Кадыров вновь спас россиян из ливийского плена. Российские моряки в ливии получат свободу

Пятеро российских моряков, членов экипажа задержанного в Ливии судна "Мерле", освобождены и вернулись домой. Об этом сообщил спецпредставитель президента РФ по Ближнему Востоку и Северной Африке, заместитель министра иностранных дел Михаил Богданов.

"Освободили пять наших моряков с судна "Мерле", они уже вернулись в Россию", — сказал М. Богданов.

Сухогруз "Мерле", принадлежащий петербургской фирме MT Group, был задержан 5 марта береговой охраной западноливийского города Завия. Семеро членов его экипажа — граждане России — были арестованы.

Российские власти сразу же предприняли меры по скорейшему освобождению моряков. Однако переговоры осложнялись крайне нестабильной и неопределенной ситуацией в Ливийском государстве. В отсутствие центрального правительства российской стороне пришлось вести диалог с руководством разрозненных военно-политических группировок, чья власть, зачастую, сконцентрирована в пределах ограниченных районов.

По поручению президента России Владимира Путина работу по вызволению российских граждан возглавил глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров, которому ранее не раз удавалось успешно решать подобные проблемы. Так, благодаря усилиям чеченского лидера из ливийского заключения также были отпущены на свободу все члены экипажа судна "Механик Чеботарев" в октябре 2016 года, часть членов экипажа танкера "Теметерон" в марте 2017 года, а также журналисты Life, взятые в заложники.

Непосредственно ведением переговоров занимались депутат Государственной Думы от ЧР, помощник главы Чеченской Республики Адам Делимханов, член Совета Федерации Федерального собрания РФ Сулейман Геремеев и глава контактной группы по внутриливийскому урегулированию при Госдуме и МИД России Лев Деньгов. Существенную поддержку им оказали ливийские политики и военные — члены движения . Эта организация представляет один из крупнейших ливийских городов — Мисурату.

"В результате совместных усилий министерства иностранных дел РФ и представителей ЧР и при содействии руководства "Единой Ливии" ливийская сторона приняла решение освободить пятерых членов экипажа судна "Мерле": Дмитрия Артякова, Владимира Макрушича, Павла Морозова, Романа Ковешникова, Назара Гришина. Все они уже вернулись домой", — сообщил г-н Деньгов.

Свою благодарность Рамзану Кадырову за возвращение российских моряков выразили семьи бывших ливийских заключенных.

"Я выражаю искреннюю благодарность Рамзану Ахматовичу Кадырову, Адаму Султановичу Делимханову, Сулейману Садулаевичу Геремееву и Льву Леонидовичу Деньгову. Благодаря Вам все они в кратчайшие сроки вернулись домой. И я не сомневаюсь в том, что оставшиеся члены экипажа скоро будут тоже дома", — сказала в видеообращении супруга Дмитрия Артякова.

В то же время в заключение в Ливии остаются капитан "Мерле" Алексей Балушкин, его старший помощник Николай Тимофеев, а также капитан и старпом танкера "Теметерон" Владимир Текучев и Сергей Самойлов. По словам А. Делимханова, работа над их освобождением продолжается и обязательно будет доведена до конца.

"Россия никогда не оставит ни одного из своих граждан, оказавшихся в беде, где бы это ни произошло", — подчеркнул г-н Делимханов.

"Мне бы хотелось обратиться со словами искренней человеческой благодарности к Рамзану Ахматовичу Кадырову, Адаму Султановичу Делимханову, Сулейману Садулаевичу Геремееву и Льву Леонидовичу Деньгову. Спасибо вам большое за те усилия, которые вы предприняли по освобождению членов экипажа сухогруза "Мерле", а также по освобождению членов экипажа танкера "Теметерон". Мой муж Сергей Самойлов еще находится в Триполи. Мы верим вам, мы надеемся на вас, и надеемся, что вскоре все моряки вернуться домой. Мы очень вам благодарны", — сказала супруга Сергея Самойлова.

"Мы хотим сказать огромное спасибо всей команде, которая оказала помощь по освобождение пяти членов экипажа сухогруза "Мерле". Мы ждем и верим, что скоро и наши близкие вернутся домой. Огромное вам спасибо", — поблагодарила супруга старпома Николая Тимофеева.

Более года ушло на то, чтобы добиться возвращения в Россию из Ливии всех членов экипажа танкера «Механик Чеботарев», приписанного к порту Астрахани. В сентябре прошлого года в Ливии были задержаны 12 российских моряков, восемь из которых — астраханцы. В декабре 2015-го на родину возвратились все, кроме капитана танкера и двух его помощников. Последние трое пленников ступили на астраханскую землю лишь 28 октября.

Напомним, событие, за которым с трепетом следила вся страна, произошло 16 сентября 2015 года, когда танкер «Механик Чеботарев» под российским флагом был задержан ливийскими военными в территориальных водах Ливии в 17 милях от нефтяного порта Зувара, расположенного в 60 км от границы с Тунисом. Судно шло пустым из Мальты в направлении ливийского порта Завия, где его должны были загрузить.

Заложники ливийского переворота

Неофициальная версия, что танкер «Механик Чеботарев» и его экипаж стали заложниками внутреннего политического конфликта в Ливии. Танкер арестовали представители самопровозглашенной или альтернативной власти Ливии, которые обосновались в Триполи.

Со дня свержения в 2011 году режима полковника Муаммара Каддафи в Ливии неспокойно. На большей части страны царит анархия. Либералы, поддерживаемые армией и представители исламистских партий, за которыми стоят группировки бывших повстанцев, обосновались в городе Тобрук, а происламистский Всеобщий нацконгресс — в Триполи, куда и попали российские моряки под конвоем военных. Между либералами и представителями исламистских партий ведутся постоянные споры относительно добычи и экспорта углеводородов из богатой североафриканской страны. Таким образом российский танкер, принадлежащий питерской компании «Росчартеринг», оказался в ситуации, когда все операции и контракты с российскими компаниями в Ливии, касающиеся нефти и ее реализации, были объявлены контрабандой одной из политических сторон. Оказалось, что задержавшие российский танкер лица к официальным властям страны не имеют никакого отношения. Российский танкер, как и его экипаж оказался в плену у альтернативного правительства Ливии, которое не признано ни Россией, ни Западом. Напомним, столица Ливии Триполи контролируется альтернативным правительством под руководством Омара аль-Хаси , которое опирается на поддержку исламистов.

Иностранные СМИ первые сообщили о задержании танкера «Механик Чеботарев» и его экипажа и привели официальные комментарии, сделанные высокопоставленным представителем лояльных столичному руководству ВМС военным. Тауфик ас-Скир заявил, что судно арестовали за контрабанду нефти из Зуара, однако доказательств виновности российских моряков представлено не было. Оператор танкера «Механик Чеботарев» Oil Marine Group утверждал, что экипаж был задержан незаконно и никакими «серыми» перевозками не занимался. Как сообщили в Oil Marine Group, ливийские военные поднялись на танкер без объяснений причин остановки, пересадили двух членов экипажа на борт военного корабля и приказали капитану танкера следовать за ними, отключив при этом автоматическую идентификационную систему. А когда российские моряки начали возмущаться, им пригрозили арестом. О ЧП с танкером российские власти и компания узнали благодаря находчивости капитана танкера — Андрея Крынина , который успел нажать тревожную кнопку.

Однако Oil Marine Group не поверили, так как всплыли сведения о том, что у оператора танкера в 2011 году на месяц были арестованы 11 судов, в том числе и «Механик Чеботарев» за нарушения морского и транспортного законодательства. А российские таможенники имели претензии в связи с поставками туркменского бензина через ростовскую таможню одним из управляемых компанией судов — «Волгонефть». И все же все эти препятствия удалось преодолеть.

Спустя более года встречали не под фанфары, но зато радушно

28 октября в Астрахань вернулись последние ливийские пленники — капитан Андрей Крынин, старпом Станислав Сироткин и второй помощник капитана Валерий Савицкий . С их слов, им до последнего не верилось, что они увидят родных. Вздохнули с облегчением только тогда, когда ступили на российскую землю.

Освобожденных пленных сначала привезли в Чечню, где их гостеприимно принял Рамзан Кадыров . Небольшой самолет, который Кадыров послал за капитаном танкера и его помощниками, сел в Грозном ранним утром, когда было еще темно. После ливийской жары, одетые налегке астраханцы дрожали выходя из самолета. Как сами бывшие пленники признались, дрожь была скорее нервная, чем от холода.

Сначала астраханцев повезли на встречу с Кадыровым. Андрей, Станислав и Валерий хорошо понимают, что обязаны ему своей свободой. Скромно прошла в интернете информация о том, что освобождение состоялось только благодаря личному авторитету у ливийцев чеченского лидера. Потому самые первые слова благодарности Крынин, Сироткин и Савицкий адресовали именно главе Чечне, который по случаю встречи накрыл щедрый стол. Событие это, кстати, очень скудно освещалось российскими СМИ. А первым кто о нем сообщил, был сам глава Чечни, написавший об этом в своем инстаграме.

— Это, несомненно, знак доброй воли, символизирующий желание руководства Ливии установить и развивать отношения с Россией, — отметил Кадыров, указав, что работа по освобождению экипажа танкера является результатом тесного взаимодействия с министерством иностранных дел и большого личного участия министра Сергея Лаврова . Все претензии к российским морякам были аннулированы 13 октября

В аэропорту Астрахани Андрея Крынина, Станислава Сироткина и Валерия Савицкого встречали не только родные, но и депутаты думы Астраханской области. Родные, не видевшие своих кормильцев более года, стояли стеной, ожидая выхода из самолета своих дорогих. Хотя и снимали встречу на видео и надо было вести себя сдержанно, и сохранять выдержку, суровые мужчины с трудом сдерживали эмоции. Капитан танкера Андрей Крынин первым делом обнял свою красавицу жену Светлану и тут же на руки подхватил сынишку, которого увидел впервые в жизни, так как малыш родился пока его отец сидел под ливийским конвоем. Казалось, что отец и сын — оба серьезно и пристально, изучают друг друга. Расплакаться Андрею не позволяло звание и видеокамера журналистов. Но видно, что он отвечает на вопросы прессы, едва сдерживая рыдания.

— Слёзы на глаза наворачиваются. Мы жили надеждой, что нас спасут, что нам помогут. Рамзан Ахматович обещал, и он свое слово выполнил. МИД нам тоже очень сильно помогло. Все это -совместная работа. Я горжусь, что я гражданин России. Спасибо всем большое. Сначала я, конечно, с семьёй побуду, а потом работать надо будет по любому. Я моряк — это призвание, — сказал Андрей Крынин.

— Большая радость сегодня. Благодарны всем, кто принимал участие в освобождении наших родных, что не были равнодушными, — поделилась супруга капитана Светлана Крынина, добавив, что дома уже накрыты праздничные столы и ее благоверного ждет любимое блюдо — манты.

Возвращали в три этапа

Первыми, кто вернулся на родину из ливийского плена были 18-летний вахтенный матрос Павел Магатин и 37-летняя повар Наталья Ключникова . Их освобождения удалось добиться в октябре 2015 года, а в декабре вернулись на родину еще семь членов экипажа «Механик Чеботарев»: А.В.Понкратов, А.В.Курьянов, Е.Н.Клименков, Р.А.Штонда, И.И.Костин, В.Ю.Коршунов, А.А.Петров .

Самый юный из моряков — Павел Магатин, когда вернулся был очень подавлен. Благодарил за спасение Кадырова и представителей российского МИДа. Павел рассказывал, что его первая морская учебная практика стала в буквальном смысле боевым крещением.

— Плен дался непросто, хотя ливийцы хорошо к нам относились, кормили и не били. Очень скучал по дому. Волновался за родителей, что мать с отцом переживают за меня. Когда отпускали, отдали все, кроме сотового, — рассказал Павел.

Его везли тем же путем, что и последних пленных — сначала в Тунис, а затем самолетом в Грозный, после чего доставили на машине в Астрахань, откуда в родное село Раздор увезла его родная сестра. После освобождения Павла и Натальи, родные оставшихся в плену моряков до вечера 18 декабря были как на иголках, пока МИД РФ официально не сообщило о том, что благодаря вмешательству российских дипломатов на родину вернулись еще семеро членов экипажа. Тогда вместе с прибывшими в Москву моряками приехала и ливийская делегация во главе с премьер-министром «Правительства национального спасения» в Триполи Халифой аль-Гвейлом , которая встретилась со спецпредставителем президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки, замглавы МИД РФ Михаилом Богдановым , группой депутатов Госдумы РФ для отдельного согласования вопроса освобождения капитана танкера и его помощников и укрепления российско-ливийских многоплановых контактов.

Теперь, когда все наши моряки вернулись на родину, российскому МИДу придется выполнять обещания о «многоплановых контактах». Вопрос, к чему это приведет, учитывая фактическое двоевластие в Ливии. Не окажется ли Россия втянута в чужие внутренние разборки и не станут ли эти «многоплановые контакты» поводом для новых разногласий с Америкой и новых санкций для россиян?

Почти месяц потребовался на освобождение членов экипажа танкера «Механик Чеботарев», который ливийские военные задержали по подозрению то ли в незаконном нахождении в водах страны, то ли в контрабанде нефти. Главную роль в освобождении сыграл глава Чечни Рамзан Кадыров, пригласивший в Грозный премьер-министра Ливии Халифа аль-Аввеля.

Министр Чечни по национальной политике, внешним связям, печати и информации Джамбулат Умаров во вторник сообщил об освобождении всех членов экипажа с задержанного в Ливии танкера «Механик Чеботарев».

«Когда судно захватили, мы все вздрогнули, боялись, что могут казнить и еще чего сделать»

«Благодаря дипломатической активности главы Чеченской Республики Рамзана Ахматовича Кадырова процесс освобождения наших моряков с судна под названием «Механик Чеботарев» достиг своей конечной фазы. Наши граждане освобождены», – передает РИА «Новости» слова Умарова.

До этого глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что экипаж российского танкера «Механик Чеботарев» будет освобожден в ближайшие дни.

«Об этом меня поздно ночью заверил прибывший по моему приглашению в Грозный премьер-министр Ливии Халиф аль-Аввель», – написал Рамзан Кадыров в своем микроблоге в Instagram.

По словам главы республики, премьер-министр Ливии «обещал, что после урегулирования некоторых технических вопросов экипаж вернется в Россию».

Комментируя инцидент, председатель Балтийской организации Российского профсоюза моряков Александр Бодня заявил, что та часть Ливии, где задержали танкер, довольно опасна для работы.

«Это же территория, контролируемая исламистами. Когда судно захватили, мы все вздрогнули, боялись, что могут казнить и еще чего сделать. Но ребятам очень повезло. Это судовладелец виноват. Нечего в эти районы посылать суда. Я бы на уровне властей запретил туда ходить. Неизвестно еще, когда сам танкер вернут», – сказала газете ВЗГЛЯД Бодня.

Говоря о роли в переговорах по освобождению экипажа, Бодня заметил: «Кадыров подружился с правительством этой части Ливии. Кроме того, в Грозный приехал их премьер-министр».

Накануне в Грозный освобожденного в Ливии вахтенного матроса танкера Павла Магатина. Активное участие в переговорах об освобождении моряка принял Рамзан Кадыров. Кроме того, вместе с матросом повара танкера Наталью Ключникову.

Танкера «Механик Чеботарев» под российским флагом и аресте 11 членов его команды ливийскими военными стало известно 17 сентября. Как сообщалось, судно пыталось контрабандой вывезти нефть из порта Зуара.

Между тем официальный представитель генерального штаба ВМС Ливии Айюб Касем заявлял, что на борту задержанного судна в момент задержания не было нефти.

Он подчеркнул, что, когда судно «Механик Чеботарев» задержала ливийская служба береговой охраны, у команды не было путевого листа и никаких разрешающих документов на нахождение в территориальных водах Ливии, что является грубым нарушением международных норм и законов Ливии.

Касем также сообщал, что танкер из военно-морской базы Триполи в порт Мисраты. Он также подтвердил, что судно будет удерживаться властями Ливии до тех пор, пока не будет завершено расследование и не будет принято какое-либо судебное решение.

По факту задержания танкера Следственный комитет (СК) России доследственную проверку. По данным ведомства, «Механик Чеботарев» приписан к порту города Астрахани. Танкер прибыл в Ливию из Ростова-на-Дону.

Арендатор задержанного танкера – компания «Ойл Марин Групп» – обвинения ливийских военных в контрабанде нефти и настаивает на незаконности задержания судна.

Позже руководитель управления международного сотрудничества министерства юстиции Ливии Нури Абдель Аты заявил, что российских моряков в незаконном нахождении в ливийских водах, а не в контрабанде нефти.

Однако в начале октября руководитель следственного комитета при генеральной прокуратуре Ливии Ас-Садык ас-Сур, оценивая инцидент, сообщил: «По ходу расследования могу сказать, что они, скорее всего, виновны в контрабанде топлива из Ливии». Он также заявил, что уже выявлены предполагаемые ливийские сообщники.

Вернулись капитан и старший помощник сухогруза "Мерле". Корабль был задержан береговой охраной в начале марта. Экипаж — семь человек — был арестован. в апреле, двое оставались под стражей еще месяц.

Капитан сухогруза "Мерле" Алексей Балушкин и его старший помощник Николай Тимофеев вернулись на родину из ливийского плена. Об этом стало известно в эту пятницу, 5 мая. Один из членов экипажа, астраханец Павел Морозов, был освобожден неделей ранее и уже находится дома.

Напомним, российский сухогруз задержали у берегов Ливии в начале марта. Экипаж арестовали. "Стояли, разговаривали, и в этот момент я вижу в иллюминатор, что проезжает военный катер", — вспоминает капитан. Этот визит вооруженной береговой охраны Ливии закончился для российских моряков тюрьмой. И вот, спустя почти два месяца, матрос-моторист сухогруза "Мерле" Павел Морозов, наконец, дома.

В начале марта санкт-петербургское судно по обыкновению выполняло свой рейс. На борту было 7 моряков. Сухогруз выдвинулся из итальянского порта Салерно в сторону Ливии. В 60 милях от берега "Мерле" перехватили. И вместе с арестованным экипажем доставили в Триполи. "Не скажу, что страшно было, было какое-то переживание что ли. Там постоянно завязывают глаза, чтоб ты не видел людей, терялся в пространстве", — говорит Морозов.

О дальнейшей судьбе моряков родные и близкие узнавали уже из Интернета. Павел Морозов даже затрудняется описать состояние родителей. Тяжелее всего неизвестность переживала мама. Связи с командой судна не было. А в социальных сетях со ссылками на ливийские издания писали, что экипаж "Мерле" обвинили в нелегальном заходе в воды Ливии в целях контрабанды.

"Они официально выложили фотографии с обвинениями, что наши моряки везли металлолом. А они вообще были пустые. И на этих фотографиях прекрасно все видно", — говорит Дмитрий Морозов, брат Павла Морозова.

Семья Морозовых не могла сидеть сложа руки. Петицию Дмитрия подписали 173 тысячи человек. В камере площадью 12 квадратных метров с другими арестованными экипаж провел 51 день. Российские власти все это время вели переговоры с Ливией. Вопрос об освобождении моряков решался на самом высшем уровне. Так удалось отправить домой Павла Морозова и еще четырех членов экипажа. "Не нужно туда ходить вообще. Не нужно. Поверьте на слово. Я видал, что там и как там", — говорит теперь Морозов.

Капитана сухогруза "Мерле" и старшего помощника пока не отпустили. Они остались в одной камере с российскими моряками с судна "Темитерон". И это далеко не первые задержания ливийскими властями на территории нейтральных вод. В прошлом году вся страна следила за ситуацией с танкером "Механик Чеботарев". Тогда ливийцы тоже арестовали 11 российских моряков и отпускать не торопились. "Одиссея" для отдельных членов экипажа длилась более года.



Поделиться: