Сергий Радонежский: мощи, иконы, храмы. Свято-Троицкая Сергиева лавра

I. История основания Троицкого монастыря. Роль Преподобного Сергия Радонежского.

Троицкий монастырь был основан в середине XIV века (вероятнее всего в 1345г.) в глухих лесах северного Подмосковья. На холме Маковец, при слиянии рек Вондюги и Кончуры братья Варфоломей и Стефан, из города Радонеж, построили небольшую деревянную келью. Варфоломей приняв монашество войдет в историю под именем Преподобного Сергия. После основания монастыря его территория расширяется, сюда стекаются люди. В 1355 году в монастыре вводится общежитейный устав.

Основатель монастыря Сергий Радонежский (1314 - 1392) поддерживал политику московских князей по единению сил для борьбы за национальную независимость. Он становится духовным наставником московского князя Дмитрия Ивановича, крестит его детей, участвует в разрешении междоусобных споров.

Во второй половине XIV века произошло значительное изменение в политической жизни Руси. Все больше ослабевает ее зависимость от Золотой Орды. Дмитрий Иванович отказался от выплаты ей дани. Правитель Орды темник Мамай начал готовится к большому походу на русские земли. Летом 1380 года, собрав огромные военные силы, он двинулся к русским границам. Ему противостояли не разобщенные княжеские дружины, а общерусское войско. Перед решающим сражением князь Дмитрий приезжает в Троицкий монастырь, чтобы получить у Сергия Радонежского благословение на ратный подвиг. Игумен посылает с князем на битву двух монахов- воинов Александра Пересвета и Андрея Осляблю.

Русские войска действовали быстро и решительно, навязав ордынцам сражение в невыгодных условиях. С поединка между богатырями Пересветом и Темир- Мурзою (Челубеем) началось историческое сражение на Куликовом поле. Значение Куликовой битвы было огромно. Она укрепила влияние вдохновителей великой победы - Сергия Радонежского и его монастыря. Для того чтобы почтить память погибших в битве князь Дмитрий, уже получивший прозвище Донской, вновь посещает Троицкий монастырь.

После смерти Сергий был погребен на территории монастыря. В 1422 году он причислен к лику святых и провозглашен “покровителем земли Русской” и “заступником перед богом”. Над гробом Преподобного Сергия в том же году закончено строительство Троицкого собора, который и в наши дни является действующим.

II. Роль Троицкого собора в архитектурном ансамбле лавры

Белокаменный Троицкий собор (1422- 1423) стоит на месте трех последовательно сменявшихся деревянных церквей - 1345, 1356 и 1412 годов. Он отмечает собой исторический центр, вокруг которого происходило все последующее формирование монастырского ансамбля. Небольшая площадь перед ним до сих пор сохранила те же размеры что и во времена скромной обители Сергия. Но за шесть столетий вокруг этого здания появилось такое количество первоклассных памятников разных времен и стилей, какое вряд ли можно увидеть вместе где - либо еще. Так, непосредственно к Троицкому собору примкнул небольшой одноаписный храм - Никоновский придел (1548), недалеко от них разместилась Духовская церковь (1478); восточнее расположен величественный пятиглавый Успенский собор (1559- 1585), рядом с ним видна филигранная Надкладезная часовня (конец XVII в.); с северной стороны взметнулась в высь свеча пятиярусной колокольни (1740 - 1770), а всю западную сторону занимает протяженный Казначейский корпус келий (XVII - XIX вв.). В просветах между этими зданиями и как бы обрамляя их видны Митрополичьи покои (1778), монументальная Трапезная на высоких арках гульбища (1686- 1692) с миниатюрной восьмигранной Михеевской церковью (1734) у ее подножия, букет золотых глав высокой надвратной церкви (1693- 1699) над главным входом в монастырь, великолепно убранные изразцами торжественные царские Чертоги (конец XVII в.), вычурная ротонда Смоленской церкви на своеобразном стилобате из четырех криволинейных лестниц- папертей (1745) и нарядные Больничные палаты с шатровой церковью Зосима и Савватия (1635- 1638). Центр этой главной монастырской площади отмечен памятным четырехгранным обелиском из песчяника (1792), на гранях которого, говоря словами Н.М. Карамзина, “ изображены четыре эпохи славы монастыря и незабвенные услуги, оказанные им России”.

Троицкий собор, как главная святыня монастыря, больше и чаще других зданий подвергался различным дополнениям и переделкам. В следствии этого к началу XX века облик Троицкого собора оказался существенно искаженным.

III. Архитектура Троицкого собора .

Исследования, а затем полная реставрация памятника (1966) показали, что он представляет собой образец того нового типа храма, который был выработан на московской земле в годы высокого подъема национального искусства, последовавшего за знаменательной победой на Куликовом поле. Это относительно небольшая четырехстолпная церковь с одной главой и тремя невысокими апсидами; строгую гладь ее стен завершают киливидные закомары, форму которых подхватывают два ряда кокошников, создавая переход к башнеобразному барабану, увенчанному шлемовидным куполом и крестом простого рисунка. Однако, несмотря на небольшие размеры, Троицкий собор производит впечатление величественного и мощного сооружения; весь его облик как бы подчеркивает мемориальное назначение храма, поставленного над гробом Сергия Радонежского. Так, необычен эффектный наклон стен к центру здания (до 45 см), придающий ему особую зрительную устойчивость и вместе с тем устремленность ввысь. Это впечатление усиливается пирамидальным сужением кверху высокого барабана и его постамента, а также последовательным применением подобного приема построения порталов, окон, кокошников и т.д.

Стены собора выложены из правильных блоков белого камня; узкие, редко расположенные щелевидные окна подчеркивают толщину и массивность его конструкций. Членение фасадов сохраняет традиционную трехчастность, но это уже не обычная владимиро- суздальская разбивка поверхности стен лопатками тонкого профиля с полуколонками, переходящими в обрамление закомар. Плоские лопатки Троицкого собора очень массивны и приобретают значение конструктивных пилястр; на их копители опирается арочная кладка килевидных закомар, поле которых отделено от плоскости стен дополнительным уступом. Таким образом, здесь впервые в русской архитектуре появляется оригинальная трактовка классической ордерной системы, получившая затем своебразное развитие в сооружениях последующего столетия.

Единственным украшением фасадов собора служит широкий пояс из трех лент искустно высеченного орнамента; он как бы стягивает тело храма, разделяя его на две неравные по высоте части, а также огибает верх алтарных апсид и высокого барабана главы.

Благодаря строгой закономерности в построении каждого элемента интерьера наклон стен и пилонов, крутые формы арок и сводов создают впечатление значительно большей высоты в храме, нежели это есть на самом деле. Такая стройная система хорошо продуманных искусственных ракурсов и оптических поправок (курватур) лучше всего свидетельствуют о высоком профессиональном мастерстве строителей этого храма, в совершенстве владевших сложным искусством архитектуры.

Торжественная архитектура Троицкого собора, строгость и монументальность форм хорошо соответствовала его назначению в качестве усыпальницы одного из популярных поборников единения земли Русской.

Список используемой литературы

1. Балдин В. Загорск, М., “Искусство”, 1989

2. Балдин В. Загорск, М., “Стройиздат”, 1981

3. Граф Сергей Шереметьев Свято- Троицкая Сергиева лавра, М., Типо-Лит. Н.И. Куманина, Мясницкая, близъ Почтампа., 1898

4. Греков А. Загорский музей заповедник, М., “Московский рабочий”, 1991

5. Нефедов А.Н. На древнем Маковце, М., “Московский рабочий”, 1987

Ввсемирно известная Троице-Сергиева лавра основана преподобным Сергием Радонежским около 1340 года. На протяжении многих лет обитель преподобного Сергия по своему влиянию занимала первое место среди всех русских монастырей, являясь важнейшим духовным и культурным центром страны. Троице-Сергиев монастырь сыграл важную роль в деле свержения татаро-монгольского ига и объединения русских земель вокруг Москвы. В стенах обители работали духовные писатели Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет, Максим Грек, живописцы Андрей Рублев, Даниил Черный и Дмитрий Плеханов, архитекторы И.Ф. Мичурин и Д.В. Ухтомский. монастир троицкий колокольня крепостной

*Основателями ее стали братья Стефан и Варфоломей, во иночестве - Сергий. После смерти родителей они ушли жить отшельниками в лесную пустынь, поселились на холме Маковец и срубили здесь келью и «церквицу малую» во имя Святой Троицы. Было это по одним данным - в 1337 году, по другим - в 1345 году.

Вскоре Стефан покинул брата и ушел в Московский Богоявленский монастырь. через два-три года, вокруг Сергия собралось несколько монахов. В 1355 году преподобный Сергий ввел у себя в пустыни один из первых на Руси монашеских общежительских уставов.

*Св. Сергий задумал монастырь в виде четырехугольника келий, в центре которого возвышался деревянный Троицкий собор. Обитель окружал деревянный тын с небольшой церковью св. Дмитрия Солунского над воротами. этот план - четырехугольник келий и собор в центре - распространился на все русские монастыри.

Св. Сергий стал духовником князя Дмитрия Донского, он крестил его детей и был советником в государственных делах. Русские князья призывали игумена для решения междоусобных споров. Выдающаяся личность преподобного Сергия, его высочайший духовный и нравственный авторитет выдвинули его в ряд крупнейших церковных деятелей России.

Особенно широкий отклик на Руси вызвало участие преподобного Сергия в событиях, связанных с Куликовской битвой. Накануне выступления в поход Дмитрий Донской приехал в Троицкий монастырь. *Сергий напутствовал и благословил великого князя, военачальников и воинов на великий подвиг и отправил с ним двух монахов своего монастыря, Пересвета и Ослябю. Битва началась единоборством Пересвета с Челубеем. Они ударили друг друга копьями и остались лежать мертвыми.

Отряды Тохтамыша, пришедшие громить Русь в 1382 году, не нашли затерянную в лесах Сергиеву обитель, но в 1408 году, уже после смерти Сергия, монастырь был сожжен татарами дотла. Но погром не стал катастрофой - обитель быстро отстроилась заново.

Преподобный Сергий, заступник земли русской, скончался 25 сентября 1391 года и был погребен в Троицком соборе основанного им монастыря.

*Троицкий собор - сравнительно небольшое, скромное и строгое здание. Наряду с соборами Звенигорода Троицкий собор является произведением ранней московской архитектуры, продолжавшей традиции владимиро-суздальского зодчества, развитие которого было прервано татаро-монгольским нашествием. Троицкий собор украшался на протяжении веков.

Игумен Никон, преемник св. Сергия Радонежского, пригласил расписывать собор преподобного Андрея Рублева - величайшего русского художника, творца образов, олицетворявших собой эпоху русского национального возрождения. Тогда-то и была создана гениальная «Троица» - главная храмовая икона собора, непревзойденный шедевр древнерусской живописи. Ныне подлинник иконы находится в Третьяковской галерее, а копия - в иконостасе Троицкого собора.

Андреем Рублевым была создана монастырская мастерская иконописи, ставшая школой для многих поколений русских иконописцев. С начала XV века в Троицком монастыре действовала мастерская по изготовлению книг. Книги переписывали, украшали заставками и миниатюрами, переплетали. Здесь же, в монастыре, сформировалась одна из древнейших в России библиотек, в которой хранились сотни драгоценных рукописей.

  • *В 1554 году на средства Ивана Грозного был заложен Успенский собор. Успенский собор Троицкого монастыря сооружен по образцу московского Успенского собора. Его строительство велось 26 лет. Собор освящали уже при преемнике Ивана Грозного - царе Феодоре Иоанновиче. В XVIII веке в алтаре Успенского собора был установлен большой крест. Он обозначал то место, на котором юный Петр Великий искал спасения во время первого стрелецкого бунта 1682 года. Предание рассказывает, что один из ворвавшихся в храм стрельцов хотел поразить царя ударом ножа, но был удержан своими товарищами. У стен Успенского собора находится усыпальница Годуновых, в которой похоронен Борис Годунов и все его семейство.
  • *В 1540-1550 годах монастырь опоясали мощные каменные крепостные стены , построенные по образцу московского Китай-города, с десятью башнями, рвами и надолбами. Спустя почти сто лет после постройки стен им пришлось выдержать длившуюся больше года осаду гетмана Сапеги и Лисовского. При этом никакого воинского гарнизона в монастыре практически не было, и защитниками монастыря стали монахи, монастырские служки и собравшиеся под защиту обители преподобного Сергия крестьяне. Осадив крепость, поляки начали бомбардировку. Но, несмотря на то, что число осажденных было в несколько раз меньше 15-тысячного войска интервентов, попытки захватить крепость штурмом не увенчались успехом.

Несмотря на «преступные козни и хитрости» польского военачальника Сапеги, истощенный и смертельно уставший гарнизон выстоял. Верная заветам св. Сергия обитель, с недостаточными силами, благодаря лишь стойкости и мужеству оборонявшихся, успешно выдержала беспримерную 16-месячную осаду, воодушевив тем самым русский народ на освобождение Москвы. В Троицкой лавре получили благословение вожди земского ополчения Минин и Пожарский, шедшие к Москве.

С 1744 года Троице-Сергиев монастырь стал именоваться лаврой. *В 1747-1767 годах по проекту ведущих тогдашних архитекторов И. Мичурина, И. Шумахера и Д. Ухтомского была построена знаменитая монастырская колокольня . Хотя ее архитектурный облик принадлежит уже новому времени, колокольня не нарушила красоты и цельности древнего монастыря. В 1759 году на колокольню был поднят лаврский Царь-колокол весом в 4000 пудов. Один язык его весил 88 пудов. Уникальный колокол в советское время был сброшен с колокольни и разбит.

На протяжении столетий в Троице-Сергиеву лавру стремились тысячи паломников. В лавре бывали «гости беспрестанно день и ночь». Побывать у Троицы считалось святой обязанностью каждого. В 1859 году, возвращаясь из сибирской ссылки, Достоевский сделал крюк, чтобы взглянуть на Троице-Сергиеву лавру, памятную ему с детства. «Что за архитектура, какие памятники, - писал он. - Ризница привела нас в изумление…Одежды нескольких веков - работы собственноручные русских цариц и царевен, домашние одежды Ивана Грозного, монеты, старые книги, всевозможные редкости - не вышел бы оттуда».

*В 1919 году вся монастырская братия была арестована. Троицкий собор и другие храмы были опечатаны. Это событие вызвало возмущение верующих. Святейший патриарх Тихон обратился лично к Ленину с просьбой об открытии храмов Троицкой лавры. В ответ последовал декрет Совнаркома о превращении «Бывшей лавры» в музей. В советское время в лавре, кроме музея, размещались электротехническая академия, курсы-школа и институт народного образования. В бывшей трапезной был устроен тир, в других помещениях - столовая, клуб. Был уничтожен лаврский Царь-колокол и древние пушки, из которых в 1609 году защитники монастыря стреляли по осаждавшим лавру тушинцам.

После Великой Отечественной войны Троице-Сергиева лавра была возрождена и на протяжении многих лет оставалась одним из восемнадцати действовавших в СССР монастырей. Как и прежде, лавра является сегодня главным духовным и просветительским центром Русской Православной Церкви, куда ежегодно стекаются тысячи людей - поклониться гробу преподобного Сергия.

Красота и ЗдоровьеТуризм

Среди видов туризма в последнее время все более популярным становится паломничество. Тысячи людей ежегодно устремляются в путь, чтобы попасть в святые места, ознакомиться с культурой и историей нашей страны. Одной из таких святынь для русских людей считается Троице-Сергиева Лавра. Это большой мужской монастырь, который получил статус лавры при императрице Елизавете Петровне. Лаврой называются все мужские монастыри, которые подчиняются непосредственно Патриарху Русской Православной Церкви.

Вместе с тем, это место интересно не только православным, но и всем русским людям и даже некоторым иностранцам. Ведь с этим монастырем связано множество значительных событий, происходивших в истории России. Лавра была основана русским святым – преподобным Сергием Радонежским. Это одна из личностей, которые знакомы практически каждому русскому человеку. Этому святому не нужно было ничего для получения какого-либо признания или авторитета среди прихожан. Молва о нем, как о святом, творящем чудеса и способном силой своего духа спасти всю страну, расходилась по всей стране. Сейчас в Троице-Сергиевой Лавре находятся мощи Сергия Радонежского. В течение сотен лет важные заграничные гости в знак уважения посещали это место. Теперь сюда может приехать любой желающий. Православным Лавра интересна как одно из святых мест России, где можно помолиться, остальных туристов, как правило, интересует старинная русская архитектура. В любом случае, атмосфера покоя и душевной чистоты порадует каждого, кто решит отправиться в Троице-Сергиеву Лавру.

Где находится Троице-Сергиева Лавра

Троице-Сергиева Лавра находится в городе Сергиев Посад . Это небольшой город в Подмосковье с населением около 100 тысяч человек. Он расположился всего в 52 километрах от столицы в направлении Ярославского шоссе. Троице-Сергиева Лавра – это главная достопримечательность города, она находится в самом сердце города, рядом с административными зданиями и культурными объектами.

Город является одной из крупнейших железнодорожных станций Подмосковья. Его пересекает река Кончура. По названию города можно понять, что он был также назван в честь преподобного Сергия Радонежского.

Сейчас это развивающийся город, имеющий не только хорошую инфраструктуру, но и множество культурных достопримечательностей. Так, здесь находится самая большая библиотека религиозной литературы. Есть здесь и духовная семинария. Во время поездки в Сергиев Посад помимо Лавры можно посетить Историко-художественный музей-заповедник, музей игрушки, где можно ознакомиться с игрушечным ремеслом. В городе до сих пор действует Богородский игрушечный промысел. В окрестностях города можно посетить множество старинных усадеб, дворянских домов, а также местную природную достопримечательность – Гремячий водопад.

Как добраться до Троице-Сергиевой Лавры

Конечно, туристы со всей нашей необъятной родины добираются до Сергиева Посада по-разному. Но раз уж город находится так близко к Москве, то почему бы ни посетить сначала столицу? Так и поступают многие туристы. Отсюда в Троице-Сергиеву Лавру ходит множество экскурсионных автобусов. Однако, многие предпочитают добираться туда самостоятельно. Ведь в этом случае Вы не будете ограничены во времени, а стоимость билетов будет значительно ниже, чем на экскурсионный автобус.

Добраться до Троице-Сергиевской Лавры самостоятельно несложно. Можно сесть на электричку, а можно – на автобус. На электричку до Сергиева Посада нужно садиться на Ярославском вокзале. Подойдут маршруты, где конечная станция будет Сергиев Посад, Александров или Балакирево. Путь займет примерно час и 15 минут. Однако, стоит отметить, что электрички ходят не очень часто. Поэтому, если Вам такой транспорт не подходит, то можно выбрать автобус. Маршрут 338 ходит от станции метро ВДНХ. Автобусы ходят через каждые 15-20 минут, начальная станция находится на 2-м поперечном переулке. Путь займет также чуть больше часа.

Что посмотреть в Троице-Сергиевой Лавре

Прежде чем ехать в Троице-Сергиеву Лавру, необходимо хотя бы поверхностно ознакомится с историей монастыря. Как уже было сказано, основал ее Сергий Радонежский в начале 13 века. Тогда он был обычным монахом, юношей 20 лет. Вместе с братом они построили небольшую келью, а позже – церковь Святой Троицы. Вскоре брат не выдержал отшельнической жизни и покинул Сергия. Но постепенно молва о нем распространялась, и к нему начали съезжаться другие монахи, желающие жить рядом и учиться мудрости. Позже к святому нередко приезжал князь Дмитрий Донской, объединявший русские княжества под своим управлением. Сергий Радонежский давал ему советы, предупреждал об опасностях или благословлял на битву. Спустя столетия здесь был основан монастырь. Считается, что он и по сей день находится под защитой святого. Не раз Сергий Радонежский приходил во сне к монахам, предупреждая о надвигающейся опасности. Именно так спаслись все жители монастыря в начале 15 века во время татарского нашествия. Здесь же два раза укрывался Петр I – первый раз во время бунта стрельцов, второй – спасаясь от заговорщиков, во главе которых стояла его сестра Софья.

Сейчас Троице-Сергиева Лавра является не только историческим, но и архитектурным памятником . Ее сердце – это Троицкий собор, который был построен на месте той самой церкви Святой Троицы, которая была воздвигнута святым Сергием Радонежским. Он является памятником раннемосковской храмовой архитектуры. Внутри собора можно осмотреть серебряную раку, где хранятся мощи преподобного Сергия Радонежского. Особый интерес представляет внутреннее убранство собора, в частности роспись, над которой трудились Даниил Черный и Андрей Рублев. Здесь же можно увидеть копию знаменитой «Троицы» Рублева. Также здесь можно увидеть росписи 17 века, а иконостас был изготовлен в начале 15 века.

Ещё одна крупная достопримечательность Троице-Сергиевской Лавры – это Успенский собор , построенный в 1585 году. Он был возведен по указу царя Ивана Грозного. Внутри можно увидеть прекрасную фресковую живопись. Православные с трепетом подходят к ракам, где хранятся мощи святителя Иннокентия, известного своей деятельностью на Камчатке, в Приамурье и даже в Америке и бывшего Московским Митрополитом, а также преподобного Максима Грека.

Ещё одна примечательная часть церковного ансамбля – это Трапезная церковь . Она очень интересна с точки зрения архитектуры. Дело в том, что церковь представляет собой огромный зал площадью около 500 квадратных метров. При этом внутри нее нет ни единой колонны, поддерживающей свод.

Также посетители Лавры не пропускают Ризницу. Это вроде музея, где можно увидеть вышивки 15-16 веков, над которыми месяцами и годами корпели русские мастерицы. Здесь же хранится оклад иконы «Троица», изготовленный из золота, и прекрасные чаши, украшенные драгоценными камнями.

В Троице-Сергиевской Лавре есть ещё много интересных мест, включая усыпальницу Годуновых и Успенский кладезь, которые позволяют поближе ознакомиться с историей и красотами этого удивительного места.

Вернуться в начало раздела Туризм и отдых
Вернуться в начало раздела Красота и Здоровье

Адрес: Россия, Московская область, Сергиев Посад
Основан в 1337 году
Основатель Сергий Радонежский
Основные достопримечательности: собор Троицы Живоначальной (1423 г.), собор Успения Пресвятой Богородицы (1585 г.), церковь Сошествия Святого Духа (1477 г.), надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи (1699 г.), церковь Смоленской иконы Божией Матери (1748 г.), колокольня (1770 г.)
Святыни: мощи преподобного Сергия Радонежского, мощи преподобных Михея, Никона, Дионисия Радонежских, преподобного Максима Грека, преподобного Антония (Медведева), святителей Серапиона Новгородского, Иоасафа Московского, Иннокентия Московского, Макария (Невского)
Координаты: 56°18’37.3″N 38°07’48.9″E

Троице-Сергиева Лавра, или Свято-Троицкая Сергиева Лавра – это мужской ставропигиальный монастырь, основанный в XIV столетии преподобным Сергием Радонежским (в миру Варфоломеем). Он расположен в 52 км от Москвы, в г. Сергиев Посад. Как свидетельствуют исторические источники, будущий основатель Лавры родился весной 1314 г. в боярской семье, проживающей в Ростове.

Родители нарекли новорожденного малыша Варфоломеем и с детства они воспитывали его в вере к Всевышнему. Через некоторое время после рождения маленький Варфоломей вместе со своей семьей отправился на постоянное место жительства в городок Радонеж. Там же со всеми членами семьи он исправно посещал все богослужения, проводимые служителями церкви Покрова Пресвятой Богородицы (в то время святыня входила в состав Покровского Хотькова монастыря).

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Достигнув 20-летнего возраста, Варфоломей принял решение о принятии иночества и посвящении себя Господу, и попросил на эту деятельность родительского благословения. Конечно же, отец с матерью одобрили жизненный выбор своего сына, однако они попросили его не вступать в иночество до их смерти. Такую просьбу они мотивировали своей старостью и отсутствием близких людей, которые смогли бы о них позаботиться, ведь старшие братья Варфоломея уже были женаты на тот момент и проживали в собственных домах. Но в 1337 г. после смерти родителей Варфоломей наконец-то осуществил свою мечту о служении Богу и отправился с братом Стефаном, овдовевшим к тому времени, в лесную глухомань Подмосковья.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

На холме Маковце, стоящем неподалеку от реки Кончуры, они построили небольшой храм, чествуя этим действием Святую Троицу. Спустя 3 года, в 1340 г., храм был освящен.

Жизнь в лесной глуши оказалась безрадостной для Стефана, и он покинул брата, безропотно служившего Господу. Не имея такой силы духа, которой располагал Варфоломей, Стефан перебрался в московский Богоявленский монастырь и в дальнейшем стал его игуменом. Сам же Варфоломей проводил сутки напролет в трудах, заботах и молитвах. Так прошло 2 года, и молва о безмолвном отшельнике разнеслась по всей округе. Его скит стали окружать кельи других монахов, пожелавших служить Всевышнему в глухомани и принявших обособленное жительство в Троицкой пустыни.

Красная надвратная башня со Святыми ворота

Через некоторое время в этой же местности появились и простые жители, пытавшиеся спрятаться в лесной глуши от нашествия татар.

Все заботы об иноках взял на себя игумен Свято-Троицкой обители – отец Митрофан. Он же постриг Варфоломея в иноки, дав ему имя Сергий. Новоиспеченный инок стал игумену верным помощником, а когда его наставник отошел в мир иной, Сергий сам начал заботиться о насельниках монастыря и его благоустройстве.

Расцвет Троицкой обители при Сергии Радонежском

Первоначально монастырь располагался на юго-западном склоне Маковецкого холма. Троицкий храм с трапезной стоял в окружении деревянных келий, и все постройки утопали в зелени вековых деревьев.

Собор Троицы Живоначальной

Сразу за кельями находились огородики, разбитые монахами. Там они выращивали овощи и возводили небольшие хозяйственные постройки.


Оградой Троицкой обители служил деревянный забор, а верхушку въездных ворот украшала церковь, увековечившая память о Святом великомученике Дмитрии Солунском. Попасть в монастырский двор можно было по узкой тропинке, впоследствии расширенной для проезда подвод. В целом все здания Лавры подразделялись на 3 части: общественную, жилую, оборонительную. Примечательно, что неоднократные реконструкции, проводившиеся на территории Троице-Сергиевой Лавры, не затронули план расположения построек.

Церковь Сошествия Святого Духа

По данным Лаврской летописи, в 60-х годах XIV столетия Сергий не только принял сан священника, но и получил грамоту, крест и простое благословение в словесной форме от Фелофея – патриарха Константинопольского (он одобрил решение Сергия о введении в монастыре правил «Общежитийного устава»). Численность насельников в обители неуклонно росла, а в 1357 г. сюда переехал архимандрит Симон. За счет его богатых пожертвований в монастырском дворе был отстроен новый Троицкий храм и здания разнообразного назначения.

Умер Сергий Радонежский в конце сентября 1392 г. в собственно созданной Свято-Троицкой обители. Похоронили святого основателя Лавры при Троицкой церкви.

Церковь Зосимы и Савватия при больничных палатах

Основные сооружения Троице-Сергиевой Лавры, ставшие ее достопримечательностями

Белокаменный Троицкий собор, возведенный с 1422 по 1423 гг., стал первым российским памятником архитектуры, чествующим основателя Лавры Сергия Радонежского. Златоглавая святыня появилась на территории монастыря в год канонизации Сергия, когда его имя было официально объявлено «покровителем земли Русской». Прах усопшего святого хранится здесь же, в помещении собора, а надгробная пелена с его изображением находится в музее. Иконостас собора богат работами Андрея Рублева, Даниила Черного и лучшими мастерами их школы. Среди всех икон особо выделяется «Троица», созданная самим Рублевым. Как главный храм Лавры Троицкий собор при строительстве украшался строгими орнаментальными лентами, соответствуя традициям аскетизма.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери

Второе по значимости здание-святыня – это храм Сошествия Святого Духа на апостолов. Его строительство велось в 1476 г. псковскими каменщиками, которые в своей работе использовали кирпич. Результатом их труда стала Духовская церковь, привлекательная необычным расположением колокольни под главкой. В древности церкви с такой верхушкой назывались «иже под колоколы», что подразумевало сочетание церкви и звонницы в одной постройке. Но в целом ее стиль незамысловат.

Успенский собор признан главным в Лавре. Его строительство начиналось еще в 1559 г. умельцами Ивана Грозного. А заканчивались работы по возведению собора в 1584 г., при царе Федоре Ивановиче.

Митрополичьи покои

Внешний облик святыни отличается одновременной простотой и строгостью, и лишь пятиглавый верх указывает на ее величие. Внутреннее убранство собора привлекательно огромным резным иконостасом. Позади его, высоко вверху оборудованы площадки для певчих. Во время песнопений монахов прихожанам кажется, что их голоса доносятся «аки с небес». Все стены и своды этого собора покрыты уникальными фресками. Их изготовление приходится на лето 1684 г., а имена художников можно прочесть на западной стене храма, под полотенечной росписью.

Храм Зосимы и Савватия Соловецких – это аккуратная шатровая церковь, появившаяся в монастырском дворе в честь учеников Сергия Радонежского. Она входит в комплекс Больничных палат.

Колокольня

Долгое время ее благоустройством никто не занимался, и она постепенно разрушалась. Но благодаря умелым действиям опытного реставратора Трофимова И.В. красно-белый храм вновь обрел былое величие и стал одним из живописных уголков обители. Внутри он декорирован поливными изразцами зеленого цвета.

Смоленская церковь – это изящное здание , входящее в состав Троице-Сергиевой Лавры. Своим появлением она обязана архитектору Ухтомскому, который выполнил ее в стиле «Елизаветинского барокко». Необычность планировки строения состоит в его 8-гранной форме с криволинейными выпукло-вогнутыми гранями. Нижняя часть церкви представлена высоким белокаменным цоколем. На сегодняшний день в здании святыни восстановлено 3 крыльца-паперти с парадными лестницами.

Усыпальница Годуновых

Венцом главы-кивера служит крест, попирающий полумесяц. Такое оформление верхушки церкви объясняется войнами с мусульманской Турцией – частым явлением в XVIII веке.

Надкладезная часовня расположена рядом с Успенским собором. Ее необычный внешний вид сразу привлекает внимание прихожан. Три восьмерика, установленные на четверике – такое архитектурный замысел часто встречался в конструкции построек XVII столетия, и Надкладезная часовня стала очередным воплощением нарышкинской архитектуры. Другая Надкладезная часовня – Пятницкая, стоит к востоку от Пятницкой и Введенской церквей. За несколько веков своего существования она утратила множество украшений и не переживала реставраций.

Надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи

Но ее волнистая кровля со световыми восьмериками, остатки наличников и мастерски обработанный входной портал говорят о былой красоте этого небольшого сооружения.

Царские Чертоги – это огромный царский дворец, выстроенный для Алексея Михайловича. Столь знатный гость часто посещал Троице-Сергиеву Лавру, а в его свиту входило более 500 душ. Такое большое количество посетителей нуждалось в определенном приюте, чем и объяснялось появление Чертогов на монастырском дворе. Несмотря на свое предназначение – давать крышу над головой царю и его приближенным, вместительное здание имело простые формы. Однако и отделка его интерьеров, и наружные изразцы, и 2 изразцовые печи как бы намекали на то, для каких дорогих гостей готовилась эта постройка.

Пятницкая башня

Митрополичьи покои на первый взгляд кажутся двухэтажным зданием. Но на самом деле этажей три. Самый древний – это нижний этаж, построенный в XVI веке. Второй этаж появился над ним в XVII столетии, а третий – ближе к середине XVIII столетия, став завершением всего ансамбля Троице-Сергиевой Лавры.

Примерно в тот же отрезок времени появилась и небольшая Михеевская церковь. Найти ее можно рядом с Трапезной палатой – большой и пышной постройкой с необычной конструкцией и огромным, богато оформленным залом с широким сомкнутым сводом. Трапезную видно издали – она высится на подклете, а ее украшением служат резные полуколонки, наличники с узорами «под виноградную гроздь», полуциркульные раковины.

Водосвятная часовня-сень со святым источником

Живопись на стенах и сводах относится к XIX веку. Зал Трапезной отделен от ее остальных помещений позолоченной кованой решеткой. Привлекательно и таинственно выглядит резной иконостас, а пол здесь выложен брусками красно-коричневой яшмы.

Надвратная церковь построена знаменитыми в XVII столетии Строгановыми в честь Иоанна Предтечи. Когда-то она была пятиглавой, но с течением времени из пяти глав осталась только одна. Несмотря на такую значительную утрату, старинная святыня всё равно остаётся прекрасным памятником старорусского зодчества, а ее декор аналогичен декору Трапезной палаты.

Рейтинг достопримечательности

Список достопримечательностей Сергиева Посада

Троице-Сергиева Лавра на карте

Смотреть ещё на Putidorogi-nn.ru:

Лавра Сергиева Посада по праву считается одной из самых важных православных святынь в России. Ее почитают и называют сердцем православного мира, так как на протяжении всей своей истории эта обитель показывала несгибаемую силу духа и веру. На сегодняшний день тут находится самый крупный православный мужской монастырь.

История возникновения Лавры

Возникновение Троице-Сергиевой Лавры уходит в далекую глубь времен, а именно к 1337 году, когда близ города Радонеж двое братьев Варфоломей и Стефан выстроили келью и небольшую церквушку. Последняя была освящена во имя Пресвятой Троицы.

Через некоторое время Стефан решил перебраться в Богоявленский монастырь, а Варфоломей остался. Последний принял постриг и стал называться именем Сергий (впоследствии был известен как Радонежский). В одиночестве отшельник был около двух лет, затем близ его кельи стали селиться те, кто желал получать наставления. Всего насчитывалось двенадцать келий, которые через некоторое время были обнесены заборчиком, а также поставлены ворота.

Через некоторое время был назначен игуменом Митрофан, который пробыл на этом посту до 1344 года. После должность перешла самому Сергию Радонежскому. Он ревностно следил за соблюдением порядка служения, хотя и не было постоянного батюшки. Так начала формироваться будущая Лавра Сергиева Посада.

Еще при жизни Сергия был построен большой деревянный храм на деньги архимандрита Симона. Также отремонтировали кельи для братьев.

Нашествие Орды на землю русскую и новая эпоха в жизни Лавры

Важной вехой в истории России стало татаро-монгольское иго. Это было тяжелое время для всех. В 1380 году игумен Сергий по просьбе князя Дмитрия, который почитал его, стоял на молитве все то время, пока шла битва. Благодаря своему дару прозорливости он видел все, что происходило на поле брани.

В 1392 году будущая Лавра Сергиева Посада потеряла преподобного Сергия. Он отошел в мир иной. Его преемником стал Никон. Через пятнадцать лет после назначения монастырь был сожжен дотла нашествием орды. Его пришлось отстраивать заново.

В 1422 году случилось еще одно чудо, которое позволило открыть мощи преподобного Сергия Радонежского. Это привело к новому строительству, в результате которого был воздвигнут Троицкий собор. Именно он стал храмом для обретенных мощей святого.

Собор был построен из камня. Для его росписи был приглашен известный иконописец Андрей Рублев. Конечно, роспись в первоначальном виде до сегодняшних дней не сохранилась, так как несколько раз обновлялась, а некоторые фрагменты были вообще выполнены заново.

Чудо освобождения с помощью Сергия Радонежского уже после его смерти

Хочется отдельно сказать о том периоде в жизни монастыря, когда он осаждался поляками и литовцами. Это началось в 1608 году и продлилось до 1610 года. Обитель осаждалась огромным войском, а защитников было в разы меньше. В это время вся Лавра Сергиева Посада стояла на молитве. Благодаря заступничеству покровителя Сергия Радонежского обитель выстояла.

В это время случались многочисленные чудеса и, несмотря на перевес противников, братья не сдавались и верили. Шесть недель монастырские стены обстреливались из орудий, однако штурм не получился. Затем в ход пошли подкопы противника, которые также не помогли пробить оборону.

Защита обители – это и на сегодняшний день показатель мужественности. В то время этот подвиг воодушевил многих не сдаваться и продолжать борьбу против захватчиков.

Монастырь во время правления Петра и получение титула Лавры

Троице-Сергиева Лавра в свое время не раз служила убежищем для царственных особ. Именно благодаря их частым визитам были построены особые палаты – Чертоги. Это здание было устроено именно для таких посещений.

В монастыре укрывался от восстания Петр I в 1682 году. Через семь лет он опять оказался там, но уже спасаясь от заговора. Именно сюда пришли на подмогу будущему царю его “потешные” полки, которые и позволили ему справится с заговорщиками. С этого монастыря и начинается новая история правления Петра I.

В 1742 году в монастыре открыли семинарию, а через два года обитель получила статус Лавры. С 1747 года начинается строительство церкви во имя Смоленской иконы Божьей Матери. Оно продлилось до 1767 года. Стиль церкви – барокко, она имеет округлую форму, а также многочисленные балконы с балюстрадами.

Формирование города Сергиев Посад

Сам город начал закладываться еще с 1610 года, когда в монастыре был воинский гарнизон. В это же время вокруг него начали появляться первые поселения. Земли монастыря имели большие льготы, что способствовало развитию ремесел, а также процветанию торговли. В результате поселение разрасталось, а также увеличению численности людей, что в будущем привело к образованию города Сергиев Посад. Троице-Сергиева Лавра активно этому способствовала и своими постройками.

Получение монастырем титула Лавры, а также появление духовных учебных заведений, возводило его в особый статус. Уже в начале XVIII века вокруг монастыря было большое количество густонаселенных поселений. В 1782 году они все получили название Сергиев Посад. Он полностью работал на нужды монастыря – обслуживание прибывавших в большом количестве паломников, торговля, впоследствии гостиничное дело и др. Все было связано с потребностями Лавры. Можно сказать, что город Сергиев Посад Московской области – это было большое продолжение монастыря.

Во время становления советской власти Лавра претерпела изменения. Было конфисковано многочисленное имущество обители. В 1918 году произошла национализация Лавры, а еще через год совершилось кощунственное деяние – вскрытие мощей Сергия Радонежского. Это событие заставило собраться в монастыре и городе Сергиев Посад Московской области многочисленный народ. Новые власти пошли на уступку верующим – не стали уничтожать мощи, а просто вскрыли.

В ноябре 1919 года всех монахов из обители выселяют и отправляют в Гефсиманский скит, а в мае 1920 года ее полностью опечатали и закрыли.

После этих событий на территории монастыря было много заведений: и музей, и клуб, и тир, и даже педагогический институт. Некоторые здания были заняты жильцами.

Дальнейшие годы выдались совсем нелегкими. Была разрушена церковь Филарета, в которой находились могилы некоторых святителей. Последние были разграблены, а мощи выбросили в яму с мусором.

Возобновление богослужений произошло в 1946 году на Пасху. Возвратили некоторые мощи святых, а также открыли духовную семинарию и академию. Это была одна из немногих действующих обителей в то нелегкое для православия время.

Новая эпоха после развала СССР

Конечно, после того как Советы ушли с политической арены, православным можно было не скрывать свою веру. Кроме возобновленной в 1948 году работы академии и семинарии, сейчас там есть две школы – иконописная и регентская. Также находится и музей.

Стали возрождаться разрушенные скиты Лавры, после чего в них проводят торжественные богослужения. Проведена реконструкция гостиницы, которая теперь располагает всех желающих с удобствами.

Сейчас в монастыре находится около трехсот монахов, которые имеют различные обязанности. Это, к примеру, издательская и миссионерская деятельность, они окармливают заключенных, а также принимают исповеди паломников.

Чудеса, которые тут случались

Троицкая Лавра (Сергиев Посад) поражает всеми чудесами, которые тут происходили по воле Божьей. Заступник обители Сергий Радонежский не один раз предупреждал о лихе. Впервые это случилось в 1408 году. Он пришел во сне своему преемнику Никону и предупредил об опасности. Все братья ушли в безопасное место и сделали правильно, так как монастырь был сожжен дотла.

Еще одно подобное видение случилось в 1611 году. Тогда он трижды являлся Кузьме Минину с призывом собирать войско и идти освобождать Москву.

Архитектура и постройки Лавры

На сегодняшний день постройки Лавры, которые были возведены в XV-XIX веках, являются некоторым пособием по русскому зодчеству того времени. К примеру, Пятницкая башня, которая появилась в 1640 году. Она является одной из самых мощных, а также у нее семьдесят семь бойниц.

Войти в Лавру можно через Святые ворота, над которой размещена Надвратная Красная башня, имеющая пятьдесят восемь бойниц. Сами ворота разукрашены разнообразными фресками, которые рассказывают о жизни преподобного Сергия Радонежского.

Также интересной архитектурной композицией является церковь Рождества св. Иоанна Предтечи. Она оформлена в стиле московского барокко и является прекрасным оформлением входа в Лавру.

В 1422 году был построен Троицкий собор в честь св. Сергия Радонежского. Это поистине интересное сооружение, которое передает некоторые моменты зодчества того времени.

Святыни, которые есть в Лавре

Свято-Троицкая Лавра (Сергиев Посад) хранит в себе немало святынь, которые имеют важное значение для православных. Рассмотрим каждую из них:

святые мощи Сергия Радонежского (находятся в Троицком соборе Лавры, практически все время с момента их обретения находились при монастыре);святые мощи Антония Радонежского (хранятся в Духовском соборе Лавры);святые мощи Максима Грека (хранятся в Трапезном храме Лавры, обретены были сравнительно недавно, в 1996 году);Тихвинская икона Божьей Матери (хранится в Троицком соборе Лавры);Черниговская икона Божьей Матери (там же);икона святого Николая, которая очень чтится (хранится в храме преподобного Сергия).

Помощь больным при Лавре

В Лавре практикуют излечение болезней, которые медицина именует душевными. В православии – это порча и беснование. Поэтому очень многие болящие духовно приезжают сюда, где находится город Сергиев Посад, Лавра. Отчитка происходит с помощью молитв, которые являются специальным наследием для этого еще с четвертого века. Также происходит помазывание святым елеем, затем окропление святой водой и осенение крестом.

Конечно, сами больные при этом ведут себя не совсем адекватно. Одержимое различными демонами человеческое тело совершает довольно странные телодвижения. Также больные издают различные звуки, нечеловеческие голоса, а также каркают, плачут, хохочут. Некоторых больных привозят из других местностей связанными.

Один из самых сильных экзорцистов в городе Сергиев Посад (Лавра) – отец Герман (Чесноков). Он и проводит такие очистки. К слову сказать, это совсем не шутка, и лучше при этом не присутствовать. Это мероприятие опасно тем, что неискушенный и слабый человек может и сам подхватить какого-нибудь беса. Тогда уже отчитка понадобится и ему.

Где находится Свято-Троицкая Сергиева Лавра?

Теперь рассмотрим, как добраться до города Сергиев посад (Лавра). Адрес совсем не сложен. Он находится в Московской области. Проехать туда можно от Ярославского вокзала на пригородных электропоездах, которые следуют прямо до нужной вам станции. Примерное время езды – полтора часа. Затем непосредственно до Лавры от вокзала можно дойти пешком или проехать одну остановку на маршрутке.

Кроме пригородных электропоездов до Сергиева Посада следуют автобусы. Они идут от ВДНХ очень часто. Первый автобус выезжает в половину седьмого утра, а последний – без двадцати одиннадцать вечера. Из Сергиева Посада же первый автобус идет в пять часов десять минут утра, а последний – в девять часов вечера.

Для более удобного путешествия на автомобиле к городу Сергиев Посад (Лавра), карта этой местности будет вам помощницей. Приобретите ее перед путешествием, и вы легко сможете добраться.

11 августа 1337 г. преподобный Сергий Радонежский основал монастырь, позднее ставший Троице-Сергиевой лаврой. Согласно Житию (жизнеописанию) святого, созданному его младшим современником Епифанием Премудрым, Сергий (в миру Варфоломей) происходил из семьи ростовского боярина Кирилла, переехавшего из Ростова в г. Радонеж, центр небольшого удельного княжества, под покровительство великого московского князя. С юных лет Варфоломей чувствовал склонность к отшельническому монашескому житию, но по просьбе родителей вынужден был отложить постриг и осуществил свое намерение только после их смерти. Похоронив родителей в Хотьковском Покровском монастыре, Варфоломей и его брат Стефан, уже принявший монашество, удаляются в леса, окружавшие Радонеж, и в 15 километрах от него находят место для уединенной обители.

На большом холме, омываемом речкой Кончурой, поставили братья "церковь малу" да келью. Не выдержав тягот отшельнической жизни, Стефан ушел в Московский Богоявленский монастырь, оставив брата, теперь уже монаха Сергия, в одиночестве. Однако уже через год сюда начинают стекаться монахи, ищущие уединения. Автор Жития Сергия, помимо тягот и лишений, которые терпели обитатели монастыря, описывает многие чудеса и предсказания, предвещавшие превращение скромной обители, где "блаженная скудность бьыа источником сокровищ", в самую богатую и знаменитую в России Троице-Сергиеву лавру.

Преподобный Сергий Радонежский Строительство монастыря. Копия миниатюры из Жития преподобного Сергия. XVI в.

Многие живописные и резные иконы воспроизводят описанное в Житии явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому, когда она обещала свое вечное покровительство основанной им обители в художественных произведениях более позднего времени получил отражение сюжет "Видение птиц преподобному Сергию" дабы рассеять сомнения стремившегося к отшельничеству преподобного Сергия, которого огорчало увеличение численности братии, Богоматерь послала ему видение множества птиц как символ множества его учеников и последователей.

Как выглядел Троицкий монастырь в XV-XVI вв. можно только предполагать. Время и пожары лишили нас возможности видеть его древние деревянные соору­жения. В 1408 г. монастырь был дотла сожжен во время набега хана Едигея. Обитатели его во главе с учеником и преемником преподобного Сергия игуменом Никоном успели уйти в леса, и уже через несколько лет по их возвращении монастырь был восстановлен. Игумен Никон, пользуясь покровительством великих московских князей, вел активную хозяйственную деятельность, закладывая основу экономического и политического могущества Троице-Сергиева монастыря.

Еще при жизни преподобного Сергия Радонежского Троицкая обитель получила первые пожертвования и привилегии от великих князей, а с XV в. сюда регулярно стали поступать денежные, земельные и другие вклады от представителей различных слоев населения. На одно из таких пожертвований от сына Дмитрия Донского князя Юрия Звенигородского, крестника преподобного Сергия, согласно преданию, был построен самый древний из сохранившихся памятников архитектурного ансамбля монастыря - белокаменный Троицкий собор. Он воздвигнут в 1422 г. "в похвалу" преподобному Сергию Радонежскому и стал одним из первых мемориальных памятников России. Древнерусские зодчие возвели строгий и лаконичный по форме, сдержанный по декору храм, неудержимо каждой своей линией рвущийся ввысь. Этот небольшой, но величественный и монументальный собор, созданный в традициях раннемосковского зодчества, как нельзя более созвучен суровому времени, в которое жил преподобный Сергий, его аскетизму и просветленности, чистой и высокой идее единства и всеобъемлющей любви, которой он посвятил монастырь.

В древности, когда вход в монастырь был с западной стороны, Троицкий собор встречал пришельца почти у самых ворот, подобно самому игумену Сергию. Теперь, по прошествии более чем пяти веков, мы входим в мона­стырь с противоположной стороны, с востока, и кажется символичным, что наш путь к Троицкому собору, сердцу монастыря, лежит через всю его территорию, как сквозь всю его историю, сквозь все эти пять веков, оста­вивших замечательные памятники в его архитектурном ансамбле

Для украшения интерьера Троицкого собора были приглашены мастера во главе со знаменитыми живописцами Даниилом Черным и Андреем Рублевым. К сожалению, созданные ими фрески не сохранились, в XVII в. они были записаны новыми. Но иконостас собора до сих пор украшают 40 икон работы мастеров XV в. Для этого храма Андрей Рублев написал икону "Троица", известную сейчас во всем мире, ставшую одним из символов древнерусской культуры. (С 1929 г. икона экспонируется в Государственной Третьяковской галерее.) Царские врата в центре иконостаса, украшенные серебряным золоченым чеканным окладом, пожертвованы в монастырь царем Михаилом Федоровичем Романовым. В Троицком соборе находится главная святыня - мощи преподобного Сергия Радонежского, которые покоятся в серебряной че­канной раке, выполненной в XVI в. мастерами Оружейной палаты Московского Кремля по приказу царя Ивана IV Грозного. Над ракой возвышается серебряная сень, пода­ренная в XVIII в. царицей Анной Иоанновной. Здесь крестили своих детей великие московские князья и русские цари, сюда приходили они за благословением перед началом и по завершении важных государственных и семейных дел.В XV в. во времена ожесточенной феодальной войны за великокняжеский престол, несмотря на попытки монастыря умиротворить враждо­вавших друг с другом потомков Дми­трия Донского, именно здесь был схвачен, а затем отвезен в Москву и ослеплен своими противниками великий московский князь Василий II, внук князя Дмитрия, получивший после этого прозвание Темного.

С южной стороны к Троицкому собору примыкает церковь, построенная в 1548 г. над гробом игумена Никона, который тоже был причислен к лику святых и прозван Радонежским. Так в архитектуре была подчеркнута духовная связь его с основателем монастыря преподобным Сергием. Эта идея единства и преемственности позже нашла отражение в изобразитель­ном и прикладном искусстве: в иконописи, в шитье, в гравюрах XVIII в.

Духовская церковь (1476 г.) и Успенский собор (1559-1585 гг.)

Иконостас Троицкого собора уникален. Он создавался в то время, когда в русской церковной традиции складывался системно продуманный и зрительно цельный многоярусный иконостас как образ Града Небесного, как явление Церкви Небесной Церкви земной. Это единственный комплекс начала XV в., сохранившийся в храме, для которого и был предназначен.


Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры

К концу XV столетия объединение русских княжеств уже приносило свои плоды не только в сфере политики и экономики, но и в развитии художественной культуры. Москва впитывала и перерабатывала все лучшее, что было достигнуто в других землях. И не случайно, что для строительства новой звонницы в обители преподобного Сергия, горячего сторонника единства Руси, были приглашены мастера из далекого Пскова. В 1476 г. они поставили небольшую церковь Сошествия Святого Духа, в основании главы которой размещались колокола. Звонница Духовской церкви долгое время служила вышкой для наблюдения за окрестностями. В тиши этого скромного камерного храма Иван IV Грозный отмаливал страшный грех после смерти своего сына Ивана, которому он в порыве гнева нанес смертельный удар. Эту свою тайну доверил грозный царь, в числе немногих, настоятелю и келарю Троицкого монастыря.

Освобождаясь от захватчиков, Русское государство набирало силу, а с ним росла и сила Русской Православной Церкви. В 1448 году, незадолго до падения Византийской империи, Русская Церковь стала независимой от Константинопольского Патриархата. Митрополит Иона, поставленный Собором русских епископов в 1448 году, получил титул Митрополита Московского и всея Руси.

В дальнейшем возрастающая мощь Русского государства содействовала и росту авторитета Автокефальной Русской Церкви. В 1589 году Московский Митрополит Иов стал первым русским Патриархом. Восточные патриархи признали за русским Патриархом пятое по чести место.

Литература

Ведущей темой в литературе становится патриотизм и подвиги русских людей. Происходит переосмысление многих былинных сюжетов. Новым жанром становятся песни и сказания на исторические темы (Сказание о Евпатии Каловрате – о героической обороне Рязани, Сказание о Щелкане – о восстании в Твери 1327 года). Тема борьбы с внешними врагами остается основной и XVI веке. Памятники этого времени описывают такие события как взятие Казани, борьбу с крымчаками и Стефаном Баторием, покорение Сибирского ханства Ермаком. Образ Ивана Грозного в этих песнях сильно идеализируется, а главным виновником опричнины становится Малюта Скуратов.

Наряду с историческими песнями создаются жития (Сергия Радонежского, митрополита Петра), хождения – описания путешествий (Хождение за три моря Афанасия Никитина ). В XIV–XV веках происходит расцвет летописания по монастырям. В XIV веке в Москве создается единая русская летопись , а в середине XV века – «Хронограф » – обзор всемирной истории, в который включена и русская история. Большую работу по сбору и систематизации русской литературы проводил сподвижник Ивана Грозного новгородский митрополит Макарий .

В публицистической литературе XV–XVI века настойчиво проводится мысль о законном главенстве Москвы в русских землях. При князе Василии III монах Филофей формулирует теорию «Москва – Третий Рим». В этой теории Москва называется хранительницей православия после того, как погибли такие мировые центры православия как Рим и Константинополь. Эта теория до начала ХХ века будет определять пути развития России. Природу царской власти пытаются осмыслить в своей переписке Иван Грозный и Андрей Курбский. Ярким примером бытового жанра становится «Домострой », где собраны советы по правильному ведению домашнего хозяйства.

С XIV века в России появляется бумага, что позволяет создавать множество учебников для монастырских школ. В 1533 году в Москве открывается первая типография (Анонимная типография), а к 1564 году относят первую точно датированную печатную книгу, изготовленную Иваном Федоровым .

Ремесло

Возрождения ремесла начинается с конца XIV века. Оно было осложнено тем, что многие мастера были угнаны в плен и ряд навыков ремесла утрачен. С середины XIV в. Оживляется ювелирное искусство. В XVI в. чеканка и скань дополняются финифтью. Финифтью в Древней Руси называли эмаль, древнейшую технику, применяемую в ювелирном искусстве, а также изящные художественные изделия из различных металлов, декорированные ею. Отсюда и пошло название промысла. Слово «финифть» греческое и означает в переводе «блестящий камень». При ее создании массу стеклянного порошка, разведенного водой, наносят на искусно обработанную металлическую поверхность и обжигают до появления стекловидного слоя. Расписная финифть - тончайшая миниатюрная живопись огнеупорными красками по эмалевому фону. В XVII в. развивается растительная орнаментация, сплошь оплетающая изделия.

С XVI в. применяется чернь с ясным красивым рисунком, соответствующим форме изделий. Со 2-й половины XVII в. и в черни нарастает узорчатость, распространяются восточные мотивы. Лишь к концу столетия возрождается более строгий орнамент.

Большое распространение получает басма, покрывающая изделия из дерева, украшающая фоны икон. В XIV – начале XV вв. в ней используется орнамент в виде цветов в кругах, заимствованный из византийских и балканских рукописей. В XVII в. ее причудливые растительные узоры приобретают чисто русский характер. Увлечение в XVII в. пышной орнаментикой приводит к утрате художественной меры, в особенности при украшении предметов драгоценными камнями и жемчугом, из которых компонуются узоры, прежде выполнявшиеся из золота.

Ту же эволюцию испытало литье из цветных металлов – от Царь-пушки Андрея Чохова до бронзовой сени Дмитрия Сверчкова в московском Успенском соборе и до оловянных ажурных литых рам к киотам XVII в. Даже в изделиях из железа наблюдается увлечение узорностью форм: кованые решетки московской церкви Георгия Неокесарийского, врата из просеченного железа в рязанском Успенском соборе, петли и дверные ручки рядовых зданий.

Распространяется в XVI-XVII веках и такой вид декоративно-прикладного искусства, как глиптика (от греч. glypho - вырезаю, выдалбливаю) - искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях. С раннего средневековья глиптика становится неотъемлемой частью христианской культуры. Высочайшие образцы резьбы по камню мы находим в православном искусстве.

Людогощинский крест

Резные изображения Спасителя, Божией Матери и Святых стали неотъемлемой частью архиерейских облачений, они часто используются как вставки в панагиях и митрах. Основным камнем, используемым в культовых предметах, является лазурит. Лучшие традиции древности возродили современные мастера-камнерезы. Они освоили технологию обработки таких «непростых» в работе камней, как топаз, берилл, изумруд и аметист. Замечательные образцы камнерезного творчества Российских мастеров можно было увидеть на ежегодной выставке-ярмарке «Симфония Самоцветов», регулярно проводимой в Москве Государственным геологическим музеем им. В. И. Вернадского.

В памятниках резьбы по кости XV в. видны неизжитые формы «звериного стиля» в ажурном орнаменте. В «Распятии» XVI в. Угличского историко- художественного музея сказались удлиненно-изящные пропорции фигур Дионисия. В XVII в. искусство резчиков из Холмогор ценится высоко в Москве, где они работают, украшая свои изделия птицами и зверями «в травах». Особенно хороши многочисленные ларцы с крупным сквозным растительным орнаментом.

До нас дошли немногие крупные образцы резьбы по дереву XIV-XVI вв. Таков острый по силуэту Людогощинский крест из Новгорода, украшенный сложным орнаментом и изображениями святых. Больше сохранилось мелких деревянных изделий, среди которых тонкостью и красотой исполнения выделяются работы мастера Амвросия.

В XVI в. в деревянную резьбу проникают элементы восточного искусства. Виртуозная мелкая плоскорельефная ажурная резьба царских врат из церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова, выполненных иноком Исаией. Трон Ивана Грозного с шатром и резными историческими сценами и святительские места XVI-XVII вв. при относительно дробном узоре отличаются архитектурной четкостью сложно скомпонованных завершений. Изощренная ярославская ажурная резьба напоминает четкостью форм

Иконопись

В XIV–XV веках окончательно сложились иконописные школы отдельных земель. В Новгород приехал из Византии Феофан Грек , оказавший большое влияние на русских иконописцев. Созданные Феофаном образы проникнуты огромной духовной силой. Учеником Феофана был Андрей Рублев . Для Андрея характерна особая округлость, плавность линий, светлая гамма красок. Главная идея иконописца – постижение нравственной чистоты через небесный мир. Вершиной древнерусской живописи считается икона «Троица » созданная Андреем Рублевым.

В XV веке в иконопись все чаще проникают сюжеты на исторические темы, появляются портретные изображения царей и цариц.

Андрей Рублёв – великий русский иконописец. Родился в 60-е годы 14 века. Время жизни Рублёва совпадает с переломным моментом Руси. Творчество прославленного иконописца знаменует важную веху в истории русского искусства. Сего именем связано возникновение художественного направления, на многие десятилетия определившего развитие русской живописи. Дошедшие до нас исторические свидетельства о жизни и творчестве Андрея Рублёва крайне бедны хронологическими данными и во многом противоречат друг другу. Бесспорны лишь два сообщения, фигурирующие в летописях под 1405 и 1408 годах. 1405 год – совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца, Андрей Рублёв участвует в росписи Благовещенского собора Московского Кремля. 1408 год – Андрей Рублёв и Даниил Чёрный руководят работами по росписи Успенского собора города Владимира.

Благовещенский собор Московского Кремля перестраивался в 15 веке, и роспись его не сохранилась. Во владимирском Успенском соборе сохранилась лишь небольшая часть росписей. Дошли до нас также иконы из иконостаса этого собора, экспонирующиеся ныне в Третьяковской галерее и Русском музее. О предшествующем периоде жизни Андрея Рублёва известно мало. Составленное в 17 веке «Сказание о святых иконописцах» утверждает, что он жил сначала в Троицком монастыре в послушании у Никона. По словам «Сказания», Никон повелел Рублёву написать икону Троицы «в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу». Об остальных крупных работах Рублёва мы знаем из житий Сергия и Никона.

Между 1425-1427 годами он вместе с другом и «спостником» Даниилом Чёрным участвовал в создании ныне несохранившихся росписей Троицкого собора Сергиева монастыря. Там Рублёв и скончался в 1430 году.

Так же, как Феофан, Рублёв стремится достигнуть воплощения изначальной красоты совершенного человека. Так же, как Феофан, он видит в этой красоте результат творческой деятельности преображенного человеческого духа. Но если для Феофана достижение совершенства означает полное изменение чувственного человека, то для Рублёва этот процесс заключается в освобождении первозданной красоты, скрытой в материальных формах. В противоположность Феофану, в иконах и фресках Рублёва отсутствуют резкие блики, противопоставленные санкирю или охрению. Последовательное наложение тончайших светлых и постепенно светлеющих слоёв охр создаёт совершенно иной эффект. Источник света – внутри, но свет не пробивается сквозь материальную поверхность, а равномерно излучается ею. Он исходит на окружающие предметы и сообщает всему животворную радостную теплоту, которая передаётся зрителю. В пропорциях фигур появляется лёгкость. Движения освобождаются от бремени случайности. Перерождаясь вместе с душой, плоть как бы наполняется светом. Мечта о грядущем торжестве согласия и любви, о восстановлении утраченной гармонии человека и мира обретает в творчестве гениального художника конкретные, зримые формы.

1.Владимир Константинович Курушин,– история россии

2.житиесвятителя Алексия метрополита московского http://saints.ru/

3. СВЯТИТЕЛЬ АЛЕКСИЙ, ЧУДОТВОРЕЦ http://days.pravoslavie.ru/

4.россия в красках.история РПЦ http://ricolor.org/

5. Путешествие по святым местам русским. От Троицкой лавры до Вознесенского монастыря Александр Муравьев 2016

7.Васековский Г.В. Беседы о русских художниках, 1990г.


Похожая информация.


Адрес: Россия, Московская область, Сергиев Посад
Основан: в 1337 году
Основатель: Сергий Радонежский
Основные достопримечательности: собор Троицы Живоначальной (1423 г.), собор Успения Пресвятой Богородицы (1585 г.), церковь Сошествия Святого Духа (1477 г.), надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи (1699 г.), церковь Смоленской иконы Божией Матери (1748 г.), колокольня (1770 г.)
Святыни: мощи преподобного Сергия Радонежского, мощи преподобных Михея, Никона, Дионисия Радонежских, преподобного Максима Грека, преподобного Антония (Медведева), святителей Серапиона Новгородского, Иоасафа Московского, Иннокентия Московского, Макария (Невского)
Координаты: 56°18"37.3"N 38°07"48.9"E

Троице-Сергиева Лавра, или Свято-Троицкая Сергиева Лавра – это мужской ставропигиальный монастырь, основанный в XIV столетии преподобным Сергием Радонежским (в миру Варфоломеем). Он расположен в 52 км от Москвы, в г. Сергиев Посад . Как свидетельствуют исторические источники, будущий основатель Лавры родился весной 1314 г. в боярской семье, проживающей в Ростове.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра с высоты птичьего полёта

Родители нарекли новорожденного малыша Варфоломеем и с детства они воспитывали его в вере к Всевышнему. Через некоторое время после рождения маленький Варфоломей вместе со своей семьей отправился на постоянное место жительства в городок Радонеж. Там же со всеми членами семьи он исправно посещал все богослужения, проводимые служителями церкви Покрова Пресвятой Богородицы (в то время святыня входила в состав Покровского Хотькова монастыря).

Достигнув 20-летнего возраста, Варфоломей принял решение о принятии иночества и посвящении себя Господу, и попросил на эту деятельность родительского благословения. Конечно же, отец с матерью одобрили жизненный выбор своего сына, однако они попросили его не вступать в иночество до их смерти.

Такую просьбу они мотивировали своей старостью и отсутствием близких людей, которые смогли бы о них позаботиться, ведь старшие братья Варфоломея уже были женаты на тот момент и проживали в собственных домах. Но в 1337 г. после смерти родителей Варфоломей наконец-то осуществил свою мечту о служении Богу и отправился с братом Стефаном, овдовевшим к тому времени, в лесную глухомань Подмосковья.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

На холме Маковце, стоящем неподалеку от реки Кончуры, они построили небольшой храм, чествуя этим действием Святую Троицу. Спустя 3 года, в 1340 г., храм был освящен.

Жизнь в лесной глуши оказалась безрадостной для Стефана, и он покинул брата, безропотно служившего Господу. Не имея такой силы духа, которой располагал Варфоломей, Стефан перебрался в московский Богоявленский монастырь и в дальнейшем стал его игуменом. Сам же Варфоломей проводил сутки напролет в трудах, заботах и молитвах. Так прошло 2 года, и молва о безмолвном отшельнике разнеслась по всей округе. Его скит стали окружать кельи других монахов, пожелавших служить Всевышнему в глухомани и принявших обособленное жительство в Троицкой пустыни.

Красная надвратная башня со Святыми ворота

Через некоторое время в этой же местности появились и простые жители, пытавшиеся спрятаться в лесной глуши от нашествия татар.

Все заботы об иноках взял на себя игумен Свято-Троицкой обители – отец Митрофан. Он же постриг Варфоломея в иноки, дав ему имя Сергий. Новоиспеченный инок стал игумену верным помощником, а когда его наставник отошел в мир иной, Сергий сам начал заботиться о насельниках монастыря и его благоустройстве.

Расцвет Троицкой обители при Сергии Радонежском

Первоначально монастырь располагался на юго-западном склоне Маковецкого холма. Троицкий храм с трапезной стоял в окружении деревянных келий, и все постройки утопали в зелени вековых деревьев.

Собор Троицы Живоначальной

Сразу за кельями находились огородики, разбитые монахами. Там они выращивали овощи и возводили небольшие хозяйственные постройки.

Оградой Троицкой обители служил деревянный забор, а верхушку въездных ворот украшала церковь, увековечившая память о Святом великомученике Дмитрии Солунском. Попасть в монастырский двор можно было по узкой тропинке, впоследствии расширенной для проезда подвод. В целом все здания Лавры подразделялись на 3 части: общественную, жилую, оборонительную. Примечательно, что неоднократные реконструкции, проводившиеся на территории Троице-Сергиевой Лавры, не затронули план расположения построек.

Церковь Сошествия Святого Духа

По данным Лаврской летописи, в 60-х годах XIV столетия Сергий не только принял сан священника, но и получил грамоту, крест и простое благословение в словесной форме от Фелофея – патриарха Константинопольского (он одобрил решение Сергия о введении в монастыре правил «Общежитийного устава»). Численность насельников в обители неуклонно росла, а в 1357 г. сюда переехал архимандрит Симон. За счет его богатых пожертвований в монастырском дворе был отстроен новый Троицкий храм и здания разнообразного назначения.

Умер Сергий Радонежский в конце сентября 1392 г. в собственно созданной Свято-Троицкой обители. Похоронили святого основателя Лавры при Троицкой церкви.

Церковь Зосимы и Савватия при больничных палатах

Основные сооружения Троице-Сергиевой Лавры, ставшие ее достопримечательностями

Белокаменный Троицкий собор, возведенный с 1422 по 1423 гг., стал первым российским памятником архитектуры, чествующим основателя Лавры Сергия Радонежского. Златоглавая святыня появилась на территории монастыря в год канонизации Сергия, когда его имя было официально объявлено «покровителем земли Русской». Прах усопшего святого хранится здесь же, в помещении собора, а надгробная пелена с его изображением находится в музее. Иконостас собора богат работами Андрея Рублева, Даниила Черного и лучшими мастерами их школы. Среди всех икон особо выделяется «Троица», созданная самим Рублевым. Как главный храм Лавры Троицкий собор при строительстве украшался строгими орнаментальными лентами, соответствуя традициям аскетизма.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери

Второе по значимости здание-святыня – это храм Сошествия Святого Духа на апостолов. Его строительство велось в 1476 г. псковскими каменщиками, которые в своей работе использовали кирпич. Результатом их труда стала Духовская церковь, привлекательная необычным расположением колокольни под главкой. В древности церкви с такой верхушкой назывались «иже под колоколы», что подразумевало сочетание церкви и звонницы в одной постройке. Но в целом ее стиль незамысловат.

Успенский собор признан главным в Лавре. Его строительство начиналось еще в 1559 г. умельцами Ивана Грозного. А заканчивались работы по возведению собора в 1584 г., при царе Федоре Ивановиче.

Митрополичьи покои

Внешний облик святыни отличается одновременной простотой и строгостью, и лишь пятиглавый верх указывает на ее величие. Внутреннее убранство собора привлекательно огромным резным иконостасом. Позади его, высоко вверху оборудованы площадки для певчих. Во время песнопений монахов прихожанам кажется, что их голоса доносятся «аки с небес». Все стены и своды этого собора покрыты уникальными фресками. Их изготовление приходится на лето 1684 г., а имена художников можно прочесть на западной стене храма, под полотенечной росписью.

Храм Зосимы и Савватия Соловецких – это аккуратная шатровая церковь, появившаяся в монастырском дворе в честь учеников Сергия Радонежского. Она входит в комплекс Больничных палат.

Колокольня

Долгое время ее благоустройством никто не занимался, и она постепенно разрушалась. Но благодаря умелым действиям опытного реставратора Трофимова И.В. красно-белый храм вновь обрел былое величие и стал одним из живописных уголков обители. Внутри он декорирован поливными изразцами зеленого цвета.

Смоленская церковь – это изящное здание , входящее в состав Троице-Сергиевой Лавры. Своим появлением она обязана архитектору Ухтомскому, который выполнил ее в стиле «Елизаветинского барокко». Необычность планировки строения состоит в его 8-гранной форме с криволинейными выпукло-вогнутыми гранями. Нижняя часть церкви представлена высоким белокаменным цоколем. На сегодняшний день в здании святыни восстановлено 3 крыльца-паперти с парадными лестницами.

Усыпальница Годуновых

Венцом главы-кивера служит крест, попирающий полумесяц. Такое оформление верхушки церкви объясняется войнами с мусульманской Турцией – частым явлением в XVIII веке.

Надкладезная часовня расположена рядом с Успенским собором. Ее необычный внешний вид сразу привлекает внимание прихожан. Три восьмерика, установленные на четверике – такое архитектурный замысел часто встречался в конструкции построек XVII столетия, и Надкладезная часовня стала очередным воплощением нарышкинской архитектуры. Другая Надкладезная часовня – Пятницкая, стоит к востоку от Пятницкой и Введенской церквей. За несколько веков своего существования она утратила множество украшений и не переживала реставраций.

Надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи

Но ее волнистая кровля со световыми восьмериками, остатки наличников и мастерски обработанный входной портал говорят о былой красоте этого небольшого сооружения.

Царские Чертоги – это огромный царский дворец, выстроенный для Алексея Михайловича. Столь знатный гость часто посещал Троице-Сергиеву Лавру, а в его свиту входило более 500 душ. Такое большое количество посетителей нуждалось в определенном приюте, чем и объяснялось появление Чертогов на монастырском дворе. Несмотря на свое предназначение – давать крышу над головой царю и его приближенным, вместительное здание имело простые формы. Однако и отделка его интерьеров, и наружные изразцы, и 2 изразцовые печи как бы намекали на то, для каких дорогих гостей готовилась эта постройка.



Поделиться: