Правильная настройка скоростей на велосипеде. Преимущества своевременного переключения передач. Причины нечеткого переключения скоростей

Популярность этого вида транспорта не подлежит сомнению. Европейцы практически полностью отказались от загрязняющих среду автомобилей и пересели на экологически чистый транспорт на двух колесах. Удовольствие доставляет езда, когда велосипед идёт легко, не издаёт неприятных звуков и работают все его механизмы. Наибольшей популярностью сегодня пользуются многоскоростные велосипеды и наша задача состоит в том, чтобы правильно осуществить настройку его скоростей. Ведь именно неправильная скорость может стать причиной травматизма или аварийной ситуации.

Если вы покупаете велосипед в магазине, можно обратиться к продавцу-консультанту и попросить помощи в настройке скоростей. Вам помогут подкорректировать их согласно вашим потребностям, чтобы езда была максимально комфортной.

Но если вы решили приобрести двухколесного друга у соседа или вообще по объявлению, справляться с настройкой придется самостоятельно. В интернете заложена масса информации с пособиями и инструкциями к велосипедам разных марок. Введя в поиске вашу модель, можно попытаться разобраться самостоятельно. За неимением времени поможет специалист, которого можно найти в любом отделе по продаже велосипедов. Но чтоб «не упасть в грязь лицом» и хоть немного разобраться в вопросе настройки скоростей, стоит прочитать следующую информацию.


Места настройки. Их назначение

Они имеют специальные названия, поэтому надо определиться с их назначением. Рассмотрим по цепочке: изменение скоростей производится с помощью переключателя, но управление этим выключателем осуществляет водитель, поэтому это устройство – манетку - устанавливают в пределах досягаемости – на руле или на раме спереди.
Переключатель скоростей – это устройство, которое непосредственно исполняет сигналы манетки. Он перекидывает цепь на заданную звёздочку. На велосипеде устанавливают два переключателя – спереди и сзади. Он предназначен также и для поддержания натяжения цепи. Это механизм в форме параллелограммы с роликами для направления движения цепи и мощной пружины. Управление происходит при помощи тросовой проводки. Для того, чтобы переключатель был надёжно закреплён в цепочку управления включён металлический держатель (петух), закрепляемый на раме, на который устанавливается переключатель. Он также предохраняет переключатель скоростей от случайных повреждений. Первый механизм, который непосредственно участвует в переключении скоростей – кассета или задний комплект трансмиссии велосипеда. В него входят зубчатые колёса разного диаметра и устанавливаются они на втулке заднего колеса.



Передний комплект трансмиссии или система – это зубчатые колёса также разного диаметра, закреплённые на оси в передней, нижней части рамы вместе с шатунами, на которых расположены педали для привода трансмиссии.

Случаи, когда проводится настройка

  1. К сожалению, трос управления имеет свойство растягиваться, вследствие чего нарушается передача команд от манетки.
  2. Возвратная пружина, расположенная на кассете, со временем перестаёт выполнять свои функции в полном объёме.
  3. При неосторожной езде возможна деформация петуха, а, в конечном счёте, и переключателя. При переключении скоростей возможны сбои, что может привести к окончательной поломке.

Устранение дефектов при эксплуатации

От качественной работы троса управления зависит бесперебойная работа переключателей скоростей. Растянутый трос, может быть, подтянут с помощью барабана натяжения на манетке. Лёгкость работы троса обеспечивается его смазкой, поэтому его надо периодически смазывать.
Смазки требуют зубчатые колёса и цепь для того, чтобы уменьшить трение металлических деталей, шумовые эффекты при езде, обеспечить лёгкость переключения.



Повреждение петуха определяется по состоянию рамки либо визуально, либо с помощью специального прибора. Петух можно заменить или попытаться выправить вручную.
Вслед за петухом возможна деформация переключателя. Слабым местом является составляющая переключателя – параллелограмм. При сильном повреждении лучше заменить, а не пытаться исправить.
В процессе эксплуатации из строя выходит винт регулировки механизма натяжения цепи или ушко его крепления.

Инструменты для работы по настройке скоростей велосипеда

При продаже велосипеда к нему должны придаваться инструменты, которыми производится настройка. Это отвёртка, пассатижи, набор шестигранных ключей или рожковый ключ на 9. Если необходима замена тросов и рубашки, то они приобретаются в магазине дополнительно.

Непосредственная настройка скоростей

Рекомендуется начать эту работу с регулировки высоты и угла переднего переключателя, от которых зависит дальнейшая точность настройки скоростей велосипеда. Передний переключатель не должен находиться далеко от зубчатых колёс, но и не задевать их. Он должен быть закреплён на три миллиметра выше самого большого зубчатого колеса. Регулировка угла – это установка переключателя параллельно вращению зубчатых колёс.



На некоторых моделях для этого устанавливаются специальные винты. Начинать настройку скоростей следует после устранения возможных дефектов.
Предварительная настройка заключается в следующем: выбираем наименьшее зубчатое колесо – оно соответствует езде на максимальной скорости и винтом, расположенным на переключателе и обозначенным буквой Н добиваемся параллельного положения ролика переключателе с этим зубчатым колесом. Следующим этапом будет настройка наибольшего зубчатого колеса – оно соответствует езде на минимальной скорости - винтом, расположенным на переключателе и обозначенным буквой L добиваемся параллельного положения ролика для этого зубчатого колеса. Далее, необходимо установить на манетке для переключателя ведомых зубчатых колёс положение соответствующее наибольшей скорости, подтянуть и закрепить окончательно. Следующий этап регулировки заднего переключателя выполняется следующим образом: цепь устанавливается на переднее маленькое зубчатое колесо и на самое большое зубчатое колесо сзади. Педали прокрутить назад и винтом регулировки натяжения цепи подвести верхний ролик как можно ближе к зубчатому колесу. Этим достигается плавность переключения скоростей.
После того как мы правильно установили передний переключатель, т. е. рамка переключателя установлена параллельно зубчатым колёсам, можно продолжать настройку скоростей велосипеда. Устанавливаем цепь для езды на минимальной скорости (спереди на маленькое зубчатое колесо, сзади на большое).


Предварительно ослабив трос управления, винтом с обозначением L довести расстояние между цепью и рамкой до одного миллиметра. Затем зафиксировать трос управления винтом до положения в специальной канавке у винта. Окончательная настройка скорости на переднем переключателе – это установка цепи на большом зубчатом колесе спереди и на маленьком сзади. Винтом с обозначением Н доводим расстояние между цепью и рамкой до одного миллиметра. Правильность настройки скоростей и лёгкость их переключения проверяется при езде. Если цепь тяжело переключается на малую скорость, то это можно устранять с помощью регулятора троса управления переднего переключателя на руле, а если цепи трудно заходить на большие зубчатые колёса, то это исправляется натяжением троса управления на этом же регуляторе.

Другие неисправности, влияющие на работу переключателе скоростей:
-растяжка цепи влияет на переключение скоростей, трудно достигнуть оптимальной настройки скоростей велосипеда
-неисправность троса управления приводит к нарушению переключения скоростей – можно определить по отказу работы переключателя. Иногда это является следствием ослабления троса управления

Горный велосипед

Настроить скорость на горном велосипеде можно самостоятельно в пять этапов. В принципе, ничего сложного в этом нет, решить эту проблему по силам даже начинающему велосипедисту. Все, что понадобится для процедуры – плоскогубцы, сам велосипед, терпеливый подход и внимательное отношение.


Этап первый

Если настройка требуется нескольким переключателям, начинать нужно с заднего. Механизм переключения скорости прост: тросик, переключающий скорости, натягивается и ослабевает, что ведет к изменениям в темпе. В первую очередь убеждаемся, что тросик цел и исправен.

Второй этап

Осматриваем натяжитель цепи. Он должен быть строго параллелен звездам кассеты. Если это не так, приводим его в нужное положение путем натяжения переключателя. Когда все технические детали закреплены в нужном положении, можно настраивать скорости. Самую высокую скорость выставляем таким образом, чтобы цепь находилась на маленькой звездочке. После крутим винт High в то положение, когда мелкая звездочка показывает уровень ролика переключателя.

Третий этап

На этом этапе фиксируем наименьшую скорость. Устанавливаем большую скорость и крутим винт с надписью Low, пока в вровень с большой звездой станет ролик. Цепь при этом находится на самой большой звездочке. Натягиваем трос и убеждаемся, что он четко попал в канавку. Затягиваем болтом с хорошей натяжкой.


Четвертый этап

Если вы не пожалели денег на велосипед высокого класса, отрегулировать натяжение тросика можно прямо во время езды посредством цифрового табло. В другом случае нужно прокатиться на двухколесном друге и испытать опытным путем сложность переключений скоростей. Если скорость набирается трудно – ослабляем тросик, снижается сложно – натягиваем.

Пятый этап

Добиваемся плавного переключения скоростей. Для этого цепь спереди ставим на маленькую звезду, а сзади – на большую. Крутим назад педали. Максимально приближаем верхний ролик к звезде. Готово, процесс окончен.

Проведя последовательно все пять этапов, можно смело брать своего двухколесного друга в самые экстремальные ситуации и не бояться, что он неожиданно подведет.


Переднее большое зубчатое колесо предполагает его использование с 4 – 6 ведомыми задними зубчатыми колёсами
Переднее среднее зубчатое колесо – со 2 – 6 ведомыми зубчатыми колёсами сзади
Маленькое переднее зубчатое колесо хорошо работает с 1 – 5 ведомыми зубчатыми колёсами сзади
Переключение скоростей следует производить только при движении
В момент переключения скоростей следует снять давление на педали
При необходимости преодоления горки, переключение скорости произвести заранее
Изменение скоростей рекомендуется по очереди, без перескакивания
Большой изгиб цепи приводит к её поломке.

Одна из самых распространённых неполадок, встречающихся на велосипеде, после прокола колёса, это неправильная работа системы переключения.

В этой статье наш автор Анзор Шухов (профессиональный веломеханик) специально для сайт расскажет о двух вариантах настройки скоростей: простом и продвинутом методе, а также о причинах появления нечеткого переключения.

Причины нечеткого переключения скоростей.

Перечень возможных причин достаточно велик, но основной причиной является износ звёзд в кассете и на шатунах, а также износ цепи. Как это определить? Вы можете воспользоваться следующими способами:

  • Во-первых - попробуйте добиться четкой работы способом описанным в самом начале статьи. Если вы можете добиться четкой работы при переключении с меньших звёзд на большие, но в обратном направлении при этом срабатывание происходит только при переключении через одну передачу - выход только один, полная замена трансмиссии велосипеда на новую;
  • Во-вторых - износ звёзд можно увидеть невооруженным взглядом, достаточно только внимательно приглядеться к форме зубчиков. Не изношенные зубцы имеют трапецевидную форму- изношенные имеют треугольную форму, а в самых запущенных случая больше похожи на иглы;
  • В-третьих - можно провести простой тест износа цепи. Когда цепь находится на большой звезде, возьмитесь за неё и оттяните в сторону. Новая, не изношенная цепь оттянется на 3-4 мм - старая на большее расстояние.

Простой вариант настройки переключения скоростей.

Подойдет тем, кто:

  • проехал свои первые пару сот километров и почувствовал, что скорость реакции переключения стала ниже из-за усадки оплетки троса переключения (рубашки);
  • сам собирает велосипед из коробки (иногда требуется "доводка" заводской настройки переключения скоростей).

Данную процедуру можно выполнить прямо на ходу, только убедитесь, что вы никого не собьете или никуда не врежетесь.

  1. Для начала сбросьте цепь, при помощи манетки переключения на руле, на самую маленькую звездочку, если у вас пронумерованная система индикации - на цифру 1;
  2. Затем, во время езды переключитесь на следующую. Если это происходит не сразу, а с заметной задержкой - немного выкрутите регулировочный винт на корпусе манетки, совсем чуть-чуть, где-то на четверть оборота;
  3. Если все заработало как надо - переключитесь на самую большую звезду, затем переключитесь на предыдущую по размеру звезду. Если переключение происходит с задержкой - вкрутите регулировочный винт на корпусе манетки, примерно на четверть оборота;
  4. Переключитесь на следующую передачу, если проблема не исчезла - повторите всё описанное в предыдущем пункте, до достижения необходимого результата;
  5. Данный метод работает и для переднего переключателя и для заднего. Как видите ничего гнуть руками для восстановления работоспособности переключения вам не надо и данную процедуру можно без каких-то трудностей проводить в любое время.

Продвинутый вариант настройки переключения скоростей.

Перед выполнением настройки переключателей рекомендуется вымыть велосипед и убедиться в отсутствии механических повреждений:

  • троса переключения;
  • оплеток троса переключения;
  • звезд;
  • цепи;
  • кронштейна заднего переключателя (петух);
  • самих переключателей;
  • манеток переключения.

A. Настройка заднего переключателя.


  1. Отсоедините трос переключения от переключателя, отвинтив болт прижимающий тросик на переключателе;
  2. Установите регулировочный винт на корпусе манетки переключения в среднее положение (выкрутите его на половину), если такой винт имеется и на самом переключателе - проделайте с ним сходную операцию;
  3. Снимите цепь с велосипеда, если на вашей цепи нет замка - данную операцию можно не проделывать;
  4. Вращая регулировочный винт с маркировкой Н (ограничитель хода переключателя) добейтесь чтобы верхний ролик заднего переключателя был в одной плоскости с наименьшей звездой на кассете. При вращении регулировочного винта по часовой стрелке зазор верхний ролик смещается в сторону колеса, при вращении регулировочного винта против часовой стрелки верхний ролик смещается в противоположном направлении;
  5. Выбрав натяжение троса переключения зафиксируйте его на переключателе;
  6. Вращая педали переключайтесь на большие звезды кассеты, если вы сняли цепь - можно переключать передачи не вращая педали;
  7. При каждом переключении цепь должна переходить на следующую звезду без задержки, если это происходит не сразу - увеличьте натяжение троса переключения, немного выкрутив регулировку на корпусе манетки. Если вы проделываете всё это со снятой цепью - ролик переключения должен быть всегда в одной плоскости со звездой на которую вы переключились;
  8. Переключившись на самую большую звезду кассеты настройте ограничение самой “низкой” передачи. Вращая регулировочный винт с маркировкой L добейтесь, чтобы верхний ролик заднего переключателя был в одной плоскости с наибольшей звездой на кассете. Переключатель не должен двигаться дальше самой большой звезды ни на миллиметр, даже если вы будете жать на клавишу переключения, это критически важно, так как предотвратит попадание лапки переключателя в спицы заднего колеса и повреждение переключателя, цепи и самого колеса;
  9. Последовательно переключитесь на самую маленькую звезду, если переключение происходит с задержкой - ослабьте натяжение троса переключения, немного выкрутив регулировку на корпусе манетки. Если вы проделываете всё это со снятой цепью - ролик переключения должен быть всегда в одной плоскости со звездой на которую вы переключились;
  10. Установите цепь на велосипед;
  11. Установите цепь на наименьшую переднюю звезду и наибольшую заднюю звезду и поверните шатун для переключения. Отрегулируйте винт регулировки зазора так, чтобы верхний ролик не задевал звезду, но не позволяйте верхнему ролику так приближаться к цепи, чтобы он контактировал с ней. Затем установите цепь на наименьшую заднюю звезду. Повторите вышеописанные действия, чтобы убедиться, что ролик переключателя не касается звезды.

Для переключателей Shimano Shadow и Shimano Shadow+ данная регулировка выполняется при переключении на наибольшую заднюю звезду. Убедитесь, что расстояние от края верхнего ролика до края звезды находится в пределах: для кассет с 11-36 зуб. и 11-34 зуб. - 5-6мм; для кассет с 11-32 зуб. - 9-10мм.

При вращении регулировочного винта по часовой стрелке зазор увеличивается, при вращении регулировочного винта против часовой стрелки зазор уменьшается.

Б. Передний переключатель.



  1. Переключитесь на маленькую звезду;
  2. Отсоедините трос переключения от переключателя, отвинтив прижимной болт;
  3. Установите регулировочный винт на корпусе манетки переключения в среднее положение (выкрутите его на половину);
  4. Убедитесь, что переключатель стоит правильно и не смещен. Наружняя пластина переключателя должна быть параллельна звездам на шатунах. Расстояние между нижней кромки наружной пластины и зубцами на наибольшей звезде должно быть равно 3 мм;
  5. Вращая регулировочный винт с маркировкой L(ограничитель переключения скоростей) установите зазор между внутренней пластиной рамки переключателя и цепью равным 0-0,5 мм. При вращении регулировочного винта по часовой стрелке зазор уменьшается, при вращении регулировочного винта против часовой стрелки зазор увеличивается;
  6. Выбрав слабину троса переключения зафиксируйте его на переключателе;
  7. Переключите передний переключатель в положение, когда цепь находится на самой большой звезде спереди;
  8. Переключите задний переключатель так, чтобы цепь находилась на самой большой звезде;
  9. Вращая винт регулировки натяжения троса на корпусе манетки переключения установите зазор между внутренней пластиной рамки переключателя и цепью равным 0-0,5 мм. При вращении регулировочного винта по часовой стрелке зазор уменьшается, при вращении регулировочного винта против часовой стрелки зазор увеличивается;
  10. Переключите задний переключатель так, чтобы цепь находилась на самой маленькой звезде;
  11. Вращая регулировочный винт с маркировкой H установите зазор между наружной пластиной рамки переключателя и цепью равным 0-0,5 мм. При вращении регулировочного винта по часовой стрелке зазор уменьшается, при вращении регулировочного винта против часовой стрелки зазор увеличивается.

Возможные проблемы при настройке:

  • Если цепь спадает на сторону шатуна - поверните винт с маркировкой Н по часовой стрелке (так рамка ограничит спадание цепи);
  • Если затруднено переключение с наименьшей передней звезды на наибольшую - натяните трос. Если проблему устранить не удалось, поверните винт c маркировкой Н против часовой стрелки (рамка также ограничит цепь, но с другой стороны);
  • Если затруднено переключение с наибольшей звезды на наименьшую. Поверните винт с буквой L против часовой стрелки;
  • Если цепь соскакивает в сторону каретки. Поверните винт ограничения низшей передаче по часовой стрелке;
  • Если затруднено переключение с меньшей звезды на среднюю или с большей звезды на среднюю - увеличьте натяжение троса переключения или уменьшите его, соответственно.

Регулировочные винты H и L при устранении вышеперечисленных неполадок следует вращать не более чем на ⅛ оборота за раз.

Механическое повреждения узлов.

Вы упали с велосипеда или побывали в любой другой аварии, после чего переключение перестало работать. Первое, что необходимо сделать, это осмотреть систему переключения на предмет наличия следов механических повреждений (манетки переключения и сами переключатели). Перечень возможных поломок очень велик, но самыми распространенными являются:

  • деформация лапки заднего переключателя;
  • деформация рамки переднего переключателя;
  • деформация корпуса заднего переключателя, к сожалению неспециалисту заметить такую поломку очень тяжело;
  • деформация кронштейна(петух) заднего переключателя;
  • деформация звёзд на кассете или шатунах;
  • повреждения рубашек троса переключения и троса переключения;
  • смещение колеса в раме велосипеда.

Как понять, что что-то погнулось и поломано?

  • Рамка переднего переключателя должна стоять параллельно звёздам на шатунах, если смотреть на неё сверху, и не должна цеплять за них во время работы;
  • Кронштейн заднего переключателя должен быть в одной плоскости и не должен быть выгнут в какую-либо сторону;
  • Ролики заднего переключателя должны находиться в одной плоскости;
  • Верхний ролик заднего переключателя должен быть в одной плоскости со звездочкой кассеты;
  • Все звезды в кассете и на шатунах должны быть параллельны друг другу и не должны “гулять” при вращении вокруг оси.

Что делать?

В большинстве случаев устранение таких неполадок требует наличия специальных инструментов и ряда специфических навыков, для их устранения обратитесь в велосервис. Мы будем рады подсказать проверенные места.

Можно ли продолжить ездить на велосипеде?

Несмотря на все вышеперечисленные поломки ваш велосипед всё ещё пригоден для передвижения, но скорее всего вы не сможете пользоваться полным диапазоном передач - некоторые из них окажутся недоступны, а включение других будет проводить к падению цепи со звёзд или может привести к ещё большим поломкам и ещё более дорогостоящему ремонту.

Катайтесь на здоровье.


Специалисты японской фирмы Shimano, супергиганта специализирующегося на производстве велосипедных запчастей, составили список из .

Отличного выбора!

Механизм селектора передач маунтинбайка только на первый взгляд кажется сложным, на самом деле его наладка выполнима даже без помощи специалиста. Оборудование среднего уровня Alivio имеет оптимальное соотношение качества и цены, поэтому меньше подвержено износу, что облегчает юстировку его узлов. Сломать агрегат переключения в процессе работы у вас вряд ли получится – конструкция системы проста и надежна, а вот моральное удовольствие от самостоятельно проделанной операции гарантировано.


Перед тем, как настроить задний переключатель скоростей на велосипеде , нелишним будет узнать причины сбоев в работе механизма. Суть неполадок заключается в следующих пунктах:

  • Повреждения троса или отсутствие на нем смазывающего вещества.
  • Нарушение целостности рубашки троса.
  • Изогнутый петух – крепление механизма к раме веломашины.
  • Износ цепи или кассеты со звездочками.
  • Заклинивание роликов цепного натяжителя.
  • Неполадки манетки смены передач на руле.

Винты для регулировки заднего переключателя скоростей Shimano на горном велосипеде: технический минимум

Несмотря на многообразие перебрасывателей параллелограммного типа от японского производителя, их конструкция и принцип работы похожи. В процессе юстировки устройства принимают участие пять элементов:

  • 1 – крепление троса в виде закладного болта с гайкой.
  • 2 – винт для натяжения троса с барабаном.
  • 3 – винт для корректировки натяжения цепи.
  • L – ограничительный винт для юстировки низких передач.
  • H – ограничительный винт для корректировки высоких передач.

Специальные винты L и H, с помощью которых выполняется регулировка заднего переключателя скоростей велосипеда с Shimano Alivio, физически ограничивают перемещение механизма, чем предотвращают соскакивание цепи. На практике ими пользуются в основном только при отладке нового перебрасывателя, впоследствии процедура не нужна.

В случае, когда погнут петух или сам механизм, то корректировка ограничительными винтами может на короткое время решить проблему. Их чувствительность не очень высока, поэтому 1-2 оборота за один раз вполне оправданны.

Методика: как правильно настроить на велосипеде задний переключатель скоростей Шимано?

Процедура ремонта и отладки узлов цепной передачи должна проводиться на чистой веломашине. Обязательно следует поднять заднее колесо, для чего подвешивают раму на крючке или же готовят специальную подставку.

Подготовительный процесс

Как сказано выше, грамотную настройку предваряет тщательная очистка. Иногда даже такая процедура способна благотворно повлиять на работоспособность механизмов. Технологические моменты подготовительных работ заключаются в следующем:

  1. Почистить переключатель и кассету звездочек.
  2. Очистить от старой смазки ролики натяжителя.
  3. Вымыть и смазать цепь.

Далее нужно освободить торос, для чего винты натяжения у манетки и на заднем перебрасывателе вкручивают до упора. Тросик из зажимного винта следует вытянуть, но снимать его вовсе не обязательно. Не помешает осмотреть его с целью обнаружения повреждений и при необходимости обработать смазкой.

Как наладить ограничитель высоких передач?


Для юстировки цепь устанавливают в положение высокой передачи, когда задействованы самая малая звезда сзади и большая спереди. Для тех, кто интересуется, как на горном велосипеде настроить задний переключатель скоростей, важно запомнить – суть юстировки заключается в установке задней маленькой звезды в одну линию с роликами натяжителя. Реализация этой задачи осуществляется за счет вращения регулировочного винта H :

  • по часовой стрелке – рамка отклоняется в сторону большой звездочки;
  • против часовой стрелки – рамка смещается к внешней стороне.

Как отрегулировать ограничитель низких передач?

Функционал ограничительного винта L состоит в предотвращении переброса цепи за пределы большой звезды. Неправильная наладка может привести к заклиниванию цепи в промежутке между звездой и спицами или невозможности включения низкой передачи.

Перед процедурой наладки нужно установить цепь так, чтобы она находилась сзади на большой звездочке, а спереди – на маленькой. Винт L максимально выкручивается, чтобы переключатель двигался без ограничений. Цель настройки – выставить ролики натяжителя и большую заднюю звезду в одну плоскость. Задача выполняется при помощи вращения винта L :

  • по часовой стрелке – узел перебрасывателя смещается в сторону малой звездочки;
  • против часовой стрелки – узел перемещается в сторону колеса.

Как отладить натяжение троса?

Технологический процесс прост – достаточно отладить переход между двумя соседними звездами, индексная система смены передач устроена так, что переключение будет отрегулировано на всех звездах кассеты:

  • натянуть трос рукой и зафиксировать его крепежным болтом;
  • окончательная наладка осуществляется вращением пустотелого винта с барабаном (позиция 2 на рисунке), цепь должна легко переходить с одной звезды на другую и обратно при одном нажатии на манетку.

По завершении регулировки заднего переключателя скоростей Shimano на горном велосипеде следует надежно натянуть и закрепить тросик. Важно, чтобы он лег в направляющую канавку. Если работы выполнены правильно, то при вращении педалей цепь работает бесшумно и не соскакивает в сторону.

Настройка натяжителя цепи

Натяжитель представляет собой узел перебрасывателя, который обеспечивает оптимальную жесткость цепной передачи. Чрезмерное натяжение не только затрудняет передвижение цепи, но и изнашивает систему переключения передач. Ослабленное же состояние препятствует четкому переходу.

Отладка узла натяжителя выполняется по схеме:

  • Установить цепь сзади на самую большую звездочку, а спереди – на самую малую.
  • Если при передвижении цепи ролик натяжителя задевает кассету, то нужно закрутить винт натяжения (позиция 3 на рисунке) так, чтобы зазор между ними составлял около 5 мм.
  • Установить цепь сзади на самую маленькую звездочку, а спереди – на самую большую, и повторить операцию, описанную в пункте 2.

Возможные нюансы

Иногда поразительные результаты дает обычная промывка и смазка тросов и их рубашек. Практика показывает, что после этой операции делать переходы становится значительно легче. При обнаружении порванного тросика с частью расплетенных проволочек его следует немедленно заменить. Такая же ситуация с рубашкой, у которой наблюдаются повреждения.

Причиной неожиданных сбоев при перебросе передач могут быть две причины:

  • Вырвало трос из фиксирующего болта механизма.
  • На одном из концов рубашки продавилась заглушка.

Перед тем, как настроить на горном велосипеде задний переключатель скоростей, нужно проверить состояние петуха. Он может погнуться в результате падения или при езде по неровной поверхности. Выпрямлять деталь непосредственно на веломашине категорически нельзя, потому что рамка узла хрупкая, лучше демонтировать погнутый петух и выровнять его на металлической плите.

Также следует обратить внимание на степень изношенности цепной передачи, которая возникает по причине долгой езды на нестандартных комбинациях передач. Ролики натяжителя цепи нуждаются в периодическом обслуживании – их необходимо минимум раз в год очищать и смазывать.


Настройка скоростей на велосипеде нужна в случаях поломки, замены основных составляющих системы переключения передач, или во время сборки оборудования. При должном изучении тематического материала каждый человек может самостоятельно настроить скорости на своем велосипеде. Такие навыки нужно совершенствовать, если велосипедист планирует длительное катание на своем двухколесном транспорте.

Процесс настройки всей системы переключения начинается с заднего переключателя. Настраивать велосипед, для удобства, желательно перевернув на руль, или зафиксировав его на весу.

Как настроить скорость заднего переключателя на велосипеде

  • Для настройки заднего переключателя выставляем цепь на вторую звезду на передней системе звезд. Сзади ставим цепь на самую маленькую звезду. Эти движения делаются, удерживая заднее колесо на весу, и прокручивая вручную педали.
  • При переключении на маленькую звезду могут возникнуть проблемы. Цепь не доходит или издает странные звуки — нужно настроить ограничитель. Сзади переключателя находятся два болта, каждый такой ограничитель выполняет свою функцию. Один с пометкой High (регулирует высокие передачи, на маленькой звезде), другой Low (регулирует низкие передачи, на большой звезде). Бывает, что отсутствует маркировка. Тогда ориентируемся по внешнему расположению болтов.
  • Аккуратно подкручивается ограничитель High (зафиксировав нужные по величине звезды) до исчезновения проблемы (лишних звуков, перескоков, например).
  • Подкручиваем ограничитель Low, также фиксируя соответствующие звезды. При оптимальной настройке, цепь не перескакивает через звезду, и не звучит.
  • Проверяется работа переднего переключателя (перещелкиваются звезды).
  • Отрегулируйте натяжение велосипедного троса. Регулятор, отвечающий за натяжение троса, находится на манетках , или на заднем переключателе возле троса. Если настройки правильные, вся система не должна издавать необычных звуков, другие явные проблемы тоже должны отсутствовать.

Как настроить скорость переднего переключателя на велосипеде

  • Передний переключатель настраивается так же, как и задний. У него тоже есть регулятор High и Low.
  • Переключается задняя система звезд на большую звезду. Передняя система звезд остается на средней звезде. Могут появиться проблемы трения цепи о защиту. В таком случае регулируется ограничитель Low до исчезновения проблемы. Зрительно можно увидеть, как это работает.
  • Перенастраивается ограничитель High. Для этого на задних звездах сбрасывается цепь на маленькую звезду, а на передних звездах ставится самая большая звезда.
  • Если цепь трется о защиту, перемещаемся к регулированию троса, регулятор которого расположен на рулевых манетках . Внимательно изучается реакция системы на движения регулятора, это поможет лучше ориентироваться в настройке.
  • Переключаются звезды для проверки на посторонние звуки и лишние движения.


Как настроить скорость на велосипеде — перекос цепи

  • Возникает из-за неправильного сочетания звезд во время поездок, особенно в горку. Неправильная эксплуатация приведет не только к неправильному износу цепи и звезд, но и к болезненному состоянию коленей. Берегите свои колени, потому, что цепь и звезды можно заменить, а суставы не восстанавливаются!
  • Правильные сочетания звезд: первая передняя звезда — задняя с первой по четвертую ; вторая звезда спереди — с третьей по шестую сзади; третья звезда спереди — с четвертой по самую маленькую звезду сзади.


Самые частые причины, мешающие переключению скорости на велосипеде

  • Дефекты на тросике — может распушиться.
  • Рубашка, защищающая трос, забивается грязью. Грязь также засоряет цепь, заднюю перекидку.
  • Изменение функциональности переключателей и петуха при падении (сбой настроек, погнутость).
  • Люфт на заднем переключателе.


Непредвиденные ситуации могут случиться в любых условиях катания на велосипеде. Поэтому нужно подготовиться загодя. Ещё в домашней обстановке изучается транспорт, собираются самые необходимые инструменты, которые понадобятся в пути, в случае поломки. Знания — это сила. Если чувствуете, что можете подзабыть пройденный материал, но кататься хочется, сделайте небольшую распечатку, чтобы на месте быстренько вспомнить, что к чему. Качайте видео на телефон! Гайки должны быть всегда надежно закручены, но не перетянуты.

Еще в далеком прошлом сингспид был единственным вариантом велосипеда среди массы населения. Счастливые обладатели байков прекрасно чувствовали себя на ровном асфальте, но вынуждены были подстраиваться под пересеченную местность: с силой подтягивать педали кверху на подъемах, разгоняться со спусков для «взлета» на следующую горку, приспускать шины, чтобы проехать по неровной грунтовке. Порой навыков уже не хватало, и велосипедист покидал седло, чтобы пройти неблагоприятный участок пешком.

Со временем все изменилось: производители стали в большом объеме выпускать «узкоспециальные» байки – шоссейники, горные модели, гибриды, спортивные и т.д. Прежний лидер в лице синглспида заметно отошел на задний план и покупается исключительно для поездок по автодорогам и легким сухим грунтовкам.

Современные велосипеды в большинстве оснащены так называемыми скоростями. Наиболее распространен вариант открытой звездочно-цепной трансмиссии. Он используется на всех типах великов, городских сити-байках в том числе. Переключение передач на велосипеде позволяет велосипедисту подстраивать свой транспорт под конкретные условия движения, а также рационально использовать собственные силы.

Наличие скоростей, конечно, дает преимущество перед односкоростным вариантом, однако польза проявляется при умелом использовании ее в дороге. Существуют простые принципы, которые подскажут, как правильно переключать передачи на велосипеде и при этом не валиться от усталости после каждой поездки. Но даже при правильной эксплуатации система скоростей со временем дает сбои, поэтому нужно уметь настроить ее.

Велосипеды с открытой системой передач оснащены двумя переключателями, которые отвечают за перескок цепи с одной звезды на другую на ведущей и ведомой кассетах, соответственно. Для справки, ведущие звезды – это передние или «шатунные», ведомые – задние, у ведущего колеса. Выходит небольшой парадокс, как и в нумерации звездочек.

Передние отсчитываются «от мала до велика». Стандартный набор кассеты – три звезды. Первая – самая маленькая, или низшая, передача. Далее идет вторая, средняя передача и завершает систему самая большая, «высшая» звезда.

Задние передачи считаются наоборот: наибольшая звезда соответствует первой, а самая маленькая – наивысшей передаче. Количество звездочек в несколько раз превышает набор передних, поэтому на каждую передачу в передней кассете подбирается по нескольку задних.

Устройства переключения цепи управляются манетками на руле: левая – передним, правая – задним. Первое правило перехода на другую скорость – не путать их друг с другом. Перескок цепи происходит только во время движения велосипеда вперед вращением педалей. Менять передаточное отношение в накате, как на планетарной втулке, недопустимо.

  • последовательно, через каждую звездочку;
  • перед въездом на подъем подбирать передачу заранее;
  • избегать чрезмерного давления на педали при перебросе цепи.

И еще: никогда не экспериментируем с трансмиссией, вращая педали в противоположную сторону!

Теперь коснемся непосредственно вопроса, как выбирать передачи под конкретные условия езды. Общее правило звучит так: на ровной дороге повышаем передачу до максимума при котором мы можем держать подходящий и обеспечиваем максимальную скорость передвижения. При движении под гору, навстречу сильному ветру или по бездорожью понижаем передачу, обеспечивая проходимость велосипеда и равномерность нагрузки на ноги.

За высшие передачи спереди отвечает самая большая звезда и несколько самых маленьких. Такое положение цепи обеспечит минимальное время разгона, высокую скорость и накатистость. Для стандартных систем трансмиссии 3*7 (8) это будет положение «3» спереди и от «1» до «5» сзади. В более скоростных и точных системах переключения передач диапазон подбираемых звезд расширяется.

Ничто не мешает? Включаем повышенные передачи

Средняя передняя звезда активируется при появлении на пути небольших препятствий: ветер, слой песка на дороге, пологие холмы, а также неровности на дорогах. В системе 3*8 для второй звезды низший предел задней кассеты смещается на одну, а высший – на две звезды назад. Рекомендуемые положения: 2*3, 2*4, 2*5 и 2*6. Положение цепи «вторая спереди, третья сзади» приближает скоростной велосипед к характеристикам синглспида. Более низкие передачи уменьшают скорость, увеличивая проходимость.

На горном велосипеде активно используются передаточные отношения с положением цепи на первой передней звездочке. Диапазон задних звезд варьируется от 6 до 8. Низшие передачи используются в жестких условиях: извилистые трассы, грязь, песок, ухабистая грунтовка и крутые подъемы. Скорость передвижения минимальна, при этом сохраняется частота педалирования и нагрузки на ноги.

Категорически не рекомендуется пользоваться высшими передними и низшими задними звездами, и наоборот. Злоупотребление такими экспериментами быстро выведет из строя звезды, цепь и весьма дорогие переключатели. Вообще, перекос цепи между передней и задней кассетами присутствует даже при нормальном положении, так что усугублять его – себе дороже.



Как надо (слева) и нельзя (справа) ставить цепь

Если говорить об ощущениях, то велосипедист при неправильном положении цепи будет чувствовать от скоростного байка один дискомфорт. Правильное использование передаточных отношений – залог успешного катания и долгого срока службы трансмиссионного механизма!

Регулировка переключателя ведущих звезд

Cо временем переброс цепи ухудшается, передачи плохо переключаются, а то и отказывают вовсе. Так как спереди звезд устанавливается немного, то не заметить неисправность просто невозможно.

Если проблема тугого перескока цепи или его отсутствия вызвана лишь расстроенным переключателем, то спасти положение вполне реально самостоятельно. Почему переключатель работает неправильно? К основным причинам относятся:

  • несовпадение шестеренки с плоскостями звезд;
  • плохое натяжение приводного троса;
  • переключатель закреплен неплотно.

Как показывает практика, эти проблемы не приходят по одной, поэтому настроить придется сразу все, а не только, допустим, натяжение троса.

На первом этапе протираем корпус устройства, а также звездочки и цепь от налипшей грязи и пыли. Проверяем болты крепления корпуса переключающего устройства, подтягиваем до упора по необходимости. Важно: настраивать разболтанный переключатель не имеет смысла!

Далее находим винты «L» и «H» – регуляторы положения манеточной шестеренки. Ослабляем их, но не выкручиваем полностью. Наша задача – подтянуть их таким образом, чтобы добиться совпадения шестерни с плоскостями крайних звезд.

Регулировка по L:

  1. Переключаем цепь в положение «1» спереди и «максимум» сзади. Если система работает совсем плохо, цепь устанавливается вручную.
  2. Затяжкой регулировочного винта добиться полного совпадения шестеренки манетки с плоскостью первой передней звезды. Отклонение до 1,5 мм некритично.
  3. Ослабить гайку крепления троса, немного подтянуть его.

Настройка переднего переключателя по H:

  1. Задать цепи обратное положение: «максимум» спереди, «1» – сзади. Для системы 3*8 это будет «3» и «1», соответственно.
  2. Подтягивать винт H до совпадения манетки с большой звездой.
  3. Подтянуть трос в этом положении.



Сверху вниз: болт закрепления троса, L и H-регуляторы

Когда выставлены ограничения, переброс цепи должен восстановиться. Если винты выставлены четко, а система работает неважно, пробуем подтянуть или ослабить трос. Как определить? Передачи туго идут от высшей к низшей – натянуть, наоборот – ослабить натяжение.

Настройка задней системы передач

Следующий этап – отрегулировать ход цепи по задним звездам. Чаще всего именно там наблюдаются проблемы, и не случайно: звезд больше, плюс натяжитель. Для начала аккуратно очищаем механизм от грязи.

  1. Проверка петуха и болтовых креплений.
  2. Регулировка ограничений по передачам, подтяжка тросика.
  3. Подбор оптимального натяжения цепи.

Согнутый петух требует обязательной замены. Одновременно проверяется, не разболтан ли переключатель.

Настройка ограничений по L и H:

  1. Ослабить оба винта.
  2. Перекинуть цепь на высшую (самую маленькую) звезду (спереди на максимум).
  3. Затягивать болт «H», пока направляющий ролик переключателя не совпадет со звездой в одной плоскости.
  4. Включить первую передачу (самую большую, а спереди – первую).
  5. Вращением винта «L» добиться совпадения ролика со звездой.
  6. Проверить точность переключения.
  7. Подтянуть или ослабить трос привода. Определяем по тому же принципу, как и с передним дерейлером.



Схема выставления крайнего ограничения по L

Передачи не переключаются быстро, ограничения выставлены правильно, а трос хорошо затянут? Тогда самое время поработать с натяжителем цепи. Находим специальные винты «A» и «B». Первый настраивает положение рамки относительно самой маленькой, а второй – самой большой звездочки.

Настройка проводится по принципу: переход на соответствующую передачу и затягивание винта. Вращением регулятора «A» увеличивается сила натяга за счет подъема рамки к высшей звездочке. Наоборот, винт «B» опускает ее к большой звездочке. Неправильно выставленное натяжение не дает возможности легко выбирать нужную передачу: слишком ослабленная цепь может повиснуть в пространстве между звездочками, а перетянутая разорваться из-за чрезмерного напряжения.

Периодическая регулировка переключателей скоростного велосипеда считается нормой. Она принесет неоценимую пользу во время, когда цепь и кассеты в исправном состоянии. Настройка системы переключения скоростей в сочетании с правилами использования при движении на велосипеде позволит значительно увеличить ресурс всех составных частей трансмиссии, а также использовать ее ресурсы по максимуму.



Поделиться: