Работа с полимерной глиной. Как работать с полимерной глиной

Что в переводе с английского означает – рукоделие, или своими руками. Это понятно, так как при нынешнем изобилии, купленным в магазине никого не удивишь, а украшения или аксессуары ручной работы имеют особую энергетику, хранят тепло человеческих рук и частичку души мастера. Эти качества, особенно дороги женскому сердцу, ведь никто из нас не хочет носить те же украшения, что и большинство знакомых или коллег, каждая хочет подчеркнуть свою индивидуальность и неповторимость. Но не только желание выделиться из серой толпы толкает нас на творчество, ведь творить – это удивительный процесс, в котором ты отдаешь материалу свою идею, свою фантазию и наконец, мечту. Выбор товаров для творчества на сегодня огромен, и каждый может заняться тем, что ему больше по душе. Лично я, взяв как-то в руки полимерную глину, не смогла с ней расстаться, о ней и хочу рассказать читателям МирСоветов.

Состав и свойства полимерной глины

Полимерная глина (или как ее чаще называют – пластика) материал, предназначенный для изготовления небольших по размеру изделий и по своим свойствам напоминающий пластилин, состоит из пвх-основы (поливинилхлорид) с добавлением жидких пластификаторов и пигмента. Под воздействием температуры пластификаторы полностью впитываются в основу, и материал становится твердым, утрачивая свою пластичность и способность к деформации. Таким образом, мы получаем готовое изделие, которое можно раскрашивать красками, сверлить, шлифовать, приклеивать к чему-либо или между собой. При запекании полимерной глины, а в домашних условиях это обычная духовка, следует ориентироваться на инструкции производителя (чаще всего температура от 100 до 130°C). Благодаря добавлению пигментов в состав материала пластика имеет широкий выбор цветов, а также бывает с добавлением блесток и слюды, полупрозрачная, с эффектом «металлик», имитацией камня и даже люминесцентная (светящаяся в темноте).

Отдельно можно сказать о жидкой полимерной глине, она выглядит как прозрачный гель и затвердевает под воздействием температуры, как и обычный пластик, ее можно смешивать с красками или чернилами, использовать как клеящий состав, а также как средство для перевода изображения на материал.

Выбор материала

В настоящее время производителей и видов полимерной глины великое множество, я расскажу читателям МирСoветов о тех марках, которые пользуются в России наибольшей популярностью и спросом.

Купить полимерную глину можно в художественных и канцелярских магазинах. Или же оформить заказ через интернет-магазин, при этом следует помнить, что заказанный товар придется подождать, а при получении оплачивать доставку из своего кармана. При выборе цветов учтите, что вам нужна самая основная гамма, любого оттенка можно добиться при помощи смешивания, так смешав пластику красного и белого цвета вы получите розовый. Вне зависимости от того, что вы будете лепить, готовое изделие лучше всего покрывать специальным лаком для полимерной глины, так оно будет выглядеть более привлекательно и дольше прослужит.

Инструменты

Говоря об инструментах, сразу стоит отметить, что минимальный набор предусматривает всего несколько позиций, но он может увеличиться в разы, все зависит от степени вашего увлечения и толщины кошелька. Привожу список самых необходимых инструментов для работы:
  • рабочая поверхность – может быть стеклянной, керамической или пластмассовой, главное чтобы она была гладкой, ровной и легко очищалась. Некоторые используют в качестве рабочей поверхности обычный лист бумаги, на нем же можно запекать изделие, а после использования выбросить;
  • лезвие или нож понадобится для того чтобы резать пластику в процессе работы, для этой цели подойдет острый кухонный или канцелярский нож;
  • игла или зубочистка пригодится для того чтобы проделывать отверстия, наносить фактуру и работать с очень мелкими деталями;
  • скалка или ролик необходимы, когда нужно раскатать полимерную глину на рабочей поверхности до желаемой толщины, в качестве этого инструмента можно использовать пустой баллончик от лака для волос или дезодоранта;
  • наждачная бумага – нужна для полировки и шлифовки готового изделия.
Если вы серьезно увлеклись , то возможно стоит задуматься о приобретении профессиональных инструментов, таких как паста-машина, экструдер, каттеры и формы для литья, они значительно упростят творческий процесс и сделают его более увлекательным и разнообразным.


Техники работы с пластикой

В этом разделе я расскажу читателям МиpСоветов о самых основных и популярных техниках работы с полимерной глиной:

Техника безопасности

На сегодняшний день полимерная глина – это популярный и доступный материал, но производители не утруждают себя написанием правил безопасности на упаковках. Поэтому для уверенности, что вы не нанесете вреда своему здоровью, и здоровью своей семьи ознакомьтесь с этими правилами здесь.
  1. Помните, что в состав пластика входят химические вещества, которые при попадании в организм могут вызвать отравление. Поэтому не употребляйте пищу в процессе работы, тщательно мойте руки после ее завершения и держите подальше от маленьких детей и животных.
  2. Инструменты и посуда, которую вы использовали при работе с полимерной глиной, нельзя использовать для хранения и приготовления продуктов питания.
  3. Очень внимательно следите за температурой при которой запекается изделие, она не должна превышать ту которая указана производителем на упаковке, так как при этом пластик выделяет токсичный газ со специфическим запахом.
  4. Если температура все же была превышена, и вы почувствовали запах, немедленно выключите духовку и проветрите помещение.





Каждый, кто интересовался полимерной глиной, хоть раз задумывался - с чего начать? Что нужно иметь, знать и уметь? Что вообще из себя представляет эта пластика и что из нее можно сделать? Мы попробуем ответить на эти вопросы и рассказать, что же нужно знать каждому начинающему перед тем, как приступить к работе с полимерной глиной.


Материалы

Глина . Ну это понятно:) Даже если у вас нет ничего из дальнейшего списка, глина все-таки должна быть. Ее можно купить в магазинах для творчества, заказать через интернет или, если это вам не подходит, сделать самостоятельно. Конечно, лучше купить готовую, обладающую всеми важными и нужными качествами и свойствами, но для первых экспериментов подойдет и самодельная.
Перед тем, как приступить непосредственно к лепке, необходимо хорошо разогреть массу, разминая ее в руках. Здесь все, как в школе с пластилином:)


Поверхность . Важная составляющая работы с глиной, так как не все элементы изделий можно раскатать в ладонях, часто нужна ровная, гладкая поверхность, - доска для пластики (доски для пластилина для этого не подойдут, так как пластика вступает с ними в химическую реакцию, что заставляет ее менять свои свойства), стекло, или хотябы лист бумаги А4. самое главное - поверхность должна быть чистой и ровной.


Перчатки . Многие мастерицы специально не используют их в своей работе, чтобы лучше "чуствовать" материал, но если вы хотите сделать работу чисто и качественно, без отпечатков и грязи, лучше их все-таки одевать.


Скалка . За неимением пастамашины, для раскатывания глины можнно воспользоваться любыми подручными средствами - любыми твердыми предметами цилиндрической формы с гладкой и чистой поверхностью (можете поискать что-нибудь дома, уверяю, непременно найдете какой-нибудь пузырек или футляр от чего-нибудь). Либо купить готовый ролик для раскатывания.


Нож . Лучше выделить для работы с глиной отдельный инструмент. Очень хорошо для этого подходит обычный канцелярский нож, который можно купить в любом хозяйственном или канцелярском магазине. Кухонные ножи лучше не использовать, во избежание контакта составляющих пластики с продуктами.


Салфетка. Часто глина оставляет следы на руках и рабочей поверхности, инструментах. Для очищения можно использовать влажные салфетки или платок, или кухонную нетканую салфетку. Это позволяет содержать рабочее место в чистоте и не портить материалы остатками предыдущих работ.


Инструменты и приспособления . Тут полёт фантазии не ограничен - можно и нужно использовать все, что может оставить отпечаток, создать форму, продырявить, нанести узор, сделать поверхность фактурной, создать интересную работу. Можно использовать стеки и стилусы, иглы, шила, зубочистки, наждачную бумагу, пуговицы с орнаментом (для оттиска), разные рельефные поверхности, все, что сможете найти, и что придаст вашей работе оригинальность.


Печь (духовка) . Если вы приобрели глину, которую нужно запекать, вам просто необходим духовой шкаф с термометром. Если его нет - градусник для печи можно купить отдельно. Удобнее всего запекать изделия на стекле или керамике, например, ровной тарелке или отделочной плитке. Бусины и другие фигурные элементы лучше запекать на игле, воткнув ее во что-нибудь пористое, но при этом не горючее. Например в шарик из смятой фольги. Плоские элементами можно запекать между стеклами, под прессом. При запекании нужно соблюдать температурный режим, что бы не зажарить ваше изделие, но при этом, что бы оно пропеклось. В инструкции на упаковке глины об этом всегда сказано, обычно рекомендуемая температура запекания 110-130 градусов, но все зависит от размеров изделия и вычисляется опытным путем.

Затем нужно остудить вашу работу, лучше это делать не вынимая изделие из духовки, отключить печь и открыть дверцу. Это поможет избежать растрескивания поверхности глины при резком перепаде температур. Когда вы только выключите печь, глина может быть еще мягкой (в зависимости от марки глины), после остывания она обычно затвердевает окончательно.

Если нет духовки, некоторые изделия можно просто сварить. Но этот способ подходит не для всех работ, к тому же есть некоторые минусы - после варки остается налет(, который плохо смывается. Способ устранения налета - протереть изделие растительным маслом.

Есть глина, которую нужно запекать в микроволновой печи. Обычную полимерную глину запекать в микроволновке нельзя. Существует так же глина, застывающая на воздухе.

Если вы пережарили изделие, выключите духовой шкаф, откройте его дверцу, а так же двери и окна, проветрите помещение - продукты горения пластики могут быть токсичны!


Фурнитура . Если вы создаете бижутерию или элементы декора, вам могут потребоваться разнообразные элементы для декорирования - ленты, шнуры, цепочки, подвески, основы и прочее. Все это, при желании, можно найти дома, наверняка есть какие-то старые или сломанные украшения или аксессуары, которыми вы не пользуетесь, но выбросить жалко, их можно разобрать и найти применение в творчестве. Либо просто купить все необходимое в специализированных магазинах.


Расходные материалы . Для работы с глиной часто используется множество составов и материалов - лаки, гели, пудры, поталь. Используя их, можно создавать очень красивые, необычные и запоминающиеся работы. Но с ними лучше работать, когда у вас уже есть некоторый опыт лепки. Пытаться заменить чем-то подручным конечно можно, но не всегда химический состав материалов позволяет это сделать. Так например, не рекомендуется заменять лак для пластики лаком для ногтей - через какое-то время пластика начинает липнуть и деформироваться.


Клей. Бывает, что элементы украшений невозможно соединить с помощью фурнитуры, тогда вам понадобится клей - лучше специальный для полимерной глины, но многие используют обычный универсальный или супер-клей.


Выбор глины

На сегодняшний день представлено большое разнообразие среди производителей полимерной глины, предлагающих товары для лепки. Выбрать, что больше подходит вам можно по личному опыту или полагаясь на описание каждого из видов.


В начале 1930-х годов в Германии Фифи Ребиндер разработала и выпустила глину, предназначенную для лепки голов кукол. А в 1964 году она продала формулу этой глины Эберхарду Фаберу, который «развил» ее во всемирно известную в настоящее время марку Fimo. На данный момент само слово «фимо» стало нарицательным. В настоящее время фимо выпускается фирмой "Staedtler". В основном блоки по 56 и 350 грамм. Также можно приобрести наборы, где размер блоков меньше. У производителя несколько линий полимерной глины с различными свойствами.

FIMO classic


В палитре представлены 24 цвета. Материал несколько твёрдый на ощупь, но после разминания становится податливым, мягким. Возможно изготовление совсем маленьких деталей. Изделия из него прочнее, чем из пластики других линий. И, на мой взгляд, из пластики этой линии FIMO получаются наиболее удачные и аккуратные изделия в техниках кане и калейдоскоп.

FIMO soft


В палитре также 24 цвета, которые являются неплохим дополнением палитры classik. Этот материал мягче, требует меньших усилий при разминании и очень популярен у рукодельниц. Но при высокой температуре окружающей среды (лето или близкое расположение отопительной батареей) становится слишком мягким, что делает практически невозможным изготовление очень мелких деталей.

FIMO effect


В палитре 24 цвета с разнообразными эффектами: имитация металла и природных камней, пластика с блёстками, полупрозрачная и флуоресцентная. Материал мягкий и податливый в руках, по своим свойствам похож на FIMO soft. При помощи пластики этой линии можно добиться интересных эффектов, использовать разнообразные техники.

FIMO puppen


Линия отлично подходит для изготовления авторских кукол, но может использоваться в любых других техниках. Выпускается в брикетах по 500 грамм. В ней представлены четыре близких к телесным цвета. Цвет фарфор (белый) обладает лёгким полупрозрачным эффектом. Материал очень хорошо держит форму, делает возможным вылепливание совсем маленьких деталей, таких как кисти и черты лица кукол.
Отдельно отмечу Fimo-гель , так называемую жидкую пластику, абсолютно прозрачную и применяющуюся для перевода картинок, имитации различных поверхностей (стекло, глазурь и т.д.) и прочного скрепления деталей из пластики между собой.
Пластика FIMO практически не меняет цвет после запекания, главное соблюдать все условия, указанные на упаковке. Запекать нужно при температуре 110 °С, и ни в коем случае не превышать максимально допустимую - 130 °С. Так как печки и духовки нередко врут, то лучше приобрести термометр для полной уверенности. Первый признак, что температура превышена - это появление запаха, потемнение изделий.


Полимерная глина, которая до недавнего времени выпускалась в Германии, но была продана бельгийскому производителю Дарви (Darwi).
Выпускается в брикетах по 62 грамма - цветные, и 500 грамм - телесные. Покупателю представлена разнообразная палитра (35 стандартных и 35 эффектных цветов), включающая в себя классические, флуоресцентные, полупрозрачные, имитирующие природные камни и металлы цвета.
Cernit в работе мягкий и податливый, его масса по ощущениям похожа на воск, а после запекания изделия приобретают большую прочность, превышающую прочность изделий из других полимерных глин. Отличительная особенность этой пластики - некоторая полупрозрачность стандартных цветов. Пластика очень чуткая к незначительному превышению температуры, благодаря чему изделия нередко меняют цвет, становятся более тёмными, что не меняет их свойства. Можно добавлять Cernit в другую пластику, чтобы сделать её более мягкой, пластичной. Пластика кукольной группы Doll Collection поначалу ломкая и рассыпчатая, но после разминания приобретает свою «воскообразность».
В палитре классических цветов два белых. Нужно учитывать, что номер 001 обладает некоторой полупрозрачностью, а 029 уже более матовый и плотный цвет.
Высокую пластичность можно отнести и к недостаткам, так как порой довольно сложно вылепить какие-то мелкие детали. Но можно немного подсушить полимерную глину, положив её между двух листов бумаги.
Запекается в домашней духовке 20-30 минут при температуре 100-130°С.

Sculpey


Этот пластик производится фирмой "Polyform Products Co", и имеет несколько линий. Эта полимерная глина мягкая, легко приобретает желаемую форму.

Sculpey (original)

Выпускается белого и терракотового цветов в брикетах 795 грамм. Эта полимерная глина довольно хрупкая. При лепке рекомендуется снабжать фигуры прочным каркасом. Его можно сделать из проволоки или фольги.

Super Sculpey

Выпускается телесного цвета. В работе мягкий, а после запекания очень прочный материал. Благодаря своим свойствам эта полимерная глина очень популярна среди создателей авторских кукол. Она пластична, не липнет к рукам, позволяет получить гладкую бесшовную поверхность и получить мелкие детали любой формы.

Sculpey III

Производится в 44 цветах, а выпускается в пачках по 56 и 454 грамма и в наборах по 10 и 30 брусков. Материал очень мягкий и хрупкий, но в работе довольно удобный, позволяет вылепить мелкие детали. Как и для базового Sculpey, фигуркам из этого пластика нужен прочный каркас. После обжига Sculpey III становится как матовое стекло. Производители рекомендуют запекать при температуре 130°С 15 минут на 6 мм толщины изделия. После запекания возможно лёгкое потемнение цвета.

Premo Sculpey

Выпускается в 32 цветах в брусках по 56 и 450 грамм. Очень мягкая, слегка липкая, а после запекания очень прочная полимерная глина. Очень прочный после обжига. Идеально подходит для изготовления мозаики. Быстро достигает состояния готовности к работе, остается мягким и гибким, не крошится. Хорошо подходит для лепки различных украшений. Он широко используется в качестве добавки к другим материалам. Например, можно смешать прозрачный Рremo с Super Sculpey для повышения прозрачности и прочности. Кроме того, он делает другие материалы более долгосрочными.

Sculpey Superflex (Flexiclay)

Доступен в 8 цветах. На начальной стадии лепки этот пластик очень твердый, но размягчается в ходе работы. Особенность этого пластика в том, что он остается гибким и после запекания (однако позже на нем могут появиться трещины).

Studio by Sculpey

Выпускался в блоках по 79 грамм. Имеет "бархатистую" фактуру поверхности после запекания. Каждый блок разделен на 16 частей для облегчения измерения и цветового смешивания. Сейчас производство остановлено из-за токсичности используемых материалов.

Sculpey UltraLight

Ультралегкий пластик. Становится твердым после запекания, однако если раскатать его в тонкий слой и испечь, то глина останется гибкой. Белый пластик может быть окрашен при смешивании с цветным Скалпей III или глиной полимера Premo.

Sculpey Granitex

Изделия из этого пластика выглядят как камень. Он хорошо смешивается с другими материалами, чтобы придать им своеобразную гранитную структуру Выпускается набором по 8 брусков. Крошечные волокна, смешанные с этим материалом, создают необычный эффект камня. Выпускается в 8 пастельных тонах, которые при желании можно покрасить акрилом. Его можно использовать для создания фигурок, украшений и архитектурных деталей. Совершенно не липнет к рукам, легко замазывается, не требует разминания.

Sculpey Eraser Clay

Полимерная глина, которая становится по-настоящему резиновой и имеет свойства ластика после обжига. Можно гнуть, резать. Выпускается в брусках по 56 грамм наборами по 6, 8 брусков.
Эта же фирма предлагает специальную пластику для изготовления штампов - Sculpey Mold Maker . До запекания она очень мягкая и податливая, легко принимает любую форму, ею можно снять оттиск практически с любого предмета и поверхности. После запекания она также как и Супер Флекс легко гнется, что очень удобно при работе с техникой штампов. И если вам необходимо повторить какую либо форму или рельеф несколько раз, размножить понравившееся украшение, этот материал практически незаменим.
Серия «Гранитекс» - это пластика с включениями, имитирующими рисунок поверхности различных камней.


Полимерная глина Пардо фирмы Вива Декор "Viva DECOR Pardo" производится в Германии. В палитре представлено 69 цветов. Выпускается в упаковках по 34, 75 и 480 гр. Форма упаковок оригинальна - скатанные шарики, поэтому его легко дозировать. Это мягкий материал, практически не требует разминания. Но для получения по-настоящему пластичной массы, рекомендуется его всё же разминать некоторое время. Пластик эластичный на ощупь, хорошо примазывается, практически бесшовно. Производители в аннотации указывают наличие в составе материала пчелиного воска. Пластик в первую очередь ориентирован на изготовление бижутерии и декоративных изделий, поэтому цвета очень интересны. Очень красивые металлики, а некоторые цвета после запекания становятся похожими на керамику (имитация камня).
Запекается при температуре 120 - 130°С в течение 30 мин. Но даже при указанных температурах, пластик может потемнеть.

Kato Polyclay


Пластика выпускается под именем Донны Като, известного американского мастера. Выпускается в блоках 56 грамм, запекается при температуре 150 градусов по цельсию 10 минут. На ощупь достаточно твердая, размятый кусочек упругий. Хорошо использовать в колбасах, так как все цвета одинаковой плотности. Но многие цвета довольно сильно пачкаются. Пластика этой фирмы имеет специфический запах, похожий на запах советской гуаши.

ClayColor


Полимерная глина испанского производителя. Они предлагают линии Professional и Soft с большим выбором цвета. А также они предлагают уже готовые колбасы.
При разминании эта пластика более упругая, чем тот же FIMO, более липкая на ощуп, но не сильно пачкается, не крошится, более эластичен и лучше тянется. Эластичность и тянучесть позволяет легче раскатать длинную тонкую колбаску, а детали хорошо прилипают одна к другой. Но шлифовать его сложнее, так как после запекания приобретает некоторую резиновость.
Температура запекания - 140°С.


Отечественная запекаемая полимерная глина. Выпускается по торговой маркой питерского завода художественных красок "Невская Палитра". В линейке маленьких блоков имеются классические цвета (24 цвета), цвета с блестками (15 цветов), флуоресцентные цвета (5 цветов).
Эта пластика довольно твёрдая, и чтобы её размять требуется приложить некоторые усилия. После разминания становится мягкой и пластичной, но очень быстро стынет, стоит немного полежать на столе, после чего нужно опять прикладывать усилия по разминанию. Можно положить её в тёплое место, на батарею в зимнее время, тогда это облегчит усилия. По ощущениям очень похожа на пластилин, прилипает к рукам, но не пачкает, швы заглаживаются довольно плохо. Запекать рекомендуем при 110°С до 30 минут. Хочется отметить, что свежая пластика значительно мягче и лучше в использовании.
Плюсом является её дешевизна, доступность. Купить можно практически в любом художественном магазине.
Несмотря на все минусы, с ней можно нормально работать, получать хорошие изделия.

«Цветик», «Артефакт», «Хобби», «Лапси», «Профи», «Пластика» и др.


Полимерная глина российских производителей. Продаётся в наборах как пластилин. Она недорогая, но и ожидать от нее многого не стоит. Здесь вы не найдёте многообразия цвета или эффектов. Но, чтобы понять что такое пластика и для тренировки вполне подойдёт. Моя первая пластика - «Артефакт». На удивление попалась довольно мягкая и приятная в работе. В общем же это такие деревяннообразные брусочки, для разминания которых нужно не просто приложить усилия, а даже лучше обратиться за помощью к сильным мужским рукам.

MODELNA


Польская пластика. Очень похожа на пластилин, но при работе имеет ряд положительных особенностей. Запекается при температуре 100-110 градусов от 5 до 10 минут. После запекания очень прочная. При покупке материала он имеет разную степень твердости, от состояния очень мягкого пластилина до твердости замороженного масла. Это зависит от места хранения. Если Вы приобретаете очень мягкую, не пригодную на Ваш взгляд пластику, это не беда. Положите ее в распакованном виде на солнце, и в течение дня Вы пробным методом сами определите необходимую Вам твердость. При разминании сначала от тепла Ваших рук она становиться мягкой, но при долгом использовании становиться тверже. Это очень удобно при деталировки фигуры. Отрицательное качество - пластика не твердеет и мелкие детали лепить очень сложно, довольно липкая.

Koh-i-noor


Пластика от известного производителя канцелярских товаров. При разминании очень мягкая и липкая. С этим можно бороться, положив её между двух листов бумаги и дав полежать день-два (или сколько нужно будет, чтобы пластика стала пригодной к лепке). Мелкие детали всё же сделать не получится. Я бы её не советовала для изготовления украшений.

CLAYCRAFT by DECO

Мягкая нетоксичная, очень легкая полимерная глина DECO является самоотвердевающей глиной. Она полностью высыхает в течение 24 часов. Благодаря тонкой структуре из этой пластики можно создавать цветы, которые отличаются от живых только тем, что не вянут! Цвета отлично смешиваются (всего их выпускается семь).

DECOMAGIC
Глина для лепки скульптурной миниатюры. Очень похожа на природную. Не требует обжига. Глина DECOMAGIC Garden Clay идеально подходит для лепки веток, стволов деревьев, бансая и т.д.

С уважением, "Challenge for Clay".





Источник статьи http://challengeforclay.blogspot.com/2011/03/blog-post_2524.html

Полимерная глина, она же пластика или холодный фарфор, широко применяется в малых формах декоративного искусства. Что творят из нее мастера, не поддается описанию; на рис. лишь отдельные примеры. И все это делается дома, на столе, в свободную минуту, людьми, не бывшими учениками Микельанджело или Челлини. Техника работы с пластикой доступна для начинающих и позволяет добиваться выдающихся, даже феноменальных, результатов буквально любому, сырье недорого, а готовые изделия из нее достаточно прочны и долговечны.


Любителями, уделяющими пластике свободное время, более используется полимерная глина, приготовленная своими руками. Дело в том, что срок хранения самотвердеющей полимерной глины ограничен. Во вскрытой и обратно закупоренной оригинальной упаковке качество массы непрерывно ухудшается и она приходит в негодность задолго до его истечения. Если в очередную задумку нужно чуточку, скажем, желтого, то покупать целую тубу, баночку или пакет нет смысла: когда дойдут руки до следующей вещицы, материал может уже подпортиться.

Примечание: если же вы изготовляете предметы из пластики регулярно, на продажу или для себя, то лучше пользоваться покупным сырьем. Особенно, когда требуется получить нежные цвета и тонкие их переходы. См., напр., мастер класс по работе с пластикой в технике «Акварель»:

Видео: мастер-класс по работе с полимерной глиной


Пластика или фарфор?

Собственно говоря, холодный фарфор и пластика – материалы разные. Первый это т. наз. термореактивная полимерная глина (брусковая пластика), требующая термообработки (запекания в духовке) отформованных изделий. Приготовляется она в промышленных условиях. Срок годности материала – годы и годы, а готовых предметов практически неограничен. У автора этих строк пока не вполне израсходован запас брусковой пластики еще советского производства 80-х. В дело она пригодна до сих пор.

Изделия из термореактивной пластики прочны, как поликарбонат или карболит, выдерживают механическую обработку, покраску, лакировку. Термостойкость после запекания – до 180 градусов, не гигроскопична. Но мять ее трудно, нужно сочетать лепку с резьбой. Тонких цветовых переходов добиться нельзя. В общем, это материал для изготовления подставок светильников, лицевых панелей корпусов каких-то небольших самодельных установок, рукояток к ним, моделей летательных аппаратов и т.п.


Вещицам изящным и красивым более уделяют внимания, разумеется, мастерицы. Вот для дамских пальчиков другая разновидность полимерной глины – самозатвердевающая, или просто мягкая – создана как нарочно, то того она чутка и податлива. Мягкая пластика позволяет имитировать даже такие камни, как каррарский мрамор, агат, орские яшмы (в т.ч. пейзажные) и нефрит. Дополнительной обработки, кроме сушки не на прямом свету при температуре 15-25 градусов, не требуется. Термостойкость просохшей – до 90 градусов.

От регулярного смачивания или пребывания в атмосфере с влажностью более 85% предметы из мягкой пластики быстро, за 3-9 мес., портятся. Защита – акриловые краски и лаки на водной основе. Красить и лакировать можно только полностью просохшие изделия, см. далее. Нательные украшения покрывать акриловым лаком нужно в 2 слоя ; жиропот – первейший враг мягкой пластики.

Срок годности изделий из самотвердеющей пластики, носимых на теле – до 5 лет; такой же стационарных, периодически освещаемых прямыми солнечными лучами через стекло, а в притененном помещении – до 12-15 лет. Поделки из самозатвердевающей полимерной глины прочны примерно как ПВХ с наполнителем. Гамма цветов – богатейшая, и очень плавные градиенты цвета получаются без каких-либо сложностей, см. далее.

Примечание: в процессе механической обработки самотвердеющая полимерная глина склонна к выкрашиванию и растрескиванию, поэтому формовать изделия из нее желательно сразу с отверстиями и пр., см. далее о бусах.

О лепнине на мебели

Тот и другой виды пластики хорошо годятся для оформления самодельной или покупной мебели в домашних условиях, см. рис: декоративные элементы из них прочно приклеиваются к дереву ПВА, а любому другому твердому материалу, включая стекло – акриловым клеем. Защита от выгорания на прямом свету – 3-4 слоя обычного акрилового лака или 1-2 слоя специального защитного от УФ (ультрафиолета), т. наз. анти-UV или просто UV-лака. Последний обеспечивает защиту от выцветания в комнате с большим южным окном лет на 10 и более.


Применение пластики для декора мелкой мебели – шкафчиков, тумбочек, полочек, вешалок, ключниц и т.п. – общеизвестно. Но с не меньшим успехом, только в большим трудом из самотвердеющей пластики можно делать большую лепнину, выводя ее частями по проволочному каркасу (если ажурная) или деревянной основе. Напр., нижний ряд фото на рис. – изголовья кроватей. Крайняя справа – в спальне Жанны Фриске, она сама когда-то это фото выложила. А чем хуже остальные, вылепленные потихоньку-полегоньку, но при многократно меньших затратах?

Материал

Переходим к тому, как сделать полимерную глину самостоятельно дома. Тонкой и богатой цветовой гаммы сразу не получим, но для освоения техники пластики самодельная исходная масса вполне пригодна. Ее долговечность и потребительские качества при аккуратном приготовлении не уступят покупной. Исходная масса состоит из наполнителя – крахмала – связующего (клея ПВА), и пластификатора/стабилизатора на основе глубоко рафинированного растительного масла. Для окрашивания в нее добавляются пигменты или готовое изделие красится поверху.

Примечание: состав пластификатора-стабилизатора для разных видов крахмала различен, см. далее.

Ингредиенты

Прежде всего – масло, преимущественно от него зависит качество пластики. Раффинаж масла должен быть полным, т.е. – никаких следов желтизны, прозрачное и бесцветное. «Желтенькие» компоненты даже на слабом рассеянном свету со временем битуминизируются, деталь посереет, как древесина на улице, и начнет крошиться. Поэтому для приготовления пластики нужно использовать детские или косметические масла; предпочтительно – на основе масла какао.

Следующее – крахмал. У растительного крахмала различного происхождения размеры, форма и структура зерен разнятся. Для пластики годится крахмал кукурузный или картофельный. Из первого (точнее, из пластики на его основе) лучше получаются мелкие изделия, напр. бижутерия. Он дает массу более зернистую на изломе по высыхании, но и более стойкую к химическим воздействиям. Изделия побольше из самодельной пластики на кукурузном крахмале при сушке могут дать трещины или пойти морщинами.


Микроструктура картофельного крахмала тоньше, поэтому и сохнет пластика на нем равномернее. Прочность пластики «на картошке» на скол меньше, поэтому из нее предпочтительнее делать фигурки достаточно большой величины, размером где-то от детского кулачка. Барельефы и лепнина также лучше получаются из пластики на картофельном крахмале: он при лепке податливее, тонкие детали выводить легче. Также и цветовые переходы в «картофельной» пластике выходят плавнее, более размытыми.

Наконец – клей. Он подойдет, если флакон/банка до того ни разу не открывались. Если упаковка ранее хоть чуть-чуть «глотнула воздуха», то масса или не створожится и/или не вымесится как надлежит (см. далее), или при сушке проявятся дефекты. Игрушки и галантерею желательно делать из пластики на ПВА для дерева (продается в строительных магазинах), а для безделушек или лепнины (кроме как на изголовье кровати) пойдет канцелярский ПВА.

Приготовление

Рецепты и способы приготовления пластики различны в зависимости от вида крахмала. «Картофельная» пластика делается из таких компонент:

  • Крахмал (разумеется, картофельный) – 100 г.
  • Клей ПВА – 100 мл.
  • Детское или косметическое масло – 2 полных чайных ложки.
  • Жирный бесцветный косметический крем – 1 полная чайная ложка без верха.

Пошаговая инструкция по приготовлению полимерной глины на картофельном крахмале осуществляется следующим образом:

Примечание: окрашивание пластики в массе, если нужно, производится непосредственно перед употреблением, см. далее.

«Кукурузную» пластику можно готовить так же, но более качественной она получается при прогреве сразу по всему объему. Для этого нужна микроволновка, а рецептура и технология упрощаются:

  1. Готовят подстилку из многократно простиранной (чистой старой) х/б ткани, сложенной в 4-5 слоев;
  2. Смазывают руки нежирным косметическим кремом, но только на натуральной основе, без силикона;
  3. В термостойкой стеклянной миске (которые специально для микроволновок) смешивают крахмал (100 г) и ПВА (100 мл). Клей наливают в миску и вводят крахмал при непрерывном помешивании;
  4. Не прекращая месить, вводят 2 ст. ложки осветлителя – лимонного сока. Несколько хуже будет лимонная кислота на кончике ножа или 1/4 чайной ложки пищевой соды;
  5. Выставляют на микроволновке максимальный нагрев (без гриля!), время – 30 с. Если такого нет на шкале, печку нужно будет выключать вручную;
  6. Ставят посуду с массой в печь, включают нагрев;
  7. Через указанные полминуты вынимают, массу быстро, не давая остыть, но тщательно перемешивают;
  8. Снова греют в микроволновой печи 30 с, вынимают;
  9. Снимают и удаляют корочку;
  10. Массу выкладывают на подстилку и прокатывают в толстенькую колбаску, пока избыток воды не впитается в ткань;
  11. По остывании примерно до 40-42 градусов (рукам горячо, но не жжется) смазывают «колбасу» вазелином или ланолином;
  12. Упаковка в пластик, дозревание и хранение – как в пред. случае.

Осветление лимонным соком (тоже, кстати, осветленным медицинским или для детского питания) при использовании крахмала высшего качества и конторского ПВА позволяет получить поверхность изделия слегка просвечивающую, как нефрит. Лимонная кислота и сода такого эффекта не дают.

Примечание: для первых блинов из пластики, которые комом будут, возможно приготовить полимерную глину без варки, см. видео ниже. Употреблять ее нужно немедленно по приготовлении. Изделия из нее прочными и долговечными не будут, но механические свойства свежей те же, учиться лепить можно.

Видео: изготовление холодного фарфора своими руками без варки


Краски, лаки, дырки

Из вопросов собственно приготовления пластики осталось решить, как ее красить и лакировать. Еще – об отверстиях в бусах, т.к. сверлить готовые бусины нельзя, дырочка получится внутри рваной и нитка в ней быстро протрется.

Красители

Пигменты вводятся в пластику непосредственно перед употреблением: массу раскатывают в тонкий пласт, присыпают красящим порошком, сворачивают в рулон и разминают, прокатывая между ладонями, пока краситель не разойдется полностью или насколько нужно. Для окрашивания пластики с массе пригодны цветные молотые пищевые продукты (напр. какао и кофе), пищевые красители и краски для грима. Недостаток всех их – высокая стоимость. Особенно он сказывается в больших изделиях. В таком случае их можно красить поверху акриловой краской, но ее слой истираем. Можно также вводить тонко молотые сухие акварельные или гуашевые краски, но в продажу нужные фракции не поступают. Здесь возможны 3 выхода из положения:

  • Истолочь в ступке и распушить – краски мало, маеты много.
  • Смолоть на электрической кофемолке – для кофе и каждого следующего колера придется покупать новую.
  • Размолоть на самодельной шаровой мельнице из обрезка трубы и шариков от подшипника – придется привлекать кого-то, кого больше тянет не на гламур, а к слесарному верстаку.

Отверстия


Самодельные бусы из пластики – на рис. Об узорах немного поговорим далее, а пока присмотритесь: в таких дырочках нитка не протрется. Как их проделать? Нужно знать, что скорость высыхания пластики – ок. 2 мм/сутки. Т.е., корочка толщиной 0,25-0,35 мм образуется прим. за 3-4 часа. Корочка такой толщины будет уже достаточно прочной, но еще эластичной. Вот из нее и нужно сформировать кратеры отверстий, а уж затем досушить детали, сколько нужно. Довольно долго; шарик из пластик диаметром 10 см, т.е. радиусом 50 мм, при 20 градусах полностью сохнет 25 суток, чуть ли не месяц.

Примечание: на всякий случай напомним – сушить пластику на прямом свету или при температуре выше 25 градусов нельзя, потрескается. Ниже 15 градусов тоже нельзя, получится хрупкой и крошащейся.

Сверлим бусы из полимерной глины следующим образом:

  1. Лунки с округлыми краями формируем кончиком зубочистки, не протыкая корочки;
  2. Набираем в медицинский шприц глицерин и выпускаем его обратно;
  3. Снимаем иглу и проходим ею отверстие, непрерывно ее вращая;
  4. Сверление ведем попеременно с 2-х сторон до сбойки посередине;
  5. Керн (столбик) вязкой пластики из иглы выдавливаем тонкой, впритирку по внутри, жесткой проволочкой;
  6. для следующей бусины повторяем пп. 2-5.

Примечание: как просто руками на доске сделать из пластики ровные бусины, см. сюжет ниже.

Видео: ровные бусины из полимерной глины своими руками

Соль и лак

Нередко поверхность изделий из пластики требуется шероховатая, напр., чтобы цветы и листья из нее выглядели натуральнее, как на рис. справа. Также шероховатость поверхности, но более мелкая, нужна под лакировку бижутерии, чтобы лак держался. Того и другого добиваются т. наз. соляной техникой, см. рис. ниже. Изделие подсушивают, как описано выше, обваливают в кухонной соли (она удобна хорошей растворимостью в воде и тем, что выпускается разного помола), затем выдерживают в воде, пока соль не растворится. Если делаются бусы, отверстия в них сверлят тут же, а прочие изделия досушивают, как надо.


Немного об искусстве

Статья эта вообще-то технологическая, но художественная лепка из пластики непосредственно прилегает к производственному циклу, т.к. начинается сразу же по объемном окрашивании и даже сливается с ним. Поэтому нельзя не сказать несколько слов о том, как из пластики лепить.


Простейшая техника – слоеная, или слойка. В ней абсолютно никаких сложностей, см. рис. ниже. Слои могут быть прямыми ровными, косыми, выклинивающимися и вообще хаотичными. Но – немного умения, фантазии, и можно делать штучки, которые проголодавшимся гостям без предупреждения можно показывать разве что 1 апреля, и то не всяким, см. след. справа. Впрочем, в этот день можно показаться и самой, в колье из таких пирожных и в новом праздничном платье. Надеюсь, понимаете – шутка.


Развитие слойки – слоистые палочки, или круглая слойка. Этих 2-х техник достаточно, чтобы сделать почти все, что показано на рис. в начале и еще многое другое. Напр., очень популярные дольки цитрусовых, см. след рис. Цветовой переход на поз. 2 получают, вставив клин дополнительного цвета в надрез на колбаске основного. Затем колбаску долго и энергично, но не зажимая сильно, прокатывают между ладонями. От тепла рук, если пластика мягкая, цвета разойдутся друг в друга. Таким же способом избавляются от полостей на поз. 6 и 7.


То, что показано на рис. справа, делается таким же способом, но требует уже гораздо большего мастерства. Называется – техника внутреннего контура. По ней делают заготовки под поверхностную окраску; каждый предмет выходит единственно-неповторимым.

В заключение

Разумеется, сделать сразу хотя бы имитацию мармеладного рулетика или ломтика апельсина выйдет не у каждого. Поэтому см. ролик о тонкостях и подводных камнях работы с полимерной глиной начинающими. Автор – такая же начинающая мастерица, а не поучающий мэтр, так что материал вполне адекватен запросам аудитории неофитов этого удивительного материала – полимерной глины.

Полимерная глина - не просто материал, обладающий свойствами пластилина до запекания, но становящийся прочным после него. В силу того, что лепка из пластики покоряет все большее количество людей, производители постоянно расширяют цветовую линейку своих пластик и их свойств, что позволяет увлеченным полимерщикам изобретать все новые и новые техники. Сейчас мы попробуем в общих чертах разобраться в уже существующих на данный момент техниках, что надеюсь будет интересно не только начинающим лепильщикам, но и тем, кто уже знаком с глиной не понаслышке)).
Итак, приступим.

Акварель
Достаточно несложная техника даже для начинающего мастера. Принцип состоит в наслоении. Пласты контрастных цветов (например, оранжевого, белого, черного), раскатанные на паста-машине, либо всеми удобными сподручными средствами до нужной вам толщины, укладываются друг на друга, прикатываются, дабы образовалась определенная монолитность, разрываются или нарезаются на кусочки нужного вам размера и наклеиваются на основу, например, бусину, или заготовку, из которой в последствии будет вырезана нужная вам форма.

Баргелло

Очень интересная техника, названная так потому, что очень похожа на настоящий баргелло - вышивку флорентийских мастериц, позволяющая при сноровке получать чрезвычайно красивые узоры. Правда придется потрудиться для приобретения умения, но, поверьте, количество потраченной на это пластики того стоит))

Брейн Кейн (Мозговая техника)

Техника тоже принципиально не сложная, смысл которой заключается в накладывании на черный и белый раскатанные пласты слоя пластики с градиентной растяжкой двух, трех и более цветов, которого не сложно добиться на паста-машине. Впоследствии из полученного пласта выкладывается узор. По изображению понятно, почему техника получила такое название.

Имитация

Количество цветов и эффектов, которые все время изобретаются производителями полимерной глины, раскрывают безграничные возможности для имитации различных материалов. Дерево, кость, камень - все это крохотный список того, что может быть имитировано пластикой.



Калейдоскоп
Помните, в детстве родители покупали нам смешные трубочки, в которых, если посмотреть в них на свет, складывались забавные красивые узоры? Техника калейдоскоп добивается такого же эффекта. Из маленьких кусочков пластики складывается простой узор, который в свою очередь собирается в более сложную композицию.

Мика Шифт

В переводе означает "сдвиг слюды", ведь для исполнения работы в этой технике вам понадобятся так называемые металлики. За счет того, что частицы слюды по разному отражают свет, можно создавать объемные узорные эффекты на абсолютно плоской поверхности. Например, на рисунке мы видим выпуклое изображение, хотя на самом деле пластиковый кабошон абсолютно гладкий.



Миллифиори (Колбаса, трость, кэнинг)
Очень популярная техника. Суть заключается в составлении рисунка из пластов и/или колбасок. В последствии деталь ужимается, вытягивается и нарезается на пластинки необходимой для работы толщины.

Многослойная

Название говорит само за себя) Многослойная техника очень разнообразна и позволяет делать совершенно необычайные по красоте, абсолютно оригинальные и не похожие друг на друга украшения.

Мокуме-Гане

Сама техника была позаимствована у японских оружейников. Мокуме (текстура древесины) гане (металл) было изобретено Денбеем Шоами в XVII веке. Речь идет о обработке металла, а именно изготовлении первоклассной стали для мечей. Сложность технологии состоит в том, что разные, порой практически не сочетаемые металлы соединяются между собой в причудливые и очень красивые узоры, которые никогда не повторяются. Именно этот прием был адаптирован и для полимерной глины.

Перевод изображения на пластику

Метод, позволяющий перенести на пластику практически любой рисунок с бумажного носителя. Способы перевода рисунка достаточно многочисленны: спирт, вода и т.д., но суть - закрепление на пластики верхнего, красочного слоя - остается неизменным.

Перевод изображения с помощью геля
Так же как и в предыдущем способе картинка переводиться на пластику, но если в вышеуказанном способе используется жидкость, то в этом способе картинка переводится при помощи запекаемого полимерного геля.


Переход цвета (Skinner blend)

Свое название техника Skinner Blend получила по фамилии дизайнера по полимерной глине Джутит Скинер, впервые применившей эту технику в своих работах. Эта техника позволяет получать изделия с плавным переходом одного цвета в другой.

Сквозная

Техника, позволяющая получать бусины, кабошоны и т.д., полые внутри. Материалы, используемые в технике, разнообразны - клей, воск, бумага... Но конечный результат одинаков - ажурное, полое внутри изделие.

Соляная

Самая простая, на мой взгляд техника, которую может освоить даже совершенно неопытный лепильщик. И название само объясняет принцип действия: из пластики делается бусина, которая потом обкатывается в соли - морской или пищевой - или в сахаре. Поделка запекается, промывается под струей воды, после чего ее поверхность приобретает красивую пористую поверхность.

Филигрань
Очень кропотливая техника, результатом которой являются потрясающие по красоте, ажурные работы. Пластика раскатывается на тонюсенькие колбаски и крохотные шарики, из которых в последствии выкладывается узор.

Поделиться: