Анчар эпитеты сравнения метафоры. Анализ стихотворения «Анчар» Пушкина

Данное стихотворение было написано в 1828 году. При создании своего произведения Пушкин пользовался несколькими источниками. Во-первых, это старинная легенда о древе яда. Кроме того, поэту стало известно сообщение некоего доктора Фурша «о древе яда»: «… на острове Ява растет дерево, вокруг которого земля… суха и не производит никаких плодов… За шесть часов езды вокруг сего ядовитого дерева не только люди жить не могут, но и никакого животного там не видали…. Государь этих мест посылает осужденных на смерть преступников за… ядом…».

Доктор Фурш ограничился рассказом о любопытном явлении природы и интересном экзотическом обычае. Пушкин в своем стихотворении переводит повествование в общественно-философский план.

Композиционно стихотворение явно делится на две части. Первая состоит из пяти первых четверостиший. В ней описывается безжизненный пейзаж. Поэт рисует дерево с мертвой зеленью ветвей, с корнями, пропитанными ядом. Равномерно капают капли с ветвей, праевращаясь в смертную смолу:

Яд каплет сквозь его кору,

К полудню растопясь от зною,

И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою.

В пустыне все мертво, неподвижно:

К нему и птица не летит,

И тигр нейдет: лишь вихорь черный

На древо смерти набежит –

И мчится прочь, уже тлетворный.

Движение, обычно символизирующее жизнь, здесь превращается в мрачное движение смерти. Анчар становится символом вселенского зла.

Зловещую картину мертвенной пустыни и смертоносного анчара помогают автору передать разные средства художественной выразительности. Эпитеты: «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мертвую ветвей», «ядовит дождь», «вихорь черный… тлетворный», «в день гнева», «песок горючий» и так далее. Пушкин также использует метафоры: «природа породила… напоила», «вихорь набежит… мчится прочь»и так далее. В стихотворении присутствуют и сравнения: «анчар, как грозный часовой».

Во второй части сюжет стихотворения обогащается новым мотивом:

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом…

Теперь уже повествование переводится в сферу человеческих отношений. «Человек» и «человек», равные по своей природе, разделены социальными границами на «раба» и «владыку». Достаточно одного взгляда (даже не слова!), чтобы раб пошел на верную смерть:

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.

Метафора «послушно в путь потек» передает безвольность раба. Он течет как река, не в силах изменить свое русло. Образ раба раскрывается в своей человеческой сути:

И пот по бледному челу

Образ владыки дан очень обобщенно и символично. Это символ тирании и самовластия вообще. Пушкин соотносит страшное зло природы – анчар и страшное зло человеческой жизни – деспотизм. Но самовластие, в отличие от анчара, зло активное. Тем оно и страшно. Это зло сеет гибель вокруг себя, завоевывая все новое влияние:

А царь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы.

Интересно, что даже повтор однокоренных слов («послушно в путь потек» - «послушливые стрелы») подчеркивает, что все живое и мертвое покоряется и служит «непобедимому владыке».

В стихотворении явно прослеживается антитеза «владыка – раб». Она выражается эпитетами: «властный взгляд» - «послушно», «бедный раб» - «непобедимый владыка». Глаголы также подчеркивают это противопоставление: «послал» - «потек». В данном стихотворении Пушкин использует анафору, чтобы усилить напряжение: «Принес он смертную смолу… Принес – и ослабел и лег…»

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Это помогает автору передать своеобразную ритмичность произведения. Если в первой части ямб передает движение смерти в природе, то во второй части он передает страшную силу зла в человеческих отношениях.

Я считаю, что в таком порядке вещей виноват не только владыка, но и раб. Он слишком беспрекословно выполняет приказы своего властителя. Даже знание о своей неминуемой смерти не останавливает его. Рабство – лишь обратная сторона тирании, и существовать они могут только вместе. До тех пор, пока есть рабы, будут и властелины. Именно рабство души, внутренняя несвобода помогают появлению зла.

Лирическое стихотворение «Анчар» А.С. Пушкин написал, находясь в Тверском имении Вульфов. Год создания произведения — 1828 -й. В течение двух месяцев, с сентября по ноябрь, великий поэт сочинял свое мятежно-философское произведение, которое облек в форму небольшого стиха.

В этом году за «неблагонадежным» Александром Сергеевичем была установлен секретный полицейский надзор, который привел к душевному разочарованию поэта и желанию противостоять цензуре . Что беспокоило поэта, когда он писал «Анчар», анализ имеет глубочайший философский смысл.

Вконтакте

Экзотическая сказка о вселенском зле

Восточную легенду о грозящем гибелью всему живому дереве Анчар поэт облекает в поэтическую иносказательную форму, отражающую собственные переживания.

Важно! После двух политических ссылок за поэтом были организованы преследования со стороны секретного полицейского ведомства, поэтому мятежный революционный протест со своей стороны Александр Сергеевич кодирует фольклорным сюжетом в трагическом стихотворении.

История создания стихотворения Анчар Пушкина выражает кардинальную смену гражданской позиции поэта.

Меняется либеральное воспевание свободомыслия на острую критику государственной власти, облеченную в форму сказочной аллегории .

В основу повествования заложена легенда о том, что на острове Ява произрастает ядовитое растение «древо яда», отравляющее воздух и почву своими испарениями.

Смертельный яд сочится с ветвей его, и коварные предводители туземных племен заставляют своих рабов собирать этот яд для того, чтобы напитывать им губительные стрелы.

Лексика

В описании аскетичной природы местности, где произрастает анчар, звучат трагические нотки одинокой судьбы и дикого вселенского ужаса:

«В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной…»

Мрачная характеристика, представляющая читателю само дерево, слышится в парадоксальной фразе, описывающей это чудовищное растение: «зелень мертвая ветвей». Традиционно зелень символизирует процветание и жизненную силу, но зелень в кроне грозного Анчара несет мучительную смерть. Поэт использует яркие художественные средства , с помощью которых иллюстрирует фатальную трагическую развязку легенды в стиле восточного фольклора. Для этого он применяет архаичные старославянские выражения, усиливающие негативную торжественность и гнетущую эмоциональность текста:

  • «вихорь черный»;
  • «по бледному челу»;
  • «лист его дремучий».

Древняя легенда, не имеющая названия, об источнике вселенского зла, растущем «на краю пустыни», написана Пушкиным в литературном стиле эпического философского сочинения . Некоторые эксперты жанр стихотворения называют балладой – песней, с драматическим развитием сюжета.

Смысловая линия

Основная мысль стихотворения – несправедливость мироустройства и трагические отношения между свободным человеком и непоколебимой властью тирана. Властелин, правящий безмолвными подданными – готовит смертельное оружие против соседей:

«А князь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы»

Покорный раб, рожденный вольным человеком, сам осужденный на смертную казнь, послушно поддерживает злобного деспота в его коварных и агрессивных замыслах .

«И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом»

Особенность сюжета

Сюжет стихотворения отражает личные представления Александра Сергеевича Пушкина о добре и зле, является типичной иллюстрацией гражданской лирики великого русского поэта начала девятнадцатого века. Анчар, символизирующий смертельное зло, полезен для тирана, обладающего абсолютной властью, который использует покорного раба для уничтожения других людей. Грозное дерево, «порожденное природой» в пустыне, символизирующее жизнь, становится источником смерти в руках властительного злодея и бессловесного раба – соучастника бесчеловечного преступления.

Построение композиции

В процессе написания стихотворение Анчар структурно разделено автором на две части. В начале сочинения дается описательная характеристика самого «древа зла» и сурового пейзажа, в котором оно произрастает, источая ядовитую смолу и отпугивая животных.

В финальной части жестко и хлестко излагаются преступные действия владыки – вершителя судеб и его послушного раба, коих поэт уравнивает в совместном молчаливом преступлении:

  • «Но человека человек послал к анчару властным взглядом»;
  • «И умер бедный раб у ног непобедимого владыки».

Важно! В мире людей царь-тиран является метафорой Анчара, смертельной опасности и омерзительного коварства преступного порабощения для живущих людей, имеющих активную гражданскую позицию.

Главная тема

Центральный образ стихотворения – дикое одинокое дерево Анчар, растущее в пустыне и творящее погибель всему живому – и зверям, и людям.

Тема одиночества явно просматривается в описании дерева, порожденного природой в день гнева.

Произведение звучит как глубокая библейская притча, в которой заключен тайный смысл несправедливого угнетения деспота и раба с молчаливого согласия сторон.

Ритмический строй

Размер стихотворения – четырехударный ямб, в котором ударение падает на второй слог. Это традиционная пушкинская манера написания поэтических драм, состоящая из четырехударных и двухударных строк. Художественный ритм стихотворения литературные эксперты соотносят с манерой трагических поэм великого английского поэта Вильяма Шекспира.

Изучаем русскую литературу — стих Пушкина Анчар

Стихотворение «Анчар».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Анчар» было создано А.С. Пушкиным в 1827 году. Напечатано в альманахе «Северные цветы» в 1832 году. В рукописи содержался эпиграф из трагедии Кольриджа «Раска­яние». Интересно заглавие стихотворения. Анчар – это ядови­тое тропическое дерево, соком которого туземцы отравляли свои стрелы.

Произведение мы можем отнести к вольнолюбивой лирике. Стихотворение «Анчар» было написано спустя три года после поражения восстания декабристов, и в нем отразились чувства поэта. Анчар символизирует в стихотворении российское само­державие (орфоэпическое, текстуальное сходство «анчар – «а царь»). Основной пафос стихотворения – борьба против раб­ства и деспотизма.

В основе композиции стихотворения лежит принцип анти­тезы, противопоставление природы и цивилизации. Мы можем выделить в произведении две части. Первая часть – это страш­ный пейзаж, описание «древа яда», которое растет в «чахлой и скупой пустыне». Вторая часть – описание человеческих отно­шений, отношений «раба» и «владыки». Если мир природы ра­зумен («К нему и птица не летит, И тигр нейдет…»), то челове­ческая цивилизация этой мудрости природы лишена («Но чело­века человек Послал к анчару властным взглядом»). Одновре­менно в этом сюжете все время нарастает мотив смерти. Сначала анчар «один во всей вселенной», затем губительное действие древа смерти начинает расширяться – «яд каплет сквозь его кору», следующий круг – ядом поражается воздух («вихорь черный», набежав на древо смерти, становится «тлетворным»), следующий, уже больший круг – ядом поражается вода и земля (ядовитый дождь стекает в «песок горючий»), затем следующий круг еще более расширяется (от древа смерти погибает человек – «бед­ный раб»), а затем этот круг смерти становится необъятным:

А князь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катрена­ми, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные сред­ства художественной выразительности: многочисленные эпите­ты («В пустыне чахлой и скупой», «зелень мертвую ветвей», «лист его дремучий», «песок горючий», «смертную смолу», «хладными ручьями», «бедный раб», «непобедимого владыки»), сравнение («Анчар, как грозный часовой»), метафору («И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы»), анафору («И зелень мер­твую ветвей, И корни ядом напоила»), синтаксический паралеллизм («К нему и птица не летит, И тигр нейдет…»).

Это произведение очень выразительное, яркое. Восхищаясь этими стихами, В.Г. Короленко писал: «Посмотрите, как тут тремя-четырьмя штрихами нарисована целая картина. Вообра­жение читателя тронуто, взбудоражено этими мелкими штри­хами, и оно само уже рисует остальное. Вы как будто видите и цвет песка, и безоблачное горячее небо, и мрачный профиль дерева, – хотя об этом прямо не упоминается. Вот это называ­ется силой стиха. Сила эта состоит в том, что в данной комбина­ции слов каждое слово, кроме прямого представления, влечет за собой еще целый ряд представлений, невольно возникающих в уме».

Стихотворение «Анчар» мы можем рассматривать в контек­сте таких произведений, как ода «Вольность», послание «В Си­бирь», стихотворение «Арион».

Здесь искали:

  • анализ стихотворения анчар
  • анчар анализ стихотворения
  • анализ стиха анчар

Одной из ярких и бесценных жемчужин в творчестве гениального русского поэта Александра Сергеевича Пушкина является стихотворение «Анчар», которое он создал в 1828 году. В 1832 году оно было опубликовано в литературном альманахе «Северные цветы». В период написания данного произведения поэт уже несколько лет живет в Москве после длительной четырехлетней кишиневской ссылки и находится под негласным наблюдением царской цензуры. Наученный горьким опытом Пушкин остерегается открыто выступать против царского самодержавия, и использует в данном произведении тонко завуалированную аллегорию, сделав центральным персонажем своей псевдо средневековой баллады с уклоном восточной притчи, ядовитое дерево упас-анчар, произрастающее на острове Ява, расположенном в далеком Индийском океане.

Главная тема стихотворения

Сюжетом для стихотворения послужили прочитанные Пушкиным в русской периодике того времени заметки врача из Голландии одной Вест-Индийской торговой компании об удивительном зловещем дереве упас-анчар, которое выделяет ядовитый сок, добываемый местными жителями с большим риском для собственной жизни и используемый ими в качестве пропитки для стрел и другого метательного оружия. Также некоторыми исследователями творчества Пушкина выдвигается идея, что данное произведение было создано Пушкиным как противопоставление поэме известного поэта того времени Павла Катенина «Сожаление» (в нем присутствовал образ некого «древа жизни», символизировавшего царское милосердие).

Композиционно стихотворение «Анчар» состоит из двух противопоставляемых структурных частей, основанных на принципах антитезы. В первых пяти строфах, представляющих собой зачин произведения и относящихся к первой части, автор дает нам описание легендарного дерева анчар, произрастающего в бесплодной пустыне и имеющего ядовитую смолу. Гениальный поэт создает образ дерева, воплощения абсолютного зла, который отличается яркостью и выразительностью: «к нему и птица не летит, и тигр не йдет», а все что к нему приближается, пропитывается смрадом смерти и разложения. Следующие три строфы, являющиеся основным развитием сюжета и относящиеся ко второй части, показывают нам образ неумолимого и жестокого владыки, который посылает раба «одним лишь властным взглядом» за ядовитой смолой, прекрасно зная, что тот обречен на мучительную смерть. Последняя строфа рассказывает для чего владыке нужен яд, чтобы пропитать им стрелы и принести смерть и разрушение соседним государствам.

Главной темой данного произведения является изображение образа мирового зла, рассматриваемого как с философской, так и с социальной позиции. Образ всемирного зла, который воплощен в ядовитом дереве анчар, по мнению Пушкина, является наравне с вопросом жизни и смерти, одной из главных проблем человечества на протяжении всего его существования. Также в стихотворении «Анчар» затронуты такие важные для поэта темы, волнующие его на протяжение всей его деятельности как поэта и гражданина своей Родины, как свобода и тирания. Только в данном случае эти темы раскрыты в общефилософском смысле, характерном для позднего этапа его творчества.

Структурный анализ стихотворения

По жанровой направленности данное произведение является лирико-эпическим сюжетным стихотворением, написанное любимым стихотворным размером поэта четырехстопным ямбом с применением специального пропуска ударения на особо ритмически сильном месте (так называемый пиррихий, специальный прием стихосложения) для того, чтобы усилить драматизм происходящих событий.

Для образного раскрытия идейного содержания в произведении автором использованы яркие эпитеты (пустыня чахлая и скупая, песок горючий, черный вихрь), метафоры (природа напоила, вихрь набежит), антитеза (раб - владыка). Особенную торжественность и величавость произведению придает использование автором древнеславянских архаизмов (древо, хладное чело, вихорь, послушливый). Большое количество в первой части таких согласных букв как «п» и «ч» на звуковом уровне создает мрачное и гнетущее впечатление, которым автор и хотел подчеркнуть унылую и печальную атмосферу, царящую в «пустыне чахлой и скупой».

В стихотворении «Анчар» на суд читателей Пушкин представляет систему, в которой безраздельная власть принадлежит одному человеку (владыке или князю, как в более ранних версиях) и он может делать со своими подчиненными все, что ему угодно, являясь подобно Богу вершителем их судьбы, хозяином жизни или смерти. Такая власть и является настоящим источником зла, губящим подобному ядовитому дереву анчар все вокруг.

История создания. Стихотворение Пушкина «Анчар» было написано в 1828 году, а впервые опубликовано в 1832 году в альманахе «Северные цветы». Его тематика, связанная с проблемой свободы и тирании, представленная в контексте философского вопроса о мировом зле, вызвала подозрение у главы iii Отделения Бенкендорфа, и Пушкину пришлось давать объяснения. В основу стихотворения положена легенда о смертоносном ядовитом дереве анчаре, упоминания о котором появились еще в конце XVIII - начале XIX века. В ряде публикаций тех лет рассказывалось о том, что ядом анчара на востоке мажут оружие, рискуя жизнью при добывании этого яда. Легенда получила распространение в России. Незадолго до Пушкина известный поэт того времени П.Катенин написал поэму «Сожаление», в которой был нарисован образ «древа жизни», символизировавший «милосердие царево». Исследователи творчества Пушкина выдвигают версию о том, что поэт создал свое стихотворение о «древе смерти» как антитезу ка-тенинскому обращу.

Жанр и композиция. «Анчар» - сюжетное стихотворение, основанное на легенде, с философской проблематикой, которой соответствует жанр притчи. Композиция стихотворения позволяет проследить за развитием авторской идеи и строится на основе антитезы. Стихотворение четко делится на две части: в первой рассказывается об анчаре (первые пять строф), во второй - о человеческих взаимоотношениях. При этом вторая часть начинается с союза «но», создающего четкую разделительную границу и обозначающего резкий контраст, на основе которого построено стихотворение. Показательно, что контрастность пронизывает всю образную систему стихотворения. Так в строке «и зелень мертвую ветвей» соединяются, казалось бы, несоединимые понятия. Если «зелень ветвей» соотносится с понятием жизни, то эпитет «мертвую» должен звучать как явная антитеза, но они тем не менее соединяются в одном образе. На принципе антитезы построено и повествование в первой и второй частях стихотворения.

Основные темы и идеи. Главная тема стихотворения - мировое зло. которое рассматривается как с философской, так и с социальной точки зрения. Пушкин рисует образ зла как вечную проблему человеческого существования на земле. Его символом становится «древо смерти» - анчар. С ним соотносится философская проблема жизни и смерти. Вместе с тем поэт обращается в этом стихотворении к важнейшей теме, проходящей через все его творчество, -- теме свободы и тирании, но раскрывает ее в общефилософском плане, что было характерно для его поэзии зрелой поры. В эти годы идеал свободы в пушкинском понимании вливается в систему общечеловеческих ценностей и уже не выступает в его творчестве как чисто политическая категория, что было присуще его ранней лирике. В «Анчаре» Пушкин представляет свой взгляд на ту систему, где существует неограниченная власть одного человека (князя или царя, как он именовался первоначально в стихотворении) над другим. Поэт видит в самой ее сущности источник зла и раскрывает эту важнейшую идею всем ходом стихотворения.

В ореоле мрачного и грозного величия предстает перед нами «древо зла» с первых строк стихотворения. Самый зловещий и страшный из всех обитателей пустыни - мира раскаленных песков, безводных степей, черных вихрей, - анчар как бы царит над всем окружающим:

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит, один во всей вселенной.

Пропитанное ядом «древо смерти» становится образом гигантского, космического зла - недаром Пушкин отмечает что природа породила смертоносное древо в «день гнева». Показательно с этой точки зрения то, что, говоря о пустыне и зное, раскаленной почве и горячем песке, Пушкин нигде не упоминает ни солнца, ни света. Анчар как бы окутан тьмою: вокруг него крутится «вихорь черный», листья его «дремучие», то есть темные, непроницаемые для света. Нагнетание образов тьмы, связанных с анчаром, безусловно, символично. Это метафора мирового зла. Но сама природа чужда злу, и поэтому все в природе сторонится анчара: «к нему и птица не летит, и тигр нейдет». Анчар - это ошибка природы, а потому он изолирован от всего естественного, всего живого.

Но человек нарушает извечные законы природы, позволяющие изолировать зло. В самом человеческом обществе, основанном на тирании и рабстве, зло становится законом. В черновиках этого стихотворения видно, как долго Пушкин искал подходящее слово, позволяющее выразить всю противоестественность такого социального устройства. Не князь, вождь или царь, а «человека человек» посылает к смертоносному дереву. От природы они равны - это «человек» и «человек». Но в общественном устройстве это естественное равенство нарушено. Тиран посылает своего раба к анчару, потому что он владыка, полностью распоряжающийся не только свободой, но и жизнью покорного ему раба. Ведь раб, понимающий, что его посылают на смерть, воспринимает это как должное: он «послушно в путь потек». Сожалея о печальной участи «бедного раба», который, возвратившись с ядом, умирает «у ног непобедимого владыки», Пушкин не оправдывает его. Абсолютная, ничем не ограниченная свобода одного оказывается столь же гибельна, как и полная покорность и абсолютная зависимость другого. Пушкин выносит приговор обоим, потому что оба они являются виновниками того, что зло распространяется в мире. Раб умирает, но яд анчара, добытый им, понесет смерть тысячам других людей.

Так поэт выражает важнейшую идею стихотворения: зло порождает зло. При этом зло в природе соединяется со злом общественным, яд анчара с властью князя. Роль князя во второй части стихотворения оказывается сходной с ролью анчара в первой: оба они несут зло, причем князь непосредственно заимствует свою смертоносную силу от анчара:

А князь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

В этой заключительной строфе стихотворения князь как бы сам становится анчаром, только последний отравляет в силу своих природных свойств, а князь сознательно, своей злой волей. Так внутренняя неправда порождает внешнюю, злая воля превращается в смертоносную силу, несущую гибель другим, а общество, построенное на рабстве и тирании, неминуемо становится источником и проводником зла.

Художественное своеобразие. Вся образная система стихотворения подчинена выражению идеи мирового, зла, которое стремительно распространяется. Вот почему внешне бесстрастное повествование так глубоко волнует. В стихотворении используются романтические средства поэтической выразительности. Это прежде всего касается символов-, анчар как символ зла, «день гнева». Эпитеты также романтические и служат выражению контраста, нагнетанию мрачного колорита: в пустыне чахлой и скупой; природа жаждущих степей; зелень мертвую ветвей; вихорь черный", и умер бедный раб у ног непобедимого владыки. Характерный романтический мотив одиночества звучит в сравнении: «Анчар, как грозный часовой, / Стоит - один во всей вселенной». Ритмику стихотворения задают семантические повторы (стекает, потек, струился; послушно, послушливые; зелень мертвую, древо смерти, смертная смола, умер) и анафоры («И зелень мертвую ветвей / И корни ядом напоила»; «И тот послушно в путь потек / И к утру возвратился с ядом»),

Значение произведения. Стихотворение «Анчар» - трагическое, оно отражает характерное для того периода в жизни Пушкина мировосприятие. Но в то же время оно показывает, насколько глубоко Пушкин проникал в природу зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет. Тем самым он во многом определил философскую проблематику творчества таких поэтов, как Лермонтов, Тютчев, Блок, а проблема проникновения мирового зла в социальные отношения стала одной из ведущих в произведениях Достоевского и Толстого. В то же время «солнечный гений» Пушкина помогал ему преодолевать настроения неверия и пессимизма, а сама сила протеста, звучащая в стихотворении «Анчар», призывает читателей хранить гуманистические основы мира, вступая в борьбу со злом, в каких бы формах оно ни выражалось. Это остается актуальным для всех людей и во все времена.



Поделиться: