Упражнение коллаж. Тренинг по арт-терапии «Коллаж обновленной реальности или мечты

Разделы: Школьная психологическая служба

Цель: Развитие коммуникативных способностей: учиться проявлять и выражать свои мысли и чувства в коллективе, учиться умению договариваться, обсуждать замысел работы.

Продолжительность 1 час 40 минут.

  1. «Презентация» (10 мин.)
  2. «Да-Нет» (5-7 мин.)
  3. «Очередь» (15-20 мин.)
  4. «Коллаж» (15-20 мин.)
  5. «Чувства» (15-20 мин.)
  6. «Скажи приятное» (10-15 мин.)
  7. «Обсуждение тренинга» обратная связь (10-15 мин.)

Время: 10 минут.

Цель: знакомство группы участников тренинга, положительный настрой на работу.

Участники образуют два круга внутренний и наружный, становятся лицом друг к другу, ведущий предлагает участникам задавать любые интересующие вопросы. По команде ведущего внутренний круг движется, переходя к следующему участнику.

Участники группы садятся в круг и начиная с ведущего представляют свой образ группе.

Ведущий предлагает: попробуйте в одной двух фразах помогая себе жестами и позой представить себя группе, каким человеком вы себя чувствуете и как бы вы хотели, чтобы группа вас воспринимала?

Обсуждение:

2. Упражнение «Да-Нет»

Время: 5-7 минут.

Цель: повышение общего тонуса группы.

Участники делятся на две равные подгруппы, встают друг напротив друга и по команде ведущего одна группа выкрикивает слова ДА другая НЕТ.

Выигрывает та группа, кому удалось быстро сплотиться, более консолидировано и громко произнести свое слово.

3. Упражнение «Очередь»

Время: 15-20 минут.

Цель: развитие непосредственного коммуникативного поведения.

Из группы выбирается 8 человек, из которых 1 человек водящий, 7 человек становятся друг за другом (в очередь) а восьмой должен пройти к прилавку магазина без очереди. Он завязывает разговор с каждым стоящим, пытаясь достичь своей цели. «Очередь» при этом имеет игровую задачу не пропустить «Нахала» к покупке.

Остальные члены группы рассаживаются и наблюдают.

Анализируется каждый коммуникативно-содержательный момент игры: кто из стоящих в очереди уступил, и кто не пропустил «нахала», какие средства были применены водящим (просьба, угроза, шантаж)

4. Упражнение «Коллаж»

Время: 20-30 минут

Цель: Развитие личностной и групповой активности, формирование творческого мышления.

С помощью жеребьевки группа делятся на 4 подгруппы. Каждая получает задание и сообща в течение 10-15 минут выполняет его.

Ведущий: сегодня мы будем составлять коллажи на разные темы, касающиеся настоящего и будущего класса.

Темы:

  1. Наш класс;
  2. Перемена-время отдыха;
  3. Будущее нашего класса;
  4. Какие мы есть на самом деле;

Обсуждение коллажей и хода работы над ними. Что понравилось в работе группы, какие возникли сложности, как их преодолевали?

Вопросы для обсуждения:

5. Упражнение «Чувства»

Время: 15-20 минут.

Цель: Умение выражать эмоции, чувства в коллективе.

Все участники делятся на подгруппы по 5-6 человек.

Ведущий раздает каждой подгруппе карточки, на которых обозначены человеческие эмоции:

  1. радость;
  2. гнев;
  3. безразличие;
  4. разочарование;
  5. негодование;
  6. возмущение;
  7. поддержка;
  8. заинтересованность;

Каждая подгруппа, получившая карточку должна подготовить небольшое выступление перед остальными участниками тренинга, с описанием ситуации в школе в которых использование данных чувств было бы целесообразно (уместно).

6. Упражнение «Скажи приятное»

Время: 10-15 минут.

Цель: закончить занятия на позитивной ноте.

Ведущий: предлагает всем участникам тренинга поблагодарить друг друга за работу. (ведущий начинает первым затем все остальные по кругу).

Каждый участник должен разными способами, но доброжелательно поблагодарить членов своей группы.

7. Обсуждение тренинга (обратная связь)

Время: 10-15 минут.

Вопросы:

  1. Как вы отнеслись к теме нашего тренинга, считаете ли данную тему актуальной в школе?
  2. Что не понравилось? Почему?

Ход тренинга

Состав группы: 10-12 человек.

Материалы: Бумага А3, цветные карандаши, журналы, клей, ножницы, мяч, карточки с темами (см. Приложение 1 , Приложение 2 ).

Условия: Просторное помещение, 3 стола, стулья по числу участников.

Уважаемые участники сегодня мы будем действовать в игровых ситуациях, и обсуждать свои действия.

1. Упражнение «Круг знакомства», «Презентация»

Попрошу вас разделиться на две равные подгруппы. Нам нужно организовать два круга внутренний и наружный. Встаньте лицом друг к другу, вы можете задавать интересующие вас вопросы своим коллегам, затем по моей команде внутренний круг по часовой стрелке переходит к следующему участнику.

Давайте сядем в круг и в одной, двух фразах помогая себе жестами и позой представить себя группе, каким человеком вы себя чувствуете и как бы вы хотели, чтобы группа вас воспринимала?

Обсуждение:

– Чье представление вам показалось наиболее ярким и запоминающимся?

– Какое представление для вас было самым оригинальным и неожиданным?

Продолжим!

2. Упражнение «Да-Нет»

Нам нужно разделиться на две равные подгруппы и встать друг напротив друга. Хорошо! Задание такое – по моей команде эта (показываю рукой) выкрикивает слово ДА, а эта команда слово НЕТ. Выиграет та группа, которой удастся более громко и дружно произнести свое слово. Запомнили? Начали!

Ну, что же я думаю, что обеим группам удалось стать настоящей командой! Замечательно! Вы просто молодцы

3. Упражнение «Очередь»

Нам нужно 8 человек, есть желающие поиграть?

Отлично! 7 – человек представьте, что вы уже долгое время стоите в очереди в магазине, все очень устали, многие торопятся, опаздывают. И вот этот гражданин (показываю на 8-ого участника) хочет пройти к прилавку магазина без очереди. Ваша игровая задача не пропустить «нахала» к покупке. А твоя задача (обращаюсь к 8-му участнику) завязать разговор с каждым стоящим в очереди, попытаться любыми способами достичь своей цели.

Остальные (участники тренинга) рассаживайтесь пожайлуста и наблюдайте!

Затем производится общее обсуждение.

Хорошо! Всем спасибо, присаживайтесь, пожалуйста!

Скажите, какие средства были применены (называю имя 8-го участника) для достижении цели (просьба, угроза, шантаж и т. п.)?

Кто как реагировал (из очереди)?

Какие методы достижения цели были эффективными?

У нас хорошо получается! Продолжим!

4. Упражнение «Коллаж»

Пожалуйста, давайте разделимся на группы по5-6 человек. Сегодня мы будем составлять коллажи на разные темы, касающиеся настоящего и будущего класса. Каждой подгруппе раздать карточку с заданием:

  1. Наш класс;
  2. Перемена-время отдыха;
  3. Будущее нашего класса;
  4. Какие мы есть на самом деле;

После выполнения задания вам нужно будет презентовать свою работу!

Раздать бумагу А3, журналы, клей, ножницы. На выполнение задания вам отводится 10-15 минут.

Отлично! Кто уже готов? (каждая группа презентует свою работу)

Большое спасибо, присаживайтесь по местам. (так же подгруппами)

Что понравилось в работе группы, какие возникли сложности, как их преодолевали?

Вопросы для обсуждения:

  1. Как вы относитесь к теме вашего коллажа?
  2. Какую основную идею вы хотели выразить в коллаже?
  3. Оцените активность каждого участника группы. Как распределились роли в группе при подготовке коллажа?
  4. Понравился ли вам данный вид работы?

5. Упражнение «Чувства»

Сейчас я каждой подгруппе раздам карточки, на которых изображены человеческие эмоции.

Каждая группа, получившая карточку должна подготовить небольшое выступление перед остальными участниками, с описанием ситуации в школе, в которых использование данных чувств было бы целесообразно (уместно).

Другие члены группы дополняют каждые выступления своих коллег.

На подготовку задания дается 5-7 минут.

Большое спасибо, присаживайтесь.

6. Упражнение «Скажи приятное»

Предлагаю всем участникам поблагодарить друг друга за работу. Каждый участник должен разными способами, но доброжелательно поблагодарить членов своей группы.

(начинаю первой, затем все остальные по кругу, передаю мячик)

Спасибо всем за работу! Вы просто молодцы! Сегодня все были активны, быстро справлялись с поставленными задачами. Особая благодарность…. За находчивость, за артистизм,

Надеюсь, что на следующее занятие вы также придете с желанием работать! (передаю мячик по кругу)

7. Обсуждение тренинга (обратная связь)

А теперь дорогие друзья давайте вернемся в нашу действительность.

Вспомним, что замечательная пора отрочества уже позади. И все мы занимаемся благородным и в то же время ответственным делом. Работаем с детьми, помогаем им справляться с трудностями.

Уважаемые коллеги! Давайте скажем несколько слов о том:

  1. как вы относитесь к теме нашего тренинга, считаете ли данную тему актуальной в школе?
  2. Какое упражнение вам понравилось больше всего? Почему?
  3. Оцените свою активность в тренинге по пятибалльной шкале.
  4. Что не понравилось? Почему?

Огромное спасибо всем за работу! До следующей встречи!

Упражнение «Горящая свеча»

Цель: для расслабления, снятия повышенной тревожности.

Расслабляющее свойство выдоха используется при дыхании с горящей свечой. Поставьте зажженную свечу на стол и сядьте перед ней таким образом, чтобы пламя находилось на расстоянии 15-20 см от ваших губ. Округлите губы и медленно выдыхайте на пламя свечи. Не тушите огонь, но отклоняйте его осторожной, медленной и сильной струёй воздуха. Постарайтесь дуть так, чтобы угол наклона пламени был одинаковым с начала выдоха до его полного завершения. Выполняйте это упражнение в течение пяти минут. Таким способом вы обучитесь ровному, продолжительному расслабляющему выдоху, который будет «выносить» из вас и сжигать в пламени свечи весь накопившийся ментальный «мусор», высвобождать от всего, что мешает вам быть свободными и спокойными.

Упражнение «Ресурсное состояние»

Цель: повышение уверенности.

Самый надежный источник ресурса – вы сами, ибо всё, что вам нужно, в вас уже давно есть. Важно только уметь этим вовремя воспользоваться. Технология актуализации ресурсных состояний предоставляет такую возможность. Допустим, вы видите, что для оптимального поведения вам необходимо чувство уверенности. Вспомните ситуацию, в которой вы всегда чувствуете себя уверенно: за рулем своего велосипеда, на теннисном корте или где-то еще. Неважно, что это за воспоминание. Главное, что в данный момент оно является для вас позитивным и сильным. Еще раз во всей полноте переживите его, как если бы все это происходило сейчас. Ощутите в себе уверенность и силу. С этим чувством войдите в стрессовую ситуацию и действуйте на основании вашей уверенности. Действуйте исходя из того, что на первом плане у вас стоит уже не драма, а имеющийся шанс справиться с ней. Используйте его. Одержанная победа приносит чувство гордости за себя, ощущение силы и способность ответить на серьёзный вызов. В вас укрепляется уверенность в себе и вы обнаруживаете, что имеете достаточный запас прочности, чтобы вынести любое выпавшее на вашу долю испытание. С помощью приёма актуализации ресурсных состояний вы можете призвать к себе на помощь любое нужное вам чувство: спокойствие, компетентность, сосредоточенность, выдержку и так далее. Все, что для этого надо сделать – это взять его оттуда, где оно у вас было, и перенести туда, где вы в нем нуждаетесь сейчас. Если опыта переживания нужного чувства у вас нет, используйте прием – как будто вы овладеваете этим чувством. Единственное, что вы можете сделать, не обладая, например, смелостью, так это притвориться смелым, и согласовывать с этим свое поведение. Вы также можете позаимствовать требуемый ресурс у вашего героя, подражая его манере поведения.

Упражнение «Скульптура состояния (настроения)»

Цель: содействие формированию навыка самоконтроля.

Необходимые материалы: проволока (любая какую найдете), кусачки для проволоки.

Ход работы:

Из проволоки сделать скульптуру своего состояния (настроения), придумать название и легенду (что, откуда, почему и т.п.).

Выставка-презентация скульптур. Пространство класса организуется таким образом, чтобы подростки могли выбрать удобное место для своей скульптуры, разместить ее там и поставить табличку с названием. Рядом с скульптурами ведущий приклеивает чистые листочки. Задача участников группы походить по «музею» и подписать названия к каждой скульптуре (свои ассоциации). В результате на каждом чистом листочке должен появиться список названий к каждой скульптуре. Затем вся группа отправляется на экскурсию. Когда группа останавливается около скульптуры, ее автор презентует свое произведение, рассказывая, какое настроение она отражает, как называется, легенду, а так же свои мысли по поводу ассоциаций группы, написанных на листочке.

Обсуждение:

Участники делятся впечатлениями от работы и выставки, высказывают свои чувства. Если кто-то из участников сделал плохое настроение или деструктивное состояние и хотел бы избавиться от него, предложите ему изменить скульптуру, что-то убрать или добавить.

С целью усложнения задания предложите подросткам сделать не одну, а несколько скульптур, которые будут отражать противоречивые состояния (настроения). Между скульптурами можно провести диалог, договориться о чем-то и т.п.

Упражнение «Ревизия взаимоотношений»

Нарисуйте себя и окружающих Вас в жизни людей символически, в виде кружочков.

Нарисуйте стрелки от Вас к другим людям и от них к Вам.

Обозначьте, что именно Вы даете другим, и что они дают Вам. Это может быть что угодно: чувства, предметы, явления, действия.

Подпишите эти стрелки.

Нарисуйте также стрелки, обозначающие то, что Вы отдаете не этим людям, а в остальной окружающий мир, а также нарисуйте такие же знаки от других людей: что они отдают не Вам, а другим людям.

Теперь взгляните на свой рисунок и ответьте на вопросы:

С кем и как Вы контактируете: с кем больше, с кем меньше?

От кого Вы больше получаете? От кого – меньше?

Кому Вы больше даете? А кому – меньше?

Что есть общего, какие закономерности Вы видите?

Избегаете ли Вы контактов с кем-либо? Почему?

Хотели ли Вы контактов с кем-либо? Почему?

Избегаете ли Вы чьего-либо желания контактировать с вами? Почему?

Хотели ли Вы, чтобы кто-либо еще контактировал с Вами?

Получаете ли Вы от других все, в чем вы нуждаетесь?

Удается ли Вам отдавать в окружающую среду все, что Вы хотите отдать, и все, что Вам не нужно?

Теперь нарисуйте длинную линию потребностей в контактах, один конец которой соответствует полному избеганию контактов, а второй – полному и непрерывному стремлению к контактам.

Ответьте на следующие вопросы:

Где Вы расположите себя на этой линии?

По каким признакам своей жизни и событий Вы узнаете, что находитесь именно в этом месте этой линии?

Где Вы хотели бы быть расположены?

По каким признакам Вы сможете узнать, что пришли к тому, к чему хотели бы прийти?

Упражнение «Жизненное пространство»

Вам потребуется чистый лист бумаги, простой карандаш и цветные карандаши или фломастеры.

Нарисуйте окружность, и, разделив площадь круга на секторы, обозначьте сферы деятельности Вашей жизни. Например, воспитание детей, работа, хобби, спорт, Интернет и др.

Поделите площадь круга на сферы деятельности в процентном соотношении. Все Ваше время возьмите за 100%.

Теперь раскрасьте каждую из сфер деятельности в цвет, который, по Вашему мнению, ей более всего подходит.

Ответьте на вопросы и запишите ответы:

Красочная ли получилась картина?

На что Вы в основном тратите свое время?

Все ли Вас устраивает в этой схеме?

Что бы Вы хотели изменить?

Теперь возьмите новый чистый лист и организуйте свое жизненное пространство так, как желаете Вы, со всеми «хочу» и «не хочу».

Дайте волю своей фантазии, и не важно, что «.... в моей жизни этому не быть никогда».

Создайте для себя условия, которые важны для Вас, пока хотя бы на листе бумаги.

Упражнение «Убеждения»

Когда у Вас есть проблема в делах или в жизни и Вы испытываете страх, отчаяние, бессилие или что-то подобное, задайте себе вслух следующие вопросы, так же вслух отвечая на них:

Что для меня означает... (вставьте здесь проблему, с которой вы столкнулись)? (Ответом на этот вопрос как раз и будет негативное убеждение, с которым нужно разобраться.)

Почему я так считаю?

Действительно ли это так?

Что было бы, если бы я в это не верил(а)?

Что я могу взять для себя полезного из этого?

Ответы на эти вопросы помогут Вам нейтрализовать негативное убеждение.

Упражнение «Включение позитивной мотивации»

Цель: отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации.

Тренер предлагает участникам занять удобное положение, закрыть глаза и расслабиться; сосредоточиться на своих ощущениях.

Далее тренер задает вопрос для всех: «Что делает вашу жизнь интересной (радостной, творческой и т.п.)? Что является «спусковым крючком» для возникновения интереса (радости, творчества и т.п.) в вашей жизни?»

Через некоторое время (5-7 минут), даваемое для индивидуальной визуализации заданной темы и выхода из состояния расслабленности, тренер предлагает участникам обсудить в группе результаты.

Упражнение «Коллаж»

Цель: раскрытие потенциальных возможностей человека, предполагает большую степень свободы, является эффективным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат. Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания.

Эффективным является включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников, авторами которых они являются, либо на которых они запечатлены, а также использование коллажа в перфомансе и инсталляции.

Тема для создания коллажа может быть разной в зависимости от потребностей группы («Мужчина и женщина», «тело», «я», «прошлое – настоящее – будущее» и мн. др.)

Материалом для коллажа могут служить глянцевые журналы, разнообразные изображения, фотографии, природные материалы, предметы, изготовленные или преобразованные его создателями.

Инструкция: вырежьте из журналов фигуры людей, животных и пр., а затем оформите их в композицию. С элементами можно делать всё, что угодно, можно дополнить работу надписями, комментариями, закрасить и декорировать пустоты, быть конкретным или абстрактным.

Анализ коллажа: расположение элементов на листе, размер элементов, их расположение относительно других элементов, основания выбора того или иного элемента, элементы пристраиваются друг к другу, дополняют общую идею коллажа, прослеживается общий сюжет.

Цель занятий: создание в детском коллективе благоприятной психологической атмосферы, направленной на дальнейшее сплочение.

Предполагаемый результат: занятия развивают следующие навыки и умения:

  • доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом;
  • эмоционально сопереживать сверстнику;
  • сотрудничать и действовать сообща;
  • согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи;
  • разрешать конфликтные ситуации;

Все это способствует сближению детей и развитию чувства «Мы» в детском коллективе.

Условия, количество и периодичность занятий: занятия рассчитаны на детей 10-12 лет, всего проводится 5 занятий с периодичностью 1 раз в день для каждого отряда. Первые три занятия по 45 минут, последние два - по 1.5 часа.

Каждое из занятий оформлено в виде законченного мини-тренинга, т.е. включает приветствие, разминку, основное упражнение, обсуждение, завершающий ритуал или упражнение.

Программа занятий

Занятие 1 «Самоуважение»

1) Знакомство. Установление контакта с детьми.

Участники подписывают бейджи. Ведущий представляется и говорит несколько слов о том, что будет происходить.

2) Правила работы в группе.

Ведущий устанавливает определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила заранее выписываются на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте. В течение всех последующих занятий правила группы находятся там же и напоминаются ведущим вначале каждого занятия.

Список правил:

  1. Внимательно слушать друг друга.
  2. Не перебивать говорящего.
  3. Уважать мнение друг друга.
  4. Высказывайся от своего имени.
  5. Безоценочность суждений.
  6. Активность.
  7. Правило «стоп».
  8. Конфиденциальность.

Каждый из пунктов правил поясняется ведущим.

3) Разминка «Поменяйтесь местами».

Описание упражнения: участники сидят на стульях в кругу. Водящий выходит на середину круга и говорит фразу: «Поменяйтесь местами те, кто... к примеру, умеет жарить яичницу». В конце называется какой-либо признак или умение. Задача тех, кто обладает данным умением или признаком поменяться местами. Задача ведущего - успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится новым водящим.

Упражнение создает условия для того, чтобы дети могли лучше узнать друг друга, понять, как много у них общего, повысить заинтересованность участников друг другом.

4) Диалог и Мини - лекция.

Ведущий предлагает каждому участнику подумать минуту и ответить на вопрос: «Что такое самоуважение?». Все желающие могут высказаться. Затем ведущий подводит итог и рассказывает о том, какое значение имеет самоуважение и от чего оно зависит; о чувствах, таких, как хвастовство, которые маскируют низкую самоценность, о желании быть идеальным человеком и к чему это может привести. Затем предлагает выполнить основное упражнение.

5) Основное упражнение «Хорошие и плохие поступки».

Описание упражнения: участников делят на две команды случайным образом. Каждой команде выдается лист ватмана, фломастеры или маркеры и бумага А4. Задача одной команды - написать как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать себя больше. Соответственно задача другой - написать как можно больше поступков, из-за которых уважение человека к себе теряется. По желанию, каждая команда может подкрепить слова рисунками соответствующих поступков. После выполнения задания каждая команда представляет свой перечень, затем идет общее обсуждение, в конце ведущий суммирует все сказанное. Очень важно обратить внимание ребят на то, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе.

Выполняя данное упражнение, дети осознают связь между поступками и самоуважением, обнаруживают связь самоуважения с взаимоуважением. А это необходимое условие полноценного общения, без которого невозможно развитие сплоченности.

6)Завершающее упражнение «Спасибо!»

Описание упражнения: участники встают в круг, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все то, с чем он пришел сегодня: свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и говорят: «СПАСИБО!».

Данное упражнение представляет собой завершающий ритуал. Оно позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также помогает завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.

Занятие 2 «Прекрасный сад»

1) Разминка. Упражнение «Поздороваемся».

Описание упражнения: ведущий предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом. Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т.е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача - поздороваться таким образом со всеми участниками. Во время игры не должно быть разговоров. Упражнение помогает установлению контакта между участниками. Рукопожатие - это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами - это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки.

То, что действие происходит без слов, повышает концентрацию внимания членов занятия и придает действию ощущение новизны.

2) Основное упражнение «Прекрасный сад»

Описание упражнения: участники сидят в кругу.

Ведущий предлагает спокойно посидеть, можно закрыть глаза, и представить себя цветком. Каким бы ты был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это - нарисуйте свой цветок. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки. Дальше участникам предлагается вырезать свой цветок.

Затем все садятся в круг. Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, желательно однотонной, раздает каждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок. Предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам.

Увидеть, в окружении каких разных, непохожих цветов растет твой. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание. В данном случае упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.

3) Завершающее упражнение «Спасибо!» (смотрите занятие №1, упражнение 6)

Занятие 3 «Развитие коммуникативных способностей. Невербальное общение»

1.) Разминка. Упражнение «Построимся»

Описание упражнения: ведущий предлагает поиграть в игру, где основное условие состоит в том, что задание выполняется молча. Разговаривать и переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов.

Ведущий говорит: «Посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов?». В первой части упражнения дается задание участникам построиться по росту, во второй части задание усложняется - нужно построиться по дате рождения. Во втором варианте по окончании построения участники поочередно озвучивают свои дни рождения, при этом происходит проверка правильности выполнения упражнения.

Упражнение демонстрирует возможности обмена информацией без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения. Необычные условия, в которые попадают участники включают заинтересованность, заставляют находить способы донести точнее свою мысль до другого человека, контактировать друг с другом ради достижения общей цели.

2) Мини-лекция «Осознание невербального языка тела»

Детям объясняют, что часто мимика, поза, жесты, манера сидеть, стоять, ходить невольно выражают внутреннее состояние, что невербальные проявления - важнейшие компоненты процесса коммуникации. Осознание собственного физического «Я» помогает лучше понять себя - идентифицировать внутреннее состояние и чувства, легче выражать в физическом действии некоторые эмоции. Далее объясняется, что такое конгруэнтная коммуникация.

Конгруэнтность, которая подразумевает совпадение внутренних переживаний, их осознания и форм выражения (ощущения + осязание + сообщение), определяет надежность коммуникации, ее четкость и осуществление без защитных механизмов и барьеров. Конгруэнтность - предварительное условие положительного и продуктивного взаимодействия.

Чтобы получить представление о коммуникации, участникам предлагается искать несоответствия (различия), разыгрывая сцены: например, произнести слова «Хочу помочь», «Я люблю тебя» с нахмуренным лицом и сжатыми кулаками (несоответствие между вербальным выражением и «языком тела»). Затем объясняют, что это может быть осознанным или нет. Например, человек в гостях весь вечер скучал, но на прощание, улыбаясь, говорит хозяйке: «Как приятно было провести у вас вечер...» Он сознательно говорит не то, что чувствует, не желая обидеть хозяйку. Другой пример, когда человек, не осознавая собственный гнев и агрессивные тенденции, говорит вежливо, но его поза и напряженная мимика не соответствуют словам.

3) Основное упражнение «Рисунок на спине»

Описание упражнения: участники делятся произвольно на три команды и строятся в три колоны параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища.

Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую- нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спине каждого последнего члена команд.

Задание - каждому почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше следующему участнику. В конце упражнения, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем.

Ведущий достает свою картинку и сравнивает. Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами. Затем идет обсуждение в общем кругу. Что помогало понимать и передавать ощущения? Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае? Что мешало выполнять упражнение?

Упражнение помогает в развитии коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды. Осознавать, насколько важно настроиться на понимание другого человека. Демонстрирует возможности адекватного обмена информацией без использования слов.

4) Завершающее упражнение «Спасибо!» (смотрите занятие №1, упражнение 6)

Занятие 4 «Командообразование»

1) Разминка. Упражнение «Найди и коснись»

Описание упражнения: ведущий предлагает передвигаться по комнате и касаться руками разных предметов и вещей. Например, найти и коснуться чего-либо холодного; шершавого; вещи, длина которой прмерно 30 см; того, что весит полкилограмма, слова «Незабудка» и т. д.

Упражнение развивает симпатию и доверие к окружающим, но при этом активизирует и наблюдательные и аналитические способности. Участники контактируют между собой, обращая внимание на разные аспекты действительности.

2) Основное упражнение «Пазлы»

Описание упражнения: отряд делится произвольно на команды по 5 человек и каждому члену команды выдается по пазлу. (Ведущий заранее разрезает лист бумаги, с какой- нибудь яркой крупной картинкой на части и таким образом получаются пазлы для этого упражнения). Задача команды - собрать картинку как можно быстрее. Затем упражнение обсуждается в общем кругу. Каждая команда рассказывает, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания.

Упражнение помогает развитию коммуникативных навыков, способствует сплоченности внутри команды, учит согласовывать свои действия с действиями других и решать поставленные задачи. Далее ведущий предлагает применить полученный опыт из предыдущего упражнения в следующем задании.

3) Упражнение «Кочки»

Описание упражнения: каждому участнику выдается листок бумаги А4. Все собираются в одном конце комнаты и ведущий поясняет, что впереди - болото, листы - это кочки, все участники делятся на две команды, 1 – «лягушки», а 2 (ведущие) – «крокодилы». Задача 1 команды - не потеряв ни одной «лягушки», добраться до противоположного конца комнаты. Наступать можно только на кочки. «Крокодилы» могут «топить» (забирать) оставленные без присмотра кочки.

Если «лягушка» оступилась, или не все лягушки смогли перебраться на другой берег, потому что не осталось кочек, то выиграли «крокодилы», и игра начинается сначала. После выполнения упражнения участники рассказывают о том, что помогало, или наоборот, мешало выполнению задания. Что чувствовали те «лягушки», которые шли первыми, а что чувствовали те, кто замыкал цепочку.

Упражнение способствует развитию коммуникативных навыков, сплоченности членов группы, осознанию важности этих качеств для эффективной работы в группе. Развивает умение идти на уступки, сотрудничать и действовать сообща.

4) Завершающее упражнение «Шарики»

Описание упражнения: участники, объединившиеся в тройки, получают задание: сначала как можно быстрее надуть 3 воздушных шарика, а потом постараться, чтобы они лопнули, зажав их между своими телами. При этом нельзя наступать на них, использовать какие-либо острые предметы, ногти, детали одежды.

Данное упражнение способствует сплочению коллектива, ломает пространственные барьеры между участниками. После выполнения достаточно короткого обмена впечатлениями.

Занятие 5. Коллаж на тему «Дружба»

1) Разминка. Упражнение «Паровозик»

Описание упражнения: ведущий предлагает участникам передвигаться по комнате с закрытыми глазами друг за другом, держась за плечи товарищей. На пути у первого участника можно ставить импровизированные препятствия.

Упражнение способствует сплочению коллектива, создает атмосферу доверия.

2) Основное упражнение Коллаж «Дружба»

Описание упражнения: отряд делится произвольно на команды по 5 человек, каждой команде выдается лист ватмана, а также пачка журналов, брошюр, открыток, подходящих по тематике «Дружба». Ведущий объясняет задание и поясняет, что подразумевается под коллажом. Команды получают задание – составить коллаж «Дружба». После того, как команды выполнили свой коллаж, каждая команда представляет его для всех остальных. Ведущий хвалит каждую команду, подводит итог и предлагает объединить все работы, чтобы создать общую картину дружбы коллектива.

Упражнение способствует расширению представлений детей о себе и окружающих, как о талантливых, уникальных личностях, установлению более тесного эмоционального контакта, развитию сплоченности, умению согласовывать свои действия с другими членами команды, а также осмыслению и закреплению опыта, полученного в процессе тренинга.

Завершение тренинга.

Общее фото отряда на фоне выполненных работ.

Создание коллажа - это ваша творческая работа, с помощью которой вы сможете приблизиться к осуществлению своих желаний. Многие, кто создавал коллаж, говорят, что больше половины желаний сбываются в течение ближайшего года!

ПОВЕРЬ В СВОЮ МЕЧТУ И ОНА ОБЯЗАТЕЛЬНО СБУДЕТСЯ!


Коллаж - это очень хорошая арт-терапевтическая техника, которая работает на бессознательном уровне, важно только запустить импульс во вселенную и поверить в то, что мечтам свойственно сбываться!

Работая с коллажом, вы сможете:
— лучше осознать свои истинные потребности и желания
— привести в порядок мысли
— сделать первый шаг к своим мечтам
— прислушаться к своим желаниям и поверить в себя
— насладиться процессом творчества.

Разрешите себе помечтать!

«Интересно, — спросите Вы, — почему, когда мечта была только в голове, то она там и оставалась, а когда мы создаем коллаж, то она имеет свойство сбываться?»

Мой ответ такой. Мы придаем силу тому, о чем думаем, тем более, если это положительно-заряженные мечты. Чем сильней это желание, тем больше вероятности того, что оно сбудется. Ну а если и поработали с коллажом, визуализировали желаемое, то возможность исполнения мечты в разы увеличивается. Здесь подключается еще и ваше подсознание. И даже когда мы перестаем думать о желаемом, наше подсознание все равно продолжает работать. Наши мысли подпитываются надеждами, чувствами, ожиданиями реализации и, в конце концов, мечты начинают проявляться в материальном мире.

Коллаж можно создавать на ближайший год или три года и тогда он будет затрагивать все важные сферы вашей жизни, он называется годовым коллажом. Также коллаж может быть и тематическим , он делается для того, чтобы улучшить какую-то определенную сферу вашей жизни, например, получить желанную работу, улучшить отношения в семье, отправиться в путешествие и так далее.

В данном упражнении я предлагаю вам создать годовой коллаж, так как тематический — это одна из разновидностей годового коллажа, он изготавливается по тем же принципам.

Очень важно, чтобы в вашем коллаже присутствовали именно заветные мечты - те, которые окрыляют, которые вызывают улыбку счастья, самые положительные эмоции и те, в которые Вы действительно верите!

Еще хочется сказать, что каждая мечта дается человеку вместе со всеми необходимыми силами для ее осуществления, однако возможно для этого придется немного приложить усилий! Коллаж - это не волшебная палочка и при вашем полном бездействии мечты вряд ли сами собой смогут исполниться. Создавая коллаж, вы как бы извещаете мир о своих желаниях, а мир в свою очередь пошлет вам возможности для их реализации.

Как делать коллаж?

Положите перед собой чистый белый ватман. Для создания коллажа вам понадобятся яркие журналы разной тематической направленности. Вырежьте из журналов то, что вам нравится и вы хотите, чтобы у вас было. Наклейте на лист все то, что отобрали и считаете важным. На создание коллажа потратьте один-два дня, не больше. Не нужно глубоко задумываться над тем, откуда это у вас возьмется или появится, важно идти за своими желаниями и вклеить на ватман то, что хочется и к чему лежит душа!

Лучше при выборе картинок опираться на разные сферы вашей жизни:
— семья и близкие родственники, друзья
— все, что ассоциируется у вас с деньгами, благополучие, успех
— самосовершенствование, мудрость, знания
— профессиональная деятельность, работа, карьера
— здоровье, красота
— удача, вдохновение, репутация, признание
— взаимоотношения, любовь, вы и ваш партнер
— то, чему хотите научиться, творчество, хобби, новые начинания
— путешествия, отдых

Особенности отбора и наклеивания картинок:

— все изображения должны быть цветными
— не оставляйте «дырок» на ватмане, ваш коллаж должен быть полностью заполненным
— не стремитесь делать ровные края, пусть фото свисают, таким образом, вы не будете загонять свои мечты в рамки
— не садитесь делать коллаж в плохом настроении

На вашем коллаже не должны попадаться случайные люди и предметы. Например, если вы мечтаете встретить человека, который вас полюбит, то не нужно вырезать известного актера и вклеивать его в коллаж, потому что вряд ли именно этот человек встретится на пути и именно он вас полюбит, в этом случае достаточно найти картинку в виде сердца или что-то символическое. На коллаже не должно быть чужих рук (если вы хотите браслет или кольцо, то не вклеивайте руку модели с браслетом, найдите отдельные картинки с драгоценностями). Потратьте время на поиск материала. Также, например, не стоит брать первый попавшийся дом, поищите место, в котором вам бы действительно хотелось жить. Коллаж воспринимает все буквально и мечты исполнятся так, как вы их изобразили. Будьте внимательны!

Если вы хотите, чтобы были слова в коллаже, то либо найдите их уже написанные в журнале, вырежьте и наклейте, либо вырежьте по одной букве и составьте свои фразы. Очень важно, чтобы фразы были написаны в настоящем времени. Например: у нас родился сын; я теперь бабушка; как хорошо жить в своей квартире и т.д.

Уже готовый коллаж желательно повесить на видное место, важно видеть его ежедневно. Если такой возможности нет, то можно сфотографировать его и поставить на заставку в компьютере или в телефоне. Каждый год его можно и нужно переделывать: убирайте мечты, которые исполнились и добавляйте новые.

Я верю, что эта несложная техника поможет Вам
в осуществлении Ваших заветных мечт!
Желаю вам исполнения желаний!



Поделиться: