Н. Психология общих способностей
Предисловие к первому изданию...................................................................... 3
Предисловие ко второму изданию.................................................................... 5
Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ СПОСОБНОСТЕЙ.................................. 7
История исследований и развитие проблематики психологии способностей. 7 Проблемы общих способностей (интеллект, обучаемость, креативность).... 12
Литература...................................................................................................... 15
Глава 2. ОБЩИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ.............................. 16
Факторные модели интеллекта....................................................................... 23
Модель Ч. Спирмена....................................................................................... 24
Модель Л. Терстоуна....................................................................................... 27
Модель Дж. Гилфорда..................................................................................... 28
Модель Р. Б. Кэттелла..................................................................................... 29
Другие иерархические модели (С. Барт, Д. Векслер, Ф. Верной, Л. Хамфрейс) …33
Монометрический подход............................................................................... 35
Когнитивные модели интеллекта.................................................................... 39
Модель Р. Стернберга..................................................................................... 40
Другие когнитивные модели........................................................................... 45
Концепция ментального опыта М. А. Холодной............................................ 47
Литература...................................................................................................... 52
Глава 3. ДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТА................................................... 54
Психометрические замечания......................................................................... 54
Прогрессивные матрицы Дж. Равена............................................................. 61
Тест Д. Векслера............................................................................................. 64
Тесты структуры интеллекта......................................................................... 75
Литература...................................................................................................... 82
Глава 4. РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА..................................................................... 83
Психогенетика общих способностей............................................................... 83
Влияние среды на развитие интеллекта........................................................ 96
Развитие интеллекта и специальных познавательных способностей в течение жизни......................................... 104
Литература.................................................................................................... 108
Глава 5. ИНТЕЛЛЕКТ В СТРУКТУРЕ ПСИХИКИ............................................. 110
Психофизиология интеллекта....................................................................... 110
Модель А. Н. Лебедева.................................................................................. 113
Функциональная асимметрия головного мозга и способности..................... 115
Российская школа дифференциальной психофизиологии............................ 120
Способности женщины и мужчины............................................................. 123
Личность и интеллект................................................................................... 129
Литература.................................................................................................... 136
Глава 6. СУБЪЕКТИВНАЯ ПАРАДИГМА В ИССЛЕДОВАНИИ СПОСОБНОСТЕЙ. ИМПЛИЦИТНЫЕ ТЕОРИИ СПОСОБНОСТЕЙ............... 138
Обыденные теории личности и представления об интеллекте.................... 138
Исследования обыденных представлений о способностях........................... 142
Психосемантическая модель репрезентации способностей в сознании..... 147
Литература.................................................................................................... 154
Глава 7. ОБЩИЕ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ............................................ 156
Творчество и деятельность........................................................................... 156
Проблема способности к творчеству. Концепция редукции творчества к интеллекту............................................. 168
Творческая личность и ее жизненный путь................................................. 171
Креативность и ее диагностика.................................................................... 183
Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э. П. Торренса........................... 183
Концепция М. Воллаха и Н. Когана.............................................................. 188
Концепция С. Медника. ................................................................................. 191
«Теория инвестирования» Р. Стернберга...................................................... 196
Подход В. Н. Дружинина и Н. В. Хазратовой............................................... 199
Литература.................................................................................................... 208
Глава 8. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ................................. 211
Психогенетика креативности....................................................................... 211
Формирование креативности и обучаемость............................................. 217
Обучаемость, креативность и интеллект.................................................... 239
Литература.................................................................................................... 242
Глава 9. СТРУКТУРА ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ......................................... 244
Общий интеллект и школьная успеваемость.............................................. 245
Общий интеллект и профессиональная деятельность................................ 248
Общий интеллект и креативность............................................................... 250
«Одномерная модель» ................................................................................... 252
Структура общего интеллекта. Импликативная модель............................ 255
Четырехмерная модель................. 259
Зависимость учебной успеваемости от уровня развития отдельных интеллектуальных способностей.................................................................. 262
Литература.................. 264
ПОСЛЕСЛОВИЕ........ 266
ПРИЛОЖЕНИЯ........... 276
Диагностика структуры интеллекта (тест Р. Амтхауэра) ........................... 276
Диагностика невербальной креативности (краткий вариант теста Торренса) ...... 281
Диагностика математического интеллекта (тест математических аналогий) ....... 310
Диагностика вербальной креативности (адаптация теста.С. Медника - подростковый и взрослый варианты) .... 322
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ........................................................................... 347
Другие новости по теме:
Психология общих способностей. Дружинин В.Н.
3-е изд. - СПб.: 2007. - 368 с.
Цель данной книги - изложение теоретических
оснований психологии общих способностей человека (интеллекта, обучаемости,
креативности). В ней анализируются наиболее известные и влиятельные модели
интеллекта (Р.Кэттелла, Ч.Спирмена, Л.Терстоуна, Д.Векслера, Дж.Гилфорда,
Г.Айзенка, Э.П. Торренса и др.), а также данные новейших и классических
экспериментов в области исследования общих способностей, описывается современный
инструментарий психодиагностики интеллекта и креативности.
Формат: pdf
Размер: 25,7 Мб
Скачать: Rghost
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие к третьему
изданию 3
От автора 5
От автора 7
Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ СПОСОБНОСТЕЙ 9
История исследований и развитие проблематики психологии способностей... 9
Проблемы общих способностей (интеллект, обучаемость, креативность) 14
Литература 17
Глава 2. ОБЩИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ 18
Факторные модели интеллекта 25
Модель Ч. Спирмена 26
Модель Л. Терстоуна 29
Модель Дж. Гилфорда 30
Модель Р. Б. Кэттелла 31
Другие иерархические модели
(С. Барт, Д. Векслер, Ф. Верной, Л. Хамфрейс) 35
Монометрический подход 37
Когнитивные модели интеллекта 41
Модель Р. Стернберга 42
Другие когнитивные модели 47
Концепция ментального опыта М. А. Холодной 49
Литература 54
Глава 3. ДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТА 56
Психометрические замечания 56
Прогрессивные матрицы Дж. Равена 63
Тест Д. Векслера 66
Тесты структуры интеллекта 77
Литература 84
Глава 4. РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА 85
Психогенетика общих способностей 85
Влияние среды на развитие интеллекта 98
Развитие интеллекта и специальных
познавательных способностей в течение жизни 106
Литература ПО
Глава 5. ИНТЕЛЛЕКТ В СТРУКТУРЕ ПСИХИКИ 112
Психофизиология интеллекта 112
Модель А. Н. Лебедева 115
Функциональная асимметрия головного мозга и способности 117
Российская школа дифференциальной психофизиологии 122
Способности женщины и мужчины 125
Личность и интеллект 131
Литература 138
Глава 6. СУБЪЕКТИВНАЯ ПАРАДИГМА В ИССЛЕДОВАНИИ СПОСОБНОСТЕЙ. ИМПЛИЦИТНЫЕ
ТЕОРИИ СПОСОБНОСТЕЙ 140
Обыденные теории личности и представления об интеллекте 140
Исследования обыденных представлений о способностях 144
Психосемантическая модель репрезентации способностей в сознании 149
Литература 156
Глава 7. ОБЩИЕ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ 158
Творчество и деятельность 158
Проблема способности к творчеству.
Концепция редукции творчества к интеллекту 170
Творческая личность и ее жизненный путь 173
Креативность и ее диагностика 185
Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э. П. Торренса 185
Концепция М. Воллаха и Н. Когана 190
Концепция С. Медника 193
«Теория инвестирования» Р. Стернберга 198
Подход В. Н. Дружинина и Н. В. Хазратовой 201
Литература 210
Глава 8. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 213
Психогенетика креативности 213
Формирование креативности и обучаемость 219
Обучаемость, креативность и интеллект 241
Литература 244
Глава 9. СТРУКТУРА ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ 246
Общий интеллект и школьная успеваемость 247
Общий интеллект и профессиональная деятельность 250
Общий интеллект и креативность 252
«Одномерная модель» 254
Структура общего интеллекта. Импликативная модель 257
Четырехмерная модель 261
Зависимость учебной успеваемости от уровня развития отдельных
интеллектуальных способностей 264
Литература.266
ПОСЛЕСЛОВИЕ 268
ПРИЛОЖЕНИЯ 278
Диагностика структуры интеллекта (тест Р. Амтхауэра) 278
Диагностика невербальной креативности (краткий вариант теста Торренса) 283
Диагностика математического интеллекта (тест математических аналогий) 312
Диагностика вербальной креативности
(адаптация теста С. Медника - подростковый и взрослый варианты) 324
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ 349
В монографии излагаются результаты исследований отечественных и зарубежных психологов в области психологии общих познавательных способностей (интеллекта, креативности, обучаемости). Приводятся данные, полученные автором и его сотрудниками в ходе исследований развития способностей, изучения их структуры, а также при разработке психодиагностических методик. Особое внимание уделено проблеме отношений общего интеллекта и творческих способностей. Книга предназначена для психологов, педагогов философов и других специалистов в области гуманитарных наук.
Предисловие
В основе этой книги - курс лекций, который читал автор на факультете психологии МГУ им. Ломоносова и факультете начальных классов МПГУ. Общение со слушателями, помимо того что оно упорядочивает собственные мысли, является стимулом к написанию текста: легче отослать студента к соответствующей странице, чем пересказывать ее с неизбежными искажениями.
Однако я избегал при изложении материала позиции «сверху - вниз», а также старался не прибегать к обычной для лектора популяризации, объяснению терминологии, «азов» и т.д. Мысленный разговор с равным, то есть с читателем, который уже владеет соответствующим профессиональным языком, всегда интереснее и продуктивнее. Книга, хотя и является монологом в форме письменной речи, - часть непрерывного диалога между членами профессионального сообщества. Итак - книга написана для специалистов - психологов. Я постарался изложить в основном факты, прибегая к их собственным теоретическим интерпретациям лишь по мере необходимости. Соблюдена ли эта мера - судить читателю. Хочу извиниться за отрывочность изложения: она вызвана как субъективными причинами (трудно было найти смысловые связи между различными кусками информации), так и объективными - очевидной неполнотой наших знаний о психических способностях.
Существованием и развитием психологии способностей как научного направления в советский период жизни отечественной психологии мы обязаны, в первую очередь, Б. М. Теплову и его школе.
Психология общих способностей. Дружинин В.Н.
3-е изд. - СПб.: 2007. - 368 с.
Цель данной книги - изложение теоретических
оснований психологии общих способностей человека (интеллекта, обучаемости,
креативности). В ней анализируются наиболее известные и влиятельные модели
интеллекта (Р.Кэттелла, Ч.Спирмена, Л.Терстоуна, Д.Векслера, Дж.Гилфорда,
Г.Айзенка, Э.П. Торренса и др.), а также данные новейших и классических
экспериментов в области исследования общих способностей, описывается современный
инструментарий психодиагностики интеллекта и креативности.
Формат: pdf
Размер: 25,7 Мб
Скачать: Rghost
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие к третьему
изданию 3
От автора 5
От автора 7
Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ СПОСОБНОСТЕЙ 9
История исследований и развитие проблематики психологии способностей... 9
Проблемы общих способностей (интеллект, обучаемость, креативность) 14
Литература 17
Глава 2. ОБЩИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ 18
Факторные модели интеллекта 25
Модель Ч. Спирмена 26
Модель Л. Терстоуна 29
Модель Дж. Гилфорда 30
Модель Р. Б. Кэттелла 31
Другие иерархические модели
(С. Барт, Д. Векслер, Ф. Верной, Л. Хамфрейс) 35
Монометрический подход 37
Когнитивные модели интеллекта 41
Модель Р. Стернберга 42
Другие когнитивные модели 47
Концепция ментального опыта М. А. Холодной 49
Литература 54
Глава 3. ДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТА 56
Психометрические замечания 56
Прогрессивные матрицы Дж. Равена 63
Тест Д. Векслера 66
Тесты структуры интеллекта 77
Литература 84
Глава 4. РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА 85
Психогенетика общих способностей 85
Влияние среды на развитие интеллекта 98
Развитие интеллекта и специальных
познавательных способностей в течение жизни 106
Литература ПО
Глава 5. ИНТЕЛЛЕКТ В СТРУКТУРЕ ПСИХИКИ 112
Психофизиология интеллекта 112
Модель А. Н. Лебедева 115
Функциональная асимметрия головного мозга и способности 117
Российская школа дифференциальной психофизиологии 122
Способности женщины и мужчины 125
Личность и интеллект 131
Литература 138
Глава 6. СУБЪЕКТИВНАЯ ПАРАДИГМА В ИССЛЕДОВАНИИ СПОСОБНОСТЕЙ. ИМПЛИЦИТНЫЕ
ТЕОРИИ СПОСОБНОСТЕЙ 140
Обыденные теории личности и представления об интеллекте 140
Исследования обыденных представлений о способностях 144
Психосемантическая модель репрезентации способностей в сознании 149
Литература 156
Глава 7. ОБЩИЕ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ 158
Творчество и деятельность 158
Проблема способности к творчеству.
Концепция редукции творчества к интеллекту 170
Творческая личность и ее жизненный путь 173
Креативность и ее диагностика 185
Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э. П. Торренса 185
Концепция М. Воллаха и Н. Когана 190
Концепция С. Медника 193
«Теория инвестирования» Р. Стернберга 198
Подход В. Н. Дружинина и Н. В. Хазратовой 201
Литература 210
Глава 8. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 213
Психогенетика креативности 213
Формирование креативности и обучаемость 219
Обучаемость, креативность и интеллект 241
Литература 244
Глава 9. СТРУКТУРА ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ 246
Общий интеллект и школьная успеваемость 247
Общий интеллект и профессиональная деятельность 250
Общий интеллект и креативность 252
«Одномерная модель» 254
Структура общего интеллекта. Импликативная модель 257
Четырехмерная модель 261
Зависимость учебной успеваемости от уровня развития отдельных
интеллектуальных способностей 264
Литература.266
ПОСЛЕСЛОВИЕ 268
ПРИЛОЖЕНИЯ 278
Диагностика структуры интеллекта (тест Р. Амтхауэра) 278
Диагностика невербальной креативности (краткий вариант теста Торренса) 283
Диагностика математического интеллекта (тест математических аналогий) 312
Диагностика вербальной креативности
(адаптация теста С. Медника - подростковый и взрослый варианты) 324
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ 349
Цель данной книги - изложение теоретических оснований психологии общих способностей человека (интеллекта, обучаемости, креативности). В ней анализируются наиболее известные и влиятельные модели интеллекта (Р. Кэттелла, Ч. Спирмена, Л. Терстоуна, Д. Векслера, Дж. Гилфорда, Г. Айзенка, Э. П. Торренса и др.), а также данные новейших и классических экспериментов в области исследования общих способностей, описывается современный инструментарий психодиагностики интеллекта и креативности. В приложении помещены оригинальные методические разработки руководимой автором лаборатории в Институте психологии РАН. Информативная насыщенность, корректность изложения, цельность научной позиции автора безусловно привлекут к этой книге внимание всех, кто интересуется психологией, педагогикой, социологией.
Общие интеллектуальные способности.
Термин «интеллект», помимо своего научного значения (которое у каждого теоретика свое), как старый крейсер ракушками, оброс бесконечным количеством обыденных и популяризаторских истолкований. Реферирование работ авторов, которые в той или иной мере касались этого предмета, заняло бы не одну сотню страниц. Поэтому проведем краткий обзор и выберем наиболее приемлемую трактовку понятия «интеллект».
Основным критерием выделения интеллекта как самостоятельной реальности является его функция в регуляции поведения. Когда говорят об интеллекте как некоторой способности, то в первую очередь опираются на его адаптационное значение для человека и высших животных. Интеллект, как полагал В. Штерн, есть некоторая общая способность приспособления к новым жизненным условиям. Приспособительный акт (по Штерну) - это решение жизненной задачи, осуществленной посредством действия с мысленным («ментальным») эквивалентом объекта, посредством «действия в уме» (или же, по Я. А. Пономареву, «во внутреннем плане действия» ). Благодаря этому решение некоторой проблемы субъект осуществляет здесь и теперь без внешних поведенческих проб, правильно и одноразово: пробы, проверка гипотез осуществляются во «внутреннем плане действия».
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие к третьему изданию 3
От автора 5
От автора 7
Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ СПОСОБНОСТЕЙ 9
История исследований и развитие проблематики психологии способностей 9
Проблемы общих способностей (интеллект, обучаемость, креативность) 14
Литература 17
Глава 2. ОБЩИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ 18
Факторные модели интеллекта 25
Модель Ч. Спирмена 26
Модель Л. Терстоуна 29
Модель Дж. Гилфорда 30
Модель Р. Б. Кэттелла 31
Другие иерархические модели (С. Барт, Д. Векслер, Ф. Верной, Л. Хамфрейс) 35
Монометрический подход 37
Когнитивные модели интеллекта 41
Модель Р. Стернберга 42
Другие когнитивные модели 47
Концепция ментального опыта М. А. Холодной 49
Литература 54
Глава 3. ДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТА 56
Психометрические замечания 56
Прогрессивные матрицы Дж. Равена 63
Тест Д. Векслера 66
Тесты структуры интеллекта 77
Литература 84
Глава 4. РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА 85
Психогенетика общих способностей 85
Влияние среды на развитие интеллекта 98
Развитие интеллекта и специальных
познавательных способностей в течение жизни 106
Литература ПО
Глава 5. ИНТЕЛЛЕКТ В СТРУКТУРЕ ПСИХИКИ 112
Психофизиология интеллекта 112
Модель А. Н. Лебедева 115
Функциональная асимметрия головного мозга и способности 117
Российская школа дифференциальной психофизиологии 122
Способности женщины и мужчины 125
Личность и интеллект 131
Литература 138
Глава 6. СУБЪЕКТИВНАЯ ПАРАДИГМА В ИССЛЕДОВАНИИ СПОСОБНОСТЕЙ. ИМПЛИЦИТНЫЕ ТЕОРИИ СПОСОБНОСТЕЙ 140
Обыденные теории личности и представления об интеллекте 140
Исследования обыденных представлений о способностях 144
Психосемантическая модель репрезентации способностей в сознании 149
Литература 156
Глава 7. ОБЩИЕ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ 158
Творчество и деятельность 158
Проблема способности к творчеству.
Концепция редукции творчества к интеллекту 170
Творческая личность и ее жизненный путь 173
Креативность и ее диагностика 185
Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э. П. Торренса 185
Концепция М. Воллаха и Н. Когана 190
Концепция С. Медника 193
«Теория инвестирования» Р. Стернберга 198
Подход В. Н. Дружинина и Н. В. Хазратовой 201
Литература 210
Глава 8. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 213
Психогенетика креативности 213
Формирование креативности и обучаемость 219
Обучаемость, креативность и интеллект 241
Литература 244
Глава 9. СТРУКТУРА ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ 246
Общий интеллект и школьная успеваемость 247
Общий интеллект и профессиональная деятельность 250
Общий интеллект и креативность 252
«Одномерная модель» 254
Структура общего интеллекта. Импликативная модель 257
Четырехмерная модель 261
Зависимость учебной успеваемости от уровня развития отдельных
интеллектуальных способностей 264
Литература 266
ПОСЛЕСЛОВИЕ 268
ПРИЛОЖЕНИЯ 278
Диагностика структуры интеллекта (тест Р. Амтхауэра) 278
Диагностика невербальной креативности (краткий вариант теста Торренса) 283
Диагностика математического интеллекта (тест математических аналогий) 312
Диагностика вербальной креативности
(адаптация теста С. Медника - подростковый и взрослый варианты) 324
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ 349.