Есть ли очереди к мощам николая. Как прикладываться к мощам Матроны Московской? Посещение мощей Матроны Московской

12 июля мощи самого любимого в России святого перевезут из Москвы в Санкт-Петербург. Там уже готовятся к очередям не меньше тех, что стояли у храма Христа Спасителя. Напомним: святитель Николай - один из самых почитаемых как православными, так и католиками святых. Его мощи хранятся в итальянском Бари 980 лет и до нынешнего года никогда не покидали местного храма.

Понаехали...

«Приезжают люди из самых отдалённых епархий, - рассказывает руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси иерей Александр Волков . - Были составлены графики прибытия групп из России, Белоруссии, с Украины. Количество паломников, которые приезжают издалека, иногда даже приходится ограничивать. У людей есть огромный запрос поклониться этой святыне - и это очень радостно и важно. Это доброе событие, и мы видим, как много людей верующих в нашем народе, насколько важно для многих не просто поклониться святыне, но и отстоять эту очередь».

В этой очереди все на равных - взрослые и дети, миряне и священники. Протоиерей Игорь Фомин , непосредственно участвовавший в принесении мощей в Россию, признавался: «С семьёй мы обязательно тоже пойдём в очередь, будем стоять, как и все: у нас не будет ВИП-прохода слева, справа, сверху, снизу. Потому что стояние в очереди - это маленький подвиг».

Подвиг этот совершается миллионами. 90-летняя Тамара Ткачёва из подмосковной Дубны заставила организаторов поволноваться. «Представляете, мы её полдня искали, мол, встала в очередь вместе с группой паломников из своего прихода и вдруг... пропала, - рассказывает руководитель пресс-центра штаба по принесению мощей Мария Коровина . - Полицию подключили, волонтёры побежали по шлюзам её искать, а бабушка уже преспокойно дома чай пьёт». Оказывается, родственники ей строго-настрого запретили в Москву ехать, а она ослушалась: они - на работу, а она - в автобус. Но тут случилось настоящее чудо: старушка прошла всю очередь втрое быстрее своей группы, просила помощи - и добрые люди пропускали её. В итоге к мощам она приложилась в 14.45, тогда как группа, с которой она приехала, вышла из храма в 18.40. Поэтому успела и к мощам прикоснуться, и домой до возвращения родст-венников приехать. Если бы не шум, те и не узнали бы о духовном подвиге бабули. Чудес в очереди - не счесть. А единение людей внутри этого паломнического потока - колоссальное.

Неожиданным образом и, возможно, не ставя перед собой такой цели, Церковь продемонстрировала успех в мобилизации мягкой силы. Перед глазами общества и государства проведён «священный парад». Точку в многосоттысячном многодневном движении ставит только согласованный график пребывания мощей в храме Христа Спасителя. Объективно подобные события служат ответом Русской православной церкви на иронию, скепсис и локальные протесты вроде истории с передачей Исаакиевского собора. А рассуждения о том, чьим именно политическим ресурсом являются те, кто выстраивается в очередь к мощам святого Николая, вызывают у представителей РПЦ лишь усмешку: «Чей? Божий!» Потому как ни у одного полит-технолога не хватило бы ума осуществить такую задумку.

За чем стоят?

А из кого в принципе состоит этот «электорат»? Центр социального проектирования «Платформа» провёл экспресс-исследование, посвящённое социальному портрету очереди к мощам св. Николая.

Многие опрошенные признавались: «Очередью это в полном смысле слова назвать нельзя - это что-то совсем иное». И правда, одна женщина потеряла из виду маленького ребёнка - он случайно примк-нул к другой группе и прошёл вперёд быстрее неё. Так все кинулись помогать, утешать, жалеть... Малыш даже испугаться не успел, как его вернули матери. «Такое единение, такая благодать», - удивлялись многие. В основном среди не побоявшихся совершить мини-паломничество люди старшего поколения. Дети, подростки и молодёжь по большей части шли вместе с родителями. Как показал опрос, большинство имели какую-то конкретную просьбу к святому, как правило, она была связана со здоровь-ем или личной жизнью. «Сын - балбес, муж пьёт. Попрошу святителя, чтоб усовестил», - рассказывала одна женщина. Многие, не имея конкретной просьбы, тем не менее ожидали позитивных изменений в жизни. Но были и те, кто не хотел лично для себя ничего. Очень многие хорошо и подробно осведомлены про жизнь и чудеса, совершённые святым Николаем. Есть и те, кто сам рассказывал о чудесах, произошедших с теми, кто отстоял молитвенную очередь в храм Христа Спасителя в мае - июне. Но главное в другом - все, вышедшие из храма, признавались в том, что этот путь сделал их чуточку иными - терпимее, добрее, в конце концов, счастливее. И уже только за это следует благодарить организаторов.

Наплыв желающих поклониться святыне потряс католических священников из Бари, сопровождающих мощи. Поговаривают, даже возникла идея оставить частичку в России навсегда. «Сложно предвосхищать какие-то события, сложно говорить в каком-то утвердительном ключе о том, что будет даже завтра, не говоря о том, что будет через месяц. Давайте поживём - увидим, - прокомментировал это иерей Александр Волков. - Я сейчас не готов что-то прогнозировать. Договорённость, которая была достигнута с Римско-католической церковью, подразумевает возвращение части мощей святителя Николая Чудотворца из С.-Петербурга 28 июля обратно в город Бари. Но вообще католический мир очень изумлён».

Протоиерей Игорь Фомин о том, что отвечать на критику очереди к мощам святителя Николая, нужно ли «мучить стоянием к святыне» маленьких детей и будет ли толк от стояния, если человеку нет дела до Христа.

Почему мы «приватизировали» святителя Николая?

– Отец Игорь, самый частый об очереди к мощам святителя Николая Чудотворца: зачем стоять туда, если в одной Москве – 25 храмов с частичками мощей того же святого. Что на это ответить?

– Церковь – это организм, общность, и мы являемся частичкой этого большого-большого единого организма. Церковь объединяет нас в Евхаристии, в молитве, и она нам дает возможность всем вместе поучаствовать в едином большом торжестве – это поклонение мощам cвятителя Николая.

Причем мы знаем, что в мире есть множество поместных православных церквей. Но именно Русская Православная Церковь – так сложилось – особенно прибегает к святителю Николаю. С чем это связано? Очень трудно сказать, может быть, мы на него очень похожи, хотя он никогда и не был на Руси.

– Чем же?

– Может быть, своей горячностью, причем в любом вопросе, даже в таком, как заушение Ария, и в милосердии тоже. Одним словом, мы «приватизировали» святителя Николая и от этого только получаем пользу. Церковь нам дает возможность всем вместе прикоснуться к святыне, причем, преодолевая определенные трудности: трудности в виде очереди к мощам.

– А в вашем храме есть частица мощей Николая Чудотворца?

– Да! Милостью Господней мы получили эту частичку от человека, который строил нам временный храм – храм святителя Николая. Это для нас был великий дар. Но я всех своих прихожан все равно призвал обязательно сходить к мощам в храм Христа Спасителя.

Я буду служить там, но с семьей мы обязательно тоже пойдем в очередь, будем стоять, как и все: у нас не будет vip-прохода слева, справа, сверху, снизу. Потому что стояние в очереди – это маленький подвиг.

– Можете пояснить, в каком плане это подвиг?

– Взаимоотношения святых и нас, еще воинствующей Церкви («Церковь воинствующая» – так называют христиан, живущих ныне на земле, «Церковь победившая» – это христиане, достигшие Царствия Небесного – ред.), это, на мой взгляд, всегда родительско-детские отношения. И отношения Бога и человека – родительско-детские. Мы видим, как Господь проявляет милость к нам, и должны понять, как же проявить в ответ благодарность.

Мне кажется, здесь и кроется ответ на вопрос, зачем стоять к мощам в храм Христа Спасителя много часов. Потому что родитель всегда делает что-то необычайно хорошее для своего ребенка, а ребенок, воспитанный и наученный, хочет за это как-то сказать «спасибо». Как же он это сделает? Он может приготовить маме и папе бутерброд; может нарисовать родителю какую-нибудь каляку-маляку; или сделать что-нибудь совершенно потрясающее, замечательное из твоих обоев, так что придется потом заново делать ремонт.

Ребенок благодарит родителя совершенно неумело, но – от всего сердца, так, что это намного дороже каких-нибудь бриллиантовых сережек или элитных запонок, швейцарских часов. Поэтому родители, бабушки хранят наши детские рисунки, далеко не Пикассо, а нечто ужасное и непонятное, или поделки из глины, о которых если не сказать, что это ваза, то и не поймешь. Но она сделана ребенком маме на день рождения в 5-6-летнем возрасте, и это ценно!

Тот, кто хоть как-то, хоть немножко был связан в молитве со святителем Николаем, понимает, что святой исполняет прошения. Как это ни ужасно, ни странно и ни радостно, он исполняет наши прошения…

– Почему это ужасно?

– Потому что мы не всегда просим нужное и необходимое, а святитель Николай почти всегда исполняет эти просьбы, вот это удивительный момент.

– Это ваш личный опыт?

– Это опыт пасторский, скажем так, то, что я вижу, что выпрашивают и прихожане и окружающие меня люди, а потом не знают, что с этим делать…

Не способен на подвиг – не способен и на доброе дело

– Но, что бы мы ни просили, стояние в очереди – это наш маленький подвиг! Нужен ли он святителю Николаю? Нет, не нужен. Нужен ли он Богу? Наверное, тоже не нужен. Когда ребенок играет в кубики, эта игра родителям не нужна. Но, когда тебя малыш зовет играть с ним, ты идешь, хотя охотнее бы прилег отдохнуть и книжку почитал, или подготовился бы к завтрашнему дню. Играешь и понимаешь: действительно, какая замечательная игра! Сейчас мы построили из кубиков домик для какого-нибудь Чебурашки. А этот Чебурашка, оказывается, очень мило играет с Крокодилом Геной. Для родителей это умилительно, замечательно и прекрасно. А если вдруг родитель видит, что в этом домике Чебурашка «впаривает» наркотики Крокодилу Гене, то, естественно, он будет напрягаться и думать: «А, может быть, браться за ребенка, браться за ум?»

Господь видит, во что мы играем здесь, на Земле. Играем ли мы в умных и рассудительных философов, которые говорят, что надо или не надо стоять в очереди? Играем ли в тех простаков, которые стоят в этой очереди? Или в каких-либо супер-пупер богословов? Господь на это всё смотрит.

Наша «игра» в то, что мы стоим в очереди, наверное, не будет осуждена Богом, а будет дополнением к молитве о нас святителя Николая.

Поэтому я считаю, надо постоять. Надо посмотреть на себя: возникнет ли у тебя раздражение, или, наоборот, умиление, будет ли терпение или жертвенность помочь кому-то в этой очереди?

Я помню, когда мы стояли к поясу Пресвятой Богородицы, люди вокруг были совершенно разные. Стояли там же, где и сейчас стоят – где плавают корабли с музыкой и танцующими людьми. Кто-то пил энергетики, кто-то играл в телефоне в игры, в карты и тому подобное. И… это было прекрасно.

– Почему?

– Потому что лучше молодые люди будут стоять здесь, чем – сидеть на спинках лавочек и плевать через губу. И потом, мы не знаем, как коснется их сердец это стояние к святыне. Может быть, это воспоминание когда-то и где-то на них так подействует, что станет решающим, поворотным моментом в жизни. Скажем, человек начнет женихаться к какой-нибудь красивой девушке и упомянет вдруг, что он стоял в очереди к поясу Пресвятой Богородицы, и это будет последним и решающим аргументом, чтобы поразить ее сердце. Мы не знаем, как это отзовется. Но то, что это положительный момент – безусловно.

– Есть еще важное возражение: что лучше бы те часы, что потрачены на очередь, люди бы потратили на посещение хосписов, больниц, детских домов и какую-то другую полезную деятельность. Что тут сказать?

– Это мы, кстати, можем услышать не только из уст противников Церкви и атеистов, но и из уст церковных людей. Мне кажется, человек, не способный на подвиг стояния в очереди, не способен и на подвиг сходить в хоспис. Если он здесь не способен проявить себя, то не проявит и в другой, более тяжелой области, такой, как уход за тяжелобольными и помощь в детском доме. Причем, я хочу разграничить: помощь в детском доме деятельная, а не подарками, не подачками, которые никому не нужны.

Поверьте мне! Совсем другое дело – прийти и отдать хотя бы маленькую частичку себя конкретному ребенку, который больше всего нуждается во внимании, а не в колбасе или игрушке. Я говорю это ответственно, потому что мы не только в Москве и в Московской области ездим в детские дома, но и за пределами Московской области, где дети ходят в разных ботинках. Даже там они все равно нуждаются, в первую очередь, в общении.

И я считаю, что она очень хороша именно для городских жителей. У нас же все расписано по секундам: сон по секундам, еда по минутам. Наверное, только на соцсети отведено неограниченное время, которое пропадает, а все остальное очень серьезно регламентировано. Мы нигде не остаемся наедине с собой, мы этого боимся! Приезжаем на дачу, и пока телевизор не включили, нам кажется, что окружающая нас тишина убивает. Мы, городские жители, не умеем ждать, нам подавай всё и сразу! Если на 2 минуты раньше закрылась поликлиника или на минуту позже открылась – всё, мы уже в панике начинаем кричать: «Где же справедливость?!»,« Доколе это будет продолжаться?!». У нас нет терпения.

А очередь очень хорошо тебя останавливает: постой неопределенное количество времени – кто-то стоит час, кто-то три часа, кто-то – пять. Ты не знаешь, сколько простоишь. Побудь наедине с собой, помолись! Да, допустим, ты прочитал уже все акафисты, все молитвы, уже в соцсетях побывал, селфи сделал. А теперь – просто постой и помолись. Даже не помолись, а помолчи, побудь наедине с собой.

Вы помните, наверное, прекрасный рассказ о том, как к митрополиту Сурожскому Антонию пришла монахиня и говорит: «Батюшка, я двадцать лет молюсь, и Бог мне не отвечает». Он сказал: «А ты пробовала помолчать, чтобы услышать ответ? Ты не даешь Богу возможности говорить с тобой».

Очередь тоже к этому нас располагает. Побудьте в толпе наедине с собой – это принесет неизреченную пользу!


Фото: Ефим Эрихман

Родители подвижничают, а дети плачут?

– Отец Игорь, многие берут детей в очередь – детей старше года, которые не могут пройти по льготам. Некоторые малыши устают, они там плачут, им тяжело. Но они не выбирали это стояние – просто пришли вместе с родителями! Получается, родители подвижничают, а дети плачут. Как здесь быть? Брать детей или нет?

– Я считаю, что надо обязательно брать. Даже маленьких детей. Но – их надо к этому готовить.

– Как?

– Им надо объяснить, куда и зачем мы идем, что будет, о чем ты можешь помолиться. Причем это не делается прямо накануне, пока ты им завязываешь шнурки на ботинках. Это делается заранее. Нужно сказать: «Мы идем, чтобы молиться о том и о том. Может быть, у тебя есть какая-нибудь нужда, может быть, у тебя есть, за что поблагодарить Бога и проявить такой подвиг?»

В очереди к поясу Богородицы мы тоже стояли с маленькими детьми. Все были очень воодушевлены, настроены достоять до конца. Но стало холодно, мокро, и мы все-таки ушли из очереди. Однако мы детей всячески поблагодарили за то, что они сходили, проявили подвиг, дома им устроили даже торжественный ужин. Сколько ребенок смог, столько и выстоял! Некоторые взрослые не выдерживают, начинают нервничать, капризничать, биться в истериках, а уж что говорить о детях!

Слава Богу, наш Господь не бюрократ, то есть не обязательно отстоять от самого начала, для того, чтобы получить благодать. Помните историю о том, как один святой дошел до Иерусалима, но посчитал себя недостойным войти в святой город, а только взял три камушка оттуда и ушел. И вдруг иерусалимский Патриарх Софроний говорит: «Остановите паломника из Грузии! Он всю благодать унес!». Здесь – то же самое. Бог смотрит на наши с вами намерения. Он понимает, что у каждого – силы ограничены. Самое главное: к чему мы стремимся.

В следующий раз ребенок пойдет уже не на 30 минут, а на полтора часа. И, Бог даст, когда он вырастет, то это событие останется в его памяти. Так что не надо подходить к очереди начетнически: отстоять, приложиться, прочитать акафист – и всё, будет мне счастье! Не всегда. Если так механически, рыночно подходить – я тебе, ты мне – то ничего не будет.

– Как относиться к словам критиков этой очереди о том, что очень многие стоят, не зная толком, зачем? Или относятся к мощам по-язычески: «я приложусь, святитель исполнит мои желания, а дальше мне до Церкви нет дела»?

– «Захочешь рассмешить Бога, расскажи Ему о своих планах» – мы же прекрасно знаем эту поговорку. Сейчас тебе нет дела до Церкви, но ведь ты можешь приложиться, всё просимое тобой исполнится, и после этого ты без Церкви жить не сможешь! Придешь туда, где все твое свершенное наполнится жизнью, смыслом.

Критики, которые говорят, что там язычники… Ну, сейчас язычники, а завтра – верующие люди. Сейчас они находятся в состоянии потребления, как маленькие дети – они всё едят, надевают, носят, рвут, царапают, портят и тому подобное. А потом вырастают и начинают с таким уважением относиться к твоему труду, что диву даешься. Точно так же и здесь: постоит человек, постоит, а потом в жизни обязательно встретится с Богом.

– Вам известны такие примеры среди ваших прихожан? Жизнь которых менялась после соприкосновения со святыней.

– Один из первых благотворителей журнала «Фома», который несколько лет финансировал журнал и дал ему жизнь, и при этом шел на совершенно неимоверные подвиги: когда у него не было средств платить за журнал, он продавал квартиру и давал деньги.

Так вот он организовал паломническую поездку в Иерусалим, причем не первую по счёту, но во все предыдущие он ездил, скорее, как скептик: смотрел на нашу веру. Придя в Иерусалимский храм, он приложился к Камню Помазания, как и все, чтобы не выделяться из общей череды. Но, по его словам, поднялся он от этого Камня Помазания совершенно другим человеком! Он поднялся верующим.

Таких случаев очень много. Перерождение человека – это настоящее чудо. Как было с апостолом Павлом: он сегодня еще был гонителем, и вдруг через три дня превращается из Савла в Павла, в апостола. Таких людей, которые полностью изменят свою жизнь, я полностью уверен, в очереди будет очень много.

Будут ли там отпавшие от Церкви? Обязательно будут, и в этом ничего нет удивительного. В последней главе Евангелия от Матфея рассказывается о Вознесении: как многие увидели это, развернулись и ушли, отпали от Церкви. Осталась только горстка учеников.

А для других – всё, закончилась «кормушка»: Он с нами побыл, мы в чудесах покувыркались, хлебушка наелись, рыбкой напитались, нам было интересно, познавательно, интеллектуально, весело, хорошо, но дальше мы идти не способны. Да, и такие тоже будут. Это жизнь! На какое-то время они отпадут, потом – придут, и ничего здесь страшного для Церкви нет. Это больно для Бога как любящего Отца, но Господь нам дает свободную волю, и мы ею вправе пользоваться, как угодно.


Фото: Эфим Эрихман

Пробки, перекрытые улицы и плохая организация…

– Давайте опять вернемся к критикам.

– С удовольствием.

– Вот вы говорите про свободную волю. Свободная воля одних людей – стоять в очереди на набережной Москвы-реки к мощам, а свободная воля других – как обычно ездить по центру города. Они не хотят стоять. Но вынуждены терпеть неудобство из-за тех, кто хочет. Даже некоторые люди церковные этим возмущаются, мол, разве нельзя было привезти мощи в храм на окраине города. Что можно ответить тут – про пробки, про перекрытые на два месяца улицы?

– Да, это действительно неудобно для некоторых людей. Но если раньше полностью перекрывались какие-либо улицы, сейчас этого уже нет: движение перекрывают частично. И даже если это создает кому-то неудобство, оно, я думаю, тоже засчитается как своего рода подвиг.

А потом, обратите внимание: сейчас лето, дети разъехались на каникулы, взрослые – в отпуска. Так что все очень грамотно было спланировано в принесении этих мощей.

Есть еще момент: мы всегда чем-то недовольны. Недовольные найдутся всегда: почему перекрыли, почему не перекрыли, почему дождь идет, почему не идет?..

– А как вы относитесь к тому, что говорят «на святынях наживаются»? Начиная с того, что по ходу очереди стоят палатки, где продают масло, иконки, акафисты, и заканчивая тем, что вокруг таких очередей часто собираются мнимые нищие, мошенники? То есть – что принесение святыни становится поводом для кого-то заработать денег.

– Во-первых, там же нет принудительной покупки билета. Нет же такого, что ты не пройдешь в храм, если не купишь свечечку или иконочку. Человек сам выбирает. Он может дома накрутить бутерброды, взять термос и прийти. А другой знает, что без комфорта он жить не может, и поэтому готов отдать 500-1000 рублей за еду, которую ему предложат на набережной.

Но ведь кроме всяких яств платных, там есть и бесплатные: чай бесплатный в автобусах, волонтеры развозят воду, еду, раздается бесплатная литература. Молодежный отдел Московской епархии вместе с Комиссией по миссионерству и катехизации напечатал почти полмиллиона листовок для бесплатного распространения. Сейчас готовятся к печати 50 тысяч книжечек про святителя Николая. Так что там не только будет нажива со стороны, но и очень серьезная работа Церкви среди людей, которые придут.

Будут обязательно и какие-то профессиональные нищие. А как по-другому нас к милосердию сподвигнуть? Наверное, по-другому не сподвигнешь! Ведь нищие возникают не там, где хорошо подают, а там, где в этом нуждаются люди.

– Вы имеете в виду, что сами дающие нуждаются в том, чтобы подавать?

– Да, чтобы хоть так оказывать милосердие, чего-то себя лишить! Милосердие – это же всегда лишение. Меня всегда очень поражал Саров в этом плане. Я несколько раз был там, это закрытый город, где каждый друг другу знаком. И даже там есть свой нищий! Откуда он взялся, и почему он там? Никто не знает. Нищие – это лакмусовая бумажка общества. Мы думаем, что развращаем их подачками, и, наверное, бездумное откупание от нищих – действительно неграмотный подход. Но когда ты подходишь с умом к подаянию, тогда и нищие тебе сразу становятся необходимыми.

– Как вы считаете, стоит ли вообще вступать в дискуссии по поводу очереди к мощам? Допустим, вы стоите, а ваш прихожанин демонстративно отказывается от этого – тут вообще стоит спорить, что-то доказывать?

– Нет, я считаю, что, если человек задает подобный вопрос, конечно, ему надо попробовать ответить. Например, можно привести такой аргумент. Господь в Священном Писании говорит друзьям Иова Многострадального: «Я вас не послушаю, а вот если попросит за вас брат ваш Иов, его послушаю, угодника Моего».

Да, я не могу напрямую обратиться к Богу по одной простой причине – я плохой, я очень правильный, как друзья Иова, которых можно назвать религиозными догматиками. Лично я плохой, мне необходимо заступничество святых, мне хочется приобрести в их лице таких друзей, которые бы сказали: «Господи, давай послушаем его, исполни его просьбу». И Господь угодника Своего, святителя Николая, обязательно послушает.

Но если человек пытается тебя унизить в форме вопроса, наверное, дискутировать не стоит. Надо сказать: «Брат, так оно и есть – я дурак, ты умный» – и отойти.

Будьте всем довольны!

– Отец Игорь, какое ваше личное отношение к этому святому? Есть ли у вас истории, связанные с его помощью?

– Во-первых, временный храм, который мы построили, освящен в честь святителя Николая. До 1979 года на этом месте оставался остов старого храма святителя Николая – его снесли перед самой Олимпиадой-80, чтобы он не портил вид для олимпийцев, которые здесь должны были гулять. Храм снесли, кладбище сровняли с землей, деревню разрушили и поставили парк. Получается, перед Олимпиадой-80 храм снесли, а перед Зимней Олимпиадой-2014 мы начали его восстанавливать.

А события в жизни, которые связаны со святителем Николаем, они есть, наверное, у каждого. Мне тут о чем-то пока рановато говорить, на самом деле… Но я упомянул, что мне хочется стать его другом. Не потому, что я такой корыстный, желаю, чтоб меня Господь услышал, но все-таки я к народной мудрости прислушиваюсь: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».


Фото: Эфим Эрихман

– Последний вопрос. Чего бы вы пожелали тем людям, которые будут стоять в очереди?

– Что пожелать? Пожелать можно, чтобы каждый стал лучше.

Я желаю, чтобы все ваши пожелания сбылись – но даже не те, о которых вы просите, а те, которые действительно необходимы. И чтобы вы в этом увидели промысел Божий. Кто-то, может быть, обретет работу, кто-то найдет друзей, кто-то обретет свою «половину», кто-то родит первенца, а кто-то просто скажет: «Господи, я хочу выучить язык, Твой, на котором Ты говорил в земной жизни», а другой попросит о возможности построить храм и так далее. Абсолютно все что угодно можно просить! А иной человек скажет: «Мне ничего не надо. Я хочу просто побыть рядом с тобой, святителю отче Николае. Всё у меня хорошо, все у меня есть. Я всем доволен!».

Вот я желаю, в первую очередь, чтобы все наши прошения исполнились, но и вместе с тем – чтобы каждый имел довольство тем, что у него уже есть. Чтоб каждый был доволен всем тем, что совершается в его жизни.

Беседовала Валерия Михайлова

Преподобная матушка Матрона Московская - наиболее почитаемая в русской православной церкви старица. Сегодня Московской о помощи несет ту положительную и исцеляющую Божью энергию, от которой становится легко на душе. Будучи слепой и обездвиженной, бездомной и неграмотной крестьянкой, она скиталась по московским домам. Однако самое главное, что ее отличало от других людей, - это то, что в ней жила глубокая вера во Христа, которая была дана в помощь не только самой святой, но и всем людям, которым она всегда охотно помогала.

О блаженной матушке Матроне

Матрона Дмитриевна Никонова обладала даром исцеления, а также могла открывать тайный занавес будущего и делать предсказания. Она более 50 лет провела в сидячем положении и была слепой, однако видела насквозь внутренний мир людей и о всех нуждающихся всегда молилась своею непрестанною молитвою.

Сегодня верующие со всей России, те, кто знает, где находятся мощи Матроны Московской, едут к ней, чтобы почтить ее память и попросить защиты и помощи. Ведь многие знают слова святой старицы: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду видеть, слушать и помогать вам».

Перед тем как ответить на вопрос о том, как прикладываться к мощам Матроны Московской, необходимо в первую очередь ознакомиться с историей ее жизни и святости.

Биография

В ноябре 1881 года в обычной семье Никоновых в деревне Себино, что в Тульской губернии, родилась девочка, которую назвали Матроной. Она стала четвертым ребенком в семье, так как у нее уже были два брата и сестра. Бедная Матронушка родилась слепой, и ее уже хотели оставить в приюте. Однако матери приснился вещий сон: она увидела красивую белую птицу, севшую к ней на грудь, у которой не было глаз. О том, что Матрона станет богоизбранным ребенком, родители догадались по благотворному облаку дыма в момент ее рождения. Уже в восьмилетнем возрасте у нее была крепкая и в скором времени открылся дар мудрой провидицы. К ней начали идти толпы людей за помощью и исцелением. Матронушка стала настоящей кормилицей в своей семье. А в 18 лет у нее отнялись ноги.

Паломничество

Имея дар Божий, Матрона спасала многих людей и была очень добра к ним. У нее было светлое лицо и очень ласковый голос. Всех она погладит по голове, утешит и наложит свое и от этого людям становилось легче на душе, они утешались и успокаивались. Хоть и сама она была очень больна, однако никто не слышал от нее жалоб.

Матрона в 1899 году побывала и в Кронштадтском соборе. Там преподобный Иоанн Кронштадтский по окончании богослужения попросил расступиться всех прихожан и пропустить Матрону и сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена - восьмой столп России».

Революция. Москва

Когда свершилась года, Матрона и ее подруга и покровительница Лидия Янькова совсем обнищали, остались без средств к существованию и без крыши над головой. В 1925 году Матрона переехала в столицу и стала жить, где придется: у знакомых, друзей, но только не у родных братьев, которые стали коммунистами.

Война

С 1942-го по 1949 год преподобная Матрона жила у своих односельчан - Е. М. Ждановой и ее дочери Зинаиды. Уже много лет существует легенда, которая была описана в книге воспоминаний Зинаиды Ждановой «Сказание о Матроне». В годы Великой Отечественной появилась серьезная угроза захвата немецкими фашистами столицы, к Матроне приехал сам Сталин. Она предрекла победу русского народа и сказала, что он один из всего начальства не выедет и останется в Москве. Доказательств этого события, к сожалению, нет, но, думается, так оно и было.

С 1950-го по 1952 год она уже жила в Сходне под Москвой у своих дальних родственников Курочкиных.

Святая старица Матрона за три дня предсказала свою смерть. Будучи очень больной, она все равно продолжала принимать людей. Скончалась святая матушка весной 2 мая 1952 года.

Мощи Матроны Московской. Монастырь

Отпевание провел почитавший матушку Матрону протоиерей Николай Голубцов в храме Ризоположения. 4 мая, в Неделю святых жён-мироносиц, состоялось погребение святой старицы, на котором собралось большое количество верующих. Ее похоронили на Даниловском кладбище по просьбе самой матушки. Эта церковь была одной из немногих, которая действовала в Москве, поэтому она хотела всегда «слышать службу».

8 марта 1998 года с благословления Патриарха Алексия II нетленные мощи святой матушки Матроны были изъяты из могилы и сначала были доставлены в Данилов монастырь, а затем - в Покровский.

Теперь всегда для паломников с 6.00 до 20.00 разрешено посещение мощей Матроны Московской. Они помещены в серебряную раку и находятся в Покровском женском монастыре города Москвы. Там же есть и общедоступная экспозиция с сохранившимися фотографиями. А во дворе Троицкой церкви, недалеко от станции "Сходня", построена часовня в честь старицы матушки Матроны.

Но не только там можно поклониться святой. Частица мощей Матроны Московской есть во многих московских храмах. Возят останки и по другим городам.

Как прикладываться к мощам Матроны Московской?

Во всех житейских делах помогает матушка Матрона. Ее просят о заступничестве, исцелении и решении проблем в личной жизни и в бизнесе. Молитва Матроне Московской о помощи помогает устроить личную жизнь, родить ребенка или обнаружить пропажу. Смиренную молитву святой матушке надо произносить искренне и с вниманием. Начинается она со слов: «О, блаженная мати Матроно…» Краткая молитва звучит так: «Святая праведная старице Матроно, моли Бога о нас!»

Перед тем как прикладываться к мощам Матроны Московской, нужно прежде всего понять, что так мы оказываем наше благоговение и почтение перед ее нетленным телом, которое свидетельствует о ее великой духовности и святости. Благоговение перед святынями является неотъемлемой частью культуры русского православного народа.

Приложение к святым мощам

Перед тем как приложиться к мощам Матроны Московской, нужно освободиться от сумок и верхней одежды. Таким образом мы показываем глубокое почтение святой праведной Матронушке. Чтобы после посещения храма осталась хоть какая-нибудь святыня, можно попросить церковного служителя приложить к мощам образок, иконочку. Истинно верующие люди целуют ковчежец, выражая уважение и любовь к святой матушке, затем прикладываются к нему лбом, что символизирует объятия.

Как прикладываться к мощам Матроны Московской? Необходимо мысленно спокойно и сосредоточенно произнести молитву, потом дважды перекреститься. Далее нужно сделать два поклона и приложиться губами к раке с мощами святой. После вновь перекреститься и поклониться. Поклоны лучше всего делать поясные, чтобы рука коснулась земли.

Цветы для матушки Матроны

В храме есть особый обычай приносить живые букеты блаженной матушке Матроне. Поэтому придел, где находится рака со святыми мощами, всегда утопает в свежих цветах. И что самое интересное, приношение одних для других становится настоящим подарком, так как каждому посетителю мощей святой Матронушки монашки вручают по цветку. Эти цветы освящаются прямо на мощах, и поэтому потом их принято засушить и хранить в своем углу возле иконок. Из цветов можно приносить гвоздики, розы любого цвета, белые хризантемы, белую сирень, красные тюльпаны.

МОСКВА, 22 мая — РИА Новости, Антон Скрипунов. Очередь в первый день пребывания мощей Николая Чудотворца в Москве начинается в районе станции метро "Парк Культуры". Под Крымским мостом волонтеры просят подходить к металлодетекторам с раскрытыми сумками. Завидев огромное количество людей вдоль всей Пречистенской набережной, паломники чуть ли не бегут к рамкам.

Мощи впервые в истории покинули итальянский город Бари. Святыня пробудет в московском храме Христа Спасителя 52 дня — до 12 июля, где ей можно будет поклониться с 8.00 до 21.00. Затем она на две недели отправится в Санкт-Петербург, а уже оттуда вернется в Италию.

Ежедневно доступ к мощам обеспечивают 400 волонтеров. Они стоят не только вдоль очереди и в храме Христа Спасителя, но и возле близлежащих станций метро — "Парк культуры" и "Кропоткинская". Их можно узнать по ярко-зеленым курткам, они просто и вежливо (наверное, сотни раз за день) объясняют куда нужно прийти, чтобы поклониться святыне. Они же помогают переходить через дорогу пожилым людям и инвалидам, терпеливо выслушивая их рассказы.

Несколько тысяч верующих образовали многокилометровую очередь к храму Христа Спасителя, чтобы поклониться привезенным из Италии мощам Николая Чудотворца.

Вдоль всей очереди, примерно на каждые сто метров, расставлены туалетные кабинки и зеленые палатки, в которых можно купить поесть и попить. Ассортимент скромный: гречка с сосиской, чай, кофе, печенье и т.д. Власти Москвы сдержали слово — цены действительно доступные. Так, гречка обойдется в сто рублей, чай или кофе — 30 рублей. Цена воды — а очередь идет под солнцем вдоль проезжей части — составляет 50 рублей.

Опыт предыдущих принесений святынь однозначно учтен: чувствуется, что все действия отлажены как волонтерами, так и полицией. Паломников "разбивают" на сектора по 100-150 человек. Когда в следующем секторе появляется свободное пространство, туда запускают людей из предыдущего. Поэтому можно посчитать примерное число людей. В середине дня их явно было не больше пяти тысяч.

Богословие в массах

С Пречистенки открывается живописный вид на Москва-реку. Из-за этого одна женщина отстала от своей семьи. "Пропустите меня (в следующий сектор), я просто фотографировала!" — плачется она полицейскому. "Нет, не положено", — отрезает он.

Действительно, никаких "вип-пропусков" нет. Минуя очередь к мощам можно попасть только колясочникам и инвалидам на костылях, да и то по предъявлении подтверждающего инвалидность документа. Также беспрепятственный доступ получают мамы с грудничками. Для этих групп предусмотрен отдельный вход. Но поскорее добраться до святыни хотят и в основной очереди.

"Пропустите женщину! Она инвалид, у нас даже справка есть, мы из Сибири приехали!", — возмущается паломница в платке лимонного цвета. Полицейский спокойно отвечает: "Поймите, тут каждый пятый стоит с такой же справкой".

"Да если бы я знал, что так можно — тоже справку сделал!", — обиженно говорит пожилой мужчина в потертой джинсовой куртке. "Да бросьте вы такое говорить! Инвалидом быть плохо!", — отвечает сибирячка. "Да я знаю все…Я так, всего лишь одноразовую!", — бодрится он.

Чтобы скоротать ожидание, кто-то тихонько молится, кто-то фотографирует все вокруг, кто-то, опершись на заграждения, курит. Несмотря на то, что паломнические группы из епархий пребудут только во вторник, помолиться Николе Угоднику сегодня приехали со всех уголков России.

"Я специально приехала сюда из Красноярска, чтобы помолиться святителю", — рассказывает Татьяна. Ради этого она с дочерью сняла ненадолго квартиру. То, почему она приехала к мощам именно сейчас, несмотря на то, что из России их увезут аж 28 июля, она объясняет так: "Летом жарко, да у меня еще курс химиотерапии запланирован, хочу успеть". Именно она пыталась пройти через заграждение по справке.

"Что ж, будем стоять до победного. Недаром сюда из-за тридевять земель приехали", — говорит она окружающим.

Тут в диалог вклинивается молодая женщина в стильном клетчатом платье: "Здесь нет счастливых, сюда все приходят со своими бедами. Вы поймите, ведь когда вы стоите здесь, к святителю, вы проходите испытание. Как вы здесь стоите, так вам и воздастся".

"А я считаю, что такой подход (паломничество как испытание - ред.) — неправильный!", — отвлекается от чтения акафиста Николаю Угоднику бабушка в сером платке.

"Правильный, правильный!", — возражает стоящая сзади женщина.

Смотрящие в крестах

Несмотря на то, что около храма Христа Спасителя ограничено движение, пробок на Пречистенской набережной с 12 до 17 часов не было. Одну из полос занимают полицейские автозаки. Иногородним паломникам немного непривычен шум машин, но они терпеливо переносят и это испытание. Когда мимо очереди проехал мотоцикл с большими колонками, откуда громко звучала одна из песен немецкой рок-группы "Рамштайн", лишь немногие обратили на нее внимание.

В очереди осведомленные паломники сразу предлагают зайти в интернет и посмотреть всю информацию о сроках пребывания святыни и том, как, кому и куда нужно подходить. Вдоль всей очереди дежурят священники восточного викариатства Москвы.

Викарий восточного округа столицы, глава Синодального отдела по благотворительности Московского патриархата епископ Пантелеимон (Шатов) проходит вдоль всей очереди. "Христос воскресе! Ну как вы тут, родные мои, устали стоять?" — интересуется он у паломников. Верующие подходят к нему за благословением, что-то спрашивают. Один мужчина, из Таганрога, очень долго на что-то жаловался владыке. Тот терпеливо его выслушивал.

"Священники восточного викариатства несут дежурство вдоль очереди, которая стоит к мощам, с семи утра до десяти вечера. Еще несут дежурство клирики (духовенство) Московской областной епархии. Они следят за порядком в очереди, отвечают на вопросы людей", — поясняет епископ.

"Скоро будет ужас"

Уже в самом храме Христа Спасителя верующих просят вставать по двое и молиться заранее, не у самих мощей. К ковчегу люди подходят с двух сторон без всяких задержек, тех, кто медлит, вежливо берут под руки, и подводят к святыне.

"Мы это называем игрой в локотки", — шутит один из волонтеров.

Поток людей движется довольно быстро. Сегодня доступ к святыне начался на час раньше запланированного — храм успели подготовить к приему паломников после патриаршей службы.

"Стояла где-то три с половиной часа. С половины первого. Но когда вы молитесь, читаете книги, акафисты, то наоборот, все проходит быстро", — делится на пороге храма своими впечатлениями паломница.

Кто-то, лишь покинув храм, задерживается на его ступенях, чтобы поблагодарить Николу Угодника за пройденное испытание. В Русской православной церкви ожидают, что мощам Николая Чудотворца поклонится больше людей, чем поясу Богородицы — 3,5 миллиона человек. Возможно, в последующие дни будет намного больше людей.

"Алло, я на "Парке культуры", стою к мощам. Когда ты еще попадаешь к Николаю Чудотворцу? Сегодня очередь большая, но в следующие дни будет вообще ужас. Ты подумай хорошенько!", — кричит в трубку на всю очередь один из паломников.

Очередь к мощам святителя Николая Чудотворца растягивается по набережной Москвы-реки от Храма Христа Спасителя к Крымскому мосту и дальше. Возле нее каждый день дежурят священники, чтобы отвечать на вопросы людей, пришедших поклониться святыне. Часть из них — из Восточного викариатства Москвы. Вместе с ними там ежедневно бывает и управляющий викариатством, глава Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. По просьбе портала Милосердие.ru владыка Пантелеимон рассказал о том, кто приходит поклониться святыне, чего можно ожидать и о чем нужно помнить тому, кто собирается к мощам святого Николая.

— Сколько времени сейчас занимает ожидание в очереди к мощам?

— Людей много. 24 мая в очереди к мощам стояли три часа, 25 мая — уже четыре, она начиналась почти от зданий Генштаба на Фрунзенской.

— Как организован допуск инвалидов?

— На углу Остоженки и Соймоновского проезда есть пост, где дежурят социальные работники. Инвалидов первой группы, по паспорту и предъявлении документов, подтверждающих инвалидность, пускают в начало очереди. Также пропускают людей с грудными младенцами на руках и в колясках. Я видел, как там пропускали беременную, как женщину, которая не могла подняться в храм сама, поднимали на подъемнике для инвалидов.

Очень много детей стоят в очереди вместе с родителями. На пути следования есть автобусы, где можно отдохнуть, поэтому для них это не так сложно.

Вообще, все организовано очень хорошо. Обеспечивают питанием. Люди стоят в очереди, для кого-то это тоже небольшой подвиг.

— Кто пришел поклониться мощам святителя Николая, о чем спрашивают священников?

— Многие приходят со своими скорбями. У кого-то умерли близкие, у кого-то внезапно умер ребенок, у кого-то внук не разговаривает, хотя ему уже три года. У других операция, у третьих дети больные, у четвертой сын перестал общаться с матерью… Очень много людей несчастных.

Много воцерковленных, а есть и те, кто мало ходит в храм, никогда не исповедовался. Когда я спрашивал их, чего они идут просить у святителя Николая, многие — иногда даже хором — отвечали, что идут просить здоровья. Этим людям я объяснял, что здоровье души важнее, чем здоровье тела.

Стоят в очереди неверующие и некрещенные, стоят мусульмане, один мужчина спрашивал, можно ли ему идти к мощам, если он принадлежит к Армянской церкви. Очень много разных людей.

Люди, стоящие в очереди очень отзывчивые, готовые друг другу помогать. Они молятся. Просят, обращаются к Богу. Такие замечательные, хорошие.

— Что нужно знать тому, кто собрался идти к мощам, о чем нужно помнить?

— Такой человек, во-первых, должен быть готов простоять в очереди несколько часов. И конечно, в это время нужно не просто смотреть по сторонам и в нетерпении ожидать, когда пустят приложиться к святыне. Это время надо провести в молитве — к Богу, святителю Николаю, к Божией Матери.

Человек должен подумать, прежде всего, о здоровье своей души. Хотя, конечно же, если человек болен, или больны его близкие, он просит об исцелении. Но нужно подумать и о своих грехах. Господь пришел, чтобы дать нам жизнь, и дать ее с избытком. И в этом мире радость такой жизни воспринимается душой человека на духовном уровне. Очень важно, чтобы душа могла эту радость воспринять.

Когда мы чего-то просим у святителя Николая — хотя он и помогает бескорыстно, но мы сами должны подумать о том, чем мы можем ответить на его любовь и заботу о нас. Когда идешь к святыне — нужно обещать отказаться от каких-то вредных привычек, обещать не делать каких-то грехов. Если человек никогда не исповедовался, очень хорошо было бы сходить на исповедь.

Очень важно понимать, что святой Николай помогает нам не сам по себе, как какой-то «сверхчеловек» — а как проводник Божественной благодати. И эта благодать подается человеку не только когда он прикладывается к мощам. Она подается в церковных Таинствах — когда мы исповедуемся, причащаемся, мы приобщаемся к этой благодати и получаем ее от Бога.

К сожалению, не все это понимают, и не все люди, стоящие в очереди к мощам, знают о церковных Таинствах, не все стремятся чаще в них участвовать — хотя, конечно же, это прямой путь к получению того, что они хотят получить по молитвам святителя Николая.

Что еще важно помнить и понимать: святитель Николай прославляется Церковью, как «правило веры, образ кротости, учитель воздержания». Этим добродетелям, вере, кротости и воздержанию, человек может научиться у святителя Николая. Хорошо было бы почитать его житие, попросить его, чтобы он дал нам эти добродетели.

К сожалению, многие люди, верящие в Бога — верят неправильно. И научиться правой вере, той, что была у святителя Николая, было бы очень хорошо. Кротость — добродетель, к сожалению, не всегда распространенная даже среди православных христиан. А ведь без кротости нельзя получить благодать, нельзя получить прощение грехов, нельзя научиться радоваться по-настоящему.

А воздержание? Хорошо, когда люди свободно себя ведут — но когда свобода превращается в разнузданность, в следование своим похотям — тогда она, конечно, ведет ко злу. Учиться воздержанию, этой добродетели, которая необходима для спасения — ведь в Царство Небесное ведут не широкие, а узкие врата — мы тоже можем у святителя Николая.



Поделиться: