Подшипник качения состоит. Шэффлер россия. Достоинства подшипников скольжения
При проектировании узла вал-подшипник перед конструктором стоит задача выбора типа опоры скольжения или качения. При возможности обеспечения жидкостного режима смазывания в узле можно рекомендовать опоры с подшипниками скольжения, имеющими следующие преимущества по сравнению с подшипниками качения: простота конструкции и компоновки; незначительные габаритные размеры; способность выдерживать большие радиальные и ударные нагрузки; возможность ремонта и низкая стоимость подшипника скольжения, особенно при больших диаметрах. Увеличение угловой скорости вала, имеющего подшипники качения, резко снижает их долговечность. Вследствие малой площади поверхности рабочих элементов подшипников качения эти опоры называются более жесткими, что является одной из причин шума, а иногда и вибрации узла, особенно при больших угловых скоростях.
Осевые подшипники Осевые подшипники могут удерживать нагрузки, действующие в одном направлении. Они съемные и их сборка чрезвычайно проста. Прецизионные подшипники Подшипники для станков с высокими рабочими скоростями, такими как, например, шпиндельные блоки.
Основные типы подшипников
Подшипники скольжения шариков Подшипники скольжения скольжения имеют прорези внутреннего кольца, а внешнее кольцо перемещается один в другое, с расположением, которое делает их особенно подходящими для удерживания комбинированных нагрузок, то есть нагрузок, которые действуют одновременно в смысле радиальный и осевой. Шариковые подшипники, наклонные к баллону, могут удерживать осевые нагрузки в одном направлении.
Кольца подшипников качения - цельные (неразъемные). Это делает их непригодными в некоторых случаях, например, для установки на коленчатые валы.
Заменить подшипники скольжения 1 , 2 (рис. 17) на подшипники качения нельзя. Кольца подшипников качения - цельные (неразъемные). Это делает их непригодными для монтажа в некоторых случаях, например, на шатунных и коренных (промежуточных) шейках неразборных коленчатых валов и др
Роликовые подшипники Роликовые подшипники обычно имеют две роликовые коронки вместе со сферической дорожкой на внешнем кольце. Две дорожки внутреннего кольца наклонены под определенным углом к оси подшипника. Поскольку они ориентируемы, на них не влияют ошибки выравнивания вала относительно корпуса или перегибы вала.
Подшипники качения Общий термин для шариковых и роликовых подшипников. Функция подшипников качения состоит в том, чтобы уменьшить трение между неподвижной поверхностью и движущейся поверхностью и удерживать нагрузки. Каждое движение вращения обязательно связано с наличием подшипника. Подшипники качения применяются ко всем типам двигателей, машин и колес.
Рис. 17. Установка подшипников на коленчатом валу
Замена подшипника скольжения 3 на игольчатый подшипник принципиально возможна. Игольчатый подшипник имеет меньший наружный диаметр, чем шариковые и роликовые подшипники, и выдерживает большие ударные нагрузки. При установке пальца шатуна 4 с высокой поверхностной прочностью можно использовать игольчатый подшипник без внутренней обоймы. Это позволит уменьшить габаритные размеры подшипникового узла.
По сравнению с подшипниками качения подшипники скольжения требуют повышенного расхода смазочного материала, который должен поступать непрерывно, так как иначе происходит быстрый нагрев и заклинивание подшипникового узла.
Подшипники качения по сравнению с подшипниками скольжения требуют, как правило, меньшего расхода энергии, удобнее в эксплуатации, не требуют постоянного ухода (смазывание их производится периодически), имеют незначительный рабочий радиальный зазор, значительно меньший расход цветных материалов; более высокая точность и меньшая стоимость вследствие стандартизации и централизованного массового производства.
Вследствие незначительной ширины колец подшипников качения достигается компактность узла, что важно при стесненных габаритных размерах в осевом направлении. По этим и многим другим причинам подшипники качения имеют самое широкое применение в современном машиностроении, и в большинстве случаев они вытеснили подшипники скольжения.
Общие тенденции применения подшипников качения.
1. Для слабонагруженных подшипниковых узлов применяют радиальные однорядные шариковые подшипники (как наиболее дешевые).
2. Расширяется применение радиально-упорных подшипников в узлах с осевыми нагрузками.
3. Расширяется применение роликовых подшипников, что связано, в свою очередь, с тенденцией повышения жесткости машин.
4. Расширяется применение подшипников качения в специальных областях благодаря выпуску антимагнитных, коррозионностойких, жаростойких, малошумных и других специальных подшипников.
Подшипники качения и скольжения
Реферат по дисциплине «Физика»
Выполнил: студент гр. ВАУ – 126 6 Шипаев В.В.
Волжский политехнический институт
Волжский 2013г.
Подшипники используются с древних времён. В зависимости от условий эксплуатации механизмов и машин (скорость движения, нагрузки, температура окружающей среды, фин. затраты,…)выбираются при помощи расчета определённые типы п/ш которые изготавливаются из различных материалов.
Назначение подшипника- уменьшение трения между движущейся и неподвижной частями механизма, т.к. с трением связаны износ, нагрев и потеря энергии.
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ: -опора вращающейся (движущейся) части механизма работающая в условиях преобладающего ТРЕНИЯ КАЧЕНИЯ.Обычно состоит из наружного кольца, тел качения (шарик, ролик), сепаратора, внутреннего кольца (рис.1).рис.1
Тела качения контактируют с наружным и внутренним кольцом, что при вращении приводит к трению проскальзывания. Потери энергии связаны с трением скольжения тел качения о сепаратор, внутренним трением в материале контактирующих тел (упругие деформации), сопротивлением смазки.
Классифицируются: -по телам качения: шариковые, роликовые (цилиндрические, конические, игольчатые, витые, бочкообразные, бочкообразные конические,…).
По типу нагрузки: радиальные (нагрузка перпендикулярно оси вращения);
радиально-упорные (нагрузка перпендикулярно и вдоль оси вала);
линейные(обеспечивают движение вдоль оси, вращение вокруг оси не нормируется или не возможно);
шариковые винтовые передачи(сопряжение винт-гайка через тела качения).
По числу тел качения (одно-, двух-, и многорядные).
По способности компенсироватьнесоосность вала и п/ш (обычные и самоустанавливающиеся).
В шарикоподшипниках ТОЧКА КОНТАКТА (меньше коэффициент трения). В роликоподшипнике ЛИНИЯ КОНТАКТА (больше коэффициент трения).
Поэтому при одинаковых габаритах шарико-п/ш допускают большую скорость вращения, но воспринимают меньшую нагрузку чем ролико-п/ш.
Достоинства п/ш качения:
Высокая скорость вращения;
Выдерживают большие нагрузки;
Небольшая ширина (осевой размер);
Умеренные требования по смазке;
Большой диапазон рабочих температур (спец п/ш до 1000ос).
Недостатки п/ш качения:
Высокая стоимость;
Сложность в изготовлении;
Большие радиальные размеры.
Применяемые материалы:
В основном п/ш изготавливают из высокоуглеродистой низколегированной стали(наружные и внутренние кольца, тела качения подвергаются закалке), низкоуглеродистой стали, латунь (сепаратор, защитные шайбы). Для работы при динамической нагрузке кольца и ролики изготавливают из низкоуглеродистой низко/средне легированной стали, подвергаемой поверхностному насыщению углеродом, т.е. цементацией(структура цементит): поверхностный слой после закалки и отпуска твёрдый, износостойкий, а сердцевина вязкая, упругая (такие п/ш используются в прокатных станах, буксовых узлахж.д. вагонах, шасси самолётов).
В последнее время применяются и другие материалы: керамика, фторопласт, текстолит…
Производство подшипников качения:
Промышленное производство п/ш качения впервые было организовано в Германии в 1883г, в Советском Союзе в 1932г(в 1961г. 1-е выпуски 1-го подшипника завода ГПЗ-15 в г. Волжском).
Порядок изготовления п/ш: разработка конструкции и технологическая подготовка; заготовительно –токарный процесс(получение конфигурации деталей с определёнными «черновыми» размерами); термическая обработка деталей (получение деталей с определённой твёрдостью); шлифовально-сборочные операции (получение деталей «чистовых» окончательных размеров и сборка деталей –получения готового изделия).
Высокие нагрузки, неправильная установка и плохая герметизация приводит к дефектам (выкрашивание, износ колец и тел качения; разрушение сепаратора) и выходу подшипника из строя.
Расчет проводится для подбора п/ш по статической, динамической нагрузки при определённой скорости вращения, и др. характеристик.
Технические параметры (размеры, качество поверхности, твёрдость и материалы деталей п/ш,…) и эксплуатационные характеристики (скорость об/мин, нагрузка, температурный режим,…) определяются различными ГОСТ. В обозначении указывается диаметр отверстия, тип и конструктивные особенности, материал.
Пример расшифровки обозначения п/ш 2-7504Х 1Л: тип -роликовый конический(7), серия наружного диаметра 5(5), диаметр отверстия 20мм(04*5=20), детали или часть деталей из цементованной стали(Х1 – наружное кольцо), с сепаратором из латуни(Л), класс точности 2 (2-прецизионный, подвергается искусственному «старению» - стабилизации размеров).
Таблицы, рисунки:
Степень точности п/ш: 0, 6, 5, 4, 2, Т (слева на право –увеличение точности).
Основные условные обозначения для подшипников качения диаметром 10 мм и менее. Подшипники диаметром 0,6; 1,5 и 2,5 мм обозначаются через дробь. Ниже приведена схематическая таблица, позволяющая определить размеры подшипников.
Схематическая таблица 1
Диаметр отверстия |
||||||||||||
Серия диаметров |
||||||||||||
Тип подшипника |
||||||||||||
Конструктивное исполнение |
||||||||||||
Серия ширин |
||||||||||||
Условные обозначения для подшипников качения диаметром более 10 мм и менее 500 мм. Подшипники диаметром 22, 28, 32 и 500 мм, обозначаются через дробь.
Схематическая таблица 2
Диаметр отверстия |
||||||||||
Серия диаметров |
||||||||||
Тип подшипника |
||||||||||
Конструктивное исполнение |
||||||||||
Серия ширин |
||||||||||
4-я цифра справа |
Тип подшипника и основные особенности |
|
Шариковый радиальный (пример: 1000905, 408, 180206, 1680205). Универсальные. Обычно однорядные. |
||
Шариковый радиальный сферический двухрядный (самоустанавливающийся) (пример: 1210, 1608, 11220). Используются при несоосности валов. |
||
Роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами однорядный или двухрядный (пример: 42305, 2210, 3182120). Высокая грузоподъемность и скорость вращения. |
||
Роликовый радиальный сферический двухрядный (самоустанавливающийся) (пример: 3514, 3003124). Высокие нагрузки, перекосы колец. |
||
Роликовый радиальный игольчатый (пример: 954712, 504704, 834904). Малые габариты. Одно- или двухрядный. |
||
Роликовый радиальный с витыми роликами (пример: 5210, 65908). Высочайшая грузоподъемность, работа в загрязненных узлах, медленное вращение. Редкие. |
||
Шариковый радиально-упорный (пример: 36205, 66414, 3056206, 256907). Высокая скорость и точность вращения, комбинированные нагрузки. Качество для этого типа критично. Однорядные и двухрядные. |
||
Роликовый конический (одно-, двух-, многорядный) (пример: 7516, 807813, 537908, 697920). Совместно действующие радиальные и односторонние осевые нагрузки. Удобство монтажа. Обычно 1 ряд роликов, но может быть и 2, и 4. |
||
Шариковый упорный (одно- или двухрядный) (пример: 8109, 688811). Осевые нагрузки при высокой скорости вращения. Двухрядные - осевые нагрузки в обе стороны. |
||
9 |
Роликовый упорный (пример: 9039320, 9110). Высокие осевые нагрузки. |
изображен: буксовый ж.д. узел;
Ниже изображены: установка п/ш в узле механизма; шариковый радиальный п/ш.
Схемы сопротивления качению.
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ:
Опора вращающейся (движущейся) части механизма работающая в условиях преобладающего ТРЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ. (п/ш, в котором видом относительного движения является скольжение). Обычно состоит из втулки или вкладыша(полый цилиндр) из антифрикционного материала, установленный в корпус. В зазор между валом и отверстием втулки подаётся смазка.
При расчете определяется минимальная толщина смазочного слоя, давление в зазоре, расход смазочного материала, температурный режим работы п/ш. Подбор ирасчет регламентируется ГОСТ, техусловиями и справочниками. В зависимости от конструкции и требований эксплуатации трение скольжения бывает сухим, граничным, жидким. Но даже п/ш с жидкостным трением при пуске проходит режим граничного трения.
Смазка - это одно из главных условий работып/ш скольжения для обеспечения низкого трения между подвижными деталями механизма, отвод тепла.
Виды смазки:
Твёрдая (напр.: графит)
Пластичная(кальция сульфат)
Жидкая(масло, вода)
Классификацияп/ш:
По форме (одно, многоповерхностные)
По нагрузке (статически, динамически нагруженный)
По направлению нагрузки(радиальные, упорные или подпятники, радиально-упорные)
По подводу смазки(гидро/газодинамическая: смазку в зазор затягивает вращение вала; гидро/газостатическая: смазка в зазор поступает под внешним (компрессор) давлением).
Материалы:
Металлы: сплавы на основе меди (бронза, баббит(сплав,уменьшающий трение, на основе олова или свинца, предназначенный для использования в виде слоя, залитого или напыленного по корпусу вкладыша подшипника), латунь), чугун(наличие в чугуне свободного графита).
Неметаллы: керамика, полимеры; древесносмолистые, дерево(берёза, дуб, самшит-применялся в космонавтике).
В настоящее время получили распространение так называемые самосмазывающиеся п/ш изготавливаемые методом порошковой металлургии(спекание порошка на основе металла под давлением и высокой температуры). При работе от трения этот пористый п/ш, пропитанный лёгкоплавким материалом или маслом, нагревается и выделяет смазку. В состоянии покоя п/ш остывает, поры уменьшаются и капиллярным методом впитывает смазку обратно.
Достоинства п/ш скольжения:
Высокая скорость при статической(под давлением) подаче смазки
Простота конструкции в тихоходных механизмах
Небольшие радиальные размеры
Регулировка зазора
Недостатки п/ш скольжения:
Критические требования по смазке(подача, расход, чистота, температура)
Большие потери на трение при пуске и неудовлетворительной смазке
Большие осевые размеры
Ограниченный диапазон рабочей температуры(до 250оС)
Неравномерный износ п/ш и цапфы(часть вала или оси, на которой находится опора (подшипник)) вала.
Подвод смазки |
Динамическая смазка. Статическая смазка.
СРАВНЕНИЕ ПОДШИПНИКОВ
характеристики |
п/ш скольжения |
п/ш качения |
|||
Размер осевой(ширина) |
значительный (до 2 ф вала) |
малый (до 1 ф вала) |
|||
Радиальный(макс. диам) |
Малый (до 1,5 ф вала) |
значительный (до 3 ф вала) |
|||
Обычно выше в 1,5–2 раза |
|||||
Стоимость |
|||||
малых и средних размеров |
Умеренная |
Низкая при массовом производстве |
|||
крупных размеров |
Умеренная |
||||
Способ изготовления |
Как правило, силами самих предприятий с заказом соответствующих материалов |
Специализированными подшипниковыми заводами |
|||
Необходимая точность изготовления |
Умеренная |
||||
Способность выдерживать нагрузки: |
|||||
Неопределённого направления |
Отличная |
||||
Цикличные |
Отличная |
||||
Стартовые |
Отличная |
||||
Удовлетворительная |
Удовлетворительная (цементуемые) |
||||
Сопротивление движению |
|||||
При трогании с места (стартовое) |
Меньше в 5–10 раз |
||||
При умеренной скорости |
Умеренное |
Меньше в 2–4 раза |
|||
При очень высокой скорости и жидкой смазке (более 10000 об/мин,) |
(смазка под давлением) |
Выше в 2–4 раза |
|||
Условия смазки |
|||||
Типы смазки |
Масло, мази, сухие смазки, воздух, вода |
Масло, мази |
|||
Условия монтажа |
|||||
Условия создания самоустанавливаемости опор |
|||||
Условия приработки новых опор и ввода и ввода в эксплуатационный режим. |
Длительные (в сильно нагруженных и высокооборотных узлах – десятки часов) |
Короткие (не более нескольких часов) |
|||
Список литературы
ГОСТ 520-2011(Подшипники качения. Общие технические условия);
ГОСТ ИСО 4378-1-2001 (Подшипники скольжения.Термины,определения и классификация);
Подшипники качения: справочник-каталог/ под ред. В.Н. Нарышкина и Р.В. Коростошевского. М.: машстрой 1984;
Большая Советская Энциклопедия 1978г;