14 августа церковный праздник маковея. Женщины в этот праздник обязательно молились: считалось, что можно отмолить все бабьи грехи

14 августа православные и грекокатолики отмечают первый Спас — Медовый, или Маковея, как называют в народе церковный праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Кроме того, именно во вторник, 14 августа, у верующих восточного обряда начнется Успенский пост.

От чего же в этот день следует воздержаться?

Первый и главный запрет связан с постом . С Маковея начинается один из самых строгих постов в году — Успенский. Он продлится всего две недели и закончится 28 августа — в день Успения Пресвятой Богородицы. В старину его называли «осколком» Великого. По преданию Господь назначил людям говеть перед Пасхой целых девять недель, но святые отцы, понимая, насколько это трудно, стали просить Всевышнего сократить испытание. Вот тогда-то две недели Великого поста и были перенесены на конец августа и превратились в Успенский пост. Наши предки всегда радовались возможности очистить душу молитвой и усмирить плоть фруктово-овощным постом. Потому и называли его ласково — «Спасiвка-ласiвка» . К празднику же традиционно не готовят блюд из мяса, яиц, молочных продуктов, даже рыбу подавать на стол не полагается. Следует воздержаться и от горячительных напитков.

Итак, согласно церковному уставу, с 14 по 27 августа верующие должны питаться следующим образом:

  • понедельник, среда, пятница — невареная пища без растительного масла;
  • вторник и четверг — горячая пища без растительного масла;
  • суббота и воскресенье — горячая пища с растительным маслом.

19 августа, в день Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, позволяются рыба, растительное масло и вино.

На Медовый Спас также нельзя работать . Под запретом даже уборка в доме. Поэтому приготовить праздничные блюда и привести в порядок жилище следует заранее.

А что же полагается делать в этот праздник?

Прежде всего необходимо собрать традиционный букет из 17 растений — «маковійчик» . В нем обязательно должны присутствовать чабрец, полынь, мята, калина, рута, календула, душица, колоски овса, донник, тирлич, бархатцы и головки мака. Такой букет, украшенный лентами, девушки несут в церковь на освящение : «щоб цiлий рiк господарство квiтло» . В старину говорили: «Нехай у дворi в батька буде стiльки тварин, як у макiвцi зернин» . Кроме того, «маковійчик» может стать домашним оберегом на весь год. Наши предки верили: если рассыпать освященный в церкви мак перед входной дверью, то человек с недобрыми помыслами переступить порог не сможет. Сам же освященный букет следует высушить поставить в вазу на подоконнике , чтобы защищал от злых духов.

Освятить в храме нужно не только букет, но и мед . В старину глава семьи в честь праздника нарезал свежие медовые соты и нес их в церковь на большом блюде. После литургии мужчины молились перед иконой Святых Зосимы и Савватия (они считаются покровителями пчеловодов) и просили батюшку освятить мед. По традиции часть сладкого лакомства оставляют в дар храму и раздают нуждающимся.

На панихиде в этот день особо поминали погибших казаков . Связано это с тем, что именно на Маковея в 1775 году императрица Екатерина II издала манифест «Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии». После этого многие казаки бежали за Дунай, местное население было превращено в крепостных, а плодородные запорожские земли передали русским помещикам.

Чтобы поминальная молитва не прекращалась и после службы, знакомым, родным, соседям раздавали медовые соты и фрукты . Принимать угощение полагалось со словами: «Царство Небесне загиблому на бранному полi» .

Съедая первую ложку освященного меда, можно загадать желание . И оно обязательно сбудется. А еще такой мед исцеляет от многих недугов.

На Маковея освящают колодцы . Ожидая священника, хозяева дома ставят возле колодца два стола. На одном должны быть хлеб, соль и зажженная свеча. Это дары людям. На другом — кувшин с водой и миска с коливом, сваренным из пшеницы нового урожая, — за спочилих.

Теперь о том, что надо приготовить к праздничном столу . Трапеза довольно скромная, поскольку это первый день Успенского поста. На столе в основном фруктовые и овощные блюда: вареники с капустой, картошкой и грибами, деруны. А на десерт в Украине издревле подавали «шулики» — пресные коржи, поломанные на кусочки и залитые узваром с медом и перетертым маком. Готовят это кушанье, как правило, дочери на выданье. «Iз води та муки пече дiвка шулики», — говорили люди.

В праздник запасаются лекарственными травами . Считается, что это один из нескольких дней в году, когда растения становятся волшебными. А еще, согласно поверью, если на Маковея обратиться к цветам и травам с просьбой, желание вскоре исполнится . Только просить нужно о благом и с чистым сердцем.

Чтобы дети росли сильными, здоровыми и счастливыми, мамы плели для малышей веночки из чабреца, льна и календулы. Каждый цветок играл роль оберега, который мать вплетала со словами: «Рости, льоне, вище, по колiна, щоб нi в кого голова не болiла. Бiлися бiло, щоб хустками твоїми нашій (имя дочери) весільну голову покрило».

Кроме трав, положено запастись на весь год маком . Если в семье была девушка на выданье, мама прятала за образами головки освященного мака, чтобы, когда дочь пойдет под венец, насыпать зернышки-обереги ей в обувь — от злого глаза. Для будущих пасхальных куличей откладывали самые крупные маковые коробочки. На Страстной неделе, когда придет время печь паски, хозяйки добавят этот мак в тесто, а самой коробочкой сделают на выпечке оттиски в виде крестов.

На Маковея полезно купаться в море, реке или озере , поскольку вода в это время особенно целебная. Считается, что она очищает и может вылечить, например, от кожных болезней. В водоемы в праздничный день наши предки загоняли домашний скот, чтобы уберечь его от сглаза и порчи. При этом коровам и лошадям надевали на шею «бусы» из чеснока и лука, что также должно было отпугивать всякую нечисть.

Праздник Медовый Спас отмечается 14 августа каждого года. В этом году он выпадает на вторник и является первым днем Успенского поста, который заканчивается 27 августа. Наши предки считали этот день «полднем» - последним отрезком летнего времени.

Традиции Медового Спаса

В этот день в церкви принято святить мак, мед, воду и маковейчик - букет из чабреца, календулы, мяты и мака. Издавна люди верят, что после освящения в церкви травы обретают целебные и защитные свойства.

Засушенный маковейчик лучше всего оставить на подоконнике, а в некоторых регионах принято сохранять освященный 14 августа мак до Рождества, чтобы обязательно добавить его в кутью.

Спас 14 августа также называют Спас на воде или Мокрый Спас, потому что в церквях проводят малое освящение воды.

Верующие в этот день последний раз купались в реках и открытых водоемах. После Мокрого Спаса уже никто не купался, ведь лето пошло на убыль, вода начинает цвести и пора готовиться к осени.

К середине августа соты в ульях заполнены и пасечники начинают сбор меда. По традиции пасечник обязан заломать соты, чтобы соседние пчелы не украли весь мед. Также в это время в полях как раз цветет мак, который является одним из символов Спаса.

Традиционно на Медовый Спас в семьях принято печь пироги и коржи с медом и маком, чтобы накормить родных лакомствами и обязательно угостить бедняков, дабы не накликать на свою семью беду.

Приметы Медового Спаса

14 августа начинается период Спасовки, на протяжении которого принято помогать нуждающимся, да и просто окружающим вас людям. А также, как верили наши предки, следует наблюдать за погодными изменениями и обращать внимание на приметы, чтобы жизнь была легкой и гладкой.

Дождь на Маковея - мало пожаров бывает.

На Первый спас святи колодцы.

После Первого спаса в воду не заходят.

На Маковея лето кончается, осень начинается.

Если колодец выкопать на первый Спас - ему навредить никто не сможет.

Журавль на спас в отлет летит.

Женщинам, которые помолятся в этот день в церкви, отпускаются все грехи.

На следующий день после Медового Спаса необходимо провести в доме генеральную уборку, чтобы смыть негативную энергетику.

Что нельзя делать в этот день

Кроме походов в церковь, на Маковея существуют ряд других традиций и даже запретов, ведь Медовый Спас - это как народный, так и церковный праздник.

На Маковея нельзя громко говорить и шумно праздновать, чтобы не испугать пчел. Шумом можно очень сильно усложнить процесс сбора меда, ведь пчелы очень реагируют на громкие звуки.

Как и в любой другой церковный праздник, в этот день нельзя работать и убирать в доме. Следует отдыхать и наслаждаться праздником.

Нельзя ссориться, ругаться и злиться, особенно с родственниками и близкими. Ведь так можно накликать на себя все то, что пожелаешь другому.

Заговоры

Во время празднования Медового спаса можно провести несколько несложных заговоров.

1. Ритуал для жизненной энергии. Он позволяет получить заряд жизненной энергии, чтобы хватило сил справляться с проблемами. Для проведения ритуала выходят днем на улицу и встают под яркое солнышко, прихватив с собой емкость с медом. На пчелиный продукт наговаривают слова: «Мед приспевает, и сила прибывает. Меня сладость меда греет и тело лечит». Мед закрывают и ставят в потайное место, а затем по прошествии трех дней на голодный желудок едят по чайной ложке.

2. Обряд для примирения. Чтобы помириться после ссоры, достаточно в заваренный чай добавить ложечку меда, на которую наговорили следующие слова: «Убери все обиды и усмири весь пыл». Пьют заговоренный чай все живущие в семье.

3. Заговор от болезни. Быстрее подняться на ноги поможет заговоренный мед, на который читают слова: «Уйди, болезнь, за болота и леса. Хоть ты и горька, медом послащу и молоком согреюсь».

4. Ритуал привлечения счастья. Его проводят на растущей луне. Подготовьте: цветочный, пчелиный, липовый мед, березовой коры и родниковую воду.

В полдень в левую руку возьмите подготовленную березовую кору, правой рукой, в свою очередь, обмажьте эту кору всеми тремя видами меда. После приложите кору к своему лбу и читайте заговор привлечения счастья: «Во мне - и счастье, и радость и благо. От меня – худо, горе и скверна. Как весьма сладки три медка - и пчелиный, и цветочный, и липовый. Так пусть же и моя жизнь будет наполнена всеми этими тремя радостями».

После чего хорошенько умойтесь заранее набранной в емкость родниковой водой и очень хорошо вымойте в ней березовую кору. Затем вылейте воду под любую березку, а кору носите всегда при себе. Эта березовая кора будет служить вам отличным талисманом невероятного счастья и благополучия.

14 августа отмечается 4 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 14 августа

Успенский пост

Многодневный пост. Установлен в честь церковного праздника Успения Пресвятой Богородицы. Продолжительность поста – 14 дней.

Летом, через месяц после Петрова (Апостольского) поста, начинается Успенский пост. Он пришел к нам из давних времен. Приблизительно в 450 году Лев Великий ясно указывал на Успенский пост среди четырех церковных постов, каждый из которых приходится на определенное время года.

Окончательно Успенский пост был установлен в 1166 году на Константинопольском Соборе, где председательствовал патриарх Лука. На Соборе было подтверждено, что все православные христиане должны соблюдать этот пост. Церковь призывает подражать Матери Божией, перед переселением на небо постоянно пребывавшей в молитве и посте.

Когда проходит Успенский пост

Успенский пост – самый коротких из всех постов. По старому стилю он был установлен с 1 по 15 августа, сейчас же сместился на 14-28 августа. Он проходит перед двумя великими праздниками – Преображения Господня и Успения Божией Матери, начинаясь с Медового Спаса. Этот пост считается одним из самых строгих, он уступает только Великому.

Наиболее строго пост соблюдается в понедельник, среду и пятницу. Успенский пост уже считается осенним, он завершает церковный год и открывает новое время года – осень. Церковное новолетие происходит 14 сентября по новому стилю.

Весь Успенский пост как бы связывает воедино три праздника – три Спаса.

Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня

Событие возникло в результате сложившейся в Константинополе традиции использовать в данный период Честное Древо Креста для освящения мест и предотвращения болезней. Празднество соединилось с датой Крещения Руси, которое состоялось 14.08.988 года (1 августа по старому стилю). В этот церковный праздник совершается освящение воды и меда.

Праздник изнесения честного Креста установлен в день 1 августа (14 августа н. с.) в Греции Константинопольским патриархом Лукою при царе Мануиле, а в России - митрополитом Киевским Константином и Нестором, епископом Ростовским, при великом князе Андрее Юрьевиче.

Причина его установления была следующая. Царю Мануилу и князю Андрею, находившимся между собою в мире и братской любви, случилось в один и тот же день выйти на войну: первому из Константинополя на сарацин, и второму из Ростова на болгар. Господь Бог даровал им полную победу над врагами. Когда Андрей шел на войну, то имел обычай брать с собою икону Пресвятой Богородицы, держащей на руках Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, и изображение честного Креста Христова, который носили среди войска два иерея. Перед самым выступлением он возносил ко Христу и Богоматери усердные слезные молитвы и приобщался Божественных Тайн Христовых.

Этим непобедимым оружием он вооружался более, нежели мечами и копьями, и на помощь Вышнего надеялся более, нежели на храбрость и численность своего войска, хорошо зная изречение Давида:

Не на силу коня смотрит Он, не к быстроте ног человеческих благоволит; Благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его (Пс. 146:10-11).

Своих воинов князь также побуждал к молитвам и примером собственных благоговейных молитв, и прямым повелением, и все, упав на колени, со слезами молились пред иконою Пречистой Богородицы и честным Крестом Христовым. После усердной молитвы все лобызали святую икону и честный Крест и безбоязненно шли на врагов: Господь содействовал им силою крестною и Пречистая Богородица оказывала им помощь, ходатайствуя за них пред Богом.

Постоянно держась такого обычая пред каждым сражением, великий князь не изменил ему и пред битвою против болгар: он вышел, имея, подобно царю Константину в древние времена, впереди войска Крест Господень. Выступив на поле, русская рать обратила болгар в бегство и, преследуя их, захватила пять городов; в числе их был и город Бряхимов на реке Каме. Когда же возвратились после битвы с неверными в свой стан, то увидели, что от иконы Богоматери с Младенцем-Христом исходят светлые, подобные огненным, лучи, осиявающие все войско; это было в первый день августа месяца. Дивное зрелище еще более возбудило в великом князе дух мужества и надежды, и он снова обратил свои полки в погоню за болгарами; он сжег большинство городов их, положив на уцелевшие дань, и опустошил всю землю, после этой победы великий князь возвратился с торжеством домой.

Греческий царь Мануил, вышедший со своим войском против сарацин, в тот же именно день видел также подобное чудо - исхождение от находившейся вместе с честным Крестом среди войска иконы Пречистой Богородицы со Спасителем лучей, осеняющих весь полк, и в этот день он победил сарацин.

Царь и князь сообщили, воздавая славу Богу, особыми посланиями друг другу об одержанных с помощью Божиею победах и о чудесном сиянии, исходившем от иконы Спасителя. По совещании со старейшими епископами, в знак благодарения Христу Спасителю и Его Пречистой Матери, они установили праздник в первый день августа. В воспоминание же силы крестной, вооружившись которой они победили врагов, повелели износить священнику из алтаря честный Крест и полагать его среди церкви для поклонения и лобызания его христианами и для прославления распятого на кресте Господа Иисуса Христа. Кроме того, епископы повелели совершать в этот день освящение воды, отчего и праздник получил свое название - изнесения честного Креста, потому что честный Крест торжественно вместе с другими святыми иконами выносится на реки, колодези и источники.

Становясь на строго определенную историческую почву, должно заметить, что первого августа православною Церковью совершаются два торжества, различные по своему происхождению: 1) происхождение честного и животворящего Креста Господня, и 2) празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. В греческом часослове, изд. 1897 г., так объясняется происхождение первого праздника:

«по причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить честное древо креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля ст. ст.), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе великой церкви (т.е. св. Софии), С настоящего дня и далее до Успения Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть происхождение (prуodos) честного Креста».

«Этот обычай в соединении с другим обычаем Константинополя - освящать в придворной Константинопольской церкви воду первого числа каждого месяца (исключая январь, когда освящение совершается 6 / 19 числа, и сентябрь, когда оно совершалось 14 / 27) и послужил основанием праздника в честь св. и животворящего Креста и торжественного освящения воды на источниках, которое совершается 1 /14 августа».

Уже в IX в. существовал этот обычай изношения честного древа из царских палат в церковь св. Софии пред 1 / 14 августа; канон же на предпразднество Креста 31 июля ст. ст., написанный для настоящего случая (канон начинается словами: Крест предгрядый божественный) приписывается Георгию, еп. Амастрвдскому, жившему в VIII веке и дважды бывшему в Царьграде. В Обряднике императора Константина Порфирородного (912-959 гг.) находятся подробные правила, когда выносить Крест из палаты пред 1 / 14 августа, смотря по тому, на какой день недели падает это число. В России до конца XIV и начала XV вв., когда господствовал Студийский устав, ни 31 июля, ни 1 августа не было никакой службы Кресту, которая появляется в XIV-XV вв. с введением Иерусалимского устава. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено в Греции и России ок. 1168 г. в память знамений от честных икон Спасителя и Богоматери во время сражений греческого царя Мануила (1143-1180 гг.) с сарацинами и князя русского Андрея Боголюбского с болгарами в 1164 г.

Медовый Спас (Первый Спас – Маковей)

Дата Медового Спаса - 14 августа, он празднуется первым. Оттого и одно из его названий - Первый Спас. На эту же дату приходится первый день Успенского поста.

Праздник посвящен памяти Происхождения честных древ Животворящего Креста, победам Андрея Боголюбского над булгарами и императора Мануила над сарацинами. Медовым его называли еще до прихода христианства на русские земли. В середине августа начинается сбор меда, что было поводом для особой отметки в славянском календаре.

14 августа почитаются и святые мученики Маккавеи. Отсюда еще одно название - Маковей, или Маковый Спас. Но здесь дело не только в созвучии слов. К середине последнего летнего месяца дозревает мак. В Сибири праздник называют Калинником, почитают еще и калину.

Водосвятие, освящение колодцев, купание людей и скота - важные традиции православного летнего праздника. Поэтому его часто называют Спас на воде. Интересно, что на 12 дней раньше отмечается Ильин день (2 августа), после которого поверья запрещают купаться в естественных водоемах.

Старинные традиции Первого Спаса

Пасечники осеняли крестным знамением улья, выламывали соты и святили их в церкви. Часть меда полагалось подарить священнику, еще часть - отдать нищим. Отсюда пошла пословица: «на Медовый Спас даже нищий медку попробует». После службы в храме праздник пчеловодов продолжался на пасеке, где собиралась молодежь с песнями. Их тоже угощали медом.

Каждый старался попасть на водосвятие и окунуться в освященную воду, помогающую от болезней и порчи. Скот также купали и кропили святой водой. Чистили и освящали реки, ручьи, колодцы. Умывались росой для сохранения красоты и молодости. После медового праздника в воду не заходят - лето идет на спад, температура воздуха и воды понижается. Не купались ночью, после заката. Даже в святой праздник возле воды бродит нечистая сила.

Празднование Первого Спаса не ограничивается службой в церкви, освящением продуктов питания, крестным ходом и водосвятием. В старину его было принято отмечать с большим размахом. Народные гулянья и застолья пользовались популярностью. Молодежь пела и плясала до утра, старики расходились пораньше.

На Киевщине сооружали маковеевский крест, украшенный цветами и головками мака. На его вершине устанавливали тыквенный светильник со свечой внутри. Возможно, отсюда пошло убеждение, что славяне праздновали Хэллоуин.

Обязательными были блюда из меда и мака - пироги, блины, выпечка, а также хмельной мед и другие сладкие напитки. Блины с маком - обрядовая пища, с нее начинается трапеза. Во время нее пели песни, загадывали загадки о маке и меде, вспоминали пословицы об этих продуктах. Девушки водили хороводы и осыпали парней маком, чтобы побыстрее выйти замуж.

Семи мучеников Маккавеев, матери их мученицы Соломонии (Саломии) и учителя их мученика Елеазара

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, мать их Соломония и учитель их Елеазар пострадали в 166 году до Рождества Христова от нечестивого сирийского царя Антиоха Епифана. Приверженный к эллинскому культу, Антиох Епифан ввел в Иерусалиме и всей Иудее языческие обычаи. Он осквернил храм Господень, поставив в него статую языческого бога Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев. Многие отпали тогда от Истинного Бога. Однако были и такие, которые глубоко скорбели о падении народа Божия и продолжали верить в грядущее пришествие Спасителя.

Девяностолетний старец – законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твердостью пошел на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара – семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они были судимы в Антиохии царем Антиохом Епифаном, где, бесстрашно признав себя последователями Истинного Бога, отказались принести жертву языческим богам. Старший из отроков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения.

Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить отрока к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Отрок решительно отклонил заигрывания царя и так же твердо перенес муки, как его старшие братья. После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил Иуду Маккавея, и он поднял восстание против Антиоха Епифана и с помощью Божией одержал победу, очистив Иерусалимский храм от идолов. О всех этих событиях повествуется во 2-й Книге Маккавейской, входящей в состав Библии. Похвальные слова святым мученикам Маккавеям посвятили отцы Церкви – святители Киприан Карфагенский, Амвросий Медиоланский, Григорий Назианзин и Иоанн Златоуст.

* Семи мучеников братьев Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елеазара (166 до Р.Х.). ** Происхождение (изнесение) древ Животворящего Креста Господня. * Празднование Всемилостивому Спасителю и Пресвятой Богородице (1164).
Мучеников в Пергии Памфилийской пострадавших Леонтия, Аттия, Александра, Киндея, Минсифея, Кирпака, Минеона, Катуна и Евклея (ок. 284-305); Папы Нового; Елеазара; Кирика; Феодора; Полиевкта. Преподобномученицы Елесы на острове Кифирстем (375). Святителя Тимофея, епископа Проконнеса (VI). Воспоминание Крещения Руси (988). Священномученика Димитрия (Павского) протоиерея (1937). Преподобного Александра (Уродова), архимандрита, исповедника (1961).

Успенский пост

Успенский пост установлен в честь успения Пресвятой Богородицы. Сама Божия Матерь, готовясь отойти в вечную жизнь, постоянно постилась и молилась. Нам же, духовно немощным и слабым, тем более следует как можно чаще прибегать к посту, обращаясь к Пресвятой Деве за помощью во всякой нужде и скорби. Этот пост длится всего две недели, но по строгости сообразен Великому. Рыба разрешается только в день Преображения Господня (19 августа), а если конец поста (Успение) придется на среду или пятницу, то этот день также рыбный. Понедельник, среда, пятница - холодная пища без масла, вторник и четверг - горячая пища без масла, суббота и воскресенье - пища с растительным маслом. Вино во все дни запрещается. Если случится память великого святого, тогда во вторник и четверг - горячая пища с маслом, понедельник, среда, пятница - горячая пища без масла.
Устав о пище по средам и пятницам в период от окончания Успенского поста до начала Рождественского (осенний мясоед) такой же, как и в летний мясоед, т. е. по средам и пятницам рыба разрешена лишь в дни двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники памяти великому святому со всенощным бдением или с полиелейной службой накануне.

Праздник происхождения честных древ Животворящего Креста

Праздник происхождения честных древ Животворящего Креста установлен так. В 1164 году греческому царю Мануилу и русскому князю Андрею Боголюбскому в один и тот же день выступить на брань: первому - против сарацин, второму - против болгар камских. Андрей Боголюбский, выступая в поход, взял с собой святой крест и икону Богородицы, и их несли священники перед его войсками, совершая молебны и окропляя святой водой войско. Господь помог Андрею победить врагов, и когда он возвращался с победой, то видел чудесное явление: от его княжеского знамени с изображением иконы Спасителя проливался как бы луч света на все войско. Князь написал об этом явлении греческому императору Мануилу, и тот, также одержавши победу над своими врагами, понял, что это было благодаря помощи Божией, и в благодарное воспоминание сей помощи себе и русскому князю, установил праздник. Праздник назван происхождением, т.е. прохождением, или проношением Честнаго Креста Господня потому, что вспоминается ношение креста перед рядами российского войска, и потому, что в этот праздник положен вынос креста для поклонения на всенощной и для водоосвящения на литургии. Праздник 1/14 августа называется в просторечии «первым Спасом», то есть первым в этом месяце праздником Спасителя, так как в течение его еще бывает два праздника Спасителя: - второй Спас, и - третий Спас.

Медовый спас

14 августа издавна отмечался отмечался первый из трех праздников, посвященных Спасителю нашему Иисусу Христу, установленный по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами. Кроме того, день 14 августа посвящался памяти семи святых мучеников Маккавеев - Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсенона, Адима и Маркелла, а также матери их Соломонии и учителя их Елеазара. На Медового Спаса принято было освящать в церкви мед; после освящения пчельники разговлялись свежим медом, а также пекли пироги с пшенной кашей и медом. Вообще, строгие блюстители народных обычаев и постники начинали есть мед только с этого дня. Первый Спас - начало Успенского поста, о котором в народе говорили: "Спасовка - лакомка, а Петровка () - голодовка". В , кроме лука, у крестьян обычно не бывало другой зелени, а к Успенскому посту уже появлялись многие овощи и фрукты. На первый Спас святили колодцы, а также повсеместно устраивали крестные ходы на воду.

Мученики Маккавеи: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим, Маркелл, мать их Соломония и учитель Елеазар.

Мученики Маккавеи: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим, Маркелл, мать их Соломония и учитель Елеазар пострадали в ветхозаветное время. Незадолго до Рождества Христова иудеи подпали под власть сирийских царей, и один из них, Антиох Епифан, начал принуждать иудеев оставить еврейский закон и принять греческий - языческий. Тогда многие из иудеев твердо стояли за свою веру и закон и пострадали за это. Таковы были Маккавеи. Елеазар был всеми уважаемый за свою ученость и добродетельную жизнь 90-летний старец. Когда сирийский наместник в Иерусалиме потребовал, чтобы он вкусил идоложертвенного свиного мяса в знак отречения от закона Моисеева, Елиазар отвечал, что он согласен скорее умереть, чем оставить Бога отцов своих. Ему обещали пощаду, если он хотя бы сделает вид, что ест идоложертвенное мясо; но благочестивый старец сказал: «Не посрамлю седин моих таким лицемерием и не дам юношам соблазнительного примера. Если я избавлюсь мучений от руки человеков, то избавлюсь ли от руки Всемогущего? Нет, иду на смерть и покажу молодым людям, как должно умирать за святой закон». И он с мужеством испустил дух под ударами палачей. Между многими иудеями, твердыми в своей вере, также представлена была Антиоху Епифану женщина по имени Соломония с семью сыновьями. Чтобы принудить к принятию язычества, Антиох приказал сечь их бичами и воловьими жилами. Но несмотря на жестокие удары бичей, старший из сыновей Соломонии с твердостью сказал царю: «Мы скорее умрем, чем преступим отеческие законы». Антиох воспламенился гневом и велел отрезать ему язык, отрубить пальцы на руках и ногах, содрать с головы кожу, потом еще живого жарить на сковороде. Прочие братья и мать должны были смотреть на его мучения. После него таким же образом мучимы были и другие пять братьев. Все они умерли с твердой надеждой на воскресение в жизнь вечную. Оставался седьмой, самый младший брат. Царь уговорами и обещаниями старался склонить его к отречению от веры, но напрасно. Тогда он приказал матери уговорить отрока и тем сохранить для себя хоть одного из семи сыновей. Мать подошла к сыну и сказала: «Дитя мое! Я с таким трудом и нуждой воспитывала тебя, не отрекаясь от Бога, Которому мы поклоняемся; умри так же, как братья твои, чтобы мне встретить тебя с ними в блаженной жизни». Выслушав свою мать, отрок обратился к мучителям и сказал: «Чего вы ожидаете? Не думайте, что я послушаюсь вас и нарушу законы, данные нам через Моисея. Не будет этого! А ты, царь, причинивший столько зла иудеям, не избежишь суда Божия. Среди жесточайших мучений ты признаешь наконец, что Бог Израилев - Единственный Бог». Раздраженный Епифан подверг юного исповедника самым жестоким мучениям. После него была сожжена и доблестная Соломония. Святые Маккавеи пострадали в 166 г. до P. X.

Девять мучеников Леонтий, Аттий, Александр, Киндей, Минсифей, Кириак, Минеон (Минея), Катун и Евклей происходили из Памфилийской Пергии и пострадали во время гонения от Диоклетиана. Минеон был плотником, а все остальные - земледельцами. Ночью разорили они капище богини Артемиды. За это их жестоко мучили, наконец, бросили на растерзание зверям, но звери не коснулись их. Тогда им всем отсекли головы.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
27.03.2019 -
28.03.2019 -
29.03.2019 -

14 августа отмечается Первый Спас – Медовый. Этот день является первым днем , а также посвящается памяти Происхождения честных древ Животворящего Креста.

Успенский пост считается последним из многодневных постов в году. Он длится с 14 по 28 августа. По понедельникам, средам и пятницам церковный устав предписывает сухоядение. По вторникам и четвергам можно есть вареную пищу без масла. В выходные дни разрешается постное масло и вино.

Ещё 14 августа Православная церковь почитает память семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, погибших в 166 г до н. э. Название праздника связывают и с маком, который созревает к этому времени.

В честь малого водосвятия праздник называют ещё Спасом на воде. В этот время на Руси было принято чистить старые и освящать новые колодцы, совершать крестный ход на реки и родники для освящения воды. Люди купались в освященной воде и купали домашний скот. Верили, что это поможет смыть болезни, порчу, сглаз.

После Маковея уже не купались. Лето подходило к концу, вода начинала цвести, становилась прохладной. Поэтому все, кому не лень, в этот период отправлялись к водоемам, чтобы вдоволь накупаться последний раз в этом году.

14 августа: традиции и обычаи дня

  • Первый Спас;
  • Маковый Спас;
  • Спас на воде;
  • Мокрый маккавей;
  • Маковей;
  • Медовый праздник,
  • Маковеев день и др.

Ещё 14 августа – день пчеловодов. Пасечники в ульях заматывают первые медовые соты, собирают мёд и освящают его в церкви. Святить его следует в новой посуде, из которой ещё никто не ел. Освященным медом поминали усопших родственников, часть оставляли в церкви, чтобы им могли угоститься служители храма, дети и нищие. На Первый Спас принято печь медовые пряники и пироги, делать блины с медом.

В южных регионах собирали мак и использовали для приготовления разнообразных блюд. С ним пекли пирожки и булки, которыми угощали родственников и друзей.

Накануне праздника готовили букет на Маковея, состоящий из разных растений и цветов, которые соединяли с несколькими головками мака, и освящали в церкви. Освященные маковые головки хранили дома для благополучия и спокойствия в семье. Люди, страдающие бессонницей, ставили засохший букетик недалеко от своей кровати, чтобы обрести здоровый сон. Ещё в церкви освящали плоды нового урожая и венки из колосьев с новым зерном.

С этого дня начинается двухнедельный Успенский пост. Он является строгим, но благодаря тому, что поспел урожай, перенести его намного легче, чем, например, . Главный запрет во время поста налагается на развлечения. Человек, который постится, не должен предаваться праздному времяпровождению, пустословию и веселью. В этот период нужно творить добрые дела, помогать нуждающимся людям, читать духовную литературу, молиться. Наши предки 14 августа оказывали помощь сиротам и вдовам.

14 августа заметны утренние заморозки, да и днем становится намного прохладнее, чувствуется скорый приход осени. В большинстве районов начинают сеять озимую рожь.

Ещё в этот день на Руси почитали повитух. Считалось, что в Медовый Спас появилась на свет Соломонида-бабушка, принявшая, по легенде, Младенца Христа.

Народные приметы на 14 августа

  1. Олени в воду заходят – больше в реках купаться нельзя.
  2. Если поспела в лесу малина и её ягоды крупные, то пора сеять озимые. Если же ягоды средние по размеру или мелкие, то сев нужно отложить на более поздний период.
  3. Чтобы защитить жилище от всего дурного, нужно посыпать порог маком, собранным перед Маккавеем.
  4. Чтобы нечисть не проникла в эту ночь в дом, на порог клали топор, а углы дома окуривали дымом чертополоха и крапивы.
  5. Если розы отцвели, то скоро наступят холода.
  6. Если день дождливый, то не стоит в поле выходить работать.
  7. Если погода ветряная, зима будет снежная и морозная.
  8. Какая погода на Медовый Спас, такая будет и на .

Люди, родившиеся 14 августа, могут стать хорошими пасечниками. Им следует носить флюорит и коралл.

Видео: Медовый спас – происхождение честных древ Животворящего Креста и начало Успенского поста



Поделиться: