Возвратность глаголов в русском языке. Что такое значимые части и как определить возвратный или невозвратный глагол

В нашем языке существует огромное число слов, которые, в свою очередь, состоят из морфем. Каждый из таких кирпичиков несет в себе особую информацию , о которой мы порой даже не задумываемся. Эта статья позволит вам расшифровать некоторые лингвистические коды путем анализа таких маленьких частей слова, как постфиксы. Правило, главными элементами которого будут эти морфемы, позволить определить, возвратный или невозвратный перед нами .

Вконтакте

Что такое глагол

Глаголом в называется одна из знаменательных частей речи, обозначающая действие или состояние предмета. Глагол может изменяться по временам, лицам и числам, то есть спрягаться. Также у глаголов можно определить возвратность , переходность, залог, род (в прошедшем времени). В предложении глагол связан с подлежащим и выступает в роли сказуемого.

Из чего состоят глаголы

Разберемся, что такое значимые части глаголов? Все просто, это все составляющие его морфемы. Одними из таких важных частичек любого глагола будут суффиксы: СЯ, СЬ, ТЬ, ЧЬ, Л ; а также основы: , настоящего времени. (ПлескатьСЯ – маятьСЯ, СадилиСЬ – толпилиСЬ, ПиТЬ – плакаТЬ, ЛеЧЬ – перетеЧЬ, ПодудеЛ – полизаЛ; говорить – говори, плевать – плева- – основа инфинитива; несут – нес, рисуют – рисуj – основа настоящего времени).

Исходя из этого, следует разобраться, что такое возвратные глаголы. Это те, в составе которых есть постфикс СЯ. Отсутствие данной морфемы говорит о невозвратности .

Важно! Определить возвратный или невозвратный глагол легко, достаточно разобрать его по составу и проследить наличие указанного выше элемента. Это правило позволяет отличить данную особенность этой части речи.

Как определить на практике возвратность и невозвратность

Даны два слова: бежать и прогуляться. Производим разбор по составу . 1-й гл.: беж- – корень; -ать – окончание, суффиксов СЬ и СЯ в наличии нет. 2-й гл.: про- – приставка; гул-корень; -ять – окончание; -ся – постфикс (который и говорит о возвратности). Также все невозвратные являются как переходными, так и непереходными, а их «собратья» – только непереходными.

Вывод: 1-й – невозвратный, 2-й – возвратный.

Все возвратные суффиксы имеют определенные оттенки значений:

  1. Умываться, бриться, одеться, подтереться, любоваться,стыдиться – действие обращено к самому себе.
  2. Драться, обзываться, обниматься – выполняют несколько субъектов относительно друг друга.
  3. Расстроиться, радоваться, дуться, смеяться – психоэмоциональное состояние.
  4. Крапива жалится, кошка царапается, цветок распускается – постоянное действие.
  5. Прибраться, разжиться – действия, сделанные в свою пользу.
  6. Дверь распахнулась, вода пролилась – событие, происходящее само.

Чаще всего возвратный глагол – производный от невозвратного (умыть – умыться).

Важно! Необходимо отличать от возвратных глаголов глагольные формы со страдательным (Обои выбираются покупателем. Двери закрываются ключом.) и безличным значением (Смеркается. Хмурится. Распогодится.).

Особенности употребления ключевой морфемы:

  • СЯ — прибавляется к основе глагола, которая оканчивается на согласный (помылся, чесался, загорелся, понадеялся, объелся, обделался, спился, прибился, принарядился);
  • СЬ — присоединяется к основе, оканчивающейся на гласный (расплелась, поперлась, зачесалось, примелькалось, улетучилась, накрасилась, подбодрился, оперились, замешкались).

Варианты употребления внутри художественного текста

Давайте рассмотрим предложения с возвратными глаголами на конкретных примерах.

Вечереет (невозврат.). Колосится (возврат.) камыш на пруду, утки завели перекличку, предчувствуя сумерки. Речная гладь ложится (возврат.) ровным стеклянным пологом на все зримое пространство, вплотную подбирается (возврат.) к берегам.

Неспешно к деревянному мостку причаливает (невозврат.) небольшая лодочка, стукается (возврат.) еле слышно о его нос, едва-едва выступающий из воды.

Хрипло начинает (невозврат.) кричать (невозврат.) на дальнем болоте выпь, словно ему сегодня нездоровится (безличная форма). Уже заалела (невозврат.) на небосклоне кровавая полоска уходящего солнца, которое вот-вот скроется (возврат.) от людского мира и будет всю ночь нежиться (возврат.) в прохладе курчавых облаков.

Меж сучьев, корней, колыхающихся травинок просачивается (возврат.) туман, обволакивая все и вся, к чему прикоснется (возврат.) его пугливая рука, пеленой прохлады и чарующей дымной неги.

Табун лошадей угоняется (страдательная форма) с пастбищ до наступления рассвета. В спутанных гривах вольных животных доживают (невозврат.) последние секунды своей жизни колокольчики и ромашки, ненароком очутившиеся (возврат.) под их копытами.

Последний крик петуха обрывает (невозврат.) царствование прошедшего дня, и на небе загорается (возврат.) первая звезда, мерещатся крики совы, стрекотание кузнечиков и тихое мурлыкание кота, который спит (невозврат.) у печи. А с приходом первых солнечных бликов в этот мир все охватывает (невозврат.) трепет, в каждом живом существе загорается (возврат.) непреодолимое желание жизни.

И присутствует (невозврат.) во всей это кутерьме особая прелесть, что ты тоже непосредственный участник всего этого действа.

Определение глагола. Возвратные/невозвратные глаголы. Грамматическое значение глагола

Уроки русского Возвратная форма глагола

Вывод

Нередко, владея теорией, человек не может легко применять ее в практических целях. Теперь вы знаете, как определить возвратность и невозвратность глаголов. Именно для этого в статье дается ряд примеров как одиночных слов, так и целых синтаксических конструкций, связанных с темой изучения «Возвратный и невозвратный глагол». Предложения с возвратными глаголами , вынесенные отдельным блоком, могут стать отличным вариантом практического задания одной из тематических работ как в высшей школе, так и в средней.

Возвратные глаголы - это глаголы с постфиксом ся. Постфикс -ся не однозначен: в одних случаях, присоединяясь к глаголам, он образует страдательный залог (от переходных глаголов несовершенного вида): Почтальон доставляет газеты подписчикам.- Газеты подписчикам доставляются почтальоном.

(См. об этом в следующем параграфе.) В других случаях постфикс -ся, изменяя лексическое значение, образует слово­образовательные типы глаголов, которые объединены одним се­мантическим компонентом: действие, не направленное на субъект, а сосредоточенное в самом субъекте.

Наиболее четко выделяются следующие лексико-грамматические разряды возвратных гла­голов.

1. Глаголы с собственно-возвратным значе­нием, действия которых «возвращаются» на самого субъекта (мыться, бриться, купаться, одеваться, причесываться и др.).

2. Глаголы с взаимн о-в озвратным значением, обозначающие действие, производимое двумя или более субъек­тами по отношению друг к другу (встретиться, обниматься, целоваться, здороваться, обмениваться, ссориться и др.).

3. Глаголы с общевозвратным значением обозначают действие, которое замыкается в самом субъекте, выражают внутреннее или внешнее состояние субъекта (сер­диться, волноваться, беспокоиться, подниматься, огорчаться, удив­ляться и др.).

4. Глаголы с косвенно-возвратным значе­нием, обозначающие действия, которые совершаются субъек­том в своих интересах, для себя (запасаться, собираться, укладываться, учиться и др.).

5. Глаголы с качественно-возвратным зна­чением обозначают действия как характеристику субъекта. Такое действие может быть активным, т. е. предмет производит действие (крапива жжется, собака кусается), и пассивным, т. е. предмет способен подвергаться действию (фарфор бьется, стебли ломаются, прут сгибается и др.).

Глаголы указанных разрядов образуются от невозвратных переходных глаголов.

Кроме того, есть группы возвратных глаголов, образованных от непереходных глаголов (грозиться, стучаться, белеться, чернеться и др.). Глаголы типа грозиться, стучаться обозначают действие более интенсивное, чем соотносительные с ним глаголы без -ся, а глаголы типа белеться, чернеться - менее интенсив­ное, чем соотносительные невозвратные глаголы.

Есть также возвратные глаголы, в которых постфикс -ся образует безличное значение. Например: И верится, и плачется, и так легко, легко (Л.). Это глаголы типа: спать - спится, дышать - дышится, жить - живется.

Некоторые глаголы без постфикса -ся не употребляются (улыбаться, смеяться, надеяться, стараться, сомневаться, смер­каться, карабкаться, нездоровится и др.) (примерно 80 слов).

Методическое примечание. Понятие о возвратных гла­голах дается в учебнике русского языка для 3-го класса. Термин «воз­вратные» не вводится, указывается только, что это глаголы на -ся

е. обращается внимание на формальный признак). Дается самая ibiiKiH группа возвратных глаголов, у которых имеются различия в учениях по сравнению с невозвратными (одевать - одеваться).

С переходностью/непереходностью и возвратностью глаголов:но связана категория залога.

Значение залога можно определить как от-ошение действия к субъекту, выражаемое средст-ши морфологии и синтаксиса. Отношение действия к субъекту >жет быть двояким. В одних случаях действие, выра-енное глаголом, может быть направлено на у б ъ е к т. Например: Конспект составляется студентом; Рабочи-ш цеха выполняется план; Груз доставляется автомобилем. то глаголы страдательного залога.

В других случаях нет направленности действия а субъект. Например: Студент составляет конспект; Рабочие цеха выполняют план; Автомобиль доставляет груз; Я су по этой улице каждый день; Я унусь на курсах кройки шитья. Это глаголы, действительного за-о г а.

Значение страдательного залога могут выражать только воз-фатные глаголы, образованные от переходных, и страдательные фичастия, образующиеся тоже только от переходных глаголов, "л а голы действительного залога могут быть и переходными, непереходными.

"Способы выражения залоговых значений ависят от вида глагола: у глаголов переходных совер­шенного вида страдательный залог выражается, как правило, фмой страдательного причастия. Например: Он прочитал книгу \е на прошлой неделе.- Книга прочитана им еще на прошлой {деле. У глаголов несовершенного вида такой способ выражения »алоговых значений редок. Например: Нами ты была любима для милого хранима (П.). От переходных глаголов несовер­шенного вида страдательный залог обычно образуется возврат-(ми глаголами.

Например: Почтальон доставляет письма.- Письма доставля­лся почтальоном. Таким образом, категория залога - категория смешанного характера, лексико-грамматическая 1 .


В ряде случаев в таких отрицательных конструкциях есть параллельные формы Р. и В. падежей: не читать этой книги - не читать эту книгу; не видел этого фильма - не видел этот фильм.

Поскольку в русском языке залоговые значения не имеют единообразных юсобов выражения во всей парадигме, существуют различные точки зрения ia эту категорию, что отражено и в учебниках для вузов. Наибольшее фостранение в последнее время получила изложенная в настоящем пособии са зрения, согласно которой различаются два залога - действительный и хадательный.



Распространена также и другая точка зрения, по которой залог определя­ется через отношение действия, выраженного глаголом, к субъекту и объекту. Тогда выделяется три залога (действительный, страдательный н средний), а гла-ш непереходные остаются вне залога.

Зак.п 436 1 29

Лексически модальность выражается словами с модальным значением; например, глаголами (хотеть, мочь, намереваться), краткими прилагательными (должен, намерен, готов), словами категории состояния (нужно, можно, нель­зя). О других способах выражения модальности см. в разделе «Модальные слова».

Каждый глагол относится к действитель ному или страдательному залогу, но не каждый глагол способен образовать коррелят по залогу, и по этом, признаку все глаголы делятся на две группы: глаголы, вступаю щие в залоговую корреляцию, и глаголы однозалоговыс Так, нет коррелятов по залогу у глаголов непереходных. На пример: Он скачет; Он спит. В этих предложениях глаголы действительного залога, страдательный залог от них не образу ется. У глаголов же страдательного залога всегда есть соотноси тельные глаголы действительного залога. Например: Эта работа выполнена студентом 2-го курса.- Эту работу выполнил студенi 2-го курса; Курсовая работа пишется всеми студентами 2-го курса.- Все студенты 2-го курса пишут курсовую работу

В каждом высказывании всегда выражено отношение сообщае­мого к реальной действительности. То, о чем говорится в предложении, может восприниматься как реально происходящее во времени, а может мыслиться как желаемое, необходимо» или возможное. Эти значения реальности или нереальности, а только желательности или возможности действия, устанавли ваемые говорящим, называются модальностью.

Модальность в языке может быть выраже на лексически и грамматически. Сравним два пред­ложения: Я хочу поехать в горы. - Я поехал бы в горы. И в первом, и во втором предложении выражена желательность названного действия, но в первом предложении эта желатель­ность выражена лексически, т. е. с помощью модального глагола хочу г, во втором же - с помощью особой глагольной формы поехал бы, т. е. морфологически. Желательность может быть выражена в виде побуждения собеседника к совершению действия другой глагольной формой - поезжай\ Глагольные формы, являющиеся морфологическими вы разителями модальности, называются фор мами наклонения.

Наклонение - грамматическая категория выражающая отношение действия к действительности с точки зрения его реальности и ирреальности (желательности, необхо­димости или возможности). Модальность, выраженную с помощью глагольных форм наклонения, принято называть объектив­ной модальностью.

В русском языке глагол имеет три накло­нения: изъявительное, повелительное, сосла­гательное. Каждое из них имеет свои значения и выражается в своих формах.

Формы наклонения противопоставлены друг другу по признаку реальности (изъявительное наклонение) и ирреальности (повели­тельное и сослагательное наклонения) обозначаемого действия.

Категория наклонения тесно связана с ка­тегорией времени. Только изъявительное нак­лонение, выражающее реальность действия, осуществляюще­гося во времени, имеет формы времени: настоя­щее, прошедшее и будущее. Повелительное и сослага­тельное наклонения, выражающие ирреальность действия, не имеют специальных форм для обозначения времени.

Формы изъявительного наклонения, их зна­чение, образование и употребление. Изъявитель­ное наклонение представляет действие как реальное, т. е. такое, которое осуществляется в настоящем, или осуществлялось в прошедшем, или осуществится в будущем времени. В своем прямом значении изъявительное наклонение употребляется в кон­текстах, содержащих сообщение о фактах реальной действи­тельности. Например: Трава была так сочна, так ярко, сказочно-прелестно зелена и так нежно розовела от зари, как это видят люди и звери только в раннем детстве (Купр.).

Однако формы изъявительного наклонения могут употреблять­ся в значении повелительного. Чаще всего в этом значении используются формы 2-го лица будущего времени и форма про­шедшего времени. Например: Выйдите все. Хушай, ты пойдешь и позовешь ко мне Элиава, начальника царской стражи. Пусть придет один (Купр.); Ну, пошел же, ради бога, Небо, ельник да песок. Невеселая дорога. Эй, садись ко мне, дружок! (Н.)

Изъявительное наклонение не имеет специальной морфемы для своего выражения; оно выражается морфемами, обозначающими и время, и лицо, и число.

Формы повелительного наклонения, их зна­чение, образование и употребление. Повелитель­ное наклонение выражает побуждение к действию. Формы побуж­дения очень многозначны. Они могут иметь значения: просьбы: Свет мой, зеркальце! скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее? (П.); совета: ...Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь, а требуй, чтоб он ее испол­нил точь-в-точь (П.); приказа: Воротись, поклонися рыбке: не хочу быть черною крестьянкой... (П.); назидания: Как хочешь ты трудись, но приобресть не льстись Ни благодарности, ни славы, Коль нет в твоих трудах ни пользы, ни забавы (Кр.); призыва, торжественного наказа: Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей (П.); шутливого побуждения: Вези, вези, не жалей, Со мной ехать веселей (П.); запрещения: [Фауст] «Перестань, Не растравляй мне язвы тайной» (П.).

Формы повелительного наклонения регулярно образуются от основы настоящего времени (у глаголов несовершенного вида) и от основы про стого будущего времени (у глаголов совершенного вида):

а) с помощью ударного суффикса -и (иди, смотри, неси) 1 ,

б) с помощью нулевого суффикса у глаголов с основой на -)
или^ согласный, чередующийся по мягкости/твердости, и шипя
щий (дума"1 -0, чита"1 -0, мечтало, придвин"-в, сяд"-в, отрежь-в).

При образовании форм повелительного наклонения у неко торых глаголов наблюдаются особенности:

1) односложные глаголы с гласным и в корне инфинитива, с основой настоящего времени на -/ {б"\-ут, e"j-ут и т. д.) и произвол ные от них в форме повелительного наклонения имеют беглый гласный е (бей-в, вей-в, пришей-в...);

2) глаголы, имеющие в основе инфинитива суффикс -ва- и теряющие этот суффикс в основе настоящего времени, сохраняют его в форме повелительного наклонения (создавать - созда}-ут - создавай, вставать - встанут - вставай);

3) глаголы ехать, есть образуют формы повелительного наклонения индивидуально: ехать - поезжай, есть - ешь.

Формы повелительного наклонения мн. чис­ла образуются от форм ед. числа с помощью постфикса -те (иди-те, мечтаете, смолкни-те, отрежь-те, сядь-те, ше\-те, создавайте, ешь-те, поезжа\-те) и обозначают побуждение, обращенное к нескольким собеседникам. Эти формы могут относиться и к одному собеседнику, старшему по возрасту или положению, в таком случае они называются формой вежли­вости.

К формам повелительного наклонения обычно относят и формы, совпадающие с формой 1-го лица мн. числа настоящего и будущего времени и имеющие значение призыва к совместному действию (говорящего и собеседников): Подымем стаканы, со двинем их разом! (П.) При этом необходима особая побуди­тельная интонация и отсутствие подлежащего-местоимения. К этим формам также может прибавляться постфикс -те: Споем­те, друзья, ведь завтра в поход, Уйдем в предрассветный туман (А. Чуркин).

Побуждение к действию выражается и аналитически. В том случае, когда побуждение отнесено к 3-му лицу и имеет значение пожелания, оно выражается сочетанием частиц пускай, пусть или да с формой 3-го лица ед. или мн. числа изъяви­тельного наклонения. Например: Но пусть мой внук Услышит ваш приветный шум... (П.); Да сохранит тебя твой добрый гений Под бурями и в тишине (П.).

Для выражения призыва к совместному действию также может быть использована аналитическая форма: сочетание частицы да­вай (давайте) с формой инфинитива или формой 1-го лица мн. числа: daeaj-те играть, daeaj-те споем 1 .

Любое волеизъявление: просьба, требование, наставление - может иметь разную степень категоричности, может по-разному эмоционально окрашиваться. Так, для смягчения волеизъявления и придания ему дружеского характера употребляется форма с постфиксом -ка. Например: Румяный критик мой, насмешник толстопузый, Готовый век трунить над нашей музой, Поди-ка ты сюда, присядь-ка ты со мной (П.).

Лексическая семантика ряда глаголов несовместима со значе­нием побуждения, которое, как правило, исходит от лица и адре­совано лицу. Поэтому глаголы, обозначающие действие или со­стояние неодушевленных предметов (например, ветвиться, ве­сить, преобладать, вместить, выветриться) или обозначающие состояние, к которому нельзя побудить собеседника (например, бредить, видеть, устать), не употребляются в формах повелитель­ного наклонения в прямом значении.

Формы повелительного наклонения могут употребляться пере­носно: а) в значении условия: Будь вы там... вы могли бы видеть, как желтеют в рощах липы (Сим.); б) в значении уступки: Как волка ни корми, он все в лес смотрит (Поел.); в) в значении принуждения, необходимости действия для самого говорящего: Им -бал, а батюшка таскайся на поклон (Гр.). Обычно эти значения проявляются в сложных предложениях.

Формы сослагательного наклонения, их значение, образование и употребление. Со­слагательное наклонение выражает желательность или возмож­ность действия, причем обычно при определенных условиях: Сказал бы словечко, да волк недалечко (Поел.); Кабы я была царица,- Третья молвила сестрица,- Я б для батюшки-царя Родила богатыря (П.).

Сослагательное наклонение образуется аналитически. Оно представляет собой сочетание глаголь­ной формы, совпадающей с формой прошедшего времени на -л, и частицы бы . Формы сослагательного наклонения имеют кате­гории рода и числа (сделал бы, сделала бы, сделали бы).


Структурной особенностью форм сослагательного наклонения является нефиксированная позиция частицы бы, которая может располагаться непосредственно за глагольной формой (чаще), но может и предшествовать ей, и отделяться от нее другими сло­вами.


4 Значение желательности действия часто выражается сочетанием инфи­нитива и частицы бы: Железные болты сломать бы, сорвать бы. но пальцы бессиль­ны и голос мой тих (Брюс.).

Кроме основных значений, сослагательное наклонение вы­ражает значение опасения: Боюсь, брусничная вода мне не наде­лала б вреда (П.).

Формы сослагательного наклонения могут употребляться пере­носно, в значении побуждения, если они обращены ко 2-му лицу. В этом случае волеизъявление выражается мягче, чем в формах повелительного наклонения, и обозначает совет, угова­ривание и т. п.: Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как де­лали отцы! Учились бы, на старших глядя! (Гр.)

Категория времени глагола - это такая грам­матическая категория, которая выражает отношение действия, сыраженного глаголом, к моменту речи. Действие может сов­падать с моментом речи, может предшествовать ему или следо­вать за ним. Время, которое определяется отношением к моменту речи, принято называть абсолютным временем, а фор­мы, его выражающие, формами абсолютного времени. В грам­матике есть еще понятие относительного времени. Относительное время - это время одного действия по отноше­нию ко времени другого действия. Формы относительного вре­мени наблюдаются обычно в сложных предложениях, например: Потом прибыл поезд Москва - Алма-Ата, на нем и поехал Едигей, минуя собственный разъезд Боранлы-Буранный (Айтм.) - форма прошедшего времени прибыл обозначает действие, предшествую­щее действию поехал.

Значение времени может быть выражено в языке не только системой глагольных форм, но и другими языковыми средствами. Так, в русском языке время может быть выражено лексически, с по мощью обстоятельств типа сегодня, завтра, давно, в давние времена, когда-то, в недалеком будущем и др., которые уточняют время осуществления действия. Время может быть выражено синтаксической структурой предложения. В предложениях с нулевой связкой при именном сказуемом представлено значение настоящего времени, например: Моск­ва - столица СССР. Временными указателями яв­ляются и формы повелительного и сослага­тельного наклонений; формы повелительного наклоне­ния в прямом значении передают будущее время, что объясняется самим значением побуждения. Например: Приучите себя к сдер­жанности и терпению. Научитесь делать черную работу в науке (Павл.).

Формы сослагательного наклонения могут содержать значение различных временных планов в зависимости от контекста, на­пример: будущее время: Если вы позволите, я бы присел? (Купр.); прошедшее время: Я в юности с девчонкою гулял Бесхитрост­ной, румяной и смешливой. И помню - что бы ей ни рассказал,

Она сейчас же делалась счастливой (Ванш.).

Семантическая категория времени, выражаемая различными языковыми средствами, называется темпоралыюстью (от латин­ского tempus-oris, что значит «время»). Но главным вырази­телем времени в русском языке является грамматическая кате­гория времени, представленная системой морфологически выраженных глагольных форм, поэтому время, выраженное мор­фологически, называют центром или ядром темпоральности.

Грамматическая категория времени тесно связана с категорией вида. Только глаголы несовершенного вида имеют формы всех трех времен: настоящего (работаю, работаешь, ... работают), прошедшего (работал, работала, ... работали), буду­щего сложного (буду работать, ... будут работать). Глаголы совершенного вида имеют формы только двух времен: прошедшего (прочитал, прочитала, ... прочитали) и простого будущего (про­читаю, прочитаешь, ... прочитают).

Методическое примечание. Понятие времени глагола как отнесенности действия к моменту речи осознается детьми младшего школьного возраста с трудом. Так, в предложении Сегодня мы будем читать сказки Пушкина учащиеся иногда определяют время как настоя­щее, так как есть слово сегодня. Поэтому на первых этапах формиро­вания понятия времени глагола учитель должен очень внимательно отбирать материал для анализа. Следует заботиться о том, чтобы форма времени глагола не «противоречила» лексическому окружению. Например: Сегодня читаем...; Завтра сделаем...

Формы настоящего времени, их значение, образование и употребление. Настоящее время обозначает, что действие совпадает с моментом речи. Это катего­риальное значение формы настоящего времени реализуется в контекстах типа Слышите, где-то кричат; Что это шумит? Однако гораздо чаще формы настоящего времени употребляются в рас­ширенном временном значении, не ограниченном совпадением с моментом речи. Таково настоящее описательное: Под большим шатром голубых небес Вижу, даль степей зеленеется, А по гра­ням их, выше темных туч Цепи гор стоят великанами (Н.); Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит (П.).

Формы настоящего времени могут иметь вневременное зна­чение - это так называемое настоящее типическое или постоян­ное: ...Человек, говорящий на хорошем языке... богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом языке (А. Н. Т.).

Настоящее время выражается в русском глаголе морфологически: системой личных окончаний, являющихся также выразителями категорий изъявительного наклонения, лица и числа (ид-у, ид-ешь, ид-ет, ид-ем, ид-ете. ид-ут). Эти окончания прибавляются к основе настоящего времени глагола.

Формы настоящего времени употребляются в речи и пе­реносно:

а) в значении прошедшего времени (настоящее историческое):
Бывало он еще в постели, к нему записочки несут (П.); Помню,
когда мама еще была здоровая, она работала на баштане,
а я... лежу себе на спине и гляжу высоко в небо...
(Фад.)
В художественной речи настоящее историческое служит для
создания «эффекта присутствия»: события прошлого как бы при-
ближаются, становясь тем самым более зримыми, ощутимыми;

б) в значении будущего времени: «Тетя,- быстро прого-
ворила Вера,- я выхожу за доктора Нещапова»
(Ч.); такое
употребление формы настоящего времени подчеркивает обяза-
тельность будущего действия, уверенность в том, что оно про-
изойдет.

Формы прошедшего времени, их значение, образование и употребление. Прошедшее время обозначает, что действие предшествует моменту речи. Это его категориальное значение. Однако формы прошедшего вре­мени имеют и более частные значения. Эти значения нахо­дятся в зависимости от вида глагола.

Формы прошедшего времени совершенного вида имеют два основных значения:

1) значение последовательности действий, сменяющих друг друга, например: Пришел, увидел, победил; Вскоре заполыхал костер, зашумел чайник, забурлила картошка... и все пошло дружно и споро (Гайд.); Кот еще сильнее выгнул спину, зашипел и ударил Каштанку лапой по голове (Ч.). Именно в этом значении они употребляются в повествовании;

2) значение совершенности действия, результат которого существует в настоящем: Года три назад во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну, отчего и образо­валась эта яма (Ч.). В этом значении они широко употребляются в различных описаниях-характеристиках: Мы не виделись двад­цать четыре года. Только не говори мне, что я не изменилась, не постарела; Холодом, пустотой, нежилым духом встречает дом. Воздух в комнатах застоялся, на все осела сыроватая липкая пыль (Сол.).

Формы прошедшего времени несовершенного вида не выра­жают связи с настоящим. Они обозначают длительные или пов­торяющиеся действия: Каждый день дул страшный ветер, а за ночь на снегу образовывался твердый, льдистый слой наста, по которому заяц пробегал, не оставляя следов (Купр.). Здесь действия сосуществуют в одной временной плоскости, живописуя события, поэтому эти формы используются при описаниях:

Говорила она (бабушка] как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей... Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись (М. Г.).

Формы прошедшего времени образуются от основы инфинитива с помощью суффикса -л-и родовых (вед. ч.) и числовых флексий {-а- флексия ж. р., ед. ч.; - флексия м. р., ед. ч.; -о - флексия ср. р., ед. ч.; - флексия мн. ч.).

Среди русских глаголов есть такие, которые образуют форму прошедшего времени муж. рода без суффикса -л-. Это глаголы с инфинитивом на -чь: беречь - берег, жечь - жег; глаголы с полногласным сочетанием в инфинитиве: запереть - запер, вытереть - вытер; глаголы с суффиксом -ну-, утрачи­вающимся в прошедшем времени: вымокнуть - вымок, окреп­нуть - окреп; глаголы с основой на -з, -с: нести - нес, везти - вез.

Глагол идти образует формы прошедшего времени суп-плетивно: шел, шла, шло, шли.

Формы прошедшего времени могут употребляться и пере­носно, чаще всего в значении будущего времени: «Пройти эти сто шагов и, наверняка, спасен; простоять еще две минуты, и погиб, наверное»,- думал каждый (Л. Т.).

Кроме регулярных форм прошедшего времени, в современном русском языке есть еще одна форма, широко употреблявшаяся в русском литературном языке XIX в., но теряющая продуктив­ность в современном языке. Это форма, образованная от глаголов несовершенного вида с суффиксами -а-, -ва-, -ыва-, типа хаживал, сиживал, бивал, знавал: Бомарше говаривал мне: «Слушай, брат Сальери, Как мысли черные к тебе придут. Откупори шампан­ского бутылку Иль перечти «Женитьбу Фигаро» (П.); Песельников держал, сам певал и плясал мастерски (И. Т.). Эти формы имеют значение нерегулярной повторяемости действия. К ним примыкают по значению формы с частицей бывало: Бывало, я тобой В безумии пленялся, Бывало, восхищался коварной красотой (П.).

Употребляется в современном русском языке и форма про­шедшего времени в сочетании с частицей было: Я было пошел; Я было сел. Эта форма обозначает действие, прерванное другим действием. Например: Радуясь предстоящему бегу, Изумруд рванулся было вперед, но, сдержанный сильными руками, поднялся лишь немного на задних ногах (Купр.).

В этой форме отмечается особый модальный оттенок изъяви-ьного наклонения, сближающий ее с формой сослагательного

1клонения"

Формы будущего времени, их значение, образование и употреблени е. Будущее время обозна-

См.: Виноградов В. В. Русский язык.- М., 1972.- С. 463.

чает, что действие произойдет после момента речи. В русском языке имеются две формы будущего времени: будущего простого и будущего сложного. Это связано с наличием в русском языке категории вида.

Формы будущего простого обозначают действие, которое должно привести к резуль­тату после момента речи, и выражаются лич­ными формами глагола совершенного вида: приед-у, приед-ешь, приед-ет, приед-ем, приед-ете, приед-ут.

Формы будущего сложного обозначают действие длительное или повторяющееся после момента речи. Будущее сложное -вре мя аналитическое: оно выражается сочета­нием личной формы вспомогательного глаго-л а быть и инфинитива основного глагола в форме несовершенного вида (буду читать, будешь читать, будет читать и т. д.): Несчастью верная сестра, Надежда в мрачном подземелье Разбудит бодрость и веселье, Придет желан­ная пора (П.); Если вы по утрам, каждый день, будете сидеть тихо, без резких движений где-нибудь в саду или в огороде, то скворцы скоро привыкнут к вам и будут подходить близко... Вы добьетесь того, что через некоторое время скворец будет брать у вас пищу из рук и садиться вам на плечо (Купр.).

Формы будущего времени могут употребляться переносно:

а) в значении настоящего времени: в этом случае будущее
простое чаще выступает в окружении форм настоящего времени и
имеет добавочное значение совместных или чередующихся дейст-
вий: И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет И быстрой ножкой ножку бьет
(П.).
В значении настоящего времени формы будущего употребляются
также в тех случаях, когда нужно выразить невозможность
осуществления какого-либо действия: не наемся никак, не поступит
никак в институт, никак не возьмет барьер
(ср.: не может наесть-
ся, не может взять барьер);

б) в значении прошедшего времени, выражая при этом не-
ожиданность действия или повторяемость в прошлом: Собачка
вдруг начала пить с жадностью, фыркая и захлебываясь, Ге-
расим глядел, глядел да как засмеется вдруг...
(И. Т.); Придешь
с работы усталый, а иной раз и злой, как черт. Нет, на грубое
слово она тебе не нагрубит в ответ
(Шол.).

Экспрессивные формы времени. В современном русском языке, в живой разговорной и художественной речи, находят распространение особые формы, характеризующиеся большой выразительностью. Как правило, эти формы соотно­сительны с прошедшим временем.

1. Форма мгновенно-произвольного действия, которая пред­ставлена усеченными основами: грох, стук, бултых, шварк, хлоп, чмок, шмыг, юрк. Эта форма соотносительна с формами 138 прошедшего времени однократных глаголов с суффиксом -ну-: грохнуть, стукнуть, хлопнуть, шмыгнуть и т. п. Их называют глагольно-междометными формами внезапно-мгновенного дейст­вия (В. В. Виноградов): Я поскорее дверью хлоп, И спряталась за печку (П.); «Ах»,- и легче тени Татьяна прыг в другие сени (П.); Подруга каждая тут тихо толк подругу, И шепчут все друг другу... (Кр.)

2. Форма мгновенно-непроизвольного действия, которая омо­нимична форме повелительного наклонения, но лишена пове­лительной интонации. Эти экспрессивные формы имеют значение неожиданности: Ведь узнала баба Матрена и меня, узнала, старая, да жалобу на меня и подай (И. Т.); Только вдруг она как поскользнись, да навзничь, да и переломи себе ногу (И. Т.).

3. Экспрессивная форма, представленная сочетанием «инфи­нитив -+- частица ну», подчеркивает значение начала действия: Увидевши слона, ну на него метаться, И лаять, и визжать, и рваться (Кр).

4. Названные формы глагола не имеют морфологических форм лица, числа, рода.

Значение лица в связной речи выражается различными средствами: местоимениями я, ты, мы, они и т. д. Так, в предло­жении Не нагнать тебе бешеной тройки (Н.) форма инфинитива не указывает на отнесенность действия к какому-либо лицу, но в контексте оно выражено местоимением 2-го лица. На зна­чение лица может указывать и более широкий контекст. Напри­мер, "в- диалоге: «Вижу, ты собрался уходить. Куда?» (речь го­ворящего). Предложение второе относится ко 2-му лицу, на что указывается в предложении первом.

Все языковые средства выражения значения лица представ­ляют собой функционально-семантическую категорию, которую принято называть персональностью. Категория же лица глаго­ла - категория грамматическая, является центром, ядром персо-нальности, так как только она образует системы противопостав­ленных друг другу форм, являясь регулярным средством выра­жения значения лица.

Категорию лица составляют формы 1-го, 2-г о и 3-го лица е д. и м н. ч и с л а. Лица можно разделить на две группы: обозначающие непосредственных участников речевого акта, диалога (1-е и 2-е лицо ед. и мн. числа) и обозначающие лицо, предмет речи, о котором говорят (3-е лицо ед. и мн. числа).

Среди значений форм лица выделяются прямые и переносные. Прямые значения личных форм следующие.

Формы 1-го лица ед. числа указывают, что действие относит­ ся к говорящему. Например: Я к вам пишу - чего же боле? (П.) Формы 2-го лица ед. числа обозначают, что действие относится к собеседнику. Например: А помнишь, мы говорили с тобой про игру... (Л. Т.) Формы 3-го лица обозначают, что действие совер­шает тот, о ком (о чем) говорится в предложении. Например: Вот к пальмам подходит, шумя, караван (Л.). Формы 1-го лица мн. числа обозначают, что действие совершают несколько лиц, в число которых входит и говорящий. Например: Мечтанью вечно­му в тиши Так предаемся мы, поэты (П.). Формы 2-го лица мн. числа выражают действие двух или более адресатов. Напри­мер: Чем вы, гости, торг ведете И куда теперь плывете? (П.) Фор­мы 3-го лица мн. числа обозначают лиц или предметы, о кото­рых говорится. Например: Они особенно любят в пьесе хорошие стихи, также очень любят громко вызывать актеров (Г.).

Значения форм лица выражаются оконча­ниями.

Личные окончания форм настоящего и будущего простого изъявительного наклонения:

Мн. число

-ем, -им -ете, -ите ут, -ат

в формах повелительного наклоне

Мн. число

постфикс -те

постфикс -те

пусть, пускай -f форма

Глаголы в прошедшем времени изъявительного наклонения и в сослагательном наклонении специальных форм для выражения значений лица не имеют .

В контексте глаголы в форме одного лица могут выступать в значении другого лица, а также употребляться в обобщенном, неопределенно-личном и других значениях.

Глаголы в форме 1-го лица ед. числа могут иметь обобщенное значение, прежде всего в пословицах, афоризмах. Например:

Чужую беду руками разведу, а к своей ум не приложу. Значение отнесенности действия к говорящему при этом не утрачивает­ся. Формы 1-го лица ед. числа в экспрессивной речи могут обозна­чать действие, относящееся к адресату: Я вот тебе поговорю/ Говорящий запрещает производить указанное глаголом действие.

Формы 2-го лица ед. числа широко употребляются в обобщен­но-личном значении, особенно в пословицах и поговорках. На­пример: Что посеешь, то и пожнешь; Любишь кататься, люби и саночки возить. Такое употребление часто сопровождается мо­дальными оттенками возможности или невозможности, необхо­димости действия, прежде всего при отрицании. Например: Реше­том воды не наносишь; Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 2-е лицо ед. числа может употребляться в значении 1-го лица. Например: Бывало идешь, точно на крыльях несешься... (М. Г.); Жил я радостно, по-детски, проснешься утром и запоешь (Ч.). В повелительном наклонении формы 2-го лица ед. числа могут употребляться в значении 2-го лица мн. числа. Например: После второго звонка Лапоть сказал короткую речь: «Смотри же, сынки, не подкачай!» (Макар.) В таком употреблении появляется оттенок фамильярности, грубоватости.

Формы 3-го лица ед. числа могут обозначать действие бес­субъектное, т. е. употребляться в безличном значении. Например: Светает; Мне нездоровится. Формы 3-го лица ед. числа могут обозначать отнесенность действия к говорящему. Например: Ну. будет, будет... мама не сердится больше, мама любит своего мальчика (Гар.-Мих.). В этом предложении так обращается мама к сыну, успокаивая его. В других случаях такое же употребление может выражать и неудовольствие говорящего чьим-либо поступ­ком. Например: Не бегай! Тебе что мама говорит! Употребление характерно для экспрессивной речи. Формы 3-го лица ед. числа могут относить действие и к собеседнику. Например: Ну, хоть подними же, что уронил, а он еще стоит да любуется! (Гонч.) Говорящий выражает свое возмущение.

Формы 1-го лица мн. числа в книжной речи указывают на говорящего (так называемое авторское мы). Например: Мы коснулись содержания «Онегина», обратимся к разбору характе­ров действующих лиц (Бел.). В близком к этому значению упот­ребляются формы 1-го лица мн. числа при обращении к слу­шателям; в таких случаях говорящий как бы привлекает слушаю­щих, читающих к участию в рассуждениях, в анализе. Например: Сейчас мы (с вами) рассмотрим следующий пример. Формы 1-го лица мн. числа могут относить действие к собеседнику, т. е. ко 2-му лицу. Например: «А, милый юноша,- встретил его доктор.- Ну, как мы себя чувствуем?» (Ч.) Особенно часто такое обращение к ребенку; при обращении ко взрослым иногда выражается ирония. Формы 1-го лица мн. числа могут употребляться и в обобщенном значении. Например: Охотно мы дарим, что нам не надобно самим (Поел.).

Формы 2-го лица мн. числа, относя действие к собеседнику, адресату, являются формами вежливости. Например: «Извините, генерал»,- перебил его Кутузов и тоже поворотился к князю Андрею... (Л. Т.)

Формы 3-го лица мн. числа употребляются в неопределенно-личном значении. В контексте такое значение может совмещаться с обобщенным значением. Например: В газетах сейчас об этом много пишут; Его зовут уже просто Ионычем (Ч.); Снявши голо­ву, по волосам не плачут; Цыплят по осени считают (Поел.). Такое употребление характерно для пословиц и поговорок. Формы 3-го лица мн. числа могут обозначать говорящего. Например: Иди сюда, тебе говорят! Здесь выражается экспрессия неудовольст­вия, возмущения; говорящий неоднократно пытался заставить собеседника что-то сделать. Употребление форм 3-го лица мн. чис­ла в значении 3-го лица ед. числа для современного языка не характерно. Ср., например: Барышня спрашивают, какую им ленту надеть (С.-Щ.).

§ 67. БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ

Безличные глаголы обозначают действие вне отношения к субъекту действия. Например: Светает; Морозит. Лексическое значение таких безличных гла­голов не позволяет относить действие к какому-либо лицу, про­изводителю действия.

Можно выделить несколько тематических групп безличных глаголов, основными из них являются следующие. Глаголы, обозначающие явления природы: Темнеет; Вечереет, обозначаю­щие состояние окружающей среды: Льдом сковывает речку; могут обозначать физическое и психическое состояние человека: Зно­бит; В горле першит; Так и тянет рассказать об этом; Мне нездоровится; Здесь хорошо думается; обозначают также наличие или отсутствие чего-либо: Хватит; Ему недостает силы воли. Есть безличные глаголы со значением долженствования: Следу­ет это сделать; Вам надлежит возвратиться в пункт Н. Безлич­ные глаголы обозначают также действия, связанные с представле­ниями о судьбе, роке: Ему везет.

Есть глаголы собственно безличные, которые никогда не употребляются в личном значении. Например: Смеркается; Вече­реет.

Другую группу составляют глаголы, употребляющиеся как в личном, так и в безличном значении, причем в одних случаях их значения не изменяются (ср.: Лед сковал речку.- Льдом ско­вало речку); в других случаях лексические значения изменены (ср.: Машина везет зерно.- Ему везет).

Безличные глаголы - это глаголы неполной парадигмы. Они употребляются только в фор­мах инфинитива (Скоро будет рано темнеть), в формах

3-го лица настоящего и будущего времени изъявительного наклонения (Вечереет; Скоро смеркается), в форме ср. рода ед. числа в прошедшем времени (Смеркалось рано), а также в форме ср. рода ед. числа сослагательного наклонения (Мы успели бы сделать это, если бы смеркалось немного позднее).

По структуре безличные глаголы можно разделить на две группы: а) глаголы без постфикса -ся (холодает, знобит, везет); б) глаголы с постфиксом -ся (думается, живется, не спится, смеркается).


§ 68. СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

Подавляющее большинство русских глаго­лов распределяется по двум основным типам спряжения , которые различаются гласными в личных окончаниях.

Ед. число Мн. число

I спр. 11 спр. 1 спр. II спр.

1-е л. -у -у 1-е л. -ем -им

2-е л. -ешь -ишь 2-е л. -ете -ите

3-е л. -ет -ит 3-е л. -ут -ат

Гласные в окончаниях глаголов четко определяются только в позиции под ударением: спешишь, спешат; идёшь, идёте. В без­ударной же позиции гласные в окончаниях произносятся неясно (редуцируются), поэтому спряжения различаются по форме инфинитива.

Распределение глаголов по типам спряже­ния связано с распределением их по клас­сам: глаголы первых четырех классов (продуктивных) отно­сятся к I спряжению, а глаголы 5-го продуктивного класса - ко II. Существует такое правило: ко II спряжению относятся глаголы на -ить (кроме брить, стелить, зиждиться), 4 глагола на -ать и 7 - на -еть: слышать, гнать, держать, дышать, видеть, обидеть, ненавидеть, вертеть, смотреть, зависеть, терпеть. Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями отно­сятся к I спряжению.

Кроме глаголов I и II спряжения, есть два разноспрягаемых глагола, у которых одни личные окончания характерны для I, а другие - для II спряжения. Это глаголы хотеть и бежать (хочу, хочешь, хочет - окончания I спряжения; хотим, хотите, хотят - окончания II спряжения; бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите - окончания II спряжения; бегут - окончание 1 спряжения). Так же спрягаются все префиксальные образования от этих глаголов.

Глагол чтить имеет параллельные формы в 3-м лице мн. числа: чтят/чтут. Глагол брезжить в безличном значении имеет оконча­ние II спряжения -ит; такое же окончание глагол имеет и в личном значении (3-е л. ед. ч) (Заря чуть брезжит); в 3-м лице мн. числа имеет окончание -ут (Чуть брезжут огоньки).

Особая система личных окончаний у глаголов есть и дать (и у всех производных от них) и с точки зрения современного языка, и этимологически:

Ед. число Мн. число

ем, дам едим, дадим

ешь, дашь едите, дадите

ест, даст едят, дадут

В современном русском языке выделяется группа глаголов, которые образуют не все формы лица. Это так называемые недо­статочные глаголы. Те или иные формы не могут быть образованы по двум причинам: по их значению и по их структуре.

Так, есть глаголы, действие которых относится только к не­скольким предметам (столпиться, сгруппироваться, разъехаться в разные стороны и др.). У таких глаголов, естественно, не образуются формы ед. числа. Есть группа глаголов, действие которых относится только к неодушевленным предметам (ржа­веть, укореняться и др.). Данные глаголы не образуют формы 1-го и 2-го лица ед. и мн. числа, поскольку эти формы связаны с обозначением участников диалога (эти глаголы могут образо­вывать данные формы, только употребляясь в переносном значе­нии) .

У других глаголов не образуются формы 1-го лица ед. числа по структурным причинам (победить, убедить, очутиться, чудить и др.). Если же нужно выразить значение 1-го лица, то прибегают к описательным выражениям (Я буду победителем; Я уверен в победе; Я думаю, что сумею победить).

Некоторые глаголы образуют параллельные формы лица. Это так называемые изобилующие глаголы: от одной инфинитивной формы образуются формы по модели 1-го продуктивного класса и по модели непродуктивного класса (например: двигает - движет, кликает - кличет, колебает - колеблет, кудахтает - кудахчет, махает - машет, метает - мечет, мурлыкает - мурлы­чет, пахает - пашет, полоскает - полощет, рыскает - рыщет и др.). Различия между такими параллельными образованиями чаще всего стилистические: первые более употребительны (раз говорные, в ряде случаев просторечные или диалектные, напри мер, *прятает, *пахает); вторые чаще характерны для книжной речи, нейтральные (иногда устарелые: страждут и др.). Иногда между такими образованиями возникают и семантические разли­чия (например: капает/каплет, брызгает/брызжет: капает - наливает по каплям; брызгает - окропляет брызгами; каплет -

очнтся каплями, проступает сквозь что-либо каплями; брыз- жет - разлетается каплями, брызгами).

Методическое примечание. Спряжение глаголов изучает-я в 3-м классе. Среди общего количества орфографических ошибок в написании глагольных форм основное место занимают ошибки в пра­вописании безударных личных окончаний глаголов. Поэтому выработка навыков правописания личных окончаний глаголов имеет особое зна­чение (по программе на эту тему отводится 29 уроков из 42, отведенных на изучение темы «Глагол» в 3-м классе).

Чтобы у учащихся сложилось понимание зависимости типа спря­жения и выбора гласных в личных окончаниях, работу следует начи­нать с глаголов, у которых личные окончания ударные.

Выработка навыков правописания безударных личных окончаний связана с целым комплексом знаний и умений. Так, ученики должны уметь соотносить все формы глагола с его инфинитивом, в инфини­тиве же уметь правильно писать гласные перед суффиксом -ть (учащиеся допускают довольно много ошибок типа: *видить, *сеить и т. д.), т. е. если ученик неправильно пишет гласные перед суффиксом -ть, то он неправильно может отнести этот глагол и к типу спряжения.

Кроме того, учащиеся должны правильно определять время, лицо и число глаголов.

§ 69. ПРИЧАСТИЕ

Причастие -это особая форма глагола, которая объединяет признаки глагола и при­лагательного.

Глагольные признаки причастий. Причастия могут быть совершенного и несовершенного вида (читав­ший, прочитавший); имеют залог, могут быть действи­тельные и страдательные (читающий - читаемый, прочитавший - прочитанный); имеют время: настоящее и прошедшее (читающий - читавший, читаемый - читан­ный); могут быть возвратными (виднеющийся, возвращав­шийся); переходными и непереходными: читать (что?) книгу - читающий (что?) книгу; связаны с глаголом общей основой (писа + ть - писа + вш + ий). Причастия обозначают признак процессуальный (например, бегущий -- это тот, который бежит).

Признаки прилагательных у причастий. Причастия обозначают признак предмета по действию (море (какое?) виднеющееся вдали); как и прилагательные, они обладают зависимыми формами рода, чис­ла и падежа, служащими для их согласования с тем словом, от которого они зависят (прочитанная книга, прочитанное произ­ведение, прочитанный том, прочитанные книги, прочитанных книг ит. д.); имеют парадигмы склонения прилага­тельных (прочитанная книга, прочитанную книгу, прочитан­ного произведения и т. д.).

Страдательные причастия прошедшего инастоящего времени могут иметь краткие и полные формы (прочитанная книга - книга прочитана, любимый мною писатель.- Нами ты была любима (П.).

В предложении причастия бывают согласован ными определениями или именной частью именного составного сказуемого. Например, в предложении И снился мне сияющий огнями Вечерний пир в родимой стороне (Л.) причастие является определением, а в предложении Тамбов на карте генеральной Кружком означен не всегда (Л.) краткое причастие является именной частью составного именного сказуемого .

Особых замечаний требует значение времени у причастий Причастия, в отличие от глаголов личных форм, имеют только два времени - настоящее и прошед­шее. Эти временные формы имеют специальные суффиксы (об этом см. ниже): читающий, бегущий и др.- формы причастий настоящего времени; читавший, прочитанный - прошедшего времени.

У причастий, как и у глаголов, от которых образуются при­частия, время связано с видом: у глаголов несовершен­ного вида две временные формы причастий (настоящего и прошедшего времени: кричащий - кричавший), у г л а г о л о в совершенного вида одна временная форма причастий (прошедшего времени: крикнувший, пересказанный).

В связной речи время у причастий может быть относитель­ное, т. е. время, выражаемое причастиями, определяется по от ношению ко времени, обозначенному глаголом-сказуемым. Фор мы настоящего времени обычно обозначают одновременность действия с действием глагола-сказуемого. Например: Я вижу приближающееся такси. Причастия прошедшего времени обыч но обозначают действие, предшествовавшее действию глагола Например: Я читаю полученный вчера журнал. Есть формы про шедшего времени причастий, выражающие одновременность Например: Я видел приближавшееся такси. В таких случаях формы причастий прошедшего времени могут быть заменены формами причастий настоящего времени.

Замечаний требует и значение времени в кратких формах причастий. Ср.: Книга взята в библиотеке.- Книга была взята в библиотеке.- Книга будет взята в библиотеке. В конструкции Книга взята - синтаксически время настоящее (ситуация, отно сящаяся к настоящему времени; связка нулевая, хотя действие уже произошло, но результат его есть и в настоящем времени). В конструкции Книга была взята связка указывает на более отдаленное время. Книга будет взята - действие будет соверше­но после момента речи .

Если краткая форма причастий выступает в функции опре­деления (такие конструкции не частотны), то время у них также может определяться по отношению ко времени глагола-сказуе­мого. Например: Он скачет, русскими гоним (Л.).

Образование причастий. В современном русском языке выде­ляется четыре разряда причастий: причастия действительные и страдательные, настоя­щего и прошедшего времени. Все причастия имеют свои формальные, морфемные показатели. Образование причастий подчиняется следующим правилам.

1. Причастия настоящего времени, дейст­вительные и страдательные, образуются от основ настоящего времени глаголов (чита\-ут- чита\-\-ущ+ий, гон"-ат - гон" -\-им-{-ый).

2. Выбор суффиксов в причастиях настоя­щего времени зависит от спряжения: если гла­гол относится к I спряжению, то в действительных причастиях суффикс -ущ, в страдательных - -ем, реже - -ом; если глагол II спряжения, то в действительных причастиях суффикс -ащ, в

страдательных- им (чита\-ут-чита\-{-ущ-\-ий, чи а]-\-эм-\-ый;

люб"-ат - люб"+ащ+ий, люб"-\-им-\-ый).

3. Причастия действительные и страда-
тельные прошедшего времени образуются
от основ инфинитива или, если основа прошедшего
времени не совпадает с основой инфинитива, от основы
прошедшего времени (писать - писа-\-вш-\-ий, ска-
за
i ь - сказа-\-нн-\-ый; ошиби-ть-ся - ошибся - ошиб+ш-\-

+ 1Ш+СЯ) 2 .

4. Выбор суффиксов действительных при-
частий прошедшего времени зависит от ха-
рактера конца основы: если основа оканчивается на
гласный, то к основе присоединяется суффикс -вш-, а если на
согласный, то суффикс -ш- (ходи-ть - ходи-{-вш-\-ий; нес-ти -
нес+ш+ий).
Т о же в страдательных причастиях
прошедшего времени: если основа оканчивается на -е,
а,
то присоединяется суффикс -нн-, если основа инфинитива


Такие формы причастий страдательного залога в предложениях выступают в качестве сказуемого; это их основная синтаксическая функция.

s Глаголы состояния с суффиксом -ну-, который выпадает в формах про­шедшего времени, образуют причастия и от основы прошедшего времени, и от основы инфинитива, т. е. образуются параллельные формы (засохнуть - засох - засохший - засохнувший; воздвигнуть - воздвиг - воздвигший - воздвигнувший).

В связи с тем что причастия имеют признаки глагола и прилагательного в грамматической науке существуют различные точки зрения на их место в системе частей речи. Так, некоторые исследователи (начиная с М. В. Ломоносо­ва) считают причастия особой, отдельной частью речи. Другие (начиная с В. А. Богородникого) включают причастия в состав прилагательных. Большин­ство грамматистов относят причастие к глаголу и считают причастие особой его формой. Эта точка зрения отражена в школьном курсе грамматики.

Таблица образования причастных форм

оканчивается на согласный или -и, то суффикс -енн- (увиде-ть - увиде+нн-т-ый, прочита-ть - прочита-т-нн+ый; принес-ти - принес+енн+ый, купи-ть - купл+енн+ый). Если основа инфи­нитива оканчивается на -и, то происходит усечение этого послед­него гласного; в ряде случаев происходят также чередования конечных согласных в основах.

В формах причастий страдательного залога выделяется также суффикс -г-. Это непродуктивный суффикс. Присоединяется он к основам на -о(ть), -ну(ть), -ере(ть): смоло-ть - смоло+т+ый, протяну-ть - протяну +т+ый, запере-ть - запер+т+ый, а так же к односложным основам (и приставочным образованиям от них): би-ть - би+т+ый, мы-ть - мы+т+ый, вымы-ть - вымы+ +т-\-ый и т. д.

5. Причастия действительного залога об­разуются как от переходных, так и от непере ходных глаголов (читать - читающий, бежать - бегу-щий). П р и ч а с т и я страдательного залога обра­зуются только от переходных глаголов (ска­зать - сказанный, читать - читаемый).

6. Причастия страдательного залога про шедшего времени образуются, как правило, от переходных глаголов совершенного вида (произнести - произнесенный, пересказать - пересказанный). Исключения составляют глаголы типа красить, косить, белить, сушить, коптить, жарить, солить, печь и др., от которых обра­зуются причастия указанного типа (крашенный, беленный, пе­ченный и др.). Такие причастия имеют параллельные образова­ния в прилагательных (ср.: жаренный на масле картофель - жареный картофель, печенный в золе картофель - печеный карто­фель и др.).

Итак, теоретически от глаголов можно образовать от четы­рех до одной формы причастий. Так, от глаголов переход­ных несовершенного вида могут быть образо­ваны четыре формы (читать - читающий - читаемый - читавший - читанный); от непереходных глаголов несовершенного вида - только одна форма (прибежать - прибежавший). Следовательно, чтобы образовать

причастные формы, нужно учитывать вид, переходность, спряже­ние (для форм причастий настоящего времени), характер основы, которой образуется причастие. Это можно представить так:

§ 70. ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Деепричастие, как и причастие, о т н о с и т с я к и е-спрягаемым формам. Деепричастие - э т о особая форма глагола, которая совмещает в себе признаки гла­гола и наречия .

Глагольные признаки деепричастий. Деепричастия сохраняют глагольную семантику (читать - читая); могут быть совершенного и несовершен­ного вида (читая, прочитав); имеют значение зало­га (шел, весело насвистывая - действительный залог); могут

непереходными (читая кни-

возвратными (удивляя - глагольное управление (читать о событиях - читая о событиях).

Признаки наречий у деепричастий. Неизменяемость; связь со словами, от которых зависят деепричастия,- при­мыкание; в предложениях деепричастия бывают о б-стоятельствами. Например: Кувшины, звеня, налилися водою... (Л.)

Специфика русского языка в употреблении деепричастии состоит в том, что действия, выражаемые деепричастиями и глаголами-сказуемыми, относятся к одному субъекту. Например: Приняв слова учительницы за разрешение войти в класс, Савуш-кин быстро прошмыгнул на свое место. (Ю. Наг.) Действия, обо­значенные деепричастием и глаголом, относятся к одному субъек­ту (Савушкину).

Время деепричастий формально не выражено, оно относи тельное, определяется по отношению ко времени действия глагола-сказуемого: оно либо совпадает со временем действия глагола, либо не совпадает.

Деепричастия несовершенного вида, как правило, обозначаю! время, совпадающее со временем действия глагола. Например: Дробясь о мрачные скалы, Шумят и пенятся валы (П.); Ярко улыбалось безоблачное небо, изливая жгучий зной (М. Г.).

Деепричастия совершенного вида обычно обозначают дейст­вия, которые совершались или до, или (реже) после дейст­вия глагола. Например: Окончив письма, Степан Аркадьевич придвинул к себе бумаги (Л. Т.). Здесь действие, выраженное деепричастной формой, совершилось ранее действия, выражен­ного глаголом. Или: Он вышел, плотно прикрыв дверь. Действие, выраженное деепричастной формой, произошло после действия, выраженного глаголом."

Образование деепричастий. В современном русском языке различаются деепричастия совершенного и несовершенного вида, которые имеют свои морфемные показатели. Образование деепричастий подчиняется определен­ным правилам.

Деепричастия несовершенного вида обра зуются от основ глаголов настоящего време­ни при помощи суффикса -а (чита"\-ут - чита\-а).

Примечание. У глаголов с суффиксом -ва-, выпадающим в фор мах настоящего времени, в деепричастных формах суффикс сохраняется (создавать - создадут - создавала).

Не образуются деепричастия несовершенного вида от следую­щих глаголов:

а) от глаголов непродуктивных классов с суффиксом -ну-
(мокнуть, сохнуть, вянуть
и др.);

б) от глаголов непродуктивных классов, у которых основа
настоящего времени оканчивается не на гласный (жать - жн-ут.
пить - n"-j-ут
и др.);

в) от глаголов с чередованием свистящих с шипящими в
основах (писать - пишут, вязать - вяжут и др.);

г) от глаголов на -чь (стеречь, печь, стричь и др.).

Деепричастия совершенного вида образу­ются от инфинитивной глагольной основы или от основы прошедшего времени (если она не совпа­дает с инфинитивной) при помощи суффиксов -в, -вши, ши (прочита-ть - прочита-\-в - прочитав-вши; принес-ти - принес-\-ши; стере-ть - стер - стер\-ши).

Примечание. Суффиксы -в, -вши присоединяются к основам на ласный; вариант -вши употребляется в современном языке реже. В озвратных глаголах употребляется только -вши; -ши присоединяется к основам на согласный.

От глаголов непродуктивных классов с суффиксом -ну- и с полногласием -ере- образуются параллельные формы деепри­частий: от основ прошедшего времени и инфинитива (высох-ну-ть - высох - высох-\-ши - высохну + в; стере-ть - стер - стер+ши - стере-\-в).

От небольшой группы глаголов с основой на согласный и на -м деепричастия образуются от основ настоящего времени при помощи суффикса -а (возвратясь, простясь и др.); такие формы существуют наряду с формами возвратившись, простившись.

Двувидовые глаголы образуют две формы деепричастий: несовершенного и совершенно­го вида; несовершенного вида с суффиксом от основ настоя­щего времени (атаку\-ут - атаку\+а) и совершенного вида с суффиксом -в (-вши) от основ инфинитива (атакова-ть - атако-ва-\-в - атакова-\-вши).

Методическое примечание. В курсе русского языка начальной школы причастия и деепричастия как особые формы глагола не изучаются. В речи детей причастия встречаются крайне редко (они появляются в более старшем возрасте под влиянием письменной речи, для которой они характерны).

Главной ошибкой в употреблении деепричастий в речи школьников (и младших, и старших) являются конструкции типа: *Держа в лапах шишку и распушив хвост, мы увидели белку .То есть учащиеся не относят действия, выраженные деепричастиями и глаголами-сказуемыми, к одно­му субъекту. Можно показать детям, в чем состоит ошибка, не употреб­ляя терминов.

Возвратность глаголов – грамматическая категория глаголов, указывающая на направленность (или ненаправленность) называемого глаголом действия или состояния на субъект. Возвратные и невозвратные глаголы в русском языке – это спрягаемые формы глаголов, которые различаются наличием или отсутствием возвратных постфиксов -ся/-сь , а также по оттенкам значения.

Что такое возвратность глаголов в речи лучше всего видно на конкретных примерах:

Алексей умылся и собрался . Женщина разговорилась с соседкой (возвратные глаголы).

Котенок поиграл с фантиком и убежал на улицу. Вчера шел дождь (невозвратные глаголы).

Возвратные глаголы

Оттенки значения возвратных глаголов

Возвратные глаголы выражают действие, направленное на субъект (на говорящего, делающего и т. д.).

Примеры возвратных глаголов с различными оттенками значения:

  • Обуваться, одеваться, купаться (действие направлено на себя);
  • Видеться, обняться, ссориться (взаимно-возвратное действие, которое выполняется несколькими субъектами по отношению друг к другу);
  • Радоваться, печалиться, расстроиться (физическое или психическое состояние субъекта);
  • Ткань мнется, кот царапается, крапива жжется (постоянное свойство, качество субъекта);
  • Построиться, прибраться, разжиться (косвенно-возвратное действие, совершаемое субъектом в своих интересах);
  • Хочется, смеркается (безличное действие).

Образование возвратных глаголов

От невозвратных возвратные глаголы отличаются наличием возвратных постфиксов. Если вы не знаете, как определить возвратность глагола, то просто посмотрите, есть ли у глагола возвратный постфикс – если есть, то глагол возвратный.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Употребление постфиксов:

  • -ся – добавляется, когда основа глагола оканчивается на согласный (укрылся, взобраться) ;
  • -сь – добавляется, когда основа глагола оканчивается на гласный (поднялось, разлилась) .

Как правило, возвратные глаголы являются производными от невозвратных: целовать – целоваться, судить – судиться , но есть и непроизводные возвратные глаголы: улыбаться, смеяться, гордиться . Все возвратные глаголы являются непереходными.

Невозвратные глаголы

Невозвратные глаголы бывают как переходными, так и не переходными, могут означать как действие, направленное на субъект (читать журнал, собирать пазл) , так и состояние, положение в пространстве, разнонаправленное действие и др. (ходить, стоять, думать, мечтать) . У невозвратных глаголов отсутствуют постфиксы -ся/-сь .

Тест

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 615.

В глаголах русского языка присутствуют морфологические непостоянные и постоянные некоторые признаки. К одному из них относятся возвратные и невозвратные виды глаголов. Невозвратные глаголы, равно как и возвратные, несут в себе присутствие либо отсутствие специальных возвратных словообразовательных постфиксов — -сь и -ся. Попробуем разобраться, что это такое и как такие глаголы применяют.

Возвратность глаголов

Возвратность глаголов представляет собой грамматическую категорию, которая будет указывать на направленность либо ненаправленность определяемого этим глаголом определенного состояния, либо действия на какой-то субъект. Возвратные и невозвратные глаголы в русском языке являются спрягаемыми формами, которые различаются наличием или отсутствием постфиксов -сь и -ся (возвратных).

Что представляет собой возвратность в глаголах, можно увидеть на следующих примерах: Мальчик умылся и собрался. Мужчина разговорился с приятелем (это примеры возвратных глаголов).

Щенок поиграл с мячиком и убежал на площадку. Вечером шел ливень (это невозвратный вид глагола). Вот так и надо их различать.

Пара полезных слов

Еще раз вкратце напомним, понять, как определить невозвратный глагол, не представляет особой сложности. Он бывает переходным и непереходным, может означать некое действие, которое направлено на субъект (собирать пазл, читать книгу), состояние, определенное положение в пространстве, действие разнонаправленное и тому подобное (мечтать, сидеть, размышлять). Невозвратные глаголы не включают в свой состав постфикс -сь и -ся.

Оттенки значения

Возвратные глаголы способны выразить действие, которое будет направлено на какой-то определенный субъект (на что-то делающего, на говорящего, на смотрящего и так далее).

Возвратные и невозвратные глаголы в русском языке представляется возможным обговаривать бесконечно. Приведем примеры возвратных глаголов с совершенно разными оттенками значения:

Радоваться, расстроиться, печалиться (обозначает психическое либо физическое состояние некоего субъекта);

Платье мнется, собака кусается, ветка крапивы жжется (показывает постоянное качество или свойство субъекта);

Одеваться, наедаться, обуваться, купаться (действие глаголов направлено исключительно на себя);

Хочется, желается, смеркается (здесь показано безличное действие);

Обниматься, ссориться, видеться (действие взаимно-возвратное, выполняемое несколькими людьми по их отношению друг к другу);

Прибраться, построиться, разжиться (действие косвенно-возвратного характера, которое совершается субъектом исключительно в своих интересах).

Незабываемые суффиксы у возвратных глаголов

Разберемся, что значит возвратный и невозвратный глагол.

Глаголы, находящиеся в возвратной форме, обладают суффиксами:

Ся - может быть, как после согласных букв (браться, окружаться и тому подобные), так и после окончаний (учить — учиться, сушит — сушится и тому подобные));

Сь будет стоять после гласных букв (опустилось, нарисовалось, развиднелось и так далее).

В процессе образования возвратных глаголов большое значение имеют не только суффиксы, но и приставки (читать — начитаться, пить — напиться). Кроме того, среди глаголов этого вида есть непроизводные. Именно они ни при каких обстоятельствах не употребляются без суффиксов -сь и -ся (смеяться, сражаться, нравиться).

Поскольку после возвратных глаголов местоимения в винительном падеже и имена существительные не употребляются никогда, то все они относятся к непереходным.

Отсутствие суффиксов

Невозвратные глаголы в русском языке не имеют суффиксов -сь и -ся. Они могут быть как непереходными (творить, дышать, играть), так и переходными (говорить, рисовать).

Важный момент: много возвратных глаголов способны образоваться от невозвратных, например, готовить — готовиться.

Исходя из вышесказанного, надо понимать, что для определения того, что значит возвратный и невозвратный глагол и к какому именно виду он относится, надо найти суффикс, который оказал помощь в образовании. Если суффиксы -сь (-ся) присутствуют в словах, то это возвратные глаголы. Если их нет, то невозвратные глаголы.

Ситуации, отмеченные в глаголах

Итак, мы уже знаем, что возвратные глаголы с суффиксами -сь и -ся. Они бывают как непроизводными (например, смеяться), так и образованными из переходных и непереходных глаголов (умывать — умываться).

В некоторых непереходных и образованных от них возвратных глаголах речь идет об одной и той же ситуации, например: что-то чернеется вдали и что-то чернеет вдали. Правда, в подавляющем большинстве ситуаций понять, что значит невозвратный глагол и как он выглядит «в жизни», можно, обратив внимание на то, что глаголы возвратный и невозвратный обозначают совершенно разные моменты.

В виде неплохого примера можно назвать следующее: умывать — ситуация, в которой присутствуют два участника (мама умывает свою дочку) и умываться — ситуация, в которой только один участник (девочка умывается); Петя ударил Ваню. Петя и Ваня ударились о большой камень (в обоих случаях говорится о двух мальчиках, но ситуации, в которых они являются непосредственными участниками, совершенно разные).

Здесь можно сказать о том, что сами компоненты смысла, которые привносятся в слово постфиксами -сь и -ся, являются словообразующими.

Что можно найти в грамматиках?

А отмечается там следующая информация (речь идет о нескольких значениях):

Значение средне-возвратное — веселиться, сердиться, пугаться, радоваться;

Значение активно-безобъективное — кусаться, бодаться, ругаться (употреблять ;

Значение взаимно-возвратное — ссориться, мириться, встречаться, обниматься, целоваться;

Значение собственно-возвратное — одеваться, обуваться, встречаться, пудриться;

Значение пассивно-возвратное — припоминаться, вспоминаться;

Значение косвенно-возвратное — собираться, запасаться, укладываться, упаковываться;

Значение пассивно-качественное — представляться, вспоминаться.

Возвратный глагол можно образовать, взяв в помощь -ся, что будет сочетаться с иными морфемами (перемигиваться, набегаться).

Именно с залогом будет связана возвратность (то есть в случае, при котором залог определен на морфемном уровне, возвратные глаголы, образующиеся от глаголов переходных, будут объединены в залог, который называют возвратно-средним).

Знак непереходности — это аффикс. Немногочисленными и ненормативными будут сочетания типа боюсь папу, слушаюсь старшего брата, которые можно встретить в русском языке.

Без правил — никуда

Вернемся еще к тому, что же такое невозвратный глагол. Правило гласит, что не имеющий постфикс -ся. А вот в возвратных этот постфикс присутствует. Так сложилось уже давно, что появление возвратных глаголов связывалось с местоимением -ся. Правда, первоначально оно присоединялось исключительно к переходным глаголам (например, купать + ся (то есть, себя) = купаться).

Многообразие глаголов русского языка подразделяется на разные группы.

Невозвратные глаголы, от которых происходит образование возвратных — строить + ся; встречать + ся; писать — не пишется, спать — не спится.

Невозвратные глаголы — ужинать, отвечать.

Возвратные глаголы — смеяться, сражаться, артачиться.

Из предоставленной информации можно сделать вывод: постфикс -ся в русском языке может выполнять разные функции:

Подготавливать возвратные глаголы, которые отличаются от производящих невозвратных глаголов значением в лексическом плане (прощать — прощаться);

Образовывать возвратную форму глаголов (белеться).

Надо обратить внимание на то, что кое-какие глаголы на -ся обладают синонимическим возвратным сочетанием (покрыться — покрыть себя).

Разделение глаголов на возвратные и невозвратные сложилось в русском языке совершенно безотносительно к их разделению на переходные и непереходные, залоговые и незалоговые. Оно не совпадает ни с тем, ни с другим на сто процентов, но находится в определенной связи с категориями переходности и залога: -ся представляет собой непереходность глагола, а вот залоговую соотносительность может предоставить только возвратная форма.

И в заключение

Поговорим еще немного о глаголах и подведем итог продуктивной беседе.

Глаголами называют слова, в которых определено значение какого-то процесса, то есть, способные выразить обозначенные ими признаки как некое действие (сказать, читать, писать), состояние (сидеть, прыгать) или становление (стареть).

Кроме форм спряжения по синтаксису, глаголы обладают несинтаксическими формами возвратности и невозвратности и формой вида. По тому, как с их помощью выражаются несинтаксические формальные значения, глаголы можно подразделить на грамматические разряды, которые находятся в некоем соотношении друг к другу.

Зависимость подразделения глаголов на невозвратные и возвратные находится в том, насколько выражено или, наоборот, не выражено у них грамматически непереходное значение процесса.

Возвратные - глаголы, в которых присутствует грамматически выраженная непереходность. Другими словами, они отлично показывают, что процесс, выражаемый ими, может быть обращен на прямой объект, который представлен существительным в винительном падеже без предлога. Примером могут послужить слова — сердиться, встречаться, мыться, стучаться, одеваться.

Невозвратные глаголы обладают некоторым отличием: у них нет никакого указания на непереходность процесса. Вот почему они могут быть и переходными: одевать (дочку), сердить (родителей), встречать (гостей), и непереходными: колошматить, стучать.

Школьникам и студентам-лингвистам нужно уметь правильно определять возвратность глаголов. Это требуется для выполнения морфологического разбора, грамотного изложения мыслей. Существует ряд нюансов, которые следует учитывать при определении возвратности глагола. Недостаточно просто запомнить, что возвратный глагол оканчивается на –ся или –сь: подобный способ анализа является причиной регулярных ошибок. Важно понять своеобразие данной морфологической категории глагола.


Возвратность как категория глагола
Чтобы правильно определить возвратность глагола, надо точно знать особенности исследуемой категории.

Возвратные глаголы – это специфический вид непереходных глаголов. Они обозначают действие, направленное субъектом на себя, имеют постфикс –ся. Постфикс –ся является частью слова, отражающей исторические изменения русского языка. В старославянском языке постфикс обозначал слово «себя», выполняя функции местоимения.

Обязательно нужно знать, что возвратность глагола напрямую связана с морфологической категорией переходности. Для начала выясняют, является ли глагол переходным. Нужно запомнить: определение возвратности глагола занимает время и должно базироваться на анализе слова. Наличие постфикса –ся не гарантирует, что перед вами находится возвратный глагол.

Алгоритм определения возвратности глагола
Возвратность глагола желательно определять по конкретной схеме, тогда вероятность ошибок заметно снизится. Вам понадобится владеть основными терминами, используемыми в курсе русского языка.

  1. Сначала определите категорию переходности глагола. Вспомните признаки переходности и непереходности глагола:
    • Переходный глагол обозначает действие, направленное на себя (субъект). Он свободно сочетается с существительным, которое находится в винительном падеже, без предлога. Например, делать(что?) задание. Делать– переходный глагол, поскольку он сочетается с существительным без предлога, а существительное находится в винительном падеже. Для определения переходности просто смоделируйте словосочетание, где есть зависимое от анализируемого глагола существительное в винительном падеже.
    • Непереходные глаголы обозначают действия, не переходящие на объект. Существительные не могут сочетаться с такими глаголами в винительном падеже без предлога.
  2. Если глагол переходный – он не является возвратным. Категория возвратности для него на данном этапе уже определена.
  3. Если глагол непереходный, нужно продолжить его анализ.
  4. Обратите внимание на постфикс. Постфикс –ся – обязательный признак возвратного глагола.
  5. Все возвратные глаголы разделяются на 5 видов.
    • Общевозвратные глаголы нужны для выражения изменений эмоционального состояния субъекта, его физических действий. Например, радоваться, торопиться.
    • Глаголы из группы собственно-возвратных обозначают действие, направленное на субъект. Таким образом, одно лицо становится объектом и субъектом. Например, наряжаться– наряжать самого себя.
    • Взаимно-возвратные глаголы обозначают действия, производимые между несколькими субъектами. Каждый субъект одновременно является объектом действия, то есть происходит перенос действия друг на друга. Например, встречаться – встречать друг друга.
    • Глаголы из группы безобъектно-возвратных обозначают действия, которые присущи субъекту постоянно. Например, металл плавится.
    • Косвенно-возвратные глаголы подразумевают действия, совершаемые субъектом в собственных интересах, для себя. Например, запасаться вещами.
    Попробуйте определить, к какому типу относится глагол. Возвратный глагол обязательно должен входить в одну из групп.
  6. Обратите внимание: не всегда постфикс –ся – признак возвратного глагола. Проверьте, не относится ли глагол к одной из групп:
    • Переходные глаголы, отражающие интенсивность действия. Например, стучаться. Постфикс усиливает интенсивность.
    • Глаголы с безличным значением. Например, не спится.
Если глагол вошёл в одну из групп, он не является возвратным.

Если глагол не подошёл ни к одному типу из пункта 6, но явно принадлежит к одной из групп пункта 5 – он обладает категорией возвратности.



Поделиться: