Растление без смущения. Джок Стерджес

Центр фотографии имени братьев Люмьер представил первую в России выставку одного из самых противоречивых фотографов последних десятилетий - Джока Стёрджеса.

Стёрджес известен своими сериями семей нудистов Франции, Северной Калифорнии и Ирландии. Выполненные с помощью крупноформатной камеры, его фотографии отсылают нас к работам старых мастеров живописи и фотографов конца XIX-начала ХХ века.

Однако слава пришла к фотографу вместе со скандалом. Изображение женской натуры в периоды полового созревания и до него привлекло внимание консервативной общественности, христианских общин и правоохранительных органов США в 1990х гг. Сначала полицейские службы совместно с работниками ФБР произвели обыск в студии автора и арест его работ и фотографической техники, несколькими годами позже активисты христианских общин США осаждали книжные магазины по всей стране с целью изъятия и уничтожения фотоальбомов автора. Позже все обвинения с автора были сняты.

Несмотря на нападки на Стёрджеса за то, что в его работах зачастую присутствует очень юная обнаженная натура - снимки не оставляют ощущения порочности. Стёрджес не работает с обнаженным телом как с абстрактной формой, но устанавливает особый контакт с человеком, что делает его фотографии такими чарующими и непринужденными. Стёрджес на протяжении долгих лет дружит с семьями своих натурщиц. Фотограф снимает своих моделей - девочек и девушек из нудистских общин - в обстановке, совершенно гармоничной для них самих. «Нагота здесь ничего не значит…Люди обнажены, потому что они нудисты и проводят теплое время года на курортах, свободные от чувства смущения», - говорит автор.

Начав работу сериями в 1970ые годы, сейчас автор фотографирует уже третье поколение своих моделей. «У меня есть серии фотографий, отражающие 30- и 35-летние периоды жизни». Он очарован человеческих телом и тем, как оно развивается, начиная с младенчества и детства до подросткового периода и зрелости. Стёрждеса интересует не только физиологические метаморфозы, но и личностные изменения, которые претерпевает человек:

«Я хочу, чтобы, смотря на мои фотографии, зритель осознал, насколько интересны и многогранны люди на моих фотографиях».

Стёрджес изучал педагогическую психологию и фотографию в университете Марльборо в Вермонте, после чего получил степень магистра искусств в Институте изящных искусств Сан-Франциско. После окончания учебы Стёрджес в течение года работал под руководством фотографа и известного специалиста по фотопечати Ричарда Бенсона. За это время ему приходилось печатать с негативов Эжена Атже, Пола Стрэнда, Уолкера Эванса, Гарри Виногранда и других именитых фотографов.

Джок Стёрджес выпустил более 10 монографий, его работы находятся в музейных коллекциях таких институций, как Музей современного искусства и Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Национальная библиотека в Париже и франкфуртский Музей современного искусства.

Центр фотографии имени братьев Люмьер показал около 40 фотографий, снятых Стёрджесом на крупноформатную карданную камеру 20х25 см. Выставка представит творчество автора от ранних работ 1970-ых годов до современных съемок.

Jock Sturges. Ad"ele_ Montalivet, France, 1999




Jock Sturges. Sin"ead_ Clifden, County Galway, Ireland, 1995

24 сентября детский омбудсмен Анна Кузнецова и сенатор Елена Мизулина потребовали от правоохранительных органов проверить выставку "Без смущения" на предмет детской порнографии. Пояснения организаторов о том, что все обнажённые модели на выставке - совершеннолетние женщины, никак не помогли.

После этого выставку забаррикадировали неизвестные бандиты, назвавшиеся членами общественной организации "Офицеры России". Полиция никак не отреагировала на незаконные действия преступников.

Выставка в результате была закрыта.

Центр фотографии имени братьев Люмьер представляет первую в России выставку одного из самых противоречивых фотографов последних десятилетий — Джока Стёрджеса. Выставка пройдет с 7 сентября по 30 октября 2016 года. Вход для членов — свободный.

Джок Стёрджес наиболее известен своими сериями фотографий семей нудистов Франции, Северной Калифорнии и Ирландии. Неудивительно, что слава пришла к фотографу вместе со скандалом. На многих снимках Стёрджеса — женская натура в периоды полового созревания и до него — что привлекло внимание консервативной общественности, христианских общин и правоохранительных органов США. В начале 1990ых годов полицейские службы совместно с работниками ФБР произвели обыск в студии автора и арест его работ и фотографической техники. Позже Стёрджесу пришлось пережить еще одну атаку — активисты христианских общин США осаждали книжные магазины по всей стране с целью изъятия и уничтожения фотоальбомов автора.


Однако несмотря на нападки на Стёрджеса за то, что в его работах зачастую присутствует очень юная обнаженная натура — снимки не оставляют ощущения порочности. В них есть красота, правда, но нет ничего предосудительного. Его модели не раздеваются специально для съемок — они были обнажены до его прихода и даже не думают одеваться после того, как он делает последний кадр. Фотограф снимает своих моделей — девочек и девушек из нудистских общин — в обстановке, совершенно гармоничной для них самих.

«Нагота здесь ничего не значит. Люди обнажены, потому что они нудисты и проводят теплое время года на курортах, свободные от чувства смущения», — говорит автор.

Стёрджес не просто приходит на пляж, чтобы сделать несколько случайных фотографий — он снова и снова возвращается в одни и те же места и снимает своих моделей на протяжении длительного времени, прослеживая изменения, которые они претерпевают. Он живет жизнью этих людей, подолгу общается с ними, дружит с семьями своих натурщиц, стараясь передать не только красоту тела в разное время жизни — но и красоту характеров.

«Мне больше всего нравятся фотографии из серий, к которым я приступил довольно давно, иногда во время беременности матерей моих будущей моделей, затем рождение детей, сами дети в различные периоды их жизни», — говорит фотограф.

Начав работу сериями в 1970-е годы, сейчас автор фотографирует уже 3-е поколение своих моделей.



Обнаженные дети на снимках Стёрджеса — это часть его исследования «путешествия от ребенка к взрослому» — долгого, многолетнего пути.

«Чем дольше ты знаешь своих моделей, тем вероятнее, что ты сделаешь снимок, который будет «настоящим», — считает автор, — «Серия фотографий одного и того же человека содержит больше „правды“, чем может заключать в себе отдельный снимок».

На протяжении десятилетий своей работы, красота во всех ее проявлениях — то, что волнует автора и до сих пор: «Именно чувство прекрасного, умение увидеть и оценить красоту во всем ее многообразии и выделяет человека из всего остального мира», — уверен фотограф.
Фотографии Джока Стёрджеса действительно обладают совершенно гипнотической красотой.

«Это мой замысел — работать с обнаженной натурой в естественных условиях, где место и отсутствие одежды работают на то, чтобы „стереть“ дату, эпоху, само время», — говорит автор, — «Хотелось бы сделать снимки, которые будут обращать зрителя к вечным человеческим истинам, неподвластным времени».

Центр фотографии имени братьев Люмьер покажет около 40 фотографий, снятых Стёрджесом на крупноформатную карданную камеру 20×25 см. Выставка представит творчество автора от ранних работ 1970-х годов до современных съемок 2015 года.

Контактная информация Центра фотографии имени братьев Люмьер

Время работы: вторник—пятница, 12:00-21:00; суббота—воскресенье, 12:00-22:00; понедельник — выходной; касса закрывается на час раньше.

Стоимость: вход по билету на выставку (430 руб). Для участников вход бесплатный при предъявлении удостоверения.

24 сентября интернет-пользователи переключились с развода Джолипиттов на более острую тему и принялись обсуждать, где проходит та тонкая грань, которая отделяет настоящее искусство от порнографии. Поводом стала выставка фотографа Джока Стерджеса, где демонстрировались неоднозначные кадры. Пост известного блогера Лены Миро с говорящим названием «Выставка для педофилов в Москве» стал отправной точкой в этой дискуссии, которая позже выплеснулась с просторов Сети в реальную жизнь.

Девушка, много и часто пишущая про способы обретения идеального тела, на сей раз поделилась своими мыслями о фотовыставке, называя Джока Стерджеса не иначе как «идейным вдохновителем всех педофилов» и недоумевая, как автор снимков, на которых изображены «маленькие голые девочки в сексуально-призывных позах», стал выставляться в Москве.

В комментариях к этой записи в ЖЖ на данный момент высказались больше полутора тысяч человек (заметим, что всех, кто принял участие в бурных диспутах на страницах Анны Кузнецовой, Центра фотографии и других площадках в Сети на данный момент, пересчитать просто нереально).

Следующей, кто привлек внимание общественности к работам фотографа в этот же день, стала Член Совета Федерации Елена Мизулина, сделавшая заявление, в котором потребовала закрыть «педофильскую» выставку. «Эта выставка - публичная демонстрация материалов с детской порнографией, что запрещено российским законодательством: статья уголовного кодекса РФ 242.1. В связи с этим необходимо проверить, кто дал разрешение на проведение подобной выставки».

«Я убеждена, что работы с изображением обнаженных маленьких девочек, представленные на выставке, не могут трактоваться как произведение искусства. Это - самая настоящая пропаганда педофилии. Выставка должна быть срочно закрыта», - цитирует слова Мизулиной «Интерфакс» .

Анна Кузнецова, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, официального заявления делать не стала, высказавшись на своей странице на Facebook: «Просто жутко, что фотовыставка автора, чьи работы признаны Роскомнадзором «детской порнографией», может иметь место в «культурной» жизни нашей столицы!».

Анна также поведала о принятых мерах: «Прошли переговоры с прокуратурой о необходимости организации прокурорской проверки. Теперь ожидаем конкретных шагов. Статья 28.4 КоАП за демонстрацию порнографической продукции предусматривает штраф до 5 миллионов или приостановку деятельности до 90 суток с конфискацией материала», и пожалела девочек, чьи фото демонстрируются «на этой злосчастной выставке».

Сам американский фотограф вовсе не считает, что сделал нечто предосудительное. Всех моделей он фотографировал с их согласия, либо с согласия их родителей.

«Это мои соседи, мои друзья, которых я фотографировал с их семьями на протяжении сорока лет. На моих фото примерно 25 семей, которых я снимал, начиная с 70-х годов прошлого века», - рассказал он в интервью каналу РЕН ТВ сделал акцент на том, что в его работах «нет порнографии».

В свою очередь, основательница Галереи имени братьев Люмьер Наталья Григорьева в беседе с корреспондентом kommersant.ru обратила внимание на весьма любопытный факт: «Пресс-служба распространяет пресс-пакеты о выставке за три месяца до ее начала. Эта выставка стояла на сайте Министерства культуры Российской Федерации. У нас было открытие выставки, присутствовал автор. Были телевизионные камеры, были интервью. Все экспонаты выставки были представлены».

Но, несмотря на то, что «все видели, что там находится», в воскресенье, 25 сентября, участники общественной организации «Офицеры России» заблокировали вход в здание, хотя, отметим, у них, в отличие от органов власти, нет права решать, какие фото можно или нельзя экспонировать. Так что в итоге фото увидели только журналисты (и неизвестный мужчина, обливший экспонаты желтой жидкостью с характерным запахом), прессу в выставочный зал пропустили. Руководство Центра фотографии решило «не будоражить общественное мнение» и закрыло выставку.

А после проверки, проведённой членами организации «Офицеры России», фотовыставку Стёрджеса закрыли. Незадолго до этого Елена Мизулина обвинила организаторов в «публичной демонстрации детской порнографии».

Фотограф удивлён и очень опечален инцидентом. По словам Стёрджеса, в его работах нет порнографии, и ни в одной галерее её не увидели. Более того, закрытие выставки спровоцировало огромный интерес россиян к произведениям американского фотографа. Согласно Google Trends , после скандала в Центре фотографии имени братьев Люмьер Стёрджес заинтересовал россиян больше, чем рэпер Тимати и даже Сергей Шнуров. Между тем, в социальных сетях набирает обороты флешмоб в поддержку этой выставки с хештегом #безстеснения.

В Министерстве культуры считают, что вызвавшая скандал фотовыставка "Джок Стёрджес. Без смущения" "не оставляет ощущения порочности".

«Несмотря на нападки на Стёрджеса за то, что в его работах зачастую присутствует очень юная обнаженная натура – снимки не оставляют ощущения порочности. Стёрджес не работает с обнаженным телом как с абстрактной формой, но устанавливает особый контакт с человеком, что делает его фотографии такими чарующими и непринужденными. Стёрджес на протяжении долгих лет дружит с семьями своих натурщиц. Фотограф снимает своих моделей – девочек и девушек из нудистских общин – в обстановке, совершенно гармоничной для них самих» , – отмечается на сайте ведомства.

Из биографии Джока Стёрджеса

Американский фотограф (Jock Sturges) родился в 1947 году в Нью-Йорке. После школы служил в армии, был главным фотографом военной базы. Демобилизовавшись, поступил в колледж Мальборо в штате Вермонт и изучал педагогическую психологию. Позднее Джок занялся съёмкой в жанре портретной, модной и рекламной фотографии. В летние месяцы он выбирался на нудистские пляжи Калифорнии, Франции и Ирландии, где снимал обнажённую натуру. На многих его снимках запечатлены девочки в период полового созревания, что не осталось без внимания правоохранителей.

Первый скандал

В 1990 году полиция с агентами ФБР вторглись в студию Джока Стёрджеса в Сан-Франциско. Они конфисковали компьютер, фотоаппараты, негативы и распечатанные снимки. Разбирательство по делу фотографа длилось более года. В его защиту выступило Художественное сообщество США и Европы, что повлияло на Совет по соблюдению законности. В итоге было принято решение о неправомерности действий полиции.

После этого инцидента популярность фотографа мгновенно выросла. Он издал более 10 фотоальбомов и принял участие во многих персональных и групповых выставках. Его работы стали активно раскупать. Некоторые произведения включили в коллекции Музея современного искусства и Метрополитен-музея в Нью-Йорке, Национальной библиотеки в Париже и Франкфуртского Музея современного искусства.

Конец 90-х годов для фотографа ознаменовался новыми волнениями. Протестантские общины неоднократно обращались в суд, а также пикетировали книжные магазины США, требуя уничтожения фотоальбомов Джока Стёрджеса.

Вот что сказал об этом сам фотограф:

«Очень трудно добиться известности, занимаясь исключительно художественной фотографией. Теперь я достиг этого, но меня навсегда лишили возможности узнать, популярны ли мои произведения исключительно благодаря своим художественным достоинствам, или это результат возникающих вокруг них скандалов. Я чувствую, как будто меня обворовали, и я никогда не смогу вернуть украденное. Некоторые критики обвинили меня в том, что я пытаюсь извлечь выгоду из сложившейся ситуации, но забыли упомянуть, что ситуация сложилась вовсе не по моей вине».

8 декабря в Центре фотографии имени братьев Люмьер в Москве вновь откроется выставка фотографа Джока Стерджеса «Без смущения». В прошлом году ее со скандалом закрыли после обвинений в пропаганде педофилии.

В 2016 году экспозиция мэтра фотографии Джока Стерджеса открылась 8 сентября, но уже 25 сентября ее закрыли. Выставка вызвала огромный резонанс у общественности. На ней демонстрировались фотографии семей нудистов, с которыми Стерджес дружил и общался.

Специально для выставки было установлено возрастное ограничение «18+», несмотря на то, что для экспозиции в России специально отобрали самые целомудренные снимки. Но выставка все равно была закрыта. Причиной послужили жалобы члена Совета Федерации Елены Мизулиной и уполномоченного по правам ребенка Анны Кузнецовой, которые сочли снимки американского фотографа «педофильскими».

Во время выставки член прокремлевского движения SERB Александр Петрунько облил фотографии Джока Стерджеса мочой, которая попала тогда и на журналистов. Петрунько дали семь суток ареста за мелкое хулиганство.

В пресс-службе Центра фотографии имени братьев Люмьер заявили, что следствие длилось почти год. В итоге эксперты признали полное отсутствие признаков преступления и высокий художественный уровень работ.

Экспертиза Следственного комитета показала, что фотографии Стерджеса не направлены на стимуляцию сексуального влечения, а «относятся к категории художественных ценностей и порнографией не являются». Также в экспертизе говорится, что бурную реакцию снимки вызвали у части общества, «у которой гипертрофированный общественный темперамент пришел в опасный резонанс с невежеством».

На выставке «Без смущения 2.0» можно будет познакомиться не только с фотоработами, но и с историей закрытия экспозиции, выдержками из газет, фотографиями и видеосюжетами СМИ, а также материалами экспертизы и следствия. Выставка продлится с 8 декабря до 8 января.



Поделиться: