Исследовательский этап нир. Научно-исследовательская подготовка производства

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Новшество - оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности.

Новшества могут оформляться в виде: открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рацпредложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс и т.д. Вложение инвестиций в разработку новшества - половина дела. Главное внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, т.е. завершить инновационную деятельность и получить положительный результат.

Инновация (нововведение) - конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого эффекта.

Основными задачами НИОКР являются:

Получение новых знаний в области развития природы и общества, новых областей их применения;

Теоретическая и экспериментальная проверка возможности материализации в сфере производства разработанных на стадии стратегического маркетинга нормативов конкурентоспособности товаров организации;

Практическая реализация портфеля новшеств и инноваций.

Основные принципы НИОКР:

1. Выполнение ранее рассмотренных научных подходов, принципов, функций, методов менеджмента при решении любых проблем, разработке рациональных управленческих решений. Количество применяемых компонентов научного менеджмента определяется сложностью, стоимостью объекта управления и другими факторами.

2. Ориентация инновационной деятельности на развитие человеческого капитала.

Проведение НИР можно рассматривать как научную подготовку производства (НПП), ОКР - как основную часть конструкторской подготовки производства (КПП) и частично технологической (ТПП), а собственно подготовку производства на серийном заводе как окончание КПП, проведение в основном ТПП, а также организационной подготовки производства (ОПП).

1. Виды НИР и их основные этапы

Научные исследования можно разделить на фундаментальные, поисковые и прикладные (табл. 1)

Таблица 1 - Виды научно-исследовательских работ

Виды исследований

Результаты исследований

Фундаментальные

Расширение теоретических знаний. Получение новых научных данных о процессах, явлениях, закономерностях, существующих в исследуемой области; научные основы, методы и принципы исследований

Поисковые

Увеличение объема знаний для более глубокого понимания изучаемого предмета. Разработка прогнозов развития науки и техники; открытие путей применения новых явлений и закономерностей

Прикладные

Разрешение конкретных научных проблем для создания новых изделий. Получение рекомендаций, инструкций, расчетно-технических материалов, методик. Определение возможности проведения ОКР по тематике НИР

Фундаментальные и поисковые работы в жизненный цикл изделия, как правило, не включаются. Однако на их основе осуществляется генерация идей, которые могут трансформироваться в проекты НИОКР.

Прикладные НИР являются одной из стадий жизненного цикла изделия. научная исследовательская опытная конструкторская

Их задача - дать ответ на вопрос: "Возможно ли создание нового вида продукции и с какими характеристиками?"

Порядок проведения НИР регламентируется ГОСТ 15.101-80. Конкретный состав этапов и характер выполняемых в их рамках работ определяются спецификой НИР.

1) разработка технического задания (ТЗ) на НИР;

2) выбор направлений исследования;

3) теоретические и экспериментальные исследования;

4) обобщение и оценка результатов исследований.

Примерный перечень работ на этапах НИР приведен в таблице 2.

Таблица 2 - Этапы НИР и состав работ на них

Этапы НИР

Состав работ

Разработка ТЗ на НИР

научное прогнозирование

Анализ результатов фундаментальных и поисковых исследований

Изучение патентной документации

Учет требований заказчиков

Выбор направления исследования

Сбор и изучение научно-технической информации

Составление аналитического обзора

Проведение патентных исследований

Формулирование возможных направлений решения задач, поставленных в ТЗ НИР, и их сравнительная оценка

Выбор и обоснование принятого направления исследований и способов решения задач

Сопоставление ожидаемых показателей новой продукции после внедрения результатов НИР с существующими показателями изделий-аналогов

Оценка ориентировочной экономической эффективности новой продукции

Разработка общей методики проведения исследований

Теоретические и экспериментальные исследования

Разработка рабочих гипотез, построение моделей объекта исследований, обоснование допущений

Выявление необходимости проведения экспериментов для подтверждения отдельных положений теоретических исследований или для получения конкретных значений параметров, необходимых для проведения расчетов

Разработка методики экспериментальных исследований, подготовка моделей (макетов, экспериментальных образцов), а также испытательного оборудования

Проведение экспериментов, обработка полученных данных

Сопоставление результатов эксперимента с теоретическими исследованиями

Корректировка теоретических моделей объекта

Проведение при необходимости дополнительных экспериментов

Проведение технико-экономических исследований

Составление промежуточного отчета

Обобщение и оценка результатов исследований

Обобщение результатов предыдущих этапов работ

Оценка полноты решения задач

Разработка проекта ТЗ на ОКР

Составление итогового отчета приемка НИР комиссией

2. Информационное обеспечение прикладной НИР

На стадии разработки технического задания на НИР используются следующие виды информации:

Объект исследования;

Описание требований к объекту исследования;

Перечень функций объекта исследования общетехнического характера;

Перечень физических и других эффектов, закономерностей и теорий, которые могут быть основой принципа действия изделия;

Технические решения (в прогнозных исследованиях);

Сведения о научно-техническом потенциале исполнителя НИР;

Сведения о производственных ресурсах (применительно к объекту исследований);

Сведения о материальных ресурсах;

Маркетинговые сведения;

Данные об ожидаемом экономическом эффекте.

Дополнительно используется следующая информация:

Методы решения отдельных задач и обработки информации;

Общетехнические требования (стандарты, ограничения вредных влияний, требования по надежности, ремонтопригодности, эргономике и так далее);

Проектируемые сроки обновления продукции;

Предложения лицензий и "НОУ-ХАУ" по объекту исследований.

На последующих этапах НИР в качестве базы в основном используется перечисленная выше информация.

Дополнительно используются:

Сведения о новых принципах действия, новых гипотезах, теориях, результатах НИР;

Данные экономической оценки, моделирования основных процессов, оптимизации многокритериальных задач, макетирования, типовых расчетов, ограничений;

Требования к информации, вводимой в информационные системы и т.д.

3. Методы оценки научно-технической результативности НИР

Результатом НИР является достижение научного, научно-технического, экономического и социального эффектов. Научный эффект характеризуется получением новых научных знаний и отражает прирост информации, предназначенной для "внутринаучного" потребления.

Научно-технический эффект характеризует возможность использования результатов выполняемых исследований в других НИР и ОКР и обеспечивает получение информации, необходимой для создания новой продукции.

Экономический эффект характеризует коммерческий эффект, полученный при использовании результатов прикладных НИР.

Социальный эффект проявляется в улучшении условий труда, повышении экономических характеристик, развитии культуры, здравоохранения, науки, образования.

Научная деятельность носит многоаспектный характер, ее результаты, как правило, могут использоваться во многих сферах экономики в течение длительного времени.

4 . Основные задачи и этапы ОКР

После завершения прикладных НИР при условии положительных результатов экономического анализа, удовлетворяющего фирму с точки зрения ее целей, ресурсов и рыночных условий, приступают к выполнению опытно-конструкторских работ (ОКР).

ОКР - важнейшее звено материализации результатов предыдущих НИР.

Ее основная задача - создание комплекта конструкторской документации для серийного производства.

Основные этапы ОКР (ГОСТ 15.001-73):

1) разработка ТЗ на ОКР;

2) техническое предложение;

3) эскизное проектирование;

4) техническое проектирование;

5) разработка рабочей документации для изготовления и испытаний опытного образца;

6) предварительные испытания опытного образца;

7) государственные (ведомственные) испытания опытного образца;

8) отработка документации по результатам испытаний.

Примерный перечень работ на этапах ОКР отражен в табл.8.1.

Таблица 3 - Примерный перечень работ на этапах ОКР

Этапы ОКР

Основные задачи и состав работ

Разработка ТЗ на ОКР

Составление проекта ТЗ заказчиком

Проработка проекта ТЗ исполнителем

Установление перечня контрагентов и согласование с ними частных ТЗ

Согласование и утверждение ТЗ

Техническое предложение (является основанием для корректировки ТЗ и выполнения эскизного проекта)

Выявление дополнительных или уточненных требований к изделию, его техническим характеристикам и показателям качества, которые не могут быть указаны в ТЗ:

проработка результатов НИР;

проработка результатов прогнозирования;

изучение научно-технической информации;

предварительные расчеты и уточнение требований ТЗ

Эскизное проектирование (служит основанием для технического проектирования)

Разработка принципиальных технических решений:

выполнение работ по этапу технического предложения, если этот этап не проводится;

выбор элементной базы разработки;

выбор основных технических решений;

разработка структурных и функциональных схем изделия;

выбор основных конструктивных элементов;

метрологическая экспертиза проекта;

разработка и испытание макетов.

Техническое проектирование

Окончательный выбор технических решений по изделию в целом и его составным частям:

разработка принципиальных электрических, кинематических, гидравлических и других схем;

уточнение основных параметров изделия;

проведение конструктивной компоновки изделия и выдача данных для его размещения на объекте;

разработка проектов ТУ на поставку и изготовление изделия;

испытание макетов основных приборов изделия в натурных условиях.

Разработка рабочей документации для изготовления и испытания опытного образца

Формирование комплекта конструкторских документов:

разработка полного комплекта рабочей документации;

согласование ее с заказчиком и заводом-изготовителем серийной продукции;

проверка конструкторской документации на унификацию и стандартизацию;

изготовление в опытном производстве опытного образца;

настройка и комплексная регулировка опытного образца.

Предварительные испытания

Проверка соответствия опытного образца требованиям ТЗ и определение возможности его предъявления на государственные (ведомственные) испытания:

стендовые испытания;

предварительные испытания на объекте;

испытания на надежность.

Государственные (ведомственные) испытания

Оценка соответствия требованиям ТЗ и возможности организации серийного производства

Отработка документации по результатам испытаний

Внесение необходимых уточнений и изменений в документацию.

Присвоение документации литеры "О 1".

Передача документации заводу-изготовителю.

ОКР - ключевой этап в инновационном процессе.

Здесь происходит материализация результатов предыдущих этапов в новый продукт.

Основная задача ОКР - создание комплекта конструкторской документации, годной для серийного производства продукта.

С целью отработки документации и проверки соответствия результатов ОКР требованиям технического задания в опытном производстве изготавливается и испытывается в заводских и натурных условиях опытный образец.

ОКР представляет в информационном смысле поле сложных взаимодействий различных областей знания: естественных наук, математики, экономики, организации производства, управления коллективом разработчиков и т.д.

Ключевой задачей технико-экономического проектирования в составе ОКР является обеспечение эффективности нового изделия и, следовательно, его конкурентоспособности на рынке. В этой связи особое значение приобретает конструирование интегрального показателя качества и интегрального экономического показателя изделия.

В управлении эффективностью разработки, кроме обеспечения ее собственно технико-экономических показателей, решающее значение имеет сокращение времени на НИОКР и выбор момента вывода нового товара на рынок.

Инновационный процесс - сложное комплексное организационное мероприятие с информационно насыщенными этапами принятия самых разнородных решений. Концептуальная организация такого процесса, изложенная выше, позволяет снизить риск ошибочных решений и издержки в процессе выполнения НИОКР и организации серийного производства нового товара.

5 . Структура жизненного цикла изделия

Основные составляющие жизненного цикла любого изделия следующие:

1) маркетинговые исследования потребностей рынка;

2) генерация идей и их фильтрация;

3) техническая и экономическая экспертиза проекта;

4) научно-исследовательские работы по тематике изделия;

5) опытно-конструкторская работа;

6) пробный маркетинг;

7) подготовка производства изделия на заводе-изготовителе серийной продукции);

8) собственно производство и сбыт;

9) эксплуатация изделий;

10) утилизация изделий.

Стадии 4-7 - предпроизводственные, и их можно рассматривать как комплекс научно-технической подготовки производства.

Целесообразно в ходе управления жизненным циклом изделия опираться на систему контрольных точек цикла. На всех контрольных точках анализируют отклонения качественных и количественных параметров изделия от проектных значений по техническим и экономическим критериям и вырабатывают соответствующие решения по критерию "эффект-затраты".

Количество контрольных точек (КТ) зависит от характера изделия.

КТ-1 - решение о начале проекта;

КТ-2 - окончание технического проекта (решение о разработке рабочей документации и изготовлении опытного образца);

КТ-3 - окончание ОКР (решение об изготовлении опытного образца);

КТ-4 - окончание пробного маркетинга (принятие решения о начале серийного производства и коммерческой реализации изделия);

КТ-5 - оценка качества серийно выпускаемой продукции (решение о повышении качества и надежности);

КТ-6 - оценка необходимости обновления или модернизации продукции;

КТ-7 - оценка оптимальности методов сбыта продукции;

КТ-8 - оценка целесообразности и методов капитального ремонта изделий в процессе эксплуатации;

КТ-9 - оценка целесообразности снятия изделия с производства;

КТ-10 - снятие изделия с эксплуатации и передача его на утилизацию.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Организация работ по изобретательству и рационализации, научно-исследовательских работ. Планирование геологоразведочного процесса, строительства нефтяных и газовых скважин. Процесс транспортирования, хранения, сбыта нефтепродуктов. Ремонт оборудования.

    учебное пособие , добавлен 20.09.2011

    Понятие и классификация научно-технической продукции, ее разновидности. Особенности ее документального оформления, законодательное регулирование этой сферы. Методы передачи научно-технической продукции потребителям в отечественной и мировой практике.

    контрольная работа , добавлен 25.11.2015

    Определение трудоёмкости этапов научно-исследовательской опытно-конструкторской разработки (НИОКР). Выбор числа исполнителей и проектирование технологической оснастки, планирование и расчет графика. Расчет сметной стоимости и цены на научную продукцию.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2011

    Экономическая эффективность инновационной деятельности предприятия. Повышение технико-организационного уровня производства. Состояние техники, организации управления и научно-исследовательских работ. Внедрение изобретения рационализаторского предложения.

    контрольная работа , добавлен 21.06.2016

    Организация научно-технической подготовки производства к выпуску новой продукции. Описание научно-технических исследований и конструкторской подготовки на предприятии. Оранизационно-технологическая и проектно-конструкторская подготовка.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2009

    Разработка технологии производства трудногорючего полиэтилентерефталатного волокна, обладающего дополнительно антибактериальными и антигрибковыми свойствами под воздействием лазерного СО2 излучения. Основные проблемы данной инновации, способы их решения.

    курсовая работа , добавлен 31.03.2013

    Основные задачи отдела главного конструктора. Непрерывность и корректность работы информационных систем для освоения в производстве перспективных конструкторских разработок и внедрения научно-технических достижений. Методы информационной безопасности.

    реферат , добавлен 16.11.2010

    Сущность и значение научно-технической революции (НТР), основные направления реализации научно-технической деятельности на современном этапе. Область применения био- и нанотехнологий, анализ положительных и отрицательных моментов новых направлений НТР.

    курсовая работа , добавлен 29.03.2011

    Особенности производственного процесса в бурении. Производственный цикл в строительстве скважин, его состав и структура. Проектирование работ по строительству скважин. Организация вышкомонтажных работ. Этапы процесса бурения скважин и их испытание.

    контрольная работа , добавлен 11.12.2010

    Принципы и основные этапы оштукатуривания внутренних и внешних поверхностей, используемые методы и приемы, инструменты, приспособления и инвентарь. Технология выполнения работ. Порядок покраски валиком и кистями. Исправление трещин на потолке и стенах.

НИР – первая стадия НИОКР, где реально начинает создаваться научно-техническая база будущих инноваций. Как уже указывалось, основой НИР являются знания, накопленные за прошлые периоды развития. В то же время по окончании стадии НИР должна быть сформирована концепция конкретного продукта, технологии, бизнес-процессов. Таким образом, разработчик НИР, определяя основные направления исследований, решает главную стратегическую задачу сферы НИОКР – что будет делать фирма в дальнейшем.

В соответствии с постановкой задачи прикладной НИР ее обобщенные исходы могут иметь следующий характер:

Отрицательные результаты (например, вывод – создать новый образец техники не представляется возможным на основе исследованных научных направлений);

Промежуточные результаты (необходимо продолжить исследования);

Положительные результаты (на основе полученных в НИР результатов можно приступить к выполнению ОКР, в этом случае в состав итогового отчета по НИР включается проект технического задания на ОКР).

Научные исследования можно разделить на фундаментальные, поисковые и прикладные.

Виды научно-исследовательских работ

Виды исследований

Результаты исследований

Фундаментальные

Расширение теоретических знаний. Получение новых научных данных о процессах, явлениях, закономерностях, существующих в исследуемой области.

Поисковые

Увеличение объема знаний для более глубокого понимания изучаемого предмета. Разработка прогнозов развития науки и техники; открытие путей применения новых явлений и закономерностей

Прикладные

Разрешение конкретных научных проблем для создания новых изделий. Получение рекомендаций, инструкций, расчетно-технических материалов, методик. Определение возможности проведения ОКР по тематике НИР

На основе фундаментальных и поисковых работ осуществляется генерация идей, которые могут трансформироваться в проекты НИОКР.

Прикладные НИР являются одной из стадий жизненного цикла изделия. Их задача - дать ответ на вопрос: Возможно ли создание нового вида продукции и с какими характеристиками?

Порядок проведения НИР регламентируется ГОСТ 15.101-80. Конкретный состав этапов и характер выполняемых в их рамках работ определяются спецификой НИР.

1) разработка технического задания (ТЗ) на НИР;

2) выбор направлений исследования;

3) теоретические и экспериментальные исследования;

4) обобщение и оценка результатов исследований.

Примерный перечень работ на этапах НИР приведен в таблице.

Этапы НИР

Состав работ

Разработка ТЗ на НИР

научное прогнозирование

Анализ результатов фундаментальных и поисковых исследований

Изучение патентной документации

Учет требований заказчиков

Выбор направления исследования

сбор и изучение научно-технической информации

Составление аналитического обзора

Проведение патентных исследований

Формулирование возможных направлений решения задач, поставленных в ТЗ НИР, и их сравнительная оценка

Выбор и обоснование принятого направления исследований и способов решения задач

Сопоставление ожидаемых показателей новой продукции после внедрения результатов НИР с существующими показателями изделий-аналогов

Оценка ориентировочной экономической эффективности новой продукции

Разработка общей методики проведения исследований

Составление промежуточного отчета

Теоретические и экспериментальные

Разработка рабочих гипотез, построение моделей объекта исследований, обоснование допущений

исследования

Выявление необходимости проведения экспериментов для подтверждения отдельных

положений теоретических исследований или для получения конкретных значений параметров, необходимых для проведения расчетов

Разработка методики экспериментальных исследований, подготовка моделей (макетов, экспериментальных образцов), а также испытательного оборудования

Проведение экспериментов, обработка полученных данных

Cопоставление результатов эксперимента с теоретическими исследованиями

Корректировка теоретических моделей объекта

Проведение при необходимости дополнительных экспериментов

Проведение технико-экономических исследований

Cоставление промежуточного отчета

Обобщение и оценка результатов исследований

Обобщение результатов предыдущих этапов работ

Оценка полноты решения задач

разработка проекта тз на окр

составление итогового отчета

приемка нир комиссией

Информационное обеспечение прикладной НИР

На стадии разработки технического задания на НИР используются следующие виды информации:

Объект исследования;

Описание требований к объекту исследования;

Перечень функций объекта исследования общетехнического характера;

Перечень физических и других эффектов, закономерностей и теорий, которые могут быть основой принципа действия изделия;

Технические решения (в прогнозных исследованиях);

Сведения о научно-техническом потенциале исполнителя НИР;

Сведения о производственных ресурсах (применительно к объекту исследований);

Сведения о материальных ресурсах;

Маркетинговые сведения;

Данные об ожидаемом экономическом эффекте.

Дополнительно используется следующая информация:

Методы решения отдельных задач и обработки информации;

Общетехнические требования (стандарты, ограничения вредных влияний, требования по надежности, ремонтопригодности, эргономике и так далее);

Проектируемые сроки обновления продукции;

Предложения лицензий и "ноу-хау" по объекту исследований.

На последующих этапах НИР в качестве базы в основном используется перечисленная выше информация. Дополнительно используются:

Сведения о новых принципах действия, новых гипотезах, теориях, результатах НИР;

Данные экономической оценки, моделирования основных процессов, оптимизации многокритериальных задач, макетирования, типовых расчетов, ограничений;

Требования к информации, вводимой в информационные системы и т.д.

Предыдущая

В таблице 1 представлены этапы выполнения студентами различных видов научно-исследовательской работы.

Технологическая карта процесса выполнения НИР

1. Выбор темы.

2. Постановка проблемы.

3. Составление ориентировочного плана.

4. Подбор литературы по проблеме:

а) работа в библиотеке с каталогами (алфавитным, предметным, систематическим) по отбору литературы;

б) составление библиографических карточек на статьи, книги;

в) уточнение понятийно-категориального аппарата (работа со словарями, энциклопедиями, справочниками).

5. Изучение подобранной литературы:

а) работа с текстом;

б) конспектирование, аннотирование.

6. Систематизация материала, классификация его по определенным признакам и группам.

7. Написание текста первой главы работы «Теоретический анализ проблемы» (обзор литературы) в котором должны быть представлены:

а) исторический аспект исследуемой проблемы;

б) научные положения общей и специальной педагогики и психологии, характеризующие объект исследования;

в) методические, дидактические положения;

г) выводы по результатам анализа литературы по теме исследования;

д) формулировка гипотезы исследования.

8. Научно-теоретическое обоснование и разработка (адаптация) методики и методов исследования, определение изучаемых параметров, критериев оценки результатов эксперимента.

9. Проведение констатирующего эксперимента. Обработка результатов исследования, их качественно-количественный анализ. Составление и оформление таблиц, схем, иллюстраций. Формулирование выводов.

10. Рекомендуется (но не обязательно) провести формирующий эксперимент по разработанной студентом коррекционно-развивающей программе, включающей пояснительную записку с указанием цели и задач, теоретическую и практическую часть, формы реализации, количество часов, методы проверки эффективности.

11. Анализ экспериментальных данных, оформление результатов в таблицах, схемах, графиках, диаграммах, гистограммах. Формулирование выводов и рекомендаций по данным констатирующего (формирующего) эксперимента.

12. Оформление работы.

Структура и содержание научно-исследовательской работы студента

Работа состоит из двух взаимосвязанных частей: обзорной и содержательной. В первой отражается ход научно-теоретического исследования проблемы (по данным литературы). Вторая включает методику исследования и полученный результат.

В обзорную часть входят введение и глава I.

Научно-исследовательская работа начинается с введения, в рамках которого должны найти отражение следующие позиции (аспекты):

1. Обоснование актуальности.

2. Определение проблемы исследования.

3. Выявление предмета, объекта исследования.

4. Формулирование цели и задач исследования.

5. Выдвижение гипотезы и прогнозирование положительного эффекта, который может быть, достигнут в результате решения проблемы.

6. Определение теоретической и практической значимости, новизны исследования.

7. Выбор методов исследования.

8. Формулирование положений, выносимых на защиту (является факультативным).

Научно-исследовательская работа студента должна содержать следующие элементы:

– титульный лист;

– перечень условных обозначений (при необходимости);

– введение (общую характеристику работы);

– основную часть, представленную главами;

– заключение;

– список использованной литературы;

– приложения (при необходимости).

Титульный лист. Титульный лист должен содержать следующие сведения:

– полное наименование учебного заведения, факультета, кафедры, на которой выполняется научно-исследовательская работа;

– фамилия, имя, отчество студента;

– название работы, которое должно определять область проведенных исследований, быть по возможности кратким и точно соответствовать содержанию исследования;

– номер и название специальности;

– жанр работы, например, выпускная квалификационная работа;

– фамилии, инициалы, научные степени и звания научного руководителя и рецензента;

– город, в котором находится учебное заведение;

– год защиты научно-исследовательской работы.

Оглавление. Оглавление включает названия структурных частей работы (перечень условных обозначений, введение, названия глав, параграфов, заключение, список использованной литературы, приложение) с указанием номеров страниц, на которых находится начало соответствующих структурных элементов. Оглавление должно быть помещено в начале работы, поскольку это дает возможность сразу увидеть ее структуру.

Перечень условных обозначений, символов, единиц и терминов.

Если в работе принята специфическая терминология, а также употребляются малораспространенные сокращения, новые символы, обозначения и т. п., то их перечень может быть представлен в виде отдельного списка, помещаемого перед введением.

Перечень обычно имеет вид столбца, в котором слева (в алфавитном порядке) приводится сокращение, справа - его детальная расшифровка.

Если в работе специальные термины, сокращения, символы, обозначения и т. п. повторяются менее трех раз, перечень не составляют, их расшифровку приводят в тексте при первом упоминании.

Введение - вступительная, начальная часть работы. В нем дается общая оценка состояния проблемы исследования (при необходимости исторический экскурс), очерчивается круг проблем, нуждающихся в изучении, определяется направление исследования. Введение, как правило, представляет собой краткий раздел объемом до 4 страниц.

Актуальность темы. Указывается и кратко характеризуется необходимость проведения исследований для решения конкретной задачи, развития направлений по определенной теме логопедии, отражается важность решаемых вопросов для специальной педагогики.

Постановка проблемы - первоочередная задача, суть научной проблемы заключается в «знании о незнании». Проблему создают противоречия, требующие разрешения. В педагогическом исследовании противоречия свидетельствуют о несоответствии между какими-либо явлениями внутри объекта изучения. Наличие противоречия требует научного поиска, совершенствования педагогических технологий (см. словарь) и проведения исследования по их реализации.

Проблема исследования должна быть актуальна (см. словарь), отвечать потребностям практики, иметь соответствующее научное решение. Обоснование актуальности проблемы позволяет конкретизировать тему исследования, которая, в свою очередь, должна быть тщательно продумана и корректно сформулирована. Например, «Профилактика предрасположенности детей дошкольного возраста с ОНР к дислексии».

Объект и предмет исследования. Конкретизировать рамки исследования позволяет определение его объекта и предмета. Обратимся к толкованию этих понятий.

Объект исследования - процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Применительно к вышеуказанной теме объектом исследования является состояние устной речи и процессов, обусловливающих формирование предпосылок нарушения процесса чтения у детей дошкольного возраста с ОНР.

Объект исследования можно определить следующим образом: особенности формирования речевых и психических функций, обеспечивающих становление навыка чтения, у детей «группы риска».

Следующей основной характеристикой исследования является его предмет.

Предмет исследования - это представления автора о том, как рассматривается объект (с какой стороны, какие аспекты и т. п.).

Определение предмета исследования позволяет конкретизировать предполагаемый конечный результат. Предмет исследования является составной частью объекта, чаще всего он совпадает с темой исследования.

Предмет исследования - психолого-педагогическая технология выявления предрасположенности к дислексии и профилактика дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Цель и задачи исследования. Формулируется одна цель работы и несколько задач, которые необходимо решить для достижения этой цели. Формулируя цель, необходимо записать ее в нескольких вариантах, а затем определить наиболее подходящий.

Целями педагогического исследования могут быть:

1) разработка педагогических, научно-методических основ формирования (воспитания, развития) у кого-либо чего-либо;

2) выявление, обоснование, экспериментальная проверка педагогических условий формирования (воспитания, развития) у кого-либо чего-либо;

3) обоснование содержания, форм, методов и средств формирования (воспитания, развития) у кого-либо чего-либо;

4) разработка методики;

5) разработка теоретической модели чего-либо;

6) разработка требований, критериев эффективности педагогической деятельности.

Цель исследования в нашем примере можно определить следующим образом: разработка комплексных методик выявления предрасположенности к дислексии и профилактика дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В качестве цели педагогического исследования обычно формулируется в обобщенном виде тот научный результат, который должен быть получен в итоге исследования.

Задачи исследования можно формулировать как этапы или части исследования.

На практике цели и задачи часто смешиваются. Задача - это обозначение конкретных вопросов, в совокупности обеспечивающих достижение общей цели исследования в области создания технологий педагогической деятельности, все элементы которых должны быть выявлены, обоснованы, спроектированы, разработаны и т. д., а затем экспериментально проверены, скорректированы и т. п.

Если задачи определяются как этапы, то они решаются последовательно, поскольку решение последующей задачи возможно только после решения предыдущей. Если задачи определяются как отдельные части исследования, то их можно решать одновременно, независимо друг от друга.

В нашем примере могут быть выдвинуты следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую, логопедическую литературу по проблеме исследования.

2. Определить методику исследования речевых и неречевых функций для выявления у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) предрасположенности к дислексии.

3. Провести исследования, направленные на выявление риска возникновения дислексии у дошкольников с ОНР.

4. Выявить особенности сформированности предпосылок овладения навыками чтения у дошкольников с ОНР.

6. Экспериментально проверить эффективность предложенных приемов коррекционной работы (в рамках формирующего эксперимента).

Цель обозначает то, что необходимо сделать, а задачи строятся в виде утверждений, направленных на достижение цели.

Гипотеза. После определения цели формулируется рабочая гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо факторов, особенностей, характеристик и предвосхищающее результат исследования. Она формулируется на основе литературного обзора и является организующим и направляющим фактором первоначального этапа эксперимента, с позиций которого будет осуществляться исследование. В рамках гипотезы обобщаются данные эксперимента, она направляет исследование и прогнозирует его результат. Из гипотезы вытекает проект решения проблемы.

Гипотеза не должна носить очевидный характер и отражать явные предположения, поскольку проверка, а тем более исследование их, не имеет смысла.

В результате проведенных исследований гипотеза может подтвердиться или быть опровергнута. Выдвигать гипотезу нужно таким образом, чтобы она охватывала разные аспекты и стороны исследуемых явлений, процессов.

Для того чтобы гипотеза подтвердилась, а работа была практически значима, автор должен иметь хорошую теоретическую подготовку, осведомленность в проблеме исследования.

Гипотеза считается достоверной лишь после практической проверки и подтверждения ее соответствующими фактами.

Первая часть гипотезы является описательной, вторая - объяснительной, третья - прогностической. Однако такое построение не является строго обязательным.

Схема гипотезы может быть представлена в следующем виде: Если… то... так как...

Гипотеза исследования по специальной педагогике может содержать следующее:

2) утверждение о взаимодействии между особенностями психофизического развития, содержанием специальных коррекционных занятий и конкретными видами деятельности (игровой, учебной, трудовой);

3) утверждение о взаимодействии между видами коррекционной помощи (медицинской, психологической и педагогической);

4) утверждение о взаимодействии между видами коррекционных занятий, их содержанием и методикой, этапами и средствами коррекции;

5) утверждение о критериях и условиях реализации какого-либо вида деятельности (игровой, учебной, трудовой).

В нашем примере гипотеза может звучать следующим образом: Учитывая, что процесс чтения является сложной речевой деятельностью, овладение которой предполагает достаточный уровень развития устной речи, сформированности слухоречевой памяти и ряда невербальных психических функций, можно предположить, что комплексное изучение их состояния у дошкольников с ОНР позволит выявить группу риска возникновения дислексии и разработать психолого-педагогические технологии ее профилактики.

Формирование компонентов, обеспечивающих функциональный базис чтения, в процессе коррекционно-логопедической работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи, позволит предупредить возникновение дислексии.

Методология и методы исследования. В процессе исследовательской работы (в студенческом научном обществе, при выполнении курсовой и дипломной работы) студентом решается вопрос о выборе методов. Методы научного исследования - это пути или способы, с помощью которых получают и систематизируют научные факты, на основании чего создаются новые теории, научные школы и направления. Программа исследования определяет очередность применения научного инструмента. Единый комплекс методов является методикой исследования. Используемая экспериментатором методика не только позволяет получать научные факты об изучаемом объекте, но и является инструментом проверки эффективности работы.

В работе приводятся названия и особенности использованных автором методов исследования. Детальное обоснование выбора методов исследования описывается в соответствующих главах работы.

Для получения достоверных результатов исследователь может опираться на различные классификации методов и методик научного исследования.

Одной из наиболее оптимальных является классификация Б. Г. Ананьева, включающая следующие группы методов:

1. Организационные методы, определяющие общую стратегию исследования:

а) сравнительный метод используется для сопоставления изучаемых величин и явлений, научных результатов;

б) лонгитюдный метод предполагает многократное обследование одной и той же выборки по заданным параметрам;

в) комплексный метод предполагает разделение функций между исследователями с целью более глубокого изучения объекта.

2. Эмпирические методы представляют собой способы сбора научных фактов. Это могут быть обсервационные методы: наблюдение, самооценка, рейтинг (суждение компетентных экспертов), биографические методы (анализ анамнестических данных, изучение документации).

Для определения потенциала развития речи и личности применяют диагностические методы: интервьюирование, анкетирование, тестирование и шкалы оценок.

Если ставится задача выявить зависимости между изучаемыми явлениями, то используются следующие экспериментальные методы: констатирующий эксперимент, формирующий и контрольный эксперимент.

Регистрировать акты поведения, анализировать продукты деятельности дошкольников, школьников позволяют праксиметрические методы.

3. Методы обработки данных Математико-статистические методы (количественная обработка результатов исследования, например, с помощью компьютерных программ).

4. Интерпретационные методы тесно связаны с организационными, являются способами обобщения и объяснения фактов и их связей: генетический способ объясняет материал с точки зрения генетических связей и явлений; структурный способ позволяет установить взаимосвязи между частями и целым, это путь к рождению новых гипотез и концепций.

В процессе научного исследования все методы должны использоваться в совокупности.

На нашем примере могут быть определены следующие методы исследования:

– организационные: сравнительный, комплексный;

– эмпирические: наблюдение, психолого-педагогический эксперимент;

– психодиагностические: тесты, диагностические задания, анкеты;

– биографические: сбор и анализ анамнестических данных, изучение документации;

– интерпретационные и др.

Научная новизна. Во введении отмечаются признаки новизны исследования, его практическая, теоретическая и социальная значимость. Научная новизна может определяться в исследовании отличием полученных результатов от известных, в этом случае следует классифицировать степень новизны (впервые получено, усовершенствовано, обеспечено дальнейшее развитие и т.п.), раскрыть сущность новых результатов.

Новизна результатов научно-исследовательской работы определяется тем, насколько они развивают представления о том или ином явлении, системно проясняют сущность явлений, процессов, как они способствуют развитию науки и практики.

Научная новизна определяется, например, отсутствием аналогичных исследований, новизной темы, методического решения, оригинальностью постановки целей, задач, гипотез.

Следует отметить новые данные, полученные в результате исследования, как в случае их соответствия с имеющимися в литературе данными, гак и в случае их расхождения с традиционными.

В нашем примере научная новизна может быть сформулирована следующим образом:

Научная новизна работы определяется:

Изучением особенностей проявления предпосылок возникновения дислексии у детей с ОНР.

Выявлением взаимосвязи между нарушениями речевых и неречевых процессов при ОНР и риском возникновения дислексии, определением ведущего нарушения в комплексе проявлений нарушений базиса чтения, структуры этих нарушений.

Теоретическая и практическая значимость полученных результатов. В работе, имеющей практическое значение, приводятся сведения о практическом применении полученных результатов или рекомендации по их использованию.

Следует показать возможность использования результатов работы в интересах совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми. Необходимо отметить, к каким положительным результатам приведет использование полученных данных, указать, какие основные результаты и где уже нашли применение с оценкой эффективности их использования (в рамках формирующего эксперимента).

Рассмотрим теоретическую и практическую значимость полученных результатов в нашем примере.

Теоретическая значимость:

– поставлена и исследована проблема комплексного подхода по выявлению предрасположенности дошкольников с ОНР к дислексии с учетом современного понимания особенностей формирования процесса чтения;

– выявлены особенности речевых и неречевых психических функций, обеспечивающих освоение навыков чтения у старших дошкольников с ОНР;

– разработаны направления и содержание логопедического воздействия по профилактике возникновения дислексии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Практическая значимость работы заключается в подборе методик логопедического воздействия по предупреждению и устранению возникновения риска дислексии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Основные положения, выносимые на защиту. Положения следует формулировать таким образом, чтобы было очевидно, чему посвящено исследование. Указывают не просто результаты анализа деятельности, а закономерности явлений и процессов, их механизмы, роль в прикладном решении отдельной задачи. Например:

На защиту выносятся следующие положения:

– Для выявления факторов риска возникновения дислексии у детей дошкольного возраста с ОНР необходимо комплексное обследование устной речи, слухоречевой памяти, ряда невербальных психических функций, лежащих в основе становления навыка чтения.

– Нарушения устной речи, слухоречевой памяти и ряда невербальных психических функций приводят к дислексии.

– Специально адаптированная методика, направленная на изучение вербальных и невербальных психических функций у дошкольников, позволяет выявить группу риска по дислексии и предупредить возникновение нарушения.

Все вышеперечисленные разделы должны присутствовать в дипломной работе, курсовая работа, цель которой лишь первоначальное приобщение студента к педагогическому исследованию, этого не предусматривает.

Например, во введении к курсовой работе могут отсутствовать такие характеристики, как гипотеза, новизна, практическая и теоретическая значимость.

После определения основных характеристик педагогического исследования важно проанализировать их с целью выяснения соответствия друг другу. Анализу подлежат основные характеристики понятийно-категориального аппарата: тема, проблема, объект исследования, его предмет, цель, гипотеза, новизна, практическая и теоретическая значимость исследования, положения, выносимые на защиту (табл. 2).

Проводя анализ вышеперечисленных характеристик педагогического исследования, необходимо соотнести их с выводами, которые делаются в заключении дипломной работы. Как показывает опыт, проведение подобного анализа позволяет исправить все логические ошибки «аппарата исследования» и его выводов, придать дипломной работе цельность и логичность.

Основная часть. Основная часть научно-исследовательской работы делится на главы, параграфы, пункты. Каждый элемент основной части представляет собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы.

Основная часть работы (представленная главами) содержит:

– обзор литературы по теме и выбор направления исследований;

– описание источников информации;

– изложение общей концепции и основных методов исследования;

– анализ и обобщение результатов исследований.

Основная часть начинается с обзора литературных источников по исследуемому вопросу (глава I) и определяется как теоретический раздел, в котором студент раскрывает основные этапы в развитии научной мысли по рассматриваемой проблеме.

Цель теоретического раздела - продемонстрировать ориентированность в проблеме исследования, обосновать гипотезу исследования и выбор способов ее доказательства.

Литературный обзор начинается с изложения идей тех авторов, которые внесли существенный вклад в разработку проблемы. Затем целесообразно проанализировать и сравнить разные точки зрения авторов. Литературный обзор не должен превращаться в сплошную цитату.

В теоретическом разделе кратко, но достаточно глубокой систематизировано следует изложить состояние проблемы на данный момент, дать характеристику предмета исследования: определить основные категории и понятия, провести их классификации, оценить достижения отечественной и зарубежной науки по исследуемой проблеме. Ссылаясь на научные публикации, нужно кратко изложить дискуссионные точки зрения по разным вопросам специальной педагогики и дать им собственную оценку с ясно выраженной позицией студента.

В заключение обзора следует кратко охарактеризовать состояние проблемы и указать недостаточно изученные, дискуссионные вопросы. Это даст возможность определить актуальность исследования;

Желательно закончить обзор кратким резюме о необходимости проведения исследований в данном направлении и определить предмет своего исследования.

Таким образом, текст аналитического обзора должен соответствовать следующим требованиям:

– достоверность и полнота информации;

– логичность структуры;

– ясность, четкость изложения;

– композиционная целостность;

– аргументированность выводов.

В первой части практического раздела (глава II) излагается общая концепция и основные методы исследований, дается теоретическое обоснование предлагаемых методов, алгоритмов решения задач, излагается их суть, дается научно-теоретическое обоснование выбора направления исследования, описывается организация и содержание исследования: характеристика испытуемых, конкретные методики, процедуры исследования, критерии оценки результатов исследования.

Во второй части практического раздела (главы III, IV) приводятся данные констатирующего (и формирующего) эксперимента. Излагается собственное исследование автора с выявлением того нового, что он внес в разработку задачи (результаты изучения и обучения). Автору необходимо дать собственную оценку достижения цели и полноты решения поставленных задач, оценку достоверности полученных результатов, их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных авторов, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований, отрицательные результаты, приводящие к необходимости прекращения дальнейших исследований по конкретному вопросу.

Порядок изложения материала должен быть подчинен цели исследования, сформулированной автором. Логичность построения и целенаправленность изложения основного содержания достигается только тогда, когда каждая глава имеет определенное целевое назначение и является базой для последующей.

При написании работы студент ОБЯЗАН указывать авторов и источники, из которых он заимствует материалы. Цитаты обязательно заключаются в кавычки. Свободное изложение заимствованного текста допускается только со ссылкой на источник заимствования.

В завершение каждой главы следует приводить краткие описательные выводы, что позволяет четко сформулировать итоги каждого этапа исследования, дает возможность «освободить» основные результаты от второстепенных подробностей.

Заключение . В заключении содержатся основные результаты исследования и выводы, сделанные на их основе.

Список использованной литературы. Список использованной литературы - это перечень источников информации, на основе которых выполнена работа (цитируемые, упоминаемые в тексте, использованные в процессе исследования, но не нашедшие отражения в основном тексте работы). Список составляется в алфавитном порядке.

Приложения . В приложения включают вспомогательный материал, необходимый для полноты восприятия работы, оценки ее научной и практической значимости: формулы и расчеты; таблицы вспомогательных цифровых данных; дидактический материал (речевой, наглядный) к методике исследования; исходные тексты программ ЭВМ с комментариями, краткое их описание в соответствии с ЕСПД (Единая система программной документации); распечатки контрольных примеров, экраны пользовательского интерфейса; иллюстрации вспомогательного характера.

Название и содержание стадий НИР в настоящее время российскими нормативными документами не регламентируется.

В СССР существовал ГОСТ 15.101-80 "Система разработки и постановки продукции на производство. Порядок проведения НИР. Основные положения", который регламентировал планирование и проведение НИР, предшествующих разработке новой продукции всех отраслей промышленности, кроме оборонной и пищевой.

Этот ГОСТ предусматривал следующие стадии НИР:

Разработка технического задания НИР.

Выбор направления исследований.

Теоретические и экспериментальные исследования.

Обобщение и оценка результатов исследований.

На этих стадиях выделяются следующие разделы.

Стадия 1 "Разработка технического задания НИР":

1. Цель и исходные данные для проведения НИР.

2. Стадии НИР.

3. Основные требования к выполнению НИР.

4. Способ реализации.

5. Перечень технической документации, предъявляемой после завершения НИР.

6. Порядок рассмотрения и приемки НИР.

7. Технико-экономическое обоснование.

Стадия 2 "Выбор направления исследований":

1. Составление аналитического обзора.

2. Формулирование нескольких возможных задач и их сравнительная оценка.

3. Выбор и обоснование принятого направления исследования.

4. Сопоставление ожидаемых показателей от внедрения НИР с лучшими объектами-аналогами.

5. Оценка экономической эффективности.

6. Разработка общей методики проведения НИР (программа и план-график работ).

Стадия 3 "Теоретические и экспериментальные исследования":

1. Разработка рабочих гипотез, построение моделей объекта исследования, обоснование допущений.

2. Выявление необходимости проведения экспериментальных исследований.

3. Разработка методики эксперимента, подготовка испытательного оборудования.

4. Проведение эксперимента, обработка полученных данных.

5. Сопоставление данных эксперимента с теоретическими исследованиями.

6. Корректировка теоретической модели объекта.

7. Проведение дополнительных экспериментов.

8. Проведение технико-экономических исследований.

Стадия 4 "Обобщение и оценка результатов исследований":

1. Обобщение всех стадий НИР. Оценка полноты исследований.

2. Проведение (при необходимости) дополнительных исследований.

4. Формулировка технических требований для технического задания на разработку новой продукции.

5. Составление и оформление отчета о НИР.

6. Рассмотрение результатов НИР и приемка работы.

Выделение стадий и разделов НИР в большинстве случаев определяется традициями научных коллективов. Так, например, на кафедре технологии переработки пластических масс УГЛТА при планировании и выполнении НИР предусматривают следующие обязательные разделы:


Уточнение целей и задач НИР.

Составление аналитического обзора.

Выбор и обоснование направления исследований.

Подготовка к проведению НИР.

Проведение НИР.

Обобщение и оценка результатов НИР.

Оформление и экспертиза результатов НИР.

У Вас может возникнуть вопрос: "Зачем нужно знать классификации разделов и стадий НИР? Ведь главное для науки - это хорошая идея!"

Несомненно, что без хороших идей нет хороших научных исследований. Однако довольно часто бывает, что великолепные идеи умирают только из-за того, что автор не знает, как их реализовать на практике. Поэтому успех научного исследования во многом зависит от знаний и навыков ("техники") планирования и проведения НИР.

Я не буду детально Вас знакомить со спецификой и рекомендациями по выполнению всех разделов НИР, а остановлюсь только на некоторых вопросах, которые наиболее часто встречаются на практике (в том числе и студенческой) и недостаточно четко изложены в литературе.

С чего начинать НИР? Рекомендуется начинать НИР с уточнения целей и задач всех этапов научного исследования, в том числе и собственно НИР, и после этого переходить к поиску информации и составлению аналитического обзора по теме исследования.

Пример. У Вас появилась идея получить лекарство против СПИДа из древесины дуба, которая, по известным данным, обладает антибактериологическим действием. Очевидно, что объем, содержание, сроки проведения и затраты на выполнение НИР будут существенно зависеть от конечной цели научного исследования (что Вы собираетесь получить после завершения научного исследования: промышленное производство нового лекарства или только способ его получения, защищенный патентом?). Только после уточнения конечных целей научного исследования рекомендуется переходить к плану составления аналитического обзора.

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

ИНСТРУКЦИЯ

Порядок выполнения и приемки этапов НИР

и НИР в целом

ПОДЛИННИК

КОНТРОЛИРУЕМАЯ КОПИЯ № _____

НЕКОНТРОЛИРУЕМАЯ КОПИЯ

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. РАЗРАБОТАН: начальником научного управления

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом ректора от «12» октября 2011 г. .

3. РАЗРАБОТАН в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО п.7.5.1.

4. ВВЕДЕН впервые.

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального

без разрешения ОмГМА

Область применения

Термины, определения и сокращения

Общие положения

Порядок выполнения НИР

Порядок приемки этапов НИР

Порядок приемки НИР в целом

Приложения

Форма договора на выполнение научно-исследовательских (опытно-конструкторских, технологических) работ

· «Об образовании» (-1).

· «О науке и государственной научно-технической политике» (от 01.01.2001 № 127-ФЗ).

· «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» (от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ).

Гражданский (часть четвертая), Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации.

Государственные стандарты:

· Межгосударственный стандарт. Система разработки и постановки продукции на производство. «Порядок выполнения научно-исследовательских работ» ГОСТ 15.101-98.

· ГОСТ 7.32-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

Постановления Правительства РФ:

· Постановление Правительства РФ от 01.01.2001. N 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)».

· «Об утверждении Положения о научной деятельности высших учебных заведений государственного комитете Российской Федерации по высшему образованию » (приказ Госкомвуза).

· Положение «Об организации научных исследований, проводимых подведомственными учреждениями в рамках тематических планов по заданиям Министерства образования Российской Федерации и финансируемых из средств федерального бюджета » (приказ Министерства образования Российской Федерации от 01.01.2001 N2219).

· Положение о государственной регистрации и учете открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ» (приказ Министерства науки и технологий Российской Федерации от 01.01.2001 № 125).

3. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

3.1. В настоящем стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями согласно ГОСТ Р ИСО 9000 и другие определения:

· Документ – это информация и соответствующий носитель.


· Задания Министерства на проведение научных исследований – это форма договора на выполнение научно-исследовательских работ в подведомственных вузах из средств федерального бюджета [Экспертная оценка проведения, организации и результатов научно-исследовательской деятельности в вузе. Методические рекомендации. – М.: Национальный институт бизнеса, 2006. – 50 с. (Утверждены решением аккредитационной коллегии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки 9 ноября 2006 г.)].

· Заказчик – это предприятие (организация, объединение или другой субъект хозяйственной деятельности), по заявке которого или контракту с которым производится создание и (или) поставка продукции (в том числе научно-технической) [ГОСТ 15.101-98].

· Исполнитель НИР – предприятие (организация, объединение или другой субъект хозяйственной деятельности), выполняющее НИР [ГОСТ 15.101-98].

· Контракт – это коммерческий документ, которым оформляются сделки (в том числе внешнеторговые) по купле-продаже продукции или услуг, включая оказание экономического и технического содействия зарубежным странам [ГОСТ 15.101-98].

· Научная и (или) научно-техническая продукция – это научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации [Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 01.01.2001 № 127-ФЗ].

· Научно -исследовательская работа (НИР)– это комплекс теоретических и (или) экспериментальных исследований, проводимых с целью получения обоснованных исходных данных, изыскания принципов и путей создания (модернизации) продукции. Под комплексом теоретических и (или) экспериментальных исследований понимаются фундаментальные, поисковые, прикладные и экспериментальные исследования, в результате которых будет получен научный или научно-технический результат (продукция) [ГОСТ 15.101-98].

· Отчетная научно-техническая документация (ОНТД) – это комплект документов, отражающих объективную информацию о содержании и результатах НИР (этапов НИР), а также содержащих рекомендации по ее использованию.

· Техническое задание на научно-исследовательскую работу (ТЗ) – это исходный технический документ для проведения НИР, устанавливающий требования к содержанию, объемам и срокам выполнения этих работ [ГОСТ 15.101-98].

· Этап НИР – часть НИР, являющаяся объектом планирования и финансирования.

3.2. В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:

ГОСТ – межгосударственный стандарт

ГОСТ Р – национальный стандарт

НИР – научно-исследовательская работа

НТС – Научно-технический совет

ПК – проблемная комиссия

ОмГМА – Омская государственная медицинская академия

ОНТД – отчетная научно-техническая документация

ТЗ – техническое задание на научно-исследовательскую работу

ФЗ – Федеральный закон

ЦНИЛ – Центральная научно-исследовательская лаборатория

4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1. Цель и задачи:

Целью процедуры является обеспечение информационно-организационного и технического сопровождения планируемых и выполняемых НИР в структурных подразделениях ОмГМА.

Основными задачами процедуры являются:

· организация и представление научно-технической информации на государственную регистрацию и учет в вышестоящие органы научно-технической информации;

· обеспечение информационно-организационного и технического осуществления работ по мониторингу созданных научных или научно-технических результатов (продукции) и их первичному освоению (внедрению);

· регистрация полученных результатов научно-технической деятельности.

4.2. В процессе выполнения НИР должно быть обеспечено соблюдение требований ТЗ, в том числе разработаны и реализованы требования:

· по обеспечению безопасности для жизни и здоровья людей и охраны окружающей среды , совместимости и взаимозаменяемости;

· по стандартизации , унификации и метрологическому обеспечению;

· по ограничению номенклатуры применяемых материалов и комплектующих изделий;

· по экономическому и рациональному использованию топливно-энергетических и материальных ресурсов при создании и эксплуатации создаваемой продукции;

· по обеспечению конкурентоспособности продукции, намечаемой к созданию.

4.3. Основанием для выполнения НИР служит контракт (договор) (Приложение А) с заказчиком - в случае наличия заказчика, техническое задание на НИР (Приложение Б), календарный план выполнения НИР (Приложение В) и (или). Приложениями к договору являются протокол соглашения о договорной цене на научно-техническую продукцию (Приложение Г) и смета расходов на выполнение научно-исследовательских работ (Приложение Д).

4.4. Процесс выполнения НИР в общем случае состоит из следующих этапов:

· выбор направления исследований; проводят с целью определения оптимального варианта направления исследований на основе анализа состояния исследуемой проблемы, в том числе результатов патентных исследований, и сравнительной оценки вариантов возможных решений с учетом результатов прогнозных исследований, проводившихся по аналогичным проблемам;

· теоретические и экспериментальные исследования; проводят с целью получения достаточных теоретических и достоверных экспериментальных результатов исследований, для решения поставленных перед НИР задач;

· обобщение и оценка результатов исследований, выпуск ОНТД по НИР; проводят с целью оценки эффективности полученных результатов в сравнении с современным научно-техническим уровнем (в том числе оценки создания конкурентоспособной продукции и услуг);

· предъявления работы к приемке и ее приемка.

Этапы конкретной НИР, а также необходимость их приемки должны быть определены в ТЗ и контракте на ее выполнение.

4.5. Для экспериментальной проверки возможности создания образца продукции и определения его технических характеристик, проверки правильности результатов теоретических исследований и выбора оптимального технического и конструкторско-технологического решения и в процессе выполнения НИР при необходимости создают макеты, модели, экспериментальные образцы (далее - макеты).

4.6. Для обеспечения своевременного выполнения НИР и ее этапов, осуществления оперативного контроля за выполнением работ и составлением ОНТД исполнитель НИР при необходимости разрабатывает, согласовывает и утверждает план совместных работ на выполнение НИР*** (план-график, сетевой план-график или другой планирующий документ), содержащий последовательность и сроки выполнения этапов НИР, состав исполнителей, номенклатуру и сроки составления ОНТД по этапам НИР и НИР в целом, сроки приемки этапов и НИР в целом.

* Отчет о НИР – в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001 (для зарегистрированных НИР), аннотированный отчет.

*** План совместных работ разрабатывают при выполнении НИР по созданию сложных изделий с участием нескольких соисполнителей.

Согласованный и утвержденный план совместных работ на выполнение НИР является обязательным для всех участников НИР.

В процессе выполнения работ исполнитель НИР по согласованию с заказчиком может уточнять и корректировать план совместных работ в пределах условий ТЗ и контракта на выполнение НИР.

4.7. Обеспечение информационно-организационного сопровождения планируемых и выполняемых НИР ОмГМА осуществляет Научное управление на основе анализа плановых документов и документов, отражающих результаты научно-исследовательской деятельности кафедр и ЦНИЛ ОмГМА.

На основе анализа плановых документов и экспертных оценок ежегодно формируется Тематический план НИР ОмГМА (Приложение Е).

Мониторинг результатов и эффективности научной деятельности проводится:

– по отдельным показателям ежеквартально на основании Отчета кафедры о выполнении отдельных показателей эффективности деятельности за __ квартал ___ года (Приложение Ж). По итогам мониторинга формируются Сведения о выполнении целевых показателей эффективности деятельности ОмГМА (раздел наука).

ежегодно на основании:

– Отчета о выполнении тематического плана НИР ОмГМА (Приложение И).

– Отчета кафедры о проведенных в __ году научных исследованиях и созданной научно-технической продукции (Приложение К).

По итогам мониторинга формируются Годовой отчет о результатах научно-исследовательской деятельности ОмГМА (Приложение Л).

5. П ОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ НИР

5.1. Выполнение требований ТЗ, в том числе по обеспечению безопасности для жизни и здоровья людей и охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости при изготовлении и испытаниях макетов и при реализации НИР осуществляют:

· на этапе выбора направлений исследований – путем проработки вопросов безопасности и экологии, формирования необходимых требований и разработки мероприятий по их выполнению;

· на этапе теоретических и экспериментальных исследований – путем уточнения и экспериментальной проверки этих требований при изготовлении и испытаниях макетов;

· на этапе обобщения и оценки результатов исследований – путем включения уточненных требований в отчетную научно-техническую документацию (далее – ОНТД).

Эффективность и достаточность разработанных требований и принятых мер по их реализации оценивают при приемке этапов НИР и НИР в целом и отражают в актах приемки и протоколах испытаний макетов.

5.2. Патентные исследования проводят на всех этапах НИР. Содержание и объем патентных исследований устанавливают в ТЗ и контракте.

5.3. Для оказания методической помощи при выполнении работ по, для участия при выполнении НИР в рассмотрении ее результатов или ее этапов, для оценки научно-технического уровня НИР, рассмотрения ОНТД и выдачи заключений на нее, для участия в контроле и приемке НИР и ее этапов могут по контракту с исполнителем НИР привлекаться головные НИИ по виду техники или другие специализированные организации, в том числе по технологии и материаловедению.

5.4. По результатам выполнения НИР составляется заключительный отчет о работе в целом. Кроме того, по отдельным этапам НИР могут быть составлены промежуточные отчеты, что отражается в ТЗ на НИР и в календарном плане выполнения НИР.

5.5 Ответственность за достоверность данных, содержащихся в отчете, и за соответствие его требованиям настоящего стандарта несет организация-исполнитель.

5.6. Структурные элементы отчета о НИР:

- титульный лист (Приложения М, Н, П);

- список исполнителей (Приложение Р);

- реферат (Приложение С);

Определения;

Обозначения и сокращения;

- введение ;

- основная часть ;

- заключение ;

Список использованных источников;

Приложения.

Обязательные структурные элементы выделены полужирным шрифтом. Остальные структурные элементы включают в отчет по усмотрению исполнителя НИР с учетом требований заказчика.

6. ПОРЯДОК ПРИЕМКИ ЭТАПОВ НИР

6.1. После завершения этапа НИР его результаты и разработанная ОНТД должны быть рассмотрены на заседании ПК ОмГМА или на заседании НТС с участием заказчика, головного НИИ по виду техники или других заинтересованных организаций по решению исполнителя НИР и заказчика.

Результаты рассмотрения этапа НИР оформляют протоколом.

6.2. Приемка этапа НИР заключается в рассмотрении и оценке результатов выполненных работ, качества предъявленной ОНТД и других материалов по этапу в соответствии с требованиями ТЗ и контракта, а также в подтверждении результатов исследований проведением испытаний макетов, если это указано в ТЗ или контракте.

6.3. К приемке этапа предъявляют:

· промежуточный научно-технический отчет по НИР / аннотированный отчет (Приложение Т) и другую ОНТД по НИР, предусмотренную ТЗ и контрактом;

· протокол о рассмотрении этапа НИР на ПК или НТС.

Этап НИР принимает комиссия, утвержденная приказом ректора по представлению проректора по НИР.

Результаты приемки оформляют актом сдачи-приемки этапа НИР (Приложение У), утверждаемым проректором по НИР. Утвержденный акт является основанием для того, чтобы считать этап НИР завершенным.

7. ПОРЯДОК ПРИЕМКИ НИР В ЦЕЛОМ

7.1. После приемки этапов НИР исполнитель НИР оформляет ОНТД и другие материалы по НИР в целом, которые должны быть рассмотрены на заседании ПК (НТС).

7.2. Приемку НИР осуществляют постоянно действующие или специально создаваемые комиссии.

7.3. На приемку НИР исполнитель НИР предъявляет:

· утвержденное ТЗ, календарный план выполнения НИР;

· утвержденные акты приемки завершенных этапов НИР;

· окончательный научно-технический отчет по НИР/аннотированный отчет и другую ОНТД по НИР, предусмотренную ТЗ и контрактом;

· протокол о рассмотрении НИР на ПК или НТС.

· макеты, программы и методики испытаний макетов, если это предусмотрено ТЗ и контрактом;

7.4. Приемка НИР заключается в рассмотрении и проверке результатов выполненных работ на соответствие ТЗ, анализе качества принятых технических решений, а при необходимости и в подтверждении результатов исследований проведением испытаний макетов.

При приемке НИР оценивают научно-технический уровень исследований, обоснованность предлагаемых решений и рекомендаций по реализации и использованию результатов НИР для создания конкурентоспособной продукции и услуг.

7.5. По результатам сдачи-приемки НИР комиссия оформляет акт закрытия НИР (Приложение Ф), подписанный председателем и всеми членами комиссии и утверждаемый проректором по НИР.

Датой окончания НИР считают дату утверждения акта приемки НИР.

7.6. Результаты законченной НИР реализуют в соответствии с рекомендациями, изложенными в акте.

· Законченную НИР считают реализованной, если в соответствии с целями, поставленными в НИР, ее результаты использованы при разработке:

· основных направлений или федеральных (региональных, межгосударственных) целевых программ развития техники;

· новых (модернизации существующих) образцов продукции или их составных частей;

· технических заданий, по которым разрабатывают новые (модернизируют существующие) образцы продукции;

· решения о коренном изменении направлений отдельных научно-исследовательских, опытно–конструкторских или опытно–технологических работ;

· технических заданий на другие НИР;

· нормативных, технических и организационно–методических документов (стандартов, положений, методик, инструкций, руководств), используемых при разработке, производстве, эксплуатации и ремонте продукции;

· программ и методик испытаний новых (модернизированных) образцов продукции.

7.7. Права владения, распоряжения и использования объектов промышленной и интеллектуальной собственности, созданных в НИР, определяются действующим законодательством и контрактом.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Форма договора на выполнение научно-исследовательских

(опытно-конструкторских, технологических) работ

ДОГОВОР № ___

на выполнение научно-исследовательских

(опытно-конструкторских, технологических) работ

г. Омск «___» __________ 20__ г.

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, именуемая в дальнейшем ИСПОЛНИТЕЛЬ, . И. Новикова, действующего на основании Устава, с одной стороны, и ______________________________________________,

(наименование объединения, организации, предприятия)

именуемое в дальнейшем ЗАКАЗЧИК, в лице ________________________ ,

(должность, фамилия, отчество)

действующего на основании ______________, с другой стороны, именуемые в дальнейшем СТОРОНЫ, заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Заказчик поручает, оплачивает расходы и принимает выполненную работу, а Исполнитель обеспечивает выполнение и сдачу работы



Поделиться: