Жанры произведений литературы. В литературе какие есть жанры? Зачем нужен литературный жанр

Определение слова «жанр » (фр. «genre »), в буквальном переводе означает – род или вид . Жанр – эта та форма, в которой человеку, читающему текст, представляется подготовленный материал.

Жанры в литературе подразделяются:

  • Высокие жанры (более возвышенный и лаконичный стиль; обычно использовался в торжественных текстах).
  • Низкие жанры (более сниженный стиль, по сравнению с высокими жанрами; чаще использовался в текстах, направленных на массовую аудиторию).

Жанры начинают развиваться, в первую очередь, потому, что было необходимо отображать разные стороны общественной жизни и их проявления.

Виды литературных жанров

Привлекательность подхода проста. Серьезная литература и жанровая фантастика предлагают разные виды наслаждений. Серьезная литература вознаграждает, но для этого требуется некоторое усилие и внимание, поэтому имеет смысл сделать перерыв и прочитать что-то более легкое между ними, а не интервалы между ними. Удовольствия жанровой фантастики, как полагают, являются удовольствиями расслабления, знакомства, отсутствия необходимости полностью заниматься, позволяя роману заниматься любовью. Напротив, удовольствия от серьезного искусства требуют усилий мысли и чувства со стороны аудитории, активно вовлекая ум и воображение, поскольку читатель мыслит через литературную работу.

В каждой конкретной эпохе обычно преобладал один (иногда несколько) жанр. Это вызвано тем, что в определенный период времени были свои актуальные социальные проблемы, которые и пытались решить в литературе с помощью определенного жанра.

Зачем нужен литературный жанр?

Жанр дает читателю хоть и формализованное, но целостное представление о произведении. То есть, если читатель видит в названии произведения слово “роман” , то он сразу настраивается на довольно большой объем текста, в отличие, например, от “рассказа” , который предполагает небольшой объем.

Различие между этими двумя видами удовольствия быстро принимает оценочный аспект, в соответствии с предложенными Джоном Стюартом Миллом: Но нет известной эпикурейской теории жизни, которая не приписывает удовольствиям интеллекта, чувствам и воображению, а моральных чувств - гораздо более ценное удовольствие, чем удовольствия от чистого ощущения. Тот факт, что удовольствия литературы больше, чем удовольствия жанровой фантастики, должен свидетельствовать об их эстетическом и моральном превосходстве.

Различие делается видимым в физическом расположении книжных магазинов: «Тайна», «Романтика» и «Научная фантастика» имеют свои разделы, а «Литература» занимает свое собственное пространство. Хотя определенную жанровую фантастику считают респектабельной и серьезной, она не рассматривается таким образом, если она не рассматривается как превосходящая ее статус как простой жанр, чтобы стать чем-то более важным. Эдмунд Уилсон делает это явным, когда отрицает, что работы Раймонда Чандлера, которыми он восхищается, действительно детективные романы.

Так же, жанр дает читателю некоторое представление о содержании произведения. К примеру, если оно определено как “драма “, то мы сразу понимаем, что человек будет показан в нем в драматических отношениях с обществом и, скорее всего, финал этой книги будет трагичен.

Виды литературных жанров

  • По объему (форме) : новелла, ода, очерк, роман, эпопея и др.
  • По содержанию : комедия, трагедия, драма (иногда выделяют траги-комедию).
  • По родам : эпос, лирика, драма (так же отдельно выделяют лиро-эпические жанры).

Эволюция жанра

Изучение истории почти любого жанра убеждает в невозможности без каких-либо оговорок перечислить его формальные особенности. Безусловно, есть определенное клише, под которое можно подвести понятие того или иного жанра, но оно не устойчиво и очень часто меняется.

Но Чандлер, хотя в своей недавней статье, похоже, утверждает, что Хамметт является его хозяином, на самом деле не принадлежит к этой школе старомодного детективного романа. Различие между литературой и жанровой фантазией формирует наши практики критической оценки несколькими способами. Во-первых, широко распространено мнение, что жанровая фантастика поставляет свои собственные внутренние критерии успеха: например, тайна, тайна, должна создать в читателе напряжение. Во-вторых, это также считается, хотя и более придирчиво, что литература не будет должным образом судить в том, что жанр фантастики, а именно. согласно фиксированному набору критериев, предоставленных самим жанром, а скорее по более универсальным критериям.

В эволюции прослеживаются многие переменные и очень немногие устойчивые признаки. И невозможно найти такой жанр, в котором с течением времени абсолютно ничего не изменилось.

В ХХ веке наблюдается тенденция к нарушению устойчивого жанрового канона. Появляется особый авторский жанр, который представляет собой синтез жанров . Возникают промежуточные формы, которые ориентируются не на жанровый канон, а на его оригинальную трансформацию. Именно такие синтетические образования сейчас и используются. Они очень оригинальны, в отличие от традиционных жанров.

Зачем нужен литературный жанр?

В-третьих, и наиболее противоречиво, считается, что литература, возможно, потому, что ее нельзя судить по вполне закономерным способам, которыми может быть жанровая фантастика и, возможно, из-за «высших» удовольствий, которые, как считается, порождают, лучше или важнее жанра фантастика.

Слово заранее о критической оценке. В настоящем документе основное внимание уделяется оценочным принципам, которые определяют нормативную критику. Такая критическая работа, целью которой является показать, что делает конкретную книгу хорошей или плохой, является лишь одним из аспектов критики. В «Критике» Ноэль Кэрролл утверждает, что большинство академических критиков неохотно предлагают оценки отдельных произведений. Кэрролл отмечает, что эти серьезные критики рассматривают задачу критики как в первую очередь интерпретирующую, а не оценочную.

К стр. 192

1. Какие, на ваш взгляд, произведения, включённые в ваш учебник, навсегда останутся любимыми для многих поколений читателей? Назовите их, вспомните о героях, событиях особенно полюбившихся произведений.

Многие произведения, включенные в этот учебник, останутся любимыми для многих поколений читателей. Это русские народные сказки и литературные сказки Пушкина, Жуковского и Погорельского, басни Крылова и «Бородино» Лермонтова, рассказы Гоголя, Тургенева, Толстого, Чехова и Куприна, стихи Некрасова о русских людях и стихи поэтов о родной природе. Читатели будут любить сказы Бажова, рассказы Паустовского и Астафьева, грустную повесть Короленко и мужественные стихи о войне Твардовского и Симонова.

Но литературный критик должен неохотно хвалить или осуждать или иным образом судить о ценности литературных произведений, которые она обсуждает. Например, большая часть академического интереса к жанровой фантастике не фокусируется на вопросе о том, что делает конкретные работы хорошими или плохими, но о том, что такие работы могут показать нам о обществах, в которых они созданы и потребляются.

Кэрролл утверждает, что этот поворот в критике является ошибкой - критики должны сосредоточить свое внимание на оценке. Однако разделение может быть завышено. Большая критика сочетает в себе как теоретическую проницательность, так и оценку - эти два вида критики не являются взаимоисключающими, и эта разница, как правило, является относительным акцентом.

2. Проверьте себя. Какое произведение так заканчивается: «Засеют как следует, а взойдёт такое, что и разобрать нельзя: арбуз не арбуз, тыква не тыква, огурец не огурец... чёрт знает что такое!»; «Когда же пришло время и нам оставить тихий родной город, здесь же в последний день мы оба, полные жизни и надежды, произнесли над маленькою могилкой свои
обеты»?

В литературе, по крайней мере, есть множество исключений из общего правила Кэрролла: серьезные критики, которые занимаются продуманной и отражающей оценкой конкретных работ. Первая работа литературной критики, «Поэтика Аристотеля», также является центральной моделью жанровой критики. Аристотель признал несколько жанров поэзии: трагедию, эпос, комедию и сатирическую пьесу. В соответствии с его более общей методологией Аристотель считал, что изучение каждого типа должно включать понимание его природы, которое включает, что важно, телос типа.

Н.В. Гоголь. «Заколдованное место».
В.Г. Короленко. «В дурном обществе».

3. Назовите жанры литературных произведений, которые были включены в ваш учебник, приведите примеры (сказ, басня, стихотворение, рассказ и т. д.). Чем отличается сказ от сказки, рассказ от повести?

В учебник были включены литературные произведения разных жанров:
- Расссказ (П.П. Бажов, «Медной горы Хозяйка»);
- литературная сказка (A.C. Пушкин, «Сказка и мертвой царевне и о семи богатырях»; А. Погорельский, «Черная курица, или Подземные жители»);
- басня (И.А. Крылов, «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица», «Волк на псарне»; М.В. Ломоносов, «Случились вместе два астронома в пиру...»);
- стихотворение (Ф.И. Тютчев, «Есть в осени первоначальной...»; A.A. Фет, «Весенний дождь»; А.Т. Твардовский, «Рассказ танкиста»);
-баллада (В.А. Жуковский, «Кубок»);
- рассказ (А.И. Куприн, «Тапер»; Л.Н. Толстой, «Кавказский пленник»);
- повесть (В.Г. Короленко, «В дурном обществе»);
- пьеса (С.Я. Маршак, «Двенадцать месяцев»).
Сказ отличается от сказки особой манерой сказывания и тем, что в сказке идет речь о фантастических, необыкновенных событиях, а в сказе с фантастическим миром фольклора сочетаются точные зарисовки народного быта.
Рассказ и повесть- повествовательные произведения, в которых рассказывается о людях и событиях. Рассказ от повести отличается тем, что рассказ относится к малой форме эпического произведения, повесть - к средней форме.

Например, сюжет - это телес трагедии - история должна завершиться катарсисом жалости страха, вызванного спадом в судьбе главного героя. Аристотель получает совершенно определенные принципы, по которым трагедии лучше, а что хуже, указывая на специфические особенности, которые способствуют тому телосу или цели. Например, зрелище, утверждает он, не является самым эффективным способом добиться желаемого ответа в аудитории.

То, что ужасно и плачевно, может возникнуть из зрелища, но оно также может возникнуть из-за структуры самих инцидентов; это превосходит и принадлежит лучшему поэту. Поскольку сюжет должен строиться таким образом, чтобы, даже не видя этого, кто-то, кто слышит об инцидентах, содрогнется и почувствует жалость к исходу, как кто-то может почувствовать, услышав заговор Эдипа. Произвести это с помощью зрелища менее искусно и требует щедрого производства. Те, кто используют спектакль, чтобы произвести то, что только чудовищно и не страшно, не имеют ничего общего с трагедией.

4. Приведите примеры перекрёстной, опоясывающей рифмовки из знакомых вам стихотворений.

Перекрестная рифмовка:
Был трудный бой. Все нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
(А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»)
Пруд заглохший весь в зеленой ряске,
В нем тростник качается, шумит,
А на берегу, совсем как в сказке,
Милая Аленушка сидит.
(A.A. Прокофьев. «Аленушка»)

Ибо мы не должны стремиться к любому удовольствию от трагедии, но к тому, что для нее характерно. Поскольку поэт должен использовать представление, чтобы произвести удовольствие от жалости и ужаса, очевидно, что это должно быть связано с инцидентами. Метод Аристотеля в Поэтике очень согласуется с его методами в другом месте. Критерии в «Этике Никомачана» для оценки морального характера также открываются из исследования человечества и его телоса. Соответствующий сюжет эффективно и надежно порождает эмоции, соответствующие трагедии; зрелище, напротив, имеет тенденцию порождать чудовищность, а не то, что жалко.

Опоясывающая рифмовка:
Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь...
(Ф.И. Тютчев. «Как весел грохот летних бурь...»)
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
(Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...»)

Таким образом, правило Аристотеля против чрезмерного использования зрелища происходит сразу же из его понимания целей, характерных для трагедии, как жанра. То, что является высшим в достижении этих целей для Аристотеля, - это сюжет. Сюжет - причина того, что персонажи являются такими, какими они есть, поскольку диалог является тем, чем он является, и сюжет отвечает за создание ключевых эмоций в аудитории.

Возможно, наибольшая сила этого подхода Аристотеля заключается в том, что он легко идентифицирует ошибку, которую можно сделать при чтении и оценке художественной литературы: неправильно классифицировать произведение как принадлежащее к одному жанру, когда оно принадлежит другому. Если вы читаете роман ужасов, как если бы это была таинственность, вы обнаружите ошибку там, где ее нет, и никто не сможет распознать хорошие черты. Так же, как невозможно наблюдать за театром Ноха, как если бы это была трагедия эпохи Возрождения, и надеяться понять или наслаждаться ею, это, кажется, принцип продуманного взаимодействия с литературным трудом, чтобы понять, к какой категории он принадлежит, и прочитать его с помощью осознание этого факта.

Парная рифмовка:
Хотя проклинает проезжий
Дороги моих побережий,
Люблю я деревню Николу,
Где кончил начальную школу!
(Н.М. Рубцов. «Родная деревня»)

5. В каких произведениях вам встречались сравнения, гиперболы, метафоры (приведите примеры)?

Гипербола- это сильное преувеличение. Гиперболу использует И. С. Тургенев в рассказе «Муму». Он пишет, что на кровать, где спал Герасим, можно было бы положить сто пудов, и она не погнулась бы; что Герасим мог смахнуть косой березовый лесок «с корней долой».
Сравнение - это изображение одного явления с помощью сопоставления с другим. Сравнения часто встречаются в произведениях художественной литературы. И.С. Тургенев сравнивает Герасима сначала с молодым быком, которого поставили в вагон железной дороги и везут неизвестно куда, затем с пойманным зверем. М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Бородино» пишет: «Французы двинулись, как тучи...»
Метафора - это скрытое сравнение. Метафору часто используют поэты: «Лишь паутины тонкий волос...» (Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...»), «И в окно снежинки Мотыльками бьются...» (С.А. Есенин. «Разгулялась вьюга...»), «И цветет дурман-цветком багульник...» (A.A. Прокофьев. «Аленушка»).

В то время как немногие современные философы или литературные критики будут стремиться к уровню специфики, которую Аристотель прославил, идея о том, что понимание цели жанра может помочь нам установить критерии для произведений, принадлежащих этому жанру, является обычным явлением. Жанр не только предоставляет определенные фиксированные типы символов, схемы сюжетов и другие стандартные функции, но также говорит нам о чем-то, что способствует успеху в этом жанре. Как отмечает Кендалл Уолтон, различные виды искусства рассматривают различные свойства своих членов как стандартные, переменные или противоречивые.

6. Какой герой какого произведения кажется вам самым интересным? А вашим товарищам?

Мне кажется самым интересным Жилин из рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

8. Прочитайте высказывание С. Я. Маршака «О талантливом читателе». Как вы понимаете слова писателя? Подготовьте собственное рассуждение о талантливом писателе и о талантливом читателе.

Стандартные функции не привлекают нашего эстетического внимания. Иногда меняются переменные категории. Контра-стандартные функции привлекают наше внимание, оспаривая статус работы в этой категории. Ноэль Кэрролл расширяет теорию Уолтона, применяя эти различия для проведения оценочной работы.

Если произведение предназначено для автора принадлежать определенному жанру или категории, но ему не хватает достаточного количества стандартных функций этой категории, тогда его можно считать неудачным. Зная, какие функции являются стандартными, переменными или противоречат стандарту для определенного жанра, он не только откалибрует ожидания читателя, но также неявно устанавливает некоторые базовые стандарты для оценки успеха проекта в этом жанре.

С.Я. Маршак в заметке «О талантливом читателе» хочет сказать, что произведение художественной литературы сохраняет свое значение в течение долгого времени, если оно интересно и важно для читателя. Талантливый читатель- это читатель, обладающий творческим воображением. Он внимательно следит за мыслью и чувством, которые хочет передать автор. И художественная литература будет нужна людям до тех пор, пока будут существовать внимательные, вдумчивые читатели.

Существует мало сомнений в том, что подход Кэрролла есть что-то. Тайна, которая делает убийцу слишком очевидной для читателя, терпит неудачу в важном отношении, как и тот, который слишком тщательно скрывает доказательства вины убийцы. Книга либо не создаст, либо не сможет должным образом разрешить, так и неизвестна в читателе. Это не значит, что такая тайна всегда была бы полным провалом; остроумный диалог и хорошо нарисованные персонажи все еще могут хорошо читать, но это будет считаться менее хорошим, чем могло бы быть, если бы ему удалось создать и поддержать неопределенность в отношении личности убийцы.



Поделиться: