Что сократ называл добрым демоном. Эволюция философско-психологических учений о гении

О ДЕМОНЕ СОКРАТА

Участники диалога: Архидам и Кафисий (Отрывки)

Фабула небольшого диалога состоит в рассказе Кафисия Архидаму (и его друзьям) истории переворота в Фивах в 379 году, когда демократы во главе с Пелопидом убили олигархов. Собственно речь больше касается тайного заговора демократов и потому рассуждений о предзнаменованиях и предчувствиях. В этом контексте возникает разговор о демоне Сократа, который представляет для нас интерес. Все действующие лица - из числа заговорщиков; из них для приведенного фрагмента существенен Симмий Фиванский, судя по всему, ученик Сократа, один из персонажей некоторых, диалогов Платона.

9… "Клянусь Гераклом, как трудно найти человека, свободного от суеверного чада. Одни подвержены этому против своей воли, вследствие необразованности или душевной слабости, другие же, чтобы казаться какими-то особо выдающимися по богобоязненности, на каждом шагу ссылаются на божье волеизъявление, на сны, видения и тому подобный вздор, прикрывая этим то, что у них в действительности на уме. Кто причастен к политической деятельности, тому, пожалуй, небесполезно иногда прибегнуть к узде суеверия, чтобы направить на нужный путь суетную толпу или отвратить ее от чего-либо; для философии же такой ход мысли не только не приличествует, но и прямо противоречит ее обязанностям, если она, пообещав рассуждением научить нас доброму и полезному, обращается к богам как началу всех действий, словно пренебрегая всяческим рассуждением; презрев доказательство, свое основное отличие, она прибегает к гаданиям по снам и видениям, которые посещают одинаково и доблестного, и подлого. Потому-то, думается мне, ваш Сократ избрал более философский характер образования и речей, простой и бесхитростный, как более приличествующий человеку свободному и стремящемуся к истине, а весь этот философский дым и чад отбросил, предоставив его софистам". - "Что же, Галаксидор, - заговорил тут Феокрит, - значит, и тебя убедил Мелет в том, что Сократ пренебрегал верой в богов? Ведь именно в этом он обвинил Сократа перед судом афинян". "Отнюдь не верой в богов, - ответил тот. - Не восприняв от Пифагора, Эмпедокла и других философию, преисполненную мифов, призраков и суеверия, он как бы вывел ее из состояния вакхического опьянения и обратил на искание истины посредством трезвого рассуждения".

10. "Хорошо, - сказал Феокрит, - но как же мы, дорогой мой, оценим демона Сократа - как ложную выдумку или иначе? Среди преданий о Пифагоре я не назову ничего, что так походило бы на мантику и суеверие: без преувеличения, подобно тому как Гомер представил Афину "соприсущной во всяком труде" Одиссею, так демон Сократа явил ему некий руководящий жизненный образ, "всюду предтекший ему, подававший совет и могучесть", в делах неясных и недоступных человеческому разумению: в этих случаях демон часто вступал в собеседование с Сократом, сообщая божественное участие его намерениям. Узнать об этом больше можно от Симмия и других товарищей Сократа. Но вот однажды, когда мы направлялись к гадателю Евтифрону - ты помнишь это, Симмий, - Сократ прохаживался наверху, у Перепутья и дома Андокида, ведя философскую беседу с Евтифроном, и подвергал его, по своему обыкновению, шутливому разгрому. Вдруг он остановился и так оставался некоторое время погруженным в себя, а затем свернул в сторону и пошел по улице Коробовщиков, подозвав к себе и тех спутников, которые уже отошли вперед, и сославшись при этом на полученное им указание от демона. Большинство, в том числе и мы с Евтифроном, пошли вслед за ним, но несколько юношей продолжали идти вперед, как бы желая изобличить демона Сократа, и увлекли за собой флейтиста Харилла, который приехал вместе со мной в Афины к Кебету. И вот, когда они проходили по улице Ваятелей мимо судебной палаты, им навстречу выбежало тесно сплоченное стадо покрытых грязью свиней. Посторониться было некуда, так что свиньи одних сбили с ног, других обмазали сплошь грязью. Пришел домой и Харилл весь в грязи, так что после этого случая мы всегда со смехом вспоминали, как всегда заботится о Сократе его демон".

11. "А как ты думаешь, Феокрит, - спросил Галаксидор, - имеет ли демон Сократа какую-то свою особую силу или же это просто частица тех общих необходимых условий, которые, определяя жизненный опыт человека, сообщают ему в неясных и не поддающихся разумному учету случаях толчок, направляя его поведение в ту или иную сторону? Подобно тому как малый груз сам по себе не отклоняет коромысло весов, но, добавленный к одному из уравновешенных грузов, уводит все в свою сторону, так чихание или тому подобный знак, хотя бы и ничтожный, может повлечь за собой решение, касающееся важных действий: когда встречаются два противоборствующих соображения, то, присоединившись к одному из них, такой знак разрешает безысходность, устранив равновесие, и отсюда возникает движение и сила". Это подхватил мой отец: "А ведь и в самом деле, Галаксидор, я слышал от одного мегарца, а он от Терпсиона, что демон Сократа - это не что иное, как чихание, свое ли собственное или чужое. При этом, если кто-либо другой чихнул справа, или сзади, или спереди, то это побуждало к действию, если же слева, то заставляло воздерживаться; собственное же чихание утверждало в намерении совершить намеченное действие, но удерживало от завершения того, что уже было начато. Странным мне кажется, однако, если он, в действительности исходя из чихания, говорил товарищам о каком-то побуждающем или сдерживающем демоне: было бы, друг мой, нелепой суетностью из-за какого-то внешнего шума - чихания - отказываться от заранее обдуманного действия, и это совершенно противоречило бы образу человека, которого мы считаем поистине великим и выдающимся среди людей своей мудростью. Все поведение Сократа отличалось целеустремленностью и решимостью, как бы исходя из единого твердого изначального суждения. Всю жизнь он провел в бедности, тогда как мог бы воспользоваться тем, что ему с радостью готовы были предоставить его друзья; он не поступился философией, пренебрегая всеми препятствиями; наконец, когда товарищи подготовили ему обеспеченный побег из тюрьмы, он не склонился на все их настояния, чтобы уйти от верной смерти, а встретил ее с непоколебимой твердостью решения, - все это свойственно не человеку, изменяющему свои намерения под влиянием случайных шумов или знаков, а тому, кто следует высшему устремлению, ведущему к добру. Говорят, что и гибель сицилийского похода афинян Сократ предсказал некоторым из своих друзей; а еще ранее был такой случай. Периламп, сын Антифонта, раненый и взятый в плен после поражения афинян в битве при Делии, узнав от послов, прибывших из Афин с мирным предложением, что Сократ вместе с Алкивиадом и Лахетом благополучно вернулись, совершив переход у Регисты, превознес Сократа похвалами и горько сокрушался о тех своих товарищах и соратниках, которым довелось, избрав после битвы путь возвращения, отличный от указанного демоном Сократа, пасть под ударами нашей конницы. Думаю, что и Симмий слыхал об этом". - "Слыхал нередко и от многих, - отозвался Симмий, - ведь именно этот случай особенно прославил в Афинах демона Сократа".

12. "Что же, Симмий, - сказал Фидолай, - позволим мы Галаксидору шутя сводить это высокое пророчество к чиханию и приметам, которыми забавляются по пустякам невежды? Ведь где налицо действительная опасность и трудные обстоятельства, там уже, по Еврипиду, Железом, а не шуткой спор решается".

Галаксидор, однако, возразил: "С Симмием, если он сам слышал это от Сократа, я так же согласен, как и вы, Фидолай и Полимний, но то, что вы сами сказали, нетрудно опровергнуть. Подобно тому как во врачевании биение пульса служит малым знаком, много говорящим о состоянии больного, и как для кормчего крик морской птицы или прохождение темного облачка предвещает бурный ветер и жестокое морское волнение, так для вещей души гадателя чихание или голос, вещь сама по себе ничтожная, может быть знаком чего-то важного: ведь ни в каком мастерстве не забывают о том, что малое может предзнаменовать великое, и малочисленное - многое. Человек, незнакомый со смыслам письменности, видя немногие и невзрачные по форме начертания, не поверил бы, что знающий грамоту может извлечь из них сведения о великих войнах, происходивших у древних народов, об основаньях городов, о деяниях и судьбах царей, и сказал (5ы, что какой-то демон развертывает перед ним повествование обо всех этих делах исторического прошлого, и мы весело посмеялись бы над неразумном этого человека; смотри же, друг, как бы мы, не зная силы тех данных, которыми располагает мантика для суждений о будущем, стали неразумно выражать неудовольствие, если осведомленный в мантике человек делает из них выводы, касающиеся будущего, и при этом утверждает, что его действиями руководит не чихание и не голос, а демон. Тут я обращаюсь к тебе, дорогой Полимний. Ты удивляешься, что Сократ, более чем кто-либо из людей очеловечивший философию устранением из нее всякой напыщенной темноты, для этого своего знака избрал название не чихания и не голоса, а какого-то трагического демона. А вот я, наоборот, удивился бы, если бы такой мастер диалектики и владения словам, как Сократ, сказал, что получает знак не от демона а от чихания; это то же самое, как если бы кто сказал, что его ранило копье, а не посредством копья метнувший это копье человек; или что тот или иной вес измерен весами, а не сделавшим взвешивание человеком посредством весов. Ведь действие принадлежит не орудию, а человеку, который пользуется орудием для этого действия…

20. Те продолжали углубленное исследование важного вопроса, поднятого Галаксидором и Фидолаем, - какова сущность и сила так называемого демона Сократа. Что ответил Симмий на речь Галаксидора, мы не слышали. Но нам он сказал, что как-то сам спросил об этом Сократа, но, не получив никакого ответа, больше не допытывался. Однако ему часто доводилось быть свидетелем того, что Сократ людей, говоривших о том, что им было явлено божественное видение, признавал обманщиками, а к тем, кто говорил об услышанном ими некоем голосе, относился с уважением и внимательно их расспрашивал. Это наблюдение побуждало нас при обсуждении между собой занимающего нас вопроса подозревать, что демон Сократа был не видением, а ощущением какого-то голоса или созерцанием какой-то речи, постигаемой необычным образом, подобному тому как во сне нет звука, но у человека возникают умственные представления каких-то слов, и он думает, что слышит говорящих. Но иные люди и во сне, когда тело находится в полном спокойствии, ощущают такое восприятие сильнее, чем слушая действительную речь, а иногда и наяву душа едва доступна высшему восприятию, отягченная бременем страстей и потребностей, уводящих ум от сосредоточения на явленном. У Сократа же ум был чист и не отягчен страстями, он лишь в ничтожной степени в силу необходимости вступал в соприкосновение с телом. Поэтому в нем сохранялась тонкая чувствительность ко внешнему воздействию, и таким воздействием был для него, как можно предположить, не звук, а некий смысл, передаваемый демоном без посредства голоса, соприкасающийся с разумением воспринимающего как само обозначаемое. Ведь когда мы разговариваем друг с другом, то голос подобен удару, через уши насильственно внедряющему в душу слова; но разум более сильного существа ведет одаренную душу, не нуждающуюся в гаком ударе, соприкасаясь с ней самим мыслимым, и она отвечает ему, раскрытому и сочувствующему, своими устремлениями, не возмущаемыми противоборством страстей, но покорными и уступчивыми, как бы повинующимися ослабленной узде. И не следует удивляться этому, видя повороты тяжелых кораблей под воздействием малого кормила, или движение гончарного круга, которому сообщается равномерное вращение легким касанием оконечностей пальцев: предметы неодушевленные, но гладкие и подвижные по своему устройству, покорствуют движителю при каждом его толчке; а душа человека, напряженная бесчисленными устремлениями, как натянутыми струнами, гораздо подвижнее любого вещественного орудия. Поэтому она чрезвычайно расположена к тому, чтобы под воздействием умственного прикосновения получить в своем движении уклон в сторону задуманного. Ведь именно здесь, в мыслящей части души, начала страстей и устремлений, которые, вовлекаемые в ее движение, когда она поколеблена, уводят за собой и самого человека. Отсюда легко понять, какую силу имеет мыслительная часть: кости бесчувственны, жилы и мышцы наполнены жидкостью и вся масса составленного из этих частей тела лежит в покое, но как только в душе возникнет мысль и порыв к движению, тело пробудится и, напрягаясь во всех своих частях, словно окрыленное, несется к действию. И нет причин полагать, что трудно или невозможно постигнуть способ, каким мыслящая душа увлекает за своим порывом телесный груз. Подобно тому как мысль, даже и не облеченная в звук, возбуждает движение, так с полной убедительностью, как мне кажется, могли бы мы предположить, что ум следует водительству более высокого ума и душа более божественной души, воздействующих на них извне тем соприкасанием, какое имеет слово со словом или свет со своим отблеском. В сущности мы воспринимаем мысли друг друга через посредство голоса и слов, как на ощупь в темноте: а мысли демонов сияют своим светом тому, кто может видеть и не нуждается в речах и именах, пользуясь которыми как символами в своем взаимном общении люди видят образы и подобия мыслей, но самих мыслей не познают - за исключением тех людей, которым присущ какой-то особый, божественный, как сказано, свет. Если кто отнесется к этому с недоверием, то может почерпнуть некоторое дополнительное подтверждение в том, что происходит при звучании речи: воздух, оформленный в виде членораздельных звуков и превратившийся полностью в звучащие слова, доносит до души слушающего некую мысль. Что же удивительного, если воздух при своей восприимчивости, изменяясь сообразно с мыслями богов, отпечатывает эти мысли для выдающихся и божественных людей? Подобно тому как удары ведущих подземные работы, доносясь из глубины, улавливаются медными щитами в форме отголоска, а помимо этого затухают незамеченными, так речи демонов, разносясь повсюду, встречают отголосок только у людей со спокойным нравом и чистой душой; таких мы называем святыми и праведниками. Простой же народ думает, что божества вещают людям только в сновидениях, если же это происходит с бодрствующими и находящимися в полном сознании, то это считают странным и невероятным: подобно тому как если бы кто считал, что музыкант, играющий на дурно настроенной лире, не сможет вовсе и прикоснуться к ней, когда она будет настроена правильно, эти люди не видят истинной причины кажущейся странности; заключается же она в их собственной настроенности и смятенности, от которой был свободен наш товарищ Сократ, как свидетельствует оракул, полученный его отцом, когда Сократ был еще ребенком; он гласил: предоставить мальчику делать все, что ему вздумается, ни в чем не насиловать и не ограничивать его наклонностей и молиться за него Зевсу Покровителю и Музам, а в остальном не беспокоиться о Сократе, ибо он в себе самом содержит лучшего руководителя жизни, чем тысячи учителей и воспитателей.

Из книги Занимательная Греция автора Гаспаров Михаил Леонович

Разговор Сократа У Сократа был молодой друг по имени Евфидем, а по прозвищу Красавец. Ему не терпелось стать взрослым и говорить громкие речи в народном собрании. Сократу захотелось его образумить. Он спросил его:«Скажи, Евфидем, знаешь ли ты, что такое справедливость?» -

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

37. Плутарх и Петрарка Исследователи творчества Петрарки отмечают непонятную для них странность. Петрарка написал много писем к своим современникам. И вот, в своей латинской переписке, Петрарка старался - якобы специально - ЗАТУШЕВЫВАТЬ СРЕДНЕВЕКОВУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ,

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

37. Плутарх и Петрарка Исследователи творчества Петрарки отмечают непонятную для них странность. Петрарка написал много писем к своим современникам. И вот, в своей латинской переписке, Петрарка старался – якобы специально – ЗАТУШЕВЫВАТЬ СРЕДНЕВЕКОВУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ,

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

Из книги Тайны смутных эпох автора Миронов Сергей

О «ДЕМОНЕ РЕВОЛЮЦИИ» «Демоном революции» называли Льва Давидовича Троцкого. И действительно, его роль в российской революционной смуте была в значительной степени демонической, зловещей. Об этом приходится говорить потому, что в последние годы стало модным

Из книги История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Том I автора Коплстон Фредерик

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Плутарх Третьим крупным представителем наличной традиции является Плу­тарх, грек из Херонеи, родившийся в середине I в. н. э. Он занимал видное положение в имперской администрации при Траяне и Адриане и был чрез­вычайно образованным и плодовитым писателем. Для историка

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

2.6.5. За что убили Сократа? Сократ родился и умер в Афинах. Последнее ему пришлось сделать по приговору своих сограждан.Его отцом был каменотес (скульптор), а матерью - повитуха. Между прочим, очень уважаемые специальности в самые разные исторические периоды и у самых

Из книги Игры, угодные богам автора Куринной Игорь Игоревич

Плутарх Плутарх был греком времён римского господства. Жил он якобы около 47 – 120 годов н.э. Прославился тем, что составлял сравнительные жизнеописания выдающихся исторических деятелей Греции и Рима. Впрочем, собственно история не была его целью. Он нигде не вводит точных

автора Стадничук Борис

«Мыслильня» Сократа Школа Сократа, если верить Аристофану, находится непосредственно в его доме. Во всяком случае Сократа можно застать здесь в любое время суток. Здесь же ночуют и все его ученики, причем страдают от клопов и блох, но ни за что не сходят в баню

Из книги Сократ: учитель, философ, воин автора Стадничук Борис

Несколько уроков Сократа Но, конечно, гладкими человеческие отношения бывают только на бумаге. Конфликты в таком деле, как командование десятитысячной армией, неизбежны. Особенно если речь заходит о снабжении. Понятно, что ни одно племя, ни один народ, через территорию

Из книги Сократ: учитель, философ, воин автора Стадничук Борис

Афоризмы Сократа * * *Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.* * *Богатство и знатность не приносят никакого достоинства.* * *Бывают ситуации, когда совесть важнее сохранения собственной жизни.* * *Быть довольным – это наше природное богатство, роскошь –

Из книги Сократ: учитель, философ, воин автора Стадничук Борис

Изречения Сократа * * *Берегись также, чтобы люди, заметив твое непочтение к родителям, не стали сообща презирать тебя и чтобы тебе не остаться вовсе без друзей, потому что, как только они заметят твою неблагодарность к родителям, никто не может быть уверен, что, сделав

Из книги Древние германцы автора Коллектив авторов

Плутарх Плутарх (??????????) жил приблизительно между 46 и 120 годами. Он родился в богатой греческой семье в беотийском городе Херонее. Получил хорошее философское образование. Многократно бывал в Риме и однажды в Египте, пользовался влиянием и при римском дворе, и у себя на

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

Что такое демон? Этот вопрос, пожалуй, задает себе каждый, кто увлекается мистицизмом или эзотерической литературой. В широком понимании это сверхъестественные духи или существа, которые занимают низшее место относительно богов. Интересно, что в мировой религии и культуре можно встретить как добрых, так и злых демонов.

Определение демона

Отвечая на вопрос «Что такое демон?», следует обратиться к древнегреческой философии. В ней рассказывается, что в незапамятные времена, еще до нашей эры, существовало такое понятие, как Даймоний. Многие видные философы, среди которых Сократ, Платон, а также стоики и большинство их последователей, сравнивали Даймония с внутренним миром или голосом человека. По сути, так они обозначали нашу совесть.

А вот в римской мифологии, например, к демонам относились несколько иначе: так называли гениев. А в христианстве Даймониями величали ангелов-хранителей.

Существовало слово «демон» и у древних славян. Оно было синонимичным понятию «бес». С XI века на Руси так стали называть всех языческих богов вскоре после того, как по настоянию князя Владимира Красное Солнышко была крещена Русь.

При переводе Библии с греческого на церковнославянский язык слово «демон» так незаметно и трансформировалось в понятие «бес». При этом смысл остался прежним.

Демоническая природа

Ответ на вопрос «Кто такой демон?» искали многие народы в самых разных религиях. Широко эти мистические существа были распространены в Древней Греции. Расскажем поподробнее о том как их представляли в народе.

В античные времена связь между такими понятиями, как «бог» и «даймон» практически никогда не прослеживалась. В то же время и самих «даймонов» в этот исторический период не ассоциировали только с силами добра или зла. Философы тогда считали, что они изначально могут иметь любую природу, даже смешанную. Поэтому имели возможность творить не только зло, но и добро. Причем приблизительно в равных пропорциях.

Много сведений о даймонах содержится в знаменитом произведении Платона под названием «Диалоги», а также трудах Сократа. Он, в частности, утверждал, что все, что им делается, угодно его «доброму демону», который всячески отвращает автора от зла и наставляет на истинный путь.

Позже этот даймон Сократа у многих ассоциировался с Богом у Платона. Римский последователь этого философа Апулей подробно описал, кто такой демон, в своей книге «О боге Сократа». В нем он пространно рассуждает о наличии промежуточных существ между людьми и самим богом.

Подробно эта тема описана и у Платона в трактате «Послезаконие». Философ называет даймонов одной из разновидностей воздушных существ, которые входят в иерархию духов, занимая определенное место после богов и звезд. Они являются чем-то средним между людьми и богами, поэтому их желательно особенно почитать в различных молитвах. Платон был убежден, что даймон приставлен к человеку с самого его появления на свет и сопровождает его до самой смерти. При этом некоторые даймоны могли теоретически выступать в роли божеств в различных культах.

Стоики, которые считают себя последователями Платона, проводили параллель между даймонами и душами человека, считая, что они возвращаются в свою стихию после смерти.

Демоны в иудаизме

Что такое демоны, обсуждалось и в иудаизме. Хотя им не отводили самостоятельной роли, но упоминания об их существовании встречаются еще в эпоху таннаев. Согласно Талмуду, демонов создал сам Бог. Случилось это в сумерки, накануне первой субботы. Интересно, что прежде чем он успел их доделать, настала ночь, поэтому демоны остались без тел.

Иудаизм на вопрос «Что такое демон?» отвечает: эти существа занимают промежуточное положение между людьми и ангелами, проводят время в пространстве между луной и землей. При этом преимущественно предпочитают пустынные и нечистые места.

Христианское представление

Определение «Что такое демон?» в христианском представлении стало звучать так же, как сегодня, только в XI века. Именно тогда на Руси произошла масштабная эволюция термина. Уже после нее демонами стали называть не только практически всех сверхъестественных существ, но и богов, которым поклонялись во времена язычества. К этой же категории древние славяне относили всяческих зловредных духов и всевозможных мифических существ.

Христианство утверждает, что те духи, которые не стали отрицать бога, позже превратились в ангелов.

Спустя время появилось представление о падших ангелах, которое получило наибольшее распространение в католичестве. Это были ангелы, которые со временем утратили благосклонность бога и покинули небо.

Слуги Сатаны

Христианские священники, отвечая на вопрос «Что значит демон?», утверждают, что это слуги Сатаны, который живет в аду. Но при этом они способны бродить по свету в поиске душ, готовых к падению.

Интересно что и демоны, и ангелы играют важную роль в магической традиции, особенно в католицизме. Всевозможные культы тоже часто проникнуты демонологией, и бо́льшая часть из них восходят к каббале и гностицизму. В магической литературе можно встретить печати, имена и подписи духов. А также способы их вызывания, возможности и даже обязанности, которые они должны исполнять.

Значение слова

Значение и толкование слова demon происходит от древнегреческого слова, которое в первом варианте обозначает «дух» или «божество», а во втором - «распределяю» (в смысле судьбу).

Морфологически существует три значения этого понятия. Первое - религиозное. В этом смысле под демоном понимается падший ангел или дьявол.

Второе значение этого слова - мифологическое. В данном случае разговор идет о сверхъестественных существах или полубогах, которые занимают промежуточные состояния между богами и людьми, а также имеют возможность влиять на жизнь людей, народов и даже судьбы отдельных личностей.

Есть и книжное значение этого слова. Демоном обозначают что-то мрачное или тягостное, обычно бесконтрольно овладевающее человеком. Например, часто можно слышать о демоне алкоголизма.

Иерархия

Иерархия демонов подробно описана в специализированной литературе. Так, в средневековой Европе и среди оккультистов демонов делили на девять чинов. Первым это описал голландский врач и последователь учения по имени Иоганн Вейер в своей оккультной книге, которая была издана в 1588 году. В ней он привел подробную и скрупулезную классификацию демонов, а также дал всем желающим инструкции по вызову их в наш мир.

В эзотерической литературе можно встретить и другие описания иерархий демонов. По большому счету, их можно разделить на несколько групп.

Одна из них - демоны-гении. Они считаются хранителями, которые приставлены к каждому человеку, а также местности или предмету. Сюда же причисляют персонажей фольклора. Например, если говорить о славянской традиции, то это водяные, лешие и домовые. У других народов нимфы, дриады, шеду (хранители дворцов древних культур).

Отдельное место в этой иерархии отводится духам, не привязанным к какому-то конкретному месту. Это гномы, эльфы, русалки, черти, сатиры и суккубы.

Важная роль и у архонтов, которые занимают место персонифицированных природных сил. Они обязаны содержать в порядке естественный строй вещей, а также служить бессмертными прототипами всем живущим существам. Это роднит их с понятиями архетипа и различными идеями в философии. Яркий пример таких существ - деканы.

Демоны в культуре

В культуре образ демона используется достаточно часто. Один из последних примеров - фильм 2016 года «Демон внутри», снятый Андре Овредалом.

Картина начинается с обнаружения неопознанного трупа женщины в подвале дома. Ее убили, причем очень жестоко. На место происшествия прибывает офицер полиции, который выясняет, что преступник не оставил практически никаких следов. Вывод напрашивается сам собой: очевидно, это вторжение. К тому же полицейский начинает подозревать, что жертва пыталась покинуть дом.

Тогда он обращается к опытному патологоанатому по имени Томми Тилден, чтобы тот определил точную причину смерти. Сын доктора решает остаться, чтобы помочь отцу со вскрытием. Так как личность жертвы так и не удается установить, они называют ее между собой Джейн Доу. Это вышедший из употребления юридический термин, который обозначал женскую сторону в судебном процессе. В результате такая завязка приводит к увлекательному, не укладывающемуся в традиционное понимание, сюжету.

Ведь и душа есть нечто вещее.
Сократ

Рождение от матери повитухи в день богини Артемиды и бога Аполлона, надпись над храмом Аполлона "познай самого себя" (которая в будущем выразила его методологию) – все эти факты говорили о том, что ему было предначертано стать выдающимся человеком и философом на века.

Практически сразу после рождения , Дельфийский оракул сказал отцу будущего мыслителя, что его не стоит чрезмерно опекать, а стоит просто предоставить самому себе, так как у него будет сильный покровитель на протяжении всей его жизни, который будет ему и за наставника, и за воспитателя.

Голос – перст указующий

Сократ никогда не скрывал, что с раннего детства слышит голос, который появлялся в разные моменты его жизни и останавливал его от совершения каких-либо действий. Он считал, что этот голос не что иное, как проявление божьей воли, посему неукоснительно выполнял все указания своего даймона. Впоследствии это и стало камнем преткновения между ним и городской властью.

Был случай, когда знакомый юноша рассказывал Сократу о своей подготовке к участию в Немейских играх, Сократ сразу же услышал голос, который говорил о том, что молодому человеку не следует в них участвовать. Конечно же, он сказал об этом юноше, но тот, как это часто бывает, не поверил. И как выяснилось позже, зря, потому что эти игры для него закончились безуспешно.

Каждому воздастся по вере его

Смешной случай произошел, когда Сократ прогуливался со своими учениками и беседовал с гадателем. На середине фразы он резко остановился, и на несколько минут задумался. Потом резко свернул в переулок и позвал своих спутников присоединиться к нему. Он объяснил им, что слышал своего даймона. Однако не все послушали его. Несколько юношей продолжили свой путь, тем самым пытаясь показать, что даймон – это не более чем выдумка Сократа.
Каково же было их удивление, когда им навстречу выбежало большое стадо чумазейших свиней. Самое обидное, что этим юношам совершенно некуда было отойти, чтобы пропустить это "шествие". В итоге кого-то сбили с ног, изваляв в дорожной пыли, а кого-то вымазали сами свиньи (своими боками).

"Ничто не способно повредить доброму человеку, ни в жизни, ни после смерти"

Известно также, что после вынесения Сократу смертного приговора, его демон, даймон или гений – замолчал. Сократ посчитал это знаком, что он на верном пути и в окружении уважающих его людей, молча выпил чашу с ядом.

Наблюдения, свидетельствующие о том, что умственные возможности людей не равны, стары как мир. Это не было секретом ни для науки, ни для обыденного сознания, аккумулирующего, по меткому выражению Г. Гегеля, не только научные теории, но и все предрассудки своего времени. И выдающиеся философы древности, и их менее осведомленные в науках современники хорошо понимали, сколь существенна разница между выдающимся творцом, гением и простым смертным. Также давно было замечено, что различия эти часто проявляются уже в детстве и диапазон их очень велик — от тяжелой умственной патологии до высокой одаренности.

Естественно, мыслителей и общество в целом издавна волновали вопросы природы этих различий, но человеческая психика — трудно познаваемый объект. Вероятно, поэтому первым объяснением природы индивидуальных различий и наличие выдающихся способностей у отдельных людей было неземное, божественное происхождение гениев. Выдающийся человек, по мнению древних, — счастливый избранник богов. Он послан на землю для того, чтобы преодолеть обыденные представления и силой духа озарить человечеству путь к совершенству и величию.

Минуя понятие «божественный дар», объяснить достижения выдающихся художников, поэтов, ученых и общественных деятелей в ту пору не представлялось возможным. Такое понимание породило и соответствующую терминологию. С древнейших времен в научных трактатах и в обыденном сознании прочно утвердился термин «гений», от латинского — genius — дух. В античной культуре гениальность рассматривается как род иррационального вдохновения, озарения свыше. Древние греки считали ее неземной способностью, источником которой является соединившийся с человеком божественный дух, благодаря чему человек приобретает качественно иные, недоступные большинству возможности. Философы тех времен рассматривают гения и гениальность как феномены, стоящие выше известных естественных законов. Это представление и есть основа учений о гении не только в античной, но в значительной мере и в европейской философии вплоть до конца XIX века.

Добрый демон

Известно, что Сократ, в шутку, говорил тем, кто интересовался причинами его необычной проницательности, что ему помогает, подсказывая, его добрый демон — гений. Закрепившись в сознании большинства людей благодаря художественной литературе, это утверждение живет и поныне. И нередко мы сами, подобно гениальному шутнику Сократу, объясняя причины собственных удач, говорим о помощи доброго ангела или гения.

Созданное гениями по своим масштабам, глубине и совершенству всегда поражало человеческое воображение, потому и казалось сверхъестественным. И по сей день гениев сравнивают с богами, а их произведения — с созданиями творца. Вероятно, этим объясняется то, что люди склонны мистифицировать происхождение, жизнь и деятельность гениев. Биографии выдающихся людей обычно обрастают множеством легенд, слухов и самыми невероятными подробностями.

Человечество долго не хотело верить в то, что гении рекрутируются из числа обычных людей. Сам факт рождения гения трактовали как особое знамение свыше. Отцами гениев непременно хотели видеть богов. Даже если твердо знали, что это не так, продолжали на этом настаивать и придумывать небылицы.

Мифы о происхождении

О выдающемся древнегреческом философе, астрономе и математике Пифагоре ходила легенда (которую он сам же распространял и поддерживал), что он сын Аполлона (или Гермеса), что у него золотое бедро, что он помнит обо всех воплощениях своей души — «…был он сначала сыном Гермеса Эфалидом, затем Эвфорбом, который был ранен Менелаем во время осады Трои, Пирром и, наконец — родился Пифагором».

Выдающегося древнегреческого философа Платона, появившегося на свет в день, когда отмечали рождение бога Аполлона (21 мая), его приемник в Академии Спевсипп прямо называл сыном Аполлона. Хотя всем, и не в последнюю очередь самому племяннику Платона Спевсиппу, был хорошо известен весь аристократический род Платона.

Множество фантастических историй о жизни гениальных людей распространялось в разные времена по уже считавшей себя просвещенной Европе. Многие из нас и по сей день убеждены, что небылицы — необходимый атрибут гениальности, или, говоря современным языком, часть имиджа гения. В сочинителях легенд нет и никогда не было недостатка, при этом многие выдающиеся люди сами намеренно сочиняли и продолжают сочинять о себе небылицы и распространять невероятные слухи. Чем, конечно же, привлекают внимание к своей персоне и создают вокруг нее ореол таинственности. Яркие примеры подобного поведения можно найти в биографиях Николо Паганини, Сальвадора Дали и многих других выдающихся людей.

Практически одновременно с термином «гений» в научный обиход и обыденное сознание входит понятие «талант», но в отличие от гения, происхождение его не столь благородно. Корни его родословной уходят уже не в религию и философию, а в торговлю. Первоначально, в Древней Греции, Египте, Вавилоне, Персии и ряде областей Малой Азии словом талант (от греческого — talanton, что в буквальном переводе означает «вес», «весы») именовалась самая крупная весовая и денежно-счетная единица. Постепенно в европейском сознании сформировалось представление о таланте как об очень высокой степени развития способностей к определенному виду (видам) деятельности, в то время как под гением стали понимать высший, максимальный уровень их проявления находящийся, образно говоря, над талантом.

Важной особенностью представлений о гении является то, что с древнейших времен и наука, и обыденное сознание твердо придерживались убеждения, что подлинная гениальность может проявиться только в искусстве, а истинным гением может быть только художник (в широком смысле этого слова). Государственным деятелям, военачальникам, промышленникам, торговцам и даже ученым в звании гения отказывали вплоть до XIX века.

Правда, попытки поставить под сомнение эту точку зрения неоднократно предпринимались уже в трудах древних философов. Одним из таких примеров может служить понимание гениальности, предложенное Аристотелем. Он подчеркивает связь художественного творчества с интеллектуальной, познавательной деятельностью и вводит свой термин — «созерцательная деятельность разума», который объемлет понятия научного и художественного творчества. Созерцательная деятельность разума стоит, по его мнению, выше любой другой, ибо она родственна божественной. «Хотя нельзя отрицать, — отмечает Аристотель, — что добродетельная деятельность (политическая и военная) выдается над другими по красоте и величию».

Уже в трудах Аристотеля творческий процесс в значительной мере теряет мистический характер. Творчество, считает он, постижимо и подвержено контролю. Он пытается обосновать наличие норм, правил, канонов, которые необходимы при создании произведений искусства. Аристотелем выдвигается требование учиться художественному творчеству и эстетическому суждению.

Особого внимания заслуживает и тот факт, что разделение науки, искусства и добродетельной деятельности у древних было весьма условным и с течением времени существенно менялось. Так, например, астрономия и история были одно время причислены не к наукам, а к высоким искусствам. Каждому искусству было положено иметь свою музу. Музой астрономии считалась Урания, а музой истории — Клио. По мнению историков, другие науки не попали в число изящных искусств, лишь потому, что еще не существовали во времена, когда родились девять знаменитых дочерей Мнемозины.

Современные представления о том, что относится к искусствам, что к наукам, а что к сфере практической деятельности утвердилось в европейском сознании несколько столетий назад. А термин «гений» приобрел звучание, близкое современному, в эпоху Возрождения. Ее представители считали гениальность даром божественным, врожденным, присущим истинным художникам. В понимании людей этого времени художник должен был быть осведомлен как в науках, так и в искусствах. И живописец, и скульптор, и музыкант, и композитор, равно как и представители других художественных профессий должны одинаково виртуозно владеть и своим ремеслом, и философией, и естествознанием, и грамматикой, и риторикой, и многими, многими другими областями знания и сферами деятельности. Не случайно это время называют временем титанов, эпохой великих энциклопедистов.

Одной из первых попыток глубокого философско-психологического осмысления проблемы одаренности было исследование испанского врача, жившего в эпоху Возрождения, — Хуана Уарте. Он связывал перспективу возрождения могущества Испанской империи с максимальным использованием на государственной службе особо одаренных людей. Его работа была одним из первых в истории психологии трудов, где рассматривалось в качестве основной задачи, изучение индивидуальных различий в способностях с целью дальнейшего профессионального отбора. Это исследование предварило целое направление антропологических наук —- «дифференциальную психологию».

Х. Уарте в своей работе ставит четыре главных, по его мнению, вопроса:

  • Какими качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и не способным к другой?
  • Какие виды дарований имеются в человеческом роде?
  • Какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию в частности?
  • По каким признакам можно узнать соответствующее дарование?

Анализ способностей, в теории Х. Уарте, сопоставлялся со смесью четырех элементов в организме (по Гиппократу — темперамент) и с различием в сферах деятельности (медицина, юриспруденция, военное искусство, управление государством и др.), требующих определенных, соответствующих деятельности дарований. В качестве основных способностей он выделял фантазию (воображение), память и интеллект. Наличие каждой из этих способностей объяснялось определенным «темпераментом мозга», по выражению Х. Уарте, пропорцией, в которой «смешаны в нем главные соки». В свою очередь, науки и искусства, оценивались с точки зрения того, какой из трех способностей они требуют. Это заставило Х. Уарте сделать психологический анализ деятельности полководца, врача, юриста, теолога и представителей других видов деятельности.

Особенно подчеркивал Х. Уарте зависимость таланта от природы, однако, влияние природных данных, по его мнению, не означает бесполезности воспитания и труда. Говоря о воспитании и обучении талантливых людей, он акцентировал внимание на необходимости учета индивидуальных и возрастных особенностей обучаемого.

Х. Уарте высказал мысль о необходимости создания государственной системы профессионального отбора. Он писал о том, что для того, чтобы никто не ошибался в выборе той профессии, которая больше всего подходит к его природному дарованию, государю следовало бы выделить уполномоченных людей великого ума и знания, которые открыли бы у каждого его дарование еще в нежном возрасте; наставники заставили бы учащегося обязательно изучать ту область знания, которая ему подходит.

В эпоху Классицизма, пришедшую на смену Возрождению, все активнее обсуждается вопрос о происхождении гениальности. Разногласия возникают по поводу того, является ли какой-либо художественный талант (живописный, музыкальный, поэтический и др.) даром божественным или он имеет земное происхождение. Известный русский мыслитель Василий Кириллович Тредиаковский отмечает, что мудрые люди начало поэзии сводят с неба, утверждая, что она влита в человеческий разум от бога, «а сие всеконечно есть праведно». Его современник Г.Н. Теплов придерживается иного мнения — стихотворцем без природного таланта, который французы называют «genie», или без природного духа стихотворческого «никак сделаться не можно». Здесь, как видим, речь идет не о божественном, а природном происхождении выдающихся способностей. Другой мыслитель, Феофан Прокопович, считал способность к творчеству вторичной по отношению к заданной способности любить и, постигая совершенство, восхищаться им. Причины творчества, по его мнению — красота земной природы и способность человека восхищаться ей.

Выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов, анализируя природу поэтического таланта, предлагает считать важнейшим качеством творца «силу совоображения», под которой он понимает способность «с одной вещью, в уме представленной, купно воображать другие, как-нибудь с нею сопряженные». Практически речь идет об образном, ассоциативном мышлении, его месте в творчестве. Считая это качество ведущим, он отмечает, что многие поэты имеют его от природы, это как он говорит — «душевное» дарование. Интересно также и то, что М.В. Ломоносов убежден: качество это можно развивать, каждый может постичь «науку стихотворческую».



Поделиться: