Маха Шиваратри — Великая ночь Шивы. Махашиваратри главный праздник в индуизме

February 13th, 2018

В эту ночь Шива исполнил свой Космический танец Тандаву - танец, который породил во вселенной цикл «создание-охранение-разрушение». Бог Шива в экстазе танца набирает огромную мощь и использует её сначала на созидание, а потом на разрушение.

Этим танцем Шива поддерживает нужный ритм для процесса творения жизни.

Существует несколько разновидностей Тандавы - это Ананда-тандава, Рудра-тандава, Трипура-тандава, Сандхья-тандава, Самхара-тандава, Кали-тандава и Ума-тандава. Иногда число тандав доводят до 9 и даже до 16.

Наиболее знаменита Ананда-тандава, танец, который символизирует пять функций Шивы в их единстве: шришти (создание (мира)), стхити (охранение), самхара (разрушение), тиробхава (иллюзия/сокрытие) и ануграха (милосердие).

В индуистской иконографии во время этого танца Шива представляется с 4 руками и с поднятой до половины своего тела левой ногой.

Правая нога Шивы, которую он держит полусогнутой, попирает карлика Апасмару, демона невежества.

В руках Шивы находятся барабанчик-дамару и пламя.

Голову бога украшают перья павлинов, полумесяц, череп, а в волосах Шивы течёт Ганг.

Иногда вокруг фигуры бога присутствует кольцо огня.

ЛЕГЕНДА О КОСМИЧЕСКОМ ТАНЦЕ ШИВЫ

С танцем Шивы и Чидамбарамом связана очень интересная легенда.

Когда-то в предисторические времена в лесу Даруванна (Daruvanna) жили мудрецы риши. Занимаясь мистическими практиками, они достигли огромного могущества, но впали в гордыню и пренебрежительно относились к Богам, не понимая важность Священной благодати. Тогда Шива и Вишну решили показать им, что человеческая сила и знания ничего не стоят без Божественной благодати. Для этого они решили использовать силу Майи (иллюзии).

Шива принял облик прекрасного мужчины Бхикшатана (Bhikshatana), и все жёны и дочери Риши потеряли голову и влюбились в него.

Вишну превратился в прекрасную женщину-танцовщицу по имени Мохини (Mohini). Увидев её прекрасный танец, они обезумели от любви и. забыв обо всем, кинулись за ней как одержимые.

Когда некоторые из риши поняли, что произошло, то пришли в бешенство и заклинаниями пробудили мощный магический огонь, направив его против Шивы-Бхикшатана.

Сначала они вызвали из огня тигра, бросившегося на Шиву, но тот с улыбкой убил ужасное животное, содрал с него шкуру и сделал из нее набедренную накидку.

Затем риши послали на него ядовитых змей, Шива обернул их вокруг шеи и рук, сделав ожерельем и браслетами.

После этого Шива начал готовиться к исполнению Космического танца. У него появились еще две руки, и третий глаз засиял между бровей.

Разъярившись еще больше, риши материализовали из огня свирепого демона-карлика, но Шива поверг его одной ногой и использовал в качестве подножия для танца.

Наконец риши послали сам магический огонь, что бы он уничтожил Великого Бога. Шива взял его в левую заднюю руку, а из мантр, которые риши использовали против него, он сделал ножные браслеты.

После этого начался Тандава (Tandava) - Космический танец. Его гигантские энергии повергли риши на землю, Вишну застыл в шоке, и даже супруга Шивы Парвати окаменела от страха.

Но когда они увидели улыбку на устах Бога, его поднимающиеся ступни, они ощутили Божественную Благодать и достигли реализации. И все начали танцевать с ним.

Шива Натараджа - король танца

Значительно позже, когда на Земле сменилось много цивилизаций, Вишну возлежал на своём змее Шеша. Вдруг Шеша почувствовал, что Вишну стал многократно тяжелее. Он спросил его, что произошло, и Вишну ответил, что вспомнил Космический танец Шивы, свидетелем которого был в давние времена и рассказал ему эту историю.

После этого Шеша уже не мог думать ни о чем другом, как о желание увидеть танец Шивы. Вишну дал ему разрешение оставить его на некоторое время, чтобы осуществить свою мечту.

Шеша на многие века ушел в глубокую аскетическую медитацию (тапас) и когда он достиг высшей концентрации, перед ним появился Шива и сказал, что может выполнить любое его желание. Шеша ответил, что у него только одно желание - увидеть Космический танец.

Шива ответил, что этот танец может быть исполнен только в определенное время и в определенном месте на Земле - у естественной линги в лесу Тилай. Так как это срединная точка Земли, где находится её сердечный центр - Лотосовое Пространство. Через это место проходит главный энергетический канал (nadi) нашей планеты, оно зовется Cit Ambara.

Чтобы стать свидетелем танца, змей Шеша должен был быть рожден на Земле в человеческом теле под именем Патанджали. Когда он вырастет, ему следует прийти в лес Тилай и, встретив там другого святого Вьяграпада, выполнить тапас, а затем провести пуджу. И тогда явится Шива и исполнит свой танец.

Затем, когда все это воплотилось в реальность, то у лотосового пруда в лесу Тилай начался Космический танец.

Кроме двух святых его свидетелями стали 3000 потомственных священников-браминов Муварийаваров (Muvariyavar), позже их стали называть Дикшитарами. Именно они и стали хранителями традиции города Чидамбарама - «Город бога космического танца».

Они появились в лесу не случайно, сообщество этих священников было связано с Шивой с давних времен.

Согласно одной из легенд, однажды они были приглашены Богом Творцом Брахмой, проводить богослужение на небесах. Когда они отправились на небо, их было 3000.

Возвратившись, они пересчитались, чтобы проверить все ли на месте, и их оказалось 2999. Тогда из Сабхи раздался голос и сказал, что 3000-м был сам Шива.

Дикшитары - особая каста браминов, которые живут изолированным сообществом и не вступают в браки ни с кем из вне. Запрещаются даже браки с другими браминами.

Сейчас их вместе с членами семей около 3000 человек. Из них 300 являются священниками.

Порядок проведения праздника в честь великой ночи Шивы

Праздник начинается с восходом солнца в день Шиваратри и продолжается всю ночь напролет в храмах и у домашних алтарей. Этот день проходит в молитвах, чтении мантр, пении гимнов и поклонении Шиве.

Шиваиты в этот день постятся, не едят и не пьют и даже прасад Маха-Шиваратри. Его можно есть только на следующий день.

Многие индусы участвуют в джагран - всенощном бдении в различных храмах Шивы по всей стране.

Шиваиты считают, что искреннее соблюдение ритуалов и исполнение Маха-Шиваратри пуджи всю ночь освобождает их от всех своих грехов и дает милость Шивы в виде освобождения от цикла перерождений.

После ритуального омовения, желательно в священных водах Ганга или другой святой реки, шиваиты надевают новые одежды. Затем они отправляются ближайший храм Шивы, чтобы предложить ему в качестве подношения традиционные молоко, воду, листья бильвы, фрукты, благовония, масляные лампы и т. д.

И к концу Маха-Шиваратри от храмов в разные стороны текут молочные реки в прямом смысле.

В этот день в храмах полно народа, люди приходят семьями, садятся вокруг храма или выстраиваются очереди в ожидании возможности совершить пуджу.

Люди поют бхаджаны и мантру «Ом намах Шивая», звенят в колокола, чтобы сделать атмосферу религиозной и благочестивой.

В шивмандирах (храмах Шивы) и на их территории зажигают множество светильников и гирлянд, в крупных храмах играют живые оркестры из духовых и ударных инструментов.

Что просят в Маха-Шиваратри у Шивы

Особое значение Маха-Шиваратри имеет для женщин и садху.

Индианки в этот день приходят просить Парвати (ведь супруг Парвати Шива считается идеальным мужем) дать им удачное замужество и красивых детей, а также семейное благополучие и процветание в новом году.

Садху также считают Махашиваратри своим праздником, ведь Шива покровительствует аскетам, поэтому садху пьют во славу Шивы тхандаи (thandai) — коктейль-бханг из молока, каннабиса и миндаля.

Последовательность проведения богослужения Шиве

В эту святую ночь каждые три часа совершают большую полную пуджу (богослужение). Начинается богослужение с вступительного обряда — краткой молитвы и поклонения Ганеше (слоноголовому сыну Шивы и Парвати); божеству, устраняющему препятствия, богу мудрости и ума, подателю успеха и удачи в любом начинании.

Вслед за этим начнется 1-я — вайдика пуджа (ведийская пуджа) Шиве.

В ведийском поклонении древних ариев главным было поклонение не идолам, не мурти (святым образам), не иконам, а священному огню, именно с возжигания священного огня, с краткой агнихотры (огненного жертвоприношения, возлияния в огонь жертвенного масла) и начнется эта пуджа, в течение таких жертвоприношений разливают в огонь топлёное масло, подбрасывают веточки определённого дерева.

Вайдика-пуджа

В вайдика пуджу повторяются мантры из Вед и предлагаются исключительно саттвичные (обладающие качеством благости) подношения.

Молитвы в этот промежуток времени - приблизительно с 19.00 — 22.00 также должны произноситься только с благими намерениями, никаких эгоистических желаний и мелочных материальных просьб.

Например: «Господи! Даруй мне веру, даруй мне спасительное знание и истинного гуру!» — такие молитвы похвальны в эту первую стражу (первые три часа). Полезно в это время молиться о других: «Боже! Исцели всех больных, накорми всех голодных, установи мир, процветание и благополучие в нашем городе, селение, стране, повсеместно…» и т. п.

Линга-пуджа

В процессе Линга-пуджи совершается абхишека - непрерывное, длительное возлияние воды на Шивалингам. При этом все желающие могут подойти к алтарю, сделать над Шивалингамом дхена-мудру - положение кистей рук, напоминающее вымя коровы, и сосредоточиться на тех желаниях, чаяниях, в которых имеют нужду.

Тем временем, жрец (священник) льет через пальцы подошедших на Шивалингам непрерывной струёй воду.

Раджасика-пуджа

Ближе к полуночи начнётся 2-я — раджасика пуджа. Раджасическая значит «страстная, активная, динамичная».

Эта пуджа будет сопровождаться мантрами из Пуран и Тантр «правой руки». Это наиболее пышное богослужение с обилием всевозможных подношений и даров в сопровождении экстатического пения, радости и веселья.

И молитвы здесь о процветании, о богатстве, славе, карьере, с личными (эгоистическими) мотивациями в гуне раджаса (страсти). Но это совсем не значит, что обязательно о чём-то просить Шиву. Можно просто славить его, наслаждаться самим процессом поклонения ему.

Тамасическая пуджа

Третья стадия (3-я пуджа) — тамасическая. Здесь совершается почитание Шивы в Его грозных аспектах вместе с Его супругой Махакали.

И начнётся она с жертвоприношения животного, после чего, на Шивалингам будет возлита жертвенная кровь.

Подношения в эту пуджу такие же тамасичные, тяжёлые: крепкие напитки, вино, мясо, рыба, тяжёлые виды пищи и т. п.

В это богослужение произносятся молитвы и мантры Тантр «левой руки». Здесь уже дозволяются заклинания, молитвы о том, чтобы Шива учинил расправу над демонами, злыми духами, врагами, завистниками и недоброжелателями.

Во время этой стадии надо медитировать над тем, чтобы со всеми, кто создаёт проблемы (для вас) в этой жизни, разобрались Шиваганы (преданные воины Шивы):
«Моего врага бей, бей! Пожирай, пожирай! Убивай, убивай! Изгоняй, изгоняй!».

Но в данной ситуации врагом может быть не столько конкретное лицо, но и внутренние враги, пороки и недостатки.

Так, жертвование кокоса (раскалывание его перед алтарём) символизирует разбитие своего эго (ахамкары) и медитиция при этом направлена на то, какие качества в себе самом человек хотел бы разбить вдребезги.

Так же, как у кокоса, у человеческого эго прочная, толстая скорлупа, но пустое пространство внутри.

Гордыня, чувство собственной значимости так же лживы, как кокос: твёрдый снаружи, но пустой и жидкий внутри.

Когда же совершается заклание жертвенного животного, медитируют: это убивается пашу-бхава (скотская природа) в нас самих, а не козёл, кролик, петух — они только символы, а наше заблуждение, наше неведение.

Душа животного при этом, получив благословение, перерождается в лучших формах, а жертвенное мясо будет приготовлено и утром роздано как причащение.

Нет достоверных данных в отношении описания тамасической пуджи. Так не известно проводится ли этот обряд в полной мере в современном мире, или опускается / заменяется более гуманной имитацией. Так же не известно полностью ли это соответствует ведийским писаниям, или данная информация получила искажения с течением времени. Особенно вызывает сомнение следующее: ведийская культура (индуизм) предполагает полное вегетарианство (вообще эта идея имеет более широкий смысл: закон ахимсы), тогда приготовление жертвенного животного в качестве причастия не представляется возможным и логичным. Хотя животные жертвоприношения все равно проводились. Например ашвамедха ягья, подробно описанная в древнем эпосе Рамаяна, преведённая царём Дашаратхой для того, чтобы у него родились дети.

Четвёртая пуджа

Последняя — 4-я пуджа связана с почитанием Шивы как Парашивы (Абсолюта), находящегося за пределами всех качеств, имён и форм.

Здесь важно не столько внешнее почитание, сколько глубокая медитация и обнаружение внутреннего единства с Шивой.

Время Брахма-мухурты (мухурта — время равное 1/30 части суток, примерно с 3 до 5 утра) — предрассветное время, когда удивительная тишина и покой царят в природе, как раз способствует такой медитации. Это промежуток между сном и бодрствованием.

Считается, что это время позволяет войти в высшее состояние сознания (турию) и турьятиту (состояние выше турии), то, которое над мыслью, над умом, то, в котором имманентное (проявленное) сознание связано с трансцендентным (Абсолютным, Божественным).

Четвёртая, заключительная пуджа, даёт возможность ощутить Шиву как Душу своей души, как своё Высшее Я.

Здесь будет совершена хома (агнихотра, огненное жертвоприношение). В огне будут сжигаться письменные молитвы. Их можно написать заранее или прямо по ходу службы.

Махашиваратри, Маха-Шиваратри или «великая ночь Шивы» - это праздник в честь одного из Богов индуизма Бога Шивы, который приходится на февраль-март, в канун весеннего равноденствия и обязательно перед новолунием.

В 2018 году Махашиваратри, Маха-Шиваратри, Великая Ночь Шивы будет отмечаться по всей Индии с ночи 13-го на 14-е февраля, накануне новолуния. Новолуние 15 февраля 2018.

В эту ночь Шива исполнил свой Космический танец Тандаву – танец, который породил во вселенной цикл «создание-охранение-разрушение». Бог Шива в экстазе танца набирает огромную мощь и использует её сначала на созидание, а потом на разрушение.

Этим танцем Шива поддерживает нужный ритм для процесса творения жизни.

Наиболее знаменита Ананда-тандава, танец, который символизирует пять функций Шивы в их единстве: шришти (создание (мира)), стхити (охранение), самхара (разрушение), тиробхава (иллюзия/сокрытие) и ануграха (милосердие).

Порядок проведения праздника в честь великой ночи Шивы

Праздник начинается с восходом солнца в день Шиваратри и продолжается всю ночь напролет в храмах и у домашних алтарей. Этот день проходит в молитвах, чтении мантр, пении гимнов и поклонении Шиве.

Шиваиты в этот день постятся, не едят и не пьют и даже прасад Маха-Шиваратри. Его можно есть только на следующий день.

Многие индусы участвуют в джагран - всенощном бдении в различных храмах Шивы по всей стране.

Шиваиты считают, что искреннее соблюдение ритуалов и исполнение Маха-Шиваратри пуджи всю ночь освобождает их от всех своих грехов и дает милость Шивы в виде освобождения от цикла перерождений.

После ритуального омовения, желательно в священных водах Ганга или другой святой реки, шиваиты надевают новые одежды. Затем они отправляются ближайший храм Шивы, чтобы предложить ему в качестве подношения традиционные молоко, воду, листья бильвы, фрукты, благовония, масляные лампы и т. д.

И к концу Маха-Шиваратри от храмов в разные стороны текут молочные реки в прямом смысле.

В этот день в храмах полно народа, люди приходят семьями, садятся вокруг храма или выстраиваются очереди в ожидании возможности совершить пуджу.

Люди поют бхаджаны и мантру «Ом намах Шивая», звенят в колокола, чтобы сделать атмосферу религиозной и благочестивой.

В шивмандирах (храмах Шивы) и на их территории зажигают множество светильников и гирлянд, в крупных храмах играют живые оркестры из духовых и ударных инструментов.

Что просят в Маха-Шиваратри у Шивы

Особое значение Маха-Шиваратри имеет для женщин и садху.

Индианки в этот день приходят просить Парвати (ведь супруг Парвати Шива считается идеальным мужем) дать им удачное замужество и красивых детей, а также семейное благополучие и процветание в новом году.

Садху также считают Махашиваратри своим праздником, ведь Шива покровительствует аскетам, поэтому садху пьют во славу Шивы тхандаи (thandai) - коктейль-бханг из молока, каннабиса и миндаля.

В эту святую ночь каждые три часа совершают большую полную пуджу (богослужение). Начинается богослужение с вступительного обряда - краткой молитвы и поклонения Ганеше (слоноголовому сыну Шивы и Парвати); божеству, устраняющему препятствия, богу мудрости и ума, подателю успеха и удачи в любом начинании.

Вслед за этим начнется

  • Вайдика пуджа (ведийская пуджа) Шиве
  • Линга-пуджа
  • Раджасика-пуджа
  • Тамасическая пуджа

Завершающая пуджа связана с почитанием Шивы как Парашивы (Абсолюта), находящегося за пределами всех качеств, имён и форм. Здесь важно не столько внешнее почитание, сколько глубокая медитация и обнаружение внутреннего единства с Шивой.

Так, непрерывно, всю ночь, совершается поклонение, почитание и медитация. Нужно, хотя бы на это время, освободить свой ум от мирских мыслей. Оставить одно только имя Шивы, и повторять: «ом намах шивайя» - «Ом поклонение Благому!».

Нужно постараться целиком погрузиться в осознавание, в духовный опыт. Забыть о потребности в сне, пище, питье. Забыть о телесном.

Эта Ночь даёт уникальные возможности.

Ом Намах Шивайя

Другие новости

Встреча с Дмитрием Морозовым «Освобождение от родительских программ»

Вспомните свое детство, хоть это, часто, и не самое приятное занятие. Мы получаем программы так рано и так незаметно, что они оказываются в слое сознания, который предшествует разумности. Повзрослев и поумнев, мы их все равно не видим. Ребенком мы познавали мир не разумом, а всеми пятью органами чувств, потоками информации по всем каналам восприятия (даже теми, которые мы еще не знаем и не принимаем во внимание). И это было радостное занятие, которое не оставляло места скуке или тревогам о будущем. Родители представали всесильными


Экспресс-гадания в Весеннее равноденствие

20 марта - день Весеннего равноденствия. Это сакральное событие почитается всеми народами мира с древних времен. Так как этот праздник считается еще и магическим, то гадания этот день приобретают особую силу. Обязательно зарядитесь волшебством дня весеннего равноденствия. "БЕЛЫЕ ОБЛАКА" приглашают на экспресс-гадания одного из специалистов: Гадание на кофейной гуще Предсказания на картах Таро Предсказания на рунах Консультация астролога Консультация хироманта​ Ждем Всех, кто хочет заглянуть в свое будущее. Стоимость 800 рублей (консультация одного специалиста).

Маха Шива Ратри или Великая ночь Шивы.

Эта ночь особенно благоприятна для обуздания ума, для молитв и ритуалов, которые помогут преодолеть или осознать причину психологических, духовных или материальных препятствий, приводящих к страданиям и несвободе. Любая духовная практика будет благоприятной для этого дня: йога, чтение мантр, медитации, а также пост и другие.

Шива (санскр.शिव, śiva, «Благосклонный», «Милостивый», «Благой»).

Он тот, кто создает, поддерживает и разрушает творение, защитник праведности, победитель демонов, податель всех благ и управитель всего сущего, которому подчиняются все остальные боги;в одном направлении индуизма на первый план выходит его ипостась разрушителя Вселенной в конце мирового цикла – Махаюги, с целью создания пространства для нового творения. Считается создателем сакрального звука («Ом») и санскрита , языка культа. Имеет ипостась целителя и избавителя от смерти (Махамритйунджайа). Его свита – духи и демоны;беЗкорыстно служа ему, они получают возможность отработать свою карму и обрести лучшее воплощение .

Также известен под именами Рудра, Шанкара, Шамбху , Махадева, Махешвар (Великий Бог), Натараджа и другие имена Шивы .

Изображается чаще всего сидящим в позе лотоса, с кожей белого цвета (обмазанный пеплом), с синей шеей, со спутанными или скрученными в пучок на макушке (джата) волосами – единение духовной, физической и ментальной энергии; носящий полумесяц на голове – символом контроля над разумом; обвитый змеями как браслетами (на шее и плечах), символизирующие эволюционную силу, заключенную в человеческом теле, духовную силу, которая может быть развита посредством йоги. Одет в тигровую или слоновью шкуру и восседает на них, что олицетворяет скрытую энергию и победы над вожделениями. На лбу – третий глаз, означающий его способность видеть вглубь, и три горизонтальные линии, которые интерпретируются как три источника света – огонь, солнце и луна или способность Шивы видеть прошлое, настоящее и будущее. В руках Махадева держит трезубец, напоминающий о его роли в процессе творения.

Шива - это высшее сознание человека.

Шива - это космический мужской принцип.

Шивой называют ту силу, которая разрушает наши заблуждения в процессе духовного совершенствования.

Шива-Натарадж – воплощение космической мистерии творения. Бог с развевающимися волосами танцует в огненном ореоле, разрушая и создавая новые миры и формы. Процесс этот беЗконечен как сама Вселенная.

Есть легенда, что Шива в форме Натараджа исполнил великий танец разрушения ложной Реальности.

Позы, которые он выполнял в процессе этого Космического танца, стали основой йогических асан хатха-йоги.

В беседах со своей женой Парвати Шива раскрыл тонкие аспекты других направлений йоги.

МАХАШИВАРАТРИ

В эту ночь, согласно преданию, Шива совершил тандава - танец первичного творения, сохранения и... разрушения.

Йогины и разные практики почитают проявления Шивы – как Отца Мира, и как Шакти - Матерь Мира. В своей сущности Шива и Шакти представляют собой единое начало.

В одной из легенд Шива обещает свою помощь тому, кто посвящает эту ночь духовной практике, это, пожалуй, наиболее значимый фактор, выделяющий эту ночь из всех остальных. Символизируя аспект трансформации, Шива помогает преодолеть препятствия на пути и пережить внутреннее блаженство и покой.

К Шиве обращаются в течении всей ночи Шиваратри, совершая Абишеку (abhiṣeka; «омовение», «окропление», обычно сопровождаемые декламацией ведийских мантр и/или киртанов), повторяя мантры и выполняя другие ритуалы и практики.

На Шиваратри обычно проводится четыре пуджи, посвященных различным аспектам и проявлениям Шивы, чтобы охватить различные методы и настроения поклонения, как ведические, так и тантрические. Кроме того, такое почитание символизирует различные этапы духовного роста, переходы из одной ачары в другую на едином пути Шива-реализации.

В 9 столетия Кашмирский святой поэт Утпалдева, описывая Шиваратри, написал: «Когда одновременно устанавливаются Солнце, Луна и все звезды, приходит сияющая ночь Шивы, распространяющая собственное сияние».

Легенды Шиваратри

В соответствии с Пуранами, однажды двое богов из индуистской Божественной Троицы, Брахма и Вишну, сражались друг с другом, чтобы доказать свою доблесть. Другие боги пришли в ужас от размаха их битвы, и попросили Шиву вмешаться. Чтобы позволить им осознать тщетность их борьбы, Шива принял форму пылающего Лингама между Брахмой и Вишну и бросил вызов им обоим, попросив их измерить гигантский Лингам (символ Шивы).
Охваченный благоговейным страхом перед его размерами, Брахма и Вишну решили, что каждый из них найдет один край, чтобы выяснить превосходство одного над другим. Брахма принял форму лебедя и полетел вверх, в то время как Господь Вишну принял форму Варахи - вепря, - и отправился под землю, к нижним мирам. Оба искали на протяжении тысяч миль, но никто из них не смог найти конец.
На своем пути вверх Брахма подошел к цветку Кетаки. Обессиленный и пребывая в замешательстве после своих усилий обнаружить верхний конец огненной колонны, Брахма заручился согласием с Кетаки соврать о том, что он увидел вершину колонны там, где как раз в то время находился этот цветок. В сопровождении своего сообщника, Брахма предстал перед Вишну и заявил, что он в самом деле нашел начало космической колонны.
В этот момент центральная часть колонны раскрылась, и Шива проявился во всем своем великолепии. Испытывая благоговейный страх, оба, - Брахма и Вишну, - склонились перед Шивой, признавая его превосходство. Шива объяснил им, что оба они произошли из него самого, а затем разделились на три различных аспекта божественности.
Однако, Шива рассердился на Брахму из-за его ложного заявления. Господь проклял Брахму, чтобы никто никогда не молился ему. (Эта легенда объясняет, почему в Индии так мало храмов Брахмы). Господь Шива также наказал цветок Кетаки за лживые свидетельства и запретил предлагать богам ее цветы во время поклонения.

Так как это произошло на четырнадцатый день темной половины месяца Пхалгуна, когда Шива впервые проявился в форме Лингами, этот день является очень благоприятным, и он празднуется как Махашиваратри, - великая ночь Шивы. Чтобы отметить это событие, практики постятся, бодрствуют и возносят свои молитвы Всеблагому в течение всего дня и ночи. Пураны гласят, что поклонение Шиве на Шиваратри дарует человеку счастье и процветание. Этот день очень благоприятен для духовной практики, так как в такие особые дни любые усилия в садхане приносят в сотни раз больший эффект, чем в обычные дни.

МАНТРЫ ШИВЕ

1) Шива шадакшара мантра (6-ти слоговая мантра Шивы):
Ом Намах Шивая
Слава Шиве (Благому Господу) – мантра, очищающая все элементы.

2) Шива панчакшара мантра (5-ти слоговая мантра Шивы):
Намах Шивая
Слава Шиве (Благому Господу).

3) Маха-мритьюнджая-мантра – мантра Победителя смерти
Ом Трьямбакам Яджамахе

Мы поклоняемся трехглазому Господу (Шиве),
Сугандхим Пуштивардханам
наполненному сладким ароматом, питающему всех существ.
Урварукам ива бандханан
Подобно тому, как спелый огурец отделяют от стебля,
Мритьор мукшиа ма мритат
да освободит он меня от оков сансары и смерти и да укрепит он меня в бессмертии
Эта мантра способна предотвращать несчастные случаи, уберечь от неизлечимых болезней и несчастий. Она дарует здоровье, долгую жизнь, умиротворенность, богатство, преуспевание, удовлетворение, долгую жизнь и освобождение. Эту мантру рекомендуется читать в свой день рождения.

4) Шива мокша мантра :
Шиво Хам
Я есть Шива. Мокша мантра, дарующая освобождение и божественное сознание.

5) Рудра Гаятри:
Ом Бхур Бхувах Сваха

Татпурушая Видмахе
Да постигнем мы тот Высший Дух!
Махадевая Дхимахи
Созерцаем во всем проявляния Высшего Бога.
Танно Рудрах Прачодайат
Тот Рудра да направит нас к постижению Истины!

6) Шива Гаятри:
Ом Бхур Бхувах Сваха
Ом. О, Земля, Воздушное пространство и Небеса!
Махадевая Видмахе
Да постигнем мы Великого Бога!
Рудрамуртае Дхимахи
Созерцаем во всем проявляния Бога в образе Рудры.
Танно Шивах Прачодайат
Тот Шива да направит нас к постижению Истины!

7) Мантра прибегания к Шиве за защитой:
Ом. Намах Шивайа шантайа
Поклонение Шиве, полному покоя
Карана-трайа-хетаве
Опоре и причине Трех миров!
Ниведайами чатманам
Отдаюсь Тебе всею душою
Гатиствам Парамешвара
Прибегаю к Тебе, о Всевышний Господь!

8) Мантра преданности Шиве:
Шиве бхактиш-шиве бхактиш
Преданность Шиве, преданность Шиве
Шиве бхактир-бхаве бхаве
преданность Шиве в рождении за рождением
Анйатха шаранам насти
у меня нет другого прибежища и защиты
Твамева шаранам мама
лишь Ты Один - мое Прибежище!

9) Мантра-призывание Шивы:
Ом. Намасте Асту Бхагаван Вишвешварая Махадевая Трьямбакая Трипурантакая Трикагникалая Калагни-Рудрая Нилакантхая Мритьюнджаяя Сарвешварая Садашивая Шриман-Махадевая Намаха.
Поклонение Господу, Владыке Вселенной, Великому Богу, Трехокому, Уничтожителю трех демонических городов (трех видов зла: гнева, вожделения и зависти), Олицетворению трех священных огней, Огню Вечности и Разрушения, Синешеему, Великому Победителю смерти, Всевладыке, Вечноблагому! Святому Великому Богу - поклонение!

Что просят в Маха-Шиваратри у Шивы

Особое значение Маха-Шиваратри имеет для женщин и садху.

Индианки в этот день приходят просить Парвати (ведь супруг Парвати Шива считается идеальным мужем) дать им удачное замужество и красивых детей, а также семейное благополучие и процветание в новом году.

Садху также считают Махашиваратри своим праздником, ведь Шива покровительствует аскетам, поэтому садху пьют во славу Шивы тхандаи (thandai) - коктейль-бханг из молока, каннабиса и миндаля.

Бога-аскета Шиву на родине почитают много раз в году, однако этот его праздник занимает особо почётное место религиозном календаре Индии.

Маха-Шиваратри («Великая ночь Шивы») является главным праздником года для миллионов индийских, непальских и ланкийских шиваитов. Последователи этого древнейшего течения в индуизме, выдвигающих на первый план поклонение одному из триады верховных ведических богов – Шиве, олицетворяющем вечное «мужское» начало вселенной. Шиваиты верят, что преданное обращение к Шиве как к источнику космического сознания способно разрушить оковы иллюзорного материального мира и помочь осознать свою истинную природу. Считается, что любая медитация или духовная практика, проведённая в «Ночь Шивы», действует в 100 раз сильнее.

Праздник в честь Шивы начинается с восходом солнца в день перед новолунием в весеннем месяце пхалгун. Верующие индуисты начинают готовится к «Великой ночи Шивы» заранее – соблюдая определённый пост и обращаясь к философским текстам Пуран, помогающим постичь разнообразные аспекты Шивы. Перед началом торжеств индусы отправляются к ближайшим водоёмам, где совершают очистительное омовение. Ближе к вечеру в индийских городах и деревнях верующие стекаются целыми семьями к шивмандирам (храмам Шивы), чтобы принять участие в торжественном богослужении-пудже, где божеству подносят традиционные жертвенные предметы - молоко, воду, листья бильвы, фрукты, благовония, масляные лампы и т. д. Празднование Маха-Шиваратри в храмах и у домашних алтарей продолжаются всю ночь.

В Индии существует множество легенд, связанных с происхождением Маха-Шиваратри. Согласно одной из самых популярных из них, этот праздник отмечает день бракосочетания Шивы и его небесной супруги Парвати, воплощающей «вечное» женское начало природы. Гостями этого события был весь высший ведический пантеон, включая бога-создателя Брахмой и бога-хранителя Вишну, которые вместе с Шивой входя в Тримурти или троицу главных божеств индуизма. По преданию, именно тогда Шива впервые предстал перед собравшимися в форме бесконечного лингама или космического Абсолюта, который стал его самым узнаваемым символом. Тогде же Шива исполнил знаменитый танец разрушения и творения Тандава, который был запечатлён во многих скульптурных изображения этого божества.

Шиву часто почитают не только в виде священных изваяний, но и в безличностной форме лингама – фалического символа, олицетворяющего божественную производящую силу мироздания. Обязательная часть ритуалов Маха-Шиваратри – многократное воспевание священной маха-мантра «Ом намах Шивая», которая упоминалась ещё в одном из 4 главных ведических кодексов «Яджурведе» («Веде жертвоприношений»), составленном около X века до н. э. В эту ночь многие индианки обращаются к Парвати с просьбой о удачном замужестве, красивых детях и семейном счастье. Аскетичные отшельники-садху поклоняются Шиве в весьма экстремальной форме, вводя себя в исступление с помощью курения «бханга» (конопли) или употребления психоделического напитка «тхандаи».

Праздник Маха-Шиваратри широко отмечают в разных регионах Индии массовыми религиозными церемониями, культурными мероприятиями и ночными ярмарками. Один из крупнейших фестивалей в честь этого события проходит в городе Коимбатур, индийского штата Тамил Наду. Торжества у подножья пещерного комплекса, на вершине которого находится гигантский бюст Шивы (Адийоги), собирают 600-800 тыс. верующих ежегодно. Самая высокая в Индии статуя Шивы (76,5 м.) в раджастанском городе Натхдвара также привлекает на Маха-Шиваратри внимание паломников со всей страны.

Некоторые исторические алтари-лингамы, упомянутые в древних шиваитских текстах, становятся в эти дни местами массового поклонения как божественные проявления Абсолюта или Джьотирлингамы («Сияющие Лингамы»). Двенадцать крупнейших Джьотирлингамов Индии находятся в штатах Гуджарат (храмы Сомнатх и Нагешвара), Уттар-Прадеш (Каши Вишванатх), Андхра-Прадеш (Малликарджуна), Мадхья-Прадеш (Махакалешвар, Омкарешвар), Уттаракханд (Кедарнатх), Махараштра (Бхимашанкар, Тримбакешвар, Гришнешвар), Джаркханд (Вайдьянатх), Гуджарат (Нагешвара) и Тамил Наду (Рамалингешвара).










Оценить статью

Махашиваратри переводится с санскрита как «Великая ночь Шивы» («маха» – «великий», «ратри» – «ночь»). Махашиваратри – древний духовный праздник, посвященный Шиве, богу индуистской божественной троицы Брахма-Вишну-Шива.

Праздник Махашиваратри выпадает на новолуние, 14-ю ночь темной половины месяца Пхалгуна по индийскому календарю. Традиция гласит, что Шива так же, как его символ – месяц, появляется, чтобы спасти мир от тьмы невежества.

А если верить астрологии, в этот день определенное сочетание планет благоприятствует пробуждению духовных энергий.

Большинство индуистских праздников отмечается в течение дня, но Махашиваратри празднуют и днем, и ночью. Махашиваратри начинается с восходом Солнца.

Люди просыпаются рано, принимают ритуальное омовение, одеваются в новые одежды. Затем верующие идут в ближайший храм, посвященный Шиве, чтобы принять участие в праздновании. В других случаях проводят молитву в честь праздника дома.

Храмы в Махашиваратри красиво украшены. Вместо обычного богослужения проводятся специальные молитвы. Шиве подносят еду, цветы и благовония, звонят в храмовые колокола.

Празднование достигает апофеоза ночью. В течение всей ночи поют духовные песни (бхаджаны), слушают истории о Шиве, повторяют мантры и принимают участие в молитве. Они звонят в колокола и зажигают множество лампад в честь Великого Бога.

Существует множество легенд, связанных с Махашиваратри. Каждая легенда объясняет тот или иной обычай праздника, однако все мифы сходятся в одном – прославлении величия бога Шивы.

Легенды, связанные с поклонением лингаму в Махашиваратри

Шива изображается в виде лингама, символизирующего бесформенный Абсолют. По преданиям, впервые Шива предстал в виде лингама – столпа Света – в начале сотворения Вселенной, сейчас этот день называют Махашиваратри.

Однажды, в начале творения, Брахма и Вишну поспорили, кто из них лучше. Придя в замешательство от размаха этого спора, другие боги попросили Шиву вмешаться. Чтобы дать Брахме и Вишну осознание тщетности конфликта, Шива принял форму огромного столба Света – лингама – вставшего между ними.

Охваченные благоговением от масштаба этого явления, а также чтобы установить господство одного над другим, боги решили найти начало и конец этого столба.

Брахма принял форму лебедя и полетел кверху, а Вишну в облике кабана направился к Земле.

Но свет не имел границ, и, несмотря на то, что боги преодолели огромное расстояние, ни один из них не смог найти конец столба.

На пути Брахме попался цветок кетаки, медленно опускавшийся вниз. Брахма спросил, откуда он. Кетаки ответил, что он падает со столба в качестве подношения.

Так и не сумев найти верхнюю границу, Брахма решил закончить свои поиски и взял цветок в качестве свидетеля.

Встретившись, Брахма и Вишну рассказали Шиве о результатах поисков. Вишну признался, что не сумел найти окончание столба, а Брахма соврал, что видел его границу. Услышав ложь Брахмы, разгневанный Шива проклял его, что никто никогда не будет ему молиться.

Цветку кетаки за ложное свидетельство он запретил быть подношением в молитвах.

После этого происшествия, на четырнадцатый день темной половины индийского месяца Пхалгун отмечается Махашиваратри в честь появления Шивы в форме лингама.

Легенда о Ганге – другая известная история, связанная с традицией поклонения лингаму и его омывания в ночь Махашиваратри. Живший в древние времена царь Бхагиратх, чтобы освободить своих предков от проклятия мудреца, выполнял медитацию, длившуюся тысячу лет.

В случае удачного завершения духовной аскезы на Землю должны были пролиться воды небесной реки Ганги и смыть грехи предыдущих поколений царя.

Сложность заключалась только в том, что падение Ганги с небес могло разрушить Землю.

Тогда Бхагиратх стал молиться Шиве, чтобы тот сдержал реку в своих спутанных волосах.

Шива смягчил удар от падения реки, и ее святые воды смыли грехи предков Бхагиратхи. Так Ганга стала спутницей Шивы, а Шива стал известен как Гангадхара.

Ритуалы, связанные с поклонением лингаму, длятся в течение всего праздника. Священнослужители читают мантры и проводят специальные обряды, а прихожане наблюдают за проведением молитвы.

Шивалингам омывается молоком, водой и мёдом, затем обмазывается сандаловой пастой и украшается цветами и цветочными гирляндами. Затем лингаму подносятся цветы, фрукты и листья бильвы.

Махашиваратри – день свадьбы Шивы и Парвати

Шива без Парвати обычно ассоциируется с божественной энергией, не имеющей образа. Вместе со своей супругой он приобретает форму, и становится Богом, которому можно возносить молитвы. Индуисты верят, что господь Шива женился на Парвати именно в день Махашиваратри.

Есть другая версия легенды, связанной с соединением Шивы и Парвати: для благополучия своего мужа богиня Парвати совершала суровую аскезу в безлунную ночь Шиваратри.

Махашиваратри – праздник, особенно благоприятный для женщин.Шива считается идеальным мужем, поэтому девушки просят его супругу Парвати дать им удачное замужество и красивых детей.

Замужние индианки молятся о благополучии своих мужей и сыновей. Все женщины просят о семейном счастье и процветании в новом году.

Третья версия легенды о Шиве, Парвати и Махашиваратри гласит следующее. Однажды все три мира были полностью поглощены Шивой. Вся Вселенная погрузилось в мрак. Только Парвати сохранила свое полное преданности поклонение.

Шива, довольный молитвой, предстал перед ней, пообещав выполнить её просьбу. Парвати попросила блага для всех живых существ. Тогда Шива дал благословение, что в ночь Махашиваратри преданное поклонение ему будет очень легким путем к освобождению от цикла перерождений.

Индийцы верят, что эта ночь помогает ближе соприкоснуться с великой милостью и добротой Шивы, что искреннее поклонение в Махашиваратри освобождает их от грехов и дарует освобождение от колеса рождений и смертей.

Даже маленькая мышка, случайно задевшая хвостом лампадку в эту ночь, тем самым дав ей сильнее разгореться, по легенде, стала великим царем Махабали.

Махашиваратри – день, когда боги пахтали океан

Пураны приводят ещё одну историю происхождения Махашиваратри.

В течение великого мифического пахтания Океана из вод появился горшок с ядом. Боги и демоны были в ужасе, потому что этот яд мог разрушить всю Вселенную.

Они побежали к Шиве за помощью, так как только этот милосердный бог был способен защитить мир. Шива выпил смертельный яд, но вместо того, чтобы проглотить, задержал его в горле.

Яд окрасил горло в синий цвет, и с тех пор Шива стал известен как Нилакантха, Синегорлый , а празднование Махашиваратри – это день благодарности Шиве за спасение мира.

После истории с пахтанием Океана Шиве посоветовали бодрствовать в течение ночи, чтобы уменьшить последствия принятия яда. Так, Шива не спал всю ночь, а боги исполняли перед ним различные танцы и играли на музыкальных инструментах.

Удовлетворенный проявленной преданностью, на следующее утро Шива благословил их всех.

Махашиваратри – праздник, в течение которого совершается пост

В течение Махашиваратри верующие соблюдают пост и ночное бдение. Пост – одна из важных духовных практик, в этот праздник имеющая особенное значение.

Пост направлен на успокоение физической, умственной и эмоциональной энергий и, таким образом, помогает человеку приблизиться к собственной душе.

У некоторых пост настолько строг, что они не позволяют себе и капли воды. Другие решают для себя есть фрукты, молоко или рис.

Многие индусы участвуют во всенощном бдении в храмах, посвященных Шиве.

Есть история, иллюстрирующая обычай поститься и не спать в ночь Махашиваратри. Однажды один преданный Шивы пошел в лес за хворостом. Потеряв дорогу, он так и не смог вернуться домой дотемна. С наступлением сумерек лес стал казаться устрашающим.

Вокруг было слышно рычание диких зверей. Испугавшись за свою жизнь, человек решил забраться на дерево.

Этим деревом был куст Бильвы, очень любимый Шивой. Чтобы не заснуть, мужчина срывал листья и кидал их вниз. Так продолжалось всю ночь. Утром человек обнаружил под деревом шивалингам.

Так, мужчина всю ночь провел в посте и бдении, неосознанно совершая молитву Богу. Удовлетворенный этим, Шива даровал своему преданному благословение и освобождение от цикла перерождений.

Многие верующие соблюдают также и молчание в Махашиваратри, стараясь не отвлекаться на внешнее и направить все свое внимание вглубь себя – к Богу. Эта практика успокаивает ум и помогает лучше понять суть явлений и вещей, а также свою душу.

Существуют и другие мифы, связанные с Махашиваратри, например, считается, что в этот день были проявлены 12 саморожденных из Света лингамов и Шива исполнил свой космический танец Тандава – танец первичного творения, сохранения и разрушения.

Садху также считают Махашиваратри своим праздником, ведь Шива известен как великий аскет и покровитель аскетов.

Махашиваратри – не просто праздник. Он имеет большое духовное значение. Махашиваратри напоминает людям о великом вселенском Законе, выраженном в форме Шивы.

Он помогает на время отвлечься от суеты будней и погрузиться во внутренний мир, приблизиться к своей божественной душе. Он дарит внутренний покой, помогающий открыть свет духовного Знания.



Поделиться: