Искандер Зуль Карнейн и Александр Македонский – это один и тот же человек.

Имя Зуль-Карнайн переводится как «обладатель двух рогов». Это прозвище, а звали его Искандар. Объяснений по поводу происхождения прозвища в толкованиях очень много. Одни говорят, что оно связано с тем, что он был царем Малой Азии и Персии. Согласно другой версии, его прозвали так потому, что он владел явными и тайными науками. Говорят также, что на его голове действительно было два маленьких рога. Искандар был из потомков Сама, сына пророка Нуха, мир ему, и был единственным ребенком своей матери. Он принял закон (шариат) Ибрахим- Халила, мир ему, дружил с ним и следовал ему. В некоторых комментариях сказано, что он был пророком, однако, опираясь на достоверные предания, большинство склоняется к тому, что он был вали Аллаха (Божьим угодником).

Кроме него был и другой Зуль-Карнайн из потомков Айса, который не был в Исламе. Среди неверных он известен как Македонский.

Когда Аллах пожелал сделать Искандара царем, он через ильхам (наитие, внушение) сообщил ему, что он будет послан ко всем общинам, говорящим на разных языках. Всего на земле было четыре правителя, чья власть распространялась на весь мир, от Запада до востока, о чем мы говорили и ранее. Одним из них был Зуль-Карнайн. Когда от Создателя пришло такое повеление, будущий правитель растерялся, не зная, как воздать за это хвалу. Когда же Искандар получил столь почтенное положение, бремя которого он должен был достойно нести, он попросил Аллаха подсказать, как ему лучше править. Обладатель Мощи способствовал Зуль-Карнайну во всем, и ему были подчинены свет и тьма, ставшие его войском, которое доставляло его куда он пожелает.

С подвластным ему войском Зуль-Карнайн двинулся на запад. там он обнаружил могучий многочисленный народ, говорящий на разных языках. Он окружил их войском тьмы и постепенно согнал их в одно место. За первым войском он выставил еще одно войско.

Пробивая дорогу сквозь тьму с помощью света, Зуль-Карнайн пришел к ним и стал призывать их к единобожию. О дни согласились, другие воспротивились. Тех, кто воспротивился, Искандар окутал тьмой, которая вошла в каждый дом, в уши, глаза и в утробу каждого из них. Боясь погибнуть, все приняли Ислам. Подчинив людей Запада, он пополнил ими свое войско и создал могучую армию. С ней он двинулся в сторону Хави, к землям Йемена. Могучее войско Искандара во главе с Хидром, мир ему, освещая дорогу светом и замыкая тьмой, подобно Сулаймâну, мир ему, летящему по небу, без затруднений достигло Хави. Искандар призвал к Исламу народ, который обитал там, и поступил так же, как и на Западе. Он взял их в свое войско, которое двинулось далее на восток.

Там он встретил народ, который не имел никакой защиты от солнца. Когда солнце всходило, люди, боясь его жара, зарывались в землю или погружались в море. После захода солнца они выходили и собирали живность, погибшую от жары, и ели эту мертвечину. У них не было другой еды, и домов они не строили. Земля там была ровная, но такая рыхлая, что на ней невозможно было ничего возвести. Они, подобно животным, не одевались, не обувались и даже не прикрывали срамных мест.

Возвращаясь обратно, Зуль-Карнайн встретил и другое племя, которое пожаловалось ему: «За этими двумя горами живет народ, и невозможно различить, джинны они или люди. Их бесчисленное множество, и хуже их народа не найти. Эти странные создания называются Йаджудҗ Маджудҗ (Гог и Магог), и численность их знает только Творец. Временами они нападают на нас, наносят сильный вред, съедают все посевы, если же их не находят, съедают заживо людей и животных». Страдающие от их набегов люди умоляли Зуль-Карнайна сделать преграду между племенами и обещали вознаградить его за это. Искандар согласился, но от платы отказался, сказав, что ему достаточно того, что дает ему Всевышний.

Стену между горами строили на каменном фундаменте из железных кирпичей, а вместо раствора использовали расплавленную медь. Зуль-Карнайн нашел месторождения железа и меди, и племя помогало ему во всем. Между железными кирпичами клали дрова и уголь, мехами нагревали железо и на раскаленное железо лили расплавленную медь. Так вся стена стала монолитом. История возведения этой преграды приведена в Коране. В народе известно примерное местонахождение этой стены. Говорят, что она находится примерно там, где живут турки, азербайджанцы, иранцы и армяне. Не знаю, есть ли в наше время тот, кто покажет точное место. Существует много знамений и чудес, в существовании которых нет сомнений, но истину о них знает только Аллах. Над землей высота стены была 300 метров, ширина - 150, длина - 5 фарсахов. Так сказано в книге Бада’и‘».

Сказано также, что одни из Йаджудж Маджудж ростом сто двадцать локтей, другие - одной пяди в длину и в ширину. Есть и такие, которые не носят одежды. У них волосатые тела и такие большие уши, что одно можно подстелить, а другим накрыться. Так они спасаются от холода и жары. У них большие клыки, как у диких зверей, и ногти - как когти у орла. Едят они все подряд, даже змей и скорпионов, и даже своих мертвецов не хоронят, а съедают. Передали, что, когда Всевышний возносил нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на Ми‘радж, он призвал Йаджудж Маджудж к Исламу, но они не ответили на это.

Раз мы заговорили о них, расскажем обо всех бедах, что принесет это племя людям, и о бесчинствах, которые оно будет творить на земле.

Каждый день до предзакатного времени они пробивают брешь в стене, и когда до конца остается немного, бросают работу, чтобы оставшуюся часть доделать завтра. На следующий день, обнаружив, что брешь закрылась, они опять начинают ту же работу и так же ее окончание откладывают до следующего дня. И все это из-за того, что Йаджудж Маджудж не знают слов «ин ша Аллах». Так они работают и по сей день, и пока не приблизится время Судного дня, они не смогут пробить стену Зуль-Карнайна. Когда Аллах соизволит, чтобы они преодолели преграду, одного из них он сделает му’мином, который, когда они прекратят труд, скажет: «Завтра, ин шаа Аллах, закончим работу».

На следующий день, подойдя к стене, Йаджудж Маджудж обнаружат вчерашнюю незаконченную работу, и тот же му’мин научит их начать с произнесением «бисмиллях». И когда они начнут работу с именем Аллаха, то легко пробьют тоннель в стене и вырвутся наружу, словно адский дым. Когда это случится, Йаджудж Маджудж убьют и съедят всех людей, которые встретятся на их пути. Они будут уничтожать и съедать все, что попадется им, не брезгуя ничем, выпьют полностью реки Тигр и Евфрат и уничтожат всю их живность, до дна выпьют озеро Табарийа (озеро Тивериада в Палестине). Опоздавшие из них будут говорить: « Кажется, когда-то на этом месте была вода…».

Так по воле Аллаха Йаджудж Маджудж будут творить бесчинства на земле, куда дойдут. От их бедствий Господь сохранит четыре места - мечети Мекки и Медины, Байт аль-Мукаддас и

мечеть на горе Туру Сайна’. Махди (по другой версии - Иса, мир ему) спасется от них на горе Туру Сайна’. По просьбе Махди (или Исы, мир ему) Создатель натравит на них червей, или ветер, погубивший ‘адитов, погубит их. Смрад от их разлагающихся тел заполнит весь мир. Тогда Всемогущий сотворит особенных птиц, которые будут сбрасывать их трупы в море, чтобы очистить землю. Все это будет только после того, как объявится имам Махди и Иса, мир ему, спустится с небес. Говорят, что Йаджудж Мадҗудж - потомки Йафиса, сына Нуха, мир ему.

О том, как пророк Иса, мир ему, спустится с небес и как объявится имам Махди, я напишу потом. Ин шаа Аллах, дойдет и до них черед, если только меня не посетит гость, мешающий претворять намерения в жизнь.

Краткое сказание о том, как Зуль-Карнайн вступил в мир тьмы

Силой и талантом, данными Всевышним, Зуль-Карнайн покорил весь мир. Господь дал ему в помощь ангела по имени Рафаил. Однажды Искандар спросил его, как поклоняются Творцу ангелы на небесах. Рафаил рассказал, что есть ангелы, которые постоянно стоят и от стыда перед Аллахом не поднимают головы, другие постоянно находятся в поясном поклоне, некоторые находятся в земном поклоне. Зуль-Карнайн восхитился этим и возжелал долгой жизни, чтобы поклоняться подобно ангелам, и сказал об этом Рафаилу. Ангел открыл ему тайну, рассказав, что на земле есть источник под названием Ма’ аль-хайат (вода жизни), и тот, кто выпьет из него, будет жить до Судного дня. Искандару захотелось найти источник воды, чтобы испить из него и остаться живым до Судного дня. Он спросил ангела, не ведает ли он, где находится этот источник. Ангел ответил, что точно не знает, и рассказал то, что было ему известно: «Я слышал от других ангелов, что источник находится в мире тьмы, но точное местонахождение мне неизвестно».

Искандар собрал большой маджлис ‘алимов и всех мудрецов и поставил перед ними вопрос: не знают ли они, где находится Ма’ аль-хайат? Все ответили, что не ведают об этом ничего, но один из них сказал, что ему известно, будто Господь где-то на земле расположил тьму и в этой тьме поместил Ма’ аль-хайат. ‘Алим пояснил, что об этом источнике он читал в завещаниях Адама, мир ему, и что родник должен располагаться на востоке; так он рассеял все сомнения.

Зуль-Карнайн собрал шеститысячное войско из отборных мудрецов и храбрецов, во главе отряда поставил Хидра, мир ему, и двинулся в путь. Ему сказали, что в темноте лучше всех видят молодые кобылы, поэтому отобрали тысячу таких лошадей и подготовили все, что необходимо для снаряжения армии.

Днем и ночью, не останавливаясь, преодолевая трудности, войско двигалось на восток в поисках мира тьмы. Двенадцать лет провели они в пути и, наконец, достигли его. Место это было необычайно удивительное, темнота, похожая то ли на дым, то ли на тьму ночи, окутывала его. Мудрецы стали советовать Зуль-Карнайну не входить туда, говоря, что до него ни один царь не вступал в темноту. Но Искандар не стал их слушать и твердо настоял на том, что обратно они не повернут. Он спросил ангела Рафаила, будут ли они видеть друг друга, когда вступят во мрак, и ангел дал Зуль-Карнайну красный жемчуг. Рафаил сказал, что жемчуг зазвучит, если бросить его на землю, и с его помощью они найдут друг друга.

Зуль-Карнайн подготовил часть войска к вступлению в темный мир, а остальным велел остаться и наказал, чтобы они ждали их двенадцать лет, по прошествии которых, если они не вернутся, возвращались домой. Затем его войско во главе с Абду-ль-‘Аббâсом (Хидром, мир ему) двинулось в мир тьмы. Они шли двенадцать дней, не различая ни дня, ни ночи, не видя ни солнца, ни луны, не встречая ни зверей, ни птиц - ничего живого. Тут к Хидру, мир ему, от Аллаха пришло тайное известие, где указывалось, в какой стороне находится источник Ма’ аль-хайат. Ему было велено идти туда одному, отделившись от войска. Всемогущий сказал, что никому, кроме него, не суждено испить из этого источника.

Когда пришло такое повеление, Хидр, мир ему, сказал спутникам, чтобы они подождали его, и пошел один. Как было сказано в откровении, он свернул направо, спустился в ущелье, нашел там источник, сошел с коня, искупался, сделал омовение и напился вдоволь. Вода источника была слаще меда и белее молока. Испив ее, Хида, мир ему, испытал блаженство. Искандар же не достиг желаемого, ибо не все мечты человека исполняются.

Сорок дней и ночей Искандар и его воины кружили во тьме, не зная, где они, а потом увидели некую крепость. Оставив Хидра, мир ему, с войском, Зуль-Карнайн пошел туда один. Твердыня была из желтой меди с железными воротами размером по фарсаху в длину и ширину. Он сошел с коня и подошел к крепости; открыв ворота, вошел внутрь. Там Зуль-Карнайн увидел огромную белую птицу. Он осторожно подошел к ней и поприветствовал ее. С соизволения Всевышнего птица ответила на его приветствие и весьма красноречиво заговорила с ним:

«Что, Искандар, мало тебе было всей земли, что ты пришел еще и сюда?» Потом она сказала, что хочет спросить Искандара кое о чем. Он согласился ответить на любой вопрос.

«Распространено ли среди вас прелюбодеяние и распитие спиртного?» - спросила она.

«Да, распространено», - от-ветил Зуль-Карнайн. Птица затрепетала, увеличилась в размерах, заполнив собой весь дворец, и издала громовой звук, словно ангел Ра‘д (ангел грома).

«Распространено ли лжесвидетельство и ростовщичество?» - спросила она снова. «Да, и такое есть», - ответил он, и, услышав это, птица от негодования вновь встрепенулась.

«Строят ли у вас большие дома?» - опять спросила птица Искандара. Он опять ответил утвердительно и задрожал от трепета птицы и ее громоподобного крика.

«Оставили ли люди единобожие?» - спросила она затем. Когда он ответил, что еще не оставили, птица немного успокоилась.

«Оставили ли люди обязательную молитву?» - спросила она. Когда он ответил, что не оставили, она стала еще спокойней и уменьшилась в размерах. Потом она спросила, оставили ли люди обязательное полное омовение (гусл джанабат), и когда он ответил, что нет, птица приняла прежние размеры.

Потом она позволила Искандару взглянуть с высоты крепости. Он поднялся на крепость и увидел человека, прекрасного собой. Незнакомец спросил Зуль-Карнайна, кто он. Услышав, что он - Искандар, тот человек упрекнул его, спросив, зачем он сюда пришел, - не хватало ли ему того, что дано на земле? Зуль-Карнайн спросил его, внимательно смотревшего в небо, кто он, и тот ответил, что он - ангел Исрафил, мир ему, готовый дунуть в Сур (Рог ангела Исрафила, который известит о конце света) в тот же миг, когда Аллах повелит ему сделать это. Затем он поднял камень, отдал его Зуль-Íарнайну и велел уйти. При этом ангел предупредил его, что когда камень будет сыт, и он будет сыт, а когда камень будет голоден - он тоже будет голодать. Искандар взял камень и решил вернуться с войском обратно.

Он рассказал обо всем, что произошло с ним в крепости, о том, что ему сказали про камень, и спросил ‘Алимов, какая мудрость заключается в этом. Мудрецы положили этот камень на весы, а на другую чашу - примерно такой же, и очень удивились, когда обнаружили, что он оказался намного тяжелее обычного камня. Тогда они, чтобы уравновесить их, положили на противоположную чашу тысячу булыжников, но тот камень все равно перевесил их. Ученые признались, что не знают этой премудрости.Тогда Хидр, мир ему, взял горсть земли и положил на другую чашу весов, и они уравновесились. Все удивились совершенству познаний Хидра, мир ему. Искандару захотелось узнать, что все это значит. Тогда Хида, мир ему, сказал ему, что человека насытит только земля. Исрафил, мир ему, привел ему этот пример, как упрек в том, что Зуль-Карнайн, будучи властителем всех людей земли и не довольствуясь этим, пришел туда. От стыда перед Всевышним Искандар заплакал и был готов провалиться сквозь землю. « Все это верно», - признался он Хидру, мир ему, и дал слово, что до конца жизни больше не тронется в путь.

Когда Зуль-Карнайн возвращался со своим войском из мира тьмы, они спустились в одно ущелье. Из-под копыт лошадей раздавался такой хруст, словно они шли по щебню. Все стали спрашивать друг друга, что бы это могло быть. Ангел Рафаил сказал Искандару, что это - то, о чем будет сожалеть и тот, кто возьмет его, и тот, кто оставит. Зуль-Карнайн велел всем взять кто сколько хочет. Одни взяли много, другие мало, некоторые вообще не взяли, так как не могли решить, что для них лучше. Когда войско вышло из мира тьмы, люди обнаружили, что это алмазы, и очень опечалились. Если бы Зуль-Карнайн не покаялся, он набрал бы мешки драгоценного хризолита. Если бы он наткнулся на них до того, как в его сердце проник зухд (аскетизм, отрешение от мирского, равнодушие к нему), он не оставил бы там ни одного камня. Те, кто ничего не взял, опечалились, что не взяли хоть немного, а те, которые взяли немного, огорчились упущенному шансу взять больше.

Обратите внимание, как человек стремится к мирскому: не имея ничего, он стремится к малому, а имея малое, стремится к большему. Посмотрите же, как многого хотят люди, и не насытятся они ничем, пока не уйдут в землю. Есть ли на свете кто-либо жаднее человека, кроме мыши? Мышь - зверек, который после смерти превращается в пыль, но словесной твари (человеку) необходима голова. Голова-то у всех есть, значит, нужен разум, чтобы различать дурное и доброе. Незнание - это недостаток, который можно исправить с приобретением знания. Того же, кто не последует знаниям, ждет тесная темница, а как долго человек пребудет в тюрьме - зависит от тяжести преступления. Убереги, о Аллах, от плохого конца жизни!

В упомянутом царстве Зуль-Карнайн по воле Аллаха правил семнадцать лет. Когда ему исполнилось тридцать шесть лет, пришел его черед испить из рога смерти. Искандару предсказывали по звездам, что он найдет свой конец между железной землей и деревянным небом. В пути его настигла болезнь, и чтобы было легче переносить жару, воины подстелили ему кольчуги, а над ним сделали навес из досок. Зуль-Карнайн вспомнил предсказания звездочетов и понял, что дни его сочтены и что смерть настигает его. Искандара едва сумели довезти до Вавилона, где он и умер. Здесь же его и похоронили. Так сказано в книге «Бада’и‘у зухур».

Теперь расскажем о том, что я в начале упустил: о происхождении Зуль-Карнайна. Мать его звали Халанат, а ее отец был румийским царем (территория современных Греции и Турции. Румы - обитатели этих земель). После смерти дедушки молодой Искандар стал сильным, деятельным правителем. Он захватил арабские и румийские царства, покорил их правителей и стал могущественным властителем. Румы должны были платить дань пер-сидскому царю Дарию, и дед Искандара тоже выплачивал ему по золотому яйцу в год. Зуль-Карнайн перестал платить Дарию дань. Тогда персидский царь написал Искандару письмо, в котором ему приказывалось исполнить свой долг. Зуль-Карнайн написал в ответ, что курицу, которая несла ему золотые яйца, давно зарезали и съели. Ответ сильно разгневал Дария, он возненавидел Искандара. С издевкой царь послал ему в дар мяч и палку, как бы говоря, что он еще маленький мальчик, которому только в мяч играть. Также Дарий отправил ему немного семян льна, давая понять, что его войска бесчисленны.

Получив подарки Дария и прочитав его письмо, Искандар ответил, что его войско завоюет страну Дария так же легко, как эта палка отбивает мяч. Он отправил персидскому царю мешок с мелким семенем сурепки, что означало то же самое, что и семена льна. Такой ответ Искандара привел Дария в бешенство. Он начал готовить войско для покорения Зуль-Карнайна. Узнав об этом, Искандар тоже решил сражаться с Дарием. Персидские воины, готовые отдать жизнь за одно золотое яйцо, дошли до Хорасана. Собрав сильное войско, туда же прибыл и Искандар.

Бесчисленные войска с обеих сторон, словно реки в половодье, сошлись друг с другом. Произошло жестокое сражение, которое невозможно описать словами. Войско Искандара окружило Дария. Персы поняли, что битва проиграна и дальнейшее кровопролитие будет напрасным. Двое предателей из войска Дария решили сбросить его с коня и убить. Они были его приближенными, говорят даже, родственниками. Таким образом они рассчитывали добиться расположения Искандара. Тот же приказал не убивать Дария, а только пленить его. Ослабевшего от ран, нанесенных двумя подлецами, перед смертью его принесли к Искандару, и они успели поговорить. Оправдываясь, Искандар сказал персидскому царю, что у него не было намерения убивать его. Перед смертью Дарий завещал Зуль-Карнайну убить тех двух подлецов и жениться на его дочери Равшанг. Оставив ему эти два завещания и царство, Дарий умер. Искандар прилюдно повесил предателей и объявил, что такова будет участь тех, кто, потеряв порядочность и честь, предаст царя.

Исполнив завещание Дария, Искандар женился на его дочери и начал царствовать в Руме и Персии. Он разрушил храмы, в которых персы поклонялись огню. Были убиты служители огня, уничтожены их книги, написанные золотом на коже. Он сокрушил идолов, совершая газават, и стал призывать народ к единобожию.

В начале своего правления Зуль-Карнайн был строгим царем, безжалостным к подданным. Всевышний приставил к нему одного му’мина, который постоянно давал ему наставления: «Кайся, пока жив, ибо это поможет тебе в загробной жизни». Искандару это надоело, и он велел арестовать му’мина. Тот провел в тюрьме три дня. Затем по велению Всевышнего был послан ангел, который снес крышу тюрьмы и освободил его. Когда об этом стало известно Искандару, он решил сам убедиться в этом и удивился, увидев комнату без крыши. Он был поражен могуществом Создателя и почувствовал себя беспомощным, словно ребенок. Он стал искать того му’мина, и нашел бывшего пленника молящимся на горе.

Му’мин опять стал наставлять Искандара, убеждая его раскаяться и обратиться к Аллаху. Когда его наставления вновь надоели царю, он приказал стражникам схватить му’мина. Но тут по могуществу Аллаха огнем с небес стража Зуль-Карнайна была сожжена, а сам Искандар потерял сознание. Придя в себя, он искренне раскаялся и обратился к Всевышнему, попросил прощения у того, кто был послан давать ему наставления, и добился его расположения. Он также добился расположения подданных и, призывая их к пути Ислама, начал вести себя так, чтобы Всевышний был доволен им. Первым делом все богатство и имущество, которым Всевышний одарил его, Зуль-Карнайн с чистым намерением направил в лучшую сторону, заложив фундамент самого достойного из строений - мечети.

Для человека, которого Всевышний вдруг одарил богатством, примера Зуль-Карнайна достаточно. Умный начнет расходование имущества, как и Искандар, с благого дела.

К примеру, если человек приобрел новую одежду, надев ее впервые, он пойдет в мечеть, посетит медресе, маджлис зикра (собрание людей для коллективного поминания Аллаха), мавлид (день рождения Пророка) или подобные им места и собрания, лишь бы это место не было греховным. Проследите, чтобы первые сделки с имуществом были пожертвованием, это принесет благодать. Если вдруг с помощью Всевышнего вы приобретете автомобиль, в знак благодарности поведите его в благую сторону. Ни в коем случае не отмечайте это застольем со спиртным. Организуйте мавлид, как подобает му’мину. Садитесь за руль, произнося «бисмиллях», ибо если вы забудете Милосердного, Он тоже забудет о вас. Не начинайте поездки в ослушание Дарителя (с плохой целью), считая, что машина досталась вам благодаря вашим стараниям и способностям.

Не посещайте годекан для собирания грехов. Не говорите того, в чем нет пользы ни для мирской, ни для вечной жизни. Если сказали не то, не забудьте покаяться и воздать хвалу Аллаху, давшему нам возможность каяться.

Вернемся к Искандару и расскажем историю, происшедшую с ним в одном из походов. Из нее вы узнаете, какую благодать получает народ той страны, где правит мудрый правоверный правитель. Подданные его пребывают в блаженстве. Продолжая поход, он с большим войском двинулся в Китай. Там он осадил некий город и готовился к сражению. Ночью, в поздний час, в лагерь пришел один человек, представился императорским посланником и сказал, что ищет встречи с Искандаром. С разрешения Зуль-Карнайна его пустили к нему. Искандар начал расспрашивать его о цели визита. Пришедший сказал, что разговор тайный, и потребовал встречи с глазу на глаз. Они уединились, и представившийся посланником императора начал откровенный разговор, словно с родным братом: «Я – правитель этого города, который тебе нужен. Я пришел, желая добра людям» - и предложил решить дело миром, без кровопролития и жертв. «Если хочешь - убей меня, я перед тобой, - сказал он, - или же определи мне выплату дани, я приму это. Если ты убьешь меня, все равно народ назначит на мое место другого, и они будут воевать с тобой. Я пришел сюда потому, что знал о твоем уме и о том, что здесь примут меня». Искандар, выслушав его, смягчился и в раздумье склонил голову. Затем сказал, что отпустит его, если он согласен заплатить сразу за три года и потом каждый год давать еще по половине. Император согласился и, довольный условиями договора, спросил, есть ли к нему еще какая-нибудь просьба. Искандар коротко ответил «нет» и спросил правителя Китая, что скажет его народ, когда ему будет объявлено о выплате дани сразу за три года. «Чтобы их не утруждать, я заплачу сам», - ответил император. С таким уговором они дружелюбно расстались.

Вернувшись домой, император в эту же ночь отделил дань для Искандара. Утром, увенчанный короной, во главе войска, бесчисленного, словно травяное семя, император прибыл к Зуль-Карнайну как гость. Его войска окружили воинов Искандара, и те подумали, что им пришел конец. Зуль-Карнайн заподозрил китайского правителя в нарушении договора. В короне, сияющей, словно солнце, император предстал перед ним. «Зачем ты нарушил договор?» - спросил Искандар его. «Я не нарушил его, - ответил властитель Китая. – Это войско - лишь малая часть всех моих войск, мир с тобой я заключал не из страха. Я привел его, чтобы показать тебе, что у меня есть армия, но договор я не нарушу никогда. Я буду платить дань и не буду сражаться и проливать кровь этих людей».

Слова мудрого китайского правителя произвели на Искандара большое впечатление и весьма его обрадовали. Видя его милость к подданным, Зуль-Карнайн подумал, что таким должен быть правитель. Искандар отказался от дани, пожал ему руку, скрепив братские узы, и вернулся обратно. Несмотря на то, что Зуль-Карнайн покинул его страну, китайский император не забыл о братстве, рожденном верой, и впоследствии отправил ему бесчисленное множество подарков.

Посмотрите, как велика разница между двумя правителями, с которыми встретился Искандар. Царь Дарий пролил много крови и погиб сам из-за золота величиной с куриное яйцо. Другой же, пожалевший подданных и сделавший все для их блага, не пролил ни капли крови и стал средоточием милости и благодати. Властителей, которые разбогатели, высосав кровь подданных, в конце обязательно ждет погибель. Их богатство, собранное несправедливым путем, будет растаскано так же, как волки растаскивают овец. Интриги правителей ненадежны, словно паутина. Всевышний обязательно заставит тех, кто живет чужим трудом, исторгнуть из себя неблагословенное, неправедно нажитое имущество.

Только несчастные устраивают свою жизнь так бессовестно и неправедно. Что же поделаешь с теми, кто решил получить удел запретным путем вместо дозволенного Аллахом?

Тавбу – астагфируллах, шукр – альхамдулиллях,

Ля иляха илла- Ллах Мухаммад расулуллах.

Носители фамилии

  • Романов, Николай Константинович (1850-1918) в Ташкентской ссылке взял фамилию Искандер. Эту фамилию носят все его потомки.
  • Искандер, Александр Николаевич (1887-1957) - князь, морганатический сын великого князя Николая Константиновича.
  • Искандер, Наталья Николаевна (более известна под фамилией Андросова ; 1917-1999) - праправнучка императора Николая I.
  • Искандер, Рамиля Рифовна (род. 1977) - российская актриса театра и кино.
  • Искандер, Фазиль Абдулович (1929-2016) - русский прозаик и поэт, сценарист, журналист.

Топонимы

  • Искандер Малайзия (англ.) русск. - экономический регион в Малайзии, в районе города Джохор-Бару .
  • Искандер - прежнее название села Ковыльное Симферопольского района Крыма.
  • Искандер - посёлок в Бостанлыкском районе Ташкентской области Узбекистана.
  • Искандер арык - канал в Бостанлыкском районе Ташкентской области Узбекистана.

Другое

  • Искандер Зулькарнайн - так называют Александра Македонского в мусульманских странах.
  • Искандер - основной псевдоним А. И. Герцена .
  • «Искандер» - семейство российских оперативно-тактических ракетных комплексов.

См. также

  • Эль-Искандария - город в Ираке

Напишите отзыв о статье "Искандер"

Примечания

__DISAMBIG__

Отрывок, характеризующий Искандер

Княжна Марья, плача, утвердительно нагнула голову.
– Мари, ты знаешь Еван… – но он вдруг замолчал.
– Что ты говоришь?
– Ничего. Не надо плакать здесь, – сказал он, тем же холодным взглядом глядя на нее.

Когда княжна Марья заплакала, он понял, что она плакала о том, что Николушка останется без отца. С большим усилием над собой он постарался вернуться назад в жизнь и перенесся на их точку зрения.
«Да, им это должно казаться жалко! – подумал он. – А как это просто!»
«Птицы небесные ни сеют, ни жнут, но отец ваш питает их», – сказал он сам себе и хотел то же сказать княжне. «Но нет, они поймут это по своему, они не поймут! Этого они не могут понимать, что все эти чувства, которыми они дорожат, все наши, все эти мысли, которые кажутся нам так важны, что они – не нужны. Мы не можем понимать друг друга». – И он замолчал.

Маленькому сыну князя Андрея было семь лет. Он едва умел читать, он ничего не знал. Он многое пережил после этого дня, приобретая знания, наблюдательность, опытность; но ежели бы он владел тогда всеми этими после приобретенными способностями, он не мог бы лучше, глубже понять все значение той сцены, которую он видел между отцом, княжной Марьей и Наташей, чем он ее понял теперь. Он все понял и, не плача, вышел из комнаты, молча подошел к Наташе, вышедшей за ним, застенчиво взглянул на нее задумчивыми прекрасными глазами; приподнятая румяная верхняя губа его дрогнула, он прислонился к ней головой и заплакал.
С этого дня он избегал Десаля, избегал ласкавшую его графиню и либо сидел один, либо робко подходил к княжне Марье и к Наташе, которую он, казалось, полюбил еще больше своей тетки, и тихо и застенчиво ласкался к ним.
Княжна Марья, выйдя от князя Андрея, поняла вполне все то, что сказало ей лицо Наташи. Она не говорила больше с Наташей о надежде на спасение его жизни. Она чередовалась с нею у его дивана и не плакала больше, но беспрестанно молилась, обращаясь душою к тому вечному, непостижимому, которого присутствие так ощутительно было теперь над умиравшим человеком.

Вопрос: Кто такой Зуль-Къарнайн, который упоминается в Коране, так как персы говорят: «Он наш пророк и наш прадед Куруш.

Хвала Аллаху!

Во-первых, Зуль-Къарнайн, который упоминается в суре «аль-Кахф» в словах Всевышнего Аллаха:

﴿ وَيَسْأَلُونَكَ عَنْ ذِي الْقَرْنَيْنِ قُلْ سَأَتْلُو عَلَيْكُمْ مِنْهُ ذِكْرًا ﴾ الكهف/ 83

«Они спрашивают тебя о Зуль-Къарнайне. Скажи: “Я прочту вам поучительный рассказ о нём” » (аль-Къахф, 18:83), был царём из числа царей на этой земле и праведным рабом (Аллаха), мусульманином. Он объезжал землю, призывая к Исламу, и воевал с теми, кто противился ему. И он распространил Ислам, унизил неверие и его приверженцев, помог угнетённым и установил справедливость. Достоверно передаётся от Муджахида, что он сказал: «Четыре человека владели востоком и западом земли, двое верующих и двое неверных. Двое верующих (это) Сулейман ибн Дауд и Зуль-Къарнайн, а двое неверных – Бухтанассар и Намруд ибн Кан’ан. И никто не владел ею помимо них». Это сообщение передал ат-Табари в «ат-Тафсир» 5/433.

Ибн Касир, да помилует его Аллах, сказал: «Аллах Всевышний упомянул этого Зуль-Къарнайна и похвалил его за справедливость, и что он достиг востока и запада (земли) и завладел многими областями и их жителями, установил там полную справедливость, был правителем, которому оказывалась помощь, победоносным, неодолимым, справедливым. И достоверно то, что он был одним из справедливых правителей». См. «аль-Бидая ва-н-нихая» (2/122).

Хафиз Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал: «(Учёные) разошлись во мнениях относительно Зуль-Къарнайна. Говорят, что он был пророком. Также говорят, что он был одним из ангелов. Также сказано, что он не был ни пророком, ни ангелом. Также говорят, что он был из числа правителей и на этом (мнении) большинство (учёных)». См. «Фатхуль-Бари» 6/382-383 с небольшими изменениями.

Шейх Ибн ‘Усаймин, да помилует его Аллах, сказал:

«Он был праведным правителем и жил во времена возлюбленного Аллаха Ибрахима, благословение ему и мир. Говорят, что он обходил вместе с ним Дом (Аллаха), а Аллах знает об этом лучше!» См. «Фатава Нурун ‘аля ад-дарб» Ибн ‘Усаймина (4/60).

Что касается того, что передали аль-Хаким (104) и аль-Байхакъи (18050) от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сказал:

(مَا أَدْرِي أَتُبَّعٌ أَنَبِيّاً كانَ أَمْ لاَ ، وَمَا أَدْرِي ذَا الْقَرْنَيْنِ أَنَبِيّاً كانَ أَمْ لاَ ، وَمَا أَدْرِي الحُدُودُ كَفَّارَاتٌ لأَهْلِهَا أَمْ لاَ) رواه الحاكم (104) والبيهقي (18050) .

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Я не знаю, был ли Тубба’ пророком или нет, и я не знаю, был ли Зуль-Къарнайн пророком или нет, и я не знаю, являются ли или нет наказания/худуд/ искуплением за совершённый грех для тех, кто над кем его привели в исполнение ”», то его признали слабым имам аль-Бухари и другие. Имам аль-Бухари, да помилует его Аллах, сказал:

— Сказал мне ‘Абдуллах ибн Мухаммад:

— Рассказал нам Хишам, который сказал:

— Рассказал нам Ма’мар от Ибн Абу Зиъба, передавшего от аз-Зухри о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

مَا أَدْرِي أَعُزَيرٌ نَِبيًّا كَانَ أَمْ لاَ ، َوتُبَّعٌ لَعِينًا كَانَ أَمْ لاَ ، وَالْحُدُودُ كَفَّارَاتٌ لأَهْلِهَا أَمْ لاَ ؟

«Я не знаю, являлся ли ‘Узайр пророком или нет, и был ли проклят Тубба’ или нет, и являются ли или нет наказания искуплением за совершённый грех для тех, кто над кем его привели в исполнение » .

‘Абду-р-Раззакъ сказал:

— От Ма’мара, передавшего от Ибн Абу Зиъба, передавшего от Са’ида, передавшего от Абу Хурайры, передавшего от пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И первый (хадис) достовернее (т.е. отосланный/мурсаль/). Однако, это не подтверждено от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

(الحُدُودُ كَفَّارَةٌ)

«Наказания/худуд/ — являются искуплением за совершённый грех ». Конец цитаты. См. «ат-Тарих аль-Кабир» (1/153).

Ад-Даракъутни сказал: «Единственным, кто его передавал, был ‘Абду-р-Раззакъ, а другие привели его в отосланном виде/мурсаль/». См. «аль-Фатх ас-самави» аль-Мунави (3/988). См. также «Атрафуль-гъараиб» 5/198.

Что касается того, что распространилось на языках некоторых (людей) у которых нет истинного знания об этом (которые говорят,) что это Александр Македонский, который построил (город) Александрия и который воевал с Китаем, Индией и страной турков, а также покорил царя персов и овладел его владениями, то это является заблуждением, которое неприемлемо и это разъяснили исследователи из числа обладателей знания.

Хафиз Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал:

— Александр Македонский (Искандар аль-Юнани) жил ближе ко времени жизни ‘Исы, мир ему, а между Ибрахимом и ‘Исой было более двух тысыч лет, и ясно, что Александр, который пришёл позже, был прозван Зуль-Къарнайном уподобляя его предшественнику из-за того, что его власть была обширной и из-за того, что он завоевал множество территорий, или это было сделано из-за того, что когда он победил персов и убил их царя, он овладел двумя огромными царствами: римским и персидским, по причине чего он был прозван Зуль-Къарнайн (Двурогий). Истина же заключается в том, что тот, о ком рассказал Аллах в Коране, был первый (из этих двоих). Разница между ними имеет несколько сторон, одна из которых та, что я упомянул. Вторая это то, что Александр (Македонский) был неверующим, а его учителем был Аристотель, к советам которого он прислушивался, а он из числа неверных без сомнения. Третья – Зуль-Къарнайн был арабом, а что касается Александра, то он был из Греции. См. «Фатхуль-Бари» 6/382-383.

Ибн Касир, да помилует его Аллах, сказал:

«Аль-Азракъи и другие упомянули, что Зуль-Къарнайн принял Ислам через любимца Аллаха Ибрахима и обходил вместе с ним и Исмаи’лем (Дом Аллаха) Священную Каабу. Что касается грека Македонского и Египетского, который построил Александрию и со времени которого ведут летоисчисление римляне, то он жил намного позже первого (т. е. Зуль-Къарнайна). Этот был до (появления) Мессии (сын Марьям) приблизительно за триста лет, а философ Аристотель был его визирем. И это тот, кто убил Дария сына Дария, унизил царство персов и забрал их земли.

Мы уделили этому много внимания, так как множество людей считают, что они (Зуль-Къарнайн и Александр Македонский) являются одним (человеком), а тот, кто упоминается в Коране, был его визирь Аристотель, по причине чего появляется большая ошибка и обширная порочность. Однако, первый (из этих двоих) был верующим рабом (Аллаха), праведником и справедливым правителем. Что касается второго, то он был многобожником, а его визирем был философ и между ними был отрезок времени более двух тысяч лет, так как же он (Александр) может быть им (Зуль-Къарнайном)?! Они не равны друг другу, и это не ясно только для глупого человека, который не ведает истинной сути дела!» Конец слов Ибн Касира вкратце и с небольшими изменениями из «аль-Бидая ва-н-нихая» (2/122-125).

Шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа, да помилует его Аллах, сказал:

«Аристотель жил приблизительно за триста лет до появления Мессии сына Марьям. Он был визирем у Александра, сына Филиппа Македонского, который победил персов и со времени которого ведут летоисчисление римляне, и то же самое делают иудеи и христиане. И этот Александр не является Зуль-Къарнайном, о котором упоминается в Коране, как об этом думают некоторые люди, так как он (Зуль-Къарнайн) был раньше этого (Александра). И этот, который был ранее тот, который построил преграду (против) Яъджуджа и Маъджуджа, а этот Македонский не достигал до этой преграды. Тот (Зуль-Къарнайн) был мусульманином-единобожником, а этот Македонский и жители в его стране Греции, были многобожниками, которые поклонялись планетам и идолам». Конец слов Ибн Таймиййи из «Минхаджу-с-Сунна ан-набавиййа» (1/220). Также см. «Маджму’уль-фатава» (11/171-172) Ибн Таймиййи и «Игъасату-л-ляхфан» Ибн аль-Къаййима (2/263-264).

Из того, что было сказано становится ясно, что Зуль-Къарнайн, о котором идёт речь в Коране, был мусульманином-единобожником, был из числа арабов, и тот, кто утверждает, что он был прадедом персов, или был одним из их пророков, следовавших их путём и религии, утверждает ложное, как это разъяснили исследователи из числа обладателей знания и истории. Аллах же знает об этом лучше всех!

«Худуд» (ед. число — «хадд»). Имеются в виду наказания, налагаемые за такие преступления, на которые имеются указания в Коране и Сунне и которые не могут быть отменены ни при каких обстоятельствах. Применение таких наказаний является прерогативой мусульманского правителя.

Т. е. со слов аз-Зухри, который был последователем сподвижников, и он передал его напрямую от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не упоминая имени сподвижника пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Прим. пер.

Зулькарнайн

праведник, имя которого упоминается в Коране. Точно неизвестно, был ли он посланником Аллаха или нет. Сведений о нем мало. Есть предания, в которых говорится, что его настоящее имя было Искандар. По этой причине некоторые люди отождествляли его с Александром Македонским, другие с персидским царем Дарой (Дарием). Однако все эти предположения необоснованны. Мусульманские историки Куртуби, Табари, Ибн Асир утверждали, что Зулькарнайн жил во времена пророка Ибрахима (Авраама), ездил с ним в хадж и получил его благословение. Затем он стал военачальником и выступил против варварских племен Йаджудж и Маджудж (Гог и Магог), которые творили нечестие по отношению к другим народам. Дойдя до их местности, Зулькарнайн возвел стену из камня и железа для того, чтобы отделить их от остального мира. Однако это не та стена, которую сегодня называют Великой Китайской. В далеком будущем, незадолго до дня Страшного суда Йаджудж и Маджудж должны пробить в этой стене брешь и совершить нашествие на другие страны. Зулькарнайн завоевал большие территории в Европе и Азии и повсюду он устанавливал законы Аллаха, проповедовал веру в единого Бога. Он яростно воевал с язычниками и прекрасно относился к верующим. Он был похоронен возле Мекки. Считается, что он умер в Думат аль-Джандале (между Сирией и Мединой) и был похоронен там же на горе Тахама. В Коране его история Зулькарнайна описана следующим образом: «Они станут спрашивать тебя о Зу-л-карнайне. Отвечай: "Я поведаю вам рассказ о нем". Воистину, Мы поддержали его на земле и даровали ему пути достижения всего [желаемого], и он выбрал один из путей. [Он шел] и прибыл, наконец, к [месту, где] закат солнца, и обнаружил, что оно заходит в мутный и горячий источник. Около него он нашел [неверных] людей. Мы сказали: "О Зу-л-карнайн! Либо ты их подвергнешь наказанию, либо окажешь милость". Он ответил: "Того, кто грешен, мы накажем, а потом он предстанет пред Господом своим, и Он подвергнет его суровому наказанию. Тому же, кто уверовал и творил добро, - прекрасное воздаяние, и мы велим ему [исполнять] то, что легко". И он последовал далее своим путем, и прибыл, наконец, в [место, где] восходит солнце, и обнаружил, что оно восходит над людьми, которым Мы не даровали от него никакого прикрытия. Так [оно было], и Мы объяли знанием все, что с ним случилось. Затем он последовал своим путем и прибыл, наконец, в то место, где были две [горные] преграды, по сторонам которых обитал народ, который лишь немного понимал речь [Зу-л-карнайна]. Они воззвали: "О Зу-л-карнайн! Воистину, [народы] Йа"джудж и Ма"джудж чинят на земле нечестие. Быть может, мы уплатим тебе дань, чтобы ты воздвиг между нами и ими преграду?" Он ответил: "То, чем наделил меня Господь, лучше [вашей дани]. Помогите же мне [людской] силой, чтобы я воздвиг, между вами и ими преграду. Возите ко мне железные балки"... Когда он заполнил ими пространство между двумя склонами, он приказал: "Раздувайте". Когда же [балки расплавились] и превратились в огонь, он распорядился: "Несите мне расплавленную медь, я вылью ее на расплавленное железо". [С тех пор племена Йа"джудж и Ма"джудж] не могли ни перебраться через преграду, ни пробить в ней брешь. [Зу-л-карнайн] сказал: "Это - милость моего Господа. А когда настанет обещанное моим Господом, он сровняет преграду [с землей], ибо обещанное моим Господом - истина". И тогда (в Судный день) по Нашей воле одни из них пойдут на других войнами, [потом] затрубят в трубу, и Мы соберем их всех без остатка» (18: 83-98).

(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)

Смотреть что такое "Зулькарнайн" в других словарях:

    - (al Iskander dû l Karnayni r Rûmiy) прозвание Александра Македонского у мусульманских писателей. Зулькарнайн двурогий, т. е. покоривший оба рога вселенной запад и восток … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Александр Македонский Ἀλέξανδρος 19 й Македонский царь … Википедия

    Коранические персонажи Зуль Карнайн (араб. ذو القرنين‎‎) Толкование имени: Двурогий … Википедия

    - (356 323 до н. э.) Царь Македонии с 336. Сын царя Филиппа II, воспитывался Аристотелем. Победив персов при Гранике (334), Иссе (333), Гавгамелах (331), подчинил царство Ахеменидов, вторгся в Ср. Азию (329), завоевал земли до р. Инд, создав… … Большой Энциклопедический словарь

    Александр Великий (356 323 до н. э.), один из величайших полководцев древности, царь Македонии с 336. Сын царя Филиппа II; воспитывался Аристотелем. Победив персов при Гранике (334), Иссе (333), Гавгамелах (331), подчинил царство Ахеменидов,… … Энциклопедический словарь

Уважаемый Нурлыбек! В суре Аль-Кахф приводится небольшой рассказ о Зуль Карнейне , однако, полных сведений о том, кто этот человек, где и когда жил, нет. При этом, он упоминается как человек, обладающий достаточной силой, чтобы властвовать на земле, умеющий добиваться поставленных целей. Приведем аят из суры Аль-Кахф:

«Воистину, Мы наделили его властью на земле и одарили всякими возможностями».

Если же мы обратимся к историческим источникам, то известный астроном,ученый Абу Райхан Мухаммед аль-Бируни (973-1048) , в своем труде «Асар аль-бакия анил Курун аль-Халия –Памятники минувших поколений» , говорит о происхождении Зуль Карнейна .

Согласно этим сведениям, в 110-599 г.г д.н.э , существовало царство Химьяр . И подданные царства называли своего правителя «Зу» , по аналогии арабского «Абу» . (Зу – означает «Хозяин» ). И Зуль Карнейн был одним из правителей этого царства. Его настоящее имя – Абу Бакр ибн Ифрикаш . Вместе со своими войсками он через Средиземное море, пройдя через земли Туниса, Марокко, создал город Ифрикия . После этого африканский материк стал называться его именем как «Ифрикия» (Африка) . Зуль Карнейном его называли за то,что его след простирался от запада и до востока, от места, где восходит солнце и заходит .

Если же говорить о том, является ли Зуль Карнейн Александром македонским и имееет ли к нему вообще отношение, то по словам толкователя Корана Ибн Касира (1301-1371) , он не может быть Македонским:

Александр Македонский – сын царя Македонии Филиппа, по национальности – грек. Его советником был великий Аристотель. И жил он на триста лет раньше пророка Исы. К тому же, Александр Македонский был мушриком, поклонявшимся греческим богам.

А Зуль Карнейн , согласно свидетельству аль-Азраки и других, жил во времена пророка Ибрахима. И был одним из последователей пути, который указывал пророк Ибрахим (г.с) и был глубоко верующим, богобоязненным человеком. Кроме того, когда пророк Ибрахим возводил стены Каабы, Зуль Карнейн совершал паломничество, говорят, что рядом с ним находился Кызыр (г.с) .

Некоторые ученые помимо Македонского проводят параллель между Зуль Карнейном и царем Аккада Нарам-Суэном , жившего в 2237-2200 г.г.д.н.э. По их мнению, между Нарам-Суэном и Зуль Карнейном можно бонаружить немало сходства. Также как и Зуль Карнейн, Нарам-Суэн правил миром. Сохранились рисунки, высеченные на камнях. На которых Нарама-суэн изображен в двурогом шлеме. Также, согласно сохранившимся сведениям, Нарам-Суэн проповедовал монотеизм, то есть придерживался идеи единобожия. И в завоеванных им странах, по его приказу уничтожались места для совершения идолопоклонства. И на основании этих данных, специалисты полагают, что эти две исторические личности схожи.

Резюмируя вышесказанное, стоит отметить, что упоминающийся в Священном Коране Зуль Карнейн был истинным мусульманином, призывавшим к истинному пути служению Аллаху, восхвалявшим Всевышнего, отличавшийся нетерпимостью к несправедливости, наказывавший злодеев и оказывавший поддержку людям благочестивым. Это можно заметить и по следующим аятам Священного Корана:

«Он сказал: «Того, кто поступает несправедливо, мы накажем, а потом возвратят его к Господу, и он подвергнет его тяжким мучениям. Тому же, кто уверовал и поступает праведно, будет наилучшее воздаяние, и мы скажем ему наши легкие повеления».

Следовательно, не нужно путать Зуль Карнейна с Александром Македонским . Истина же известна лишь Аллаху!



Поделиться: