Философские медитации.

…Очевидно, не случайно сито истории устроено так, что многое оно отсеивает, но все, что должно было остаться, - остается. Все забытое - должно быть забыто, а все, что достойно памяти, - помнится. Ничего не пропадает…

«Философия начинается с удивления», - говорил Мераб Константинович своим студентам. Но это не удивление тому, что чего-то нет, - нет справедливости, нет мира, нет любви. Это удивление тому, что что-то есть. Нет никаких причин для любви - а она есть. Все естественно стремится к хаосу, распаду - а в мире возникают островки порядка. И это чудо. В этом смысле чудо и то, что лекции Мамардашвили сохранились, не сгинули совершенно естественным образом. Ведь даже рукописи горят, что уж говорить о такой нестойкой материи, как живое слово. Где ему сохраниться? В памяти благодарных учеников? Да, ходили на лекции толпами, впечатления - колоссальные: «Мы наблюдали чудо рождения мысли!» Но лекция заканчивалась, и оказывалось, что запомнилось из нее очень немногое. Как вспоминал один из его слушателей: «Это была пониматель-ная вспышка, которая каждый раз рождалась вокруг Мера-ба Константиновича. Полезность этой вспышки была необычайна, но она была краткосрочна, потому что энергия после выхода из этого пространства терялась».

Не стоит обвинять студентов в недостаточном умственном развитии: они слушали не лекции, на самом деле они слушали книгу - очень цельный, но сложнейшей структуры текст, объем которого удержать в памяти, наверное, выше человеческих сил.

А писал Мераб Константинович очень тяжело. Ссылался на лень и на Пруста, у которого тоже бывало что-то в этом роде: «…Пруст удивлялся тому, где люди находят веселую искру, приводящую человека в трудовое движение. Действительно, чтобы писать (ведь это физический труд, - например, написать 10 страниц, - это же надо конкретно написать), для этого нужна искра такая, радостная. Откуда люди ее находят? Мне лень, говорит Пруст. И его вполне можно понять» («Психологическая топология пути»). Шутка, конечно. Но и требование от себя совершенства - «чтобы не писать бездарные, никому не нужные книги». Поэтому свои письменные тексты Мамардашвили правил бесконечно, язык их считал ужасным, в итоге - бросал, не доделав, просто терял к ним интерес. На оформление «отработанного материала» жаль было времени: «Дело в том, что текст иногда как бы пробует себя на кончике пера, написанием его человек что-то в себе устанавливает - какой-то порождающий механизм движения или состояния мысли. И если такой механизм установлен, то текст не имеет значения. Его можно или не печатать, если он дописан, или вообще не дописывать» («Психологическая топология пути»).

Его «искрой» был собеседник, резонансное напряжение общения, может быть - глаза человека, к которому он обращался. Что-то происходило при этом, какая-то алхимия раскаленной магмы смыслового пространства, которая рождала мысль - «событие мысли». А может быть, просто не хотелось говорить в пустоту - кому, на каком языке? Он знал их множество, но иногда кажется, что ни один не был ему родным. И вся его речь - перевод с неизвестного - на какой из многих? Нужен был конкретный адресат. Со студентами ему было интересно: он переводил им Пруста с неизвестного для них французского, проблемы сознания и бытия с неизвестного для них философского, разделы топологии судьбы - с неизвестного никому.

А то, что лекции сохранились, - чудо. Потребовавшее, впрочем, немало труда. Юрий Сенокосов вспоминал, как они с Мерабом ночами переписывали лекции с магнитофонной кассеты, потому что кассет мало, а утром надо снова идти в аудиторию.

Как бы то ни было, нам действительно повезло: именно лекционные курсы содержат разработанную версию прагматики сознания - механизма перехода человека в сознательный режим бытия.

О его лекциях можно сказать то же, что он сказал о Канте: «…Это раскручивание какой-то бесконечной, но одной ленты. Очень часто Кант делал один заход, второй, третий, и на третьем заходе понятней прописывалось то, что делалось в первом». Поэтому мы тоже возьмем его лекции как одну работу или один мир, весьма условно разделяя эту работу на главы.

Ибо только самому (и из собственного источника), независимо мысля и упражняясь в способности независимо спрашивать и различать, человеку удается открыть для себя философию…

М. Мамардашвили. «Введение в философию»

Курс «Введение в философию» для Мамардашвили был очень важным: он считал, что пришло время заново продумать основы философии. Хотя бы в связи с разговорами о ее «смерти». Книга по материалам этого курса была составлена еще при его жизни, и в 86-м году он даже написал к ней «Предварительные замечания».

Что такое «введение»? Начало, пропедевтика, знакомство с чем-либо. Самая простая, казалось бы, вещь. Допустим, решили мы изучить какую-нибудь науку. С чего мы начнем? Попытаемся, наверное, определить, чем же она занимается, - выделим ее «предмет», затем ознакомимся с основными понятиями, с помощью которых она свой предмет описывает, с теориями, желательно последними, «правильнее всего» этот предмет трактующими. Войдем, так сказать, в курс дела. Но вот в философию так войти нельзя. Так что же мы изучаем, занимаясь философией?

Дело в том, что в философии нет раз и навсегда заданного предмета. Ее интересуют «предельные основания бытия», а этот предел все время смещается, в зависимости от того, что мы называем объективным (миром), а что включаем в понятие «субъект», и какую полагаем меж ними связь, Что такое сознание - объект или субъект? А это с какой точки посмотреть. Мы сдвигаем точку, меняется угол зрения, мир поворачивается новой гранью - заново устанавливается.

И еще: философия смотрит на мир как на целое. Но невозможно же увидеть что-то целиком, находясь внутри. Значит, мир как целое предполагает взгляд снаружи, с какой-то точки, которая находится за его пределами. Но такой точки не существует, из мира выскочить невозможно. А философия позволяет ее найти - с помощью техники трансцендирования. В философии есть, конечно, множество разных концепций, теорий, но это ее видимый, поверхностный слой. Суть же в другом: философия есть техника достижения определенного, вневременного и внепространственного восприятия мира, через которое только и возможно его понимание. И если мы не научились входить в это состояние, то ни одну философскую теорию правильно не поймем. Точнее, поймем, но неправильно: как знание, измышление, логическую конструкцию, основанную на произволе автора.

На самом же деле, настоящая философская теория - это описание условий, при которых возможно постижение реальности, существующей вне наглядной формы и являющейся матрицей эмпирических состояний. А различными философские теории кажутся чаще всего из-за разного языка, который используют, разной расстановки акцентов.

Трансцендирование доступно не каждому: как минимум, трансцендирующее существо должно быть свободным. Свобода - условие сознания. Поэтому философия еще и техника самоконструирования человека как свободной сознательной личности. Ведь сознание вовсе не является неотъемлемым свойством человека. Можно всю жизнь прожить бессознательно и весьма комфортно (как овечка на выгоне). Это естественно, как естественна всякая животная жизнь. А вот появление человеческого в человеке - неестественно, сверхприродно, не вытекает из эмпирического опыта. Оно требует усилия, «собирания себя». Естественный человек ведь не способен воспринять полноту бытия: да некому ее воспринимать, не дергающейся же судорожно марионетке. Как вывести себя из состояния вечной зависимости, что может помочь сконцентрировать нестойкие, распадающиеся желания в реальную силу - это тоже вопрос философии.

Ну и конечно, философия - это особый язык. Он-то (в отличие от философских проблем) довольно широко варьирует от системы к системе. Западная философия, например, использует понятийный аппарат древних греков, с логосом (словом) в основании всего. Индийская философия основывалась на изучении различных состояний человеческой психики - совершенно другой подход и, соответственно, терминология. Но вот задача везде ставится одна: выход на онтологическую реальность.

Ведь что такое философия вообще? Философия - это извлечение следствий из того компота, в который мы уже вляпались.

М. Мамардашвили. «Картезианские размышлении»

Проще всего понять, что такое философия, наблюдая ее в действии. А что такое «философия в действии»? Это тексты человека, для которого философия стала жизнью. Например, тексты Декарта - «с трудом проделанная медитация, внутренним стержнем которой явилось преобразование себя, перерождение, или, как выражались древние: рождение нового человека в теле человека ветхого». Или тексты Канта, на которых лежит «отсвет незнаемого». И если мы попытаемся читать их, как написанное о нас, то, может быть, поймем что-то и в своей жизни, что до этого понять не могли.

Кант и Декарт были любимыми философами Мамардашвили. Две книги - «Картезианские размышления» и «Кантианские вариации» - посвящены именно им. Трудно придумать более несходные биографии: один - вояка, бретер, исколесивший пол-Европы (за 20 лет 30 перемен места жительства), другой - университетский профессор, «кенигс-бергский отшельник», не покидавший родной город больше чем на несколько дней. Какие «переклички» между ними можно обнаружить? Рассказывая о путешествиях Декарта, Мамардашвили вдруг говорит странную фразу: «Декарт не имел биографии». Непонятно. Ладно, когда говорили такое о Канте, всю жизнь безвылазно просидевшем в Кенигсберге. Но Декарт, тот, кажется, мог бы стать героем приключенческого романа. Однако вот так. Истинная жизнь философа проходит в метафизическом измерении, и с этой точки зрения, его «земная» биография не имеет значения. «Весь мир - театр». (В трактате «О страстях», написанном для принцессы Элизабет, Декарт говорит ей: на нас могут обрушиваться разные несчастья, но в нашей власти рассматривать события собственной жизни с точки зрения вечности, «не иначе, как если бы мы так смотрели на них, как смотрят комедии»). И кто-то самозабвенно играет, а кому-то интереснее разгадывать правила игры.

Можно по-разному читать философские тексты. Мамардашвили читал их, как карту сферы сознания. В текстах Декарта и Канта он нашел подтверждение собственным размышлениям. И, воспользовавшись этими текстами как «интеллектуальной материей», вывел ряд постулатов и принципов познания как «сознательного эксперимента». Как попасть в ту «великую точку безразличия», в которой возможно неискаженное восприятие действительности? Что мешает нам быть полностью сознательными, какими экранами сознания отгорожена от нас реальность? «Картезианские размышления» и «Кантианские вариации», по сути - описание техники трансцендирования.

Н. Мальбранша и А. Гейлинкса, философия Б. Спинозы, в которой и материя не могут непосредственно взаимодействовать. Принцип М. в такого рода системах обеспечивает Бог. М. является существенным аспектом доктрины и практики многих религий. В частности, в иудаизме и христианстве М. неизбежна в силу трансцендентности Бога и несовершенства человека. М. - важная Христа: как Богочеловек он призван быть связующим звеном между Богом и людьми.
Восточный М., представленный йогой в Индии и даосизмом в Китае, предполагает религиозно-мистическое индивидуального сознания в безличном, неохватном абсолюте. Медитирующий уподобляется при этом мотыльку, сгорающему в пламени свечи, или соляной кукле, растворяющейся в воде моря.
Методы М. разнообразны. Интерес к ней и ее психотерапевтическим аспектам проявляют некоторые течения психоанализа.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

МЕДИТАЦИЯ

(лат. meditatio, от meditor - размышляю, обдумываю) , умств. действие, направленное на приведение психики человека в углублённой сосредоточенности. В психологич. аспекте М. предполагает устранение крайних эмоциональных проявлений и значит. понижение реактивности. Соматич. состояние медитирующего характеризуется при этом расслабленностью, а его умонастроение - приподнятостью и некоторой отрешённостью (от внеш. объектов и отд. внутр. переживаний) .

В разных медитативных практиках (культовых, религиозно-философских, психотерапевтических, дидактико-пропедевтических и т. п.) вызывание и протекание М., как , связаны с определ. последовательностью умств. актов, складывающихся в естеств. . Поэтому почти во всех языках обозначение М. семантически связано с понятиями «ум» и «думание» одновременно - как природных способностей человека, не зависящих от его сознат. намерения (санскр. дхьяна, рус. думанье, греч. - размышляю, англ. musing - дремотное мечтание и т. п.) .

Методики М. различаются наборами технич. приёмов и последовательностью ступеней достижения уравновешенности ума и нереактивности психики. Особое М. получила в индийской и буддийской йоге, в антич. «филос. экстазе» платоников и неоплатоников (причём у первых она выступила как необходимая теоретич. мышления, в частности математического) , в православном «умном делании» («логос-медитация», или «Иисусова ») , в «экзерцициях» (духовных упражнениях) иезуитов, в учении о «пути» мусульман-суфиев, а также в некоторых школах совр. психоанализа (Юнг) , ставящих целью интеграцию личности.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

МЕДИТАЦИЯ

(от лат. meditatio размышление)

интенсивное, проникающее вглубь размышление, умом в , идею и т. д., которое достигается путем сосредоточенности на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих , как внешних (звук, свет), так и внутренних (физическое, эмоциональное и др. напряжение). Восточный тип медитации (представленный всеми формами йоги в Индии, даосизмом в Китае) предлагает религиозно-мистическое растворение индивидуального сознания в безличностном, океаноподобном абсолюте – , реализуемая образами мотылька, сгорающего в пламени свечи, или соляной куклы, которая растворяется в воде моря. Др. религиозно-мистическое направление медитации, культивировавшееся христианством, трактовало ее как слияние двух личностей (человеческой и божественной). Вообще методы медитации разнообразны. Интерес к ней и ее психотерапевтическим аспектам характерен для некоторых течений психоанализа (Юнг).

Философский энциклопедический словарь . 2010 .


Синонимы :

Смотреть что такое "МЕДИТАЦИЯ" в других словарях:

    - [лат. meditatio размышление] 1) состояние полного сосредоточения и самоуглубленности, сопровождаемое физической расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешнего мира; 2) размышление, мысленное созерцание. Ср.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Сосредоточенность, рефлексия, дума, медитирование Словарь русских синонимов. медитация см. дума Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    медитация - (от лат. meditatio размышление) интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и т. д., которое достигается путем сосредоточенности на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних… … Большая психологическая энциклопедия

    См. Размышления. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

    медитация - и, ж. méditation f. устар. Размышление, рассуждение. БАС 1. Он <шатобриан> осуждает Ламартина за то, что он печатает son premier jet.. перепортил многие из медитаций своих. 5. 3. 1836. А. И.Тургенев П. А. Вяземскому. // Звезда 1999 6 107.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (от лат. meditatio размышление) умственное действие, цель которого приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности; сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешних … Большой Энциклопедический словарь

    - (от лат. meditatiо размышление) измененное состояние сознания. Может вызываться различными причинами, как внешними (прием наркотиков, нарушение обмена веществ, гипоксия, гипогликемия), так и внутренними (сенсорная депривация, специальными… … Психологический словарь

    - (лат. meditatio размышлять, обдумывать, инд. аналог дхиана, кит. цинь лу «размышление в тиши») форма психической активности, обеспечивающая погружение человека в особые трансовые состояния. Физиологической основой М. является способность коры… … Новейший философский словарь

    МЕДИТАЦИЯ, и, жен. 1. Состояние глубокой умственной сосредоточенности на чём н. одном, отрешённость от всего остального; действие, приводящее в такое состояние (спец.). Погрузиться в медитацию. Заниматься медитацией. 2. Вообще глубокие… … Толковый словарь Ожегова

    - (от лат. meditatio размышление) англ. meditation; нем. Meditation. 1. Умственный процесс, направленный на приведение психики в Состояние углубленности и сосредоточенности. М. сопровождается расслабленностью, снижением эмоциональной реактивности,… … Энциклопедия социологии

Книги

  • Медитация - величайшее приключение! Баланс тела - ума. Как научиться слушать и понимать свое тело (комплект из 2 книг + CD-ROM) , Ошо. В комплект входят книги Ошо "Медитация - величайшее приключение!" (из серии "Ошо-классика", мягкая обложка, формат книги: 84x108/32) и "Баланс тела - ума. Как научиться слушать и понимать…

Первая часть программы будет теоретическая, я буду говорить о философии медитации. Вторая часть будет практическая, мы, на самом деле, выполним медитацию.

Прежде чем начать, я хотел бы выразить почтение своим духовным учителям. Они научили меня этой медитации много лет назад. С тех пор я применяю её в своей жизни на регулярной основе. И могу уверить вас в том, что это работает.

Вся информация, которую я представляю, исходит из Ведических Писаний. Веды – очень древние, они были записаны пять тысяч лет назад. Но, конечно же, само знание вечно. Поэтому до того как оно было записано, оно передавалось из уст в уста, от одного совершенного учителя другому. И эта цепь ученической преемственности духовных учителей называется парампара. И мы находимся в парампаре, которая известна как Брахма-сампрадая. Мы очень удачливы в том, что можем получать знание по этой цепи. Когда я говорю это, становится очевидным, что это не моё мнение. Я здесь не для того, чтобы рассказать вам своё мнение о медитации. Я здесь не для того, чтобы научить вас чему-то, чему я однажды научился на вершине какой-то горы. Я просто передаю эту вечную науку.

В мире можно обнаружить, что всё больше и больше людей интересуются медитацией. Люди таких профессий как доктора, профессора, медицинские работники прописывают своим пациентам курсы медитации.

Когда мы думаем о медитации, обычно, мы думаем о молчаливом процессе, где мы сидим, скрестив ноги, с закрытыми глазами и занимаемся какой-то внутренней деятельностью. Есть много разных техник. Одна из них называется визуализация – когда мы садимся, закрываем глаза и представляем себе красивые пейзажи природы. Это очень успокаивает. Другая техника называется – техника молчаливого свидетеля, где мы становимся молчаливым свидетелем деятельности своего ума. Мы знаем, что деятельность ума – думать. Поэтому мы наблюдаем за мыслями, которые проносятся на экране ума так же, как если бы мы смотрели фильм. Мы не принимаем участие, мы не вовлекаемся в это. Мы остаёмся молчаливым свидетелем. Много лет назад в боевых искусствах я научился одной из техник медитаций, когда вы заходите в тёмную комнату, зажигаете свечу и сосредотачиваетесь на пламени. Идея заключается в том, чтобы развить стопроцентное сосредоточение. И ещё одна техника называется – контроль дыхания. Это медитация на вдох и выдох, начиная с кончика носа. Так много разных техник.

Но идея заключается в том, чтобы достичь такого уровня совершенства, когда у нас нет мыслей. Я уверен, что некоторые из вас занимались молчаливой медитацией. Если это так, то вы, вероятно, согласитесь, что вам не удалось полностью достичь этого совершенства. Мы сидим в медитации, применяем технику, мысли замедляются, мы становимся очень умиротворенными. И может наступить такой короткий момент, когда покажется, что у нас нет мыслей. И тогда мы думаем: «я ни о чём не думаю». А это мысль. И тогда мы думаем: «Зачем же я это сделал», и мне нужно вернуться и пробовать снова достигать этого момента.

И так же, молчаливая медитация очень трудна внешне. Во-первых, нужно найти тихое место. И это не всегда так просто сделать. Во-вторых, нужно иметь время, чтобы медитировать. И это не означает тридцать минут до того, как вы идёте на работу или в школу. Потому что в таком случае, всё время, которое вы медитируете, вы постоянно думаете: «сколько же времени у меня осталось?» Вы сидите в своей медитации «о, ещё десять минут», «о, ещё пять минут». Так нельзя. Это отвлекает.

Также мы должны быть в состоянии контролировать тело длительные периоды времени. Мы сейчас сидим на сиденьях. Надеюсь, что всем удобно. Но могу пообещать вам, что в течение пятнадцати минут все совершат какое-то движение. Мы не можем слишком долго оставаться в одном положении, чтобы нам было комфортно. И опять же, в нашей медитации: пять минут – нет проблем, десять минут – в порядке, пятнадцать минут – начинает болеть колено, и теперь мы медитируем на колено, чуть позже неудобно спине, и теперь мы медитируем на колено и на спину. Снова, это отвлекает.

И также, вокруг не должно быть людей. И это касается не только людей. Один комар может разрушить вашу медитацию. З-ззззз. Не может быть слишком жарко, не может быть слишком холодно. И так далее. По этим и по другим причинам мы не будем учиться такого рода медитации.

Мы научимся медитации, которая очень простая, очень лёгкая. Мы будем использовать то, с чем мы очень хорошо знакомы. Главный инструмент в молчаливой медитации – тишина. Тишина не привычна для нас, многие люди чувствуют себя неудобно в тишине. Многие люди боятся тишины. Помню, я однажды зашёл в дом, там был включен телевизор в комнате, но в этой комнате никого не было. Я зашёл на кухню, и там был человек, занятый какими-то делами на кухне. И я спросил его: «зачем у тебя там включен телевизор?» И ответ был: «а, мне нравиться компания! Здесь слишком тихо. Я не могу быть один». Тишина не привычна для нас, но звуки нам очень привычны. Звуки окружают нас всю нашу жизнь.

Некоторые звуки очень расслабляющие, очень успокаивающие. Например, говоря о природе, хорошо, иногда, отправиться на природу и понаблюдать за её красотой. Но также хорошо отправиться на природу, сесть, закрыть глаза и слушать красоту природы. Слушать шум ветра, качающего деревья, слушать пение птиц, звуки воды, стекающей по камням. Это настолько успокаивающе, что можно даже купить записи со звуками природы для расслабления.

Некоторые звуки противоположны этому. Очень раздражающие. Например, наш будильник. Кому нравиться звук будильника? Однажды, одна женщина сказала: «Мне нравится». Это очень необычно. А знаете, что ещё хуже, чем ваш будильник? Будильник кого-то другого.

И, конечно же, есть звуки, которые нам очень нравятся. И вот почему у нас есть проигрыватели, компакт-диски, мп3 плееры. Мы ходим в наушниках. Чтобы внести звуки, которые нам нравятся в нашу жизнь.

А также, звуки необходимы. Мы общаемся при помощи звуков. Так же как мы это делаем сейчас.

Все эти звуки, о которых я говорил, относятся к одной категории – материальные звуки. Но, есть другая категория звука. И она известна как трансцендентный звук. Трансцендентный звук не берёт своё начало в этом материальном мире. На самом деле, он берёт своё начало в духовном мире. И он нисходит в материальный мир. И так как он нисходит из духовного мира, он приносит с собой духовную силу. И поскольку там присутствует эта духовная сила, мне не нужно в это верить, мне не нужно это понимать, мне не нужно знать, что это означает, мне не нужно заставлять это работать, и даже не нужно иметь веру в это. Всё, что нужно сделать, это прийти в соприкосновение с этой трансцендентной звуковой вибрацией, и автоматически я получу духовную пользу.

Мы можем использовать в качестве примера солнце. Мы все знаем, что солнце обладает большой силой. Оно приходит к нам в виде солнечного света. Поэтому мы можем выйти на солнце с любой философией – солнце для меня хорошо, или солнце для меня плохо, солнце обожжёт меня или не обожжёт. Не имеет значения, что я думаю. Результат будет один и тот же. На самом деле, когда мы сгораем на солнце, мы говорим: «О, я и не думал, что сегодня сгорю!» Но не имеет значения, что мы думаем. Результат один и тот же. И точно также с трансцендентным звуком.

И на самом деле, для нас это очень хорошие новости. Все другие медитации настолько хороши, насколько я мне удаётся сделать так, чтобы они заработали. Насколько мне удаётся найти тихое место, организовать своё время, управлять своим телом, управлять своим умом и так далее. И это определит исход медитации. Но при трансцендентном звуке все эти факторы не так важны. Так что, это идеально подходит для того занятого образа жизни, который мы ведём сегодня.

Прежде чем выбрать для себя подходящий вид медитации и начинать активно его практиковать, важно определиться, что же собственно это такое и в чём его суть.
Медитация – это главный путь и особый метод буддийского учения, которое полностью основано на кардинальном изменении мышления при помощи исполнения специальных психологических и умственных упражнений. Изначально так сложилось, что видов медитации существует огромное количество, в зависимости от области влияния.

Целью любой медитации является в конечном результате получить полностью трансформированный мозг именно таким образом, чтобы он умел легко познавать себя до самых глубин сознания. Другими словами, возможность достигнуть Просветления.
Медитация даёт реальную возможность кардинально поменять свои старые привычки и стандартные реакции мозга. Как известно, именно привычки настолько глубоко впиваются в , что от них обычно очень сложно избавиться. Именно в таких случаях медитация лучше всего помогает погрузиться в корень своих проблем и низменных желаний и понять их причину. Только после осознания причины своих действий и мыслей, человек получает ключ к избавлению от всех этих ненужных размышлений. В этом и заключается суть медитации – погружение и избавление.

На данный момент существует огромное количество техник медитации.

Каждое учение использует свои способы. В любом случае практикующему всегда надо принять максимально удобную позу, которая поможет открыть все его чакры. Иногда для этого используются разные вспомогательные предметы, а иногда чётки. Для концентрации всегда выбирается конкретный объект, зачастую это сами ощущения в организме, определённые образы или даже предметы, имеющие для практиканта особенное значение. Это помогает сконцентрироваться на начальных стадиях, в дальнейшем для погружения в состояние транса не используются никакие образы. Во время медитации также часто проводятся специальные дыхательные упражнения для большей концентрации.

Когда кто-то погружен в воду, он не может видеть ничего над ее поверхностью. Мир снаружи затуманен и недоступен зрению. Чтобы увидеть мир над водой, нужно вынырнуть. И только тогда человек сможет осознать, насколько ограничено было его видение до сих пор. До тех пор, пока человек погружен в мир мыслей — сферу ума — его сознание будет связано ограничениями ума.

Медитация — одно из самых загадочных и противоречивых явлений в человеческой истории.

Одни считают занятие медитацией и не занятием вовсе, а другим названием для лени и ничегонеделания. Другие — духовным подвигом, на который способен далеко не каждый. Одни гордо объявляют: «Я медитирую каждое утро!» Другие недоуменно спрашивают: «А что именно ты делаешь?»

Как же разобраться — кто из них прав, и что же это, все-таки, такое?


Начиная с 1960-х годов ХХ века множество ученых занимались изучением этого явления. Клаудио Наранхо, известный чилийский психиатр, новатор в интегрированном подходе к психотерапии и духовным практикам, еще в 1971 году писал: «Слово «медитация» используется для обозначения практик, которые настолько различаются между собой, что может возникнуть проблема, если мы попытаемся дать определение медитации».

С тех пор прошло почти полвека, а четкого определения того, что такое медитация, приемлемого для всех, до сих пор не существует.

Итак, откуда появилась медитация? На протяжении всей истории человечества, с самого его рассвета, перед людьми вставали вопросы, ответы на которые было не так легко получить. Вопросы об источнике и природе жизни, о ее создателе. Почему существует жизнь на Земле, и в чем ее смысл? Очевидно, что эти вопросы интересовали людей всегда, и ни одна концепция не давала полностью удовлетворительного ответа.

В попытке удовлетворить любопытство, получить ответы на свои вопросы, человечество выработало два подхода. Один подход обратился к окружающему миру, изучая и открывая законы природы. Этот подход развился в Науку.

Другой подход рассматривал вопросы смысла жизни, творения Вселенной и существования Творца сквозь внутреннюю перспективу. Наверное, это лучший ответ на вопрос «откуда появилась медитация?». Медитация служит одной цели, вне зависимости от философии, религиозной практики, методологии или ритуала. Эта цель — углубиться в скрытые части нашего ума, сознательного и бессознательного, найти ответы на вопросы, вращающиеся вокруг смысла жизни и цели существования. Очищая ум и учась понимать наше внутреннее Я, мы можем начать понимать цель, для которой мы были созданы. Медитация — это акт самоосознания и открытия себя. Она дает знание не только о себе, но и о природе мира, в котором мы живем. Откуда появилась медитация? Она появилась из потребности человека получить ответ на важнейшие вопросы, которые когда-либо задавали люди.

Наверное, в представлении большинства из нас медитация — это состояние, в котором застыли седовласые старцы в гималайских пещерах, ну, или, на худой конец, садху, сидящие на берегах Ганги. Однако медитация — явление универсальное. Ее можно обнаружить в самых разных культурах по всему миру. Исследователи полагают, что еще примитивные племена охотников и собирателей входили в медитативные состояния, вглядываясь в пламя своих костров. Есть неоспоримые свидетельства того, что даже в доисторическую эпоху древние цивилизации использовали ритмичные многократные повторения и напевы для ублажения богов. Некоторые ученые даже выдвигают такую гипотезу, что именно появление способности фокусировать внимание — необходимого элемента любой медитации — стало одним из факторов финальной фазы биологической эволюции. С тех пор люди развивали ее тысячелетиями, и сейчас медитация превратилась в развитую практику, которую множество людей используют ежедневно.

Слово медитация происходит от латинских слов meditari — «размышлять», «упражнять разум» и mederi — «исцелять». Санскритское происхождение этого слова medha — означает «мудрость».

Медитация используется практически во всех религиозных традициях. Конечно, наиболее развита эта практика в традициях Востока.

Святой Альберт Великий, учитель Фомы Аквинского, утверждал, что для философов медитация — это процесс совершенствования мысли, а для верующих — их веры в Бога. Молитвы, произносимые в безмолвии, как посвящение себя Богу, также можно назвать медитацией, поскольку это означает, что ум разворачивается внутрь, к духовному источнику.

В Буддизме медитация — основная духовная практика. Считается, что Будда Сиддхартха Гаутама, основатель Буддизма, достиг просветления, медитируя под деревом Боддхи, после чего вернулся в мир, обучая своих последователей праведности. Буддийские монахи живут в бедности, целомудрии, молитве и медитации. Распорядок дня буддийских монахов варьируется от монастыря к монастырю, также, как и метод медитации. Таких методов — сотни. Традиционно цель медитации для буддиста — достижение просветления, что означает освобождение от пут заблуждения и страдания.

В Индуизме медитация не ограничивается какой-то школой или сектой. В Упанишадах (древнеиндийских трактатах, являющихся основой индуизма) говорится: «Став спокойным и сконцентрированным, человек осознает Бога внутри себя». Именно благодаря Индуизму медитация распространилась на Запад. Свами Вивекананда, который одним из первых представил Индуизм и Восточную философию западному миру в конце ХIХ века, описывал медитацию так: «Медитации уделяют внимание все религии. Йогины утверждают, что медитативное состояние ума — наивысшее состояние, в котором ум может находиться. Когда он исследует внешний объект, он идентифицирует себя с ним и теряет себя. Используя сравнение древнего индийского философа: душа человека — чиста, как кристалл, но она принимет цвет того, что рядом. Все, к чему прикасается душа, окрашивает ее в свой цвет. В этом и состоит сложность. И в этом зависимость».

В Христианстве медитация — это форма молитвы, в которой делается попытка соприкоснуться и размышлять об откровении Бога. В отличие от восточных способов медитации, большинство христианских техник заключаются не в повторении мантр, а в попытке обдумать и осознать значение священных писаний.

Мусульманский пророк Мухаммед проводил значительное время в созерцании и медитации. Именно в такие периоды он получал откровения Корана. Медитация неизменно практикуется многочисленными суфийскими орденами.

Есть свидетельства того, что на протяжении тысяч лет в Иудаизме также присутствовали медитативные практики. Так, например, в Торе описывается, как патрирарх Исаак «ушел в поле» — большинство комментаторов считают, что этим термином обозначалась медитация или, возможно, молитва. Также в Танахе (еврейской Библии) есть указания на то, что пророки практиковали медитацию.

Каббала развила эти знания и придала им форму концепции и философского учения. Однако, как указывает сам термин Каббала, что означает «получать», толкователи могут видеть, что для понимания учений Каббалы необходимо духовно-интуитивное восприятие, которое освещает и оживляет интеллектуальные построения.

В Джайнизме медитация — это путь к спасению. Этот путь состоит из трех важных частей — Правильное восприятие и вера, Правильное знание и Правильное поведение. Они также известны как Три Драгоценности. Сам Господь Махавир (основатель Джайнизма) практиковал глубокую медитацию 12 лет и достиг просветления. Аштанга Сутра, датируемая 500 г. до н.э., детально описывает систему медитации, применяемую в Джайнизме.

Последователи Сикхизма также верят, что любовь приходит через медитацию на имя Господа, поскольку медитация только помогает проявить в себе положительные эмоции, которые отображаются в наших действиях.

Часто Даосские Внутренние боевые искусства, особенно Тай Цзи Цюань воспринимаются как динамическая медитация. «Движение в неподвижности» — так называется движение энергии во время выполнения даосской медитации либо упражнений цигун, когда тело не двигается. И также «неподвижность в движении» — состояние покоя ума и медитации во время выполнения формы тай цзи.

Медитация — одно из величайших искусств в жизни — возможно, самое великое. Ей невозможно научиться у кого-то, и в этом ее красота. Для нее нет техники, и, следовательно, нет авторитета. Когда вы познаете себя, наблюдаете за собой, наблюдаете за тем, как вы ходите, как вы едите, что вы говорите, за тем, как вы сплетничаете, как вы ненавидите, как вы ревнуете — если вы осознаете все это в себе — это часть медитации.

Джидду Кришнамурти

Основатель Бахаизма Баха-Улла утверждал, что медитация необходима для духовного роста, также, как и обязательная молитва и пост. Его сын и преемник Абдул Баха говорил: «Медитация — ключ к открытию дверей, за которыми скрываются тайны нашего ума. В этом состоянии человек абстрагируется, отстраняется от всех внешних объектов, он погружается в океан духовной жизни и может открыть для себя секреты мира».

В ХХ веке западные психиатры стали разрабатывать «новые» техники, способствующие релаксации и улучшению эмоционального состояния. Они проводили параллели между техниками в йоге и медитации, предлагая простые и вполне «мирские» техники, в которых нет никакого мистицизма.

Сегодня медитация становится все более популярной среди самых разных людей по всему миру. Это люди разных возрастов, разных профессий, живущие в самых разных условиях и ведущие разный образ жизни. И они решают практиковать медитацию по самым разным причинам. Некоторые занимаются ею, чтобы расслабиться и избавиться от стресса, в то время как другие используют ее, чтобы добиться лучших результатов в работе или учебе. Многие изучают медитацию, чтобы избавиться от лишнего веса или вредных привычек, или чтобы облегчить страдания, связанные со стрессом. Кто-то занимается медитацией, чтобы обрести внутренний мир и счастье, а другие — чтобы соприкоснуться со своей внутренней, духовной сущностью.

Ученые и медики, исследовавшие действие медитации на организм, неоднократно доказывали ее преимущества, но все же, точный механизм ее воздействия на человека пока остается неясным. Здесь можно заметить, что хотя большинство из нас не знает, как работает электричество, тем не менее это не мешает нам успешно им пользоваться.

Сейчас во многих странах мира, как на Западе, так и на Востоке, медитация успешно применяется для профилактики и лечения повышенного кровяного давления, сердечно-сосудистых заболеваний. Она помогает избавиться от навязчивых состояний, тревожности, депрессии и повышенной агрессивности, улучшает концентрацию внимания. Медитация может быть использована также при поиске путей решения различных проблем. Под ее влиянием возрастает способность использовать творческий потенциал и сделать свою жизнь целенаправленной.

Научно доказаны положительные эффекты медитации на всех уровнях функционирования организма человека, от психологического до молекулярного. Причем реакции, возникающие на одном уровне, могут выполнять роль пусковых механизмов на других. Психологические изменения переплетаются с физиологическими и химическими, обуславливая друг друга по принципу обратной связи.

На психологическом уровне отмечается расслабление, повышение готовности реагировать, расширение сознания, избавление от привычных схем поведения — овладение умением осуществлять самоконтроль, создание условий для психического развития.

Изменения на химическом уровне пока изучены мало, но отмечается благоприятное для здоровья уменьшение в крови и тканях содержания молочной кислоты.

На физиологическом уровне снижается возбудимость, а главное, устраняется характерная для обычных состояний доминация одного из полушарий головного мозга (у правшей — левого). Исследователи сходятся во мнении, что это один из основных механизмов медитации.

Замедление метаболизма было самым потрясающим открытием. Его признаком было резкое падение уровня потребления кислорода, уже через несколько минут после начала медитации. Потребление кислорода сокращалось почти на 20% по сравнению с нормальным уровнем. Это даже меньше, чем человек потребляет в глубоком сне. В среднем медитирующие вдыхают на 2 вдоха и на 1 литр воздуха меньше в минуту. Также замедлялся их сердечный ритм.

Состояние расслабления, наступающее в ходе медитации, способствует регуляции различных физиологических процессов в организме и достижению эмоционального равновесия. Вместе с тем вы можете полнее ощутить свою связь с другими людьми, с природой, растворение себя в ней, что вызывает сильный душевный подъем.

На вопрос: «Сколько времени вы затрачиваете на медитацию?» — некоторые мастера отвечают: «Тридцать минут утром на упражнения и десять-двенадцать часов в остальное время дня».

Мы видим, что благотворный эффект медитации обуславливается не ориентированностью на религию, а свойствами нервной системы человека.

Это важно для улучшения самоорганизации, повышения собранности. Возрастает ваша способность ставить перед собой цели и добиваться их. По мере того как навык концентрации внимания на чем-то одном будет распространяться на другие области вашей жизни, вы обнаружите, что становитесь способны распознавать те привычные схемы восприятия, мысли и чувства, которые прежде оказывали громадное влияние на вашу жизнь, оставаясь в то же время вне пределов досягаемости вашего сознания. Этот опыт поможет вам осознать связь малого с великим, мимолетного с вечным, себя самого с чем-то неизмеримо большим. Нужно лишь научиться систематически и эффективно использовать простой и естественный процесс, доступный каждому.

Цель такой практики состоит в том, чтобы приобрести полное осознание всех граней нашего переживания в непрерывном ежемгновенном потоке. Многое из того, что мы делаем и переживаем, остается полностью бессознательным в том смысле, что мы делаем это с малым вниманием или вообще без него. Зрелище многоцветной мультипликации в нашем уме настолько увлекательно, что мы склонны забывать о текущем моменте. Большую часть времени мы тратим как бы на движение под контролем автопилота, заблудившись в тумане мечтаний и забот.

Все техники медитации можно разделить на две основные группы — концентрация и осознавание.

Концентрация фокусирует внимание на определенном переживании. Это может быть наблюдение за собственным дыханием, рассматривание различных предметов, изображений, рисунков (янтры в йоге), движения, многократное повторение вслух или про себя слов или звукосочетаний (мантры или молитвы). Такую практику можно сравнить с действием зума в фото- или видеокамере — мы как бы приближаем изображение, фокусируя свое видение на выбранной нами точке.

В одном случае практикующий пристально рассматривает какой-нибудь предмет, в другом — закрывает глаза и раз за разом повторяет определенные звуки, в третьем — бывает полностью поглощен наблюдением за собственным дыханием, в четвертом — прислушивается к шуму ветра в ветвях деревьев, в пятом — пытается найти ответ на головоломный вопрос и т. д. Существуют и другие способы медитации, например, концентрация внимания на движении. Медитирующий может, в частности, последовательно касаться большими пальцами рук всех остальных пальцев, полностью концентрируясь на этой процедуре.

Во всех этих случаях внимание сконцентрировано на чем-то одном, игнорируя всю остальную информацию, которая может поступать извне.

Люди очень различаются между собой, поэтому и метод медитации, подходящий для каждого человека, определяется его особенностями. Опыт показывает, что одним больше подходит концентрация на предмете или символе, другим — на звуке, третьим — на дыхании и т. д. Заранее установить, какой метод лучше работает именно для вас, трудно.

Осознавание — практика, на первый взгляд, диаметрально противоположная. Это открытие всех чувств, с целью восприятия всего непрерывного парада чувств, образов, мыслей, ощущений без вовлечения в их обдумывание. Человек сидит тихо и просто наблюдает за тем, что происходит в уме, не вовлекаясь и не привязываясь к мыслям, воспоминаниям, заботам или образам. Это помогает сделать состояние ума более спокойным, ясным, не реагирующим на раздражители. Если сравнивать осознавание с видеокамерой, то этот вид медитации — это увеличение, расширение поля обзора, здесь вы будете осознавать всю картину полностью. Практикующий старается охватить своим вниманием, воспринять все без исключения испытываемые ощущения.

В дзэне считается, что нет такого занятия, какое человек не мог бы использовать для воздействия на свое сознание. Просто следует относиться с полным вниманием к тому, что делаешь, будь то работа, свободное время, общение. Вам нужно полностью осознавать, что вы делаете в каждый момент. Говоря другими словами — жить в настоящем времени. Это не значит, что вам следует совершенно пренебречь прошлым или будущим. О них следует думать в их связи с теперешним моментом, с теперешней действительностью, когда такая связь существует. Но часто мы, занимаясь чем-либо, в своих мыслях бываем где-то далеко от «здесь» и «сейчас», думаем о разных своих проблемах и заботах, размышляем о будущем. Мы, таким образом, живем не в настоящем времени, а следовательно, не можем жить полной жизнью, получать от нее удовлетворение, хорошо выполнять работу, которую делаем.

Мы не можем осознать или пережить пустоту, только размышляя о ней. Как нельзя пережить красоту заката, размышляя о том, какого цвета облака, что делает их такими красивыми, что такое тишина, почему солнце становится красным и т.п.

Многие мастера советуют отказаться от всяких попыток оценки успешности проведенной медитации, так как чрезмерное старание вызывает напряжение и уводит от цели.

Для каждого человека медитация работает по-разному. Тела всех нас отличаются друг от друга. Поэтому, то, что подходит большинству из нас, может не подходить для каждого.

Стоит помнить, что измененное состояние сознания наступает далеко не в каждом сеансе.

И хотя удовлетворение от занятий медитацией может появиться после первых же сеансов, но настоящий эффект будет ощутим лишь спустя определенное время, которое для разных людей неодинаково. Несколько месяцев, а то и год-другой может понадобиться для того, чтобы с помощью медитации вы научились добиваться полного расслабления, слушать и исследовать себя. Ваша задача — достижение тотальной бдительности, повышение чувствительности.

Для этого нечего жалеть времени, потому что собранный в себе человек меньше подвергается случайностям, отнимающим время. Медитация — не побег от мира, а способ лучше функционировать в мире!

По сути, человек вкладывает свой труд (психическую энергию, здоровье) и деньги в одно из двух — либо в свою Эволюцию, в Жизнь, обучаясь приумножать их, либо в Смерть, прожигая их даром. «Если ты не встретил на своем пути препятствия, значит, ты не состоялся, купи его за большие деньги!»

Стоит помнить, что медитация — не акробатика. Успешно можно медитировать и в других позах!

Начинать расслабление лучше всего с лица. Улыбнитесь, тогда все мышцы лица расслабятся сами по себе.

Самый простой способ медитации — это сесть и сосредоточить свое внимание на дыхании. Те, кто практикуют йогу и медитацию, верят, что существует прямая зависимость между дыханием и состоянием ума человека.

В течение всего дня каждые несколько минут производите кратковременную проверку своей позы. Это упражнение не предназначено для исправления положения тела или улучшения внешнего вида. Пройдитесь своим вниманием по всему телу и прочувствуйте, как вы его держите. Сделайте в уме безмолвную отметку: «ходьба», «сидение», «лежание» или «стояние». Все это звучит до нелепого просто; но не относитесь к этой процедуре с пренебрежением. Это — мощное упражнение. Если вы выполняете его основательно, если вы действительно глубоко внедряете эту умственную привычку, она сможет революционизировать ваше переживание; она проталкивает вас в совершенно новое измерение ощущений, и вы чувствуете себя подобно слепому, который вновь обрел зрение.

Вот один пример: вы сидите за столом и пьете чай. Бросьте взгляд на свою позу, когда вы сидите и чувствуете ручку чашки между пальцами. Уловите аромат чая, отметьте местонахождение чашки, находящегося внутри чая, своей руки и стола. Наблюдайте, как у вас в уме возникает намерение поднять чашку, почувствуйте руку, когда она поднимается, почувствуйте своими губами чашку и жидкость, вливающуюся в рот. Ощутите вкус чая, затем наблюдайте возникновение намерения опустить руку. Весь этот процесс захватывающе прекрасен, если вы вполне в нем присутствуете, обращая беспристрастное внимание на каждое ощущение и на поток мыслей и эмоций.

Медитация на свет

Поставьте перед собой зажженную свечу, сядьте перед ней в позе лотоса или в любой другой удобной позе. Внимательно смотрите на пламя в течение некоторого времени. Затем, закрыв глаза, мысленно представьте пламя и перенесите его внутрь себя в межбровье. Далее опускайте пламя в свое духовное сердце, символически расположенное в центре грудной клетки. Когда пламя достигнет лотосоподобного сердца, мысленно представьте, как его лепестки начинают медленно раскрываться один за другим под воздействием света, омывающего каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание, удаляющего оттуда темноту и невежество. Теперь уже в нашем сердце нет места для темных чувств и мыслей, божественный свет изгнал их.

Представляйте, что свет начинает все более и более распространяться. Он становится сильнее и ярче. Вот он проникает в ващи руки и ноги, и отныне они больше не будут совершать темных и злых действий. Они станут инструментами света и любви. Далее свет достигает вашего языка, и в результате ложь, злословие и злоба покидают его. Устремите свет к глазам и ушам, чтобы уничтожить там все темные желания. Пусть теперь ваша голова наполнится светом, и все злые мысли покинут ее, потому что злые мысли обитают только в темноте.

Постоянно представляйте, что свет становится все интенсивнее и ярче, и он станет таковым. Вот он уже выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Вы устремляете его на всех близких и любимых, родственников и знакомых, друзей и коллег, на своих врагов и соперников, незнакомых людей, на всех живых существ, на весь мир, на всю Вселенную.

Оставайтесь некоторое время в этом захватывающем состоянии — состоянии свидетеля всепоглощающего света. Если вы поклоняетесь какой-либо особой форме Бога, то постарайтесь визуализировать эту форму во всепроникающем свете. Вы — свет, и свет везде. Наслаждайтесь им некоторое время, а затем переместите свет в сердце и сохраняйте там весь день.



Поделиться: