«Избранные жития мучеников и исповедников Церкви Русской». Книга «Избранные жития мучеников и исповедников Церкви Русской

«Вы молодой, вы должны уйти, вы должны объявить с амвона о том, что вы с течением времени осознали, что вы отрекаетесь от Христа и Церкви», - говори ли агенты ОГПУ протоиерею Петру Пушкинскому, когда в очередной раз пришли к нему в дом. Но, как и прежде, на все подобного рода предложения отец Петр отвечал категорическим отказом. Вскоре его вызвали на допрос в ОГПУ в Можайск. И здесь уже с угрозами потребовали отступиться от Церкви. Но и угрозы не действовали. Тогда следователь вытащил пистолет и прицелился, как бы готовясь выстрелить. Однако отец Петр и на оружие ни-как не отреагировал — и пистолет пришлось убрать. Он не отрекся от веры в кабинетах ОГПУ, не отрекся от нее и позже — на краю рва на Бутовском полигоне, где расстреливали приговоренных и откуда скидывали их тела в общие ямы...». Так начинается одно из жизнеописаний, вошедших в книгу, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Выпущенная в свет Издательством Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь, она называется - «Избранные жития мучеников и исповедников Церкви Русской». Об этой книге - далее в нашей программе. ***

Как отмечает в предисловии книги председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда, тема подвига мучеников и исповедников Церкви Русской, к большому сожалению, до сих пор остается одной из самых малоизвестных и еще менее осмысленных в нашей истории, в нашем обществе и даже в современной церковной жизни. Даже странно подумать, как мало мы ценим то, что дал нам XX век! А ведь его события в истории Русской Церкви сравнимы лишь с первыми веками христианства: именно здесь, на нашей земле, менее ста лет назад вновь воздвигли гонения на Церковь, подобно эпохе раннего христианства. Только в гораздо больших масштабах! Реалии Древнего Рима давно стали для нас лишь картинкой из очень далекого прошлого, когда-нибудь и XX век станет для наших потомков экзотикой вроде легионе-ров, патрициев и закона о римском гражданстве.

Но то, ради чего христиане со смирением шли на арену Колизея или по коридорам Бутырской тюрьмы, останется прежним. В результате этих гонений Церковь обрела сонм новомучеников и исповедников — святых, предстоящих за нас пред Престолом Божиим. Их подвигом и их молитвами живы и мы сегодня, жива Церковь Русская. Понимаем ли мы, - спрашивает Владимир Романович, - это? Как мы, современные люди, называющие себя христианами, почитаем подвиг тех, кто жил во время, когда за право называться христианином можно было отдать жизнь или провести ее остаток в лагере? Или все же не-редко отношение к святым остается потребительским, почти граничащим с язычеством? Этому святому молятся о здоровье, а этому — о семейном счастье. Есть кому молиться об удаче в бизнесе или на экзамене. А о чем просить новомучеников? На- верное, лишь об одном — об укреплении в вере. Так почему не просим? Неужели не нужно? Или не понимаем, что все остальное — менее важно для христианина?

По словам Владимира Легойды, Эту книгу важно прочесть целиком. И тогда можно почувствовать, как близко Царство Божие к нам, к нашим шумным городским площадям, душным плацкартным или комфортабельным спальным вагонам, безликим бюрократическим заведениям, холодным койкам больниц... Как много людей нашли в себе силы сделать шаг отсюда туда. Хватит ли у нас силы и веры шагнуть следом? Ведь почитание — это не про-сто память, это утверждение в настоящем и взгляд в будущее, это соединение с теми, кто в вечности, кто у Бога, у Которого все живы. Больше десяти лет назад редакционный совет журнала «Фома» решил, что в каждом номере должны быть статьи о новомучениках. Во многом это решение удалось претворить в жизнь благодаря поддержке игумена Дамаскина (Орловского), ставшего по стоянным автором этого печатного издания. Настоящая книга собрана из его текстов, в том числе публиковавшихся в самом журнале и на сайте «Фомы».

Наверное, в каждой верующей семье есть особо почитаемые святые, сыгравшие и играющие в ее жизни важную роль. Святой, чью память Церковь празднует сегодня, особо почитается не только в Тверской епархии, но и в частности, у нас на Урале, в семьях законоучителей. Имя этого святого - священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Его краткое житие также вошло в эту книгу, к нему мы сейчас и обратимся. Как отмечает игумен Дамаскин, «главной христианской добродетелью по справедливости признается смирение, ибо только оно вполне дает место действия в человеке Духу Святому, ставя физические и душевные качества, а по существу — немощи человека, на вторую, более подобающую им ступеньку. «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать», - говорится в Священном Писании. Мало людей, обретших это дивное свойство, как бы усвояющее человеку святые свойства Христовы. Одним из таких смиренных святых мучеников Русской Церкви и является архиепископ Фаддей (Успенский).

Он родился в 1872 году в Нижегородской губернии в семье священника Василия Успенского и в крещении был наречен Иоанном в честь преподобного Иоанна Дама скина. Окончил Нижегородскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. Еще будучи студентом, сразу поставил дело спасения своей души на прочную основу - созидая своего внутреннего человека, неутомимо боролся со страстями и отсекал греховные пожелания. В 1897 году Иван был пострижен в монашество с именем Фаддей в честь апостола Фаддея и рукоположен во иеромонаха. В течение нескольких лет он служил инспектором Минской и Уфимской и ректором Олонецкой духовных семинарий. Опыт усердного и успешного преподавания позволил ему написать для деятелей церковно-приходских школ книгу под названием «Записки по дидактике », заложившую фундаментальные основы преподавания этих предметов в школе.

В 1902 году иеромонах Фаддей был возведен в сан архимандрита и в 1908 году хиротонисан во епископа Владимиро-Волынского. Как непоколебимый духовный столп был владыка в годы терзавшей Россию Гражданской войны и в годы церковных смут. В 1919 году епископ Фаддей был возведен Патриархом Тихоном в сан архиепископа и назначен на Астраханскую кафедру, но ОГПУ воспрепятствовало его выезду в Астрахань, арестовав и направив в ссылку в Зырянский край на год. Только в 1923 году он смог выехать в Астрахань. В 1928 году владыка был назначен на кафедру в Тверь. Здесь все девять лет служения он был для города ярко горящим светильником. Здесь принял и мученическую кончину. 30 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила архиепископа Фаддея к расстрелу. Рассказывают, что владыку утопили в яме с нечистотами. Случилось это 31 декабря.

Время 1937-1938 годов было временем массовых казней и братских могил, в которых покоятся сотни и тысячи убитых людей и которые по большей части для нас безымянны. Но Господь даровал нам мощи священномученика Фаддея как самого смиренного архиерея Русской Церкви в то время, и тем самым показал, что смирение есть самое главное и прекрасное в Божьих очах. Божиим Промыслом право- славные узнали, когда и где похоронили тело владыки. После Пасхи 1938 года женщины раскрыли эту неглубокую могилу и переложили тело архиепископа в простой гроб. И хотя вскоре поставленный ими на могиле крест с надписью, да и сама могила были уничтожены властями, судьбами Божиими мощи священномученика Фаддея были обретены 26 октября 1993 году и ныне находятся в Вознесенском соборе Твери.

*** В предисловии книги Владимир Легойда пишет: « Этот текст мне хотелось начать историей или примером из жизни героев книги. Но как выбрать один эпизод, с кого начать? С епископа Мефодия (Красноперова), которого за по-пытку обратиться с проповедью мира к толпе красноармейцы сперва закололи штыками, а потом вонзили крест в одну из его ран? Или с исповедницы Матроны Анемнясевской — слепой и парализованной женщины, казавшейся властям столь опасной, что ее арестовали, хотя она не могла даже сидеть, и сотрудникам «органов» пришлось нести ее до машины? Или, может быть, с преподобноисповедника Леонтия (Стасевича), которого в пасхальную ночь охранники лагеря окунали на веревке в выгребную яму, требуя отречься от веры, но в ответ слышали только «Христос воскресе!»? Невозможно выбрать. Эту книгу лучше прочесть целиком. Прочесть, чтобы прикоснуться к великой истории мучеников и исповедников Церкви Русской в XX веке».

И исповедников Церкви Русской XX века» — это сборник самых ярких и назидательных житий, написанных игуменом Дамаскиным (Орловским), сокращенных и адаптированных им для широкого круга читателей журнала «Фома».

В сборнике публикуются документы и фотографии из фондов Государственного архива Российской Федерации, архивов Фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» и Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь. На авантитуле и оборотах шмуцтитулов помещены стихиры из «Минеи общей новомучеником и исповедником Российским».

В. Легойда. Сознательно избрать добро — 5

1918
Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский. 25 января / 7 февраля. Кормчий — 11
Священномученик Андроник (Никольский), архиепископ Пермский. 7/20 июня. Вынашивать разбитую в народе веру — 18
Священномученик Гермоген (Долганев), епископ Тобольский. 16/29 июня. Моя политика — вера в спасение душ — 26
Священномученик Михаил Накаряков. 22 июля / 4 августа. Отец и сын — 34
Священномученик Амвросий (Гудко), епископ Сарапульский. 27 июля / 9 августа. Когда можно за Него пострадать — 41
Священномученик Платон Горных. 27 июля / 9 августа. Расстрелять на страх другим — 48
Мученик Николай Варжанский. 23 августа / 5 сентября. Под красным полотнищем — 54
Священномученик Варсонофий (Лебедев), епископ Кирилловский. Преподобномученица Серафима (Сулимова), игумения Ферапонтова монастыря. 2/15 сентября. На смерть — как на брачный пир — 62
Священномученик Константин Голубев. 19 сентября / 2 октября. Миссионер — 70
Священномученики Александр Смирнов и Феодор Ремизов. 1/14 ноября. Навстречу Христу — 77

1919
Священномученик Платон (Кульбуш), епископ Ревельский. 1/14 января. Новогодняя ночь перед расстрелом — 83
Священномученик Митрофан (Краснопольский), архиепископ Астраханский. 23 июня / 6 июля. Я не оставлю паствы своей — 89

1921
Священномученик Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский. 4/17 февраля. Крест вонзили прямо в рану — 99

1922
Священномученик Павел Светозаров. 27 апреля / 10 мая. Шуйское дело — 107
Священномученик Василий Соколов. 13/26 мая. Из сокровищниц сердца своего — 116
Преподобномученик Макарий (Телегин). 13/26 мая. Так говорил святой — 122
Священномученик Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский. 31 июля /13 августа. Счастливый страдалец — 131

1929
Священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский. 25 января / 7 февраля. Как хотел бы я открыть свое сердце — 141
Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский. 15/28 декабря. Иларион — значит «веселый» — 146

1930
Священномученик Николай Восторгов. 19 января /1 февраля. Человек бездельный — 157
Священномученик Василий (Зеленцов), епископ Прилукский. 25 января / 7 февраля. Мне позорно защищать себя — 164
Священномученик Алексий Кротенков. 5/18 апреля. Умру, но из храма не выйду — 172
Священномученик Иоанн Стеблин-Каменский. 20 июля / 2 августа. Что такое счастье? — 178
Преподобномученик Кирилл (Вязников). 20 июля / 2 августа. Платава: расстрелянное село — 183

1931
Священномученик Владимир Введенский. 21 марта / 3 апреля. Пункт назначения — «Голгофа» — 191
Священномученик Николай Симо. 5/18 апреля. Пастырь добрый и скромный — 198
Преподобномученик Макарий (Моржов). 28 мая /10 июня. Буду терпеть один — 204
Преподобноисповедник Никон (Беляев). 25 июня / 8 июля. Немного похоже на рай — 211
Преподобномученик Серафим (Тьевар). 23 ноября / 6 декабря. И сердце жить изнемогло — 216
Преподобномученица Мария (Лелянова). 4/17 апреля. Утешающая — 225
Священномученик Вениамин (Воскресенский), епископ Романовский. 22 сентября / 5 октября. Распятие продолжается — 231

1933
Священноисповедник Николай Лебедев. 19 августа / 1 сентября. Среди простого народа — 241

1934
Священномученик Иоанн Бойков. 6/19 апреля. Фотография и горстка писем — 249
Священноисповедник Виктор (Островидов), епископ Глазовский. 19 апреля / 2 мая. Почаще вспоминай о правде — 255

1936
Преподобноисповедник Агапит (Таубе). 5/18 июля. «Слишком ученый» монах — 261
Блаженная исповедница Матрона Анемнясевская. 16/29 июля. Слепой поводырь для зрячих — 268

1937
Священномученик Виктор Усов. 8/21 января. Цена простого слова — 277
Священноисповедник Василий Малахов. 11/24 марта. Я сам подписал себе ордер — 283
Священноисповедник Роман Медведь. 26 августа / 8 сентября. Предпочитаю разделение свободных — единению рабов — 290
Священномученик Василий Максимов. 10/23 сентября. В сентябре 1937-го — 297
Мученица Татиана Гримблит. 10/23 сентября. За все всех благодарю — 305
Священномученик Амфилохий (Скворцов), епископ Красноярский. 18 сентября / 1 октября. Калмыцкий миссионер — 309
Священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий. 27 сентября / 10 октября. Ответственность долга сознаю — 316
Священномученик Петр Пушкинский. 30 сентября /13 октября. Подвижник на прицеле — 321
Священномученик Тихон и исповедница Хиония Архангельские. 4/17 октября. Мое оружие — крест и молитва — 328
Преподобномученик Неофит (Осипов). 21 октября / 3 ноября. В «очень хорошем» аду — 333
Священномученик Сергий Кедров. 3/16 ноября. Фаустовский молитвенник — 340
Священномученик Парфений (Брянских), епископ Ананьевский. 9/22 ноября. Четыре ареста епископа Парфения — 346
Священномученик Павел Ансимов. 9/22 ноября. «Живое пособие» — 353
Священномученик Августин (Беляев), архиепископ Калужский. 10/23 ноября. «Его вы больше не увидите!» — 360
Священномученик Сергий Знаменский. 14/27 ноября. Говорят, христианство отжило — 367
Священномученик Михаил Богородицкий. 24 ноября / 7 декабря. И я всем, всем прощаю — 375
Священномученик Николай (Добронравов), архиепископ Владимирский. 27 ноября /10 декабря. Лубянка, ночь, подвал, архиепископ — 382
Преподобномученик Никон (Беляев). 27 ноября /10 декабря. Волки бродят кругом — 389
Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. 18/31 декабря. Драгоценный сосуд смирения — 395
Священномученик Николай Кобранов. 18/31 декабря. Я готов умереть и не хочу на волю — 400

1938
Священномученик Александр (Трапицын), архиепископ Самарский. 1/14 января. Кабинет следователя и Царство Божие — 409
Мученик Михаил Новоселов. 8/21 января. Спешите делать добро — 416
Священномученик Анатолий (Грисюк), митрополит Одесский. 10/23 января. 62% страдания — 420
Священномученик Николай Красовский. 18/31 января. Другой — 426
Мученик Иоанн Попов. 26 января / 8 февраля. Монах в светском звании — 430
Священномученик Димитрий Кедроливанский. 4/17 февраля. По дороге на фабрику смерти — 437
Священномученик Николай Розов. 20 февраля / 5 марта. Пробуждавший от пьяного сна — 442
Священномученик Николай Дмитров. 23 февраля / 8 марта. Семь лет в предчувствии ареста — 448
Священномученик Иоанн (Пашин), епископ Рыльский. 26 февраля /11 марта. Бригада лесорубов: три епископа и протоиерей — 453
Преподобномученица Анна (Благовещенская). 26 февраля /11 марта. Тайный «монастырь» — 459
Священномученик Сергий Лебедев. 9/22 марта. Тайная радость веры — 463
Священномученик Михаил Околович. 13/26 марта. Я пока еще жив — 469
Мученица Нина Кузнецова. 1/14 мая. Блаженная — 475
Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. 19 мая / 1 июня. Не много прожито, но много пережито — 480
Священномученик Александр Парусников. 14/27 июня. Обо мне не плачь — 488
Священномученик Уар (Шмарин), епископ Липецкий. 10/23 сентября. За меня не мстите — 494

1941
Священноисповедник Александр Орлов. 14/27 апреля. Постелите мне на коврике — 503
Священномученик Николай Беневоленский. 3/16 мая. Звуки молитвы в Таганской тюрьме — 508

1942
Священномученик Сергий Мечев. 24 декабря / 6 января. Солдат, фельдшер, священник — 517
Священномученик Феодор Недосекин. 17/30 апреля. Выбор одного учителя — 524
Мученики Никита Сухарев и Димитрий Волков. 21 июня / 4 июля. Община — 531
Священномученик Димитрий Казанский. 4/17 июля. Преданный Богу. Преданный своими — 537
Священномученик Николай Понгильский. 24 июля / 6 августа. «Комсомольцы не умываются» — 542
Священномученик Димитрий Касаткин. 15/28 октября. Голодная смерть в Кулойлаге — 547

1943
Священномученик Сергий Скворцов. 12/25 марта. Узник Безымянлага — 555
Священномученик Иаков Бойков. 6/19 апреля. Сана с себя никогда не сниму — 561
Священномученик Николай Тохтуев. 4/17 мая. Благодарность гонителям — 568
Преподобномученик Феодор (Богоявленский). 6/19 июля. Вземшийся за орало — 575

1948
Преподобноисповедник Сергий (Сребрянский). 23 марта / 5 апреля. Молиться без конца — 583

1961
Преподобноисповедник Иоанн (Кевролетин). 14/27 января. Монах в одеждах странника — 599
Священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский. 29 мая /11 июня. Врач и служитель — 605

1972
Преподобноисповедник Леонтий (Стасевич). 28 января /10 февраля. Пасха в выгребной яме — 621

Вместо заключения. На сем камне Я создам Церковь Мою. О Бутовском полигоне — 628

Именной указатель мучеников и исповедников, жития которых помещены в книге — 635

В издательстве монастыря Оптина пустынь вскоре выйдет в свет книга замечательного русского агиографа и ученого-историка, игумена Дамаскина (Орловского) «Избранные жития мучеников и исповедников Церкви Русской». Предлагаем вниманию читателя предисловие, которое написал специально для этой книги Владимир Легойда, главный редактор журнала «Фома», председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата.

Э тот текст мне хотелось начать историей или примером из жизни героев книги. Но как выбрать один эпизод, с кого начать? С епископа Мефодия (Красноперова), которого за попытку обратиться с проповедью мира к толпе красноармейцы сперва закололи штыками, а потом вонзили крест в одну из его ран? Или с исповедницы Матроны Анемнясевской — слепой и парализованной женщины, казавшейся властям столь опасной, что ее арестовали, хотя она не могла даже сидеть, и сотрудникам «органов» пришлось нести ее до машины? Или, может быть, с преподобноисповедника Леонтия (Стасевича), которого в пасхальную ночь охранники лагеря окунали на веревке в выгребную яму, требуя отречься от веры, но в ответ слышали только «Христос Воскресе!»

Обложка книги

Невозможно выбрать. Эту книгу лучше прочесть целиком. Прочесть, чтобы прикоснуться к великой истории мучеников и исповедников Церкви Русской в XX веке.

К большому сожалению, тема их подвига до сих пор остается одной из самых малоизвестных и еще менее осмысленных в нашей истории, в нашем обществе и даже в современной церковной жизни. Далекие от Церкви люди воспринимают ее, как правило, в общем контексте политических репрессий прошлого и судят о ней, соответственно, также лишь как о части политической истории страны. Люди же церковные… Даже странно подумать, как мало мы ценим то, что дал нам XX век! А ведь его события в истории Русской Церкви сравнимы лишь с первыми веками христианства: именно здесь, на нашей земле, менее ста лет назад вновь воздвигли гонения на Церковь, подобно эпохе раннего христианства. Только в гораздо больших масштабах! Реалии Древнего Рима давно стали для нас лишь картинкой из очень далекого прошлого, когда-нибудь и XX век станет для наших потомков экзотикой вроде легионеров, патрициев и закона о римском гражданстве. Но то, ради чего христиане со смирением шли на арену Колизея или по коридорами Бутырской тюрьмы останется прежним. В результате этих гонений Церковь обрела сонм новомучеников и исповедников — святых, предстоящих за нас пред Престолом Божиим. Их подвигом и их молитвами живы и мы сегодня, жива Церковь Русская.

Понимаем ли мы это? Как мы, современные люди, называющие себя христианами, почитаем подвиг тех, кто жил во время, когда за право называться христианином можно было отдать жизнь или провести ее остаток в лагере? Или все же нередко отношение к святым остается потребительским, почти граничащим с язычеством? Этому святому молятся о здоровье, а этому — о семейном счастье. Есть кому молиться об удаче в бизнесе или на экзамене. А о чем просить новомучеников? Наверное, лишь об одном — об укреплении в вере. Так почему не просим? Неужели, не нужно? Или не понимаем, что все остальное — менее важно для христианина?

Эту книгу важно прочесть целиком. И тогда можно почувствовать, как близко Царство Божие к нам, к нашим шумным городским площадям, душным плацкартным или комфортабельным спальным вагонам, безликим бюрократическим заведениям, холодным койкам больниц… Как много людей нашли в себе силы сделать шаг отсюда туда. Хватит ли у нас силы и веры шагнуть следом? Ведь почитание — это не просто память, это утверждение в настоящем и взгляд в будущее, это соединение с теми, кто в вечности, кто у Бога, у Которого все живы.

Больше десяти лет назад в редакции журнала «Фома» мы решили, что статьи о новомучениках должны быть в каждом номере. Во многом это решение удалось претворить в жизнь, благодаря поддержке игумена Дамаскина, ставшего нашим постоянным автором. Эта книга собрана из его текстов, в том числе публиковавшихся в нашем журнале и на нашем сайте. Тот факт, что их читали в некоторых православных храмах на запричастном стихе в дни памяти этих святых, заставляет нас относиться к ним с особым трепетом. Это уже не просто публицистика, а нечто большее.

Наверное, в каждой верующей семье есть особо почитаемые святые, сыгравшие и играющие в ее жизни важную роль. Для нашей семьи таким святым стал священноисповедник Роман (Медведь), который обращался к братьям-священникам со словами: «Задача пастыря — так воспитать душу, чтобы она сама могла стать пред Господом и вполне свободно и сознательно избрала добро…»

Думаю, что задача всей жизни христианина в Церкви состоит в том же: научиться думать и выбирать. Это очень непросто, это разрушает те самые примитивные схемы, где один святой помогает от зубной боли, а другой от боли в желудке. Но только так и только тогда перестаешь надеяться на простые инструкции, и начинаешь действительно молиться о вере.

Искренне надеюсь, что мы найдем в себе силы и разум изменить наше отношение к мученикам XX века. Буду рад, если для кого-то такое изменение начнется с этой книги. Для этого ее важно прочесть целиком.

Владимир Легойда, главный редактор журнала «Фома», председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата



Поделиться: