Что такое миро от иконы. Мироточение и плач икон

Иногда в жизни случаются разные чудеса. Одним из таких проявлений является мироточение икон. Что же такое миро? И что значит, если мироточит ? Попробуем найти ответы на эти часто задаваемые вопросы.

Святое миро: известные факты

До 20-го века в литературе встречается очень мало фактов этого необычного явления. Есть лишь небольшая скудная информация о том, что мироточили мощи Николая Чудотворца, Иоанна Богослова, Иоанна Скилицы и Дмитрия Солунского. И лишь с наступлением 90-х годов прошлого столетия иконы начали «плакать» во многих местах: монастырях, храмах, маленьких церковках и в обычных квартирах.

«Плачут» или «мироточат» - это значит, что на иконах или частицах мощей выступает необычная маслянистая влага, иногда она выделяется небольшими каплями, а иногда стекает ручьями. При этом от нее исходит невероятный аромат. Каждая икона имеет свой запах: яблочный сладковатый или нежный одуванчиковый.

Самое массовое мироточение началось в 1991 году, когда сначала в Москве в Николо-Перервинском монастыре заплакала икона Пресвятой Богородицы. Затем сразу в нескольких монастырях и храмах России замироточили самые разные образа. Из настоятелей и специалистов была создана специальная комиссия, которая изучала это явление.

Версия священнослужителей

Церковь разъясняет факт мироточения так: Господь предупреждает нас о каких-то глобальных изменениях, которые должны произойти. Это, по сути, святое знамение какого-то события. Считается, что иконы плачут перед войной или природным бедствием.

Чтобы люди поверили в эти знаки, вещественным доказательством является миро. Эта жидкость имеет целебные свойства, она способна вылечить от тяжелого недуга и избавить от проблем.

Если замироточила икона в доме у обычного человека, ему следует обратиться к Богу, больше молиться и посещать храм. Также это говорит о том, что к владельцу иконы Бог очень благосклонен, и все желающие могут прийти и прикоснуться к этому чуду. Можно попросить немного святого миро и принести в свой дом.

Лабораторная версия

Помимо тех, кто верит в чудодейственное появление миро, есть и те, кто относится к этому скептически. Были даже проведены лабораторные исследования, которые так и не установили истинную причину появления влаги на образах.

Понятно только одно: состав миро полностью соответствует составу слезы человека. Ученые предполагали, что мироточение появляется от материала и срока иконы. Но как объяснить, что слезы выступают и на бумажных маленьких иконках, и на стеклянных больших образах, на древних, пролежавших уже не один десяток лет в подвалах, и новых, совсем только недавно вышедших из иконописных мастерских.

Консистенция миро также необычна и разнообразна. Иногда она очень густая и тягучая, а иногда легкая и прозрачная, как слезинка. Иногда, если икона подвергалась кощунству, на ней появлялась кровь. Это свидетельство того, что святыню нужно оберегать от воздействия внешних сил.

Когда иконам хотят придать статус святыни, некоторые люди совершают подлог и наносят любую маслянистую жидкость на образ. В других случаях происходит спонтанное, неумышленное нанесение масла на святыни:

  • нечаянное попадание масла лампад и воска свечей;
  • после обряда с применением святого елея прихожане прикладываются к иконам и оставляют на них маслянистые следы;
  • случайное попадание жидкости с рядом расположенных икон.

Но эти случаи бывают редко и их легко отличить от настоящего мироточения по аромату и постоянному выделению капель жидкости.

Миро или слезы?

Также следует различать мироточение и слезотечение. Миро - это добрый знак, милость Бога, а слезы - предупреждение о грядущей беде. Поэтому так важно приглядеться и понять, что источает икона, миро или слезы. Так предупреждает нас о беде и укрепляет в вере.

Если вдруг вы услышите о таком чуде, следует обязательно посетить это святое место и поразмыслить: «Что это значит, если мироточит икона?» А вдруг это предупреждение о предстоящей беде или, может быть, милость Господняя. В любом случае на это святое явление стоит обратить свой взгляд и поверить в чудо.

С давних времен мироточение представляется людям чем-то загадочным и неизвестным, порой даже мистическим. Это связано с тем, что до сих пор не удалось до конца разгадать тайну этого явления. Многие ученые проводили эксперименты с целью выявления природы происхождения этого феномена, но по сей день он остается загадкой и чудом. Много встречается и фальсификаций, из-за чего некоторые даже глубоко верующие люди уже давно разуверились в правдивости «плачущих» икон.

Мироточение - явление, уникальное по своей природе. В христианском мире оно считается не чем иным, как чудом, а маслянистая жидкость, проступающая из них, - чудотворной.

Мирра - это масло с приятным запахом, которое изготавливается из зерен масленичных и эфирных растений . Именно эта жидкость проступает на поверхности образа, откуда и произошло само название. Она порой имеет различную консистенцию: густую, как еловая смола, либо более жидкую, напоминающую росу. Поэтому иногда этот процесс называют «елеоточение» или «росоточение».

Впрочем, кровотечение икон не стоит воспринимать буквально. На самом деле оно имеет под собой иную природу. Известно, что кровь из икон не сочится, как принято полагать. Как правило, это та же маслянистая жидкость, которая выступает на поверхности образа во время мироточения. Отличие лишь в том, что она смешивается с темной краской на полотне, ввиду чего образуются коричневатого оттенка подтеки, напоминающие кровь.

Считается, что подобный феномен выступает предвестником каких-либо кровавых событий: войн, терактов, болезней и так далее. Кровавые слезы могут служить напоминанием о том, что люди отдалились от Бога и совершают ужасные проступки, грешные деяния. Святые лики льют кровь как напоминание о том, чтобы человечество одумалось и стало гуманнее.

Обычно это происходит накануне каких-либо значимых событий в истории: войн, бедствий, катаклизмов . Это как будто ниспосланный с небес знак, чтобы люди задумались о своих деяниях. Были неоднократно зафиксированы случаи, когда иконы плакали за день до какого-либо происшествия. Так, в 2004 году замироточила икона с образом Тихона Задонского, а на следующий день потерпел крушение самолет ТУ-154 с пассажирами на борту.

За несколько дней до теракта в Беслане, а именно 29 августа 2004 года, стал мироточить святой лик, предупреждая о страшном событии, которое впоследствии ужаснуло мир.

Еще одним примером может служить кровоточащая икона женского монастыря в Ленинградской области в день, когда начался конфликт на Украине. И таких примеров очень много.

Однако не всегда такое явление может нести в себе негативное предзнаменование. Служители церкви утверждают, что такое знамение может означать Божью благодать, ниспосланную людям. Считается, что такое изображение является чудотворным, способным исцелить от любых болезней, защитить от опасности, отвести беды и несчастья от человека, который к нему прикоснется. Тысячи прихожан со всех окрестностей стекаются в монастырь, в котором иконы мироточат.

Впрочем, чудо мироточения может происходить как в монастыре, так и в доме у верующих. Известны случаи, когда не одна, а все иконы, находящиеся в доме или в церкви, начинали мироточить. Это поистине чудесное явление, однако люди всегда настороженно и двояко относились к такому событию.

С одной стороны, такой знак всегда несет в себе толику неизвестности: что предвещает это явление - добро или зло, и к чему следует готовиться, не знает никто. С другой стороны, даже глубоко верующие люди иногда сомневаются в подлинности такого явления. Все потому, что истории известно множество случаев, когда подобным образом священнослужители пытались обмануть народ и власть, чтобы добиться определенных целей.

Так, при Петре I священнослужители одной из церквей заявили, что у них в соборе произошло явление мироточения икон. Разоблачение не заставило себя долго ждать. Притом что царь был верующим человеком, он все же усомнился в подлинности происходящего. Попы в один голос заявляли, что таким образом Бог оплакивает старые порядки, которые были отменены Великим царем. Петр I смел предположить, что, используя это событие, попы хотят склонить его к отмене нововведений и возвращению былых порядков.

Он отнесся довольно скептически к подобному «божественному» проявлению и приказал забрать мироточащий образ из собора. После прибытия в свой дворец, царь разорил икону и обнаружил в ней капсулы с жидкостью, расположенные внутри ее в районе глаз. В свою очередь, в глазах были проделаны маленькие отверстия, через которые жидкость выходила наружу.

В связи с этим царь издал грозный указ, который гласил: «Если еще в какой-нибудь церкви заплачут иконы, то поповские задницы заплачут кровью» . С тех пор образы больше не «плакали».

Примечательно, что при появлении росы на иконе к месту события сразу же приезжает специальная комиссия, в состав которой входят ученые и священнослужители, чтобы засвидетельствовать подлинность этого факта. Для чистоты эксперимента ее помещают в специальную капсулу.

К сожалению, во все времена находились мошенники, которые пытались сфальсифицировать подобное чудо. Многим это удавалось: доверчивый народ толпами шел в церковь, где происходило подобное явление, и нес подаяния. Некоторые имитировали феномен из корыстных целей, другие - чтобы прославить себя и свою церковь. Однако существуют некие закономерности, благодаря которым можно определить, насколько подлинным выступает подобное явление:

  1. Мироточение не имеет привязки к определенному месту.
  2. Плач Святых ликов могут видеть все, а не один или несколько человек, так как это является истинным чудом.
  3. Образ не перестает мироточить оттого, что его перенесли в другое место.

Если случившийся феномен противоречит какому-либо из этих признаков, то, скорее всего, это обман.

Стараясь выяснить, почему мироточат иконы, люди выявили некоторые особенности этого процесса. На основе таких особенностей были составлены приметы, благодаря которым это проявление можно приурочить к тому или иному событию:

  • Плачущая икона - знак грядущих больших перемен. Светлые слезы - положительные перемены, темные или «кровавые» - плохие перемены.
  • Плачущая «росой» икона - хорошее предзнаменование, обещающее перемены к лучшему.
  • Обильно мироточащий лик святого - предвестник хороших новостей и событий.
  • Икона замироточила в церкви - благие вести для прихожан, церкви и города в целом.
  • Образ мироточит дома - чудо случится в семье, возможно, чудесное исцеление.
  • Плачет икона Вседержителя - к благоприятным событиям, переменам, ладу в делах и счастью в жизни.
  • Икона Николая Чудотворца - хороший знак, положительные перемены в жизни.
  • Лик Божьей Матери - рождение ребенка, здоровые дети, исцеление от недугов.
  • Семистрельная икона - мир и покой в семье, защита от сглаза.

Также известен факт, что мироточение может быть как единичным, когда плачет одна или несколько икон, так и массовым и распространяться даже на несколько государств.

Известно, что на Руси проводить опыты над иконами Святых, особенно теми, что находятся непосредственно в церкви, не разрешается. Однако некоторые факты все же были установлены экспериментальным путем. Что должно произойти с ликами святых, чтобы они «заплакали»? Нельзя ставить под сомнение тот факт, что действительно существуют образы, которые мироточат. Тем не менее многие ученые сомневаются в подлинности мироточения икон. Научное объяснение этому процессу пытаются найти многие десятки лет. Некоторые полагают, что это не что иное, как естественный процесс образования влаги в специфических условиях.

Также к появлению подобного феномена могут быть причастны следующие события:

  • Осаждение масла вследствие контакта прихожан со Святым ликом. После помазания елеем человек целует икону, оставляя на ней масляные капли.
  • Конденсация масляных паров: зачастую на образы капает масло из лампад, которые висят перед ними.
  • Капиллярный эффект: сквозь икону может просачиваться влага, поступающая к ней извне. Источники этой влаги могут быть самые разнообразные, в зависимости от конкретно взятого случая. Бывали ситуации, когда подобный эффект не был создан преднамеренно.

На сегодняшний день людей из разных уголков мира интересует тот факт, почему мироточат иконы, научное объяснение которому нельзя интерпретировать однозначно. Многие скептики ссылаются на то, что такое явление, с точки зрения науки и здравого смысла, невозможно. Однако, факт остается фактом: по всему миру время от времени находятся мироточивые иконы, над которыми проводят наблюдения и эксперименты с целью определения сущности такого явления.

Если вдруг в доме заплакала икона, то нужно отнестись к этому событию со всей серьезностью. Во-первых, ее не следует протирать и тем более мыть. Во-вторых, лучше всего не тревожить образ и пригласить в дом священника, который бы мог засвидетельствовать этот факт. Следует помнить, что подобное явление может длиться очень долго. Следует с почтением и уважением отнестись к той иконе, что принесла чудесное знамение.

Какую бы весть ни нес с собой плачущий лик Святого, людям стоит обратить пристальное внимание на подобный знак свыше. Возможно, стоит задуматься о миссии человека на Земле, о том, что мы несем в этот мир, и каким он будет после нас. Безусловно, это чудотворное явление - призыв соблюдать Божьи заповеди, о которых многие люди забыли, и напоминание о том, что жизнь дается человеку один раз. Нужно прожить ее достойно, оставив светлую память о себе у грядущих поколений.

Мироточение в Клину: почему плачут иконы?

Спустя семь лет бесконечный поток паломников и зевак в Клину-9 иссяк. Клинское «мироточение» оказалось почти забыто не только журналистами, но и церковными людьми. Почему? Выяснить это пытался наш корреспондент Дмитрий РЕБРОВ.

Хранительница икон

От Москвы более полутора часов на электричке, от станции автобусом в пригород -- расположена квартира Валентины Жучковой, «хранительницы» клинского чуда, в военном гарнизоне на самой окраине города. Здесь, налево от проходных, в панельной пятиэтажке уже семь лет мироточат иконы. У входа в подъезд недавно выстроенная часовенка, безлюдно. «Вы на прием? Проходите», -- Валентина сама открывает дверь. На вид ей не больше пятидесяти, невысокого роста, голова покрыта платком. -- «Вот, это здесь!» -- указывает она рукой на дверь комнаты. «Приезжают со всего СНГ, из Канады, из Бельгии, Вашингтона, Нью-Джерси», -- объясняет Валентина охотно, но, узнав, что мы приехали не просто «в паломничество», а писать репортаж, становится неразговорчива. «Публикации мне не нужны, журналисты к моим словам постоянно прибавляют тысячи искажений. Мне не нужно рекламы. Я устала за семь лет принимать по пятьсот человек в день. Да и соседи обижаются, не устраивает их все это...». Но поскольку, сегодня кроме меня, других посетителей нет, Валентина Михайловна рассказывает, как семь лет назад у нее дома «заплакали» иконы.


«За много лет я убедилась, что миро появляется не из икон, а сходит как облако. Происходит это незаметно», -- объясняет Валентина Жучкова. Практически на всех иконах крупные капли -- «миро» повсюду: на ликах, на одежде. У некоторых икон, лежащих в деревянных киотах, капли только снаружи, на стеклянной дверце, но большинство лежат без окладов, и там капли равномерно распределены по всей поверхности. Пахнет чем-то вроде карамели, впрочем, не так сильно, как описывали СМИ семилетний давности. Главная святыня -- Иверская икона в открытом киоте -- практически полностью погружена в масло. «Эта икона по-прежнему мироточит сильнее всех», -- говорит Валентина. «Смотрите. Видите как появляются капли?», -- говорит она, доставая икону. (формат иконы не более 15-20 см по диагонали). «Миро» медленно стекает с иконы, и на ее блестящей и влажной поверхности становятся заметны по мере сползания масла вниз несколько вздутий, как бы капель. Чуть позже поверхность начинает покрываться мелкими пузырьками, как бы от воздуха. «Вы видите? А то некоторые смотрят на икону, и говорят: как она мироточит, покажите, я достаю им, мы оба смотрим, я вижу, а он нет! -- беспокоится Валентина. -- То есть они просто не верят своим глазам, видят и не верят!». Своим глазам я поверил.

«Не является ли это все это подлогом? Нет, не является», -- объясняет нам через некоторое время уже в самом Клину протоиерей Алексей Тюков, клирик Скорбященского храма, участник специальной комиссии благочиния по изучению феномена мироточения. Кроме этой комиссии, в компетенцию которой входила богословская и пастырская экспертиза, с «клинским мироточением» работала и экспертная группа по описанию чудесных событий, происходящих в Русской Православной Церкви, при Синодальной богословской комиссии Московского Патриархата под председательством Павла Флоренского: «Научной экспертизой занималась синодальная группа, и они, как и мы, можем подтвердить, что истечение маслянистой жидкости действительно происходит. Говорить, что это подделка, у нас нет оснований».

Однако священнослужители, окормляющие приходы клинского благочиния, в разговоре о «чуде» аккуратно подбирают слова: «Мы называем это явление не мироточением, а истечением маслянистой жидкости, -- отмечает отец Алексей, -- ведь сам по себе факт «мироточения» еще не дает возможности говорить, что это явление от Бога». И такая осторожность не случайна. По Апокалипсису, нет такого чуда, которое не может подделать антихрист. Многое смущает священноначалие в «клинской истории».

«Здесь происходит множество чудес, обращения, исцеления, -- продолжает рассказывать Валентина. -- Как пример -- моя собственная семья, ее жизнь ведь перевернулась коренным образом. То, о чем я и мечтать не могла, случилось: дочь, которая долго не могла родить ребенка, имеет сейчас четверых детей. Все мои дети были неверующие, а теперь пришли к вере, повенчались, и живут церковным браком».



В квартире с иконами сейчас никто не живет: дети перебрались в Клин, а сама Валентина -- в Тверь, где о своем чуде старается не распространяться: «В тамошний храм хожу обычной прихожанкой», -- признается она. Раза два в неделю Валентина приезжает в гарнизон, где принимает паломников: мирян, монахов, священнослужителей. На вопросы: «а почему чудо произошло именно у вас?», -- скромно отвечает: «Не знаю, наверное, это связано с самим местом, потому что я обычный грешный человек, и не считаю себя достойной по каким-то заслугам этого чуда, я просто хранительница этих икон».

Чудо есть, послушания нет
«Если вы отправитесь к благочинному, он вам такого наговорит, я даже спорить со всем этим не хочу!», -- вздыхает на вопрос об отношении местных священнослужителей к чуду «матушка Валентина», как ее на монашеский манер называют иногда паломники.

Семь лет назад между Валентиной Михайловной и пастырями Клинского благочиния возник конфликт. Началось все с того, что после нескольких вопросов священства «хранительница чуда» прогнала пришедшую к ней от благочиния комиссию. «Мы тогда пришли посмотреть, -- хотелось все увидеть своими глазами, побеседовать, -- рассказывает отец Алексий Тюков, -- но вдруг увидели на полках «мироточащими», кроме икон, и весьма сомнительные изображения, такие как портрет Ивана Грозного, какие-то фотографии духовников Валентины. После нашего вопроса о неканоничности изображений Ивана Грозного Валентина Михайловна прервала разговор и попросила нас покинуть помещение. Мы пытались получить хоть какую-то информацию об исцелениях, которые, как она говорила, здесь происходят, но ничего конкретного узнать не смогли. Сама Валентина Михайловна объясняет отсутствие такой информации у нее тем, что ей это просто «не нужно», сперва «как-то записывала», а потом устала, «всего-то не перепишешь!»

С пастырского собрания, на которое ее пригласило местное священноначалие, Валентина ушла сама: «Она обрушилась тогда на нас с бурей критики: почему мы не признаем «ее» чудо, и почему мы не напечатали о нем в церковной газете, когда о других чудесах печатаем, -- рассказывает благочинный Клинского округа протоиерей Борис Балашов. -- Дело в том, что в поселке Нудоль Клинского района, в храме Преображения Господня тоже замироточила икона. Мы напечатали об этом небольшую заметку в церковном приложении к районной газете. Про Валентинины иконы мы писать не стали, потому что отнеслись к ним с осторожностью, выбрали выжидательную позицию. На собрание мы пригласили Валентину побеседовать, она же с порога стала возмущаться, упрекать нас, обвинять в «неверии».

Настоятель храма в честь преподобномученика Серафима Клинского, расположенного в гарнизоне, священник Игорь Ковалев, чьей прихожанкой до «мироточения» была Валентина, рассказывает, что первое время она приносила ему иконы показывать, однако в храме их «мироточение» каждый раз прекращалось. -- «Поначалу в церковь отдавала, но да что их относить, если они там не мироточат?», -- резонно замечает теперь Жучкова.

Священник Игорь Ковалев склонен расценивать характер «мироточений» в квартире Валентины как «абсолютно нецерковный». «Из всех людей, кто посетил Валентину в нашем микрорайоне, до этого в церковь вообще не заглядывая, после просмотра «мироточения» в храм пришел только один человек, -- говорит он». Учитывая, что храм отца Игоря в военном городке единственный, а посетила квартиру Жучковой чуть ли не большая часть жителей гарнизона, «миссионерский улов» чуда действительно невелик. «Мы никогда никому не запрещали туда ходить, хотя и не благословляли, но сейчас ни один прихожанин в нашем храме не посещает квартиру Валентины, хоть поначалу к ней и стояли огромные очереди, -- продолжает отец Игорь. -- Сегодня ездить стали гораздо меньше, а многие из тех, кто приезжает, заходят по пути в наш храм, и, поговорив с прихожанами или со мною, обсудив это, часто и вовсе решают не идти в квартиру. И наоборот, те, кто уже возвращается из квартиры, -- к нам в храм, как правило, не заходят».

По наблюдениям местного священства, вокруг Валентины и «мироточивых» икон очень быстро собралась экзальтированная публика. «В итоге все это выразилось в том, что Валентина Михайловна перестала участвовать в приходской жизни, перестала исповедоваться и причащаться в храмах нашего благочиния, предпочтя устраивать самостоятельные молебны у себя дома, перед иконами. Это, конечно, еще не раскол, но уже некая нездоровая самостийность, -- считает благочинный округа протоиерей Борис Балашов. -- К ней в «паломничество» стали приезжать какие-то священнослужители из других епархий, читать там акафисты, какие-то «старцы», к которым на «лечение» она стала водить знакомых женщин».



«Чудо ради чуда -- бессмысленно. Бог не действует просто так, Он всегда имеет очень определенную цель в плане спасения человека. А, попадая под авторитет Валентины, люди, увлеченные ее харизмой, получают неверное представление о Боге, о духовной жизни, -- говорит отец Алексий Тюков. -- Например, одному нашему прихожанину Валентина сказала, что «к батюшке приходить не нужно, причащение тебе не поможет». Мы, конечно, не можем от каждой бабушки требовать высот аскетического трезвомыслия, и, действительно, сами не можем с уверенностью сказать что-либо о природе «клинского чуда», но если есть чудо, но нет послушания, а напротив -- скандалы, разделения, нас, как пастырей, это настораживает и определяет наше отношение к этому «чуду» как в высшей степени осторожное. Плод духа -- это мир, а не разделения. Поэтому мы не благословляем своих прихожан посещать эту квартиру. Не хули и не принимай, если не можешь со стопроцентной уверенностью определить, какого духа это чудо -- это древний святоотеческий принцип по отношению к «чудесным» явлениям. Им мы и руководствуемся».

Валентина подтверждает, что не ходит в храм, где не верят в «ее» чудо. Ее нынешний духовник живет далеко, в Почаевской лавре, и, как она говорит, это он посоветовал ей не давать никаких интервью. Но пока мы прощаемся, уже в дверях, она, без каких-либо вопросов с моей стороны, вспоминает про «различные подходы в Церкви к одним и тем же вещам», а если конкретнее, то про наболевшее: «Я вот никаких паспортов с чипами, никаких карточек брать не собираюсь -- заявляет она. -- Я ведь и от пенсии отказалась, и ото всех льгот. Для меня так легче. Зачем я под номером буду ходить? Я под именем своим хочу! Сейчас про Диомида говорят, что мол, это раскольник, он мол такой-сякой... А он ведь здесь был, и был не один раз! И хотя бы один епископ был таким, как он, так бы мнение свое высказывал, это же мученик просто!»

«Вы думаете почему иконы плачут?» -- спрашивает она в последний момент, и сама же отвечает на свой вопрос: «Может именно потому и плачут, что вокруг все «зачипированно», везде эти карточки… Просто Бог видит, как мы живем, вот и плачут они!» Возможно, сама того не заметив, Валентина Жучкова сказала «мы». Только вот кого она имела в виду под этим «мы»: себя ли, пастырей благочиния, еще кого-то или всех вместе, осталось загадкой.

В настоящее время в Русской Православной Церкви большое внимание людей обращено к многочисленным фактам мироточения. По некоторым подсчетам, иконы мироточат в аже 5000 местах по России. Что в Церкви понимается под словом "миро"? И везде ли это чудо от Бога?

Что в Церкви понимается под словом "миро"? Во-первых, святое миро – это вещество, составленное и приготовленное на основе оливкового масла и ароматических веществ. Миро освящается епископом, а в Русской Православной Церкви – Святейшим Патриархом, и используется при совершении Таинства Миропомазания, в котором крещеный человек получает дары Святого Духа. Таинство Миропомазания, как и Таинство Крещения, совершается один раз в жизни.

Во-вторых, под миром также понимается жидкость, чудесным образом истекающая от святых мощей и икон. Явления мироточения наблюдаются с I в. и до наших дней. Есть сведения, что мироточили мощи апостолов, учеников апостольских, первых пресвитеров, мощи многих мучеников.

В 92 г. по Р. Х. пострадал святой священномученик Антипа, епископ Пергамский. От останков мученика исходило сильное благоухание, на нем проступали капли мира, помазываясь которым больные получали исцеление от недугов.

Около 117 г. в Эфесе пострадала св. мц. Ермиония, дочь апостола Филиппа. От ее останков обильно истекало целебное миро.

В житии святого великомученика Димитрия Солунского сообщается, что когда были обретены его мощи, из них истекало благовонное миро, так что весь город наполнился благоуханием.

Из ветхих косточек-останков святителя Николая Чудотворца до сих пор истекает святое миро, прозрачное на цвет и, видимо, не имеющее сильного благоуханного запаха, но несущее благодатную помощь. Лет 25 назад я сам получил исцеление от резкой зубной боли, когда раскололся зуб и обнажился нерв, после молитвы свт. Николаю Чудотворцу и помазания больного места миром от мощей святителя.

Как в Киево-Печерском монастыре на мироточивых главах, так и на некоторых иконах при появлении мира начинается некоторое запотевание отдельных мест и проступают мелкие, постепенно увеличивающиеся капли, иногда переходящие в маленькие струйки.

Все истинные явления мироточения никогда не вызывали у верующих истерического или экзальтированного состояния, а водворяли в сердцах чувства покаяния, благоговения, любви и смирения.

В то же время об аналогичных случаях появления на почитаемых святынях маслянистой жидкости известно и в Католической Церкви, где много таких фактов, которым я не готов дать какой-либо определенной оценки.

Совершенно однозначно можно квалифицировать как сатанинское явление так называемые "мироточения" от икон в секте "Богородичный Центр" (Церковь иконы Божией Матери "Державная"), которые по сути к христианству отношения не имеют, но пытаются доказывать истину своего культа фактами истечения маслянистой жидкости от их икон.

Язык не поворачивается назвать миром ту маслянистую жидкость, которая появлялась в древнем мире на статуях языческих божеств.

Словом, сам факт появления маслянистой жидкости, даже и с сильным запахом, не может еще свидетельствовать о ее благодатном происхождении.

Как мы все знаем, Господь наш Иисус Христос отверг сатанинское искушение чудом и отказался использовать чудеса как средство привлечения к вере. Так, в период с Воскресения до Вознесения Он не явился ни одному неверующему.

Являясь благочинным Клинского округа Московской епархии, я знаю о явлениях мироточения в ряде храмов благочиния. Но хочу сосредоточить свое внимание только на одном явлении, которое вызывает у многих священников соблазн и духовное отторжение.

Говоря о подлинных явлениях мироточения от икон, следует сказать следующее:

1) мироточения от икон никогда не были связаны только с конкретным местом, а иконы мироточили в разных местах;

2) никогда подлинные мироточения не были связаны с присутствием конкретного живого человека;

3) никогда подлинные мироточения не прекращались, если икону приносили в храм.

Кроме того, из истории Церкви известно, что явление подлинного чуда благотворно сказывалось и на душе человека, которому оно было явлено. Вспомним явление Казанской иконы Божией Матери девочке Матроне. Она не считала себя собственницей чудотворной иконы и никого никогда со властью не поучала с высоты собственного достоинства, а отдала сразу же икону Церкви, а сама стала смиренной монахиней.

Рассмотрим с этих позиций чудесные явления в квартире Валентины Михайловны Жучковой в военном городке Клин-9 на территории православного прихода и в непосредственной близости от православного храма.

Эти явления начались на Страстной Седмице 2001 г. в трехкомнатной квартире Жучковых, в спальне, в доме-хрущевке на территории военного городка.

***

Читайте также по теме:

  • Благословленное мракобесие . Мракобесие (обскурантизм, реакционность) – враждебное отношение к просвещению и науке, прогрессу вообще - Сергей Гупало
  • Академик Флоренский: "Я боюсь чудес!" - Лидия Юдина
  • "Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения.." - о книге иеромонаха Трифона "Чудеса последнего времени" - иерей Алексий Плужников
  • Проблемы сектантского сознания в церковной ограде - Виктор Чернышев
  • Об иконах-оберегах - протоиерей Виталий Эйсмонт
  • "Солидный господь для солидных господ", или 6 массовых псевдосвятынь - Андрей Зайцев
  • "Гастроли" с мощами. Как быть? Народ, который толпами стекается на поклонение, зачастую далек от христианского понимания почитания святых - Дмитрий Марченко
  • Читайте другие материалы раздела "Осторожно - искушение псевдоправославием" , посвященного проблемам псевдоправославных учений, суеверий, расколу и младостарчеству...

***

Валентина Михайловна Жучкова реставрировала старинную плащаницу для храма, где настоятелем был ее духовник. Работа была закончена к Великому Четвергу. После этого "она обратилась к Богу с благодарственной молитвой и сказала, что принесла Ему все, что смогла. Затем она вышла из комнаты, где находилась плащаница, а когда возвратилась туда, ясно ощутила благоухание и, как ей показалось, в комнату "сошло" как бы некое "невидимое благодатное облако". После этого ею были обнаружены благоуханные истечения на кресте и Иверской иконе Пресвятой Богородицы" (из рапорта протоиерея Аркадия Штейнберга, председателя Комиссии Клинского благочиния по изучению данного чуда).

Постепенно стали мироточить в ее спальне и другие иконы. В эту комнату стали приноситься верующими разные иконы. У самой Валентины Михайловны мироточили сначала только современные бумажные иконы. Затем стали происходить обновления – осветления икон, хотя мне не известно ни одного свидетеля, который бы наблюдал непосредственно сам этот процесс.

Истекание маслянистой жидкости реально существует, что я лично могу подтвердить. При этом Валентина Михайловна сама признавалась посетителям, что для них разбавляет "миро" подсолнечным маслом в пропорции 1:1, а священникам дает миро неразбавленным.

Со временем на бумажных иконах стали появляться и так называемые кровоточения.

Первое время после начала этих событий я решил получше присмотреться к чуду "мироточения", посмотреть, какая духовная ситуация складывается в связи с этим явлением. Местный народ повалил валом на квартиру Жучковой. Но никаких положительных сдвигов в душах этих "паломников" мне обнаружить не удалось. Безбожники, восхищавшиеся "чудом", так и остались безбожниками.

После беседы со своим духовником архиепископом Михеем, опытным монахом, я, по его совету, предложил передать мироточащие иконы в православную церковь, от чего Валентина Михайловна категорически отказалась, видя в этом посягательство на свои права. Позже она передала одну икону – Иверскую, которая первой начала мироточить, в местную церковь, но потом забрала ее домой. Затем она согласилась давать свои иконы в церковь на время совершения молебнов, а после молебнов сразу относила иконы домой. Было замечено, а потом стало и совершенно ясно, что "мироточивые иконы" после перенесения в любой храм постепенно переставали "мироточить".

Валентина Михайловна как-то уехала на несколько дней из дома, а вернувшись, обнаружила, что ее иконы мироточить перестали. Тогда она с усердной молитвой обратилась к Богу, чтобы мироточение продолжилось. И оно с большей силой возобновилось.

Между тем из святоотеческой аскетической литературы известно, что испрашивание чудес недопустимо и является признаком духовной прелести.

Я несколько раз бывал в комнате, где происходят чудесные явления. Этой маслянистой жидкостью пропитано буквально все. Даже нижние стороны полок стеллажа с иконами, ковер, ванночки, в которых мокнут иконы в этой жидкости, и ванночки, в которые истекает жидкость с икон. Все иконы ею покрыты: и стоящие на стеллаже, и лежащие на диване. Их сотни. Люди жаждут чуда и несут сюда свои иконы, чтобы через некоторое время забрать их домой покрытыми этим маслянистым веществом. Я не так сильно могу различать запахи. Поэтому в большей степени буду основываться на чужих свидетельствах.

И сама Валентина Михайловна, и многие посетители, в том числе и священники, признают, что это "миро" на разных иконах имеет разные запахи. Некоторые священники называют их карамелевыми запахами. Сама Валентина Михайловна четко классифицирует разные запахи по названиям, которые вполне соответствуют тем наборам ароматических масел, которые в большом количестве продаются в иконных лавках.

Засохшие масляные пятна и то, что называют засохшими кровоподтеками, делают эти бумажные иконы не только некрасивыми, но даже безобразными, тогда как задача иконы – являть красоту Горнего мира в нашем изуродованном грехом земном мире. Мироточат все изображения, находящиеся в этой комнате. Мироточит католическая икона с изображением сердца Иисусова. Мироточит абсолютно ложно изображенная икона святого царя-страстотерпца Николая.

Икона должна являть нам духовный свет Божиего мира. А на иконе царь изображен с очень мрачным лицом и руками в кандалах. На языке православной иконы это означает, что данный человек находится в вечных узах и в аду. За икону же выдается картинка какого-то художника, который творчески переработал известную фотографию императора, нарисовал нимб и назвал иконой.

Обложка книги "Чудеса последнего времени" иеромонаха Трифона. В феврале 2011 года не рекомендована к распространению в храмах Издательским советом Московской Патриархии

Мироточат "иконы" царя Ивана Грозного, Григория Распутина, протоиерея Николая Гурьянова, Евгения Родионова.

Но ведь не писали икон преподобного Серафима Саровского или праведного Иоанна Кронштадтского до их прославления. Само создание таких икон, независимо от достоинства лиц, на них изображенных, является делом нецерковным.

Мироточит фотография живого человека, которого Валентина Михайловна считает великим праведником.

Нет никаких отдельных капелек, все практически сплошь покрыто маслянистой жидкостью.

В комнате действительно имеешь очень сильные духовные ощущения. Но я не одинок, когда испытываю эти ощущения как сильные, но тяжелые, давящие и диаметрально противоположные тем святым ощущениям, которые испытываешь в церкви, перед престолом, и, особенно, во время Литургии.

Через некоторое время после начала мироточения мы в нашей церковной газете "Клин Православный" напечатали заметку, в которой упоминался факт мироточения икон в одном из храмов благочиния, но ничего не было сказано о мироточении в Клин-9. 26 августа 2001 г. я пригласил на собрание священников благочиния Валентину Михайловну. На нем В.М. Жучкова с руганью обрушилась на всех священников, называя нас неверующими, хотя ничего против нее и происходящих в ее доме событий не было сказано.

Обычно прихожане робеют при двух священниках, а тут иное отношение. Перед этими священниками Валентина Михайловна не извинилась, хотя под влиянием духовника впоследствии признала свою неправоту.

На одном из собраний духовенства Клинского благочиния была организована комиссия из состава местных священников для изучения фактов мироточения в квартире Жучковых.

27 июля 2003 г. комиссия, членами которой были священники, пришла к Валентине Михайловне. Она их приняла. Разговор начался мирно, доброжелательно, но трудно. Откровенности со стороны хозяев не ощущалось. Комиссия вежливо и деликатно выслушала рассказ Валентины Михайловны, которая сказала, что "старцы, которых благословили на отчитку, приезжают сюда и здесь изгоняют бесов" (рапорт священника Алексия Тюкова).

В то время, как комиссия разговаривала с Валентиной Михайловной и ее мужем Владимиром, в спальне служил молебен игумен Ипатий, который сказал, что он из Оптиной Пустыни. Он с увлечением и горящими глазами рассказывал комиссии об одной женщине, из которой он изгонял бесов путем отчитки: "Все уже думали, и я тоже, и она, – говорил он, – что бес из нее вышел. Я помазал ее миром, которое дала мне Валентина, и бес зарычал: "Зачем ты ее помазал, она думала, что я из нее вышел?" (рапорт иеромонаха Тихона (Полянского)). При этом игумен Ипатий старательно демонстрировал, как рычал бес.

После вопросов о мироточении неканонических икон, икон непрославленных Церковью людей и мироточении фотографии живого человека Валентина Михайловна стала кричать и прогнала из дома всю комиссию.

Рядом со своим подъездом Валентина Михайловна без благословения церковной власти и без согласования с военным командованием построила летнюю часовню, в которой служат молебны приезжающее в паломничество духовенство вместе с паломниками. Никто из этих священников не испрашивает благословения церковной власти, хотя в пятидесяти метрах от дома находится православный храм.

Врач С., работающая в неврологическом отделении Клинской городской больницы, свидетельствует, что "Жучкова Валентина Михайловна в 1980 г. лечилась в неврологическом отделении г. Клина у меня в палате по поводу церебрального арахноидита (воспалительного процесса мозговых оболочек). Помимо основных жалоб и симптомов данного заболевания, у нее отмечались своеобразные личностные качества, которые расценивались как функциональные расстройства нервной системы (желание повышенного внимания со стороны персонала к ней, убежденность в особенности именно ее заболевания, необычность поведения и т. д.). Из отделения больная была переведена в неврологическое отделение МОНИКИ, где диагноз был подтвержден".

Тот же врач сообщает, что к ней на консультацию был направлен подросток "с инфицированной кистой в области копчика, температурой до 40°С, которого Жучкова В.М. "лечила" молитвами и миром от икон. Лечиться оперативно по поводу кисты больной отказывался, ссылаясь на чудесные исцеления у Жучковой".

Одна сельская прихожанка засвидетельствовала мне, что когда была на приеме у Валентины Михайловны и рассказала о своих скорбях, та категорично сказала ей: "Тебе надо ехать в Загорск на отчитку, Причащение тебе не поможет".

Местные жители к Валентине Михайловне теперь ходят мало. Большинство приезжает издалека.

Кстати, о том, что Валентина Михайловна выгнала церковную комиссию, она, конечно, жалеет, так как очень нуждается в одобрении своей деятельности церковной властью, однако ни перед одним священником она не извинилась.

В рассказах "паломникам" о чуде присутствует ложь: муж Валентины Михайловны, Владимир, рассказывал, что Комиссия по описанию чудесных знамений, происходящих в Русской Православной Церкви, под председательством П.В.Флоренского брала на анализ кровь с икон: группа крови оказалась "такой же, как у Иисуса Христа и Богоматери", хотя Комиссия никаких сведений о результатах анализа никому не представляла.

Если теоретически можно говорить о группе крови Иисуса Христа, так как сохранилась Туринская Плащаница, то нет никаких оснований говорить о группе крови Богоматери.

Подытоживая факты, связанные с "мироточением" икон у Валентины Михайловны Жучковой, следует сделать такие выводы:

1) "мироточение" происходит только в одном месте – спальне;

2) "мироточение" связано с присутствием одного человека – Валентины Михайловны Жучковой;

3) в храмах "мироточение" от этих икон прекращается;

4) "мироточат" все изображения в комнате;

5) создается экзальтированная обстановка вокруг этого "чуда", в результате чего происходит разделение православных. Принимающие "чудо" у В.М. Жучковой за благодатное во главе с самой Валентиной Михайловной считают всех сомневающихся и не принимающих за благодатные явления вышеописанные факты "неверующими".

На основании всего вышеизложенного, закономерно сделать вывод, что все эти чудеса "мироточения" и "кровоточения" носят нецерковный характер, не соответствуют духовной традиции Православной Церкви и, следовательно, не имеют к ней никакого отношения.

Весь религиозный мир основан на вере, и время от времени в той или иной появляются знаковые феномены и события, которые либо укрепляют, либо полностью искореняют веру людей. Под эту категорию попадает феномен мироточения икон, научное объяснение которому пока не найдено. Хотя после каждого подобного случая ученые пытаются найти объяснение происходящему. Однако, удается им это далеко не всегда.

Что это значит и что предвещает?

Для начала, нужно понимать, что сам по себе термин «мироточение» является условным. Миро представляет собой масло-благовонию, которое делают путем соединения более пятидесяти видов растительных масел, смол и душистых трав .

Используется миро при совершении таинства миропомазания, и в тех случаях, когда католические или протестантские христиане переходят в православие. Варят такое масло всего одну неделю в году – на Страстной Седмице.

Вещество, которое выделяется из икон во время мироточения лишь отдаленно напоминает традиционное миро. Они имеют схожую на первый взгляд маслянистую текстуру и благоухание. К слову, отнюдь не всегда и эти два свойства объединяют настоящее и «чудесное» миро. Цвет, запах и консистенция вещества, которое выделяется из , может быть разным: от густого тягуче-смольного до прозрачно-водянистого.

Священнослужители разделяют этот феномен на несколько видов:

  • Мироточение – когда иконы выделяют маслянистое вещество.
  • Елеоточение – когда выделяется густое темное вещество, похожее на смолу.
  • Росоточение – когда выделяемая жидкость прозрачная и похожа на обычную воду.

Эти три вида религиозных чудес объединяет в себе термин «мироточение» . В христианстве выделение иконами жидкостей случай не редкий. Эти события так же подразделяют на три вида:

  • «Плачущие иконы» . Они встречаются довольно редко и считаются грозным предзнаменованием. Самой известной «плачущей иконой» считается икона Богородицы, которая для России всегда предрекала нелегкие времена.
  • «Мироточащие иконы» . Тут мнения расходятся. Некоторые полагают, что миро выделяется в преддверии важных перемен в истории, а другие настроены более пессимистично утверждают, что этот феномен означает будущие трудности и испытания, которые предстоит пережить народу.
  • «Кровоточащие иконы» . Это наиболее редкий и самый грозный знак в христианстве. Известно всего несколько случаев кровотечений у икон и все они являлись предвестниками страшных катаклизмов, разрушительных войн и катастроф.

Научное объяснение

В наши дни существует великое множество скептиков. Имеется немало научных и ненаучных объяснений феномену мироточения икон, как явлению.

К примеру, некоторые считают, что это чудо – всего лишь жульничество со стороны монахов и священнослужителей, которые нарочно разбрызгивают заранее приготовленное миро на иконы, тем самым увеличивая популярность того или иного храма или монастыря. Особую известность эта версия приобрела после того, как в России иконы начали прямо-таки массово мироточить.

В связи с нарастающим недоверием, церковь начала более серьезно относиться к любым проявлениям мироточения . В наши дни, прежде чем предать случившийся факт мироточения иконы огласке, многие храмы прежде опечатывают двери и устраивают внутреннюю проверку, чтобы исключить любой человеческий фактор.

Несколько дней иконы находятся под постоянным наблюдением и, если это явление подтверждается, то двери вновь отворяются для паломничества и поклонения плачущей иконе.

Также были известны случаи, когда священнослужители «заставляли» иконы мироточить, просверливая в них небольшие дырки и подвешивая с обратной стороны пузырьки с жидкостью . «Слезы» выдавливались из флаконов различными приспособлениями и проявлялись на самой иконе, как чудесное явление или знак Божий.

Иногда за мироточение иконы принимают простое ее запотевание из-за резкого перепада температур . Такое происходит, когда в холодную погоду в церкви собирается большое количество народа и от их дыхания на поверхности икон образуются капельки воды.

Разоблачение

В наши дни существует специальная «комиссия по чудесам». В ее состав входят верующие ученые, физики и представители духовенства. Они выезжают на самые известные и примечательные случаи чудотворных явлений и пытаются дать каждому из феноменов научное объяснение.

Как рассказывают участники такой комиссии, чаще всего «мироточат» иконы самым обыкновенным постным маслом, что очень удобно, поскольку будь это вода – она бы просто стекла вниз и велика вероятность, что никто бы этого «чуда» и не заметил. В тех случаях, когда иконы мироточат кровью, химический анализ этой крови выявляет простую смесь глицерина и кармина, которую легко можно сделать, смешав немного калия и хлорного железа.

Как ни странно, когда усилились контроль и проверки над феноменом «плачущих икон», иконы попросту перестали плакать . К примеру, при Советской власти практически не было заявлений о подобных явлениях. В наши дни церковь активно сотрудничает с государством, получая поддержку и признание. Отсюда и участившиеся случаи подобных «чудес».

Икона Матронушки в Белгороде

В 2017 году одним из самых известных случаев мироточения стала «плачущая икона» в храме Матроны Московской в Белгороде. По сообщениям в СМИ, это произошло накануне 8 марта, однако официальное заявление было сделано лишь 31 марта, когда феномен прошел проверку специально созванной комиссии.

По словам священнослужителей, само мироточение происходило 8 и 18 марта , которые в православном христианстве считаются днями обретения мощей блаженной мученицы Московской и Божьего святителя Луки.

Как только духовенство сделало официальное заявление, у дверей храма тотчас выстроилась огромная очередь из верующих , которым не терпелось приложиться и получить благословение у мироточащей иконы.

Второе белгородское чудо – это мироточение иконы в хирургическом корпусе главной городской больницы , при котором располагается храм, построенный в честь Крымского архипастыря.

По словам очевидцев, на простой бумажной иконе были заметны струйки маслянистого вещества, которое источало приятный запах . Интересный факт, что все потоки, кроме одного, имели направление сверху вниз, а самый верхний сначала уходил чуть влево и лишь потом спускался.

Случай в Горелово

Еще одно чудо 2017 года – это мироточение икон Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербургской епархии в храме священномученика Фаддея в Горелово. По словам священнослужителей храма, миро там по иконам течет прямо-таки ручьями. Для того, чтобы собирать этот состав на нижнюю раму иконы был уложен толстый слой ваты, которая каждый день меняется.

Первым объяснением этому случаю был конденсат, однако икона находится не под стеклом и такую возможность быстро исключили . До сих пор никто не может объяснить в связи с чем «заплакала» икона. Однако, работники храма наполнены оптимизмом и толкуют этот феномен, не иначе, как благодать Божию. Что и говорить о том, что у дверей церкви каждый день собирается огромная очередь из желающих прикоснуться к чуду.

Во времена Петра I

Петр Первый стал одним из первых русских царей, кто начал вести борьбу с нечестными священниками, в чьих храмах иконы мироточили с завидной регулярностью. Во время своего правления, царь то и дело устраивал рейды по святым местам, чтобы убедиться в подлинности чудес. В истории хорошо известен одна из таких показательных проверок, во время которой Петр предстал перед «плачущей иконой» Пресвятой .

После внимательно изучения, этот феномен не произвел на вседержателя никакого впечатления . Вернувшись в столицу, царь отправил письмо настоятелю монастыря, в котором было сказано, что с этого дня Богородицам запрещается плакать, в противном случае «зады попов заплачут кровью».

Первое время после такого заявления русский народ отзывался о царе не самым приятным образом. Однако, как ни странно, после этого случаи мироточения икон в разы сократились.

Как утверждают историки, священникам того времени не нравилась прогрессивная политика Петра Первого и они пытались противостоять ей посредством различных божественных явлений. К примеру, приказал Петр сбрить бороды – заплакали иконы. С помощью таких методов духовенство пыталось настроить народ против царя, однако, тот вовремя разгадал их замысел и на этом все чудеса закончились.



Поделиться: