Как укрепить веру если она вылезла наружу. Православие в современном мире

Для верующего важно всегда укреплять свою веру. Негоже, если вера человека день ото дня сохраняет свою прежнюю форму. Вера должна становиться и глубже, и шире. Наше отношение к вере так же не должно оставаться односторонним как раньше.

Вера крепнет, подкрепляясь живыми переживаниями с Богом. Дело в том, что Сам не является некой абстракцией или концепцией, но Он – живая реальность, живое Существо, такое же как мы с вами. Более того, Бог необъятен и многолик, природа Бога бесконечно многогранна, а Его Сердце обладает бесконечной глубиной, так что живые отношения с Ним мы можем развивать в вечности, и это нам никогда не надоест и не пресытит нас.

Основываясь на наших личных живых встречах и сердечных переживаниях с Богом, мы можем не только укрепить веру в Него, но наша вера может пустить глубокие корни в нашей жизни. Вера обладает поистине огромной силой. Веру неслучайно сравнивают с камнем или со скалой. Иисус говорил, что обладая верой всего с горчичное зерно (а у горчичного дерева размер семян очень мал), мы будем способны двигать горы. Для всемогущего Бога поистине нет ничего невозможного.

Чтобы укрепить свою веру, этого сначала нужно захотеть. Бог от сотворения наделил человека свободой и ответственностью, и Бог никогда не станет вмешиваться в вопросы внутренней духовной жизни человека вопреки его свободной воле. Так же как первые люди некогда сделали шаг от Бога и покинули Его обитель, первый шаг навстречу Богу, шаг веры, должен сделать сам человек. Развивать и углублять свою веру – так же ответственность самого человека. А Бог для этого дает человеку все необходимое.

Бог дает человеку Свое Слово, и ответственность человека – изучать Его Слово, верить в это Слово и практиковать это Слово в своей повседневной жизни. По мере , глубина понимания человеком этого Слова и соответственно качество веры будут углубляться. Бог дает человеку различные жизненные ситуации, в которых человек может практиковать Слово, а также проявлять и укреплять свою веру.

Все эти три аспекта важны. должна основываться на Божьем Слове. Поскольку невежественный в плане Божьей истины человек не может сам открыть эту во всей ее полноте, ему следует узнать эту истину от Бога через Его Слово. Затем от человека неизменно требуется «шаг веры», чтобы начать воплощать в своей жизни то, о чем Бог говорит ему и что просит его. И тогда через постоянство в практике вера способна принести зримые плоды. Тогда такая вера, подкрепленная личным опытом, станет для человека бесценным сокровищем на пути веры. С каждым таким опытом и внутренним переживанием вера будет пускать корни в жизни человека. Корень находится под землей. Корень «невидим». Так же и наша вера должна сантиметр за сантиметром уходить вглубь , связывая нас с Ним прочными невидимыми узами, меняющими нашу жизнь.

В первое воскресенье после Пасхи, Фомину неделю, Антипасху, Церковь вспоминает явление воскресшего Господа Иисуса Христаапостолам и уверение апостола Фомы. Господь не отверг сомнений Фомы, идет ему навстречу, показывает ему Свои раны, предлагая осязать их. При этом Господь открывает высший путь к вере: “Блаженны не видевшие и уверовавшие…”

Редакция портала «Русский Афон» собрала десять наставлений афонских святых и старцев о том, каким образом мы можем укрепить эту одну из высших добродетелей - веру.

1. Если человек совершает свой жизненный путь с верой, без колебаний и ищет помощи у Бога, то постепенно с ним начинают происходить чудесные события — сначала мелкие, затем более важные, — и вера его углубляется. Познав на собственном опыте Божественные тайны, человек становится богословом, потому что он не умозрительно к ним прикасается, а реально переживает. Его вера постоянно крепнет, ибо он существует в другом измерении, в сфере Божественных событий. Но чтобы на своем опыте познать тайны Божии, надо победить в себе ветхого человека и как бы вернуться в состояние до грехопадения. Надо иметь простое и кроткое сердце, чтобы твоя вера была непоколебимой. Надо без сомнения верить в то, что для Бога нет ничего невозможного. И знаешь, как тогда тебя будет огорчать то, что кто‑то не верит в помощь Божию? Тому, кто имеет великую веру, подвластно многое. Только истинно верующий человек живет настоящей жизнью и подлинно есть человек Божий.

2. - Геронда, у меня нет крепкой веры и я чувствую себя слабой.

Знаешь, что сделай? Прилепись к Богу, как ребёнок хватается за шею отца, обними Его и не отпускай, чтобы Он не мог тебя от Себя отдалить. Тогда ты будешь чувствовать надёжность и силу.

3. Неверие бывает от гордости. Горделивый человек своим умом и наукою хочет познать все, но ему не дается познать Бога, потому что Господь открывается только смиренным душам. Смиренным душам Господь показывает Свои дела, которые непостижимы для нашего ума, но открываются Духом Святым.

4. Гордость не дает душе вступить на путь веры. Неверующему я даю такой совет: пусть он скажет: "Господи, если Ты есть, то просвети меня, и я послужу Тебе всем сердцем и душою". И за такую смиренную мысль и готовность послужить Богу, Господь непременно просветит… И тогда душа твоя почувствует Господа; почувствует, что Господь простил ее, и любит ее, и это ты из опыта познаешь, и благодать Святого Духа будет свидетельствовать в душе твоей спасение, и захочешь тогда кричать на весь мир: "Как много нас любит Господь".

5. Начальная вера рождается, как говорит апостол Павел, от слышания слова Божия, «слова», которое отвечает глубочайшим исканиям нашего духа. Следуя этой вере, мы подвизаемся покаянием очистить себя от страстей греховных, благодаря чему ниспосылается нам обильная благодать. Этот опыт утверждает нашу веру, но опыт почти никогда не бывает совершенным, и мы можем подвергнуться колебаниям в дни парализующего уныния и расслабления. Вот, Петр поколебался после даже Фаворского откровения. Но если и в тяжких страданиях мы не теряем доверчивой любви к Богу, то она (любовь) воздействием Духа Божиего может стать верною, как смерть. Такая вера воистину есть совершенная. Обретший ее вписывается в «книгу жизни».

6. Вера, как и всякий дар свыше, становясь состоянием нашего духа, зависит также и от нас самих. Бог никогда не насилует нас: в свободе нашей мы принимаем Его любовь или отказываемся. Бог стоит у двери (сердца нашего) и стучит. «Если кто услышит голос «Его и отворит дверь, войдет к нему и будет вечерять с ним, и он с Богом» (ср.: Откр. 3, 20). Итак, если кто сам отворит дверь сердца и ума своего, тот получит и веру, и вслед за нею неописуемое богатство небесных даров. «Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1Ин. 5,4).

7. Господь, как мы уже упоминали выше, указывает, что «все возможно верующему»(Мк. 9:23). Тем из нас, кому необходимо мужество в предстоящей борьбе, должно глубже укрепляться в своей вере. Она - источник мужества, как и мужество укрепляет ее в свою очередь.

8. Только вера является тем ключом, который отверзает сокровищехранилище Благодати для вспомоществования людям. А вера призывается молитвой.

9. Блажен и треблажен муж, боящийся Господа. Из этого божественного страха рождается вера Богу. И человек верует всей душой, что поскольку совершенно посвятил себя Богу, то и Бог всецело о нем промышляет. И кроме пищи и покрывала, о которых, опять-таки, Он побуждает его заботиться, у него нет другого попечения. Но, следуя воле Господней, он со всей простотой ей подчиняется. Когда укоренится эта вера, совершенно упраздняется то знание, которое рождает сомнение во всем и уменьшает веру, а часто ее отнимает, ибо имеет силу естества, поскольку мы на нем воспитаны. Однако когда после многих испытаний вера победит, то возвращается назад и рождает, или, скорее, ей дается дар знания духовного, которое не противостоит вере, а на ее крыльях летает и исследует глубины таин, и эти двое — вера и знание, знание и вера — теперь неразлучные сестры.

Старец Иосиф Исихаст

10. Неверие - это болезнь, могила, боль и страх. Человек думает, что он свободен, но ему чего-то не достает. Он раздираем противоречиями. Он не знает истинной радости. Простота Церкви дарит помощь душам. Она изгоняет злобу и дает человеку возможность испытать подлинную радость. Вера проста, неверие сложно. … Фома по-братски ведет нас к источнику веры. На самом деле он совсем не был неверующим, но обладал достаточной верой. Мы благодарим его за то, что он подвел нас к источнику, способному утолить нашу жажду.

Про знаменитых героев много пишут. Их все знают. А про доктора Хавкина кто знает? Не очень много людей знают про Хавкина. И фамилия немного смешная, не героическая. Не Цезарь, прямо скажем. А вот Чехов написал про доктора Хавкина; "самый незаметный человек". Так и написал. Потому что был потрясен его незаметными подвигами. Его незаметной деятельностью. И незаметным самопожертвованием. А ведь этот доктор Хавкин спас множество людей. Он сначала учился в университете и хотел делать добро. Поэтому и начал медицину изучать. Примкнул к "народникам", - тогда многие гуманные молодые люди в "народники" шли. Хотели людям помогать и просвещать народ. Но "народники" оказались весьма агрессивными. Владимир Хавкин познакомился с одной "народницей"-террористкой, Верой Фигнер, по прозвищу "Верка-револьвер", послушал о кровавых планах по борьбе с кровавым режимом и решил народ спасать как-то иначе. Без пролития крови и без Верки-револьвера. Ушел он от них И стал учиться у Пастера. Вместе с Пастером три года разрабатывал вакцину от холеры. И они эту вакцину создали! Надо было ее испытать на человеке теперь. Пастер на себе испытывать забоялся, а доктор Хавкин вколол себе препарат и специально постарался заразиться холерой. На благо людей. Вакцина подействовала. Доктор не заболел! Доктор Хавкин немедленно отвез вакцину в Россию, где бушевала эпидемия холеры. Но правительство не разрешило вакцину использовать. Мало ли. Если помогло доктору Хавкину, другим может вред причинить. И вообще, как-нибудь народ сам справится. Хавкин вакцину предложил Франции и Испании - задаром! Но они тоже отказались. Мало ли... Англичане оказались хитрее и решили вот что: "давайте, - говорят, - пошлем этого подвижника в Бомбей, в Индию. Пусть там свою вакцину предлагает. Если это хорошая вакцина, мы потом ее себе возьмем. А если плохая - мы не виноваты. А лучше всего, если этот доктор там и сгинет. Нет человека - нет и вакцины. И рассуждать не о чем!". Хавкин приехал в Индию и собственноручно привил 42 тысячи человек. Они не заболели холерой, хотя была страшная эпидемия. Он их спас. А потом его англичане послали снова в Индию, на этот раз с вакциной от чумы. Он от чумы изобрел вакцину и тоже на себе испытал. Ввел вакцину и попытался заразиться чумой. Вакцина подействовала! И он потом в Индии остановил эпидемию чумы. Поехал и всех спас. Ну, вот и все, пожалуй. Вот и все незаметные подвиги этого доктора. Семью он не завел; он же в очагах эпидемии жил и постоянно подвергался риску. И вообще тихий был человек, незаметный. А деньги свои он отдавал на благотворительность и тайно посылал бедным. Так что есть незаметные люди и тихое самопожертвование. Когда ни стран не завоевал, ни в царей не стрелял, не метал бомбы и не совершал перевороты. Не собирал пожертвования. Не плыл на плоту через океан... Просто вот - был такой доктор. Самый незаметный человек. О котором так написал другой доктор, Чехов. Пораженный тихими, незаметными подвигами человека с немного смешной фамилией - Хавкин... Анна Кирьянова

Проповедь архимандрита Маркела (Павука) в академическом храме Рождества Пресвятой Богородицы в праздник Успения Божией Матери.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Этот воскресный день, дорогие братья и сестры, особенный, потому что он совпал с великим праздником Успения Божией Матери. И в этот день мы слушали два евангельские зачала: воскресное и Богородичное, которое читается на все праздники Божией Матери.

Первое, воскресное зачало, является продолжением того Евангелия, которое читалось на праздник Преображения. Когда Господь со своими учениками сошел со святой горы Фавор, внизу Его встретил человек, пал перед Ним на колени и стал просить, чтобы Он исцелил его сына, который в новолуние беснуется, ибо его бросает то в огонь, то в воду. Этот человек сказал, что подходил уже к ученикам с просьбой об исцелении, но те не смогли ничего сделать.

Услышав эту историю, Спаситель произнес: «О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда». И тут же Господь запретил бесу, и отрок стал здоров.

После этого ученики наедине стали спрашивать у Христа, почему они не могли изгнать беса? Он ответил: «По неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “Перейди отсюда тудаˮ, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:14–23).

Эта евангельская история многому нас научает, но в нынешний воскресный день хочется, чтобы мы обратили внимание, в какое время произошло чудо исцеления бесноватого отрока. Это случилось после того, как Спаситель и трое из Его учеников на горе Фавор испытали на себе сугубое действие благодати Божией. После этого они, как бы с небес, опускаются вниз на нашу грешную землю, где ощущают резкий контраст между миром благодати и миром, который во зле лежит, где господствуют грех, болезни и смерть.

Что-то подобное все мы, дорогие братья и сестры, может быть, не до конца это осознавая, тоже на себе испытываем. Сейчас мы находимся в Святой Лавре в храме Божием, где ощущаем сугубую благодать, как послы святого князя Владимира в Константинополе, когда они не могли сказать, где – на небе или на земле – они пребывают. Но вот мы покидаем храм, стены Святой Лавры, и нас окружает мир с его заботами и проблемами, и кажется, что их никак не разрешить. Сколько раз мы, подобно отцу того бесноватого отрока, но несколько иными словами говорим: «Батюшка, я стараюсь бороться со своим грехом, но никак не могу с ним справиться. Я ходил к разным священникам, духовникам, был в разных монастырях, но проблема остается. Что делать?»

Спаситель объясняет, что это происходит из-за нашего маловерия. Если бы мы имели веру величиной в горчичное зерно, то могли бы даже горы передвигать. И тут же Господь наш Иисус Христос дает всем совет, как укрепить свою веру: «Сей род изгоняется только молитвой и постом». На самом деле из-за маловерия нас бросает в разные крайности: то мы усердно молимся и постимся, то впадаем в тяжкие грехи, и кажется, что никак невозможно остановиться и остепениться. Но Господь твердо нам говорит, что есть выход – это молитва и пост.

Проблема лишь в том, что из-за суеты житейской нам трудно настроиться на молитву. Часто молитва наша бывает рассеянной и невнимательной, а иногда даже формальной, становится простым вычитыванием положенного правила, без смирения и сокрушения сердечного (как замечает святитель Игнатий (Брянчанинов), на радость не Богу, а бесам). Таким же формальным, фарисейским, на показ бывает и наш пост. А потому вера от подобных молитвы и поста никак не укрепляется и мы становимся бессильными в борьбе с той или иной страстью.
Чтобы достичь хотя бы какого-то успеха в духовной жизни, нужно воспитывать в себе постоянство. Как бы нам ни хотелось пропустить молитвы, остаться дома и не идти в храм на Исповедь и Причастие, надо себя понудить, заставить, буквально за шкирку притащить. Если будет постоянство в молитве, тогда постепенно появится и внимание, исчезнет рассеяние, укрепится вера – и мы достигнем успеха в борьбе со страстями. Без постоянства в любом деле (в науке, искусстве, спорте) невозможно достичь успеха. Тем более без него нельзя совершенствоваться в духовной жизни – где постоянство, там и успех. Как сказал один из мудрецов, постоянство есть высшим проявлением силы.

Не случайно ныне, в день Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, в кондаке праздника мы поем: «В молитвах неусыпающую Богородицу гроб и умерщвление не удержаста…» Да, именно неусыпная молитва сделала Божию Матерь не только победительницей Своего естества (Она стала честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим), но и победительницей смерти. Смерть Пресвятой Богородицы была безболезненной, подобно сну, поэтому мы называем ее успением.

Итак, дорогие братья и сестры, если мы хотим справиться со своим двоедушием, не желаем впадать в крайности, если мы стремимся победить себя, свои страсти, если мы намереваемся другим помочь в борьбе с ними – будем учиться постоянной, нерассеянной, внимательной молитве и нелицемерному настоящему посту. И тогда не только в этой жизни мы испытаем благодатную радость, но и переход наш в жизнь вечную будет безболезненным, бесстрашным и непостыдным, подобно переходу в вечность Божией Матери. Смерть для нас станет всего лишь успением, сном, после которого мы вселимся в вечные обители Царства Небесного. Аминь.

Вера – иман – удивительная и прекраснейшая милость от Всевышнего Аллаха. Внешне мы все одинаковы, но только вера определяет истинного мусульманина. Чем крепче вера, тем ближе мусульманин к Всевышнему Аллаху.

Как мы знаем, вера подвержена изменениям, она порой ослабевает из-за совершённых грехов, а порой укрепляется благодаря богослужению.

Уровень имана не всегда остается одинаковым, он меняется время от времени. Он увеличивается или уменьшается в зависимости от дел и поступков, которые мы совершаем.

В одном из изречений Пророка (мир ему и благословение) сказано:

جددوا إيمانكم فإن الإيمان يبلى كما يبلى الثوب. فقالوا: ما نقول يا رسول الله؟ قال: قولوا لا إله إلا الله

«Вера стареет так же, как стареет одежда, поэтому обновляйте ее». Сподвижники сказали: «Что нам произнести, о Посланник Аллаха?» Пророк ответил: «Скажите “Ла иляха илля-ллах” – нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха».

Вот несколько советов, которые помогут вам укрепить и ощутить вкус имана:

– всегда просить помощи у Всевышнего Аллаха, чтобы Он укрепил наш иман, быть набожным, бояться Его наказания. «Аллах суров в наказании ». Познать Его величество, изучая Его Имена и атрибуты.

– поминание Аллаха. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

قال رسول الله : مثل الذي يذكر الله والذي لا يذكره كمثل الحي والميت

«Пример того, кто поминает своего Господа, и того, кто не поминает, подобен примеру живого и мертвого ».

– чтение Священного Корана и размышление над ним. Он рассказывает о том, как Творец поступает со своими приближенными рабами, о том, что Он делает со своими врагами. Это – один из важнейших разделов, помогающий укрепить веру.

– дружба с хорошими людьми, ибо друг имеет значительное влияние в жизни человека, и отдаление от плохих друзей, которые погружены в мирские страсти. К этому призывает наш Пророк (мир ему и благословение):

المرء على دين خليله فلينظر أحدكم من يخالل

«Человек исповедует религию своего друга, и поэтому пусть каждый из вас обратит своё внимание на то, с кем он дружит ».

– слушать хороших богобоязненных людей. Чтение биографий таких людей, приобретение полезных знаний.

– вспомнить, что он слабое существо, нуждающееся в милости Всевышнего Аллаха во всем.

– своевременное исполнение обязательных молитв, особенно утреннего намаза, так как он тяжел для лицемеров и их последователей. Также регулярное совершение желательных намазов, даже в малом количестве, ибо в хадисе сказано:

أحب الأعمال الله ادومها وان قل

«Самыми любимыми для Аллаха являются те дела, которые совершаются постоянно, даже если их мало ».

– проявление любви к Посланнику Аллаха, изучая его жизненный путь и оказывая внимание ему. Как об этом сказано в одном из его изречений:

لا يؤمن أحدكم حتى أكون احب إليه من ماله وولده والناس أجمعين

«Ни один из вас не уверует до тех пор, пока я не стану более любимым, чем ваше имущество, ребенок и все остальные люди »

– размышлять о созданиях Аллаха, о Его Величии.

– проводить свободное время в совершении богоугодных дел, восхваляя Всевышнего Аллаха, испрашивая прощения у Него.

– посещение могил, ибо оно напоминает нам о Судном дне. Пророк (мир ему и благословение) сказал:

يقول النبي صلى الله عليه وسلم : إنّ هذه القلوب تصدأ كما يصدأ الحديد إذا أصابه الماء، قيل: يا رسول الله وما جلاؤها؟ قال: كثرة ذكر الموت وتلاوة القرآن

«Сердца ржавеют подобно железу, когда его касается вода». Тогда его спросили: «А что является средством очищения?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил: «Частое упоминание о смерти и чтение Корана ».

– довольство предопределением, решением Аллаха, ибо оно является силой веры в действии.

P.S. Уменьшается или увеличивается лишь степень и крепость имана. Нельзя сказать, что сама убежденность верующего в истинности Ислама (вера в шесть столпов имана – вера в Аллаха, в Его ангелов, Его Писания, Его пророков, Судный день и предопределение судьбы) может меняться.

Да примет Всевышний Аллах наши молитвы и благие деяния, да укрепит Он нашу веру. Аминь!



Поделиться: