Экологическое просвещение населения. Проблемы экологического образования и просвещения граждан Анализ документного потока по вопросам экологического просвещения

краеведческий документный поток библиометрический

Каждый отдельный первичный документ фиксирует лишь небольшие фрагменты знания, касающиеся новых научно-технических или управленческих решений. Более полную картину о состоянии рынка, направлениях научно-исследовательских разработок, внедрении новшеств и т.д. можно получить, изучая документный поток.

Для совершенствования информационно-библиографического обслуживания пользователей необходимо располагать сведениями о документном потоке.

По определению Н.Н. Кушнаренко, документный поток - это «организованное множество документов (первичных и/или вторичных), функционирующих (создаваемых, распространяемых и используемых) в социальной среде» .

Понятие «документный поток» стало использоваться в библиографической практике в 60-е годы XX века. Оно обозначало совокупность документов, поступающих на вход какой-либо системы коммуникаций (автоматизированной информационно-поисковой системы, библиотеки, книжного магазина). В 70-80 годы исследователями осознается, что документный поток это не набор, а тематически связанное множество документов, функционирующих в обществе.

Его развитие обусловлено процессами социального познания окружающего мира. В связи с этим документный поток стал определяться как избирательное отражение в документной форме результатов социальной деятельности. В процессе социальной деятельности субъекты (члены общества) получают новые сведения об окружающем мире (факты, гипотезы об отдельных его объектах, свойства, связях и т.д.). Наиболее значимые из них фиксируются в виде отдельных документов.

Г.Ф. Гордукалова отмечает, что «каждый документ дискретен и остается неизменным по своему содержанию с течением времени, поэтому он способен выполнять только функции хранения и распространения определенной «порции» сведений в обществе. Документный поток постоянно пополняется новыми документами, поэтому является уникальным способом накопления сведений об окружающем мире. Взаимосвязь элементов позволяет характеризовать документальный поток как целостное функционально значимое явление для общества» .

Документный поток формируется из книг и статей в периодических и продолжающихся изданиях и других документов. В зависимости от характера обработки содержащихся в них данных документы принято разделять на первичные и вторичные .

В первичных документах содержатся непосредственные результаты научных исследований и разработок, новые научные сведения, факты, идеи и т.п. Первичные документы - это книги, брошюры, монографии, сборники статей и художественных произведений, периодические и продолжающиеся издания, рекламные издания.

Во вторичных документах содержатся результаты аналитико-синтетической переработки одного или нескольких первичных документов или сведения о них. К вторичным документам относятся различные виды справочников и энциклопедических изданий, каталогов, библиографические издания, обзоры, дайджесты.

Все документы, однажды возникшие, начинают движение и перемещаются в направлении от документопроизводителя к документопользователю и таким обратом образуют документный поток (рис.1).

Рис. 1.

Заметим, что достаточно часто в специальной литературе встречается не вполне корректное употребление соответствующей терминологии.

Во-первых, поток документов нередко отождествляется с массивом документов. На самом деле слово «поток» отражает всего лишь процесс движения массива документов, и, говоря о документопотоке, надо исследовать то, что связано именно с состоянием движения, а не с состоянием покоя.

Во-первых, поток этот именно документный, а не документальный - исходя из определений этих терминов.

Еще большее возражение вызывает словооборот «документально-информационный поток». Поскольку информация есть неотъемлемая составная часть документа, данное выражение сродни столь же некорректным понятиям, как, скажем, «реко-водный поток» или «куртко-рукавная ткань», поскольку вода - составная часть реки, а рукав - составная часть куртки.

Документальные системы, обеспечивающие транзит документов, подстраиваются под физические характеристики документа. Но по закону документного обеспечения они нуждаются в своих собственных документах и подчас порождают новые виды, которые, в свою очередь, служат первоосновой для все новых видов документов. К примеру, стандартом размера почтовых открыток определился формат диамикрокарт; почтовая марка послужила толчком к возникновению марок другого назначения .

Как всякая документальная система, транзитные системы являются отчасти и генерализационными: они производят большое количество документов, обеспечивающих управленческий процесс, регулирующий взаимоотношения с потребителями их услуг (квитанции, доставочные карточки и т. п.), выступают в роли торговых учреждений, имеющих предназначенный для продажи ассортимент специфической документной продукции: марок, конвертов, бланков.

Документный поток может быть столь коротким и маломощным, что едва заметен. Так происходит в случае, если документ производится для внутреннего употребления, когда он не выходит за пределы породившей его системы. Так, ведущийся автором дневник вообще не покидает своего места, в старину дневники имели прочный переплет, запирались на замочек и об их местонахождении зачастую знал только их владелец. То же относилось к некоторым документам общественного значения: например, летописи заполнялись и использовались, почти не покидая своего местонахождения.

В настоящее время основная часть документного ресурса учреждения обращается в системе Интранета, но все, же эти документы движутся от руководителя к исполнителю и обратно. Их движение характеризуется либо поступательностью, либо маятниковостью, либо поступательно-возвратностью .

Основными свойствами документного потока являются:

  • - мощность, т.е. число документов, транслируемых (транспортируемых) в единицу времени;
  • - направление потока (поток может быть прямоточным, поступательным, челночным, поступательно-возвратным, возвратным, встречным, поперечным и т. д.);
  • - количество перевалочных пунктов на его пути (они усложняют структуру потока и задерживают пересылку документов, поэтому их должно быть как можно меньше);
  • - ритм (степень насыщенности потока в единицу времени; неоправданные сбои, резкое возрастание объема документов равно нежелательны);
  • - шум (семантический - отвлечение документоведа на посторонние дела, помехи в его работе; физический - звук свыше 40-80 децибел);
  • - наложение потоков в пространстве и во времени (когда по одному каналу одновременно в нарушение технологии передаются разнородные документы - это тоже помехи или шум; бывает, однако, и польза от наложения разнокачественных потоков: совмещение работы над документом с прослушиванием функциональной музыки, восприятием цветового дизайна и т. п.).

Немаловажный фактор оптимизации документных потоков - это область технологии формирования документного ресурса.

«В случае территориальной «разнесенности» документа и пользователя протяженность потока удлиняется, на его пути возможны промежуточные пункты, на каждом этапе могут возникнуть профилированные службы со своим штатом специалистов для оптимальной организации документопотока. При этом такие службы - их правомерно считать транзитными документальными - есть и неразветвленные, и очень сложные, оснащенные мощной техникой и имеющие собственную сеть по всему миру.

В простейшем случае функцию транспортирования документов выполняет курьер - лицо, ответственное за непосредственное вручение документа адресату. В учреждении этим занимается специальный рассыльный, разносящий документы из канцелярии в структурные подразделения. В малом учреждении эта функция поручается секретарю. Широко распространена практика, когда, наоборот, сотрудники структурных подразделений регулярно посещают канцелярию для получения корреспонденции. В крупных государственных и военных учреждениях особо важные документы доставляет фельдъегерь .

В значительной части случаев доставку вновь созданных документов заказчикам документопроизводитель осуществляет собственными силами. В этом случае он представляет собой не только генерализационную, но и транзитную систему. В настоящий момент последняя функция генерализационных документальных систем усилилась: развиваются прямые поставки собственным транспортом литературы подписчикам из издательств и редакций. К этой же категории относятся сообщения, поступающие по телефону, компьютеру.

Основной поток документов проходит через два наиболее распространенных канала - почту и книготорговлю.

Почта является основным транзитным каналом, по которому перемещаются документные ресурсы, создаваемые в генерализационных, а также хранимые в терминальных системах.

Наибольший удельный вес в почтовых отправлениях занимает переписка - частная и служебная. Наиболее активны в этом отношении Соединенные Штаты Америки, где ежегодно свыше 160 млрд. писем и бандеролей направляется внутренним и внешним абонентам. На каждого жителя приходится в среднем по 160 писем в год. Посредством почты население в США и Великобритании решает большинство деловых вопросов, таких, как регистрация фирм, уплата налогов, оплата коммунальных услуг.

На втором месте в мире в начале 1990-х гг. был Советский Союз, почтовая связь которого реализовывала свыше 60 млрд. почтовых отправлений. Через почту осуществляется у нас доставка писем, телеграмм, прессы, денежных переводов. Почтовое ведомство располагает собственной мощной транспортной системой: автофургонами, железнодорожными вагонами и целыми почтовыми поездами, почтовой авиацией и т. д. .

В настоящее время переписка и телеграфные контакты россиян сократились в 6 раз по сравнению с 80-ми гг. XX века, но основные функции транзитной документально-коммуникационная транспортная система сохранила, добавив к ним некоторые новые: почта заключает договоры с рекламными агентствами и распространяет их продукцию. Стремительно развивается электронная почта.

Вторым мощным каналом, по которому документные ресурсы перетекают от документопроизводителей к документополучателям, является книжная торговля. В книговедении ее деятельность изучает специальная подотрасль - библиополистика.

Система книжной торговли к концу существования СССР включала 17 тыс. книжных магазинов, 43 тыс. киосков, 171 библиотечный коллектор. В системе было занято 364 тыс. человек.

Сейчас в России функционируют 350 оптовых предприятий, продающих книжную продукцию, 6 тыс. книжных магазинов, 20 тыс. постоянных точек уличной торговли. Кроме того, имеются отделы книг в некоторых универмагах и супермаркетах. Книгами торгуют разносчики, не имеющие постоянного торгового места: в электричках, на платформах и т. д. Прежде таких мобильных книготорговцев-лоточников называли офенями .

Наиболее важное звено книготорговли - книжные магазины. Они предлагают широкий ассортимент в основном новых книг, имеют собственные склады. Они связаны с оптовыми фирмами, которые поставляют им продукцию различных издающих организаций.

По составу книжного ресурса магазины делятся на универсальные или специализированные (Академкнига, Педагогическая книга и т. п.). Букинистические магазины или отделы специализируются на скупке у населения бывших в употреблении книг, отсутствующих в продаже в остальных магазинах. Они являются незаменимыми источниками продажи книг различного содержания, относящихся к ретроресурсу, что особенно важно для новосозданных фирм, начинающих сбор документов по своему профилю. Генерализационной системой в этом случае выступает сдатчик книги в букинистический магазин.

Наконец, магазины антикварной книги ориентированы на скупку и продажу раритетных изданий. Они представляют наибольший интерес для библиофилов.

Продолжает действовать система «Книга-почтой», когда обеспечивается пересылка книг, заказанных по рекламным бланкам, книжным проспектам и издательским каталогам. Сейчас эта система все больше автоматизируется (информацию можно найти в Интернете на сайтах электронных книжных магазинов).

Новые образования - книжные клубы - имеют лицензии на распечатку книг, сопровождая их своей фирменной обложкой. Продают их своим членам со скидкой.

В отдельных регионах сохранились библиотечные коллекторы, продолжает действовать Центральный коллектор научных библиотек.

Книги продают также на книжных ярмарках (в основном они проходят в Москве и С.Петербурге). Ярмарка (нем. Jhar - год, mark - базар, означает ежегодное мероприятие по продаже товаров) - место, где встречаются авторы, редакторы, издатели, продавцы и покупатели и где благодаря этому имеется возможность изучить читательский спрос на вновь вышедшую литературу и определить тенденции изменения читательских вкусов.

Документный поток определяется еще и как изменяемое во времени множество документов, находящихся в движении, в динамике. Характеризуется документный поток интенсивностью, которая выражается качеством единиц изданий, публикаций, единиц хранения в единицу времени. Например, книги, выпускаемые издательством в течение ряда лет, поступления в библиотеку за конкретный период.

Исследователи закономерностей в функционировании документного потока выделяют различные группы функций. Исходя из нашей темы, мы выбираем для характеристики документного потока как канала следующие:

џ коммуникационная;

џ информационная;

џ познавательная;

џ функция «внешней памяти» человека и человечества в целом;

џ воспитательная;

џ гедонистическая.

Последняя функция присуща именно литературе по искусству.

Все функции в целом присущи всем документам и выполняются в любом из них одновременно. Значит, они присущи и документному потоку вообще.

Но значение документный поток в социальных коммуникациях определяет в первую очередь свойство передачи сообщения, возможность проследить путь документа по формуле «Кто, что, по какому каналу, кому с каким эффектом сообщает». Кроме того, тот факт, то документ всегда образуется в результате человеческой деятельности и выполняет те функции, которые обусловлены его конкретным назначением, обусловливают формирование видов и типов документа.

Документальный поток включает разнообразные по содержанию и целевому назначению документы, объединенные по различным принципам.

Документный поток привносит свое содержимое в документохранилища, и таким образом поток превращается в статичный массив. По ходу своего движения поток разветвляется, документы направляются по различным адресам даже в пределах одного учреждения. В основном документы скапливаются в местах их использования, и терминальные системы одновременно становятся утилитарными.

Краеведческий фонд библиотек является документной базой всестороннего изучения своеобразия экономического, социального и культурного развития районов, краев, областей и предназначен для общественного пользования.

В современном отечественном библиотековедении до сих пор нет единого общепринятого обобщающего понятия для обозначения документов, связанных с краем. Терминологическая несогласованность в известной мере вносит путаницу, мешает точному восприятию смысла рассматриваемого понятия. Всякое неточное сущностное определение «краеведческого документа» неизбежно влечет за собой нарушение логической согласованности всех построенных на ней процессов формирования краеведческого фонда, оказывает решающее значение на содержание краеведческой деятельности библиотек. Исходя из неоднозначной трактовки термина «краеведческий документ», нечетко определено и понятие «краеведческий документ» .

Движение информации во времени и пространстве предполагает наличие источника и приёмника, между которыми возникает информационное напряжение. В результате появляется информационный (документный) поток как совокупность перемещающейся в пространстве и времени документированной информации.

Потоки документов имеют достаточно сложную разветвлённую структуру, так как включают в себя отдельные группы документов, различающиеся по виду, способу документирования, материальному носителю, отраслевой принадлежности, языку и т. п.

В структуре потока могут быть выделены микро-потоки, состоящие, к примеру, из опубликованных и неопубликованных, первичных и вторичных документов, из документов открытого и ограниченного доступа и т. п. Однако главной, системообразующей основой документного потока является семантическая (содержательная) составляющая, которая придаёт ему целостность и целесообразность .

Изучение документопотоков позволяет оптимизировать процесс работы с документированной информацией, способствует принятию более эффективных управленческих решений. В частности, исследование структуры документопотока даёт возможность определить количественную распространённость, соотношение отдельных видов документов в данном потоке, их функциональное значение. В науке анализ документопотоков позволяет судить о состоянии и перспективах развития отдельных научных отраслей и направлений, так как установлено, что преобладание определенных видов и разновидностей документов в той или иной отрасли науки зависит от интенсивности её развития.

В частности, зарождение и развитие какого-либо нового научного направления сопровождается, как правило, интенсивным выходом в свет статей в периодических и продолжающихся изданиях. Наибольший удельный вес такого рода публикаций в потоке документов связан с необходимостью оперативного информирования заинтересованных читателей о научной проблеме, а также с интенсивным процессом накопления эмпирического материала и осмыслением различных её аспектов. Периодические и продолжающиеся издания традиционно являются наиболее важной составной частью системы научной коммуникации, через них проходит до 90 % всего потока научной информации .

Еще поток документов связан с более глубоким и всесторонним исследованием этой проблемы на фоне частичного снижения общественного интереса к ней. В результате в документопотоке уменьшается количество оперативных публикаций и нарастает число монографий и других изданий, отличающихся аналитической глубиной, универсальностью и фундаментальностью содержания.

Для дальнейшего развития научного направления характерно уже появление учебников и справочников, аккумулирующих в себе устоявшееся, апробированное знание. Вместе с тем это свидетельствует о постепенной утрате данным научным направлением своей актуальности и снижении интереса к нему

В науковедении исследование структуры отраслевых документопотоков необходимо для оценки состояния, выявления тенденций и перспектив развития тех или иных научных отраслей.

Потоки документов находятся в постоянном движении, которое, в свою очередь, обусловливает непрерывное изменение объёмов, типов, видов, жанров, материальных носителей документированной информации в потоке. На основе предпринятого в 1960-е гг. экспериментального изучения тенденций роста потоков научных документов была установлена определённая закономерность в его динамике. В результате высчитан период удвоения годового объёма документопотока, характеризующий темп развития той или иной научной отрасли. Это дало возможность, в частности, выделить:

  • - отрасли ускоренного развития (радиоэлектроника, автоматика, телемеханика, связь);
  • - отрасли средних темпов развития (отрасли промышленности);
  • - отрасли, развивающиеся медленными темпами (с периодом удвоения свыше 20 лет - история, литературоведение, педагогика и другие);
  • - затухающие отрасли (характеризуются снижением объема выпускаемых документов - классическая филология, изучающая латинский, древнегреческий языки).

Однако в целом, несмотря на быстрое развитие науки, среднее время удвоения размеров массива документированной научной информации составляет 35 лет .

Изучение потоков научной документации осуществляется также с помощью метода анализа цитирования. Это даёт возможность измерения процесса старения документов, а также позволяет более объективно оценивать научные исследования. Снижение частоты цитирования, как правило, свидетельствует о старении документов в потоке. Вместе с тем следует иметь в виду, что практически в любой отрасли имеются секретные исследования, доступ к информации о которых ограничен. В таких случаях индекс цитирования утрачивает свою действенность.

Существуют такие виды информации, в том числе и научно-технической, для которой трудно указать сроки утраты ею своей значимости. Более того, в ряде случаев ценность информации со временем может даже возрасти. К примеру, гидрометеорологическая информация позволяет объективно анализировать изменения в окружающей среде и природных ресурсах, происходящие на протяжении десятков и сотен лет, равно как и оценивать степень влияния человеческой деятельности на среду его обитания. То же самое относится и к медицинской информации, анализ которой за длительные промежутки времени позволяет выявлять тенденции в развитии тех или иных групп людей, проявления различных заболеваний, их динамику и т. д.

В различных странах созданы и успешно функционируют специализированные учреждения, занимающиеся анализом потоков документированной научной информации, в том числе с использованием метода анализа цитирования. В частности, Американский институт научной информации производит базы данных по цитируемости научных работ в области искусствознания, гуманитарных, социальных и естественных наук. Здесь же содержится указатель ссылок, отражающий связи между предшествующими и последующими публикациями, что даёт возможность вычленения актуальных направлений научного поиска в мировой науке.

Среди важнейших баз данных этого института - «Индекс цитируемости в социальных науках». В ней содержится информация о цитируемое научных публикаций по следующим направлениям: антропология, география, демография, этнография, образование, политика, экономика, бизнес и финансы, управление, социология, психология и психиатрия. Источником для формирования этой базы данных служат научные публикации (монографии, статьи, сборники), издаваемые в развитых странах мира.

Другая база - «Индекс цитируемости в искусствознании и гуманитарных науках» - содержит данные о цитируемости научных публикаций по таким направлениям, как история, археология, архитектура, история искусства, лингвистика, литература, фольклор, музыка, театр, философия, теология и религия, античная цивилизация.

Для создания этих баз в качестве источников используется в общей сложности свыше 8 тыс. наиболее популярных научных журналов (из 30 с лишним тысяч, издающихся в целом в мире) .

В управленческой сфере в процессе коммуникации также происходит старение документированной информации, причём, как правило, с большей скоростью, которая тоже зависит от конкретной отрасли управления - административной, экономической и т. п. Всё это необходимо учитывать в практической работе с документами.

Потоки документации управленческого характера имеют свои особенности. В организациях, учреждениях, на предприятиях вся документация обычно разделяется на три документопотока:

  • 1. входящие (поступающие) документы;
  • 2. исходящие (отправляемые) документы;
  • 3. внутренние документы.

В совокупности все эти потоки составляют документооборот. Определение понятия документооборота в делопроизводственной сфере стандартизовано и рассматривается как «движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или составления». Соответственно, «объём документооборота это количество документов, поступивших в организацию и созданных ею за определённый период». Обычно объём документооборота исчисляется количеством документов всех документопотоков учреждения, организации, предприятия за год.

Изучение процессов движения управленческой документации осуществляется посредством составления графических оперограмм и табличных маршрутно-технологических карт, в которых находят отражение все этапы работы с документами, последовательность и порядок выполнения операций, их исполнители. Исследование документооборота, его объёма служит основанием для определения штатной численности службы документационного обеспечения управления, для её оснащения оргтехникой, позволяет оптимизировать документные потоки в организации и тем самым способствует повышению эффективности управления.

При проектировании документных потоков управленческой информации необходимо также учитывать, что для выработки управляющих воздействий используется не вся совокупность имеющейся документации, а преимущественно отфильтрованная (только необходимая) и обобщённая (агрегированная) информация.

Резюмируя представленную информацию, следует отметить, что на сегодня сформулированы определения основных терминов исследуемого вопроса, таким как «документный поток», «документный массив», «документооборот».

Документопотоки являются отражением социально-политических, культурных, производственно-технических, управленческих процессов в обществе и предназначены для реализации соответствующих конкретных задач. Этим обусловлены основные характеристики, свойства документных потоков.

Потоки документов имеют достаточно сложную разветвлённую структуру, Документному потоку присущи основные свойства: мощность, направление, ритм, шум. Наблюдается непрерывное изменение объёмов, типов, видов, жанров, материальных носителей документированной информации в потоке.

Возможности анализа документного потока отрасли «киноискусство»

киноискусство документный поток библиографический

Кинопродукция - фильм, исходные материалы фильма, кинолетопись, исходные материалы кинолетописи, тираж или часть тиража фильма - являются востребованной у потребителя информацией, которую он может получить, используя разнообразные информационные ресурсы.

В отношении документного потока отрасли «киноискусство» имеет существенное значение вид носителя информации. Так, введение в пользование электронных ресурсов создало широкие возможности распространения кинопродукции. Так, в сети Интернет представлены каталоги кинолент, дифференцированных по времени (начала эпохи кино, советские, перестроечные, военные), по главному актёру (Грета Гарбо, Чарли Чаплин, Марлен Дитрих), по жанру (комедии, мелодрамы, трагедии). В библиотеках мира, в том числе и Национальной библиотеке республики, представлены каталоги киноработ на бобинах, микрофишах, которые переводятся в электронный вариант. В глобальной сети представлены сайты, позволяющие пользователю познакомиться с киноработами.

Сущность явления киноискусства предполагает обращение к техническим средствам создания и хранения информации. Но такие средства как, магнитофонная запись, киноплёнка, не являются совершенными, тиражно ограничены и представляют угрозу порчи и исчезновения информации.

Документный поток может быть представлен в виде электронных библиотек, электронных книг, электронных журналов, фотографий в электронном виде, отчеты в электронном виде, дневники в электронном виде и т.д.

Наиболее рациональным способом представления киноинформации является электронный носитель, который за счёт возможности увеличения тиража увеличивает вероятность сохранения информации. Создание глобальной информационной сети облегчает доступ к информации, пользователь становится независим от места расположения информации. Единственным барьером, осложняющим понимание информации, становится языковой.

В сферу экранного творчества входит: кино, разные формы телевидения (эфирное, спутниковое, кабельное), различные типы видеопродукции, так называемые мультимедиа, основанные на синтезе телевизионной и компьютерной техники, в частности (видеоигры). Кроме того, особого выделения требуют голограммы и эксперименты в области виртуальной реальности, где сам экран исчезает. В соответствии со сложившейся традицией, виды экранного творчества выделяют на основе функциональной направленности тех или иных произведений. Так существуют: художественное кино, документальные и хроникальные ленты, научно-популярные фильмы, научные фильмы, учебные фильмы и передачи, рекламные ролики, анимация (мультипликация), рекламные ролики.

Деление кинопродукции может осуществляться на основе классификации: игровые, мультипликационные, документальные (включая научно-популярные и учебные) ленты, фильмы и передачи .

Сложность деления документального потока заключается в том, что граница между ними условна: многие произведения основаны на комбинации игровых, мультипликационных и документальных элементов.

Помимо видового деления существует и градация произведений экрана по длительности. Практика обуславливает существование понятия полнометражного (около 2-х часов), среднеметражного (менее одного часа), и короткометражного (как правило менее получаса) фильма. Указанная выше классификация относится исключительно к кинофильмам, поскольку репертуар кинотеатров строится на основе полнометражных лент.

На телевидении существует 2 стандарта: немногим менее часа либо получаса /размеры «менее» определяются нормативами включения рекламы, как правило, от 10 до 15 минут/. Ясно, что длительность здесь определяется не характером самого произведения, а особенностями структуры телевизионной программы. Есть свои нормы для видеоклипов и рекламных роликов, где счет ведется не на часы, а на секунды . Данные характеристики могут стать основанием для классификации кинодокументов.

Сложной оказывается жанровая структура экранного творчества. М. Каган в своей книге «Морфология искусства» призывает рассматривать кинопродукцию в нескольких плоскостях: тематической, познавательной, аксиологической и типологически образной.

Ресурсы отрасли «киноискусство» можно разделить на авторские и коллективные (то есть те, которые подготавливает группа авторов). Так, в фондах библиотек представлены сборники конференций, статей с указанной тематикой, но авторские документы составляют более значительный сегмент документного потока.

Существенно важным является и тип информации, представляемой документом. Здесь оправдано следующее деление: ресурсы, публикующие только новостную информацию (афиши, анонсы предстоящих событий), ресурсы, публикующие только комментарии (литературная и арт-критика), и ресурсы, сочетающие эти два типа информации.

Культурные информ-ресурсы стоит также подразделить на финансируемые и те, которые создаются без финансирования извне.

Однако основным принципом учета должен стать территориальный, так как именно этот принцип обеспечивает первичность библиографического учета национальной печати. А издания НБ, построенные по языковому и комплексному принципу, по своей природе являются вторичными, так как опираются на уже произведенный учет в текущих национальных библиографических указателях других стран. Так, Польша выделяет «полонику» в самостоятельный указатель с 1960 года, Чехословакия - «словацику» и «богемику» с 1957 г. Совокупность изданий, вышедших за пределами государства, принято называть «экстерриорикой».

Для деления документного потока может использоваться временной принцип, согласно которому киноресурсы будут представлены как текущие и ретроспективные.

Таким образом, анализ литературы позволил выделить следующие возможности анализа документного потока отрасли «киноискусство»:

  • - по виду носителя информации;
  • - по классификации кинопродукции;
  • - по автору (группе авторов) кинопродукции;
  • - по типу информации;
  • - по территориальному признаку;
  • - по времени создания кинопродукции.

Для анализа документного потока могут быть выработаны и другие основания, позволяющие более детальную фрагментацию. В нашей работе использована возможность анализа документного потока по времени создания кинопродукции.

И просвещения граждан

Актуальность исследования - на сегодняшний день важнейшей задачей современного, образованного человека должна быть забота об экологическом состоянии окружающей среды. Бурное промышленное развитие в ХХ веке привело к тому, что воздействие человека на природу значительно усилилось. Зачастую оно имеет крайне негативный характер. Именно поэтому сегодня остро стоит вопрос экологического образования и просвещения людей уже со школьной скамьи.

Методы исследования – теоретические, сравнительно-сопоставимый, анализ психолого-педагогической, научно-методической, специальной литературы и исследований по проблеме, опросные методы – беседа.

В решении проблем охраны окружающей среды важнейшая роль принадлежит образованию. Уже с самого раннего возраста каждый живущий на Земле человек должен знать к чему приводит беспечное отношение к окружающей среде; он должен знать о заболеваниях, вызванных загрязнением среды; о генетических отклонениях; о гибели животных и растений; об уменьшении плодородия почвы; об исчерпаемости запасов питьевой воды и других негативных изменениях среды обитания. И не только знать, но и ощущать личную ответственность за ее состояние. Однако сегодняшние выпускники школы слабо ориентированы в глобальных, в том числе экологических, проблемах сохранения здоровья человека и биосферы . Преобладают потребительские взгляды на природу, низок уровень восприятия экологических проблем как личностно значимых, недостаточна развита потребность фактически участвовать в природо-охранной работе. Многие отождествляют охрану окружающей среды и рациональное природопользование с охранением отдельных природных комплексов и редких видов растений и животных.

Цель экологического образования и воспитания - формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах деятельности , формирование экологической культуры.

Таким образом, школьное образование и воспитание в области охраны окружающей среды должны выполнять две "стратегические" задачи:

1. Убеждать учащихся о необходимости охраны окружающей среды.

2. Вооружать их, хотя бы, необходимым минимумом знаний в этой области.

Исходя из этих задач, выбираются методы работы:

1. Учебная деятельность - рефераты, устные журналы - способствуют освоению теории и практике взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного мышления.

2. Активные формы: диспуты, дискуссии по проблемам окружающей среды, встречи со специалистами, деловые игры - формируют опыт принятия экологически целесообразных решений.

3. Общественно-полезная деятельность, постановка под руководством учителя опытов на школьном учебно-опытном участке по изучению влияния минеральных удобрений на урожайность культур, выполнение анализов почвы и грунтовых вод - служит приобретению опыта принятия экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей.

4. Экскурсии на предприятия - теоретический материал становится ясным, очевидным, зримым.

Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры, экологической ответственности за судьбы своей страны и близких людей, планеты и всей Вселенной.

Рассматривая цели экологического образования школьников, можно определить различные его уровни: экологическое просвещение, формирование экологического сознания, развитие экологической культуры.

Первый уровень - экологическое просвещение - обеспечивает ориентацию школьников в проблеме и соответствующие правила поведения. Он достигается включением экологических сведений как фрагментов учебного материала в уроки или внеклассные занятия (экологическая разминка, экологические экспресс - информации, доклады и рефераты по отдельным экологическим темам и т. п.).

Второй уровень - экологическое сознание - предусматривает формирование категориального аппарата мышления учащихся. Формирование экологического сознания предполагает овладение системой экологических знаний и понятийным аппаратом экологии как учебного предмета (факультатив, спецкурс, учебный предмет).

Третий уровень - развитие экологической культуры - приносит осознание учащимися взаимодействия "природа-человек" как ценности. Переход экологических проблем в разряд глобальных проблем современности обуславливает необходимость ориентации на достижение этого уровня. Экологическая культура в условиях школьного образования может формироваться только на основе интегративного подхода. Механизм интеграции предусматривает изучение экологических проблем в системе "природа-наука-производство-общество-человек", охватывающей все уровни взаимодействия "природа-человек.

Различают экологическое образование и экологизацию системы образования. Хотя они и взаимосвязаны, но характеризуют в некотором отношении различные явления. Экологическое образование - это непосредственное усвоение экологических знаний различного характера и уровня.

Выделяют два основных направления экологического образования: воспитание в духе общих идей охраны окружающей среды и здоровья людей и приобретение специальных профессиональных знаний об общих закономерностях существования природных и антропогенных систем. Оба эти направления взаимосвязаны, ибо в их основе лежит познание принципов, подходов, закономерностей экологии.

Экологизация системы образования - это характеристика тенденции проникновения экологических идей, понятий, принципов, подходов в другие дисциплины, а также подготовки экологически грамотных специалистов самого различного профиля.

До недавнего времени экологическое образование ориентировалось в основном на естествознание (преимущественно на биологическую экологию и географию) и отчасти на технические науки, связанные с технологией природоохранной деятельности (с акцентом на очистные сооружения и технологии). Социальная же часть экологии, кроме отдельных фрагментов эколого-экономических и эколого-правовых знаний, не преподавалась.

Сейчас очевидно, что значительная доля экологического образования должна отводиться социальной экологии, которая непосредственно занимается поиском закономерностей устойчивого развития системы "общество-природа".

Реализация идей экологического образования предполагает как новое прочтение традиционных предметов, так и введение новых дисциплин, помогающих раскрыть целостное представление о взаимосвязях природы и человека.

Научно-теоретическим основанием экологического образования в целом должны служить биологическая и геологическая экология , экология человека и общества (социальная экология). Дополнительными источниками могут быть инженерная экология, агроэкология и некоторые другие дисциплины.

Предметом исследования экологии человека являются сохранение и улучшение здоровья людей с учетом связей человека с окружающей природной и социальной средой.

Социальная экология изучает систему "природа-общество", перспективы ее развития и гармонизации на различных уровнях - локальном, региональном, глобальном.

Экологическое образование включает в себя не только соб-
ственно научные знания и представления, оно также дополняется
образами искусства и литературы. Интеграция научных знаний и
соответствующих художественных образов позволяет преодолеть
разрыв между логической и образной формами познания действительности и служит гуманизации образования.

Научный - обеспечивает развитие познавательного отношения к окружающей среде. Он включает естественнонаучные, социологические и технологические закономерности, теории и понятия, которые характеризуют природу, человека, общество и производство в их взаимодействии.

Ценностный - формирует нравственное и эстетическое отношение к природной среде, преодолевает излишнюю рационалистичность и потребительство, призывает подрастающее поколение не только уметь видеть красоту окружающего мира и восхищаться им, по и вносить посильный вклад в охрану и восстановление окружающей среды, вести здоровый образ жизни.

Нормативный - ориентирован на систему норм и правил, предписании и запретов экологического характера, непримиримость к любым проявлениям насилия.

Деятельностный - формирует познавательные, практические и творческие умения экологического характера, развивает волевые качества обучающихся; учит проявлять активность в решении экологических проблем. Знакомство с экологизацией техники и технологии позволяет углублять представления о становлении принципиально новых направлений научно-технического прогресса.

Результаты исследования - сегодня необходима единая общегосударственная концепция экологического образования, учитывающая не только соответствующие международные установки и программы, но и специфику образовательных институтов России. Главная педагогическая проблема в данном случае - это определение содержания и объема учебной нагрузки для каждой образовательной структуры в зависимости от ее уровня. Все более существенное значение приобретает также разработка технологии экологического образования, обоснование критериев оценки результатов обучения. Необходимо отметить, что потребность подготовки преподавателя к экологическому образованию учащихся обоснована и всей историей развития отечественного педагогического образования.

Вопросы экологического образования закреплены в Законе РФ «Об охране окружающей среды» (принят 19.12.91). В нем целый раздел посвящен экологическому образованию, воспитанию и научным исследованиям.

Литература

1. , Хаскин. Природачеловектехника. М: ЮНИТИДАНА 2001, 343 с.

2. Джугарян. экологии и природопользования. Смоленск. 2000,151 с.

3. Н Система “Учитель” и современная экологическая обстановка. Развитие непрерывного экологического образования. Материалы 1 й московской научно – практической конференции по непрерывному экологическому образованию. М. 1995. С. 415.

4. Покровская и экологическое просвещение юношества. Развитие непрерывного экологического образования. Материалы 1 й московской научно – практической конференции по непрерывному экологическому образованию. М. 1995. с.140.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие "край" и "краеведческий документ". Фонд краеведческих документов. Организация и ведение КСБА. Задачи краеведческой работы библиотек. Использование краеведческой библиографии. Взаимосвязи и координация деятельности краеведческих учреждений.

    контрольная работа , добавлен 21.10.2008

    Исследование краеведческих материалов Судогодского района. Понятие и выявление топонимов данного края на карте района, по историческим документам. Сопоставление топонимов современности с топонимами прошлого. Отношение населения к местным топонимам.

    контрольная работа , добавлен 05.08.2010

    Численность и национальный состав населения Кингисеппского муниципального района в юго-западной части Ленинградской области. Развитие главного города Кингисепп. Памятники археологии, архитектуры и истории района. Дачные массивы на территории региона.

    курсовая работа , добавлен 05.03.2015

    История города Асино. Происхождение краеведческого музея города Асино из небольшого литературного музея села Ново-Кусково Асиновского района. Фонды Асиновского краеведческого музея, его состояние сегодня. Характеристика содержания коллекции музея.

    контрольная работа , добавлен 08.04.2014

    Понятия информационных ресурсов, их состав и структура. Элементы организованного массива краеведческой библиографической информации. История книжной культуры в Орловском крае. Библиографическая электронная база данных старейшей библиотеки региона.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2014

    Состав экономического района. Экономико-географическое положение. Природные условия и природные ресурсы. Население и трудовые ресурсы. Народохозяйственный комплекс. Внутрирегиональные различия района. Территориальная структура района.

    реферат , добавлен 15.03.2007

    Общая характеристика и границы Лосиноостровского района. Основание первого поселка. Описание основных топонимов и гидронимов на территории Лосиноостровского района. Культурное развитие поселка. Организация опытно-лабораторного музея по изучению района.

    Распространение системы экологического просвещения в настоящее время является одной из самых актуальных задач для всех цивилизованных государств. Ведь ее решение представляет собой важнейшее условие в устранении проблем нестабильности природной среды. Кроме этого, экологическое воспитание, образование и просвещение населения способно обеспечить устойчивое развитие общества в целом.

    В настоящее время во всем мире возникла необходимость в безотлагательном решении экологического вопроса. Многие исследователи, работающие в различных областях науки, буквально бьют в колокола в попытке донести актуальность проблемы до тех, кто обладает правом принимать решения на государственном уровне. Но, к сожалению, лишь небольшая часть чиновников осознает, насколько опасно промедление в этой сфере.

    А ведь любое неверно принятое государственным деятелем решение способно привести к необратимым последствиям, результатом которых явится природный коллапс.

    Уровень экологического просвещения

    Что мы имеем на данный момент? Многими учеными признается тот факт, что экологическое просвещение, рассматривается ли оно на уровне политического деятеля или рядового гражданина, все еще остается достаточно низким. При этом человечество пока еще не осознает всей трагедии, находящей свое выражение в стремительном уничтожении природных богатств.

    Только те исследователи, которые непосредственно занимаются данной проблемой, до конца понимают всю масштабность надвигающегося кризиса, а также его возможных последствий. Именно поэтому экологическое просвещение столь актуально на всех уровнях социальных слоев общества.

    Немного истории

    Вопросы экологии интересовали людей с давних времен. Однако только в 20-м в. пропаганда природоохранных мероприятий приобрела свое практическое значение.

    Экологическое просвещение исторически прошло несколько этапов. Первый из них взял свое начало по окончании Второй мировой войны. Именно тогда, в 1948 г., возникла новая организация - МСОП (Международный союз охраны природы и природных ресурсов). Одной из основных его задач стало распространение знаний о природе, восстановлении и сохранении ее богатств, то есть экологическое просвещение населения. В уставе МСОП по данному вопросу указано, что Союз поощряет и рекомендует любые международные и национальные мероприятия, способствующие сохранению природы во всех частях света и во всех средах (в воде, почве и в лесах). При этом МСОП ставит своей целью распространять новейшие технические и научные достижения в области охраны окружающей среды, а также использовать и широко распространять обширные программы пропаганды и экологического просвещения населения, чтобы общественное мнение глубоко осознало идею необходимости защиты природы. Уже к 70-м годам прошлого века подобная деятельность начала охватывать не только развитые, но и другие страны.

    Второй этап в экологическом образовании и просвещении населения начался после того, как такими организациями, как ЮНЕП и ЮНЕСКО, была утверждена международная программа, предусматривающая развитие системы получения знаний в сфере окружающей среды. Произошло это в середине 1970-х.

    Третий этап внедрения в массы экологической культуры и просвещения берет свое начало в 80-х гг. В это время идея непрерывного всеобщего природоохранного образования все более активно начала проникать в сознание различных слоев населения. При этом она стала распространяться в развивающихся странах, где еще совсем недавно к просвещению в этой области относились довольно скептически, считая, что проблемы охраны природы существуют только в странах с высоким уровнем экономики.

    Стратегия экологического образования

    Какие черты характерны для получения знаний в данной области? Экологическое воспитание и просвещение должны осуществляться на протяжении всей человеческой жизни. При этом на сегодняшний день они являются неотъемлемой частью программы общего образования.

    Основные задачи экологического просвещения заключены в сосредоточении населения на практических проблемах. Кроме этого, они призваны помочь осознать ценность окружающей среды, производить содействие коллективному благосостоянию, уделяя основное внимание проблеме выживания людей.

    Образование в рассматриваемой сфере не должно быть формальным. При этом оно должно объединяться с другими программами просвещения.

    Разновидности экологического образования

    В 70-е-80-е гг. произошло формирование структуры просвещения природоохранной направленности. Так появилось формальное экологическое образование, которое ограничивалось рамками программ учебных заведений, и неформальное, охватывающее все общество в целом.

    Вторая из этих двух систем предусматривает распространение знаний по охране естественной среды планеты, их пропаганду и распространение вне школ и вузов. Основная цель неформального образования в экологической сфере — охватить все слои общества для изменения отношения населения к среде обитания. Это позволит повысить ответственность людей в их взаимодействии с природой, а также даст каждому те знания, которые позволят минимизировать ущерб, наносимый человечеством планете.

    Уровни неформального образования

    Подобный тип просвещения в сфере отношения людей к окружающей среде разграничен определенными этапами. Это уровни неформального образования, которые имеют между собой тесную взаимосвязь.Так, распространение знаний в экологической области для детей разного возраста и воспитание в них трепетного отношения к животным и растениям сочетается с открытиями соответствующих просветительских центров, с изданием литературы природоохранной тематики и т. д.

    Уровни формального образования

    Как происходит экологическое просвещение в учебных заведениях? В формальном образовании выделяют 4 уровня. На первом из них осуществляется пропаганда знаний, тематикой которых служат отношения, возникающие между людьми и природой. Все это происходит в границах дошкольного образования. В указанный период дети получают необходимые знания в форме игры, приобретая при этом необходимые навыки бережного отношения к живому.

    Второй уровень экологического образования рассчитан на школьников. Учащиеся получают знания о природе на специальных уроках, а также при прохождении программ смежных дисциплин. В этот период внимание концентрируется на практических исследованиях, которые закрепляют изученный материал.

    Экологическое образование в рамках третьего уровня реализуется в средних учебных заведениях и в высших. В них:

    — студенты посещают особые курсы;

    — создаются специализированные факультеты;

    — усиливается экологическая тематика традиционных курсов;

    — происходит специализация в сфере изучения различных сторон проблемы, касающейся взаимоотношений человека с его естественной средой обитания (научно-техническая, политическая, социально-экономическая и т. д.).

    На третьем уровне студенты начинают осознавать потребность в устранении экологической безграмотности тех людей, которые принимают решения политического характера.

    Четвертый уровень формального образования проходят все лица, повышающие квалификацию на соответствующих курсах специальных факультетов.

    Основные задачи

    Экологическое просвещение в целом, вне зависимости от его разновидности, призвано:

    — воспитать таких членов общества, которые хорошо понимают взаимосвязь природы и человека, а также осознают необходимость сохранения экологического равновесия как на региональном, так и на мировом уровне, и постоянно содействуют этому;

    — обеспечить поступление точных данных о состоянии природной среды, что позволит обществу принять самые оптимальные решения по ее применению;

    — содействовать распространению навыков, умений и знаний, которые нужны человеку для устранения имеющихся экологических проблем, а также для их недопущения в будущем;

    — ориентировать людей на то, что при принятии любого решения в сфере окружающей среды особенно важно не забывать о необходимости равновесия между удовлетворением потребностей общества сегодня и возможных последствий таких действий в будущем;

    — дать каждому члену общества осознание его причастности к сохранению природы.

    Экологическая культура

    Чего позволяет добиться осознание масштабности и остроты проблем с окружающей средой, а также выявление их мирового характера? В совокупности с системой соответствующего просвещения оно создает прекрасные предпосылки для формирования у людей экологической культуры. Она позволяет представить взаимоотношения, которые имеют место у человека с природой, в виде нравственной проблемы.

    Экологическая культура - это совокупность духовных и материальных ценностей, а также методов деятельности людей, обуславливающих соответствие социокультурных процессов по сохранению окружающей среды.

    Роль политических аспектов

    Утверждение экологической структуры неизменно вызывает переход от полученных знаний к осознанию. Оно-то и станет основным мотивирующим фактором, определяющим деятельность любого человека.

    Особая роль в условиях надвигающегося экологического кризиса отводится исполнительным структурам человеческого общества, особенно политическим институтам. В этом случае изучению в первую очередь подлежат политические аспекты, которые имеют непосредственную связь с глобальной динамикой природных изменений. Происходит формирование особого образования. Оно носит название эколого-политологического. Основной целью такого просвещения является урегулирование решений, принятых органами власти, оказывающих влияние на нарастание мировых проблем окружающей среды.

    Роль библиотеки в повышении природоохранных знаний

    К сожалению, пока еще большое количество людей не до конца осознает те проблемы, которые существуют на нашей планете применительно к окружающей среде. Об этом ярко свидетельствуют события, происходящие в последние годы. Среди них вырубка лесов, загрязнение воздуха и т. д. Все это привело к решению проводить экологическое просвещение населения в библиотеке. Ее роль в этом случае сложно переоценить.

    Почему именно библиотека? Да потому, что она представляет собой целое собрание информационной базы, которой нет ни в одном учреждении культуры. Кроме этого, в библиотеке работают грамотные люди, получившие высшее образование и готовые пропагандировать экологические идеи. Все эти компоненты в совокупности позволяют сделать данное учреждение незаменимым элементом системы природоохранного просвещения.

    Основные направления деятельности

    План экологического просвещения в библиотеке предусматривает:

    — партнерство с теми организациями, которые заинтересованы в развитии природоохранного образования, считая подобное направление престижным и позволяющим сформировать положительный имидж компании;

    — работу по комплексным программам и целевым проектам;

    — проведение непрерывного экологического просвещения с формированием гражданской позиции при применении индивидуальных и массовых форм работы;

    — осуществление научно-методической деятельности, в процессе которой изучаются потребности населения в информации.

    Проводимые мероприятия

    Несмотря на имеющиеся проблемы, работа библиотек в области экологического просвещения населения является целенаправленной и разнообразной. Это становится возможным благодаря программной деятельности, в которую включаются познавательные экскурсии, а также интеллектуальные игры на тему взаимоотношений человека с природой, специальные занятия по данной тематике, участие в народных празднованиях, проведение встреч с интересными людьми.

    Мероприятия по экологическому просвещению в библиотеках становятся максимально эффективными благодаря тесному сотрудничеству и взаимосвязям с природоохранными организациями, частными лицами и предприятиями. Именно поэтому вся работа координируется с различными специалистами. Это и инженеры-экологи, и специалисты отдела культуры, и сотрудники организаций, занимающихся природными ресурсами и охраной окружающей среды и т. д.

    В перечень мероприятий по экологическому просвещению населения включаются:

    — видеопрезентации;

    — фотовыставки;

    — познавательные заочные путешествия;



Поделиться: