Андрониковская икона божией матери в переславле молитва. Молитва андрониковской божьей матери Чудотворная икона Андрониковской Божьей Матери

В числе домашних реликвий византийского императора Андроника III Палеолога, занимавшего престол с 1328 по 1341 годы, находилась чудотворная богородичная икона, по преданию, одна из трёх, написанных некогда евангелистом Лукой. Имя венценосного владельца дало ей название, и в последующие века она получила известность как икона Андрониковской Божьей Матери.

Икона, спасённая из огня

Незадолго до своей кончины император (его изображение приводится ниже) приподнёс её в дар греческому мужскому монастырю, находившемуся на полуострове Пелопоннес. Там под сводами древней обители Андрониковская икона хранилась до нашествия турок, захвативших в 1821 году полуостров, и разоривших монастырь.

Османские завоеватели разграбили все ценности, хранившиеся в обители, а что не смогли вынести, предали огню. Чудесным образом сохранилась лишь икона, подаренная некогда византийским императором. Её спас от рук иноверцев епископ Агапий. С риском для жизни, он вывез святыню в свободный от захватчиков город Патрас (современное название Патры), и там передал её своему родственнику, российскому консулу А.Н. Влассопуло.

Написанная на деревянной доске икона имела весьма небольшой размер ─ 35 см х 25 см. Пресвятая Богородица была изображена на ней одна без Своего Предвечного Младенца. Характерной особенностью образа, являлась кровоточащая рана на шее Богородицы, оставшаяся после удара копьём, нанесённого в VIII веке, когда Византия была охвачена огнём иконоборчества.

Дорога в Россию

В 1839 году икона Андрониковской Божьей Матери была отправлена из Греции в Санкт-Петербург сыном и наследником почившего к тому времени консула. По прибытии в столицу Российской империи, святыня до 1868 года находилась в домовом храме Зимнего дворца, а затем некоторое время - в Троицком соборе, находившемся на Считается, что в те же годы был составлен акафист Андрониковской

В апреле 1877 года святой образ отправили в Вышний Волочок, где он был с необычайными почестями встречен местным духовенством и горожанами. После торжественной службы в Казанском соборе, святыню крестным ходом перенесли в находившийся неподалёку от города женский монастырь, основанный в честь Казанской иконы Божьей Матери.

Чудеса, явленные в Феодоровском монастыре

После того как икона Андрониковской Божьей Матери заняла почётное место в главном храме обители, её настоятельница игуменья Досифея обратилась в Священный синод с ходатайством об установления официального дня празднества, посвящённого обретённой святыни. Вскоре её просьба была удовлетворена, и с тех пор посвящённые этой иконе торжества проводились ежегодно 1 мая.

Сохранились свидетельства о том, что молитва Андрониковской иконе Божией Матери часто проносила исполнение самых заветных и трудноосуществимых желаний. Монастырская книга полна записей об исцелении безнадёжно больных, об обретении семейного счастья и благополучном чадородии. Неудивительно, что после этого образ стал почитаться как чудотворный.

Годы правления большевиков

Так продолжалось вплоть до трагических событий 1917 года, в корне изменивших весь уклад жизни России. С приходом к власти богоборческих сил женскую обитель закрыли. Большинство находившихся на её территории построек разрушили, а те что, по мнению властей, представляли хозяйственную ценность, перестроили, и использовали для нужд разместившейся там воинской части.

Две чудотворные богородичные иконы, хранившиеся в монастыре до его разгрома ─ Андрониковскую и Казанскую, передали в единственный остававшийся на тот момент открытым городской храм. Это был тот самый Казанский собор, который в 1877 году стал местом торжеств по случаю прибытия из Санкт-Петербурга образа, написанного рукой евангелиста Луки.

Судьба этого храма весьма печальна. Благополучно пережив все десятилетия господства коммунистов с их регулярными антирелигиозными кампаниями, он был разрушен в 1993 году, когда на волне перестройки возвращались Церкви и восстанавливались тысячи разорённых и поруганных святынь. Находившаяся в нём облачения и иконы были переданы в другой городской храм ─ Богоявленский. Туда же ещё в начале 80-х годов была помещена и икона Андрониковской Божьей Матери.

Похищенная святыня

Одновременно с разрушением Казанского собора вблизи Вышнего-Волочка началось возрождение женской обители, в которой до её упразднения находилась чудотворная Андрониковская икона. Однако, вернуться на прежнее место ей было не суждено. Ещё в 1984 году икона, при весьма загадочных обстоятельствах была похищена из Богоявленского храма, и до сего дня не найдена. Более двух десятилетий о её судьбе ничего не известно.

Андрониковская икона Божией Матери в Переславле-Залеском

Новость о появлении в Переславле похищенной иконы облетела страну в 2005 году. Однако, как оказалось, она не соответствовала действительности. Поводом же для её появления стали события, сами по себе заслуживающие внимания. Всё началось ещё в 1998 году, когда одна из прихожанок принесла в храм Переславль-Залесского Феодоровского женского монастыря, выполненную в натуральный размер, литографическую копию, похищенной Андрониковской иконы (фото приводится ниже). Через некоторое время другая женщина подарила монастырю киот, по своим размерам точь-в-точь соответствовавший ранее принесённой литографии.

Обретённая таким образом икона была помещена в храм, но поскольку она не представляла какой-либо художественной или исторической ценности, её появление прошло незамеченным. Так продолжалось до 2005 года, пока литография, по свидетельству очевидцев, не стала испускать дивное благоухание, наполнившее весь храм.

Неиссякаемый источник чудес

Более того, в последующее время были зафиксированы многочисленные чудеса исцелений, явленные по молитвам перед ней. Это вызвало необычайный ажиотаж среди верующих и послужило поводом считать литографическую копию столь же чудотворной, как и её похищенный оригинал. Празднование дня вновь обретённой иконы совершается 14 мая и 4 ноября.

Год спустя Андрониковская икона, а точнее, её литографическая копия, начала обильно мироточить, что придало ей всеобщую известность, и, соответственно, увеличило число паломников. К сведению скептиков отметим, что имеется немало свидетельств, здравствующих ныне людей, получивших исцеление от недугов после их посещения Феодоровского монастыря, где и поныне находится Андрониковская икона Божией Матери.

О чем молятся перед ней,хорошо видно из текста короткой молитвы, приведённой вместе с фотографией, открывающей статью. Главным является прошение о ходатайстве за нас Богородицы перед Престолом Всевышнего дарующего жизнь, здоровье и все земные блага.

Ан­д­ро­ни­ков­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, из­вест­ная так­же под име­на­ми Мо­нем­ва­сий­ской и Гре­че­ской, – ро­до­вая свя­ты­ня гре­че­ско­го им­пе­ра­то­ра Ан­д­ро­ни­ка III Па­лео­ло­га, по пре­да­нию, од­на из на­пи­сан­ных апо­сто­лом и еван­ге­ли­стом Лу­кой. По пер­во­му со­хра­нив­ше­му­ся до­ку­мен­таль­но­му сви­де­тель­ству об иконе, в 1347 го­ду Ан­д­ро­ник по­жерт­во­вал ее Мо­нем­ва­сий­ской оби­те­ли в Мо­рее, где она пре­бы­ва­ла до на­ча­ла XIX-го сто­ле­тия. По­сле на­па­де­ния на Гре­цию в 1821 го­ду ту­рец­ких войск, на­сто­я­тель мо­на­сты­ря, епи­скоп Ага­пий, пы­та­ясь спа­сти чу­до­твор­ную Ан­д­ро­ни­ков­скую ико­ну, скрыл­ся с нею в г. Патрас. Пе­ред смер­тью Ага­пий за­ве­щал эту свя­ты­ню сво­е­му род­ствен­ни­ку, рус­ско­му ге­не­раль­но­му кон­су­лу Н. И. Влас­со­пу­ло, сын ко­то­ро­го, А. Н. Влас­со­пу­ло, в 1839 го­ду пе­ре­слал ико­ну из Афин в Одес­су с пись­мом на Вы­со­чай­шее имя для пре­про­вож­де­ния ее в Пе­тер­бург им­пе­ра­то­ру Ни­ко­лаю Пав­ло­ви­чу. С 1839 по 12 мая 1868 го­да Ан­д­ро­ни­ков­ская ико­на на­хо­ди­лась в Зим­нем двор­це, а с 12 мая 1868 го­да по 16 ап­ре­ля 1877 г. – в Тро­иц­ком со­бо­ре, что на Пе­тер­бург­ской сто­роне. В 1877 го­ду чу­до­твор­ная ико­на бы­ла пе­ре­не­се­на в Ка­зан­ский жен­ский мо­на­стырь близ го­ро­да Выш­ний Во­ло­чок Твер­ской епар­хии. В 1984 г. ико­на бы­ла укра­де­на и ны­неш­нее ее ме­сто­на­хож­де­ние неиз­вест­но.

Ико­на изо­бра­жа­ет Бо­го­ро­ди­цу оплеч­но, без Мла­ден­ца. На шее Бо­жи­ей Ма­те­ри с пра­вой сто­ро­ны кро­во­то­ча­щая ра­на. В ниж­ней ча­сти ико­ны был при­де­лан фу­тляр, в ко­то­ром хра­нил­ся нож да­мас­ской ста­ли с ко­стя­ной ру­ко­я­тью, ко­то­рым ту­рок-ико­но­не­на­вист­ник на­нес удар иконе, по­сле че­го и по­яви­лась кро­во­то­ча­щая ра­на. К иконе при­ла­гал­ся так­же вы­ши­тый ви­зан­тий­ский герб (дву­гла­вый орел), под­твер­жда­ю­щий им­пе­ра­тор­ское про­ис­хож­де­ние об­ра­за.

Су­ще­ству­ет мно­же­ство чти­мых спис­ков Ан­д­ро­ни­ков­ской ико­ны.

Почитание святыни в Казанском женском монастыре г. Вышний Волочок


Греческая икона Божией Матери принадлежала некогда к домашним святыням Греческого Императора Андроника III Палеолога и в честь него получила название «Андроникова». Святая икона, по преданию, написана евангелистом Лукой на доске высотой 35 см и 25 см в ширину. Божия матерь на ней изображена без Богомладенца. Пречистый лик Богоматери был написан так невыразимо прекрасно и божественно, что поражал лучших знатоков церковной инокописи. Да и всякий благоговейный христианин взирая на него, не мог не убедиться, что только дух святой мог внушить и дать силу богодухновенному благовестителю изобразить красками божественный лик той, которую он в столь прекрасных чертах описал в своем евангелии. На правой стороне шеи Царицы Небесной виднелась рана с запекшейся кровью, истекшей чудесным образом при нанесении ей удара икононенавистником. В голубом бархатном футляре внизу иконы хранился небольшой с белой костяной ручкой нож, которым якобы и нанесена была рана святому изображению.

Очень долгий путь прошла икона, прежде чем попала в обитель.

Император Андроник III пожертвовал Греческую икону в обитель города Монемвасия. Здесь святая икона пробыла до начала XIX столетия, когда греки в 1821 году восстали против турецкого ига. Турки в ответ на это опустошили Монемвасию, разграбили храмы и обители, избили и изгнали людей. Настоятель обители, епископ Агапий, оставив все врагам, спас одну только эту икону – образ Греческой Богоматери. Он передал икону на сохранение русскому генеральному консулу Ивану Николаевичу Власопуло, женатому не его родной племяннице. И по смерти своей завещал ему святыню, как свою собственность. Сын его в 1839 году преподнес икону в дар Императору Николаю I. И дальше она шла к нам уже по России.

Почти 30 лет до 12 мая 1868 года икона пребывала в большой церкви Зимнего дворца. За эти годы настроение дарителя совершенно изменилось, и он потребовал назад подаренную государю икону. Царствующий в это время Александр I повелел возвратить Андроникову Божию Матерь. Но икону хозяева не забрали, и 6 июля 1867 года жена А.И.Власопуло уступает свои права на владение иконой, не имея ее в своих руках, коллежскому асессору М.И.Федорову. Но и он сразу не воспользовался своим законным правом обладателя. Как будто все они боялись приблизится к Зимнему дворцу за древней царственной святыней, о которой торговались и с которой совершали свои домашние сделки.

Из Зимнего дворца икона в 1868 году была перенесена в любимый храм Петра I, Троицкий собор на Петербургской стороне. Это было чудо. Сама матерь Божия избирает местом селения изображения Своего ветхий, разрушающийся от времени храм на окраине города. Много петербуржцев стали посещать этот храм и молиться перед святой иконой, получая от нее благодатные действия. Однако 16 апреля 1877 года М.А.Федоров в сопровождении приставов взял Греческую святыню из Троицкого собора и принес в свою убогую квартиру. Став обладателем столь древней и великой святыни М.А. Федоров не знал, что с ней и делать. У него было много намерений, но не одно из них не благословляла Сама Царица Небесная. И в марте 1885 года икона была выкуплена купцом 1-й гильдии Е.Н.Сивохиным и с благословением тверского архиепископа Саввы подарена Вышневолоцкой Казанской обители. И многие годы люди молились ей и она не оставляла их своим заступничеством.

Много тайн и неразгаданных загадок связаны с Андрониковской иконой Божией Матери. Эта икона одна из трёх, написанных Лукой. Также известно, что долгое время икона хранилась у Андроника III Палеолога, императора Византийской империи, в его честь и была названа икона. Первое задокументированное упоминание об иконе относится к 1347 году от Рождества Христова. В этот год Андроник подарил икону с ликом Богородицы обители в городе Морее.

Дни празднования:

  • 14 мая
  • 4 ноября

Лишь в XIX веке, при Николае I, святыня попала в Россию. Связано это с нападением турецких захватчиков на Грецию. Служитель обители сумел спасти только икону Божией Матери, тайком он отправил её родственнику, русскому генералу. В 1839 году икона оказалась на хранении в России. Долгие годы икона была нетронута, пережила она и революционные годы, переезжая из одного храма в другой. К несчастью, в 1984 году чудотворная икона была потеряна, её украли из Казанского женского монастыря. До сих пор местонахождение святыни не известно.

Описание Андрониковской иконы

На всех изображениях Богородица предстает нам с добрым, но печальным и смиренным взглядом. И это совсем неудивительно, на её глазах пытали её сына, добровольно и терпеливо всё принимающего. Божия Матерь непорочна и миролюбива, дает защиту всем просящим. На Андрониковской иконе Божия Матерь изображена по плечи и без Младенца. К иконе был приложен вышитый герб Византии – двуглавый орел – это ещё раз подтверждает императорское происхождение древнего образа.

На шее Богоматери кровоточащая рана и это не задумка иконописца. По преданью, под иконой находился футляр с ножом дамасской стали, рукоять которого была костяной. Однажды, турок, известный ненавистью к иконам, выхватил нож из футляра и ударил им икону. На шее образа Божией Матери появилась рана от удара, а из иконы потекла кровь.

Икона-защитница

Без иконы Божией Матери не обходится не одна церковь или монастырь. Бывали случаи, когда Богородица сама приходила к больным в сновидениях. Икона с ликом Божией Матери одна из самых чудотворных, она способна помочь во всех мирских делах. Борогодицу просят о наставлении на истинный путь, об укреплении веры и отводы дурных мыслей. Помогает Божия Матерь в болезнях тела и души. Очевидцы утверждают, что слепец прозрел рядом с Андрониковской иконой. Бездетные молятся Богоматери о заветном подарке, ждущие молятся об удачных родах, за здорового и крепкого малыша, а родители – за своих детей, просят защитить и вести их.

Молитва Андрониковской Богородице:

О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Вышши еси всех Ангел и Архангел, и всея твари Честнейши: Помощница еси обидимых, ненадеющихся Надеяние, убогих Заступница, печальных Утешение, алчущих Кормительница, нагих Одеяние, больных Исцеление, грешных Спасение, христиан всех Поможение и Заступление. О, Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице! Милостию Твоею спаси и помилуй благочестивейшаго, самодержавнейшаго, Великаго Государя нашего, Императора Николая Александровича Всея России, супругу его, благочестивейшую Государыню Императрицу Александру Феодоровну; матерь его, благочестивейшую Государыню Императрицу Марию Феодоровну; наследника его, благовернаго Государя Цесаревича и Великаго Князя Алексия Николаевича, и весь царствующий дом. Спаси, Госпоже, и помилуй раб Твоих, святейший правительствующий Синод, и преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы, и весь священнический и иноческий чин, и благоверный правительствующий синклит, и военачальники, градоначальники, и христолюбивое воинство, и доброхоты, и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити; и умоли, Госпоже, из Тебе без семени воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше на невидимыя и видимыя враги наша. О, Всемилостивая, Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя, и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобной брани, и от внезапныя смерти, и от нападения вражия, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум и очи сердечныя, еже ко спасению, и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего: яко Держава Его благословена и препрославлена, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Андрониковская икона Божией Матери в Переславле

В Переславле уже много лет хранится копия с чудотворной святыни. Её точное местонахождение – Введенская церковь Феодоровского женского монастыря, который находится в городе Переславль-Залесский в Ярославской области. Город имеет историческое значение, его постройка была связана с именем Юрия Долгорукого, поэтому город и входит в состав туристического маршрута Золотое кольцо России. Размер иконы, хранящейся в обители, немного больше обычного листа офисной бумаги, но от иконы исходят необъяснимые силы. Прихожане отмечают, что рядом с иконой становится легче на душе, не хочется покидать это место.

Появление копии Андрониковской иконы Богородицы в Переславле окутана тайной. Неизвестно место и время её написания. И первое появление иконы в церкви связано с чудесами. По словам очевидцев, в 1998 году, одна из прихожанок принесла эту икону, в то же самое время другая прихожанка, входящая в другую дверь, принесла киот, идеально подходящий для иконы.

У Андрониковской Божьей Матери просят об устроении семейной жизни, о даровании взаимопонимания между супругами, о разрешении жилищных проблем, о ниспослании счастья материнства и отцовства. Перед ней испрашивают благословения перед поездками. Ее просят об исцелении.

Особенно икона Андрониковская Божья Матерь помогает при болезнях глаз и ног. Обильная помощь посылается в тех случаях, когда помочь может только Господь и Пречистая Его Мать.

Андрониковская Богородица

Молитва Андрониковской Божией Матери слушать

Молитва Андрониковская

О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Вышши еси всех и , и всея твари Честнейши: Помощница еси обидимых, ненадеющихся Надеяние, убогих Заступница, печальных Утешение, алчущих Кормительница, нагих Одеяние, больных Исцеление, грешных Спасение, христиан всех Поможение и Заступление.

О, Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице! Милостию Твоею спаси и помилуй благочестивейшаго, самодержавнейшаго, Великаго Государя нашего, Императора Николая Александровича Всея России, супругу его, благочестивейшую Государыню Императрицу Александру Феодоровну; матерь его, благочестивейшую Государыню Императрицу Марию Феодоровну; наследника его, благовернаго Государя Цесаревича и Великаго Князя Алексия Николаевича, и весь царствующий дом.

Спаси, Госпоже, и помилуй раб Твоих, святейший правительствующий Синод, и преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы, и весь священнический и иноческий чин, и благоверный правительствующий синклит, и военачальники, градоначальники, и христолюбивое воинство, и доброхоты, и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити; и умоли, Госпоже, из Тебе без семени воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше на невидимыя и видимыя враги наша.

О, Всемилостивая, Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя, и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобной брани, и от внезапныя смерти, и от нападения вражия, и от всякаго зла.

Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум и очи сердечныя, еже ко спасению, и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего: яко Держава Его благословена и препрославлена, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Богородица (Приснодева Мария) – один из самых почитаемых образов в христианстве. У православных христиан многие изображения Божией Матери считаются чудотворными, целительными, мироточащими. Какие бы тяжелые испытания ни выпадали на долю русского народа, с мольбой к богородице обращались как родовитые дворяне, так и бедный люд. Шли в храмы к иконам за благословением, за поддержкой, за верой.

Одним из самых древних чудотворных изображений считается Греческая икона Божией Матери. Первое упоминание о ней относится к 1347 году нашей эры. Написанная по преданию евангелистом Лукой, эта икона в роду византийского императора Андроника ІІІ Палеолога передавалась из поколения в поколение. В честь него она получила второе свое название – Андрониковская.

В 1347 году Андроник передал икону в дар Монемвасийской обители, расположенной в Морее, как в те времена назывался полуостров Пелопоннес. Во время захвата Византии турками в 1821 году Монемвасия была практически полностью разрушена. Несметные богатства Монемвасийского монастыря попали в руки ненасытных янычар. Но чудотворная икона Божией Матери избежала такой участи. Настоятель монастыря, епископ Агапий, сумел скрыться с иконой в городе Патрас.


Но не намного пережил беглый епископ свою обитель. Незадолго до смерти преподобный Агапий завещал ее своему родственнику, русскому консулу Н. И. Власопуло. Впоследствии его сын отослал Андрониковскую икону из Афин в Санкт-Петербург на высочайшее имя императора Николая Павловича. К ней приложен был шитый золотом герб Византии.

В Санкт-Петербурге святыня находилась до 1мая (14 мая по новому стилю) 1877 года, когда она была перевезена в Тверскую губернию в женский монастырь, освященный в честь Казанской Божией Матери. Этот день назначен днем поклонения Андрониковской иконе. Второй раз православные христиане почитают Греческую икону 22 октября.

Монахиням тверского монастыря удалось сберечь икону в беспокойные революционные и военные годы. Но в 1984 году икона Андрониковской Божией Матери была похищена из святой обители и местонахождение ее неизвестно и поныне.

Божья Матерь на Андрониковской иконе изображена без Младенца. Чудотворной же она названа из-за кровоточащей раны на шее богородицы. По легенде рана появилась после попытки бесноватого турка изрезать икону кинжалом. Сам кинжал, изготовленный из дамасской стали, был помещен в резные костяные ножны и прикреплен к иконе. Считалось, что икона способна защитить от ран и лихих людей. За благословением к ней шли паломники, собирающиеся в дальний путь.



Поделиться: