Выразительные средства в поэме черный человек. Анализ поэмы С.А

Крестьянский поэт, желтоволосый с голубыми глазами, воспевающий красоту рязанских полей — такого Есенина все мы знаем. Однако рязанский сельский паренек писал не только про белую березу и страну березового ситца. Есенин — это еще и про надрыв, отчаяние, хаос, маяту, боль, вечное опьянение, распад личности. Поэма «Черный человек» — попытка глубокого мрачного самоанализа, подводящая итог жизни поэта, воплощающая в себе всю накопившуюся боль.

1926 год, журнал «Новый мир», первая публикация «Черного человека». А теперь развернемся в 1923 год. В это время 28-летний поэт бывает в Америке и встречается с Айседорой Дункан, с которой в этом же году расстается, и, что нам сейчас особенно важно, именно в 1923 создает первоначальный вариант «Черного человека» — еще более трагический, монументальный и страшный. Софья, следующая после Айседоры женщина Есенина, отмечает, что слушать поэму было невозможно — разрывалось сердце. Вариант 25-го года сокращен и менее драматичен — по словам современников.

Чтобы понимать замысел «Черного человека» таким, каким его задумал Есенин, важно знать контекст. Черный человек — не бред воспаленного алкоголем сознания, это не в одночасье написанная поэма, ведь идея пришла к поэту еще во время заграничных гастролей, где его одолевала страшная тоска по родине, где казалось, он никому больше не нужен.

Жанр, направление, размер

Жанр: лироэпическая поэма, не лишенная, однако, и драматизма, ведь налицо трагический внутренний конфликт, разрывающий лирического героя на части. В ней есть и роли, и реплики, и даже ремарки автора. Произведение можно сыграть на сцене. Поэтому можно сделать вывод, что оно сочетает в себе все три рода литературы: эпос (перед нами история с линейной композицией, героями и характерными чертами того времени, когда это происходит), лирика (это произведение в стихах), драма (ее черты описаны выше).

Направление сложно определить точно. По новаторству и времени создания это модернистское произведение, сочетающее в себе черты мистического реализма, романтизма и экзистенциализма. В реальности и обыденности нашего героя сомнений нет, но его видение выходит за пределы действительности. В диалоге много резких и грубых подробностей из жизни поэта. Все это указывает на мистический реализм. Романтизм ощущается в пейзаже, который транслирует чувства героя. Основными темами, как и принято в рамках направления, являются одиночество, смерть, внутренние противоречия личности. На экзистенциальные корни поэмы указывает озарение в момент пограничного состояния (герой пьян, сознание покидает его, и только тогда высвобождается его истинная сущность, испытывающая экзистенциальную тошноту от всей его жизни).

Размер стихотворения: дольник

Композиция

Поэме присуща театральная композиция, где сразу две сюжетные линии представлены в виде диалогов. Начинается поэма в виде разговора с воображаемым (а может быть и нет) другом. Друг молчит. Вторая линия — с Черным человеком — также имеет форму диалога. Поэтому так любят читать поэму со сцены. Достаточно надеть на руку черную перчатку, и лирический герой превращается в черного человека (кстати, в хронике Есенина есть стихотворение, озаглавленное «Человек в черной перчатке»). В этом и состоят особенности композиции.

Поэма имеет 3 смысловые части.

  1. Завязка, первая часть — знакомство с психологическим состоянием героя и его черным человеком.
  2. Первая часть закольцовывается во вторую — кульминацию, начинающуюся с того же «Друг мой, друг мой». Во второй части наступление Черного человека приобретает необратимый характер. Решено — с ним надо покончить – трость летит в переносицу.
  3. И наконец — развязка. Лирический герой один стоит в комнате.

Смысл названия

Мне день и ночь покоя не дает
Мой черный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам – третий
Сидит. (А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери»)

Мифологический черный человек — это целый архетипический образ, имеющие свои особенные черты. Например, он всегда двойственен. С одной стороны, он несет в себе зло и деструктив, но с другой стороны, именно он подталкивает человека к глубокому самоанализу и проверке на прочность.

Одно из первых упоминаний черного человека в коннотации некой человеческой тени в русской литературе, встречается у Пушкина в произведении «Моцарт и Сальери». Черный человек незваным гостем является к Моцарту и заказывает “Реквием”. На протяжении всего времени Моцарта не покидает мысль, что он пишет свою предсмертную мессу. У Пушкина черный человек — это не Франц фон Вальсек, одетый в черное — это предзнаменование судьбы, пророчество, предупреждение.

Черный человек в литературе — символ личностной трагедии, внутреннего кризиса, угнетающей обстановки в мире. «Черный человек», вынесенный Есениным в название, лишь подчеркивает всю глубину переживаний поэта.

Образы и символы

В поэме два одинаково важных действующих лица: образ черного человека и образ лирического героя. Один лирический, который не может быть второстепенным хотя бы в силу жанра, второй — черный, которого мы можем либо отождествлять с лирическим, либо рассматривать, как духа или видение.

Есенин=лирический герой=черный человек?

Консервативные литературоведы за такое высказывание нас по головке не погладят. Нельзя отождествлять лирического героя с автором. Однако, стоит посмотреть, как много в поэме автобиографических черт. И упоминания об Айседоре Дункан («женщину, 40 с лишним лет»), и автопортрет «желтоволосого, с голубыми глазами» из Рязани. Стоит вспомнить, какую боль вызывало прочтение этой поэмы Есениным у его друзей, потому что они знали — беда с ним. Поэтому обрушим на себя гнев литературоведов и приравняем лирического героя к автору.

Мысль о том, что Есенин страдал раздвоением личности, что позволит нам считать лирического героя и черного человека одним целым, чуть более спорная. Тут возможны несколько раскладов. Первое, черный человек действительно альтер эго поэта, его второе я, и этот разрыв надвое так разрушает поэта. Второй вариант: черный человек — иллюзия воспаленного сознания, вызванная постоянной бессонницей («Так ненужно и глупо страдал бессонницей”) и алкоголем («Осыпает мозги алкоголь»).

Дмитрий Быков, настаивая на биполярности личности, говорит о постепенном распаде ее, что проявляется даже грамматически: «Ей на шее ноги маячить больше невмочь». Что такое шея ноги? Непонятно. Чёрный человек как вторая личность Есенина, его чёрная, разрушающая часть, злобно нашёптывающая на ухо, что все его искусство ничего не значит, а единственное, что осталось в поэте — похоть и «дохлая лирика».

Темы и проблемы

Проблематика произведения весьма богата, здесь каждый найдет для себя злободневный вопрос.

Экзистенциальное одиночество. Лирический герой заперт внутри собственного сознания. Он страдает не от нехватки общества, а от ненужности этому обществу, от пропасти, что лежит между ними. Никто не в силах его понять, и он все же отчаянно пытается найти понимание в друге, до которого тщится достучаться. А, может, и не тщится, ведь на призыв почему-то приходит именно черный человек. В этом и заключается трагизм поэмы.

Двойничество . Измученное сознание поэта порождает чёрного человека. Это смело можно подтвердить последними строчками: «Я один…». Но весь трагизм в том, что теперь внутри одного тела заперто два человека. И один, как бы странно это не звучало, пытается помочь другому. Черный бросает лирическому герою вызов. Ошибочно дихотомически делить двух героев на добро/зло, делая при этом чёрного человека дьяволом. В чем он виноват? Почему он отрицательный герой? Он вскрывает пороки своего собеседника, выводит наружу всю его грязь. Он скорее помощник, от которого можно либо принимать, либо не принимать помощь. Работать над этим или нет. Может, это и есть тот самый единственно возможный друг, который отозвался на призыв.

Тема душевной болезни. Лирический герой действительно болен, и это не фигура речи. Он не может спать, не может существовать – чёрный человек перечеркивает все то светлое, что осталось в жизни поэта. Он оскверняет любовь, творчество, искусство, то, во что автор ещё верит. Тут очень ярко выражена психологическая симптоматика.

Постоянное притворство, игра на публику . Лирический герой скрывает свои истинные чувства. Его привыкли видеть веселым, поющим кабацкие песни, крестьянским поэтом. Разве что с дудочкой его не представляют. А на самом деле внутри него – много больше.

В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым -
Самое высшее в мире искусство.

Пограничное состояние . Герой находится на грани – скоро то, что кроется под его черепной коробкой, сведёт его с ума. И именно в этот момент на него нисходит озарение, он вдруг видит себя со стороны, и увиденное его разочаровывает.

Разочарование . Пожалуй, самая очевидная тема. Герой разочаровывается во всем. Искусство — «дохлая, томная лирика». Родина — сборище «громил и шарлатанов». О любви теперь едко – «и какую-то женщину, сорока с лишним лет, называл скверной девочкой». Даже его состояние самоанализа обесценивается — «ненужно и глупо страдал бессонницей».

Основная идея

Основную идею из огромного количества синонимов «разочарование, надрыв, одиночества, пограничное состояние, страх жизни и страх смерти» вычленить достаточно сложно. Это все верно. Смысл поэмы чисто технически – преподнести внутренний слом через диалог с «чёрным человеком». Главная мысль всего повествования — бесконечный трагизм, спрятанный вглубь «счастливого человека», которого все видят, но никто не понимает.

Возможно, этим произведением автор подводил некий итог своей деятельности, обесценивая ее. Талантливому поэту присущи сомнения, колебания, и он редко бывает доволен собой. Состояние Есенина было усугублено буквально всем: кризисом среднего возраста, когда радость юности прошла, а уверенности зрелости еще нет, окружающей обстановкой (неудовлетворенностью революцией, конфликтом с властями), общим мировым трендом разочарования и саморазрушения.

Средства выразительности

Тропы в поэме «Черный человек» тоже радуют многообразием.

  • Повторы. Они в тексте даны для усиления заданной атмосферы. Поэма сразу начинается с повтора «друг мой, друг мой» – подчеркивает грусть обращающегося. «Чёрный человек, чёрный». Анафора на чёрный создаёт нагнетающее и устрашающее настроение. Затем в тексте мы снова встречаем трёхкратный повтор «чёрный человек». Нагнетает тоску и страх, это уж точно. Суммарно в тексте 14 раз звучит «чёрный».
  • Сравнения . «Как рощу в сентябрь, осыпает мозги алкоголь». Более элегантно расписываться в собственном алкоголизме мало кто мог. «Гнусавит надо мной, как над усопшим монах» — с одной стороны, просто художественное сравнение, с другой – пасхалка, что герой уже мертв.
  • Метафоричные олицетворения . Каждый нерв в поэте напряжен, органы не чувствуют его, работают как-то сами по себе – «голова моя машет ушами, как крыльями птица». Пейзаж создается тоже сложными метафорами: «И деревья, как всадники, съехались в нашем саду». «Метели заводят веселые прялки» — очень милая с первого взгляда строчка, если бы перед ней не было метафоры «снег до дьявола чист». Вот ещё примеры олицетворений, их в тексте много – «месяц умер, синеет рассвет».
  • Эпитеты . Их так много, что можно играть в игру «кто больше найдёт». Они тоже для атмосферы нагнетания. Даже если эти слова в привычной жизни имеют положительную коннотацию, в этом стихотворении являются вспомогательными инструментами для создания устрашающей действительности. Мерзкая книга, веселые прялки, неловкие души, зловещая птица и т.д.
  • Парцелляция и инверсия. Эти приёмы удачно передают ритм диалога – быстрый, скачкообразный, пугающий, например: «Это ничего, что много мук приносят изломанные и лживые жесты».
  • Градация . В диалоге можно проследить такую градацию: гнусавит, бормочет, говорит, хрипит. В такой последовательности это делает чёрный человек по мере развития сюжета. Каждая новая его реплика содержит нарастающую по смыслу ремарку.

Анализ поэмы С.А. Есенина «Черный человек»

Голова моя пашет ушами,

Как крыльями птица.

Ей на шее ноги

Маячить больше невмочь.

С.А. Есенин. Черный человек

«Черный человек» - одно из самых загадочных, неоднозначно воспринимаемых и понимаемых произведений Есенина. Работать поэт начал в 1922 году, и в основном она была написана заграницей, в феврале 1923 года был закончен первый вариант поэмы.

Этой поэме суждено было стать крупным последним поэтическим произведением Есенина. В ней выразились настроения отчаяния и ужаса перед непонятной действительностью, драматическое ощущение тщетности любых попыток проникнуть в тайну бытия. Это лирическое выражение терзаний души поэма - одна из загадок творчества Есенина. Ее разрешения в первую очередь связано с трактовкой образа самого «прескверного гостя» - черного человека. Его образ имеет несколько литературных источников. Есенин признавал влияние на свою поэму «Моцарта и Сальери» Пушкина, где фигурирует за загадочный черный человек.

«Черный человек» - это двойник поэта, он выбрал в себя все то, что сам поэт считает в себе отрицательным и мерзким. Эта тема - тема болезненной души, раздвоенной личности - традиционна для русской классической литературы. Она получила свое воплощение в «Двойнике» Достоевского, «Черном монахе» Чехова. Но ни одно из произведений, где встречается подобный образ, не несет такого тяжкого груза одиночества, как «Черный человек» Есенина. Трагизм самоощущения лирического героя заключается в понимании собственной обреченности: все лучшее и светлое - в прошлом, будущее видится пугающим и мрачно беспросветным.

Читая поэму, невольно задаешь вопрос: черный человек - это смертельно опасный противник поэта или часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. «Дуэль» с черным человеком, какова бы ни была его природа, послужила своеобразным духовным испытанием для лирического героя, поводом к беспощадному самоанализу.

Однако в литературном произведении важно не только, что написано, но и как. Тема двойничества выражена на композиционном уровне. Перед нами два образа - чистая душа и черный человек, а перетекание монолога лирического героя в диалог с двойником - поэтическое выражение подсознательного. В исповедальной книге, читаемой «прескверным гостем», открываются противоречия мятущегося духа лирического героя. Соотношение монологической и диалогической речи выявляется в ритмико-интонационном строе поэмы.

Жесткий ритм дактиля усиливает мрачные интонации монолога черного человека, а взволнованный хорей способствует выражению диалогической формы мысли и повествования. Метафора разбитого зеркала прочитывается как аллегория погубленной жизни. Здесь выражена и пронзительная тоска по уходящей молодости, и осознание своей ненужности, и ощущение пошлости жизни.

Однако эта «слишком ранняя усталость» все же преодолевается: в финале поэмы ночь сменяется утром - спасительной порой отрезвления от кошмаров тьмы. Ночной разговор с «прескверным гостем» помогает поэту проникнуть в глубины души и с болью совать с нее темные наслоения. Возможно, надеется лирический герой, это приведет к очищению.

История создания поэмы «Чёрный человек» многое говорит о произведении. По свидетельству некоторых современников, первоначальный вариант был длиннее и отличался ещё большим трагизмом. Супруга поэта Софья Толстая-Есенина говорила о том, как он читал поэму сразу после написания: «Казалось, разорвётся сердце». Неизвестно, что побудило Есенина уничтожить черновые наброски и оставить сокращённый вариант, однако и он поражает своей депрессивной силой.

Первое прочтение оставляет почти болезненное впечатление: попытки воспалённого сознания проанализировать себя, раздвоение личности, алкогольный бред. Но работа над поэмой длилась долго, «Чёрный человек» — это не поток мыслей, хлынувших в одночасье на бумагу. Замысел возник ещё во время зарубежных поездок Есенина, где он, до исступления любивший родную землю, не мог не чувствовать себя чужим и ненужным. И чёрная меланхолия, к тем дням всё чаще одолевавшая поэта, усиливала это ощущение и дарила страшное вдохновение.

Год завершения поэмы — 1925 — это последний год жизни Есенина. Такого искреннего, пугающего своей мрачностью самоанализа не найти в русской поэзии, и только предчувствие окончания жизненного пути способно подарить произведению столь депрессивные краски.

В начале поэмы стоит обращение «Друг мой, друг мой» , такое же, как в его последнем стихотворении, созданном перед смертью. И читатель сразу, ещё во вступлении, оказывается вовлечённым в действие поэмы, будто на самом деле слушая исповедь друга. Герой поэмы не щадит себя и с первых строк признаётся, что причиной душевной болезни, прихода «чёрного человека» может быть алкоголь, а дальше говорит и о собственной распущенности, и о самообмане. И это не картинное покаяние, а простое признание, которое заставляет искренне жалеть такого человека.

Болезненная метафора «Голова машет ушами, как крыльями птица» , и ей «на шее ноги маячить больше невмочь» , отсылает к суицидальным мыслям, и следующий дальше рефрен «чёрный человек» нагнетает настроение до предела, подготавливая к его появлению. Всё, пришёл! Садится на кровать… и дальше — россыпь неприятных, усиливающих мрачное настроение слов: «мерзкой» , «гнусавя» , «усопшим» ,«тоска» , «страх» .

Прямая речь «чёрного человека» , этого пугающего второго «я» героя поэмы, воспринимаются как откровение, признание в том, что душа пытается скрыть от самой себя. Не только поругание, но и похвала:«авантюрист самой лучшей марки» , «поэт с ухватистой силою» … и дальше едкая насмешка — о«женщине сорока с лишним лет, скверной девочке, его милой» . Герой слушает, не перебивая, а чёрный человек объясняет жизнь поэта и раскрывает её самообман: в тоске и унынии изо всех сил казаться улыбчивым и простым, и пытаться выдавать это за счастье. Здесь его речь всё же прерывается: лирический герой отказывается признавать в жутковатом портрете себя! И чёрный человек, глядя в упор, хочет назвать его жуликом и вором, но — пауза, страшный гость исчезает.

Вторая часть поэмы начинается с повтора начальной тоскливой строфы, но дальнейшее описание довольно спокойное. Тихий зимний пейзаж, ночь, герой никого не ждёт, стоя у окна… И вдруг снова подкрадывается жуть: «зловещая птица» , «деревянные всадники» , и — «опять этот чёрный на кресло моё садится» , теперь описанный более чётко, в цилиндре и сюртуке. Повторяется обличение героя, россыпь слов «подлец» , «ненужно» , «глупо» , «дохлая томная лирика» . В кульминации поэмы чёрный человек нападает на самое важное, на суть вдохновения и поэзии. «Как прыщавой курсистке длинноволосый урод говорит о мирах, половой истекая истомою» , — это прямое оскорбление и унижение! И чтобы уж не осталось никаких сомнений в том, кого имеет в виду незваный гость, следует точное описание: «мальчик в простой крестьянской семье, желтоволосый, с голубыми глазами… стал он взрослый, к тому ж поэт» . И герой не выдерживает: взбешённый, разъярённый, бросает трость «прямо к морде его, в переносицу»

Далее — короткая и драматичная развязка , при первом прочтении поражающая читателя неожиданностью. «Что ты, ночь, наковеркала? Я в цилиндре стою. Никого со мной нет. Я один… И разбитое зеркало…» Две детали: цилиндр, который был надет на «чёрном человеке» , и зеркало несомненно указывают, что страшный разговор герой вёл с самим собой. И сразу картина обличения, порицания становится ещё более трагичной: как, сознавая всё это и старательно пряча от себя, можно было не сойти с ума и продолжать писать?!

Необыкновенно ценной становится поэма — откровенное признание Есенина, близок и понятен становится и он сам. И даже его трагическая гибель предстаёт в другом свете, после прочтения «Чёрного человека» — реквиема поэта самому себе.

http://goldlit.ru/esenin/525-chernii-chelovek-analiz

Поэма “Черный человек” Есенина – это не просто в одночасье хлынувший на бумагу поток мыслей, поэт задумывал ее давно и завершил в последний год своей жизни, что придало произведению несколько мистическое звучание. Краткий анализ “Черный человек” по плану, использованный на уроке литературы как основной или дополнительный материал, станет для учеников 11 класса проводником в мир последних дней поэта.

Краткий анализ

История создания – поэма была задумана поэтом еще во время зарубежных поездок, когда он чувствовал острую тоску по Родине, а завершена в 1925 году, в год его смерти.

Тема – на самом деле их несколько. Есенин в этом произведении выражает разочарование в себе, в любви и в творчестве, немалая часть поэмы отведена его излишнему увлечению алкоголем.

Композиция – она построена на диалогах и больше напоминает пьесу.

Жанр – лироэпическая поэма.

Стихотворный размер – дольник.

Метафоры “осыпает мозги алкоголь”, “голова моя машет ушами, как крыльями птица” .

Эпитеты “зловещая птица”, “изломанные и лживые жесты”, “деревянные всадники” .

Олицетворения “деревянные всадники”, “Что ты, ночь, наковеркала?” .

История создания

Как и сама поэма, история создания произведения достаточно мрачная. Первый вариант поэмы появился еще в 1923 году, однако он был и слишком большой, и слишком тяжелый для восприятия. Есенин решил сократить ее, но депрессивность и глубина страдания, воплощенные в поэтической форме, все равно поражают.

По словам его жены, Софьи Толстой, когда он в первый раз прочитал ей эту поэму вслух, женщине показалось, что у нее просто разбилось сердце. Остается загадкой, почему Есенин решил уничтожить черновые наброски, написанные еще в Америке, и значительно сократить произведение.

Проблемы с алкоголем и затянувшаяся депрессия беспокоили и жену, и других близких людей поэта, но вытянуть его из этого состояния ни у кого не получалось. Есенин очень переживал, что его тонкий лиризм не нужен новой России, что советская власть ждет от него революционных маршей. Разрыв с Айседорой Дункан также наложил свой тяжелый отпечаток на его настроение и эмоциональную атмосферу “Черного человека”, который был завершен в 1925 году.

Тема

Основной смысл произведения – разочарование. Поэт остро ощущает свое ничтожество и хочет посмотреть на себя со стороны, используя образ человека в цилиндре. Что же видит это человек? Алкогольный кошмар, разочарование в любви – кажется, что Есенин ошибался не только в своей Айседоре, но и в собственных чувствах к ней. Наконец, он разочарован и в творчестве, считая, что лирика его годится только для обольщения девиц.

“Черный человек” трактуется также как попытка облегчить душу перед тем, как уйти в мир иной. Второе я лирического героя говорит о нем ужасные вещи, но все они являются правдой, пусть и очень неприятной. Таким образом стих является его публичным покаянием. Он чувствует себя иссушенным и оставляет по себе такую своеобразную память.

Композиция

Интересно, что для этого стихотворения Есенин выбрал театральную композицию, так что оно больше напоминает пьесу, чем поэму. Лирический герой ведет диалог с неким черным человеком, который в итоге оказывается его альтер эго. Два действующих лица беседуют, а поэт вставляет ремарки, поясняя, что происходило бы вокруг, будь это действительно театральная постановка.

В произведении присутствуют все признаки пьесы: есть пролог, эпилог, а основная часть разделена на два действия. Используется и такой прием, как вступление – в нем Есенин обращается к другу.

Жанр

Несмотря на композиционные особенности, произведение легко определить как лироэпическую поэму. С одной стороны, в нем описывается эмоциональное состояние героя, с другой – поэма посвящена истории его жизни, с ней есть сюжет, который можно отследить. Есенин использует в нем тоническую систему стихосложения – дольник, так как именно с его помощью он может передать свое настроение и показать, как он устал от этой жизни и как тяжело ему видеть себя в зеркале.

Средства выразительности

Все художественные средства, использованные в произведении, работают на его идею – это странные, порожденные явно больным воображением метафоры – “осыпает мозги алкоголь”, “голова моя машет ушами, как крыльями птица” , горькие эпитеты – “зловещая птица”, “изломанные и лживые жесты”, “деревянные всадники” , а также пугающие олицетворения – “деревянные всадники”, “Что ты, ночь, наковеркала?” .

Лексические и композиционные повторения завершают странную картину, созданную талантом Есенина, и создают неизгладимо-горькое впечатление, действительно разрывая сердце. На это работают не только все средства выразительности, но и стихотворный размер.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 40.

Творчество великого русского поэта Сергея Есенина до сих пор вызывает у читателей разногласия и споры. Это происходит от того, что каждый видит в его творениях что-то индивидуальное, что-то доступное только одному ему.

Самой «неразгаданной» и «недопонятой» у Есенина остаётся поэма «Чёрный человек». Поэт и поэма неразрывно связаны между собой. Сложно себе представить персонажа и автора по отдельности, поэтому последние строчки «никого рядом нет, я один…» звучат настолько пугающе-незавершённо, как бы предвещая дальнейшие беды и страдания.

Многие из поклонников творчества Сергея Есенина выделяют «Чёрного человека», как лучшее из его произведений, многие также утверждают, что для них эта поэма - любимейшая из всех существующих стихов.

Для того, чтобы объяснить данный факт, следует обратиться к основам человеческой психологии. Как известно, практически каждого человека хотя бы несколько раз в жизни мучали кошмары. Они могли быть фантазийными, параноическими или же (самый распространённый вариант) в виде сновидений. Психологами замечено, что кошмары отражают переживаемые в реальной жизни страхи, а зачастую эти страхи - муки совести. Всё, чего боится человек, сливается в итоге в один образ, внушающий панический страх. Обычно это «типичные» образы - громадные насекомые, хищники, мистические создания (приведения, гномы, инопланетяне, монстры и проч.), криминальные элементы (маньяки, убийцы, киллеры). Реже возникает своеобразный, индивидуальный образ. Как правило, это касается ярких людей с развитой фантазией, творческих личностей. Известны случаи, когда такой необычный прототип страхов становился символом, запоминающимся и легко усваемым, а, следовательно, популярным.

Карл Юнг, основатель аналитической психологии и автор теории коллективного бессознтельного, создал понятие «архетип» (от греч. Αρχέτυπο — первообраз) — универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифов, волшебных сказок.)

Чёрный человек соответствует всем обязательным чертам архетипа:

Имеет проявление в фольклоре (образ Чёрного Всадника из русских народных сказок; Чернобога из древнеславянской мифологии);

Проявляется у разных народов в разные эпохи («Фауст» Гёте, чёрные великаны из скандинавского фольклора и т.д.);

Воспринимается доосозанно; Имеет собственный символ - чёрный цвет;

Имеет и позитивный, и негативный аспекты (негативный - влияние на психику, пессимизм, циничность. Позитивный - как правило, заставляет героя/человека задуматься о чём-либо и что-то исправить в своей жизни);

Устойчив (так как его структура на протяжении многих столетий практически не была искажена);

Имеет достаточное количество собственных элементов (в первую очередь, это - упомянутый выше чёрный цвет, затем плащ, впоследствии переформировавшийся в сюртук во времена Пушкина, безличность - отсутствие конкретных черт лица и фигуры, цилиндр - также с пушкинских времён);

Имеет черты, связывающие с жизнью (видоизменение одежды и способов передвижения - в мифах он летает, в представлении людей XVIII-XIX веков скачет на коне, в двадцатом столетии выходит из зеркала;

Представляет опасность самоотождествления с ним - самые яркие примеры: вселение Чернобога в человека, безликий посетитель Моцарта (у Пушкина) и, конечно же, Чёрный человек Есенина;

Обладает сильным влиянием на эмоции человека; обладает собственной инициативой и специфической энергетикой.

Всё это доказывает нам, что Чёрный Человек - это не частная выдумка Есенина, а сформировавшийся за столетия образ.

Существует множество версий, кем или чем был этот образ для поэта.

Самый простой и объяснимый вариант - это собственная тень, собственное отражение в зеркале. Как известно, больной и запуганный человек, страдающий к тому же психическими заболеваниями, начинает бояться всего, что ему недостаточно понятно. «Почему отражение в точности повторяет черты, а тень - просто заполненный темнотой контур?» - задаётся вопросом такой человек и начинает размышлять, а в итоге приходит к выводу, что темнота - это его отрицательные качества, и тень «преследует» его.

Из этого объяснения вытекает другое, наиболее привычное: Чёрный человек - это совесть. Действительно, стоит вспомнить «спать не даёт мне всю ночь», «словно хочет сказать, что я жулик и вор…», сразу возникает мысль о совести. Также этому способствует то, что словами «Слушай, слушай!» начинаются два разных отрывка поэмы, однако в начале Человек «бормочет», а позднее «хрипит», то есть, повышает тон голоса, как муки совести начинаются с её отголосков. Однако, сопоставляя есенинского Человека и другие образы, входящие в архетип, сложно установить черты, присущие совести, во всех.

Это подводит нас к наиболее страшной версии: Чёрный человек - это предвестник смерти или сама Смерть. Признаюсь, мне даже писать эти строки жутковато. Однако большинство фактов говорит как раз за этот вариант. Именно в это истолкование сущности Чёрного человека укладываются все образы архетипа. Начиная с древнеславянского Чернобога - друга и помощника Мораны-Смерти, сказочного Чёрного Всадника, аллегорически «настигавшего людей в пути», продолжая «Фаустом» Гёте, «Чёрным монахом» Чехова и героями Пушкина (Черномором, Медным всадником, безликим заказчиком «Реквиема»), заканчивая «Жизнью человека» Л. Андреева и, конечно же, «Чёрным человеком» Есенина. Кстати, мистическая тематика прослеживается и в других стихотворениях Сергея Александровича: «черти в душе гнездились» «запугала нас сила нечистая, что ни прорубь - везде колдуны…», «в роще чудились запахи ладана, в ветре бластились стуки костей…». Следует обратить внимание на художественные детали в тексте:

Книга (символ мудрости, тайны), зеркало 9символ иного мира), прялки (прялка - символ судьбы, здесь они «весёлые», как бы надсмехающиеся, и «заводят метели», то есть, холод, неудачи, тревоги.), ночь морозная (и зима, и ночь считались временами, когда нечисть имеет силу), удачно по смыслу вписывается фраза «снег до дьявола чист», луна (символ ночи и особой активности нечистой силы). Интересно, что в поэме как бы пересекаются образы «чёрных людей» прошлого: «как монах», «как всадники».

С этого момента удобно рассматривать следующую версию происхождения Чёрного человека. Вспомним строчки «приподняв свой цилиндр и откинув небрежно сюртук…», «в каждом вижу историю, сердцу знакомую…». Некоторые исследователи полагают, что к Есенину по ночам являлся… Пушкин. Хулиган СВОЕГО ВРЕМЕНИ, в творчестве которого образ Чёрного Человека проявился в полной мере. Он даже во время написания поэмы говорит Есенину, что тот «жулик и вор…», то есть, крадёт его гениальную идею.

Стоит заметить, что Пушкин с момента его смерти являлся одной из самых почитаемых персон в мистических обрядах - гадалки любили «вызывать» его образ в зеркале или призывать его дух ответить на вопрос.

Далее следует рассмотреть самую нелюбимую поклонниками Есенина версию: поэма - это ни что иное, как плод больного воображения, подпитанного алкоголем и фобиями, сообщает сайт. Подтверждают эту идею слова «я очень болен», «заметает мозги алкоголь», частое повторение одних и тех же слов: «Чёрный, чёрный, чёрный…», отрывистые фразы: «не знаю.. не помню… а может…». Однако, факты говорят не в пользу этой версии: как известно, Сергей Александрович не писал в алкогольном опьянении. Напротив, он садился в светлой комнате, в тишине и пил только безалкогольные напитки, пока не заканчивал трудиться. Честно говоря, я, как начинающий поэт, слабо верю в идеальную правдивость этого. Вероятно, так и было, но были и стихи, написанные им в других обстоятельствах. Это моё мнение, и я извиняюсь перед читателем, если не права.

Наконец, нам следует перейти к самой сложной с психологической точки зрения версии: Чёрный Человек - это второе я, альтер эго поэта. В таком случае, несколько пересекаются с вариантом про совесть, но имеет иной замысел. Если совесть грызёт, и нет от неё ни укрытия, ни спасения, то самого себя, свою тёмную сторону победить реально. Поэт измучен «самораздвоением», - днём он весел и радостен: «побегу по мятой стёжке на приволь зелёных лех…», вечером хмур и печален: сыпь, гармоника, скука, скука…». В нём борются две его сущности - светлая и нежная, «желтоволосый мальчик с голубыми глазами» и тёмная и мрачная: «мне ничего не надо, мне никого не жаль».

Смысловой кульминацией поэмы является момент «И летит моя трость прямо к морде его, в переносицу», а психологической: «в грозы, в бури, в житейскую стынь, при тяжёлых утратах и когда тебе грустно, казаться улыбчивым и простым - самое высшее в мире искусство.». Есенин приходит к этому выводу и понимает: он, научившийся писать великолепные стих и манипулировать женщинами, не овладел самым высшим искусством в мире. Разбивая ненавистное зеркало, он делает первую попытку победить самого себя.

Осталось рассмотреть последнюю, на мой взгляд, самую абсурдную версию: Чёрный Человек - это чекист, образ слежки, постоянно ведущейся за поэтом. Конечно, некая логика в этой версии есть: действительно, за поэтом следили, и он об этом знал. Постоянная боязнь сделать что-то не так могла вызвать такое представление, галлюцинацию. Однако сомнительно. Что Есенин стал бы приписывать своему реальному врагу столько мистических свойств и качеств.

Рассмотрев все варианты возникновения образа Чёрного Человека в одноимённой поэме, я выделила три основных версии: «вторая сущность», «олицетворённая совесть» и «бессмыслица, пьяный бред», после чего провела социологический опрос, анализ которого вы сможете увидеть в следующей статье (2 часть).



Поделиться: