К чему писать тест во сне. К чему снится вам во сне Тест

Невероятные факты

Человечество с самого начала своей истории тянулось к легендам и мифам, многие из которых имели под собой вполне реальные основания . Героями этих мифов зачастую становились прообразы реально существовавших созданий.

В 1799-ом году английский зоолог Георг Шоу писал, что утконос выглядит так, как будто бы "клюв утки приделали к голове какого-нибудь четвероногого". Впрочем, утконос долгое время вводил ученых в ступор не только своей внешностью, но и другими странностями.

Натуралисты всего мира продолжительный период времени не могли определиться с тем, являлось ли данное создание млекопитающим. Откладывало ли оно яйца, или было живородящим? На самом деле, ученым понадобилось целых сто лет , чтобы получить ответы на эти и другие вопросы, касаемо утконоса (который, кстати, оказался одним из немногих яйцекладущих млекопитающих).

Мифы Древней Греции

Сирены


Легендам о сиренах почти настолько же много лет, как и истории человеческого мореплавания. Одно из самых ранних упоминаний о сиренах связывают с той эпохой, когда появились и первые упоминания о единокровной сестре Александра Великого – Фессалонике.

Легенда гласит, что после того как Александр вернулся из своего наполненного опасностями путешествия , связанного с поисками источника вечной молодости, он омыл в живой воде волосы своей сестры.

После того как Александр скончался, его сестра (а некоторые источники утверждают, что и его любовница) решила утопить себя в море. Однако Фессалоника не смогла в нем утонуть. Зато она смогла превратиться в сирену.


Согласно легенде, она взывала к морякам с вопросом: "Жив ли Король Александр?" Если они отвечали, что, дескать, "он жив, здравствует, царствует и продолжает завоевывать мир " , тогда Фессалоника позволяла морским путешественникам спокойно проплыть мимо.

Если же несчастные осмеливались сообщить Фессалонике, что король мертв, она тут же оборачивалась ужасным монстром (быть может, тем самым Кракеном?), который хватал корабль и тащил его в морские глубины вместе со всей командой.

Единственное возможное объяснение того факта, что моряки регулярно сообщали о своих наблюдениях сирен (то есть о демонических существах с телом женины и хвостом рыбы), заключалось в том, что мужчины путали их с травоядными млекопитающими , живущими в морской воде (к, примеру, с дюгонями или морскими коровами).


Объяснение это выглядит довольно странно, так как те же морские коровы далеки от того, чтобы их можно было назвать хоть сколько привлекательными и соблазнительными существами на Земле. Как же могли моряки так жестоко ошибаться? Быть может, они слишком долго плавали без женщин…

Впрочем, возможно, причина заключалась в том, что ламантины (то есть морские коровы) имеют обыкновение высовывать свои головы из воды, покачивая ими таким образом, что это напоминает покачивающегося в воде человека . Если смотреть на них со спины, то их грубая кожа ниже головы может показаться ниспадающими с головы вниз волосами.

Еще одной причиной мог являться тот факт, что первые мореплаватели, долгое время проводившие в море, нередко страдали галлюцинациями. Вполне возможно, что, находясь на расстоянии, при одном лишь свете луны, они могли спутать ламантин с женщинами. Кстати, в честь мифических сирен был назван отряд животных, в который вошли ламантины и дюгони.

Вампиры


Взгляд современного человека на вампиров сформировался во многом благодаря известному (можно сказать – культовому) произведению ирландского писателя Брэма Стокера "Дракула" , который был опубликован впервые в далеком 1897-ом году.

С тех самых пор внешний облик "среднестатистического" вампира практически не менялся – это были чужестранец с бледной истонченной кожей, говорящий с невыносимым акцентом (судя по всему, румынским), спящий в дневное время в гробу. К тому же, он был более или менее бессмертен.

Хорошо известно, что прообразом главного вампира Брэма Стокера стал настоящий исторический персонаж – Влад III Цепеш, князь Валахии. Вполне возможно также, что Стокер вдохновлялся многочисленными слухами и суевериями относительно самой смерти и погребения. Эти слухи были вызваны невежеством людей, не особо разбиравшихся тогда в процессах разложения человеческого тела.


После смерти кожа человека усыхает таким образом, что зубы и ногти выглядят на ее фоне более рельефными и выдающимися. Возникает ощущение, что они выросли. Кроме того, распадаются внутренние органы, различные жидкости покидают организм человека через рот и нос, оставляя темные подтеки. Эти подтеки люди зачастую интерпретировали так, как будто бы мертвец пил кровь живых людей.

Помимо вышеперечисленного, были и другие подпитывающие суеверия признаки вампиризма, связанные, к примеру, с гробами. Дело в том, что иногда на внутренней поверхности крышки гробов, после эксгумации, обнаруживались царапины , которые воспринимались в качестве прямого указания на то, что мертвый перестал быть таковым и пытался восстать из гроба.


Такие случаи объясняются ужасающими ошибками, которые были обычными в те времена; иногда хоронили кажущегося мертвым человека, пребывавшим, на самом деле, в кратковременной коме, к примеру. Несчастный, очнувшись и обнаружив себя в кромешной мгле, конечно же, неистово царапал крышку гроба изнутри, пытаясь выбраться…

Считается также, что известный шотландский монах и философ, блаженный Иоанн Дунс Скот, погиб именно таким образом. Была проведена эксгумация, в результате которой обнаружилось, что его тело в гробу было выгнуто неестественным образом . Пальцы рука были изодраны, а повсюду была засохшая кровь. Очередной заживо погребенный пытался безуспешно выбраться…

Греческая мифология

Великаны


Великаны остаются неизменной частью фольклора на протяжении тысяч лет. В греческой мифологии мы сталкиваемся с целым племенем гигантов, которые были порождены на свет богиней Геей после того, как она была оплодотворена кровью, собранной во время оскопления Кроносом бога неба и ее супруга Урана.

В германо-скандинавской мифологии говорится о сотворении самого большого великана Аургельмира из капель воды, образовавшихся в момент соприкосновения земли льда и туманов (Нифльхейм) с землей жара и пламени (Муспелльсхейм).

Должно быть, он был по-настоящему большим! После того как Аургельмир был убит богами, появилась наша Земля. Из плоти великана образовалась твердыня, из крови – моря и океаны, из костей – горы, из зубов – камни, из черепа – небо, а из мозга – облака. Даже его брови пригодились: они стали опоясывать заселенный людьми Мидгард (именно так викинги называли Землю).


Укрепившуюся веру в великанов можно частично объяснить явлением наследственного гигантизма (впрочем, далеко не во всех странах). Ученые уверены, что им удалось выделить ген, который приводит к семейному гигантизму . Согласно результатам различных исследований, люди, страдающие от гигантизма, часто болеют раком гипофиза, что и стимулирует неконтролируемый рост тела.

Рост библейского гиганта Голиафа, согласно преданиям, достигал 274-ех сантиметров. В современном мире нет четкого правила или определения, которое позволило бы однозначно сказать, что гигантом является человек такого-то роста. Причина этого заключается в том, что у разных народов – разный средний рост (разница может доходить до 30-ти и более сантиметров).


В результате одного из исследований, опубликованном в международном медицинском журнале Ulster Medical Journal, было выдвинуто предположение, что Голиаф (убитый, как известно, Давидом с помощью камня, запущенного пращой) , чье генеалогическое древо легко идентифицируется, пострадал от аутосомно-доминантного наследования заболеваний.

Дескать, камень, который использовал Давид, ударил Голиафа в лоб. И если Голиаф страдал от опухоли гипофиза, которая оказывала давление на его перекрест зрительных нервов, то это наверняка могло привести к расстройству зрения, что и не позволило великану разглядеть летевший в него камень.

Банши


В ирландском фольклоре банши (то есть женщина из Ши, если переводить с языка шотландских кельтов) - это красивая молодая женщина, фея, со струящимися белыми волосами и глазами, красными от непрерывных слез . Он плачет, предупреждая тем самым человека, который ее слышит, что в его семье вскорости кто-то умрет.

Ее плач с причитаниями воспринимается скорее как своеобразная помощь человеку, нежели чем угроза. Услышав завывания банши, человек понимает, что ему придется скоро попрощаться навек с кем-то из близких; а, благодаря банши, у него появляется для этого немного времени.

Не совсем понятно, когда впервые зародилась данная легенда. Существуют определенные упоминания про банши, датируемые XIV-ым веком . Если еще точнее, то 1350-ым годом, когда у деревни Торлоуг произошло масштабное столкновение между представителями ирландского и английского дворянских родов.


После этого о банши не забывали практически никогда, вплоть до середины XIX-го столетия. На самом деле, оплакивание покойника с причитаниями всегда было частью традиции ирландских женщин, выражающих таким образом горечь, боль и тяжесть утраты.

Представительницы слабого пола становились на краю могилы, и начинали вопить во весь голос, оплакивая свою потерю. Эта традиция постепенно сошла на нет в течение XIX-го столетия, потому что превратилась в своеобразный "аттракцион" для туристов , которые приезжали поглазеть на плакальщиц с "настоящих ирландских похорон".

Несложно, на самом деле, принять тот факт, что впечатлительные ирландцы, которые всегда были готовы поверить во что-то сверхъестественное, смешали в кучу своих причитающих от горя женщин и сказочных фей, чтобы в итоге получить красивую историю про банши, предупреждающих под окнами дома его хозяев о приближающемся горе…

Гидра


Согласно греческой мифологии, Гидра – это гигантских размеров змей с девятью (или более) головами, одна из которых и вовсе является бессмертной. Если Гидре отрубали одну голову, то вместо нее из свежей раны вырастали две новые головы (или три – в различных мифологических источниках можно найти разные данные).

Убийство Гидры входит в один из 12-ти славных подвигов великого Геракла. Чтобы победить это чудовищно опасное создание, Геракл заручился поддержкой своего племянника Иолая, который помогал герою тем, что прижигал отрубленные силачом головы.

Противостояние было тяжелым, но на стороне Геракла также были все звери. Битва продолжалась до тех пор, пока Геракл не отрубил Гидре все ее головы , кроме одной – бессмертной. Силач отрубил в итоге и ее, а затем закопал в землю у дороги, завалив сверху тяжелым валуном.


Миф о многоголовой гидре наверняка был навеян древним грекам самой матушкой-природой. С давних времен существуют многочисленные упоминания о змеях с несколькими головами (хотя про девять голов еще никто не упоминал!). На самом деле, случаи полицефалии (появления на свет с несколькими головами) среди рептилий встречаются гораздо чаще, чем среди любых других животных.

Более того: благодаря изучению сиамских близнецов, ученые сами научились создавать полицефалических животных. Известны эксперименты немецкого эмбриолога Ханса Шпемана , который в начале XX-го века скрепил вместе эмбрионы сламандры с помощью детского человеческого волоса. В итоге на свет появилось существо с двумя головами.

Мифические животные

Ужасные волки


В наши дни так называемые ужасные волки очень хорошо известны тем, кто смотрит сериал "Игра престолов". Ведь именно эти волки были подарены юным Старкам. На самом деле, ужасные волки – это не плод фантазии сценаристов и авторов знаменитого сериала.

Ужасные волки – это реально существовавшие на территории Северной Америки огромные волки, вымершие более десяти тысячелетий тому назад . Эти грозные твари были больше, но приземистее (из-за более коротких ног) современных волков.

На территории района битумных озер, называемой Ранчо Ла-Брея, Лос-Анджелес, штат Калифорния, США, было обнаружено около четырех тысяч окаменелых останков ужасных волков (помимо гораздо большего количества останков других животных).


Исследователи полагают, что они попадали в ловушку этих битумных ям, когда приходили туда, дабы поживиться останками других многочисленных животных , попавших в ловушку выходящего на поверхность подземного битума.

Ужасный волк имел огромный череп, однако мозг его был меньше, чем мозг современного волка. Возможно, если бы головной мозг этих свирепых созданий был чуточку больше, они бы осознавали, что останки различных зверей не случайно оказывались в этих смоляных ямах…

Если помните, в "Игре престолов" присутствовал волк-альбинос. На самом деле, неизвестно, были ли среди ужасных волков альбиносы, хотя среди популяции современных волков альбиносы – это далеко не редкость . Примечательно также, что ужасные волки были не такие проворные, как волки современные.

Василиск


Согласно известным греческим мифам и кинокартинам про Гарри Поттера (сами выбирайте, какой источник для вас является более авторитетным), василиск являлся змеем со смертельным взглядом и убийственным дыханием. Легенды утверждают, что василиск вылупился из яйца птицы ибис, которое было высижено змеей.

Предполагается, что василиск боялся лишь петушиного крика и ласку, которая обладала иммунитетом к его ядовитым укусам . Да, чуть не забыли про меч Гарри Поттера, которым он убил этого змея – его василиск тоже, как оказалось, боялся…

В греческой мифологии василиск был змеей нормального размера, однако к тому периоду, когда это создание оказалось в Хогвартсе (школе волшебников, где учился Гарри Поттера), оно неожиданно увеличилось до размеров мамонта (не говоря уже о длине). Было у этого создания и множество других перевоплощений за эти прошедшие столетия…


Вероятность того, что змея в реальности будет высиживать яйцо ибиса практически нулевая (не говоря уже о том, что ибис в принципе не в состоянии отложить яйцо со змеей внутри). Тем не менее, легенда о василиске имеет под собой вполне реальные основания . Исследователи убеждены, что прообразом мифического василиска является обычная египетская кобра.

Впрочем, египетская кобра не такая уж и обычная – это чрезвычайно опасное пресмыкающееся, которое постоянно шипит, да еще и ядом плюется на расстояние до двух с половиной метров. Причем, целится прямо промеж глаз своего потенциального противника или жертвы.


Сегодня эти существа кажутся плодом воображения, но много веков назад люди верили в их реальное существование. Нет никаких достоверных доказательств того, что они действительно были, поэтому решено к ним относится как к мифическим созданиям. Предлагаем познакомиться с десяткой самых популярных существ, образ которых воспет в мифах разных культур за свою красоту, жестокость или магическую силу.

10. Кракен /Левиафан


Кракен – это гигантский осьминог с неуправляемой агрессивностью, в то время как Левиафан – семиглавый монстр, известный своими огромными размерами. В любом случае наличие этих монстров в мировом океане угрожало бы безопасности мореходства. Никто не знает, существуют ли эти монстры на самом деле или это плод человеческой фантазии. Известно только одно, что это самые агрессивные океанские существа, исходя из сюжетов мифов о них.


Человеческое тело на лошадиных ногах, голова буйвола на человеческом теле или лев с человеческой головой – этих мутантов можно перечислять бесконечно, так как ими пестрят мифы разных культур по всему миру. Химера с головой льва, крыльями дракона и телом козы тоже находится в этом списке. У многих из этих существ в основном положительные характеристики, как у Пегаса или кентавра, но были и такие жестокие создания как Химера.


Феникс, красивая разноцветная птица, происходит из греческой мифологии и является символом раннего христианства. Он жил долгую жизнь и умирал, испепеляя себя, чтобы снова возродиться из пепла и начать новую вечную жизнь. В некоторых мифах говорится, что Феникс мог жить до 1400 лет, затем умирал и возрождался снова. Это одно из самых известных мифических созданий, которое часто становилось героем литературных произведений, включая романы о Гарри Поттере.

7. Единорог


Существо с телом и головой лошади с острым рогом на лбу – это легендарный единорог, мифическое животное, являющееся символом чистоты помыслов и изящества, ассоциирующееся с невинностью. Многие верят в то, что единорог существовал, но был истреблен из-за своего рога, который обладал целебными свойствами.


Единственное сходство русалки и сирены заключается в том, что их верхняя часть была похожа на человеческое тело женщины, а нижняя была представлена в виде рыбьего хвоста. Сирены были плодом греческой мифологии и считались ночным кошмаром любого моряка. Дело Они могли влюбить в себя любого мужчину, завлекая его своей красотой и завораживающим пением. Русалки же в основном очень популярны в художественных произведениях, их часто изображали художники, про них снимали фильмы. Несмотря на многочисленные устные исторические свидетельства их существования, даже представленные Христофором Колумбом во время его путешествия по Карибскому морю, материальных свидетельств нет. Только сказки и былины.

5. Вервольф


В фольклоре есть сказания о людях, которые могут превращаться в волков или в волкоподобных существ. Если кого-то укусит или поцарапает такой зверь, то он превратится в оборотня.


Снежный человек – это гигантских размеров человек, тело которого покрыто густой шерстью. Говорят, что они живут в основном в лесах в тихоокеанском регионе. Несмотря на то, что были сделаны фотографии самого снежного человека и его отпечатка стопы, ученые не верят в его реальное существование. Они уверены, что эти фотографии фальшивка, а сам снежный человек – плод человеческой фантазии.

3. Вампиры / Чупакабра


Вампиры встречаются в сказаниях и мифах многих культур, но под разными именами. Это бессмертные создания, терроризирующие окрестности в поисках своих жертв, кровь которых является единственным источником их питания. Вампиры – эксперты перевоплощений и соблазна.


Эти легендарные создания с телом рептилии являются героями сказок, былин и эпосов практически всех народов мира, начиная от Европы, и заканчивая Азией. В Азии драконы представлены в виде гигантской ящерицы или змеи с двумя парами ног и головой, изрыгающей из пасти пламя, в то время как европейские драконы имели много голов и крылья. В Азии драконов почитали за мудрость и смелость, а в Европе драконы описывались как кровожадные существа.


Это не просто легендарное озерное существо, это еще и самое известное чудовище, живущее в озере Лох Несс в Шотландии. Существует тысячи исследований и репортажей о Несси, начиная с 6-го столетия. В 30-х годах прошлого столетия среди исследователей начался настоящий ажиотаж, каждый стремился своими глазами увидеть чудовище. Ученые с настойчивостью отклоняют любые свидетельства о его существовании, считая его плодом фантазии и мошенничества.

Мифологический жанр (от греч. слова mythos - предание) — жанр искусства, посвященный событиям и героям, о которых рассказывают мифы древних народов. Мифы, легенды и предания есть у всех народов мира, они составляют важный источник художественного творчества.

Мифологический жанр формируется в эпоху Возрождения, когда античные легенды дали богатейшие сюжеты для картин С. Боттичелли, А. Мантеньи, Джорджоне,
В 17-ом — начале 19-го века значительно расширяется представление о картинах мифологического жанра. Они служат для воплощения высокого художественного идеала (Н. Пуссен, П. Рубенс), сближают с жизнью (Д. Веласкес, Рембрандт, Н.Пуссен, П. Батони), создают праздничное зрелище (Ф. Буше, Дж. Б. Тьеполо).

В 19 веке мифологический жанр служит нормой высокого, идеального искусства. Наряду с темами античной мифологии в 19-ом и 20-ом веках в изобразительном искусстве и скульптуре стали популярны темы германских, кельтских, индийских и славянских мифов.
На рубеже 20-го века символизм и стиль модерн оживили интерес к мифологическому жанру (Г. Моро, М. Дени, В. Васнецов, М. Врубель). Он получил современное переосмысление в графике П. Пикассо. См. подробнее Исторический жанр.

Мифические существа, чудовища и сказочные животные
Страх древнего человека перед могущественными силами природы воплощался в мифологических образах исполинских или мерзких чудовищ.

Созданные богатым воображением древних, они сочетали части тела знакомых животных, например голову льва или хвост змеи. Составленное из разнородных частей тело лишь подчеркивало чудовищность этих отвратительных существ. Многие из них считались обитателями морских пучин, олицетворяя враждебную мощь водной стихии.

В античной мифологии чудовища представлены редким богатством форм, цветов и размеров, чаще они безобразны, иногда — волшебно-прекрасны; нередко это полулюди-полузвери, а порой совершенно фантастические создания.

Амазонки

Амазонки, в греческой мифологии племя женщин-воительниц, ведущих свой род от бога войны Ареса и наяды Гармонии. Обитали они в Малой Азии или в предгорьях Кавказа. Считается, что их имя происходит от названия обычая выжигать у девочек левую грудь для более удобного владения боевым луком.

Древние греки верили, что эти свирепые красавицы в определенное время года вступали в брак с мужчинами из других племен. Рожденных мальчиков они отдавали отцам или убивали, а девочек воспитывали в воинственном духе. Во время Троянской войны амазонки сражались на стороне троянцев, поэтому храбрец Ахилл, грек, победив в схватке их царицу Пенфисилею, рьяно опровергал слухи о любовной связи с ней.

Статные воительницы привлекали не одного Ахилла. В битвах с амазонками участвовали Геракл и Тесей, который похитил царицу амазонок Антиопу, женился на ней и с ее помощью отразил вторжение дев-воительниц в Аттику.

Один из двенадцати знаменитых подвигов Геракла состоял в похищении волшебного пояса царицы амазонок, красавицы Ипполиты, что потребовало от героя немалого самообладания.

Волхвы и Маги

Волхвы(волшебники, маги, чародеи, колдуны) – особый класс людей («мудрецов»), пользовавшийся большим влиянием в древности. Мудрость и сила волхвов заключалась в знании ими тайн, недоступных обыкновенным людям. Смотря по степени культурного развития народа, его маги или мудрецы могли представлять собою разные степени «мудрости» – от простого невежественного знахарства до действительно научного знания.

Кедригерн и другие маги
Дин Моррисси
В истории волхвов упомянаеться о истории пророчества, о евангельском указании на то, что во время рождения Христа в Иерусалим «пришли с востока волхвы и спрашивали, где родившийся царь Иудейский» (Матфей, II, 1 и 2). Что это были за люди, из какой страны и какой религии – на это евангелист не дает никаких указаний.
Но дальнейшее заявление этих волхвов, что они пришли в Иерусалим, потому что видели на Востоке звезду родившегося царя иудейского, которому и прибыли поклониться, показывает, что они принадлежали к разряду тех восточных волхвов, которые занимались астрономическими наблюдениями.
По возвращении в свою страну они предались созерцательной жизни и молитве, и когда апостолы рассеялись для проповеди Евангелия по всему миру, то апостол Фома встретил их в Парфии, где они приняли от него крещение и сами сделались проповедниками новой веры. Легенда говорит, что их мощи впоследствии были найдены царицей Еленой, положены были сначала в Константинополе, но оттуда перенесены были в Медиолан (Милан), а затем в Кельн, где их черепа, как святыня, хранятся и доселе. В честь их на Западе установлен был праздник, известный под названием праздника трех царей (6 января) и они сделались вообще покровителями путешественников.

Гарпии

Гарпии, в греческой мифологии дочери морского божества Тавманта и океаниды Электры, число которых колеблется от двух до пяти. Обычно они изображаются виде отвратительных полуптиц-полуженщин.

Гарпии
Брюс Пеннингтон

В мифах говорится о гарпиях как о злобных похитительницах детей и человеческих душ. От гарпии Подарги и бога западного ветра Зефира родились божественные быстроногие кони Ахилла. По преданию, гарпии некогда обитали в пещерах Крита, а позднее — в царстве мертвых.

Гномы в мифологии народов Западной Европы маленькие человечки, обитающие под землей, в горах или в лесу. Ростом они были с ребенка или с палец, но обладали сверхъестественной силой; у них длинные бороды, а иногда козлиные ноги или гусиные лапы.

Жили гномы гораздо дольше, чем люди. В недрах земли человечки хранили свои сокровища — драгоценные каменья и металлы. Гномы — искусные кузнецы и могли выковать волшебные кольца, мечи и т. п. Они часто выступали как доброжелательные советчики людей, хотя черные гномы иногда похищали красивых девушек.

Гоблины

В мифологии Западной Европы гоблинами называют озорных уродливых существ, живущих под землей, в пещерах, не переносящих солнечного света, ведущих активную ночную жизнь. Происхождение слова гоблин по-видимому связано с духом Gobelinus, который обитал в землях Эвре и упоминания о котором встречаются в рукописях XIII века.

Приспособившись к жизни под землей, представители этого народа стали весьма выносливыми существами. Они могли обходиться без пищи целую неделю и при этом не теряли сил. Они также сумели значительно развить свои знания и умения, стали хитрыми и изобретательными и научились создавать такие вещи, которые ни один смертный не имел возможности сделать.

Считается, что гоблины обожают причинять людям мелкие пакости - насылать ночные кошмары, нервировать шумом, разбивать посуду с молоком, давить куриные яйца, выдувать сажу из печи в чистый дом, напускать на людей мух, комаров и ос, задувать свечи и портить молоко.

Горгоны

Горгоны, в греческой мифологии чудовища, дочери морских божеств Форкия и Кето, внучки богини-земли Геи и моря Понта. Их три сестры: Сфено, Эвриала и Медуза; последняя, в отличие от старших, существо смертное.

Сестры обитали на крайнем западе, у берегов мировой реки Океан, поблизости от сада Гесперид. Их вид внушал ужас: крылатые создания, покрытые чешуей, со змеями вместо волос, клыкастой пастью, со взором, обращающим в камень все живое.

Персей, освободитель красавицы Андромеды, обезглавил спящую Медузу, глядя на ее отражение в блестящем медном щите, подаренном ему Афиной. Из крови Медузы появился крылатый конь Пегас, плод ее связи с владыкой моря Посейдоном, который ударом копыта по горе Геликон выбил источник, дарующий вдохновение поэтам.

Горгоны (В. Богурэ)

Демоны и Бесы

Демон, в греческой религии и мифологии воплощение обобщенного представления о неопределенной бесформенной божественной силе, злой или благостной, определяющей судьбу человека.

В православном христианстве «демонов» обычно обличают «бесами».
Бесы, в древнеславянской мифологии — злые духи. Слово «Бесы» — общеславянское, восходит к индоевропейскому bhoi-dho-s — «вызывающий страх». Следы древнего значения сохранились в архаичных фольклорных текстах, особенно заговорах. В христианских представлениях бесы — слуги и шпионы дьявола, они — воины его нечистого войска, противостоят Св. Троице и небесному воинству во главе с архистратигом Михаилом. Они — враги человеческого рода

В мифологии восточных славян — белорусов, русских, украинцев — общее название всех низших демонологических существ и духов, таких, как злыдни, черти, бесы и т. д. — нечистая сила, нечисть.

По народным верованиям, нечисть создана Богом или Сатаной, а по поверьям — она появляется из некрещенных детей или детей, рожденных от сношения с нечистой силой, а также самоубийц. Считалось, что дьявол и черт могут вылупиться из петушиного яйца, носимого под мышкой слева. Нечисть вездесуща, однако ее излюбленными местами являлись пустоши, чащобы, болота; перекрестки, мосты, ямы, водовороты, омуты; "нечистые" деревья — верба, орех, груша; подполья и чердаки, место под печью, бани; названы представители нечисти соответственно: леший, полевик, водяной, болотник, домовой, овинник, банник, подпольник и т. д.

ДЕМОНЫ АДА

Страх перед нечистью заставлял людей не ходить в лес и поле в Русальную неделю, не выходить из дому в полночь, не оставлять открытой посуду с водой и едой, закрывать колыбель, завешивать зеркало и т. п. Однако человек иногда вступал в союз с нечистой силой, например гадал, сняв крест, лечил с помощью заговоров, насылал порчу. Этим занимались ведьмы, колдуны, знахари и т. п .

Суета сует — Всё суета

Драконы

Первые упоминания о драконах относятся к древнейшей шумерской культуре. В старинных преданиях встречаются описания дракона, как удивительного существа, не похожего ни на одно животное и в то же время имеющего сходство со многими из них.

Образ Дракона появляется почти во всех мифах о сотворении мира. Священные тексты древних народов отождествляют его с первозданной силой земли, изначальным Хаосом, который вступает в борьбу с Творцом.

Символ дракона — это эмблема воинов на парфянских и римских штандартах, национальная эмблема Уэльса, хранитель, изображенный на носах кораблей древних викингов. У римлян дракон был значком когорты, отсюда современное dragon, драгун.

Символ дракона — символ высшей власти у кельтов, символ китайского императора: его лицо именовалось Лицом Дракона, а трон — Троном Дракона.

В средневековой алхимии — первоматерия (или иначе мировая субстанция) обозначалась древнейшим алхимическим символом — змеей-драконом, кусающим себя за хвост и называющимся уроборос ("пожиратель хвоста"). Изображение уробороса сопровождали подписью "Все в Едином или Единое во всем". А Творение называли круговым (circulare) или колесом (rota). В Средневековье, при изображении дракона "заимствовали" разные части тела у различных животных, и, подобно сфинксу, дракон был символом единения четырех стихий.

Один из наиболее распространенных мифологических сюжетов — сражение с драконом

Битва с драконом символизирует те трудности, которые человеку необходимо преодолеть, чтобы овладеть сокровищами внутреннего знания, одержать победу над своей низменной, темной природой и достичь самообладания.

Кентавры

Кентавры, в греческой мифологии дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесных чащ. Они рождены от Иксиона, сына Ареса, и тучи, принявшей по воле Зевса облик Геры, на которую покушался Иксион. Жили они в Фессалии, питались мясом, пьянствовали и славились буйным нравом. Кентавры без устали сражались со своими соседями лапифами, пытаясь похитить для себя жен из этого племени. Побежденные Гераклом, они расселились по всей Греции. Кентавры смертны, бессмертен был только Хирон

Хирон , в отличие от всех кентавров, был искушен в музыке, медицине, охоте и военном искусстве, а также славился своей добротой. Он дружил с Аполлоном и воспитал ряд греческих героев, в числе которых были Ахилл, Геракл, Тесей и Ясон, обучал врачеванию самого Асклепия. Хирон был нечаянно ранен Гераклом стрелой, отравленной ядом лернейской гидры. Страдая от неизлечимой рапы, кентавр жаждал смерти и отказался от бессмертия в обмен на освобождение Зевсом Прометея. Зевс поселил Хирона на небе в виде созвездия Кентавра.

Самая популярная из легенд, где фигурируют кентавры, — легенда о "кентавромахии" - битве кентавров с пригласившими их на свадьбу лапифами. Для гостей вино было в новинку. На пиру захмелевший кентавр Эвритион оскорбил царя лапифов Пирифоя, пытаясь похитить его невесту Гипподамию. "Кентавромахию" Фидий или его ученик изобразил в Парфеноне, Овидий воспел в книге XII "Метаморфоз", она вдохновила Рубенса, Пьеро ди Козимо, Себастьяно Риччи, Якобо Бассано, Шарля Лебрена и других художников.

Живописец Джордано, Лука изобразил сюжет известной истории битвы лапифов с кентаврами, которые решили похитить дочь царя лапифо

РЕНИ ГВИДО Деянира, похищаемая

Нимфы и Русалки

Нимфы, в греческой мифологии божества природы, ее живительных и плодоносных сил в образе прекрасных девушек. Самые древние, мелиады, родились из капель крови оскопленного Урана. Различают нимф водных (океаниды, нереиды, наяды), озер и болот (лимнады), гор (орестиады), рощ (альсеиды), деревьев (дриады, гамадриады) и т. д.

Нереида
Дж. У. Уотерхаус 1901

Нимфы, обладательницы древней мудрости, тайн жизни и смерти, врачевательницы и пророчицы, от браков с богами рождали героев и прорицателей, например Axилла, Эака, Тиресия. Красавицы, которые обычно обитали вдали от Олимпа, по велению Зевса призывались в чертоги отца богов и людей.


GHEYN Jacob de II - Neptune And Amphitrite

Из мифов, связанных с нимфами и нереидами, наиболее известен миф о Посейдоне и Амфитрите. Однажды Посейдон увидел у берега острова Наксос как водят хоровод сестры-нереиды, дочери морского вещего старца Нерея. Пленился Посейдон красотой одной из сестер - прекрасной Амфитритой, и хотел увезти ее на своей колеснице. Но Амфитрита укрылась у титана Атласа, который держит на своих могучих плечах небесный свод. Долго не мог найти Посейдон прекрасную Амфитриту, дочь Нерея. Наконец открыл ему ее убежище дельфин. За эту услугу Посейдон поместил дельфина в число небесных созвездий. Посейдон похитил у Атласа прекрасную дочь Нерея и женился на ней.


Herbert James Draper. Морские мелодии, 1904





Сатиры

Сатир в изгнании Брюс Пеннингтон

Сатиры, в греческой мифологии духи лесов, демоны плодородия, вместе с силенами входившие в свиту Диониса, в культе которого они играли решающую роль. Эти падкие на вино создания бородаты, покрыты шерстью, длинноволосы, с торчащими рожками или лошадиными ушами, хвостами и копытами; однако торс и голова у них человеческие.

Хитрые, задиристые и похотливые, сатиры резвились в лесах, гонялись за нимфами и менадами, устраивали злые каверзы людям. Известен миф о сатире Марсии, который, подобрав флейту, брошенную богиней Афиной, вызвал на музыкальное состязание самого Аполлона. Соперничество между ними кончилось тем, что бог не только победил Марсия, но и живьем содрал с несчастного кожу.

Тролли

Етуны, турсы, в скандинавской мифологии великаны, в позднейшей скандинавской традиции — тролли. С одной стороны — это древние исполины, первонаселенцы мира, по времени предшествующие богам и людям.

С другой стороны, ётуны — это жители холодной каменистой страны на северной и восточной окраинах земли (Ётунхейм, Утгард), представители стихийных демонических природных сил

Тролли, в германо-скандинавской мифологии злобные великаны, которые обитали в недрах гор, где они хранили свои несметные сокровища. Считалось, что эти необычайно уродливые существа обладали огромной силой, однако были весьма глупы. Тролли, как правило, старались навредить человеку, похищали его скот, уничтожали лес, вытаптывали поля, разрушали дороги и мосты, занимались людоедством. Более поздняя традиция уподобляет троллей различным демоническим существам, в том числе и гномам.


Феи

Феи, по поверьям кельтских и романских народов - фантастические существа женского пола, волшебницы. Феи, в европейской мифологии - женщины, обладающие волшебными знаниями и могуществом. Феи, обычно, добрые волшебницы, но есть и "темные" феи.

Существует множество легенд, сказок и великих произведений искусства, в которых феи творят добрые дела, становятся покровительницами принцев и принцесс, а иногда и сами выступают в роли жен королей или героев.

Согласно валлийских легенд феи существовали в облике обычных людей, временами прекрасных, но иногда и ужасных. По своему желанию, творя волшебство, они могли принять вид благородного животного, цветка, света или могли стать невидимыми для людей.

Происхождение слова фея остается неизвестным, но в мифологиях европейских стран оно весьма схоже. Слову фея в Испании и Италии соответствуют "fada" и "fata". Очевидно, они являются производными от латинского слова "fatum", то есть судьба, рок, что являлось признанием умения предсказывать и даже управлять человеческой судьбой. Во Франции слово "fee" происходит от старофранцузского "feer", которое видимо появилось на основе латинского "fatare", означавшее "очаровывать, околдовывать". Это слово говорит о способности фей изменять обычный мир людей. От этого же слова происходит английское слово "faerie" - "волшебное царство", которое включает в себя искусство колдовства и весь мир фей.

Эльфы

Эльфы, в мифологии германских и скандинавских народов духи, представления о которых восходят к низшим природным духам. Подобно альвам, эльфы иногда делятся на светлых и темных. Светлые эльфы в средневековой демонологии — добрые духи воздуха, атмосферы, красивые маленькие человечки (ростом с дюйм) в шапочках из цветков, обитатели деревьев, которые, в таком случае, нельзя рубить.

Они любили водить хороводы при лунном свете; музыка этих сказочных существ зачаровывала слушателей. Миром светлых эльфов был Апьвхейм. Светлые эльфы занимались прядением и ткачеством, их нитки — летающая паутина; они имели своих королей, вели войны и т. п. Темные эльфы — гномы, подземные кузнецы, хранящие в недрах гор сокровища. В средневековой демонологии эльфами иногда называли низших духов природных стихий: саламандр (духов огня), сильфов (духов воздуха), ундин (духов воды), гномов (духов земли)

Дошедшие до наших дней мифы полны драматичных историй о богах и героях, сражавшихся с драконами, гигантскими змеями и злобными демонами

В славянской мифологии известно множество мифов о животных и птицах, а также существах, наделенных причудливой внешностью — полуптицы-полуженщины, человекокони — и необычайными свойствами. Прежде всего это волк-оборотень, волкодлак. Славяне верили, что колдуны могут заклятием обратить в зверя любого человека. Это и напоминающий кентавра резвый получеловек-полуконь Полкан; чудесные полуптицы-полудевы Сирин и Алконост, Гамаюн и Стратим.

Интересно поверье, бытующее у южных славян, будто на заре времен все животные были людьми, но тех из них, кто совершил преступление, обратили в зверей. Взамен дара речи они получили дар предвидения и понимания того, что чувствует человек.










ПО ТЕМЕ



Домовой — у славянских народов домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, плодородие, здоровье людей, животных. Домового стараются подкармливать, оставляют ему на кухне на полу отдельное блюдечко с угощением и водой (или молоком) Домовой, если любит хозяина или хозяйку, не только не причиняет им зла, но и охраняет домашнее благополучие. В противном же случае (что бывает чаще) он начинает пакостить, ломает и прячет вещи,покушается на лампочки в ванной, создает непонятный шум. Может "душить" по ночам хозяина садясь на грудь хозяина и парализуя его. Домовой может менять облик и преследовать своего хозяина при переезде.

Нефилимы (наблюдатели - "сыны Божие") описаны в книге Еноха. Они являются падшими ангелами. Нифилимы были физическими существами, они обучали людей запретным искусствам и взяв в жены жен человеческих рождали новое поколение людей. В Торе и нескольких неканонических еврейских и ранних христианских письмах, нефилим - nephilim означает "которые заставляют других пасть". Нефилимы были гигансткого роста, сила их была огромна как и аппетит. Они стали проедать все человеческие ресурсы, а когда те кончались, могли напасть и на людей. Нефилимы стали воевать и угнетать людей, что явилось огромными разрушениями на земле.

Абаасы - в фольклоре якутских народов, огромное каменное чудовище с железными зубами. Живет в лесной чащобе подальше от людей глаз или под землей. Рождается оно из камня черного цвета, похожего на ребенка. Чем старше он становится тем камень больше похож на ребенка. Сначала каменный ребенок ест все тоже, что едят люди, но когда вырастает он начинает есть самих людей. Иногда упоминаются как антропоморфные одноглазые, однорукие, одноногие чудовища ростом с дерево. Абаасы питаются душами людей и животных, искушают людей, насылают несчастия и болезни, могут лишить рассудка. Часто родственники больного или умершего приносили в жертву Абаасы животное, как бы обменивая его душу на душу человека, которой они угрожают.

Абраксас - Абрасакс имя космологического существа в представлениях гностиков. В раннюю эпоху христианства, в 1—II веках, возникало много еретических сект, пытавшихся сочетать новую религию с язычеством и иудаизмом. По учению одной из них, все сущее зарождается в некоем высшем Царстве света, из которого исходят 365 разрядов духов. Во главе духов стоит Абраксас. Его имя и изображение часто встречаются на геммах и амулетах: существо с человеческим туловищем и петушиной головой, вместо ног — две змеи. В руках Абраксас держит меч и щит.

Баку - "Пожиратель снов" в японской мифологии добрый дух, поедающее плохие сны. Его можно вызвать, если написать его имя на бумажке и положить ее под подушку. В одно время изображения Баку висели в японских домах, а его имя было написано на подушках. Верили, что если Баку заставить съесть дурной сон, то он имел силу превратить сон в удачный.
Есть рассказы, где Баку выглядит не очень добрым. Съедая все сны и мечты, он лишал спящих благоприятных воздействий, а то и вовсе лишал их сна.

Алконост (алконст) — в русском искусстве и легендах райская птица с головой девы. Часто упоминается и изображается вместе с другой райской птицей Сирин. Образ Алконоста восходит к греческому мифу о девушке Алкионе, превращённой богами в зимородка. Самое раннее изображение Алконоста встречается в книжной миниатюре XII века. Алконст безопасное и редкое существо живущие ближе к морю.По народному сказанию, утром на Яблочный Спас прилетает в яблоневый сад птица Сирин, которая грустит и плачет. А после полудня прилетает в яблоневый сад птица Алконост, которая радуется и смеётся. Птица смахивает с крыльев живую росу и преображаются плоды, в них появляется удивительная сила — все плоды на яблонях с этого момента становятся целительными

Абнауаю-- в абхазской мифологии («лесной человек»). Гигантское свирепое существо, отличающееся необычайной физической силой и яростью. Все тело Абнауаю покрыто длинной шерстью, похожей на щетину, у него огромные когти; глаза и нос - как у людей. Обитает в дремучих лесах (существовало поверье, что в каждом лесном ущелье живёт один Абнауаю). Встреча с Абнауаю опасна, у взрослого Абнауаю на груди у него топорообразный стальной выступ: прижимая к груди жертву, он рассекает её пополам. Абнауаю заранее знает имя охотника или пастуха, с которым он встретится.

Цербер (Дух преисподней) — в греческой мифологии огромный пёс Подземного царства, охраняющий вход в загробную жизнь.Чтобы души умерших могли войти в подземное царство, они должны принести Церберу дары — мёд и ячменное печенье. Задача Цербера — не допускать в царство мёртвых живых людей, желающих вызволить оттуда своих возлюбленных. Одним из немногочисленных живых людей, которым удалось проникнуть в подземное царство и выйти из него невредимым, был Орфей, игравший прекрасную музыку на лире. Одним из подвигов Геракла, которые ему приказали совершить боги, было вывести Цербера в город Тиринф.

Грифон - крылатые чудовища с львиным туловищем и головой орла, стражи золота в разных мифологиях. Грифоны, грифы, в греческой мифологии чудовищные птицы с орлиным клювом и телом льва; они. - «собаки Зевса» - стерегут золото в стране гипербореев, охраняя его от одноглазых аримаспов (Aeschyl. Prom. 803 след.). Среди сказочных обитателей севера - исседонов, аримаспов, гипербореев, Геродот упоминает и Грифонов (Herodot. IV 13).
Свои грифоны есть и в славянской мифологии. В частности известно, что они охраняют сокровища Рипейских гор.

Вуивр, Вуивра. Франция. Король, или королева змей; во лбу - сверкающий камень, ярко-красный рубин; облик огненного змея; хранитель подземных сокровищ; можно увидеть летящим по небу летними ночами; обиталища - заброшенные замки, крепостях, донжоны и др.; его изображения - в скульптурных композициях романских памятников; когда купается, камень оставляет на берегу, и кто исхитрится завладеть рубином, станет сказочно богатым - получит часть подземных сокровищ, которые охраняет змей.

Дубовики - в кельтской мифологии злые волшебные существа, живущие в кронах и стволах дубов.
Каждому человеку, проходящему мимо их жилища, они предлагают вкусные кушанья и подарки.
Ни в коем случае не следует брать у них еду, а тем более пробовать её на вкус, поскольку пища, приготовленная дубовиками, очень ядовита. По ночам дубовики нередко отправляются на поиски добычи.
Следует знать, что проходить мимо недавно срубленного дуба особенно опасно: дубовики, обитавшие в нём, рассержены и могут натворить немало бед.

Чёрт (в старом правописании «чорт») — злой, игривый и похотливый дух в славянской мифологии. В книжной традиции, согласно Большой советской энциклопедии, слово чёрт является синонимом для понятия бес. Черт социален и чаще всего выходит на охоту с группами чертей. Черта привлекают пьющие люди. Когда черт находит такого человека, он старается сделать все, чтоб человек пил еще больше доводя его до состояния полного безумия. Сам процесс их материализации, известный в народе как «напиться до чертиков», красочно и детально описан в одном из рассказов Владимира Набокова. «Длительным, упорным, одиноким пьянством, - сообщал знаменитый прозаик, - я довел себя до пошлейших видений, а именно: я начал видеть чертей». Если человек бросает пить, черт начинает чахнуть не получая ожидаемой подпитки.

Ырка в славянской мифологии - злой ночной дух с глазами на темном лице, светящимися как у кошки, особенно опасен в ночь на Ивана Купалу и только в поле, потому что лешие не пускают его в лес. Им становится самоубийца. Нападает на одиноких путников, выпивает у них кровь. Укрут, его помощник, приносит ему шалунов в мешке, у которых Ырка выпивал жизнь. Очень боится костра, к огню не подходит. Чтобы спастись от него, нельзя оглядываться, даже если окликают знакомым голосом, не отвечать ничего, сказать трижды "чур меня" или прочесть молитву "Отче наш".

Сульде «жизненная сила», в мифологии монгольских народов одна из душ человека, с которой связана его жизненная и духовная сила. Сульде правителя является духом — хранителем народа; его материальное воплощение — знамя правителя, которое само по себе становится объектом культа, оберегается подданными правителя. Во время войн для поднятия ратного духа армии Сульде-знамёнам приносились человеческие жертвы. Особо почитались Сульди-знамена Чингисхана и некоторых других ханов. Персонаж шаманского пантеона монголов Сульде-тенгри, покровитель людей, по-видимому, связан генетически с Сульде Чингисхана.

Анзуд - в шумеро-аккадской мифологии божественная птица, орел с львиной головой. Анзуд - посредник между богами и людьми, одновременно воплощая доброе и злое начала. Когда бог Энлиль снял во время умывания свои инсигнии, Анзуд украл таблички судеб и улетел с ними в горы. Анзуд хотел стать могущественнее всех богов, но своим поступком нарушил ход вещей и божественных законов. В догонку за птицей пустился бог войны Нинурта. Он выстрелил в Анзуда из лука, но таблички Энлиля исцелили рану. Нинурте удалось поразить птицу только со второй попытки или даже с третьей попытки (в различных версиях мифа по разному) .

Баг - в английской мифологиии духи. Согласно легендам, баг - «детское» страшилище, даже в наше время англичанки пугают им своих детей.
Обычно эти существа имеют вид косматых чудищ со спутанной клочковатой шерстью. Многие английские дети верят, что баги могут проникнуть в комнаты, воспользовавшись открытыми печными трубами. Однако, несмотря на довольно устрашающую внешность, эти существа совершенно не агрессивны и практически безвредны, поскольку у них нет ни острых зубов, ни длинных когтей. Напугать они могут только одним способом - скорчив страшную уродливую рожу, растопырив лапы и подняв шерсть на загривке.

Альрауны - в фольклоре европейских народов крохотные существа, обитающее в корнях мандрагоры, очертания которых напоминают собой человеческие фигурки. Альрауны дружелюбны к людям, однако не прочь подшутить, порой -весьма жестоко. Это оборотни, способные перекидываться в кошек, червей и даже в маленьких детей. Позже альрауны поменяли образ жизни: им настолько понравились тепло и уют в людских домах, что они стали переселяться туда. Перед тем как перебраться на новое место, альрауны, как правило, испытывают людей: рассыпают по полу всякий мусор, кидают в молоко комья земли или куски коровьего кизяка. Если люди не выметают мусора и выпивают молоко, альраун понимает - здесь вполне можно обосноваться. Прогнать его практически невозможно. Даже если дом сгорел, и люди куда-либо переезжают, альраун следует за ними. К Альрауну нужно было относиться с большой заботой из-за его волшебных свойств. Надо было обертывать или одевать его в белые одежды с золотым поясом, купать каждую пятницу, и держать в коробке, иначе Альраун, начинал вопить для внимания. Альрауны использовались в волшебных ритуалах. Предполагалось так что что они приносят большую удачу, на подобии талисмана - четырехлистника. Но владение ими несло риск судебного преследования в колдовства, и в 1630 три женщины были казнены в Гамбурге по этому обвинению. Из-за большого спроса на Альраунов они часто вырезались из корней брионии, так как подлинные мандрагоры было трудно найти. Они были экспортированы из Германии в различные страны, в том числе и в Англию, времен господства Генри VIII.

Власти - в христианских мифологических представлениях ангельские существа. Власти могут быть как благими силами, так и приспешниками зла. Среди девяти ангельских чинов власти замыкают вторую триаду, в которую кроме них входят еще господства и силы. Как сказано у Псевдо-Дионисия, "наименование святых Властей знаменует равный Божественным Господствам и Силам, стройный и способный к принятию Божественных озарений Чин и устройство премирного духовного владычества, не употребляющее самовластно во зло дарованные владычественные силы, но свободно и благочинно к Божественному как само восходящее, так и других свято к Нему приводящее и, сколько возможно, уподобляющееся Источнику и Подателю всякой власти и изображающее Его... в совершенно истинном употреблении своей владыческой силы".

Гаргулья - плод средневековой мифологии. Слово «гаргулья» происходит от старофранцузского gargouille - глотка, и своим звучанием имитирует булькающий звук, возникающий при полоскании горла. Гаргульи восседающие на фасадах католических соборов представлялись двойственно. С одной стороны они были как древние сфинксы охранными статуями, способными в момент опасности оживать и защищать храм или особняк, с другой стороны, когда их размещали на храмах этим показывалось, что из этого святого места бежит вся нечисть, так как она не может вынести храмовой чистоты.

Гримы - по средневековым европейским поверьям обитали на всей территории Европы. Чаще всего их можно увидеть на старых кладбищах, расположенных вблизи церквей. Поэтому страшных существ ещё называют церковными гримами.
Эти монстры могут принимать разнообразные обличья, но чаще всего они превращаются в огромных собак с угольно-черной шерстью и светящимися в темноте глазами. Увидеть страшилищ можно только в дождливую или пасмурную погоду, обычно они появляются на кладбище ближе к вечеру, а также днём во время похорон. Они часто воют под окнами заболевших людей, предвещая их скорую кончину. Нередко какой-нибудь грим, не боящийся высоты, забирается ночью на церковную колокольню и начинает звонить во все колокола, что в народе считается очень нехорошей приметой.

Шогготы - существа упоминаемые в известной мистической книге "Аль Азиф" известной более как "Некрономикон", написанной сумасшедшим поэтом Абдул Альхазредом. Примерно треть книги, посвящена управлению шогготами, которых представляют как бесформенных "угрей" из пузырей протоплазмы. Древние боги создали их в качестве слуг, но шогготы, обладая разумом, быстро вышли из подчинения и с тех пор действуют по собственной воле и ради своих странных непонятных целей. Говорят, что эти сущетсва часто возникают в наркотических видениях, но там они не подаются контролю человека.

Ювха, в мифологии туркмен и узбеков Хорезма, башкир и казанских татар (Юха) демонический персонаж, связанный с водной стихией. Ювха - прекрасная девушка, в которую превращается, прожив много (у татар - 100 или 1000) лет, Согласно мифам туркмен и узбеков Хорезма, Ювха выходит замуж за человека, поставив ему предварительно ряд условий, например не смотреть, как она расчёсывает волосы, не гладить по спине, совершать омовение после близости. Нарушив условия, муж обнаруживает змеиную чешую на её спине, видит, как, расчёсывая волосы, она снимает голову. Если не погубить Ювху, она съест своего мужа.

Упыри - (рус.; укр. упирь, белорус. ynip, др.-рус. Упирь), в славянской мифологии мертвец, нападающий на людей и животных. По ночам Упырь встаёт из могилы и в облике налитого кровью мертвеца или зооморфного существа убивает людей и животных, высасывает кровь, после чего жертва или погибает или сама может стать Упырем. По народным поверьям, упырями становились люди, умершие "неестественной смертью" - насильственно убиенные, спившиеся пьяницы, самоубийцы и также колдуны. Считалось, что земля не принимает таких мертвецов и потому они вынуждены скитаться по миру и причинять вред живым. Подобных покойников хоронили вне кладбища и подальше от жилья.

Шаркань, в венгерской мифологии дракон со змеевидным телом и крыльями. Можно разграничить два слоя представлений о Шарканье. Один из них, связанный с европейской традицией, представлен преимущественно в сказках, где Шаркань - свирепое чудовище с большим количеством (три, семь, девять, двенадцать) голов, противник героя в битве, часто - обитатель волшебного замка. С другой стороны, известны поверья об одноголовом Шарканье как об одном из помощников колдуна (шамана) талтоша.

Феникс - бессмертная птица олицетворяющая цикличность мира. Феникс покровитель юбилеев, или больших временных циклов. Геродот излагает с подчеркнутым скептицизмом первоначальную версию легенды:
"Есть там другая священная птица, имя ей Феникс. Сам я никогда ее не видел, кроме как нарисованной, ибо в Египте она появляется редко, один раз в 500 лет, как говорят жители Гелиополиса. По их словам, она прилетает, когда умирает ее отец (то есть она сама) Ежели изображения верно показывают ее размеры и величину и наружность, оперение у нее частью золотистое,частью красное. Облик ее и размеры напоминают орла." Птица эта не размножается, а возрождается после смерти из собственного пепла.

Оборотень - Werewolf - чудовище существующее во многих мифологических системах. Подразумевается человек умеющий превращаться в животных либо наоборот. Животное умеющее обращаться в людей. Таким умением часто обладают демоны, божества и духи. Классическим же оборотнем считается волк. Именно с ним связывают все ассоциации рождаемые словом оборотень. Это изменение может произойти как пожеланию оборотня, так и непроизвольно, вызванное, например, определенными лунными циклами.

Вендиго — дух-людоед в мифах оджибве и некоторых других алгонкинских племён. Служитл предостережением против любых излишеств человеческого поведения. Племя инуитов называет это существо различными именами, среди которых Виндиго, Витиго, Витико. Вендиго наслаждаются охотой и любит нападать на охотников. Одинокий путник, оказавшийся в лесу, начинает слышать странные звуки. Он оглядывается в поисках источника, но ничего не видит, кроме мелькания чего-то, что двигается слишком быстро, чтоб его мог засечь человеческий глаз. Когда путник начинает в страхе убегать, Вендиго атакует. Он могуществен и силён, как никто другой. Может подражать голосам людей. Кроме этого Вендиго никогда не перестаёт охотиться наевшись.

Инкубы — в средневековой европейской мифологии мужские демоны, домогающиеся женской любви. Слово инкубус происходит от латинского «инкубаре», что в переводе означит «возлежать». Согласно старинным книгам, инкубус - это падшие ангелы, демоны, увлекающиеся спящими женщинами. Инкубусы проявляли в интимных делах столь завидную энергию, что на свет являлись целые народы. Например, гунны, которые, по средневековым поверьям, были потомками «отверженных женщин» готов и нечистой силы.

Леший— хозяин леса, лесной дух,в мифологии восточных славян. Это главный хозяин леса, он следит, чтобы никто в его хозяйстве не навредил. К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим — плохо: путает, заставляет ходить кругами. Он поет голосом без слов, бьёт в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет.Леший может представать в различных растительных, животных, человеческих и смешанных образах, может быть невидимым. Чаще всего предстаёт одиноким существом. На зиму покидает лес, проваливаясь под землю.

Баба-яга — персонаж славянской мифологии и фольклора,хозяйка леса, повелительница зверей и птиц, охранительница границ царства Смерти. В ряде сказок уподобляется ведьме, колдунье. Чаще всего — отрицательный персонаж, но иногда выступает в качестве помощницы героя. Баба-яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, обитает на границе леса, в избушке на курьих ножках окружённой забором из человеческих костей с черепами. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей, якобы для того, чтобы их съесть.



Поделиться: