Кольридж сэмюэл тейлор - биография. Сэмюэл тейлор кольридж биография Экранизации произведений сэмюэла кольриджа

(1834-07-25 ) (61 год) Место смерти: Гражданство:

Великобритания

Род деятельности: Направление:

Произведения на сайте Lib.ru в Викитеке.

Сэмюэл Тэйлор Кольридж (англ. Samuel Taylor Coleridge ; 21 октября , Оттери-Сент-Мэри, Девоншир - 25 июля , Хайгейт) - английский поэт -романтик , критик и философ, выдающийся представитель «озёрной школы» .

Биография

Сэмюэл Кольридж был младшим из десяти детей своего отца, служившего пастором в Девоншире . В 9 лет был отправлен в лондонскую школу Christ’s Hospital, где провёл детство и где его единственным товарищем был знаменитый впоследствии Чарльз Лэмб . В поступил в Кэмбридж , занимался классической литературой, но был исключён из университета за сочувствие республиканским идеям. Увлёкся идеями Великой французской революции и начал вести страстную пропаганду в её защиту. Вместе с поэтом Робертом Саути , также выгнанным из школы за «вольнодумство», читал в Бристоле лекции на политические и исторические темы, издавал брошюры и журнал «Страж» (вышло 8 номеров). Вдохновлённый революционными идеями, написал свободолюбивое стихотворение «Взятие Бастилии» ().

Разочаровавшись во Французской революции, он неожиданно для самого себя завербовался в солдаты и только через несколько месяцев освободился. При помощи друзей Кольридж вернулся в университет, где пробыл до г. В этот год он пишет совместно с Саути трагедию «Падение Робеспьера» (), в которой осуждается революционный террор.

Разочаровавшись в «старой Европе», Кольридж с Саути решили ехать в «свободную Америку», чтобы организовать там коммуну, которую Кольридж намеревался назвать «Пантисократия». Поездка не состоялась из-за отсутствия средств. Вслед за этим для Кольриджа наступил период окончательного разочарования во всех революционных и просветительных идеалах.

Кольридж становится романтиком, уйдя с головой в первобытные времена и средневековье. Письма Кольриджа за это время свидетельствуют о тяжких домашних обстоятельствах поэта, бедности и первых зачатках болезни, породивших у него страсть к опиуму . В переехал с семьей в деревню Альфоксден, и жил там по соседству с Водсвортом и в постоянном общении с поэтом, с которым совершал бесконечные прогулки и экскурсии. К этому лучшему времени поэтического творчества Кольридж относятся стихотворение «Genevieve», «Кубла-хан », «Dark Ladie» и лучшие из его больших поэм «Старый мореход » и «Кристабель». В 1798 году Кольридж нашёл издателя для первого издания «Лирических баллад » («Lyrical Ballads», совместно с Водсвортом), этот сборник явился манифестом английского романтизма . Период творческого подъёма продолжался не более двух лет, в течение которых поэтом были созданы лучшие его произведения.

На средства меценатов Кольридж и Вордсворт с сестрой посетили Германию, где слушали лекции в Гёттингенском университете , изучали немецкую литературу и философию. Это путешествие оказало громадное влияние на развитие его философского миросозерцания.

«Озёрная школа»

В следующем году оба поэта объездили английские озера и Кольридж вынес оттуда глубокие впечатления красоты своей родины. В том же году Кольридж стал работать в «Morning Post»; его политические статьи отличались больше всего нападками на Питта; вскоре, однако, он изменил политике и поселился с семьей на озёрах, недалеко от Вордсворта и Саути; соседство трёх сродных по духу поэтов привело к придуманной «Edinburgh Review» кличке «озёрной школы». Тем временем здоровье Кольриджа пошатнулось, он ездил на остров Мальту , но вернулся домой ещё более расшатанный, и развившаяся наклонность к опиуму ослабляла его умственную деятельность. Поэтическое творчество его падало, и главным интересом периода между 1801-1816 гг. является издание «The friend» еженедельных очерков политического и философского содержания.

Борьба с опиумом лишала его силы работать, к тому же он жил отдельно от семьи, у чужих. В нём совершился за эти годы религиозный переворот, он стал верующим христианином и стал много писать по религиозным и философским вопросам. Все его прозаические произведения написаны в это время; главные из них «Two-Lay Sermons» «Biographia Literaria», «Aids to Reflection», «Church and State», «Literary Remains» и религиозные размышления, озаглавленные «Confessions of an Inquiring Spirit». Кольридж распространял свои идеи и живым словом; его домик в Хайгейте был сборным пунктом лучших умов того времени, приезжавших слушать престарелого философа-поэта. Некоторый отголосок этих бесед сохранился в составленной его племянником и зятем книге «Table Talk».

Кольридж умер в 1834 г. в Хайгейте (Лондон), где жил так долго.

Творчество

Памятник Старому моряку - в честь Кольриджа

При жизни Кольриджа его значение как философа и учителя затмевали все остальные свойства его таланта, но потомство видит в нём главным образом поэта, автора «Старого морехода », «Кристабель» и других поэм, в которых странным образом перепутывается действительность с вымыслом. Кольридж представитель одной стороны английского романтизма, его стремления к чудесному. «Лирические баллады » задуманы были Кольриджем вместе с Вордсвортом во время их юношеских скитаний по горам; они мечтали вдвоём о возрождении английской поэзии, погибающей в переживании псевдоклассических традиций XVIII в.

Вордсворт избрал для себя область простой, повседневной жизни, задавшись целью внести поэзию в описание самых обыкновенных событий деревенского и городского быта, Кольридж же, наоборот, выбрал область событий и характеров фантастического или, по меньшей мере, романтического жанра, сообщая им человеческий интерес и то подобие действительности, которое побеждает инстинктивное неверие и увлекает читателей.

Этот постепенный переход от действительности к чистой фантазии - основной приём Кольриджа, магически действующий в «Старом мореходе», где инциденты обыкновенного морского путешествия постепенно переходят в область чудесного, где естественное и сверхъестественное сливаются в неразрывное целое; английская критика справедливо утверждает, что со времени Шекспира не было столь «реальной фантастичности» в английской поэзии.

Все баллады Кольриджа имеют тот же характер фантастичности, коренящейся в национальных преданиях, и вся его поэзия проникнута характерным меланхолическим настроением и вдумчивым отношением к природе. В своих критических статьях и лекциях Кольридж обнаружил редкие качества критика-философа. Лучшие из его критических этюдов - это главы о Вордсворте в его «Biographia Literaria» и заметки о Шекспире в «Literary Remains».

С Вордсвортом он во многом расходился, был противником его теории о тождественности языка поэзии и прозы, но глубоко понимал его поэзию, и в своей статье высказал очень интересные и оригинальные мысли об истинном значении поэзии и происхождении размеренной, поэтической речи. В статьи о Шекспире, Кольридж внёс новый метод изучения Шекспира, противоположный доктринальной критике доктора Джонсона , пытающийся подступить с психологическими объяснениями к творчеству Шекспира. Он первый разрушил распространённое в XVIII в. мнение об экстравагантности и разнузданности великого драматурга, и его разбор Гамлета лег в основание Шлегелевских комментариев.

В философии Кольриджа был проповедником трансцендентализма , явившегося как реакция против материализма XVIII в. Он всегда стремился к познанию основных принципов, к «исканию абсолютного». Его философские взгляды изложены главным образом в «Aids to Reflection», «The friend», «The Biographia Literaria» и составляли содержание его бесед в Хайгейте, воспроизведённых отчасти в «Table Talk». Во всех этих книгах Кольридж старается установить связь германской метафизики, к которой он сам примыкал, с классическим, априорным пониманием мира у Платона . Критика Кольриджа, его стремление проследить в конкретных, ограниченных, видимых произведениях искусства смутную, невидимую и сравнительно бесконечную душу художника, составляют проповедь проникновения в явления, «покрытые завесой».

В честь Кольриджа назван кратер на Меркурии .

Переводы

Из произведений Кольриджа целиком переведён на русский язык «Старый матрос», Ф. Б. Миллером («Библиотека для чтения », 1851, т. 108; перепечатано во 2-й части «Стихотворений» Миллера и в «Английских поэтах» Н. В. Гербеля), Н. Л. Пушкаревым «Свет и Тени» (1878), А. А. Коринфским (СПб., 1893; премия журнала «Наше Время»), Н. С. Гумилёвым . Отрывок из «Кристабель» перевёл И. И. Козлов («Сын Отечества », 1823, № 18 и в «Стихотворениях», перепечатано в «Английских поэтах» Гербеля), целиком - Георгий Иванов . «Кубла Хан» переведено К. Д. Бальмонтом . Стихи Кольриджа «К осенней луне», «К речке Оттер», «Костюшко», «К Азре» и «К природе» переведены Дмитрием Щедровицким . В 2011 г. вышла книга У. Вордсворт и С.Т. Кольридж, "Лирические баллады и другие стихотворения": М., Издательский центр РГГУ. В ней содержатся четыре новых перевода из Кольриджа, сделанных Игорем Меламедом .

Литература

  • Кольридж С.Т. Поэма о старом моряке. Всемирная литература 1919г.
  • Кольридж С.Т. Стихи. Серия: Литературные памятники. М. Наука. 1974г.
  • Кольридж С.Т. Избранное. Сост. и коммент. А.Н. Горбунова; Послесл. А.Н. Горбунова и Н.А. Соловьевой. На англ. яз. М. Прогресс 1981г.
  • Кольридж С.Т. Избранные труды. Серия: История эстетики в памятниках и документах М. Искусство 1987г.
  • Кольридж С.Т. Стихотворения: Сборник. На англ. языке с параллельным русским текстом М. Радуга 2004г.
  • У. Вордсворт и С.Т. Кольридж, Лирические баллады и другие стихотворения: Издательский центр РГГУ, М., 2011.
  • Поэты ``Озерной школы``. Уильям Вордсворт, Сэмюэл Тэйлор Кольридж, Роберт Саути. Серия: Библиотека зарубежного поэта. СПБ, Наука, 2008
  • "Английский сонет XVI–XIX веков", сборник - М.: Радуга, 1990
  • «Life of Coleridge», Hall Caine, в изд. «Great Writers», с обширной библиографией
  • Poter, W., «Appreciations»
  • Shairp, J. С., «Studies in poetry and philosophy»

Ссылки

Биография

Английский поэт-романтик, критик и философ, выдающийся представитель «озёрной школы». Отец английской поэтессы Сары Кольридж (1802-1852). Отец поэта и биографа Хартли Кольриджа (1796-1849). При жизни Кольриджа его значение как философа и учителя затмевали все остальные свойства его таланта, но потомство видит в нём главным образом поэта, автора «Ancient Mariner», «Christabel» и других поэм, в которых странным образом перепутывается действительность с вымыслом. Кольридж представитель одной стороны английского романтизма, его стремления к чудесному. Его «Lyrical ballads», содержащие все его лучшие поэмы, задуманы были Кольриджем вместе с Вордсвортом во время их юношеских скитаний по горам; они мечтали вдвоём о возрождении английской поэзии, погибающей в переживании псевдоклассических традиций XVIII в. В философии Кольриджа был проповедником трансцендентализма, явившегося как реакция против материализма XVIII в. Он всегда стремился к познанию основных принципов, к «исканию абсолютного». Его философские взгляды изложены главным образом в «Aids to Reflection», «The friend», «The Biographia Literaria» и составляли содержание его бесед в Хайгейте, воспроизведённых отчасти в «Table Talk». Во всех этих книгах Кольридж старается установить связь германской метафизики, к которой он сам примыкал, с классическим, априорным пониманием мира у Платона. Критика Кольриджа, его стремление проследить в конкретных, ограниченных, видимых произведениях искусства смутную, невидимую и сравнительно бесконечную душу художника, составляют проповедь проникновения в явления, «покрытые завесой». В честь Кольриджа назван кратер на Меркурии.


Подробнее об имени Самуил

Афоризмы

В политике то, что начинается страхом, кончается обычно безумием.

Всех известных мне женщин старше семидесяти можно разделить на три категории: 1) милые старушки; 2) старухи; 3) старые ведьмы.

Всякое деяние несовершенно. Даже сотворение мира вступает в противоречие с моим представлением о величии Господа.

Для большинства из нас опыт - это кормовые огни корабля, которые освещают лишь пройденный путь.

Если вы хотите хорошо смотреться рядом с мудрецом, произведите на него хорошее впечатление; а если хотите хорошо выглядеть рядом с глупцом, оставьте его с благоприятным впечатлением о нем самом.

Живопись - нечто среднее между мыслью и вещью.

Картина - посредник между предметом или явлением и мыслью.

Критики - это обычно люди, которые были бы поэтами, историками, биографами и т. д. - если бы могли.

Кто начинает с того, что любит христианство больше, чем истину, кончит тем, что полюбит свою собственную секту или церковь больше, чем христианство, и наконец - самого себя больше, чем все остальное.

Люди, в своем большинстве, нигде не чувствуют себя такими чужими, как у себя дома.

Мужчина, женившийся по любви, все равно что лягушка, прыгнувшая в колодец. Воды вдоволь, но обратно уже не выберешься.

Недостатки великих писателей - это обычно их достоинства, доведенные до крайней степени.

Неразделенная любовь часто становится причиной женоненавистничества, подобно тому как слишком сильная жажда становится, как думают некоторые, причиной водобоязни.

Ни один великий поэт не может не быть одновременно и большим философом.

Прежде, чем угаснет пламя греха и увянет скорбь, к нам явится смерть с дружеским участием; открытый бутон, обращенный к небесам, дарует небу свой цвет.

Самой счастливой супружеской парой, какую я могу представить себе, был бы союз глухого со слепой.

Тот, кто хвастается, что приобрел множество друзей, никогда не имел ни одного друга.

Хороший человек не бывает настолько хорош, а плохой - настолько плох, какими они считаются.

Через собственную тень не перепрыгнешь.


нет комментариев

Of Ottery and headmaster of the local . As a child Coleridge was already a prodigious reader, and he immersed himself to the point of morbid fascination in romances and Eastern tales such as The Arabian Nights’ Entertainments. In 1781 his father died suddenly, and in the following year Coleridge entered Christ’s Hospital in London, where he completed his . In 1791 he entered Jesus College, Cambridge. At both school and university he continued to read voraciously, particularly in works of imagination and visionary philosophy, and he was remembered by his schoolmates for his eloquence and prodigious memory. In his third year at Cambridge, oppressed by financial difficulties, he went to London and enlisted as a dragoon under the assumed name of Silas Tomkyn Comberbache. Despite his unfitness for the life, he remained until discovered by his friends; he was then bought out by his brothers and restored to Cambridge.

About, about, in reel and rout

The death-fires danced at night;

The water, like a witch’s oils,

Burnt green, and blue and white.

After the death of his shipmates, alone and becalmed, devoid of a sense of movement or even of time passing, the mariner is in a hell created by the absence of any link with life. Eventually, however, a chance sight of water snakes flashing like golden fire in the darkness, answered by an outpouring of love from his heart, reinitiates the creative process: he is given a brief vision of the inner unity of the universe, in which all living things hymn their source in an interchange of harmonies. Restored to his native land, he remains haunted by what he has experienced but is at least delivered from nightmare, able to see the ordinary processes of human life with a new sense of their wonder and mercifulness. These last qualities are reflected in the poem’s attractive combination of vividness and sensitivity. The placing of it at the beginning of Lyrical Ballads was evidently intended to provide a context for the sense of wonder in common life that marks many of Wordsworth’s contributions. While this volume was going through the press, Coleridge began a complementary poem, a Gothic ballad entitled “ ,” in which he aimed to show how naked energy might be redeemed through contact with a spirit of innocent love.

Сэмюэл Тэйлор Кольридж (англ. Samuel Taylor Coleridge; 21 октября 1772, Оттери-Сент-Мэри, Девон - 25 июля 1834, Хайгейт) - английский поэт-романтик, критик и философ, выдающийся представитель «озёрной школы». Отец поэтессы Сары Кольридж (1802-1852) и литератора Хартли Кольриджа (1796-1849).

Биография

Сэмюэл Кольридж был младшим из десяти детей своего отца, служившего пастором в Девоне. В 9 лет был отправлен в лондонскую школу Christ’s Hospital, где провёл детство и где его единственным товарищем был знаменитый впоследствии Чарльз Лэмб. В 1791 году поступил в Кэмбридж, занимался классической литературой, но был исключён из университета за сочувствие республиканским идеям. Он увлёкся идеями французской революции и начал вести страстную пропаганду в её защиту. Вместе с поэтом Робертом Саути, также выгнанным из школы «за вольнодумство», читал в Бристоле лекции на политические и исторические темы, издавал брошюры и газету «Хранитель» (The Watchman; вышло 8 номеров). Вдохновлённый революционными идеями, написал стихотворение «Взятие Бастилии» (1789).

Разочаровавшись во Французской революции, он неожиданно для самого себя завербовался в солдаты и только через несколько месяцев освободился от службы. При помощи друзей Кольридж вернулся в университет, где пробыл до 1794 года. В этот год он пишет совместно с Р. Саути трагедию «Падение Робеспьера» (1794), в которой осуждается революционный террор.

Разочаровавшись в «старой Европе», вдвоём они решили ехать в «свободную Америку», чтобы организовать там коммуну, которую Кольридж намеревался назвать Пантисократией. Поездка не состоялась из-за отсутствия средств. Вслед за этим для Кольриджа наступил период окончательного разочарования во всех революционных и просветительных идеалах.

В 1795 году Кольридж и Саути поселились в Бристоле и женились на двух сестрах Фрикер. Кольриджу пришлось думать о заработке; публичные лекции, которые он читал с этой целью, были полны нападок на могущественного в то время премьер-министра У. Питта и были изданы под заглавием Conciones ad populum. Материального успеха они не имели, точно также как предпринятое Кольриджем издание еженедельной газеты Watchman, имевшей в самом начале много подписчиков, благодаря красноречию Кольриджа, объездившего несколько графств для пропаганды газеты. К числу многих неудавшихся попыток устроиться принадлежит также издание первого стихотворного сборника Кольриджа, озаглавленного Juvenile poems (1796).

Кольридж становится романтиком, уйдя с головой в первобытные времена и средневековье. Письма Кольриджа за это время свидетельствуют о тяжких домашних обстоятельствах поэта, бедности и первых зачатках болезни, породивших у него страсть к опиуму. В 1797 году семья Кольриджа переехала в деревню Альфоксден, и он жил там по соседству с У. Вордсвортом и в постоянном общении с ним, вместе они совершали бесконечные прогулки и экскурсии. К этому лучшему времени поэтического творчества Кольриджа относятся стихотворение «Genevieve», «Хан Хубилай», «Dark Ladie» и лучшие из его больших поэм «Старый мореход» и «Кристабель». В 1798 году он нашёл издателя для первого издания «Лирических баллад» («Lyrical Ballads», совместно с Вордсвортом), этот сборник явился манифестом английского романтизма. Период творческого подъёма продолжался не более двух лет, в течение которых поэтом были созданы лучшие его произведения.

На средства меценатов Кольридж и Вордсворт с сестрой посетили Германию, где слушали лекции в Гёттингенском университете, изучали немецкую литературу и философию. Это путешествие оказало громадное влияние на развитие его философского миросозерцания.

«Озёрная школа»

В следующем году оба поэта объездили английские озера и Кольридж вынес оттуда глубокие впечатления красоты своей родины. В том же году Кольридж стал работать в «Morning Post»; его политические статьи отличались больше всего нападками на Питта; вскоре, однако, он изменил политике и поселился с семьей на озёрах, недалеко от Вордсворта и Саути; соседство трёх сродных по духу поэтов привело к придуманной «Edinburgh Review» кличке «озёрной школы». Тем временем здоровье Кольриджа пошатнулось, он ездил на остров Мальту, но вернулся домой ещё более нездоровым, и развившаяся наклонность к опиуму ослабляла его умственную деятельность. Поэтическое творчество его шло на спад, и главным интересом периода между 1801-1816 гг. является издание «The friend» еженедельных очерков политического и философского содержания.

Сэмюэл Тейлор Кольридж оказал большое влияние на М. Ю. Лермонтова. Этот английский поэт-романтик, критик и философ, родился 21 октября 1772 года в Оттери-Сент-Мэри, Девоншир; умер 25 июля 1834 года в Хайгейте, Лондон. Вместе с Уильямом Вордсвортом и Робертом Саути он принадлежал к группе поэтов так называемой «озерной школы». Самым известным его произведением является баллада «Старый мореход», опубликованная в 1798 году в совместном с Вордсвортом собрании «Лирических баллад», в котором согласно традиционной точке зрения сформулированы принципы английского романтизма.

В своей поэзии Кольридж использовал технику намеренного фантастического искажения действительности, которая была направлена на то, чтобы постепенно подавить неверие читателя в реальность описываемых событий и увлечь его.

Сэмюэл Кольридж родился в семье пастора. После смерти отца в 1781 году его отправили в лондонский интернат «Госпиталь Христа». Здесь его одноклассниками были Ли Хант и Чарльз Лэм. Кольридж учился очень хорошо. Около 1791 года, когда молодой Кольридж заболел ревматизмом, он начал принимать настойку опия, вследствие чего позже у него развилась наркотическая зависимость. В то время настойка опия была распространенным лекарством и болеутоляющим средством.

В 1791 году Кольридж переехал в Кембридж, где стал студентом Колледжа Иисуса. Во время учебы он погряз в долгах, вследствие чего в 1793 году был отчислен и поступил добровольцем в армию. Однако его семья сделала всё, чтобы вернуть его в Кембридж. На следующий года Сэмюэл познакомился с Робертом Саути, с которым они решили осуществить идеалистический проект, суть которого состояла в создании коммуны под названием «Пантисократия» в американском штате Пенсильвания. Однако из этой затеи ничего не вышло. В 1795 году Саути женился на Эдит Фрикер, а Кольридж на её сестре Саре Фрикер. В 1796 году вышла в свет первая книга сочинений Сэмюэла Кольриджа, том стихов под названием «Стихотворения на разные темы» («Poems on Various Subjects»); а в сентябре того же года родился его сын Хартли Дэвид.

В декабре 1796 года семья Кольриджей переехала в Незер Стоуи, местечко в графстве Сомерсет. Вскоре после этого в близлежащий Олфоксден переехал и Уильям Вордсворт со своей сестрой Дороти Вордсворт. Общепринято считать, что плодотворное литературное сотрудничество Кольриджа с Вордсвортом положило начало английского романтизма. В 1798 году вышел совместный том их стихотворений «Лирические баллады», содержавший, пожалуй, самое известное произведение Кольриджа «Старый мореход» («The Rime of the Ancient Mariner»). В это же самое время он написал и большинство других своих известных стихотворений, среди них баллада ужасов «Кристабель» и написанное предположительно под действием опиума стихотворение «Кубла Хан».

В 1798 году Сэмюэл Кольридж и Вордсворт переехали в Германию, где занялись интенсивным изучением немецкой литературы и философии, в том числе творчества Августа Вильгельма Шлегеля, Фридриха Шеллинга, Иммануила Канта, Готхольда Эфраима Лессинга и Фридриха Шиллера. После своего возвращения из Германии Кольридж перевел на английский язык часть трилогии Шиллера «Валленштейн» и кроме этого планировал написать биографию Лессинга. В 1800 году Кольриджи переехали в городок Кесвик, местечко в Озерном краю (Lake District), устроившись неподалеку от семьи Вордсвортов. Проблемы со здоровьем и наметившийся разлад в супружеских отношениях привели к тому, что в этот период у Сэмюэла развилась опиомания, и наступил застой в его творческой деятельности. В 1804 году он занял пост в британском Совете гражданского управления на Мальте, благодаря чему ему удалось объездить всю территорию Италии. После своего возвращения с Мальты в августе 1806 года он развелся с женой, а затем некоторое время жил в доме Вордсвортов.

В 1808 году Сэмюэл Кольридж выступил со своей первой серией докладов на тему «О поэзии и принципах ощущения» («On Poetry and the Principles of Taste») в Лондонском Королевском институте. Он был не только остроумным теоретиком, но и прекрасным оратором. Его доклады привлекали внимание множества слушателей; особенно важными были его лекции о Шекспире. Сэмюэл Тейлор Кольридж стал консерватором и поддерживал в газетных статьях политический курс правительства. В 1810 году возник конфликт Кольриджа с Вордсвортом, который в 1813 году привел к его физическому и душевному упадку, восстановление от которого продолжалось очень медленно.

В 1816 году поэт переехал в Хайгейт, в дом врача Джеймса Джилмэн, где прожил до самой смерти. В 1817 году появилась его «Литературная биография» («Biographia Literaria»), смесь автобиографических текстов и статей по теории литературы, которая в наши дни считается важнейшим теоретическим свидетельством английского романтизма. В последующие годы Кольридж публиковал прежде всего статьи по теории общества и философии. В 20-е годы 19-го века он помирился в Вордсвортом; в 1828 году они вдвоем еще раз съездили в Германию, где Кольридж встретился с Фридрихом Шлегелем. Сэмюэл Кольридж умер 25 июля 1834 года в Хайгейте.



Поделиться: