Владение рулевым колесом как способ безопасного вождения. Правильное руление – важное дополнение

Грамотное обращение с автомобилем сводится, прежде всего, к правильному управлению им, а это значит — к умению безукоризненного вращения руля. Умение правильно поворачивать руль поможет сориентироваться тогда, когда нужно будет повернуть, чтобы объехать внезапно появившееся препятствие, правильно припарковаться и в дальнейшем не допускать ошибок, которых не избежать начинающим и опытным водителям при рулении, особенно в экстренных ситуациях.

Для начала вам как водителю управлять транспортным средством нужно, приняв правильное положение за рулем. Такая посадка водителя – это когда руки в локтях согнуты, а линия позвоночника вертикальна с линией шеи. Современный автомобиль устроен так, что практически все повороты можно делать, не убирая рук с руля — с исходного положения, а это 1:50 или 2:45 (представляя циферблат часов) – с одним перехватом руля или без него. При повороте налево главная рука правая – она ведет руль и задает направление автомобилю с большой точностью. Она очень чувствительна к повороту руля и может четко задавать траекторию движения. При повороте руля направо левая рука выступает главной – она задает угол поворота колес.


Если мы хотим развернуться, нам надо перехватить руль, не отрывая рук от него – руки как бы скользят по рулю. Управляя так рулем при поворотах, мы точно будем знать исходное положение колес — когда они смотрят прямо. Движение рулем должно быть точным и быстрым, без мелкого перебора из руки в руку.


Если машина идет в резкий занос при прямолинейном движении, руль можно поворачивать одной рукой – это будет правильным, потому как сделать движение налево-направо, которое стабилизирует автомобиль, можно и одной рукой. Если автомобиль уходит в глубокий занос, который нужно оборвать, то совершенно спокойно можно тоже рулить одной рукой и делать резкое движение налево-направо.


В любом случае повороты руля должны быть без перехватывания его обода руками наперекрест. Одна рука удерживает обод руля и выполняет поворот вправо или влево, а вторая, помогая совершать маневр, скользит по рулю, встречаясь с направляющей и помогая делать поворот

Обычно начинающие водители при первых практических пробах «покорить» автомобиль, прежде чем совершить какое-то действие, мысленно возвращаются к теории. Например, вспоминают, где педаль тормоза, в каком положении рычага 3-я передача, на какой скорости ее включать, за сколько метров подавать сигнал поворота и т.п. Вместе с тем 99% людей вообще не задумываются, над тем, как рулить. Мы просто рулим так, как чувствуем, и насколько позволяет координация.

Иными словами, каждый рулит, как ему удобно, не особо концентрируя внимание на том, как действительно правильно. Но если не научиться обращаться грамотно с рулевым колесом в начале водительского пути, то потом очень сложно избавиться от привычки неправильного руления. А при езде, как Вы знаете, важна каждая мелочь. Что ж, давайте учиться. Но сначала вспомните, как этот самый руль правильно держать и что такое его «циферблат".

Главное правило руления

Существуют различные виды руления: темповое, импульсное, маятниковое, уравновешивающее и другие. Нет никакого смысла углубляться в их технические тонкости, главное - помнить следующее правило. «Если есть возможность рулить двумя руками - рулите двумя руками». При этом одна рука тянет рулевое колесо, а другая - толкает. Так, руль должен контролироваться двумя руками, но какая из них все-таки главная?




Мнения по этому поводу отличаются, однако большинство современных экспертов и автоинструкторов склоняются к тому, что главенствующей при выполнении поворотов является толкающая рука. А рука, которая тянет руль на себя, играет вспомогательную роль. Проше говоря, при повороте налево ведущей является правая рука, поскольку именно ей Вы толкаете руль в нужную сторону, следовательно, при повороте направо толкающей будет левая рука.

Кроме того, в зависимости от конкретных ситуаций при маневрировании, обгонах и прохождении поворотов первоначальное положение рук на «баранке» может:

  • оставаться неизменным;
  • незначительно меняться, без их перекрещивания;
  • меняться с перекрещиванием;
  • меняться с перехватами.

Для более четкого понимания всех возможных ситуаций логично рассмотреть приемы руления при прохождении различных видов поворотов.

Прохождение поворотов

Все повороты можно разделить на три основные группы: плавные, средние и крутые. Ориентируясь на данную классификацию, мы и рассмотрим варианты руления. Главное понимать, какой тип поворота перед Вами в конкретной ситуации.


  • Плавные или скоростные повороты

Характеризуются довольно большим радиусом и встречаются в основном на загородных трассах. Иными словами, это в основном участки, где дорога «сама поворачивает». При прохождении таких поворотов необходимо плавно направить (наклонить, толкнуть) рулевое колесо в нужном направлении без отрыва и смещения рук, а затем вернуть руль в исходное положение, соответствующее прямолинейному движению автомобиля.


Как правило, для прохождения плавных поворотов достаточно перемещения руля на четверть его окружности. При этом предельно возможным значением смещения без отрыва рук в данном случае считается 180 градусов или две четверти окружности. Получается, что если изначально руки были в положении «9-3», то, например, при совершении поворота направо возможна обратная позиция «3-9» (левая рука - на «3», правая - на «9», с перекрещиванием). При этом основная нагрузка в подобных случаях ложится на толкающую руку. Вместе с тем мы не рекомендуем рисковать, поворачивая руль без отрыва рук на его максимум, оптимальным значением при повороте направо будет положение «1-7» (левая рука - на «1», правая - на «7») или приблизительно 120-130 градусов»

  • Средние повороты

Средними считаются повороты, когда рулевое колесо следует поворачивать приблизительно на три четверти его окружности. Без отрыва рук совершить подобный маневр с «баранкой» теоретически можно, но, во-первых, выглядит такой процесс, мягко говоря, странно, а во-вторых - это совсем не безопасно. Поэтому при прохождении подобных поворотов толкать руль ведущей рукой целесообразно с позиции «6».

Итак, при необходимости прохождения среднего поворота налево сначала правая (толкающая в данном случае) рука опускается в нижнее положение - «6», а затем ею делается толчок влево. Данный прием позволяет повернуть руль на довольно большой угол - до 270 градусов. После прохождения поворота руки следует вернуть в исходное положение «9-3». Аналогично осуществляется поворот направо, с той лишь разницей, что в положение «6» переходит левая рука. При этом вспомогательной руке при таком рулении ничего больше не остается, как пропускать обод руля и контролировать его случайное выскальзывание с толкающей руки.

Отметим, что средних поворотов наибольшее количество на наших улицах, а перекрестки - яркое тому подтверждение. При этом рассмотренный прием руления можно назвать универсальным, ведь большой угол поворота позволяет находить оптимальный вариант наклона руля в различных ситуациях - где-то наклонить больше, где-то - наоборот, повернуть руль на меньший угол. К слову, на рулевых колесах многих современных автомобилей в положении «6» для надежного хвата предусмотрена специальная выемка для большого пальца.

  • Крутые повороты

К данной категории относятся повороты, при прохождении которых требуется вращение руля более чем на 360 градусов, например, при развороте, при маневрировании автомобиля в ограниченном пространстве, при параллельной парковке, при выездах-въездах во дворы и т.п. Руление в подобных случаях, как правило, осуществляется на небольших скоростях с использованием приема «перехваты». Суть заключается в толкании руля на максимум без отрывания рук, затем следует перехват руля вспомогательной рукой и вновь толкание руля в сторону поворота. Чтобы повернуть роль до упора, надо осуществить примерно два таких движения. При этом руль с исходного прямолинейного положения должен сделать приблизительно 1,5 оборота.

Итак, для поворота налево правой рукой - положение «3», толкаем руль, при этом правая рука перемещается в направлении положения «9», а левая - в «3». В момент, когда положение рук практически достигает положения «3-9», левой рукой, которая располагается ниже правой, необходимо сделать перехват - взять в руль в том же положении «около 3», но уже выше правой руки. Левой рукой довести руль до совершения полного оборота. Еще пол-оборота руля и он будет повернут на максимально возможный угол.

Прием «перехватов» у многих водителей развит, можно сказать, на подсознательном уровне, т.е. при возникновении необходимости повернуть руль на большой угол «руки сами знают», что делать. Если же такой способности нет, то данный навык руления следует вырабатывать и развивать. Учтите, что скорость вращения руля имеет большое значение при экстремальном вождении.

Напоследок несколько советов, которые сделают Ваше управление автомобилем более безопасным:

  • не крутите руль одной рукой, если вторая рука не «страхует» (например, при переключении магнитолы, включении кондиционера и прочее);
  • при движении задним ходом удобнее рулить одной рукой;
  • когда держите руль одной рукой, увеличивайте силу ее хвата;
  • возврат руля в исходное положение следует осуществлять толкающей рукой;
  • никогда не отпускайте руль при выходе из поворота (маневра) и его возврате в исходное положение;
  • не рекомендуется использовать оплетки руля - они часто мешают безопасному рулению.

Безусловно, владение лишь техникой руления - ничто без грамотного сочетания с умением вовремя притормозить или, наоборот, прибавить газу, а главное - без концентрации и внимательности на дороге.

Привет, Автокадабра! Продолжаем наш автоликбез - в сегодняшнем выпуске поговорим про рулевое колесо и о том, как с ним правильно работать. Чей ответ вам понравится больше всего?

Фотография с курса спортивного вождения в Европе .

Ответ (фрагмент лекции) Александра Илюхина , мастера спорта, преподавателя кафедры прикладных видов спорта и экстремальной деятельности РГУФКСиТ:


Техника называется "вращение рулевого колеса двумя руками". У вас есть много чудных способов управления рулем - "а ля досааф", или "английская техника", мы ее еще называем "техникой ГАИ". Когда вас научили: сколько-то вы надоили в эту сторону рулевое колесо, сколько-то вы раздоили в эту сторону (автоинструктор демонстрирует технику вращения рулевого колеса). Сколько движений вы сделали, где находятся в этот момент ваши колеса - непонятно! Но эта техника имеет право на существование.

Теперь посмотрим, как в целом выглядит техника вращения рулевого колеса. Я однажды начинаю вращение двумя руками, после того, как у меня одна рука появилась наверху - это сигнал для моей нижней руки - опустить рулевое колесо.

Средний темп движения (автоинструктор демонстрирует средний темп вращения рулевого колеса), прогресс движения рулевого колеса.

Ну и критическая ситуация, когда вам нужно будет из нее выходить, вы, как последний раз в жизни, какие-то движения рулевого колеса будете осуществлять (автоинструктор демонстрирует высокий темп вращения рулевого колеса).

Ответ Антона Захарова , ведущего инструктора Центра Высшего водительского мастерства:

Рулем надо уметь работать таким образом, чтобы не терять положение передних колес. Передние колеса вы же не видите, вы должны знать руками, куда смотрят сейчас ваши передние колеса, сколько вам потребуется времени, чтобы их вернуть в прямое положение.

Это те вещи, которые проистекают из-за порядка на рулевом колесе, из-за верных амплитуд работы рулевым колесом и т.д. Это следствие использования техники эффективной работы рулевым колесом, естественно, этому нужно учиться.

Если вы не умеете вращать рулевое колесо, вы уже где-то подставляетесь, где-то рискуете поскользнуться или не стабилизировать автомобиль, или получить ритмический занос там, где его могло бы не быть, ну и т.д.

Старайтесь все-таки управлять автомобилем двумя руками, старайтесь держать обе руки на рулевом колесе, старайтесь держать ваши плечи максимально расслабленными. У вас может быть напряжена спина, но плечи ваши должны быть расслаблены, руки ваши должны быть расслаблены. Это положение, которое вам дает физически, а на самом деле и психологически, быть готовым к определенным действиям.

Ответ Михаила Горбачева , мастера спорта, автора многих книг по вождению автомобиля, члена Союза Журналистов:


Сейчас я вам покажу, как правильно управлять автомобилем. Какие действия должен делать водитель с рулем. Руль - это главный орган управления автомобилем. Многие на вопрос: какой главный орган управления автомобилем? Отвечают: тормоз, педали тормоза. На самом деле, это не так. Главное - это руль! Как водитель рулит, так автомобиль и едет!

Существует главное правило в управлении автомобилем - "рулить скупо". Что значит "рулить скупо"? Как правильно рулить я вам сейчас продемонстрирую.

Мы подъезжаем к повороту, делаем один поворот рулем, машина идет по дуге, приезжаем точно на середину дороги - и руль крутим обратно.

Здесь мы прибегаем к такому методу, который называется "ага-метод". Поворачиваю руль и думаю: ага, чего-то я мало повернул, следующий раз поверну больше. Подъезжаю к повороту, вновь поворачиваю руль и думаю: ага, чего-то я повернул много, в следующий раз поверну меньше. Повернул руль на правильный угол, думаю: ага, теперь я повернул на правильный угол, я теперь его запомню и буду делать только так.

Ответ Николая Островского , мастера спорта, инструктора Школы водительского мастерства "Тушино Ринг":


Водитель должен относиться к технике руления таким образом, чтобы он имел возможность с одинаковой скоростью и с одинаковым усилием повернуть руль как вправо, так и влево. Поэтому здесь выбирается хват обязательно двумя руками симметрично относительно оси руля, примерно вот в таком положении (автоинструктор демонстрирует правильное положение рук на рулевом колесе). Этот угол хвата от указательного пальца правой и левой руки соединяется с центром руля и называется угол хвата. Чем выше физическая возможность человека - этот угол меньше, чем она ниже - хват увеличивается, но не больше 180°. Желательно выбрать вот такой угол хвата (автоинструктор демонстрирует угол хвата). Об этом очень много писалось, люди защищали диссертации. Кстати, школа руления, которая существует у нас в СССР, в России - это вообще уникальная школа автоспорта. Она была разработана в 80-х годах, когда наши ведущие гонщики конкурировали на автомобилях нашего российского автопрома, которые явно не соответствовали мировым стандартам. Поэтому приходилось использовать технику руления, конкурируя с пилотами, которые управляли спортивными болидами с короткой рейкой, гидроусилителем руля и т.д. Наши водители были этого лишены, поэтому они разрабатывали технику руления, которую собрал воедино Эрнест Сергеевич Цыганков, разработал методику и преподает успешно на протяжении всего этого времени. Я думаю, много тысяч водителей ему благодарны, что они в какой-то момент воспользовались этой техникой, смогли выйти из тяжелой ситуации на дороге, потому что именно на первом этапе управления автомобилем водитель компенсирует все ошибки, которые были им допущены по прогнозированию дорожной ситуации, по выбору траектории движения и т.д., все ошибки он компенсирует именно скоростным рулением, за счет этого, удается избежать негативных последствий.

Ответ Станислава Семионова , ведущего инструктора школы вождения Михаила Горбачева "Drive-Class":


Во-первых, чтобы понимать, куда повернуты колеса, а это очень важно в экстренных ситуациях, например, при возникновении заноса. Для того чтобы рулить точно, т.е. понимать насколько нужно повернуть. И для того, чтобы выглядеть красиво за рулем, что тоже важно.

Итак, стандартное положение рук на руле в современном автомобиле сейчас принято "9-3". В любом современном автомобиле вы найдете какое-нибудь напоминание о том, что нужно держать руль именно в этом положении.

Например, в этом автомобиле, если я держу руки в положении 9-3, рычаги управления дворниками и поворотниками находятся непосредственно под моими пальцами.

Есть выемки на руле под большие пальцы, и кнопки управления аудиосистемой тоже очень удобно находятся под большими пальцами. Т.е. вся аргономика руля сделана так, что в этом автомобиле нужно держать руль именно в положении 9-3. В своем автомобиле можете посмотреть и тоже что-нибудь найдете.

На сегодняшний момент существует много разных способов руления, но основными являются три. Почему три, потому что, если на самом деле рассмотреть все множество поворотов, которые вы можете встретить на дорогах, то все повороты можно разделить на три категории.

Повороты бывают плавные, средние и крутые. И для каждой категории поворотов существует свой прием по рулению. Главное правильно понимать к какой категории относится тот поворот, к которому вы сейчас подъезжаете.

Первые повороты - это плавные скоростные, достаточно большого радиуса повороты, которые делаются двумя руками без отрыва от руля. Руки не смещаем, и поворот делаем достаточно плавно на небольшой угол, например, на четверть руля или может быть даже меньше и так далее. Возможно смещение руля и на 180 градусов, которое в данном случае является предельным.

Поэтому в данном случае, если поворот у вас плавный скоростной, то вы просто немножко наклоняете руль и таким образом двигаетесь, допустим, в левом повороте.

Если говорить о технике, то она крайне проста, главное, чтобы вы руль толкали. Если это будет левый поворот, то здесь рабочая главная рука правая. Если вы двигаетесь в правом повороте, то здесь рабочая рука левая. Т.е. вы руль от себя как бы немножко толкаете.

В общем, в данном случае является ошибкой поворачивать налево левой рукой. Правильно налево поворачивать правой.

Следующая категория поворотов - это повороты средние, где руль нам нужно повернуть, допустим, на три четверти оборота руля. Таких поворотов достаточно много, и если вы будете делать такой прием поворота без отрыва рук, то это крайне неудобно и со стороны выглядит, в общем-то, странно.

Поэтому данный прием выполняется следующим образом. Вы опускаете правую руку в "6 часов" на руле, здесь есть специальные выемки для большого пальца и только лишь правой рукой из нижнего положения делаете левый поворот. Таким образом, вы повернули руль на достаточно большой угол. Таких поворотов достаточно много в Москве.

Необязательно поворачивать на такой большой угол, можете поворачивать и на меньший, или может быть даже на больший, если вы не вписываетесь в поворот. Вариантов достаточно много и этот прием можно назвать универсальным.

То же самое можно делать для правых поворотов, для этого вы используете левую руку, которую также опускаете вниз в район "6 часов" и просто толкаете ею руль. Правая рука практически ничего не делает и только пропускает руль через себя.

Возврат руля обязательно осуществляется той рукой, которой вы поворачивали. Ни в коем случае нельзя руль отпускать. Отпускание руля на выходе из поворота, когда руль начинает сам резко крутиться, является, в общем, достаточно грубой ошибкой.

Поэтому даже если пропускать руль через руки - это не совсем правильно. Т.е. чем вы поворачивали в поворот, тем из поворота и выезжаете.

И последний прием по рулению - это самые крутые повороты, например, разворот автомобиля влево в обратную сторону или, например, выезд-въезд во двор. Прием называется "Перехваты" и поворачивать руль очень часто приходится на максимально возможный угол, т.е. до упора.

Здесь все выполняется следующим образом. Примерно за два движения руками мы повернули руль до упора, и обратно так же два движения и вы находитесь в прямом положении рук на руле.

Если у кого-то возникает ощущение, что иногда руль стоит не прямо, и он не знает где прямо, то все очень просто - нужно повернуть руль до упора, обратно отсчитать примерно полтора оборота и тогда вы окажетесь в прямом положении. Потому что в среднем автомобиле от прямых колес до упора руля примерно полтора оборота. В этом автомобиле чуть-чуть меньше, но это похоже на полтора.

Так же можно попробовать поворот руля вправо такими же перехватами. Заметьте, что руки касаются точно положения "9-3" на руле. Вот те же "9 часов", вот те же "3 часа". Когда я выпрямляю руль, колеса находятся прямо и руки при этом находятся в положении "9-3", я могу спокойно разгоняться и ехать или объезжать какие-нибудь там ямы, потому что руки находятся в этом положении.

В общем, считается на самом деле ошибкой держать руки, например, внизу или ехать с рукой на "12".

Очень часто можно встретить положение рук "10-2", что было правильно, но сейчас автомобили и рули устроены так, что "10-2" не всегда неудобно.

Опять-таки все это зависит от автомобиля, если вы двигаетесь на Жигулях какого-нибудь там 70-го года выпуска или на Москвиче 65-го, то там это, в общем, нормально.

Если у вас автомобиль современный, то еще раз говорю, вы можете посмотреть на свой руль, и увидите на нем напоминание о том, что нужно держаться за него в положении "9-3".

Ответ Андрея Лунина , ведущего инструктора автодромной подготовки клуба "Экстрим-Драйв":


Положение рук на руле. Естественно двумя руками мы должны держать рулевое колесо в точках 10 и 2 по циферблату часов, либо 9 и 3, как вариант.

Обязательно двумя руками, обязательно закрытой хваткой, когда большие пальцы закрывают, обхватывают обод рулевого колеса.

Посадка хват двумя руками - это поза готовности нормального водителя. Если мы держим рулевое колесо двумя руками в точках 10 и 2 и правильно работаем рулевым колесом, то у нас поставлена техника руления, у нас есть большая скорость руления.

Необходимо иметь мышечную память. Мы должны иметь возможность не глядя рулевое колесо в случае необходимости возвращать в прямое положение соответствующее прямому положению передних колес.

Ответ Кирилла Папкова , инструктора школы водительского мастерства BMW:


Руль штука круглая, но хорошо его таким не воспринимать. Вот эти штучки на руле, тоже ошибочная такая иллюзия точек хвата руля.

Есть множество всяческих разных методик хватов, как раньше учили держать руль. Сейчас ввиду того что все автомобили оснащены в основном какими-либо усилителями например рулевого управления электрическими, гидравлическими без разницы, мы можем пальчиком руль поворачивать.

Нам не приходится каких-то чрезмерных усилий прикладывать к повороту руля. Поэтому мы можем взять руль широко, расположив симметрично руки, и отсюда мы способны поворачивать руль куда угодно, легко и непринужденно.

Почему был когда-то придуман хват, так называемый 10-2, потому что на Волге ГАЗ-24, например, руль из положения 9-3 вообще не провернешь, сил не хватит. А из положения 10-2, в принципе, прикладывая усилия чуть ли не всем корпусом, руль повернуть можно.

Соответственно, при наличии усилителя рулевого управления сейчас на всех автомобилях мы можем особо сильно не утруждаться. Руль крутится плавно и равномерно везде практически, поэтому мы можем рулить из этого широкого хвата, так называемого 9-3 или "без пятнадцати три". Опять же, если воспринимать руль как циферблат часов.

В чем преимущество. Во-первых, если на руле есть кнопочки, то очень удобно их нажимать без отрыва рук от руля. Если руки будут на 10-2, то нам придется громкость магнитолы менять при помощи смещения куда-либо руки, на это тратится лишнее время, лишние силы, даже, как бы там ни было.

Второе преимущество, поворотнички, дворнички тоже все здесь, нам не нужно руку никуда перемещать. Кстати, выпуклые штучки на руле -- это и есть, чтобы его держать, упор большого пальца. Т.е. вдруг, я почему-то рулю одной рукой, чтобы у меня руль просто не выскользнул из руки.

Вот из этого хвата 9-3 в любую сторону я могу руль повернуть максимально много, т.е. практически до? оборота руля, даже при скрещивании рук.

Если у меня есть поворот, который требует геометрического поворота руля, я лучше поверну его без отрыва рук от руля, чем делая мелкие перехваты, пытаясь, каждый раз поймать где-то руль.

Если я буду поворачивать одной рукой - это тоже не очень хорошо, потому что: мне приходится тянуть руль вниз, я теряю ответную связь на руле, он у меня висит где-то внизу на большом пальце, я не чувствую, что происходит с передними колесами.

Если я поворачиваю двумя руками, я, во-первых, толкающей рукой через верхний сектор, чувствую, все что происходит под колесами, во-вторых, свободной нижней рукой я себя страхую, если вдруг мне потребуется второй поворот - она будет наготове.

Так я могу поворачивать бесконечно долго, если найду бесконечное количество поворотов. Это так называемый метод безотрывного руления, обеспечивает вам возможность проехать любой поворот на скорости больше 40 км/ч. В смысле те повороты, которые рассчитаны на прохождение более 40 км/ч. Другой какой-то там метод руления осуществлять даже не безопасно.

Вообще, почему неправильно руль перебирать - каждый раз мы теряем его нулевую точку, прямое положение колес. Плюс ко всему руль практически везде по фактуре своей одинаков, для того, чтобы понять, где он прямо, а где не прямо нужно на него посмотреть, как только я посмотрел на руль, я перестал смотреть на дорогу и куда-то улетел.

Большими пальцами лежа на спицах в специальных выемках я чувствую прямое положение колес, нейтральное положение руля.

Исходя из этого, можно найти еще второй метод руления, когда вам нужно порулить побольше -- метод перехват. Сейчас в среднем у каждого автомобиля в каждую сторону руль поворачивается на полтора оборота. Одним перехватом руля я перекрыл диапазон руления вправо.

Про что я говорил, что руль как бы круглый, сейчас я эту иллюзию разрушу - он прямоугольный штурвал. У вас есть сектор девяти, сектор трех, вот в этих секторах в идеале руки и должны работать. Так я всегда знаю, где у меня колеса прямо и это будет максимально быстро.

Если я использую другой перехват, кошачий, я его называю: раз, два, три, четыре, пять, шесть и обратно - да, я давно уже улетел с дороги.

Для чего используются глубокие повороты, для того, чтобы парковаться около дома. Согласитесь, что для того чтобы парковаться у дома, мы делаем так: небрежно держим руль одной рукой, а в другой еще и телефон.

Конечно, не критично, если около дома я буду рулить ладошкой, а не правильным перехватом. Но с другой стороны, как у меня руки привыкли работать на большой поворот руля, так они и отработают на любой скорости движения.

Если вдруг у меня возникнет занос и будет необходимость на высокой скорости крутить руль от упора до упора, я себе этим мало что не помогу, скорее всего максимально быстро улечу с дороги.

Вот если я себя заставлю каждый день около дома работать перехватом абсолютно не обращая на это внимание -- а через три месяца я не буду обращать на это внимание, потому что три месяца так порулив, я забуду, что есть какие-то другие хваты и метод руления типа "ладошка" -- то потом на высокой скорости я на занос отработаю правильно и самое важное из заноса поставлю колеса прямо максимально эффективно и быстро именно тогда когда это нужно, а не буду потом где-то искать, что приведет к следующим заносам, вращениям и потере траектории движения.

Для стабилизации автомобиля лучше все ж таки рули двумя руками. Если мы говорим о глубоких поворотах руля. Можно рулить так называемым перекатом одной рукой. В этом плюс, что рука всегда возвращается в то же место. Но если в какой-то точке она у меня подскользнется куда-то, то обратно уже не вернется, это плохо. Если мне придется делать еще какие-то методы руления, я просто напросто собьюсь. А любая малейшая пауза на то, чтобы найти руль, она критична.

Одной рукой можно рулить для изменения направления движения. Если поворот круче чем на 180 градусов, но меньше чем перехват, бывает, что так мало вроде бы, то начинаешь перехватом рулить до трех четвертей дорулил и этого вроде как достаточно, докручивать не надо. Использовать перехват не очень рационально тогда получается, лишнее движение. Перед захватом из нижнего сектора в 6 часов повернул одной рукой толкающей и все.

Опять же метод идеален для проезда перекрестков, но если я на занос буду так рулить, и потом окажется этого мало, то надо будет вмешивать какой-то еще комбинированный метод руления и вот тогда обратно возвращать руль будет очень тяжело.

Самая частая ошибка с точки зрения руления и всего остального - вцепиться в руль и попытаться что-нибудь сделать резко. Как только мы прикладываем к нему усилия, как только он становится для нас точкой опоры, он перестает быть органом управления.

Так вот порулив, у меня сустав заклинило и дальше я рулить не могу, если я руки расслаблю, все провернется дальше свободно.

То же самое с перехватом, нельзя руки напрягать, у меня локти внизу, они работают как на шарнирах, я его кручу-то там мизинцами.

Резкий маневр: если это объезд какой-то, то все равно не требуется перехватов. Вряд ли у вас когда-либо в жизни объезд потребует таких перехватов руля. Там руление быстрое, без отрыва рук от руля, конечно, большие пальцы должны быть внутри.

Если мы говорим про перехват в случае заноса, заранее вынимайте пальцы из руля для того, чтобы их не сломать. С другой стороны начало большого поворота должно быть с большими пальцами внутри, когда вы перехватываетесь, большой палец тоже должен быть внутри.

Если мы будем ставить пальцы на большие уплотнения, вот тогда шансов сломать большой палец еще больше, во-первых. Во-вторых, тактильно так менее понятно, что это нейтральное положение руля.

Интересно? Приглашаем вас отработать полученную теорию на 6-часовой

Система рулевого управления имеет ключевое значение для любого автомобиля и ее поломка может быть чревата потерей контроля над транспортным средством и опасными для жизни ситуациями на дорогах. Кроме того, неисправность данной системы может спровоцировать выход из строя другого автомобильного оборудования.

Основным признаком того, что с системой управления что-то не так, является хруст при повороте руля на месте или в движении. Хруст руля может быть признаком целого ряда неисправностей, поэтому, при появлении таких симптомов, необходимо провести срочную диагностику автомобиля и устранить поломку.

Проводить ли диагностику и поиск неисправностей самому или же воспользоваться услугами квалифицированных механиков из автосервиса – это вопрос сугубо индивидуальный. Стоит отметить, что автосервисы имеют целый ряд преимуществ, основным из которых является наличие специализированного оборудования. Хороший автосервис сможет провести качественную диагностику автомобиля в сжатые сроки и выявить точную причину хруста руля.

Многие ошибочно полагают, что такой характер неисправности может быть связан исключительно с рулевой рейкой. Но, это в корне не верно. Среди наиболее распространенных причин хруста руля, которые характерны современным автомобилям, выделяют 3 категории.

Шрус – основная причина хруста руля

Сам рулевой механизм может выдавать подобные звуки, но такая вероятность достаточно мала. Чаще всего хрустящий звук при повороте издает неисправный , который еще называют гранатой. Возникновения такого звука при движении почти всегда связано с неисправностью этого элемента. Специалисты связывают возникновение хруста при повороте руля во время движения с неисправностью шруса в 90% случаев.

Этот механизм напрямую присоединяется к рулю и при неисправности может выдавать хрустящий звук при максимальном повороте руля при плавном ходу. Такой звук со временем может становиться громче по мере выхода из строя данного механизма.

Решить данную проблему можно только при помощи замены шруса на новый в сервисном центре. Операция по замене такого механизма требует высокой квалификации и наличия специализированного оборудования, поэтому ее не рекомендуется производить самостоятельно.

Среди последствий несвоевременной замены поломанной гранаты выделяют:

  • Полный выход механизма из строя и потерю рулевых функций;
  • Проскальзывание или притормаживание колеса в процессе поворота;
  • Увеличение уровня хруста;
  • Подскакивание автомобиля при максимальном угле поворота и неадекватный отклик на поворот руля;
  • Выход из строя тяги двигателя;
  • Перепады нагрузки на двигатель.

Несвоевременный ремонт и игнорирование проблемы поломанного шруса может привести к серьезным последствиям и более дорогостоящему ремонту в будущем.

Проблемы с рулевой рейкой


Рулевая рейка с электроусилителем руля: 1 - руль, 2- рулевая колонка, 3- карданный вал, 4- электродвигатель, 5- механизм руля, 6- блок управления, 7- датчик крутящего момента

Появление хруста руля достаточно редко связывают . Как правило, такая болезнь характерна одному именитому баварскому производителю.

Множество моделей BMW выпуска начала и середины 90х годов имели серьезный проблемы с рулевыми рейками. Хруст рейки у автомобилей данной марки стал почти визитной карточной бренда в те времена. Примечательно то, что такой хруст по сути не являлся признаком поломки, а был связан с конструкционными особенностями автомобиля.

Модели других производителей также испытывают определенные проблемы с рейкой. Данный механизм рассчитан на средний пробег до 300 тысяч километров. В определенных случаях, рейки могут выходить из строя при любом пробеге и вызывать хруст при повороте руля.

Среди признаков выхода из строя такого механизма выделяют:

  • Хруст колеса на определенном уровне поворота или хруст, которым сопровождаются любые манипуляции;
  • Стуки и хруст ощущаются на руле и дополняются вибрацией при повороте;
  • Стук в крайних положениях руля даже при выключенном двигателе при свободном ходе колеса;
  • Непривычный отклик руля и чрезмерная тугость или, наоборот, легкость поворота руля, которая была не характерна автомобилю ранее;
  • Неадекватная реакция на поворот руля и сложности с удержанием автомобиля на трассе.

При появлении хруста руля следует провести полную диагностику авто и ремонт рейки при необходимости. В большинстве случаев требуется полная замена рейки, поскольку ремонт рейки не отличается долговечностью и считается нерентабельным.

Лучше всего доверять замену или ремонт специалистом, поскольку рулевое управление современных машин с гидроусилителями и прочими механизмами требует профессионального экспертного подхода.

Хруст ходовой части автомобиля

При исключении вышеописанных причин хруста следует переходить к диагностике ходовой части. Возникновение неисправностей такого характера в данном узле имеет низкую вероятность и сопряженно со множеством технических сложностей поиска конкретной причины.

Единственный элемент ходовой части, что способен издавать хруст при поломке – это подшипник ступицы. Чаще всего при неисправности они издают низкий гул на высоких скоростях.

Для диагностики таких подшипников необходимо:

  • Поднять переднюю часть машины при помощи домкрата;
  • Установить машину на ручник;
  • Посадить 1 человека за руль, который заведет машину и плавно отпустит сцепление, медленно нажимая на газ;
  • После разгона необходимо выключить двигатель и позволить вращаться колесу на большой скорости. Неисправные подшипники сразу выдадут себя сильным гулом.

Такую проверку нельзя проводить на автомобилях, которые оснащены системой полного привода или имеют блокировку межосевого дифференциала.

Разбитые подшипники могут стать причиной более серьезных проблем с ходовой частью и привести к непредсказуемым ситуациям на дороге.

Хруст руля при повороте всегда является признаком поломки компонентов автомобиля, поэтому не стоит игнорировать такую проблему. При отсутствии надлежащего опыта и оборудования лучше всего проводить диагностику и ремонт автомобиля у квалифицированных специалистов.



Поделиться: