Куда пойти учиться высшая школа экономики. Расследование РБК: как зарабатывает Высшая школа экономики

Большинство из нас учится для того, чтобы найти затем хорошую работу. В свою очередь, каждому уважающему себя вузу интересно положение выпускников на рынке труда и их оценка полученного образования. Этим вопросам посвящено одно из последних исследований Центра внутреннего мониторинга ВШЭ. Весной 2011 года было опрошено 1748 выпускников, которые окончили университет в разные годы (2004-2010).

«Не для школы, а для жизни мы учимся» - таков девиз Высшей школы экономики. «Вышка пытается в первую очередь обеспечить учащихся аналитическим инструментом, - объясняет принципы обучения в Высшей школе экономики ректор . - Невозможно преподать весь массив знания ни в одной отрасли знаний, можно научить его добывать. Совершенно неизвестно, чем будут зарабатывать наши студенты через пять лет, технологии и в материальном производстве, и в информатике, и в социальной жизни, и в финансовой жизни меняются так быстро, что если мы сегодня всех будем учить хорошо отработанным инструментам зарабатывания денег, не факт, что они не проиграют завтра. Мне кажется, что выпускник исследовательского университета должен иметь возможность осваивать любую технологию самостоятельно, и это его выделяет, отличает от стандартного вуза».

Именно поэтому в Вышке делают акцент на преподавании теории и развитии личностных навыков, способствующих адаптации к постоянно меняющимся окружающим условиям. Опрос выпускников свидетельствует, что для большинства полученные в вузе знания и навыки в рамках специальности соответствуют их занятости на рынке труда. Так, респондентов просили оценить, насколько их текущая работа соответствует специальности, которую они получили. Оценки выставлялись по 7-балльной шкале, где 1 - «совершенно не соответствует», а 7 - «полностью соответствует». Большинство выпускников оценивают соответствие текущей работы полученной специальности на 5-7 баллов (55%). Стоит отметить, что среди тех, кто окончил две ступени образования в НИУ ВШЭ (бакалавриат и магистратуру), почти нет тех, кто говорит о расхождении между их текущей занятостью и полученным образованием.

Говоря о приобретенных компетенциях, в основной своей массе опрошенные отметили, что они научились справляться с большим объемом работы, самостоятельно осваивать новые области знания, четко и ясно излагать свои мысли на письме, развили творческие способности и общую эрудицию, научились работать в группе над совместными проектами, развили навык устных выступлений, презентаций, улучшили знания иностранных языков, расширили возможности в использовании базовых компьютерных программ, приобрели практические навыки для работы.

Отвечая на вопрос о том, чему в большей степени способствовало обучение в университете, 55% выпускников отметили появление у них уверенности в возможности самореализации, 48% указали, что благодаря учебе получили профессию, востребованную на рынке труда, у 46% сформировался круг единомышленников и близких по духу людей, у 27% - круг профессионального общения, 20% приобрели необходимые связи для трудоустройства.

Как выпускники находят работу?

Как правило, вышкинцы находили первую работу самостоятельно или по рекомендации студентов и преподавателей: 30% - через специализированные сайты, 19% отправили резюме напрямую, на 14% вышли сами сотрудники компаний, 12% были рекомендованы преподавателями или сотрудниками ВШЭ, 11% устроились через студентов или выпускников ВШЭ. Тех же, кто нашел работу через родственников или друзей, было 23%.

Стоит отметить, что при последующей смене работы процент тех, на кого представители той или ной компании вышли сами, значительно больше - 30%, что свидетельствует о росте востребованности выпускников Вышки на рынке труда по мере накопления опыта. И чем больше проходило времени после окончания университета, тем меньшая доля трудоустраивалась по рекомендации преподавателей или сотрудников ВШЭ (4%).

Как быстро выпускники Вышки находят работу?

Всего 6% опрошенных выпускников не работали на момент опроса. Учитывая тот факт, что в мониторинге участвовали и выпускники специалитета, и бакалавриата, и магистратуры, следует отметить, что многие из опрошенных не работают именно потому, что продолжают обучение на следующих ступенях. Впрочем, были и те, кто просто не нуждается в постоянном заработке. В цифрах их количество скорее всего близко к статистической погрешности.

Подавляющее большинство респондентов (94%) трудоустроены. При этом 48% опрошенных начали работать до получения диплома, остальные устроились в первые месяцы после окончания обучения.

Первая работа после университета

По найму в различных компаниях и организациях работают 93% выпускников, 3% занимаются собственным бизнесом, еще 3% становятся фрилансерами, то есть выполняют проекты для различных заказчиков в качестве «свободных художников».

В последние годы доля наемных работников среди выпускников постепенно снижается. Если в 2004-2007 годах их количество было 96-98%, то в 2008-м доля снизилась до 94%, а в 2009-2010 годах - до 91%. Переломным стал 2008 год. До этого времени доля предпринимаетелей и фрилансеров равнялась 1-2% для каждой категории. А среди выпускников 2008-2010 годов тех, кто занялся собственным бизнесом насчитывалось уже 3-5%. Количество фрилансеров за эти годы достигло 4-6%.

Сколько платят выпускнику Высшей школы экономики?

Наиболее интересны здесь стартовые зарплаты выпускников 2010 года. Итак, выпускники прошлого года свою карьеру начали с зарплаты от 25 000 рублей после бакалавриата до 35 000 рублей после магистратуры. Наибольший среднемесячный размер стартовой заработной платы для выпускников всех ступеней 2010 года (после вычета налогов) наблюдался на факультете бизнес-информатики (38 000 рублей), наименьший - на факультете социологии (28 000 рублей). Стоит отметить, что в анализ не были включены данные по факультетам, на которых размер своего стартового заработка указали менее 20 респондентов.

В дальнейшем зарплата бывших студентов увеличивается. Если взять в расчет, что почти половина респондентов работала уже перед окончанием учебы, то старт карьеры у выпускников 2010 года пришелся на весну - осень 2010 года. Следующий «замер» их зарплат приходится на весну 2011 года, когда проводился мониторинг и когда их спрашивали не только о стартовой зарплате, но и о текущей. Так вот, через год средний заработок выпускников 2010 года вырос и колеблется в пределах от 30 000 до 55 000 рублей. Лидер здесь прежний - факультет бизнес-информатики с заработной платой 55 000 рублей. Также наиболее высокооплачиваемыми оказались выпускники факультета мировой политики и мировой политики - 45 000 рублей. Примечательно, что далеко от лидеров по размеру заработной платы не ушли и наименее оплачиваемые бывшие студенты отделения деловой и политической журналистики - 33 000 рублей.

Где работают выпускники Вышки?

Можно сказать, что бывшие вышкинцы работают по всему миру. Конечно, подавляющее большинство (94%) занято в экономике России. Но есть и те, кто работает в европейских странах - Германии, Франции, Швейцарии и других, таких 2%. В Великобритании трудятся 1% опрошенных. Доля остальных стран, например США, Китая, составляет менее 0,5%.

Сферы деятельности выпускников вполне предсказуемы, учитывая основную направленность университета. Наиболее часто участники мониторинга отмечали следующие: банки, инвестиции, лизинг, финансы (11%), IT, Интернет, телеком (10%), PR, маркетинг (9%), торговля (9%), образование и наука (6%). Нужно отметить тот факт, что у гуманитарных факультетов - исторического, филологического - выпускников пока нет. И как только они появятся, можно ожидать, что список сфер деятельности выпускников ВШЭ расширится.

Распределение по сферам занятости выпускников отдельных факультетов весьма закономерно: в банковской сфере преобладают выпускники факультета экономики, МИЭФ и мировой экономики и мировой политики. Большинство занятых в сфере информационных технологий - выпускники бизнес-информатики, в маркетинге явно имеют перевес выпускники факультета социологии и прикладной политологии, а также отделения деловой и политической журналистики. Торговля представляется более диффузной сферой, тем не менее, можно отметить, что в ней заняты 16% выпускников факультета менеджмента.

Комментарий Татьяны Дубовой , директора по работе с партнерами Высшей школы экономики (Дирекция по работе с партнерами поддерживает связи университета с другими вузами, а также с выпускниками ВШЭ. - Прим. ред.)

Как вы оцениваете итоги опроса?

Прежде всего, я очень рада, что дан успешный старт новому, важному для Школы мониторинговому исследованию, получению обратной связи от выпускников. Все мы понимаем, что успешность выпускников - это объективный показатель успешности вуза. Если оценивать полученные результаты, то мне как психологу интереснее не интегральные показатели, а конкретные люди, которые за ними стоят. Исследование не только дало нам интересные данные, но и подняло новые вопросы. Например, почему часть наших выпускников не сразу находят себе работу? Согласитесь, если человек в течение нескольких месяцев по окончании вуза не может устроиться на работу, для него это может быть серьезной личной проблемой. Разумеется, причины могут быть очень разные. Чаще, чем можно было предположить мы, разговаривая с выпускниками, сталкиваемся и с такой формулировкой: «Работу не искал, хотел отдохнуть от учебы». Если человек может себе позволить помедитировать полгодика - такого рода пауза может быть очень продуктивна - остается только порадоваться за него.

Но наиболее типичная ситуация, с которой сталкиваются выпускники - это нежелание работодателей брать на работу специалистов без опыта работы. Отчасти этим объясняется довольно высокий среди наших студентов процент тех, кто совмещает учебу с работой. С одной стороны, они получают по окончании вуза сравнительное преимущество перед теми, кто только учился. Оборотная сторона: подобное совмещение идет не на пользу учебе, так как ведущим видом деятельности для студента становилась уже не учеба, а работа. Поскольку опрос был анонимным, мы не можем посмотреть корреляции с его успеваемостью. Или причина в том, что выпускник не сумел проявить свою компетентность в ситуации интервью? Согласитесь, выводы, которые следуют из одной этой цифры совершенно разные.

Или возьмем работу по специальности. Мне кажется, что не стоит абсолютизировать важность этого показателя. Человек может всю жизнь работать по специальности и люто ее ненавидеть. По-моему гораздо важнее, чтобы человек никогда не переставал искать себя и передвигаться в сторону идеального для себя занятия. Хорошо, если он сразу нашел себе место по душе, но на практике это происходит довольно редко, учитывая совершенство не существующей в стране системы профессиональной ориентации. Это подтверждается и Григорием Канторовичем по результатам нынешнего приема документов в магистратуру, - увеличение количества тех, кто меняет направление обучения через четыре года. Я считаю, что это хорошо, надо активно использовать веер имеющихся возможностей. Пока же типичной является ситуация, когда абитуриент (или скорее его родители) выбирают вуз, а не образовательную программу.

Согласно экспертным оценкам, в ближайшие десять лет 80% существующих технологий и оборудования устареет, к этому времени 4 из каждых 5 работников будут иметь образование, полученное более 10 лет назад. Что это означает? Только одно: не существует альтернативы непрерывному образованию. Извините за трюизм. То есть обучаемость становится обязательным (но не достаточным) условием жизненного успеха. Задача университета - помочь выпускникам быстро восполнить выявленный дефицит знаний или компетенций, предлагая гибкие программы профессионального «тюнинга». Поэтому слоган Вышки получает новое звучание: Со Школой по жизни!

Мониторинг показал, что выпускники в общем довольны своим образованием. А насколько их знаниями довольны работодатели?

Этот вопрос лучше задать директору Центра развития карьеры ВШЭ, который поддерживает связи с широким кругом работодателей. Но, насколько я знаю, систематических исследований мнения работодателей о наших выпускниках пока не проводилось. Я видела результаты небольшого исследования, проведенного ГФК «Русь» по выпускникам социологических факультетов, но оно носило сугубо пилотный характер. Такого рода исследования довольно сложны и трудоемки. В настоящее время мы совместно с факультетом менеджмента запускаем первое исследование работодателей. Одной из целей этого исследования является получение международной аккредитации магистерских программ факультета менеджмента. Осенью мы сможем сравнить мнение выпускников о полученном в Вышке образовании с мнением работодателей о наших магистрах менеджмента. Очень интересно, что получится! Далее мы сможем проводить подобные опросы регулярно. Уверена, что результаты будут полезны вузу, особенно учебному блоку для коррекции образовательных программ.

Качество начатых исследований напрямую зависит от собранной контактной базы выпускников и работодателей. Поверьте, это очень непростая задача. Достаточно представить, как сложно найти контакты тех, кто закончил Вышку много лет тому назад. Очень приятно, что отклик на анкету оказался выше, чем мы рассчитывали – почти 50%. В связи с этим я хотела бы обратиться ко всем выпускникам с просьбой помочь нам обновить контактную информацию, зарегистрировавшись на сайте . Оставайтесь на связи - вы нам интересны! И надеемся, что интерес взаимный.

Также на вопросы о трудоустройстве выпускников Вышки ответила руководитель ВШЭ .

Ольга Александровна, насколько легко выпускнику ВШЭ найти работу?

В целом, легко. Такая ситуация объясняется комбинацией ряда факторов. Во-первых, безусловно, престижностью вуза и высоким уровнем образования, которое студенты получают в ВШЭ. Работодатели активно востребуют таких выпускников во многих сферах. В частности, в числе активных партнеров Центра развития карьеры более 700 компаний и учреждений, среди них представители финансовой сферы, госслужбы, консалтинга, FMCG, компании нефтегазовой отрасли, исследовательские компании и прочие. Более того, работодатели стараются привлечь студентов НИУ ВШЭ с помощью различных рекрутинговых и HR-брендинговых мероприятий, также компании участвуют в учебном процессе, начиная с третьего курса. Конкурентная борьба ведущих российских и зарубежных компаний за потенциальных сотрудников разворачивается уже в этот период. Студентов приглашают пройти стажировку, производственную или преддипломную практику, поступить на работу по гибкому графику. Так, к примеру, в течение 2010-2011 учебного года в ВШЭ прошло около 100 рекрутинговых и карьерно-образовательных мероприятий с участием 150 компаний, к числу активных партнеров добавилось порядка 40 новых работодателей. В следующем году, по нашим прогнозам, активность компаний будет еще более интенсивной.

Во-вторых, это объясняется активной позицией самих студентов. Вышкинцы посещают карьерные мероприятия (Ярмарки вакансий, Дни карьеры, мастер-классы, презентации, тренинги компаний-работодателей), обращаются за карьерными и профориентационными консультациями, следят за новостями рынка труда актуальной для них сферы.

В-третьих, совмещением работы и учебы, прохождением студентами стажировок у потенциальных работодателей. По данным ежегодных мониторингов карьеры студентов выпускных курсов, которые проводил Центр развития карьеры ВШЭ с 2005 по 2010 годы, нередки случаи, когда к моменту получения диплома Вышки, выпускник уже занимал руководящую позицию или имел опыт работы (по специальности!) не менее 3 лет.

В-четвертых, наличием в Вышке специальных сервисов и подразделений для студентов и выпускников, содействующих в личностном и карьерном развитии, плотного взаимодействия факультетов с представителями компаний, активного сотрудничества университета в различных сферах с бизнесом.

Какие трудности встречаются при поиске работы?

Часто выпускнику сложно определиться, какую именно сферу выбрать, поскольку полученное образование открывает перед ним широкий спектр возможностей. Одни прибегают к консультациям специалистов, другие изучают рынок самостоятельно, третьи (если не сделали это в годы учебы) продвигаются путем пробы себя в различных сферах экономики.

Также, работодатели отмечают несколько завышенные карьерные амбиции и зарплатные ожидания выпускников (правда, экономический кризис скорректировал данную ситуацию, самооценка молодых специалистов на рынке труда стала более адекватной), неготовность к «работе руками», к быстрому, но все-таки постепенному росту и продвижению.

Все это преодолеваемо и относится к разряду минусов, легко обращаемых в плюсы. Так, многофункциональный специалист может легко перемещаться между сферами, осваивая новые области, работая на стыке областей, тем самым обладая большим инновационным потенциалом. Завышенные амбиции со временем корректируются и становятся «здоровыми», превращаясь в эффективный «двигатель» выпускников по карьерной лестнице, они стимулируют к непрерывному обучению и саморазвитию, что изначально и закладывается в студентах университета.

Елена Калиновская, Новостная служба портала ВШЭ

Полное название учебного заведения - Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», сокращенно НИУ ВШЭ. Неофициальное название - результат студенческого народного творчества - «Вышка».

Этот университет входит в топ-5 лучших вузов страны и справедливо считается самым прогрессивным и престижным среди столичных заведений.

Общие сведения о НИУ "Высшая школа экономики"

Университет работает на бюджетно-коммерческой основе: заведение получает государственные дотации, доходы от собственных научных проектов, контрактных студентов и от сторонних спонсоров и организаций. Такие многоканальные вливания в бюджет университета дают возможность руководству заведения все время улучшать материально-техническую базу ВШЭ и само качество образования.

На базе НИУ «Высшая школа экономики» работает 128 научно-исследовательских центров, 36 научных и проектных лабораторий, 32 международные лаборатории под руководством иностранных научных сотрудников. ВШЭ ведет самую интенсивную среди столичных вузов международную деятельность, сотрудничает с 298 зарубежными партнерами, имеет 41 программу двойных дипломов с иностранными университетами.

Примечательно, что с самого дня основания заведение возглавляет постоянный ректор — Я. И. Кузьминов.

«Не для школы, а для жизни мы учимся» — девиз Высшей школы экономики.

История университета

Высшая школа экономики не может похвастаться бурной историей. Первый кирпичик этого европейско-ориентированного университета не закладывал сам Петр I, а его коридоры не топтали Ломоносов или Ницше.

Это сравнительно молодой, но очень интенсивно развивающийся, прогрессивный вуз. Если бы учебные заведения отождествляли с городами, то ВШЭ был бы Сингапуром или Гонконгом.

Итак, школу открыли для студентов с 17 ноября 1992 года. Уже в 2009-м этот вуз на конкурсной основе получил звание Национального исследовательского университета.

Факультет права. Можно смело утверждать, что этот факультет готовит лучших юристов русской современности. Это небезосновательно, ведь университет сам был создан не без участия административной и правящей верхушки. Важно отметить, что студентам преподают материал с огромным акцентом на практику. Приглашают специалистов из государственных учреждений, практикующих юристов и т. д.

Факультет гуманитарных наук . Этот факультет никак не назовешь профильным для ВШЭ, отзывы специалистов также отмечают, что гуманитариев здесь готовят с пониманием того, что их специализация априори уступает делам компьютерщиков или экономистов. Но на факультете сильнейшая школа иностранных языков. Также большинство лекций являются публичными и факультативными для студентов других специальностей. На культурологию, философию и дополнительные курсы иностранных языков может приходить каждый студент, который жаждет расширения кругозора.

Факультет коммуникаций, медиа и дизайна. Этот факультет - вотчина студенток, особ мужского пола здесь даже меньше, чем в пединституте. Видимо, лавры Анны Винтур или Кэрри Брэдшоу не дают покоя больше особам прекрасного пола. А если серьезно, то на факультете готовят не только журналистов, а скорее полноценных специалистов для медиакоммуникаций с уклоном на работу в интернет-среде, PR-компаниях, проектных учреждениях.

Факультет экономических наук - самый что ни на есть профильный и крупнейший факультет. Студенческие отзывы об экономике и статистике в ВШЭ как о направлении подготовки звучат довольно неоднозначно. Якобы академическая нагрузка среди учащихся на грани непосильной. Зато сотрудничество с мировыми транснациональными корпорациями и университетами, которое имеется на этом факультете, дает студентам доступ к уникальным знаниям и возможность безграничного развития и успешного трудоустройства в любой точке мира. Здесь выпускают будущих Генри Фордов и Адамов Смитов. Опустим глаза на то, что здесь успешно отучился небезызвестный С. Мавроди.

Международный институт экономики и финансов (МИЭФ)

Об этом факультете однозначно следует поговорить отдельно. Это бриллиант среди жемчужин. Уникальное образовательное учреждение на просторах СНГ. Для его создания в далеком 1997 году НИУ ВШЭ и Лондонская школа экономики (входит в тройку лидеров экономического образования в мире) объединили усилия. И получилось такое грандиозное детище. Выпускники института получают и конфетку, и мороженое - диплом ВШЭ и диплом Лондонской школы экономики.

Конкурс беспощадный, да и нагрузка на факультете внушительная. С самого первого учебного дня все обучение проводится на английском. Бюджетные места только для победителей всероссийской олимпиады. Восторженные отзывы о международных отношениях у ВШЭ только подогревают интерес публики к этому вузу. Студенты треть курса проводят в Лондоне, вбирая все практические знания, которые может подарить опыт подобного образования. Ажиотаж вокруг поступления на этот факультет огромен, не останавливает абитуриентов даже плата за обучение в размере 600 тыс. рублей в год.

Если смелости и финансов не хватило на обучение в МИЭФ, можно получить степень бакалавра на другом факультете, а на магистратуру поступать по программе двойного диплома. Таких программ у «Вышки» 40 штук.

Особенности обучения в ВШЭ

Существует большое количество образовательных особенностей в НИУ ВШЭ. Отзывы студентов отмечают, что обучение в этом вузе не похоже на стандартное образование в нашей стране совершенно. Но это объяснить как раз легко - университет жадно вбирает опыт успешных мировых учебных заведений. И если обратить внимание на успех выпускников ВШЭ, то остальным национальным университетам также не помешало бы расширить взгляды на преподавание и не отворачиваться от успешного мирового опыта.

Высшая школа экономики стала одним из первых национальных университетов, которые перешли на программу обучения 4+2 (бакалавриат, магистратура). Учебный год разбит не на семестры, а на модули, их четыре, в конце каждого студентов ждет аттестация. Сумма оценок за модули определяет годовую оценку.

Система оценивания - десятибалльная, на европейский манер.

В тактике построения образовательного процесса видна ориентация на успех. Студентов сразу готовят быть уверенными, конкурентоспособными и крайне мотивированными. В университете работает система рейтингов. Отзывы студентов НИУ ВШЭ об этих самых рейтингах пестрят дьявольскими смайлами, но даже недовольные, уставшие студенты признают, что ничто так не мотивирует, как этот самый рейтинговый риск.

Так в чем тут дело? Да все просто. Контрактники с высоким рейтингом получают скидки или переводятся на бюджет. Бюджетники с высоким рейтингом сохраняют стипендию, со средним рейтингом - теряют стипендию, с низким переводятся на контракт. Это стимулирует студентов быть активными, учиться нон-стопом, привыкать к условиям высококонкурентной среды.

Такого предмета, как «Физическая культура», в университете нет. Есть тренажерный зал, различные секции, курсы и т. д. Пожалуйста, развивайтесь, заботьтесь о своем здоровье и физическом состоянии. Но это дело выбора.

Положительные отзывы студентов о ВШЭ

Субъективнее мнения студентов может быть только мнение детей. Часто отзывы учеников ВШЭ основаны на личном успехе или провале в процессе учебы. Но довольно много молодых людей осмеливаются изложить-таки объективно и рационально свое мнение о Вышке.

Огромный плюс университету - за одно это обстоятельство ему нужно поставить монумент в виде счастливого студента - в ВШЭ практически нет коррупции. Это отмечает большинство студентов. То ли причина в интенсивном финансировании деятельности вуза спонсорами, то ли в верности принципам «европейской прозрачности», но студенты сходятся на том, что получить диплом только знаниями тут очень даже реально.

Качество знаний, лекций и подготовка преподавателей варьируется на разных факультетах. Если анализировать отзывы о ВШЭ в Москве, то студенты сходятся на том, что качество преподавания на гуманитарном и политологическом профиле немного отстает.

Ни один отзыв не опишет качество образования настолько красноречиво, как статистика трудоустройства по профилю после окончания этого вуза: 94 % выпускников нашли подходящую работу. Это притом, что 48 % пригрели теплое корпоративное местечко еще до получения диплома. Ведущие компании засылают своих рекрутов в престижные университеты, чтобы те присматривались к ценным кадрам, когда они еще сидят на студенческой скамье.

Какие отрицательные аспекты обучения в ВШЭ чаще всего указывают студенты в отзывах

Больше всего студенты жалуются на нагрузки и на необходимость получать знания в условиях перманентной конкуренции. Рассуждать о том, можно ли сталкивать лбами студентов, которые еще вчера были детьми, можно бесконечно. Но руководство ВШЭ сделало выбор, и систему рейтингов отменять не собирается.

Также студенты негодуют по поводу системы «Антиплагиат». Есть университетская программа, на которой проверяют каждую работу. В тексте допускается только 20 % цитирования с точным указанием источника. Все остальное - личные суждения автора, выводы и т. д. Естественно, это многократно увеличивает время на подготовку рефератов и курсовых для студентов.

Общежития Высшей школы экономики

Корпусы ВШЭ разбросаны по городу, как и общежития. Сегодня у Высшей школы экономики работает 9 общежитий. Отзывы об общежитиях ВШЭ преимущественно положительные, но ироничные донельзя. Весь юмор в том, что находятся они в Подмосковье, и дорога от места жительства до учебного корпуса - это неиссякаемая почва для студенческих шуток. Если отбросить это неудобство, то в остальном общежития ВШЭ сделаны «для людей». Они квартирного типа, в них есть все удобства. В Москве есть Оно дешевле и ближе, но подходит только для непритязательных в плане комфорта жильцов.

Во всех общежитиях есть беспроводной бесплатный интернет с возможностью доступа в любое время суток.

Атмосфера в общежитии приподнятая, продуктивная и мотивирующая. В ВШЭ сделали элементарно-гениальную вещь, отдали должное стремлению каждого человека к бытовому комфорту. Сделали для студентов современные аудитории и общежития, и те не заботятся, как бы накопить воду в тазиках, помыть волосы над раковиной и т. д. А заботятся о приобретении знаний и саморазвитии.

Магистратура в ВШЭ: отзывы студентов, магистерские программы

Документы в принимает в электронном виде. После утверждения электронной заявки оригиналы можно привезти в приемную комиссию или отправить почтой.

Все абитуриенты проходят конкурс в виде вступительных экзаменов (чаще всего экономика + английский язык + математика, но дисциплины варьируются в зависимости от факультета).

Приказ о зачислении выдается где-то в середине августа, за две недели до начала лекций.

Магистерские программы в ВШЭ выглядят очень привлекательно. Практически все они двусторонние и дают возможность студентами получить двойные дипломы и получить уникальный опыт обучения в Сегодня ВШЭ сотрудничает с университетами Гумбольдта в Берлине, Пантеон-Сорбонна в Париже, Мейсона в Нью-Йорке, с 10 вузами Британии, включая Лондонскую Школу политических наук, а также высшими заведениями в Канаде, США, Люксембурге, Финляндии и т. д.

Большинство из нас учится для того, чтобы найти затем хорошую работу. В свою очередь, каждому уважающему себя вузу интересно


положение выпускников на рынке труда и их оценка полученного образования . Этим вопросам посвящено одно из последних исследований Центра внутреннего мониторинга ВШЭ. Весной 2011 года было опрошено 1748 выпускников, которые окончили университет в разные годы (2004-2010).
Подробнее >> В Мой Мир

Спасибо, almamater!

Спасибо, almamater!

«Не для школы, а для жизни мы учимся » — таков девиз Высшей школы экономики. «Вышка пытается в первую очередь обеспечить учащихся аналитическим инструментом, — объясняет принципы обучения в Высшей школе экономики ректор Ярослав Кузьминов . — Невозможно преподать весь массив знания ни в одной отрасли знаний, можно научить его добывать. Совершенно неизвестно, чем будут зарабатывать наши студенты через пять лет, технологии и в материальном производстве, и в информатике, и в социальной жизни, и в финансовой жизни меняются так быстро, что если мы сегодня всех будем учить хорошо отработанным инструментам зарабатывания денег, не факт, что они не проиграют завтра. Мне кажется, что выпускник исследовательского университета должен иметь возможность осваивать любую технологию самостоятельно, и это его выделяет, отличает от стандартного вуза».

Именно поэтому в Вышке делают акцент на преподавании теории и развитии личностных навыков, способствующих адаптации к постоянно меняющимся окружающим условиям. Опрос выпускников свидетельствует, что для большинства полученные в вузе знания и навыки в рамках специальности соответствуют их занятости на рынке труда. Так, респондентов просили оценить, насколько их текущая работа соответствует специальности, которую они получили. Оценки выставлялись по 7-балльной шкале, где 1 — «совершенно не соответствует», а 7 — «полностью соответствует». Большинство выпускников оценивают соответствие текущей работы полученной специальности на 5-7 баллов (55%). Стоит отметить, что среди тех, кто окончил две ступени образования в НИУ ВШЭ (бакалавриат и магистратуру), почти нет тех, кто говорит о расхождении между их текущей занятостью и полученным образованием.

Говоря о приобретенных компетенциях, в основной своей массе опрошенные отметили, что они научились справляться с большим объемом работы, самостоятельно осваивать новые области знания, четко и ясно излагать свои мысли на письме, развили творческие способности и общую эрудицию, научились работать в группе над совместными проектами, развили навык устных выступлений, презентаций, улучшили знания иностранных языков, расширили возможности в использовании базовых компьютерных программ, приобрели практические навыки для работы.

Отвечая на вопрос о том, чему в большей степени способствовало обучение в университете, 55% выпускников отметили появление у них уверенности в возможности самореализации, 48% указали, что благодаря учебе получили профессию, востребованную на рынке труда, у 46% сформировался круг единомышленников и близких по духу людей, у 27% — круг профессионального общения, 20% приобрели необходимые связи для трудоустройства.

Как выпускники находят работу?

Как правило, вышкинцы находили первую работу самостоятельно или по рекомендации студентов и преподавателей: 30% — через специализированные сайты, 19% отправили резюме напрямую, на 14% вышли сами сотрудники компаний, 12% были рекомендованы преподавателями или сотрудниками ВШЭ, 11% устроились через студентов или выпускников ВШЭ. Тех же, кто нашел работу через родственников или друзей, было 23%.

Стоит отметить, что при последующей смене работы процент тех, на кого представители той или ной компании вышли сами, значительно больше — 30%, что свидетельствует о росте востребованности выпускников Вышки на рынке труда по мере накопления опыта. И чем больше проходило времени после окончания университета, тем меньшая доля трудоустраивалась по рекомендации преподавателей или сотрудников ВШЭ (4%).

Как быстро выпускники Вышки находят работу?

Всего 6% опрошенных выпускников не работали на момент опроса. Учитывая тот факт, что в мониторинге участвовали и выпускники специалитета, и бакалавриата, и магистратуры, следует отметить, что многие из опрошенных не работают именно потому, что продолжают обучение на следующих ступенях. Впрочем, были и те, кто просто не нуждается в постоянном заработке. В цифрах их количество скорее всего близко к статистической погрешности.

Подавляющее большинство респондентов (94%) трудоустроены. При этом 48% опрошенных начали работать до получения диплома, остальные устроились в первые месяцы после окончания обучения.

Первая работа после университета

По найму в различных компаниях и организациях работают 93% выпускников, 3% занимаются собственным бизнесом, еще 3% становятся фрилансерами, то есть выполняют проекты для различных заказчиков в качестве «свободных художников».

В последние годы доля наемных работников среди выпускников постепенно снижается. Если в 2004-2007 годах их количество было 96-98%, то в 2008-м доля снизилась до 94%, а в 2009-2010 годах — до 91%. Переломным стал 2008 год. До этого времени доля предпринимаетелей и фрилансеров равнялась 1-2% для каждой категории. А среди выпускников 2008-2010 годов тех, кто занялся собственным бизнесом насчитывалось уже 3-5%. Количество фрилансеров за эти годы достигло 4-6%.

Сколько платят выпускнику Высшей школы экономики?

Наиболее интересны здесь стартовые зарплаты выпускников 2010 года. Итак, выпускники прошлого года свою карьеру начали с зарплаты от 25 000 рублей после бакалавриата до 35 000 рублей после магистратуры. Наибольший среднемесячный размер стартовой заработной платы для выпускников всех ступеней 2010 года (после вычета налогов) наблюдался на факультете бизнес-информатики (38 000 рублей), наименьший — на факультете социологии (28 000 рублей). Стоит отметить, что в анализ не были включены данные по факультетам, на которых размер своего стартового заработка указали менее 20 респондентов.

В дальнейшем зарплата бывших студентов увеличивается. Если взять в расчет, что почти половина респондентов работала уже перед окончанием учебы, то старт карьеры у выпускников 2010 года пришелся на весну — осень 2010 года. Следующий «замер» их зарплат приходится на весну 2011 года, когда проводился мониторинг и когда их спрашивали не только о стартовой зарплате, но и о текущей. Так вот, через год средний заработок выпускников 2010 года вырос и колеблется в пределах от 30 000 до 55 000 рублей. Лидер здесь прежний — факультет бизнес-информатики с заработной платой 55 000 рублей. Также наиболее высокооплачиваемыми оказались выпускники факультета мировой политики и мировой политики — 45 000 рублей. Примечательно, что далеко от лидеров по размеру заработной платы не ушли и наименее оплачиваемые бывшие студенты отделения деловой и политической журналистики — 33 000 рублей.

Где работают выпускники Вышки?

Можно сказать, что бывшие вышкинцы работают по всему миру. Конечно, подавляющее большинство (94%) занято в экономике России. Но есть и те, кто работает в европейских странах — Германии, Франции, Швейцарии и других, таких 2%. В Великобритании трудятся 1% опрошенных. Доля остальных стран, например США, Китая, составляет менее 0,5%.

Сферы деятельности выпускников вполне предсказуемы, учитывая основную направленность университета. Наиболее часто участники мониторинга отмечали следующие: банки, инвестиции, лизинг, финансы (11%), IT, Интернет, телеком (10%), PR, маркетинг (9%), торговля (9%), образование и наука (6%). Нужно отметить тот факт, что у гуманитарных факультетов — исторического , филологического — выпускников пока нет. И как только они появятся, можно ожидать, что список сфер деятельности выпускников ВШЭ расширится.

Распределение по сферам занятости выпускников отдельных факультетов весьма закономерно: в банковской сфере преобладают выпускники факультета экономики, МИЭФ и мировой экономики и мировой политики. Большинство занятых в сфере информационных технологий — выпускники бизнес-информатики, в маркетинге явно имеют перевес выпускники факультета социологии и прикладной политологии, а также отделения деловой и политической журналистики. Торговля представляется более диффузной сферой, тем не менее, можно отметить, что в ней заняты 16% выпускников факультета менеджмента.

Татьяна Дубова
Комментарий Татьяны Дубовой , директора по работе с партнерами Высшей школы экономики (Дирекция по работе с партнерами поддерживает связи университета с другими вузами, а также с выпускниками ВШЭ. — Прим. ред.)

— Как вы оцениваете итоги опроса?

— Прежде всего, я очень рада, что дан успешный старт новому, важному для Школы мониторинговому исследованию, получению обратной связи от выпускников. Все мы понимаем, что успешность выпускников — это объективный показатель успешности вуза. Если оценивать полученные результаты, то мне как психологу интереснее не интегральные показатели, а конкретные люди, которые за ними стоят. Исследование не только дало нам интересные данные, но и подняло новые вопросы. Например, почему часть наших выпускников не сразу находят себе работу? Согласитесь, если человек в течение нескольких месяцев по окончании вуза не может устроиться на работу, для него это может быть серьезной личной проблемой. Разумеется, причины могут быть очень разные. Чаще, чем можно было предположить мы, разговаривая с выпускниками, сталкиваемся и с такой формулировкой: «Работу не искал, хотел отдохнуть от учебы ». Если человек может себе позволить помедитировать полгодика — такого рода пауза может быть очень продуктивна — остается только порадоваться за него.

Но наиболее типичная ситуация, с которой сталкиваются выпускники — это нежелание работодателей брать на работу специалистов без опыта работы. Отчасти этим объясняется довольно высокий среди наших студентов процент тех, кто совмещает учебу с работой. С одной стороны, они получают по окончании вуза сравнительное преимущество перед теми, кто только учился. Оборотная сторона: подобное совмещение идет не на пользу учебе, так как ведущим видом деятельности для студента становилась уже не учеба, а работа. Поскольку опрос был анонимным, мы не можем посмотреть корреляции с его успеваемостью. Или причина в том, что выпускник не сумел проявить свою компетентность в ситуации интервью? Согласитесь, выводы, которые следуют из одной этой цифры совершенно разные.

Или возьмем работу по специальности. Мне кажется, что не стоит абсолютизировать важность этого показателя. Человек может всю жизнь работать по специальности и люто ее ненавидеть. По-моему гораздо важнее, чтобы человек никогда не переставал искать себя и передвигаться в сторону идеального для себя занятия. Хорошо, если он сразу нашел себе место по душе, но на практике это происходит довольно редко, учитывая совершенство не существующей в стране системы профессиональной ориентации. Это подтверждается и тенденцией, отмеченной проректором ВШЭ Григорием Канторовичем по результатам нынешнего приема документов в магистратуру, — увеличение количества тех, кто меняет направление обучения через четыре года. Я считаю, что это хорошо, надо активно использовать веер имеющихся возможностей. Пока же типичной является ситуация, когда абитуриент (или скорее его родители) выбирают вуз, а не образовательную программу.

Согласно экспертным оценкам, в ближайшие десять лет 80% существующих технологий и оборудования устареет, к этому времени 4 из каждых 5 работников будут иметь образование, полученное более 10 лет назад. Что это означает? Только одно: не существует альтернативы непрерывному образованию. Извините за трюизм. То есть обучаемость становится обязательным (но не достаточным) условием жизненного успеха. Задача университета — помочь выпускникам быстро восполнить выявленный дефицит знаний или компетенций, предлагая гибкие программы профессионального «тюнинга». Поэтому слоган Вышки получает новое звучание: Со Школой по жизни!

— Мониторинг показал, что выпускники в общем довольны своим образованием. А насколько их знаниями довольны работодатели?

— Этот вопрос лучше задать директору Центра развития карьеры ВШЭ, который поддерживает связи с широким кругом работодателей. Но, насколько я знаю, систематических исследований мнения работодателей о наших выпускниках пока не проводилось. Я видела результаты небольшого исследования, проведенного ГФК «Русь » по выпускникам социологических факультетов, но оно носило сугубо пилотный характер. Такого рода исследования довольно сложны и трудоемки. В настоящее время мы совместно с факультетом менеджмента запускаем первое исследование работодателей. Одной из целей этого исследования является получение международной аккредитации магистерских программ факультета менеджмента. Осенью мы сможем сравнить мнение выпускников о полученном в Вышке образовании с мнением работодателей о наших магистрах менеджмента. Очень интересно, что получится! Далее мы сможем проводить подобные опросы регулярно. Уверена, что результаты будут полезны вузу, особенно учебному блоку для коррекции образовательных программ.

Качество начатых исследований напрямую зависит от собранной контактной базы выпускников и работодателей. Поверьте, это очень непростая задача. Достаточно представить, как сложно найти контакты тех, кто закончил Вышку много лет тому назад. Очень приятно, что отклик на анкету оказался выше, чем мы рассчитывали - почти 50%. В связи с этим я хотела бы обратиться ко всем выпускникам с просьбой помочь нам обновить контактную информацию, зарегистрировавшись на сайте Ассоциации выпускников Вышки . Оставайтесь на связи — вы нам интересны! И надеемся, что интерес взаимный.

Также на вопросы о трудоустройстве выпускников Вышки ответила руководитель Центра развития карьеры ВШЭ Ольга Борисова .

— Ольга Александровна, насколько легко выпускнику ВШЭ найти работу?

— В целом, легко. Такая ситуация объясняется комбинацией ряда факторов. Во-первых, безусловно, престижностью вуза и высоким уровнем образования, которое студенты получают в ВШЭ. Работодатели активно востребуют таких выпускников во многих сферах. В частности, в числе активных партнеров Центра развития карьеры более 700 компаний и учреждений, среди них представители финансовой сферы, госслужбы, консалтинга, FMCG, компании нефтегазовой отрасли, исследовательские компании и прочие. Более того, работодатели стараются привлечь студентов НИУ ВШЭ с помощью различных рекрутинговых и HR-брендинговых мероприятий, также компании участвуют в учебном процессе, начиная с третьего курса. Конкурентная борьба ведущих российских и зарубежных компаний за потенциальных сотрудников разворачивается уже в этот период. Студентов приглашают пройти стажировку, производственную или преддипломную практику, поступить на работу по гибкому графику. Так, к примеру, в течение 2010-2011 учебного года в ВШЭ прошло около 100 рекрутинговых и карьерно-образовательных мероприятий с участием 150 компаний, к числу активных партнеров добавилось порядка 40 новых работодателей. В следующем году, по нашим прогнозам, активность компаний будет еще более интенсивной.

Во-вторых, это объясняется активной позицией самих студентов. Вышкинцы посещают карьерные мероприятия (Ярмарки вакансий, Дни карьеры, мастер-классы, презентации, тренинги компаний-работодателей), обращаются за карьерными и профориентационными консультациями, следят за новостями рынка труда актуальной для них сферы.

В-третьих, совмещением работы и учебы, прохождением студентами стажировок у потенциальных работодателей. По данным ежегодных мониторингов карьеры студентов выпускных курсов, которые проводил Центр развития карьеры ВШЭ с 2005 по 2010 годы, нередки случаи, когда к моменту получения диплома Вышки, выпускник уже занимал руководящую позицию или имел опыт работы (по специальности!) не менее 3 лет.

В-четвертых, наличием в Вышке специальных сервисов и подразделений для студентов и выпускников, содействующих в личностном и карьерном развитии, плотного взаимодействия факультетов с представителями компаний, активного сотрудничества университета в различных сферах с бизнесом.

— Какие трудности встречаются при поиске работы?

— Часто выпускнику сложно определиться, какую именно сферу выбрать, поскольку полученное образование открывает перед ним широкий спектр возможностей. Одни прибегают к консультациям специалистов, другие изучают рынок самостоятельно, третьи (если не сделали это в годы учебы) продвигаются путем пробы себя в различных сферах экономики.

Также, работодатели отмечают несколько завышенные карьерные амбиции и зарплатные ожидания выпускников (правда, экономический кризис скорректировал данную ситуацию, самооценка молодых специалистов на рынке труда стала более адекватной), неготовность к «работе руками», к быстрому, но все-таки постепенному росту и продвижению.

Все это преодолеваемо и относится к разряду минусов, легко обращаемых в плюсы. Так, многофункциональный специалист может легко перемещаться между сферами, осваивая новые области, работая на стыке областей, тем самым обладая большим инновационным потенциалом. Завышенные амбиции со временем корректируются и становятся «здоровыми» превращаясь в эффективный «двигатель» выпускников по карьерной лестнице, они стимулируют к непрерывному обучению и саморазвитию, что изначально и закладывается в студентах университета.

Елена Калиновская, Новостная служба портала ВШЭ Кадровый ответ, или как и где находит работу выпускник ВШЭ Большинство из нас учится для того, чтобы найти затем хорошую работу. В свою очередь, каждому уважающему себя вузу интересно положение выпускников на рынке труда и их оценка полученного образования . Этим вопросам посвящено одно из последних исследований Центра внутреннего мониторинга ВШЭ. Весной 2011 года было опрошено 1748 выпускников, которые окончили университет в разные годы (2004-2010).
Подробнее >> В Мой Мир Предпрофессиональный экзамен, который проводится в рамках городских образовательных проектов «Инженерный класс в московской школе», «Медицинский класс в московской школе»,
02.03.2019 Московский центр качества образования Президент РФ Владимир Путин выразил глубокие соболезнования в связи с кончиной лауреата Нобелевской премии по физике, академика Жореса Алферова, он отметил вклад ученого в развитие отечественной и мировой науки,
02.03.2019 MosDay.Ru В Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении города Москвы «Юридический колледж» состоялось торжественное мероприятие, посвященное выпуску специалистов правоохранительной деятельности.
02.03.2019 ГУВД по г.Москве В феврале этого года указом мэра Москвы заведующей кафедрой реставрации факультета церковных художеств ПСТГУ Галине Сергеевне Клоковой, реставратору высшей категории, заслуженному работнику культуры РФ,
02.03.2019 ПСТГУ Студенты-первоклассники из Гимназии Сколково 23 февраля приняли участие в фестивале «Дни робототехники в Пермском крае FEST RUSSIA OPEN 2019», который проходил в рамках всероссийского Чемпионата FRO 6+.
01.03.2019 Район Можайский ЗАО Москвы

Виктор Садовничий, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова, 25 января на заседании попечительского совета , что вуз является «кузницей олигархов». Согласно данным федерального портала «Российское образование», МГУ является лидером среди российских вузов по числу выпускников, которые принимают участие в правлении крупнейших компаний России..

Из ста богатейших бизнесменов России по версии Forbes в 2016 году десять предпринимателей действительно являются выпускниками МГУ. Петр Авен, занимающий 19 место в рейтинге, является председателем совета директоров Банковской группы «Альфа-Банк», Дмитрий Каменщик (29 место) возглавляет компанию «ИстЛайн», совладелец Mail.ru Group Юрий Мильнер находится на 32 месте в списке Forbes, а Александр Мамут (37 место) владеет медиахолдингом Rambler & Co.

Второе место занимает Московский государственный институт международных отношений (МГИМО): в рейтинге Forbes 2016 года пятеро выпускников представляют свою альма-матер. К ним относятся Алишер Усманов (3 место в рейтинге), основавший USM Holdings, Владимир Потанин (4 место), гендиректор ГМК «Норильский никель», Игорь Кесаев (35 место), Анатолий Ломакин (53 место) и Сергей Кациев (83 место).

Трое миллиардеров закончили МИСиС: Михаил Фридман, второй богатейший человек в России, Герман Хан (10 место) и Алексей Кузьмичев (15 место). Кроме того, Филарет Гальчев (47 место) окончил Горный университет, который с 2014 года входит в состав МИСиС.

Ленинградский институт физической культуры и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, который переименовали в Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья, может похвастаться тремя выпускниками в рейтинге ста богатейших людей России Forbes. Это Лев Кветной (60 место), а также Аркадий и Борис Ротенберги (75 и 76 места соответственно).

Также три бизнесмена окончили Магнитогорский горно-металлургический институт. Виктор Рашников (23 место), Петр Кондрашев (52 место) и Константин Струков (94 место) владеют комбинатами по переработке полезных ископаемых и компаниями по их добыче.

В списке Forbes присутствует три выпускника МАИ и еще три - МФТИ. Первый вуз окончили Вячеслав Кантор (33 место), Олег Бойко (58 место, причем Бойко также окончил РАНХиГС) и Дмитрий Ананьев (39 место). В Физтехе учились Александр Абрамов (24 место), Александр Фролов (49 место) и Константин Григоришин (82 место).

В Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова образование получили еще три миллиардера: Андрей Мельниченко (11 место), Александр Скоробогатько (40 место; до этого окончил Славянский государственный педагогический университет) и Юрий Шефлер (43 место).

Девятое место по количеству выпускников между собой делят Грозненский государственный нефтяной технический университет имени М.Д. Миллионщикова, Московский государственный университет путей сообщения Николая II, Уральский политехнический институт и Финансовый университет (в котором, как и в РЭУ имени Плеханова, также получили второе образование некоторые крупные предприниматели). Четверо человек из списка вообще не получили высшего образования (по некоторым данным, Роман Абрамович, занимающий 13 место, также не окончил вуз).

Вуз ФИО состояние (млрд долл.)
Саит-Салам Гуцериев 1,5
Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова Руслан Байсаров 0,9
Леонид Богуславский 1,2
Московский государственный университет путей сообщения Анатолий Карачинский 0,9
Сергей Попов 4,5
Уральский политехнический институт Андрей Козицын 2,4
Финансовый университет Михаил Прохоров 7,6
Финансовый университет Андрей Бокарев 0,95

Богатейший человек России, Леонид Михельсон, окончил Куйбышевский инженерно-строительный институт, который теперь называется Самарский государственный архитектурно-строительный университет. Пятое место в рейтинге принадлежит Геннадию Тимченко, который защищает честь Балтийского государственного технического университета «Военмех» имени Д.Ф. Устинова. Любопытно, что среди оставшихся 55 бизнесменов есть и выпускник зарубежного вуза: Вячеслав Мирилашвили (85 место), сооснователь социальной сети «ВКонтакте», окончил Университет Тафтса в штате Массачусетс, США.

Вуз ФИО состояние (млрд долл.)
СГАСУ Леонид Михельсон 14,4
БГТУ «Военмех» имени Д.Ф. Устинова Геннадий Тимченко 11,4
ИНЖЭКОН (теперь объединился в СПбГЭУ) Алексей Мордашов 10,9
Московский институт инженеров железнодорожного транспорта Виктор Вексельберг 10,5
Высшая коммерческая школа при ВАВТ Владимир Лисин 9,3
Азербайджанский институт нефти и химии Вагит Алекперов 8,9
ПГМУ имени академика Е.А. Вагнера Дмитрий Рыболовлев 7,7
Алматинский технологический университет Михаил Гуцериев 5,9
КубГУ Сергей Галицкий 5,7
МГГУ имени М.А. Шолохова (теперь объединился в МПГУ) Андрей Скоч 5,3
Национальный университет Узбекистана Искандер Махмудов 4
Ростовский военный институт ракетных войск имени М.И. Неделина Леонид Федун 3,9
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма Андрей Гурьев 3,6
Национальный политехнический университет Армении Самвел Карапетян 3,1
МИЭМ (теперь подразделение НИУ ВШЭ) Александр Светаков 2,9
СПбГТИ Александр Несис 2,9
РХТУ имени Д.И. Менделеева Владимир Евтушенков 2,4
МИРЭА Вадим Мошкович 2,3
ТНУ имени В.И. Вернадского Александр Пономаренко 2,3
Туркменский государственный университет Игорь Макаров 2,1
РАНХиГС Владимир Богданов 1,7
Дагестанский государственный университет Сулейман Керимов 1,6
РУДН Микаил Шишханов 1,6
МГСУ Данил Хачатуров 1,4
Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени К.И. Скрябина Фархад Ахмедов 1,4
УрГЭУ Игорь Алтушкин 1,4
Бакинский политехнический институт Арас Агаларов 1,2
ИвГУ Борис Минц 1,2
МЭИ Андрей Косогов 1,2
РГУ нефти и газа Александр Джапаридзе 1,2
СПбГУ Кирилл Шамалов 1,2
Университет Нархоз Василий Анисимов 1,2
Государственный университет управления Елена Батурина 1,1
ДонНУ Андрей Раппопорт 1,1
Институт криптографии, связи и информатики Академии ФСБ России Евгений Касперский 1,1
Всероссийский заочный финансово-экономический институт Мегдет Рахимкулов 1
МГЛУ Алексей Ананьев 1
Московский международный университет бизнеса и информационных технологий Роман Авдеев 1
Национальный университет «Львовская политехника» Валенин Гапонцев 1
НГУ Виктор Харитонин 1
Уральский государственный технический университет Дмитрий Пумпянский 1
Институт архитектуры и строительства ВолгГТУ Зелимхан Муцоев 0,95
Московский государственный университет дизайна и технологии Алексей Богачев 0,95
Нижнетагильский педагогический институт Вячеслав Брешт 0,95
СГЭУ Леонид Симановский 0,95
ТулГУ Анатолий Скуров 0,95
Университет Тафтса (штат Массачусетс) Вячеслав Мирилашвили 0,95
Уральский государственный горный университет Николай Максимов 0,95
Дагестанский политехнический институт Владимир Лещиков 0,9
нет данных Алексей Хотин 0,9
Тольяттинская академия управления Сергей Гордеев 0,9
Пермский государственный университет Андрей Кузяев 0,85
Петербургский государственный университет путей сообщения Николай Буйнов 0,85

ВШЭ, созданная на волне либеральных реформ 1990-х, теперь получает миллиарды, работая как экспертный центр для правительства и администрации президента. РБК разбирался, как ей удалось завоевать деньги и доверие государства

Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

«Они абсолютно откровенно здесь разжигают, де-факто готовят такое майдановское подполье и являются той самой пятой колонной… Почему мы терпим существование таких организованных террористических группировок под эгидой политфака Высшей школы экономики? Это нормально?» — возмущался в феврале 2014 года ведущий телеканала «Россия» Владимир Соловьев в своей программе на радио «Вести FM» . Поводом стала студентка Высшей школы экономики (ВШЭ) Юлия Архипова. Телеведущему показалось, что она сочувствует в социальных сетях протестующим на Майдане гражданам Украины.

Менее чем за год до передачи в университете прошли обыски по третьему делу ЮКОСа , следователи пришли на кафедру советника президента по правам человека Михаила Федотова, участвовавшего в экспертизе по второму уголовному делу компании. У ректора Ярослава Кузьминова весной 2014 года заканчивался контракт, правительство затягивало с его продлением.

В итоге договор продлили еще на пять лет. «Я не рассматривал «дело экспертов» как угрозу ВШЭ, — вспоминает теперь ректор. — «Вышка» — слишком большой и значимый университет, а следственные действия велись по поводу нескольких наших сотрудников. Хотя само дело кажется мне странным и искусственным, чтобы беспокоиться по поводу позиции одного из следователей Следственного комитета». Сам Кузьминов стал к власти даже ближе, чем его вуз: за минувший год он был избран депутатом Мосгордумы и назначен сопредседателем московского отделения Общероссийского народного фронта (ОНФ). Декларируемые доходы ректора выросли с 19,9 млн до 45,2 млн руб. в год. Доходы университета (без учета капитальных вложений и инвестиций) выросли за два года более чем на 30%. Как ВШЭ удалось завоевать деньги и доверие государства?

Не совсем либералы

В Высшей школе экономики любят рассказывать, что постановление о ее создании в ноябре 1992 года — один из последних документов, подписанных Егором Гайдаром на посту главы правительства. ВШЭ «долго была любимой игрушкой либералов, стоящих у руля», вспоминает Кузьминов. Отцы-основатели вуза так или иначе имели в 1990-е годы отношение к власти. Научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин — бывший министр экономики, ординарный профессор Яков Уринсон и президент вуза Александр Шохин работали вице-премьерами. Чиновником среди них не работал только один человек — бессменный ректор Кузьминов.

«Распоряжение правительства о назначении ректора в 2014 году вышло на несколько дней позже, чем завершился контракт Кузьминова, так что по закону он был уволен (впервые за все время работы в «Вышке»), а вместе с ним и все проректоры, у которых контракт привязан к контракту ректора, — объясняет Новосельцев. — Университет обязан был выплатить им за все неиспользованные отпуска. Ярославу Ивановичу были начислены дополнительно 24,5 млн за почти 700 дней отпуска начиная с 1993 года. Некоторым проректорам, кто дольше всех работает, — от 6 до 13 млн». Проректор Жулин объяснил изменения своего дохода личными операциями с недвижимостью. Якобсон признался, что участвовал в нескольких успешных проектах: «Это тяжелая работа, я не хочу оправдываться, но деньги нам платят недаром».

Борьба за здания

Постоянная тема разговоров Кузьминова с властью — помещения для университета. Квадратных метров стремительно разрастающемуся вузу постоянно не хватает, говорит ректор, и это при том, что за 2010-2014 годы общая площадь зданий ВШЭ удвоилась — с 200 до 400 тыс. кв. м. Аудитории организованы в здании бывшей ткацкой фабрики, бизнес-центров, Министерства химической промышленности. Из гостиницы, присоединенной к Государственной академии специалистов инвестиционной сферы, вуз сделал общежитие. «Мы получаем обычно дикую рухлядь», — жалуется ректор.

На крупные ремонты и строительство выделяются целевые субсидии из федерального бюджета. Самые большие — по программе капитальных вложений, которая не входит в общий бюджет вуза. Так, в 2010 году на реконструкцию корпусов в Москве и Петербурге вуз получил 14,9 млрд руб. На капитальный ремонт в 2014 году — 533,2 млн руб., в 2013-м — 340 млн.


В 1994 году Александр Шохин, тогда министр экономики России, передал ВШЭ два здания. Одно из них на Кочновском проезде, бывшее НИИ планирования и нормативов при Госплане (Фото: Архив ВШЭ)

Площади разбросаны по всей Москве и Подмосковью, но львиная часть, в том числе и «рухляди», находится в дорогостоящем центре — на Мясницкой, Покровском бульваре, Петровке, Ордынке. «Нам удалось убедить руководство страны, что вуз должен развиваться в центре столицы. Специфика «Вышки» в том, что она — ведущий экспертный центр. Нам надо быть ближе к федеральным органам власти, которые хотят пользоваться нашими услугами», — говорит Шохин.

Один из последних корпусов, которые получил Кузьминов, — новый дом на Мясницкой, 11. Он стоит напротив здания ВШЭ, в котором с середины 1990-х сидел ректорат. В 1997 году Кузьминов и Шохин наблюдали начало стройки, которая затянется на 15 лет. Только в 2010 году ВШЭ попросила тогда премьера Путина купить для вуза площади в строящемся здании. Путин распорядился выделить вузу 2,2 млрд руб.

По оценкам компаний Knight Frank и Swiss Appraisal, аренда офисов в районе Мясницкой и Покровского бульвара рядом с помещениями ВШЭ в среднем стоит 25 тыс. руб. за 1 кв. м в год. Стоимость квадратного метра помещений в среднем составляет 215 тыс. руб. за 1 кв. м, оценили специалисты двух компаний. Значит, примерная цена дома на Мясницкой, 11, могла бы достигать почти 3 млрд руб.

Общая площадь «Вышки» вместе с арендной (по оценке проректора Александра Шамрина, на съем недвижимости в 2014 году ушло 500 млн руб.), согласно данным ВШЭ, — 522,3 тыс. кв. м, ее балансовая стоимость — 8,4 млрд руб. Это в разы меньше, чем у МГУ: согласно отчету вуза, университет пользуется 1,35 млн кв. м стоимостью 42,2 млрд руб. Несколько лет назад правительство и президент рассматривали идею передать ВШЭ помещения Верховного и Высшего арбитражного судов или купить площади в бизнес-центрах. Но в итоге от обоих вариантов власти отказались, сожалеет Кузьминов.

У Росимущества данных о недвижимости ВШЭ меньше: около 60 зданий, восемь квартир и несколько десятков помещений. Общая площадь — 390 тыс. кв. м . Кадастровая (близкая к рыночной) стоимость только московской недвижимости, согласно данным Росреестра и расчетам РБК, — более 16 млрд руб.


Тогда руководству страны вуз презентовал идею распределенного кампуса. По нему, рассказывает Шохин, университет должен расширяться по оранжевой ветке метро: ул. Мясницкая — Покровский бульвар — метро «Ленинский проспект». Идею поддерживают и лоббируют глава наблюдательного совета вуза, первый замруководителя администрации президента Вячеслав Володин и вице-премьер Ольга Голодец, говорят Шохин и Кузьминов.

В апреле 2015 года Дмитрий Медведев поручил Минобрнауки до 2017 года передать ВШЭ 110 тыс. кв. м учебных классов и лабораторий и 30 тыс. кв. м общежитий неэффективных вузов, «находящихся в непосредственной близости от основных учебных корпусов ВШЭ». В июле Кузьминов в письме премьер-министру (оба документа есть у РБК) жаловался на министерство: «В настоящее время обсуждение вариантов передачи имущественных комплексов не ведется». Медведев написал на письме «Почему не выполняете поручение?» и отправил его министру образования Дмитрию Ливанову. «Процесс согласования <…> проходит достаточно сложно, однако Минобрнауки России должно выполнить поручение Д.А. Медведева в установленные сроки», — сказали РБК в министерстве. Пока университету перешло общежитие Московского энергетического института в Лефортово, еще два помещения Московского университета пищевых производств рядом со станцией метро «Текстильщики» на очереди.

В ближайшее время ВШЭ может получить корпуса не только от Министерства образования. По словам Шамрина, сейчас «с правительством Москвы ведутся работы по формированию списка обмена зданиями вуза», удаленными от центра, на здания внутри Садового кольца. Конкретных предложений пока нет, но пресс-служба департамента имущества Москвы подтвердила факт переговоров.


Как получают лояльность

В российских вузах принято, чтобы попечительские советы возглавляли чиновники. Помощник президента Владислав Сурков — глава совета в МГТУ им. Баумана; спикер Госдумы Сергей Нарышкин — в РАНХиГС; попечительский совет МГУ возглавляет Владимир Путин.

«На каком-то заседании Ярослав [Кузьминов] предложил Володину [первому замруководителя администрации президента] пойти в наблюдательный совет. И тот согласился, мы вместе дружим и работаем. Он не участвует в решении академических дел, но помогает в решении тех вопросов, которые позволяют университету развиваться», — вспоминает научный руководитель ВШЭ Ясин. Володин возглавил совет в апреле 2014 года. Кроме него, в совет входит Ольга Дергунова (Росимущество), министр образования Дмитрий Ливанов, вице-мэр Москвы Леонид Печатников.


В 2010 году именно Ярослав Кузьминов предложил Владимиру Путину, тогда премьер-министру, создать «Стратегию-2020» (Фото: «РИА Новости»)

Функции наблюдательного и попечительского советов в университете разведены. Первый отвечает за хозяйство и стратегию, второй — за привлечение финансов. Попечительский совет возглавляет Герман Греф, а его члены — Виктор Вексельберг, Аркадий Волож, Михаил Задорнов, Леонид Михельсон, Вадим Мошкович и Михаил Прохоров. В отличие от МГУ, который получает крупные пожертвования от богатых выпускников, попечители вуз не оканчивали и привлекать их приходится проектами, а не «чувствами к alma mater», говорит Шохин. Целевые поступления и добровольные пожертвования, в том числе от попечителей университета, составляют 200-250 млн руб. в год, подсчитал Новосельцев.

Чиновников в набсовет Кузьминов приглашал сам. «Я могу записаться на прием к президенту и представить проект. И к Дмитрию Анатольевичу могу сам прийти. Для меня Володин не человек, который за меня куда-то пойдет. Но он гораздо больше встроен во власть, и для меня важно, чтобы он понимал, чем мы тут занимаемся. С Володиным мы знакомы давно. И у нас есть общий друг — Герман Греф», — объясняет ректор приглашение куратора внутренней политики в вуз. Члены наблюдательного совета собираются ежемесячно, его глава всегда присутствует на заседаниях, рассказывает источник в окружении Володина. По его словам, с Кузьминовым первый замглавы кремлевской администрации общается еще чаще. «Особенно часто они общаются сейчас, когда Кузьминов стал сопредседателем столичного отделения ОНФ, — говорит он. — С некоторыми решениями председатель наблюдательного совета выходит в правительство. Иногда просто надо проконтролировать исполнение чиновниками поручений президента и правительства, связанных с вузом».

По словам Кузьминова, в правительстве не сразу согласовали кандидатуру Володина. Вопрос решил Медведев. Кузьминов рассказывает: «Премьер меня вызвал и спросил, мое ли это собственное решение. Я объяснил, и через несколько дней он все подписал». Источник в кабинете министров говорит, что против никто не был: «Пусть уж за идеологию отвечает один человек, правительство в этом участвовать не станет».


«Ярослав Кузьминов — хороший экономист. Его знания и потенциал Высшей школы экономики пригодятся в Мосгордуме», — написал бывший министр финансов Алексей Кудрин в Twitter после избрания Ярослава Кузьминова в Мосгордуму (Фото: «РИА Новости»)

Володин — вузовский человек, говорит источник в его окружении: «Он 10 лет работал в вузе, прошел все ступени от ассистента до профессора, потом возвращался к этой работе, в том числе возглавлял кафедру госстроительства МГУ». Газета «Коммерсантъ» называла людьми Володина ректора Российского экономического университета им. Плеханова Виктора Гришина, ректора Первого московского государственного медицинского университета им. Сеченова Петра Глыбочко и декана факультета государственного управления МГУ политолога Вячеслава Никонова.

Несколько опрошенных РБК преподавателей ВШЭ уверены, что борьба за помещения стала причиной, по которой Кузьминов согласился выдвигаться депутатом в Мосгордуму и стать сопредседателем московского отделения ОНФ, который также курирует Володин. Сам ректор говорит: «Когда я решил идти в Мосгордуму, мы собрались с коллегами, занимающимися проблемами городской среды, социальной, бюджетной сфер, написали программу, которую сейчас и реализуем. Правда, сам университет в смысле кампуса пока от этого ничего не получил, что не уменьшает нашего интереса к участию в московской жизни». По данным источника, близкого к Мосгордуме, выдвигаться в депутаты Кузьминова просил лично Собянин. Ректор говорит, что сам решил стать депутатом. Но, например, Володин давал ему советы во время кампании, как вести себя с избирателями. Во время выборов в Мосгордуму был запрос на таких людей, как Кузьминов, говорит источник в окружении Володина. Он известен в городе, представляет вузовское сообщество, а кроме этого либеральный электорат заметен в Москве, перечисляет причины собеседник. В качестве альтернативы рассматривалась кандидатура главного редактора «Независимой газеты» Константина Ремчукова, но в итоге выбор был сделан в пользу ректора ВШЭ, добавил он.


С главой наблюдательного совета ВШЭ, первым заместителем главы администрации президента Вячеславом Володиным, Кузьминов знаком много лет. «И у нас с Володиным есть общий друг — Герман Греф», — говорит ректор «Вышки» (Фото: «РИА Новости»)

«Со мной предварительно обсуждали тему вхождения в ОНФ, — комментирует Кузьминов еще один свой политический шаг. — Но решение в итоге принимал лично я, никто к стенке меня не ставил. То, что мы писали в «Стратегии-2020», и то, что потом использовал в своих предвыборных статьях Путин, — я это считаю правильным и необходимым для развития страны. Когда на моих глазах многое стало тухнуть, я решил, что надо пытаться что-то делать не только как эксперт». Предложение Кузьминову войти в руководство московского штаба ОНФ было спонтанным, говорит источник в окружении Володина. «Первым его назвал сопредседатель центрального штаба ОНФ Александр Бречалов. Московское отделение надо было усилить, а Кузьминову самому было интересно работать в городе, и у него есть сложившаяся команда», — отмечает он.

Никаких кадровых решений в ВШЭ Володин не принимает, уверяет Кузьминов, он занимается «финансовым контролем» и «одобрением стратегических, программных для вуза документов». Но сближение с властью влияет на академическую политику вуза, считают два близких к ректорату источника. Проректора ВШЭ Константина Сонина уволили после интервью немецкому изданию Der Spiegel, в котором он сказал, что Путин будет держаться за власть до последнего и что российский ответ на санкции нанес стране больший вред, чем сами санкции. После интервью Кузьминов вызвал Сонина и попросил уйти с поста проректора, продолжив читать лекции. Вскоре Сонин уехал работать в Чикагский университет, в Harris School of Public Policy Studies.

По настоянию сверху ВШЭ пришлось сменить и руководство факультета медиакоммуникаций, который возглавляла Анна Качкаева, говорят собеседники. Соединив несколько подразделений вуза, руководителем факультета коммуникаций, медиа и дизайна Кузьминов вместо Качкаевой поставил председателя государственной радиовещательной компании «Голос России» Андрея Быстрицкого. Оба решения, по словам близкого к руководству вуза источника, — «это плата за лояльность». Кроме того, осенью 2014 года из сборника «Комментарии о государстве и бизнесе», который выпускает Центр развития ВШЭ, исчезла фамилия одного из редакторов — известного экономиста Сергея Алексашенко. «Насколько я знаю, Кузьминову сказали в Кремле, а он передал директору центра, чтобы моя фамилия не фигурировала на первой странице», — говорит сам Алексашенко. Редактировать сборник дальше он отказался. Кузьминов такой истории не помнит.

По словам источника в окружении Володина, «у ректора самого есть прекрасное понимание, что такое хорошо, а что плохо, и внутренняя ответственность перед правительством и президентом». Он напоминает также, что, например, профессор Олег Матвейчев (призывал в своем блоге «давить либералов танками») пришел в ВШЭ до Володина. Кузьминов подтвердил, что разговор по поводу интервью Spiegel c Сониным у него был. «И я высказывался, что это в общем не годится. Но к управленческому решению это не имеет никакого отношения, — говорит он. — И решения по поводу Сонина, и по поводу Ани [Качкаевой] были приняты сознательно, по административным причинам. Если бы увольнения нужны были для сохранения позиции университета и политической защиты, я вас уверяю, я не преминул бы это сделать. Но это было не надо». Ректор напоминает о недавнем скандале еще с одним своим сотрудником — профессором Сергеем Медведевым. Он публично предложил отдать Арктику международному сообществу, после чего Путин назвал выступление профессора «полной глупостью». Медведев продолжает работать в вузе. Он подтвердил РБК, что у него не было разговора с ректором по этому вопросу.

Кузьминов возглавляет ВШЭ 23 года и пока не собирается уходить со своей должности: «Мне нравится моя работа, я каждый день чувствую, что пользу приношу и своей стране, и студентам, и коллегам». По мнению декана экономического факультета МГУ Александра Аузана, одногруппника Кузьминова и свидетеля на его свадьбе, «Вышка» — пока еще стартап. Уверенно держится на плаву, но «нельзя сказать, что непотопляема». «Вышка» дисбалансирована из-за своего быстрого и интенсивного развития. При этом она сильно замкнута на связи с властью. Если произойдет вдруг какая-то перемена, то ей будет очень нелегко. Я уверен, Слава [Кузьминов] эту проблему осознает», — говорит его друг и конкурент.

При участии Михаила Рубина, Степана Опалева, Романа Баданина, Елены Мязиной



Поделиться: