотел помогать в порочных делах).

Последствия отказа

Его проводили через весь город на лошади, при этом хлестая его 10 раз, ежедневно в течение 11 дней подряд.

Испытание второе

Во время правления Абу Джафара Мансура это предложение было сделано повторно, и снова последовал отказ.

Последствия отказа

Заключение в темницу и жестокое избиение.

Продолжение испытания

Халиф Абу Джафар Мансур снова настоятельно потребовал от имама пересмотреть свое решение. В конце концов, имам поклялся Аллахом, что не примет его.

Последствия

С имама сняли рубашку и нанесли 30 ударов плетью. Кровь текла до самых пяток. Его в очередной раз заточили в темницу и 15 дней ограничивали питание, после чего его заставили выпить яд, из-за которого он и пал смертью шахида.

Положение при наступлении смерти

Возраст и дата смерти

В возрасте 70 лет: в 150-м г. по хиджре в месяц Раджаб (есть также мнения, что это произошло в месяц Шаабан или в Шавваль).

Похороны

Было проведено 6 джаназа-намазов, для того чтобы смогли принять участие более пятидесяти тысяч человек, собравшихся на его похороны. Хаммад, его сын и единственный ребенок, возглавил последний джаназа-намаз.

О книгах, приписываемых имаму Абу Ханифе (включая «Фикх Аль Акбар»), и разьяснение его истинной акиды!

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому мы взываем о помощи и молим о прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого ведёт Аллах по прямому пути, того никто не собьет, а кого Он сбил, того никто не наставит на правильный путь. Мы свидетельствуем, что Мухаммад - раб Аллаха и Его Посланник.

А затем:

Ассаламу алейкум уа рахматуЛлах уа баракятух! В связи с важностью данной темы, а также в связи с тем, что цитаты из этих книг, приписываемых имаму Абу Ханифе, разошлись по интернету, и используются как представителями различных течений для обоснования своих неверных воззрений, так и представителями ахли Сунна, необходимо разьяснение этого момента, а именно - непринадлежности этой книги одному из имамов ахли Сунна уаль Джамаа Абу Ханифе Ибн Нуману Ас Сабиту.

Заранее упредим протесты ханафитов, которые возможно скажут - «Как же так, эта книга признана в нашем мазхабе, и очень известна среди ханафитов?» Ответ будет таков: не всегда то, что известно, является достоверным, сколько известных среди простонародья хадисов является выдуманными, как например хадисы про большой и малый Джихад, или про то, что любовь к родине - часть веры, и так далее, не счесть им числа. Поэтому, известность не является аргументом на то, что какой то хадис или труд имеет достоверный иснад, тем более когда есть такие явные доводы, указывающие на обратное, как в случае с имамом Абу Ханифой, рахимахуЛлах.

Начнем того, что от Абу Ханифы передается 2 разных книги под названием «Фикх уль акбар», с разным содержанием и разным иснадом.

1. Первая из них - в современном изложении так и называется «Фикх уль акбар», и передается она от сына Абу Ханифы, Хаммада Ибн Аби Ханифы.

И в ней есть три проблемы, позволяющие сказать, что эта книга никак не может принадлежать имаму Абу Ханифе:

1. Иснад

Полный иснад этой книги выглядит так:

От Мухаммада Ибн Мукотиля Ар Рази, от Исома Ибн Юсуфа от Хаммада Ибн Аби Ханифы от Абу Ханифы.

И в этом иснаде большие проблемы с точки зрения достоверности

Начнем с передатчика Мухаммада Ибн Мукотиля Ар Рази.

Сказал о нем имам Аль Бухари: «Для меня лучше упасть с неба на землю, чем передавать от Мухаммада Ибн Мукотиля!» см. «Лисан Аль Мизан» Ибн Хаджара, 5/388

Сказал о нем Аз Захаби: «Слабый передатчик!» см. «Мугни фи дуафа», 2 /235

Cказал Ибн Хаджар Аль Аскалани: «Слабый передатчик» см. «Такриб», 2 /136

Затем, следующий перадатчик, Исом Ибн Юсуф Аль Бахли, он тоже слабый.

Сказал о нем Ибн Саад: «Был слабым в хадисе» см. « Мизан Аль И’тидаль», 3/67

Cказал о нем Ибн Ади: «Передавал от Саури и других хадисы, которые никто больше не передает!» см. «Камиль фи дуафа ар риджаль», 5/2008

Что же касается Хаммада Ибн Абу Ханифы, то многие ослабили его, как Ибн Ади, и Захаби, поскольку он был праведным человеком, однако с плохим запоминанием. (см. «Мизан аль Иттидаль», 1 - 590)

Однако даже если мы скажем что он приемлемый передатчик, то положение двух других передатчиков дозволяет утверждать, что данный иснад является очень слабым, и по одной этой причине предельно непозволительно приписывать эту книгу имаму Абу Ханифе.

2. Матн

Кроме этого, в самом тексте книги содержатся вещи, во первых, противоречащие акиде ахли Сунна, которую исповедовал Абу Ханифа, во вторых, поднимаются вопросы, и употребляются терминологии, которых не существовало во время жизни Абу Ханифы. Приведем пример.

Сказано в этой книге: «Он был, не прекращаясь, и не прекратится, со Своими именами и атрибутами - теми, которые относятся к Его сущности (сыфату затия), и теми, которые относятся к Его действиям (сыфату фи’лия)»

Предельно известно, что во время жизни Абу Ханифы (80-150 г.х.) не существовало такого разделения сыфатов Аллаха (на затия и фи’лия), и не приходит ни один асар от саляфов этой эпохи, чтобы кто то говорил так, а появилась эта терминология в третьем веке хиджры, и это указывает на то, что автор книги - не Абу Ханифа, а кто то из поздних.

И эти слова отчетливо указывают, что эта книга - фальсификация на Абу Ханифу, поскольку подобные утверждения о семи сыфатах - это мазхаб ашаритов, появившийся в третьем веке хиджры, через 100 лет после Абу Ханифы, а саляфы утверждали для Аллаха все сыфаты пришедшие в Книге и Сунне, а не только семь, которые доказываются разумом, как делают эти философы.

Предельно известно, что дискуссия о сотворенности произношения Корана произошла в третьем веке хиджры, в 218 году, между имамом Ахмадом и заблудшими джахмитами, и большинство ученых порицало вообще поднятие этого вопроса, а некоторые, как имам Бухари, разьяснили его, обьяснив, что Коран который Слово Аллаха - он не сотворен, будь он и читаемым, однако голоса рабов читающих его, из деяний рабов, а деяния рабов Аллаха сотворены. Однако это поздняя дискуссия, а у саляфов во времена Абу Ханифы этого вопроса также не существовало, что указывает на то, что эта книга не может принадлежать имаму Абу Ханифе.

Почитайте этот текст! Как будто вы читаете какой то текст из книг заблудших мутакаллимов типа Фахра Ар Рази, Абу Мансура Аль Багдади, и других! Все эти термины - аль джовхар, аль джисм, аль арод - пришли из греческих книг по философии когда они были переведены в более поздние века, а Абу Ханифа был имамом саляфом и не употреблял таких слов.

В этой книге есть еще много других подобных мест, однако мы не будем удлиннять текст их рассмотрением. Из этих фрагментов уже ясно, что матн этой книги также является приписанным Абу Ханифе.

3. Молчание учёных

И дополняет уверенности в том, что эта книга - выдумка на Абу Ханифу, то, что никто из ученых вплоть до позднего времени не упоминал этот труд, а каждый кто упоминал «Фикх Уль Акбар», говорил о другой книге в риваяте Абу Мутыг Аль Булхи, о которой мы поговорим ниже. Обратитесь к книгам «Хамавия аль кубра», 5/46 «Дар ат таруд бейна акль уа накль», 6/263, «Минхадж ас Сунна», 3/138, «Иджтима джуюш аль ислямия», 138, «Аль Улюв», 136, и другие книги, где хафизы Аз Захаби, Ибн Теймия, Ибн Каййим и другие упоминают книгу Абу Ханифы «Фикх аль акбар», и говорят что она передается от Абу Мутыг Аль Бульхы, но не один из ученых не упоминает эту книгу от Хаммада

Таким образом, становится ясным, что эта книга - подделка и приписана имаму Абу Ханифе поздними мутакаллимами.

2. Вторая из них - «Фикх уль акбар» в передаче от Абу Мутыг Аль Булхи, также известная под названием «Фикх аль абсат»

Передал ее Хусейн Ибн Али Аль-Кашгари, от Абу Малика Ибн Насира Аль Хатли, от Абу Хасана Али Ибн Ахмада Аль Фариса, от Насира Ибн Яхья, от Аби Мутыг Аль Бульхы.

Рассмотрим же ее передатчиков.

1) Хусейн Ибн Али Кашгари: упомянул его хафиз Аз Захаби и сказал про него: «Обвинен во лжи!» см. «Мизан Аль Иттидаль», 1/533

Cказал о нем Ибн Сам’ани: «Большинство его риваятов и хадисов - вымышленные!» см. «Аль Анасиб», 11/22

2) Абу Малик Ибн Насира Аль Хатли - не известный передатчик, нету у него биографии и не упомянут он в книгах передатчиков, и одного факта одного наличия неизвестного передатчика в иснаде достаточно, чтобы сказать о слабости перадаваемого!

3) Али Ибн Ахмад Аль Фарис - также неизвестный передатчик, не упомянуто для него биографии ни в одной книге передатчиков.

4) Насир Ибн Яхья Аль Бахли - также неизвестный передатчик, маджхуль, и не упоминается его биография нигде, кроме как в книге «Джауахир Мадия», и не говорится в ней о нем ничего, кроме года смерти.

5) Что же касается Абу Мутыг Аль Бульхы, то это слабый передатчик, бывший представителем заблудших течений джахмия и мурджия.

Приводится о нем от ученых: «Сказал о нем имам Ахмад: «Нельзя передавать от него ни слова!» . Сказал Абу Дауд: «Оставлены его хадисы, и был он джахмитом!» Сказал Яхья Ибн Муаин: «Он никто!» Сказал Ибн Хиббан: «Был из главарей мурджиитов, которые ненавидят Сунну и ее приверженцев!» см. «Мизан Аль Иттидаль», 1/547, «Лисан аль Мизан», 2/334

Так как же можно приписывать эту книгу имаму Абу Ханифе, когда в ее иснаде 5 перадтчиков, и из них 2 лжеца и нововведенца, и три неизвестных? Аллаху акбар, воистину, это нечто удивительное!

Таким образом, становится ясно, что книга «Фикх Аль Акбар» в обоих своих вариантах не принадлежит имаму Абу Ханифе, а является ложно приписанной ему. Хвала Аллаху, Абу Ханифа был приверженцем Сунны из числа саляфов, и он далек от тех новшеств, что содержатся в этих книгах.

Затем, добавим, что другие книги, приписываемые Абу Ханифе, такие как «Аль Васия», «Китаб Аль Алим уа аль мутаалим», и другие, не являются достоверными также.

Что касается книги «Аль Васия», то книга «Аль-Васия» приписана Абу Ханифе, и передается по крайне слабому иснаду, в котором сразу несколько неизвестных передатчиков. Передаетсяся она от Абу Тохир Бин Махди Аль Хусайни, от Исхака ибн Мансура аль Мисаари, от Ахмада ибн Али Аль Сулаймани, от Хатима ибн Акиль аль Джаухари, от Абу Абдуллаха ибн Мухаммада ибн Самаа Ат Тамими, от Абу Юсуфа, от имама Абу Ханифы.
И этот иснад состоит из неизвестных передатчиков. И Мухаммад Ибн Махди аль Хусейни, и Исхак Аль Мисаари, и Ахмад Аль-Сулеймани, и Хатим аль Джауахири - эти четверо неизвестны, и они не упоминаются в книгах по передачикам хадисов и нет у них биографии, и не упомянуты они в табакатах ханафитов, поэтому с таким иснадом невозможно приписывать эту книгу имаму Абу Ханифе

Что касается книги «Китаб Аль Алим уа аль мутаалим», то она тоже передается по недостоверному иснаду, в подробности которого мы не будем вдаваться ввиду неизвестности этого труда среди русскоязычных мусульман.

ВАЖНОСТЬ ИСНАДА

И добавим еще, что ни в коем случае нельзя недооценивать значение иснада, ведь если бы не было в Исламе иснада, то это был бы не Ислам, а как религия иудеев христиан где каждый передает и говорит что хочет, и вводит в религию что хочет! А иснад - оружие верующего!

Мухаммад ибн Сирин говорил: “Раньше об иснаде не спрашивали, пока не произошла смута (в исламской общине). Когда же это произошло, то стали говорить: «Назовите нам ваших передатчиков!» И они смотрели: если передатчики были из ахлю-Сунна, то принимали их хадисы, а если они были из числа приверженцев нововведений, то хадисы от них не брали!” Муслим 1/15.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Достаточно для человека лжи - рассказывать все, что бы он ни услышал» . Муслим 1/10.

Имам Ибн Хиббан сказал: "В этом хадисе содержится строгий запрет рассказывать обо всем, не уточнив достоверность этого!" См. "ад-Ду"афа" 1/19.

Имам Ибн аль-Мубарак говорил: “Иснад из религии, и если бы не иснад, то каждый говорил бы что хотел!” Муслим 1/15.

Имам Суфьян ас-Саури сказал: “Иснад - это оружие верующего! И если у него не будет этого оружия, то с помощью чего он будет сражаться?!” См. “Файдуль-Къадир” 1/433.

И очень опасно брать свою религию от передатчиков лжецов, или приверженцев нововведений!

Али ибн Абу Талиб сказал: “Смотрите на тех, от кого вы берете эти знания, ибо поистине - это религия!” аль-Хатыб в “аль-Кифая” 121.

Ибн ‘Умар говорил: “Религия твоя! Религия твоя! Поистине - она твоя плоть и кровь! Так смотри же от кого ты берешь свою религию!” аль-Хатыб в “аль-Кифая” 122.

Также Мухаммад ибн Сирин, Даххак, имам Малик и др. говорили: Поистине, эти знания - религия, так смотрите же от кого вы берете свою религию” . Муслим 1/23

Къады ‘Абдуллах ибн Ляхи’а рассказывал, как он слышал слова одного покаявшегося старика, который был хариджитом: “Эти хадисы - религия, так смотрите же на того, от кого вы берете свою религию. Поистине, когда мы желали чего-либо, мы превращали это в хадис!” аль-Лялякаи 1/85.

ИСТИННОЕ ВЕРОУБЕЖДЕНИЕ ИМАМА АБУ ХАНИФЫ.

А в заключение приведем достоверные асары от имама Абу Ханифы, рахимахуЛлах, указывающие на его саляфитскую акиду в противоположность тому, что приписывают ему приверженцы нововведений!

Сказал Имам Абу Исмаил Ас Сабуни из числа великих и ранних ученых шафиитов, после того, как привел хадис о нисхождении Аллаха: «Слышал я, как устаз Абу Мансур ибн Хаммад, сказал: «Сказал Абу Ханифа: «Аллах нисходит, без вопроса «Как?» см. «Акидату саляф уа асхабуль хадис», 89

Сказал Хайруддин Аль Алюси: «Передал Коды Абу Йала Саид Ибн Мухаммад в книге по акиде от Абу Юсуфа от имама Абу Ханифы, что он сказал: «Не позволено никому говорить об Аллахе, хвала Ему, в его сущности! Однако мы описываем его тем, чем описал Он Сам Себя, и не говорится о нем ничто основываясь на рассуждениях, величествен Аллах, Господь Миров!» см. « جلاء العينين في محاكمة لأحمدين », 368

И манхадж Абу Ханифы в вопросах акиды виден по его ученикам - Абу Юсуфу, Мухаммаду Ибн Хасану Аш Шайбани, и его сыну Хаммаду.

Передал имам Ас Сабуни со своим иснадом от Мухаммада Ибн Хасана Аш Шайбани, что тот сказал: «Сказал Хаммад Ибн Аби Ханифа:

«Сказали мы этим (заблудшим) - видели ли вы Слово Аллаха: «И придет Господь и ангелы его рядами» (Сура «Фаджр», 21)?

Они ответили: «Что касается ангелов, то они придут рядами, а что касается Господа, то мы не знаем что это значит, и не знаем, как Он придет».

И сказал я им: «Воистину, мы не обязываем вас знанием о том, как Он придет! Однако мы обязываем вас уверовать в Его Приход! Какой ваш хукм относительно того, кто говорит, что не придут его ангелы рядами?»

Ответили они: «Кафир, посчитавший ложью (Коран)»

Сказал им я: «И точно также тот, кто отрицает, что Аллах придет - он такой же кафир, посчитавший ложью Коран!» см. «Акидату Саляф уа асхабуль хадис», 3 /92

И сказал алляма Али Аль Кори Аль Ханафи, после того, как упомянул асар имама Малика о вознесении: «Вознесение известно, а то, как это произошло - неосмыслимо»: «И это мнение выбрал наш имам, Абу Ханифа, и так, все, что есть из аятов и хадисов, непонятных нам, где упоминается Рука, Глаз, Лик, и подобное из сыфатов. И значение (смысл) сыфатов известно, однако как это есть, неосмыслимо»

см. « مرقاة المفاتح شرح مشكاة المصابيح" », 8 /251

Хвала Аллаху, стало ясно, что в вопросе имен и качеств Аллаха, имам Абу Ханифа был на мазхабе праведных предков, вопреки тому, что приписывают ему различные философские течения!

И в заключение - восхваляем Всевышнего Аллаха, и просим Его помочь Сунне и ее людям, и защитить наших братьев и сестер от наущений различных течений, и вывести их приверженцев на истинный путь. Амин!



Поделиться: