Программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Твори добро. Программа "я и моя родина" по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся в начальных классах Духовно нравственное воспитание кружок планирование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» г. Кирсанов Тамбовская область Кружок по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Дорогою Добра» (из опыта работы) Горовенко А.Г. воспитатель. «У нас, воспитателей, великая и почётная миссия - вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы в их душах отразился в миниатюре портрет народа. Тот, кому удается это сделать, может с уверенностью сказать: «Я постиг цель воспитателя»». Василий Александрович Сухомлинский Задача духовно-нравственного воспитания дошкольников – одна из приоритетных. Мы должны начать работу по пробуждению в детских сердцах «веры, надежды, любви» Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей духовно- нравственных чувств и поведения. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является объективной необходимостью, обусловленной потребностями передачи маленькому дошкольнику ценного опыта старших поколений. Показателем высокого уровня духовно-нравственного развития личности является ее духовно-нравственная направленность, выраженная как система устойчивых, духовно-нравственно-ценных мотивов, определяющих отношение личности к труду, к обществу, к окружающему. Духовно-нравственное воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни и на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим. Наличие таких занятий является непременным условием полноценного духовно-нравственного воспитания, осуществляемого в системе. Методы духовно-нравственного воспитания: Наблюдение, совместные игры, анкетирование, познавательные игровые занятия, беседы. Занятия, праздники, развлечения, экскурсии, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. В 2012-2013 учебном году в детском саду работает кружок по основам православной культуры «Дорогою добра». Проводится работа с детьми всех возрастных групп. Ведь даже в этом нежном возрасте детям понятны и близки песенки, потешки, сказки. Работа проводится на занятиях и в повседневной жизни. 2012-2013 учебный год кружок «Дорогою добра» Задачи: 1. 2. 3. Формировать у детей представления о духовно-нравственном укладе жизни своего народа посредством введения их в круг основных православных праздников. Способствовать становлению духовно-нравственных ценностей (доверия, послушания, милосердия, трудолюбия, любви к ближнему) на основе познания и раскрытия значений православных праздников. Воспитывать желание отмечать с родителями православные календарные праздники, стремление к пониманию их жизненного смысла. Формы проведения занятий кружка «Дорогою добра» Беседы; Чтение и обсуждение литературных произведений; Театрализация; Игры; Экскурсии в храм; Трудовая деятельность; Праздники. На занятиях использовались произведения А.Барто, С.Михалкова, Н.Носова, В.Драгунского, М.Зощенко, Л.Толстого, В.Сухомлинского, В.Осеева. Направления работы Духовно-образовательное (занятия, беседы, рассматривание иллюстраций и т. д.) Культурно- познавательное (праздники, игры, встречи, целевые прогулки, экскурсии и т. д) Нравственно- трудовое Основные принципы духовно-нравственного воспитания дошкольников в кружке «Дорогою добра»: 1. 2. Принцип возрастного и индивидуального подхода в воспитании детей. Принцип системности, основанный на объединении отечественных традиций семейного и общественного воспитания. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития: Воспитание нравственных чувств и этического сознания Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития: Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Посещение Тихвинского храма Молебен об учащихся в детском саду "Ромашка" Встреча священника Димитрия Пимкина с детьми детского сада Праздник «Рождество Христово» Выставка детского творчества кружка «Дорогою добра» Работа по развитию духовно-нравственного начала в детях сложна, многогранна и никогда не кончается. Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны. Спасибо за внимание
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 66 «Ромашка» общеразвивающего вида
Программа
Кружок по духовно-нравственному воспитанию детей
«Мир доброты»
Воспитатель:
«Утверждено»
На установочном педсовете
Заведующий ___________
Основная цель кружка: Формирование основ духовности и нравственности личности дошкольника.
- Разработать модель духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Воспитывать в детях такие качества личности, как доброжелательность, терпимость к недостаткам и ошибкам окружающих, способность прощать, просить прощения, не отвечать злом на зло; человеколюбие, ч честность, ответственность, заботливость; трудолюбие; любовь и уважение к родным и близким, любовь к Родине. Объединить усилия семьи, детского сада и Церкви в духовно - нравственном воспитании дошкольников. Содействовать формированию у родителей ответственности за создание благоприятного семейного климата.
Пояснительная записка - программа
Периодичность проведения: занятия проводятся 2 раза в месяц по 15-20 минут.
Форма проведения: подгрупповая, наполняемость 10 человек;
Возраст детей: 3-5 лет
Приёмы и методы:
- Теоретические и практические занятия с дошкольниками в игровой форме Беседы с детьми и их родителями; Коллективно-творческие дела; Индивидуальная работа с воспитанниками; Игры; Экскурсии; Досуговые программы для детей и родителей; Консультирование педагогов и родителей.
Используемые материалы и развивающая среда:
Шевченко мир. Учебно-методические комплекты «Православная культура» Истоковедение (Духовно - нравственное воспитание дошкольников в контексте истоковедения).Том 11. - М.:Издательский дом «Истоки», 2009/ Ответственные редакторы, ; Комплект книг для 3-4, 4-5 лет под общей редакцией профессора РАЕН, М., 2008 г.; Программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для , авторы, Методическое пособие воспитателей дошкольных учреждений Основы христианской культуры. , Калининград, «Золотое сечение», 2001г. Конспекты занятий по духовно - нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры. , гуманитарный издательский центр Владос, 2010 г. Детская Библия. Стокгольм: Институт перевода Библии, 1990 г.; Закон Божий для самых маленьких. М.: Паломник, 1997 г.; Знакомство детей с русским народным творчеством. Спб.:Детство - Пресс, 1999 Журнал Духовно - нравственное воспитание. Прикосновение, рабочая тетрадь по основам православной культуры. И. Заузолкова, Козьмодемьянск.
Отбор детей на кружок достигается следующими мероприятиями:
Беседа с родителями, анкетирование родителей, беседа с ребёнком. Желание родителей и детей.
Сроки реализации: программа рассчитана на 2 года.
Основные принципы построения программы:
- От простого к сложному. Доступность. Системность знаний. Воспитывающая и обучающая направленность. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей. Разнообразные формы работы. Преемственность. Сотрудничество со специалистами детского сада, родителями.
Актуальность
В современном обществе в связи с изменениями социально - экономической ситуации материальные ценности доминируют над духовно - нравственными.
Люди отличаются равнодушием к окружающим, отсутствием и терпимости к недостаткам других, нежеланием оказывать помощь . У многих детей искажены представления о
доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом и жестокости в обществе. Многих ребят отличает
эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Продолжается разрушение института семьи.
Анализ данных целенаправленного обследования современного состояния семейного воспитания свидетельствует о резком снижении уровня исполнения воспитательной функции родителями. Хотя Закон «Об образовании РФ» (ст.18) гласит о том, что первыми родителями являются родители. Ошибаются родители, когда они смотрят на своего ребёнка, как на невинное существо. В котором ещё нет никакого зла. Опыт показывает, что ребёнок появляется на свет не только с добрыми задатками, но и с дурными. Поэтому воспитание ребёнка непременно должно включать и борьбу с его дурными наклонностями. Психология и религия учат нас, что всякое проявление зла в душе надо преодолевать в самом начале. Пока оно не окрепло и не превратилось в привычку. Дурные качества развиваются и закрепляются быстро и могут заглушить семена добра. А добрые качества приобретаются усилием и постоянством.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своё время писал: «Против нашего народа ведётся хорошо спланированная бескровная война, имеющая цель её уничтожить. В России сегодня создан огромный рынок алкоголя, наркотиков, порнографии, обогащающий зарубежные фирмы и мафии, деятельность которых вызвала небывалый демографический кризис в нашей стране. Она приводит к вырождению и вымиранию нашего народа. Мы должны поднять русский народ на борьбу за жизнь своих детей. Нужны всенародные усилия, чтобы наши дети и молодёжь получили возможность вернуться к духовным и культурным корням народной жизни».
Итак, проблема духовного воспитания, бесспорно является одной из главнейших в современной России, поскольку именно в этом решение таких вопросов, как: будущее России, воспитание детей, становление новых идеалов и ценностей. О необходимости создания новых подходов в воспитании, обращения к духовности и милосердию отмечают многие педагоги, учёные и священнослужители. Духовность подразумевает стремление к самопознанию и самосовершенствованию. По мнению В. Даля, дух образуют слитно ум и нрав. К нраву он относит понятие любви, милосердия, добродетели. Нравственный – значит духовный, согласный с совестью, законами природы, достоинством человек. Поэтому нравственность является частью духовности и проявляется как красота в поведении человека.
Важно помнить, что образование - это неразрывное единство обучения и воспитания. И сегодня задача всех образовательных учреждений - не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и воспитание духовной личности.
Примечание: преподавание дисциплин духовно - нравственного характера в светской школе или ДОУ — дело необычайно деликатное. Оно требует единения желаний родителей и их детей, заинтересованного участия администрации, чуткости, душевной тонкости педагога.
Целесообразность программы
Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребёнка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. Детская душа целостна, в ней нет раздвоения, искусственности, фальши, неискренности. Отношение детей к людям, к природе простодушно, непосредственно и сердечно, как это почти недоступно для взрослых. «Младенец подобно молодому деревцу, нуждается в прививке, дабы выросли красивые и вкусные плоды. Не сделав это вовремя, мы рискуем вырастить, может быть и большое дерево, но с плодами горькими и негодными купотреблению. Ничего кроме доброго, от приобщения детей с младенческого возраста к Церкви не будет» (протоиерей В. Грозовской).
Программа предусматривает совместную деятельность педагогов, родителей, воспитанников и Церкви.
Ожидаемые результаты:
В результате реализации поставленных задач можно будет добиться следующего: Снизится уровень тревожности и агрессивности у детей. Ребёнок научится терпеливо преодолевать встречающиеся трудности. Дети начнут чувствовать рядом с собой другого человека, его боль и переживания. Выработается привычка к делам милосердия, к труду ради других, доверие к миру. Произойдёт приобщение детей к Церкви. Дети научатся трепетно относиться к близким и родным, любить свою Родину, окружающую природу.
Родители будут обращать внимание в первую очередь на воспитание Души в своих детях.
Перспективное планирование работы кружка по духовно-нравственному воспитанию детей «Мир доброты»
Сентябрь
Занятие №1 «Любимое имя»
Цели: Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Имя». Мотивация родителей на совместную работу с ребёнком и воспитателем. Развитие чувства самооценки ребёнка
Занятие №2 «Дом, в котором я живу. Моя семья.»
Цели: Дать детям понятие о доме как о постройке, дать понятие об отчем доме, семье. Рассказать о близких родственниках. Развитие умения слушать друг друга.
Занятие №3 «Доброе слово»
Цели: Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Слово». Развитие умения проявлять доброе отношение к близким людям.
Занятие № 4 «Наш храм»
Цели: Дать детям понятие о храме как о Божием доме. Обратить внимание детей на архитектурные особенности. Рассказать о внутреннем церковном убранстве. Познакомить детей с самыми простыми молитвами. Развивать умение слушать взрослого.
Занятие №5 «Мир вокруг нас»
Цели: Развивать интерес и любовь к природе, бережное отношение к ней. Развивать художественный вкус, творческое воображение, трудолюбие, усидчивость и терпение. Развивать мелкую мускулатуру рук, координацию движения.
Занятие №6 «Ласковая песня»
Цели: Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Песня». Развитие умения слушать друг друга
Занятие №7 «Ангел-хранитель»
Цели: Вызвать в детях желание делать подарки близким людям, дать понять, что дарить подарки гораздо приятнее, чем получать самим. Развитие у детей уважения к труду, побуждение к творчеству.
Занятие №8 «Святые иконы»
Цели: Дать понятие, что такое икона (образ), нимб. Обогащение знаний о молитвах. Мотивация взрослых на совместную деятельность с ребёнком.
Занятие №9 «Любимый образ»
Цели: Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Образ». Формирование способности понимать чувства других людей. Развитие умения проявлять доброе отношение к близким людям.
Занятие № 10 «Рождество Христово»
Цели: Ознакомить детей с содержанием рассказов об Иисусе Христе.
Способствовать развитию памяти, мышления. Побуждать детей к совместному труду.
Занятие №11 «Образ света»
Цели: Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Образ».
Развитие умения выражать свои добрые чувства. Развитие эмоциональной сферы ребёнка.
Занятие №12 «Добрый мир»
Цели: Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Образ»
Развитие мотивации на общение со взрослым. Развитие основы самоутверждения.
Занятие №13 «О доброте и послушании»
Цели: Развитие у детей мотивации к послушанию взрослых. Развитие адекватной самооценки.
Занятие №14 «Добрая книга»
Цели: Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Книга».Воспитание интереса, любви, бережного отношения к книге. Развитие умения слышать друг друга.
Занятие №15 «Любимая книга»
Цели: Развитие взаимодействия детей и взрослых. Создание позитивного настроя на общение в группе.
Занятие №16 «Самый главный праздник» (Пасха)
Цели: Объяснение детям смыла праздника Пасхи. Знакомить с православными праздниками.
Занятие №17«Как у нас-то в мастерской»
Цели: Познакомить детей с пасхальными традициями. Развивать любовь к труду, творчеству.
Занятие №18 Фотоэкскурсия в храм
Цель: Приобщать к православной культуре.
Интеграция кружковой работы в педагогическом процессе детского сада:
- Семинары - практикумы для педагогов ДОУ; Выступления на педагогических советах; Проведение анкетирования; Взаимодействие с музыкальным руководителем; Сотрудничество со старшим воспитателем; Совместное творчество ребёнка, родителей, воспитателя.
Диагностика:
Но говорить о результатах проводимой работы по духовно – нравственному воспитанию детей сложно. Ведь педагоги, выступают в роли сеятелей «мудрого, доброго, вечного», а произрастёт ли семя, даст ли плод, зависит от многих причин, так как жизнь ребёнка – это непрерывный рост, постоянное развитие личности. И очень важно, чтобы в пути каждого ребёнка сопровождали не только настоящие педагоги, но и добрые, чуткие и мудрые родители, верные друзья, чтобы каждая минута общения с ними духовно наполняла и обогащала детскую душу. Примерная диагностика показала рост уровня нравственного развития детей с 23% до 52% за год работы кружка.
Работа с родителями:
Без поддержки родителей в деле воспитания дошкольников не обойтись. Поэтому в детском саду предусмотрены разные формы взаимодействия с семьями воспитанников по духовно – нравственному воспитанию: консультации, родительские собрания, совместное посещение храма, выпуск книг - раскладушек «Чем живёт группа», оформление уголка для родителей «Мир доброты», создание совместных альбомов:«Любимое имя», «Дом, в котором я живу», «Доброе слово» , «Любимая колыбельная песня моего ребенка», «Дружная семья», «Святые иконы», «Пасха Светлая», «Ангел - Хранитель», «Рисуем православный храм», «Вифлеемская звезда» организация выставки поделок «Пасха Красная», «Рождество Христово». Вошло в традицию празднование православного праздника «Пасха», а также празднование Дня Матери.
Цель : воспитание духовно-нравственных качеств личности ребенка через ознакомление с историей родного края, его достопримечательностями, животным и растительным миром, людьми, прославившими родной край.
Задачи :
1. Расширить знания детей об исторических, культурных, географических,природно - экологических особенностях р.п. Умет.3. Развивать бережное отношение к поселку, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.
4.Воспитать у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку.
5. Развивать интеллектуально-творческий потенциал детей.
Предполагаемые результаты.
Дети должны знать историю и достопримечательности родного поселка и их значимость; людей, прославивших родной край, животный и растительный мир. У них должно быть сформировано чувство гордости за свой родной поселок и желание сохранить его чистым и красивым.
План работы кружка
Мероприятия |
Результат |
||
Сентябрь |
1. Интегрированное занятие "Моя малая Родина". 2.Презентация "История возникновения р.п. Умет". 3. Экскурсия в Уметский краеведческий музей. |
1. Вернисаж детских рисунков"Умет- моя малая Родина" |
|
1. Игры- путешествия: " В гостях у бабушки - Забавушки". 2. Презентация "Природа родного края". 3. Экскурсия в парк. 4. Развлечение "Осень-славная пора вновь в Уметский край пришла" |
1. Оформление дидактических игр по краеведению: “Угадай, что за место?»,С какого дерева лист?". 2. Книжка-малышка "Лекарственные травы нашего края" |
||
1. Развлечение "Мама -солнышко мое" 2. Показ кукольного театра "Сказка о глупом мышонке" |
1.Фотовыставка "Мой дом там, где мамочка " 2. Вернисаж детских рисунков "Портрет мамы" |
||
1.Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию "Зимующие и перелетные птицы" 2. Акция « Они остались зимовать, мы им будем помогать – покормите птиц зимой», |
1. Изготовление кормушки для птиц |
||
1. Экскурсия в Храм Казанской Божьей матери. 2. Рождественские посиделки. |
1.Конкурс рисунков "Мои добрые дела" 2. Конкурс "Обрядовая кукла" |
||
1. Встреча с защитниками Отечества (папы) 2.Спортивное развлечение "Папа, мама, я -спортивная семь" |
1. Вернисаж детских работ"День защитника Отечества" 2.Поделки в подарок папам. |
||
1. Развлечение "Истории волшебного карандаша " 2. Встреча с уметской поэтессой Л.А. Майской 3. Праздник "А ну-ка, мамочки!" |
1. Поделки для мам. |
||
1.Интегрированное занятие "Дом, где я живу". 2. Презентация "Животный мир родного края" 3. Экскурсия в библиотеку. |
1.Оформление дидактических игр по краеведению: «Кто где живет?», «Карта моего села», "Чьи следы?". 2. Выставка рисунков"Мои домашние питомцы" |
||
1. Экскурсия к Памятнику воинам погибшим в ВОВ. 2. Встреча с ветеранами ВОВ. Праздник "Нам дороги эти позабыть нельзя". 3. Викторина "Знаю и люблю свой край родной Умет". |
1. Поделки для ветеранов. 2.Фотовыставка "Люблю свой край родной Умет" |
Вывод: в ходе работы у детей совершенствовались исследовательские навыки. Они знают историю родного поселка, его достопримечательности, людей, прославивших родной край, животный и растительный мир, с уважением относятся к старшему поколению, сформировано желание беречь и преумножать богатства родного края, делать его чистым и красивым, а так же продолжать изучать родной край.
Используемая литература и Интернет источники:
1.Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 112 с.
2.Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с.
3.Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 - 55.
4.Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.
Задачи духовно-нравственного воспитания:
В области формирования личностной культуры:
формирование способности к духовному развитию социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности дошкольника поступать согласно своей совести;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
формирование патриотизма;
формирование осознанного и уважительного отношения к традициям православия, к вере и религиозным убеждениям.
В области формирования семейной культуры:
формирование отношения к семье как основе российского общества;
формирование у воспитанников уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
знакомство воспитанников с традициями православной семьи.
Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется по следующимнаправлениям:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к Родине, своему народу, своему краю; служение Родине; свобода личная и национальная; доверие к людям.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.