Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: как сдать экзамен на отлично. Как сдать егэ Советы как сдать егэ по русскому языку

Необязательно читать все произведения из школьной программы, чтобы хорошо написать сочинение в рамках единого госэкзамена по русскому языку. В предлагаемых разработчиками текстах поднимаются "вечные проблемы", вопросы, связанные с поведением человека на войне, а также c обеднением родного языка. Есть книги, которые при внимательном прочтении освободят вас от необходимости изучать десятки творений. Лайф составил список "спасительной" литературы.

Если вы действительно серьёзно читали все 10 книг, о которых мы будем говорить, то экзамен вы сдадите - аргументы подберёте к любой проблеме, но можно также и прочитать всего несколько трудов из списка, если у вас мышление ассоциативное, а любой факт из произведения вы можете "выкрутить" в свою пользу . Например, стоит выбрать, кто вам ближе: Шолохов или Толстой? Не обязательно читать оба романа-эпопеи (то есть "Тихий Дон" и "Войну и мир"), так как проблемы в них перекликаются. Достаточно действительно хорошо знать сюжетные линии одной из книг.

При этом не забывайте, что аргументов должно быть два, а значит примерами из одного произведения не обойтись.

1. "Война и мир" Льва Николаевича Толстого

На примере историй трёх семей на фоне войны с Наполеоном показаны многие вечные проблемы - это проявление лучших (или худших) качеств человека в критические моменты (Пьер Безухов, Андрей Болконский), неопытность молодой души (Наташа Ростова) и влияние окружения на становление личности (Анатоль и Элен Курагины, Андрей и Марья Болконские, Наташа, Николай, Пётр и Вера Ростовы), выбор пути или поиск смысла жизни (Пьер Безухов, Андрей Болконский). Также Толстой говорит о милосердии в лице, например, Наташи Ростовой, о долге - в лице Болконских, о ветрености и малодушии - Анатоль Курагин, Наташа Ростова. Не забывает автор и о проблеме социального расслоения, жажде власти - это два противоположных мира семей Курагиных и Ростовых.

Практически в каждой главе романа, в каждом эпизоде можно найти аргументацию к той или иной проблеме в экзаменационном тексте.

2. "Тихий Дон" Михаила Александровича Шолохова

В романе-эпопее, посвящённом жизни казаков в период Гражданской войны, одна из центральных тем - женская любовь и её глубина (Наталья и Аксинья). Также важнейшая проблема, поднятая Шолоховым, - выбор пути человеком. Это терзания Григория Мелехова (как на войне, так и в личной жизни). Классик говорит о бесконечном стремлении к счастью вопреки любым препятствиям (история любви главных героев), а также о человеческой похоти, влиянии инстинктов на жизнь человека (жена старшего брата Григория). Сквозь всё произведение прослеживается и тема рока, неотвратимости, искупления грехов. Шолохов, рассказывая о семье Мелеховых, говорит и о долге перед родителями, противостоянии разных поколений и предательстве.

3. Любая книга из цикла "Песнь Льда и Пламени" Джорджа Мартина

Вне зависимости от того, поклонник вы сериала или серии произведений фантаста, созданная американским писателем реальность настолько глобальна, что воплощает все радости и пороки человеческой жизни, или, как бы сказал Бальзак, "человеческой комедии". История противостояния домов (влиятельных семей) за престол вскрывает самые ужасные стороны людской души - Мартин говорит о правилах честной и нечестной войны, о проблеме несправедливости, ненависти и корысти в обществе, об инцестах, алчности и милосердии, о проблеме долга перед семьёй и государством, о бесчестии вне зависимости от социального достатка, о чванстве, о присутствии соревновательного духа между членами семьи. Нет даже смысла всё перечислять и указывать конкретных героев - их много, и пороки и достоинства есть в каждом из персонажей цикла. Аргумент практически к любой проблематике вы найдёте в истории Вестероса. Даже о противодействии прогрессу и неприятии нового можно рассказать на примере истории об экспериментах над Горой.

4. "Преступление и наказание" Фёдора Михайловича Достоевского

Одно из важнейших произведений школьной программы - это история о "маленьких людях", "тварях дрожащих". В романе поднимается также широкий спектр вопросов - двойничество души, присутствие в каждом человеке двух полюсов - добра и зла, искупление грехов, выбор пути (снова главные герои, Мармеладов), жизненные приоритеты и становление личности, роль религии в жизни человека, алчность и цинизм (старуха-процентщица, Свидригайлов), изменение восприятия мира в зависимости от внутренних переживаний человека (Санкт-Петербург), чувство вины, неотвратимость наказания, экстремизм и т.д. Большинство проблем романа показаны через личности главных героев - Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой.

5. "Гроза" Александра Николаевича Островского

Пьеса, посвящённая социальным и бытовым проблемам (как и "Бесприданница") , показывает тёмный мир, в котором нет места для светлых эмоций. Они просто погибают под натиском человеческой "простоты", ненависти, консерватизма и невежества. В произведении можно найти аргументы на темы предательства (измена Катерины мужу), неспокойствия человеческой души, постоянного поиска нового (также Катерина), социального расслоения, следования традициям и неприятия молодёжи старым поколением (Кабаниха и Катерина, Тихон), рока (графиня и предзнаменование смерти), чувства вины, подавления сердцем слова разума, лжи в кругу близких, подросткового максимализма, воровства среди богатого сословия (Дикой), власти, превратностей любви, взаимоотношений отцов и детей и так далее.

6. "За рубежом" Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина

Привести аргументы из сатирического произведения классика можно на темы патриотизма (любовь к Родине, неприятие чужого, хоть и лучшего), противостояния Запада и Востока, России и Европы, бедных и богатых (беседа русского и немецкого мальчика), чувства толпы, потребительского общества, забвения традиций, человеческого фактора в отношениях, профессионального долга, особенностей менталитета разных народов и так далее.

7. "Капитанская дочка" Александра Сергеевича Пушкина

Немаловажно и прочитать небольшое произведение нашего светила, потому как эта повесть (кстати, аргумент такой можно взять и из романа "Война и мир") поднимает проблему о роли личности в истории (Емельян Пугачёв и Екатерина II). Также нельзя не сказать о милосердии (снова императрица), поведении человека в критической ситуации, долге перед государством, родительской строгости (в лице отца Петра Гринёва), предательстве (Швабрин и Гринёв), чувстве собственничества (Швабрин), социальном неравенстве и, конечно, о любви - капитанской дочки и Гринёва.

8. "Русский язык на грани нервного срыва" Максима Анисимовича Кронгауза

Как и в случае с "Игрой престолов" (первой частью), необязательно читать - можно посмотреть фильм. "Великого Гэтсби" любят далеко не все - для кого-то занудно, однако кинолента получилась весьма динамичной (тем более что некоторые моменты из романа реализованы на экране не были - например, жизнь Гэтсби в молодости, эпизод с его семьёй). Классик эпохи джаза поднимает проблемы нетерпимости богатых к проблемам людей низкого "сословия", отличия любви от влюбленности, жажды власти и денег, "маленького человека". Также автор рассказывает о настоящей дружбе, мечтах и надеждах. Последние, по Фицджеральду, нередко пустые.

10. "На Западном фронте без перемен" Эриха Марии Ремарка

О смирении, воинском долге, отчаянии потерявшего близких, неотвратимости смерти, равенстве перед войной и гибелью всех людей (вне зависимости от достатка, родословной и рода деятельности), дружбе и безразличии на войне к вещам, важным в мирное время, рассказывает Ремарк. В небольшом произведении можно найти аргументы почти на любую военную проблематику.

До начала ЕГЭ осталось меньше двух месяцев. Что можно сделать за оставшееся время, чтобы получить как можно более высокие баллы для поступления в хороший вуз? Многие стараются заработать их за счёт ЕГЭ по русскому языку. Ведь это единственный экзамен, результаты которого обязательны для поступления в любой вуз на любую специальность.

Какие ошибки чаще всего совершают в ЕГЭ по русскому языку? На что обратить внимание при подготовке? Будущим выпускникам советует Роман Дощинский, учитель русского языка и литературы школы № 1251, руководитель исполкома Ассоциации учителей русского языка и литературы :

Тренируйтесь по открытому банку заданий

Не стоит тратить деньги на дорогие пособия по подготовке к ЕГЭ. Используйте открытый банк заданий ЕГЭ на сайте Федерального института педагогических измерений. Все первые задания точно будут оттуда.

Больше читайте (желательно произведения целиком, а не краткое изложение содержания)

Старайтесь находить время для чтения художественной литературы. В сочинении, которое предлагается в последней части ЕГЭ по русскому языку, нужно подтвердить свои мысли примерами из прочитанных произведений. К тому же чтение тренирует грамотность и умение излагать мысли, расширяет лексический запас.

Учитесь комментировать проблему с опорой на текст

Обратите внимание на работу с текстом и сочинение. Чаще всего баллы теряются из-за неправильного комментирования и аргументирования заявленной в тексте проблемы. Многие начинают увлекаться творчеством и теряют связь с опорным текстом, думая, что от них требуется сочинение в духе свободного размышления. Это роковая ошибка! Ученик прочитал текст, обозначил проблему, а потом отложил его в сторону и начал заниматься сочинением, творить. Говорить «про жизнь», вместо того чтобы показать, что проблема, которая им была обозначена, действительно наличествует в тексте, что она не выдумана. Хотя в описании задания напоминается, что работа, написанная без опоры на текст, не оценивается, всё равно об этом забывают. Обращение к данному тексту и умение им оперировать — важная составляющая при оценке работы.

Приводите аргументы правильно

Также стоит потренироваться и в умении аргументировать свою позицию с опорой на литературные произведения. Возникают парадоксальные вещи. Дан текст, например, о годах Великой Отечественной войны. Понятно, война — вроде бы уже совершенно далёкое явление, и дети, вместо того чтобы привести аргументы из художественных произведений, начинают переносить смыслы, тему подвига и геройства на современную жизнь. Получается юмористичная история. Даже приводя собственные аргументы в защиту своей точки зрения, показывая свою начитанность и кругозор, нельзя отступать от содержания данного текста.

Соблюдайте структуру и формат текста

Учтите, что сочинение на ЕГЭ по русскому языку совсем другого формата, чем выпускное сочинение или творческая работа, предлагаемая во Всероссийских проверочных работах. Сочинение на ЕГЭ по русскому языку имеет совершенно чёткую структуру. К предложенному тексту надо заявить проблему, написать комментарий, обозначить авторскую позицию, выразить своё согласие или несогласие с ним и привести аргументы из литературы, которые отвечают данной проблеме. Тем, кто мало читал, с последним придётся туго.

Приучитесь медленно и вдумчиво читать текст и задания

На самом экзамене не жалейте времени на то, чтобы прочитать текст 2-3 раза, пусть вы даже потратите на это 15-20 минут. Это время точно не будет напрасным. И потом оправдается высокими баллами. Поверхностное чтение текста часто приводит к серьёзным ошибкам. Ведь всё основано на тексте: и первые задания после него, и сочинение. Бывает, что ребята приходят на апелляцию, настаивая на том, что задания к тексту были неправильно сформулированы. Но после внимательного прочтения текста оказывается, что их претензии необоснованны.

Не торопитесь на экзамене

На экзамене отслеживайте точность простановки ответов в бланке, чтобы они соответствовали заданиям. Множество обращений на горячую линию Общественной палаты по поводу ЕГЭ в прошлом году было из-за ошибок в оформлении. Многие проставляли правильные ответы на черновике и не успевали перенести в бланк. Им казалось, что за 5 минут до конца экзамена они успеют это сделать. Но начинали спешить. И получалось, что ребёнок, начиная, скажем, с 6 задания, сползал в простановке верных ответов ровно на строчку вниз. Обидно. Но, к сожалению, апелляция по таким случаям невозможна. Даже если в черновике всё верно. Исправить ничего нельзя.

Экзамен по русскому языку является обязательным для всех выпускников. По общему признанию, для тех, кому достаточно преодолеть минимальный барьер, он не представляет сложности. Но если вы рассчитываете получить высокий балл, то нужно серьезно готовиться. О том, как это лучше делать, «Учёбе.ру» рассказала эксперт Елена Бузина, ведущая популярной группы для подготовки к экзамену по русскому языку «Пишу на сто».

Елена БУЗИНА,

эксперт ЕГЭ, кандидат педагогических наук,

ведущая группы «ВКонтакте» «Пишу на сто»

В чем, по-вашему, самая большая сложность экзамена по русскому языку?

Никаких сложностей в экзамене по русскому языку в формате ЕГЭ нет, и это правда. Если они возникают, то их легко преодолеть. Для этого нужно, во-первых, внимательно изучить демонстрационный вариант теста, спецификацию и кодификатор. Накануне учебного года все эти документы публикуются на официальном сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Проанализировав их, надо определить, какие задания вызывают у вас трудности, и начать подготовку, учитывая это.

Русский язык — это единственный экзамен, который может служить «палочкой-выручалочкой» для тех, кто поступает в престижные вузы. Сдать больше, чем на 90 баллов, математику очень тяжело. Физику, химию или биологию — тем более. А сдать русский язык больше, чем на 90 баллов, вполне по силам каждому, кто поставит перед собой такую цель.

Но, конечно, если вы планируете получить высокий балл (от 80 и выше), то без системного повторения сдать ЕГЭ по русскому, как и любой другой экзамен, вряд ли получится.

Какие темы, по вашим наблюдениям, вызывают больше всего сложностей?

Самые трудные темы общеизвестны: в течение трех лет, с тех пор как появилась новая модель ЕГЭ по русскому языку, стабильными «чемпионами» по самому низкому проценту выполнения являются несколько заданий.

Прежде всего, это задание № 14 из блока «Орфография», в котором проверяются знания правил написания одного или двух «н», и задание № 19 в блоке «Пунктуация». В этом задании нужно выбрать правильный ответ, анализируя сложное предложение с разными видами связи.

Стабильно невысокий результат выпускники показывают, выполняя задания на основе исходного текста, который предлагается для работы. Это задания № 21, № 22 и № 23. Их сложность заключается в том, что правильный ответ нужно найти в тексте, который выпускник читает на экзамене в первый раз.

Что делать? Для блока «Орфография» нужно повторить правило — не заучивать наизусть, а учиться работать на основе алгоритма и выполнять все действия последовательно, чтобы найти верный ответ на поставленный вопрос. Впрочем, этот подход касается абсолютно всех заданий блока.

Чтобы научиться выполнять задания из блока «Пунктуация», нужно повторить базовые правила, которые даются в 8 классе. Нужно очень хорошо повторить тему «Простое предложение»: понять законы такого предложения, как оно может быть устроено, чем может быть осложнено. После этого будет легко выполнять задания и на сложные предложения, ведь на деле это несколько простых предложений, объединенных разными способами.

Как лучше готовиться к экзамену? Есть ли какие-то секреты?

Секрет первый: распределите задания первой части (задания с № 1 по № 24) на тематические блоки. Их несколько: задания № 8-14 составляют блок «Орфография, задания № 15-19 — блок «Пунктуация», задания № 4-7 — блок «Культура речи». Задания № 1-3 и № 20-24 — это два блока, которые проверяют навыки смыслового и речеведческого анализа, в том числе большого текста, который приведен в тесте.

Секрет второй: в каждом блоке выделите самые легкие и самые трудные лично для вас задания. Повторите правила. С любым правилом легче работать, если оно дано в виде схемы, таблички или алгоритма. Когда вы тренируетесь, туда можно и нужно заглядывать столько, сколько необходимо для того, чтобы запомнить правило и порядок его применения.

Секрет третий: закрепление. Для этого можно обратиться к популярному сайту «Решу ЕГЭ» . Проработав правило, нужно сразу выполнить как минимум пять, а лучше 15 заданий. Обязательно нужно выполнить 10-15 заданий этого типа и в бумажной версии. Можно воспользоваться пособиями, с которыми рекомендуют готовиться к экзамену ваши учителя.

Какой тип вопросов считается самым сложным? Как по ним лучше тренироваться? Какие вопросы дают больше всего баллов и стоит ли «напирать» на них?

В тесте по русскому языку есть четыре задания, за которые выставляется больше одного балла. Это задания № 1 и № 15, за которые можно получить по 2 балла. Они определяются как «базовый уровень сложности», то есть их могут выполнить абсолютно все.

А вот заданий, которые относятся к высокому уровню сложности, в первой части ЕГЭ по русскому языку всего три: № 7, № 23 и № 24. Задание № 7 и задание № 24 — самые «дорогие»: 5 и 4 балла соответственно. И эта оценка вполне справедлива — сколько будет верных ответов, столько баллов будет засчитано. Если, например, в задании № 7 вы правильно сопоставите два предложения, то получите 2 балла, и так далее.

Задание № 24 — это перечень средств выразительности, которые используются для создания образной речи. В этом задании дается девять терминов, из которых надо выбрать четыре и поставить их в рецензии на правильное место. Для того чтобы выполнить это задание, нужна серьезная проработка теории и очень хорошая тренировка. Но процент его успешного выполнения намного выше, чем у задания № 14 (одна или две «н» в разных частях речи), хотя эти правила дети учатся применять начиная с 5 класса.

Обратите особое внимание на то, что в заданиях № 7 и № 24 принципиально важен порядок внесения ответов в бланк. Если он будет нарушен, получится, что при выполнении заданий вы допустили ошибку. Так вы потеряете баллы.

Очень важно научиться правильно читать вопрос. Все, что требуют задания, сформулировано четко, и, если читать внимательно, очень сложно ошибиться с тем, как внести ответы в бланк. Например, задание: «Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номер ответов». Сама постановка вопроса готовит к тому, что нужно выбрать больше одного варианта ответа. А вот фрагмент другого задания: «Из предложения № 33-34 выпишите слово со значением (...)». Единственное число в вопросе говорит о том, что для верного ответа надо выбрать только одно слово.

При выполнении задания № 23 (это задание повышенной сложности, хотя оно дает всего 1 балл), нужно быть очень внимательным к формулировке и заняться анализом именно того предложения, которое указано в задании. Вот как оно звучит: «Среди предложений (далее указываются номера) найдите такое (или такие), которое (которые) связано (связаны) с предыдущим с помощью однокоренных слов. Напишите номер (номера) этого (этих) предложения (предложений)». Только способность и готовность к анализу позволит найти верный ответ на этот вопрос.

Стоит обратить внимание на задания № 8-14 в блоке «Орфография». Здесь нужно выписать слово, которое отвечает условию, и внести его в бланк ответов. Выбранное вами слово должно быть вписано в бланк ответов правильно. Если в нем будет допущена орфографическая ошибка, ответ не будет засчитан. То же самое случится, если слово вы внесете, но забудете вписать правильную букву на месте обозначенного в тесте пропуска.

Обо всех этих и других деталях подробнейшим образом рассказывает спецификация контрольно-измерительных материалов, и к ней полезно обращаться.

НА ЭКЗАМЕНЕ НУЖНО ТЩАТЕЛЬНО РЕДАКТИРОВАТЬ УЖЕ НАПИСАННЫЙ ТЕКСТ

Как надо написать сочинение-рассуждение, чтобы получить за него максимальное количество баллов?

Задание № 25 — сочинение-рассуждение — имеет очень большое значение. Максимально за него можно получить 24 балла, это более 42% от суммы баллов за верное выполнение всего теста. Нужно сказать сразу, что сегодня эту часть работы выполняют практически все выпускники: даже те, кто только-только перешагивает нижний порог, по этому заданию получают как минимум 3-5 баллов.

Сочинение проверяется двумя независимыми экспертами на основе 12 критериев. Их условно можно разделить на блоки:

  • критерии 1-4 отвечают за содержание: за то, как создан сам текст сочинения, как сформулирована проблема, как дан комментарий по ней, как сформулирована позиция автора и аргументирована собственная точка зрения;
  • критерии 5-6 оценивают качество, структуру и полноту речи;
  • критерии 7-10 оценивают грамотность, причем по критериям 7 («Оценивание орфографии») и 8 («Оценивание пунктуации») максимально можно получить по три балла, и это очень много;
  • так называемый «Этический критерий» и «Фактическая точность» позволяют оценить фоновый материал, с которым работал выпускник, и то, насколько текст получился корректным по оценкам, с точными фактами.

Эти критерии вполне понятны и прозрачны. Но подходя к каждому из этих шагов формально невозможно получить высокие баллы. Для того чтобы заработать хотя бы 20 баллов, важно научиться тщательно редактировать уже написанный текст: поработать с черновиком и проверить чистовик. В

Преподаёт русский язык в Фоксфорде

Я преподаю русский язык в московской школе № 179. Она считается одной из самых сильных в стране. Наши ученики сдают экзамены на высокие баллы и занимают призовые места на олимпиадах. Например, в этом году мой ученик Руслан Салимгареев сдал четыре ЕГЭ на 400 баллов.

При этом мы не делаем акцент на подготовке к ЕГЭ, а стараемся заинтересовать учеников предметом. Расскажу, как это работает.

Почему не стоит делать упор на ЕГЭ

ЕГЭ - это минимум того, что есть в русском языке. В 179-й школе мы, прежде всего, учим детей быть грамотными и помогаем им разобраться в предмете. Если ученик понимает язык, видит в нём систему и умеет писать хорошие тексты, он без труда сдаст ЕГЭ на высокий балл.

Единственное, к чему нужно подготовить ученика - требования составителей и экспертов, которые будут проверять ответы. Для этого мы показываем схему заданий и объясняем, что эксперты ждут от учеников. Конечно, мы решаем пробники и пишем сочинения, но не делаем это в ущерб другим, более значимым занятиям.

Как пробудить интерес к русскому языку

Увлекательные задачи. Я даю ребятам много творческих заданий. Они пишут научно-публицистические тексты, официальные жалобы, тексты-рассуждения, статьи для блогов, детективы и триллеры. Представляют себя сотрудниками редакций и писателями-философами.

Моя задача в том, чтобы они хотели писать тексты и относились к этому как к решению интересной задачи. Ещё в начале года я объясняю, что хочу видеть в тексте: он должен быть последовательным, логичным и не содержать плагиата. А дальше мы над этим работаем.

Например, есть книжка «Увлекательные диктанты» И. Винокуровой и С. Наумовой. Там представлен текст Джерома К. Джерома, где он рассуждает о пользе желудка для человека. А дальше ученикам предлагается самим написать сочинение-рассуждение о том, зачем человеку нужны нос, легкие или сердце. Причём сделать это в стиле англичанина XIX - начала XX века.

Другой пример - журнал о науке «Кот Шрёдингера» . Раньше в каждом номере публиковали рассказы учёных о самых банальных вещах: спичка, стул, стакан. Химик описывал химический состав спички, историк рассказывал историю её возникновения, а лингвист объяснял, почему спичка называется «спичка». Я задала ученикам такую же задачку: взять предмет и описать его с точки зрения разных наук. Так ребята учились собирать материал в интернете и превращать его в научно-публицистический текст.

Рассказы о банальных предметах из журнала «Кот Шрёдингера»

Рассказы о банальных предметах из журнала «Кот Шрёдингера»

Ещё задача - представить себя блогером и написать текст для публикации. Специфика работы блогера в том, что они пишут на темы, которые волнуют лично их и при этом интересны широкой аудитории. Ученики должны были выбрать такую тему и раз в неделю публиковать по ней новый текст во «Вконтакте» или Фейсбуке.

Однажды они писали карточки как на сайте «Медуза». Это формат статьи, где нужно задавать вопросы и отвечать на них. Вначале они читали на самой «Медузе» рекомендации, как делать эти карточки. Потом выбирали тему: кто-то сочинил текст «Как быть успешным Дедом Морозом», кто-то - «Как написать бестселлер».

Одна из статей-карточек новостного сайта «Медузы»

Были и задачи на тренировку логики. Я предлагала текст, в котором предложения были расставлены в неправильном порядке. И ребята восстанавливали правильный ход текста. Этот навык потом очень пригодился им в сочинениях на ЕГЭ.

Подобные творческие задания я даю и ребятам из Экстерната и Домашней школы Фоксфорда .

Пытливость. В основном к нам в 8-9 классы приходят ребята из других школ. Со временем выясняется, что там почти не дают возможности задавать вопросы - есть только мнение учителя.

У нас же ученики могут сомневаться в словах преподавателя и отстаивать свою точку зрения. При этом они хорошо чувствуют субординацию. Также они не боятся говорить, что что-то не понимают.

Высокая планка. Мы всегда стараемся давать ученику задания немного сложнее, чем он может решить. Если видим, что нужно объяснить попроще, опускаемся на уровень ниже. Но потом снова повышаем планку. Потому что только так можно воспитать сильного ученика: ставить высокие цели и помогать ему преодолевать трудности. Учитель должен хорошо чувствовать эту грань.

Как готовиться к ЕГЭ

📆 Когда начинать. Первый тренировочный вариант дают в 10 классе. Я считаю, это правильно: лучше познакомиться со спецификой ЕГЭ в самом начале.

Далее можно систематически готовиться в течение года или интенсивно в последние два месяца. В первом случае ученик раз в неделю решает тренировочный тест и задаёт по нему вопросы. Во втором мы не чаще, чем раз в три месяца напоминаем об особенностях заданий ЕГЭ. Каждый из этих вариантов работает.

🛠 Что отработать. Все творческие задания, которые мы даём в 179-й школе, учат ребят писать тексты-рассуждения. Они тренируются находить проблему и логично её раскрывать. Это именно то, что нужно на сочинении в части C.

Но отличия таких сочинений от экзаменационных всё же есть. Я прошу их писать тексты не скучно и без клише, но на самом ЕГЭ лучше от этого уйти и писать по шаблону. Потому что так проще и быстрее. Качественный, небанальный текст нужно писать долго. Обычно мы проходим несколько редакций: ребята присылают мне тексты, и я им говорю, что хорошо, а над чем ещё нужно поработать. На ЕГЭ такой возможности нет.

Поэтому учитесь писать тексты-рассуждения для ЕГЭ. Берите темы для сочинений, пишите текст и показывайте его учителю, который сможет дать толковые замечания. Главное - много работать и каждый раз брать тему посложнее.

🔍 На что обратить внимание. Очень полезно смотреть вебинары о подготовке к ЕГЭ. Не только для школьников , но и для учителей. В них эксперты рассказывают о полезных деталях проверки ЕГЭ, о которых не знают школьники. Важно найти хороший вебинар с хорошим преподавателем. В этом плане интернет даёт потрясающие возможности.

Стоит учитывать и то, как ребёнок воспринимает информацию. Если он визуал, то ему нужно больше читать. Если аудиал - слушать вебинары. Кинестетику важно много писать, чтобы набить руку. Память у всех тоже работает по-разному: кто-то успевает много запомнить, кто-то только часть. Все эти особенности нужно принимать в расчет.

👩‍🏫 Понять, чего хочет эксперт. В тестовой части решайте как можно больше заданий от составителей ЕГЭ и сравнивайте свои ответы с теми, которые дают в демоверсиях. Так вы узнаете, что от вас ждут проверяющие.

Для написания сочинений советую пользоваться пособиями. Например, в книжке Н.А. Сениной сочинение очень грамотно разложено на составляющие. Автор объясняет, что учитывает составитель при выборе текста и .

⛔️ Типичные ошибки. Чаще всего школьники ошибаются в заданиях на орфоэпию - расстановку ударений. Здесь сложно высчитать закономерность, поэтому нужно запоминать. Также много ошибок на синтаксис и пунктуацию. Сложные предложения - одна из самых трудных тем в русском языке.

В сочинении допускают речевые и логические ошибки. Речевые связаны с тем, что наша устная речь опережает письменную. Другими словами, мы обычно не говорим так, как пишем. Поэтому школьники часто переносят в сочинение разговорную речь.

Над логикой же вообще мало работают в обычных школах. Обычно натаскивают на теоретические вопросы и пишут диктанты, но никто не учит рассуждать и выстраивать логику текста. Поэтому в сочинении так много ошибок.

Залог успешной подготовки

Попробуйте найти в предмете то, что вас цепляет. У вас должна быть мотивация его изучать и искать в нём свой интерес. Так вы начнёте понимать предмет и видеть систему, как всё устроено. А как только начнёте понимать - сможете справиться с любой задачей.

Возможно, это не получится с первого раза. Но обязательно получится со второго или третьего. Не бойтесь: всё это возможно и не так уж сложно. Я убеждена, что не бывает безнадёжных и слабых учеников. Любой человек способен сдать экзамен на высокий балл, тем более ЕГЭ.

Герои ЕГЭ – «Отличники просвещения» - так мы назвали новый проект «Комсомольской правды» о тех, кто добивается наивысшего результата. В 2017 году мы рассказывали о педагогах, а в этом, при поддержке издательства «Просвещение», мы познакомим вас с выпускниками, которые сдали ЕГЭ на 100 баллов. Как они это сделали и как повторить их успех – об этом мы спросим у них самих!

Совет 1: Количество обязательно перейдет в качество!

Алена Одегова

Закончила: школа №76, Красноярск

Сейчас учится: Санкт-Петербургская академия Следственного комитета Российской Федерации

Я участвовала в олимпиадах по русскому языку, поэтому подготовка к ЕГЭ не была для меня очень трудоемкой. Однако в ЕГЭ есть свои тонкости и нюансы, которые нужно учитывать. С ними меня ознакомила моя учительница, Погодаева Светлана Ивановна, за что я ей очень благодарна. В подготовке могу посоветовать как можно больше решать и думать, потому что количество постепенно перерастает в качество.

По трём экзаменам я набрала 271 балл, такие баллы открывали много возможностей, однако я решила, что буду поступать в Академию Следственного Комитета в Санкт-Петербурге . Благодаря хорошей подготовке к ЕГЭ я успешно сдала вступительные экзамены и заняла первое место в рейтинге поступающих.

Самое главное правило, которое нужно соблюдать при сдаче экзаменов да и вообще в жизни, - не волноваться и не переживать! Потому что от волнения можно забыть все, что знал. Именно для ЕГЭ могу посоветовать внимательно читать задания и не торопиться, потому что много ошибок совершается по невнимательности. Однако стоит грамотно распределять время, чтобы все успеть.

После первой сданной сессии могу сказать, что ЕГЭ - мероприятие менее сложное, чем университетские экзамены, однако более волнительное. Вся атмосфера ЕГЭ, осознание того, что это финальная точка всего обучения в школе и старт для будущего обучения, заставляют волноваться, даже если для этого нет оснований.

Совет 2: Читайте, друзья!

Иван Паркаев

Закончил: гимназия 10, Красноярск

Сейчас учится: Сибирская Пожарно-Спасательная Академия МЧС России (Железногорск )

Несомненно, огромную роль сыграл мой учитель по русскому языку Варвара Михайловна Макаренко , которой я очень благодарен за её профессионализм. Сам же я использовал портал РешуЕГЭ для подготовки. В качестве совета для подготовки к экзамену именно по русскому языку я могу сказать так: «Прорешивайте тесты, уделяйте особое внимание сложным для вас заданиям, углубляйте знания теоретического материала для этих заданий и... читайте, друзья!»

Во время подготовки к экзаменам не стоит лениться, но и не стоит работать «на износ», не жалея себя. Необходимо найти «золотую середину».

Так как к ЕГЭ я готовился постепенно, за день до экзамена для меня было важно сохранять спокойствие. Перед экзаменом я хорошо выспался и встал пораньше, чтобы мозг успел «запуститься». На экзаменах старался не волноваться и просто выполнять задания, как делал уже огромное количество раз.

По ЕГЭ за три предмета я набрал 257 баллов, документы я подавал в один- единственный вуз, у меня была твердая уверенность, что система МЧС России - единственное место, где я смогу найти своё призвание и найти себя. Сейчас ЕГЭ кажется не таким уж и страшным, не таким уж и сложным. Однако я помню свои мысли и чувства и до сих пор понимаю, что ЕГЭ - это то, к чему нужно относиться серьёзно.

Алина Лузан

Закончила: гимназия №13 «Академ»

Сейчас учится: КГПУ им. В.П. Астафьева , Красноярск

К ЕГЭ по русскому языку готовилась одним-единственным методом - нарешиванием. Потребности в изучении теоретических основ не было, так как все правила были изучены ещё в средней школе. Задания я решала и в школе, на подготовительных уроках, и у репетитора; за десять дней до экзамена я ежедневно решала пару вариантов в Интернете. Другим бы посоветовала объективно оценить, что им необходимо: выработать внимательность к простым и однотипным заданиям, от которых «замыливается» глаз, или же усвоить азы орфографии и пунктуации, а также «покорить» сочинение. Как бы то ни было, подготовке стоит уделить 10 и 11 классы, чтобы потом не было нужды судорожно готовиться!

В день экзамена залог успеха - это крепкий сон и приподнятое настроение! Также стоит поехать на экзамен вместе со всей школой, потому что в пути вы расслабитесь, посмеётесь и будете чувствовать себя увереннее!

Совет 4: Много и ежедневно трудиться!

Филипп Модестов

Закончил: школа №10 им. Овчинникова , Красноярск

Сейчас учится: Московский государственный институт музыки им. А.Г. Шнитке по специальности «Академическое пение» и Институт филологии и языковой коммуникации СФУ на отделении иностранных языков.

При подготовке к экзаменам по русскому языку, литературе и английскому языку я много читал. Кроме того, участвовал в олимпиадах, научно-практических конференциях. Высокими результатами ЕГЭ я обязан моим любимым педагогам - настоящим профессионалам и мастерам своего дела. Большую роль в подготовке к экзаменам сыграла поддержка моей семьи. При этом я осознавал, что лишь ответственность, повседневная работа и огромное желание учиться могли дать свои плоды. Поэтому хочу посоветовать ребятам, которым совсем скоро предстоит сдавать ЕГЭ, много трудиться, потому что только ежедневным трудом можно добиться своей цели.

Отдельно хочу рассказать о поступлении в МГИМ им. А.Г. Шнитке. Так как это творческий вуз, то наряду с ЕГЭ нужно было пройти ещё и дополнительные вступительные испытания: по вокалу, сольфеджио, теории музыки и музыкальной литературе. Результаты всех вступительных испытаний суммировались, поэтому двести баллов ЕГЭ по русскому языку и литературе стали для меня большим подспорьем, и я попал в тройку абитуриентов, зачисленных на бюджетные места.

Во время сдачи экзаменов необходимо внимательно следить за временем, используя таймер, и определить для себя стратегию быстрого и качественного выполнения всех заданий экзамена. А перед экзаменом самое главное - как следует выспаться и, взяв с собой паспорт и гелиевые ручки (несколько!!!), с отличным настроением сдать ЕГЭ!

Совет 5: Учиться нужно с интересом!

Мария Дикопавленко

Закончила: гимназия №13 «Академ»

Сейчас учится: Томский политехнический университет, институт природных ресурсов

ЕГЭ по русскому языку очень важен еще и потому, что результат требуется при поступлении в любой вуз. Но я изначально не стремилась сдать ЕГЭ на 100 баллов, мне было просто интересно учиться! Я собиралась поступать в технический вуз, и русский язык был увлечением, которое поддерживали педагоги. Знаний у меня было больше еще и потому, что участвовала в олимпиадах, была призером.

Математику сдала на 90 баллов, физику - на 78 - такие высокие баллы и золотая медаль дали возможность выбирать вуз. Подала документы в Петербург, Томск и Красноярск и везде прошла. Сейчас, после первой сессии я думаю, что лучше 10 раз сдать ЕГЭ, к которому тебя готовят. А в университете ты сам себе учитель, отвечаешь сам за себя.

Не пропустите!

«Комсомольская правда» благодарит за поддержку проекта издательство «Просвещение» и приглашает педагогов и школьников познакомиться с новинками школьных учебников, учебных тетрадей и пособий на сайте . А в следующем выпуске, 28 февраля, мы расскажем о том, как получить 100 баллов на ЕГЭ по математике.



Поделиться: