Король и королева шахматы. Шахматные фигуры: названия и возможные ходы

И снова здравствуйте, дорогой друг!

За многовековую историю шахмат ферзь сделал блестящую карьеру. В глубокой древности он был большим недотепой, ходил наискосок и всего лишь на одну клетку. Как ходит ферзь в шахматах сегодня?

Но вначале небольшое отступление. Раз уж вы попали на эту страницу, значит вы новичок, поэтому предлагаем вашему вниманию классный обучающий видеокурс «Как научить ребенка играть в шахматы ». Благодаря ему вы и сами все правила изучите и усвоите, еще и ребенка от 4-х лет научите играть. Не пожалеете...

(подписывайтесь на обновления).

В этой статье мы разберем в картинках и примерах как силу ферзя, так и методы обуздания его прыти.

Ходы ферзем

Ферзь может ходить как по диагонали, так и по прямой (горизонтали и вертикали). Если ему не мешают фигуры, перепрыгивать через которые нельзя, он может сделать ход на любое расстояние.

Само собой, фигуру противника ферзь может побить. В данном случае коня. Свой же слон мешает ферзю продвинуться дальше.

По сути дела, ферзь совмещает в себе функции ладьи и слона.

Ферзя следует оберегать

Ферзь – самая ценная фигура. Размен его на ладью, слона или коня почти всегда неравноценен.


В данной позиции белый ферзь может побить любую из фигур черных: ладью или коня. Однако они защищены слоном. Слон побьет белого ферзя. Такой размен выгоден черным.

Относительная ценность ферзя – три легкие фигуры (или девять пешек). Равноценно его разменять можно только на ферзя противника или сразу несколько фигур.

Например, на две ладьи. По относительной ценности две ладьи чуть сильнее ферзя (ладья равна пяти пешкам), но в целом начинающему игроку такой разницей можно пренебречь. К тому же многое зависит от конкретной позиции, мы с вами уже знаем об этом.

Сила ферзя

Ферзь самая ловкая, сильная и самая “эмоциональная” фигура.

Александра Алехина после матча на первенство мира с Максом Эйве журналисты спросили:

«Как бы вы коротко охарактеризовали своего соперника?»

Алехин ответил так:

«Он любит длинные ходы ферзем!»

Ответ первого русского чемпиона мира можно воспринимать как шутку. Однако мы знаем, что в каждой шутке есть только доля шутки… а остальное – правда.

За стремительными маневрами ферзя в опытных руках уследить непросто даже опытным шахматистам, что же говорить о начинающих?

Пример:


Несмотря на примерное материальное равенство, белые, за счет активности ферзя при поддержке слона, — могут сыграть на выигрыш:

1.Се1-f2+


1...Крd4-е5 (не лучше и 1… Крd4-c4 из-за 2.Фh7-d3+ Kрс4-в4 3. Фd3-d4+ Крв4-в5 4. Крс2-в3! и мат следующим ходом)

2.Сf2-g3+!


3… Кре5-d4 4. Сg3-d6!!


4... Фd8:d6 (на другие ходы идет мат ходом ферзя на d3) 5. Фh7-d3+


На 5...Крd4-e5 следует 6.Фd3-g3+, на 5...Крd4-с5 соответственно 6. Фd3-a3+

В обоих случаях белый ферзь следующим ходом бьет черного ферзя и белые выигрывают партию:


В этом примере много ходов сделал слон, однако ключевую роль в окружении черного короля играет именно белый ферзь. Именно его хитрые угрозы приводят к победе.

Полагаю, вы обратили внимание, что примеры не похожи на самые простые упражнения для детей. Однако автор этих строк убежден, что научиться играть хорошо можно только за анализом позиций, заставляющих включить мышление на полную катушку .

Против ферзя

Ферзь настолько подвижен и неординарен, что выработать против него типичные приемы борьбы очень непросто.

И все же мы попробуем:

Отвлечение. Закормить «обжору»!

Правила игры предоставили ферзю богатые возможности. Аппетит ферзя поистине безграничен. Обладая сверхфункцинальностью, он может брать фигуры противника направо и налево. Этим обстоятельством часто пользуются опытные шахматисты, предлагая ферзю противника полакомиться данайскими дарами.

Главная цель – отвлечь от решающего участка борьбы. Или поймать. Об этом чуть позже, а сейчас примеры отвлечения:


Белый ферзь только что побил пешку в7. Его позиция выглядит грозно. Он нападает сразу на две фигуры черных — ладью и коня.

1… Кс6:d4! 2. Фв7:а8+ Белые пребывают в счастливом неведении


2... Кре8-f7

и после 3.Фа8:h8 Фd7-b5!! — холодный душ:


Мат ферзем на поле е2 следующим ходом неизбежен.

Белых сгубила жадность… чувство меры никто не отменял. А черные мастерски завлекли белого ферзя ценой жертвы двух ладей и оставшимися силами навалились на забытого белого короля.

Ловля ферзя

Если удается ферзя поймать, то есть вынудить разменять его на менее ценную фигуру, — это большое достижение, почти всегда решающее исход партии. Справедливости ради скажу, что часто это не столько заслуга «ловца», сколько оплошность «дичи».

Любопытно наблюдать, когда из-за самоуверенности или “обжорства” самого ферзя, он оказывается в щекотливой ситуации. Пример:


Черные объявили шах и намерены с лихвой отыграть материал — под боем ладья белых. Однако... 1. Фd1-d2!!


1… Фс3:а1 (на 1...Фс3:d4 — 2.Cd3-b5+ с потерей ферзя) 2. с2-с3!!


Вот и все. Черный ферзь “допрыгался”. После следующего хода белых Кd4-b3, он пойман. Черным придется отдать ферзя за легкую фигуру.

В заключение: По традиции о правильных названиях фигур.

Даже литературные классики называют ферзя “ королева”. Оно и понятно, королева звучит гордо и благозвучно не только для уха представителей литературной братии.

Люди попроще иногда называют ферзя ферзЁй. Лично у меня, шахматиста с полувековым стажем, вопросов как называть ферзя не возникает. Полагаю и у вас тоже.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  1. Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  2. Напишите комментарий (внизу страницы)
  3. Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Удачного вам дня!

Шахматы - игра для интеллектуалов. Это поле боя, на котором сходятся две армии - черная и белая.

Перед сражением, как это принято по всем законам военной тактики, генералы должны выбрать боевое построение. Только вот расстановка шахмат нормирована, поэтому перед "боем" фигуры всегда стоят на одних и тех же закреплённых за ними позициях.

Но как начинающему шахматисту запомнить, что и где должно стоять?

Числа и буквы

Практически на всех шахматных досках есть числовые и буквенные значения, которые позволяют фиксировать тот или иной ход. Например, "e2-e4" значит, что пешка на клетке e2 двинулась вперёд, заняв позицию e4. Цифры и буквы будут служить вам подсказкой, ведь расстановка шахмат на доске - это усановка фигур на закреплённые за ними клетки.

Так, белый король в начале партии всегда будет стоять на e1, а чёрный ферзь обязан быть на d8.

Как правило, расстановка шахмат зеркальна. Так, каждая белая фигура имеет напротив чёрного оппонента. Белая ладья на a1 зеркальна чёрной ладье на a8, ряд светлых пешек на второй линии всегда стоит напротив ряда чёрных на седьмой.

Цветовое соглашение

Самое сложное - это когда на доске нет ни чисел, ни букв. Такое часто встречается в парках, на городских аллеях, где шахматные доски просто-напросто нарисованы на столах.

В этой ситуации даже опытные игроки могут смутиться и задуматься, где стоит король, а где ферзь.

В таком случае правильная расстановка шахмат зависит от цвета клеток. Всего на доске 64 клетки - 32 чёрных и 32 белых.

Слонов, коней по два в каждой "армии", а вот король всегда один. Потому легче всего запомнить цвет той клетки, на которой стоит Его Величество.

С давних времён, когда шахматы ещё только зарождались, было заключено цветовое соглашение, по которому белый король в начале партии всегда обязан стоять на чёрной клетке, а его противник - на белой.

Кроме того, есть ещё одна уникальная фигура - ферзь. Одна из самых сильных боевых единиц в игре, она придерживается цвета "своей" армии: белая перед боем всегда на светлой клетке, а чёрная - на темной.Так и появилось небезызвестное выражение: "Ферзь знает свой цвет".

Но вот мы поставили короля и ферзя на свои места, а что делать с другими фигурами?

Закреплённые позиции

Есть очень простой способ зафиксировать в памяти позиции тех или иных фигур. В первую очередь нужно помнить, что линия непосредственно перед королём занята восемью пешками. Далее расстановка шахмат начинается с углов доски - на крайних клетках горизонтали стоят ладьи, следом за ними ставятся кони и только потом слоны. Можно начать расставлять фигуры от обратного. То есть, водрузив короля и ферзя на их законные места, нужно помнить, что справа и слева от них в качестве охраны выступают слоны, затем кони и только на внешних границах шахматной доски стоят ладьи.
Как правило, расстановка шахмат со временем становится делом настолько обыденным, что вопросов относительно позиций фигур перед боем и не возникает. С практикой приходит опыт. Многие игроки могут мысленно воссоздать картинку с шахматной доской, расставить на ней фигуры и вести партию с противником с закрытыми глазами.

Шахматные фигуры. Слева направо — Король — Ферзь — слон — конь — ладья — пешка

В шахматы играют специальными фигурами. Давайте посмотрим, как выглядит, называется и по каким правилам ходит каждая из них. Кроме того, шахматные фигуры имеют свою определенную ценность, классификацию, слабые и сильные стороны. Начнем описание с самой важной фигуры — короля, и дальше продолжим от самой сильной — ферзя, к самой слабой — пешке.

Король

Французский король Людовик XIV говорил: «Государство — это я!». Шахматный король и есть государство, то есть олицетворение играющего. Это самая важная фигура на , так невозможность защиты своего короля ведет к поражению, а неотразимая атака на вражеского короля ведет к победе в партии. Несмотря на такую важность в игре, король является достаточно слабой фигурой, он может ходить в любом направлении, но только на одно поле за ход. Поэтому оберегайте короля от самого начала игры и до конца партии.

Ферзь

Ферзя зачастую называют королевой и во многих шахматных комплектах изображают эту фигуру женщиной. Король и ферзь внешне похожи, поэтому не путайте их, сразу определите кто из них кто. Ферзь — самая сильная фигура на шахматной доске, он может ходить на какое хочет количество клеток в любом направлении по горизонтали, вертикали и диагонали. Потеря ферзя зачастую является невосполнимой утратой для играющего и частенько он сдается в таких ситуациях.

Ладья

Ладья в классическом комплекте шахматных фигур выглядит, как оборонительная башня замка, такой вид соответствует ее европейскому названию. Также эту фигуру могут изображать в виде боевой колесницы или она может выглядеть, как старинная морская боевая единица — ладья. По силе эта фигура занимает почетное второе место после ферзя. Ладья может ходить на любое количество клеток по вертикали и горизонтали. В начале партии у каждого играющего по 2 ладьи.

Слон

В классическом комплекте фигур шахматный слон совсем не похож на слона из мира животных. По высоте он уступает только королю и ферзю. Верхняя часть этой фигуры внешне представляет собой олицетворение балахонов западных священников, что соответствует английскому названию слона — bishop, что переводится, как епископ. Слоны ходят в любом направлении по диагонали на любое количество полей. В начале партии у вас два слона, у каждого на всю партию сохраняются цвета диагонали, то есть один будет ходить только по диагоналям из светлых полей, а второй только по темным полям, отсюда их называют соответственно белопольный и чернопольный слоны.

Конь

Шахматные фигуры. Конь

Единственная фигура на доске, которую внешне сразу все определяют, даже самые маленькие дети, только начинающие играть в шахматы. Только конь может прыгать через свои и чужие фигуры, да и траектория ходов у этой фигуры тоже необычна. Конь ходит сначала на две/одну клетки по вертикали или горизонтали и далее на одну/две клетки по горизонтали или вертикали перпендикулярно первоначальному направлению. Указанное описание хода коням звучит очень мудрено, а запомнить, как ходит конь просто — он ходит русской буквой «Г». Слон и конь приблизительно равны по силе и они уступают ладье по ценности, но превосходят пешку.

Пешка

Шахматные фигуры. Пешка

В начале партии у вас их 8 штук и пешка является самой слабой фигурой. Пешка ходит только вперед на одно поле, ест вперед наискосок и тоже только на одно поле. Из стартового расположения пешка первым ходом имеет право прыгнуть сразу на 2 клетки вперед. При этом прыжке на 2 хода, если вражеская пешка оказывается непосредственно сбоку от вашей, то соперник следующим ходом может взять вашу пешку, поставив свою не на место вашей а на 1 клетку ближе к вам — это называется взятие на проходе. Самая слабая фигура в процессе игры может стать самой сильной, так пешка, достигнув последней горизонтали, превращается в любую фигуру на усмотрение играющего, хоть в ферзя.

Мы описали как называются, выглядят и ходят шахматные фигуры. В следующей статье мы затронем слабые и сильные стороны и рекомендации, что с ними делать в той или иной позиции или стадии партии.

Шахматы - любимая игра миллионов. Шахматы появились более 1500 лет назад в Индии, моментально захватив в плен многие умы. В 19 веке сложились современныеправила Шахмат и стали проводиться регулярные турниры.

В давние времена шахматная фигура Ферзь или в просторечии Королева не могла перемещаться по всему полю и на любое расстояние. Согласно правилам игры Vl-Vll вв. ферзь мог делать ход только на одну клетку по диагонали, вертикали или горизонтали. Само слово «ферзь» пришло к нам из Персии и в оригинале звучит как Фирзин/Фарзин, что переводится как советник, учёный человек. И это вполне соответствует значимости ферзя, ведь это одна из сильнейших фигур в шахматах.

История возникновения шахмат очень серьезный вопрос, который не под силу разгадать ни одному ученому до конца, но тем не менее проводятся работы и исследования на данную тему.

Шахматы (от персидского - шах мат - властитель умер) - игра которая возникла в Индии. Время возникновения шахмат неизвестно, и на эту тему постоянно разгораются споры. Все же, ученые сошлись в своих разногласиях, и пришли к выводу, что шахматы возникли в первом веке нашей эры в Северной Индии. Предполагают, что шахматы были прототипом различных воин и битв, но без кровопролития, и поэтому завоевали огромный интерес у правителей древних государств, где они могли сразиться друг с другом не причинив своему войску ни единой царапинки.

Многие ученые полагают, что современные шахматы произошли от древней игры "чутуранга", в которой были представлены такие фигуры как хасти, ратха, ашва, падати, а также раджа. Позже это игра стала называться «чатурраджа» (игра четырёх царей), в которой фигуры уже стали располагаться на 64-клеточный доске, но в разных углах. Так как 64-клеточная доска появилась именно в это время, то возникновение шахмат принято датировать именно с этого момента.

Есть одна очень древняя легенда, которая повествует об одном умном крестьянине. Однажды, он пришел к королю, и рассказал о новой игре. Игра (нынешние шахматы), очень понравилась правителю, но взамен крестьянин просил выполнить одно условие, и тогда бы он рассказал более подробно о своей игре. Король согласился. Условия было такое: положить на каждую клетку шахматной доски зерно, с таким учетом, чтоб с каждым разом кол-во зерен увеличивалось в квадрате. То есть, на первую клетку - 1 зерно, на вторую клетку - 2 зерна, на третью клетку - 4 зерна, и так далее. Король рассмеялся, и сказал, что без труда выполнит данное условие. Тогда он приказал открыть царский амбар, и позвал слуг. Все начали подводить подсчеты, но поняли, что выполнить данное условие просто невозможно. Такого количества зерна нет на всей планете!!! Король не выполнил своего условия, но крестьянин не расстроился, и объяснил все досконально об игре шахматы. В награду, король выдал все запасы зерна из амбаров и отдал крестьянину, который разделил его поровну на все свое село. Именно с этой легенды и начинается история шахмат.

О происхождении шахмат существует немало легенд и различных предположений, но точно установленных фактов удалось пока собрать не так уж много. Исследования историков и археологов показали, что шахматы существуют примерно полторы тысячи лет, появились они в Индии в конце V или начале VI века. Игра называлась тогда «чатуранга», различием и расположением своих фигур она стремилась отобразить состав и строй индийского войска, в которое входили пехотинцы, всадники, слоны и боевые колесницы.
Из Индии чатуранга распространилась в другие страны Азии, и прежде всего — в соседний Иран. Здесь эта игра, где «победу разумом одерживают», как говорится в одной старинной рукописи, имела немало приверженцев.
В VII веке с шахматами познакомились завоеватели Ирана — арабы. Новую для них игру они назвали «шатранджем». В ту пору правила шахмат во многом отличались от нынешних. Только ходы короля, ладьи и коня были такими, как сейчас. Ферзь передвигался лишь на одно поле по диагонали, слон совершал прыжок через одно поле по диагонали. Современной рокировки не было. Относительная слабость ферзя и слона определяли силу короля, а поэтому матом партии кончались редко. Обычно победа достигалась истреблением всех неприятельских фигур и пешек, борьба шла «на уничтожение».
В VII—IX веках арабы принесли шатрандж в Испанию и Италию, затем к концу XII века игра распространилась по всей Европе. Современные правила сложились в основном в эпоху Возрождения (XV—XVI века), но полное их единообразие установилось лишь примерно 120 лет назад.
Почему же шахматы столь жизнеспособны, обладают таким завидным долголетием? Что привлекает к ним людей в различные исторические эпохи?
Выдающийся русский марксист Г. В. Плеханов, касаясь общего вопроса о происхождении игр, писал: «Игра порождается стремлением снова испытать удовольствие, причиняемое употреблением в дело силы. И чем больше запас силы, тем больше стремление к игре, конечно, при прочих равных условиях».
В шахматах эта сила — мысль! Стремление испытать в борьбе, в соревновании свои идеи, фантазию, проверить реальную значимость своих планов и предположений — вот что всегда делало и делает эту древнюю игру столь популярной и любимой.
Многочисленные изобразительные и символические шахматные фигурки из кости и дерева, найденные археологами при раскопках в Киеве, Вышгороде, Новгороде, Гродно, Чернигове, Волковыске и других городах и поселениях, со всей убедительностью свидетельствуют о распространении шахмат в Древней Руси уже более тысячи лет назад.
Символические фигурки — очевидное подтверждение восточного влияния. Ведь запрещение мусульманской религии изображать людей и животных, несомненно, касалось и шахмат.
Русская шахматная терминология также говорит о том, что игра эта пришла к нам непосредственно с Востока. Название «шахматы» является сочетанием восточных слов: персидского «шах» — властитель и арабского «мат» — умер. Характерно, что ни в одном европейском языке нет такого составного названия игры.
Близки к восточным и русские названия фигур. Вот некоторые сопоставления.
Король — слово для русских шахмат сравнительно новое, утвердившееся в начале прошлого века. А раньше фигура эта называлась царь. «Возможна также вероятность, что первоначально фигура называлась — шах, согласно с персидским наименованием»,— писал историк шахмат Д. И. Саргин.
Применение термина «царь» могло в те времена вызвать самые неожиданные последствия. Об этом свидетельствует отрывок из статьи Н. Н. Оглоблина «Бытовые черты XVII века», напечатанной в журнале «Русская старина» (1892 г.).
Отрывок называется «Опасная игра 1686 года». Вот о чем он рассказывает:
«В январе 1686 г. Сибирский приказ представил государям доклад Красноярского воеводы стольника Григория Шишкова, писавшего о следующем «государевом деле».
«Красноярского уезду Верхнего Караульного острога служилой человек Тимошка Елфимов извещал на служилого ж человека на Марчка Хомякова государево дело: играл он, Марчко, шахматы с Андрюшкою Волынщиком, и взял он Марчка с доски шахмат и молыл (т. е. молвил): и то-де я чаял ферзь, а он де царь! И царя избранил матерны. И то же слышали красноярских служилых людей три человека. И Марчко расспрашивай, а в роспросе заперся, а служилые люди, которые тут были, сказали, что то слышали».
Красноярский воевода донес об этом по инстанции енисейскому воеводе, боярину Константину Щербатову, который велел пытать Марка Хомякова. «С пытки он винился, что то непристойное слово говорил без вымыслу». После пытки бедняга шахматист был посажен в тюрьму.
Только через год пришел ответ из столицы:
«Великие государи цари и великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич и великая государыня, благоверная царевна Софья Алексеевна указали: того Марчку свободить»».
И на шахматной доске с царями шутить было опасно!
Ферзь — в восточных щахматах «фарзин» (ученый, мудрый), «визирь». Во всех других европейских странах эта фигура имеет более поздние названия — дама, королева. Как отметил немецкий историк шахмат Т. Лаза, «русское название «ферзь» указывает на прямое введение игры персами и арабами, в обход Европы».
«Слон» тоже название, точно переведенное с восточных языков на русский и отсутствующее в шахматной терминологии других европейских стран, где эта фигура называется «епископ», «шут», «скороход».
Ладья. У древних славян не было боевых колесниц, зато они смело отправлялись в дальний путь на своих быстроходных судах — ладьях. В своей книге «Древность игр в шашки и шахматы» (1915 г.) Д. И. Саргин пишет: «Термин ладьи мог бы измениться, если бы не встречал поддержки в способе древ-неславянского передвижения, преимущественно на ладьях, как по рекам, так и по морям Каспийскому и Черному».
Первое упоминание о шахматах на Руси содержится в так называемой «Кормчей книге», сборнике церковных канонов и норм. Сборник, правда, обнародовал лишь запрещение шахмат, которые церковники считали игрой; идущей от «беззаконных халдеев», то есть от язычников. В сборнике говорится: «Понеже и от сих, есть неким уклонятся от доброго, или шахмати или зернию играть, или упиватися, повелевает правило престати, или отлучатися таковыми».
«Кормчая книга» была составлена сербским архиепископом Саввой I в начале XIII века. В 1262 году болгарский кязь Святослав послал список «кормчей книги» киевскому митрополиту Кириллу III.
В наши дни в Сербии сохранилось несколько манускриптов, переписанных с рукописи «Кормчей книги» 1252 года. Любопытно, что в них не содержится запрета шахмат. Упоминание об этой игре в русском списке «Кормчей книги» — многозначительное свидетельство ее распространения в Киевской Руси.
В том же XIII веке шахматная игра была приговорена к «отлучению апостольскому». Это отлучение подтверждается на протяжении столетий, порою даже приобретает законодателыный характер — государственные власти карают шахматистов. И все же шахматы живут в народе, несмотря на всякие запреты. Лучшее тому доказательство — все новые и новые повторения таких запретов.
Упоминания о шахматах можно встретить во многих произведениях русского эпоса. Шахматные эпизоды содержат былины «Добрыня и Василий Казимиров», «Ставр Годинович», «Садко, богатый гость», «О добром молодце и жене неудачливой» и другие.
Были в ту далекую пору на Руси и шахматистки. Герой былины «Чурила Пленкович» богатырь Чурила играет в шахматы с Катериной Микуличной.
Брала Катерина доску хрустальную, Шахматы брала серебряные Начала играть с ним во шахматы.
О том, что шахматы издавна известны в нашей стране, говорит и то, что о них упоминают многие пословицы и поговорки. Есть среди них и такие древние, что сейчас трудно уловить их подлинное значение. Такова, например, старинная пословица, использовавшая шахматные термины: «слон добро к слову, а ладья — к перевозу».
Составитель рукописного сборника XVII века писал в предисловии, что собранные им пословицы бытуют в народе «издревле, мнюяко лет за сто или больше». Вот некоторые из них:
«Шахматы играют — своих берегут» «Шахнуть да махнуть — ан и вся игра». «Шахнул ему — с поля долой».
Интересна и такая пословица: «Шаханья много, да мат один». В. И. Даль в «Толковом словаре» приводит старинную пословицу: «Дожили до мату — ни хлеба про голод, ни дров про хату».
XVI и XVII века характеризуются экономическим и культурным подъемом Руси, ростом могущества и авторитета страны. Расширяются и укрепляются международные связи государства Российского. Естественно, что это нашло свое отражение и на таком небольшом участке общественной и кул-турной жизни, как шахматы.
Даже церковь вынуждена была пойти навстречу этому «светскому развлечению», сменила гнев на милость, хотя и не сразу. Еще в начале XVI века грозной обличительной проповедью обрушился на шахматы московский митрополит Даниил, заявивший, что «шахматы отрекоша святыи апостолы и святыи отцы».
Протопоп Сильвестр в своем «Домострое», написанном около 1580 года, отнес шахматы к разряду «игор бесовских» и говорит о них в главе «О неправедном житии».
Но уже в «Лексиконе словено-русском» иеромонаха Памвы Берынды (1627 г.) говорится: «Шахматы следует толковать, как хитрость», а слово «хитрость» в те времена означало высокое умственное развитие человека.
Об успехах в распространении шахмат на Руси свидетельствуют многие заметки иностранных купцов, дипломатов, путешественников, побывавших в Московии.
«За этой игрой,— пишет Я. Рейтенфельс («Сказание о Московии» 1670—1676 гг.),— в настоящее время проводят все время и старики, и дети на всех улицах и площадях Москвы».
«Умелыми игроками» назвал русских шахматистов Адам Олеарий, побывавший в Москве в 30-х годах XVII столетия.
Курляндский посол Алек-сандр Таубе писал в 1675 году: «Карт здесь не знают, шахматы известны издавна и пользуются большой любовью».
В 1656 году в Венецианскую республику было отправлено русское посольство во главе со стольником Чемодановым и дьяком Постниковым. Прикомандированный к посольству венецианец Серристори так докладывал своему правительству:
«Во время праздничных дней... послы не ездили к обедне, а остаются дома... играют в шахматы, что и составляет лучшую их доблесть и, действительно, они играют в эту игру, как слышно, в совершенстве».
Проходит 30 лет, и французская хроника рассказывает о посольстве, прибывшем из Москвы к Людовику XIV. В сообщении говорится:
«Эти русские превосходно играют в шахматы, наши лучшие игроки перед ними — школьники».
Приведем еще одно свидетельство, характеризующее силу игры русских любителей шахмат. В руководстве Густава Селены, появившемся в 1616 году, говорится:
«Русские, или московиты, играют в шахматы очень остроумно и с большим прилежанием, и в этой самой игре они так искусны, что, по моему мнению, другие народы нелегко могут с ними сравняться».
Любопытно, что ни одно из свидетельств не говорит о каком-либо различии в правилах игры. Несомненно, новые веяния в шахматах, появившиеся на Западе в эпоху Возрождения, были достаточно хорошо известны и на Руси.
Конечно, на Руси было множество сильных шахматистов и тогда. К сожалению, неизвестны их имена, не сохранились записи сыгранных ими партий. Первые партии русских шахматистов, появившиеся в печати, сыграны лишь в 30-х годах XIX века.
Издавна известны шахматы и у многих народов нашей страны. О древности этой игры в Узбекистане свидетельствуют археологические находки на городище Афросиаб. Здесь были найдены шахматные фигурки, датируемые VIII-— IX веками.
Само название шахмат в Армении «стрендш» говорит о близкой связи со старинным персидским шатранджем.
В Грузии первые упоминания о шахматах можно найти в литературном памятнике XI века «Висрамиани».
В Туркменистане, Таджикистане, Латвии, Литве, Эстонии шахматы также известны более тысячи лет.
На протяжении веков популярны шахматы у бурят и калмыков. О шахматистах-бурятах упоминается в письмах из ссылки ряда декабристов. Так, например, А. Е. Розен сообщал: «Один бурят победил лучших наших игроков».
В своих воспоминаниях А. Д. Петров рассказал о таком факте: «В 1821 году у Федора Васильевича Самарина я имел честь познакомиться с генералом Иваном Федоровичем Паскевичем. Он был свидетелем игры моей с калмыцким князем. В жизнь мою не случалось встречать более сильного игрока. В окончаниях партии калмыцкий князь был неподражаем, и если я выигрывал у него из трех игор две, то единственно оттого, что он не знал некоторых книжных тонкостей в дебютах».
Более или менее организованное общение шахматистов, на базе которого стало постепенно развиваться русское шахматное искусство, существует, видимо, со времен знаменитых ассамблей петровской эпохи, введенных в 1719 году.
Очень любил шахматы Петр I. Постоянным его партнером был придворный священник Иван Хрисанфович (поп Битка). Петр I ввел шахматы в программу ассамблей и порой сам на ассамблеях играл в шахматы. Даже во время лечения за границей, в 1717 году, Петр I отдыхал за шахматами
Ассамблеи положили начало встречам шахматистов из верхушки русского общества, при царском дворе. В шахматы играли Екатерина II, ее многие вельможи, а фаворит императрицы «светлейший» Потемкин даже специально выписал из Тулы одного купца, который, как ему доложили, хорошо играл в шахматы. Могущественный самодур заставлял этого купца сопровождать его во время военных походов.
В воспоминаниях латышского мастера Ф. Амелунга говорится о том, что его деда Потемкин в октябре 1790 года специально пригласил для игры в шахматы.
В печати той эпохи начинают появляться благоприятные суждения о роли и значении шахмат. В одном трактате XVIII века говорится, что шахматы — полезное времяпровождение, которое «всякого молодого человека изощряет в размышлении и уме».
Во второй половине XVIII века в Петербурге появились различные клубы («клобы», как говорили тогда), несколько клубов открылось и в Москве. Из развлечений здесь на первом месте, конечно, были карты, но можно было играть и в шахматы.
Входят в моду «шахматные вечера» на частных квартирах. Впервые такие вечера стал устраивать у себя в 90-х годах XVIII века советник петербургской консистории И. Буссе.
Собирались шахматисты и на квартирах других выокопоставленных лиц — Д. О. Баранова, сенатского чиновника Н. П. Брусилова, графа Ю. П. Литта, судебного деятеля В. В. Погодина. В литературном салоне графа Виельгорского сражались в шахматы писатели. Здесь бывал любивший шахматы А. С. Пушкин.
Поклонником шахмат был сенатор И. А. Соколов, дед первого русского мастера А. Д. Петрова. И. А. Соколов был шахматным учителем «северного Филидора», как называли его внука современники. В одном из своих автобиографических рассказов А. Д. Петров писал:
«Дедушка мой был страстный любитель шахмат — он даже считался первым игроком в Петербурге...
Дедушка мой играл в шахматы ежедневно с четырех часов после обеда до десяти вечера. По понедельникам, средам и пятницам приходил к нему старичок сибиряк, отличный игрок; по вторникам и четвергам бывал у него бригадир Котельников, а по воскресеньям играл со мной в шахматы».
А. Д. Петров приводит любимое шахматное изречение деда, несомненно знакомого с теорией:
«Играй, да смотри в оба! Пешки в центр утверждай, выводи офицеров, шаха и ферзя не ставь на росшах» («росшахом» называли тогда коневую вилку).
Ну что же, такое дельнее указание начинающим вполне моглибы повторить и современные руководства и учебники!
Из всех частных собраний наибольшее влияние на развитие шахмат оказали «вечера» у В.В. Погодина. Проводились они регулярно —два раза в неделю. В особой книге записывались результаты игры, а определенные условия встреч регламентировал специально разработанный устав. Квартира Погодина стала предшественницей первых шахматных клубов в Петербурге.

В шахматной партии участвуют 6 видов фигур – король, ферзь, ладья, конь, слон, пешка. В распоряжении каждого игрока в начале партии 16 фигур: король, ферзь, две ладьи, два слона, два коня, восемь пешек. Всего на доске 32 фигуры.
Начальная позиция фигур выглядит так:

Пешка

Пешка, единственная фигура, которая ходит только вперед, назад ходить не может. Номинальная стоимость пешки 1 очко.


В начальной позиции (белая – на 2-й горизонтали, черная – на 7-й) игрок может передвинуть пешку на одну или две клетки вперед. После первого хода пешку можно передвигать вперед только на одно поле за один ход. Бить фигуры противника пешка может на одно поле вперед по диагонали вправо и влево. Пешка бьет фигуры по одному правилу, а ходит по-другому. В этом ее отличие от других фигур.

Это проект для начинающих, одобренный нашими читателями, в котором вы или ваш ребенок сможете повысить мастерство игры, выполнить шахматный разряд, за короткий срок вырасти до призера региональных турниров. В преподавателях – мастера FIDE, обучение онлайн.

С пешкой связано два интересных правила в шахматах. Суть первого правила заключается в следующем. Пешка достигает последнюю горизонталь (8-ю для белых и 1-ю для черных) и превращается в любую фигуру, за исключением короля. Такое превращение является одним ходом, и следующий ход переходит к противнику.

Второе правило – взятие на проходе. При своем ходе пешка может побить пешку противника, если та перешла через битое поле.

На рис. 3 белая пешка сделала ход на два поля вперед. Черная пешка может побить белую и стать на битое поле, а не на поле, куда стала белая пешка, как случается при обычных взятиях. Выполнять взятие на проходе возможно только при очередном ходе, через ход это право теряется.

Конь

Конь ходит по необычной траектории, напоминающей букву «Г» – передвигается на 2 клетки вперед и одну клетку в сторону. Из всех фигур только конь может перепрыгивать через свои и чужие фигуры. Конь может атаковать любую фигуру противника, находясь в недосягаемости для них. При ударе конь занимает место сбитой фигуры. Номинальная стоимость коня 3 очка. Расположенный в центре доски, он имеет 8 доступных ходов, а в угловом поле – только два.

В реальной жизни «сделать ход конем» – значит выполнить какой-то необычный или хитрый шаг.

Слон

Слон – сильная, дальнобойная фигура. Номинальная стоимость слона составляет 3 очка, и по силе он примерно равен коню. Это сравнение несколько условное, так как в открытой позиции слон может оказаться сильнее коня, а в закрытой – конь часто бывает сильнее слона. Конь и слон относят в шахматах к «легким фигурам».

Слон ходит и наносит удары во все стороны по диагонали на любое число клеток, как показано на рисунке. Слона, который ходит по белым клеткам, называют белопольным, а по черным – чернопольным.

Ладья

Ладья, как и ферзь, считаются тяжелой фигурой. Ее номинальная стоимость 5 очков. Ладья ходит и бьет по вертикали и горизонтали на любое число клеток.

Специфический ход в шахматной партии – рокировка. Рокировка правильно выполняется так – короля передвигают на 2 клетки к ладье и ладью переставляют за короля. Рокировку можно делать при соблюдении следующих условий:

  • король и ладья, с которой происходит рокировка, до этого в игре не делали ходов;
  • на горизонтали между королем и ладьей отсутствуют другие фигуры;
  • король не находится под ударом фигуры противника;
  • поле, через которое передвигается король и поле, на которое он становится не находятся под ударами фигур противника.

Длинная рокировка выполняется в сторону ферзевого фланга, короткая – в сторону королевского.

Нельзя первой переставлять ладью. В шахматах существует правило: взялся – ходи. Если сначала передвинуть ладью к королю, противник имеет право потребовать считать ход завершенным, и рокировка не состоится. Рокировка – единственный ход в шахматах, когда один ход выполняют две фигуры.

Ферзь

Ферзь – сильнейшая фигура в шахматах, с номинальной стоимостью в 10 очков. Ферзь ходит во все стороны по вертикали, горизонтали и диагонали на любое число клеток доски. Ферзь – важная фигура. Он сильный и мобильный, эффективен в нападении и защите. Ферзя надо оберегать от ударов фигур противника. Потеря ферзя или размен его на фигуру меньшего достоинства оставляют мало шансов на победу.

Равноценно ферзя можно разменять на ферзя, две ладьи или три легкие фигуры противника. Бывают случаи, когда опытный шахматист специально отдает ферзя для достижения определенной цели в партии. Это называется «жертва». Начинающим любителям надо помнить, что ферзя надо хранить и использовать как самую сильную фигуру.

Король

Король – самая главная фигура в шахматах и не имеет номинальной стоимости. Партия проиграна, когда погибает король – получит мат. Короля нельзя держать под боем фигур противника. Ему нужна постоянная защита. Как и ферзь, король ходит и наносит удары по вертикали, горизонтали и диагонали, но только на одну клетку в любую сторону. Расположенный в середине доски, король держит под ударом 8 полей.

В конце партии, когда фигур на доске остается на порядок меньше, сила короля становится равной примерно силе легкой фигуры.

Шах – такое положение, когда король стоит под ударом фигуры противника. Короля нельзя оставлять под шахом. Необходимо уйти на другое поле, защититься своей фигурой или просто побить фигуру противника, объявившую шах.

На рис. 10 белый король может уйти от шаха, слон может прикрыть короля, ферзь может побить черную ладью.

Партия заканчивается, когда король получает мат. Это значит, что король находится под ударом (шахом) и уйти ему некуда – свободные поля находятся под ударом фигур противника.

Любопытная ситуация в игре – пат. Король не находится под шахом, но ходить ему некуда – все свободные поля находятся под ударом фигур противника. Другие фигуры тоже не имеют ходов.

В этом случае партия заканчивается вничью.

По принятой системе подсчета за победу насчитывается 1 очко, за ничью 0,5 очка, за поражение 0.

Некоторые фигуры имеют двойное название. До революции слона называли офицером, ладью – турой, ферзя – королевой. Среди шахматистов эти названия не имеют распространения, иногда их используют любители.



Поделиться: