Найденные сокровища океана. Несметные сокровища морей и океанов

Древний механизм, соус из рыбьей крови, кольцо с гигантским изумрудом, скала из серебряных слитков... Что еще таится на дне мирового океана, где за всю историю человечества затонуло около 3 млн кораблей?

Счастливчик Фишер

Король Испании Филипп IV был разгневан: вместе с одним только галеоном Nuestra Señora de Atocha, 6 сентября 1622 года налетевшим на коралловые рифы у побережья Флориды, на дно отправились более 40 т драгоценного груза - золота, серебра, драгоценных камней и оружия.

Такая же участь постигла и другие восемь кораблей, следовавших из испанских колоний Нового Света в метрополию. Всего потерь - около 550 человек и ценностей более чем на 2 млн песо. Срочно снарядили экспедицию для вызволения груза. Казалось бы, этому все благоприятствовало: глубина затопления Atocha составляла всего 16 м, имелся точный ориентир - торчащие на поверхности обломки бизань-мачты. Но пока капитан Гаспар де Варгас с рабами-ныряльщиками добрался до места, шторм сравнял останки судна с океанской гладью. Поиски оказались безуспешны. Через три года попытку повторили, и снова безрезультатно.

Сокровища «Серебряного флота»

Видимо, чтобы поднять историю со дна забвения должен был появиться Мел Фишер - человек, посвятивший жизнь поиску испанского Серебряного флота. Поисковики по документам пытались обозначить хотя бы район поисков. Периодически что-то находили: огромный якорь, горсть золотых монет, оправленные в серебро пистолеты… В 1975 году - бронзовые пушки с Atocha, но главного груза все не было. Понадобилось еще десять лет, чтобы магнитометр на поисковом катере зафиксировал скопление металла. Скала, к которой подошло судно, оказалась спекшимися воедино серебряными слитками - основной частью груза Atocha. Всего было обнаружено 3200 изумрудов, 150 000 серебряных монет и более 1000 серебряных слитков - каждый весом свыше 40 кг.

Поиски дорого обошлись «счастливчику» Фишеру - еще тогда, в 1975 году, его сын Дирк с женой попали в кораблекрушение на поисковом буксире и погибли. Тем не менее, внук Шон продолжил семейное дело и во главе компании Mel Fisher’s Treasures ищет сокровища Серебряного флота неподалеку от острова Ки-Уэст, Флорида. Он полагает, что находок хватит еще надолго: «Где-то неподалеку лежат еще три корабля этой флотилии». В июле 2011 года дайверами Фишера было найдено золотое кольцо с изумрудом в 10 карат, оцененное в $500 000.

Серебро и субмарина

Вышедший из Калькутты в составе конвоя британский торговый корабль SS Gairsoppa вез в Великобританию чай, чугун и серебро. В феврале 1941 года во время шторма он отстал от сопровождения и был торпедирован немецкой подводной лодкой. В 300 км к юго-западу от Ирландии судно пошло ко дну. Из 85 человек выжил только один - помощник капитана Ричард Айрес, добравшийся до берега на спасательной шлюпке через 13 дней одиночного плавания.

Аварийный кормовой руль

В 2011 году, через 70 лет после кораблекрушения, на поверхность было поднято около 50 т серебра, что составляло примерно пятую часть груза. Компания, весьма заинтересованная в контракте (по условиям, она получает 80% от найденного), продолжила работы

Корабль затонул на очень большой глубине - 4700 м. Тем не менее, надежда достать ценный груз с рекордной глубины не угасала. Великобритания заключила контракт с американской компанией Odyssey Marine Exploration, специализирующейся на подъеме покоящихся на морском дне грузов. И в 2011 году, через 70 лет после кораблекрушения, на поверхность было поднято около 50 т серебра (более 1200 слитков), что составляло примерно пятую часть груза. Компания, весьма заинтересованная в контракте (по условиям, она получает 80% от найденного), продолжила работы. В 2013 году успех повторился: с глубины достали более 1500 серебряных слитков. Их стоимость составляет около $35 млн.

Примерно в 160 км от места работ, на глубине 2500 м, американцами было обнаружено еще одно британское судно, также пущенное ко дну немецкой субмариной, но еще во время Первой мировой войны. Груз Mantola оценивается примерно в $19 млн.

Сокровища Черного Сэма

Whydah Gally - первый пиратский корабль, обнаруженный подводными кладоискателями, но примечателен он не только этим. Судно принадлежало в своем роде чемпиону среди морских разбойников - Сэмюэлю Беллами по прозвищу Черный Сэм, ухитрившемуся всего за год взять на абордаж в Карибском море более 50 судов. Трехмачтовый парусник Whydah Gally был захвачен в марте 1717 года. Сэм сделал его своим флагманским кораблем. На нем будто бы и хранились все награбленные за год сокровища. Говорили, что катализатором подвигов Сэмюэля стала любовь. И вот, когда он уже развернул корабль на север, чтобы кинуть добытое богатство к ногам возлюбленной, парусник отнесло к берегу и выбросило на отмель. Корабль опрокинулся и развалился. Из 146 человек выжили только двое.

Известный американский кладоискатель Барри Клиффорд обнаружил Whydah Gally в 1982 году - всего в нескольких сотнях метров от пляжа Кейп-Код на побережье Флориды. На поверхность были подняты богатства примерно на $15 млн: золотой песок, старинные монеты и оружие. Но одной из самых ценных находок считается обычная судовая рында. Когда колокол очистили от вековых наростов, на нем явственно читалась надпись «The Whydah Galle 1716», полностью подтвердившая догадки исследователей.

Вместо алмазов - слоновьи бивни

Геолог компании De Beers держит бивень мамонта, найденный среди обломков древнего судна у побережья Намибии

Найти затонувшие сокровища случайно шансов мало, уж слишком глубоко они «закопаны», но с португальским кораблем Bom Jesus получилось именно так. Геологи международной корпорации, специализирующейся на добыче алмазов, в 2008 году неожиданно наткнулись на обломки древнего судна у побережья Намибии, неподалеку от Берега Скелетов. Останки покоились под внушительным слоем песка на месте рукотворной морской лагуны, превратившейся в настоящее время в соленое озеро.

Со дна были подняты множество испанских, португальских и венецианских золотых монет, слоновьи бивни, медные слитки и оружие. Общая стоимость извлеченного груза оценивается более чем в $13 млн. Bom Jesus, исчезнувший в 1533 году по дороге в Индию, - одна из старейших находок подводных кладоискателей.

Соус из рыбьей крови, вино 150-летней давности и астрономический механизм

Кроме находок, имеющих перманентную стоимость (драгоценные металлы и камни), обнаруживается и то, что приобретает особую ценность только со временем. Так, в 1900 году в Эгейском море, неподалеку от острова Антикитера, греческим водолазом был найден остов античного корабля. Среди обломков находился удивительный механизм, время создания которого ученые датировали приблизительно 100 годом до н. э. Устройство имело деревянный корпус, на котором спереди и сзади были размещены бронзовые циферблаты со стрелками, а внутри - около 30 шестеренок. По мнению исследователей, «антикитерский механизм» использовался для расчета движения небесных тел.

В 2015 году в Лигурийском море было найдено римское судно I или II века, курсировавшее, предположительно, между Римом и Кадисом и перевозившее высоко ценившийся соус гарум. Приправа готовилась из рыбьей крови и внутренностей. Ингредиенты в течение нескольких месяцев выдерживались в каменных ваннах на солнце. Из-за специфического запаха изготовление гарума в городах было запрещено. Соус запечатывался в сосуды и поставлялся в римские провинции. Оценить вкус деликатеса археологам не довелось - море оставило только его следы.

Зато вино 150-летней выдержки дошло до нас в целости и сохранности. Бутылку обнаружили в 2011 году среди обломков судна Mary Celestia, во время Гражданской войны в США перевозившего груз для армии Конфедерации и затонувшего в 1864 году у побережья Бермудских островов. Дегустация «выдержанного» напитка состоялась в 2015 году на кулинарном фестивале в Южной Каролине. По мнению сомелье, находившаяся в бутылке мутная желтовато-серая жидкость по вкусу напомнила смесь бензина, уксуса и соленой воды.

Видео: самые знаменитые морские клады

На Соломоновых островах царит самая настоящая золотая лихорадка. Съехавшиеся с разных концов света кладоискатели ищут японский корабль, затонувший в самом конце Второй мировой войны. В его трюмах находились ящики с 13-килограммовыми золотыми слитками на 1,3 миллиарда долларов.

Их награбил в Малайзии и Сингапуре в годы войны генерал Томоюки Ямашита . Он сдался 2 сентября 1945 года и через 5 месяцев по приговору трибунала был казнен.

Золотая лихорадка началась после того, как один из островитян заявил, что место клада ему указал отец перед смертью и что ему удалось найти золото.

«Найдены пока два золотых слитка»,- сообщил журналистам на прошлой неделе Альфред Сасако , член парламента Соломоновых островов, который утверждает, что встречался и разговаривал с владельцем слитков.

Отец островитянина, работавший коком на японском военном корабле, перед смертью указал на карте место, где лежит золото. Слитки удалось найти в марте этого года, однако известно об этом стало только сейчас, после того, как островитянину не удалось договориться с правительством о совместном подъеме клада. Он сейчас прячется в страхе за свою жизнь.

В правительстве Соломоновых островов рассказу владельца карты и слитков, похоже, поверили. Как заявил директор по международным связям Центробанка, кабинет министров уже даже разработал план, на что потратить деньги.

Пока министры делят золото, воды вокруг островов бороздят лодки и катера с кладоискателями, большинство которых вооружены. Говорят, японским золотом заинтересовался даже миллиардер Пол Аллен , яхту которого видели в прибрежных водах в июне…

Если сложить все легендарные клады, которые якобы лежат на дне морей и океанов, то их суммарный вес значительно превысит вес золота, добытого на Земле за всю историю человечества. Но, несмотря на фантастичность многих легенд и свидетельств о сокровищах затонувших кораблей, они продолжают будоражить воображение кладоискателей.

Поиски подводных сокровищ превратились в многомиллионный бизнес и поставлены на поток. Морские клады ищут тысячи подводников и компаний, находят – единицы, но это не мешает им снова и снова выходить в море в надежде на удачу.

1. В январе 1637 г. «Королевский купец» , 32-пушечный английский фрегат водоизмещением 700 т, вошел в гавань Кадиса для ремонта. Капитан Лимбри был богатым человеком, но как истинный представитель своего авантюрного века он не смог побороть искушение подзаработать еще. Возможность для этого появилась после того, как на борту испанского корабля, на котором должны были перевозить серебряные монеты, жалованье для 30-тыс. испанской армии во Фландрии, вспыхнул пожар.

Джон Лимбри предложил свои услуги по доставке денег. В августе 1641 года его корабль вышел из гавани Кадиса и взял курс на север. Большая часть плавания прошла без происшествий, но в нескольких десятках миль от английского побережья «Купец» попал в сильный шторм и затонул у берегов Корнуолла. Вместе с 80 матросами на дно пошел и весь груз. В трюмах «Купца» лежали деревянные ящики с более чем полумиллионом серебряных песо, 500 тяжелыми брусками золота, сотнями брусков серебра и украшениями, инкрустированными драгоценными камнями; а также дорогими одеждами, специями и многим другим в общей сложности примерно на полмиллиарда фунта стерлингов. О ценности груза говорит хотя бы то обстоятельство, что он составлял треть всей тогдашней казны Испании! Потеря этих денег привела к экономическому кризису в стране.

Вместе с испанским серебром Лимбри потерял и собственное состояние, которое возил с собой, и превратился в нищего. Правда, он сумел быстро встать на ноги, вернулся в море и в дальнейшем сыграл большую роль в колонизации Ямайки.

2. «Наша сеньора Мерседес» , 36-пушечный испанский фрегат, перевозил из Южной Америки в Испанию очень ценный груз - монеты отчеканенные в вице-королевстве Перу, тогдашнем финансовом центре испанской Америки. Фрегат вышел через Магелланов пролив в Атлантический океан и после остановки в Монтевидео отправился в метрополию с сопровождении трех военных кораблей.
Семимесячное плавание прошло без происшествий, но утром 5 октября 1804 года недалеко от португальского мыса Святой Марии испанцы встретились с английской эскадрой, тоже состоявшей из четырех фрегатов.

Испания в то время сохраняла нейтралитет, хотя и явно склонялась к союзу с Наполеоном и объявлению войны Англии. Вице-адмирал Грэм Мур , действуя по распоряжению Адмиралтейства, приказал испанцам изменить курс и следовать за ним в Англию.

Командующий испанской эскадрой, вице-адмирал Хосе Бустаменте ответил отказом и открыл огонь. Одно из английских ядер попало в пороховой погреб «Мерседеса». Корабль затонул с двумястами моряков и 4,436,519 золотыми и серебряными долларами, а также золотыми, серебряными, медными и оловянными слитками. Три остальных фрегата – «Фаму», «Медею» и «Санта Клару» англичане отконвоировали в Плимут, где они получили другие названия и стали фрегатами флота Его величества. Через два месяца после боя у мыса Святой Марии Испания объявила войну Англии.

3. До поднятия груза «Мерседеса» рекордным из уже найденных и поднятых подводных кладов считался груз испанского галеона «Наша сеньора из Аточи» , который входил в состав эскадры из 28 кораблей, перевозившей несметные сокровища в Испанию.

6 сентября 1622 года сильный ураган разметал эскадру у берегов Флориды. «Аточу» огромная волна швырнула, как щепку, на рифы около острова Драй-Тортуга, расположенного в 60 км к западу от Флориды. Судно быстро пошло на дно с ценными грузом. Спастись удалось лишь 3 морякам и 2 рабам.

Останки корабля искали 3,5 столетия десятки искателей кладов, но повезло после 16-летних поисков лишь американцу Мелу Фишеру . Он поднял в 1985 году ок. 40 т золота и серебра и примерно 40 кг изумрудов. Стоимость сокровищ, поднятых со дна Мексиканского залива, составила $400 млн.

4. «Сассекс»

В начале 1694 года эскадра из 12 кораблей во главе с 80-пушечным фрегатом «Сассекс» отправилась из Англии в Савойю. В сундуках лежали 1 млн золотых и серебряных монет и десятки слитков драгоценных металлов. В ценах конца XVII века стоимость груза составляла 1 млн фунтов стерлингов, а в нынешних - 2,5 млрд фунтов (4 млрд. долларов).

19 февраля эскадру, только что прошедшую Гибралтарский пролив, настигла буря. «Сассекс» из-за сильного перегруза пошел на дно вместе с сокровищами. Из 560 матросов и офицеров спастись удалось только двум морякам.

5. «Фрау Мария»

12 лет назад финские водолазы нашли недалеко от острова Юрмо двухмачтовый парусник «Фрау Мария», который перевозил осенью 1771 года из Голландии в Санкт-Петербург произведения искусства для украшения Зимнего и Царскосельского дворцов. На борту находились около 300 картин голландских художников, коллекции мейсенского и саксонского фарфора, фаянсовые курительные трубки, золотые и серебряные статуэтки и несколько бочек монет, всего примерно на 0,5 млрд. евро.

Кроме России, на деньги которой был куплен груз, на сокровища претендуют Финляндия, в территориальных водах которой он сейчас находится и гражданами которой найден, и Голландия, под чьим флагом ходила «Фрау Мария».

Мировой океан прячет на своем дне огромное количество сокровищ, которые периодически находят исследователи или даже простые рыбаки.Эта статья поведает вам, что интересное было найдено на дне морей и океанов, за последние 10 лет.

Древний корабль на дне Черного моря

Исследователям удалось разыскать на дне Черного моря останки корабля, затонувшего примерно 2400 лет тому назад. Удивительная находка свидетельствует о том, что уже в античные времена движение морского транспорта в этом регионе было очень оживленным.

Судно, груженное амфорами, древнегреческими керамическими емкостями для перевозки жидких и сыпучих веществ, а также продуктов питания, затонул в IV веке до нашей эры. В те времена Древняя Греция переживала расцвет экономики и культуры. В одной из амфор обнаружены кости большой пресноводной зубатки. Рыба была высушена и порезана на куски. Жареная зубатка пользовалось большой популярностью в Греции.

Институт океанографии штата Массачусетс провел исследования, которые показали, что зубатка была поймана в промежутке от 488 до 228 гг до нашей эры. Группа американских и болгарских ученых под руководством Роберта Балларда, океанолога, в свое время нашедшего «Титаник», сообщила о том, что судно лежит на глубине около 100 метров в нескольких километрах от побережья Болгарии. «Греки ходили в Черное море за рыбой и золотом», - сказал океанолог. Эгейское море «прекрасно, но стерильно». В нем очень мало питательных веществ, а потому оно не может служить богатым источником морских биопродуктов.

Корабль перевозил товары из черноморской колонии в Грецию. Ученые сообщили о своем открытии на конференции Национального географического общества, которое финансировало экспедицию. Другими спонсорами были институт океанических исследований Национальной администрации океанических и атмосферных исследований и исследовательский институт «Таинственного аквариума» в штате Коннектикут, где работает Баллард.Руководил экспедицией Дуайт Коулман, научный сотрудник исследовательского института, сообщает. По его словам, останки корабля были обнаружены тремя болгарскими участниками исследований, которые 1 августа, в последний день экспедиции, опустились на дно моря в подводном аппарате. Греки хранили в амфорах вино, оливковое масло, рыбу и другие продукты. Исследователи увидели на дне несколько десятков этих сосудов. Высота сосуда, поднятого со дна моря, один метр. Это обычный размер греческой амфоры. В дальнейшем ученые хотят выяснить, что находится в других амфорах, а также найти куски деревянного корпуса, инструменты, монеты, по которым можно было бы более точно установить возраст судна.

Корпус вертолета Chinook на дне Эгейского моря

Находку совершило рыболовецкое судно, которое обнаружило крупный металлический объект на глубине 900 метров. К поиску присоединился фрегат греческого ВМФ «Наварин», экипаж которого при помощи сонаров подтвердил обнаружение корпуса вертолета в нескольких километрах южнее полуострова Халкидики. Вертолет Chinook греческой армии, направлявшийся на Афон, по неизвестной пока причине рухнул в море. На его борту находился глава одной из древнейших православных церквей Патриарх Александрийский Петр VII, а также 16 сопровождавших его лиц.

Галеон «Нотр Дам де Деливранс», Атлантический океан

Американская компания Sub Sea Research, специализирующаяся на подводных работах, обратилась к властям Флориды с просьбой разрешить ей поднять со дна затонувший у берегов этого штата во время бури в 1755 году галеон «Нотр Дам де Деливранс», на котором содержатся сокровища на общую сумму в 3,2 миллиарда евро. Сообщения о находке вызвали большой интерес в Испании, так как галеон, хотя плавал под флагом Франции и имел французский экипаж, был зафрахтован властями Мадрида для перевозки в Испанию из Нового Света сокровищ из испанских колоний Мексики, Перу и Колумбии.

«Нотр Дам де Деливранс» - самое большое на морском дне подводное сокровище, которое когда-либо было обнаружено Согласно документам той эпохи, на галеоне, длина которого составляет 50,5 метров находились предназначавшиеся испанскому королю Карлу III 473 килограмма золота в слитках, 15,5 тысяч золотых дублонов, более 1 миллиона монет, 24 килограмма чистого серебра и прочие сокровища. Один из судов Флориды разрешил американской компании, обнаружившей остатки «Нотр Дам де Деливранс», приступить к работе по извлечению груза, мотивируя это тем, что в ином случае они могут попасть в руки незаконных искателей подводных сокровищ, не имеющих никакого отношения к находке.

Тем временем испанские и французские власти резко воспротивились этому решению суда. Указывая на подписанное в 1902 году соглашение с Соединенными Штатами, они считают, что им принадлежит право собственности на эти богатства, так как они принадлежали Испании, перевозились французами и, кроме того, на затонувшем море покоятся тела моряков обеих стран.

Государственный департамент Соединенных Штатов признал права Испании на эти сокровища. Американское внешнеполитическое ведомство ссылается на созданный в 2001 году Верховным судом США прецедент, когда суд запретил искателю морских сокровищ Бену Бенсону и поддерживавшему его штату Вирджиния прикасаться без разрешения Испании к грузу, обнаруженному им на испанском фрегате «Хуно», также затонувшему во время шторма. На сегодняшний день вопрос остается открытым, так как компания Sub Sea Research и власти штата Флорилы считают госдепартамент Соединенных Штатов неправомочным принимать решение по поводу судьбы галеона.

Самолет-разведчик, Адриатическое море

Ранним утром рыбак из Черногории поставил сети в трех милях от берега в надежде на хорошую добычу. Однако в его сеть угодил современный самолет-разведчик. Во второй половине дня рыбак стал вытаскивать свой улов, но сети оказались очень тяжелыми. Предполагается, что самолет был сбит ракетой во время военных действий НАТО в Югославии в 1999 году.
Поначалу это его не удивило, поскольку рыбак и раньше вытаскивал старые гранаты, корпуса от мин, которые войска выбрасывают в море. Но на этот раз из воды показалось крыло самолета. По внешнему виду рыбак определил, что это беспилотный разведывательный самолет. Он отбуксировал необычный улов к берегу и передал его представителям полиции и армии. Скорее всего, находка станет экспонатом белградского музея авиации. В нем уже есть «подарки» НАТО, в том числе обломки американского самолета-невидимки, сбитого ПВО Югославии.

Испанский галеон «Сан-Хосе» с сокровищами на борту, Тихий океан

У тихоокеанского побережья Панамы обнаружен испанский галеон 17 века с грузом золотых и серебряных слитков. Корабль «Сан Хосе» затонул в 1631 году. Стоимость его груза оценивается в 50 миллионов долларов. Историки знали, что судно «Сан-Хосе» затонуло в районе Жемчужных островов 17 июня 1631 года. Однако точное место крушения долгое время оставалось неизвестным. На борту «Сан-Хосе» находились около 700 т товаров, в том числе и золотые и серебряные слитки, перевозившиеся в Испанию, сообщает Интерфакс.

Галеон затонул, натолкнувшись на рифы. Поиски «Сан-Хосе» были возобновлены после того, как у карибского побережья Панамы был найден другой испанский галеон. В настоящее время проектов поднятия обоих судов не существует из-за нехватки финансирования. Панама ведет переговоры с иностранными спонсорами для подъема галеонов. С 16 по 18 век Панама служила перевалочным пунктом при транспортировке золота и серебра из Южной Америки в Испанию.

Вертолет нефтегазовой компании, Атлантический океан

На дне моря неподалеку от Рио-де-Жанейро поисковая спасательная группа обнаружила вертолет «С-76» Сикорский.Вертолет, принадлежащий компании «Петробраз», перевозил персонал на нефтяную платформу в район шельфовых разработок бассейна Кампус. Представители компании затрудняются назвать предположительные причины катастрофы. Сразу же после катастрофы пятерых человек с борта вертолета удалось спасти, бортмеханик погиб. Есть подозрения, что еще пять человек оказались заблокированными в вертолете в момент падения и не смогли выбраться наружу. Винтокрылая машина найдена мини-роботом на глубине около 330 метров.

Ледокол «Челюскин», Чукотское море

Начальник и инициатор экспедиции ученый-историк Алексей Михайлов рассказал о том, что документы на борту затонувшего ледокола могли хорошо сохраниться. «При такой температуре воды и при отсутствии достаточно высокой биологической активности есть вероятность, что даже бумага и ткань не претерпели серьезных изменений, и все осталось в каком-то состоянии, при котором возможно при достаточно понятных методах консервации все-таки потом сохранить и даже прочитать», - рассказал он.

«Челоюскин» был затерт во льдах и затонул в 1934 году, один человек из состава экипажа погиб, а остальные 104 человек были вынуждены покинуть корабль и дрейфовать на льдине. Впоследствии люди были эвакуированы в ходе специальной авиационной операции.

Обломки самолета Антуана де Сент-Экзюпери, Средиземное море

Группе французских подводников, наконец, удалось найти точное место гибели знаменитого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Обломки самолета, на котором автор «Маленького принца» вылетел на свое последнее задание, были обследованы водолазами в море неподалеку от Марселя. По результатам изучения номеров на самолете эксперты пришли к окончательному выводу о том, что им действительно управлял писатель, пропавший без вести во время выполнения летного задания 60 лет назад.

Антуан де Сент-Экзюпери, в 1920-х годах принимавший участие в создании первых французских авиапочтовых линий в Африке и Латинской Америке, в качестве летчика участвовал в боевых действиях союзных войск.

31 июля 1944 года он вылетел с Корсики в район средиземноморского побережья Франции для выполнения задания по фотографированию местности. Несмотря на благоприятные погодные условия, писатель-авиатор, которому к тому времени было 44 года, не вернулся с задания. Долгое время оставалось неизвестным, разбился ли его самолет в горах на территории Франции или упал в море.

В 2000 году обломки самолета, на борту которого находился Экзюпери, были найдены на глубине 70 метров неподалеку от Марселя. В этом же районе ранее один моряк выловил браслет с гравировкой «Сент-Экс» (так звали писателя друзья). Однако до октября 2003 года правительство запретило исследования места предполагаемой гибели писателя. Поиски летчика-романтика или хотя бы обломков его самолета длились 60 лет. Для французов найти останки Сант-Экса было делом чести. И хотя тело писателя так и не было найдено, но обнаружение его самолета положит конец спорам о месте гибели Сент-Экзюпери.

Подводная лодка К-27, Карское море

Место захоронения атомной подводной лодки К-27 и 237 контейнеров с твердыми радиоактивными отходами были найдены в заливе Степового Карского моря в ходе завершившейся здесь научной экспедиции. В районе Новой Земли, был обследован район предполагаемого захоронения реакторного отсека атомной подводной лодки. Атомный подводный крейсер К-27 был спущен на воду в октябре 963 года. Этот крейсер был первым в мире атомным охотником на подводные лодки. Уникальность ее заключалась в реакторе с жидкометаллическим теплоносителем.

24 мая 1968 года лодка потерпела аварию около Северодвинска. В 1981 году Совмин СССР принял решение затопить подлодку в Карском море. Это решение было вызвано невозможностью восстановления лодки и опасностью ядерного заражения. Лодка была затоплена на глубине 33 метра, впоследствии было признано, что глубина захоронения не отвечает нормам безопасности. Западные специалисты неизменно критиковали подобные лодки за высокую шумность. Именно о дальнейшей модификации этого крейсера писал Том Кленси в своей книге «Охота за «Красным Октябрем».

Атлантида?

Немецкий ученый доктор Рэйнер Куен, утверждает, что ему удалось найти месторасположение легендарной Атлантиды.

По его словам, она была вовсе не островом, как принято считать, а находилась на испанском берегу. Исследовав спутниковые фотографии местности в районе андалузского города Кадиса, он обнаружил следы двух построек, которые могли быть античными храмами. Этот регион в период от 800 до 500 года до нашей эры подвергся разрушительному наводнению, которое могло породить легенду об утонувшем острове.

Вокруг руин храмов видны частично сохранившиеся круги,которые, возможно, являются остатками каналов или рвов, расходившихся кругами от центрального острова, как это описано у Платона. По мнению ученого, один из храмов - «серебряный» - был посвящен Посейдону, а второй - «золотой» - был храмом-дворцом, который Посейдон построил своей жене Клейте. По словам Куена, эти круги несколько больше тех, о которых говорил древнегреческий философ Платон, однако ученый уверен, что тот либо умышленно приуменьшил размеры острова, либо сама древнегреческая единица измерения длины - стадия была процентов на 20 больше, чем теперь принято считать.

Останки около трёх миллионов затонувших кораблей разбросаны по всему дну мирового океана. И вместе с этими обломками в недрах морской пучины прячутся настоящие сокровища, которые периодически находят исследователи или простые рыболовы - золотые монеты, бронзовые статуи, драгоценности и многое другое.

Вашему вниманию предлагаю небольшой обзор самых известных находок.

Затонувшее судно возле бухты Салькомб е

Пожалуй, это одно из самых древних кораблекрушений в мире. Торговое судно занималось перевозкой медных слитков и олова ещё в 900 году до н.э. Найденный груз является свидетельством того, что уже в давние времена была развита коммерция

Затонувший корабль из Белитунга

Аравийское судно затонуло в далёком 820 году, а найдено оно было рыбаком неподалёку от побережья Индии в 1998 году. На корабле было обнаружены многочисленные золотые и серебряные предметы времён династии Тан, а также керамические изделия, выполненные в единственном экземпляре. Всего сокровищ было насчитано на сумму 80 млн $.


Корабль SS

Центральная Америка Американский пароход затонул в 1857 году. 153 человека, в основном, женщины и дети, смогли спастись, остальные 400 человек, находившиеся на борту корабля, погибли. Вместе с ними затонуло около 15 тонн золота, добытых во время Калифорнийской золотой лихорадки. Потерянные сокровища оцениваются в сумму около 100-150 млн $.


Затонувшие сокровища Антикитеры

Затонувший античный римский корабль был обнаружен в 1901 году в Эгейском море неподалёку от острова Антикитера. Ныряльщикам за губками удалось достать бронзовую статую юноши и множество других артефактов. Также на судне обнаружили антикитерский механизм, использовавшийся для расчёта движения небесных тел. Стоимость обнаруженных сокровищ оценивается в 120-160 млн $.

Судно S.S. Republic

У берегов Джорджии был найден морской клад на сумму 120-180 млн $. В трюмах затонувшего парохода были обнаружены тысячи золотых двадцатидолларовых монет, выделенных на восстановление южных штатов после гражданской войны 1861-1865 годов.

Судно Bom Jesus

Когда геологи «De Beers», международной корпорации, занимающейся добычей, продажей и обработкой природных алмазов, у берегов Африки нашли судно, буквально врытое в пляж, они были очень сильно удивлены. На корабле было обнаружено невероятное количество золотых монет, пушек, мечей и бивней слонов.

Флагманский корабль Вайда

Этот корабль примечателен тем, что это единственный когда-либо найденный пиратский корабль. На судне было обнаружено много ценного пиратского оружия, монет и других артефактов на общую сумму 400 млн $

К концу XVI века испанские капитаны открыли и обозначили на картах Филиппинские, Марианские, Каролинские и Маркизские острова, остров Новая Гвинея, острова Санта-Крус и Соломоновы, Гавайи, острова Уэйк и Гуам, Иво-Шима, Новые Гебриды и остров Гуадалканал, острова Гилберта и Маршалловы, Галапагосские, Хуан-Фернандес, Флорес и Бикини, Торресов пролив.




Испанская эпоха на Тихом океане длилась целых 250 лет и ознаменовалась, помимо прочего, созданием первого в истории регулярного морского сообщения, соединившего берега величайшего океана, которое обеспечивалось знаменитыми «манильскими галеонами».


Мигель Лопес де Легаспи

Между 1565 и 1569 годами испанский первопроходец Мигель де Легаспи завоевал обширный тихоокеанский архипелаг, назвав его Филиппинами — в честь испанского монарха Филиппа II. Острова стали главным владением Испании в Тихом океане. Этот архипелаг более трёх столетий — до 1898 года — принадлежал Испании.


Почти два с половиной столетия галеоны курсировали в обоих направлениях с завидной регулярностью. Галеоны приходили в Манилу, чтобы заполнить свои трюмы товарами, приводившими в восхищение европейцев: золотом, жемчугом, сапфирами из Сиама, слоновой костью, лаковой посудой, китайским шёлком и фарфором, янтарём, сандаловым деревом, камфорой и нефритом, мускусом, корицей, гвоздикой, перцем и карри.


Испанский галеон

Частые рейсы галеонов не обходились без потерь. По мнению сотрудников Национального музея Филиппин, много кораблей нашли конец в коварных проливах центральной части архипелага и более 40 — у других островов. Например, в 1750 году галеон «Пилар» пошёл ко дну близ берегов Филиппин вместе с двумя миллионами песо на борту

В 1802 году погиб галеон «Ферролена» с грузом золота и серебра…

Галеон «Нуэстра Сеньора де ля Консепсьон»

Первой поисково-исследовательской группой, приступившей к поиску мест гибели галеонов, стала компания «Тихоокеанские морские ресурсы». Началу работ в море предшествовала двухгодичная предварительная работа в архивах Испании, Италии, Мексики, США и Филиппин. Были просмотрены тысячи страниц донесений, отчётов, записок и воспоминаний, судовых деклараций. Так из старинных документов выплыла на свет история гибели галеона «Нуэстра Сеньора де ля Консепсьон» — на то время самого большого испанского корабля с грузом в четыре миллиона песо…

Галеон потерпел крушение 20 сентября 1638 года, направляясь из Манилы в Акапулько с грузом шёлка, фарфора, изделий из слоновой кости и драгоценностями, среди которых были блюдо и набор кувшинов из чистого золота, подаренные испанским королём японскому императору. Трагедия произошла спустя месяц после отплытия из Манилы, у южного берега острова Сайпан — второго до величине среди Марианских островов.


Часть груза была извлечена из прибрежных вод островитянами. В 1684 году испанская поисковая экспедиция обнаружила и подняла 35 из 36 пушек и 7 из 8 якорей. Оставшиеся части галеона и груз разбросало вдоль подножия рифов или вынесло на большие глубины…



Поисковый корабль «Тенгар» подошёл к Сайпану в марте 1987 года и бросил якорь в ста метрах от его юго-западного берега. В течение двух лет на месте гибели галеона велись работы, во время которых было обследовано всё южное и юго-западное прибрежное дно острова Сайпан на глубине от одного до ста двадцати метров.

Команда исследователей состояла из 30 человек семи национальностей — китайцев, малайзийцев, сингапурцев, филиппинцев, австрийцев, англичан и американцев. За время поисков остатков галеона команда совершила более 10 тысяч погружений — при этом без единой серьёзной неудачи

Для обследования дна на глубинах, недоступных аквалангистам, «Тенгар» имел двухместный водолазный колокол. Также использовался робот с видеокамерой, управляемой с поискового корабля. А там, куда не могли спустить колокол, применяли обитаемый подводный аппарат, вмещавший двух пилотов и наблюдателя. Данные глубоководных исследований удостоверили, что обломки крушения сбросило с рифа до глубины 80 метров.


Первые три недели погружений принесли исследователям лишь черепки и разбросанные в разных местах на большом расстоянии друг от друга скопления балластных камней, да и те в небольшом количестве. Около 350 лет тайфуны разрушали остатки затонувшего корабля, но аквалангисты, набравшись терпения, почти шестым чувством угадывали, где покоились перевозимые галеоном предметы. Угроза тайфунов препятствовала проведению работ с июля по декабрь, но уже в течение первый шести месяцев было обнаружено практически всё, что осталось от галеона.



Первые золотые находки стали попадаться ныряльщикам в начале второго сезона работ. Сперва был найден фрагмент золотого блюда ручной работы. На нём была изображена женщина в струящемся платье с вазой с цветами. В левой руке она держала букет роз. Маленькая собачка прыгала у её ног. Цветочный орнамент украшал изделие по краям.

Впоследствии были найдены и другие осколки этого блюда. Согласно документам Севильского архива по делам Индии, галеон перевозил на своём борту блюдо из чистого золота и набор кувшинов — подарок короля Испании японскому императору. Во время официального расследования гибели галеона испанские власти обвинили губернатора Манилы Коркуэра в незаконном присвоении этих предметов и их возвращении в Испанию в качестве личного груза губернатора.

Золотое блюдо с женщиной было важной находкой, но были и другие, которые впечатляли гораздо сильнее. Так, ныряльщик Энт Навин нашёл маленькую золотую туфельку, инкрустированную алмазами и бриллиантами. В туфельке могли храниться духи или другая парфюмерия. Повезло и Майклу Флэкеру, который поднял 32 золотые цепи, каждая из которых была по полтора метра длиной.


Все цепи лежали вместе и были скручены золотой проволокой. Они были погребены под двумя метрами осадков под узким выступом так, что его руки с трудом смогли до них дотянуться. Всего же аквалангисты подняли со дна морского более 1300 золотых ювелирных изделий: цепи, кресты, чётки, пряжки, филигранные пуговицы, кольца и броши с драгоценными камнями. Некоторые из менее ценных находок с галеона также были очень интересны — например, 156 кувшинов для хранения пищевых продуктов, найденных на глубинах от 45 до 60 метров.




Реставраторы тщательно исследовали содержимое кувшинов. В двух из них была застывшая ароматическая смола, в других лежали мелкие кости. На кувшинах были выгравированы имена владельцев или испанские и китайские символы, указывающие на их содержимое: соль, уксус, селитра, вино. Но большинство кувшинов содержало питьевую воду, так как манильские галеоны на своём пути не делали остановок по пять — восемь месяцев.



За долгие века пребывания на морском дне многие предметы обросли кораллами. Так, например, один кусок коралла в действительности содержал 564 изделия — стеклянные бусины китайского происхождения, керамические черепки, фрагменты листового золота, две серебряных рукоятки от шпаг и бронзовые китайские весы, использовавшиеся, вероятно, для взвешивания драгоценных камней. Некоторые предметы были сугубо личными.

Так, на поверхности маленького золотого гребня можно было разобрать надпись «год 1618» и имя «Донья Каталина де Гусман». Архивные поиски выявили, что эта женщина в 1634 году была вдовой и жила в Маниле.

Испанский галеон «Нуэстра Сеньора де лас Мерседес»

А вот история еще одного галеона,затонувшего в морской пучине
После продолжительных судебных разбирательств в США, поднятые со дна моря сокровища, которые сохранились на потерпевшем когда-то крушение корабле в 1804 году, были возвращены в Испанию и частично выставлены на всеобщее обозрение.




30 ноября 2012 г. министерство культуры в Мадриде объявило, что почти 600 тыс. старинных монет из золота и серебра будут показаны в Музее подводной археологии в южном испанском городе Картахена, потом уже во второй половине 2013 года часть сокровищ будет показана на выставках и в других испанских городах.





Испанский галеон «Нуэстра Сеньора де лас Мерседес», среди остатков которого и были найдены сокровища, перевозил серебряные и золотые монеты, которые чеканили в Латинской Америке в XIX веке. Галеон был потоплен в 1804 году британскими военными кораблями у португальского побережья в районе Гибралтара. На борту судна в то время было 200 человек.



По расчетным данным, поднятый клад имеет оценивается более чем в 350 миллионов евро.
Галеон был найден американской компанией Odyssey Marine Exploration(поднятые этой же компанией 48 тонн серебра с затонувшего военно-транспортного корабля), которая занимается морскими исследованиями, в 2007 году, найденный клад подняли и привезли во Флориду

Потом были почти пятилетние судебные тяжбы и в конечном итоге апелляционный суд США в январе 2012 года вынес решение о том, что компания должна вернуть клад Национальному Фонду в Испании. Сокровища состоят из более чем 594 000 монет и других артефактов. Испанское Министерство культуры рассматривает монеты, как часть национального наследия, которое может быть продано, чтобы погасить долги государства.

Buen Jesus y Nuestra Senora del Rosario

Недалеко от побережья Флориды обнаружены сокровища, когда-то принадлежавшие испанской короне. Клад нашли всего в 150 м от берега, недалеко от города Форт-Пирс. Находка была сделана членами семьи Шмиттов и их знакомым дайвером, сообщает Daily Mail.

Золотые цепи общим весом в три фунта, пять монет и кольцо оцениваются специалистами в $300 тысяч. "Все дно было усыпано золотом, - говорит глава семейства, 65-летний Рик Шмитт. - Это самое невероятное, что я когда-либо видел".
Крушение Buen Jesus y Nuestra Senora del Rosario и еще семи кораблей уничтожило банк Мадрида и даже способствовало распаду Испанской империи.








Команда дайверов, занимающихся глубоководными погружениями считает, что нашла на глубине 400 метров именно этот знаменитый корабль. На борту затонувшего судна было обнаружено более 17 000 предметов, исследовав которые, дайверы пришли к выводу, что судно перевозило золото, жемчуг и даже попугаев.





Золото оказалось на дне океана, предположительно, после урагана 1715 г., в котором пострадали 12 испанских кораблей. В соответствии с исторической хроникой, во время шторма погибли тысяча человек, 11 кораблей пошли ко дну со всеми сокровищами.




По мнению кладоискателей, обнаружить золото они смогли благодаря недавнему шторму, который вынес на поверхность лишь малую часть груза испанских кораблей. Шмитты уверены: большое количество сокровищ еще можно найти на побережье Форт-Пирс.
В ходе поисковых работ были еще найдены 39 золотых слитков и около 1200 серебряных песо. Кроме того, со дна были подняты более 6600 жемчужин, которые экспортировались в Европу из Венесуэлы.

Этот редкий жемчуг, который добывали из редкого типа устриц, обитавшего в Южной Америки, но оказавшегося на грани исчезновения в начале 17-го века из-за чрезмерной эксплуатации колониальных торговцев. При добыче жемчуга пострадала не только дикая природа. Как полагают 60 000 карибских туземцев умерли во время погружения за устрицами.



Сокровища, находившиеся на борту кораблей, пролежали на дне почти четыре столетия. Золото и драгоценные камни из южно-американских колоний были основой испанской экономики и катастрофа способствовала краху всемогущей колониальной империи.
Исследования на месте крушения продолжаются уже на протяжение более двадцати лет с использованием глубоководных технологий, разработанных британским инженерам.

Предметы, которые удалось поднять из Rosario, собираются на выставке в штаб-квартире компании Odyssey Marine Exploration, в штате Флорида.

Золото с крейсера «Эдинбург», 1981 год.


В 1981 году в Баренцевом море была проведена крупнейшая глубоководная операция по подъему золота с затонувшего английского крейсера «Эдинбург». В конце апреля 1942 года крейсер вышел из Мурманска в Англию с 5,5 т золота на борту, но, получив повреждения от немецких военных кораблей, был затоплен по приказу капитана. Лишь в 1980 году английские специалисты определили точное местонахождение судна, и в сентябре 1981-го большая часть золотых слитков была поднята на поверхность. Несколько слитков найти так и не удалось

Сокровища галеона «Аточа», 1985 год


В 1985 году, после 15 лет поисков, были найдены легендарные сокровища испанского галеона «Аточа», который потерпел крушение в 1622 году из-за шторма у берегов Флориды. Поднятые богатства оценили более чем в $400 млн, среди них было 200 золотых и около тысячи серебряных слитков, ювелирные изделия, золотые цепи и целый арсенал оружия XVII века.


«SS Gairsoppa»

48 тон серебра с затонувшего корабля у берегов Ирландии, июль 2012 года.


Этот год выдался весьма удачным на поднятие и находки очень больших кладов и вот в дополнение еще один - порядка 48 тонн серебра было поднято с британского военно-транспортного корабля, который затонул в 1941 году после того, как его торпедировала немецкая подводная лодка.

Корабль «SS Gairsoppa» был назван в честь водопада возле западного побережья Индии. В декабре 1940 г. он отплыл из Калькутты к Великобритании с чаем, железом и тоннами серебра на борту.

Сильные ветры и волны заставили корабль замедлить ход, в результате чего он оторвался от военного конвоя и в феврале 1941 г. попал под атаку немецких подводных лодок. Одна торпеда разорвала корпус судна и оно потерпело крушение в 300 милях к юго-западу от Ирландии. Корабль затонул на очень большой глубине - 4,7 км. Всего на борту корабля было 85 человек. Выжил только один — пробывший 13 дней в спасательной шлюпке второй помощник капитана.

Британское министерство транспорта заключило с американской компанией Odyssey Marine Exploration, которое специализируется на поднятии со дна моря остовов судов, контракт на подъем серебра на поверхность. С борта корабря извлекли порядка 1 тысячи 203 слитков серебра, однако сотрудники Odyssey Marine Exploration уверяют, что это только 20% драгоценного металла, лежащего в трюмах SS Gairsoppa. По условиям контракта компании отходит 80% найденного клада.

В общей сложности судно перевозило 240 тонн серебра, что по нынешним меркам стоит $190 миллионов. Работы на дне Атлантического океана будут продолжаться.

Золото, платина и алмазы на «судне без названия», 2009 год.


Останки британского грузового судна, потопленного нацистами в годы Второй мировой войны, были обнаружены у северо-восточного побережья Южной Америки. Ценность находки заключалась в том, что корабль перевозил большой груз золота, платины и алмазов, предназначавшихся для пополнения казны США. Название судна не разглашалось, условно его называли Blue Baron. Судно потерпело крушение в июне 1942года. Полмиллиона золотых и серебряных монет, 2007 год.

В мае 2007 года компания Odyssey Marine Exploration, специализирующаяся на поисках морских кладов, заявила о находке затонувшего судна с 500 000 золотых и серебряных монет на борту. Сокровища были подняты и переправлены в США, но компания так и не сообщила, кому принадлежал затонувший корабль и где именно он был найден.

Монеты и магический камень в Карибском море, 2011 год.


В Карибском море недалеко от побережья Доминиканской республики американская организация кладоискателей Deep Blue Marine обнаружила сокровища. В XVI веке на этом месте произошло кораблекрушение. Водолазы нашли 700 старинных монет, стоимость которых может достигать миллионов долларов, древние статуэтки и необычный зеркальный камень, который мог использоваться в шаманских ритуалах.

Советская платина на британском судне, 2012 год.


В феврале 2012 года знаменитый искатель сокровищ из США Грег Брукс обнаружил затонувшее британское судно Port Nicholson, которое в 1942 году так и не довезло в Нью-Йорк слитки платины из СССР. Судно было потоплено немецкой подводной лодкой. Его груз предназначался для расчета Советского Союза с правительством США за поставки союзниками боеприпасов, военной техники и продовольствия.

Сокровища «золотого корабля «Флор де ла мар»


История хранит тайны сотен и тысяч кладов по сей день ожидающих своего часа на дне океана. Несмотря на известное местоположение, эти сокровища не удается найти даже самым опытным ныряльщикам. Чем больше мы узнаем о них, тем сильнее желание прикоснуться к тайне, скрытой под толщей воды.


…Это был необычный рейс. В 1512 году флагман португальской эскадры «Флор де ла мар» отплыл из султаната Малакка, находившегося на юго-западном побережье Малаккского полуострова. На борту «Флор де ла мар», входившего в состав португальской эскадры под командованием завоевателя Малакки адмирала Альфонсу д’Албукерки, находились сокровища султанов Малакки, а также богатства, захваченные конкистадорами в Африке и на Аравийском полуострове, в Индии и Сиаме.



Последний рейс «Флор де ла мар» продолжался недолго. Почти сразу после отплытия, попав в сильный шторм, судно наскочило на риф и затонуло, на многие столетия став манящей легендой для кладоискателей. Отлитые из золота скульптурные изображения слонов, тигров, обезьян, украшения из драгоценных камней, китайский фарфор и другие сокровища с португальского корабля, стоимость которых, по оценкам специалистов, может составить миллиарды долларов, до сих пор лежат на дне Малаккского пролива у берегов Индонезии.



Легенды о сокровищах, потерянных в этом районе земного шара, столетиями будоражат воображение искателей сокровищ. Только вблизи берегов Индонезии, по мнению историков, воды скрывают богатства сотен потерпевших крушение судов. Они везли из Китая и бывших колоний пряности, фарфор, ткани, изделия из драгоценных металлов и многое другое. Корабли тонули во время штормов, разбивались о рифы, становились добычей пиратов.


А в 1991 году весь мир облетело сенсационное сообщение о том, что на дне Малаккского пролива в 8 км от северо-восточного побережья острова Суматра под 18-метровым слоем песка и ила обнаружены останки затонувшего почти 500 лет назад португальского корабля с несметными сокровищами на борту. Сообщения о найденном месте крушения «Флор де ла мар» не сходили со страниц печати Индонезии и ряда соседних стран.

В районе предполагаемой находки, куда немедленно устремились местные охотники за подводными кладами, корабли ВМС Индонезии вели круглосуточное патрулирование с целью пресечь несанкционированные попытки поднять с морского дна сокровища, аукционная стоимость которых, по некоторым оценкам, может составить около 9 миллиардов долларов, что составляет почти треть годового бюджета Индонезии.


Поиски «Флор де ла мар» вела в течение двух лет индонезийская компания «Джаятама истикачипта» с разрешения правительства этой страны. Эти поиски обошлись компании в 10 миллионов долларов. Однако её владельцы были готовы вложить ещё столько же в подъём сокровищ с морского дна, рассчитывая, что выручка от продажи ценностей с аукциона составит 7-9 млрд. долларов. По условиям контракта, половина добытых сокровищ должна была достаться правительству Индонезии, при этом предметы, представляющие историческую ценность, должны были быть возвращены правительству Малайзии.

Не исключено, что они находились на борту других кораблей португальской эскадры, которые, как полагают, напоролись во время шторма на рифы у берегов Суматры и пошли на дно вместе с «Флор де ла мар». Да и сам владелец «Джаятама истикачипта» признал, что представитель компании в Сингапуре явно поторопился с сенсационным заявлением, которое было тут же подхвачено информационными агентствами.



Сообщения об обнаружении места гибели «Флор де ла мар» вызвали новую волну интереса к поиску подводных сокровищ. В министерство иностранных дел Индонезии со всего мира посыпались предложения о сотрудничестве в поисках этих богатств, а полиция и береговая охрана с досадой отметили небывалый наплыв в эти места любителей подводных видов спорта.



В дележе сокровищ «Флор де ла мар» поспешили принять участие и кладоискатели из других стран. Одна из австралийских археологических экспедиций объявила, что завершила переговоры с представителями правительств Индонезии и Малайзии о подъёме груза с португальского корабля.

А в Гонконге некий итальянец Бруно де Винсентис, в свою очередь, заявил, что его переговоры с индонезийскими и малайзийскими властями находятся на завершающей стадии. «Мы надеемся отыскать сокровища, хотя это будет довольно дорогостоящее предприятие, — сказал Бруно де Винсентис. — Нас вдохновляет то, что среди обломков „Флор де ла мар“ находится, возможно, самый большой клад в мире».

Но индонезийские власти не спешат идти навстречу кладоискателям. «Мы пока никому не давали разрешений на подводные исследования», — заявили представители правительства. В соответствии с международным правом, найденные ценности должны быть поделены между тремя сторонами: страной, которой принадлежал корабль, страной, в чьих территориальных водах найдены сокровища, и теми, кто их нашёл. Глава индонезийского Управления археологических исследований отметил в этой связи, что его стране не хватает опыта для проведения таких работ.


Озабоченность индонезийцев можно понять, если вспомнить события относительно недавнего прошлого, когда группа авантюристов нелегально подняла с затонувшего в районе Молуккских островов корабля множество антикварных предметов, которые затем были проданы на европейских аукционах за миллионы долларов.

То, что им не удалось поднять, было варварски уничтожено. А в 1990 году в районе острова Бинтан, где, как полагают, находятся обломки пяти затонувших кораблей, были задержаны одиннадцать иностранцев. По мнению полиции, эта группа, в которую входили американцы, австралийцы и англичане, занималась незаконными поисками сокровищ.

Подводные сокровища у берегов Индонезии не дают покоя многим. При этом одни озабочены, как ими завладеть, другие тем, как их сохранить. Борьба идёт с переменным успехом. Да и можно ли вообще говорить о надёжной охране мест кораблекрушений, если в водах Малаккского пролива до сих пор действуют пираты?

Так что история «Флор де ла мар» может иметь самый неожиданный конец.
Даже в наш век продвинутых технологий, ежегодно десятки тысяч человек погружаются в морские и океанские глубины в поисках кладов. И это не пустопорожнеекладоискательство. Морская пучина хранит много тайн и сокровищ! 75 % серебра и золота добытого за всю историю человечества продолжает находиться именно на дне мирового океана.

Компания Odyssey обжаловала решение суда. 1 февраля 2012 года стало известно, что Апелляционный суд Атланты в штате Джорджия так же .

В январе 2009 года интернет-издание "Морской бюллетень - Совфрахт" сообщило, что судно с золотом, платиной и алмазами, потопленное немецкой подлодкой в годы второй мировой войны, (государство на северо-востоке Южной Америки).

Согласно сообщению, транспорт с ценным грузом вышел из одного из европейских портов, пункт назначения - США. Ценности предназначались для доставки в Нью-Йорк и далее в казну США в качестве оплаты ленд-лиза. Сначала судно зашло в порт одной из южноамериканских стран и оттуда последовало в Нью-Йорк, но где-то на расстоянии 40 миль от побережья Гайаны было потоплено германской подводной лодкой U-87 в июне 1942 года.

Об обнаружении останков британского грузового транспорта сообщила американская компания Sub Sea Research, специализирующаяся на подводных изысканиях и подъеме из воды ценностей, оставшихся после кораблекрушений.

Компания не разглашала название судна и место его обнаружения. Условно судно было названо Blue Baron ("Голубой барон") .

В июле 2009 года немецкая газета Bild сообщила, что 1,5 тонны серебряных монет, золотых украшений, огнестрельного оружия, драгоценных камней и фарфора династии Мин на борту пиратского корабля Forbes , затонувшего в 1806 году у берегов острова Калимантан. При этом стоимость одних только серебряных монет достигает десяти миллионов долларов.

Для осуществления своей мечты немецкие кладоискатели потратили более трех миллионов евро, а также учредили фирму NRA (Nautic Recovery Asia).

В апреле 2011 года стало известно, что профессиональные кладоискатели из американской организации Deep Blue Marine, которая занимается извлечением с морского дна ценных исторических артефактов, в Карибском море близ побережья Доминиканской республики. Водолазы нашли 700 серебряных монет, которые могут стоить миллионы долларов, старинные статуэтки, а также зеркальный камень, который, возможно, использовался в шаманских ритуалах.

Работы по поиску клада велись на месте крушения судна, детали о котором организация не разглашает.

Deep Blue Marine сообщила о находке властям Доминиканской республики, в водах которой было найдено затонувшее судно. Выручка от сокровища будет поделена поровну между республикой и организацией кладоискателей.

В сентябре 2011 года стало известно, что американская компания Odyssey Marine Exploration (ОМЕ) , на борту которого находится 200 тонн серебра.

Пароход, который кроме серебра в 1941 году вез из Индии в Ливерпуль груз железа и чая и был потоплен нацистской подводной лодкой, специалисты обнаружили в 560 километрах от побережья Ирландии.

Эксперты называют серебро с борта Gairsoppa самым крупным грузом драгоценного металла, когда-либо обнаруженным в морских глубинах.

Планируется, что работы по подъему серебра и других ценных предметов с Gairsoppa начнутся во втором квартале 2012 года.

В октябре 2011 года компания Odyssey Marine Exploration (ОМЕ) заявила об обнаружении на дне Атлантического океана британского судна, на борту которого находилось 17 тонн серебра.

Самые известные клады , обнаруженные у берегов России

У берегов России одной из главных сокровищниц является Финский залив - на его дне лежат более шести тысяч затонувших кораблей. Среди лежащих на дне корабельных останков есть настоящие сокровищницы - корабль посольства герцога Шлезвиг‑Гольштейнского Фридриха III, который в 1635 году вез царю Михаилу Федоровичу богатые дары; русское судно, перевозившее казну для нашей армии в Финляндии, затонувшее в 1718 году; русские суда, вывозившие военную добычу из Финляндии, Германии, Швеции, Польши и др.

В 1953 году финскими рыбаками был случайно обнаружен корпус корабля у острова Борстё вблизи города Турку (Финляндия). Объект не вызвал интереса у финских историков и археологов. Лишь в 1961 году его изучением занялись шведские дайверы, после того, как историк Кристиан Альстем предположил, что найденный корпус может принадлежать русскому галиоту "Святой Михаил". Он вышел из Амстердама в Петербург 15 октября 1747 года, имея на борту груз ценностей для русского императорского двора. В их числе был даже персональный подарок Императрице Елизавете Петровне - резной золоченый кабриолет.

Получив разрешение на работы от ничего не подозревавших финских властей, шведские дайверы вскрыли каюты найденного корабля и в первые же дни подняли на поверхность 34 золотых табакерки, часть которых была украшена драгоценными камнями. Кроме того, с морского дна были подняты ценности, закупленные для русского императорского двора: коллекция золотых табакерок работы французских мастеров Пьера Жаррена и Франсуа Марто; коллекция золотых и серебряных часов работы французских и английских мастеров; крупнейшая в Северной Европе коллекция ранних образцов мейсенского фарфора (кофейные и чайные сервизы, декоративные статуэтки); коллекция золотых фигурных накладок на мебель. А также резная золоченая карета - подарок императрице Елизавете Петровне.

Советский Союз никаких претензий на найденные ценности не предъявлял и сегодня все поднятые предметы хранятся в Финляндии.

В 1981 году в Баренцевом море была проведена крупнейшая глубоководная операция по подъему золота с затонувшего английского крейсера "Эдинбург".

В конце апреля 1942 года английский крейсер "Эдинбург" во главе конвоя судов вышел из Мурманска в Англию. На борту крейсера находилось около 5,5 тонн (465 штук) золотых слитков, что в денежном эквиваленте тогда составляло свыше 20 миллионов долларов. Для большей безопасности драгоценный груз поместили в артиллерийский погреб. Золото предназначалось для уплаты за военные поставки нашим союзникам по антигитлеровской коалиции. 30 апреля 1942 года крейсер "Эдинбург" был атакован немецкой субмариной. Получив серьезные повреждения, корабль, тем не менее, продолжал оставаться на плаву. Через двое суток, 2 мая, "Эдинбург" был атакован немецкими эсминцами. Крейсер остался на плаву, но дальнейшая его буксировка на самую ближайшую базу потеряла всякий смысл, так как внутри корабля полыхал пожар. Чтобы "Эдинбург" и золотой груз не достались врагу, крейсер по приказу командира конвоя английского контр-адмирала Бонэма-Картера был потоплен тремя торпедными выстрелами. После войны золотой груз "Эдинбурга" неоднократно пытались найти и англичане, и немцы, и наши специалисты. Но их старания не увенчались успехом. В 1980 году английская фирма "Рисдон-Бизен" с помощью специально оборудованного судна "Дронсфорд" обнаружила точное местонахождение "Эдинбурга" . В том же году между СССР и Великобританией был заключен договор о подъеме советского золота с затонувшего английского крейсера (в новых ценах оно стоило уже не 20, а 81 миллион долларов). В сентябре 1981 года со дна Баренцева моря был поднят 431 из предполагаемых 465 золотых слитков весом 11-13 килограммов каждый. Золото было поделено между СССР и Великобританией в пропорции три к одному. Во время второй операции в 1986 году было обнаружено и поднято 29 золотых слитков. Остальные пять, находившиеся в носовой части артиллерийского погреба, разнесенной снарядом во время боя, бесследно исчезли среди искореженного металла. Золото, добытое во время второй операции, было поделено между Советским Союзом и Великобританией в оговоренной пропорции: десять слитков отправились в Англию, девятнадцать - в Советский Союз. Кроме того, обе стороны должны были отчислить по 45% своей доли в пользу фирмы, поднявшей со дна моря драгоценный груз. В настоящее время один из золотых слитков с затонувшего крейсера "Эдинбург" хранится в Алмазном фонде Московского Кремля.

В 1987 году финским дайвером-любителем был обнаружен Муланский корабль , затонувший в 1617 году около острова Мулан в Финском заливе. Судно вывозило добычу, награбленную шведскими войсками в период оккупации Великого Новгорода в 1611-1617 годах. С морского дна финны подняли два русских церковных колокола, один из которых имел надпись: "Этот колокол отлит на второй день июля летом года 7106 во славу рождения Христа в Деревяницком монастыре в царствовании Его Величества Великого Князя Бориса Федоровича - Царя Всея Руси"; груз серебряных монет, включая редкие "веревочные" деньги Ивана Грозного 1534 года, редчайшие и очень ценные деньги Василия Шуйского 1606-1609 годов и голландские серебряные галеры 1611 года, ходившие в Московском Царстве; большое количество вооружения: мушкеты, пистолеты, кирасы, пороховницы. Несмотря на явную принадлежность раритетов и их историческую ценность, Российская Федерация претензий на права собственности не предъявляла, и все поднятые находки поступили в распоряжение государственных органов Финляндии.

Летом 1999 года в ходе специальной поисковой экспедиции финских дайверов-любителей был обнаружен корпус корабля "Фрау Мария" . Корабль затонул в 1771 году на Балтике в территориальных водах Швеции, которые ныне принадлежат Финляндии. На борту корабля находился груз художественных ценностей для Эрмитажа в Санкт-Петербурге, закупленных по личному указанию императрицы Екатерины II.

Ученые предполагают , что на дне Балтийского моря покоятся 27 картин выдающихся голландских художников XVI-XVII веков, в частности, Рембрандта, а также коллекции фарфора, фаянсовые курительные трубки, золотые и серебряные статуэтки и несколько бочек с монетами. Уникальный груз "Фрау Марии" музейные эксперты оценивают не менее чем в 500 миллионов евро.

Благодаря холодной и слабосоленой воде Финского залива парусник сохранился без видимых внешних повреждений.

Опираясь на архивные данные, специалисты предполагают, что картины были упакованы не в ящики, а в свинцовые колбы и залиты воском, что позволяет надеяться на значительную сохранность полотен.

Финляндия разработала поэтапный план по подъему судна: предполагается, что "Фрау Мария" окажется на суше к 2017 году. С российской стороны в разработке проекта фонды "Крейсер "Варяг" и фонд "Спасение национально-культурных ценностей", а специалисты из Эрмитажа выразили готовность принять участие в реставрационных работах.

Вопрос, кому достанутся ценности с "Фрау Марии" в случае их реального обнаружения, пока остается открытым.

В настоящее время в отношении поднятых со дна сокровищ нет согласованных международных документов. Согласно общепринятым нормам , если затонувшее судно лежит в пределах 24-мильной прибрежной зоны какого-то государства, то это государство и решает судьбу добытых сокровищ. Нередко оно забирает себе их половину или четвертую часть. В то же время в некоторых странах считается, что первые сто лет с момента затопления судно принадлежит конкретному владельцу - частному лицу или фирме. В отсутствие наследников или спустя сто лет судно признается собственностью того государства, в чьих водах оно затонуло. Также есть страны, где права собственников затонувших объектов на имущество признаются независимо от срока гибели судна. То есть споры возникают в каждом новом случае.

Если же обломки судна находятся в международных водах, то в силу вступает Брюссельская конвенция 1910 года: тот, кто находит "бесхозное" судно, тому оно и принадлежит. Но в этом случае возникают споры о том, какое судно считать "бесхозным". Нередко в суд на золотоискателей подают родственники или потомки затонувших на судне пассажиров и членов команды. Судебные процессы длятся годами.

С целью обеспечения и укрепления охраны подводного культурного наследия была принята Конвенция ЮНЕСКО по защите подводного культурного наследия от 2 ноября 2001 года. Конвенция представляет собой международный договор, который является ответом международного сообщества на всё большее разграбление и разрушение подводного культурного наследия.

"Подводное культурное наследие" означает все следы человеческого существования, имеющие культурный, исторический или археологический характер, которые частично или полностью, периодически или постоянно находятся под водой на протяжении не менее 100 лет.

Документ запрещает коммерческую эксплуатацию такого культурного наследия.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников



Поделиться: