Почему курды не любят турков. Мой парень курд или кто такие курды? Озил – курд или турок? Никто не знает

В иракском Курдистане сегодня, 25 сентября проходит референдум о независимости. В случае успеха на карте появится новая страна. В итогах голосования мало кто сомневается: центральное правительство в Багдаде уже выразило все возможные протесты, Иран перекрывает границу, Турция начала масштабные и вполне демонстративные учения.

Соседи притесняли курдов последние 500 лет. Религиозная, этническая и языковая инаковость привела к тому, что курдский народ до сих поделен на правах меньшинства между тремя враждебными государствами - Турцией, Ираком и Сирией. В Ираке до 1991 года курдов активно арабизировали (в том числе радикально - с применением химического оружия). После первой иракской войны Саддам под давлением США пошёл на уступки, и курды получили определённые права, а в 2003-м в Ираке появилась официальная курдская автономия.

После того как Исламское государство в 2014-м нанесло центральному правительству серию крупных поражений, иракский Курдистан де-факто стал независимым: своя армия, своя полиция, свои суды. Теперь этот статус предстоит закрепить официально - и это вряд ли будет просто. Турки уже пообещали стереть независимых курдов с лица земли, а влиятельная Рабочая партия Курдистана (чрезвычайно много сделавшая для независимости, но глубоко левая) относится к идее национального государства неоднозначно. Референдум осудила ООН (за «дестабилизирующий эффект») и мягко покритиковало американское правительство («поспособствует напряжению в регионе и отвлечёт от реальной задачи - борьбы с ИГИЛ»).

Иран, скорее всего, попытается натравить на Курдистан местных шиитов - как багдадское правительство, так и ополчения. Столкновения уже начались: например, не так давно курды и шииты с разных сторон штурмовали городок Джалаула и, очистив его от ИГИЛ, чуть было не начали стрелять друг в друга. До кровопролития тогда не дошло, и мусульманам в итоге пришлось уступить. Но очевидно, что так будет не всегда.

Как бы то ни было, сегодня пять миллионов избирателей проголосуют за независимость Курдистана. Почему это должно волновать русских?

Не будем шутить про то, что у русских тоже нет своего государства (потому что это слишком мрачная шутка). Вместо этого предлагаем вашему вниманию шесть причин интересоваться курдами.


Каким может получиться курдское государство. Оранжевым цветом отмечены районы под контролем Курдского регионального правительства (КРП), зеленым - под контролем Пешмерги (курдские военизированные формирования), красным - территориальные претензии КРП

Причина первая: курды любят русских

У курдов есть две крупные влиятельные политические партии. Обе имеют корни в Москве.

Современный Курдистан де-факто начался с Мехбадской республики - советского проекта, созданного под аннексию части Ирана, оккупированного в 1941 году. С аннексией в итоге не получилось, но Масуд Барзани, будущий курдский национальный герой, пробился со своими людьми в СССР и прожил в Москве до 1958 года. И там же познакомился с Джалялем Талабани, основателем второй крупной курдской партии - Патриотического Союза Курдистана. Талабани, кстати, некоторое время был президентом Ирака.

Причина вторая: секуляризм

Курды - самый светский народ на Ближнем Востоке.

То ли потому, что курдский национальный проект основывали олдскульные леваки, то ли потому, что когда тебе нужно ежедневно бороться за выживание, начинаешь практичнее относиться ко многим вещам, но курды на шариат плевать хотели. Формально они сунниты, но на деле их ислам напоминает русское фолк-православие: скорее традиция, чем религия. Солдаты у них не молятся, города полны баров и ночных клубов, ну и амбиции соответствующие: так, один майор курдской армии в разговоре с автором этого текста вообще заявил, что курды - «щит, заслоняющий европейскую цивилизацию от ислама».

Причина третья: стильная религия

Помимо формально суннитского большинства и шиитского меньшинства среди курдов есть езиды.

Езиды поклоняются падшему ангелу в форме павлина (серьёзно). Это синкретическая религия, своего рода смесь из христианства, ислама, зороастризма и более древних вавилонских, ассирийских и халдейских верований. Главное божество - ангел-павлин Малак Тавус, который был низвергнут с небес, но потушил слезами раскаяния адское пламя. Священные книги - Книга Откровений и так называемая Черная Книга. На мусульман всё это производит понятное впечатление и раздражает их неимоверно.

Причина четвертая: феминизм

Курдские женщины - самые эмансипированные на Ближнем Востоке.

Курдские женщины не заворачиваются в черные тряпки и не выходят по сговору в девять лет замуж за сорокалетнего дальнего родственника. Вместо этого они, например, воюют с ИГИЛ - в сирийском Курдистане есть женские батальоны, которые с удовольствием истребляют исламских фундаменталистов. В иракском Курдистане всё примерно так же - женщины уравнены в правах с мужчинами. Для региона, где женщина это до сих пор что-то вроде домашнего скота, такое равноправие выглядит как абсолютный сияющий футуризм.

Причина пятая: курдов все любят

Курды как союзник гораздо выгоднее казахов, венесуэльцев и прочих рохинджа.

Российский МИД обожает изгоев - ничто так не ласкает взгляд федерального дипломата, как северокорейский диктатор или африканский людоед на праздновании Дня Победы. Курды - это союзник, способный не утащить репутацию российской дипломатии на дно, а приподнять её хотя бы немного. Курдов любят западные правые (за войну с ИГИЛ) и западные левые (за общее левачество). У курдов большая и влиятельная европейская диаспора. Наконец, курды эффективны. Если дать им денег, они потратят их на полезное дело - радостное и разнообразное истребление исламистов.

Причина шестая: курдов любят все, кроме мусульман

Независимый Курдистан быстро превратится в занозу в мусульманском подбрюшье.

У Курдистана есть все шансы стать вторым Израилем. Это маленькое светское государство в самом центре мусульманского гадюшника наверняка оттянет на себя львиную долю внимания международного исламского терроризма. Независимая нация левых дьяволопоклонников, очень сильно разозленных несколькими веками угнетения - умму это займет надолго. Кроме того, курды - идеальный инструмент давления на Турцию и Иран.

Ну и в заключение приводим отрывки из неопубликованного интервью «Спутника и Погрома» с курдским маршалом Махмудом Сангави. Этот человек до 2000 года был полевым командиром, потом занимал высокие посты в Патриотическом Союзе Курдистана. У него есть коллекция из примерно ста автоматов Калашникова и обязательный золотой пистолет.

Сангави об арабах:

Ваша большая проблема - я сейчас не только про Россию, про Европу в целом - арабы. Они же как дикие животные, их никогда приручить не получится. Я тут с одним арабом разговорился - он меня спрашивает: «Вот сколько у тебя детей?» Я говорю - «Пять. А у тебя?» Он мне - «Четырнадцать!». Понимаешь? Им всё равно. Они женятся, плодятся, им всё равно. Швеция, Германия - всё превратится в террористический халифат. Европейцы меня поражают - хотят арабских детей перевоспитывать. Животных не перевоспитаешь. Они никогда не интегрируются.
Сангави о россиянах мусульманского вероисповедания:

В России у вас та же проблема. Русским надо для начала чеченцев утопить - как котят. Чеченцы это раковая опухоль вашей страны. Надо вырезать, чтобы вылечиться… Они сюда приезжают, в ИГИЛ, но мы не берём их в плен. Мы их на месте кончаем, они дикие. Связываться не хотим. Хотя, кстати, сидит у нас один таджик - хотел в городе взорваться, но бомба не сработала… Вообще, в России мечети теперь какие-то строят - не понимаю, зачем. Не могу поверить.
Окончательные результаты референдума в иракском Курдистане станут известны завтра.

Месут поднял серьёзный вопрос расизма, но его национальность тоже загадка.

РАСИЗМ В ГЕРМАНИИ

Сразу после чемпионата мира в России Месут Озил объявил, что завершает выступление в сборной Германии. Всё началось с того, что за месяц до старта турнира в сети появились фото Озила с прилетевшим в Лондон президентом Турции Реджепом Эрдоганом . Это в разгар предвыборной компании. Через месяц Эрдоган победил в первых выборах после референдума, по итогам которого в Турции была узаконена президентская форма правления. Сам же референдум был вынужденной мерой, после предпринятой в стране попытки военного переворота в июле 2016 года. Вполне вероятно, что фотографии с Озилом, еще одним игроком бундестим Илкаем Гюндоганом , а также Дженком Тосуном , выбравшим сборную Турции, но родившемся и получившем футбольное образование в ФРГ, повлияло на количество голосов в Германии – 65%. Даже в самой Турции Эрдоган получил меньше поддержки.

Озил и Гюндоган получили серьезную порцию критики от немецких футбольных чиновников и политиков «за агитацию за диктатора Эрдогана». Якобы, они, таким образом, пропагандируют ценности, не близкие современной политике бундестага. При этом сам Месут даже не публиковал фото в своих личных аккаунтах. Это сделал аккаунт партии. Разве могли игроки вести себя невежливо и оскорбительно по отношению к президенту родной страны их семей, о чём и написал позже Гюндоган? К тому же, есть фото Озила и Эрдогана ещё 8-летней давности, но шквал обрушился именно сейчас. За последние годы отношения между Турцией и Германией сильно обострились. Всё из-за того же референдума и запрете агитации на территории Германии, а также осуждения либеральными странами ЕС «авторитарных» режимов.

Гюндоган опубликовал заявление, проясняющую ситуацию, практически сразу, а позже, во время товарищеcких матчей, его освистывали собственные болельщики. Озил ждал, молчал и терпел. Из-за этого уже на ЧМ именно он стал самым критикуемым футболистом сборной. Его постоянно донимали вопросами о фотографиях. Необоснованно называли худшим игроком и чуть ли не на единственного спихнули вину за провал сборной на ЧМ. Нашли козла отпущения. И – что самое главное – делал это, по большей степени, немецкий футбольный союз, а не журналисты. Те, кто должен всеми силами оберегать своих игроков от нападок, сами же стали стервятниками. Генеральный менеджер сборной Оливер Бирхофф заявил, что руководство задумается над отказом от услуг игрока. Лицемерно прикрыв их спортивными причинами, а не политическими. От Озила требовали объяснений.

И дождались. Спустя две недели после вылета сборной Германии, Озил выложил огромное письмо, в котором раскритиковал немецкий футбольный союз, медиа, спонсоров, обнажил проблему расизма и эмигрантов, и объявил о том, что покидает бундестим. Озил сказал, что встреча с президентом Турции не имела никакого политического контекста, и это лишь дань уважения. Футболист обвинил газеты в том, что против него собираются настроить всю Германию только за турецкое происхождение и это расизм. А также в лицемерии, потому что почётный капитан и легенда сборной Лотар Маттеус в то же время встречался с Владимиром Путиным – в либеральной повестке столь же авторитарным лидером – но с него за это никаких объяснений не требовали. Признался, что от него отвернулась даже родная школа в Гельзенхиркене, которую он долгое время спонсировал. Что его кинули многие спонсоры, в том числе и такие крупные, как Mercedes.

Озил заявил о том, что руководству немецкого футбольного союза и особенно президенту Райнхарду Гринделю были совсем неважны объяснения Озила. Ему было важно задвинуть конкретно свои политические взгляды, лицемерно и пропагандистски сместив акценты. «В глазах Гринделя и его союзников я немец, когда мы побеждаем, и мигрант, когда мы проигрываем», ­– сказал Озил, явно обвиняя президента в двуличии и расизме. Месут сделал акцент на вопросах дискриминации: «Теперь получается, что я не немец? Есть какие-то критерии, которым я не соответствую? Моих друзей Лукаса Подольски и Мирослава Клозе не называют польскими немцами, так почему я турецкий немец? Дело в том, что это Турция? Дело в том, что я мусульманин? Называя кого-то турецким немцем, вы уже обособляете людей, у которых есть родственники больше, чем из одной страны. Почему люди не хотят признать, что я немец?».

Он чётко дал понять, что пока Гриндель и ему подобные сидят в руководстве НФС, надевать майку сборной он не намерен. К тому же, не так уж и много людей поддержало футболиста. Йоахим Лёв и его бывшие партнёры выразили понимание и попрощались с ним. Но поддержка? Большинство только и говорило, что об отсутствии расизма конкретно в команде. Скорее всего, так оно и было. Но руководство и в целом проблемы общества не затрагивал никто, чтобы не сказать ничего лишнего. Разумеется, этого не было достаточно, чтобы он не принимал столь категоричного решения, тем более многие немецкие политики, критиковавшие игрока ранее, продолжили гнуть свою линию. После письма Озила НФС тут же вышел с обращением, в котором отрицал все обвинения в расизме и сказал, что от каждого игрока требуется соблюдение определённых ценностей. Видимо, по их мнению, даже такая мелочь, как фотография с Эрдоганом, тоже нарушает устои.

Поэтому, вероятность возвращения Озила в сборную в ближайшее время крайне мала. Репутация Гринделя подпорчена, но он вряд ли уйдёт в ближайшее время, так как ведёт переговоры о проведении в Германии Евро-2024 и входит в состав исполнительного комитета УЕФА. Да и Лёв сказал, что о возвращении игрока речи не идёт. А с Йоахимом – тренером, который всё время доверял Месуту – он мог бы обойтись помягче. Но Озил даже не предупредил его о своём решении, не шёл на контакт и не брал трубку первые две недели. Вряд ли теперь и самого игрока примут с распростёртыми объятиями. Его случай – политический, а, значит, более сложный. Это не ситуация с уходом Лео Месси в 2016 году чисто по футбольным причинам и от отчаяния.

Прав ли Озил, в своём заявлении сделавший виноватыми всех, кроме себя? Наверное, нет. Но правы ли остальные, так накинувшиеся на Месута? Тоже нет. Это лишь защитная реакция. Истина же где-то по середине. В любом случае, письмо Озила взорвало настоящую бомбу. Герой нации показал турецким мигрантам, что им могут быть не так уж и рады. Да и турецкая футбольная федерация теперь может легче выигрывать борьбу за игроков. Копаем глубже и получаем контекст в виде провала политики интеграции и мультикультурализма. Такой пласт проблем быстро не решается.

ОЗИЛ БОЛЬШЕ НЕ ТОП-ИГРОК?

Но и помимо проблем в сборной, у Озила большие проблемы в карьере. В первую очередь, чисто игрового толка. Это уже даже не сравнится с 2013 годом, когда от него отказался «Реал». Карло Анчелотти просто не видел, как использовать игрока в новой схеме – Анхель ди Мария был предпочтительнее. Многие болельщики были против. Месут был любимчиком, лучшим ассистентом в мире. Но история расставила всё на места. Вскоре «Реал» выиграл Лигу чемпионов, а ди Мария стал лучшим игроком финала против «Атлетико». И вот уже все забыли про некогда ценного немецкого турка. Потому что без него стало лучше. А если тебя выгнали из «Реала» – это фиаско.

Переход в «Арсенал» – объективное понижение в классе. С другой стороны, можно сказать, что Озил просто пошёл другим путём. К тому же, за него выплатили 43 млн фунтов – он стал самым дорогим игроком «канониров» в истории, до прошлого сезона, когда те купили Александра Ляказета за 48 млн и зимой Пьера-Эрика Обамеянга за 57 млн. Но Месут пришёл в клуб, который в нём нуждался. В атакующую модель Арсена Венгера , которая позволила бы полностью использовать его потенциал. Озил стал новым лидером, по крайней мере, номинальным главным игроком «Арсенала». Но был ли он тем, кого так ждали? Стал ли тем, кого в нём хотели видеть?

Всю карьеру Озила в «Арсенале» – да и не только там – можно охарактеризовать как очень противоречивую эпоху. В своём первом сезоне Месут в среднем создавал 2.9 момента за матч в АПЛ. Лучше было только у Давида Сильвы . Затем выиграл чемпионат мира, где не был даже одним из лучших игроков, но всё же укрепил свой статус. Дальше его показатели только улучшались. Правда, лидером по ассистам он смог стать только единожды, когда в сезоне 2015/16 выдал феноменальные 19 передач – его уровень в «Реале». Но дело даже не в этом.

Основная критика, которой продолжил подвергаться Озил, была за его нестабильность. Гениальные матчи он регулярно чередовал с провальными. Известный мем – Озил растворился на поле, стал невидимкой. Вряд ли стоит ставить под сомнение то, что Месут – умнейший игрок. Он очень редко ошибается в принятии решений. Пересматривать его хайлайты – эстетическое удовольствие. Озил стабильно гениально находит и отдаёт на свободное пространство, и так же создаёт его, за счёт разрывов между линиями. Проблема в том, что это единственное, что он может делать истинно гениально. Но даже это у него не всегда получалось выдавать против топ-клубов – в этом главная претензия.

Здесь проблема с уровнем ожиданий. Он не лидер ровно настолько, насколько можно себе это представить. А от него ждали подвигов, учитывая уровень потенциала. Озил показал, что не может давать больших результатов ни в роли второй, ни уж тем более в роли первой скрипки. Да, после прихода Алексиса Санчеса «Арсенал» взял два Кубка Англии подряд, прервав беcтрофейную серию. Но это потолок. Месут очень редко берёт игру на себя. Не решает эпизоды. Выглядит инфантильным. На чемпионате мира он создал 5.5 момента в среднем за матч – рекорд турнира. Понятно, что страдает выборка. Неймар, создавший 4.6 момента или Кевин де Брюйне , создавший 3.8 момента, сыграли на 3 и 4 матча больше соответственно.

Но всё же. В матче с Южной Кореей Озил создал 7 моментов – недосягаемый показатель. Германия не забила ни одного. Но оправдывает ли эта статистика Озила? Нет. Безотносительно статистики, кошмарна была вся команда, и Месут в том числе, потому что как от лидера и человека, до этого 5 раз становившимся лучшим игроком года в Германии, от него ждали подвигов. Вот что сказал уже после турнира Тони Кроос: «Я много лет играл с Месутом и знаю, что он хороший парень. Но то, каким образом он завершил международную карьеру – неправильно. Соотношение его удачных действий к неудачным, к сожалению, говорит само за себя. В последнее время Озил гораздо больше допускал глупостей, чем приносил пользы команде».

Фото: Джалиль Губайдуллин, БИЗНЕС Online

Хотя отсутствие у него той же работоспособности – тоже миф. Он достаточно старателен. Проблема в его ментальности. Ему просто больше нравится заниматься другим. Очень узкопрофильными вещами. Проблема в том, что Озил, по большей части, заложник своей позиции. Он исключителен только в роли чистой десятки, и только там может показывать свой лучший футбол. Убирать его на фланг – преступление против его таланта. Глубже в полузащиту – не справляется. Озил – не лидер, никогда не был лучшим игроком своих команд после «Вердера», но под него нужно подстраивать игру, если хочешь извлечь максимум. И остался бы в «Арсенале» Арсен Венгер , то он бы так и пытался продолжать это делать. Но француз ушёл, а с Унаи Эмери у немца большие проблемы.

Во-первых, футбол Эмери предполагает огромный объём работ в обороне. Постоянные прессинг и движения, доведённые до автоматизма. Озил старателен, но недостаточно хорош для такой модели. Ему нужна определённая свобода, которую Эмери предоставить не может. Месут – звезда, но не такая, как Неймар , с которым у Эмери были схожие проблемы. Бразилец делает в атаке куда больше, за счёт чего его ещё можно освободить от каких-то обязанностей. Во-вторых, в любимых 4-3-3 Эмери совсем не предусмотрена роль Озила. А подстраиваться под игроком испанец очень не любит. Озил просто рушит всю систему. Предположительно из-за этого и Месута и Унаи случился конфликт с переходом на крик на одной из тренировок, после которой Озил не был включён в заявку на матч с «Вэст Хэмом». Эмери сказал, что игрок заболел, правда затем, почти сразу, сказал, что тот здоров и намекнул, что Месут недостаточно выкладывается.

Готов Эмери вновь идти на компромисс? В «ПСЖ» с этим не вышло и все его идеи посыпались. Вряд ли тренер хочет наступать на те же грабли. К тому же, Озил уже давно не главная звезда команды и в последние годы несколько сдал. Поэтому вряд ли стоит ждать от него чудес на новых позициях. Месут уже не видится абсолютно топ-игроком, которым был несколько лет назад. Игроком, за которого нужно держаться. А через месяц ему будет уже 30 лет. К тому же, в таких реалиях, огромная зарплата немца – проблема. Поэтому так усилились слухе об его трансфере. Вероятность этого велика. Карьера Месута идёт под откос.

ТУРЦИЯ СПАСЁТ МЕСУТА?

Но проблема ещё в том, что Озил сейчас не особо нужен ни одному топ-клубу. В чемпионат Германии ему дорога вовсе закрыта. Да и вряд ли он захочет вновь выдерживать шквал критики. Возможно, разве что в Италии он может быть нужен условному «Милану» или «Интеру». Но даже тут возникает вопрос – а готовы ли они так резко менять свою игру под одного игрока? Футбол очень сильно изменился и нынешнего Месута в него очень сложно вписать. А пойдёт ли он в условный середняк – тоже вопрос непростой. Но есть один отличный вариант, который может спасти карьеру Озила – чемпионат Турции. Не просто так ведь в последние дни появились слухи об интересе со стороны «Фенербахче».

Конечно, уже давно устоялось, что звёзды едут доигрывать в Турцию. Отчасти, так может быть и с Месутом. Но, с другой стороны, если взять чисто футбольную составляющую. Да он же будет там королём и разорвёт лигу. Озил всегда отлично играл против средних и слабых команд. Уничтожал условный «Сток», «Сандерленд», «Леванте» или «Эспаньол». В Турции таких команд весь чемпионат. Он вновь почувствует себя настоящей звездой, будет главным игроком лиги. К тому же в том же «Фенербахче» под него точно подстроят всю игру. Ему нужно будет только творить. Там боготворили Дидье Дрогба и Уэсли Снэйдера . А представьте, что будет с Озилом – возможно, лучшим игроком турецкого происхождения в истории. Да и доля вызова есть. «Фенербахче» не выигрывал чемпионат с 2014 года. Вернуть клуб в Лигу чемпионов и попылить там. Чем плохо?

Во-вторых, приехав в Турцию Озил снова сможет поиграть за сборную. Но уже Турции. Двухлетний карантин, новое гражданство и, пожалуйста, – Месут главная звезда сборной Турции в истории. Почему бы не пойти до конца в своём противостоянии с НФС? Подобный ход добавит статуса турецкому футболу, а также добавит желания у других игроков выбрать именно свою родную сборную, а не ту же Германию. Это очень красивая история. Болельщики его примут. Если в 2010 году его гнобили за то, что он выбрал Германию, то теперь уважают за то, что не побоялся высказать всё напрямую. Опять же, это не просто приезд какой-то там очередной звезды. Это настоящая миссия. В родном городе Месута Зонгулдаке даже есть улица, названная в его честь. И огромный баннер, указывающий, как до неё добраться. Да и девушка Озила – экс-мисс Турции Амине Гюльше – тоже вряд ли будет против.

«Такое расистское отношение из-за религиозных воззрений к молодому парню, который всегда выкладывался на 100 процентов в матчах за сборную Германии, просто неприемлемо. Целую его глаза. Полностью поддерживаю заявление Месута», – сказал Эрдоган, после публикации того письма. Как думаете, он одобрит его переход?

Сам президент раньше играл в футбол, хотя и на любительском уровне. А в 2003 году, во время выборов в премьер-министры, он запустил слух, что в своё время его хотел купить знаете кто? «Фенербахче», которому он всегда симпатизировал. А когда он получил должность, то на ближайшем домашнем матче клуба фанаты вывесили огромный баннер: «Турция заслуживает премьер-министра, связанного с «Фенербахче». Эрдоган даже принимал попытки подмять клуб под себя, но сорвалось. Но сходится слишком многое. После триумфа сборной Турции на ЧМ-2002 Эрдоган только и мечтает о повторном успехе и величии турецкого футбола. Вот он шанс.

Правда, есть одна серьёзная проблема. Летнее трансферное окно в Турции было самым бедным за последние 11 лет. Клубы суммарно потратили лишь 49 млн. За последние 10 лет отметка не опускалась ниже 60 млн. Практически всё звёзды разъехались. Дело в кризисе турецкой экономики. С начала года лира рухнула на 45%, инфляция составляет кошмарные 20%, а акции подешевели вдвое. Помимо внутренних причин, в виде повышенных ставок и скудности ресурсов, есть и внешние – например, введение Дональдом Трампом огромных пошлин на металлы. Эрдоган уверен, что США пошла против страны экономической войной. Мало кто сейчас хочет вкладываться в экономику Турции. Конечно, в этом есть и вина Эрдогана, который лишь обостряет конфликт, да и некоторые его действия привели к кризису.

Из-за этого страдает и футбол, потому что зарплаты звёзд привязаны к валюте. Да и выручка клубов падает. Рецессия не за горами – первое падение экономики после 8 лет роста. В связи с этим, трансфер Озила видится куда менее реальным. Многое зависит от того, какую зарплату потребует игрок, и какую цену заломит «Арсенал». Готов ли клуб устроить пир во время чумы. С одной стороны, это поднимет турецкий футбол. С другой, не все болельщики смогут это принять. В массовых беспорядках в Турции что в 2013, что в 2016 годах участвовали и фанаты «Фенербахче». Станут ли они лояльнее относиться к президенту, если в их клуб придёт такая звезда, которую Эрдоган поддерживает? Может быть. В любом случае, всё очень сложно. В этом контексте история с переходом Озила похожа на сказку из «Тысяча и одной ночи». Но это жизнь. А она, порой, подбрасывает невероятные сценарии.

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ ОЗИЛА – ЗАГАДКА

Но есть ещё одна проблема. Никто не знает настоящей национальности Озила. Он её скрывает и никогда не говорил об этом. Дело в том, что есть предположение, что Месут может быть курдом. По крайней мере, у него могут быть курдские корни. А в Турции очень не любят курдов даже на государственном уровне. Турецко-курдский конфликт продолжается с 1984 года по сей день. Хотя его корни ещё более глубокие. 40-миллионный курдский народ не имеет своей государственности, но активно за неё борется. Курдистан поделён между Турцией, Сирией, Ираном и Ираком. Только в Турции курдов 18% от общего населения – огромная цифра.

Дениз Наки

В Турции уже давно проводится политика мононационального государства. У курдов нет права разговаривать на собственном языке и проповедовать свою культуру. Можно сказать, что в Турции происходит полноценное гонение курдов, они подвергаются репрессиям. Во всех бедах турок, по их мнению, виноваты курды. Национальная неприязнь. В 1984 году Рабочая партия Курдистана объявила войну официальным властям Турции. И сейчас Эрдоган ведёт активную борьбу против курдов. Обстреливает Сирию и обвиняет США в поддержке курдского ополчения.

Однако происхождение Озила так и останется на уровне слухов. Можно точно сказать, что он не чистокровный курд. В его генах может быть намешано несколько разных национальностей. Однако, до того, как Месут стал известен, на его странице в Википедии говорилось, что он турок курдского происхождения. Хотя его родители родом из северного региона Турции, а большинство курдов живёт на востоке и юго-востоке страны.

Есть видео, где арабский комментатор называет Озила курдом из Германии. А ещё, когда Месут выбрал бундестим, за что его возненавидели турецкие болельщики и когда он играл против Турции, то с трибун на него сыпались обвинения, что он курд. Конечно, это можно интерпретировать, как просто попытку оскорбить. Турка назвать курдом – это чистое оскорбление.

Но тогда не стоит ли обвинить Озила в лицемерии, хоть перейдёт он в Турцию, хоть нет. Он обвинил немецкий футбольный союз в расизме, и ушёл именно под этим предлогом. Но разве в Турции, к которой он относится максимально лояльно, нет подобных проблем, на примере гонения курдов? А почему он тогда не говорит об этом?

В лицемерии Озила обвинил Дениз Наки , изгнанный из Турции за поддержку прав курдов. После публикации Месутом письма, он выступил со своим. «В вашем заявлении ты обвиняешь расизм, с которым столкнулся, и видишь в этом причину покинуть сборную, – написал Наки в инстаграме. – Но почему ты не говоришь о том, что в Турции всё больше и больше расистских и фашистских нападок на курдские меньшинства? Ты говоришь, что заявления НФС ужасны. Но в Турции мою карьеру просто закончили и заклеймили террористом. Что скажешь?». Наки объяснил, что понимает, что Озил защищал свои турецкие корни. Но не понимает, почему другим нельзя защищать свои курдские.

«Люди умирают. Я постоянно говорю об этом. Курдские дети, матери, юноши, разрушенные курдские города. Я хочу, чтобы они жили. Те, кто встретит тебя с распростертыми объятиями в вашей следующей поездке в Турцию – это те же самые люди, которые проводили нападения расистов на меня. Фашисты одни и те же в каждой стране. Я призываю тебя не только бороться с фашизмом и расизмом в Германии, но и расизмом любого рода в мире. Я призываю тебя бороться с расизмом против курдов в Турции», – призвал игрока Наки.

Ответа от Озила так и не поступило. Выходит, не всё так однозначно. Теперь уже не так важно – курд Озил или нет. Если всё-таки да, то понятно, почему в своё время он выбрал именно сборную Германии. Потому что побоялся гонений, в случае если раскроет свою истинную национальность или даже причастность к ней. Но тогда это тоже лицемерие по отношению к собственному народу.

А теперь можно пофантазировать. Представьте, что Озил всё-таки будет заигран за сборную Турции, а затем признается, что он курд. Как на это отреагирует болельщики и правительство, в лице того же Эрдогана? Заклеймят? Но фигура Озила слишком велика и значима. Это создаст выдающийся прецедент. Месут может выступить с попыткой примирить народы. Только представьте. Надежда нации берёт и объявляет, что является тем, кого должны ненавидеть. Огромный удар по мировосприятию. Если же он не курд, то представьте, что он продолжит идти до конца и так же обвинит турецкое правительство. И, опять же, учитывая его влияние, к нему могут прислушаться и теоретически это так же может привести к приглушению конфликта.

Подобные случаи уже бывали. В 2005 году Дрогба остановил гражданскую войну в Кот-д’Ивуаре, когда выступил с обращением, после того как вывел сборную на ЧМ-2006. Из-за него военные действия пошли на убыль, а само обращение еще месяцами крутили по национальному ТВ. История должна повторяться. Футболисты никогда не были только спортсменами. Они должны нести посыл, идею. Может быть, и у Озила получится.

Хотелось бы, чтобы это было не только фантазией.

Курды и турки издавна живут по соседству, и сторонний человек вряд ли отличит одних от других. Между тем единственное, что объединяет эти народы, – религия, да и то лишь частично. В то время как турки являются мусульманами-суннитами, а Османская империя несколько веков была главным оплотом ислама, курды придерживаются разных верований, хотя большинство из них также мусульмане. Чем отличаются курды от турков, кроме религии? Рассмотрим подробнее.

Языки

Между курдским и турецким языками нет ничего общего. Турецкий язык относится к огузской подгруппе тюркских языков, и ближайшими его «родственниками» являются гагаузский язык, на котором говорит малочисленный народ, проживающий в Молдавии и Одесской области Украины, и один из диалектов крымско-татарского языка. Чуть дальше отошел азербайджанский язык, в котором много заимствований из персидского, хотя некоторые лингвисты и его считают диалектом турецкого.

Отличие курдов от турков в том, что курдский язык относится к иранским языкам, входящим в индоевропейскую семью. Хотя существование единого курдского языка – предмет лингвистических споров. Большинство специалистов считает, что корректно говорить о существовании курдской языковой группы, состоящей из нескольких языков:

  • курманджи;
  • сорани;
  • келхури.

Сравнение

Турки, мигрировав в Малую Азию в историческое время (позднее Средневековье), разгромили Византийскую империю и сделали Константинополь свой столицей, дав ему другое имя – Стамбул. Позже Османская империя (в то время турки называли себя османами) разрослась, наводя ужас на европейские королевства. Османы даже осаждали Вену – столицу могущественной Австрийской империи, правда, взять ее не смогли. Османская империя много воевала с другой империей – Российской, постепенно отступая и сдавая захваченные ранее территории. В 1918 году, после поражения в Первой мировой войне, Османская империя развалилась, и новые границы страны были очерчены в основном согласно расселению турецкого народа (за некоторым исключением).

Курды, в отличие от турок, никогда не имели собственной государственности, всегда входя в состав чужих империй. После Первой мировой войны, когда территория Османской империи и Ближний Восток были произвольно перекроены европейскими державами-победительницами, места для курдского государства на новой политической карте мира снова не нашлось. В результате курды, более-менее компактно проживающие на сопряженных территориях трех государств – Турции, Ирака и Сирии, не сумели стать единой нацией с точки зрения мирового сообщества. Этому способствовала не только политическая, но и культурная разобщенность. Курдам часто приходилось отстаивать свои интересы с оружием в руках, поэтому за ними на Ближнем Востоке прочно закрепилась слава стойких и опытных воинов.

Для турок цементом, скрепляющим народ в единую политическую нацию, стал ислам суннитского толка, а вот у курдов не все так однозначно. Часть их, как и турки, мусульмане-сунниты, другая часть, проживающая на востоке национального ареала, – шииты, а третья часть вообще не является мусульманами. Эти курды придерживаются езидизма – синкретической религии, берущей корни не только в исламе, но и в иудаизме, христианстве и даже зороастризме. На этом, пожалуй, можно и закончить разговор на тему, в чем разница между курдами и турками. Как видим, различий намного больше, чем общего.

2 октября в Иракском Курдистане про­шли парламентские выборы. В этот же день в иранской тюрьме казнили пятерых курдов. Эти события оживили дискуссию о создании независимого курдского государства. Своим мнением поделился иностранный корреспондент «Нашей Версии» Сергей Поживилко.

30-миллионный курдский народ – самый крупный этнос, лишённый своего государства по произволу колонизаторов. Почему эта историческая несправедливость не исправляется в век политкорректности и прав человека?

Народ разделяют не только границы. Он разломан изнутри. Иранские и иракские курды более консервативные, у них сильны родоплеменные отношения. Сирийские и турецкие – прогрессивнее. Разнообразнее их политическая палитра. В ней заметны коммунисты и анархисты. Лидер иракских курдов Барзани сказал, что для него сирийские соплеменники хуже врагов-игиловцев.

Углубляется раскол между светскими и религиозными кругами. На последних выборах 56% турецких курдов проголосовали за Эрдогана как за брата по исламу. А светская курдская партия заняла третье место, потому что её поддержали прогрессивно настроенные турки. В Иракском Курдистане открыто действуют «Братья-мусульмане»** и другие исламистские группировки.

Казалось бы, курды могут получить независимость сначала от государств, где они проживают, а потом уже думать о единой стране. Иракские курды были близки к этому. Де-факто курды после вторжения поддерживаемых ими американцев не оглядывались на крайне слабое центральное правительство. Они заняли примыкающие к их территории нефтеносные районы. Но из столицы шли деньги на зарплату учителям, врачам, силам безопасности и военным, развитие инфраструктуры. Лишаться их было не резон. Референдум о независимости с результатом 93% за провели в конце прошлого года. Но время было упущено. Центральное правительство укрепило свои позиции. Оно не только не признало итогов референдума, но тут же вытеснило курдов из нефтеносных районов. Не оказал поддержки и «верный» союзник США.

После смерти лидера умеренных курдов Талабани его сторонники раскололись и их влияние ослабло. Но Багдад может опираться на них. Перестали считать себя курдами и изиды, община которых есть и в России. Руководитель Курдистана Барзани обещал защитить их от ИГИЛ*, но обманул. Они стали беженцами.

В оккупированном союзниками Иране во Вторую мировую возникло курдское государство. Но как только союзники ушли, оно было разгромлено, а руководство во главе с Барзани-отцом бежало в Азербайджан. Партия Барзани и сегодня доминирующая политическая сила в Иракском Курдистане. Но речь не идёт не только о его независимости, но и даже об автономии.

Вроде бы есть шанс у сирийских курдов в случае раздела страны. Однако шанс этот достаточно призрачный плюс его сразу же уничтожили вторгшиеся турецкие войска. На поддержку американцев, которым, как и в Ираке, курды служат верой и правдой, рассчитывать не приходится. Уйдут и забудут. О ситуации в Турции говорить не стоит. Она ещё более безнадёжна…

В 2007 году тогдашний президент Ирака Талабани назвал независимый Курдистан поэмой. Да, пока это красивая и справедливая мечта, которая может никогда не осуществиться.

* «Исламское государство» признано террористической организацией, деятельность которой в России официально запрещена решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года.

«Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират») - официально запрещенная в России международная организация.

«Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана») - официально запрещенная в России международная организация. ** Верховный Суд Российской Федерации признал Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Братья-мусульмане и Партию исламского освобождения экстремистскими организациями, запрещенными на территории России - 14.02.2003 № ГКПИ 03 116, вступило в силу 04.03.2003

— около 4—6 млн и Сирии — около 1—2 млн. Почти 2 млн курдов разбросаны по странам Европы и Америки, где они создали мощные и организованные общины. В странах бывшего СССР насчитывается 200—400 тыс. курдов, в основном в Азербайджане и Армении .

Курды являются ираноязычным народом, проживающим на территориях Турции, Ирана, Сирии, Ирака, а также частично в Закавказье. Курдский народ говорит на двух диалектах — курманджи и сорани.
Курды — один из древнейших народов Ближнего Востока. О предках курдов древние египетские, шумерские, ассиро-вавилонские, хеттские, урартские источники стали сообщать довольно рано. Известный востоковед доктор исторических наук М. С. Лазарев писал, что «очень трудно найти народ, который на своей национальной территории жил бы так долго…» . С точки зрения Н. Я. Марра, «курды сохраняют элементы древней культуры Переднего Востока потому, что они являются потомками автохтонного населения… » — писал 0. Вильчевский (1-70). Ученые — академики Н. Я. Марр, И. М. Дьяконов, В. Ф. Минорский, Г. А. Меликишвили, И. Шопен, П. Лерх, профессор Эгон фон Эльктедт, Амин Заки, Гурдал Аксой и другие в числе предков курдов называют древние племена кутиев, луллубеев, хурритов, касситов, мадов (мидийцев) , кардухов, урартцев, халдов, маров, киртиев и других обитателей седого Ближнего Востока. Курды как потомки этих племен своими корнями уходят в далекое историческое прошлое

Курды — самый большой народ, не имеющий собственного государства. Курдская автономия существует только в Ираке (Курдское Региональное Правительство Ирака).

Этот народ борется за создание Курдистана уже более двадцати лет. Стоит отметить, что курдскую карту разыгрывают все мировые державы. Так, например, Израиль и США, которые являются союзниками Турции, поощряют её борьбу с курдским движением. Россия же, Греция и Сирия поддерживают Рабочую партию Курдистана.


Такой интерес других государств к Курдистану можно объяснить и их заинтересованностью богатыми природными ресурсами территории, населённой курдами. Одним из важнейших ресурсов является нефть.

Из-за довольно выгодного географического и стратегического положения Курдистана с давних времён иноземные завоеватели обращали особенное внимание на эти земли. Поэтому со времен образования Халифа и до настоящего момента курды вынуждены были вести борьбу против поработителей. Стоит отметить, что курдские династии во времена раннего феодализма имели значительное политическое влияние на Ближний Восток и правили не только в отдельных княжествах, но и в таких крупных странах как Сирия и Египет.

В 16 веке в Курдистане началась череда непрекращающихся войн, причиной которых стали Иран и Османская империя, спорившие за обладание его землями.

Согласно Зохабскому договору (1639 г.), ставшему итогом этих войн, Курдистан разделился на две части — Турецкую и Иранскую. Впоследствии это событие сыграло роковую роль в судьбе народов Курдистана.

Османское и иранское правительство постепенно ослабляли, а затем ликвидировали курдские княжества с целью закабалить Курдистан в экономическом и политическом плане. Это привело к усилению феодальной раздробленности страны.

Правительство Османской империи втянуло курдов против их воли в первую мировую войну, что впоследствии привело к разорению края и разделу его на четыре части: турецкую, иранскую, иракскую и сирийскую.

Происхождение курдов

Происхождение курдов в настоящее время является предметов дискуссий и споров. Согласно нескольким гипотезам, этот народ имеет:


  • Скифо-мидийское происхождение.

  • Яфетическое.

  • Северная Месопотамия.

  • Иранское плато.

  • Персия.

Очевидно, что в формировании курдского народа принимали участие многие из представителей указанных местностей.

Вероисповедание курдов

В Курдистане существует несколько религий. Основная часть населения курдов (75%) исповедует ислам суннитского толка, также есть мусульмане-алавиты и шииты. Небольшая доля населения исповедует христианство. Кроме того, 2 млн привержены доисламской религии «Езидизма» называющих себя Езидами.. Однако, несмотря на вероисповедание, каждый курд считает своей исконной религией зороастризм.

Говоря о езидах всегда нужно помнить:


  • ЕЗИДЫ один из древних народов Месопотамии, говорят на диалекте курманджи курдского языка - культура идентично с курдским, религия езидизм.


  • ЕЗИД рождается от отца курда-езида, а матерю может быть любая порядочная женщина.

  • ЕЗИДИЗМ исповедуют не только курды-езиды, но и иные представители курдского народа.

  • ЕЗИДЫ - это этнические курды, исповедуют древнекурдскую религию езидизм.

Суннизм является доминирующей ветвью ислама. Кто такие сунниты курды? Вероисповедание их основано на «сунне», представляющей собой свод правил и устоев, которые были основаны на примере жизни пророка Мухаммеда.

Курдский народ — самый крупный по численности, имеющий статус «национального меньшинства». Численность курдов в мире не имеет точных данных. В зависимости от источников, эти цифры очень разнятся: от 13 до 40 млн. человек.

Проживают представители этой народности в Турции, Ираке, Сирии, Иране, России, Туркменистане, Германии, Франции, Швеции, Нидерландах, Германии, Британии, Австрии и многих других странах мира.

Курды в Турции сегодня

В настоящее время в Турции живёт около 1,5 миллионов курдов, которые говорят на курдском языке.

В 1984 году Рабочая партия Курдистана вступила в войну, (которая длится и до настоящего момента) с официальными властями Турции. Курды в Турции сегодня требуют провозглашения единого и независимого государства — Курдистан, который объединит все территории, населённые курдами.

Сегодня курдский вопрос — один из ключевых в обсуждениях дальнейшего пути евроинтеграции Турции. Требования Европы предоставить курдскому народу автономность и права, соответствующие европейским стандартам, пока остаются нереализованными. Эти обстоятельства во многом объясняют причину, почему турки не любят курдов.

Традиции и обычаи курдов

В связи с тем, что курды не имеют собственного официального государства, определённого политического статуса в мире, не многие знают, кто такие курды. История и культура этого народа, между тем, отличается своим богатством и многогранностью.


  • С согласия девушки жених может её похитить. Если это происходит против воли родителей, ему приходится везти её в дом шейха, причем, в случае, если родные настигнут беглецов, то могут их убить. Если же молодые успеют укрыться в доме шейха, то последний вручает родителям невесты выкуп, и стороны примиряются.

  • Курдская женщина имеет право выбирать себе в мужья любимого мужчину. Как правило, выбор дочери и родителей совпадает, однако, в противном случае, отец или брат могут насильно выдать девушку замуж за того человека, которого посчитают достойным кандидатом в мужья. При этом отказ девушки этому кандидату считается страшным позором. Развестись с женой также считается позором, и такие случаи встречаются крайне редко.

  • Свадьба курдов может длиться до семи дней, и её продолжительность зависит от материального положения хозяев. Это очень напоминает свадебные традиции Турции .

  • Если родственники жениха живут далеко от родственников невесты, то играют две свадьбы, а в случаях, когда молодые проживают на небольшом расстоянии друг от друга — празднуют одну большую свадьбу.

  • Свадебные торжества у курдов пышные и дорогостоящие, поэтому родители сына копят деньги для свадьбы на протяжении долгого времени. Впрочем, расходы окупаются подарками гостей, в качестве которых, как правило, выступают овцы или деньги.

  • Угощения на свадьбы или другие праздники состоят из риса и мяса. Мужчины и женщины отмечают праздники порознь в разных палатках.

  • Кровная месть актуальна у курдов и до настоящего времени. Причинами ссор могут быть нехватка воды, пастбищ и т. д. Однако современные курды всё чаще решают конфликты с помощью платы. Известны и такие случаи, когда в качестве платы выступала женщина или девушка, которую выдавали замуж врагу, и стороны примирялись.


  • Многие курдские женщины и девушки ходят в брюках, что объясняется удобством при верховой езде на лошадях. Украшениями для женщин служат золотые и серебряные монеты.

  • В супружеских отношениях курды моногамны, за исключением беков, которые могут жениться повторно для того, чтобы укрепить родственные связи.

  • Отличается этот народ и своим уважительным отношением к представителям других религий, независимо от того, какая вера у курдов, они могут участвовать в религиозных церемониях иных конфессий.

  • Также курды отличаются своим дружелюбием по отношению к другим национальностям, однако не терпят ситуаций, связанных с притеснением их языков, обычаев и порядков.

Борьба курдов за независимость


Первая попытка создания независимого курдского государства была предпринята в 1840-х годах Бадрхан-беком, эмиром области Бохтан (со столицей Джезире). В году он начал чеканить монету от собственного лица и совершенно перестал признавать власть султана. Однако летом г. Бохтан был занят турецкими войсками, эмират ликвидирован, с сам Бадрхан-бек взят в плен и сослан (ум. В 1868 г. в Дамаске).

Новую попытку создать независимый Курдистан предпринял племянник Бадрхана Езданшир. Он поднял восстание в конце г., воспользовавшись Крымской войной; вскоре он сумел взять Битлис , а за ним и Мосул. После этого Езданшир начал готовить наступление на Эрзерум и Ван. Однако попытка соединиться с русскими не удалась: все его гонцы к генералу Муравьеву были перехвачены, а сам Езданшир был заманен на встречу с турецкими представителями, схвачен и отправлен в Стамбул (март г.) После этого восстание сошло на нет.

Следующую попытку создания курдского государства предпринял шейх Обейдулла в г. Обейдулла, верховный руководитель суфийского ордена Накшбанди, пользовавшийся большим уважением в Курдистане как по своему положению, так и за личные качества, созвал в июле 1880 г. в своей резиденции Нехри съезд курдских вождей, на котором выдвинул план: создать независимое государство, а для того сначала напасть на Персию (как более слабого противника), овладеть Иранским Курдистаном и Азербайджаном и, опираясь на ресурсы этих провинций, повести борьбу против Турции. План был принят, и в августе того же года началось вторжение курдов в Иранский Азербайджан. Оно сопровождалось восстанием местных курдских племен; отряды восставших подошли к самому Тебризу. Однако Обейдулла со своими основными силами замедлил при осаде Урмии, в конце концов был разбит и вынужден возвратиться в Турцию. Там он был арестован и сослан в Мекку, где и умер.

В это время в Курдистан все более проникает из Европы идеология национализма ; ее пропаганду вела первая курдская газета —«Курдистан», которую выпускали с г. в Каире потомки Бадрхана.

Новый подъем национального движения в Курдистане наступил после Младотурецкой революции года. Возникает и тотчас приобретает популярность националистическое общество «Возрождение и прогресс Курдистана», главой которого был вернувшийся из ссылки шейх Абдель-Кадер — сын Обейдуллы; вслед затем возникает «Лига Курдистана», ставившая своей целью создать «Курдистан бейлик» (курдское княжество) то ли в составе Турции, то ли под протекторатом России или Англии — в этом отношении были разногласия. С ней был связан шейх племени барзан Абдель-Салям, поднявший ряд восстаний в 1909—1914 г.. и особенно Молла Селим, ставший лидером восстания в Битлисе в марте 1914 г.

Что же касается Турецкого Курдистана, то курды, боявшиеся попасть под власть армян и западных держав, поддались на агитацию Мустафы Кемаля , обещавшего им полную автономию в совместном курдско-турецком мусульманском государстве, и поддержали его в ходе греко-турецкой войны. В результате в 1923 г. был заключен Лозаннский мирный договор, в котором о курдах вообще не упоминалось. Этот договор определил современные границы между Ираком, Сирией и Турцией, разрезавшие бывший Османский Курдистан.

После этого кемалистское правительство начало проводить политику «тюркизации» курдов. Ответом явились восстание, поднятое в начале 1925 г. шейхом Саидом Пираном. Восставшие овладели г. Генчем, который шейх Саид провозгласил временной столицей Курдистана; далее он намеревался захватить Диярбекир и провозгласить в нем независимое курдское государство. Однако штурм Диярбекира был отбит; вслед за тем восставшие были разбиты под Генчем, руководители восстания (включая шейха Абдул-Кадыра, сына Обейдуллы) взяты в плен и повешены.

Новое восстание турецких курдов началось в г. в Араратских горах. Оно было организовано обществом «Хойбун» (Независимость); восставшие попытались сформировать регулярную армию под командованием бывшего полковника турецкой армии Ихсана Нури Паши; была создана и гражданская администрация под руководством Ибрагима-паши. Восстание было подавлено в г. Последним массовым движением турецких курдов было движение курдов-заза (племя, говорящее на особом диалекте, исповедующее алавизм и ненавидевшее мусульман) в Дерсиме. До г. Дерсим пользовался фактической автономией. Преобразование этой области в вилайет Тунджели с особым режимом управления вызвал восстание под руководством дерсимского шейха Сеида Реза. Посланный против восставших армейский корпус не добился успеха. Однако командир корпуса генерал Альпдоган заманил Сеида Резу в Эрзерум на переговоры, где курдский вождь был арестован и вскоре повешен. Восстание было подавлено только в г. В результате установившегося в Турецком Курдистане режима военно-полицейского террора, запрета курдского языка, курдской национальной одежды и самого названия «курды» (кемалистские ученые объявили курдов «горными турками», якобы одичавшими и забывшими исконный турецкий язык), а также массовых депортаций курдов в Западную и Центральную Анатолию курдское движение в Турции на долгие годы было уничтожено, а курдское общество — деструктурировано.

Центром курдского движения в это время стали Иракский и Иранский Курдистан. В г. в Сулеймание вновь поднимает восстание Махмуд Барзанджи. Восстание было подавлено, но тотчас вслед за тем вспыхнуло восстание шейха Ахмеда в Барзане (1931—1932). В 1943—1945 годах в Барзане происходит новое восстание под руководством 1975 г. В ходе восстания Барзани удалось добиться формального признания за курдами Ирака права на автономию; однако, в конце концов он потерпел поражение. Поражение восстания спровоцировало раскол в движении иракских курдов: от Демократической партии Курдистана откололся целый ряд левых партий, летом 1975 г. оформившихся в Патриотический союз Курдистана под руководством Джаляля Талабани .

В начале г., в связи с исламской революцией в Иране, власть в Иранском Курдистане оказалась практически в руках курдов. Однако уже в марте начинаются вооруженные столкновения между отрядами Демократической партии Иранского Курдистана и посланными из Тегерана «Стражами исламской революции». В начале сентября иранцы начали массированное наступление, сопровождавшееся массовыми казнями жителей захваченных селений начиная от 12—13 лет. В результате, правительственным силам удалось взять под свой контроль основную часть Иранского Курдистана.

В трагическом положении оказались иранские и иракские курды во время Ирано-Иракской войны 1980—1988 гг., когда первые пользовались поддержкой Багдада, а вторые — Тегерана; на этой почве происходили вооруженные столкновения между отрядами иракских и иранских повстанцев.

В марте года в результате поражения иракских войск, в Иракском Курдистане вспыхнуло новое восстание. В апреле оно было подавлено Саддамом Хусейном, однако затем силы НАТО , действуя по мандату ООН вынудили иракцев покинуть часть Иракского Курдистана, где был создан так называемый «Свободный Курдистан» с правительством из членов ДПК и ПСК. Окончательное освобождение Иракского Курдистана произошло после падения Саддама Хусейна. В настоящее время там существует формально федеральное, а фактически полунезависимое государство, президентом которого является

В это время в Турции возникает Курдская рабочая партия которую возглавил Абдулла Оджалан по кличке «Апо» («Дядя»), отчего ее приверженцев называют «апочистами». После военного переворота г. ее члены бежали в Сирию, где, получив помощь от сирийского правительства, начали вооружённую борьбу против турецкого государства под лозунгом «Единого, демократического, независимого Курдистана», Первая вооруженная акция была совершена в году, к середине 90-х гг. РПК уже обдала армией не несколько тысяч (по ее собственным утвержденим до 20 тысяч) «герилла» (партизан) и разветвленными политическими структурами в курдской диаспоре по всему миру. Всего в результате боевых действий погибло более 35 тысяч человек. В г. Сирия под нажимом Турции отказалась от поддержки РПК и выслала Оджалана, чем нанесла по партий сильнейший, и как оказалось непоправимый удар; Оджалан был захвачен турками в Кении, судим и приговорен к смертной казни; в настоящее время он находится в тюрьме на о. Имралы.

В настоящее время фактическим центром курдского национального движения является Иракский Курдистан. Среди курдов распространена надежда, что он станет основой будущего независимого и объединенного «Большого Курдистана».



Поделиться: