Кора вокруг горы кайлас на полнолуние.

22 августа 2013 г. 10:20 Лхаса, Тибетский автономный регион — Китай Октябрь 2011

Возможно, Ты уже знаком со мной, или знаком с моими статьями о Тибете. Меня зовут Надежда, я живу и работаю в Лхасе.


Мой новый отчет о поездке на Кайлас 18—30 октября не могу удержаться и начинаю писать уже сейчас. Почему? Потому что не сама поездка есть суть этого Пути, а та духовная работа, которая происходит внутри человека. Кто-то даже не замечает этого, кто-то идет к этому годами. Кто-то в это просто не верит, и ездит на Кайлас за физическими приключениями трехдневного трека.

Моя прошлая кора была уже «осознанной», на нее я получала благословение от Друга и Учителя Ламы Тхомэй из монастыря Сэра, города Лхасы. Что я вкладываю в понимание «осознанной коры»? Как минимум настрой, когда едешь в это путешествие не потому, что это «модно», «интересно» или «за компанию», а когда получаешь от сердца призыв прийти в определенные места, вознести определенные молитвы, провести работу над собой, выполнить определенные задачи…


У каждого человека своя цель коры, часто это слишком интимно, чтобы рассказывать об этом. Но общая цель, объединяющая всех паломников одна, вне зависимости от вероисповедания: сделать себя лучше, посредством очищения своей души, тем самым сделать энергетику вокруг себя лучше, что повлечет за собой увеличение положительного заряда на земле в целом. Простыми словами, цель: принесение пользы Миру путем совершенствования своего духовного сердца.

3


Духовный настрой перед корой вокруг Кайласа очень важен. Еще с прошлой «осознанной» коры, которую я прошла в августе 2010 года, я тренирую в своем сердце уроки, которые извлекла: урок терпения, урок беспрерывного творчества жизни, урок работы на благо живых существ. И сейчас, когда до поездки остается немногим более десяти дней, я начинаю окончательно настраиваться на поездку, путем закрепления уроков прошлой коры и всего жизненного периода, который был после нее. Воистину, после топора кармы, который открылся мне в августе 2010 года, началась уже другая жизнь. Но это не выбор небес, это мой выбор. Не стоит думать, что пройдя кору, все непременно изменится, и пойдет как по маслу. У каждого из нас своя карма, свой Путь, который надо пройти. Это не значит, что судьба написана нам заранее, это значит лишь, что у каждого есть набор задач, которые человек волен выполнить. Я заметила, что когда задумываешься и встаешь на путь духовного саморазвития, в процессе приобретения знаний или заслуг, задачи, которые встают перед человеком, возрастают по уровню сложности. Поэтому кора — это не Путь, впредь освобождающий нас от всяческих сложностей жизни и дарующий манну небесную, напротив, это выбор человека отныне развиваться, выбор человека служить Миру, выбор человека трудиться неустанно, творить и созидать, что далеко не самый легкий жизненный путь.


В качестве подготовки к поездке прокручиваю в своей голове ответы на вопросы: Какие мысли приходили мне в этом году? Какие мысли я слышала от Ламы и Учителя в этом году? Стараюсь закрепить их.

Поездка прошла замечательно!


Поездка на Кайлас — это особый тур, коллектив решает многое: придете ли Вы к Месту Силы с группой или в одиночку, будете ли поддержаны или выбиты из колеи. В Местах Силы обостряются все эмоции: как положительные, так и отрицательные. Места Силы не только дают нам энергию, но и затягивают, как воронка. Поэтому цель поездки, коллектив, поведение в группе и работа с Местом крайне важны.

В первую очередь повезло с компанией. Наш коллектив собрался очень удачно, каждый занял свое место и выполнял свои функции в группе, что придавало группе сил и вдохновения. С нами были Учителя Эдуард и Фати, которые были основным стержнем, и помогли группе сосредоточиться на задачах Пути и выполнять их до конца.


Настраиваясь на поездку мы говорили о том, что горы — это прежде всего встреча с собой. Проводник — лишь только проводит человека, но от себя ничего не дает, поэтому не ожидайте от гида подсказок «к просветлению», его задача лишь провести Вас в это место. А открыть себя, познакомиться с собой — это задача самого путника.

Еще до отъезда из Лхасы мы удостоились счастья присутствовать на передаче Эдуарду двух мантр от нашего Ламы Тхомэя. После передачи мы провели медитацию вместе с Ламой, он благословил нас на предстоящий Путь, и путешествие началось.

В Лхасе мы прошли по пути паломников: Дворец Потала, храм Джоканг, Улица Баргхор, летняя резиденция Далай Лам Норбулинка, монастыри Сэра, Дрэпунг, храм Богатства и пещерный комплекс Драк Йерпа .


В монастыре Сэра благодаря другу Ламе нам удалось пройти обряд сжигания старой кармы и загадать желания у защитника с головой лошади Тамдрин. В павильоне Тамдрина сидит молодой Лама, записывающий на красные листочки бумаги золотыми чернилами прошения паломников, эти листочки отдаются в руки паломников, и отстояв очередь к статуе Тамдрина, эти записки передают старшему Ламе, который зачитывает просьбы вслух, поет мантры и сжигает их в большой посуде, после чего нужно приложиться головой к подножию статуи. Процедура потрясающе сильная, околдовывает, завораживает, особенно когда горят записки и монах читает мантры, ощущение, что мир переворачивается. Удивительно, но одно из моих загаданных там желаний исполнилось спустя всего три дня! Еще раз убеждаюсь в Тибете — желания исполняются как по движению волшебной палочки, поэтому уже давно стараюсь загадывать только то, что действительно необходимо, чтобы не стать рабом своих желаний.


Особенно вдохновило очередное посещение Драк Йерпы (трое участников группы были здесь уже не первый раз). В главном храме монастыря, мы задержались у статуи Будды Майтреи. Здесь же у нас завязался увлекательный разговор с молодым Ламой, который, тронутый нашим вниманием, старался рассказать нам все, что знает о храме и показать все самые драгоценные святыни, хранящиеся в том павильоне. От него мы узнали, что три самые почитаемые статуи Будды Майтреи в Тибете, три брата, хранятся в монастырях Дрэпунг, Ташилумпо и… Драк Йерпа! Паломничество ко всем трем является делом особенно благим. Лама показал нам камень, найденный в Драк Йерпе с самопроявившимся слогом ОМ, написанным белой породой на черной породе. Показал также необыкновенную древнейшую чашу из чистого золота, издающую потрясающие воображение длительные вибрации и особый звук. Еще открыл нам свою маленькую тайну, что было очень трогательно, но описывать ее письменно не могу. Мы немного помедитировали вместе, мы медитировали на открытие своих сердец. Лама благословил нас освященной водой из золотой чаши, которую мы испили, омыли ею лицо и окропили верхнюю чакру. После чего лама подарил нам мантру ОМ, А ХУМ ПЕНЗА ГУРУ ПЕДМА СИДХИ ХУМ , — мантру на развитие способностей и качеств тела. Мы были очень признательны Ламе Лобсангу, так радушно нас встретившему. Он был так счастлив рассказать и показать все, что знает, что это всем нам было примером простой чистой человеческой реализации.

4


Выехав из Лхасы, мы отправились на Священное озеро Ямдрок-цхо , которое у янас в Тибете называют «Драгоценный зеленый нефрит над пастбищами» и «озером скорпиона» за его неповторимый цвет и форму. Говорят, что это озеро нельзя увидеть дважды. Я могу подтвердить этот факт: уже не могу сосчитать, сколько раз я была у его берегов, и каждый раз озеро показывает себя по-разному. Оно бывает потрясающе теплым, гладким, спокойным, глубоким, а бывает суровым, бушующим, синим, фиолетовым, холодным.


Чем хороши такие поездки своим коллективом, так это тем, что можно остановиться и задержаться в понравившемся месте дольше обычного и уединиться для медитации. Прибыв на озеро и испив горячего чая, мы разошлись кто куда: Эдуард рисовал, Фати строила молитвенные пирамидки, Аслан гулял, Саша медитировал, а я прилегла на подстилку, чтобы немного заземлиться. После отдыха Эдуард и Фати провели медитацию на озере, в результате которой они сошлись во мнении, что в измерении озера существует подводная цивилизация, там живет много людей, местных сущностей, белых и прозрачных, жизнь бьет ключом. В озере хранятся глубокие знания — семена жизни, поэтому оно и признано священным и является местом паломничества и поклонения. Вода озера — небесная, здесь открыты небеса, открыт прямой проходв небо.


Поклоняясь священным озерам Тибета, таким как, озеро Ямдрок, Манасаровар, Наму-цхо, Ламула-цхо, нельзя ступать в воду ногами, мыть предметы, мыться, купаться, это считается осквернением святыни. С такими сильными местами лучше не вступать в борьбу. Да, индусы купаются, они делают это по своей традиции, но в Тибете нам следует уважать местные обычаи. Как можно совершить подношение священному озеру? Можно провести подношение воды: взять в ладони священной живой воды, и отдать ее же озеру. Этот ритуал не загрязняет священных вод, подчеркивает наше уважение к святыне.

В этот раз на озере мы видели одинокую уточку, она очень долго качалась на волнах. Озеро было активным, волновалось, как в сказке синее море.

В хорошую погоду всегда видно семитысячную гору Норин Канг 7206 м. — хранительницу озера Ямдрок.

После озера Ямдрок, мы продалжаем наш путь через перевал под названием ледник Карола 4825 м., который покрывает гору Женьцинканла 7191 м. Это место хранит ущелье красной реки. Здесь все проезжающие паломники останавливаются для развешивания молитвенных флажков тарчжо и разбрасывания карточек лунгта.

После перевала дорога выводит нас к искусственному озеру-водохранилицу Маньла , высота 4250 м. Это озеро всегда поражает своим неземным зеленым цветом.

1


Следующим пунктом программы был город Гьянтце с монастырем Пелкхор Чодэ и ступой Кумбум . Мы слишком долго задержались на озере, что приехав в Гьянтце, монастырь уже закрывался. Но в ступу Кумбум нам удалось попасть. Приятно было, когда я в ступе попросила у Ламы глоток воды, а он налил мне стаканчик вкусного сладкого чая с молоком. После посещения ступы я задержалась внизу, наблюдая за немногочисленными паломниками, совершающими кору вокруг монастыря. Эдуард и Саша остались медитировать в Ступе и… ее закрыли))). Спустя полчаса они спустились, и мы отправились в Шикадзе. Был очень насыщенный день, приятно уставшие мы заселились в отель.

1


После ужина мы собрались для того, чтобы обсудить цели поездки и настроиться на главную часть Пути. Каждый открылся группе, рассказав, с какой целью идет на Кайлас. После чего мы подвели итог. Эдуард обратил внимание каждого на то, что очень важно не распыляться в Местах Силы, потому что они своей силой затягивают, важно уметь собирать себя из этих мест. Уметь давать благословение и свою любовь месту, при этом забирая каждую личину своей души обратно, чтобы идти по жизни цельно. После прошлой коры у меня как раз было ощущение, что я оставила в горах половину себя, что четко ощущалось весь год, поэтому на эту кору я настроилась иначе: я буду идти и собирать себя обратно. Излишняя впечатлительность рассеивает частицы души, что вредно для развития и реализации. Места сильнее нас, поэтому надо идти осознанно.

Следующий день начался с посещения монастыря Ташилумпо в городе Шикадзе. В этом монастыре главной является самая большая в мире бронзовая статуя Будды Майтреи. От нее плывет мягкая, легкая, теплая, лучистая энергия. Майтрея излучает безграничную радость. Мы стояли под его статуей около часа, совершали кору, обучились мудре, разрушающей предрассудки. Справа от входа в этот павильон сидят Ламы, читающие молитвы. Можно попросить их записать имена людей, за которых мы хотим помолиться, оставить пожертвование, и они будут молиться. Я попросила их помолиться за нашего Ламу Тхомэя из Сэры, у него слабое здоровье, и была счастлива узнать, что Тхомэй знаменит даже в Шикадзе, его отлично знают, и обещали молиться за него непременно. Во всех павильонах монастыря шли утренние службы, в том числе и в павильоне защитников. На выходе из монастыря мне на голову прям с дерева упал персик — символ долголетия — я его съела с большим удовольствием, он оказался невероятно сладким и сочным.

1


Из Шикадзе мы отправились в Сагу, где разместились в отеле на ночь. Ранним утром следующего дня наш путь лежалв Дарчен к подножию Кайласа! По пути мы остановились на душевный обед в деревне Пхаян. Деревня так разрослась, стала даже зажиточной, молодежь развлекается на мотоциклах, дети на велосипедах, женщины заняты работой, мужчины ездят на тракторах. В Пхаяне мы купили фруктов в дорогу и на подношения в монастыри на Кайласе.

1


В пути мы говорили о том, как надо вести себя в Местах Силы. С землей надо непременно общаться, чувствовать ее, общаться с горами. Во время таких контактов важно центрировать себя, не развеиваться. Обязательно надо осознавать свою задачу, с корой Вы пришли. Но часто бывает, что человек ощущает лишь зов Места, и даже прибыв к нему, не понимает, зачем. В таком случае надо спросить у Места: «Зачем я здесь?».

Очень важно поведение в группе. Часто бывают сборные заезды, где участники группы не знакомы заранее друг с другом. В каждой группе обязательно принять друг друга, пожелать благополучия каждому. Это важно для поддержания здоровой атмосферы группы, дает силу, поддерживает слабые звенья. Остановитесь на какое-то время и представьте каждого участника Вашей группы и мысленно примите его, пожелайте ему добра, попросите его принять Вас, эта работа поможет Вам занять свое место в коллективе и поможет группе пройти Путь коры без срывов, наполнит силой, так как сила группы намного активнее силы одного человека.

Еще стоит обратить внимание на процесс прощания с Местом Силы: важно собрать себя. Оставить месту свои лучшие благословения. Места Силы настолько активны, что не нарочно могут втягивать нас как в воронку, забирая нашу энергию, поэтому важно центрироваться и уезжать окончательно собранными, не разбрасывать личины своей души.

Можно оставлять в Местах Силы молитвы за тех, кто еще придет, чтобы их Путь был благословлен. Посидите, подумайте, осознайте, поблагодарите друг друга за чудесное совместное путешествие.

В пути мы видели много диких животных. Летом, когда жарко, они поднимаются повыше в горы, а в октябре—ноябре они спускаются ниже. Много раз мы видели диких лис, зайцев, тибетских антилоп целыми стадами, тибетских диких ослов и козлов, журавлей и орлов. Это было очень приятно, ощущение, что место нас принимает и раскрывается.

На высоте 4775 м нам открылось озеро Ганчжу , озеро наложницы тибетского царя Гэсан Ван, которая по легенде омывалась в водах этого озера. Спустившись на 4600 м. нам открылось Священное озеро Манасаровар и красавица гора Намунани — великолепный семитысячник. На каждом высоком перевале мы вместе с водителем воскликивали: «Гососо! Лачжало! », — что означает «боги победят», это такая тибетская традиция, произносить эти слова на вершинах горных перевалах. Настроение становилось все более радостным, потому что спустя какое-то мгновение нам открылся сам Кайлас — «драгоценная снежная вершина» ! Всю дорогу я тайно просила хорошей погоды, чтобы облака отступили и была ясная видимость. И когда Кайлас открылся, единственное облачко было за горой, просто чудо!

На высоте 4515 м. мы остановились для фото в деревеньке Хор. Отсюда открывается вид на Священное Озеро и Священную Гору одновременно! Выйдя из машин для приветственного поклона Святыням, нас обдало холодным октябрьским ветром, с которым мы договорились, что завтра на коре он будет дуть нам исключительно в спину, и так и было. Погода была изумительная, и Драгоценный Кайлас (6721 м.), и красавица Намунани (7694 м.) — гора «Богоматерь», были видны как на ладони.

1


Для тех, кто интересуется особенностями коры в конце октября: в это время в Дарчене уже нет воды (есть только привозная в ведрах), душ закрыт, большинство торговых лавок, гестхаузов и ресторанов закрыты, остаются только самые стойкие, и те съезжают по одному, к началу ноября закрывается практически все обслуживание. Тоже ситуация и на коре, палатки местных, продающих чай и лапшу на полпути в первый и второй дни коры, покидают свое место работы к ноябрю. Нам повезло, потому что все необходимое еще работало, когда мы были там.

Утро первого дня коры началось с исполнения моего желания, загаданного в Сэре, и, совершенно не в тему, с новости о неблагополучной кончине Кадафи. Проснувшись в Дарчене, мы хорошо позавтракали, хозяйка моего любимого ресторана приготовила нам в дорогу по лепешке. И мы отправились в Путь.

Погода была просто чудесной, видимость кристальная. Мы остановились как всегда у белого чортена — духовных ворот коры — для совершения обряда. Здесь развесили первые флажки, совершили трижды кору вокруг чортена, и, войдя внутрь с молитвой, каждый ударил в колокол, висящий в чортене, это знак того, что человек вступает в поле Кайласа, и как бы сообщает об этом: «Я пришел!». Внутри чортена было много всего: флажки, предметы одежды, черепа баранов, какие-то волосы и зубы, чего только не повыбрасывали паломники в знак желания пройти кору и начать новое духовное существование. Особенно меня удивил труп собачки, мирно покоящийся на куче молитвенных флажков у чортена. В тех краях собак очень много. Говорят, что ярые грешники воплощаются в собак, всю жизнь сопровождающих паломников на коре. Хорошее место эта собачка выбрала для того, чтобы придаться нирване, подумала я. Наверное, она искупила свою плохую карму сполна и может смело двигаться дальше.


В этом году на Кайлас приезжала большая делегация Высоких Буддистских лам из Индии, для их приема были построены новые гестхаузы и туалеты вокруг Кайласа на пути коры. Те, кто шел кору в этом году и бурчал: «Понастроили, понаехали», — знайте, что это делается для увеличивающегося числа паломников, а не для каких-то других (как только это приходит людям на коре в голову) политических целей. К году лошади (2014), возможно, будет еще что-то построено, потому что именно в год лошади на Кайлас идет самое большое число паломников. Считается, что кора, совершенная в год лошади, приносит больше всего заслуг паломнику и даже засчитывается за 13, что означает частичное освобождение и возможность за одно воплощение вырваться из колеса сансары.


Наш Лама говорит, что все изменения вроде строительства дорог, новых приютов для паломников и так далее, — это непременно положительные изменения. Почему? Потому что, как говорит Лама, техническое цивилизационное развитие и развитие духовности людей — это два крыла одной птицы. Без развития одной из сторон вторая одна не вознесет птицу в небо. Мы живем во времена грандиозного духовного подъема, когда все больше и больше людей встают на Путь развития и совершенствования, на Путь положительных изменений, поэтому и бытовая сторона получает такой большой подъем: так и должно быть, чтобы у большего и большего числа ищущих сердец была возможность приезжать сюда для поклонения и выполнения своих духовных задач. Места невероятно активны, поэтому стягивают к себе из года в год все больше паломников. Не стоит, побывав на Святом Месте ворчать о том, что это все надо закрыть и изолировать. Вы же смогли приехать? Так почему же другим нельзя? Зачем скрывать Сильные Места, наоборот, надо делиться приобретенным опытом, это часть личного, общественного и общепланетарного роста!

1


Совершив обряд у белого чортена мы отправились в монастырь Чуку, где нас очень тепло встретили два Ламы из трех, живущих в монастыре. По нашей просьбе Лама провел ритуал очищения и благословения на кору, который я подробно описывала в рассказе о коре 2010. Я попросила такой ритуал для нашего дорого Ламы, чтобы поддержать его слабеющее здоровье, и Лама из Чуку выполнил этот ритуал еще раз специально для Тхомэя. После чего мы поставили свечи на алтарь, и спустились к тропе коры.

1


Путь первого дня был необычайно солнечным и легким. Небольшой ветерок дул в спину. И Южное, и Западное, и Северное лица Кайласа были открыты. Прийдя в монастырь Дирапук мы разместились в новых комнатах гестхауза сразу под монастырем. Моя сумка с подношениями в монастырь еще не подошла, но я не смогла удержаться и пошла в монастырь сначала с пустыми руками. Несколько раз удалось уединиться в пещеры Миларепы, где Великий Учитель провел три года три месяца и три дня, питаясь камушками с гор. Удалось поприсутствовать на службе в молельном павильоне главного храма. Но больше всего меня тронула моя встреча с Ламой Ганма Цюйцзе. Этого Ламу я видела и в прошлый раз, когда была в монастыре и по большой доброте настоятеля Тенцзин Ньямгал Ринпоче была накормлена ужином и просто одарена подарками. В этом году Учитель Тенцзин Ньямгал Ринпоче был в отъезде, и мне было предначертано передать мою благодарность на теплый прием и благословения его младшему брату — Ламе Ганма Цюйцзе. Лама Ганма Цюйцзе был не менее добр, он принял меня трижды в тот вечер, принял и моих гостей, пришедших в нашей параллельной группе. Ответил на ряд вопросов. Дал мне много советов и благословил мой новый Путь, мою новую кору и новую жизнь, которая началась с того момента, как я у него побывала. Кроме того, я просила у него помощи для нашего Ламы Тхомэя, и Лама Ганма Цюйцзе передал мне ряд лекарственных и других освещенных предметов для того, чтобы я отнесла их Тхомэю. До сих пор еще они лежат у меня, тк Лама наш уехал на очередное обследование в Пекин, но, что удивительно, смертельный три года назад диагноз, в этом году показал тенденцию к восстановлению! Я определенно вижу в этом всю ту добрую деятельность, которую Тхомэй проводит в Тибете, и молитвы за него большого числа добрых сердец, таких как Лама Ганма Цюйцзе и другие…


На прощание Лама Ганма Цюйцзе благословил меня, подарил хадак и оставил свой номер телефона, по которому разрешил звонить по любому вопросу. Удивительное благословение для меня, я до сих пор регулярно вижу сны, как я нахожусь в монастыре Дирапук в келье этих двух Высоких Лам, людей с громадными сердцами, наполненными настоящей земной добротой, простой и трогательной, такой, какой должна быть доброта и служение людям. Спасибо! Спасибо! Спасибо!

Наверное самый правильный с точки зрения акклиматизации, набора физической формы и с точки зрения буддистских практик путь в Тибет и подход к коре вокруг Кайлаша

Тибет! Таинственное место, куда много веков стремились исследователи, паломники, захватчики и авантюристы. Исследования Тибета географические и духовные связаны с такими именами как иезуит Ипполито Десидери(17 век), Николай Рерих, Елена Блаватская, Александра Давид-Ноель, Сарат Чандра Дас, Екай Кавагучи, Овше Норзунов, Эрнст Мулдашев.

В наше время таинственность Тибета стала темой модной. Свидетельств тому множество -раскупаемость книг Мулдашева, популярность голливудских «Семи лет в Тибете», рост интереса к тибетскому буддизму в том числе и у публичных личностей – актеров, бизнесменов, политиков и самое главное свидетельство для меня как для проводника – огромное количество людей желающих посетить Тибет и готовых потратить на это достаточно немалые деньги. Ведь экспедиция туда и сегодня дело хлопотное и затратное.

Зачастую мы слышим возгласы «… Ах Тибет!!!» от людей разной степени осведомленности – одни являются убежденными буддистами и знают о тибетском буддизме больше многих монахов, обитающих в тибетских монастырях, другие только видели Бреда Пита в нашумевшем фильме, знания третьих не простираются дальше названия страны. Но для всех кто еще не был в Тибете – первый визит в эту страну (мы будем называть ее так, несмотря на сегодняшний суверенитет Китая) всегда будет потрясением, и его характер (положительный или отрицательный) во многом зависит от того насколько человек готов к тому, с чем встретится.

Мы придерживаемся мнения многих путеводителей – каждый человек, планирующий путешествие в Тибет, должен осознавать, что это именно то место, где ему нужно побывать.

Может быть, эта статья поможет кому-либо с таким выбором. Мы опишем наши впечатления на примере одного отдельно взятого маршрута (который позволил максимально познакомиться с Тибетом не за «Семь лет», а за короткие три недели).

Короткая историко-географическая справка.

Тибет огромное и самое высокое в мире плато («крыша мира») простирающееся грубо говоря на две с половиной тысячи километров с востока на запад и на полторы – с севера на юг. Средняя высота около 4500 м7000 м. На этом огромном пространстве обитают всего 2 млн чел. Большинство из которых сосредоточено в Лхасе и окрестностях. До 1951 года Тибет являлся независимым закрытым буддистским государством в котором и светская (государственная) и духовная власть находились в руках первого духовного лица тибетского буддизма Далай Ламы. В 1951 году в Тибет вторглись Китайские войска, после подавления восстания в Лхасе в 1959 году и бегства Далай Ламы 14 в Индию над Тибетом окончательно установлен Китайский суверенитет (как над автономным районом Китая). Правительство в изгнании и духовный центр буддизма во главе с Далай Ламой находится сегодня на территории Индии в Дарамсале (предгорья Гималаев). Южная граница плато – Гималаи высочайшие горы планеты. Тибет окаймлен ожерельем из восьмитысячников, а на самом плато десятки вершин выше 7000 над уровнем моря.

В этот раз мы избрали не совсем обычный для западных туристов путь. Сотни групп попадают в более комфортные Лхасу и окрестности, прилетев самолетом в столицу. Десятки групп приезжают на джипах по «Френдшип Хайвей » - убитой горной грунтовке Катманду – граница (Кодари – Жангму) – Лхаса с перевалами в районе 5 тыс. метров, что тоже есть хорошее приключение.

Наш путь самый – прямой путь к священному Кайлашу.

Это древняя тропа индийских паломников к «центру мироздания» проходящая через западный Непал по долине великой Карнали (приток Ганга, одна из четырех магических рек (Изо Рта Павлина), стекающих с южного склона Кайлаша). На тропе встретили стариков в чалмах (народность четри) из серии «давно сидим» - сказали, что мы шестая группа за год. Одна из шести тоже наша сентябрьская. Вот вам сравнение количества туристов. Только теперь маршрут еще более отполирован – за те же три недели у нас грандиозные планы. Группа за пять дней пройдет ущелье великой реки Карнали, перевалит через главную гряду Гималаев (перевал Нара Ла около 4400м – Черный - по-тибетски) и выйдет на Тибетскую часть маршрута. Мы выйдем в Тибет в 100 км по прямой от Кайлаша и наш путь пройдет между мистических озер РакшасТал (демоническое) и Манасаровар (Победоносное для светлых сил)...

В этот раз экспедиция спустится в Долину Сатледжа (река с западного склона Кайлаша - Из Пасти Слона)к столице самого древнего буддистского королевства в Тибете – Гуге (7 век НЭ) столичному замку Тсапаранг. После Гуге нам предстоит совершить Кору – священный обход горы Кайлаш (протяженност 53км, высшая точка – перевал Дролма Ла – богини сострадания Зеленой Тары - 5669м), После этого экспедиция ускоренным маршем на джипах пересечет Тибет с запада на восток и посетит знаковые монастыри и храмы в городах Сакья, Шигатзе, Гьянтзе и конечно Лхасу.

Мы гордимся таким познавательным маршрутом – его создание стало результатом большого труда по оттачиванию элементов логистики и опыта нескольких предыдущих экспедиций.

Две последние экспедиции были достаточно большими по 16 человек участников плюс проводники, повара, караван мулов, погонщики.… Везлись жилые палатки, кухонный тент, каюткомпания, туалетная и душевая палатки. В общем туристам было очень комфортно, а все постоянные посетители Тибета (наши коллеги гиды) и местные жители запомнили, что Украина большая и очень интересующаяся Тибетом страна.

Трек по долине Карнали.

В этот раз нас немного всего трое – я – гид, и двое ребят постоянных туристов «Партии».

Валера и Олег. Их тоже очень интересует, что такое Тибет для свежего человека безотносительно его религиозных (либо атеистических) взглядов. Ребята имеют определенный опыт самодеятельного туризма – поэтому мы отказываемся от обычного для стандартных туров каравана. Как инструктор, и опытный походный повар заботу о питании беру на себя я, раскладка продуктов привезена из дому. Спартанские пожитки, палатку, микро кухню и фотоаппаратуру мы в состоянии нести сами, а для припасов предназначенных на Тибетскую часть экспедиции с помощью нашего постоянного проводника симпатяги Базу нанимаем пару носильщиков. Обычно в этом районе Непала мы пользуем для перемещения грузов лошадей и мулов, но конец апреля – здесь слегка рановато для сезона, перевал может быть в снегу, по которому животные не могут пройти.

От Симикота - центра непальской провинции Хумла наш путь лежит на север вверх по ущелью могучей Карнали.

Ничто здесь не напоминает знакомые многим туристические районы Непала – Аннапурну и Эверест. Здесь нет никаких чистеньких гест хаусов, и чайных домиков, да и сами селения местных «четри» напоминают тесные и грязные соты, прилепившиеся к тропе на отвесном склоне, в которых копошатся старики и дети. Среднего возраста – особенно женщин не наблюдается. Ребята говорят – «четри как черти» - они действительно черные, пропеченные солнцем и дикого вида.

Зато природа, тоже непохожая на центр Непала – прекрасна. Сосновые леса, могучие каньоны Карнали, суровые снежные вершины массива Сайпал (7758). Первые два дня мы набираем высоту по тесным ущельям, но потом за Сосновой речкой вырываемся в светлые и просторные верхние долины. Здесь все меняется – население в основном буддистское, много тибетцев, люди выглядят более цивилизовано (относительно диких четри конечно), взгляды более осмысленные, поселки почище – в Ялбанге даже есть электричество, школа и большой монастырь. Тропа становится проще – намного меньше потерь высоты, следственно плавнее подъем. Хоть приютов и нет, но мы люди неприхотливые – спали в местных хибарах и палатку ставили только два раза. Первый раз было уж больно хорошее место для палатки – берег голубой горной речушки весь в соснах, второй раз уж больно страшная хибара. Перевал Нара Ла несложный, но попыхтеть надо, все-таки 4400. Особенно досталось Олегу – он подхватил местный простудный вирус, сильно температурил, чихал и кашлял. Но сила воли, инъекции иммуностимуляторов и поддержка коллектива сделали свое дело. Перевал был взят достаточно быстро. На северной тибетской стороне, как и ожидали, тропа в нескольких местах была перекрыта еще не растаявшими после зимы языками снежников. Однозначно животные не прошли бы, да и люди к счастью шли опытные. Вывод – в это время лучше не планировать такой переход, если в группе есть люди без соответствующего горного опыта. Зато парой недель позже все входит в обычную колею.

После головокружительного спуска в Хилсу (пограничное с Тибетом селение) ночевали в почти «шикарном» гест хаусе. Съели постного «дал бата», сдобрив его тушенкой. Есть приятная новость по маршруту – до самой Хилсы не встретили маоистов, которые жестко контролировали территорию. Раньше они сидели в Ялбанге и обдирали проходящих туристов на сотню, полторы долларов с каждого под роспись и квитанцию. Называлось это стыдливо «местными пожертвованиями». Теперь маоистов пригласили в парламент и они «бузят» в уже Катманду.

А в долине Карнали устанавливаются государственные полицейские и пограничные (в самой Хилсе) посты.

Резюме по треку:

* трек физически достаточно напряженный – к этому надо быть готовым.
* природа прекрасная,
* приютов нет, еды съедобной для европейцев практически нет.
* передвигаться можно либо как мы делаем обычно для наших туристов - караваном с полным палаточным лагерем (вьючные животные, жилые палатки, съестные припасы, кухня, душевые и туалетные палатки с бригадой шерпов которые все это обслуживают), либо автономной (жилье, питание, шмотки – на себе) туристской группой с проводником (он же переводчик – по-английски никто не говорит). Можно нанять пару носильщиков, нужно нести газ и горелки - дрова есть не везде.

Западный Тибет – Нгари.

На следующий день мы, как поется в песне «перешли границу у реки» - просто перешли мост и поднялись на бугор на котором находится Китайская погранзастава городка Шер.

На бугре нас уже выглядывали наши тибетские гид и водитель, которые были зафрахтованы из Лхасы.

Было 1 мая и мы очень переживали, что могут быть проблемы с Китайской пограничной бюрократией, которая по-прежнему любит выпить и закусить по коммунистическим праздникам. Но Китайская встреча нас поразила – вопреки обыкновению на нас набросились младшие чины, отобрали рюкзаки и понесли их на вытянутых руках. Нас напоили чаем, быстро и ненавязчиво проверили документы и вещи и с эскортом отправили в районный городок Пуранг в погран. комендатуру. С китайцами явно происходят изменения в лучшую сторону. Хотя, мы заметили несколько погон с большими звездами, и может, все происшедшее было учениями по китайскому народному гостеприимству. После прохождения формальностей в Пуранге мы повезли Олега в госпиталь. Заведение «стильное» - дорогое облупленное и закрытое на амбарный замок головное здание, «туалеты» под заборами, заплеванный кровью стационар с одной открытой палатой в которой лежали парочка сильно побитых молодых тибетцев под капельницами без малейшего присмотра. Они дали нам телефон врача и – о, чудо – она приехала на мотороллере через минут 10.

Девушка произвела впечатление вменяемой, в ответ на нашу просьбу быстренько послушала Олега и так же на пальцах успокоила, что воспаления нет (уффф. слава Богу, на высоте это очень опасно). Потом она «вгатила» инъекцию (Олег говорит, что я, по сравнению с ней, эльф) и выдала мешок каких-то пилюль и порошков, которые Олег добросовестно съел за неделю без особого вреда для себя. Денег не взяла.

Затем мы двинулись на джипе в сторону перешейка между двумя магическими озерами. Везде чувствуется Китайское влияние дорога щебеночная, но ухоженная, везде бетонные аккуратные мостики – в каждой глинобитной деревне огромное помпезное здание с воротами-пагодой и большим двором – армейские казармы. Гурла Мандата огромный массив 7728 м стоящий отдельно от Гималаев доминирует над всем пейзажем. Сказать что все это не похоже на то, что было вчера – ничего не сказать. Ощущение что мы попали на другую планету. Горы лунного вида, долина Карнали широкая и безжизненная. Все напоминает застывшую психоделическую музыку. Когда поехали между озерами Валеру «порвало». Он увлеченный фотохудожник (ждите выставки) и в первый раз за путешествие совершенно четко понял, что приехал не зря. Ночевали на горячих источниках Монастыря Чуку - баня для сильных духом, но после недели отсутствия любой – пошло. На перешейке, как положено перед Корой умылись в обоих озерах. Вопреки легендам и Мулдашеву Ракшастал – не отравленный – сами видели в нем крупную форель, но кожу от умывания стягивает.

Монастырь Чиу, рядом с которым заночевали - знаковый – в нем находится пещера великого бодхисатвы Падмасамбхавы. В монастырь мы не попали – не было ключника. Но зато поснимали и помедитировали на противоположном холме. Место потрясающей красоты и энергетики. Меня сильно зацепило, Валера отрицает, Олег лежал больной.

После Чуку мы двинулись в Занду провинциальный городишко на месте бывшего королевства Гуге.

Городок полностью посвящен китайским воякам. Единственная бетонная улица наполнена марширующими военными, рекламой, маленькими кафешками, и сомнительного свойства массажными – парикмахерскими, где сонные девицы находятся в боевой готовности оказать сервис доблестным китайским воинам. Находящийся в городе монастырь Толинг в годы культурной революции был разрушен китайцами, а позже бездарно восстановлен.

Зрелище жалкое. Зато столица королевства Гуге – древний Тсапаранг - полупещерный замок, расположенный на высоченном глинистом утесе поражает воображение и требует получаса, чтобы забраться на самый верх к королевским покоям. Вид оттуда нельзя сравнить ни с чем. Вообще долина Сатледжа, где находилось Гуге, представляет собой эдакое Колорадо - огромный каньон с такими эрозионными пейзажами, что не хватает воображения это описать.

На следующей стоянке горячих источниках Тиртапури – мы встретили российскую группу. Ребята пригласили нас на чай и мы обменялись впечатлениями. Ребята заехали через Хайвей из Катманду. Как и следует ожидать при таком пути в Тибет – часть народа жаловалась на «горняшку». Держались крепко, но некоторые выглядели зеленоватыми и почти все явно завидовали нашему состоянию. Мы и сами себе завидовали – при таком графике акклиматизации у нас не было практически никаких симптомов. Очень редко можно себе позволить такую роскошь.

Техническое отступление - «Горная Болезнь»

Или ласково «горняшка», известная «подруга» всех горных путешественников и альпинистов. Строго говоря, это реакция организма на комплекс воздействия всех высокогорных факторов – низкого атмосферного давления, разреженного воздуха с малым количеством кислорода, холода, повышенной солнечной радиации.

Проявления горняшки могут быть самыми различными от отдышки и легкой головной боли до отека легких и мозга. К счастью, последние серьезные проявления на высотах до 6000 м случаются крайне редко, и больше это угрожает высотным альпинистам. Но у каждого человека реакция на высоту индивидуальна. Поэтому недооценивать эту опасность нельзя. Однозначно то, что людям с сердечнососудистыми и дыхательными заболеваниями не стоит играть в игры с большой высотой.

Для «практически здоровых» людей самое главное средство профилактики горной болезни - постепенный график акклиматизации, а лечение серьезных симптомов – быстрый спуск вниз. Большая проблема состоит в том, что чаще всего маршруты зажаты стандартными временными рамками, которые люди могут потратить на путешествие.

Ведь не хочется тратить драгоценные дни отпуска, праздно сидя и акклиматизируясь в каком-нибудь скучном месте. И в этом смысле наш маршрут идеален, так как график набора высоты практически соответствует старым учебникам по горному туризму – 600м в день. И это без единого пустого дня.

Здесь хочется отметить, что существуют медицинское средство, которое помогаете более быстрой акклиматизации – это диамокс (диакарб). Оно действительно эффективно, хотя и не панацея, но не слишком полезно для печени и поджелудочной – поэтому принимать его или нет – личное дело каждого. Если решите принимать - обязательно посоветуйтесь с нами по дозировке и знайте, что у нас всегда оно есть в аптечках.

После Тиртапури мы вернулись в Дарчен – место начала и окончания Коры вокруг Кайлаша. У нас было полдня свободных и мы сходили со все еще больным Олегом в Центр Тибетской Медицины. Не стоит себе представлять сборище волшебников, которые одной воткнутой в попу серебряной иглой лечат сразу все болезни. Все гораздо прозаичнее. Это заведение финансирует благотворительный фонд Швейцарских Тибетцев, руководимый доктором Тукпой. При центре действует мед.школа для местных подростков и маленькая фабричка по изготовлению медикаментов из более чем экзотических ингредиентов. Учителя школы - несколько молодых последователей Тукпы принимают больных, помогая местному населению и, чаще всего, страдающим «горняшкой» туристам. Парни практикуют пульсодиагностику и делают это чрезвычайно убедительно, определяя давно известные вам болезни и их нынешнее состояние. После чего выписываются травяные шарики и микстуры очень и очень эффективные, как мы смогли неоднократно проверить.

Олегу тоже здорово помогло. После Центра мы съездили в радиалку к монастырю Гьяндрак, построенному внутри кольца Коры. И тут нас впервые ненадолго зацепило горное недомогание. Монастырь новый, потрясающе красивый, построенный на месте старого – 13 века. Меня здесь всегда охватывает ощущение наполняющей меня светлой энергии. Этот раз не составил исключения. Валера отрицает, Олег по-прежнему болен.

В Дарчене встретили еще пару российских групп. Такое ощущение, что наших людей здесь большинство. Статистику портили 117 индусов из которых, правда, как впоследствии выяснилось, на кору вышло 16, а прошло по непроверенным данным 4, мы вроде обогнали всех и индусов не видели. Вообще трудно себе представить, что может заставить этих часто пожилых, бесформенных и физически беспомощных людей пытаться и, не всегда безуспешно, совершать такие тяжелые и рискованные для их шаткого здоровья путешествия.

Отступление - гора Кайлаш

Гора Кайлаш (Кайлас). Множество мифов и легенд связываются с Кайласом. Четыре мировых религии считают Кайлас священным местом: Индуисты верят, что Кайлас является космическим центром мироздания, и именно там живет могущественный бог Шива, а расположенное рядом священное озеро Манасаровар создано богом Брамой. В индуистской традиции, существует мифическая гора Меру, соответствующая Кайласу. В Махабхарате она описывается как "целующая небеса в их самой вышине, сияющая как утреннее солнце, как огонь не затуманенный дымом, неизмеримая, и для людей несущих грех недоступная". Джайны почитают Кайлас как место, где их первый святой достиг освобождения. В религии Бон считается, что первый мастер Тонгпа Шенраб сошел с небес именно на горе Кайлас. В буддизме считается, что на Кайласе живет Демчок, гневная форма Будды Шакьямуни (аналогия с Шивой). Кайлас по форме напоминает пирамиду, грани горы расположены практически точно по сторонам света, на южной и восточной сторонах горы пересечение трещин напоминает свастику. С кайлаша стекают четыре великих азиатских реки Сатледж, Инд, Карнали и Брахмапутра. Кора – это ритуальный обход вокруг Кайласа. Считается, что даже однократный обход избавляет от всех жизненных грехов. А 108-и кратный, обеспечивает переход в Нирвану в этой жизни. Благоприятными также считаются 3 и 13 обходов. Совершенная в полнолуние, кора засчитывается за две! Кайлас окружен долинами, поэтому кора не требует особой подготовки или снаряжения. Расстояние - 53км.

Высота Кайлаша 6714 м, а не 6666 как написано у Мулдашева. И вообще все его «географические» выкладки по поводу горы мягко выражаясь спорные. У Кайлаша достаточно тайн и магии и без людской помощи. Сейчас в Интернете можно найти всякие простите бредовые россказни, что кто-то подымался на вершину. Разрешите не поверить. Почтенное во всем мире издание путеводителей Одинокая Планета, имеющее доступ к любой информации, отмечает, что разрешения на восхождения на Кайлаш были выданы всего два раза – один раз испанской экспедиции, которая была отменена из-за протестов мировой общественности, второй раз Великому Рейнгольду Месснеру. Покоритель соло всех восьмитысячников провел некоторое время рядом с Горой и отменил восхождение по неизвестной причине, ограничившись установлением записанного рекорда прохождения Коры - около12 часов, что, впрочем, ненамного быстрее среднего тибетского пилигрима. Да и мы не торопясь прошли кору за 14 ходовых часов.

И вот Кора. Волнующее утро. Олег собрал все силы измученного кашлем организма, и мы двинулись по главному пути паломников. Надо сказать, что мы уже тоже здорово, чихали и кашляли – нахождение в одном джипе не могло пройти бесследно.

В общем, наше продвижение шло без приключений. Мы прошли мимо Дарбоче – это огромный молитвенный флагшток, который меняется раз год в Сага Дава – день рождения, просветления и ухода в паранирвану Будды Шакьямуни (Шакья Тукпы по- тибетски). Дарбоче стоял прямо – существует легенда, если ты идешь мимо и видишь, что Дарбоче стоит прямо – значит у тебя все в порядке, если Дарбоче наклонен к центру Кайлаша, то дела твои не очень, а если от центра – то дела из рук вон…

У нас было все в порядке. Это успокоило меня не меньше, чем заверения китайского и тибетского врачей, что у Олега нет воспаления.

Как и полагается на удачу, мы прошли внутри двуного чортена (ступы) Кангьи обошли место небесного захоронения (тело покойного отдают птицам – обычная для Тибета практика) 84-рех махасидх (святых тантристов). Мы с Валерой забрались в Монастырь Чуку нависающий над долиной Шершонг. Монастырь посвящен Амитабе– Будде неопределенного света. В прошлый раз наши ребята участвовали в обряде долголетия, когда Статуя Амитабы омывалась и переодевалась, и получили благословение Ринпоче (настоятеля).

В этот раз в монастыре все занимались своими делами, и мы удалились, оставив пожертвования и сделав несколько снимков.

По дороге то и дело встречались местные паломники. Некоторые из них нас удивляли. С нами вместе из Дарчена вышла бабушка лет 70 с внуком. Мы шли довольно быстро, обгоняя все группы, но бабушка каким то чудом все время шла рядом. Часто встречались особо религиозные дервиши, передвигающиеся простираниями, отмеряющие свой путь, ложась на землю во весь рост.

Погода постепенно портилась и, пока мы добрались до монастырского приюта Дира Пук, разыгрался настоящий буран. Мы сидели в большой брезентовой палатке, пили тибетский чай с ячьим маслом и солью, и наблюдали, как удивительно красивая и грациозная молодая тибетка готовила нам тукпу – тибетскую домашнюю лапшу вперемешку со всем, что есть в съестного в доме.

Завтра утром нам предстоит преодолеть Дролма Ла - перевал Зеленой Тары одной из слез сострадательного Ченрезига(Будды сострадания), которая уберегла от несчастий первопроходца коры Готсампу, строителя всех монастырей Кайлаша. Она и теперь бережет всех, кто идет дорогой паломников. Каждый раз, спускаясь к Дарчену, я думаю – и вправду перевал 5700 м мог быть намного труднее. Так было и в этот раз.

Несмотря на снег и ветер мы добрались до перевала за три часа, и, обогнав все группы, уже в этот день были в Дарчене.

За пять километров до Дарчена мы вышли на дорогу, где нас поджидал наш джип, но вся компания, включая атеиста Валеру и больного Олега, захотела завершить кору – т.е. как положено, дойти ногами до того места, откуда начали.

И еще – перед самим перевалом есть место Шива Тсал – здесь нужно оставить все ненужное или символ, с чем вы хотите распрощаться, я закопал в снег пачку сигарет… и уже почти месяц не курю.

Вечером мы ужинали у «дяди Сэма» так мы прозвали китайца хозяина ресторанчика в Дарчене, утром сели в джип и вечером после 10 - часового драйва доехали до Сага, границы западного Тибета. В Сага наконец-то построили более или менее сносную гостиницу, в которой можно ожидать наличия горячей воды. Мы с трудом воспользовались этим цирком.

Резюме по западному Тибету – Нгари.

Нгари – дикое огромное место, километров 1000 в длину, китайская дорога составляет диссонанс с дикими горами, выжженными пустынными пространствами и грязными каменными поселками
* в Нгари находятся Кайлаш, Манасаровар, Гуге и еще множество тибетских святынь и памятников.
* тибетцы в основном красивые мужественные люди страшно похожие на андских индейцев кичуа – потомков инков. К стати ритуальные тибетские маски тоже один в один как южноамериканские – возможно есть связь.
* пейзажи потрясающи и разнообразны, от снежных пиков до огромных песчаных дюн – ни на что не похоже!!! - городов нет, гостиниц нет, несколько городишек такие как Пуранг, Занда, Али, имеют одну бетонную улицу с неоновой рекламой и китайскими проститутками, но не имеют водопровода и нормальных туалетов. Фраза из путеводителя - в этой гостинице есть телевизор и туалет - немного менее ужасен. Обхохочешься.
* душа нет – есть пара горячих источников для «сильных духом».
* приюты – гест хаусы, вполне сносные, хотя и хуже непальских.
* еду можно добыть почти в любом гестхаусе – это тибетская тукпа, в поселках – еда китайская, поначалу кажется вкусной, через неделю европеец чувствует себя, как аквариум от каких-то их специй. Дико противное ощущение, вылечить может только кусок просто жареного мяса с картошкой фри или миска гречки.
* передвигаться можно четырьмя способами:

1. С полным палаточным лагерем, кухней и грузовиком поддержки с непальскими шерпами как описано ранее – такой метод предпочитают западные туристы. Они брезгливы и не любят жить в гест хаусах.

2. С грузовиком и непальской кухней, но без палаток – так предпочитают наши туристы – они находят приюты вполне сносными и более комфортными, чем палатки, но непальские повара сильно скрашивают жизнь.

3. Только с джипом и проводником, своей горелкой и частично с продуктами – так ехали мы –вполне можно перебиться, если народ некапризный – очень прибавляет мобильности.

4. Без всего оного – как обезбашенные бэкпекеры, у которых времени – вся жизнь впереди, чтобы дождаться автостопа до Лхасы.

Коротко о Тсанге

Дальше нас ждал Тсанг – центральный Тибет, место зарождения тибетской культуры и расположения основных святынь Буддизма, изрядно претерпевших от китайцев. Это уже обычное туристическое путешествие, которое тоже вместилось в нашу программу. Мы расскажем о нем коротко не потому что нечего рассказывать, наоборот каждый из великих монастырей Тсанга достоин отдельной истории,(даже отдельной монографии) но только это уже совсем другие истории.

Начиная от Лхатзе, нас ждали шикарные автострады. Теперь по таковой можно доехать и до культового монастыря Сакья, а в прошлом году нас не пустили из-за ее(дороги) строительства.

Сакья это место зарождения и главный монастырь ордена Сакьюпа, одного из четырех в Тибетском буддизме. Глава этого ордена в отличие от остальных тибетских монахов имеет право вступать в брак для продолжения рода и передачи титула по наследству. От Сакьи Imageпару часов до Шигатзе и великого монастыря Ташилунпо, который связан с возникновением обоих высших духовных институтов Тибета – Далай Ламы и Панчен Ламы. В Ташилунпо находится построенная при 9 Панчен ламе самая большая в мире 26 метровая позолоченная статуя Будды Майтреи (будущего Будды).

Далее наш путь лежал в Гьянтзе. Здесь расположен монастырь Пелкор Чоде уникальный тем, что объединяет 13 монастырей трех различных орденов. На территории монастыря находится Кумбум – самая большая ступа (чортен) в Тибете. Над городом возвышается Дзонг – историческая крепость взятая в 1904 году англичанами при вторжении под командованием Английского колониального офицера Френсиса Янгхазбенда.

К сожалению еще не достроена новая дорога через перевал Камба Ла которая позволяет увидеть во всей красе Ямдрок Тсо одно из четырех (наверное самое красивое) священных озер Тибета.

И наконец Лхаса. Лхаса теперь очень китайский город – недавно запущена в эксплуатацию новая скоростная железная дорога и китайцев станет еще больше. Можно много рассказывать о монастырях Лхасы, о Золотой красавице Потале лишенной своей души – присутствия Далай Ламы, и о громадном Дрепунге – самом большом монастыре в мире, который вмещал 10000 монахов. Валеру как фотографа в очередной раз «порвало», когда мы попали на знаменитые философские диспуты в монастыре Сера, известные еще со средних веков, и представляющие собой ярчайший спектакль.

Но все же душой Лхасы хранящей тибетские корни является главный храм буддизмы Джокханг расположенный в центре старого тибетского квартала Баркор. Кольцевая улица вокруг Джокханга она же Баркор Стрит – это и сувенирный рынок и место продажи настоящих шедевров, я например не могу забыть одну из тангка (тибетская иконография) с изображением Зеленой Тары нашей покровительницы на коре.

А провожала нас Лхаса замечательным ресторанчиком, с которым связана романтическая история посещения 6 Далай Ламой кроме духовной роли известным как лирический поэт Тибета. Но это уже совершенно другая история. После трех недель возвращение в Катманду напоминало возвращение домой.

Резюме по Тсангу и окрестностям Лхасы.

* Тсанг место расположения главных монастырей тибетского буддизма
* вполне цивилизованное место, хотя селения попадаются по-прежнему дикие - в городах все цивильно.
*
* монастыри потрясают архитектурой, скульптурой и живописью, Историческое и культурное их значение огромно
* лично мне там трудно сосредоточится на энергетике и своих внутренних переживаниях.
* особенно мешает наличие китайских правил – за вход плати – за фото плати, и очевидно китайских КГБистов в монашеских одеждах, которые за этим следят.
* еда есть какая угодно – полно всяких ресторанчиков, лучшие те, где непальские повара.
* гостиницы попадаются вполне приличные. Но от любой можно ожидать каких-либо китайских сюрпризов, даже от четырехзвездочного Лхаса отеля (выше там нет).

Раскрыть ветку обсуждения

(разрешение на въезд): лететь до Пекина, затем в Лхасу и дальше ехать уже на джипах.
Весь путь строго расписан по дням. Всюду блокпосты, тщательная проверка. Обычно группу сопровождает китайский офицер, но нам повезло: наш гид имел разрешение не только от Тибета, но и от китайских властей, и поэтому мы ехали без надзирателя.

Готовясь к путешествию в Тибет, я узнавал, как справляться с горной болезнью, какие асаны помогают лучше всего, ведь со мной в поездку собирались ученики. Спрашивал у Лойс Штайнберг, ученицы Айенгара, крупнейшего специалиста по йоготерапии. Она сказала, что лучше вообще ничего не делать или только те асаны, что способствуют улучшению состояния в коленях. Татьяна Толочкова, один из главных русских авторитетов в йоге Айенгара, посоветовала Халасану - после нее дышать становится легче. Другой опытный преподаватель мне говорил, что на такой высоте нельзя ничего сложного давать: убьешь людей, убьешь себя.

В Лхасе мы почти все почувствовали себя плохо: головная боль, тошнота. Лекарств я принимать не собирался, потому что трудности, сопряженные с обходом Кайласа, - это не что иное, как чистка кармы, и чем больше тебе достается, тем больше грехов ты с себя стираешь. Поэтому использовать какие-то препараты - это попытка обмануть себя.

Испытав целительное действие некоторых асан на себе, я давал полноценные занятия, а потом добавил даже стойку на голове, руках и предплечьях. просто идеально помогала. Проходила голова, исчезала тошнота. Делали также простые виды пранаямы, в основном лежа. Было заметно, что те, кто не отказывался от йоги, болели гораздо меньше тех, кто так и не смог встать. Мы занимались на крыше отеля - не самое чистое место и не самое ровное. Температура была около нуля, все были в теплой одежде. Я просил всех мысленно отдавать избыток своих сил тем, кто так и не смог заставить себя встать. Как потом выяснилось, им в это время становилось легче, хотя они ничего не знали о нашем участии.

Лхасу мы осматривали три дня. Заходили в храмы, монастыри. Мы знали, что в монастыре Сэра всегда интенсивная духовная , там живут сотни монахов, которые, сидя на площади, ведут дискуссии, беседуют с учениками. Теперь словно вымер. Монахов почти не видно. Мы встретили не больше 15-20. Куда исчезли остальные, что вообще там творилось весной? Об этом все молчат. После событий этой весны жизнь словно схлынула. В храмах и на улицах Сэра следы запустения и осквернения. Вокруг действующих монастырей солдаты с автоматами.
Из Лхасы мы уезжали с тяжелым сердцем.
От Лхасы через Шигадзе, второй по величине город в Тибете, до Кайласа мы добирались на джипах пять дней. Ночевали в милых, скромных гестхаусах.
Подъехали к перевалу, за которым должен был открыться Кайлас. И он появился - почти не скрытый облаками. Он поздоровался с нами. Я и еще несколько человек бросились делать простирание Кайласу. Через несколько минут он скрылся в облаках.

Мы снова двинулись и тут заметили облако, очертаниями напоминавшее слона. Я успел его сфотографировать. Правда, поздно спохватился, из машины никак не мог поймать уровень горизонта, изображение получилось немного размытым. Но все равно видно: это слон идет по земле. А что такое слон? Это Ганеша, сын бога Шивы и его жены Парвати. Ганеша - покровитель учеников и путешественников. Но у него есть и другая функция - он мешает грешникам добраться до священной горы. После обхода вокруг Кайласа все грехи стираются; желающих, однако, слишком много, и Ганеша отбирает только достойных. Своим появлением в облике слона Ганеша нас приветствовал. Но приготовил нам испытания.
У священного озера Манасаровар мы совершили ритуальное омовение, хотя было холодно. Даже омывали только руки и ноги.

Кайлас открывается для коры (кора, или парикрама, - это обход вокруг священного места) всего два раза в год: в конце апреля - мае и в конце августа - сентябре. В остальное время кору пройти невозможно. Зимой и осенью все тонет в снегу. Летом ливни. Весной сходят лавины. Так что путь открыт только около трех месяцев в году. Мы отправились в Тибет в 20-х числах сентября, то есть под самый конец сезона. Специально поехали так поздно - хотели пройти кору 29-го, в новолуние. Считается, что в новолуние и полнолуние энергетика этого места особенно сильная.
Ехавшие нам навстречу рассказывали, что тропа закрыта: выпал снег, группы не идут - большой риск. Мы были обескуражены.
Однако первые, кого мы увидели в Дарчене - лагере, от которого начинается кора, были два австрийца, крепкие молодые парни, велосипедисты. Они только что завершили кору. Причем не за три дня, как большинство ходит, а за два. Почти никто не решался идти, но они рискнули - и у них это получилось. Мы взбодрились: значит, и мы пройдем. Наверное, каждый боялся, что домой может не вернуться, но виду никто не показывал.

Обычно группы, проходящие кору, берут яков, на которых везут поклажу - рюкзаки, спальники. Тибетские яки напоминают динозавров - с огромными рогами, но очень пугливые. Однако тибетцы в Дарчене нам сказали, что яков брать нельзя: когда снег, они проваливаются между камней на спуске, ломают ноги. И мы наняли четырех проводников-шерпов. Одним из них была красивейшая девушка, хрупкая, с прекрасным лицом.
Обычно делится на три отрезка. В первый день проходят 20 км, во второй - 23, в третий - 10. Всего 53 км.

Итак, первый день. Предстояло пройти 20 км, ночевка в небольшом гестхаусе у северной стены Кайласа. Долго шли вдоль западной стороны горы. Сначала по камням, так что идти было нетрудно. Потом по снегу. Под конец дня шли уже по сугробам.
Нам несколько раз встречались группы, которые решили вернуться: они поняли, что у них нет сил и решимости идти дальше. Голландская пара, совершенно измученная, сказала нам, что пойти сюда была самая большая глупость в их жизни.
В какой-то момент над нами начала кружить огромная птица, прилетевшая со стороны Кайласа, - туловище не меньше человеческого, с гигантским размахом коричнево-белых крыльев. Птица покружила над нами и полетела обратно. Эти питаются человеческими останками с кладбища, которое расположено неподалеку. В Тибете в земле не хоронят, потому что почвы мало, в основном , и не сжигают, потому что для этого нужны дрова. Трупы разрубают и оставляют на скале, где их склевывают птицы. Кладбище не пустует: одни специально приезжают сюда, чтобы отойти в мир иной в священном месте; некоторые умирают во время коры - кто-то плохо экипирован, кто-то не выдерживает пути. Судя по упитанности, птичкам всегда есть что поклевать.
Странно, но я не чувствовал усталости. Вообще не понимал, откуда она здесь может взяться. Смотришь на Кайлас - и сил прибавляется. Я никогда прежде не поднимался в горы. Меня все пугали, что будет очень тяжело. Но здесь словно включилась дополнительная батарея. Я бежал впереди всех. Вошел в ритм: шаг правой - вдох, шаг левой - выдох.

Наконец дошли до гестхауса. Австрийские велосипедисты нам советовали: когда придете в первый день на ночлег, попробуйте подняться еще немного в гору, это самая близкая к Кайласу точка на протяжении всей коры. Желающих еще куда-то карабкаться не оказалось, я пошел один. Действительно, с этой точки Кайлас был виден лучше всего. Отсюда он самый красивый: северная стена почти вертикальная и сверху огромная снежная шапка.
Я смотрел на Кайлас и понимал, что ничего подобного я в жизни еще не чувствовал. Обычно в природе встречаются вещи двоякого рода. Они или неподвижные, статичные, словно спящие, или движущиеся, динамичные. Сила в них не дремлет, она проявлена. В Кайласе соединяется и то и другое. Эта мощь одновременно и потенциальная, и явленная. Вот она, ты чувствуешь эту направленную на тебя силу. Она вроде бы внутри тебя и вроде идет оттуда. Стоит недвижимая мощь перед тобой, и ты чувствуешь силу внутри, и ее присутствие заставляет тебя что-то делать, идти дальше и помогать идти другим.
Вечером шерпы объявили нам, что дальше не пойдут - не хотят погибать вместе с нами. Мы предложили двойную плату. Но они не соглашались ни за какие . Утром мы отдали им все наши вещи, спальные мешки, и они пошли назад, обратно в Дарчен, а мы продолжили путь без них.

Второй день - самый тяжелый. Дорога идет почти все время в гору. Камни покрыты снегом, и поскользнуться, провалиться между ними, упасть в ущелье ничего не стоит. Это случилось с нашим гидом. Я был рядом, подхватил его за рюкзак и помог выбраться. Тибетец сразу пошел дальше, а мне потребовался продолжительный .
Вот наконец перевал Дролма-Ла. Это высшая точка пути, 5626 метров. Забравшись туда, я сидел и ждал, когда появятся мои спутники. Их не было долго, и я уже начал думать, что они повернули обратно.
Подошла собака. Нас предупреждали, что здесь очень опасны. Но это ночью. А днем они ведут себя мирно, крутятся рядом, просят еды. Я угостил ее печеньем. Потом подлетели вороны, поклевали крошки.
Подошел -непалец - как выяснилось, тоже преподаватель йоги. Он объяснил мне, что мы находимся на самой высокой точке коры, которая символизирует точку бинди - ту, что рисуют на лбу. Это точка перехода к новой жизни.
Через час появился первый человек из нашей группы, еще через полтора часа - последний. Когда становилось совсем тяжело, каждый открывал для себя что-то свое: читали мантры, православные молитвы, использовали холотропное дыхание.
Все это помогало преодолеть самый тяжелый подъем.
Считается, что после этой точки, переломной, дорога гораздо легче: все время под гору. Но снег был глубокий, и облегчения мы не чувствовали. Теперь мы шли вдоль восточной стены, она самая узкая, и ее почти не видно: горы мешают. стало садиться. Наши силы таяли. Уже должен появиться гестхаус, но его все нет. А если мы его уже прошли, не заметив? Впереди нас ждала ночь без спальных мешков. Может, имеет смысл двигаться дальше и, пройдя вдоль южной стены Кайласа еще 10 км, дойти до Дарчена?

Но вот все-таки гестхаус. Ночь мы провели под тибетскими одеялами. Накрыться ими с головой не получается: они очень грязные, а стягиваешь - начинаешь мерзнуть. Я промучился пять минут и все же накрылся. Проснулся уже утром.
Следующий день, оставшиеся 10 км, - уже легкая прогулка. Все чувствовали себя героями. Сил заметно прибавилось. Добрались до Дарчена. На следующий день поехали в Тиртхапури, там находятся горячие источники, где, по преданию, Шива познал Парвати. Омыв ноги в их священной воде, мы окончательно пришли в себя.

…Считается, что, если кору пройти 108 раз, тебе обеспечена нирвана при жизни. Но есть другой способ: пройдя кору 12 раз, предпринять еще одну кору, ее называют внутренней, которая проходит гораздо ближе к Кайласу. Правда, она еще выше и тяжелее. Попытаемся.

Привет, друзья! На связи Ярослав Андриянов.

Чем больше людей, тем дешевле.

Что входит в тур?

  • отель в Катманду
  • дорога до границы с ТАР
  • джипы-водители-бензин
  • оплата отелей и ночлега в дороге
  • вход в достопримечательности (один только билет во дворец Поталы стоит более 30 баксов)
  • перелет Лхаса-Катманду

Более дорогие опции предлагают еще сопровождение полевой кухни и поваров. А это в совершенно не говорящем ни на каком языке, кроме тибетского и китайского, Тибетском Автономном округе, достаточно актуально.

Оформление через Китай

В этом случае Вам для начала необходимо , и далее добираться самостоятельно до места условной встречи с гидом и группой (помним, да, что иначе — нельзя?). Конечно, это в случае, если Ваша группа сборная, и Вы въезжаете по отдельности.

Каньоны близ королевства Гугэ

Здесь есть нюансы (см.раздел про пермиты)

Стоимость путешествия через Китай

Есть иллюзия, что через Китай ехать может быть даже дешевле, ибо найденные мной в сети туры начинаются от заманчивых 1700—1800 долларов за тур на человека.

Однако самой дорогой частью в этом случае будет авиаперелет, ибо подавляющее большинство турагенств встречать Вас будет в Лхасе.

Северное лицо Кайласа (вид с коры)

Куда едут группы по Тибету?

Маршруты путешествий в Тибете достаточно стандартны с минимальным количеством вариаций, ибо мало ли что у Вас на уме? Вдруг сбежите и начнете организовывать бедных тибетцев для повстанческой борьбы?

  • Лхаса и ее окрестности
  • Шигатсе, вторая столица Тибета
  • Кора вокруг Кайласа
  • Озера Манасаровар и Ракшас
  • Королевство Гуге
  • Королевство Шамшунг
  • Китайский базовый лагерь Эвереста
  • все имеющиеся озера-монастыри по пути

Помню, как нас под страхом ареста не пустили непосредственно к БЛ Эвереста, мотивируя это тем, что двумя днями ранее какие-то иностранцы решили здесь провести акцию протеста. Залезли на камни, растянули флаги Свободного Тибета, стали активно скандировать что-то типа «Free Tibet». Китайские чекисты, увидев это, особо не церемонились. Борцов повязали, засунули в воронки и вывезли прочь с последующей принудительной депортацией и черными списками.

Эверест со стороны Китая

Поэтому флаги, фотографии Далай-Ламы и его книги здесь в полном бане. Зато, если контрабандой провезете какому-нибудь местному в подарочек фотку Его Святейшества, он будет очень рад!

Если конечно, не окажется переодетым «засланным казачком» (наушничество среди «монахов» в ТАР практикуется очень широко).

Немного о пермитах

Есть резонный вопрос: а можно ли получить пермиты с минимальным туром, а дальше путешествовать без группы и гида?

Гурла Мандхата над озером Ракшас

Теоретически — можно, но до первого КПП на дороге или попытках войти в достопримечательность. Так, я лишь недавно узнал, что сама Лхаса является зоной беспермитной, однако при посещении местных достопримечательностей (Потала, Джокханг, Норбулинка) с Вас его спросят. А заодно поинтересуются, где Ваш гид и группа?

Поэтому, если Вы хотите спокойно созерцать непостоянство всех явлений под высокими горными небесами и не парится о переодетых чекистах, езжайте в те регионы, где пермит не требуется. Напомню: это Амдо, Кхам и большая часть Цинхая. Ну или отправляйтесь в индийские или Спити. Там все то же самое, только без ощущения искусственности.

Кстати, по последним данным, пермит возможно получить даже для группы из одного человека. Однако ж правила получения могут сильно ужесточаться во время года лошади (когда паломники массово ломятся к Кайласу) и прочих социально-политических катаклизмов.

В это время со стороны Китая могут начать появляться дополнительные требования, типа минимального состава группы, точек въезда, гражданства одной страны и т.д. Поэтому, перед планированием путешествия в Тибет, консультируйтесь с проверенными людьми.

Кстати , вот сайт моего хорошего знакомого . Рекомендую в качестве отличной поддержки в путешествиях по Тибету!

Немного о групповых визах

С групповой визой КНР, которую Вы получаете для своего тибетского путешествия, Вы можете свободно путешествовать по Китаю.

Однако есть несколько НО:

  • ограниченный срок действия (20-30 дней)
  • все, кто вписан в групповую визу, обязаны въезжать в КНР вместе, пересекать чек-посты внутри ТАР вместе и выезжать за пределы КНР так же вместе
  • по последней информации, в групповой визе четко указан пункт вашего вылета из КНР. Т.е. есть Вы планировали вылетать из Лхасы, а вылетаете вдруг из Ченду, это чревато проблемами.

О процессе самого путешествия и энергиях Тибета

Если Все-таки я Вас не напугал китайской бюрократией и Вы готовы отправляться в путь, имейте в виду следующее:

  • Путешествие в Тибете проходит на больших высотах (в районе 4000 м), что чревато появлением симптомов горной болезни
  • Несмотря на «пакетность», комфорта здесь минимум: простая еда, примитивный быт.
  • Очень сильные перепады температуры (от жаркого дневного солнца, до морозных ночей)
  • Внутри ТАР ваша свобода круто ограничивается. Мы, конечно, несколько меняли наш маршрут «на ходу», однако в строго регламентированных рамках.
  • При въезде в Китай, Вас будут тщательно досматривать на предмет ввоза запрещенной литературы и изображений Далай-Ламы. Если Вы очень интересуетесь его биографией и хотите скоротать времечко в дороге чтением, оставьте, пожалуйста, книги с его изображением дома.
  • Колоссальный языковой барьер

Яки, горы и пустыня

Ну и, конечно, лучше не читайте сказки Мулдашева о подземных ламах и пещерах с лемурийцами. Просто, чтобы не разочароваться. В нашей группе были пытливые умы, достававшие гида подобными вопросами. Тот улыбался и вежливо пожимал плечами. Ибо подобные вопросы ему задают только русско-язычные.

И вообще, лучше не строить никаких иллюзий, ибо мифов вокруг Тибета и его каких-то сверхэнергиях было сфабрикованно масса. Особенно теми, кто активно набирает и окучивает разные эзотерические кружки.

Конечно, там есть все: и глубокая история и интересная культура. Однако не стоит забывать, что до сих пор в дальних уголках тибетского мира огромное количество людей живет при средневековом укладе с примитивными верованиями в истуканов (порой даже в виде статуй будд) и духов. Подобное, бесспорно, вызывает глубокий интерес у этнографов, но вряд ли может насытить жажду духовного искателя.

Все, как известно, содержиться в нас самих. И Тибет не сможет никак пробудить или подарить то, чего изначально в нашей природе не содержится. Однако ж, если абстрагироваться от любых китайских препонов, которые медленно превращают Лхасу и окружающие ее монастыри в музеи; если направить взор глубоко в себя и во время коры вокруг Кайласа отдаться всецело глубоким внутренним процессам, открытий будет масса.

Равно, как и во время простой прогулки по улице родного города или поездки в метро. Не зря ж говорил Ошо, что «все содержится во всем».

Кстати, именно после посещения Тибета в 2011 году у меня начался особенно активный процесс т.н. поиска себя. Прилетев весной 2011 года из Катманду, я всерьез задался целым рядом «экзистенциальных вопросов», которые в результате вывели меня к тому, чем я живу сейчас. К и гармонии профессиональной деятельности с моими глубинными личностными установками.

Тибет - центр духовного мира, а гора Кайлас - сердце Тибета. В системе гор Гандисы есть пик высотой свыше 6000 метров, это и есть священная гора Кайлас, высочайшая вершина одноименного горного хребта.

Драгоценная снежная гора, как зовут ее буддисты, пока осталась непокоренной, потому что власти Китая не дают разрешение на восхождение. Единственная попытка взобраться на гору вызвала бурный протест верующих во главе с Далай-ламой. Жители Тибета верят, что Кайлас - это дом бога и любой взобравшийся на гору должен умереть.

Гора считается священной, к ней совершают паломничество представители 3 крупных религий: индуисты, буддисты, джайнисты. Они должны обойти гору 108 раз. Это подарит очищение кармы и лучшее перевоплощение.

Индуисты считают пик горы домом (летней резиденцией) бога Шивы. Возможно, глядя на Кайлас, в этой религии создали гору Меру - точку, откуда начинается мир и где живут боги.

Приверженцы бон, религии, которая была в Китае до буддизма, верят, что на гору спустился с небес их учитель и наставник Салва в форме Тонпы Шенраба Мивоче. Джайны уверены, что здесь жил и получил просветление первый джайнист. А буддисты считают, что здесь жил Будда в гневном воплощении Самвара и поэтому Кайлас - одно из благоприятных мест для духовного роста.

Иными словами, множество людей считает, что эта гора наделена божественной силой, и многие пытаются сделать ритуальный обход, чтобы найти просветление и очистить карму. Такой паломнический путь называется кора.

Фотограф Сэмюэл Зудер, посетив Кайлас, был поражен им с первого взгляда. Очень скоро он смог собрать небольшую группу помощников и целый месяц фотографировал окрестности и паломников. Результаты его путешествия впечатляют. В дальнейшем фотограф планирует выпустить книгу «Лицом к вере: гора Кайлас, Тибет». Мы же пока полюбуемся созданными им потрясающими по насыщенности фото:

Слева: Сонам Церинг, 24. Происхождение: Дарчен, Тибет. 4 обхода. Справа: Церин Зумба, 28. Происхождение: Дарчен, Тибет. 22 обхода.


Поляна Тарпоче. Майский праздник Сага Дава.

Слева: Долма, 18. Происхождение: Лхаса, Тибет. 1 обход. На фото справа: Лобсанг Еше, 27. Происхождение: Маркам, Тибет. 5 обходов. Крайний справа: Темпа Гьяцо, 28.


Гора Кайлас, долина Лха Чу.


«Поклоняясь горе Кайлас, человек не отказывается от обычного ежедневного поведения. Это не похоже на посещение церкви, где вы должны сохранять спокойствие и сосредоточиться на молитве. Во время ритуального обхода я видел много групп и семей, которые, казалось, получают большое удовольствие, поклоняясь горе», - пишет фотограф.

Слева: Санге, 17. Происхождение: Дарчен, Тибет. 12 обходов. Справа: Еше Гьялцен, 35. Происхождение: Шигадзе, Тибет. 12 обходов.

Гора Кайлас, Дирапук Гомпа, северная сторона.


Слева: Дазанг, 47. Происхождение: Нагчу, Тибет. 7 обходов. Справа: Лхага, 49. Происхождение: Геджей, Тибет. 6 обходов.

Гора Кайлас, Дирапук Гомпа, северная сторона.




Поделиться: