Бенвенуто челлини сколько длится. Итальянский скульптор Челлини Бенвенуто: биография, творчество и интересные факты

Биография

Челлини родился 3 ноября 1500 года во Флоренции , в семье землевладельца и мастера по изготовлению музыкальных инструментов. Бенвенуто был вторым ребенком в семье, появившимся на девятнадцатом году брака родителей.

Несмотря на желание отца, которому хотелось видеть сына музыкантом, Бенвенуто в 1513 году нанялся учеником в мастерскую ювелира Брандини, где обучился способам художественной обработки металла. С этих лет начал участвовать во многих драках, особенно с другими ювелирами, отчего в 1516 и 1523 годах изгонялся из родного города. После скитаний по Италии осел в 1524 году в Риме , где сблизился с верхушкой Ватикана .

Автобиография Бенвенуто Челлини вдохновила Александра Дюма на создание романа «Асканио» - где описывается период жизни Бенвенуто Челлини во Франции, в который Дюма-отец, искусно вплетает историю любви подмастерья Асканио к дочке парижского прево - Коломбе.

Историк философии Г. Гефдинг (1843-1931 гг.) сообщает, что находясь в заточении, Бенвенуто Челлини имел реальное видение солнца, поднявшегося над стеной, в середине которого находился распятый Иисус Христос , следом явилась Мария с Младенцем в виде рельефа .

Примечания

Сочинения

  • Vita, а cura di G. G. Ferrero, Torino, 1959;
  • в рус. переводе - «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции», пер. М. Лозинского, вступ. статья А. К. Дживелегова, М. - Л., ;
  • то же, 2 изд., вступ. ст. Л. Пинского, М., 1958.

Библиография

  • Дживелегов А. К. , Очерки итальянского Возрождения. Кастильоне, Аретино, Челлини, М., 1929;
  • Виппер Б. Р., Бенвенуто Челлини, в его кн.: Статьи об искусстве. М., 1970;
  • Camesasca Е., Tutta l’opera del Cellini, Mil., 1955;
  • Calamandrei P., Scritti e inediti celliniani, Firenze, 1971.
  • López Gajate, Juan. El Cristo Blanco de Cellini. San Lorenzo del Escorial: Escurialenses, 1995.
  • Pope-Hennessy, John Wyndham. Cellini. New York: Abbeville Press, 1985.
  • Parker, Derek: Cellini. London, Sutton, 2004.
  • Н. П. Подземская. «Жизнь Бенвенуто Челлини» как литературный памятник позднего итальянского Возрождения // Культура Возрождения XVI века. - М.: Наука, 1997, с. 157-163
  • Соротокина Н. М. Бенвенуто Челлини. - М.: Вече, 2011. - 368 с., ил. - «Великие ист. персоны». - 3000 экз., ISBN 978-5-9533-5165-2

Ссылки

  • ЧЕЛЛИНИ, БЕНВЕНУТО. Жизнь Бенвенуто Челлини . Восточная литература . Архивировано из первоисточника 13 мая 2012. Проверено 18 мая 2011.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 3 ноября
  • Родившиеся в 1500 году
  • Родившиеся во Флоренции
  • Умершие 13 февраля
  • Умершие в 1571 году
  • Умершие во Флоренции
  • Художники по алфавиту
  • Писатели Возрождения
  • Скульпторы Италии
  • Скульпторы Возрождения
  • Ювелиры
  • Художники-монахи

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Whitespace
  • Дубоссарский район (ПМР)

Смотреть что такое "Челлини, Бенвенуто" в других словарях:

    Челлини, Бенвенуто - Бенвенуто Челлини. ЧЕЛЛИНИ (Cellini) Бенвенуто (1500 71), итальянский скульптор, ювелир, писатель. Виртуозные по мастерству ювелирные изделия (солонка Франциска I, 1539 43), статуи (“Персей”, 1545 54), рельефы. Мемуары. Бенвенуто Челлини.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Челлини Бенвенуто - (Cellini) (1500 1571), итальянский скульптор, ювелир и писатель. Представитель маньеризма. Учился у ювелира М. Бандинелли, испытал влияние Микеланджело. Автор виртуозных скульптурных и ювелирных произведений, отмеченных утончённым… … Художественная энциклопедия

    Челлини Бенвенуто - (Cellini) (1500 1571), итальянский скульптор, ювелир, писатель. Представитель маньеризма. Виртуозные по мастерству ювелирные изделия («Солонка Франциска I», 1539 43), статуи («Персей», 1545 54), рельефы. Мемуары. * * * ЧЕЛЛИНИ Бенвенуто ЧЕЛЛИНИ… … Энциклопедический словарь

    Челлини Бенвенуто - Челлини (Cellini) Бенвенуто (3.11.1500, Флоренция, ‒ 13.2.1571, там же), итальянский скульптор, ювелир и писатель. Учился у ювелира М. Бандинелли; испытал влияние Микеланджело. Работал во Флоренции, Пизе, Болонье, Венеции, Риме (1532‒40), Париже… … Большая советская энциклопедия

    ЧЕЛЛИНИ Бенвенуто - (Cellini, Benvenuto) (1500 1571), итальянский ювелир, скульптор и писатель; родился во Флоренции 3 ноября 1500. Полная приключений жизнь и разносторонняя деятельность Бенвенуто Челлини в полной мере отражают дух итальянского Возрождения. Его дед… … Энциклопедия Кольера

(15001103 ) , Флоренция - 13 февраля , Флоренция) - итальянский скульптор , ювелир, живописец , воин и музыкант эпохи Ренессанса .

Биография

Челлини родился 3 ноября 1500 года во Флоренции , в семье землевладельца и мастера по изготовлению музыкальных инструментов Джованни Челлини (сына каменщика) и Марии Лизабетты Гриначчи. Бенвенуто был вторым ребёнком в семье, появившимся на девятнадцатом году брака родителей.

Несмотря на желание отца, которому хотелось видеть сына музыкантом, Бенвенуто в 1513 году нанялся учеником в мастерскую ювелира Брандини, где обучился способам художественной обработки металла. С этих лет начал участвовать во многих драках, особенно с другими ювелирами, отчего в 1516 и 1523 годах изгонялся из родного города. После скитаний по Италии осел в 1524 году в Риме , где сблизился с верхушкой Ватикана .

Творчество

Книга «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции» является одним из самых замечательных произведений литературы XVI в. Бенвенуто Челлини начал писать автобиографию в 1558 году, однако большая часть рукописи написана рукой 14-летнего мальчика, секретаря Челлини, и ещё несколько страниц выполнено другой рукой. Хроника доходит до 1562 года. В XVIII веке после разнообразных приключений, рукопись пропала. В 1805 году она была найдена в одной из книжных лавок во Флоренции и передана в библиотеку Лауренциана , где находится и по сей день. Первое печатное издание появилось в Неаполе в 1728 году.

Жизнь Бенвенуто Челлини написана в той литературной манере, которую можно назвать популярной, и этим отличается от таких произведений, как «Исповедь блаженного Августина» или «Исповедь Руссо». На страницах своей книги Бенвенуто Челлини не высказал никаких новых идей; он описал свои приключения, мысли и чувства с откровенностью, не характерной для жанра автобиографии предшествующего времени, и сделал это богатым разговорным языком, который очень убедительно передаёт ход мысли и переживания человека.

Современники высоко ценили Челлини как ремесленника, относительно же его художественного дарования мнения разделились; однако, несмотря на это, он представлял скульпторов на торжественной церемонии погребения Микеланджело . Варки и Вазари с похвалой отзывались о его таланте ювелира. Вазари, например, писал, что Челлини - непревзойдённый мастер медальерного искусства, превосходящий даже древних, и величайший ювелир своего времени, а также замечательный скульптор. Из созданных им произведений ювелирного искусства сохранилось немногое: солонка Франциска I (1540-1543, Вена, Художественно-исторический музей), медали и монеты, сделанные для папы Климента VII и Алессандро Медичи, а также эскизы декоративной застёжки для облачений Климента VII.

Место Челлини в истории искусств определяется прежде всего его работами в области скульптуры. Его творчество оказало влияние на развитие маньеризма . Наиболее значительное из его произведений, созданных во время пребывания во Франции, - бронзовый рельеф Нимфа Фонтенбло (до 1545, Лувр). Из сохранившихся произведений, выполненных им по возвращении во Флоренцию: Персей (1545-1553, Флоренция, Лоджия деи Ланци), статуэтка Борзая (1545-1546, Флоренция, Барджелло); бюст Козимо Медичи (1545-1548, там же); Ганимед (1548-1550); Аполлон и Гиацинт; Нарцисс (все во Флоренции); бюст Биндо Альтовити; Распятие (ок. 1562, Эскориал).

Однажды Бенвенуто надолго исчез из Ватикана, прихватив с собой золото и несколько драгоценных камней, выданных ему для работы из папского хранилища. Причём, его отсутствие было достаточно долгим, чтобы вызвать гнев его Святейшества. Когда, наконец, Челлини вернулся, то его встретили бранью: «О, эти художники! Вечные посетители кабаков, спутники развратных девок, подонки общества, язычники , а не добрые христиане!» - Вместо оправдания Челлини молча выложил кипарисовый ларец, внутри которого находилась гемма из многоцветного сардоникса . Резко оборвав свои гневные филиппики, папа долго и внимательно разглядывал вещь. На камне Челлини вырезал канонический евангельский сюжет, тайную вечерю . При том многоцветный камень был использован самым изобретательным образом. Все пятна, цвета и прожилки сардоникса были использованы в каноническом сюжете для характеристики персонажей. Христос оказался в белом природном одеянии, апостол Иоанн - в голубом, Пётр - в красном, а Иуда , конечно, в мрачном тёмно-коричневом хитоне . Но более всего папу поразила идея, что этот сардоникс валялся на земле много тысяч лет как простой булыжник и никому до него не было никакого дела. Но вот, пришёл «распутный» художник, коснулся камня своим несложным резцом и сотворил из булыжника - чудо. Бенвенуто Челлини был прощён и провозглашён возлюбленным сыном церкви. Его шедевр торжественно перенесли в собор апостола Петра и поставили в алтаре главного притвора . Здесь он и находится до сего времени наряду с другими избранными геммами всех времён христианства. :125

Автобиография Бенвенуто Челлини вдохновила Александра Дюма на создание романа «Асканио» - где описывается период жизни Бенвенуто Челлини во Франции, в который Дюма-отец искусно вплетает историю любви подмастерья Асканио к дочке парижского прево - Коломбе. В 1877 году композитор Эмилио Боццано написал оперу «Бенвенуто Челлини» по либретто Джузеппе Перозио на основе всё той же автобиографии.

Историк философии Г. Гефдинг (1843-1931) сообщает, что находясь в заточении, Бенвенуто Челлини имел реальное видение солнца, поднявшегося над стеной, в середине которого находился распятый Иисус Христос , следом явилась Мария с Младенцем в виде рельефа . По книге, написанной Челлини, А. Дюма-старший написал роман «Асканио».

Киновоплощения

  • В фильме "Великолепный авантюрист " 1963 г. посвящённом жизни Бенвенуто Челлини, его сыграл Брэтт Хелси .
  • Жизни Бенвенуто Челлини посвящена биографическая кинокартина "Челлини: Преступная жизнь " 1990 г.
  • В фильме "Золото" 1992 года Челлини представлен в комической роли. Во время осады Рима армией Карла Бурбона, он выстрелом из пушки сбивает голову Карлу,

но папа не благодарит, а отчитывает его.

В литературе

  • Бенвенуто Челлини является одним из главных героев романа Александра Дюма-отца "Асканио ".

Напишите отзыв о статье "Челлини, Бенвенуто"

Примечания

Сочинения

  • Vita, а cura di G. G. Ferrero, Torino, 1959;
  • в рус. переводе - «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции», пер. М. Лозинского, вступ. статья А. К. Дживелегова, М. - Л., ;
  • то же, 2 изд., вступ. ст. Л. Пинского, М., 1958.

Библиография

  • Дживелегов А. К. , Очерки итальянского Возрождения. Кастильоне, Аретино, Челлини, М., 1929;
  • Виппер Б. Р., Бенвенуто Челлини, в его кн.: Статьи об искусстве. М., 1970;
  • Camesasca Е., Tutta l’opera del Cellini, Mil., 1955;
  • Calamandrei P., Scritti e inediti celliniani, Firenze, 1971.
  • López Gajate, Juan. El Cristo Blanco de Cellini. San Lorenzo del Escorial: Escurialenses, 1995.
  • Pope-Hennessy, John Wyndham. Cellini. New York: Abbeville Press, 1985.
  • Parker, Derek: Cellini. London, Sutton, 2004.
  • // Культура Возрождения XVI века. - М.: Наука, 1997, с. 157-163
  • Соротокина Н. М. Бенвенуто Челлини. - М.: Вече, 2011. - 368 с., ил. - «Великие ист. персоны». - 3000 экз., ISBN 978-5-9533-5165-2

Ссылки

  • . Восточная литература . Проверено 18 мая 2011. .

Отрывок, характеризующий Челлини, Бенвенуто

– Да, я не отдам Москвы, не дав сражения.
Думал ли Кутузов совершенно о другом, говоря эти слова, или нарочно, зная их бессмысленность, сказал их, но граф Растопчин ничего не ответил и поспешно отошел от Кутузова. И странное дело! Главнокомандующий Москвы, гордый граф Растопчин, взяв в руки нагайку, подошел к мосту и стал с криком разгонять столпившиеся повозки.

В четвертом часу пополудни войска Мюрата вступали в Москву. Впереди ехал отряд виртембергских гусар, позади верхом, с большой свитой, ехал сам неаполитанский король.
Около середины Арбата, близ Николы Явленного, Мюрат остановился, ожидая известия от передового отряда о том, в каком положении находилась городская крепость «le Kremlin».
Вокруг Мюрата собралась небольшая кучка людей из остававшихся в Москве жителей. Все с робким недоумением смотрели на странного, изукрашенного перьями и золотом длинноволосого начальника.
– Что ж, это сам, что ли, царь ихний? Ничево! – слышались тихие голоса.
Переводчик подъехал к кучке народа.
– Шапку то сними… шапку то, – заговорили в толпе, обращаясь друг к другу. Переводчик обратился к одному старому дворнику и спросил, далеко ли до Кремля? Дворник, прислушиваясь с недоумением к чуждому ему польскому акценту и не признавая звуков говора переводчика за русскую речь, не понимал, что ему говорили, и прятался за других.
Мюрат подвинулся к переводчику в велел спросить, где русские войска. Один из русских людей понял, чего у него спрашивали, и несколько голосов вдруг стали отвечать переводчику. Французский офицер из передового отряда подъехал к Мюрату и доложил, что ворота в крепость заделаны и что, вероятно, там засада.
– Хорошо, – сказал Мюрат и, обратившись к одному из господ своей свиты, приказал выдвинуть четыре легких орудия и обстрелять ворота.
Артиллерия на рысях выехала из за колонны, шедшей за Мюратом, и поехала по Арбату. Спустившись до конца Вздвиженки, артиллерия остановилась и выстроилась на площади. Несколько французских офицеров распоряжались пушками, расстанавливая их, и смотрели в Кремль в зрительную трубу.
В Кремле раздавался благовест к вечерне, и этот звон смущал французов. Они предполагали, что это был призыв к оружию. Несколько человек пехотных солдат побежали к Кутафьевским воротам. В воротах лежали бревна и тесовые щиты. Два ружейные выстрела раздались из под ворот, как только офицер с командой стал подбегать к ним. Генерал, стоявший у пушек, крикнул офицеру командные слова, и офицер с солдатами побежал назад.
Послышалось еще три выстрела из ворот.
Один выстрел задел в ногу французского солдата, и странный крик немногих голосов послышался из за щитов. На лицах французского генерала, офицеров и солдат одновременно, как по команде, прежнее выражение веселости и спокойствия заменилось упорным, сосредоточенным выражением готовности на борьбу и страдания. Для них всех, начиная от маршала и до последнего солдата, это место не было Вздвиженка, Моховая, Кутафья и Троицкие ворота, а это была новая местность нового поля, вероятно, кровопролитного сражения. И все приготовились к этому сражению. Крики из ворот затихли. Орудия были выдвинуты. Артиллеристы сдули нагоревшие пальники. Офицер скомандовал «feu!» [пали!], и два свистящие звука жестянок раздались один за другим. Картечные пули затрещали по камню ворот, бревнам и щитам; и два облака дыма заколебались на площади.
Несколько мгновений после того, как затихли перекаты выстрелов по каменному Кремлю, странный звук послышался над головами французов. Огромная стая галок поднялась над стенами и, каркая и шумя тысячами крыл, закружилась в воздухе. Вместе с этим звуком раздался человеческий одинокий крик в воротах, и из за дыма появилась фигура человека без шапки, в кафтане. Держа ружье, он целился во французов. Feu! – повторил артиллерийский офицер, и в одно и то же время раздались один ружейный и два орудийных выстрела. Дым опять закрыл ворота.
За щитами больше ничего не шевелилось, и пехотные французские солдаты с офицерами пошли к воротам. В воротах лежало три раненых и четыре убитых человека. Два человека в кафтанах убегали низом, вдоль стен, к Знаменке.
– Enlevez moi ca, [Уберите это,] – сказал офицер, указывая на бревна и трупы; и французы, добив раненых, перебросили трупы вниз за ограду. Кто были эти люди, никто не знал. «Enlevez moi ca», – сказано только про них, и их выбросили и прибрали потом, чтобы они не воняли. Один Тьер посвятил их памяти несколько красноречивых строк: «Ces miserables avaient envahi la citadelle sacree, s"etaient empares des fusils de l"arsenal, et tiraient (ces miserables) sur les Francais. On en sabra quelques"uns et on purgea le Kremlin de leur presence. [Эти несчастные наполнили священную крепость, овладели ружьями арсенала и стреляли во французов. Некоторых из них порубили саблями, и очистили Кремль от их присутствия.]
Мюрату было доложено, что путь расчищен. Французы вошли в ворота и стали размещаться лагерем на Сенатской площади. Солдаты выкидывали стулья из окон сената на площадь и раскладывали огни.
Другие отряды проходили через Кремль и размещались по Маросейке, Лубянке, Покровке. Третьи размещались по Вздвиженке, Знаменке, Никольской, Тверской. Везде, не находя хозяев, французы размещались не как в городе на квартирах, а как в лагере, который расположен в городе.
Хотя и оборванные, голодные, измученные и уменьшенные до 1/3 части своей прежней численности, французские солдаты вступили в Москву еще в стройном порядке. Это было измученное, истощенное, но еще боевое и грозное войско. Но это было войско только до той минуты, пока солдаты этого войска не разошлись по квартирам. Как только люди полков стали расходиться по пустым и богатым домам, так навсегда уничтожалось войско и образовались не жители и не солдаты, а что то среднее, называемое мародерами. Когда, через пять недель, те же самые люди вышли из Москвы, они уже не составляли более войска. Это была толпа мародеров, из которых каждый вез или нес с собой кучу вещей, которые ему казались ценны и нужны. Цель каждого из этих людей при выходе из Москвы не состояла, как прежде, в том, чтобы завоевать, а только в том, чтобы удержать приобретенное. Подобно той обезьяне, которая, запустив руку в узкое горло кувшина и захватив горсть орехов, не разжимает кулака, чтобы не потерять схваченного, и этим губит себя, французы, при выходе из Москвы, очевидно, должны были погибнуть вследствие того, что они тащили с собой награбленное, но бросить это награбленное им было так же невозможно, как невозможно обезьяне разжать горсть с орехами. Через десять минут после вступления каждого французского полка в какой нибудь квартал Москвы, не оставалось ни одного солдата и офицера. В окнах домов видны были люди в шинелях и штиблетах, смеясь прохаживающиеся по комнатам; в погребах, в подвалах такие же люди хозяйничали с провизией; на дворах такие же люди отпирали или отбивали ворота сараев и конюшен; в кухнях раскладывали огни, с засученными руками пекли, месили и варили, пугали, смешили и ласкали женщин и детей. И этих людей везде, и по лавкам и по домам, было много; но войска уже не было.
В тот же день приказ за приказом отдавались французскими начальниками о том, чтобы запретить войскам расходиться по городу, строго запретить насилия жителей и мародерство, о том, чтобы нынче же вечером сделать общую перекличку; но, несмотря ни на какие меры. люди, прежде составлявшие войско, расплывались по богатому, обильному удобствами и запасами, пустому городу. Как голодное стадо идет в куче по голому полю, но тотчас же неудержимо разбредается, как только нападает на богатые пастбища, так же неудержимо разбредалось и войско по богатому городу.
Жителей в Москве не было, и солдаты, как вода в песок, всачивались в нее и неудержимой звездой расплывались во все стороны от Кремля, в который они вошли прежде всего. Солдаты кавалеристы, входя в оставленный со всем добром купеческий дом и находя стойла не только для своих лошадей, но и лишние, все таки шли рядом занимать другой дом, который им казался лучше. Многие занимали несколько домов, надписывая мелом, кем он занят, и спорили и даже дрались с другими командами. Не успев поместиться еще, солдаты бежали на улицу осматривать город и, по слуху о том, что все брошено, стремились туда, где можно было забрать даром ценные вещи. Начальники ходили останавливать солдат и сами вовлекались невольно в те же действия. В Каретном ряду оставались лавки с экипажами, и генералы толпились там, выбирая себе коляски и кареты. Остававшиеся жители приглашали к себе начальников, надеясь тем обеспечиться от грабежа. Богатств было пропасть, и конца им не видно было; везде, кругом того места, которое заняли французы, были еще неизведанные, незанятые места, в которых, как казалось французам, было еще больше богатств. И Москва все дальше и дальше всасывала их в себя. Точно, как вследствие того, что нальется вода на сухую землю, исчезает вода и сухая земля; точно так же вследствие того, что голодное войско вошло в обильный, пустой город, уничтожилось войско, и уничтожился обильный город; и сделалась грязь, сделались пожары и мародерство.

Французы приписывали пожар Москвы au patriotisme feroce de Rastopchine [дикому патриотизму Растопчина]; русские – изуверству французов. В сущности же, причин пожара Москвы в том смысле, чтобы отнести пожар этот на ответственность одного или несколько лиц, таких причин не было и не могло быть. Москва сгорела вследствие того, что она была поставлена в такие условия, при которых всякий деревянный город должен сгореть, независимо от того, имеются ли или не имеются в городе сто тридцать плохих пожарных труб. Москва должна была сгореть вследствие того, что из нее выехали жители, и так же неизбежно, как должна загореться куча стружек, на которую в продолжение нескольких дней будут сыпаться искры огня. Деревянный город, в котором при жителях владельцах домов и при полиции бывают летом почти каждый день пожары, не может не сгореть, когда в нем нет жителей, а живут войска, курящие трубки, раскладывающие костры на Сенатской площади из сенатских стульев и варящие себе есть два раза в день. Стоит в мирное время войскам расположиться на квартирах по деревням в известной местности, и количество пожаров в этой местности тотчас увеличивается. В какой же степени должна увеличиться вероятность пожаров в пустом деревянном городе, в котором расположится чужое войско? Le patriotisme feroce de Rastopchine и изуверство французов тут ни в чем не виноваты. Москва загорелась от трубок, от кухонь, от костров, от неряшливости неприятельских солдат, жителей – не хозяев домов. Ежели и были поджоги (что весьма сомнительно, потому что поджигать никому не было никакой причины, а, во всяком случае, хлопотливо и опасно), то поджоги нельзя принять за причину, так как без поджогов было бы то же самое.
Как ни лестно было французам обвинять зверство Растопчина и русским обвинять злодея Бонапарта или потом влагать героический факел в руки своего народа, нельзя не видеть, что такой непосредственной причины пожара не могло быть, потому что Москва должна была сгореть, как должна сгореть каждая деревня, фабрика, всякий дом, из которого выйдут хозяева и в который пустят хозяйничать и варить себе кашу чужих людей. Москва сожжена жителями, это правда; но не теми жителями, которые оставались в ней, а теми, которые выехали из нее. Москва, занятая неприятелем, не осталась цела, как Берлин, Вена и другие города, только вследствие того, что жители ее не подносили хлеба соли и ключей французам, а выехали из нее.

Бенвенуто Челлини является выдающимся итальянским живописцем, скульптором, ювелиром, воином и музыкантом, относящимся к эпохе Ренессанса.

Биография Бенвенуто Челлини

Он родился 03.11.1500 г. на территории Флоренции в семействе землевладельца и специалиста по производству музыкальных инструментов. Бенвенуто являлся в семье вторым ребенком, который появился на девятнадцатом году родительских супружеских отношений.

Несмотря на тот факт, что отец желал видеть в сыне музыканта, по наступлению 1513 года Бенвенуто пошел учиться в мастерскую такого известного ювелира, как Брандини. У него он проходил обучение вариациям художественного воздействия на металл. С этого времени ему приходилось частенько принимать участие в различных драках, которые частенько возникали с ювелирами-конкурентами. Именно на этом основании в 1516 году и в 1523 он изгонялся из города. После странствий по территории Италии в 1524 году он поселился в Риме, где постепенно стал сближаться с руководством Ватикана.

По наступлению 1527 года принимал непосредственное участие в противостоянии имперским войскам и обороне Рима. После того, как римляне потерпели поражение, город он покинул. Возвратился в Рим он только в 1529 году. Тогда Челлини занял должность руководителя монетного двора Папы, где проработал до 1534 года. Фактически все ювелирные его произведения, относящиеся к той эпохе, за незначительным исключением, сохранить не удалось, так как впоследствие они были отправлены на переплавку.

Пытаясь отомстить за брата, в период с 1531 и по 1534 годы, Челлини лишил жизни ювелира, а далее совершил нападение на нотариуса. Эти события послужили причиной для его побега в Неаполь. Здесь он снова убивает другого ювелира, за плохие его высказывания по отношению Челлини при дворе Папы.

По наступлению 1537 года король Франциск I принял его на службу Франции, после исполнения медали-портрета. В очередной раз оказавшись в Риме, Челлини был арестован по обинению в воровстве драгоценностей Папы, но сумел сбежать. Мастеру на воле предстояло быть совсем недолго - его снова заключили под стражу, но вскорости, освободили.

Начиная с 1540 года, он проживал в Фонтебло, при дворе короля Франции. Здесь же им была завершена работа над ювелирным произведением, которое единственным сохранилось до настоящего времени и в подлинности которого сомневаться не приходится. Это большая солонка Франциска I, созданная в период с 1540 и по 1543. Во Франции мастером была освоена техника литья бронзы, и с того периода он стал исполнять серьезные скульптурные заказы.

В период с 1545 года и по 1553 Челлини служил во Флоренции герцогу Козимо I Медичи, где смог создать небезызвестную свою статую Персея, который держит голову, принадлежащую Медузе-Гаргоне. Здесь же им были исполнены и некоторые другие скульптурные работы. В этих местах он занимался реставрацией произведений античного периода.

Челлини в 1556 году в очередной раз был заключен в тюрьму за устроенную драку с ювелирным мастером.

В качестве последнего его монументального произведения может рассматриваться «Распятие». Находясь под домашним арестом, автор приступил к написанию своей автобиографии, которая стала настоящей жемчужиной его творческой деятельности.

Скончался скульптор во Флоренции 13.02.1571, похоронили его с внушительными почестями на территории Церкви Благовещения.

Творчество

Произведение «Жизнь Бенвенуто, являющегося сыном маэстро, флорентийцем, Джованни Челлини, им же самим и написанная во Флоренции», без преувеличения выделяется в качестве самого замечательного литературного произведения XVI века. Приступил к написанию автобиографии Бенвенуто Челлини в 1558 году, но основополагающая часть рукописи писалась 14-летним мальчиком, секретарем Челлини, а еще некоторое число страниц исполнял другой писец. Хроника заканчивается в 1562 году. Уже в 18 столетии, преодолев громадное количество различных приключений, работа бесследно исчезла. В 1805 году ее нашли в одной книжной лавке Флоренции и передали в библиотеку Лауренциана, где хранится она до настоящего времени. Первый вариант печатного издания появился на свет в 1728 году в Неаполе.

Жизнедеятельность Бенвенуто Челлини описана в такой манере литературного повествования, которая может быть названа популярной, чем и отличается от произведений «Исповедь Руссо» или «Исповедь Августина блаженного». На страницах собственного произведения Бенвенуто не высказывал каких-либо новоявленных идей. Он давал описания своим приключениям, чувствам и мыслям с откровенностью, которая не характерна для автобиографического жанра предыдущего времени, и это сделал в качестве богатого разговорного языка, достаточно убедительно передающего переживания человека и процесс его мыслительной деятельности.

Современниками Челлини высоко был оценен как ремесленник, а вот в отношении художественного его дарования мнения кардинально разнились. Между тем, несмотря на этот факт, именно он представлял мир скульпторов на торжественной церемонии захоронения Микеланджело. Вазари и Варки с особым восторгом отзывались относительно его ювелирного таланта. В частности, Вазари писал, что Челлини является непревзойденным мастером медальерного искусства, который превосходил мастеров древности. Также с точки зрения Визари, он был самым великим ювелиром собственного времени и просто чудесным скульптором. Из его произведений, относящихся к ювелирному искусству, удалось сохранить немного: солонку Франциска I, монеты и медали, созданные для Александра Медичи и папы Климента VII. Кроме того, сохранились и эскизы застежки для одеяний Климента VII.

В истории искусств место Челлини определяется, прежде всего, его деятельностью в скульптурном аспекте. Творчество его оказало неизгладимое влияние на развитие маньеризма. К наиболее значимому произведению, которое им создано было во Франции, относится рельеф из бронзы Нимфа Фонтебло. Из тех произведений, которым суждено было сохраниться, и выполненных после возвращения во Флоренцию, выделяется статуэтка Борзая (1545-1546), Персей (1545-1553), Ганимед (1548-1550), Козимо Медичи бюст (1545-1548), Гиацинт и Апполон, Нарцисс, «Распятие», Биндо Альтовити - бюст.

Виктор Шкловский в своей книжке «Гамбургский счет», пишет: «В собственной автобиографии Челлини говорит относительно того, как папа сделал заказ дорогостоящего украшения, в которое должен был инкрустироваться бриллиант. Каждый из мастеров-конкурентов делал всевозможные фигуры и вставлял среди них камень. И только один Челлини додумался до того, чтобы ввязать бриллиант в композицию с мотивировкой. Из данного камня он изготовил престол для отца-Бога, высеченного на рельефе».

Александра Дюма особо вдохновила автобиография Челлини на создание такого романа, как «Асканио», в котором описывается период жизнедеятельности Челлини во Франции, куда Дюма-отец удачно вплетает любовную историю подмастерья Асканио к дочери прево Парижа - Коломбе.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Челлини Бенвенуто представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Бенвенуто Челлини - прославленный скульптор-маньерист своего времени, ювелир, музыкант и писатель. Свое творчество он описал в известной автобиографии. В настоящее время искусствоведы считают его одним из знаковых скульпторов эпохи Возрождения, а статуя «Персей с головой Медузы» заняла достойное место среди великих шедевров флорентийского искусства 16-го века. Челлини также написал ряд технических книг на тему изобразительного искусства и скульптуры.

Творчество мастера можно разделить на три основных периода:

  • 1500–1540 - работа в качестве ювелира;
  • 1540–1545 - работа под покровительством короля Франциска I, в Фонтенбло;
  • Остаток жизни мастер посвящает созданию крупномасштабных скульптур.

Бенвенуто был вторым ребенком в семье мастера Джованни Челлини, создававшего различные музыкальные инструменты. В юном возрасте вопреки надеждам отца он занялся ювелирным делом. После ряда переездов в возрасте 19 лет молодой мастер, уже привлекающий внимание своими способностями, попадает в Рим.

Рим

О ранней карьере Челлини в Риме известно немного. В различных мастерских он практиковал свое ремесло. Известно, что Челлини в тот период создает ряд ценных произведений, в том числе серебряный ларец, декоративные подсвечники, вазу для епископа Саламанки. Последняя работа привлекает внимание папы Климента VII. С 1529 по 1537 Бенвенуто становится участником ряда происшествий и драк, однако папское вмешательство помогает избежать наказания. К сожалению, ни одно из произведений Челлини того времени не дошло до наших дней. В то же время Челлини создает ряд медальонов, среди которых стоит отметить следующие: «Леда и Лебедь», «Геракл и лев», различные штампы и папскую чеканку.

Леда и Лебедь

Франция

В конце 1530-х годов Челлини перебирается во Францию, где работает при дворе Франциска I в Париже. Именно там мастер создает свою знаменитую солонку Сальера (1540–1543, Художественно-исторический музей, Вена), сделанную из золота, украшенную эмалью и эбеновым деревом. Сложный характер и взрывной темперамент художника вновь становятся причиной появления у него многочисленных врагов, и спустя несколько лет он вынужден покинуть Францию и отправиться во Флоренцию.

Бюст Козимо I

Статуя Персея ознаменовала зенит карьеры Челлини как художника. Три года спустя, в 1557, мастер был приговорен к четырем годам лишения свободы за драку. В тюрьме Бенвенуто пишет книги и продолжает работу над автобиографией. В возрасте 70 лет неженатый мастер, имевший, однако, множество детей, умер и был с почестями похоронен во Флоренции.

Бенвенуто Челлини. Жизнь и творчество. обновлено: Сентябрь 16, 2017 автором: Глеб


БЕНВЕНУТО ЧЕЛЛИНИ (1500-1571)- итальянский художник, крупнейший
скульптор и ювелир периода маньеризма, занимательный писатель. Родился 3 ноября
1500 во Флоренции в семье плотника. Учился у ювелира Бандинелли, испытал влияние
Микеланджело; работал во Флоренции, Пизе, Болонье, Венеции, Риме, в 1540-1545 –
в Париже и Фонтенбло при дворе короля Франциска I. Мастер маньеризма, Челлини
создавал виртуозные скульптурные и ювелирные произведения, отмеченные утонченным
декоративизмом, орнаментальностью сложных композиционных мотивов, контрастным
сопоставлением изысканных материалов.

Солонка Франциска I "Нептун и
Юнона", 1540-1544, музей истории искусства, Вена

Отцу Бенвенуто Челлини
хотелось, чтобы сын стал музыкантом, но тот поступил в 1513 в мастерскую ювелира
М. де Брандини, где овладел методикой художественной обработки металла. За
участие в свирепых уличных «разборках», в том числе и с конкурентами по
профессии, Челлини дважды (в 1516 и 1523) изгонялся из родного города. Поменяв
несколько мест жительства (Сиена, Пиза, Болонья и других), установил в 1524 году
в Риме связи с высшими церковными кругами. Войдя в число защитников «вечного
города», пытавшихся отразить его захват имперскими войсками (1527), Бенвенуто
Челлини был вынужден временно покинуть Рим. Вернувшись туда, занимал (в 1529-34)
должность начальника папского монетного двора. Почти все ранние произведения
мастера Челлини (за исключением нескольких медалей) не сохранились, поскольку
были позднее переплавлены.

"Персей" , 1545-1554 ,Лоджия
деи Ланци, Флоренция
Жизнь художника по-прежнему протекала крайне бурно.
Около 1534 года Челлини убил коллегу-ювелира (отомстив за смерть брата), затем
напал на нотариуса, а позднее, уже в Неаполе, убил еще одного ювелира за то, что
тот осмелился дурно отозваться о Челлини при папском дворе. В 1537 был принят
французским королем Франциском I и исполнил его портретную медаль. В Риме же
Бенвенуто Челлини арестовали, обвинив в краже папских драгоценностей, но он
бежал, был вновь заключен под стражу и, наконец, освобожден (1538-1539).


"Пьетро
Бембо, кардинал"
Затем Бенвенуто Челлини жил при французском королевском
дворе в Фонтенбло (1540-1545).Освоив во Франции технику масштабного бронзового
литья, Челлини с этой поры все чаще выполнял и крупные скульптурные заказы
(“Нимфа Фонтенбло”, 1543-1544 и другие). В этих работах впечатляюще четко
проступило характерное свойство пластики маньеризма в целом: ювелирное
искусство, все более роскошное, изысканное и новаторское, стало заметно
опережать монументальную скульптуру, диктуя ей такие свойства как особая
тщательность отделки, «орнаментальная» красота силуэта и прихотливое
разнообразие ракурсов, рассчитанных на неторопливое разглядывание и любование.


"Распятие" ,мрамор
В 1556
году Челлини опять заключили в тюрьму за драку (жертвой его агрессивного
характера опять стал ювелир), а в 1557 вынесли обвинение в гомосексуализме и
поместили на четыре года под домашний арест. Последним его значительным
монументальным произведением явилось “Распятие” (1555-1562), исполнив его по
обету, данному еще в римской тюрьме в 1530-е, для собственного надгробия,
Челлини стремился доказать в этой вещи свое умение работать и в
мраморе.
Находясь под домашним арестом, Бенвенуто Челлини начал писать
автобиографию (1558-1567). Написанная на живом разговорном наречии, она
представляет собой настоящий авантюрный роман и принадлежит к лучшим образцам
литературы Возрождения (долго циркулировавшая в рукописных копиях, “Жизнь
Челлини” была опубликована лишь в 1728). Его перу принадлежат также “Трактат о
ювелирном деле” и “Трактат о скульптуре”, начатые в 1565 и в 1568 изданные.
Скончался Бенвенуто Челлини 13 февраля 1571 во Флоренции.


"Франциск I, король Франции"
,1537


"Медальон с Леда и лебедь"
,1520 ,золото, диаметр 3,8 см,Национальный музей дель Барджелло,
Флоренция

"Аполлон и Гиацинт" ,1540
,мрамор, высота 191 см,Национальный музей дель Барджелло, Флоренция

"Нарцисс" ,1540 ,мрамор,
высота 149 см, Национальный музей дель Барджелло, Флоренция

"Ганимед" ,1540 ,мрамор,
высота 106 см,Национальный музей дель Барджелло, Флоренция

"Морион для Медичи" ,1570
,чеканка, посеребренные железа, высота 37 см, Дрезден

"Щит для Медичи"
,1570,чеканка, посеребренные железа, высота 76 см, Дрезден

"Щит" ,1572,позолоченный
железный, 68 х 49 см,Лувр, Париж

"Шлем " ,1570,покрытый
золотом и эмалью, 68 х 49 см, Лувр, Париж


1570 ,серебро, Лондон

"Бюст Козимо I" , 1546-47
,бронза, высота 110 см,Национальный музей дель Барджелло, Флоренция

"Бюст Биндо Altoviti" ,1549
,бронза, высота 105 см,музей Изабеллы Стюарт Гарднер,Бостоне


"Салюки Грейхаунд" , бронза,
18 х 28 см,Национальный музей дель Барджелло, Флоренция



"Ганимед" ,1548, Бронза,
высота 60 см,Национальный музей дель Барджелло, Флоренция

"Меркурий" ,1547 , Бронза,
высота 96 см,Национальный музей дель Барджелло, Флоренция

"Юпитер" ,1549 ,Бронза,
высота 98 см, Национальный музей дель Барджелло, Флоренция

"Минерва",1549, Бронза,
высота 89 см, Национальный музей дель Барджелло, Флоренция

"Даная и ее сын Персей"
,1549,Бронза, высота 84 см, Национальный музей дель Барджелло, Флоренция

"Страх" ,Бронза, высота 32 см


"Сатира"
,рисунок, Национальная галерея искусства, Вашингтон

"Аполлон" ,1560 ,рисунок,
частная коллекция

"Фонтан Дианы Анет" , Лувр

Http://www.liveinternet.ru/users/credime/post209331468/

Зеркало Бенвенуто Челлини было сделано в XVI веке.

Было сделано великим скульптором, алхимиком и магом для самой прекрасной женщины эпохи Возрождения.



Поделиться: