Как погиб судоводитель капитан кириченко. Рассуждения того, кто ничего не знает о гибели апл «курск


К-141 «Курск» — атомная подводная лодка с крылатыми ракетами (ПЛАРК) проекта 949А (с 1986 года), шифр «Антей» (обозначение НАТО — «Оскар-II»).

Заложена в городе Северодвинске в 1992 году, спущена на воду в мае 1994 года, принята в эксплуатацию 30 декабря 1994 года. С 1995 по 2000 год — в составе Северного флота России.

Затонула в Баренцевом море в результате катастрофы, произошедшей 12 августа 2000 года во время учений. Всего на борту подводной лодки в момент катастрофы находилось 118 человек. Все они погибли. Останки некоторых были позднее подняты на поверхность и захоронены. На борту лодки было 24 крылатые ракеты и 24 торпеды. Необходимо было произвести пуск крылатой ракеты и торпедную стрельбу по учебной цели.

Во время операции НАТО против Югославии «Курск» вёл скрытное наблюдение за авианосцами ВМС США, самолёты с которых наносили удары по Югославии.

Список погибших на АПЛ «Курск»

I отсек
старший мичман Ильдаров Абдулкадыр Мирзаевич, старшина команды торпедистов
мичман Зубов Алексей Викторович, техник гидроакустической группы
матрос Нефеднов Иван Николаевич, командир отделения торпед
матрос Боржов Максим Николаевич, торпедист
матрос Шульгин Алексей Владимирович, машинист трюмный
Специалисты, прикомандированные от ОАО завод «Дагдизель»:
старший лейтенант Борисов Арнольд Юрьевич
Гаджиев Мамед Исламович
II отсек

Штаб 7-й дивизии подводных лодок:
капитан 1 ранга Багрянцев Владимир Тихонович, начальник штаба 7-й дивизии подводных лодок
капитан 2 ранга Щепетнов Юрий Тихонович, флагманский специалист БЧ-2
капитан 2 ранга Белогунь Виктор Михайлович, заместитель начальника электромеханической службы
капитан 2 ранга Исаенко Василий Сергеевич, помощник начальника электромеханической группы
капитан 3 ранга Байгарин Марат Ихтиярович, ВрИО флагманского специалиста БЧ-3
Экипаж
капитан 1 ранга Лячин Геннадий Петрович, командир подводной лодки
капитан 2 ранга Дудко Сергей Владимирович, старший помощник командира
капитан 2 ранга Шубин Александр Анатольевич, зам. командира по воспитательной работе
старший лейтенант Тылик Сергей Николаевич, командир электронавигационной группы
старший лейтенант Бубнив Вадим Ярославович, инженер электронавигационной группы
капитан 3 ранга Силогава Андрей Борисович, командир БЧ-2 (ракетной боевой части)
капитан-лейтенант Шевчук Алексей Владимирович, командир группы управления БЧ-2
старший лейтенант Панарин Андрей Владимирович, инженер группы управления БЧ-2
старший лейтенант Гелетин Борис Владимирович, командир группы старта БЧ-2
старший лейтенант Узкий Сергей Васильевич, командир группы целеуказания БЧ-2
капитан 2 ранга Саблин Юрий Борисович, командир БЧ-5 (электромеханической боевой части)
капитан 3 ранга Милютин Андрей Валентинович, командир дивизиона живучести
капитан-лейтенант Кокурин Сергей Сергеевич, командир трюмной группы дивизиона живучести
мичман Хивук Владимир Владимирович, техник-поверитель
капитан 3 ранга Садков Александр Евгеньевич, командир БЧ-7 (боевой части управления)
капитан-лейтенант Родионов Михаил Олегович, командир вычислительной группы
капитан-лейтенант Сафонов Максим Анатольевич, командир БЧ-1 (штурманской боевой части)
старший лейтенант Ерахтин Сергей Николаевич, инженер вычислительной группы
мичман Самоваров Яков Валерьевич, начальник сан. части
старший мичман Рузлёв Александр Владимирович, главный боцман
мичман Козырев Константин Владимирович, техник электронавигационной группы
старший мичман Фесак Владимир Васильевич, второй техник электронавигационной группы
мичман Полянский Андрей Николаевич, третий техник электронавигационной группы
мичман Кислинский Сергей Александрович, техник группы старта БЧ-2
мичман Грязных Сергей Викторович, техник вычислительной группы
матрос Миртов Дмитрий Сергеевич, рулевой-сигнальщик
старшина 2-й статьи контрактной службы Леонов Дмитрий Анатольевич, командир отделения рулевых сигнальщиков
старший лейтенант Рванин Максим Анатольевич, инженер электротехнической группы
матрос Дрюченко Андрей Николаевич, электрик
старший лейтенант Иванов-Павлов Алексей Александрович, командир БЧ-3 (минно-торпедной боевой части)
мичман Парамоненко Виктор Александрович, техник гидроакустической группы
III отсек

Капитан-лейтенант Репников Дмитрий Александрович, помощник командира
капитан 3 ранга Рудаков Андрей Анатольевич, командир БЧ-4 (боевой части связи)
капитан-лейтенант Фитетер Сергей Геннадьевич, командир группы автоматической космической связи
капитан-лейтенант Насиковский Олег Иосифович, командир группы засекреченной автоматической связи
капитан-лейтенант Соларев Виталий Михайлович, командир группы автоматики дивизиона живучести
капитан-лейтенант Логинов Сергей Николаевич, командир гидроакустической группы
старший лейтенант Коровяков Андрей Владимирович, инженер гидроакустической группы (первый)
старший лейтенант Коробков Алексей Владимирович, инженер гидроакустической группы (второй)
старший лейтенант Гудков Александр Валентинович, командир группы радиоразведки
капитан 3 ранга Безсокирный Вячеслав Алексеевич, начальник химической службы
старший мичман Ерасов Игорь Владимирович, шифровальщик
старший мичман Свечкарёв Владимир Владимирович, телеграфист засекреченной автоматической связи
старший мичман Калинин Сергей Алексеевич, телеграфист засекреченной автоматической связи БЧ-2
старший мичман Федоричев Игорь Владимирович, техник БЧ-7
мичман Вишняков Максим Игоревич, техник группы целеуказания
мичман Чернышов Сергей Серафимович, техник группы космической связи
мичман Белов Михаил Александрович, техник гидроакустической группы
мичман Товолжанский Павел Викторович, техник гидроакустической группы
старший мичман Власов Сергей Борисович, техник группы радиоразведки
мичман Рычков Сергей Анатольевич, техник химической службы
старшина 2-й статьи контрактной службы Анненков Юрий Анатольевич, механик БЧ-2
матрос Кошков Дмитрий Анатольевич, механик БЧ-2
матрос-дублер Павлов Николай Владимирович, механик БЧ-2
матрос Тряничев Руслан Вячеславович, машинист трюмный
IV отсек

Старший лейтенант Кириченко Денис Станиславович, инженер дивизиона живучести
капитан медицинской службы Станкевич Алексей Борисович, начальник медицинской службы
мичман Романюк Виталий Фёдорович, фельдшер (Севастополь)
старший мичман Кичкурук Василий Васильевич, старшина команды санитаров
старший мичман Беляев Анатолий Николаевич, старший кок (инструктор)
главный корабельный старшина контрактной службы Янсанов Саловат Валерьевич, кок (инструктор)
матрос Витченко Сергей Александрович, кок
матрос Евдокимов Олег Владимирович, кок
матрос Старосельцев Дмитрий Вячеславович, трюмный
матрос Халено Александр Валерьевич, турбинист (дублер)
матрос Коломийцев Алексей Юрьевич, турбинист (дублер)
матрос Логинов Игорь Васильевич, турбинист (дублер)
V отсек

Капитан 3 ранга Мурачёв Дмитрий Борисович, командир дивизиона движения
капитан-лейтенант Пшеничников Денис Станиславович, командир группы дистанционного управления (первой)
капитан-лейтенант Любушкин Сергей Николаевич, командир группы дистанционного управления (второй)
капитан 3 ранга Щавинский Илья Вячеславович, командир электротехнического дивизиона
капитан-лейтенант Васильев Андрей Евгеньевич, командир группы автоматики дивизиона движения
капитан 3 ранга Белозёров Николай Анатольевич, командир электротехнической группы
старший мичман Цымбал Иван Иванович, техник-электрик
мичман Троян Олег Васильевич, техник химической службы
главный старшина контрактной службы Неустроев Александр Валентинович, электрик
матрос Ларионов Алексей Александрович, трюмный
мичман Шаблатов Владимир Геннадьевич, техник-электрик
V-бис отсек

Старший лейтенант Кузнецов Виталий Евгеньевич, инженер электротехнической службы (первый)
старший мичман Хафизов Наиль Хасанович, старший инструктор химической службы
старший мичман Горбунов Евгений Юрьевич, техник-дизелист (Нижний Новгород)
мичман Байбарин Валерий Анатольевич, старшина команды трюмных дивизиона живучести
VI отсек

Капитан-лейтенант Аряпов Рашид Рамисович, командир дивизиона движения, Самарканд. Похоронен в г. Димитровграде Ульяновской области
мичман Баланов Алексей Геннадьевич, старшина трюмной команды дивизиона движения
старший лейтенант Митяев Алексей Владимирович, инженер группы автоматики дивизиона движения
главный старшина контрактной службы Майнагашев Вячеслав Виссарионович, специалист трюмный. Осенью 2000 года его тело было поднято на поверхность. Похоронен в г. Абакане
матрос Коркин Алексей Алексеевич, специалист трюмный. Осенью 2000 года его тело было поднято на поверхность. 19 лет, Архангельск. Похоронен на родине
VII отсек

Капитан-лейтенант Колесников Дмитрий Романович, командир турбинной группы дивизиона движения. Осенью 2000 года его тело было поднято на поверхность. Похоронен на родине в Санкт-Петербурге
мичман Ишмуратов Фанис Маликович, техник турбинной группы
старшина 2-й статьи контрактной службы Садовой Владимир Сергеевич, командир отделения турбин (Нижний Новгород)
матрос Кубиков Роман Владимирович, турбинист. Осенью 2000 года его тело было поднято на поверхность. 21 год. г. Курск. Похоронен на родине
матрос Некрасов Алексей Николаевич, турбинист
старшина 1-й статьи контрактной службы Зубайдулин Рашид Рашидович, электрик
матрос Налётов Илья Евгеньевич, турбинист (Вологда)
старшина 2-й статьи контрактной службы Аникиев Роман Владимирович, турбинист
старший мичман Козадеров Владимир Алексеевич, техник-турбинист
VIII отсек

Капитан-лейтенант Садиленко Сергей Владимирович, инженер группы дистанционного управления. Осенью 2000 года его тело было поднято на поверхность. Украина, Запорожская область(второй)
старший мичман Кузнецов Виктор Викторович, старший помощник турбиниста. Осенью 2000 года его тело было поднято на поверхность
главный корабельный старшина контрактной службы Гесслер Роберт Александрович, командир отделения турбин. Благоварский район Башкирии. Похоронен на родине
старший мичман Борисов Андрей Михайлович, техник группы автоматики дивизиона движения. Осенью 2000 года его тело было поднято на поверхность. Рязань
матрос Мартынов Роман Вячеславович, турбинист. Осенью 2000 года его тело было поднято на поверхность. 19 лет, Республика Коми, Ухта. Похоронен на родине
матрос Сидюхин Виктор Юрьевич, турбинист
матрос Борисов Юрий Александрович, турбинист
IX отсек

Старший лейтенант Бражкин Александр Владимирович, инженер группы дистанционного управления (второй). Осенью 2000 года его тело было поднято на поверхность. 23 года, Севастополь. Похоронен в Санкт-Петербурге
мичман Иванов Василий Эльмарович, старшина команды электриков
мичман Бочков Михаил Александрович, техник трюмной группы дивизиона живучести, Севастополь.
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ МОРЯКАМ ПОДВОДНИКАМ...

(на Википедии список удалили, кстати)

Кириченко Александр Иванович.

Капитан 2 ранга Кириченко Александр Иванович - командир ПЛ "К-495" в 1988-1990 гг.

"САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЕ ВЕДОМОСТИ" ПРЕДЛАГАЮТ ознакомиться и с мнением тех, кто не считает проект строительства Балтийской трубопроводной системы и нефтепорта в Приморске сомнительным и экологически опасным. Свою точку зрения высказывают Вячеслав Гай, капитан первого ранга, и Александр Кириченко, капитан второго ранга, полемизируя с академиком А. Яблоковым. Так, они считают, что ни мелководье, ни замерзающие акватории не могут явиться помехой, поскольку мелководным является не только Финский залив, но и вся Балтика. Приэтом они приводят аналогии с балтийскими портами в Вентспилсе, Порвоо и Мууге, которые перерабатывают свыше 50 миллионов тонн российской нефти и нефтепродуктов. По их словам, проект "БТС-Приморск" экологически, по их данным, соответствует европейскому уровню, но безопасность на 100 процентов не может гарантировать никто. Что касается экономики, то весь проект, как они считают, прибылен. В заключении капитаны ставят акцент на том, что "спорить нужно не о том, строить или не строить нефтепровод и новый порт, а о том, как сделать их эффективными, безопасными и экономичными."

Кириченко Сергей Александрович.

Кириченко Сергей Александрович - один из инициаторов создания "Клуба ветеранов-нахимовцев".

Китов Андрей Николаевич.

Китов Андрей Николаевич окончил ВВМУ им. М.В. Фрунзе, ушел в запас в звании капитана 1 ранга в 2002 году.

Кичев Николай Тимофеевич.

О морской династии Кичевых мы начали рассказ в очерке, посвященном выпускнику Тбилисского Нахимовского училища 1949 года Горожину Евгению Павловичу.

Нахимовец Николай Кичев. Вице-адмирал Кичев Василий Григорьевич.

Кичев Николай Тимофеевич окончил ВВМУ им. М.В. Фрунзе, ушел в запас в звании капитана 1 ранга в 2000 году.

Николай Тимофеевич Кичев - командир "К-135" (К-235) пр.675 в 1986-1988 гг. и - "К-131" (Б-131) пр.675 в 1988-1991 гг. В дальнейшем - флагманский штурман 7-й ДиПЛ Северного флота. Служба в дивизии проходила под командованием выпускника ЛНВМУ 1970 года Бурцева Олега Вениаминовича.

Седьмая дивизия подводных лодок Северного флота. Люди, корабли, события. - Санкт-Петербург, серия "На страже Отчизны", выпуск 4, 2005 г.

ПЛАРК пр.675 с поднятыми носовыми контейнерами крылатых ракет.

За время командования дивизией контр-адмиралом О.В.Бурцевым к числу достижений можно отнести: совместную ракетную стрельбу К-125 (капитан 1 ранга П.А.Молоков) и К-131 (капитан 1 ранга Н.Т.Кичев), когда в воздухе одновременно находилось восемь крылатых ракет; первые ракетные стрельбы в дивизии АПЛ пр.949А; первую ракетную стрельбу крылатой ракетой с подводным стартом "Оникс" с К-452. Руководителем перечисленных ракетных стрельб был О.В.Бурцев...

ПЛАРК пр.675 в море.

В успешном выполнении задач, поставленных перед кораблями дивизии велика заслуга офицеров штаба: флагманских штурманов - капитанов 2 ранга М.В.Кузнецова. Л.Л.Кузнецова. А.Г.Захарова, Л.В.Кичева, А.Г.Емелина и др...

Почти в каждой деревне, где еще теплится жизнь, установлены обелиски землякам, не вернувшимся с войны. У нас на территории Попонаволоцкой сельской администрации таких обелисков четыре - в поселке Пасьва, в селе Павловское, в деревнях Поречье и Бучнево. Каждый имеет свою историю.
В деревне Бучнево обелиск сооружали вице-адмирал Василий Григорьевич Кичев и его племянники - капитан 2-го ранга Владимир Тимофеевич Кичев и капитан 3-го ранга Николай Тимофеевич Кичев.

В заключение рассказа о морской династии Кичевых фото Кичева-старшего.

Продолжение следует.

Обращение к выпускникам нахимовских училищ. 65-летнему юбилею образования Нахимовского училища, 60-летию первых выпусков Тбилисского, Рижского и Ленинградского нахимовских училищ посвящается.

Пожалуйста, не забывайте сообщать своим однокашникам о существовании нашего блога, посвященного истории Нахимовских училищ, о появлении новых публикаций.

Для поиска однокашников попробуйте воспользоваться сервисами сайта

nvmu.ru.

А капитану верилось в чудеса…
…В захолустных поселках
В мальчишечьи сны
Парусами вплывал рассвет.

А. Мельцер.

Капитан решил сегодня, что раз уж такое солнце с утра, нужно обязательно прожить день с какой-нибудь ощутимой пользой.
Он выкурил сигарету, побрился в маленькой ванной, у зеркала в синей пластмассовой рамке, причесал коротким гребнем блестящие, алюминиевые от седины волосы и позавтракал бутербродами и чаем. И стал наводить порядок в квартире: подмел пол и протер пыль на полках с книгами.
С верхней полки на Капитана рухнул ветхий фотоальбом, где не было ни одной фотографии с морем.
Это не удивительно – ведь Капитан никогда не видел моря. Он даже на курорты не ездил – как-то не получилось у него. Капитаном его прозвали на работе одиннадцать лет назад.

Море Капитан любил заочно, еще с тех пор, как мальчишкой брал в библиотеке книжки про дальние путешествия. На уроках он синими чернилами рисовал в тетрадках корабли и кораблики, а еще пиратов. Пираты получались кривые, условные; они сражались синими кинжалами, и палили из синих пистолетов и синих пушек синим, но очень опасным огнем. И гремели эти баталии в синем-синем море.
Но, конечно, моряком он не стал и никуда не поплыл.
Вместо моря он, как все нормальные троечники провинциальных городков, пошел в армию, потом на завод, а потом он просто работал.
Так прошла жизнь. Женился, жена родила ему дочку… Если бы она родила сына, капитан рассказывал бы ему про море, про пиратов, про суровых капитанов, про все на свете… но дочка… Дочку он не понимал. Как с ней разговаривать, как ее слушать… Он, конечно, ее любил, как что-то собственное. Он, конечно, считал ее неземной красавицей – и гордился своим произведением. Сначала она очень старалась быть не похожей на свою мать, его жену. Потом жена вдруг умерла. Неожиданно и тихо. И дочь как будто приняла ее облик. Она стала похожа во всем на его жену, только в молодости.
Потом дочь опять изменилась, уехала с окраины города в центр, стала совсем непонятной и вышла замуж.
Ее фотографий было пол-альбома. И фотографий жены, царствие ей небесное. А вот это – он сам в детстве. Когда рисовал синих пиратов на синих кораблях.
(Это фотографии высыпались и разлетелись по комнате.)
Такой забавный. Теперь ни за что и никто не скажет, что сутулый старик, стриженый по принципу «пенсионерам-скидка», и одетый в потрепанные брюки, в турецкий вытянутый свитер, и этот пацан на снимке – один и тот же человек.
Странно.
«Врете вы, дедушка, этого не может быть!» - будто сказал пацан на фотографии, и будто даже замотал челкой-полубокс.
Он стоял на какой-то бетонной балке, вокруг угадывались кусты, а одет пацан был в длинную темную куртку (старик помнил, что она была коричневая), в широченные штаны (брат отдал), и обут в разбитые ботинки – впрочем, на фото их было уже не разглядеть.

Капитан собрал фотографии и сунул, как попало между картонными листами альбома. Настроение испортилось. Солнце теперь только мешало. Толку с него, с этого солнца… даже пойти некуда.
Но фотографию себя столетней давности старик не убрал, а почему-то поставил на полку.
Возникло странное ощущение – вроде потягивания не то в сердце, не то ниже немного. Так бывает у людей, когда что-то их ожидает, и они еще не могут понять – что. К добру или к худу.

Капитан вспомнил, что можно еще раз покурить и ушел на кухню. Решил варить суп. В морозилке лежал в глубоком анабиозе жирненький курчонок, а под столом в мешке потихоньку прорастала картошка.
Он положил курчонка отмораживаться в микроволновую печь. Дочь, конечно, подарила. Она жила шикарно – по представлениям Капитана, шикарно. Сама она считала, что живет очень убого, и надо больше стараться.
Поганые потягивания в боку никак не проходили, но он все равно сел курить. Курил капитан «Яву», а вовсе не трубку, как положено Капитанам. Хотя трубка у него была.

Он вспомнил, что когда на работе, тогда, случилась эта авария, бок забеспокоил его первый раз. Когда он еще шел на работу, рано утром принимать смену, в боку так же противно тянуло. Он тогда и не забеспокоился. А зря.

… Кипяток хлестал из всех отверстий огромной нефтеналивной цистерны – аккумуляторного бака. В тепловом пункте кипятком исходила четвертая группа бойлеров. Пар стоял плотный и белый, пройти было невозможно, опасно, страшно, а пройти было надо, потому, что как-то надо было все это отключать, перекрывать, налаживать, на улице было минус сорок, и никак было нельзя допустить, чтобы район остался без тепла. На котельной висел детский интернат, больница, роддом, и черти сколько жилых домов.
Требовалось отключить аварийную бойлерную группу и врубить резервную. И как?
Возле огромной металлической двери в аккумуляторный металась девочка-оператор. Она кинулась к Михалычу – так его тогда звали, и чуть не заплакала, и стала говорить, что она даже и не думала спать, а давление вдруг каак полезет вверх, и вот – смотрите, как теперь быть, и что, теперь за бойлер платить заставят, а он стоит, как самолет… «Да кто тебя заставит – махнул он на нее – оборудование старое… все на соплях держится, хлам, хлам.» «Я честно не спала!» «Вот так и стой, так и говори! Им не воровать надо было, а тепловой ремонтировать. Ну, давай, беги, зови кочегаров сюда. Будем выходить из положения».

Кочегары пришли. Кочегары, черные, угольные, пьяные и матерящиеся, поглядели на плотный горячий туман и послали Михалыча по известному адресу. «Надо, мужики.» - сказал Михалыч. «Ты что, больной?» - сказали мужики. «Сам лезь и шпарься. Сейчас мы котлы остановим, на таком морозе все через два часа остынет, пойдешь и переключишь, что там надо». «Роддом. - Сказал Михалыч.- Детский дом опять же, больница.» «А нам поровну на больницу, у нас там никто не лежит – сказали мужики. – А сироты пусть привыкают. Им жизнь такая досталась.» «А дома? Там же ваши, совесть у вас есть?» «Тебе что, не наливали, что больше всех тебе надо? Так пошли, мы нальем! – ответили мужики.»
Он огляделся вокруг. Зверообразные кочегары окружили его ворчащим кругом. Он стоял в середине, маленький седой человек. Он понял – это бунт.
И тут он сам не знал, как это у него получилось. Маленький седой человек вдруг вспомнил всю обширную ненормативную лексику, какую только слышал за свою не короткую жизнь, и заорал.
Он заорал, что они не мужики, и что «быстро все пошли в тепловой, я кому сказал, вперед!!!»
И они вдруг пошли. Он сперва думал, что они пошли на него.
Но черное от копоти стадо вломилось в исходящий жаркой водой сарай теплового пункта.
Ничего не было видно. Он, задыхаясь, взлетел по ступенькам металлического трапа на площадку, которая называлась капитанский мостик, и оттуда вопил команды: «Вон ту задвижку! Я сказал – ту! Етит вашу налево, Петька, крути!!!» А кочегары скакали по верху, по трубам, как ополоумевшие мартышки. Гремела безобразная ругань, мужики крутили раскаленные колеса задвижек, обжигаясь сквозь брезентовые верхонки, Михалыч орал: «Четвертый насос выключай!» Был ад.
Но они все сделали. Они все сделали быстро, четко и верно. Пар еще стоял до потолка – остывающий, безопасный. Кочегары спустились вниз, гоготали довольно, хлопая друг друга по плечам. А он все курил наверху. Дрожали руки, дрожали ноги, о том, чтоб спускаться, и речи быть не могло.
Внизу засуетились. Дрожа портфелем и щеками, прибыло начальство котельной.
- Молодцы. – Сказало начальство. – Премию вам.
- Премию, ага – скептически засмеялись внизу. – Зарплату отдай сперва.
- А где Михалыч? – спросило начальство.
- На капитанском мостике – ответили кочегары.
Начальство задрало головы и кто-то заорал наверх:
- Михалыч! Ну, ты прям капитан!
И так потом его звали до самого ухода с работы по старости.

Кур отмер. Хитрая микроволновая печка приглашающее пискнула. Капитан достал толстенькую желтоватую тушку и принялся резать и кромсать.

В то утро, когда он получил свое прозвище, дочь родила ему внука.
Она рожала не в том роддоме, который грела его котельная. В каком-то платном центре она рожала. Он вообще про это забыл.
Внука назвали Пашкой. Когда внук подрос, его стали сдавать деду водиться. И дед рассказывал ему, что когда родился он, Пашка, на море был жесточайший шторм.
Он рассказывал ему эту историю про шторм всякий раз по-разному, а Пашка каждый раз просил еще и еще.
Капитану казалось, что Пашка понимает, что история не совсем реальная, а вроде сказки – ведь он все время сочинял ее заново. Но всегда там был он – Капитан, и храбрые матросы, и шторм.
Когда Пашке было лет шесть, эту историю услышал зять.

Ох, какой был скандал!
Зять был правильный. Он чем-то походил на все начальство сразу, хотя сам начальником никаким не был. Зато он умел нормально жить. И еще он взял ипотеку. Чтобы он, его сын Павел и жена, дочь Капитана, могли жить в нормальной четырехкомнатной квартире, а не в убогой двушке на задах цивилизации. И теперь ему все были должны.
Дочь так и говорила: «Пап. Ну, пап. Я знаю, что он тяжелый человек. Но ты пойми – мы ему вообще-то по гроб должны. Я только с ним себя женщиной почувствовала. Ты помнишь, как мы жили? А теперь мне хоть развернуться есть где. Вот в Сочи в апреле поедем. И Пашку он любит, воспитывает.»
Зять Пашку, сына своего, любил, да. И воспитывал. Таким же, как он сам. И, услышав, как Капитан рассказывает про шторм, он не стал ругаться при ребенке, а увел деда на правеж в кухню. То, что его громкий голосина был слышен даже на лестнице, в расчет не шло.

Зять продекларировал, что капитан старый маразматик, и ему место в дурдоме. И не имеет он права своим бредом морочить неокрепшее детское сознание. «Тебе что, жить скучно, романтик фигов?! – гремел зять – Так скажи, я тебе видик куплю! Будешь своих капитанов в кино смотреть! А мальчишке голову не морочь. Придумал! Ребенку врать. Врун. Ты понимаешь, папа, что ты – просто врун?»
Дочь в комнате успокаивала ревущего Пашку.
«Павлик, малыш, ну ты чего. Дедушка просто сочиняет, он не хотел врать. Нет, ты что, никуда дедушка не плавал. Он в котельной работал. Раньше? А раньше на заводе, станки делал. Ну, почему-почему… Наверно, он думал, что тебе с ним скучно.»

После этого бок стал беспокоить неуловимо, но часто. Пришла старость. Раньше она только грозила из-за угла. А теперь пришла и расположилась в квартире Капитана окончательно.

Прошли месяцы. Дочь работала, зять работал, с Пашкой теперь сидела зятьева мать. Она провожала его в школу, развивала, водила на хоккей и кормила пирогами. К Капитану вся семья заглядывала по праздникам. С внуком капитан теперь избегал встречаться взглядом. Ему было… почему-то страшно. А однажды внук сам подошел к нему. Лучше б молчал. Он такое сказал… Хотя, вроде все правильно – если по уму…
- Деда – сказал Пашка – не бойся. – Я знаю, что ты не врун. Тебе просто скучно было, вот ты и придумал про шторм. Ты думал, что мальчикам всегда интересно про море.
- А тебе не интересно было? – усмехнулся Капитан.
- Нну… - Пашка пожал плечами – тогда – интересно. Я ведь еще маленький был. А теперь мне про ниндзя интересно.
А зять приобрел интересную привычку. Каждый раз, когда он появлялся в квартире, на него нападало желание посвистеть. Свистел он всегда одну мелодию. «Капитан, капитан, улыбнитесь».
Однажды они все зашли к деду поздравить его с наступающим Новым Годом, и зять стал рассуждать, что раз уж дед воображает себя капитаном, то ему следовало бы перейти с «Явы» а трубку. «Трубка, оно, конечно, дорого. Ну, ничего. Это поправимо!» - смеялся зять.
На Рождество они пришли еще раз, и внук Пашка протянул дедушке большую красивую трубку и сказал заученным тоном:
- Это трубка капитанская, специально для тебя, для капитана!

Пашка был не виноват. Он даже не понял, почему дед так странно вздрогнул ртом. И почему спрятал эту трубку подальше и никогда больше не доставал.
Он попросил дочь: «Не приезжайте больше ко мне. Я старый. Дайте покой. Пашка пусть ездит. А вы – не надо.»
Конечно, они обиделись, и Пашка тоже больше не ездил. Только на минутку забегал – проведать по наказу матери.
Ему, старому ненужному деду, иногда звонили. Проверяли, жив ли он.

Сегодня беспокойство в боку что-то уж очень надоедало. Было не то больно, не то щекотно… и тоскливо-тоскливо. С фотографии на капитана опять глянул тот, далекий и небывалый пацанчик. Он будто говорил: «Как вообще может что-то болеть, если ты не ушибся, не порезался? Болезней не бывает, это враки!» Капитан вздохнул и полез в шкафчик за корвалолом. Знал бы ты, милый, как их не бывает.
В дверь позвонили.
Это была, конечно, соседка – кто еще может к нему прийти. Кому он нужен. Только соседке – такой же одинокой и жадной потому до человеческих дел. Пришла будто бы за программой.
- У меня и телевизор сто лет, как сломался – зачем-то соврал он. – Прости, Семеновна.
Она все равно обосновалась в прихожей и стала рассказывать. Про политику рассказала, про машины во дворе, про родственников. Он вежливо ее выслушал. «Твои чего не ездют? Поругался? Вот все они такие. Тратишь на них, тратишь…»

Она ушла наконец. Он зачем-то посмотрел в окно. Там ничего интересного не было. Солнце. Зима. Те самые «машины во дворе». В последнее время появилось очень много красивых иностранных машин.
Капитан думал, что третья сигарета за утро для него, с его не пойми каким сердцем – это непозволительное хамство. И все равно пошел курить, а мальчик посмотрел на него осуждающе.
Он не курил и даже не пробовал.
Сигарета навела на мысли. Капитан подумал, что никогда в жизни никого не любил. Просто терпел. Находился рядом. Как-то жил. Но чтоб любить… он подумал, что если бы ему точно объяснили, что такое «любить», он бы понял, было это у него, или нет. Зато он точно знал, что его не любит зять. И не знал, за что. И было плохо без внука.
Маленький Пашка пах кварцем. От головки, покрытой золотым пушком пахло почему-то кварцем. Или солнышком. А ручки у него были цепкие на удивление. Капитан и не знал, что малыши бывают такие славные… Дочь он как-то упустил в это время.
А потом Пашка везде лазил, все брал, все спрашивал, и Капитан кудахтал над ним, порой заходясь каким-то старушечьим восторгом. А потом Пашка приобрел законченные черты длинного пацана с хитрыми узкими глазами, и Капитан его зауважал. У Пашки определенно был характер.
Как же это случилось, что единственный человек, который был интересен Капитану, оказался недостижим, пропал, ушел? Кто был виноват? Зять? Дочь? Или сам Капитан, старый черт, которого дернуло плести небылицы?
Бок ныл. Сердце. Это сердце. Пора признать, что сердце.
Походить по врачам? Смысл?
Он почистил старую картошку, посвистел над ней похоронный марш и спустил в мутное варево на плите.

Уже много дней не звонил ни один телефон – ни стационарный, ни мобильный – подаренная дочкой длинная матовая нокия, похожая на вражеский эсминец.
Помру – не сразу заметят – подумал он с улыбкой.
Помру и помру. Квартира Пашке достанется.
Но помирать не хотелось почему-то. Хотя на фига уже это все?
Он вернулся в комнату и ходил, как арестант, от окна к двери. Мальчик на фотографии следил за ним узкими хитрыми глазами. Бок уже толкался и болел не на шутку.
«Я что, сегодня умру?» – Вдруг почему-то со страхом спросил он мальчика с фотографии. «Откуда я знаю? - ответил глазами мальчик – Я же не знаю, как это – умереть.»

Что же сегодня случится со мной? – думал Капитан. – Это обязательно случится сегодня.
Капитан курил одну явину за другой, и суп его выкипал. На кой я его варю? – удивился вдруг Капитан. – Кому он нужен?

А на стене в кухне висел большой красивый календарь с морем. Белый парусник «Крузенштерн» шел в закат. Как же так – я ведь всегда хотел к морю, и ни разу не побывал – удивлялся капитан. Как же так. Ни Пашки, ни моря, только календарь на стене.
Я же собирал корабли. У меня же была целая коллекция кораблей. Куда я ее дел? В гараж, на антресоли, жена что-то выбросила. А я стеснялся, я все стеснялся, что не такой, как люди, как все. И позволил. Растащить, выкинуть, надругаться над собой позволил. Над мечтой. Зачем? Ради чего? Ради вот этого супа?!
Какой я Капитан, етти его налево. Старый пердун, тараконом жил, тараканом и подохну.
А теперь поздно – сердце болит, ноги не ходят, денег на билет нет. Не дойду до моря и не доеду. Все.
Он решил пойти в комнату и еще раз подумал «Я сегодня умру. Интересно, как Она придет?» И вскользь глянул туда, где стояла фотография мальчика…
А фотографии не было.
И тут же зазвонили в дверь.
Ох, как кольнуло-то! Едва отдышался. Кто звонит? Кто это?! Это что… Она?
Ладно, иди, открывай, фантазер. Слышишь – звонят, разрываются.
Он открыл и обомлел.

На полутемной лестничной площадке стоял мальчик с фотографии.
Длинная темная куртка. Похоже, коричневая. Серые широкие штаны. Брата? Узкие хитрые глаза.
Вот оно – подумал Капитан обреченно. – Или уже умер, или спятил. Как же я не заметил?
- Дед, ты меня в квартиру-то пустишь? – мрачно проговорило видение.
Капитан понял. Это Пашка. Просто он подрос. Это же внук, Пашка!
И штаны другие. Только широкие, а так – не похожи совсем на… те. И куртка современная, пуховая куртка. Только глаза. Да уж… это фамильное.
- Дед – сказал Пашка. – Я тебе сразу должен сказать. Я знаю, что ты на меня злишься, а я просто не знал, как тебе объяснить. Вон, трубку ты спрятал. Я на нее свои все сбережения угрохал. Копил, между прочим, на игровую приставку. А ты ее спрятал и злишься. Я тебе сейчас скажу, и все, хватит уже. Я знаю, что ты ничего не придумал про шторм. Шторм был. Страшный шторм, и ты был капитан, и матросы были, и в ту ночь я родился. Все правда. Я не знаю, как это так, что ты типа сочинил, и все равно правда. Но это правда. И я тебе верю. Сто процентов верю. А раньше я был меньше, у меня просто слов нужных не было. Теперь есть.
Капитан молча посторонился, и Пашка вошел в квартиру.
- А я вот тут… супчик сгоношил – проговорил Капитан жалким каким-то голосом.
Пашка разувался.
- Супчик – это хорошо! – кивнул он. – Мать совсем с ума сошла, не кормит. В доме мышь повесилась.
- Как они там? – нейтрально спросил Капитан.
- Да нормально. С отцом у меня контры, а с матери взять нечего, бесхарактерный человек.
- Ну-ну, ты смотри мне! – грозно пресек Капитан – Она мать! О ней нельзя!
- Ладно, – ответили уже из комнаты – чего у тебя фотка на полу валяется? Ой, это ты, что ли? На меня похож.
- А ты… не ушел ли от них часом? – со страхом и с непонятной надеждой спросил Капитан внука.
- Я что, с вещами разве к тебе? – засмеялся Пашка. – Они мне жить не мешают. Батя давить пытался, но быстро сник.
И засвистел: «Капитан, капитан, улыбнитесь…»

А Капитан…
Капитан улыбнулся. И почему-то подумал: а на море и ехать не обязательно. Оно же все равно есть – еду я на него, не еду. Да и помирать мне, похоже, точно не сегодня и даже не завтра.
И еще он подумал: может, правда попробовать трубку?

Появления в Приморье женщины-капитана дальнего плавания мы ждали давно. После ухода легендарной Анны Щетининой с капитанского мостика он оставался без женского присмотра почти полвека. И вот это случилось. В минувшем году теплоход «Капитан Кириченко» п


Появления в Приморье женщины-капитана дальнего плавания мы ждали давно. После ухода легендарной Анны Щетининой с капитанского мостика он оставался без женского присмотра почти полвека. И вот это случилось. В минувшем году теплоход «Капитан Кириченко» под командованием капитана дальнего плавания Татьяны Сухановой из Владивостока прошёл Тихий, Индийский и Атлантический океаны. Экипаж полгода работал на перегрузе в районе Фолклендских островов и у побережья Южной Америки.

Весна в Атлантике

Весна в Атлантике очень похожа на позднюю осень в Охотском море - штормы догоняют один другой, сильные ветры и дожди. В том рейсе, казалось, все тридцать три несчастья разом свалились на экипаж - может, чтобы дать настоящее морское крещение этой невысокой худенькой голубоглазой 36-летней женщине, которая вздумала покорять океаны.

В Малакском проливе «полетел» главный двигатель. По пути в Сингапур их накрыл очередной шторм и повредил антенну GPS - можно сказать, курс держали практически по звёздам.

Ломались не только механизмы. Штурман заболел, у стармеха случился инфаркт, плотник повредил руку и был прооперирован в одном из портов, а в завершение всего в штормовую ночь бочка с машинным маслом пролилась на палубу, и экипаж скользил по палубе, как на коньках... На перегрузах весь экипаж работал в трюмах и, случалось, Татьяна несколько суток подряд стояла вахту на мостике. Когда бывают подобные передряги, каждый как на ладони. Говорят, после таких суровых проверок и возникает настоящая дружба.

…На заседании Дальневосточной ассоциации морских капитанов, в состав которой входит и Татьяна Суханова, они обсуждали нюансы её первого капитанского рейса. Такой «разбор полётов», когда капитаны обмениваются мнениями по поводу экстремальных случаев на море, – здесь дело обычное. Татьяна Анатольевна волновалась перед разговором, как школьница. Но мнением опытных коллег, среди которых такие безусловные авторитеты морского флота, как капитаны Абоносимов, Пудовкин, Черепанов, Подшивалов, Осичанский, Татьяна очень дорожит.

Старые «морские волки» свой вердикт вынесли единогласно: молодец, Татьяна. Всё делала правильно.

Женщина и море

«Куда их всё заносит, этих женщин? За рулём авто их скоро будет не меньше, чем мужиков. Ну а в капитаны-то ей зачем? Лавры Анны Щетининой не давали спокойно спать?» - слышу я ворчание приверженцев женской судьбы по схеме муж-кухня-дети.

Что касается знаменитой Анны Щетининой, то о ней Таня Суханова, детство которой прошло в маленьком посёлке в Хабаровском крае, услышала только в морском училище. Пошла в море за романтикой?

Отчасти да, - говорит Татьяна. – Но главное – профессии традиционно женские, как, например, врач или учитель, казались очень скучными. Хотелось испытать себя в чём-то суровом и необычном.

Ну конечно, на море её привёл характер, а не случайность. В детстве и юности успевала совмещать учёбу сразу в трёх школах – обычной, спортивной и музыкальной. Продолжала заниматься спортом и художественной самодеятельностью в студенчестве и уже в зрелом возрасте.

Стремление к скорости у неё, наверное, в крови – сначала гоняла на мотоцикле – на красном «Восходе» в красном шлеме, счастливая и свободная, как птица в полёте. Прав не было, папа со своей зарплаты геолога замучился штрафы платить. Как только Тане исполнилось 16 лет, он заявил: «Получай-ка права, дочка, а то ты нас вконец разоришь своими штрафами». В 16 лет она пошла на курсы и получила права на управление мотоциклом, а в 18 – автомобильные права.

После школы, направив запросы на судоводительские факультеты всех «водных» вузов страны, она получила вежливый отказ: девушек не принимаем. Только речное командное училище в Благовещенске не дало ей «отлуп» по половому признаку. Она была единственной девушкой в группе и уже тогда поняла, что для исполнения мечты ей потребуется всего-навсего быть лучше всех - и в учёбе, и в спорте, и в любом деле. Чтобы не услышать в спину снисходительное: «Женщине не место на флоте...».

Из 117 поступивших вместе с ней курсантов дипломы получили 18 человек, из них только четверо работают сейчас «на воде». И только Татьяна Суханова из всего выпуска, закончившая, к слову, училище с красным дипломом, встала на капитанский мостик морского судна.

Пять лет отработала она в Амурском речном пароходстве - матросом, мотористом, потом ещё три года третьим штурманом на пассажирском теплоходе «Георгий Седов». Успевала всё: училась заочно, спортом занималась, в ансамбле пела…

Она ещё не раз встретит иронические усмешки на пути к своей мечте. С годами научится не обращать на них внимание, доказывая своим трудом, выдержкой, упорством, силой характера, что она, Таня Суханова, делает на «отлично» всё, за что берётся.

Шесть курсов заочного отделения ДВВИМУ она окончила за четыре года.Набиралась опыта на судах Востоктрансфлота, затем работала в компании «Римско». Уже старпомом пришла в Дальрифер, а после четырёх лет старпомовской вахты в море – первый капитанский рейс на теплоходе «Капитан Кириченко». Сейчас Татьяна Суханова в отпуске, всерьёз подтянула английский язык на курсах и готова снова выйти в рейс.

…Ну вот кто, скажите, из мужчин мог укротить такую смелую, строптивую и симпатичную? Но, как сказал поэт, «пришла пора, она влюбилась…».

У Татьяны и Алексея подрастает сын Алёшка. Мама в воспитании сына придерживается правила: хозяин в доме – мужчина, он и принимает главные решения на семейном корабле. А она в доме – любящая жена и мама.

От первого лица

Татьяна Суханова, капитан дальнего плавания:

Думаю, что надо всегда в жизни использовать свой шанс. Точно знаю, что обиды и всё плохое быстро забываются.

Хотя странно, что в любом порту мира меня - женщину-капитана - встречали гораздо приветливее, чем в родной стране. Даже моя подруга из Архангельска капитан дальнего плавания Екатерина Немирова, а также знаменитый капитан Людмила Тибряева и женщины-старпомы отмечают, что на Дальнем Востоке мужчины-коллеги относятся к ним несравнимо жёстче. Некоторые просто пытаются подставить.

Впрочем, понимаю, что у нас и условия выживания более жёсткие: правовой беспредел, зарплата ниже, а цены выше. За многое на нашем флоте просто стыдно перед иностранцами. Ходить в море под российским флагом - это ведь тоже особые условия плавания.

Но всё равно я очень ценю, что люди в меня поверили и поддержали. Например капитан Александр Иничкин, генеральный директор компании «Дальрифер» Сергей Саксин и конечно же моя родная ассоциация морских капитанов в полном составе. Без надёжного мужского плеча в жизни женщине нельзя!

Гибель парохода «Титаник» после столкновения с айсбергом в 1912 году на десятилетия вперёд стала символом всех крупных морских катастроф, произошедших в мирное время. К концу XX столетия у людей вновь стала появляться иллюзия, что трагедии подобного рода ушли в историю. Расплата за подобные заблуждения всегда получается жестокой.

31 августа 1986 года в Цемесской бухте близ Новороссийска произошла катастрофа, которую впоследствии стали называть «советским Титаником». Но, в отличие от истории 1912 года, в данном случае не было никакого айсберга — крушение явилось исключительно делом человеческих рук.

Трофейный «Берлин»

Советский круизный пароход «Адмирал Нахимов» был спущен на воду в марте 1925 года в немецком Лоббендорфе, получив название «Берлин». В первые годы своего существования «Берлин» совершал рейсы из Германии в Нью-Йорк. К концу 1930-х годов трансатлантические рейсы стали невыгодными, и судно перевели на круизы по Средиземному морю.

С началом Второй мировой войны «Берлин» был переоборудован в госпитальное судно и в таком качестве использовался вплоть до 1945 года. В январе 1945 года он подорвался на мине близ порта Свинемюнде и затонул на небольшой глубине. В 1947 году судно было поднято советскими водолазами и отправлено на частичный ремонт в доки Кронштадтского порта. Ставший трофеем пароход получил новое название — «Адмирал Нахимов», после чего отправился на Родину, в Германию. В ГДР пароход подвегся капитальному ремонту и в 1957 году вошёл в состав Черноморского морского пароходства.

«Берлин», 1920-е годы. Фото: Commons.wikimedia.org

Престижный отдых и специальные операции

«Адмирал Нахимов» стал в СССР символом престижного круизного отдыха, доселе незнакомого советским гражданам. Впрочем, иногда он использовался и в других целях. Так, во время Карибского кризиса на его борту перебрасывали на Кубу советских военнослужащих, а в 1979 году — кубинских военнослужащих для выполнения секретной миссии в Африке.

В истории «Адмирала Нахимова» были и рейсы с паломниками в Саудовскую Аравию, и плавание с участниками Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Пароход обладал исключительной репутацией — за почти три десятка лет его эксплуатации в СССР с его участием не было зафиксировано ни одного серьёзного происшествия.

Время, однако, давало о себе знать — в 1980-х годах «Адмирал Нахимов» сменил дальние рейсы на круизы по Чёрному морю. Круизы эти пользовались бешеным успехом у неизбалованных жителей СССР.

Прогулочная палуба «Адмирала Нахимова» в 1957 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Рейс Одесса - Батуми - Одесса

29 августа 1986 года «Адмирал Нахимов» выходил в очередной рейс по маршруту Одесса - Батуми - Одесса с заходами в Ялту, Новороссийск и Сочи. Завершиться круиз должен был 5 сентября. Покинув Одессу, пароход благополучно добрался до Ялты, а затем в 14:00 31 августа прибыл в Новороссийск. В 22:00 лайнер должен был покинуть порт и взять курс на Сочи. На его борту находилось 1243 человека: 346 членов экипажа и 897 пассажиров.

Капитаном «Адмирала Нахимова» с 1984 года являлся Вадим Марков , опытный моряк, имевший за плечами работу на линиях загранплавания. Свой корабль капитан Марков знал отлично, да и никаких опасностей выход из порта не сулил.

Согласно сообщению поста регулирования движения судов (ПРДС), в этот момент к порту Новороссийска подходил единственный корабль — сухогруз «Пётр Васёв», вёзший канадский ячмень. Командовал сухогрузом капитан Виктор Ткаченко , который сообщил, что пропустит выходящий из бухты пароход.

«Пётр Васёв» идёт навстречу

С задержкой в 10 минут от расписания «Адмирал Нахимов» отшвартовался и устремился к выходу из порта. Пароход прошёл ворота порта, вышел на курс 154,2 и стал следовать по направлению к буям Пенайских банок, которые находились на выходе из бухты.

На борту царило спокойствие. Часть пассажиров отправилась спать, кто-то собирался на киносеанс, молодёжь была на дискотеке в музыкальном салоне, часть людей находилась в барах.

В это время капитан Ткаченко ещё раз подтвердил, что «Пётр Васёв» пропустит «Адмирала Нахимова». Ту же информацию по радиосвязи Ткаченко передал второму помощнику капитана «Адмирала Нахимова» Александру Чудновскому , который в 23:00 принял вахту у капитана Маркова. Ткаченко и Чудновский договорились о том, что суда разойдутся правыми бортами. Капитан Ткаченко ориентировался на показания САРП — системы автоматизированной радиолокационной прокладки курса. Данные этого устройства говорили о том, что суда благополучно разойдутся.

Но находившийся на «Адмирале Нахимове» Чудновский, наблюдавший за ситуацией визуально, уже примерно в 23:05 обнаружил, что суда идут на опасное сближение. Вахтенный снова связался с Ткаченко, уточнив: «Пётр Васёв» точно пропускает пароход? Капитан Ткаченко подтвердил: да, всё в порядке.

«Пётр Васёв». Фото: Commons.wikimedia.org

«Работать немедленно назад!»

Тем временем и на «Петре Васёве» были те, кто видел, что ситуация развивается в опасном направлении. Помощник капитана Зубюк обращал внимание Ткаченко на то, что пеленг на «Адмирала Нахимова» практически не меняется, что говорит о возникшей угрозе столкновения. При этом Зубюк указывал на огни парохода, говорившие о том, что суда приближаются к столкновению.

Капитан Ткаченко ещё несколько минут с необъяснимым упрямством смотрел только на прибор. И лишь затем, наконец посмотрев туда, куда указывал Зубюк, с ужасом понял — «Пётр Васёв» на большой скорости летит прямо на «Адмирала Нахимова».

Капитан Ткаченко стал отдавать команды в машинное отделение — «средний вперёд», «малый вперёд». Эти полумеры уже не помогали, и последней командой Ткаченко стала: «Стоп, полный назад!». Однако тяжёлый сухогруз не может изменить направление движения моментально. «Пётр Васёв» продолжал идти на «Адмирала Нахимова». На пароходе вахтенный помощник капитана Александр Чудновский передал по радио на сухогруз: «Работать немедленно назад!». Рулевому «Адмирала Нахимова» была отдана команда: «Лево на борт!».

«Нахимов» ушёл на дно за 8 минут

Это не помогло — в 23:12 произошло столкновение. «Пётр Васёв» на скорости 5 узлов вошёл под углом 110° в середину правого борта парохода. В подводной части балкер вошёл своей выступающей частью, бульбом, в корпус «Адмирала Нахимова» на несколько метров в районе переборки между машинным и котельным отделением. «Адмирал Нахимов» продолжал по инерции двигаться вперёд, разворачивая сухогруз и тем самым увеличивая размер пробоины в правом борту, которая в итоге составила около 80 квадратных метров.

Огромная пробоина привела к стремительному затоплению парохода. Всего за 30 секунд водой было заполнено машинное отделение. Корабль стал валиться на правый борт. Аварийное освещение, включившееся взамен отключившегося основного, проработало всего две минуты. Многие люди были заблокированы в каютах внутри гибнущего судна. Всё, что успели члены команды, — спустить на воду надувные плоты. Через 8 минут после столкновения, в 23:20, «Адмирал Нахимов» ушёл под воду, оставив на поверхности сотни борющихся за жизнь людей. Среди них не было помощника капитана Александра Чудновского. Моряк, понимая, что судно гибнет, вынес себе смертный приговор — спустившись в свою каюту, он заперся в ней и вместе с «Адмиралом Нахимовым» ушёл на дно.

Гибнущих людей спасали более 60 судов

Первым к месту катастрофы подошёл небольшой лоцманский катер ЛК-90, направлявшийся к «Петру Васёву» для проводки его к причалу. «Адмирал Нахимов» затонул на глазах членов экипажа катера.

В 23:35 ЛК-90 приступил к спасению людей. На борт маленького судёнышка подняли 118 человек, что значительно больше допустимой нагрузки. Потом спасённых стали передавать на другие подошедшие корабли. В это время капитан порта Новороссийск Попов отдал приказ всем плавсредствам следовать в район катастрофы для спасения людей. Буксиры, малые и рейдовые катера, катера погранвойск, «кометы» на подводных крыльях — всего 64 судна приняли участие в спасательной операции.

Работать приходилось в сложных условиях — сильный ветер, волны до двух метров. Но моряки делали всё возможное и невозможное. Курсанты Новороссийского высшего инженерно-морского училища, поднятые по тревоге, выходили в море на яликах, сами рискуя погибнуть.

В спасательной операции участвовала и команда сухогруза «Пётр Васёв», поднявшая на борт 36 человек. Из 1243 человек, находившихся на борту, погибли 423: 359 пассажиров и 64 члена экипажа. Среди погибших было 23 ребёнка.

Кто виноват?

Из Москвы прибыла большая правительственная комиссия во главе с первым зампредом Совета министров СССР Гейдаром Алиевым , а вместе с ней и многочисленная следственная группа.

Под суд в итоге пошли оба капитана — Виктор Ткаченко и Вадим Марков получили по 15 лет лишения свободы. Маркову, чудом уцелевшему в катастрофе, поставили в вину отсутствие на мостике. В момент катастрофы капитан находился в каюте начальника управления КГБ по Одесской области генерал-майора Крикунова , куда был приглашён на ужин. В отличие от Маркова, генерал Крикунов погиб вместе с семьёй.

За тридцать лет в катастрофе «Адмирала Нахимова» кого и чего только ни обвиняли — и аномальную зону, и советский строй, и ветхость судна, и диверсантов… История про обычный «человеческий фактор» многим резала слух. «Адмирал Нахимов» забрал ещё две человеческие жизни уже после крушения — два водолаза погибли, поднимая тела жертв на поверхность. После этого работы на судне были прекращены, и тела 64 человек так и остались внутри корпуса «Адмирала Нахимова».

Капитан «Петра Васёва» уехал в Израиль и погиб в кораблекрушении.

В 1992 году, после распада СССР, президенты России и Украины помиловали осуждённых капитанов.

Вадим Марков после освобождения вернулся в Одессу, работал в Черноморском пароходстве капитаном-наставником. Из-за преследований со стороны родственников погибших его семье несколько раз приходилось менять место жительства. В 2007 году капитан «Адмирала Нахимова» скончался от рака.

Капитан «Петра Васёва» Виктор Ткаченко, взяв фамилию жены — Тальор, переехал на постоянное место жительства в Израиль, надеясь, что там история гибели «Адмирала Нахимова» перестанет мешать ему жить. В 2003 году яхта, которой управлял Виктор Тальор, потерпела крушение у берегов Ньюфаундленда. Обломки яхты и останки людей нашли на побережье Канады.

Район Цемесской бухты, где на глубине 47 метров лежит «Адмирал Нахимов», официально является местом захоронения жертв катастрофы. Постановка на якорь, погружения водолазов и подводных аппаратов, а также любые действия, нарушающие покой места захоронения, в указанном районе запрещены.



Поделиться: