Н. Психология общих способностей

Предисловие к первому изданию...................................................................... 3

Предисловие ко второму изданию.................................................................... 5

Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ СПОСОБНОСТЕЙ.................................. 7

История исследований и развитие проблематики психологии способностей. 7 Проблемы общих способностей (интеллект, обучаемость, креативность).... 12

Литература...................................................................................................... 15

Глава 2. ОБЩИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ.............................. 16

Факторные модели интеллекта....................................................................... 23

Модель Ч. Спирмена....................................................................................... 24

Модель Л. Терстоуна....................................................................................... 27

Модель Дж. Гилфорда..................................................................................... 28

Модель Р. Б. Кэттелла..................................................................................... 29

Другие иерархические модели (С. Барт, Д. Векслер, Ф. Верной, Л. Хамфрейс) …33

Монометрический подход............................................................................... 35

Когнитивные модели интеллекта.................................................................... 39

Модель Р. Стернберга..................................................................................... 40

Другие когнитивные модели........................................................................... 45

Концепция ментального опыта М. А. Холодной............................................ 47

Литература...................................................................................................... 52

Глава 3. ДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТА................................................... 54

Психометрические замечания......................................................................... 54

Прогрессивные матрицы Дж. Равена............................................................. 61

Тест Д. Векслера............................................................................................. 64

Тесты структуры интеллекта......................................................................... 75

Литература...................................................................................................... 82

Глава 4. РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА..................................................................... 83

Психогенетика общих способностей............................................................... 83

Влияние среды на развитие интеллекта........................................................ 96

Развитие интеллекта и специальных познавательных способностей в течение жизни......................................... 104

Литература.................................................................................................... 108

Глава 5. ИНТЕЛЛЕКТ В СТРУКТУРЕ ПСИХИКИ............................................. 110

Психофизиология интеллекта....................................................................... 110

Модель А. Н. Лебедева.................................................................................. 113

Функциональная асимметрия головного мозга и способности..................... 115

Российская школа дифференциальной психофизиологии............................ 120

Способности женщины и мужчины............................................................. 123

Личность и интеллект................................................................................... 129

Литература.................................................................................................... 136

Глава 6. СУБЪЕКТИВНАЯ ПАРАДИГМА В ИССЛЕДОВАНИИ СПОСОБНОСТЕЙ. ИМПЛИЦИТНЫЕ ТЕОРИИ СПОСОБНОСТЕЙ............... 138

Обыденные теории личности и представления об интеллекте.................... 138

Исследования обыденных представлений о способностях........................... 142

Психосемантическая модель репрезентации способностей в сознании..... 147

Литература.................................................................................................... 154

Глава 7. ОБЩИЕ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ............................................ 156

Творчество и деятельность........................................................................... 156

Проблема способности к творчеству. Концепция редукции творчества к интеллекту............................................. 168

Творческая личность и ее жизненный путь................................................. 171

Креативность и ее диагностика.................................................................... 183

Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э. П. Торренса........................... 183

Концепция М. Воллаха и Н. Когана.............................................................. 188

Концепция С. Медника. ................................................................................. 191

«Теория инвестирования» Р. Стернберга...................................................... 196

Подход В. Н. Дружинина и Н. В. Хазратовой............................................... 199

Литература.................................................................................................... 208

Глава 8. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ................................. 211

Психогенетика креативности....................................................................... 211

Формирование креативности и обучаемость............................................. 217

Обучаемость, креативность и интеллект.................................................... 239

Литература.................................................................................................... 242

Глава 9. СТРУКТУРА ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ......................................... 244

Общий интеллект и школьная успеваемость.............................................. 245

Общий интеллект и профессиональная деятельность................................ 248

Общий интеллект и креативность............................................................... 250

«Одномерная модель» ................................................................................... 252

Структура общего интеллекта. Импликативная модель............................ 255

Четырехмерная модель................. 259

Зависимость учебной успеваемости от уровня развития отдельных интеллектуальных способностей.................................................................. 262

Литература.................. 264

ПОСЛЕСЛОВИЕ........ 266

ПРИЛОЖЕНИЯ........... 276

Диагностика структуры интеллекта (тест Р. Амтхауэра) ........................... 276

Диагностика невербальной креативности (краткий вариант теста Торренса) ...... 281

Диагностика математического интеллекта (тест математических аналогий) ....... 310

Диагностика вербальной креативности (адаптация теста.С. Медника - подростковый и взрослый варианты) .... 322

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ........................................................................... 347

Другие новости по теме:

  • Глава 3. Диагностика интеллекта - Психология общих способностей - Дружинин
  • Глава 4. Развитие интеллекта - Психология общих способностей - Дружинин
  • Глава 5. Интеллект в структуре психики - Психология общих способностей - Дружинин
  • Глава 8. Развитие творческих способностей - Психология общих способностей - Дружинин
  • Глава 6. Субъективная парадигма в исследовании способностей. - Психология общих способностей - Дружинин
  • Глава 3. Тест «Нарисуй человека» как метод диагностики интеллекта - Диагностика интеллекта методом рисуночного теста - С.С. Степанов
  • Глава 7. Общие творческие способности - Психология общих способностей - Дружинин
  • Глава 1. Проблемы психологии способностей - Психология общих способностей - Дружинин
  • Глава 2. Общие интеллектуальные способности - Психология общих способностей - Дружинин
  • Глава 9. Структура общих способностей - Психология общих способностей - Дружинин
  • Рекомендуемая литература - Диагностика интеллекта методом рисуночного теста - С.С. Степанов
  • Глава 1. Количественная оценка интеллекта в системе психолого-педагогической диагностики - Диагностика интеллекта методом рисуночного теста - С.С. Степанов
  • Глава 1. Существует ли интеллект как психическая реальность? (причины кризиса тестологических теорий интеллекта) - Психология интеллекта - Холодная М. А.
  • Глава 2. ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ: ВЫДЕЛЕНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ - Психология творческих способностей - Боголенская Д.Б.
  • 5.3. Особенности организации психического времени в контексте проблемы интеллектуальных способностей - Психология интеллекта - Холодная М. А.
  • Глава 2. Изобразительная деятельность как показатель психического развития - Диагностика интеллекта методом рисуночного теста - С.С. Степанов
  • Психология общих способностей. Дружинин В.Н.

    3-е изд. - СПб.: 2007. - 368 с.

    Цель данной книги - изложение теоретических оснований психологии общих способностей человека (интеллекта, обучаемости, креативности). В ней анализируются наиболее известные и влиятельные модели интеллекта (Р.Кэттелла, Ч.Спирмена, Л.Терстоуна, Д.Векслера, Дж.Гилфорда, Г.Айзенка, Э.П. Торренса и др.), а также данные новейших и классических экспериментов в области исследования общих способностей, описывается современный инструментарий психодиагностики интеллекта и креативности.

    Формат: pdf

    Размер: 25,7 Мб

    Скачать: Rghost

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Предисловие к третьему изданию 3
    От автора 5
    От автора 7
    Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ СПОСОБНОСТЕЙ 9
    История исследований и развитие проблематики психологии способностей... 9
    Проблемы общих способностей (интеллект, обучаемость, креативность) 14
    Литература 17
    Глава 2. ОБЩИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ 18
    Факторные модели интеллекта 25
    Модель Ч. Спирмена 26
    Модель Л. Терстоуна 29
    Модель Дж. Гилфорда 30
    Модель Р. Б. Кэттелла 31
    Другие иерархические модели
    (С. Барт, Д. Векслер, Ф. Верной, Л. Хамфрейс) 35
    Монометрический подход 37
    Когнитивные модели интеллекта 41
    Модель Р. Стернберга 42
    Другие когнитивные модели 47
    Концепция ментального опыта М. А. Холодной 49
    Литература 54
    Глава 3. ДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТА 56
    Психометрические замечания 56
    Прогрессивные матрицы Дж. Равена 63
    Тест Д. Векслера 66
    Тесты структуры интеллекта 77
    Литература 84
    Глава 4. РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА 85
    Психогенетика общих способностей 85
    Влияние среды на развитие интеллекта 98
    Развитие интеллекта и специальных
    познавательных способностей в течение жизни 106
    Литература ПО
    Глава 5. ИНТЕЛЛЕКТ В СТРУКТУРЕ ПСИХИКИ 112
    Психофизиология интеллекта 112
    Модель А. Н. Лебедева 115
    Функциональная асимметрия головного мозга и способности 117
    Российская школа дифференциальной психофизиологии 122
    Способности женщины и мужчины 125
    Личность и интеллект 131
    Литература 138
    Глава 6. СУБЪЕКТИВНАЯ ПАРАДИГМА В ИССЛЕДОВАНИИ СПОСОБНОСТЕЙ. ИМПЛИЦИТНЫЕ ТЕОРИИ СПОСОБНОСТЕЙ 140
    Обыденные теории личности и представления об интеллекте 140
    Исследования обыденных представлений о способностях 144
    Психосемантическая модель репрезентации способностей в сознании 149
    Литература 156
    Глава 7. ОБЩИЕ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ 158
    Творчество и деятельность 158
    Проблема способности к творчеству.
    Концепция редукции творчества к интеллекту 170
    Творческая личность и ее жизненный путь 173
    Креативность и ее диагностика 185
    Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э. П. Торренса 185
    Концепция М. Воллаха и Н. Когана 190
    Концепция С. Медника 193
    «Теория инвестирования» Р. Стернберга 198
    Подход В. Н. Дружинина и Н. В. Хазратовой 201
    Литература 210
    Глава 8. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 213
    Психогенетика креативности 213
    Формирование креативности и обучаемость 219
    Обучаемость, креативность и интеллект 241
    Литература 244
    Глава 9. СТРУКТУРА ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ 246
    Общий интеллект и школьная успеваемость 247
    Общий интеллект и профессиональная деятельность 250
    Общий интеллект и креативность 252
    «Одномерная модель» 254
    Структура общего интеллекта. Импликативная модель 257
    Четырехмерная модель 261
    Зависимость учебной успеваемости от уровня развития отдельных
    интеллектуальных способностей 264
    Литература.266
    ПОСЛЕСЛОВИЕ 268
    ПРИЛОЖЕНИЯ 278
    Диагностика структуры интеллекта (тест Р. Амтхауэра) 278
    Диагностика невербальной креативности (краткий вариант теста Торренса) 283
    Диагностика математического интеллекта (тест математических аналогий) 312
    Диагностика вербальной креативности
    (адаптация теста С. Медника - подростковый и взрослый варианты) 324
    ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ 349

    В монографии излагаются результаты исследований отечественных и зарубежных психологов в области психологии общих познавательных способностей (интеллекта, креативности, обучаемости). Приводятся данные, полученные автором и его сотрудниками в ходе исследований развития способностей, изучения их структуры, а также при разработке психодиагностических методик. Особое внимание уделено проблеме отношений общего интеллекта и творческих способностей. Книга предназначена для психологов, педагогов философов и других специалистов в области гуманитарных наук.

    Предисловие

    В основе этой книги - курс лекций, который читал автор на факультете психологии МГУ им. Ломоносова и факультете начальных классов МПГУ. Общение со слушателями, помимо того что оно упорядочивает собственные мысли, является стимулом к написанию текста: легче отослать студента к соответствующей странице, чем пересказывать ее с неизбежными искажениями.

    Однако я избегал при изложении материала позиции «сверху - вниз», а также старался не прибегать к обычной для лектора популяризации, объяснению терминологии, «азов» и т.д. Мысленный разговор с равным, то есть с читателем, который уже владеет соответствующим профессиональным языком, всегда интереснее и продуктивнее. Книга, хотя и является монологом в форме письменной речи, - часть непрерывного диалога между членами профессионального сообщества. Итак - книга написана для специалистов - психологов. Я постарался изложить в основном факты, прибегая к их собственным теоретическим интерпретациям лишь по мере необходимости. Соблюдена ли эта мера - судить читателю. Хочу извиниться за отрывочность изложения: она вызвана как субъективными причинами (трудно было найти смысловые связи между различными кусками информации), так и объективными - очевидной неполнотой наших знаний о психических способностях.

    Существованием и развитием психологии способностей как научного направления в советский период жизни отечественной психологии мы обязаны, в первую очередь, Б. М. Теплову и его школе.

    Психология общих способностей. Дружинин В.Н.

    3-е изд. - СПб.: 2007. - 368 с.

    Цель данной книги - изложение теоретических оснований психологии общих способностей человека (интеллекта, обучаемости, креативности). В ней анализируются наиболее известные и влиятельные модели интеллекта (Р.Кэттелла, Ч.Спирмена, Л.Терстоуна, Д.Векслера, Дж.Гилфорда, Г.Айзенка, Э.П. Торренса и др.), а также данные новейших и классических экспериментов в области исследования общих способностей, описывается современный инструментарий психодиагностики интеллекта и креативности.

    Формат: pdf

    Размер: 25,7 Мб

    Скачать: Rghost

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Предисловие к третьему изданию 3
    От автора 5
    От автора 7
    Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ СПОСОБНОСТЕЙ 9
    История исследований и развитие проблематики психологии способностей... 9
    Проблемы общих способностей (интеллект, обучаемость, креативность) 14
    Литература 17
    Глава 2. ОБЩИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ 18
    Факторные модели интеллекта 25
    Модель Ч. Спирмена 26
    Модель Л. Терстоуна 29
    Модель Дж. Гилфорда 30
    Модель Р. Б. Кэттелла 31
    Другие иерархические модели
    (С. Барт, Д. Векслер, Ф. Верной, Л. Хамфрейс) 35
    Монометрический подход 37
    Когнитивные модели интеллекта 41
    Модель Р. Стернберга 42
    Другие когнитивные модели 47
    Концепция ментального опыта М. А. Холодной 49
    Литература 54
    Глава 3. ДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТА 56
    Психометрические замечания 56
    Прогрессивные матрицы Дж. Равена 63
    Тест Д. Векслера 66
    Тесты структуры интеллекта 77
    Литература 84
    Глава 4. РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА 85
    Психогенетика общих способностей 85
    Влияние среды на развитие интеллекта 98
    Развитие интеллекта и специальных
    познавательных способностей в течение жизни 106
    Литература ПО
    Глава 5. ИНТЕЛЛЕКТ В СТРУКТУРЕ ПСИХИКИ 112
    Психофизиология интеллекта 112
    Модель А. Н. Лебедева 115
    Функциональная асимметрия головного мозга и способности 117
    Российская школа дифференциальной психофизиологии 122
    Способности женщины и мужчины 125
    Личность и интеллект 131
    Литература 138
    Глава 6. СУБЪЕКТИВНАЯ ПАРАДИГМА В ИССЛЕДОВАНИИ СПОСОБНОСТЕЙ. ИМПЛИЦИТНЫЕ ТЕОРИИ СПОСОБНОСТЕЙ 140
    Обыденные теории личности и представления об интеллекте 140
    Исследования обыденных представлений о способностях 144
    Психосемантическая модель репрезентации способностей в сознании 149
    Литература 156
    Глава 7. ОБЩИЕ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ 158
    Творчество и деятельность 158
    Проблема способности к творчеству.
    Концепция редукции творчества к интеллекту 170
    Творческая личность и ее жизненный путь 173
    Креативность и ее диагностика 185
    Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э. П. Торренса 185
    Концепция М. Воллаха и Н. Когана 190
    Концепция С. Медника 193
    «Теория инвестирования» Р. Стернберга 198
    Подход В. Н. Дружинина и Н. В. Хазратовой 201
    Литература 210
    Глава 8. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 213
    Психогенетика креативности 213
    Формирование креативности и обучаемость 219
    Обучаемость, креативность и интеллект 241
    Литература 244
    Глава 9. СТРУКТУРА ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ 246
    Общий интеллект и школьная успеваемость 247
    Общий интеллект и профессиональная деятельность 250
    Общий интеллект и креативность 252
    «Одномерная модель» 254
    Структура общего интеллекта. Импликативная модель 257
    Четырехмерная модель 261
    Зависимость учебной успеваемости от уровня развития отдельных
    интеллектуальных способностей 264
    Литература.266
    ПОСЛЕСЛОВИЕ 268
    ПРИЛОЖЕНИЯ 278
    Диагностика структуры интеллекта (тест Р. Амтхауэра) 278
    Диагностика невербальной креативности (краткий вариант теста Торренса) 283
    Диагностика математического интеллекта (тест математических аналогий) 312
    Диагностика вербальной креативности
    (адаптация теста С. Медника - подростковый и взрослый варианты) 324
    ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ 349

    Цель данной книги - изложение теоретических оснований психологии общих способностей человека (интеллекта, обучаемости, креативности). В ней анализируются наиболее известные и влиятельные модели интеллекта (Р. Кэттелла, Ч. Спирмена, Л. Терстоуна, Д. Векслера, Дж. Гилфорда, Г. Айзенка, Э. П. Торренса и др.), а также данные новейших и классических экспериментов в области исследования общих способностей, описывается современный инструментарий психодиагностики интеллекта и креативности. В приложении помещены оригинальные методические разработки руководимой автором лаборатории в Институте психологии РАН. Информативная насыщенность, корректность изложения, цельность научной позиции автора безусловно привлекут к этой книге внимание всех, кто интересуется психологией, педагогикой, социологией.

    Общие интеллектуальные способности.
    Термин «интеллект», помимо своего научного значения (которое у каждого теоретика свое), как старый крейсер ракушками, оброс бесконечным количеством обыденных и популяризаторских истолкований. Реферирование работ авторов, которые в той или иной мере касались этого предмета, заняло бы не одну сотню страниц. Поэтому проведем краткий обзор и выберем наиболее приемлемую трактовку понятия «интеллект».

    Основным критерием выделения интеллекта как самостоятельной реальности является его функция в регуляции поведения. Когда говорят об интеллекте как некоторой способности, то в первую очередь опираются на его адаптационное значение для человека и высших животных. Интеллект, как полагал В. Штерн, есть некоторая общая способность приспособления к новым жизненным условиям. Приспособительный акт (по Штерну) - это решение жизненной задачи, осуществленной посредством действия с мысленным («ментальным») эквивалентом объекта, посредством «действия в уме» (или же, по Я. А. Пономареву, «во внутреннем плане действия» ). Благодаря этому решение некоторой проблемы субъект осуществляет здесь и теперь без внешних поведенческих проб, правильно и одноразово: пробы, проверка гипотез осуществляются во «внутреннем плане действия».

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Предисловие к третьему изданию 3
    От автора 5
    От автора 7
    Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ СПОСОБНОСТЕЙ 9
    История исследований и развитие проблематики психологии способностей 9
    Проблемы общих способностей (интеллект, обучаемость, креативность) 14
    Литература 17
    Глава 2. ОБЩИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ 18
    Факторные модели интеллекта 25
    Модель Ч. Спирмена 26
    Модель Л. Терстоуна 29
    Модель Дж. Гилфорда 30
    Модель Р. Б. Кэттелла 31
    Другие иерархические модели (С. Барт, Д. Векслер, Ф. Верной, Л. Хамфрейс) 35
    Монометрический подход 37
    Когнитивные модели интеллекта 41
    Модель Р. Стернберга 42
    Другие когнитивные модели 47
    Концепция ментального опыта М. А. Холодной 49
    Литература 54
    Глава 3. ДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТА 56
    Психометрические замечания 56
    Прогрессивные матрицы Дж. Равена 63
    Тест Д. Векслера 66
    Тесты структуры интеллекта 77
    Литература 84
    Глава 4. РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА 85
    Психогенетика общих способностей 85
    Влияние среды на развитие интеллекта 98
    Развитие интеллекта и специальных
    познавательных способностей в течение жизни 106
    Литература ПО
    Глава 5. ИНТЕЛЛЕКТ В СТРУКТУРЕ ПСИХИКИ 112
    Психофизиология интеллекта 112
    Модель А. Н. Лебедева 115
    Функциональная асимметрия головного мозга и способности 117
    Российская школа дифференциальной психофизиологии 122
    Способности женщины и мужчины 125
    Личность и интеллект 131
    Литература 138
    Глава 6. СУБЪЕКТИВНАЯ ПАРАДИГМА В ИССЛЕДОВАНИИ СПОСОБНОСТЕЙ. ИМПЛИЦИТНЫЕ ТЕОРИИ СПОСОБНОСТЕЙ 140
    Обыденные теории личности и представления об интеллекте 140
    Исследования обыденных представлений о способностях 144
    Психосемантическая модель репрезентации способностей в сознании 149
    Литература 156
    Глава 7. ОБЩИЕ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ 158
    Творчество и деятельность 158
    Проблема способности к творчеству.
    Концепция редукции творчества к интеллекту 170
    Творческая личность и ее жизненный путь 173
    Креативность и ее диагностика 185
    Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э. П. Торренса 185
    Концепция М. Воллаха и Н. Когана 190
    Концепция С. Медника 193
    «Теория инвестирования» Р. Стернберга 198
    Подход В. Н. Дружинина и Н. В. Хазратовой 201
    Литература 210
    Глава 8. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 213
    Психогенетика креативности 213
    Формирование креативности и обучаемость 219
    Обучаемость, креативность и интеллект 241
    Литература 244
    Глава 9. СТРУКТУРА ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ 246
    Общий интеллект и школьная успеваемость 247
    Общий интеллект и профессиональная деятельность 250
    Общий интеллект и креативность 252
    «Одномерная модель» 254
    Структура общего интеллекта. Импликативная модель 257
    Четырехмерная модель 261
    Зависимость учебной успеваемости от уровня развития отдельных
    интеллектуальных способностей 264
    Литература 266
    ПОСЛЕСЛОВИЕ 268
    ПРИЛОЖЕНИЯ 278
    Диагностика структуры интеллекта (тест Р. Амтхауэра) 278
    Диагностика невербальной креативности (краткий вариант теста Торренса) 283
    Диагностика математического интеллекта (тест математических аналогий) 312
    Диагностика вербальной креативности
    (адаптация теста С. Медника - подростковый и взрослый варианты) 324
    ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ 349.



    Поделиться: