Изобретение парашюта. История создания парашюта, кто изобрел первым? Кто изобрел парашют в 1857 году

Человеку всегда было свойственно мечтать о великом — о покорении неба, космоса, водных просторов, северного и южного полюсов и даже других, неизвестных еще миров.

Возможно, кто-то, когда-то, в холодной пещере, нарисовал обломком угля на каменной стене человека с крыльями, летящего по воздуху словно птица, и вот, спустя тысячелетия, это стало вполне обычной реальностью благодаря изобретению самолета.

Ранние изобретения

Чьей эта мечта была изначально – изобрести устройство, позволяющее безопасно спускаться с высоких скал и деревьев, мы точно не знаем.

Первое описание с рисунком, дошедшее до наших дней, относится к эпохе итальянского Ренессанса и содержится в рукописи 1470 года, неизвестного автора.

На рисунке изображен человек, держащийся руками за раму, к которой прикреплен купол конической формы. Немного позже, в 1485 году, Леонардо да Винчи изобразил набросок подобного устройства в своей работе «Атлантический кодекс».

Он описывает свое изобретение как пирамиду из льняной ткани с основанием в 12 ярдов, с помощью которой можно прыгать с любой высоты без вреда для здоровья.

Позднее, другой изобретатель, Фауст Веранчино, исследовав наброски да Винчи, заменил пирамидальный купол куском паруса и даже испытал свое изобретение, прыгнув с Собора Святого Мартина в Братиславе, хотя свидетелей этого прыжка не было.

От древности до наших дней

Современное название – парашют происходит от сочетания греческого слова para - «отклонять» и французского chute - «падать». Оно появилось благодаря французскому физику и испытателю Луи Себастьяну Ленорману, который в 1783 году совершил первый в истории, засвидетельствованный прыжок. Он использовал парашют с твёрдым деревянным каркасом.

Первым человеком, совершившим парашютный прыжок с воздушного шара, стал в 1797 году французский воздухоплаватель Андре-Жак Гарнерин. Он впервые использовал бескаркасный парашют из шелковой ткани.

Появлению современного ранцевого парашюта, который и по сей день
используется в авиации, мир обязан русскому испытателю Глебу Котельникову. В 1911 году он изобрел парашют, который имел круглую форму и укладывался в металлический ранец, закрепленный за спиной прыгающего.

Парашют автоматически выбрасывался в воздух за счет пружин, закрепленных на дне ранца. Кстати, в годы Первой мировой войны, изобретение Котельникова уже использовалось русской армией.

Кому лавры

Однозначного ответа на вопрос, кто именно изобрел парашют, не существует. За этим достижением, как и за многими другими, стоят труды многих людей.

Ведь если бы тогда, во времена Ренессанса, неизвестный ученый не создал бы первый набросок, возможно, сейчас бы у нас не было того самого парашюта, который используется профессионалами и любителями во многих областях человеческой деятельности.

Перевод привычного для нашего уха слова "парашют" означает: греческое слово «против» и французское «падение», пара + шют = парашют.

Еще в 13 веке известный Роджер Бэкон в своем сочинении писал о возможности опираться на воздух с помощью вогнутой поверхности.

В 1485 году знаменитый итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи создает набросок простейшего парашюта. Леонардо пишет: "Если человек возьмет полотняный натянутый купол, каждая сторона которого имеет двенадцать локтей ширины и двенадцать локтей высоты, то он сможет безопасно сброситься с любой высоты...

Человек будет двигаться направо, если он согнет правую руку и распрямит левую; и будет затем двигаться справа налево при перемене положения рук». Однако сам он не решился испытывать свое изобретение. Проект остался нереализованным.

В 1595 году венецианский инженер Фаусто Веранцио первым опубликовал проект своего парашюта. На страницах книги "Новые машины" он изобразил кусок квадратного холста, натянутого на раму, к углам которой были привязаны веревки, закрепляемые в свою очередь на парашютисте. В 1617 году Фаусто Веранцио совершил прыжок с достаточно большой высоты.

Хорватский ученый (одновременно и священник) Фаусте Вранчиче получил известность за изобретение парашюта. В 1597 году епископом Ф. Вранчиче при большом стечении народа в Братиславе был совершен прыжок с 87-метровой колокольни на рыночную площадь под куполом парашюта - натянутого на деревянную раму шестиметрового квадратного отреза ткани. Этот прыжок был официально зафиксирован в документах, где Ф. Вранчиче был назван «человеком летающим». Такие прыжки он совершал позднее неоднократно.

Один из братьев Монгольфье в 1777 году опробовал изобретенный им парашют еще за 6 лет до полета своего первого воздушного шара. Он сконструировал аппарат для прыжков и испытал на себе, спрыгнув с крыши высокого сарая.

Позднее однако, на первом испытании парашюта, проведенном братьями Монгольфье с борта воздушного шара, место человека заняла овца, не получившая в результате эксперимента каких-либо увечий.

В 1777 году парижский профессор Дефонтаж изобрел "летающий плащ" - подобие парашюта и обратился к властям с просьбой предоставить ему для испытаний преступника, приговоренного к смертной казни. Прыгнувший с «летающим плащом» грабитель остался жив!

Французский физик Луи Себастьян Ленормон изготовил парашют в виде конусообразного купола. Парашют Ленормана был сшит из полотна и для уменьшения воздухопроницаемости оклеен изнутри бумагой. Несколько десятков тонких строп сходились к сидению, сплетенному из ивовых прутьев. Свой первый прыжок Ленормон совершил в декабре 1783 года с балкона обсерватории в Монпелье

В 1785 году при полете воздушного шара с высоты 300 метров был испытан парашют француза Жан - Пьера Бланшара, который сделал первый раскрывающийся парашют из шелка. До этого все парашюты имели жесткую раму. Ему хотелось свести до минимума опасность для жизни испытателя парашюта, поэтому первым испытателем стала собака. Животное приземлилось благополучно! В 1793 г. Бланшар сам отважился сделать прыжок.

В 1797 году состоялось испытание парашюта в Париже. На глазах у многотысячной толпы поднялись на высоту 1 км на воздушном шаре братья Гарнерены. Старший брат Андре-Жак должен был прыгнуть с парашютом - восьмиметровым «зонтом», заканчивающимся небольшой корзиной. Парашют парил хаотично, т.к. им невозможно было управлять. Прыжок закончился вывихнутой ногой. Спустя два года после первого прыжка Гарнерен поднял в воздух воздушный шар, в гондоле которого была его жена, приготовившаяся к прыжку с парашютом. Приземление было удачным, и мадам Жанна-Женевьева Гарнерен стала первой парашютисткой в мире. Через некоторое время прыжок с парашютом совершила и их дочь Элиза Гарнерен. Братья Гарнерен разъезжали по Европе с показательными прыжками. В 1802 году в Лондоне Андре-Жак установил мировой рекорд, спрыгнув с высоты 2,5 км. В 1803 году в России в Санкт-Петербурге, куда приехали с полетами братья, шар Гарнерена поднялся с Васильевского острова, пролетел над городом и опустился в лесу на Малой Охте. Андре-Жак Гарнерен погиб во время испытания очередной модели парашюта.

В 1885 году в Россию с цирковым трюком "Король воздуха" приехал француз Шарль Леру, который демонстрировал прыжки с высоты 500 метров. Парашют Леру имел вид большого зонта, состоящего из 12 клиньев. Каждый из клиньев скреплялся стропами с ременным поясом, надетым на парашютиста. Парашют крепился сбоку аэростата на веревке с пружиной. Как только человек прыгал, пружина разжималась и парашют отделялся от шара. Шарль Леру погиб при прыжке с парашютом.

Американец Эрвин Болдуин прыгнул с парашютом с аэростата в 1880 году. Его парашют открывался автоматически. К верхнему узлу строп была привязан шнур, другой конец которой закреплялся на корзине воздушного шара. Когда парашютист отделялся от аэростата, шнур под его тяжестью обрывался, бескаркасный матерчатый купол от падения вытягивался, наполнялся воздухом и раскрывался. Этот принцип действия автоматического раскрытия парашюта сохранился и до наших дней.

Чарльз Бродвик в 1901 году изобретает ранец для парашюта. До этого все парашюты вывешивались растянутыми на воздушном шаре.

Лео Стивенс в 1908 году изобретает вытяжное кольцо.

Парижский портной Ф. Рейхельт спроектировал парашют в виде костюма и в июле 1910 года получил на него патент. Купол укладывался многочисленными складками вокруг тела авиатора и был общей площадью торможения около десяти квадратных метров. . В феврале 1912 года изобретатель совершил прыжок с Эйфелевой башни, парашют не раскрылся, и Рейхельт погиб.

С 1909 года во Франции над созданием авиационного парашюта работал Г. Вассер. Его парашют представлял собой большой зонт со спицами. Вассер хотел разместить его на фюзеляже самолета, позади летчика. При аварии парашют следовало освободить, а наполненный воздухом зонт должен был по идее вытащить из аэроплана пилота.

Но еще более интересную конструкцию парашюта предложил американец А. К. Ульмер в 1910 году. Его купол, изготовленный из легкой ткани, укладывался в головной убор авиатора - шапку - каскетку. При необходимости пилот должен был сбросить шапку, воздушный поток "вытравил бы купол", а затем быстро наполнил бы его. Однако и этот парашют не нашел на практике применения.

Испытания выявили основные недостатки парашюта с рамкой, или жесткого парашюта: купол был громоздким, парашютиста сильно крутило в воздухе. Чтобы устранить эти явления, изобретатели привязывали к куполу парашюта паруса и бамбуковые распорки, крепили специальные вентили и пристраивали крылья. Но затем выяснилось, что целесообразнее проделать отверстие в середине купола, и отказаться от рамки и громоздких распорок. Их роль исправно исполняет встречный поток воздуха. Конструкция парашюта стала намного надежнее. Парашютный купол сначала прикреплялся к воздушному шару в полураскрытом виде. Но для прыжков с самолета такой парашют не годился. Выход нашел русский изобретатель Г.Е. Котельников.

В 1911 году выпускник Киевского военного училища, но актер по профессии, Г. Е. Котельников, пораженный смертью русского авиатора Л. Мациевича в результате авиакатастрофы, писал: "Длинный и скорбный синодик славных жертв натолкнул меня на изобретение весьма простого и полезного прибора для предотвращения гибели в случае аварии". Котельников изобрел ранцевый парашют, принципиальная схема которого осталась до сих пор неизменной.

Парашют имел круглую форму и укладывался в металлический ранец. На дне ранца, под куполом, располагались пружины, которые выбрасывали купол, когда прыгающий выдергивал вытяжное кольцо. Впоследствии жесткий ранец был заменен мягким, а на его дне появились соты для укладки в них строп.

Модель парашюта была неоднократно успешно опробована на кукле, но забыта... В 1912 году Котельникову удалось во Франции получить патент на свое изобретение. Лишь с началом Первой мировой войны о парашюте вспомнили. Котельников предложил свой парашют военному ведомству. Но ему ответили отказом, потому что существовало мнение о вредности парашютов в авиации: летчики при малейшей опасности будут спасаться на парашютах, предоставляя самолеты гибели. Позднее, уже при Советской власти Г.Е. Котельников совершенствовал свой парашют.

Первый прыжок с самолета был совершен в 1912 году в Америке в городе Сан-Луи капитаном Берри.

В 1919 году в США инженер Ирвин предложил ранцевый парашют, работавший на тех же принципах, что и у Котельникова. В США дело пошло быстрее и ужн с 1924 года все военные летчики США стали в приказном порядке летать с парашютами. И с 1924 года парашют стал обязательной принадлежностью военных летчиков США.

В 1936 году братья Доронины изобрели первый в мире прибор для автоматического раскрытия парашюта. С этими приборами парашютисты могли совершать прыжки с любых высот в самых сложных погодных условиях.

Парашюты получили огромное распространение. Со временим были сконструированы различные виды парашютов: стабилизирующие, тормозящие, грузовые, спасательные, военные, спортивные. За десятилетие, с 30-го по 40-й год в 20-м веке в прыжках с парашютом были освоены высоты от 80 до 12000 метров. Рекордсмены мира прыгали с высоты более 10 км.

В 1949 году был совершен первый прыжок с парашютом на Северный полюс В. Воловичем и А. Медведевым.

2005 год - Д. Оводенко и И. Калинин совершают первыми в мире прыжки на Сев. Полюс с парашютом на монолыже с высоты 3000 метров. Мировое первенство было зафиксировано в «Книге рекордов Гиннесса».

В 1951 году в Югославии был проведен первый чемпионат мира по парашютному спорту.

А можно ли прыгнуть с парашютом из стратосферы? -

В 70-х годах 20-го века круглые и овальные купола из спорта постепенно вытеснили купола нового поколения. Это купола типа "крыло", они обладают хорошей маневренностью и устойчивостью.

Парашют, основное назначение которого - спуск какого-либо объекта с высоты с торможением за счет сопротивления атмосферы, используют в настоящее время, например, для уменьшения пробега при посадке скоростных самолетов и торможении гоночных автомобилей.

Во время аварии на современных подводных лодках для индивидуального всплытия с глубин порядка ста метров личным составом используются два спасательных средства из разных родов войск. Это - дыхательный аппарат и парашют, тормозящий при подъеме.

Изобретено индивидуальное устройство для подъёма лыжника по горным склонам. Оно легко помещается в ранце. Это – парашют! Итак, для подъёма в гору нужны лишь лыжи, ветер и парашют!

ИНТЕРЕСНО!

Известно, что из болотной трясины самому выбраться практически невозможно. Однажды в годы второй мировой войны немецкий офицер Г.Граф, совершив таран американского истребителя, оказался в болоте. Вот как он об этом вспоминал: "Стало нечем дышать, задыхаюсь, но вдруг какая-то чудовищная сила вырвала меня из объятий смерти и с огромной скоростью потащила по поверхности земли. Теряя сознание, вижу перед собой огромный... надутый купол своего парашюта». Оказывается, Граф приземлился на парашюте в болото, и благодаря дувшему в тот день сильному ветру парашют вытащил его из трясины.

Черный юмор: После того как парашютист дернул кольцо, он должен определить, раскрылся ли основной купол. Инструкторы по этому поводу говорят: "Если вы не понимаете, что происходит, не видите, открылся купол или нет, вам остается только плюнуть на землю… и по движению слюны определите, раскрылся ли купол. Так как если слюна летит вниз, всё нормально, а если вверх - надо открывать запасной парашют.

1 кв. м. современной парашютной ткани весит всего около 32 г!

Одно из главных изобретений авиации - парашют - появилось благодаря целеустремленности и стараниям всего одного человека - конструктора-самоучки Глеба Котельникова. Ему пришлось не только решать множество наисложнейших для своего времени технических задач, но и долго добиваться начала массового производства спасательного комплекта.

Ранние годы

Будущий изобретатель парашюта Глеб Котельников родился 18 (30) января 1872 года в Санкт-Петербурге. Его отец был профессором высшей математики в столичном университете. Вся семья увлекалась искусством: музыкой, живописью и театром. В доме часто ставились любительские спектакли. Поэтому неудивительно, что еще не состоявшийся изобретатель парашюта в детстве мечтал о сцене.

Мальчик отлично играл на рояле и некоторых других музыкальных инструментах (балалайке, мандолине, скрипке). В то же время все эти увлечения не мешали Глебу живо интересоваться техникой. От рождения получивший он постоянно что-то мастерил и собирал (например, в 13 лет ему удалось собрать работающую фотокамеру).

Карьера

Будущее, которое избрал себе изобретатель парашюта, определилось после семейной трагедии. Преждевременно скончался отец Глеба, и сыну пришлось оставить мечты о консерватории. Он отправился в Киевское артиллерийское училище. Молодой человек окончил его в 1894 году и таким образом стал офицером. Затем последовали три года службы в армии. Уйдя в отставку, Котельников стал чиновником в провинциальном акцизном ведомстве. В 1899 году он женился на подруге своего детства Юлии Волковой.

В 1910-м семья с тремя детьми переехала в Санкт-Петербург. В столице будущий изобретатель парашюта стал актером в Народном доме, взяв для сцены псевдоним Глебов-Котельников. Санкт-Петербург подарил ему новые возможности и для реализации изобретательского потенциала. Все предшествующие годы самородок продолжал заниматься конструированием на любительском уровне.

Увлечение самолетами

В начале XX века началось развитие авиации. Во многих городах России, в том числе и в Санкт-Петербурге, стали проводиться показательные полеты, которые живо интересовали публику. Именно таким образом с авиацией познакомился и будущий изобретатель ранцевого парашюта Глеб Котельников. Будучи всю жизнь неравнодушным к технике, он не мог не загореться интересом к самолетам.

По случайному стечению обстоятельств Котельников стал невольным свидетелем первой гибели пилота в истории российской авиации. Во время показательного полета летчик Мациевич сорвался с сиденья и погиб, рухнув на землю. Вслед за ним упал примитивный и малоустойчивый самолет.

Необходимость парашюта

Катастрофа с участием Мациевича была закономерным последствием небезопасности полетов на самых первых авиационных машинах. Если человек отправлялся в воздух, он ставил на кон свою жизнь. Данная проблема возникла еще до появления самолетов. В XIX столетии от схожего нерешенного вопроса страдали воздушные шары. В случае возникновения пожара люди оказывались в ловушке. Они не могли покинуть терпящее бедствие транспортное средство.

Эту дилемму могло разрешить только изобретение парашюта. Первые опыты по его производству проводились на Западе. Однако задача по своим техническим особенностям для своего времени была крайне сложной. На протяжении многих лет авиация топталась на месте. Невозможность обеспечить гарантию спасения жизни пилотам серьезно тормозила развитие всей индустрии воздухоплавания. В нее шли только отчаянные сорвиголовы.

Работа над изобретением

После трагического эпизода на показательном полете Глеб Котельников (тот, кто изобрел парашют) превратил свою квартиру в полноценную мастерскую. Конструктор был одержим идеей создать спасательное средство, которое помогло бы пилотам выжить в случае авиакатастрофы. Самым удивительным было то, что самодеятельный актер принялся в одиночку за техническую задачу, над которой уже много лет безрезультатно бились многие специалисты со всего мира.

Все свои эксперименты изобретатель парашюта Котельников проводил за свой счет. С деньгами было туго, часто приходилось экономить на деталях. Экземпляры спасательного средства сбрасывались с воздушных змеев и петербургских крыш. Котельников обзавелся кипой книг по истории летного дела. Опыт проходил один за другим. Постепенно изобретатель пришел к примерной конфигурации будущего спасательного средства. Это должен был быть прочный и легкий парашют. Небольшой и складывающийся, он мог всегда быть при человеке и выручить в самую опасную минуту.

Решение технических проблем

Использование парашюта с несовершенной конструкцией было чревато несколькими серьезными изъянами. В первую очередь это мощный рывок, который ждал пилота во время раскрытия купола. Поэтому Глеб Котельников (тот, кто изобрел парашют) посвятил много времени конструированию подвесной системы. Также ему пришлось несколько раз переделывать крепления. При использовании неправильной конструкции спасательного средства человек мог хаотично вращаться в воздухе.

Свои первые модели изобретатель авиационного ранцевого парашюта проверял на куклах-манекенах. В качестве ткани он использовал шелк. Для того чтобы эта материя могла на безопасной скорости опустить человека на землю, требовалось порядка 50 квадратных метров полотна. Сначала Котельников складывал парашют в головной шлем, однако в нем не могло поместиться так много шелка. Изобретателю пришлось придумывать оригинальное решение и для этой проблемы.

Идея рюкзака

Возможно, имя изобретателя парашюта было бы другим, если бы Глеб Котельников не догадался решить проблему складывания парашюта с помощью специального ранца. Для того чтобы уместить в него материю, пришлось придумывать оригинальный чертеж и замысловатую раскройку. Наконец, изобретатель приступил к созданию первого опытного образца. В этом деле ему помогала супруга.

Вскоре был готов РК-1 (Русский - Котельниковский). Внутри специального металлического ранца была полочка и две спиральные пружины. Котельников сделал конструкцию такой, чтобы она могла как можно быстрее открыться. Для этого пилоту необходимо было только дернуть за специальный шнур. Пружины внутри ранца открывали купол, и падение становилось плавным.

Последние штрихи

Парашют состоял из 24 полотен. Через весь купол шли стропы, которые соединялись на подвесных лямках. Их пристегивали крючками к основанию, надетому на человека. Оно представляло собой дюжину поясных, плечевых и нагрудных ремней. Также были предусмотрены обхваты для ног. Устройство парашюта позволяло пилоту управлять им при спуске на землю.

Когда стало ясно, что изобретение станет прорывом в авиации, Котельников забеспокоился об авторских правах. У него не было патента, и поэтому любой посторонний человек, увидевший парашют в действии и понявший принцип его функционирования, мог украсть идею. Эти опасения заставили Глеба Евгеньевича перенести свои испытания в глухие новгородские места, которые посоветовал сын изобретателя. Именно там бы опробован окончательный вариант нового спасательного средства.

Борьба за патент

Удивительная история изобретения парашюта продолжилась 10 августа 1911 года, когда Котельников написал подробное письмо в военное министерство. Он в деталях описал технические характеристики новинки и объяснил важность ее внедрения в армию и гражданскую авиацию. Действительно, количество самолетов только росло, а это грозило новыми смертями смелых пилотов.

Однако первое письмо Котельникова затерялось. Стало ясно, что теперь изобретателю предстоит бороться со страшной бюрократической волокитой. Он начал военного министерства и различных комиссий. В конце концов Глеб Евгеньевич прорвался в комитет по изобретениям. Однако функционеры этого ведомства забраковали идею конструктора. Они отказались выдавать патент, считая

Признание

После неудачи на родине Котельников добился официальной регистрации своего изобретения во Франции. Долгожданное событие произошло 20 марта 1912 года. Затем удалось организовать проведение генеральных испытаний, на которых присутствовали пилоты и другие лица, причастные к молодой российской авиации. Они прошли 6 июня 1912 года в деревне Салюзи недалеко от Санкт-Петербурга. После смерти Глеба Евгеньевича этот населенный пункт был переименован в Котельниково.

Июньским утром на глазах изумленной публики пилот аэростата перерезал конец петли, и специально подготовленный манекен стал падать на землю. Зрители следили за происходящим в воздухе с помощью биноклей. Через несколько секунд механизм сработал, и в небе распахнулся купол. В тот день не было ветра, из-за чего манекен приземлился прямо на ноги и, постояв так еще несколько секунд, упал. После этого публичного испытания на весь мир стало известно, кто изобретатель авиационного ранцевого парашюта.

Массовый выпуск парашютов

Первое серийное производство РК-1 началось во Франции в 1913 году. Спрос на парашюты вырос на порядок после того, как вскоре началась Первая мировая война. В России спасательные комплекты были необходимы для пилотов самолетов «Илья Муромец». Затем в течение многих лет РК-1 оставался незаменимым и в советской авиации.

При большевистской власти Котельников продолжил заниматься модификациями своего исходного изобретения. Он много работал с Жуковским, поделившимся своей собственной аэродинамической лабораторией. Опытные прыжки с пробными моделями парашютов превратились в массовое зрелище - на них приходило огромное количество зрителей. В 1923 году появилась модель РК-2. Глеб Котельников снабдил ее полумягким ранцем. Затем последовало еще несколько модификаций. Парашюты становились удобнее и практичнее.

Одновременно со своей Котельников уделял немало времени помощи аэроклубам. Он выступал с лекциями, был желанным гостем в спортивных сообществах. В 55 лет по причине возраста изобретатель прекратил эксперименты. Все свое наследие он передал советскому государству. За многочисленные заслуги Котельникова наградили орденом Красной Звезды.

Будучи на пенсии, Котельников продолжал жить в Северной столице. Он писал книги и учебники. Когда началась Великая Отечественная война, уже пожилой и слабо видящий Глеб Евгеньевич, тем не менее, принял активное участие в организации противовоздушной обороны Ленинграда. Блокадная зима и голод нанесли сильный удар по его здоровью. Котельникова удалось эвакуировать в Москву, где он скончался 22 ноября 1944 года. Знаменитого изобретателя похоронили на Новодевичьем кладбище.

Долгое время считалось, что Леонардо да Винчи был первым изобретателем парашюта. В 1495 году этот флорентийский ученый в своей рукописи о том, что с помощью тканевой палатки из накрахмаленного полотна определенного размера можно безопасно спуститься с большой высоты. Позже ученые подсчитали, что предложенная да Винчи конструкция – кусок полотна площадью около шестидесяти – действительно обеспечила бы спуск человека с любой высоты.

Диаметр же современных парашютов составляет всего около семи метров.

Позже выяснилось, что еще до Леонардо да Винчи разными людьми предлагались похожие конструкции парашюта. Так, в древности люди пытались научиться с помощью подобных устройств, напоминающих палатки или зонтики. Но их несовершенные «парашюты» не могли использовать сопротивление воздуха, поэтому все идеи были провальными – ни одному человеку не удалось безопасно спуститься с высоты.

Поэтому да Винчи можно считать настоящим изобретателем проекта парашюта, так как он первым предложил конструкцию, которая действительно должна работать.

Первые создатели парашюта

Французский заключенный Лавен, живший в начале семнадцатого века, стал первым парашюта да Винчи. Его нельзя назвать изобретателем, но ему удалось успешно реализовать идею великого ученого и сбежать из тюрьмы с помощью шатра, сшитого из простынь и веревок.

Другого француза, физика Ленормана, можно по праву считать вторым изобретателем парашюта, так как он усовершенствовал конструкцию, обтянув льняное прорезиненное полотно деревянной рамой, и даже придумал само слово «парашют».

Долгое время считалось, что перед прыжком ткань должна быть полностью раскрыта, иначе спуск будет не безопасным. Поэтому до начала XX века парашюты были неудобными, их приходилось подвешивать к летательным аппаратам. Изобретателем первого компактного парашюта стал русский отставной поручик, работавший актером, Глеб Котельников. Он создал прототип ранцевого парашюта, который можно было использовать при падении.

Это был настоящий прорыв в парашютном деле, хотя сначала изобретение Котельникова не оценили по достоинству. Но этот небольшой шелковый купол, который укладывался в деревянный ранец, спас немало жизней. Впоследствии его конструкция была дополнена и усовершенствована, и сегодня парашюты представляют собой небольшое, удобное и безопасное устройство для спуска с высоты.

Считается, что идею парашюта впервые подал Леонардо да Винчи, рисунки сохранилась в его тетрадях. Но первый парашют изобрел, создал и испытал хорват Фауст Вранчич.

Создание парашюта

Еще в 1483 году гениальный Леонардо да Винчи набросал в своих тетрадях эскиз пирамидального парашюта и описал принцип его действия. Однако реализация идеи отложилась на столетия. Первый прыжок с парашюта осуществил хорват Фауст Вранчич в 1597 году, но изобретение еще долгие годы не приживалось. Официально Вранчич и считается изобретателем первого парашюта.
Есть древние записи, свидетельствующие, что попытку овладения воздушным пространством человек делал уже задолго Леонардо да Винчи. Люди пытались спускаться с возвышенностей на приспособлениях, похожих на зонты.

Через пол столетия идеей воспользовался французский преступник по Лавен - он сделал нечто вроде шатра из простынь и связал китовым усом, а затем совершил удачный прыжок из окна тюремной камеры. Через какое-то время еще одному преступнику, приговоренному к смертной казни, предложили испытать так называемый «летающий плащ профессора Фонтажа». Тот прыгнул удачно, и ему даровалась . Но в человеческий обиход ввел «парашют» французский изобретатель Луи-Себастьян Ленорман, который прыгнул с башни Монпелье в 1783 году. Он не стал изобретать велосипед и лишь немного модернизировал конструкцию, предложенную Вранчичем. После этого люди долго не могли решиться на прыжки и испытывали новые модели с домашних , овец и кошек. Также было несколько неудачных прыжков, завершившихся гибелью испытателей.

Изобретатели современных парашютов

В начале двадцатого века немка Кэт Паулс изобрела первый складной парашют. Паулс считается легендарной фигурой и первой женщиной-парашютистом. Через несколько лет русский военный Греб Котельников, огорчившись гибелью известного летчика Мациевича, изобрел принципиально новый тип парашюта РК-1. Это уже не дедушка, а отец современного парашюта. Его парус был сделан из шелка, который крепился с помощью строп к плечевым обхватам. Парашют впервые компактно укладывался в ранец. Котельников обладал недюжинной коммерческой хваткой и запатентовал свое изобретение как авиационный ранцевый парашют.
Могила Котельникова превратилась в место паломничества парашютистов. Они завязывают на ветви деревьев возле могилы ленточки для затяжки парашютов, считая, что это убережет их в воздухе.
Изобретение взяли на вооружение уже в советской армии. Парашютный спорт развивался в СССР с невиданной скоростью и силой. В 1926 году Котельников даровал свое изобретение советскому правительству.

Видео по теме

Стремление к покорению воздушного пространства у людей было во все времена, но во все времена стоял вопрос не только о том, как подняться в небо, но и как спуститься на землю. На помощь покорителям вершин пришел парашют.

Инструкция

По легенде, в 1483 году великий итальянский ученый флорентийского происхождения Леонардо да Винчи задумался на тем, как можно было бы спасти древнегреческого мифологического героя Икара от падения на землю при его неудачном полете. Следствием этих размышлений стало появление набросков пирамидального парашюта. На основании проведенных расчетов было установлено, что площадь парашюта должна быть не менее 60 квадратных метров для того, чтобы человек мог безопасно спуститься с любой высоты. Эти расчеты легли в основу современных парашютов. Но во время жизни Леонардо да Винчи его изобретение не получило применения по той простой причине, что купол со стропами было негде применять, изобретение пылилось на полке истории до XVII века.

Первый парашют конструкции Котельникова РК-1 появился в 1012 году. Более 100 лет продолжается развитие парашютной техники. Удивительная история создания парашюта

Так появились самолеты и летчики

Испокон веков люди смотрели в небо, на звезды... Эта заманчивая глубина высоты притягивала своим необъяснимым простором. Создание первого летательного аппарата, который поднялся в Небо, было чудом! Вопреки всем законам притяжения, это сооружение в разбеге оторвалось от земли и понеслось по Небу огромной ревущей птицей, очаровывая одних и пугая других. Так появились самолеты и летчики ... :)) А для спасения летчиков в случае экстремальной ситуации стали использовать длинные сложенные зонты, которые крепились к самолету. Их конструкция была тяжелой и ненадежной, и чтобы не утяжелять вес самолета, многие летчики предпочитали летать без этого спасательного элемента — не использовать зонт в полете.

При падении самолета летчику в редком случае удавалось отстегнуть крепление зонта, раскрыть его и прыгнуть из самолета, чтобы смягчить удар о землю.

18 (30) января 1872 года в Петербурге в семье Котельникова, профессора механики и высшей математики, родился сын, который с детства пел, играл на скрипке, часто с родителями бывал в театре. А ещё этому мальчику нравилось мастерить разные игрушки и модели. У Глеба, так звали мальчика, с возрастом по жизни так и остались увлечения театром и конструированием.

Изобретение ранцевого парашюта

Если бы не эта история, неизвестно когда состоялось бы изобретение ранцевого парашюта.

В 1910 году в Санкт-Петербурге состоялся Всероссийский праздник воздухоплавания. Великолепный праздник с несколькими показательными полетами лучшего летчика тех времен Льва Макаровича Мациевича. Накануне с ним в Небо взлетел Столыпин, он восторженно любовался Санкт-Петербургом и его окрестностями.

А в день воздухоплавания высшие чины офицеров с Мациевичем поднимались в Небо. А ещё... влиятельные особы... Представляете, счастье у них было какое...! Полет на самолете...! А гордости, наверное, было ещё больше... :))

Праздник в разгаре, а день клонился к вечеру, и перед крайним вылетом Мациевичу передали пожелание от Великого князя Александра Михайловича показать что-нибудь эдакое... какое-нибудь авиационное достижение. И Мациевич пошел на рекорд.

Он решил взлететь максимально высоко... на столько, на сколько сможет его любимый Фармон-IV, этот легкий, изумительно красивый, словно полупрозрачный, самолет. Максимальная скорость полета, которую мог развить Фармон 74 км/час.

Это был очень смелый и решительный шаг, потому как в те времена считалось, что чем ближе к земле, тем безопаснее полет. Лев Макарович Мациевич в наборе увел свой Фармон на 1000 метров от земли — это примерно пол версты... и неожиданно... вдруг... самолет начал падать, рассыпаясь в воздухе... летчик выпал из беспорядочно падающего самолета... и вслед за обломками своей машины упал на землю... на глазах у зрителей...

Сохранилось архивное фото того трагического момента. Секунды... и последняя встреча с землей...

Эта трагедия глубоко залегла в душу Глеба Котельникова, и он начал разрабатывать систему, которая могла бы спасти летчика. Через год с небольшим Котельников уже попытался зарегистрировать в России своё первое изобретение — ранцевый парашют свободного действия. Но по непонятным причинам ему отказали в регистрации патента.

20 марта 1912 года после второй попытки уже во Франции Котельников получил патент за № 438 612.

Парашют РК-1

Парашют РК-1 (Русский, Котельникова, модель первая) имел круглую форму и укладывался в металлический ранец. К подвесной системе, которая одевалась на человека, ранец крепился в двух точках. Стропы парашюта Котельников разделил на две части и вывел их на два свободных конца. Состоялась уникальная реконструкция крепления купола к подвесной системе, которая исключила непроизвольное вращение парашютиста под куполом, где все стропы крепились к одной фале. В воздухе, после выдергивания кольца, открывался ранец, на дне которого под куполом находились пружины... они и выбрасывали купол из ранца... причем безотказно... не было ни одного отказа...

Представляете, какое сильное потрясение пережил человек после трагической гибели летчика, и насколько сильно было желание спасти, исключить возможность гибели пилота при выходе из строя аэроплана в воздушном пространстве. Котельников изобрел все ключики, необходимые для нормальной работы парашютной системы.

Первые испытания проходили на земле. Автомобиль, к которому был прикреплен парашют, разогнался, и Котельников ввел в действие парашют, который, выйдя из ранца, мгновенно открылся, а автомобиль от неожиданного рывка назад заглох... история сказывает...

Дальнейшие испытания парашютной системы РК-1 продолжились с аэростата. Прыгал манекен весом 80 кг - самый лучший друг испытателей. Бросали с разной высоты, и все прыжки манекена оказались успешными.

Но в производство парашютную систему не приняли всвязи с тем, что Начальник Российских Воздушных Сил великий князь Александр Михайлович высказал опасение, что летчики при малейшем отказе летательного аппарата станут покидать дорогую машину в воздухе. Аэропланы дорогостоящие, и их ввозят из-за границы. Беречь нужно аэропланы, а люди найдутся. Парашюты вредны, с ними авиаторы при малейшей опасности будут себя спасать, а аэроплан подвергать гибели.

Нет, так нет... и в скором времени парашют РК-1 конструкции Г.Е. Котельникова был представлен на конкурс в Париже и Руане, а представляла парашют коммерческая фирма «Ломач и К°» .

Первый прыжок с парашютом РК-1. Дорога в жизнь.

5 января 1913 года в Руане был совершен первый прыжок с парашютом РК-1 с моста через Сену. Высота 60 метров...!!! Великолепный бесстрашный прыжок совершил студент Петербургской консерватории Владимир Оссовский...!!! Парашют сработал отлично, показал возможность раскрытия при прыжке с низкой высоты. Это мы сейчас с Вами понимаем, насколько рискованным был этот прыжок, а в те времена считали, что это самый безопасный вариант прыжка, тем более река Сена внизу спасет в экстренном случае. Но насколько зрелищным оказался прыжок, Вы можете себе представить! Конкурс прошел блестяще! Русское изобретение получило признание за рубежом.

В России царское правительство вспомнило о парашюте Котельникова только в период первой мировой войны...

Зато вспомнило... :))

Спасибо летчику Г.В.Алехновичу... он сумел убедить командование в необходимости снабжения экипажей многомоторных самолетов парашютами РК-1. Началось первое производство ранцевых парашютных систем для авиаторов под управлением Котельникова.

Была создана новая система, парашют РК-2.

Не устраивал Котельникова металличекий ранец с пружинами. Создавать, так создавать! И появился парашют РК-3 с мягким ранцем , в котором пружины были заменены на соты для укладки строп — эта техника укладки строп используется по сегодняшний день.

Грузовой парашют РК-4 был создан в 1924 году, Купол диаметром 12 метров был рассчитан на груз до 300 кг.

Глеб Евгеньевич Котельников проложил дорогу в Небо, создал то, что сразу взяло разбег и ушло в стремительное развитие. Все испытания проходили успешно, а это значило, что путь был верным.

В 1926 году все свои изобретения Котельников передал Советскому правительству.

Недалеко от полигона, где впервые испытывался парашют Котельникова, близ деревни Сализи (с 1949 года Котельниково), установлен памятник с изображением парашюта .

Надпись на памятнике: «В районе этой деревни в 1912 году проводились испытания первого в мире авиационного ранцевого парашюта, созданного Г.Е.Котельниковым» А ведь уже 100 лет минуло... Спасибо за радость, умный Котельников!

В Санкт-Петербурге есть аллея Котельникова

На Новодевичьем кладбище могила Глеба Евгеньевича Котельникова является местом, где парашютисты постоянно к деревьям привязывают ленточки и затяжки парашютов.

В настоящее время, спустя 100 лет, Научно-Исследовательский Институт Парашютостроения создал великолепную парашютную систему, которая проходит испытания —



Поделиться: