Тема vi. патерналистская экономическая политика

Последствием этого в СССР явилась не только непомерная для государства ноша -- попытка директивно сбалансировать объем и структуру спроса и предложения на товары и услуги, но и резкое снижение заинтересованности производителя в изучении потребительского рынка, что привело в конечном счете к полному диктату производителя.

Этатизм.

Огосударствление социальной сферы, ее отдельных отраслей и учреждений. Этатизм является логическим продолжением патернализма и служит инструментом прямого вмешательства государства в функционирование социальной сферы и вытеснения из нее любых субъектов, способных не только составить конкуренцию, но и предложить сотрудничество в решении социальных проблем.

Известный российский социолог О.И. Шкаратан в своей работе "Тип общества, тип социальных отношений" дает следующую характеристику этатизма как проявления патернализма. Он оценивает общественное устройство, сложившееся в СССР к началу 1930-х и сохранявшееся до 1990-х гг. как этакратическое. "Это была новая социальная система, -- пишет Шкаратан, -- не являвшаяся ни капиталистической, ни социалистической, которая возникла в СССР, а позднее была распространена на другие страны. Ей присущи специфические и устойчиво воспроизводящиеся черты, которые знаменуют становление новой самостоятельной социально-экономической и политической системы, которую можно именовать этакратической (дословно власть государства от франц. и греч.). Этакратизм -- это не цепь деформаций и отклонений от некоей образцовой модели капитализма или социализма, а самостоятельная ступень и в то же время параллельная ветвь исторического развития современного общества со своими собственными законами функционирования и развития".

О.И. Шкаратан называет основные черты этакратической модели:

  • * обособление собственности как функции власти, доминирование отношений типа "власть -- собственность";
  • * преобладание государственной собственности, процесс постоянного углубления огосударствления;
  • * государственно-монополистический способ производства;
  • * доминирование централизованного распределения;
  • * зависимость развития технологий от внешних стимулов (технологическая стагнация);
  • * милитаризация экономики;
  • * сословно-слоевая стратификация иерархического типа, в которой позиции индивидов и социальных групп определяются их местом в структуре власти и закрепляются в формальных рангах и соотнесенных с ними привилегиях;
  • * корпоративная система как доминирующая форма реализации властных отношений, а соответственно -- иерархического ранжирования и объема и характера привилегий членов социума;
  • * социальная мобильность как организуемая сверху селекция наиболее послушных и преданных системе людей;
  • * отсутствие гражданского общества, правового государства и соответственно наличие системы подданства, партократии;
  • * имперский полиэтнический тип национально-государственного устройства, фиксация этнической принадлежности как статуса (при определении ее "по крови", а не по культуре или самосознанию).

В своем рассмотрении особенностей этакратической системы О.И. Шкаратан ссылается на оценку этого феномена одним из ведущих мировых социологов М. Кастельсом: "В XX веке мы жили, в сущности, при двух господствующих способах производства: капитализме и этатизме. ...При этатизме контроль за экономическим излишком является внешним по отношению к экономической сфере: он находится в руках обладателей власти в государстве (назовем их аппаратчиками или, по-китайски, линг-дао). Капитализм ориентирован на максимизацию прибыли, т.е. на увеличение объема экономического излишка, присвоенного капиталом на основе частного контроля над средствами производства и распределения. Этакратизм ориентирован (был ориентирован?) на максимизацию власти, т.е. на рост военной и идеологической способности политического аппарата навязать свои цели большему количеству подданных на более глубоких уровнях их сознания".

О.И. Шкаратан отмечает, что странам Центральной и Восточной Европы этакратизм был навязан со стороны СССР. При этом особое сопротивление новой системе оказали народы стран с большим опытом рыночной экономики, демократических институтов и принадлежавшим к католической и протестантской христианским культурам. В то же время этакратизм вполне добровольно и самостоятельно произрастал в государствах, не знавших зрелых буржуазных отношений, шедших другим историческим путем, чем Европа -- в Китае и Вьетнаме, Монголии и на Кубе, что подтверждает неслучайность его возникновения.

По мнению О.И. Шкаратана, все существующее ныне в мире разнообразие линий общественного развития в конечном счете основывается на различиях двух доминирующих типов цивилизации, которые условно можно именовать "европейским" и "азиатским".

Первая идет от античного полиса. Это цепочка обществ, характеризующихся частной собственностью, балансом отношений "гражданское общество -- государственные институты", развитой личностью и приоритетом ценностей индивидуализма.

Второй тип исторически связан с азиатскими деспотиями, доминированием государственной собственности, всевластием государственных институциональных структур при отсутствии гражданского общества, подданством, приоритетом общинных ценностей при подавлении индивидуальности. В мировой истории в общем-то и в пространстве, и во времени преобладал этот тип цивилизации. Именно в этих странах, где исторически доминировала эта вторая, неевропейская, линия развития, в середине XX в. установился этакратизм.

Прямое следствие этатизма -- чрезвычайно слабое развитие, а часто и отсутствие, рыночных отношений в отраслях социальной сферы. Причем, уровень развития рыночных отношений весьма отличается по отраслям.

В СССР в таких отраслях, как образование, здравоохранение, социальное обеспечение, практически полностью отсутствовали платные формы, и ресурсы для их развития направлялись из государственного и местного бюджетов и из средств предприятий. В отраслях культуры, связи и физической культуры, на пассажирском транспорте рыночные отношения приняли модифицированную форму, предусматривающую платные формы обслуживания населения, но при этом на услуги данных отраслей устанавливались заниженные по сравнению с себестоимостью цены, требовавшие постоянных и все возрастающих дотаций. В третьей группе отраслей -- в торговле, общественном питании, бытовом обслуживании -- исторически сохранялись элементы реального рынка, здесь также присутствовала некоторая доля частной собственности. Но особенно активно рыночные отношения в этих отраслях развивались в форме "теневой" экономики.

Эгалитаризм.

Равенство в потреблении материальных благ и услуг. Данный принцип социальной политики сыграл важную роль в обеспечении общедоступности социальных благ. На его основе в СССР была достигнута всеобщая грамотность, улучшены жилищные условия миллионов людей, снижена заболеваемость по большинству болезней, увеличена продолжительность жизни. Вместе с тем эгалитаризм снижал стимулы к труду у населения, отрицательным образом влиял на качество предоставляемых услуг. При этом декларируемые государством эгалитаристские принципы часто вступали в противоречие с многочисленными привилегиями номенклатурного класса.

Гарантированная всеобщая занятость.

Была обусловлена отсутствием реального рынка труда. По мере интенсификации общественного производства политика всеобщей занятости столкнулась со значительными трудностями, в частности, по созданию новых рабочих мест. В то же время слаборазвитая система переподготовки и переквалификации кадров в сочетании с массовой первичной подготовкой кадров не позволяла оперативно реагировать на запросы народного хозяйства. С другой стороны, в стране существовала скрытая безработица, причем не только в форме занятости в домашнем и личном подсобном хозяйстве, но и вследствие неэффективного использования рабочего времени, особенно со стороны инженерно-технических работников и младшего управленческого персонала.

Сегодня между политиками, социологами, экономистами и юристами продолжают вестись споры о том, какая модель государства может принести больше преимуществ общественному развитию. Одни из них являются сторонниками либерализма, другие пытаются доказать, что только патерналистская модель взаимоотношений в государстве и между индивидуумами может лежать в основе прогресса. Подробно о том, что представляет собой вторая модель, будет рассказано в обзоре.

Определение патернализма

Понятие «патернализм» происходит от латинского «патер», что переводится как «отец». Под патернализмом подразумевается такой тип взаимоотношений, который предполагает покровительство и опеку старшего над младшим. Патерналистская модель характеризует:

  1. Тип международных отношений.
  2. Форму государственного устройства и его идеологию.
  3. Вектор экономического развития общества.
  4. Направление социальной политики.
  5. Модель общения: между гражданами, в области медицины, юриспруденции, в других отраслях профессиональной деятельности.

Рассмотрим применение патерналистской модели взаимоотношений в каждой из указанных областей.

Патернализм в международных отношениях

В международных отношениях патернализм проявляется в том, что крупные страны оказывают покровительство более слабым. Зачастую таким подходом характеризуются контакты между метрополиями и колониями. Особенно ярко это проявлялось в политике Великобритании, например, в отношении Австралии. Туда правительством Англии направлялись миссионеры, которые несли христианскую веру дикарям, чтобы спасти их души. А также внедрялись различные технические новшества, без которых, по мнению англичан, аборигены не могли выжить.

На первый взгляд, такая патерналистская модель несла в себе положительное начало. Однако в результате насилия над самобытной культурой и устоявшимся веками образом жизни, местное население фактически вымерло. А также причиной явилось то, что наряду с заботой имела место чудовищная эксплуатация как самих австралийцев, так и природных ресурсов далекого континента.

Государственный патернализм

На уровне государства патернализм означает, что общество построено по принципу единой сплоченной семьи. Во главе ее стоит мудрый заботливый отец, которым является государство и его органы. Народ рассматривается как дети и другие члены семьи, которые полностью доверяют и подчиняются отеческой власти. При этом «дети» являются защищенными от социальных и экономических катаклизмов, но при этом напрочь лишены самостоятельности.

Государство патерналистской модели является распределителем благ в соответствии с существующей в обществе иерархией. А также генератором идей, которые народ должен разделять в полном объеме. Общественные организации хотя и существуют, но лишь играют роль инструмента, укрепляющего власть. Такая система была присуща СССР, другим социалистическим странам, а также государствам с патриархальной традицией, таким как Япония и Испания.

Экономический патернализм

При социализме патерналистская модель в области экономической политики означает ведущую роль государства буквально во всех хозяйственных областях. Она отражена в ряде принципов, таких как:

  1. Ответственность государства перед гражданами, которая обязывает его брать в свои руки любые административные рычаги для достижения поставленных целей. Прочие субъекты - предприятия и общественные объединения - действуют только от имени государства или плотно контролируются им.
  2. Приоритет государственных целей перед целями отдельных хозяйственных единиц.
  3. Примат административных методов управления перед экономическими.
  4. Ответственность за использование госпомощи в соответствии с ее целевым назначением.
  5. Безвозмездность поддержки граждан и предприятий.
  6. Равенство относительно потребления социальных благ и их общедоступность. Каждому гражданину обеспечивается минимальный уровень доходов и объем социальных услуг.
  7. Динамичное развитие социальной сферы как важнейшее условие устойчивого развития.
  8. Главенство решений центральной власти относительно местной.
  9. Наличие обширного государственного сектора, протекционизм в отношении промышленности, сельского хозяйства и банковского сектора.
  10. Большой объем социальных обязательств, присущих бюджетам всех уровней.

Патерналистская модель социального государства

Такая модель предполагает всеобъемлющую ответственность государства за социально-экономическое положение своих граждан, заботу как непосредственно о каждом из них, так и о хозяйствующих субъектах.

Она присуща социалистическим странам, где установлен государственный и экономический патернализм, о чем было рассказано выше. Это возможно благодаря государственной монополии на все блага, в том числе и социальные, а также принципу их централизованного распределения. Социальная сфера находится под особым вниманием и контролем государства.

Под социальной сферой понимается комплекс отраслей, которые определяют уровень жизни людей, касающийся их пенсионного обеспечения, образования, охраны здоровья, культуры, общепита, коммунального хозяйства, общественного транспорта, некоторых видов связи.

Задачи, достоинства и недостатки этой социальной модели

Основными задачами, присущими патерналистской модели социальной политики, являются:

  1. Обеспечение народного благосостояния.
  2. Поднятие материального уровня жизни граждан.
  3. Создание необходимых условий, обеспечивающих равные социальные возможности различным слоям населения (принцип социальной справедливости).
  4. Построение механизма социальной защиты в виде пенсионных выплат, стипендий и пособий.
  5. Всестороннее развитие социальной сферы.

Эта система имеет как достоинства, так и недостатки.

  • К достоинствам модели относятся: социальная защищенность и стабильность экономической жизни людей.
  • Ее недостатками являются: большая зависимость человека от государства, распределение благ по уравнительному принципу, невозможность экономического процветания, отсутствие предпринимательской инициативы.

Инструменты социальной политики при капитализме

Нужно отметить, что элементы социального патернализма присущи не только социалистическим государствам. Они применяются и при капиталистическом строе, хотя носят избирательный характер.

В качестве административного инструмента патерналистской модели социального развития здесь выступают разного рода социальные стандарты. К ним относятся следующие:

  1. Определение размера оплаты труда на минимальном уровне.
  2. Гарантия прожиточного минимума.
  3. Расчет потребительской корзины по отдельным категориям граждан.
  4. Назначение минимального размера пенсионных выплат и стипендий.
  5. Наличие системы обязательного медстрахования.

Помимо уже указанных административных рычагов, в государствах с либеральной экономикой применяются такие экономические меры как:

  1. Снижение налоговых ставок в отраслях, обслуживающих социальные объекты.
  2. Субсидии, даваемые государством для понижения процентных показателей налогообложения.
  3. Принятие программ ипотечного жилищного кредитования.
  4. Реализация механизмов софинансирования.

Патерналистская модель общения

Такая модель присуща отношениям в сфере медицинского обслуживания населения. Это классическая модель взаимоотношений врачей и их пациентов. Она характеризуется полным доверием пациента к представителям «медицинского цеха». При таких отношениях врач выполняет роль отца, который обладает высоким авторитетом как носитель специальных знаний и заботится о больном, как о собственном ребенке. Он полностью берет на себя ответственность за здоровье и жизнь подопечного.

При этом пациент выступает в качестве абсолютно пассивной стороны. Он не участвует в принятии решений, касающихся процесса лечения. Основной недостаток такого подхода - это лишение больного возможности распоряжаться своей судьбой. Он не в состоянии определять, какой из методов лечения является для него наиболее оптимальным.

Этот принцип уходит корнями в далекое прошлое, опираясь на положения клятвы Гиппократа, согласно которым врач берет на себя обязательства действовать в согласии со своими умениями и силами. В нашей стране традиции патерналистской модели отношений врача и пациента нашли продолжение в Клятве врача РФ.

Новшества во взаимоотношениях «врач - пациент»

Сегодня во всем мире нарастает тенденция к отказу от такой модели. Постепенно внедряется новый тип взаимодействия между врачами и больными. В США в 1972 году был принят билль, регулирующий права пациентов на исчерпывающую информацию о состоянии здоровья и методах лечения. Тем самым осуществляется переход к принципу сотрудничества, который получил название «Информированное добровольное согласие». Его основное содержание заключается в следующем:

  1. Информированное согласие - это основное право пациента и механизм защиты как его самого, так и врача. Его необходимым условием является процедура сообщения пациенту (его представителю) схемы лечения и получение от него одобрения проведения конкретных видов обследования и лечебных процедур.
  2. Для этого с больным ведется предварительная разъяснительная работа. Врач в доступной форме дает подробную информацию о предполагаемом медицинском вмешательстве, возможных осложнениях, различных методах лечения. А также об условиях оказания услуг.
  3. Согласие берется в соответствии с рекомендациями, существующими в области медицинской и исследовательской этики.
  4. Факт добровольности характеризуется отсутствием давления на пациента в форме навязывания медицинским работником своего мнения, дезинформации, угрозы.

Ярким примером патерналистской модели государства является Советский Союз. По сей день не только в нашей стране, но и во всем мире не утихают споры о том, чего было больше в реалиях той эпохи - всеобъемлющей социальной справедливости и экономической стабильности или подавления инициативы, нарушения прав личности и использования подневольного труда. Ответить на этот вопрос однозначно невозможно.

С одной стороны, многие из тех людей, которые жили в советском социалистическом обществе, вспоминают, что испытывали чувство единения с народом, уважение к руководителям, гордость за великие свершения. Они имели бесплатную жилплощадь, возможность дать детям лучшее в мире образование за счет государства, стабильную зарплату, отдыхали по профсоюзным путевкам на лучших курортах. В основном такое мнение можно услышать от простых людей.

В то же время другие люди, жившие в то время, например, представители творческих профессий, говорят о том, что они подвергались идеологическому прессингу, не могли печатать или исполнять со сцены произведения, которые подвергались беспощадной цензуре. Не могли открыто высказывать свое мнение о существующих недостатках в обществе, а тем более критиковать власть, свободно выезжать за рубеж. А также у них не было возможности проживать в комфортных условиях, зарабатывать больше денег, ездить на иномарках.

Вывод

Как представляется, обе стороны по-своему правы. В СССР имели место и те, и другие факты. Вопрос в том, во имя чего человек решается отказаться от экономической стабильности и спокойной жизни. Одно дело, если он хочет купить дорогой автомобиль и съездить за рубеж за счет успешного проведения нескольких сомнительных финансовых операций. Другое - желание и возможность вести свободную экономическую и политическую деятельность на благо свое и народа, быть при этом богатым человеком. К сожалению, второе, при всех неотъемлемых преимуществах патерналистской системы, недостижимо.

Модель социальной политики - это комплекс средств, используемых государством для решения социальных вопросов. Она основана на определенной доктрине, которая отличается по степени вмешательства государства в социальную сферу. Выделяют следующие модели социальной политики:

1. Патерналистская социалистическая. Всесторонняя ответственность государства за социально-экономическое положение граждан; государственная монополия производства всех благ, включая социальные; централизованное распределение социальных благ. Достоинства модели: чувство социальной защищенности, социальной стабильности. Недостатки: это система не в состоянии обеспечить уровень благосостояния всех граждан; уравнительный принцип распределения социальных благ; высокая степень зависимости человека от государства.

2. Шведская модель (шведский социализм). Высокий уровень регулирования социальной сферы, но при этом – это рыночная система (Швеция, Норвегия, Финляндия). Достоинства модели: обеспечивает высокий уровень социальной защиты граждан; высокие показатели уровня жизни. Недостатки: высокое налоговое давление на бизнес; чрезмерная система унификации социальной сферы и ограничение свободы выбора социальных благ людьми.

3. Модель «Государство благосостояния». Типичная рыночная модель с высоким уровнем регулирования социальной сферы. Государство берет на себя функцию обеспечения социальной стабильности граждан, обеспечивает широкий спектр социальных услуг, который рынок обеспечить не может.

4. Модель «социально-ориентированного рыночного хозяйства». Действует определенная система «социальных амортизаторов», которая обеспечивает уровень жизни не ниже черты бедности. При этом задачи, которые могут решить сами граждане, государство на себя не берет.

5. Рыночная социальная модель. Отличается наибольшей социальной жесткостью, разгосударствление социальной сферы, сведением до минимума социальных трансфертов.

В зависимости от субъекта ответственности:

Либеральная модель - личная ответственность каждого члена общества за свою судьбу, роль государственных структур в реализации социальной политики минимальна. Финансовую основу реализации социальных программ составляют частные сбережения и частное страхование;

Корпоративная модель - ответственность за судьбу своих работников несет корпорация, предприятие, организация или учреждение, где данный работник трудится. Предприятие, стимулируя работников к внесению максимального трудового вклада, предлагает ему различные виды социальных гарантий в виде пенсионного обеспечения, частичной оплаты медицинских, рекреационных услуг и образования (повышения квалификации). Финансовой основой являются средства предприятий и корпоративных социальных фондов;


Общественная модель - ответственности всего общества за судьбу его членов. Это перераспределительная модель социальной политики, при которой богатый платит за бедного, здоровый за больного, молодой за старого. Основным общественным институтом, осуществляющим такое перераспределение, является государство. Финансовыми механизмами перераспределения служат государственный бюджет и государственные социально-страховые фонды;

Патерналистская модель предполагает принцип государственной ответственности. Финансовой основой патерналистской модели являются средства госбюджета и бюджетов государственных предприятий. В данной модели реализуется принцип равенства в потреблении материальных и социальных благ и услуг, а также их общедоступность, что обеспечивает достижение высокой степени социального выравнивания.

В зависимости от степени участия государства:

Благотворительная модель - средства на благотворительную помощь, осуществляемую государством, складываются в основном из частных пожертвований в государственные благотворительные фонды и на содержание государственных социальных учреждений, а также частично на средства государственной казны;

Административная модель - прямое, активное государственное вмешательство в рынок, наличие развитых систем перераспределения доходов, находящихся под контролем государства, а также механизмов вмешательства в процессы ценообразования, тарифного регулирования, обеспечения занятости;

Стимулирующая модель - косвенное участие государства в решении социальных проблем, создание таких систем налогообложения и общественной поддержки, которые делают выгодным для всех субъектов хозяйствования вложения и инвестиции как в отдельные социальные проекты и программы, так и в социальную сферу в целом. Подобная модель социальной политики может реализовываться в ситуации высокого уровня экономического развития, развитой инфраструктуры гражданского общества и рыночного хозяйства.

К числу основных компонентов социальной политики в настоящее время относятся:

Политика в сфере социально-трудовых отношений (оплата труда, занятость, охрана и нормирование труда, обеспечение безопасных условий труда, социальное партнерство, защита трудовых прав граждан);

Развитие отраслей социальной сферы (здравоохранение, образование, наука, культура, жилищная сфера, физическая культура и спорт);

Социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных семей и граждан (социальное страхование, включая пенсионное обеспечение, социальная помощь и социальное обслуживание населения);

Социальная поддержка отдельных групп населения (инвалидов, ветеранов войны, молодежи, маргинальных групп);

Демографическая и миграционная политика;

Охрана окружающей среды.

Формирование и развитие социальной экономики, как системы социально-экономических отношений в различных странах, имеют свои исторические, геополитические, национальные, экономические, политические и другие особенности. Однако, в основе всех моделей лежит концепция неолиберализма. В свою очередь, в основе концепции неолиберализма лежит идея заботы о человеке с его многообразными потребностями. Каждый член общества обладает неотъемлемыми правами и прежде всего правом на человеческое достоинство и свободное развитие своей личности. Все члены общества должны иметь равные возможности осознавать и реализовать свое индивидуальное благосостояние в рамках установленных правовых норм и материальных границ.

Под моделью социальной политики подразумевается общая схема описания важнейших элементов социальной политики, ее целей, задач, инструментария, форм реализации во взаимосвязи с обесславливающими ее экономическими, демографическими, политическими и другими факторами.

Составной частью экономической системы является социальная сфера. Существуют различные подходы к определению социальной сферы. Социальная сфера, с точки зрения структуры экономики, определяется как совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных с обеспечением определенного образа и уровня жизни населения. К ним, главным образом, относятся предприятия сферы социального обслуживания - учреждения образования, здравоохранения, транспортные организации, органы социального обеспечения, культуры, спорта и другие. Примерно такой же подход к определению социальной сферы встречается в большинстве учебной и научной литературы. Структурный подход к определению социальной сферы позволяет изучить ее место в экономическом организме страны, динамику по годам, изменения в статьях расходов государственного бюджета. В то же время следует отметить, что такое определение имеет определенный недостаток. В нем преобладает механический и чисто статистический подход, не раскрывается полностью сущность социальной сферы, как экономической категории.

Рассмотрим некоторые модели социальной политики, применявшейся в различных странах в последние десятилетия.

Патерналистская модель

В директивной экономике нашей страны и в других социалистических странах реализовывалась так называемая патерналистская модель социальной политики. Именно патернализм представлял собой важнейшую черту данной социальной модели. Я. Корнаи определяет патернализм как такую модель, когда «центральное руководство берет на себя ответственность за экономическое положение и одновременно претендует на использование любого инструмента из арсенала административных средств, который представляется ему наиболее целесообразным».

На первый взгляд, государство, сосредотачивая в своих руках основную массу ресурсов, необходимых для экономического и социального развития, может распределять их с наибольшей эффективностью, удовлетворяя по мере возможности наиболее насущные потребности членов общества. Однако в условиях тоталитарного правления патернализм оборачивается засильем и бесконтрольностью бюрократии, что создает предпосылки для возникновения коррупции, принятия неэффективных решений, вторжения государства в частную жизнь граждан. Еще худшим последствием патернализма является рост социальной пассивности граждан, упование на государство как на «высшую инстанцию» в решении всех социальных проблем.

Еще одна характерная черта патерналистской модели - жесткое директивное регулирование производства, распределения и обмена социальными благами и услугами. Последствием этого явилась не только непомерная для государства «ноша» в виде попытки директивно сбалансировать объем и структуру спроса и предложения на товары и услуги, но и резкое снижение заинтересованности производителя в изучении потребительского рынка, что привело в конечном счете к полному диктату производителя.

Третья черта патерналистской модели огосударствление социальной сферы, ее отдельных отраслей и учреждений. Этатизм является логическим продолжением патернализма и служит инструментом прямого вмешательства государства в функционирование социальной сферы и вытеснения из нее любых субъектов, способных не только составить конкуренцию, но и предложить сотрудничество в решении социальных проблем.

Четвертая черта указанной модели - чрезвычайно слабое развитие, а часто и отсутствие, рыночных отношений в отраслях социальной сферы. Причем уровень развития рыночных отношений весьма отличается по отраслям.

В таких отраслях как образование, здравоохранение, социальное обеспечение практически полностью отсутствовали платные формы и ресурсы для их развития направлялись из государственного и местного бюджетов и из средств предприятий. В отраслях культуры, связи и физической культуры, на пассажирском транспорте рыночные отношения приняли модифицированную форму, предусматривающую платные формы обслуживания населения, но при этом на услуги данных отраслей устанавливались заниженные по сравнению с себестоимостью цены, требовавшие постоянных и все возрастающих дотаций. В третьей группе отраслей - в торговле, общественном питании, бытовом обслуживании - исторически сохранялись элементы реального рынка, здесь также присутствовала некоторая доля частной собственности. Но особенно активно рыночные отношения в этих отраслях развивались в форме «теневой» экономики, в виде услуг «черного» и «серого» рынков.

Пятая черта патерналистской модели - эгалитаризм - равенство в потреблении материальных благ и услуг.

Данный принцип социальной политики сыграл положительную роль в обеспечении общедоступности важнейших социальных благ. На его основе в нашей стране была достигнута всеобщая грамотность, улучшены жилищные условия миллионов людей, снижена заболеваемость по большинству болезней, увеличена продолжительность жизни. Вместе с тем, эгалитаризм снижал стимулы к труду у населения, отрицательным образом влиял на качество предоставляемых услуг. При этом декларируемые государством эгалитаристские принципы часто вступали в противоречие с многочисленными привилегиями номенклатурного класса.

Шестая черта патерналистской модели социальной политики - гарантированная всеобщая занятость - была обусловлена отсутствием реального рынка труда. По мере интенсификации общественного производства политика всеобщей занятости столкнулась со значительными трудностями, в частности, по созданию все новых рабочих мест. В то же время слаборазвитая система переподготовки и переквалификации кадров в сочетании с массовой первичной подготовкой кадров не позволяла оперативно реагировать на запросы народного хозяйства. С другой стороны, в стране существовала скрытая безработица, причем не только в форме занятости в домашнем и личном подсобном хозяйстве, но и вследствие неэффективного использования рабочего времени, особенно, со стороны инженерно-технических работников и младшего управленческого персонала.

В целом, можно сделать вывод о том, что на определенном этапе развития общества патерналистская модель социальной политики стала существенным тормозом для совершенствования социально-экономических отношений. Поэтому по мере реформирования российского общества встала задача поиска альтернативных моделей социальной политики.

Определение 1

Модель социальной политики – это комплекс мероприятий и средств, которые применяются государством для разрешения социальных проблем.

Зачастую модели социальной политики основываются на определенной доктрине, которая отличается по уровню вмешательства страны в социальную сферу.

Основные модели социальной политики государства

В зависимости от содержания, целей и особенностей реализации выделяют следующие модели социальной политики государства:

  1. Патерналистская социалистическая модель. Данная модель характеризуется всесторонней ответственностью государства за социальные и экономические положения граждан. Особенностью является монополия государства по отношению к реализации всех благ и потребностей граждан страны, включая социальные желания. Данная модель осуществляет централизованное распределение всех благ. Ее достоинствами являются уверенность граждан государства в социальной защищенности и социальной стабильности. К недостаткам можно отнести неспособность обеспечить высокий уровень оптимального жизнеобеспечения всех граждан страны, а также уравнительный принцип при распределении социальных благ и высокая степень зависимости гражданина от государства.
  2. Шведская модель. Данная модель характеризуется высоким уровнем регулирования социальной сферы общества, но при этом остается рыночная экономика. Основными достоинствами модели являются обеспечение высокого уровня социальной защищенности граждан и высокие показатели достойного жизнеобеспечения населения страны. К недостаткам относится ощутимое налоговое давление на бизнес, обильная структура унификации социальной сферы и свободный выбор гражданами социальных благ.
  3. Модель «Государство благосостояния». Данная модель является типичной. Она отличается рыночным устройством с активным регулированием социальной сферы. Государство берет на себя ответственность по обеспечению социальной защиты граждан, а также гарантирует широкий спектр социальных услуг, которые рыночная система не может обеспечить.
  4. Модель «социально-ориентированного рыночного хозяйства». Данная модель характеризуется действием системы «социальных амортизаторов», которая не дает опуститься гражданам ниже черты бедности. При этом задачи, которые могут быть реализованным населением, государство на себя не берет.
  5. Рыночная социальная модель. Эта модель характеризуется незначительной социальной жесткостью, а также разгосударствлением социальной сферы и минимизацией социальных трансфертов (пенсионных выплат и пособий).

Проблемы патерналистской модели социальной политики

Современная история становления и развития социальной сфера Российской Федерации подразделяется на несколько этапов, которые представляют реализацию патерналистской модели социальной политики.

Первый этап, который начинается в середине 90-ых годов, характеризуется активным становлением и реализацией патерналистской модели, которая заимствована из практики Советского Союза. Недостатками данной модели являются перекрестное осуществление социальных программ, которые вызывают повторение социальной помощи и весьма высокие расходы на социальную сферу. На данном этапе социальная политика Российской Федерации была ориентирована на усиление удельного веса социальных затрат в общих государственных расходах. Также ориентирами патерналистской модели является реализация усилий, что направлены на повышение эффективности социальных программ и проектов. Но повышение числа социальных расходов не предотвратило снижение жизнеобеспечения населения и работников социальной сферы. Это привело к значительному развитию бюджетного дефицита.

Можно сказать, что патерналистская модель социальной политики государства оказалась не эффективной в процессе урегулирования социальных общественных процессов. Но ее использование на начальном этапе социально-экономических совершенствований было основано в силу следующих причин:

  • резкое снижение уровня жизни населения государства;
  • отсутствие опыта в решение глобальных задач в сфере социальной политики;
  • отсутствие социальной общественной структуры;
  • недоработанная определенность социальных и экономических приоритетов страны;
  • отсутствие нормативно-методической и технической базы для решения проблем по социальным реформам;
  • необходимость полного применения тех ресурсов, методов и форм работы, которые остались от деградированной системы социальной защиты и поддержки.

Замечание 1

Обострение финансовых проблем в экономической и социальной сфере подтвердило бесцельное наращивание финансирования, которое не подкреплено структурными преобразованиями.

Анализ патерналистской модели социальной политики

Корнаи определял патернализм как модель, при реализации которой руководство берет на себя ответственность за экономическое положение в государстве и претендует при этом на любой инструмент из всего арсенала административных средств, что являются для него наиболее целесообразными.

На первый взгляд может показаться, что государство сосредотачивает в своих руках все ресурсы, которые необходимы для социального и экономического развития страны, а также может управлять ими с целью наибольшего удовлетворения насущных потребностей населения. Но в условиях тотального правления патерналистская модель социальной политики оборачивается бесконтрольностью бюрократии, а это, в свою очередь, является предпосылками для формирования коррупции, принятия неверных решений и вторжения в личную жизнь граждан государственных структур.

Более негативным последствием от вторжения патерналистской модели является увеличение социального безразличия граждан, которые уповают на государство в решении всех социальных проблем.

Замечание 2

Наиболее характерной чертой патерналистской модели является жесткое директивное регулирование производства, а также обмен социальными услугами и благами.

Рисунок 1. Патерналистская социальная политика. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Последствием данного вторжения оказалась не только ноша для государства сбалансировать структуру и объем спроса на услуги и товары, но и значительное снижение заинтересованности производителя в рассмотрении потребительского рынка, что привело к диктатуре производителя.

Немаловажной особенностью патерналистской модели социальной политики является этатизм, иными словами, это огосударствление социальной системы, а также ее отдельных учреждений и структур.

Определение 2

Этатизм – это логическое продолжение патернализма, он является инструментом прямого вторжения государства в функционирование социальной системы и уверенного вытеснения из нее любых объектов, которые могут не только составить конкуренцию, но и предложить сотрудническую деятельность в разрешении социальных проблем.

Немаловажной особенностью патерналистской модели является слабое развитие или же полное отсутствие рыночных отношений в развитии социальной сферы, причем уровень развития может значительно отличаться по отраслям. В таких сферах, как здравоохранение, образование и социальное обеспечение практически полностью отсутствуют платные ресурсы и формы для их развития. Финансирование производилось за счет местного и государственного бюджета, а также из денежных средств предприятия.

В отраслях связи, культуры, физической культуры и на пассажирских видах транспорта, которое предусматривают платное обслуживание граждан, рыночные отношения приняли модифицированную форму, но при этом на данные услуги устанавливались пониженные цены.



Поделиться: