Как научить ребенка азбуке в 5 лет. Как ребенку помочь выучить алфавит: эффективные советы

Если ваш ребёнок стал смышленым и любознательным, значит, пора начинать изучать с ним алфавит. Но как это делать правильно, чтобы не только добиться результатов, но и сделать обучение интересным и приятным для чада?

Первый шаг – правильные стимулы

Если ребёнок не хочет изучать алфавит, то он, вероятно, просто не понимает, зачем ему это нужно. Но веские аргументы изменят его мнение. Вот некоторые из них:

  • Скажите малышу, что изучение букв – это увлекательно и весело.
  • Мотивируйте кроху тем, что он становится взрослым, и ему пора осваивать «взрослые» навыки.
  • Сообщит малышу, что, выучив буквы, он сможет самостоятельно читать. А это значит, что он сможет в любой момент без помощи взрослых прочесть сказку, а также узнать, что написано, например, на этикетке. Наверняка такие перспективы покажутся чаду весьма привлекательными.
  • Можно сказать, что в школу берут только тех деток, которые уже выучили алфавит. Остальные же продолжают ходить в детский сад и не узнают ничего нового.

Когда начать?

Когда начинать изучать алфавит? Определённого и наиболее подходящего для всех возраста нет, ведь каждый ребёнок индивидуален. Одни детки уже в три года прекрасно разговаривают и проявляют интерес к обучению, другие же и в 4-5 лет не интересуются занятиями, предпочитая им простые подвижные детские игры.

Как понять, что ваш малыш готов?

  • Он хорошо говорит и чётко произносит большинство звуков.
  • Он проявляет интерес к книгам, просит вас читать ему.
  • Чадо часто спрашивает вас, что написано на упаковках, плакатах, рекламных вывесках.

Способы изучения


Есть несколько основных способов изучения алфавита:

  • Специальные программы занятий. Их разработано немало. Выберите подходящее именно вашему малышу пособие и начните занятия. Плюс такого варианта заключается в том, что занятия будут последовательными и упорядоченными.
  • Специальные устройства и приложения. Наиболее популярное – это «Говорящая азбука», которое представляет собой сенсорный плакат с буквами, имеющий несколько режимов. Ребёнок сможет услышать названия букв и слова, начинающиеся на них, а также целые стихи. А режим экзамена позволит проверить знания. Также существует немало приложений для компьютеров и мобильных устройств. Но не стоит полагаться только на них. Более простые варианты – различные карточки с буквами, кубики, магнитная азбука (магнитная доска с прикрепляющимися на неё буквами) и так далее.
  • Игры. Если занятия будут проходить в игровой форме, то они точно заинтересуют ребёнка и помогут ему быстрее запомнить буквы почти без усилий. Вариантов увлекательных игр имеется масса. Например, можно поиграть в пантомимы и попросить ребёнка изобразить каждую букву с помощью жестов или определённых поз. Можно предложить чаду выкладывать буквы из подручных материалов, например, из камней, бусинок, монеток и так далее. Интересна игра «Найди букву». Покажите крохе одну букву, позвольте запомнить её, а затем попросите отыскать её, например, в книге или на рекламной вывеске. Когда малыш запомнит все буквы, просите его назвать по несколько слов на каждую из них или отыскать вокруг предметы, начинающиеся на ту или иную букву. А если кроха любит петь, то можно попросить его пропеть все буквы.
  • Стихи и песни. Рифмованные строки запоминаются гораздо быстрее, поэтому вместе с крохой или песенку об алфавите.

Как заниматься?


Как выучить алфавит с ребёнком? Обучение должно быть последовательным. Вот основные его этапы:

  1. Сначала изучайте гласные буквы, их гораздо проще произносить. Затем перейдите к простым согласным: В, М, С, Л, П. Потом можно переходить к сложным согласным, таким как Ч, Ш, Щ, Ж, Ц и прочие. Показывайте карточки с буквами, чтобы ребёнок быстрее их запомнил.
  2. Произносите звуки, которые начинаются на изучаемую букву. Затем можно переходить к коротким словам. Если делать упор только на отдельные буквы, то чадо не сможет их использовать и понимать, зачем, вообще, они нужны.
  3. Когда кроха запомнит буквы, обязательно переходит к их написанию, это поможет зафиксировать информацию в памяти. Правильное написание будет удаваться не сразу, потребуются тренировки.
  4. Когда чадо запомнит все буквы, начинайте осваивать их алфавитную последовательность. Если ребёнок будет хорошо знать буквы, то он запомнит и их порядок. Можно просто написать алфавит и просить малыша регулярно его читать. Если возникают трудности, изучайте по несколько связок, состоящих из 3-5 букв. Затем соединяйте связки, присоединяя каждую изученную к предыдущим.

Как должны проходить занятия?

Чтобы занятия были эффективными и интересными для малыша, соблюдайте некоторые правила:

  1. Занятие не должно длиться слишком долго. Начать следует с 5-10 минут в день. Если малыш заинтересуется и вовлечётся в процесс, то можно увеличить продолжительность одного занятия до 15-20 минут. В любом случае оно не должно превышать 30 минут, ведь чадо может сильно устать и не усвоить информацию.
  2. Лучше всего начинать занятие, когда малыш спокоен, выспался и сыт. Не стоит приступать к обучению, если ребёнок возбуждён, чувствует себя нехорошо, голоден или устал, он просто ничего не запомнит.
  3. Если ребёнок не хочет заниматься, не пытайтесь его заставить, отложите занятие. Если вы будете заставлять малыша, то в итоге он просто-напросто возненавидит процесс обучения и будет испытывать отвращение к нему.
  4. Если чадо не хочет заниматься, вероятно, просто время ещё не пришло. Попробуйте повторить попытку через месяц.
  5. За одно занятие лучше изучать лишь одну букву. Это позволит избежать путаницы и лучше усвоить информацию.


Полезные советы:

  1. Попробуйте использовать ассоциации. Предложите чаду подумать, на что похожи те или иные буквы. Например, буква «Д» напоминает дом, буква «О» — открытый рот», буква «П» — турник, а буква «Г» — подъёмный кран. Такой подход поможет ребёнку быстрее запомнить все буквы.
  2. Не забывайте хвалить и поощрять малыша, но не делайте это слишком часто, в противном случае он будет заниматься только ради похвалы или подарков.
  3. Не ругайте ребёнка, если он не может запомнить ту или иную букву. Помогайте ему, всячески поддерживайте. В конце концов, некоторым детям изучение алфавита даётся нелегко.
  4. Не ждите, что ребёнок выучит алфавит быстро, на это может уйти несколько месяцев. И не стоит форсировать события, это точно не пойдёт на пользу.
  5. Даже когда малыш выучит алфавит, не стоит расслабляться, так как ненужная и не используемая информация может быстро забыться. Так что повторяйте алфавит ежедневно.
  6. Повесьте на видном месте азбуку, чтобы ребёнок постоянно видел её и воспроизводил в памяти.

Успехов вашему малышу и терпения вам!

Что имеют в виду родители, когда спрашивают: «Как научить ребенка алфавиту?» Название букв? Название звуков? Или последовательный список букв? Каждая ситуация вызывает определенные трудности и мы подготовили перечень практических советов для каждой из них.

Учим алфавит –в 7 лет уже поздно?

Настоящее обучение, если оно преследует цель именно научить, а не запутать ребенка, должно быть своевременным. Перед тем, как начать учить алфавит с ребенком, прислушайтесь к рекомендациям профессионалов:

  • малыш интересуется буквами, или ему больше 5 лет;
  • ребенок выговаривает все звуки;
  • дошкольник способен быть внимательным и усидчивым;
  • речь карапуза отвечает нормам его возраста.

Если все эти качества еще не сформированы, их следует подтянуть: предлагать игры, в которых необходим кропотливый труд (паззлы, мозаики, конструкторы), записаться к логопеду, много читать, активно общаться.

Учим алфавит — порядок букв

Как только первоклашка получает задание выучить алфавит, родители попадают в сложную ситуацию. Дети воспринимают перечень букв, как бесполезное приложение к школьной программе. Поэтому обучение алфавиту детей возможно только лишь с игровым подходом.

Умный педагог всегда работает на опережение, почему бы и нам не воспользоваться теми же средствами?

  • Повесьте на стену печатный (а, возможно, даже прописной) алфавит. Будет достаточно повторять алфавит утром и вечером, или только вечером – в зависимости от настроения чада.
  • Как выучить алфавит с ребенком? Хороший эффект дают азбуки в стихах. Ритмичное проговаривание названий букв в сочетании с элементами стихотворений позволяют запомнить алфавит за несколько занятий.
  • Приобретите специальную азбуку-говорилку. Обратите внимание: бывают азбуки разных видов, в данном случае нужна та, в которой диктор произносит именно названия букв (А, БЭ, ВЭ).
  • Разбейте алфавит на 3 части и заучите каждую отдельно. После просто соедините части. Немного опыта, и малыш расскажет алфавит как надо!

Учим алфавит – звуки или буквы?

«Караул, нам два года, а мы не знаем ни одной буквы! Как научить ребёнка алфавиту, чтобы он не отставал от друзей?» – такой крик души встречается в интернете десятки и сотни раз. Хорошо, если на форуме попадется умный родитель и задаст вопрос во фронт: «А зачем?»

Изучение алфавита прежде, чем малыш начал читать, – крупная методическая ошибка. Особенно, если ребенок заучивает именно название буквы: ПЭ, ЭЛЬ… Ох нелегкая работа ждет тех родителей, которые поступили именно так. Потому что при чтении малыш начинает соединять не звуки (П и А), а названия букв. Вот и получается что-то наподобие: ПЭ – А – ПЭ – А – «папа».

Что актуально для двухлетки? Подготовка к изучению букв: чтение, игры с магнитными буквами (пусть строит из них что хочет), гимнастика для речевого аппарата, звуковые игры (особенно те, в которых дети учатся различать буквы из «группы риска перепутать»: С – Ш, З – С, Т – Д, Н – Д, У – О, Щ – Ч, Т – Ч, С- Ц, Щ – Ш.

Как учить алфавит, если речь идет о буквах?

Как правильно научить ребёнка алфавиту? Как же правы те родители, которые озабочены знаниями чада уже в старшем дошкольном возрасте! Придя в первый класс, их малыш будет иметь запас прочности. И никакие стрессы или школьная программа, которая «никого не ждет», не повлияют на его самооценку и не усугубят проблемы адаптации.

В какие игры стоит поиграть с дошкольником, что бы он знакомился с буквами охотно?

  • Интерактивная азбука-говорилка, в которой диктор озвучивает ЗВУК, а не название буквы, повешенный на стену постоянно будет перед глазами. Если родители отвечают охотно, то чадо будет охотно спрашивать и охотно учить.
  • Буквы-паззлы, буквы-печенюшки, кубики, магнитные буквы, сенсорная азбука – все те прекрасные пособия, которые работают и учат уже многие поколения детишек.
  • Выполнять задания с текстом: найди такую же букву, посчитай буквы, отыщи названную мной букву, закончи букву, определи лишнюю.

Если речь идет о грамоте, выражение «Как быстро выучить алфавит с ребенком» звучит несколько некорректно. Даже школьная программа растягивает букварный период почти на год. Так что у родителей дошкольников есть время не просто обучить малыша алфавиту, а сделать это качественно.

Для ребенка три десятка букв - все равно, что для взрослого китайская грамота. По крайней мере, такое сравнение нашли французские психологи. Да, выучить все буквы ребенку нелегко. Однако он легко сделает это играючи. Играючи вместе с мамой.

Учим буквы по кубикам Зайцева

С помощью замечательной методики, созданной Николаем Зайцевым, ребенок уже с двух лет сможет не только запомнить буквы, но и научиться читать. Ее успех заключается в том, что автор превратил абстракцию в конкретику. К примеру, кубики со звонкими гласными покрашены в серебряный цвет и обладают «звонкими» голосами. А вот слоги с глухими согласными выглядят деревянными и звучат глухо, если их потрясти. Комбинируя кубики, ребенок учится сочетать звуки и запоминает буквы. Есть в этом обучении нюанс: вам нужно ознакомиться с методикой прежде, чем начинать занятия. Несмотря на простоту, такой вид обучения подходит далеко не всем детям. Если заметите, что ребенок устает, невнимателен, выберите другой путь знакомства с азбукой.

Учим буквы на компьютере

Ноутбук или компьютерная игра – так учат буквы современные дети. Стоит нажать на кнопку – и голос называет букву. Потом включается функция проверки: произносится звук, после чего ребенок ищет букву. Подобные программы представлены в Интернете. Некоторые дополнены простыми песнями об алфавите и короткими мультиками о буквах. Только не затягивайте компьютерные занятия – берегите глаза ребенка!

Учим буквы с ребенком: ассоциативный метод

Задача такова: для каждой буквы вам нужно создать образ. Украсьте «А» копытцами, головой и рожками – получится «Антилопа». «В», снабженная клювом и крылышками, станет «Вороной» … Для начала крупно распечатайте буквы. Затем вместе с ребенком принимайтесь за творчество.

Как вариант можете создать «Танец букв». С помощью определенных поз имитируйте буквы («Ф» – руки в боки, «Г»– рука в сторону с ладошкой вниз). Музыка ритмичная, настроение бодрое, ассоциации с учебой – приятные!

Учим буквы с ребенком: эстетический метод

Приготовьте карточки по одной для каждой буквы. Вы делаете макет – рисуете карандашом буквы. Ребенок – разукрашивает. Одну – в виде радуги, другую – как цветущую вишневую ветку… Когда работа будет закончена, приступайте к следующему этапу. Каждую карточку разрежьте на части (три или четыре), хорошенько перемешайте.
И пусть ребенок сложит импровизированные пазлы. В завершение он должен четко и внятно назвать букву.

Вариаций уроков предостаточно. Можно не только рисовать буквы, но и делать аппликации из цветной бумаги, ленточек, мелких камешков, собранных летом у моря. Так легко запомнится каждая буква.

Учим буквы с ребенком: наглядный способ

У 78 % людей зрительное восприятие развито лучше слухового. Сделайте так, чтобы буквы были все время на виду у ребенка. Бока холодильника украсьте буквами на магнитах, в комнате на самом видном месте разместите плакат с алфавитом и яркими рисунками. С его помощью хорошо играть в «Алфавитный дартс». Бросайте теннисный мячик в определенную букву и называйте ее. Что касается «магнитных носителей», их желательно переставлять с одного бока холодильника на другой по мере того, как ребенок будет называть буквы. И с каждым днем у него станет получаться все лучше и лучше. А ваши занятия покажут ребенку, что открывать для себя что-то новое – не скучно, а весело.

Рано или поздно, каждому малышу придется столкнуться с первыми шагами на пути к образованию. Изучение алфавита в некоторых детских садах начинается довольно рано, однако, как правило, эта обязанность ложится на плечи родителей ребёнка. В столь юном возрасте ваше чадо не сможет изучать буквы со всей серьезностью — к процессу нужно подойти играючи, заинтересовав малыша. Пробуйте разные способы заучивания, чтобы они не успевали наскучить ребёнку. Кроме этого, меняя способы и игры, вы даете малышу посмотреть на процесс с разных сторон: запомнить и написание, и произношение звука. Возможно, он даже заинтересуется прописным написанием некоторых букв, чтобы похвастаться в садике. Выберите несколько понравившихся вам способов из приведенных ниже и попробуйте заучить алфавит с ребенком быстро.

Как выучить с ребенком алфавит играючи

Любой процесс можно обратить в игру, даже такой монотонный, как зубрежка алфавита. Вспомните детские игры вашего детства и подумайте, как это можно использовать.

Ассоциации

Каждая буква похожа на тот или иной предмет из нашей повседневной жизни. Например:

  • Букве «О» можно пририсовать ручки и глаза, либо хвостик и рожки, чтобы получилась Овечка.
  • «Д», как правило, ассоциируют с Домиком.
  • «Н» может стать лестницей или рельсами.

Для начала стоит привить эти ассоциации ребёнку, только потом начать выстраивать их в порядке алфавита. Вы можете придумывать истории, в которых предметы появляются один за другим. Предположим, буква «А» — это дом, а «Б» — бочонок. Начните историю с постепенного ввода алфавита: «В домике на старом холме стоял деревянный бочонок…»

Магнитные и говорящие азбуки

Эти игрушки можно найти в любом детском магазине. Плюс говорящей азбуки огромен: она наглядно показывает, какая буква за какой идёт и, при воспроизведении, называет правильные звуки. У малыша будет работать и зрительная, и слуховая память.

Магниты можно повесить на холодильнике, либо специальной доске в комнате ребенка. Эта игра хороша для проверки знаний: перемешайте все магниты между собой и скажите ребенку выложить алфавит заново. Для этой же цели можно купить кубики с буквами, но они занимают гораздо больше места и привлекают внимание детей по 3-4 года, нежели в пять лет и старше.

Выбирайте такую азбуку, которая произносит именно звуки — «эн», «ф», «в». Если малыш запомнит буквы — «фэ», «вэ», то у него возникнут проблемы в школе.


Как выучить с ребенком алфавит в творчестве

Здесь помогут краски, фломастеры, вышивки — любые предметы, которые заинтересуют ребенка.

Рисуйте буквы

Можете самостоятельно задавать ребенку тему рисунка, например, сделать все буквы зданиями либо, нарисовать их в виде морских обитателей. Вы сами заинтересуетесь творческим порывом малыша и весело проведете время. Как только ребенок закончит рисунки, выкладывайте их в алфавитном порядке. Не выкидывайте рисунки, обратитесь к ним вечером снова и опять выложите в нужном порядке.

Лепите алфавит

Здесь тоже можно разнообразить процесс: меняйте пластилин на полимерную глину, затем на жвачку для рук, затем на новые материалы. В процессе лепки пирогов, вы можете дать ребенку кусочек теста: пусть слепит букву, а вы её запечете.

Интересен вариант с полимерной глиной — этот материал застывает в духовке и становится полноценной твердой игрушкой. Вылепив из неё буквы один раз вы получите набор игрушек разных цветов, сделанных ребенком самостоятельно.

Разукрашивайте

Некоторым малышам больше нравится разукрашивать, чем рисовать. Это тоже не проблема, ведь можно распечатать любые буквы из интернета и дать их ребенку. Меняйте шаблоны, чтобы они не успели надоесть.


Как выучить с ребенком алфавит — песенки и стишки

В сети интернет вы можете найти много стишков, песен, загадок на тему алфавита. Сохраните себе в закладки один из таких сайтов, например, этот . И вы всегда сможете заинтриговать ребенка. Загадайте ему загадку, а за решение предложите маленькую сладость, либо попросите порадовать второго родителя, исполнением песенки с алфавитом. Такой способ по достоинству оценит и воспитатель в садике.

Изучение алфавита — важный этап начала обучения, однако, делать это нужно только тогда, когда ребенок в настроении и готов повторять за вами. В остальных случаях, игры лучше отложить.


Обычно дети уже с полуторагодовалового возраста начинают активно интересоваться книгами. Им нравится раскрывать книгу и листать в ней странички, рассматривать картинки, показывать знакомых персонажей.

Именно в это время можно начинать понемногу изучать буквы с малышом, хотя не стоит ждать, что в этом возрасте малыш будет сразу быстро запоминать алфавит.

Как легко выучить буквы

Лучше всего малыши запоминают алфавит через игру, поэтому подключай фантазию и начинай играть! Помогут тебе в этом наглядные пособия: красочные азбуки, кубики с буквами, настенная говорящая азбука и буквы, сделанные из подручных материалов самостоятельно.

Играем в кубики:

  • Построй вместе с ребенком башню из кубиков, проговаривая название каждого «кирпичика» в ней.
  • Сделай из кубиков поезд, каждый «вагон» которого будет под какой-либо буквой, и попроси малыша посадить в вагон «К» — куклу, в вагон «М» — мишку и т.д. Потом попроси пересадить игрушки в другие вагоны, чередуя различные буквы.

Занимаемся творчеством:

  • Делайте вместе с ребенком буквы из пластилина и теста, рисуйте буквы на запотевших окошках, на рассыпанной муке, вырезайте их с овощей и фруктов.
  • Попроси раскрасить малыша буквы из пластилина и теста разными красками. Дети очень любят разукрашивать, а в процессе не забывай несколько раз проговаривать букву, заставляя малыша повторять за собой.

Играем в ассоциации:

  • Вырежи цветные буквы из картона или плотной бумаги. Затем вместе с ребенком создай для каждой буквы образ: к примеру, букву «В» украсьте крыльями, чтобы получилась ворона, на букву «Д» наклейте листики, чтоб получился дуб, и т.д.
  • Совмещайте изучение азбуки с зарядкой: буква «Ф» — руки в боки, буква «Г» — рука в сторону и т.д. В процессе активной игры буквы запомнятся малышу быстрей.

Развиваем моторику:

  • Составляй буквы из подручных средств: больших пуговиц, спичек, зубочисток, мозаики, веревочек, фасоли, гороха и т.д.
  • Во время складывания буквы сочиняй истории о них, привлекая к этому малыша.
  • Выкладывайте буквы из любых съедобных продуктов (вишенок, печенья, макарон, сухариков). Малыш с удовольствием съест составленную им «букву».

Закрепляем знания:

  • Поиграйте в «Алфавитный дартс»: развесь буквы на стену и, бросая теннисный мячик в определенную букву, громко называй ее. Затем попроси малыша сделать то же самое. Кидайте мячик по очереди – так ребенку будет нескучно и весело.
  • Во время купания намыль малышу спинку и животик, нарисуй на нем букву и попроси его угадать ее.
  • На прогулке складывайте с ребенком буквы из любых подручных средств (камешков, ракушек, листочков). Ищите вместе знакомые буквы в названиях магазинов, остановок и других окружающих надписях, и проговаривайте их вслух.
  • Вырежи из картона или цветной бумаги буквы и развесь их по квартире так, чтоб кроха обращал на них внимание. Все время проговаривай название буквы. Начинай по одной букве, через несколько дней добавь еще пару букв и так, пока не доберешься до всего алфавита.

Вариантов, как выучить с ребенком буквы – великое множество. Каждый раз при занятиях с ребенком можно придумывать что-либо новое, чтобы малыш не скучал во время занятий. Если у тебя есть свой вариант «игры в буквы», обязательно поделись своим опытом с нами.


  • Будь терпеливой и внимательной. Поощряй и хвали ребенка за каждый пусть небольшой успех. Ни в коем случае не ругай малыша, если он отвлекся или чего- то сразу не запомнил.
  • На занятия не отводи более 5-10 минут в день (постепенно время можно увеличивать до 20-30 минут). Малыши быстро утомляются и отвлекаются, а если их заставлять, то буквы им скоро наскучат, и они специально будут стараться избегать обучения.
  • Начинай изучать буквы с гласных, сначала соединяя их между собой (АУ, ЕЕ), а затем добавляя к ним согласные, чтобы можно было составить слоги.
  • Обрати внимание, что знакомить малыша нужно со звуком, а не с названием буквы: говори «М», а не «ЭМ», «В», а не «ВЭ» и т.д.
  • В то время, как ты называешь букву, старайся показывать малышу окружающие предметы с таким же названием: «А» — аквариум, «Б» — батарея и т.д.
  • Составляйте из уже изученных букв слова из кубиков или карточек с буквами. Начните со слов из двух букв (МУ, МА), затем понемногу добавляйте по одной букве и составляйте более сложные слова. Ребенок должен понимать, что буквы формируют слова и слоги.
  • Читая ребенку азбуку, старайся не тыкать в картинку с буквой, повторяя ее несколько раз. Читай стишки под картинками и придумывай сама веселые рассказы о нарисованных в ней персонажах, ненавязчиво привлекая внимание малыша к расположенной рядом букве. Так ребенок охотней и быстрее запомнит букву и в следующий раз сам попросит прочитать рассказ о конкретной букве.
  • Сделай занятия с буквами для малыша регулярными, желательно каждый день в приблизительно одно то же время. Если поначалу вам будет трудно придерживаться такого графика, то потом малыш привыкнет к нему и будет сам садиться за книжечки, пособия и кубик для занятий.

Занятия по изучению алфавита должны вызывать у ребенка лишь позитивные эмоции. Прояви терпение, фантазию и креативность и ты получишь положительный эффект: грамотную речь, большой словарный запас, интерес к чтению и любовь к знаниям у своего ребенка.



Поделиться: