Выживший — реальная история.

Елизавета Бута

Выживший Хью Гласс. Настоящая история

Кто битым жизнью был, тот большего добьется,

Пуд соли съевший, выше ценит мед,

Кто слезы лил, тот искренней смеется,

Кто умирал, тот знает, что живет.

1859 год. Долина Напа

В последние дни лета долина Напа была буквально пронизана солнцем. Каждый квадратный сантиметр бескрайних владений Джорджа Юнта грелся в предзакатных лучах. Воздух был наполнен живыми и отчего-то меланхоличными звуками. Казалось, с наступлением вечера все здесь погружается в легкую дрему, планомерно перетекающую в глубокий сон. Где-то вдалеке грохотала недавно построенная мельница, слышались недовольные крики нанятых рабочих, виднелись бескрайние плантации вызревающего винограда. Недавно Юнт закончил строительство собственной винодельни. В этом году он планировал сделать свою первую партию вина.

Долину благополучно обошла Золотая лихорадка, да и трапперам [Траппер (англ. trap - «ловушка») - охотник на пушных зверей в Северной Америке.], охотникам на пушного зверя, здесь делать было нечего. Если точнее, еще лет десять назад тут вообще нельзя было встретить бледнолицего человека. Да и с краснокожими тоже столкновение казалось маловероятным. Пустынная, но благодатная земля долины Напа принадлежала Мексике. Когда Джордж Юнт решил, что на его век хватит приключений, он вспомнил о своих давних связях и обратился за помощью к старому другу. Тот помог ему получить шестнадцать с половиной акров никому не нужной земли. Так Джордж Юнт стал первым официальным поселенцем долины Напа. Конечно, здесь уже жили люди, но их было так немного, что Юнт по праву мог считать себя покорителем бескрайних просторов. Неправдоподобно быстро постаревшие друзья-трапперы, охотники за приключениями, чей золотой век закончился много лет назад, неодобрительно отнеслись к решению Юнта стать фермером. Впрочем, у каждого свой путь, и не им судить Юнта. В конце концов, даже легендарный Джон Колтер вернулся в Сент-Луис, женился и стал самым обычным фермером. Правда, его хватило всего на несколько лет. Невзрачная и тяжелая жизнь быстро убила легендарного траппера. Буквально через три года после отхода от дел Колтер заболел желтухой и умер где-то неподалеку от Нью-Хейвена.

Джордж Юнт так долго был занят строительством фермы, что даже не заметил, как прошло несколько лет его жизни. Не самых, надо признать, отвратительных. Он по праву считался здесь самым уважаемым человеком в городе, вернее, в небольшом поселении, ну, да это не столь важно. Вечера он полюбил проводить на небольшой террасе своего дома. К нему частенько заходили старые друзья, местные жители, главы администраций из соседних поселений и молодые искатели приключений. Последние являлись сюда в основном в поисках ночлега. Ранчо Юнта было открыто для всех, кто в этом нуждался. Единственным условием Джорджа Юнта были эти вечерние посиделки на террасе его дома в долине Напа. Здесь вместе с гостем они по старой трапперской привычке раскуривали трубку, и Юнт заводил свои бесконечные истории. Рассказчиком он был отменным, поэтому гости с удовольствием слушали истории полувековой давности. Процентов на пятьдесят они были полнейшим вымыслом, но ровно на столько же они были и правдивы. Сейчас, созерцая на удивление спокойные, залитые бесконечно радостным солнцем просторы, все истории о легендарных трапперах и великих экспедициях казались даже чересчур реалистичными. Даже если бы всего этого не было на самом деле, все эти легенды просто необходимо было бы придумать для таких вот солнечных и тихих вечеров последних дней лета.

В том далеком 1859-м году на ранчо Юнта решил погостить знаменитый писатель и не менее знаменитый искатель приключений по имени Генри Дана. Это был худой мрачный мужчина чуть за сорок с очень тяжелым взглядом. Он носил длинные волосы, всегда был одет в строгий костюм, довершением которого был котелок, скрывающий залысины. В нем уже с трудом можно было разглядеть того совершенно безумного парня, который бросил учебу в престижном университете ради службы матросом на торговом судне. И все-таки он не был приспособлен к тихой и размеренной жизни. Генри Дана вот уже много лет как был достаточно успешным политиком в штате Массачусетс. В Калифорнию он приехал в связи с какими-то делами. Прознав о том, что здесь неподалеку живет легендарный Джордж Юнт, славный своими рассказами о трапперах, Дана решил какое-то время погостить на ранчо Юнта. Все эти истории легко бы могли составить не одну книгу.

Вы когда-нибудь слышали о человеке, голыми руками убившем медведя? - поинтересовался тем вечером Генри Дана. Они сидели на террасе, жена Джорджа принесла им молодого, даже чересчур молодого вина, и разговор плавно перешел ко временам давно минувшим.

Даже знаю пару таких смельчаков, - хмыкнул Джордж, - по берегам Миссури полно гризли. Практически каждый траппер с ними сталкивался, правда, чаще всего поединок заканчивался, так и не начавшись. Если медведь все-таки нападал, результат предсказать было несложно, но иногда попадались и везунчики. Джедедайя Смит, один из сотни Эшли, убил медведя, Хью Гласс…

Я читал про человека, который убил медведя одним ножом. Его сочли мертвым и оставили, а он прополз триста километров и все-таки выжил. - Генри Дана даже чуть наклонился вперед от сжигавшего его любопытства. Ту историю он прочитал в одном из журналов. Ее опубликовал журналист, собиратель историй, еще 1820-х. Причем автора статьи совершенно не интересовал человек, победивший медведицу гризли. Журналист тогда даже имени его не упомянул, ограничился только описанием самой схватки. Генри Дана ту историю запомнил на всю жизнь, но даже и не надеялся узнать подробности жизни того человека.

Его звали Хью Гласс, - медленно кивнул Джордж Юнт. - Удивительной честности человек. Знаешь, как о нем говорили трапперы? Рожденный бежать. Его история началась задолго до схватки с медведем.


1823 год

Умирать сложно только в первый раз. Потом это превращается в игру. Судьба любит, когда находится человек, бросающий ей вызов. Она всегда принимает бой. Ей нравится с интересом наблюдать за тем, как человек пытается ее обмануть. Такое еще никому не удавалось, но иногда, очень редко, судьба пасует перед сумасшедшими, отчаянно пытающимися обогнать ее на повороте.

На поляну возле берега величественной Гранд-Ривер вышло непонятного вида существо. Вне всякого сомнения, хищник. Опасный. Весь обмотанный шкурами убитых им животных. Эти хищники появились здесь недавно. Они были очень похожи на индейцев племени арикара [Арикара, Ри - группа близкородственных индейских племен, говорящих на языке арикаракэддоанской семьи.], к которым уже привыкли здешние леса. И все же эти хищники отличались от индейцев. Они были намного опаснее и безжалостнее. Их оружие способно было уничтожить любого зверя всего за мгновение.

Хью Гласс с ужасом всматривался в блестящие, черные глаза медведицы. Гризли с не меньшим ужасом наблюдала за существом. Так продолжалось одно, очень долгое мгновение. Затем поляну отравил чудовищный крик Хью Гласса. Этот голос буквально уничтожал слух несчастного животного. Все инстинкты умоляли ее бежать отсюда. Тут в поле зрения медведицы попал маленький, годовалый медвежонок. Второй неосторожно ковылял в сторону непонятного существа, обмотанного шкурами здешних животных. Инстинкты медведицы моментально изменили свое решение. Она должна защитить своих детей, поэтому бежать нельзя. Животное с не меньшим остервенением зарычало.

Хью Гласс прекрасно знал, что при встрече с медведем в лесу важно испугать животное. Это единственный шанс на спасение. Вот только на сей раз этот прием не сработал. Крик, вне всякого сомнения, испугал гризли, вот только бежать она не собиралась. Два годовалых медвежонка лишили ее такой возможности. Одно из самых опасных и непредсказуемых животных в мире приняло его вызов. Он увидел это в блестящих черных глазах гризли. Всего пара секунд на то, чтобы перезарядить ружье. Он был прекрасным охотником, поэтому проблемы это не составило. Как только медведица сделала первый, осторожный шаг навстречу Хью, тот выстрелил. Раздался глухой, едва различимый на фоне какофонии крика звук. Осечка.

На поляну выбежало двое мужчин. Они прибежали на душераздирающие крики, доносившиеся с поляны. Один был чуть постарше. На его лице давно застыла безразличная брезгливость к происходящему. Второй - еще совсем мальчишка с взлохмаченными волосами.

Эти двое не вызывали у медведицы опасений. Они не кричали. Медведица едва заметно согнулась и в один прыжок настигла Гласса. Траппер успел достать последнюю свою надежду на бой. Умирать не страшно, если знаешь, что последние мгновения твоей жизни пройдут в бою. Гласс успел воткнуть в грудь животного свой охотничий нож. Медведица взревела от боли. Откуда-то со стороны раздались хлопки. Он даже не успел понять, что это выстрелы. Все его сознание поглотила гигантская пасть медведя с обнаженными яростью клыками.

Пуля, попавшая в цель, не оставила медведице шансов на жизнь. В ее арсенале оставалось лишь несколько мгновений агонии. В тщетной ярости она собрала, покидающие ее силы, и ударила самого опасного из хищников на поляне. Ее когти провели по всей правой стороне тела Гласса. За когтями оставались глубокие борозды, из которых текла кровь. Умирая, медведица все-таки смогла обезвредить хотя бы одного из трапперов на поляне. Это оставляло шансы на жизнь ее детям.

В декабре этого года в прокат выходит новая лента мексиканского режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту - «Выживший» с Леонардо Ди Каприо в главной роли. После оглушительного успеха «Бёрдмена» от этого фильма тоже многого ожидают. И критики, и зрители в один голос прочат ему несколько номинаций на «Оскар» и огромные сборы. Должны заметить, не только «Бёрдмен» тому причина. И съемочная группа, и актерский состав, и процесс создания фильма – все обещает зрителям действительно незабываемые впечатления.

Сюжет фильма «Выживший»

Кинолента повествует об охотнике Хью Глассе. Хоть герой картины и родился в Филадельфии, камера встречает его на Диком Западе. На дворе - 20-е годы XIX века. Глассу не везет. Он оказывается в плену у индейцев и проводит там долгий год, пока в конце-концов не умудряется выбраться на свободу. Путь Хью лежит в Сент-Луис. Здесь и случается знакомство, которое уже совсем скоро определит судьбу охотника.

Гласс встречается с Эндрю Генри. Вместе с его исследовательским отрядом Хью отправляется к истокам Миссури. В пути охотник получает серьезное ранение, нанесенное медведем гризли. Положение его столь серьезно, что Генри, сколько бы ни старался спасти приятеля, приходит к выводу: дни Гласса сочтены. Поскольку отряд должен идти вперед, а раненый все равно дышит на ладан, решено было оставить вместе с ним двоих членов группы.

Снимать «Выжившего» будет сам Алехандро Гонсалес Иньярриту

Им предстояло дождаться, пока Гласс отдаст Богу душу, похоронить его, а затем догнать команду. Напуганные возможным конфликтом с индейцами, добровольцы решают оставить умирающего (все равно его дни или даже часы сочтены) и бежать. Правда, перед этим они берут с собой все ценные вещи, которые были при Глассе: снаряжение и оружие. Вопреки всем прогнозам, Хью остается жив. Подлечившись, он пускается в путь, движимый одним-единственным желанием – мстить.

Прототип и предыстория

Хью Гласс, первопроходец и охотник, существовал на самом деле. Его родители переехали в Штаты из Ирландии, сам он рос в Филадельфии, но к событию, из-за которого о нем узнала вся Америка, оказался занесен судьбой в Сент-Луис. Здесь Гласс познакомился с генералом Уильямом Эшли, который занимался подбором людей для своей экспедиции к истокам Миссури. В итоге в отряд вошло 100 человек, и готовый к рискованному приключению Гласс оказался среди них.

Будущие герои (и антигерои) его истории также были в списке Эшли. Имена Эндрю Генри, Джима Бриджера и Джона Фицджеральда будут звучать и в фильме. Итак, в начале 1923 года сотня генерала Эшли двинулась вверх по Миссури. Случилось так, что в пути им пришлось попасть в передрягу – конфликт с индейцами арикара, по чьей земле группа шла в то время. Завязалась вооруженная схватка, в которой сотня потеряла нескольких своих ребят.

Гласса в схватке ранили – повредили ногу. Все могло бы обернуться гораздо более серьезными последствиями, но Эшли отправил гонца за подмогой, и подоспевшее подкрепление погасило конфликт. Однако случившегося оказалось достаточно для конфликта внутри группы. Остатки сотни разделились. Небольшая группа приняла решение двигаться дальше самостоятельно. Всего в новой команде было 14 человек. К ним присоединился и раненый Хью Гласс.


Фанатский постер фильма «Выживший»

Майор Эндрю Генри встал во главе группы. Он собирался отправиться к своему форту в Йеллоустоун, поэтому направил группу вверх по руслу Гранд-Ривер. Спустя несколько дней группа оказалась у места, где Гранд-Ривер разветвляется. Там-то с Глассом и случилась беда. Он хотел насобирать ягод и отошел от лагеря дальше, чем следовало бы. Рядом в это время находилась медведица гризли, у которой были малыши. Ведомая инстинктом защитить детенышей, она напала на Гласса.

Все произошло так быстро, что охотник не смог схватить ружье – он мог защититься только ножом, но этого оказалось недостаточно. На крики о помощи примчались другие члены группы, но слишком поздно – Гласс уже лежал на земле без сознания. Животное было убито. Но Гласс вдобавок к своей травме получил еще и серьезные ранения когтями – медведица достала до ребер. Все были уверены, что охотник скоро погибнет. Генри считал, что максимум, на который несчастный Хью может рассчитывать – один-два дня мучений.

Тем временем оставалась угроза нового конфликта с индейцами. У Генри не оставалось другого выхода - он не мог взять Гласса с собой: по мнению майора, перенести дорогу Хью было никак не по силам, а оставаться на месте большой группе было рискованно. Поэтому Генри принял решение. Двое добровольцев побудут с Глассом до тех пор, пока тот отойдет в мир иной, и предадут его тело земле. А затем догонят отряд, который уйдет вперед, не мешкая.


Хью Гласс («Выживший») в исполнении Леонардо Ди Каприо

Вызвались Джим Бриджер и Джон Фицджеральд. Генри увел людей, а Джим и Джон подготовили для товарища могилу и принялись отсчитывать время, которое отделяло их от окончания печальной миссии. Прошел день. Затем второй. Третий. Гласс отчаянно цеплялся за жизнь. Когда истекли пятые сутки и добровольцы устали ждать, Фицджеральд решил, что им больше незачем оставаться при умирающем. Он, как и Генри, был уверен, что Хью не выживет.

Фицджеральд уговорил Бриджера оставить несчастного и уходить – арикара близко. Джим поддался на увещевания. Уходя, бывшие товарищи прихватили с собой все полезное, что мертвому было ни к чему. Оружие, снаряжение – все эти вещи отправились в путь с добровольцами. Присоединившись к группе, они сообщили Генри, что Гласс почил в бозе и дело выполнено. Охотники ошиблись - Хью чудом пришел в себя. И, очнувшись, обнаружил, что находится в глухом лесу совершенно один, без оружия, крошки пищи и капли воды.

Зато с серьезными ранами, нанесенными разъяренной медведицей, и сломанной ногой. Но желание жить оказалось таким сильным, что он решил идти. От ближайшего населенного пункта – форта Кайова – Хью отделяло около 320 км. Все, что случилось дальше, очень напоминает историю, изложенную Джеком Лондоном в повести «Любовь к жизни». Вероятно, именно эта любовь помогла израненному охотнику преодолеть немыслимое расстояние.


Джона Фицджеральда сыграл Том Харди

Путь пролегал по диким местам, а у Гласса стараниями так называемых друзей не осталось ни оружия, ни еды. Он не мог нормально ходить, поэтому большую часть дороги полз. Все это длилось около двух месяцев. После возвращения Гласс долго приходил в себя. Однако, вылечившись, он твердо решил разыскать нерадивых приятелей и отплатить им за все ужасы, которые ему пришлось пережить. Хью отправился на поиски Бриджера и Фицджеральда. Все закончилось…

Многоточием – и его ставим мы. Спойлеров не будет! Все желающие могут поискать окончание этой истории в сети, но мы не хотим испортить вам послевкусие от будущего фильма. Единственное, на что мы готовы пойти – огласить финал жизни Хью. После страшного приключения с гризли он прожил еще 10 лет и погиб, в общем-то, почти геройской смертью: в бою и от рук индейцев, которые таки его догнали. Но это уже, как говорится, совсем другая история.

Сценарий фильма

Невероятная история Хью Гласса не раз становилась основой для художественных произведений. Так, американский фантаст Роджер Желязны вместе с коллегой по цеху Робертом Хаусманом написали книгу «Дикие земли». Судьба Гласса стала в романе одной из двух сюжетных линий. Вторую писатели посвятили другому исследователю, Джону Колтеру, которому пришлось пережить подобную передрягу. А в 1971 г. режиссер Ричард С. Сарафьян снял о Глассе фильм с Ричардом Харрисом в главной роли.

В начале 2000-х Майкл Панке написал роман «Выживший» (The Revenant; в «Возвращенца» фильм превратился при подготовке к выходу на рынок бывшего СНГ). Книга не успела увидеть свет – еще на этапе рукописи права на нее купил продюсер Акива Голдсман. Для него на основании сюжета был написан сценарий - его автором стал Дэйв Рабе. Это случилось в 2001 г. Но работа над проектом постоянно откладывалась – так дело затянулось на долгие девять лет.


Съемки фильма «Выживший» проходили в Канаде

В 2010-м сценарий решено было переделать. Компания Anonymous Content, взявшаяся за реализацию фильма, поручила дело Марку Л. Смиту. Через год после этого стало известно о том, что готовый текст передадут Алехандро Гонсалесу Иньярриту – ему предстояло воплотить проект в жизнь. Позже режиссер прокомментировал поправки, которые внес в оригинальный сценарий.

Так в истории появился сын Гласса от девушки-индианки из племени пауни. В истории реального Хью эта связь тоже была - еще до встречи с Эшли охотник попал в плен к пауни и долгое время жил там, успев жениться на одной из девушек племени. По словам Гонсалеса Иньярриту, введение этого персонажа позволило сделать образ Хью еще глубже и сложнее.

Съемочная группа

Оказался четвертым и последним режиссером, которому предлагали вести проект «Возвращенец». До оскароносного мексиканца фильм предлагали Пак Чхан Уку, Джону Хиллкоуту и Жану-Франсуа Рише. Однако все эти ставки оказались неудачными, и только спустя 10 лет после покупки у автора прав на книгу, у сценария и картины появилось обозримое будущее. В августе 2011-го Гонсалес Иньярриту подписал контракт.

По признанию режиссера, предложение заняться экранизацией истории о Глассе поступило очень вовремя. «В тот период я часто думал о том, чтобы на годик сбежать подальше от цивилизации», – рассказывал Алехандро. Забегая вперед, скажем, что так оно и случилось – съемочная группа заехала в глушь почти на 10 месяцев. К слову, компанию режиссеру составил не менее звездный оператор.


Гонсалес Иньярриту не только взялся за проект, но и воплотил его!

Критиков и киноманов очень обрадовала новость о том, что за камерой во время съемок будет стоять Эммануэль Любецки . Будучи потрясающим оператором, именно он подарил зрителям умопомрачительные фильмы «Большие надежды» с Итаном Хоуком и Гвинет Пэлтроу, «Сонная лощина» с Джонни Деппом и Кристиной Риччи, «Дитя человеческое» с Клайвом Оуэном и Джулианной Мур, «Древо жизни» с Брэдом Питтом и Шоном Пенном, и многие другие.

Работы Любецки пять раз выдвигались на «Оскар», а две статуэтки оператор все-таки унес со сцены театра «Кодак». Кстати, так случилось два раза подряд - в 2014 году эксперты отметили наградой его работу в фильме «Гравитация», а в 2015-м – «Бёрдмен». Кстати, над последним фильмом Любецки тоже трудился вместе с Гонсалесом Иньярриту. Так что визуальный ряд обещает быть эффектным.

Актерский состав

Каст – вот что больше всего заботит зрителей, когда речь идет о новом кинематографическом проекте. Впрочем, не только их. Актеры – один из первых «производственных вопросов», за решение которых берется режиссер в начале работы. Каждый из претендентов на главное место на площадке имел свой взгляд на то, кто должен воплотить заглавного героя. Если бы «Возвращенца» снимал Пак Чхан Ук, Гласс, скорее всего, был бы темнокожим.


На роль Хью Гласса рассматривались Сэмюэл Л. Джексон, Кристиан Бейл и Шон Пенн. В итоге она досталась Леонардо Ди Каприо

Южнокорейский режиссер видел в этой роли Сэмюэла Л. Джексона. Джон Хиллкоут собирался взять в картину Кристиана Бейла, и с последним даже успели начать переговоры. Зато Гонсалес Иньярриту долго не раздумывал - меньше чем через неделю после заключения контракта он назвал имена двоих актеров, которых рассматривает как претендентов на главную роль: Леонардо Ди Каприо и Шона Пенна. В итоге остановился на первом.

Леонардо Ди Каприо (Хью Гласс)

Фигура Лео – вторая из двух главных интриг предстоящего фильма. Первая – сам факт его выхода. Как и любой другой из фильмов знаменитого мексиканца, этот начинает пользоваться славой еще до появления на экране - особенно после нашумевшего «Бёрдмена». Но где Ди Каприо, там всегда споры, слухи, сплетни и прогнозы. И все об одном – будет наконец «Оскар», или опять давай до свидания? Говорят, дату премьеры выбрали неслучайно.

Выход фильма специально сдвинули к концу года – картину покажут только 25 декабря, да и то пустят в ограниченный прокат. В кинотеатры «Выживший» попадет уже в новом году, 8 января 2016-го. И все якобы для того, чтобы критики и почетное жюри не забыли о нем до церемонии вручения «Оскаров». Ожидается, что фильм будет претендовать на награду по меньшей мере как лучший, за режиссуру, операторскую работу и сценарий.


«Выживший» позволил Ди Каприо и Тому Харди снова поработать вместе

И, конечно, не обойтись без толков о Ди Каприо. Уже пять раз Лео номинировали на «Оскар» - и ни разу не наградили. Над актером подшучивают, но он, кажется, уже привык и внимания не обращает. Хотя волна предположений поднимается всякий раз, когда на экраны выходит фильм с участием Ди Каприо. Правда, в этот раз она особенная. Леонардо заявил, что после съемок у Гонсалеса Иньярриту собирается отдохнуть.

Как долго продлятся каникулы, и чем актер собирается заняться в это время, пока неизвестно. Во всяком случае, на пенсию ему рановато. Но кто знает, когда мы – и жюри конкурса – снова увидим актера на экране. Так что киноакадемии стоит задуматься и не оттягивать решение надолго. Лео заслужил награду, и она точно у него будет! (Да-да, не спорьте!) Так зачем продолжать тянуть кота за хвост?

Гонсалес Иньярриту очень тепло отзывается о Ди Каприо. По словам режиссера, Лео всегда был главным претендентом на роль Гласса. Как оказалось, мексиканец пристально следит за работой актера с того момента, когда впервые увидел его на экране в фильме «Что гложет Гилберта Грэйпа». 19-летний Леонардо тогда сыграл умственно неполноценного парнишку. Тогда же Ди Каприо впервые попал в список номинантов на «Оскар». Гонсалес Иньярриту говорит:

«С тех самых пор я не переставал удивляться одной вещи - тому, насколько органично Леонардо удается перевоплощаться и в по-настоящему крутых ребят, и в хрупких мальчишек.»


Промо-кадр с Леонардо Ди Каприо в роли Хью Гласса

Режиссеру так хотелось поработать с Ди Каприо, что он даже отложил начало съемок – Лео как раз был занят работой над «Волком с Уолл-стрит». Актер тоже питает к режиссеру теплые чувства. Поскольку о «Выжившем» в Голливуде периодически говорили, он не стал для Лео новинкой. Ди Каприо уже слышал о проекте, затем прочел сценарий, но принимать предложение не торопился – ждал встречи с режиссером. Но потом уже не раздумывал. Актер признавался:

«Я был потрясен Алехандро. Он подошел к работе с огромной страстью. Для него история, что случилась с Хью, не сводится только к желанию отплатить обидчикам. Алехандро глубоко понимает, что двигало Глассом в его желании выжить».

Также Леонардо добавлял:

«При выборе проектов, в которых могу участвовать, я ориентируюсь в первую очередь на режиссера. А этот фильм вообще особенный. Для него принципиально важно было попасть в хорошие руки. Каким бы сильным ни оказался сценарий, сделать из него шедевр мог бы только выдающийся режиссер».


Ради съемок Ди Каприо жертвовал своим комфортом и репутацией

Высказываясь так о Гонсалесе Иньярриту, Ди Каприо имел в виду совершенно определенные вещи. Особенность фильма в том, что в нем редко слышится человеческая речь. Пережив столкновение с разъяренным животным, Гласс почти перестает разговаривать. И вся смысловая нагрузка, которую в большинстве случаев берут на себя диалоги, в этот раз переносится на эмоцию и способность ее передать. В том числе этим образ Хью приглянулся и актеру. Лео откровенничал:

«Фильм стал для меня настоящим вызовом. Часто мои герои оказывались страшными болтунами. Но здесь все иначе. Я давно мечтал сыграть персонажа, который молчит. Передавать эмоцию без слов».

Режиссер считает, что актеру все удалось. После съемок Иньярриту сообщил:

«Ди Каприо - потрясающий притворщик и при этом умный, четкий партнер по площадке. Он с полувзгляда понимает все то, чего хотят оператор и режиссер. Языком тела он владеет мастерски – образ получился невероятным».


Потрепанный и заросший Лео Ди Каприо в фильме «Выживший»

Ради роли Лео пришлось пожертвовать репутацией. Был период, когда актера обвиняли в том, что он перестал следить за собой и становится похожим на бездомного. Лео отпустил волосы и завел на лице буйную растительность, чем даже спровоцировал небольшой скандал: явился в «неподобающем» виде на благотворительную вечеринку, посвященную защите океанов. (Как известно, актер поддерживает это экологическое движение и регулярно перечисляет в его пользу суммы с большим количеством нулей.)

Тогда же первые полосы таблоидов запестрели коллажами на тему «только посмотрите, как похоже». Фото 40-летнего Лео сравнивали со снимками 78-летнего Джека Николсона. Позже стало ясно, что неопрятный вид актера, скорее всего, был частью подготовки к съемкам «Выжившего». А значит, борода и взлохмаченная шевелюра, которую зрителям предстоит увидеть в кадре, будут настоящими.

К слову, ради роли у Гонсалеса Иньярриту Ди Каприо пришлось отказать Дэнни Бойлу. Режиссер как раз готовился к съемкам фильма и предлагал Лео роль основателя Apple. Но мексиканец и Гласс перевесили, и Бойл заменил его Майклом Фассбендером.

Том Харди (Джон Фицджеральд)


Том Харди - еще одна звезда в съемочной группе «Выжившего»

Том во второй раз снимется вместе с Ди Каприо – на их счету уже есть совместная работа. Актеры были задействованы в фильме «Начало». Чтобы появиться на площадке в образе одного из предателей-добровольцев, Харди также отказался от роли. У него была возможность сняться в (экранизации одного из комиксов DC) у Дэвида Эйера. В итоге вместо Харди в каст попал швед Юэль Киннаман.

Уилл Поултер (Джим Бриджер)


Уилл Поултер - самый юный участник актерского каста

Второго предателя изобразит юный, но подающий большие надежды британский актер. В копилке 22-летнего юноши уже есть серьезные работы. Так, в фильме «Мы – Миллеры» его партнерами по площадке были Дженнифер Энистон, Эмма Робертс и Джейсон Судейкис. Но больше всего он знаком зрителям как Юстэс Вред из «Хроник Нарнии». Парень уже снялся в двух частях франшизы, а после «Выжившего» должна выйти и третья с его участием - .

Донал Глисон (Эндрю Генри)


Донал Глисон сыграет самого положительного персонажа

Генри - единственного, кто пытался сделать для несчастного Гласса все, что только было можно, - сыграет ирландец Глисон. Актер знаком зрителям по роли Билла Уизли в одном из фильмов поттерианы – «Гарри Поттер и Дары Смерти». Он также играл Константина Левина в голливудской экранизации «Анны Карениной» и засветился в «Несломленном», где поработал под руководством Анджелины Джоли. Из самых свежих работ отметим Ex Machina. Именно Донала Глисона зритель узнал в Калебе – программисте, которого злой гений Натан сделал частью эксперимента по изучению взаимодействия человека и изобретенной им машины Авы.

Кроме того, в фильме задействованы актеры Брэд Картер , Лукас Хаас , Кристофер Йонер и другие.

Съемочный процесс

Гонсалес Иньярриту усложнил процесс донельзя. Он признавался журналистам:

«Каждая сцена, которую мы снимали, оказалась чудовищно тяжелой и технически, и эмоционально. Я сам себе наставил ловушек, в которые теперь попадаюсь. Зато мне придется выжать из себя максимум, на который я только способен».

Сложным оказалось все: место, время и метод. Чтобы изобразить условия, в которых пришлось выживать Глассу, мексиканец повез группу в Канаду, в Скалистые Горы. Почти на девять месяцев. Места это суровые и неприступные – очень много времени пришлось потратить на одну только дорогу. Гонсалес Иньярриту добивался от кадра максимальной реалистичности. Он говорил:

«Пора признаться. Мы больше не переживаем приключений. Для нас путешествие – это поездка по Индии с навигатором и в сопровождении гида. Мы измельчали до того, что жалуемся, когда ветчины в холодильнике чуть меньше, чем надо, а вода в кране слегка прохладнее обычного. Когда только успели?»


Съемочная группа в лоне Скалистых Гор (Канада)

Главной целью режиссера было показать, по его собственному выражению, «какими слабаками мы стали», бросить зрителя в пучину ощущений, которые испытывали первооткрыватели два века назад. Никаких зеленых экранов и рисования – только съемки в природе! Из-за этого группе пришлось немало пережить.

Для понимания масштаба: в «биографии» съемок числится снежная буря, при которой и без того неприветливая природа канадских гор дополнилась температурой –35. Ди Каприо потом шутил, что после съемок у Гонсалеса Иньярриту без напоминаний берет с собой в поездки теплые вещи: за девять месяцев привык так одеваться. Зато удалось достичь цели: не только борода, но и щелканье зубами у Хью Гласса в кадре самые что ни на есть настоящие.

К прелестям съемки на зимней негостиприимной натуре в конце процесса добавилось и глобальное потепление. Дело в том, что, добиваясь исключительной правдоподобности, режиссер решил, что будет снимать фильм в хронологической последовательности, от начала к концу, а не делать эпизоды, а потом клеить их по порядку. Режиссер рассказывал:

«Мы стали буквально свидетелями потепления. Снег растаял прямо на наших глазах. Весь!»


В «Выжившем» нет зеленых экранов - только натура

Кстати, это плюс 7 млн. долларов к первоначально утвержденному бюджету в 50 млн. Потепление поставило под угрозу сроки работы над проектом: команда не успевала снять концовку фильма. Пришлось в срочном порядке искать новую локацию и переезжать – подходящие условия нашлись в Аргентине. Чтобы успеть к премьере, процесс чуть изменили. Пока команда заканчивала съемки в горах, на студии уже монтировали готовый материал.

Отдельного внимания заслуживает и операторская работа. Любецки решил, что будет снимать при натуральном освещении. Это потребовало колоссальной работы всей команды. Зимой в Скалистых горах совсем мало света, и порой для работы над сценой у группы был только час – после этого солнце перемещалось. Поэтому актеры постоянно репетировали, доводя сцены до идеала. Несколько провальных дублей – плюс один рабочий день. Гонсалес Иньярриту рассказывал:

«Мы снимаем по несколько сцен каждый день. Шлифуем их, как бриллианты, из которых потом получится целая композиция. Я так все и задумывал.»

Похоже, все именно так и получилось! После съемок Лео говорил:

«Зрители смогут ощутить себя Хью Глассом, посмотреть на вещи его глазами. Фильм действительно уникальный. Я уверен, что Алехандро удивит. В «Выжившем» масса незабываемых сцен.»

Дублированный трейлер фильма «Выживший»


Какими далёкими кажутся кровь, боль и холод на экране, когда ты сидишь в тёплом кинозале и поглощаешь солёный попкорн под жужжание проектора… Но только не на «Выжившем». С этим фильмом так не получится - или ты ощутил страдание героев каждой клеточкой своего тела, или ты не смотрел «Выжившего». Третьего не дано. За гиперреализм этой киноленты стоит поблагодарить режиссёра фильма Алехандро Иньярриту, убеждённого, что в уютной киностудии шедевры такого уровня не снимаются. И вот съёмочная группа выходит на работу в -25, актёры бродят по колено в стылой воде, ДиКаприо ест сырую печень бизона. Всё это - ради того, чтобы мы поверили им, поверили фильму. А в чём же суть фильма «Выживший» и зачем были нужны все эти страдания? Давайте разбираться.

«Настоящий» Хью Гласс: история, которая вдохновила Иньярриту

Какой бы ужасной ни казалась история, которая легла в основу сюжета «Выжившего», увы, она произошла в действительности. Во всяком случае, Хью Гласс на самом деле существовал. Это был охотник, добывавший пушнину в Северной Америке в начале 19 века. Люди, на которых работал Гласс, описывали его как своенравного и волевого человека, которым тяжело управлять. Хью Гласс стал легендой после того, как на него напала медведица. В 1823 году Гласс присоединился к экспедиции за пушниной в Северную Дакоту. Исследуя берег Миссури, он наткнулся на медведицу с двумя медвежатами. Животное напало на охотника, содрало с него скальп, пронзило когтями горло и сломало ногу. На вопли Гласса сбежались его товарищи, и после нескольких выстрелов разъярённый зверь был убит.

Слева - исторический Хью Гласс, справа - Леонардо ДиКаприо в «Выжившем»

Хью Гласс был на волоске от смерти. Руководители экспедиции приказали двум её членам остаться с Глассом, чтобы они смогли похоронить товарища по-христиански. Однако через пару дней, осознавая, что с каждым часом экспедиция уходит всё дальше от них, старший - Джон Фицджеральд - убедил младшего, Джима Бриджера, оставить умирающего Гласса и поспешить за товарищами. Они опустили его тело в могилу и отправились восвояси. Когда тяжело раненый Хью Гласс пришёл в себя, он был совершенно один в глухом лесу. Напрягая все свои силы, он дополз до ближайшего ручья, где ему удалось набрать воды, а следующие шесть недель он провёл в нелёгком пути к ближайшему лагерю охотников.

Превратившись в легенду, эта история обросла множеством фантастических деталей, которые на своё усмотрение добавляли все, кому приходилось когда-либо пересказывать её. Она пришлась по душе многим, возможно, потому, что в ней отразился тот непоколебимый дух смелых первооткрывателей, бороздивших просторы Америки в те годы. Однако финал оказался неожиданным: найдя Фицджеральда и Бриджера, Хью Гласс… простил обоих. Иными словами, поступил по-христиански с теми, кто отказал ему в праве быть погребённым по христианским обычаям. Это немало расстроило сценаристов фильма «Выживший», которым пришлось придумывать дополнительную мотивацию для своего героя - он мстил своим обидчикам не за себя, а за того, кто был ему дороже собственной жизни - за своего сына.

Суть конфликта в фильме «Выживший» и образы персонажей

Команда капитана Генри, в которой состоят Хью Гласс, его сын-полукровка Хок, Джон Фицджеральд и юный Бриджер - захватчики, промышляющие на территориях индейцев. Эти люди по определению не могут быть «хорошими парнями». Но почему же на протяжении всего фильма мы сопереживаем Глассу и ненавидим Фицджеральда? Только ли выносливостью, физической силой и ловкостью Гласса мы восхищаемся, или есть что-то ещё? Сейчас мне придётся прибегнуть к некоторому упрощению, но оно поможет нам расставить акценты в событиях фильма и понять, почему одни герои вызывают симпатию, а другие - отвращение.

Отношение героев к природе

Если выстроить всех героев в ряд на некой воображаемой шкале от «плюса» к «минусу», где положение определяется по нескольким критериям, то самым важным, определяющим фактором я бы назвала близость героя к природе. И ближе всех к ней оказываются, конечно, индейцы. Испокон веков они живут на этих землях, разумно используя природные богатства, вкладывая свою мудрость в охоту, ловлю рыбы, разведение лошадей. Но представители западной цивилизации внесли беспорядок в эту размеренную жизнь, принеся с собой огнестрельное оружие, насилие, грабежи. Теперь индейцы уже не могут жить так, как прежде, они всегда находятся под угрозой уничтожения, им стало тяжело охотиться - и мы видим, как представители племени эрикари грабят отряд капитана Генри, чтобы захватить мясо и пушнину, которая понадобится им для обмена на лошадей у отряда французов.

Хью Гласс словно сливается с природой в этом кадре. Он умеет маскироваться и подкрадываться не хуже индейцев

Казалось бы, индейские племена обречены, ведь лукам не устоять против ружей. Но у индейцев есть то, чего нет у европейцев - они знают и понимают природу, они могут слиться с ней и подкрасться к лагерю бесшумно, они нападают, словно дикие звери. А следующий на нашей шкале близости к природе - это Хью Гласс. Он прожил несколько лет с индейским племенем пауни, научился их языку, он впитывал их мудрость вместе с притчами, которые рассказывала ему его жена, мать юного Хока. Он один понимает индейцев - вспомните, как ловко он обезвреживает одного из нападающих ри, скрывшегося в ветвях высокого дерева - там, где никто другой из отряда капитана Генри его бы не заметил. Ему удаётся выжить после столкновения с вооружёнными ри, преследующими его на лошадях. Само существование его сына является красноречивым свидетельством того, что Гласс чувствует себя ближе к индейцам, нежели к людям вроде Джона Фицджеральда или француза Туссена.

А как относится Гласс к суровой природе, в которой ему приходится выживать? Он умелый и ловкий охотник, по части маскировки в чаще он не уступает выросшим в этих лесах индейцам, он безошибочно прокладывает пути среди снега… А ещё он относится к животным и местным людям с благодарностью, хотя это чувство полностью лишено какой-либо сентиментальности. Когда погибает лошадь Гласса, в считанные минуты он оценивает своё положение и понимает, что единственный способ не замёрзнуть насмерть этой ночью - забраться в ещё тёплую тушу животного. Но, уходя утром, охотник прикасается к шкуре животного и замирает на мгновение - так он прощается с существом, чья гибель позволила ему выжить, так он отдаёт ему дань благодарности. Сравните это с рассказом Фицджеральда о том, как его отец встретил бога в виде белки, «зажарил его и съел». Такое хищническое отношение к природе неприемлемо для Гласса.

ДиКаприо и Иньярриту на съёмках фильма «Выживший»

Бескорыстие и алчность

Какие ещё характеристики помогают нам отличить истинных героев этой истории от жалких и ничтожных людей? Ещё одна черта, которой обладают «достойные» персонажи - это бескорыстие. Капитан Генри назначает награду в 100 долларов тому, кто останется с Глассом в его последние часы. Хок и Джим Бриджер в один голос отказываются от вознаграждения, так как спасти жизнь одного из самых важных членов отряда для них - дело чести. Совсем иначе ведёт себя Джон Фицджеральд, вначале прибирая к рукам тройную награду, а затем и вовсе разорив сейф, в котором хранятся доходы от всей экспедиции. Алчны и французы - они проворачивают бесчестные сделки с индейцами, несмотря на укоры вождя племени. Совсем другое, разумное отношение к материальным ценностям у капитана Генри - он понимает, когда нужно пожертвовать малым (оставить пушнину в лесу), чтобы сохранить нечто большее - жизни членов экспедиции.

Род и семья как высшая ценность для Гласса и индейской общины

Наконец, важно и то, какие цели ставят перед собой герои, к чему они идут. Для героев фильма «Выживший» в центре мироздания стоит род, семья. У Хью Гласса не было никого ближе его жены и сына. Когда его жену убили, Гласс застрелил обидчика, не посчитавшись с тем фактом, что тот был офицером. Гласс был при смерти, когда потерял последнее, что у него осталось - своего сына Хока. Он не мог покинуть этот свет, не отомстив Фицджеральду, и все жизненные силы он собрал не для того, чтобы вернуть себя к жизни, а для того, чтобы наказать виновного. Вспомните, что писал на камне, на стене пещеры Гласс - «Фицджеральд убил моего сына». Важнее этого страшного факта ничего не осталось в его жизни. Второй персонаж, для которого судьба его семьи важнее всего на свете - это индейский вождь, чьё племя без устали скитается по лесам в поисках дочери вождя Поваки. Для него каждый европеец - враг, потому что любой из них мог увести его дочь, причинить ей вред. И этим оправдана вся жестокость, с которой племя ри преследует отряд капитана Генри.

В своих снах и воспоминаниях Гласс постоянно возвращается к жене

О родных думает и сам капитан - отправившись на поиски Фицджеральда, он рассказывает Глассу, что забывает лицо жены. Но капитан Генри думает не только о жене, он силится сохранить жизни людей в своём отряде, помогает им справляться с ранениями - ведь он доктор. Отнюдь не эгоистичны и устремления юного Бриджера, преданного Хью Глассу. А вот Джон Фицджеральд ни о ком, кроме себя, не заботится - жажда наживы в нём сильнее здравого смысла, он готов подвергать риску себя и других, лишь бы заработать побольше, готов на предательство.

Многоязычие в фильме «Выживший» и проблема непонимания

Иньярриту не в первый раз обращается к теме непонимания между людьми - на эту тему он снял фильм «Вавилон», герои которого говорят на пяти разных языках. Вот и в «Выжившем» эта тема снова всплывает, хотя и не столь явно. Члены экспедиции капитана Генри говорят по-английски, французы объясняются на своём языке - но языков друг друга они не знают и не признают. «Ты по-нашенски можешь?», - язвительно спрашивают у прибившегося к лагерю охотников француза, который говорит по-английски с чудовищным акцентом. Кое-как члены французского отряда ведут переговоры с индейцами, прикрывая незнанием языка мошенничество и обман.

На наречии индейцев способен говорить только Хью Гласс. На этом языке он разговаривает со своим сыном, когда они одни. При посторонних же Гласс запрещает сыну открывать рот - он знает, что белые не будут слушать индейца-полукровку, для них он словно немой. На этом языке звучит притча, которую рассказывает Глассу жена. В звуках этого языка словно слышится мудрость природы, шёпот ветра и травы. Это в очередной раз подчёркивает связь Гласса с природой. В то же время он стремится уйти от праздных разговоров, говоря капитану Генри: «Я люблю тишину».

Хью Глассу и индейцу не нужно много слов, чтобы понимать друг друга

Лёжа на носилках в полуобморочном состоянии, Гласс не может произнести ни слова. Он вынужден молчать, когда на его глазах Фицджеральд убивает его сына Хока. В этот момент он сам словно индеец среди белых, которые не знают его языка. Но, встретив на дороге индейца, Гласс легко договаривается с ним. Он спасает себе жизнь, смиренно падая на колени перед хозяином этих мест. Жестами просит немного мяса. Их общение немногословно, но каждое слово имеет больше значения, чем праздная болтовня белых. Попав в лагерь французов, Гласс снова с помощью всего пары слов успевает договориться с пленной девушкой. Общение с индейцами даётся ему явно лучше, чем с белыми людьми.

Так в чём же смысл фильма «Выживший»?

Выше я расставила героев по местам на условной шкале от «положительных» к «отрицательным». Эти термины сами по себе не нравятся мне, а в отношении к этому фильму и вовсе кажутся неподходящими. Конечно, главный источник зла в этом фильме - предатель и убийца Джон Фицджеральд. Но кого из героев можно назвать безусловно положительным? Простодушного Джима Бриджера, который не сумел различить обман в словах Фицджеральда и стал предателем против собственной воли? Капитана Генри, снарядившего отряд в захватнический поход в земли индейцев? Или индейцев, веками воюющих друг с другом на этой земле? А может быть, Хью Гласса, сделавшего целью своей жизни кровавую месть?

На эти вопросы ответа я не даю. Скажу лишь, что этот фильм - и о моральном выборе, и об огромной разнице между ценностями разных людей, и о разных представлениях о справедливости, и о разных языках, на которых мы говорим… Многие из нас - особенно те, кто судит других слишком строго, подобно Джону Фицджеральду, зависть которого вызывают благородное происхождение капитана Генри и навыки Хью Гласса, - никогда не оказывались в критической ситуации и не осознают, насколько тяжело действовать и принимать решения в тех условиях, в которых живут герои фильма. Кого-то «Выживший» научит идти вперёд к своей цели, не давая себе шанса на проигрыш. Кого-то - быть внимательнее к другим и учиться слушать, не деля людей на «белых» и «краснорожих». А для кого-то смысл фильма «Выживший» окажется в чём-то совершенно ином. Но главное в том, что этот фильм заставил вас думать и искать ответы, а значит, съёмочная группа не напрасно трудилась в двадцатиградусные морозы, а веган ДиКаприо не зря вгрызался в печень бизона.

Этот суровый мужчина на картинке - яркий представитель редкой теперь профессии - траппер, охотник на пушного зверя, специалист по капканам. Происхождение его точно установить не смогли, поговаривают, однако, что в юные годы причастен он был к деятельности Жана Лафита, пирата и контрабандиста. Что известно точно, так это то, что Хью (так его звали) в 1822 году клюнул на объявление Уильяма Генри Эшли в газетах Сент–Луиса - «…требуются 100 предприимчивых молодых людей… дойти до истоков Миссури… занятость - два, три, или четыре года» - объявление получило краткое название - «Сотня Эшли».

Буквально с первых дней экспедиции Хьюго зарекомендовал себя как умелый и трудолюбивый охотник. В августе 1823 года на территории сегодняшней Южной Дакоты Хью столкнулся с двумя медвежатами гризли и их мамой. Воспользоваться ружьем он не успел - медведица напала мгновенно. Пришлось сражаться ножом, подоспели товарищи и с медведицей было покончено. Однако, Хью тоже пострадал нешуточно. У.Г.Эшли был убежден - человек не выживет после таких ран и попросил двоих добровольцев остаться с раненым товарищем и похоронить его. Вызвались Фицджеральд и Бриджер (личность, кстати,весьма выдающаяся).

Позже они расскажут историю о нападении индейцев, дескать - вынуждены были забрать ружье и снаряжение умирающего и внезапно бежать. Яму ему уже выкопали, прикрыли Хьюго медвежьей шкурой и сверкнули пятками. Но сначала–то они просто сказали, что Хью помер, индейцев придумали потом.

Тем временем Хьюго пришел в себя и был, очевидно, несколько удивлен отсутствием товарищей, оружия и снаряжения. Сломанная нога, глубокие (до ребер) раны на спине и нагноение. 300 км до цивилизации и нож в активе. Я думаю - он сначала выругался от души. Потом накинул на свежие раны шкуру свежеубитого медведя - чтобы личинки из необработанной шкуры избавили заодно его от гангрены и пополз. Путь до реки Шайен занял 6 недель. Рацион - ягоды и коренья. Плюс разок удалось отогнать двух волков от убитого молодого зубра. На Шайене он собрал плот. Ну вы поняли, он добрался до Форта Кайова на Миссури.

Выздоравливал долго. Взял ружье и решил мстить. Но Бриджер только что женился и Хью заочно простил его. А Фицджеральд скрылся в рядах Армии США - убийство солдата в те времена означало верный смертный приговор. В 1833 году Хьюго был убит индейцами.

Интересное время было. Покорение Дикого Запада. Ковбои и индейцы. Герои. Мерзавцы. Исследователи. Искатели приключений. История вдохновила Роджера Желязны на написание единственной не фантастической повести. И есть, конечно, фильм.

В картине. Хью Гласс – охотник на пушных зверей.

На самом деле.

Это правда – один из немногих подтвержденных фактов из биографии Гласса. В 1823 году он вместе со 100 другими охотниками стал участником экспедиции по исследованию истоков реки Миссури. Ее организовали генерал Уильям Эшли и майор Эндрю Генри (в фильме его играет Донал Глисон), основатели меховой компании Скалистых гор. Именно в этой экспедиции Хью был атакован медведем гризли, после чего его жизнь и превратилась в легенду.

В картине. Женой Гласса была индианка из племени Пауни.

На самом деле.

О жизни Гласса до 1823 года сведений не сохранилось – увы, но его судьба стала всем интересной только после борьбы с медведем. Самая распространенная теория гласит, что Хью несколько лет провел в плену у Пауни, где в него влюбилась девушка. В ходе пересказов легенда обрастала разными фантастическими подробностями, включая то, что он был похищен французским пиратом и сбежал с его корабля, прыгнув за борт в районе, где ныне расположен штат Техас… Точно можно сказать, что Гласс был опытным охотником и прекрасно ориентировался на местности, но как он эти знания получил, неизвестно.

Герой Ди Каприо и реальный Хью Гласс

В картине. В процессе борьбы с медведем Гласс убивает зверя.

На самом деле.

Как и в кино, в жизни не было очевидцев момента нападения гризли на охотника. Его товарищи бросились на помощь, услышав крики, и им потребовалось не раз выстрелить в животное, чтобы оно выпустило жертву. Хью случайно наткнулся на медведицу с двумя детенышами, и она напала на него, оставив многочисленные порезы и ранения: распорола голову, проткнула горло, сломала ногу.

На самом деле.

Так и было: охотники по поручению генерала Генри остались с умирающим, чтобы, когда придет момент, похоронить его по-христиански. Однако когда стало ясно, что время идет, а умирать Гласс не собирается, «охранники» положили его в яму и отправились догонять остальных членов экспедиции.

 

1 /3

Том Харди: Спасти мир сможет только женщина

  • Подробнее

В картине. Основное действие разворачивается зимой.

На самом деле.

Нападение медведя состоялось летом. Кроме того, согласно мифу, когда Гласса бросили, он выглядел гораздо хуже, чем в кино: его раны гнили. Он, большой знаток природы, придумал себе лечение, надо сказать, довольно отвратительное: нашел дерево со множеством личинок и позволил им есть свою отмирающую ткань. Леонардо Ди Каприо рассказал, что они не стали использовать это в фильме, так как перенесли время действия почти полностью в зиму и отыскать каких-либо насекомых было проблематично.

В картине. У Гласса есть сын-подросток, и Фицжеральд убивает его на глазах отца.

На самом деле.

Никаких свидетельств о том, были ли у охотника дети и тем более, что их кто-то убил, не сохранилось.

В картине. Хью Гласс добрался до лагеря, где располагалась экспедиция, и его главная цель: найти и убить Фицжеральда, что он и делает.

На самом деле.

Исследования жизни Гласса подтверждают: он добрался до лагеря, нашел Фицжеральда (тот, кажется, не особо прятался), но ни убивать его, ни вообще наносить телесных повреждений не стал. Почему? Сложно сказать, какой переворот происходит в душе человека, проделавшего путь в 300 км ползком, без еды и снаряжения. Возможно, он находит смысл в чем-то большем, чем удовольствие от мести. Но все-таки главной темой фильма стала именно месть. Правда, не стоит забывать, что в жизни у Гласса не было детей, которых убили на его глазах.



Поделиться: